Что такое подвиг сочинение рассуждение кратко

Проба пера: учимся писать сочинения рассуждения в рамках подготовки к написанию итогового сочинения и сочинения рассуждения в формате

ПРОБА ПЕРА: Учимся писать сочинения – рассуждения в рамках подготовки к написанию итогового сочинения и сочинения – рассуждения в формате ОГЭ (9.3). 6 класс

Домашнее задание: Как Вы понимаете значение слова ПРОЩЕНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как научиться прощать обиды?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение – Что такое прощение? Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста (стихотворение «Прощёное Воскресение» А.Д.Дементьева) , а второй – из Вашего жизненного опыта.

Рекомендации по написанию сочинения – рассуждения на тему «Что такое прощение? Как научиться прощать обиды?» (По стихотворению А.Д.Дементьева «Прощёное Воскресение»).

Структура сочинения — рассуждения:

·          Первый абзац: ВСТУПЛЕНИЕ. ТЕЗИС (посвящен определению слова)

·          Второй абзац: КОММЕНТАРИЙ К ТЕЗИСУ (можно не выделять в отдельный абзац)

·          Третий и четвертый абзацы: ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. АРГУМЕНТЫ (1 аргумент из жизни, 1 аргумент из жизни или литературы)

·          Пятый абзац: ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ВЫВОД.

Итого:  должно быть 4-5 абзацев. Если объединяете комментарий с определением, то 4, если пишете отдельно -5.

Алгоритм действий и справочные материалы по написанию – сочинения – рассуждения

1. Первый абзац: ВСТУПЛЕНИЕ. ТЕЗИС (посвящен определению слова) — Что такое прощение?

Возможное начало сочинения: Прощение… Что такое прощение?.. В моём понимании, прощение –это …

ИЛИ: Прощение… Что же такое прощение?.. По словарю Д. Н. Ушакова, прощение – значит простить, проявить снисходительность, снять с кого-чего-нибудь вину за что-нибудь, не поставить кому-чему-нибудь в вину чего-нибудь, извинить, освободить, избавить кого-нибудь от обязательств. В моём понимании, прощение – это…

Примечание: ПРОЩЕ’НИЕ, я, мн. нет, ср. 1. Действие по глаг. простить в 1 и 2 знач. — прощать (книжн.). П. грехов. П. обид. П. долга. 2. Помилование, отмена наказания за какую-н. вину, за какой-н. проступок. Просить прощения. Заслужить п. ◊ Прошу прощенья или прощенья просим! — устар. формула прощания.

И99768658 1 сточник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

2. Второй абзац: КОММЕНТАРИЙ К ТЕЗИСУ (можно не выделять в отдельный абзац) — ответ на вопрос (тезис сочинения-рассуждения): Как научиться прощать обиды?»

3. Третий и четвертый абзацы: ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. АРГУМЕНТЫ (1 аргумент из текста – стихотворения А.Д.Дементьева «Прощёное Воскресение», 1 аргумент из жизни или литературы)

А.Д.Дементьев. «Прощёное Воскресение»

Прощаю всех, кого простить нельзя.
Кто клеветой мостил мои дороги.
Господь учил: “Не будьте к близким строги.
Вас все равно помирит всех земля”.

Прощаю тех, кто добрые слова
Мне говорил, не веря в них нисколько.
И все-таки, как ни было мне горько,
Доверчивость моя была права.

Прощаю всех я, кто желал мне зла.
Но местью душу я свою не тешил.
Поскольку в битвах тоже не безгрешен.
Кого-то и моя нашла стрела. 1992 г.

Примечание: В качестве второго аргумента можно использовать «Притчу о прощении»

Как-то два друга шли по пустыне много дней. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощечину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».

Друзья продолжали молча идти по пустыне и через несколько дней нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул, но друг его спас. Когда тонувший пришел в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».

Тот, который дал ему пощёчину, а потом спас жизнь, спросил:

— Почему, когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне?

И друг ответил:

— Когда кто-либо нас обижает, мы должны записать случившееся на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает нам что-то хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог стереть написанное.

Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне.

4. Пятый абзац: ЗАКЛЮЧЕНИЕ – ВЫВОД. Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и  не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. ЦИТАТЫ со словом «ПРОЩЕНИЕ»

Прощение врагов — прекрасный подвиг; но есть подвиг ещё более прекрасный, ещё более человеческий — это понимание врагов, потому что понимание — разом прощение, оправдание, примирение. (Александр Иванович Герцен (1812–1870) — русский писатель)

Мы приступаем к делу важному и решительному. Как христиане, как русские люди помолимся Господу Богу о помощи и примиримся друг с другом. Это будет хорошо, это по-русски, это необходимо. (Александр Васильевич Суворов (1730–1800) — русский полководец)

С юных лет приучайся прощать проступки ближнего и никогда не прощай своих собственных. (Александр Васильевич Суворов (1730–1800) — русский полководец)

Всегда следует прощать: раскаявшегося — ради него, нераскаявшегося — ради себя. (Мария фон Эбнер-Эшенбах (1830–1916) — австрийская писательница)

Самое лучшее, что вы можете дать своему врагу — прощение; оппоненту — терпимость; другу — ваше сердце; ребёнку — хороший пример; отцу — уважение; матери — поведение, благодаря которому она будет гордиться вами; себе — уважение. (Эмиль Мейерсон (1859–1933) — французский философ)

