Что такое понесла определение в сказке о царе салтане

I. мотивация самоопределение к учебной деятельности- здравствуйте ребята!дружно за руки возьммсяи друг другу улыбнмся.пусть сегодня для нас всехна урок придт

I. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)

— Здравствуйте ребята!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Пусть сегодня для нас всех

На урок придёт успех!

Пожелайте всем удачи,

И успешности в придачу!

Проговаривают стихотворение, психологически настраиваясь на урок.

Показывают готовность
к уроку. Приветствуют учителя

К – планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний.

Постановка учебной задачи.

-Прочитайте про себя скороговорку, которая представлена на слайде:

«Жил-был царь Овес, он все сказки унес»

-Давайте прочитаем вместе медленно. Теперь чуть быстрее. Прочитайте разными интонациями.

-Определите ключевое слово в данной поговорке. (Сказка) Что это за  жанр – сказка? (СКАЗКА — произведение о вымышленных событиях чаще всего в повествовательной форме со счастливым концом).

По таблице определите, какие бывают сказки?

Что такое понесла определение в сказке о царе салтанеЧто такое понесла определение в сказке о царе салтанеЧто такое понесла определение в сказке о царе салтанеЧто такое понесла определение в сказке о царе салтане

Что такое понесла определение в сказке о царе салтанеЧто такое понесла определение в сказке о царе салтанеЧто такое понесла определение в сказке о царе салтане

-Чем отличаются волшебные сказки от других? (Волшебные предметы, троекратные повторы, чудеса, герои, владеющие магией).

— «Мал бывал – сказки слушал, а вырос – сам стал сказывать», про какого русского писателя можно  сказать эти слова? Можно ли назвать сказки Пушкина волшебными?

Посмотрите: на выставке представлены книги, со сказками Пушкина. Проверим, насколько внимательно вы их читали.

– Вы знаете, что такое «Бюро находок»? Сегодня у нас открылось «Бюро литературных находок». К нам попали герои пушкинских сказок, помогите им найти свои сказки.

Рыбка        «Сказка о рыбаке и рыбке»

Белка         «Сказка о царе Салтане…»

Петушок    «Сказка о золотом петушке»

Яблоко       «Сказка о мертвой царевне…»

Заяц           «Сказка о попе и о работнике его Балде»

Кораблик   «Сказка о царе Салтане…»

Лебедь       «Сказка о царе Салтане…»

— Из какой сказки предметов оказалось больше?

-А как вы думаете, сегодня чему мы посвятим наш урок? Какая же будет тема урока?

— Какие цели мы перед собой поставим?

( Попробуем определить тему, главную мысль сказки; проанализируем поступки героев)

Речевая разминка

Читают поговорку разными интонациями.

Определяют отличительные признаки сказки от других литературных жанров.

А.С.Пушкин, в детстве ему сказки сказывала няня Арина Родионовна.

Называют сказки.

Отвечают на вопросы учителя.

Формулирую тему и цели урока.

Познавательные:
самостоятельно находят информацию и способы решения задач.

Регулятивные: определяют тему, цели и задачи урока.

Коммуникативные: вступают в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

III. Работа над сказкой.

Повторение изученного.

Характеристика героев.

Работа с пословицей.

— Давайте вспомним сюжет, для этого вам необходимо восстановить последовательность событий в сказке.

1) Царь Салтан выбирает жену

2) отъезд царя Салтана на войну

3) подмена грамоты

4) морское путешествие царица и Гвидона

5) избавление царевны от злого коршуна

6) превращение князя Гвидона в комара

7) превращение князя Гвидона в муху

8) превращение князя Гвидона в шмеля

9) встреча Салтана с семьёй

10) счастливый конец.

— Прочитайте полное название сказки. Что ты из него можно узнать? 

В любой сказке есть положительные и отрицательные герои. Положительным героям мы сочувствуем, переживаем за них. Противоположность этим героям – злодеи, они совершают поступки, которые приносят вред.

 Посмотрите на таблицу:

Герои

положительные

отрицательные

нейтральные (второго плана)

— Перед началом урока каждой паре достался герой из сказки, переверните листочек, прочитайте и подумайте,  в какую колонку вы его поместите: Царь Салтан, царица, князь Гвидон, царевна Лебедь, повариха, ткачиха, сватья баба Бабариха, (коршун-чародей, бояре, корабельщики, гонец, 33 богатыря – это нейтральные герои).

Дайте ему характеристику по следующему плану.
1. Имя героя и кем он является.
2. Внешность и характер героя.
3. Поступки героя и их оценка.
4. Отношение автора к герою.
5. Ваше отношение к герою.

При составлении характеристики, можете воспользоваться карточкой подсказкой.

— Прочитай русскую пословицу. Объясните её смысл.

Где счастье родится, там и зависть плодится.

Какую роль сыграла зависть в сказке?

Зависть сестриц едва не обернулась трагедией для царевны и её новорожденного сына. Но нет худа без добра. Бочка, брошенная в море, приплыла к чудному острову, где князь обрёл истинное счастье.

В сказках добро побеждает зло. Простил ли автор сестер в сказке?

— А вы бы простили или вам хочется изменить конец сказки?

— Сохранилась ли у царя любовь к жене, к сыну? Почему вы так считаете?

 -Сказка, да, намёк, ложь, в ней, урок, добрым, молодцам. Чему учит данная сказка.

Групповая работа.

В группе восстанавливают последовательность событий.

Из заголовка можно узнать о героях сказки. (“Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди”

Работают в парах.

Успех ближнего порождает зависть.

Сказка учит доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим черной завистью, а учит радоваться за других, учит сохранить любовь к близким, не смотря на трудности и испытания, которые встали на пути героев.

К. Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания.

Познавательные:
самостоятельно находят информацию и способы решения задач;

высказывают предположения,

строят речевое высказывание в устной форме.

Личностные: оценивают жизненные ситуации и поступки героев художественного текста

Предметные:  определяют тему, главную мысль сказки; характеризуют героев произведения.

IV. Домашнее задание

Выучить понравившийся отрывок наизусть.

V. Итог урока. Рефлексия

– Что вам дал этот урок?

