Что такое план рассказа 2 класс по литературе

Что такое план пересказа это краткое содержание произведения, выраженное в ключевых фразах, словах, описывающих суть отдельных частей текста. он

Что такое план пересказа — это краткое содержание произведения, выраженное в ключевых фразах, словах, описывающих суть отдельных частей текста. Он помогает лучше запомнить, понять прочитанное и грамотно его пересказать.

Как составить общий план рассказа

Виды планов

Перед тем как приступать к работе, поинтересуйтесь у учителя, какой должен быть план рассказа: вопросный, тезисный, план-опорный, назывной или комбинированный. Если нет задания подготовить структуру конкретного вида, выбирайте то, что вам ближе и понятнее.

Виды планов:

  1. Тезисный. Содержание всех пунктов выражается тезисами, короткими формулировками.
  2. Вопросный. Пункты пишутся как вопросы, ответы на которые передают суть фрагмента произведения.
  3. План-опорная схема. При таком подходе не выдумывают называния частей текста самостоятельно, а используют отрывки предложений непосредственно из рассказа.
  4. Назывной. Тезисы выражаются именами существительными.
  5. Комбинированный. Содержит несколько разных видов планов.

Обязательные части плана

Основная фишка, как составить план произведения, — придумать оглавления главным эпизодам рассказа. При работе придерживаются классической структуры, когда все произведение делят на вступление, основную часть и вывод.

В идеале структура включает такие обязательные части:

  1. Вступление. Описывают место действия, знакомят с персонажами.
  2. Завязка. Описывают событие, с которого начинается развитие сюжета.
  3. Развитие действия. Ключевые события, которые происходят в произведении.
  4. Кульминация. В этой части отражают самый напряженный момент повествования.
  5. Развязка. Описывают, к чему привели действия героев.

Как сделать план пересказа

План используют, чтобы проанализировать уже написанный рассказ или составить его самостоятельно. Он помогает запомнить произведение, с ним информация в голове укладывается легче, он поможет подготовиться к пересказу произведения или отрывка из книги.

Есть отработанная последовательность, как составить план по литературному чтению, чтобы школьник смог по нему вспомнить прочитанное:

  1. Прочитать рассказ.
  2. Определить его основную тему.
  3. Выписать имена главных героев.
  4. Разделить текст на вступление, завязку, развитие, кульминацию и развязку.
  5. Прочитать первую часть, озаглавить. Название брать емкое, чтобы оно передавало суть этой части текста. Если текста и событий в этой части слишком много, добавить подпункты, опорные предложения, которые помогут при пересказе.
  6. Последовательно прочитать последующие части, озаглавить их.
  7. Прочитать составленный план, оценить, насколько он отражает суть произведения и помогает вспомнить его содержание.

Еще несколько полезных советов для пересказа:

  • прочитать текст, проанализировать, выделить его суть;
  • убрать подробности, детали, чтобы упростить текст и сократить;
  • отдельные действия, явления — обобщить;
  • чтобы текст не стал слишком сухим, бездушным, в заключении добавить образные выражения, слова, которые передадут эмоции и настроение книги.

Чем младше школьник, тем сложнее ему дается такая задача. Подсказки, как написать план рассказа в младших классах:

  1. Внимательно прочтите текст. Обсудите, что понравилось, что не понравилось.
  2. Самый простой способ составить план — читать текст по абзацам и придумывать название к каждому из них.
  3. Перечитайте план. Уберите описательные части. Оставьте самое главное.

Примеры плана

С начальных классов учителя стараются приучать детей к пересказу текста. В учебниках нередко встречаются задания составить планы по прочитанным литературным произведениям.

2 класс

На примере рассказа «Ребята и утята» М. Пришвина рассмотрим, что такое план рассказа во 2 классе и как его написать:

  1. Читаем рассказ, обращаем внимание на то, о чем говорится в начале рассказа, какие события описаны дальше, чем заканчивается текст.
  2. Делим рассказ на смысловые части, которые отличаются друг от друга содержанием.
  3. Перечитываем части, пересказываем своими словами, подбираем заголовок.
  4. Записываем заголовок к каждой части.
  5. Проверяем себя.