Люди строят отношения между собой на законе, ибо не хватает любви: обидел — проси прощения. Мы просим прощения, толкнув кого-то, чтобы не утратить внимания к собственной душе и другому человеку. (Павел Анатольевич Адельгейм (1938–2013) — священник Русской православной церкви)

Не прощая ошибку, ты совершаешь ошибку сам. Прощая подлость, ты помогаешь совершить другую. А глупость вообще не требует прощения. Она, как ветер, не зависит ни от чего. Её надо принимать такую, как есть, и, защищаясь от её вреда, искать в ней пользу. (Стас Янович Янковский (род. в 1958) — российский информатик)

Самая благородная и сладкая месть — это прощение. (Пьер Буаст (1765–1824) — французский лексикограф)

Сердце матери — это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение. (Оноре де Бальзак (1799–1850) — известный французский писатель)

В каком-то смысле я умираю в бесплодии. Тем не менее, это странным образом уживается во мне с благодарностью за жизнь и, что ещё удивительней, с надеждой на прощение. (Сергей Иосифович Фудель (1901–1977) — православный богослов)

2. Народная мудрость – русские пословицы:

1.Повинную голову меч не сечёт.

2. Есть слёзы – есть и совесть.

3. Упавшего не считай за пропавшего.

4. Кайся, да опять за старое не принимайся.

5. Кто старое помянет, тому глаз вон.

6. Тому тяжело, кто помнит зло.

7. Была вина, да прощена.

8. Конь о четырех ногах, да и тот спотыкается.

На чтение 13 мин. Просмотров 255 Опубликовано

МЕНЮreallanguage-logo.png

Материнская любовь – это самое сильное, самое бескорыстное чувство на земле. Мать любит своего ребёнка таким, какой он есть, ничего не требует от него взамен. Она в любую минуту ради него готова пожертвовать своей жизнью. Материнская любовь защищает, дарит понимание, заботу, покой.

В тексте А. Алексина есть пример, подтверждающий мои мысли. Мама Толика очень беспокоится о сыне, переживает за него, поэтому ей хочется проводить его в школу. Но она понимает желание мальчика казаться взрослым и поэтому идёт за ним так, чтобы он не видел её.

В доказательство своих мыслей приведу ещё один пример. Моя мама тоже очень любит меня. Я знаю, что к ней всегда можно обратиться за помощью. Она обязательно поддержит, поможет. Я очень люблю свою маму и благодарен ей за всё, что она для меня делает.

Материнская любовь безмерна и безгранична, жертвенна и всепрощающа. Она способна творить чудеса, возрождать к жизни, спасать от опасных болезней.

вернуться к списку сочинений ОГЭ

перейти на страницу «Подготовка к ОГЭ по русскому»

Русский язык с репетиторами онлайн

Теперь Вы можете обучаться русскому языку самостоятельно, пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline:

  • Индивидуальные занятия
  • Доступные цены
  • Удобные способы оплаты
  • Бесплатный вводный урок
  • Гарантированный возврат денег

Как выбрать репетитора по русскому языку

Бесплатный пробный урок с репетитором

notebook.jpg

Практичные советы по изучению русского языка

Как успешно пройти собеседование на русском

Как улучшить беглость речи

Как улучшить произношение и понимание

5 правил успешного изучения языка

Как улучшить знание иностранного языка: три совета и пять правил

Все советы

Мы в соцсетях:

Материнская любовь является одним из самых наисильнейших чувств в этом мире. Она очень многогранна, и проявляется во многих поступках матерей: в абсолютной и бескорыстной самоотдаче, о неустанной заботе и бесконечных волнениях за своего ребёнка.

Самое первое чувство, которое испытывает человек со стороны окружающих его родных людей – материнская любовь. Но даже это чувство мать может испытывать не только лишь к своим детям. Материнская любовь абсолютно безгранична. Этим является одно из самых необычайных черт этого чувства: женщина, приходящаяся кому–то матерью, никогда не поделит нуждающихся детей на своих чад или неродных, чужих, для нее им всем нужна помощь.

Не так давно я нашел в Интернете статейку об одном русском мальчике, который в Турции попал в аварию, из–за которой он не может ни идти, ни говорить,  и даже не может вспомнить, кто он и какое у него имя. Уже почти десять лет добрая турчанка ухаживает за ним, забрав его из больницы. Она полюбила его как родного сына, и даже несколько раз старалась разыскать его родную маму, но все эти попытки оказались тщетными.

Материнская любовь может влиять не только на развитие одного человека – она может влиять и на мировую историю.

Как–то раз еще бывший юным Томас Эдисон подошел домой из школы и передал своей маме записку преподавателя.

Мама зачитала ему письмо вслух. По её словам в письме было написано, что Эдисон гений, и что школа недостаточна большая, да и нет достойных учителей чтобы обучать его, поэтому ее просят самой выучить его.

Один раз, уже через много-много лет после кончины своей мамы он как-то раз пересматривал семейные архивы и наткнулся на эту записку.

Томас несколько часов горевал. Позже сделал запись в собственный дневник: «Томас Алва Эдисон был умственно отсталым ребенком. Благодаря своей героической матери он стал одним из величайших гениев своего века».

