Что такое поэтическая сказка

Литературные и народные сказки относятся к одному жанру, поэтому довольно непросто определить, чем отличается народная сказка от литературной. видимые отличия

Литературные и народные сказки относятся к одному жанру, поэтому довольно непросто определить, чем отличается народная сказка от литературной. Видимые отличия имеют лишь форма повествования и внутреннее содержание. Основой сюжета любой сказки является удивительная история о небывалых приключениях (иногда злоключениях) главных героев, но в фольклорных произведениях сюжет строится по традиционной схеме, а вот в литературных повествование имеет авторский вариант изложения.

чем отличается народная сказка от литературной

Народные сказки

Чтобы выявить различия литературной и народной сказки, следует изучить определения данных понятий. Народная сказка – это древнее культурное наследие, которое, пусть и в приукрашенной форме, сохранило представление предков о взаимоотношениях окружающего мира (природы) и человека. Здесь четко разграничена грань между злом и добром, отражены основные законы морали и нравственные принципы человеческого общества, продемонстрированы яркие черты национальной самобытности, верований и быта. Сказки, называемые народными, имеют свою классификацию:

  • Волшебные («Волшебное кольцо», «Два Мороза», «Морозко»).
  • Былинные («Булат-молодец», «Вавила и скоморохи», «Добрыня и Змей»).
  • Бытовые («Бедный барин и слуга», «Воры и судья», «Дорогой обед»).
  • Богатырские («Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо», «Иван — коровий сын», «Никита Кожемяка»).
  • Сатирические («Добрый поп», «Дурак и береза», «Каша из топора»).

Отдельную нишу в представленной классификации занимают сказки, героями которых выступают животные («Гуси-лебеди», «Коза-Дереза», «Маша и медведь»). Их возникновение специалисты связывают с древними языческими ритуалами и верованиями.

различия литературной и народной сказки

Литературные сказки

Проводя сравнение народной и литературной сказки, обязательно стоит учесть, что последняя возникла значительно позже первой. Благодаря внедрению просветительских идей в европейскую литературу, в XVIII столетии появляются первые авторские прочтения-обработки фольклорных сказаний, а уже в XIX веке стали широко использоваться литераторами традиционные сказочные сюжеты. Среди особо преуспевших на данном поприще выделяются А. Гофман, Ш. Перро, Г. Х. Андерсен и, конечно же, братья Гримм – признанные классики жанра.

Сходства литературной и народной сказки определяются тем, что в обеих повторяются фольклорные мотивы, обязательно присутствуют волшебные атрибуты, но в литературной развитие фабулы, выбор главных героев строго подчинены авторской воле. Также со второй половины XIX века литературная сказка становится очень близкой к новеллам и даже повестям. Ярким примером могут послужить произведения русских писателей: Л. Толстого и А. Погорельского, и европейских: С. Лагерлеф, О. Уайльда и Л. Кэрролла.

Общее. Фольклорные традиции

Сравнивая черты народной и литературной сказки, следует уделить особое внимание фольклорным традициям авторской сказки, объединяющим ее с народной:

  • Писатели используют в своих произведениях сюжетные мотивы фольклора (нравственное и моральное искушение — испытание главного героя, присутствие животных-помощников, чудесное происхождение персонажей, ненависть к падчерице мачехи и т. д.).
  • По мнению уважаемого отечественного фольклориста В. Я. Проппа, литераторы используют традиционные, знакомые с детства образы центральных персонажей, которые выполняют определенные функции (антагонист, протагонист, помощник главного героя, даритель, вредитель-проказник, украденный объект, лжегерой).
  • В своем творении время и пространство сказочники создают в соответствии с неписаными законами сказочного фольклорного мира: место — фантастическое, порой неопределенное: тридевятое царство, ветхая землянка, остров Буян и т. д.
  • Использование приемов поэтической речи: троекратные повторы, постоянные эпитеты, словесные формулы, просторечие, пословицы и поговорки, фразеологизмы.

Такое пристальное внимание к фольклорным истокам позволяет увидеть обращение к ним писателей-сказочников и специфику литературной сказки.