– Выберите одно предложение и закончите его:

•  Теперь я знаю…

•  Мне стало понятно…

•  Раньше мне не приходилось…

•  Пока мне трудно дается…

Оценка деятельности на уроке

Формулируют свое отношение к уроку

регулятивные: фиксируют удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой;

Л.
Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др. Литературное чтение. 3 класс. Учебник, часть
1

А.
С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Стр.

Слова из сказки

Значения слов

С. 92 –
105

92

…то на
весь бы мир одна наткала я полотна.

Полотно — гладкая льняная ткань особого
переплетения.

В светлицу входит царь.

Светлицав старину: светлая парадная комната в доме.

93

Царь…в
тот же вечер обвенчался.

Обвенчаться

вступить в брак (стать мужем/женой) по церковному обряду.

Пир
честной.

Честной (пир) –
установленный добрым обычаем.

94

Честные гости

Честные (гости)
– почтенные, уважаемые, достойные почёта.

Дела вдаль
не отлагая

– не
откладывая дела на дальний срок.

С первой
ночи понесла.

Понесла – стала
беременной. В организме женщины начал развиваться ребёнок.

Наступает
срок родин

Срок
родин

– день, когда должен родиться ребёнок.

Бог им
сына дал в аршин

Аршин
русская мера длины, равная 71 см.

Шлёт с
письмом она гонца

Гонецтот, кто послан куда-либо со срочным
поручением, известием.

Извести её
хотят

Извести
погубить.

Сватья баба
Бабариха

Сватья
родственница

95

Едет с грамотой
гонец…

Грамота
деловой документ или письмо.

И царицу
и приплод

Тайно
бросить в бездну вод.

Приплод
ребёнок.

Бояре

Бояре — знатные
люди.

И привёз
гонец хмельной

Хмельной
пьяный, нетрезвый.

98

И пошёл
на край долины

У моря
искать дичины.

Долина удлиненная впадина между горами или холмами.

Дичина – дикие
птицы.

Смотрит
– видит дело лихо.

Лихо
плохо.

Бьётся
лебедь средь зыбей,

Коршун носится
над ней.

Зыбь – волнение
(волны)  на водной поверхности в отсутствие ветра.

Коршун — крупная
хищная птица с длинными крыльями.

99

Лечь натощак.

Натощак – на
голодный желудок.

Блещут маковки
церквей

Маковка церкви
– это купол (крыша) круглой или овальной формы.

100

Мать и
сын спешат ко граду.

Град – город.

И
царевича венчают

Княжьей
шапкой.

Совершают
обряд, присваивая высокое звание князя.

И
нарёкся: князь Гвидон

Нарёкся
назвался

Пристань с
крепкою заставой.

Пристань
специально оборудованное место для
причаливания (стоянки) речных судов у берега.

Застава
место
въезда в город, являющееся пунктом контроля привозимых грузов и приезжающих.

103

Царь
Салтан сидит в палате на престоле и в венце.

Палата
большое богатое здание или помещение.

Престол – трон 
правителя (царя).

Венец
драгоценный головной убор, корона.

104

Новый
город… с теремами.

Терем – дом в
виде башни. Высокий богатый дом.

105

А орешки
не простые,

Всё
скорлупки золотые,

Ядра
чистый изумруд.

Ядро
внутренняя часть плодов и семян, заключённая в твёрдую оболочку.

Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др. Литературное чтение. 3 класс.
Учебник, часть 1

А.
С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Стр.

Слова из сказки

Значения слов

С. 105 –
118

106

С ободрённою
душой

Князь
пошёл к себе домой.

Ободрённый – от
слова ободрить (внушить бодрость кому-либо, поднять настроение)

С
ободрённою душой – с хорошим настроением.

107

Караул к нему
(к дому) приставил.

Караул
воинское подразделение, несущее охрану чего-либо.

110

Девки
сыплют изумруд

В
кладовые
и под спуд.

Изумруд — драгоценный
камень ярко-зелёного цвета.

Кладовая — помещение
для хранения товаров, припасов, материалов.

Спуд
тайник, хранилище, скрытое место.

111

Усмехнувшись
исподтиха
,

Говорит
царю ткачиха…

Усмехнуться
улыбнуться
насмешливо.

Исподтиха
незаметно, скрытно.

И
ткачиха…окривела.

Окриветь – стать
кривым, ослепнуть на один глаз.

117

Вот идёт
молва правдива…

Молва –
слухи (информация, которой обычно не стоит доверять, требующая проверки)

118

А
сама-то величава,

Выступает,
будто пава

Величавая
важная, гордая, внушающая к себе уважение.

Выступает,
будто пава

– говорят о женщине с горделивой осанкой и плавной походкой.

С. 120 –
128

120

Подумай…
не раскаяться б потом.

Раскаяться — испытать
сожаление, признаться в совершённой ошибке, в дурном, неправильном поступке

Князь
пред нею стал божиться

Божиться — уверять,
клясться, произнося «ей-богу».

Что об
этом обо всём

Передумал
он путём.

Путём – как
следует, толково.

Что
готов душою страстной

Страстная душа –
душа, в которой сильное чувство.

121

Просим
твоего благословенья

Просим
благословения – одобрения, разрешения на какое-либо дело.

122

А лежит
нам путь далёк:

Восвояси на
восток.

Отправиться
восвояси – это значит туда, откуда приехал, пришёл (или к себе домой).

К нам он
в гости собирался,

А доселе
не собрался.

Доселе – до
сих пор.

124

Всяк его
усердно славит.

Славить
хвалить.

Усердно
сердечно, с любовью.

125

Но
Салтан им не внимает

Внимать
слушать с особым вниманием, принимать во внимание чьи-л. слова, проявляя
готовность им следовать.

И в лазоревой
дали

Показались
корабли.

Лазоревый
лазурный (имеющий оттенок синего цвета)

126

У ворот
блистают латы.

Латы —  доспехи
из крупных металлических пластин, откованных по форме тела воина для защиты
его груди и спины от оружия.

127

И свекровь
свою ведёт…

Свекровь – мать
мужа.

И дух
в нём занялся

Дух
занялся

– захватило дух – стало тяжело, трудно дышать (от избытка чувств, сильных
переживаний, ощущений…)

128

Их нашли
насилу там.

Нашли насилу
– нашли с большим трудом.

Цель: Познакомить с  отрывком
произведения А.С . Пушкина «Сказка о царе Салтане..»