Благодаря своей матери Эдисон смог преодолеть все невзгоды учения. Его мать проявила настоящую материнскую любовь к нему – не стала его расстраивать и говорить подлинный текст письма, а стала сама с ним заниматься, и благодаря материнской любви мы обнаружили еще одного гения, потрясшего мир.

Материнская любовь – самое важное чувство, утеряв которое страдали бы очень многие.

Вариант №2

Начало жизненного пути человека очень трудно представить без материнской любви. Она оберегает и защищает ребенка, дарит тепло, помогает расти и становиться сильным. Маленький человек нуждается в ней так же остро, как в пище или сне.

Когда мы становимся старше, мы уже не так остро ощущаем эту особую связь с матерью. Приходит время самостоятельности, когда кажется, что оглядываться на самого близкого человека просто неуместно. Но люди отличаются от животных, у которых матери оставляют подросшее потомство, чтобы жить своей отдельной жизнью. Связь между женщиной и ее ребенком не способна оборваться так резко, она сохраняется много лет, сопровождая матерей до самой смерти.

 Почему же в родительской любви материнскую выделяют отдельно? Вероятно, это связано с тем, что именно мать носит ребенка под сердцем, терпит мучения при родах, находится при нем неотлучно первые месяцы и годы его жизни. Кроме того, социальные роли родителей в обществе всегда были разными. Отцу полагается защищать ребенка, обеспечивать, учить, матери – окружать любовью, жалеть, поддерживать и утешать. Именно поэтому обиженные малыши в первую очередь плачут и зовут маму, к ней бегут жаловаться, от нее ждут ласки и сочувствия. Даже став взрослыми в минуту смертельной опасности или сильной боли люди вспоминают свою мать, мысленно обращаясь к ней за защитой.

Всем известно, что материнская любовь жертвенна. Матери часто отдают детям последнее и лучшее, легко отказывают в чем-то себе, чтобы не отказать своему сыну или дочери. Даже когда дети вырастают и уже могут сами позаботиться о себе: обеспечить, помочь, решить проблему, матери все равно готовы отдавать детям снова и снова.

Любовь матери всегда находит оправдание и прощение своему ребенку. Даже матери преступников не теряют своей любви, кем бы ни стали их дети. Что бы они ни сделали. Мать не может разлюбить, даже если ее ребенок вырастает жестоким эгоистом. Говорят, что материнская любовь слепа. И в этом есть своя правда. История знает случаи, когда матери ради детей шли на преступления.

А еще материнская любовь не имеет конца. Казалось бы, она должна исчезнуть со смертью самой женщины, но ведь мы часто ощущаем, что любовь продолжат жить и хранить нас, будто мама незримо находится рядом.

Нельзя забывать, что любовь родителей, любовь матери – это величайший дар. Не каждому он достается, к сожалению. Есть множество сирот, которые не познали этого чуда. Есть женщины, которые стали матерями лишь номинально, не испытав любви к своему ребенку, не подарив ее ему. Счастье, если ты можешь вернуться в родительский дом, где тебя ждет любящая мать. Ведь благодаря ее чувству каждый из нас может снова вернуться в детство, поверить в чудеса и набраться сил.

Сочинение Что такое материнская любовь

На нашей планете проживает бесчисленное количество людей. Но среди них нет ни одного человека, которому бы не было знакомо понятие «Материнство». Материнская любовь имеет свои особенности. Она связывает мать и ребенка. Эти взаимоотношения характеризуются самыми тесными, искренними эмоциями.

Каково это — испытать материнскую любовь — известно только матери. Только женщина, которая имеет право называться матерью, осознает, что в любой ситуации – как бы ни проявлял себя ребенок, ее любовь не знает границ. Она готова встать на его защиту даже в том случае, когда он не прав, а ситуация складывается не в пользу самой женщины. Это те отношения, в которых нет предательства, мести и ненависти. Переживания матери проявляются по любому поводу. Так устроена природа взаимоотношений двух любящих людей. Не задумываясь порой о своем состоянии здоровья, мать спешит сделать счастливым сына или дочь, а молитва о своем ребенке всегда имеет особую волшебную силу, так как чувства искренние и идут из глубины души. Во время нахождения матери рядом с ребенком не бывает скучно, грустно. Это счастливые минуты, когда женщина может показать то, что чувствует, привить самые нужные умения и навыки. Все эти действия сопровождаются любовью, которая подталкивает на подвиги. Ее отличает бескорыстное отношение, самопожертвование и ни с чем не сравнимая ласка. Отношения полны понимания, желания творить друг для друга добрые дела. Иногда бывают случаи, когда дети по мере взросления осознают до конца всю любовь и нежность матери, поэтому настоящую благодарность они испытывают и выражают лишь достигнув определенного возраста.    

В области литературы огромное место писатели отводят произведениям,  в которых имеет место любовь матери к ребенку. При этом взаимоотношения проявляются как между людьми, так и животными. Так, в рассказе Д. И. Фонвизина «Недоросль» автор показывает своеобразное проявление материнской любви госпожи Простаковой к сыну Митрофану. Чувство становится в произведении настолько слепым, что со временем это приносит лишь вред.

Та женщина, которая прошла путь материнства, прочувствовала на себе, что такое любовь к своим детям. Она никогда не променяет свои чувства к детям на чувства к другим людям. Ее сила  и любовь необыкновенны, бесценны, так как оберегают на протяжении жизненного пути от бед, расстройств и ненастий, спасают в самые нелегкие минуты, придают силы и энергию, делают  воспитанников увереннее в жизни.