сходства литературной и народной сказки

Отличия

Чтобы понять, чем отличается народная сказка от литературной, стоит уделить внимание своеобразию формы и содержания, а именно:

  • В авторской сказке ярче выражена изобразительность, т. е. более детально, подробно и, главное, красочно описаны внешний облик, эмоции персонажей, место действия и события.
  • В литературной сказке присутствует психологизм, более углубленное и детальное исследование внутреннего мира, чувств и эмоций персонажей.
  • Персонажи авторского сказания не являются обобщёнными типажами, имеют неповторимые индивидуальные черты характера. Например, такие литераторы, как Ершов, Пушкин, Одоевский, уделяют внимание психологическим мотивам поступков и действий героев.
  • Как всякому литературному произведению, сказкам писателей свойственна ярко выраженная устойчивая авторская позиция, что определяет ее эмоциональную тональность. Например: «Сказка о царе Салтане…» – чистая, светлая, благородная; «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» – изящная, нежная, грустная; «Сказка о попе и о работнике его Балде» – балагурная, насмешливая; «Сказка о рыбаке и рыбке» – ироничная, но печальная.

Чем отличается народная сказка от литературной еще? Тем, что авторское произведение позволяет читателю распознать лицо автора, его духовный мир, пристрастия и нравственные ценности. Это является принципиальным отличием фольклорного сказания, в котором отображены идеалы этноса, а личность конкретного рассказчика стерта.

черты народной и литературной сказки

Коротко о главном

Итак, чем отличается народная сказка от литературной? Последняя является авторским произведением, в отличие от первой, которая появилась в результате коллективного творчества как эпический поджанр. Литературное сказание – это устоявшийся признанный жанр художественной литературы, а народное – это особая разновидность фольклорного жанра, характеристикой которого является устный пересказ.

сравнение народной и литературной сказки

Любимый литературный жанр малышей

Литературные сказки являются одним из наиболее почитаемых литературных жанров у детей. Даже программа школьного чтения содержит в себе произведения таких писателейА. С. Пушкина, В.Ф. Одоевского, П.П. Ершова, В.А. Жуковского, которые входят в золотой фонд отечественной и мировой литературы для детей. Их чтение способствует скорейшему формированию нравственных и эстетических представлений ребят, развивает их литературный кругозор и общую культуру. Но главное, такие произведения содействуют развитию творческих способностей, воображения и нешаблонного мышления юного читателя.

Слайд 1

Поэтическая сказка А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей № 1 имени А.С. Пушкина города Томска Выполнила: Бондарь Елена Александровна, учитель начальных классов

Слайд 2

Назовите писателя «В произведениях писатель прославлял талант, самобытность простого русского человека. В селе Михайловском он, переодевшись в крестьянский наряд, частенько смешивался на ярмарках с толпой людей, подпевая нищим слепцам, прислушиваясь к меткому народному слову. Вспомним, какую трогательную привязанность испытывал писатель к своей няне Арине Родионовне, крепостной крестьянке. Именно она рассказывала народные сказки, о которых он написал: «Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Поэт создал пять замечательных литературных сказок, «пропитанных русским духом?»

Слайд 3

Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837)

Слайд 4

Какие сказки написал А.С.Пушкин? Хорошо ли вы знаете эти сказки? Как старуха называла старика в сказке «Золотая рыбка»? ПРОСТОФИЛЯ Птица, которая была посажена на спицу для охраны границ. ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК Лесной зверёк, живший в хрустальном дворце. БЕЛКА

Слайд 5

«Пристают к заставе гости … Гвидон зовёт их в гости». «Глядь: опять пред ними землянка, а пред нею разбитое …» «Тут же на берег она Бочку вынесла легонько И отхлынула тихонько». КНЯЗЬ КОРЫТО Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди

Слайд 6

Что такое сказка? Сказка – повествовательное, обычно народно – поэтическое, произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических персонажей и существ. (по С.И.Ожегову)

Слайд 7

СКАЗКА — произведение фольклора, повествующее о чём-то необычном, невероятном. Она знакома нам с самого детства. Сказка в той или иной мере отражает историческую действительность, но в основе имеет вымысел . Передаваемые сообщения очень отдалены, а следовательно, сильно искажены. Сказка рассказывается сказителем. . У каждого народа есть свои сказки. . Подражая народным сказкам, , писатели тоже могут сочинять сказки (авторская сказка). Сказки всегда чему-нибудь учат, но поучение в них не носит характер нравоучения. Неотъемлемым элементом сказки становятся произведения устного народного творчества малых жанров: загадки, поговорки, пословицы . Они органически вплетаются в сказку. .

Слайд 8

Отличительные особенности большинства сказок наделение предметов-персонажей речью: они могут не только говорить, но и думать; наделение способностью передвижения не двигающихся в реальном мире предметов.