Составляем план по рассказу:

  1. Утка вышла с утятами на прогулку.
  2. Путь к озеру, в обход.
  3. Встреча с мальчишками, они ловят утят.
  4. Рассказчик пристыдил мальчишек.
  5. Мальчишки кричат утятам «До свидания!».

3 класс

Рассмотрим, как составить план рассказа для 3 класса на примере рассказа В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»:

  1. Путешествие Муравьишки с березы.
  2. Падение и встреча с гусеницей-землемером.
  3. Путешествие на пауке-Сенокосце.
  4. Путешествие на жужелице.
  5. Путешествие на жучке-Блошачке.
  6. Путешествие на кузнечике.
  7. Путешествие на водомере.
  8. Путешествие на майском жуке.
  9. Путешествие на гусенице Листовертке и возвращение домой.

4 класс

Как правило, детям составить план рассказа в 4 классе уже не составляет труда. Пример плана по рассказу М.М. Пришвина «Выскочка»:

  1. Сторож Вьюшка.
  2. Потеря подарка.
  3. Сорока с пыльцой в голове.
  4. Выскочка без хвоста.
  5. Осуждение сороками бесхвостой Выскочки.

В процессе обучения школьникам предстоит выполнить немало заданий, среди которых – подготовка собственного устного рассказа на заданную учителем тематику. Например, это может быть небольшой текст о домашнем питомце или пересказ классического произведения. Чтобы все получилось как надо, следует знать, как составить план рассказа, что обязательно в него включить. Наш материал поможет разобраться.

Что это такое

План – это совокупность структурных элементов, которые будут присутствовать в самом повествовании, при этом чем более развернутый и подробный перечень составлен, тем проще становится соединить элементы воедино и воссоздать связный подробный текст. В школе предстоит составить немало подобных «списков»: подробных и кратких, цитатных и тезисных, при кажущейся сложности эта форма работы очень полезна, поскольку способствует детальной проработке и запоминанию материала.

Ребенок читает книгу

Порядок работы

Рассмотрим, как составить план рассказа (2 класс), чтобы в нем нашли отражение все требуемые учителем элементы. Выделяется несколько этапов работы:

  • Прочитать само произведение.
  • Определить его основную идею, о чем говорится в тексте. Какие события описываются автором, чем начинается и чем заканчивается текст.
  • Разделить текст на смысловые части (позднее будет приведен пример). Каждая из них должна быть законченной по смыслу.
  • В выделенных частях обозначить самое главное, основные действия персонажей.
  • Повторное чтение каждого из фрагментов, придумывание ему подзаголовка и главных (ключевых) слов. Их не должно быть очень много, вполне достаточно выписать собственные имена и 2-3 важнейших существительных или прилагательных.
  • Подробный пересказ.

Такова последовательность работы, позволяющая ответить на вопрос, как правильно составить план рассказа. Далее приведем конкретный пример, разберем текст из программы второго класса Л. Н. Толстого «Лев и собачка».

В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.

Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принес ее в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.

Собачонка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошел к ней и понюхал ее.

Собачонка легла на спину, подняла лапки и стала, махать хвостиком.

Лев тронул ее лапой и перевернул.

Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.

Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал ее.

Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.

Вечером, когда лев лег спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.

С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал ее, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.

Один раз барин пришел в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но, как только стали звать собачку, чтобы взять ее из клетки, лев ощетинился и зарычал.

Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке.

Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а все нюхал, лизал собачку и трогал ее лапой.

Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.

Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лег подле мертвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мертвую собачку, но лев никого не подпускал к ней.

Хозяин думал, что лев забудет свое горе, если ему дать другую собаку, и пустил к нему в клетку живую собаку; но лев тотчас разорвал ее на куски. Потом он обнял своими лапами мертвую собачку и так лежал пять дней.