Сочинение 4

Мамина любовь это самое преданное и искреннее чувство на земле. Эту любовь они проявляют трепетной заботой и лаской по отношению к своим детям. Это чувство без намека на выгоду. Ведь мама не пойдет искать себе иного ребенка, если сын или дочь не любит ее. Трудно представить, что можно не любить того, кто так искренне и преданно любит тебя. Но, тем не менее, в редких случаях встречается и такое. Даже изрядно повздорив со своим чадом, мамино сердце будет тревожиться за него. Женщине очень важно испытывать подобные чувства. Независимо от того болен ребенок или здоров, красив или не очень, вспыльчив или покладист, любящее сердце мамы будет благоговеть к нему. Сложно представить женщину, которая не будет любить своего ребенка, ведь она девять месяцев носила его под сердцем. Даже если правота ребенка сомнительна, мама всегда займет его сторону. Для каждой матери ее ребенок самый лучший. Эта любовь неописуема и безгранична.

Эта мысль подтверждается повестью «Тарас Бульба». Там описано возвращение сыновей домой через два месяца. Мать встречает их объятиями. Она отругала мужа за то, что при встрече, первым делом, он бранит их. За это Тарас мог ударить ее, но ради сыновей она могла стерпеть еще и не такое. Это проявления настоящей материнской любви. У этой женщины нет обиды на детей за отказ от военного училища и отцовских напутствий по этому поводу.

Мама — первый человек, который встречает ребенка в этом мире. Стоит ей первый раз взять на руки своего малыша, и она уже не представляет себе жизни без него. Мама всегда поддержит и даст любящий совет. Когда она рядом, всегда как-то легче и спокойнее, что бы ни происходило вокруг. Даже если у ребенка что-то не получается, любящая мать никогда не покажет, что она разочарована, а все равно будет хвалить и гордиться.

Я благодарю свою маму за любовь, которую она проявляет ко мне каждый день. Мама всегда интересуется, как прошел день. Когда что-то случается, мама первая это чувствует. Даже если она сильно устала, то всегда найдет время поговорить со мной и выслушать. У меня всегда есть уверенность в том, что если нужна будет ее помощь, то я всегда могу на нее рассчитывать.

Материнская любовь распространяется не только на своих детей. Это может относиться и к их спутникам жизни. Есть преподаватели, которые любят своих учеников как своих родных детей. Любовь мамы не может быть наигранной и фальшивой. Все ее чувства исходят от сердца и из глубины души, поэтому в притворстве нет потребности.

<glav>Другие темы:</glav>← Честь↑ 9 классИскусство → `

Материнская любовь

Популярные сочинения

  • Победа и поражение — сочинение 11 класс

    Любой человек, независимо от возраста хотя бы раз в своей жизни побеждал и проигрывал. Важна не только победа, но и поражение, ведь такие моменты играют важную составляющую в человеческой судьбе.

  • Сочинение Образ Татьяны Лариной в романе Евгений Онегин 9 класс

    Татьяна Ларина в великолепном произведении всех эпох «Евгений Онегин» — это один из самых ярких образов женщины, описанной в русской литературе. Для А.С. Пушкина Татьяна – это истинное воплощение красоты, женственности и ума.

  • Сочинение на тему Профессия моей мечты

    Еще в юном возрасте, когда я посещал музыкальную школу, то понял, что непременно посвящу свою жизнь музыке. Она сопровождает человека с самого его рождения.

29 июля 2019ОГЭ (гиа) по русскому языкуКак Вы понимаете значение выражения МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как проявляется материнская любовь?» Текст из открытого банка ФИПИ:СочинениеМатеринская любовь -святое чувство, которое проявляется в бесконечной заботе и жертвенности. Чтобы убедиться в этом, перечитаем некоторые произведения.В тексте Михаила Агеева рисуется жалкий и одновременно трогательный образ матери: «Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики, и с заметным волнением, как-то ещё более усиливавшим её жалкую внешность, беспомощно вглядывалась в бегущую мимо ораву гимназистов, которые, смеясь, на неё оглядывались и что-то друг другу говорили». Рассказчик стыдится своей матери, а ведь наверняка она плохо выглядит только потому, что во всём себе отказывает, чтобы сын выглядел хорошо. И выйти их дому и прийти в гимназию её заставила забота о сыне: вдруг драгоценного сына выгонят из гимназии за неуплату.Символом материнской любви я считаю легенду Василия Сухомлинского, где любимый и ненаглядный сын убил мать по приказу злой жены: «Убей мать и принеси мне её сердце». Так и сделал сын. И вот несёт он сердце матери, вдруг споткнулся и упал, а сердце материнское встрепенулось: «Сыночек, тебе больно? Сорви подорожник, приложи к ушибленному месту, а к листу подорожника приложи сердце материнское …». Тут заплакал сын, вложил сердце в растерзанную материнскую грудь, обливая горючими слезами. И такой огромной была любовь матери, что ожило сердце, затянулись раны и встала мать, прижала сына к груди. Не пошёл больше сын к красавице-жене, пошли они с матерью в степь и стали двумя курганами.Материнская любовь – это чудо самоотверженности и заботы. Кто ещё может всё простить своему ребёнку и всё отдать ради его счастья?Сочинение 9.3. В чём проявляется сила материнской любви?Сочинение 9.3. Почему в жизни человека важна мама?Сочинение 9.3. Как проявляется материнская любовь? —> Сервис для проведения тестирования — 4exam.ruTelegram-канал 4ЕГЭ — @ru4egeПоддержи 4ЕГЭ Вы можете перейти в VIP группу и поддержать развитие проекта 4ЕГЭ. Взамен вы получите доступ к чек-листам и отключение рекламы на сайте навсегда. 140 рублей. Платёж разовый, не подписка. Сначала необходимо авторизоваться. Используемые источники:

  • https://reallanguage.club/sochinenie-oge-materinskaya-lyubov/
  • https://supersochinenie.ru/sochineniya/9-klass/materinskaya-lyubov
  • https://4ege.ru/gia-po-russkomu-jazyku/59346-sochinenie-93-kak-proyavlyaetsya-materinskaya-lyubov.html

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 224-225

Смотрите также:

Ответы на вопросы учебника к рассказу И. Тургенева «Муму».

Сочинение «Чему посвящен рассказ «Муму». Против чего он направлен».

Литература и изобразительное искусство

Рассмотрите иллюстрации к рассказу в учебнике. Чем они интересны? Подготовьте и вы иллюстрацию или описание рисунка к рассказу.

В учебнике мы видим пять иллюстраций разных художников.

Первая — это картина Трутовского «Благодетельница». На ней показана типичная барыня в окружении приживалок. Мы видим, как они лебезят перед барыней.

Вторая — иллюстрация Боклевского. На ней показан дворник Герасим, у ног которого вьётся собачка. Эта иллюстрация интересна тем, как художник изобразил Герасима — высокого, могучего и серьёзного.

Третья — иллюстрация Пчелко. На ней показана встреча барыни и Муму. Она интересна изображением барыни, сухой властной старухи, которую окружили раскрывшие рты приживалки.

Четвёртая — иллюстрация Бойма. На ней показана сцена прощания Герасима в трактире. Она интересна трогательным печальным выражением лица Герасима.

Пятая и последняя иллюстрация — художника Табурина. На ней показан Герасим в лодке, готовый утопить Муму. Выражение его лица почти грозное, он испытывает необычайное душевное волнение.

Описание рисунка к рассказу «Муму»

Я бы хотела нарисовать тот самый момент, когда Герасим спас собачку из реки.

Он шёл вдоль берега и увидел возле берега маленькую собачонку, чёрную с белыми пятнами. Она беспомощно барахталась в воде, не имея сил выбраться на берег. Собачка была мокрая и жалкая.

Герасим протягивает к ней руки, а собачка доверчиво даёт себя взять.

Творческое задание

Почему Герасим ушёл в деревню? Что хотел сказать читателям Тургенев (выразить сочувствие, протест против своеволия помещиков, силу характера и чувство достоинства героя)? Подготовьте рассуждение на эту тему.

Рассуждение на тему «Почему Герасим ушёл в деревню», 5 класс

Герой рассказа Тургенева «Муму» дворник Герасим вырос в деревне. Он был крепостным и слово барыни для него всегда было законом. Он даже не мог представить себе, как можно ослушаться приказа барыни, пока не встретил Муму.

Герасим трогательно привязался к маленькой собачке, полюбил её всей своей богатырской крестьянской душой. И первое непослушание он проявил как раз из-за Муму. Барыня потребовала, чтобы собачки не было в доме, и тогда Герасим стал прятать её в своей каморке, зажимая ей пасть, чтобы Муму не лаяла.

Это уже был маленький подвиг, ведь Герасим ослушался барыню.

Но та не унималась и потребовала уничтожить собаку. Герасим пообещал это сделать сам и, простившись, утопил свою любовь.

В его сердце всё перевернулось. Он не смог оставаться в доме, в котором всё напоминало ему о Муму, и ушёл в деревню. Ушёл тайно, ничего никому не сказав.

Это был его маленький протест, маленький бунт, единственное проявление свободомыслия, на которое он отважился. Он шёл «с несокрушимой отвагой, с отчаянной и радостной решимостью», и в этих словах автора мы видим всю глубину чувств, которые переполняли Герасима.

Он не просто убежал, он почти освободился. А освободившись, ощутил радость и пьянящее чувство свободы. Он наконец-то ощутил себя человеком, достойным уважения, достойным иметь своё мнение и не бояться его высказывать.

Я считаю, что поступок Герасима был прежде всего протестом против своеволия помещиков. А осмелившись на протест, Герасим обрёл и чувство собственного достоинства.

Фонохрестоматия

1. Как актёр читает первые строки повести, рассказывающие о старом доме с покосившимися балконами и о судьбе её хозяйки? Что он хочет сказать о судьбе старой барыни? Соответствует ли музыка, сопровождающая чтение, характеру повествования?

Актёр читает эти строки спокойно, тихо, без сочувствия. Он просто рассказывает о старости, которая настигла барыню, о том, что она осталась одна, и доживала свои дни в скуке. Барыня не знала радости в жизни и поэтому не любила людей.

Эти строки сопровождает тихая, патриархальная, грустная мелодия. Она соответствует характеру повествования.

2. Как меняется интонация актёра, когда он рассказывает о Герасиме? Как актёр передаёт отношение автора к герою произведения?