Слайд 9

К какому виду сказок относится «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях?» Само название волшебные говорит о том, что в основе этих сказок есть какой-то волшебный элемент (чудо). В качестве волшебного элемента может выступать: волшебный предмет (топор — сам рубит; скатерть-самобранка- сама кормит; сапоги-скороходы — сами ходят), предмет говорящий (печка, зеркальце), предмет, сам возникающий (из гребёнки — лес); волшебные фразы и заклинания («Сивка-бурка»); волшебники и колдуны, сказочные существа (старушки- задворенки, феи, леший, Баба-Яга); богатыри (Объедало, Слухач, Усыня); волшебные животные (кот-баюн, серый волк); волшебные растения (яблоня); волшебные земли, острова (тридевятое царство).

Слайд 10

Особенность волшебных сказок Троекратность повторения чего-либо; верность числу «три» и другим магическим числам: за тридевять земель, в тридесятом царстве, в тридесятом государстве; трижды биться с трёхглавым змеем и каждый раз против­ ник становится сильнее (головы увеличиваются на три); трижды решаемые задачи и каждый раз задача всё труднее (эффект нагнетания).

Слайд 11

Схема древнейшей волшебной сказки существование запрета; нарушение запрета; следствие нарушения запрета с подключением магии; рассказ о магии; магическое действие, приводящее к положительному результату.

Слайд 12

Усложнение структуры сказки Со временем структура сказки усложнилась. Добавились: воображаемый мир; чудесные помощники; действия Яги и Кощея; плеяда героев.

Слайд 13

Где могут начинаться волшебные сказки? в реальном мире, а потом их повествование может переноситься на волшебную землю; на волшебной земле (в некотором царстве; в тридесятом государстве; за тридевять земель).

Слайд 14

Герои волшебных сказок Положительные герои наделены всеми чертами совершенных людей. Насколько прекрасен образ положительных героев, настолько уродлив облик отрицательных героев, персонажей, причиняющих вред. Ужасны не только внешние черты, но и место их обитания.

Слайд 15

В волшебных сказках всегда есть противопоставление мира добра миру зла. Герои сказок борются с силами зла. Зло оказывается побеждённым, несмотря на фантастическую силу и живучесть. Чем ближе к концу сказки , тем напряжённее борьба. Очень часто, приблизившись к цели, сказка делает поворот и возвращает к началу борьбы. Конец сказки смыкается с началом.

Слайд 16

Главные персонажи волшебных сказок Иван — крестьянский сын; царевич (королевич); богатырь; Ясен Сокол; Емеля — дурак; Василиса Премудрая; Елена Прекрасная; Марья — Моревна; Этим героям присущи красота, активная творческая энергия, невиданная сила, смекалка. Но есть и более мягкие образы, терпеливые и скромные: сестрица Алёнушка, Снегурочка, Золушка.

Слайд 17

Характерные черты волшебных сказок устойчивые словесные формулы; замедленное развитие событий с возвратом к началу; детальное описание внешности, места событий; использование выразительных средств: эпитетов, метафор, преувеличений.

Слайд 18

Словарно – лексическая работа Ÿ Не кручинься – не печалься. Ÿ Не прекословит – не противоречит, не возражает. Ÿ Полати – широкие нары для спанья, устраиваемые в избах под потолком между печью и противоположной ей стеной. Ÿ Изразец – покрытое глазурью изделие из глины; употребляется для облицовки печей, а также стен, полов. (Печь с лежанкой изразцовой.) Ÿ Отрекался – отказывался. Ÿ Черница – монахиня. Ÿ Горница – комната на чердаке (вышка, светелка, терем) . Ÿ Сенная девушка – дворовая девушка, находящаяся в услужении у господ, горничная.

Слайд 19

Сказка – кладезь, ясный свет, На любой вопрос – ответ. Добрый молодец, давай Книгу сказок открывай! Ты получишь наслажденье За волшебным этим чтеньем!

Слайд 20

Характеристика героев сказки Зависть Грубость Злой нрав Красота Гордость

Слайд 21

Преданность Верность Трудолюбие Кротость Скромность

Слайд 22

Докажите, что Королевич Елисей главный герой сказки

Слайд 23

Соколко – это волшебный помощник или верный друг?

Слайд 24

Игра «Угадай, кто сказал?» А царевна всё ж милее, Всё ж румяней и белее. ЗЕРКАЛЬЦЕ Жизнь моя! В чем, скажи, виновна я? ЦАРЕВНА Что за диво! Всё так чисто и красиво. Кто-то терем прибирал Да хозяев поджидал. СТАРШИЙ БОГАТЫРЬ Как ты смела Обмануть меня? И в чём!.. ЦАРИЦА Я царевны не видало. Знать, её в живых уж нет… СОЛНЦЕ Месяц, месяц, мой дружок, Позолочённый рожок! ЖЕНИХ ЕЛИСЕЙ

Слайд 25

Конкурс «Инсценировка» 1-я группа – «Разговор царицы с зеркальцем». 2-я группа – «Обращение Елисея к солнцу, месяцу, ветру». 3-я группа – «Сватовство богатырей». 4-я группа – «Чернавка и царевна. Сцена в лесу».