2.     Развивать
коммуникативно-речевые умения и навыки.

УУД:
Личностные: а) личностное, профессиональное, жизненное
самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе;
б) установление учащимся значения результатов своей деятельности для
удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.
Регулятивные: а) постановка учебной задачи на основе соотнесения
того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
б) определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного
результата;
в) контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным
эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
г) контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще
подлежит усвоению
Коммуникативные: а) планирование учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками;
б) инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;
в) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные: а) самостоятельное выделение-формулирование
познавательной цели,формулирование проблемы;
б) моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений
,выдвижение гипотез и их обоснование;
в) умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения
задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания;
г) рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка, критичность

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Орг. момент
Цель: настрой на урок, проверка готовности

1-2 минуты

Здравствуйте, ребята, меня зовут Ксения
Александровна  , и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.


Закройте глаза. Представьте, что вы смотрите на звёздное небо. Бесчисленное
количество звёзд поражает нас своими сиянием. А вот и желтоглазая луна,
которая манит к себе. Вдруг одна звезда упала с небосклона. Можно загадать
желание. Загадайте.

— Сейчас
тихо как мышки сядут девочки, и ещё тише мальчики. И пусть до конца дня у вас
будет хорошее настроение. Сядьте ровненько и красиво.

Приветствуют
учителя

Л:а
Р: а
К: а

2.Проверка
домашнего задания

Цель:
коррекция знаний учащихся

7-10 мин

К:а
Р: б

3.Актуализация
знаний.

Цель: выявить
знания детей

3 минуты

-Ребята , с произведением какого автора вы
знакомились , на прошлом уроке ?

-А как называется это произведение ?

-молодцы

-На доске иллюстрации к сказке

-Сейчас я вам буду читать отрывки из сказки ,
ваша задача выбрать  верные строки  к иллюстрациям

img3 (1).jpg

А.Три девицы под окном                

   Пряли поздно вечерком.   

Б. В кухне злится
повариха,

   Плачет у станка ткачиха

cs37.jpg 

А.Родила царица в ночь                         

Не то сына, не то дочь

Б.Наступает срок родин

 Сына бог им дал в аршин

orig.jpg

А. В гневе начал он
чудесить

И гонца хотел повесить;

Б.Шлет с письмом она гонца,

Чтоб обрадовать отца.

0.jpg

А.Делать нечего: бояре,

Потужив о государе

И царице молодой,

В спальню к ней пришли толпой.

Б. Сами шлют гонца
другого

Вот с чем от слова до слова

141652_1020428.jpg

А.И царицу в тот же час

В бочку с сыном посадили,

Засмолили, покатили

И пустили в Окиян —

Так велел-де царь Салтан.

Б. Мать с младенцем
спасена;

Землю чувствует она.

-Ребята . а вы заметили , что у нас остались рисунки без строк

-Как вы думаете почему ?

-Ребята , так чем же мы займёмся на сегодняшнем уроке ?

-Верно

 -А.С.Пушкин

-Сказка
о царе Салтне

-Потому
что , мы ещё не всё прочитали

П: а
К: а
Р: б

4.Первичное
восприятие текста

Цель: чтение
текста с последующим анализом

10-15
минут

-Открываем
учебник на странице 97.Я начну читать , а вы продолжите (мать и сын теперь
на воле …..у моря искать дичины )

1.Ребята
какие слова выделены в тексте синим цветом ?

-Найдите
их значения в словаре

Что
увидел царевич когда пришёл к морю . Найдите и зачитайте.

(к морю
лишь подходит он …молвит русским языком )

2.Кем
был коршун?

-Ребята
, а вы знаете , кто такой Чародей ?

-Чародей-это
колдун , волшебник

(Ты
царевич мой спаситель …лечь решили на тощак)

3.Что
увидел перед собой царевич , когда проснулся? Прочитайте

(Вот
открыл царевич очи …и нарёкся князь Гвидон)

-Ребята
, какие слова выделены  синим цветом

-Найдите
и прочитайте в словаре , что они означают

4.Куда
держали путь корабельщики ?

(Ветер
по морю гуляет …лебедь белая плывёт )

5.Чему
опечалился Гвидон?

В кого
лебедь превратила царевича?

(Здравствуй
зкнязь ты мой прекрасный …На корабль-и в щель забился )

6. О
каком чуде рассказали корабельщики царю Салтану ?Прочитайте

-Найдите
в словаре слово Не привальный . Что оно означает ?

(Ветер
весело шумит…и прислал тебе поклон )

7.Найдите
в словаре слово изумруд и фразу в свой удел

-Каково
их значение

(Царь
Салтан дивится чуду…Через море полетел)

8. Что
увидел царь придя домой ?

-Ребята
, а вы знаете , что означают слова бает и дьяк ?

-Давайте
откроем словарь и посмотрим

(Снова князь
у моря ходит…Князю прибыль белке честь )

1.Смотрит
— видит дело лихо:

Бьется лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней;

2.Чародеем

3.Видит
город он большой,

Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.
4. В
царство славного Салтана…»

5. Видеть я б хотел отца

-В комара

6. Мы объехали весь свет;
За морем житье не худо,
В свете ж вот какое чудо:
В море остров был крутой,
Не привальный, не жилой;
Он лежал пустой равниной;
Рос на нем дубок единый;
А теперь стоит на нем
Новый город со дворцом,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами,
А сидит в нем князь Гвидон;
Он прислал тебе поклон»

.

8.  Князь
пошел себе домой;

Лишь ступил на двор широкий —
Что ж? под елкою высокой,
Видит, белочка при всех
Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки равные кладет,
И с присвисточкой поет
При честном при всем народе:
Во саду ли, в огороде.

7.Первичное закрепление прочитанного

Цель:

5-7 минут

-Ребята , давайте пофантазируем , какую же вы
представляете себе  Белочку ?

-А вот так белочку себе представляет
иллюстратор Станислав Ковалёв

9b1eba8b077553658070a3e7518ca06f.jpeg

-Совпали ваши представления , с тем как белочку
видит Ковалёв?

-Давайте найдём строки к этой иллюстрации

Князь для белочки потом
Выстроил хрустальный дом.
Караул к нему приставил
И притом дьяка заставил
Строгий счет орехам весть.
Князю прибыль, белке честь.