На шестой день лев умер.

Определение темы

Прочитав небольшой текст, следует определить его тему, то есть сказать, о чем говорится в произведении. Это несложно – в рассказе Толстого речь идет о льве и маленькой собачке, их удивительной дружбе. Автор с нескрываемым сочувствием описывает преданность льва своему неожиданному другу.

Далее следует выявить, чем начинается и чем заканчивается текст:

  • Начало – барин ради шутки решает бросить свою маленькую собачку в клетку с хищником. Но неожиданно для всех лев не разодрал несчастную, а проявил сочувствие, потом – искренне привязался к ней.
  • Конец – смерть обоих животных.

Поэтому при пересказе важно добиться того, чтобы начинать со встречи, а заканчивать гибелью героев.

Удивительная дружба животных

Выделение смысловых частей

Рассматривая, как составить план рассказа, следует выделить в тексте несколько фрагментов, каждый из которых представляет собой законченное повествование. Текст еще раз перечитывают, карандашом отмечают, где закончилась одна мысль автора и началась другая. Определить конец каждой смысловой части можно также по появлению новых героев или по началу нового действия.

В рассказе «Лев и собачка» выделим следующие фрагменты:

  1. Вступление – особенности зоопарков описываемого времени (плата взималась животными, которые шли на корм хищникам).
  2. Человек захотел посмотреть на диких животных и принес свою собачку.
  3. Животное бросили в клетку льва.
  4. Хищник пожалел беднягу.
  5. Неожиданная дружба льва и собаки.
  6. Хозяин пытается вернуть питомца. Грозное недовольство хищника.
  7. Через год собачка заболела и умерла.
  8. Лев отказался от пищи, горевал, не принял другую собаку, которую дал ему владелец и вскоре умер.

Таким образом, получилось 8 частей, каждая из которых закончена по смыслу. После разделения текста следует внимательно перечитать каждую часть и подумать, нет ли необходимости выделить еще какой-либо «кусочек».

Лев и собачка - иллюстрация

Подзаголовки

Рассматривая, как составить план рассказа, мы подошли к следующему этапу работы – емко озаглавить каждый из выделенных ранее фрагментов. Следует стремиться к тому, чтобы содержание изложить 2-4 словами. В нашем случае получаются такие заголовки:

  1. Жизнь лондонского зоопарка.
  2. Жестокий хозяин.
  3. Опасная встреча.
  4. Хищник добрее людей.
  5. Странная дружба.
  6. Сильный защищает слабого.
  7. Болезнь и смерть собачки.
  8. Отчаяние и гибель льва.

Также получилось 8 подзаголовков, каждый из которых представляет собой пункт плана. Используя его, можно без проблем пересказать текст, поскольку все основные события, которые описал Толстой, в нем представлены.

Работа детей с текстом

Сложный план

Иногда задание усложняется, например, структура может быть не простой, а развернутой. Рассмотрим, как составить план рассказа в этом случае. Сначала также выделяются смысловые части, однако одну или две из них следует еще более дробно разделить. В тексте «Лев и собачка» можно более детально проработать части 3 и 8. При составлении плана пересказа эти фрагменты в свою очередь могут быть подразделены так:

3. Опасная встреча.

  • 3.1 Поведение собачки (сжалась в угол, боится, замахала хвостиком).
  • 3.2 Реакция хищника (понюхал, потрогал, дал мяса).

8. Отчаяние и гибель льва.

  • 8.1 Хищник понял, что его собачка умерла.
  • 8.2 Отказ от пищи, муки и терзания.
  • 8.3 Реакция на чужого песика.
  • 8.4 Смерть.

Такой развернутый план, конечно, требует более тщательного составления, однако и пересказывать по нему значительно проще.