Слайд 26

«Царевна заблудилась в лесу. Находит дом пустой – убирает его. Двенадцать братьев приезжают. «Ах, – говорят, – тут был кто-то… коли мужчина, будь нам отец или брат, коли женщина, будь нам мать или сестра… Мачеха приходит в лес под видом нищенки – собаки ходят на цепях и не подпускают её. Она дарит царевне рубашку, которую та, надев, умирает. Братья хоронят её в гробнице, натянутой золотыми цепями к двум соснам. Царевич влюбляется…» – это сказка, которую рассказала Арина Родионовна Пушкину.

Слайд 27

Пушкин продолжает фольклорные традиции, дополняя и углубляя их. Пушкин не просто пересказал известный сюжет, а написал авторскую сказку, в которой многое изменил в связи с тем, что хотел выразить свои собственные идеалы, мысли, представления о жизни. В пушкинской сказке мы чувствуем открытое авторское отношение к героине, чего не знает народная сказка. Автор нежно любит свою героиню и восхищается ею («красавица-душа», «милая девица», «моя душа»). В целом поэт создает неповторимый индивидуальный характер «царевны молодой» с помощью детального описания её внешности, речи, подробного изображения поведения героини, включает в текст сказки многочисленные авторские оценки, показывает отношение к героине других персонажей.

Слайд 28

Особенности фольклорной сказки противостояние добра и зла, при этом добро всегда побеждает; деление героев на положительных, отрицательных и помощников; наличие фантастики и вымысла; присутствие повторяющихся элементов : зачин, повторы (три, девять, двенадцать), устойчивые выражения.

Слайд 29

Особенности литературной сказки В литературной сказке определяющим началом является индивидуальность автора, которая обнаруживается во всем: в описании добродетели положительных героев, в обличении героев-злодеев, в удивительных добродетелей героев-помощников, очень важной является позиция автора.

Слайд 30

Игра «Исправь ошибку» Свойство зеркальце имело: Предсказать судьбу умело… Свойство зеркальце имело: Говорить оно умело… Входят семь богатырей, Семь румяных богачей. Входят семь богатырей, Семь румяных усачей. Не губи меня, царица! А как буду я царица, Я пожалую тебя. Не губи меня, девица! А как буду я царица, Я пожалую тебя. Сват приехал, царь дал слово, А приданое готово: Пять торговых городов, Да сто сорок теремов. Сват приехал, царь дал слово, А приданое готово: Семь торговых городов, Да сто сорок теремов.

Слайд 31

Тест «Семь Богатырей» Семь богатырей принесли царевне: конфеты , пирожок , пряники ? На подносе богатыри принесли царевне: вино , воду , квас ? Место, где спала мертвая царевна: поле , утёс , гора ? Красоте царевны завидовала: мачеха , нянька , сестра ? Где находится царевна, королевичу Елисею подсказал: туман , ветер , месяц ? Дичь, на которую охотились богатыри: орлы , сычи , утки ? Место, где стоял терем богатырей: дубрава , равнина , усадьба ?

Слайд 32

Определите темы героев сказки, прослушав несколько музыкальных фрагментов «Марш царя Салтана» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Млада» (тема богатырей). «Славянский танец» А. Дворжака (тема царевны). «Утро» Э. Грига (тема солнца). «Ходит месяц над лугами» С.С. Прокофьева (тема месяца). «Порыв» Р. Шумана (тема ветра).

Слайд 33

Вывод Любовь – главная сила в мире, она побеждает всё, даже смерть. Красота – внутреннее, а не внешнее свойство человека; красота души определяется добротой, трудолюбием, скромностью – таковы народные представления о красоте. Верность в дружбе и любви спасает и то и другое, спасет душу самого человека.