-Ребята
, теперь мы можем подобрать строки к этим иллюстрациям ?

-Найдите
строки к первой иллюстрации

img4.jpg

Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в широком поле;

cs73.jpg

Мать и сын идут ко граду.
Лишь ступили за ограду,
Оглушительный трезвон
Поднялся со всех сторон:

-да

К: а
Р: б

8.Подведение
итогов урока

Цель: организовать
деятельность по анализу выполненной на уроке работы

3-5
минут

-Ребята
, мы сегодня хорошо потрудились , давайте подведём итог

-О каком
Пушкинском чуде мы сегодня узнали ?

-А какая
новый персонаж появился в сказке ?
-Молодцы!


теперь закончите фразу

Сегодня на уроке … 
Мне понравилось…

Для меня было трудным…

Моё настроение …

Хорошо, молодцы!

Сегодня за работу на уроке оценки получают….

Спасибо за урок!

Урок окончен!

К: г;
П: г;

Лб

9.Дача
домашнего задания

-Ребята,
откройте дневники и запишите домашнее задание.

(Запись
на доске Д/З)

Записывают
в дневник д/з

Интегрированный урок: музыка и литература

5 класс

тема:

«Музыка и сказки А.С. Пушкина»

Подготовила:

Учитель музыки   

                                                                               БОРИСЕНКО
ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНА

2020-2021 учебный год.

Цель урока: Показать, что музыка и литература взаимно обогащают и

дополняют друг друга
на примере сказок А.С. Пушкина и музыки великих русских композиторов М.И.
Глинки и Н.А. Римского-Корсакова.                                                                                                                                                                        Задачи
урока:                                                                                                                
     1.
Углубить и расширить на новом этапе знания учащихся о жизни  поэта и
композиторов, какое влияние оказал А.С. Пушкин на творчество русских
композиторов, художников,
кинематографов.                                            2.Развитие
системного и диалектического мышления, гибкости ума, познавательной активности
и интересов учащихся.                                             3.Воспитание
гуманистического мировоззрения, отвечающего идеалам современности, любви к
шедеврам русского поэтического и музыкального искусства.

Материал
урока:                                                                                                                  
А.С. Пушкин: поэма «Руслан и
Людмила»; «Сказка о царе Салтане»; «Сказка о золотом петушке» — работа над текстом.                                                                         
М.И. Глинка: Увертюра к опере «Руслан и
Людмила».                                                            Н.А.
Римский-Корсаков: опера «Сказка о царе Салтане», фрагменты оперы: «Три чуда»,
«Ария царевны Лебедь», «Полёт шмеля»; опера  «Золотой петушок», темы царя
Дадона, золотого петушка, «Ария Шемаханской царицы» — слушание,
анализ.                                                                                               
    Р.Н.П. «На море утушка купалася» —
разучивание.                                                             
Попевка «У лукоморья дуб зелёный» —
распевание.                                                           Энтин
«Дорога добра» — исполнение.

Оборудование:

Компьютер, проектор, презентация «Сказки А.С. Пушкина и музыка»:

Фрагменты из художественного кинофильма «Руслан и Людмила»,

Фотография действующих лиц  оперы;

Фрагменты из мультфильмов «Сказка о царе Салтане»: (белочка); и
«Золотой петушок»;

Фрагменты из художественного фильма «Сказка о царе Салтане»:

(превращение  Лебедь в царевну);

репродукции: «Тридцать три богатыря», «Полёт шмеля»;

портреты А.С.
Пушкина, М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакого

Звучит фрагмент Увертюры из оперы «Руслан и Людмила»
М.И. Глинки.

        
Что это прозвучало?

        
Кто написал поэму
«Руслан и Людмила»?

        
На доске – иллюстрации к
сказкам Пушкина.

А теперь посмотрите
на доску

        
Что вы там видите?

          ( иллюстрации к сказкам Пушкина).

        
Назовите эти сказки.

        
Какие вы читали сами?

        
Какие вы услышали от
родителей?

        
Как вы думаете, какова же
тема нашего урока, где объединятся воедино и литература, и музыка и мы
посмотрим: только ли музыка нужна литературе или литература тоже нужна музыке?

  « Музыка и
сказки А.С. Пушкина». 

        
А почему именно Пушкин?

           ( т.к. его поэзия, и в частности сказки, необычайно музыкальны).

А.С. Пушкин высоко
ценил и глубоко интересовался русским народным творчеством. Ведь в песнях
народа, былинах, преданиях, сказках получили непосредственное отражение его
быт, страдания и радости, мужество и героизм, необычайно богатый духовный мир.

        
А как вы думаете, кто
привил Пушкину живой интерес к творчеству своего народа, который постепенно
перерос в горячую и преданную любовь?

Конечно
же, его няня Арина Радионовна.

И
Пушкин всю свою жизнь собирал, записывал и изучал песни и обряды, сказки,
былины, легенды. И сюжеты, подсказанные народом, нередко ложились в основу
собственных сочинений.

        
Вспомните, какими словами
Пушкин начинает поэму «Руслан и Людмила»?

(  
На экране слайд: Крамской «Пушкин у лукоморья»)

У лукоморья дуб зелёный

Златая цепь на дубе том,

И днём, и ночью кот учёный

Всё бродит по цепи кругом,

Идёт направо — песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Истинно
русские слова, словно былинная песнь гусляра.

Именно
так подчеркнул Пушкин близость
песни
(музыки)
и сказки (литературы), их нерасторжимую связь.

 Распевание:      попевка «У лукоморья дуб
зелёный».

        
А кто главные действующие
лица в этой поэме – сказке?

(На экране слайд с участниками
оперы «Руслан и Людмила»).

Наш
урок начался с «Увертюры»  Глинки к опере «Руслан и Людмила».

        
А что такое увертюра?

(вступление к опере, где показаны характеристики
главных героев и общий настрой всего произведения).  
(Слушание увертюры).

        
Так что мы услышали в
увертюре?

(тема Руслана – мужественная, стремительная, бодрая,
гордая;

  тема Людмилы – песенно-танцевального характера,
легко, напевно, жизнерадостно;

эти две темы прерываются грозными аккордами в низком
регистре и звучанием барабана, говорящие о том, что главным героям предстоят
серьёзные испытания;

        
А как
закончится опера? Как мы об этом узнали?