Про Герасима актёр рассказывает доверительно, выделяя слова, которые передают отношение автора к герою.

3. Какие новые краски, тона находит чтец для того, чтобы передать нам душевное состояние Герасима, ухаживающего за щенком?

Герасим трогательно заботиться за щенком, и актёр передаёт это мягким голосом, почти нежным. Это относится и к заботам Герасима, и к описанию щенка. Говоря о смехе Герасима, актёр сам смеётся.

4. Каково отношение автора и актёра к приживалкам? Как это выражено в чтении актёра?

Автор жалеет приживалок, ведь они такие же подневольные люди, которые боятся рассердить барыню неудачным словом.

Актёр показывает, как робко приживалка мямлит в ответ на вопрос барыни о собаке, заикается. Они заискивают перед барыней и восклицают «Ах!»

AVvXsEgS2XSEPjFHLifyvWNGNhd2mQmLUGeOssA6Qz49r4o3GShGqc8OYR0saZ q1BC dvR0znTeBVxpmqIv cVS3KTDO6RC6a3nFYyBlsbVmljGW9TSmfTuSTuvqhXZMg5PzvMRrIOG3F3qhDNwT6cceOhReXhWy ScM80CT8nZ5NFF5POp0tSvEdhwJP mlw=w400 h300

План-конспект урока русского языка в 7 классе (фрагмент)

М. А. Горький «Легенда о Данко»

1. Тема урока: «Легенда о Данко» А. М. Горького как утверждение подвига во имя людей».

2. Тема дискуссии: «Как мы поняли смысл легенды о Данко?»

3. Что проводилось (какая методика использовалась)? Дискуссия с предварительной работой в малых группах по технологии «Аквариум».

4. Работа проводилась в 7 Б классе, участвовало 18 учеников.

5. Почему выбрана именно эта форма работы? Данная форма работы была выбрана потому, что она развивает умение общаться, слушать, коллективно решать проблемы, достигать взаимопонимания. В работу вовлекаются практически все учащиеся: у слабых учеников снимается страх перед неудачами, знания более сильных ребят становятся прочнее. Активизируется познавательная деятельность, развиваются рефлексивные навыки.

6. Какие интеллектуальные и коммуникативные навыки планировалось развивать?

Планировалось развивать следующие умения и навыки:

1. Интеллектуальные:

— умение собирать, анализировать, сравнивать, обобщать и классифицировать разнообразную информацию;

— выдвигать гипотезы и аргументировано доказывать свое мнение, сравнивать различные точки зрения на решение одной проблемы;

— устанавливать причинно-следственные связи, проводить аналогии.

2. Коммуникативные:

— вступать в общение с целью быть понятым, распределять работу при совместной деятельности;

— выражать свои мысли и выступать перед аудиторией; задавать уточняющие вопросы, слушать друг друга;

— вести дискуссию, аргументировать, доказывать;

— создавать письменные высказывания.

7. Было ли предварительное задание, подготавливающее к работе?

Накануне учащимся были даны два задания к предстоящему уроку:

1. Прочитать «Легенду о Данко» из рассказа А. М. Горького «Старуха Изергиль».

2. Написать небольшое сочинение на тему: «Что такое, в твоем понимании, подвиг?».

8. Организация пространства. Перед уроком столы были сдвинуты попарно, чтобы группы могли расположиться вокруг них.

9. Как было организовано начало работы?

а) На доске записана основная проблема дискуссии: «Как вы поняли смысл легенды о Данко?».

б) Учащиеся делятся на три группы по 6 человек (используется технология «Градусник») с учетом ответа на вопрос: «Разумен или неразумен поступок Данко?»:

1-ая группа – поступок Данко разумен на 100 %;

2-ая группа – поступок Данко абсолютно неразумен и лишен смысла;

3-ья группа – нейтралы, занявшие среднюю позицию.

10. Краткое описание хода работы (как все прошло, какие идеи высказывались?).

               а) Вступительное слово учителя об А. М. Горьком и героях его произведения. Ставятся проблемные вопросы: «Можно ли считать Данко героем? Как вы поняли смысл легенды о Данко? Всегда ли в жизни есть место подвигу?».  

(Карточки-напоминалки с данными вопросами находятся на столах каждой из групп).

б) Участники каждой группы изучают написанные дома сочинения о подвиге и отбирают лучшую, по их мнению, работу, которая в дальнейшем и будет началом выступления каждой из групп. Отобранное сочинение общим решением может быть дополнено высказываниями из работ других учащихся данной группы.

в) Каждая группа обсуждает поставленную проблему и определяет свою точку зрения на неё, выбирает своего представителя (оратора), который будет отражать и отстаивать позицию группы перед другими участниками.  Представители рассаживаются в центре класса и начинают обсуждать проблему между собой. Остальные участники дискуссии внимательно слушают обсуждение, особенно высказывания своего представителя. Если члены группы не согласны с ними или хотят подсказать своему представителю новые аргументы, они посылают ему записку. Если группе не нравится, как выступает её представитель, она может заменить его другим. Если же сам представитель в затруднении, он может взять тайм-аут и посоветоваться со своей группой.