Слайд 34

Рефлексивный листок Сегодня на уроке я (получил(а) знания, самоопределился)… Мне удалось на этом уроке (выразить свое мнение, дополнить, изменить)… На этом уроке мне понравилось (в своей работе, в работе учителя)… В дальнейшем мне бы хотелось…

Слайд 35

Источники иллюстраций http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=102484024-47-73&n=21 http://kattrys.ru/sites/default/files/imagepicker/1/Mertvaya_Carevna_i_7_bogatyrey.jpg http://multiki.arjlover.net/ap/skazka.o.m.carevne.i.7.bogatirey.avi/skazka.o.m.carevne.i.7.bogatirey.avi.image5.jpg http://xbt-torrent.ru/shot/154775_2.jpg http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=152442360-69-73&n=21 http://ru.static.z-dn.net/files/ddd/0f8d95608427fd880b28d73855ee6eb9.jpg http://moole.ru/uploads/posts/2011-01/1294070163_2.jpg http://s43.radikal.ru/i100/0911/c0/11ee810b94fc.jpg http://i2.imageban.ru/out/2011/06/16/fe9b3cb9f552943f3a82f3057b6f28a5.jpg http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/4/81/943/81943253_large_2795685_Skazka_o_mertvoi_carevne_8.jpg http://gorod.tomsk.ru/uploads/41581/1261032069/52.jpg http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=111443487-48-73&n=21 http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=96413152-68-73&n=21 http://www.old-land.ru/kadr/mc82.jpg http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/6/92/836/92836415_large_Portret_poyeta_Aleksandra_Sergeevicha_Pushkina_1827.jpg — Пушкин. http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/3/84/302/84302172_large_001.jpg — Пушкин.

Слайд 36

Источники иллюстраций http://kitob.uz/ru/view_data.php?id=174 – Читаем сказки Пушкина. http://kinofilms.tv/images/films/26/25955/pict/4.jpg http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=151713950-61-73&n=21 http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/6/91/169/91169342_5fe15811de6b.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/5009/146620994.4f/0_7d16a_150f320_XL http://s005.radikal.ru/i211/1004/da/6a8afcffe03ct.jpg http://www.img3.imgbb.ru/f/e/a/feaab209331b1007926895521bf2fe65.jpg http://media9.fast-torrent.ru/media/files/s3/li/de/skazka-o-tsare-saltane.jpg http://img0.liveinternet.ru/images/foto/b/1/apps/1/212/1212738_9.jpg http://img01.chitalnya.ru/upload2/779/325646429788321280.jpg http://900igr.net/datai/literatura/Po-skazkam-Pushkina/0002-002-CHto-za-prelest-eti-skazki.jpg http://www.uraledu.ru/files/images/%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%8F%D0%BC.preview.jpg http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/6/92/855/92855995_1442312_5190a766ec62.jpg http://i4.imageban.ru/out/2011/06/16/c3216d4f5461771037e724dc1a7d7420.jpg http://i2.imageban.ru/out/2011/06/16/74ad9576f3a2b266e298215c5c6606c7.jpg http://f1.mylove.ru/bLTBRBuTTc.jpg http://uploads.ru/t/D/I/R/DIRX2.jpg

Слайд 37

Список использованной литературы Игнатьева Т.В. Литературное чтение. 1-4 классы. Справочник для учителя. М.: Издательство «Экзамен», 2012. Литературное чтение. Поурочные планы (система Занкова). Издательство «Учитель», 2010. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2 класс. Часть 2. Издательский дом «Фёдоров», 2012. Подгорная С.Н. Познавательные кроссворды на уроках в начальной школе. Издательский центр «Март», 2005. http://allmuz.org/melody/%CD.+%D0%E8%EC%F1%EA%E8%E9-%CA%EE%F0%F1%E0%EA%EE%E2.+%EC%E0%F0%F8+%E8%E7+%EE%EF%E5%F0%FB+%EC%EB%E0%E4%E0+ — Римский Корсаков (марш из оперы «Млада».) http://muzofon.com/search/%D1%83%D1%82%D1%80%D0%BE%20%D0%B3%D1%80%D0%B8%D0%B3 – Григ «Утро». http://kibergrad.com/?do=album&name=28358_dvorak_dvorzhak_-_slavyanskie_tantsi_1986 –Дворжак «Славянский танец» № 2. http://www.audiopoisk.com/track/no/mp3/6uman-robert—poriv-iz-cikla-fantasti4eskie-pesi-so412/ — Шуман «Порыв». http://www.audiopoisk.com/track/prokof_ev/mp3/hodit-mesac-nad-lugami/ — Прокофьев «Ходит месяц над лугами».

Слайд 38

Спасибо за внимание

  • Что такое первая любовь сочинение
  • Что такое подвиг конкурс сочинений
  • Что такое повесть что такое сказка
  • Что такое полати в сказке пушкина
  • Что такое план рассказа 2 класс по литературе