Конечно  же  по радостному, жизнеутверждающему
характеру финала увертюры).

        
А как же это всё
происходило?

Учитель русского языка и литературы:

 (Беседа по тексту с использованием видеофрагментов: похищение Людмилы;
Руслан и Черномор).

С появлением поэмы Пушкина «Руслан
и Людмила» в 1820 году связано одно событие.

В.А.Жуковский (Что вы знаете о нём?) подарил Пушкину свой портрет с
надписью: «Победителю ученику от побеждённого учителя, в тот
высоко-торжественный день, когда он окончил свою поэму «Руслан и Людмила».

Дома вы познакомились с героями
этого произведения.

        
Каково ваше мнение?

        
Какую речь использует
автор?
(стихотворную).

        
Что такое стихотворная
речь?

        
Что такое ритм?

        
Что такое рифма?

        
Вспомните виды рифм.

а                     а                   а           

б                      а                   б

а                      б                   б

б                      б                   а

Перекрёстная, парная, опоясывающая   (запись в тетрадь).

Сейчас вы получите задание по тексту поэмы (разрезанные по строкам
четверостишья;

4 человека  3 минуты на подготовку,
1 человек от группы отвечает):

1.    
Собрать
строки в нужном порядке.

2.    
Выразительно
прочитать отрывок.

3.    
Определить
вид рифмы.

Пример ответа (учитель).

Отрывок из первой части поэмы:

Все смолкли, слушают Баяна:

И славит сладостный певец

Людмилу – прелесть и
Руслана

И Лелем свитый им венец.

Рифма перекрёстная: «Баяна –
Руслана

                                     
Певец – венец».

        
Всем понятно задание? (работа по группам).

Видеофрагмент «Похищение Людмилы».

        
Чей отрывок соответствует
фрагменту?

Ответ ученика:

Гром грянул, свет блеснул в
тумане,

Лампада гаснет, дым бежит,

Кругом всё смерклось, всё
дрожит,

                    И
замерла душа в Руслане (
опоясывающая)                                       

Ответ №2, 3, 4.                                  №2

Все четверо выходят вместе,

Руслан уныньем как убит,

Мысль о потерянной невесте

                                          
      Его терзает и мертвит.                 
(перекрёстная)

№3

И всё мне дико, мрачно
стало,

Родная пуща, тень дубов

Весёлы игры пастухов

                                       
Ничто тоски не утешало            
(опоясывающая).

№4

Узнай, Руслан: твой оскорбитель

Волшебник страшный
Черномор,

Красавиц давний похититель,

                          
Полнощных обладатель гор
(перекрёстный).

Видеофрагмент «Руслан и Людмила».

        
Чей отрывок соответствует?

№5

В досаде, в горести немой,

Напрпсно длинной бородой

Усталый Карла потрясает:

Руслан её не выпускает…(парная)

№6

Мужайся, князь! В обратный
путь

Ступай со спящею Людмилой,

Наполни сердце новой силой,

Любви и чести верен
будь(опояс.)

№7

Тогда Руслан одной рукой

Взял меч сражённой головы

И, бороду схватив другою,

Отсёк её как горсть травы(перекр.)

№8

…Пуская тяжкий, слабый
стон,

С усильем приподнялся он,

 Взглянул, поник главою
бранной-

И пал недвижный,
бездыханный (пар.)

Стихотворная речь в поэме Пушкина рождает в нашем
воображении живые, яркие картины. И современников Пушкина, и нас восхищает
богатство и разнообразие содержания, блеск и поэтичность языка.

Учитель музыки:

Поистине Пушкина можно назвать великим русским
поэтом – сказочником.

        
А кого из русских
музыкантов называют композитором – сказочником?

 (Н.А.
Римского-Корсакова)

        
Почему?

 (у него 15 опер, большинство из которых написаны на
сказочный сюжет).

Назовите оперы-сказки, которые вы знаете!

(Садко, Сказка о царе Салтане, Сказка о золотом
петушке, Снегурочка).

    А
какие из них написаны по сказкам Пушкина?

        
А сказка вся полностью
используется в опере?

        
А что лежит в основе любой
оперы?

                                       (либретто).

        
Что такое либретто?

                           (краткое, переработанное содержание литературного
произведения)
.           

 По
сказкам Пушкина либретто были написаны под руководством самого
Римского-Корсакова. Первую из них, «Сказку о царе Салтане» он написал к
100-летию А. Пушкина.

      —   Когда это
было?

                             (1899).

А
сам Пушкин написал свою сказку в 1831г. в Царском селе. Помните, мы говорили в
начале урока, что сюжеты, «подсказанные» народом нередко ложились в основу
собственных сочинений поэта? Так было и со «Сказкой о царе Салтане», которую
составили подлинные мотивы русского народного повествования о царице, которую
по злому навету завистливых сестёр, царь сам, лично приказал посадить в бочку и
бросить в море.

        
А у Пушкина в его сказке
так же было на самом деле?

(нет,
царь не приказывал посадить в бочку и «бросить в бездну вод и царицу и
приплод», а всё это подстроили завистливые сёстры — ткачиха, повариха вместе со
сватьей бабой Бобарихой).

                                      Учитель литературы:

А.С.
Пушкин в этом произведении отработал народную сказку, написанную им в двух
вариантах.

        
Как мы назовём  в отличие
от народной сказку Пушкина?

        
Прочитайте полное название
пушкинской сказки.

(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе
Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).

— Что обычно отражено в заглавии?    (главная мысль)

—  Как вы думаете, почему эту сказку так назвал Пушкин?

С
названием всегда связаны тема и идея произведения.

        
Вспомните, что такое тема
произведения?

        
Что такое идея?

        
Какую же тему помогает
понять образ царя Салтана?

(тема оклеветанной жены и благополучное разрешение
этой судьбы).

        
Какие мысли рождает у нас
образ «сына его славного и могучего богатыря князя Гвидона Салтановича»?

(идеальное, счастливое государство)

Задание для всего
класса:

1.    
Найти в тексте описание
морского государства Гвидона.

2.    
Подготовить выразительное
чтение по ролям.