В ходе обсуждения были высказаны следующие идеи:

— Данко – романтический герой, он обладает большой силой воли и решительностью;

— Данко способен на самопожертвование, умеет любить бескорыстно;

— Герой А. М. Горького готов на подвиг во имя любви к людям;

— Героизм Данко проявляется в том, что он не бежит от своего слабого окружения, а отдает себя жалким созданиям, для того чтобы пробудить в них свет;

— Одни выбирают жизнь во имя своего самосохранения, другие – ради людей. Другие и есть герои;

— Данко – герой, потому что он способен испытывать счастье от достижения своей цели;

— Подвиг должен совершаться в разумных пределах. Нельзя требовать героизма ото всех;

— Можно не совершить подвиг самому, но уважать героизм другого должен каждый;

— Очень важно быть готовым к подвигу, для этого необходимы те черты характера, которые присущи Данко;

— Смысл легенды о Данко – прославление подвига;

г) Подведение итогов урока (учебной дискуссии). Учитель систематизирует выводы учащихся и подводит общий итог совместной деятельности, оценивает работу ораторов групп и наиболее активных участников, которые сделали во время дискуссии существенные замечания, выявили противоречие либо подсказали новые аргументы.  Благодарит всех учащихся за участие в дискуссии.

д) Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение на тему «Данко нашего времени. Кто он?»

               11. Как вели себя дети (активность, дисциплина)?

               В ходе дискуссии учащиеся вели себя достаточно активно, соблюдали правила поведения в дискуссии, выработанные ранее и вывешенные на стенде в кабинете русского языка и литературы.

               12. К каким выводам пришли дети? Как это соотносится с планом изучения произведения?

               В итоге проведения дискуссии учащиеся выработали согласованное мнение и приняли групповое решение: «Данко – герой. Он отдал свою жизнь за людей и ради людей, потому что любил их и хотел разбудить в них истинно человеческие качества. Его подвиг во имя людей должен служить нам напоминанием о том, каким должен быть настоящий человек».

Данное решение полностью соответствуем методике изучения литературы.

               13. Оценка произошедшего (достигнута ли цель? нужно ли что скорректировать на будущее?).

               Цель дискуссии достигнута, работа оказалась полезной для всех учащихся класса независимо от их начального уровня. В дальнейшем следует обратить внимание на недопустимость отклонений в выступлениях учащихся от заданной темы, перехода на обсуждение абстрактных проблем. На данном уроке единичные отклонения от обсуждаемой проблемы и переход на обсуждение проблем, напрямую не связанных с основной проблемой дискуссии, наблюдались.

               14. Мои рекомендации другим учителям.

               Не бояться использовать активные методы обучения на уроках, не забывая о том, что данная работа должна проводиться в системе и требует четкой организации.

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 51-53

Читаем древнерусскую летопись

1. Какой подвиг совершил отрок-киевлянин и в чём заключалась хитрость воеводы Претича?

Отрок сумел переплыть Днепр и рассказал воеводе Претичу о тяжелом положении осаждённых.

Воевода сказал печенежскому князю, что за ним идут во множестве силы Святослава. Тот испугался и снял осаду.

2. Обратите внимание на повторяющиеся союзы «И», «А». Какую роль они играют в тексте?

Эти союзы придают тексту напевность, музыкальность.

3. Чем заканчивается это повествование и что хотел сказать им автор? Как относится он к героям?

Повествование заканчивается призывом к Святославу позаботиться о родной земле. Автор хотел подчеркнуть необходимость беречь родную землю, а не думать о землях чужих.

Автор любит родной народ и не хочет, чтобы ему было плохо. Он видит в князе единственного заступника, опору. Он восхищается смелостью отрока и хитростью воеводы.

Размышляем о героях литературы древней Руси

1. Какое положение занимают герои прочитанного вами летописного рассказа?

Отрок был обычным воином, дружинником. Он не занимал высокого положения, но был храбрецом, «иерархом духа».

Претич был военачальником — воеводой. Князь Святослав был правителем Киева. Они занимали высокое положение.

2. Как вы понимаете слова Лихачёва «Мы должны быть благодарны сыновьям нашей великой матери — Древней Руси»? За что мы должны быть благодарны и как это может проявиться?

Мы должны быть благодарны им за то, что они сумели сберечь нашу Родину, отстояли её от врагов. А благодарность наша должна выражаться, прежде всего, в памяти об их подвигах. А также в том, чтобы продолжать их дело, беречь Родину от врагов так же, как это делали они.

3. Как вы думаете, может ли повествование о подвиге отрока служить современности?

Это повествование может служить примером для современных молодых людей. В нём показывается, как надо действовать в минуту грозной опасности для Родины: забывать о себе и действовать решительно и смело.

Обогащаем свою речь

1. Вспомните, какими словами начинается повествование о подвиге отрока-киевлянина.

В лето 6476 (968) пришли впервые печенеги…

2. О чём говорят первые слова этого повествования?

Эти слова говорят, что в то время использовалось летоисчисление от Сотворения мира параллельно с летоисчислением от Рождества Христова.

Также в первых словах говорится о вторжении печенегов и осаде Киева.

3. Прочитайте диалоги с отроком? Что для них более характерно (краткость, напевность и т.д.)? Какие ещё особенности повествования вы заметили?

Для этих диалогов характерна краткость:

— Я пройду.

— Иди.

Повествование очень конкретное, в нём нет описательного элемента, почти отсутствуют прилагательные.

4. Как вы понимаете слово отрок? Составьте предложение с этим словом.