3.    
Объяснить, почему
государство Гвидона является идеальным, счастливым.

(Все в том острове богаты,

Изоб нет, везде палаты…

«И той стражи нет надёжней,

Ни храбрее, ни прилежней»;

«Князь Гвидон тот город правит,

Всяк его усердно славит».

Ответы
учащихся. Выразительное чтение по ролям (последний визит корабельщиков со слов
«ветер весело шумит…». Роли: автор, царь Салтан, корабельщики).

— Какая тема
связана с царевной — Лебедь?   (
волшебство).

Царевна
– одна из главных героинь и оперы Римского-Корсакова.

Учитель музыки:

Опера
оказалась поистине пушкинской. Римскому-Корсакову удалось сохранить
своеобразные черты поэтического произведения: наивность, добродушный юмор,
народный колорит. Подчас бывает трудно отличить в опере тему, созданную
композитором от подлинно-народных песен. И  самих народных песен в опере
немало. Одна из них – свадебная песня  «
На море утушка купалася».

        
Послушайте, как звучит эта
песня?

                          (немного грустно, напевно,
медленно).

Разучивание.

        
А характер песни ближе
всего к облику какой героини сказки?

Но
в опере песня приобретает совершенно новые черты.

        
Послушайте, как она
изменилась?

                                             Звучит ария
Царевны-лебедь.

 

( радостно, празднично)

        
Почему?

(передаёт счастливое состояние героини, которую
Гвидон спас от злого коршуна)

В свою очередь Лебедь
тоже помогает царевичу.

        
Каким образом она это
делала?

Сначала она
превратила его в шмеля.

        
А для чего?

Да, очень хотелось Гвидону
взглянуть на своего отца и при этом остаться незамеченным. Его появление в
царстве салтановом  вызвало переполох. Досталось и сёстрам, и бабе
Ббарихе.                                    Видеофрагмент:  Яковлев
«Полёт шмеля» и музыка Р-К.

        
Послушайте, как звучит
музыка?

                                  (быстро, стремительно, весело).

        
Почему?

                                  (радость увидеть отца).

        
А как композитор
изобразил гудение шмеля?

                                  (тембр виолончели, вращательные
движения)

        
В чём Лебедь ещё
помогла Гвидону?

Конечно, чтобы на острове Гвидона появились три чуда, о которых молвил
народ.

        
Так какое первое чудо?

Видеофрагмент «Белочка»

        
Какую белочку вы увидели?

        
Какую песню она поёт? ( р.н.п. «Во саду ли в огороде»)

А вот как представил  её Римский-Корсаков. Послушайте и скажите

        
Как звучала музыка?

(лёгкая, изящная, прозрачная, хрупкая)

        
А почему она звучит
именно так?

(т.к. рисует волшебную белочку, грызущую золотые орехи).

А вот второе чудо:

                                             «33 богатыря»
(иллюстрация)

        
Если вы были бы
композиторами, какую бы написали музыку для них?

(маршеобразную, воинственную, твёрдую)

        
Совпали ли наши мысли с
мыслями композитора Римского-Корсакова?

(да, + ещё показал в музыке и пушкинские строки:

Море вздуется бурливо

Закипит, поднимет вой

Хлынет на берег пустой).

И, наконец, самое главное чудо

        
Какое?

Конечно же, невиданной красоты Царевна-Лебедь.

                                                Видеофрагмент
из художественного фильма — сказки.

А теперь
прозвучит  музыка Римского-Корсакова.

— Поделитесь
о ней вашими впечатлениями!

 (то прихотливо — узорчато, то просто и напевно)

        
Какая знакомая вам уже
русская народная песня лежит в её основе?

(«На море утушка купалася»).

        
Каков же финал сказки-оперы
о царе Салтане?   
(замечательно,
что все нашли своё счастье: и Гвидон с Царевной — Лебедь, и царица с Салтаном).

        
А  каким предстаёт перед
нами в этих строках царь Салтан?

( добрым и
доверчивым, любящим свою жену и детей; великодушным, т.к. отпустил трёх злодеек
домой и даже не наказал их).

А вот царь из
другой пушкинской сказки и оперы Римского-Корсакова – Дадон, совершенная ему
противоположность.

        
О какой сказке-опере идёт
речь?

                                                
(«Сказка о золотом петушке»)

Посмотрите на рисунок         Зотов «Царь Дадон» и эскиз костюма к
опере                                       

                                                    
Римского-Корсакова 

        
Что вы можете о нём
сказать?

( напыщенный,
а внутренне пустой, примитивный, ленивый, глупый, трусливый, но претендующий на
большой ум и величие).

        
А какую музыку вы написали
бы для него?

(грубую, шутливую, резкую, отрывистую).

Послушаем, как это сделал композитор.

        
Совпали ли наши ощущения?

(да, короткий маршевый мотив, напоминающий тупую,
бессмысленную долбёжку, как будто он лишён простого человеческого чувства, т.к.
интонации просты, грубы, отрывисты).

«Сказкой о золотом петушке»  композитор критиковал
русское самодержавие. Опера была написана в 1905 году.

        
Вспомните, что произошло в
это время в России?

(«Кровавое
воскресенье», где погибло огромное количество простых русских людей, слепо
верящих царю в том, что он поможет им и жизнь станет легче. Но народ не
допустили к царю, а просто расстреляли. В стране началась первая русская
революция:  стачки, забастовки, аресты и гонения).

Имя Римского-Корсакова тоже было на учёте в полиции
и в первую очередь из-за оперы «Сказка о золотом петушке».

        
Как вы думаете, что не
понравилось властям в его опере?

( конечно смелость и дерзость; ведь в образе царя
Дадона все увидели пародию на царствующего в то время Николая 11).

 Даже
подзаголовок оперы «Небылица в лицах» не могла прикрыть остроту содержания
сказочным сюжетом.

        
А каков же сюжет этой
сказки?

Учитель литературы:

Эта последняя пушкинская сказка была написана в 1834
году и представляет собой единственный случай у Пушкина. Когда в основу сюжета
русской народной сказки положен чисто литературный источник: шутливая новелла
американского писателя В. Ирвинга «Легенда об арабском звездочёте»

-Давайте сравним эту сказку с народной.

        
Какие элементы народной
сказки присутствуют в «Сказке о золотом петушке»?

(Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон»

«Сказка ложь, да в ней намёк,

добрым молодцам урок»

        
трёхкратное
повторение (3 подхода)

        
лексика:
глядь, инда, бывало, петушок мой золотой, беды незваной и т.д.)

Теперь поработаем с цитатным планом.

        
Вспомните, какой план
называется цитатным?

(с использованием цитат – точных выдержек из
какого-нибудь текста).

        
Как оформляется цитата?

        
Составьте цитатный план к
следующим эпизодам:

1 ряд – начало сказки

2 ряд – военные походы

3 ряд – встреча Дадона с Шамаханской царицей

               (самостоятельная работа учащихся, ответы по рядам)

                                        Финал мультфильма « Сказка о
золотом петушке».

Учитель музыки:

        
Так за что петушок убивает
Дадона?

(за ложь, за преступление, за неумение думать о
своей земле и народе).

Совсем не типичный
финал для сказки. А как обычно заканчиваются сказки?

(счастливо и хорошо,
но «сказка – ложь, да в ней намёк

                                            
добрым молодцам урок»).

Итог урока:   Так какой урок мы получили сегодня?

        
Как связаны между собой
музыка и литература?

        
Что они призваны дарить
людям?

Конечно — же любовь, дружбу, доброту. Исполнение песни «Дорога
добра».                                      
 (выставление оценок,
домашнее задание).

Список литературы:

1.А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»

2.                       «Сказка о царе Салтане»

3.                        «Золотой петушок»

4.А. Соловцов «Римский-Корсаков  Издательство:
«Государственное музыкальное издательство (МУЗГИЗ)» (1960)

5.И. Кунин: Римский-Корсаков
Издательство: Молодая гвардия
Серия: Жизнь замечательных людей
Год: 1964


Тема : А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» продолжить работу над произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», анализировать сказку, и учиться давать характеристику её героям. Цель урока:

Тема :

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

продолжить работу над произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», анализировать сказку, и учиться давать характеристику её героям.

Цель урока:


Михайловское «…Вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» — писал Александр Сергеевич брату Льву в ноябре 1824 года. Музей-заповедник «Михайловское» Здесь Пушкин со слов своей няни Арины Родионовны записал несколько сказочных сюжетов. Один из них и стал основой «Сказки о царе Салтане…».

Михайловское

«…Вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» — писал Александр Сергеевич брату Льву в ноябре 1824 года.

Музей-заповедник «Михайловское»

Здесь Пушкин со слов своей няни Арины Родионовны записал несколько сказочных сюжетов. Один из них и стал основой «Сказки о царе Салтане…».


Игра «Это правда, это неправда». Царице и ее сыну, перед тем как посадить в бочку, прочитали закон. (Это неправда. Указ.) Бочку с сыном и матерью вынесла на берег волна. Дядька Черномор помог выбраться из бочки Гвидону. ( Это неправда. Гвидон сам выбрался из бочки) Над лебедью носился в море орел. ( Это неправда. Коршун) Остров, на котором жил Гвидон, назывался Баян. (Это неправда. Буян.) Гвидон сам построил город на острове. (Это неправда. Лебедь сделала ему подарок.) Гвидон трижды летал к царю Салтану .

Игра «Это правда, это неправда».

Царице и ее сыну, перед тем как посадить в бочку, прочитали закон.

(Это неправда. Указ.)

Бочку с сыном и матерью вынесла на берег волна.

Дядька Черномор помог выбраться из бочки Гвидону.

( Это неправда. Гвидон сам выбрался из бочки)

Над лебедью носился в море орел.

( Это неправда. Коршун)

Остров, на котором жил Гвидон, назывался Баян.

(Это неправда. Буян.)

Гвидон сам построил город на острове.

(Это неправда. Лебедь сделала ему подарок.)

Гвидон трижды летал к царю Салтану .


Читая любое произведение, мы не только знакомимся с героями, но и невольно начинаем сопереживать одним из них и испытывать антипатию к другим.

Читая любое произведение, мы не только знакомимся с героями, но и невольно начинаем сопереживать одним из них и испытывать антипатию к другим.


Самостоятельная работа Какие слова-характеристики можно отнести к царю Салтану, а какие – к князю Гвидону. 1 вариант 2 вариант заботливый добрый справедливый милосердный энергичный пассивный вспыльчивый любящий сильный гостеприимный Князь Гвидон Царь Салтан

Самостоятельная работа

Какие слова-характеристики можно отнести к царю Салтану, а какие – к князю Гвидону.

1 вариант

2 вариант

заботливый

добрый

справедливый

милосердный

энергичный

пассивный

вспыльчивый

любящий

сильный

гостеприимный

Князь Гвидон

Царь Салтан


Проверим работу добрый справедливый милосердный пассивный вспыльчивый любящий гостеприимный заботливый добрый справедливый энергичный любящий сильный гостеприимный

Проверим работу

добрый справедливый милосердный

пассивный вспыльчивый любящий

гостеприимный

заботливый добрый справедливый

энергичный любящий сильный

гостеприимный


Что объединяет отца и сына? доброта, любовь, гостеприимство. Каковы основные отличительные особенности характеров героев? Царь пассивный, а сын его активный Какой герой вам нравится больше? А автору?

Что объединяет отца и сына?

доброта, любовь, гостеприимство.

Каковы основные отличительные особенности характеров героев?

Царь пассивный, а сын его активный

Какой герой вам нравится больше? А автору?


Кем приходились повариха и ткачиха Гвидону? А сватья баба Бабариха?

Кем приходились повариха и ткачиха Гвидону?

А сватья баба Бабариха?


Назовите всех герое сказки князь Гвидон повариха коршун царь Салтан ткачиха гонцы царевна Лебедь корабельщики Бабариха царица

Назовите всех герое сказки

князь Гвидон

повариха

коршун

царь Салтан

ткачиха

гонцы

царевна Лебедь

корабельщики

Бабариха

царица


Самостоятельная работа гонцы царь Салтан коршун ткачиха Бабариха царевна Лебедь корабельщики царица князь Гвидон повариха

Самостоятельная работа

гонцы

царь Салтан

коршун

ткачиха

Бабариха

царевна Лебедь

корабельщики

царица

князь Гвидон

повариха


Проверим работу положительные отрицательные нейтральные царь Салтан князь Гвидон царица царевна Лебедь ткачиха повариха Бабариха коршун гонцы корабельщики

Проверим работу

положительные

отрицательные

нейтральные

царь Салтан

князь Гвидон

царица

царевна Лебедь

ткачиха

повариха

Бабариха

коршун

гонцы

корабельщики


Зачем автор создает положительных и отрицательных героев? Поступки, которые совершают положительные и отрицательные герои помогают разобраться в том, что такое добро, а что на самом деле зло.

Зачем автор создает положительных и отрицательных героев?

Поступки, которые совершают положительные и отрицательные герои помогают разобраться в том, что такое добро, а что на самом деле зло.


Игра «Угадайка» злость, зависть, обман смелость, уважительность, бескорыстие ловкость доброта, любовь, сострадание милосердие пассивность вспыльчивость материнство любовь забота

Игра «Угадайка»

злость, зависть, обман

смелость, уважительность, бескорыстие

ловкость

доброта, любовь, сострадание

милосердие

пассивность

вспыльчивость

материнство

любовь

забота


Работа в группах К какому герою из сказки можно отнести пословицу 1ряд 1. Где гнев, там и милость. 2. Долг платежом красен. 3.Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. 4. Повинную голову и меч не сечёт. 5. Что посеешь, то и пожнёшь. 6. Шила в мешке не утаишь. 2ряд 3ряд

Работа в группах

К какому герою из сказки можно отнести пословицу

1ряд

1. Где гнев, там и милость.

2. Долг платежом красен.

3.Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

4. Повинную голову и меч не сечёт.

5. Что посеешь, то и пожнёшь.

6. Шила в мешке не утаишь.

2ряд

3ряд


По горизонтали: 5.Как называют писателя, который пишет сказки? По вертикали: 1.Кто такой И. Билибин? 2.Одна из отрицательных героинь сказки. 3.Как называется начало сказки? 4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина. 1       2 5       3         4                  

По горизонтали:

5.Как называют писателя, который пишет сказки?

По вертикали:

1.Кто такой И. Билибин?

2.Одна из отрицательных героинь сказки.

3.Как называется начало сказки?

4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.

1

2

5

3

4


По горизонтали: 5.Как называют писателя, который пишет сказки? По вертикали: 1.Кто такой И. Билибин? 2.Одна из отрицательных героинь сказки. 3.Как называется начало сказки? 4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина. 1     2         3         4                   и ч к о с а з н

По горизонтали:

5.Как называют писателя, который пишет сказки?

По вертикали:

1.Кто такой И. Билибин?

2.Одна из отрицательных героинь сказки.

3.Как называется начало сказки?

4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.

1

2

3

4

и

ч

к

о

с

а

з

н


По горизонтали: 5.Как называют писателя, который пишет сказки? По вертикали: 1.Кто такой И. Билибин? 2.Одна из отрицательных героинь сказки. 3.Как называется начало сказки? 4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина. и л   л   ю с   2 к т а     р   з а 3   о т       ч 4 о     р н       и     к    

По горизонтали:

5.Как называют писателя, который пишет сказки?

По вертикали:

1.Кто такой И. Билибин?

2.Одна из отрицательных героинь сказки.

3.Как называется начало сказки?

4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.

и

л

л

ю

с

2

к

т

а

р

з

а

3

о

т

ч

4

о

р

н

и

к


По горизонтали: 5.Как называют писателя, который пишет сказки? По вертикали: 1.Кто такой И. Билибин? 2.Одна из отрицательных героинь сказки. 3.Как называется начало сказки? 4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина. и л   л   ю т с   т к к   р     а а 3 ч з     о и   т ч   х 4 о р     н а       и     к    

По горизонтали:

5.Как называют писателя, который пишет сказки?

По вертикали:

1.Кто такой И. Билибин?

2.Одна из отрицательных героинь сказки.

3.Как называется начало сказки?

4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.

и

л

л

ю

т

с

т

к

к

р

а

а

3

ч

з

о

и

т

ч

х

4

о

р

н

а

и

к


По горизонтали: 5.Как называют писателя, который пишет сказки? По вертикали: 1.Кто такой И. Билибин? 2.Одна из отрицательных героинь сказки. 3.Как называется начало сказки? 4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина. и л   л   ю   т с т к к       р а а з з ч     т и о а     4 х о ч   и н   р а       н и     к    

По горизонтали:

5.Как называют писателя, который пишет сказки?

По вертикали:

1.Кто такой И. Билибин?

2.Одна из отрицательных героинь сказки.

3.Как называется начало сказки?

4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.

и

л

л

ю

т

с

т

к

к

р

а

а

з

з

ч

т

и

о

а

4

х

о

ч

и

н

р

а

н

и

к


По горизонтали: 5.Как называют писателя, который пишет сказки? По вертикали: 1.Кто такой И. Билибин? 2.Одна из отрицательных героинь сказки. 3.Как называется начало сказки? 4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина. и   л л   ю т с   т к к     р   а а з з ч   а     и т о х г о ч   н р     и в а     н   и к     д о   н  

По горизонтали:

5.Как называют писателя, который пишет сказки?

По вертикали:

1.Кто такой И. Билибин?

2.Одна из отрицательных героинь сказки.

3.Как называется начало сказки?

4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.

и

л

л

ю

т

с

т

к

к

р

а

а

з

з

ч

а

и

т

о

х

г

о

ч

н

р

и

в

а

н

и

к

д

о

н


Домашнее задание 1.Выучить понравившийся отрывок из сказки А. С. Пушкина наизусть. 2. Нарисовать иллюстрацию 3. творческое задание. Подумайте, как бы могла закончиться сказка, будь герои другими по характеру? Можно изменить характер только одного героя.

Домашнее задание

1.Выучить понравившийся отрывок из сказки А. С. Пушкина наизусть.

2. Нарисовать иллюстрацию

3. творческое задание.

Подумайте, как бы могла закончиться сказка, будь герои другими по характеру? Можно изменить характер только одного героя.

  • Что такое предательство сочинение рассуждение бедная лиза
  • Что такое построение рассказа
  • Что такое предательство сочинение огэ
  • Что такое поэтическая сказка
  • Что такое первая любовь сочинение