Отрок — это младший дружинник. Сейчас так называют юношей.

Примеры предложений:

Князь подозвал отрока и передал ему колчан со стрелами.

Отрок не выучил урока и получил двойку.

5. Подерите синонимы к словам отрок, осада, дружина.

Отрок: дружинник, юноша, молодой человек, новичок.

Осада: окружение, блокада.

Дружина: рать, войско, полк.

Литература и изобразительное искусство

1. Рассмотрите репродукцию картины Иванова «Подвиг молодого киевлянина». Подумайте, таким ли вы представляли этого героя?

Я представляла героя более одетым. Это молодой человек, с длинными чёрными волосами, подвязанными в пучок. Он невысок, но крепок. В руках у него была уздечка.

Он должен был немного походить на печенегов, раз те принимали его за своего.

2. Какие краски использовал художник? Какие особенности ситуации и характера героя ими передаются?

Художник использовал мрачные тёмные, почти чёрные краски. Они передавали напряжение ситуации, угрозу.

Чёрной вражеской силе противопоставлен светящийся отрок, он словно луч света, который прорезает мрак. И красная полоска ткани символизирует надежду, это как флаг, с которым идут в бой.

Пример сочинения по картине Иванова «Подвиг молодого киевлянина» для 5 класса

На полотне Александра Иванова изображён драматический момент истории, нам знакомый по летописи «Подвиг отрока-киевлянина».

Печенеги осадили Киев и защитникам грозила смерть. Но юный отрок вызвался обмануть печенегов и добраться до другого берега Днепра, где располагались отряды воеводы Претича.

Юноша побежал через лагерь печенегов, а достигнув берега, скинул одежду и бросился в воду.

Именно этот момент выбрал для своей картины художник. На первом плане мы видим отрока, который уже пробежал весь лагерь и даже сразил нескольких врагов, лежащих у его ног. Сейчас он бросится в воду. Полоска алой ткани развивается перед ним, как флаг.

Отрок кажется символом свободы, символом борьбы и мужества. Он решительно пренебрегает опасностью, ведь речь идёт не о его жизни, а о жизни всех киевлян.

Вокруг отрока простирается мрак, из которого художник выхватывает отдельные фигуры печенегов. Мрак не в силах остановить бег отрока, а вдали у горизонта солнечные лучи уже окрашивают небо.

Это символ возрождённой надежды. Отрок справился с трудным заданием и для киевлян появилась надежда. Она придёт с другого берега, с востока, где стоят рати воеводы Претича.

Это удивительно динамичная картина, полная символов и знаков. Она производит очень сильное впечатление и вызывает подъем патриотизма.

Фонохрестоматия

1. Вы прослушали рассказ о тревожных событиях, угрожавших Киеву разорением. Но тон повествования спокойный, бесстрастный. Ни автор летописи, ни актёр, не дают воли чувствам. Как вы думаете почему?

В этом отличительная особенность летописи, как жанра литературы. Она бесстрастно излагает факты и этим напоминает научно-позновательный текст из энциклопедии.

2. В одном месте спокойное повествование прерывается взволнованным обращением к Святославу. Как вы думаете, почему именно эти строки актёр читает с эмоциональным накалом?

Эти строки выражают личную позицию автора летописи. Они передают его чувства. А потому и отличаются совершенно другим тоном, эмоциональным. 

Актёр подчеркивает боль автора и его переживания о судьбе Родины.

3. Как вы считаете, какова основная мысль, главная идея этого произведения?

Главная мысль этого произведения в том, что нужно защищать Родину, а не думать о чужих землях.

Эту мысль автор сам выражает в своём эмоциональном призыве к Святославу.

4. Подготовьте текст диалога читателей, размышляющих о подвиге отрока-киевлянина.

Диалог читателей о подвиге отрока-киевлянина для 5 класса

— Кто такой отрок из этой летописи?

— Я думаю, что это младший дружинник, который остался в Киеве охранять княжну.

— Почему он вызвался идти, хотя знал, как это опасно?

— Отрок понимал, что если не передать весть Претичу, то все в Киеве погибнут. Он хотел спасти людей.

— И он совершил подвиг. А ты заметил, какие качества при этом продемонстрировал отрок?

— Да. Он показал безумную храбрость и решительность. Он проявил находчивость и целеустремлённость. И он трезво оценивал свои силы. Он знал, что способен переплыть Днепр.

— А если бы отрок погиб?

— Я думаю, обязательно нашёлся бы кто-то ещё, кто довёл бы его дело до конца. Тем более, что пример отрока воодушевил бы людей.

— Я тоже в этом уверен.

AVvXsEju4bJk y7ScTU8bvYhFwQSnxAXq tjbkOYHX2gak0nT0eQPkL70nTnBgsleLvIJ73o ix4IWGlOsFrx6Lzu9tT26KT2s gRXdGgd5Q5gjyqWUFy7AFBqYme8duhm5LyfUWmvA86VYs dG3W2SOthySohZ dc9hJRAqva6XcbaplRNWK qPOdyJWj6riA=w374 h400

  • Что такое позиция автора в сочинении
  • Что такое подлость определение для сочинения
  • Что такое подвиг сочинение 4 класс кратко
  • Что такое подвиг определение для сочинения
  • Что такое подбочась в сказке пушкина о мертвой царевне и семерых богатырях