Чтение рассказа с мамой

Основные ошибки

Рассмотрев, как составить план рассказа о животном, проанализируем основные ошибки, которые могут допускать школьники. Их несколько:

  • Выделение очень большого или, напротив, очень малого количества смысловых частей.
  • Нарушение логики, перестановка частей местами.
  • Отсутствие необходимых компонентов: вступления, кульминации и развязки.
  • Неправильный подбор заголовков к пунктам. Надо так называть части текста, чтобы, читая название, сразу удавалось вспомнить, о чем говорится в данном фрагменте.

Избежать этих ошибок поможет грамотная и вдумчивая работа над текстом, его неоднократное перечитывание с карандашом в руках. Конечно, второй класс – это лишь вторая ступень начальной школы. Времени на то, чтобы научиться анализировать произведение, у детей будет вполне достаточно, но чем раньше начать, тем лучше будет результат на ЕГЭ. Поэтому работе над составлением плана текста должно уделяться особое внимание, она помогает выделять главное и отсеивать малозначительные детали, тренирует мышление, логику и память.

Мы рассмотрели, как составить план рассказа (2 класс), из каких этапов должна состоять работа. Если что-то не получается с первого раза, не стоит унывать, надо упорно работать, тогда и результат не заставит себя долго ждать.

Сегодня в качестве продолжения рубрики «Писательское мастерство» я предлагаю возобновить разговор о составлении плана произведения. В прошлый раз мы разобрались, что же такое план, для чего он нужен, и почему без него значительно хуже, чем с ним. Сегодня мы разберемся, как этот самый план составлять.

Скажу сразу, не существует какой-либо единой унифицированной формы составления плана. У каждого свой взгляд на вопрос, и здесь я буду излагать те принципы, опираясь на которые, строю план сам. Соображения эти не взялись с потолка, а прошли крепкую обкатку практикой. Вы же вольны воспользоваться моим опытом, как, впрочем, и пропустить его мимо ушей. Выбор за вами.

Как написать план рассказа

Синопсис.

Обычно я начинаю составление плана с написания синопсиса. Хотя такая формулировка не совсем верна: те несколько скупых предложений, в которые умещается суть рассказа, не являются синопсисом в обыденном понимании, так как здесь синопсис не получается в процессе сжатия истории, а как раз наоборот – он-то и является источником основной массы, «мяса» произведения. Но на первоначальном этапе я не ставлю амбициозных целей, мне достаточно лишь четко сформулировать основную идею текста и держать ее перед глазами, дабы она не затерялась в дальнейшем, и сюжетные линии не увело куда-нибудь в дебри.

После того, как синопсис написан и сформулирована главная идея текста, я начинаю кратко описывать события истории. Порой этот шаг занимает у меня несколько недель. Взявшись выстраивать сюжетную линию, обычно быстро натыкаешься на пустоты – места, которые еще не продуманы, и что там будет происходить еще совершенно не ясно. Именно заполнение сюжетных оврагов, продумывание переходов и мостов и отнимает большую часть времени при подготовке к написанию. Однако важно понимать, что скрупулезно продуманный сюжет является тем незыблемым скелетом, на который нарастает плоть шикарной истории. Проверено на личном опыте: чем больше времени уделяется проработке сюжета, тем обычно качественнее результат. Но я не настаиваю, что над рассказом нужно раздумывать год, порой все идет настолько удачно, что пасьянс складывается за пару вечеров. Тут, как и везде, нужна золотая середина, главное – не потерять интерес к произведению.

Карточки персонажей.

Параллельно с выстраиванием сюжетных линий я занимаюсь заполнением карточек персонажей. Эта вещь не обязательная, но крайне желательная. Причем, чем длиннее и масштабнее намечается произведение, тем подробнее должны быть характеристики героев. Этому элементу работы я посвятил отдельную статью «Как составить подробную карточку персонажа», обязательно ознакомьтесь с ней, а здесь я лишь коротко перечислю основные моменты, которые обычно заношу в карточку действующих лиц:

  • Имя персонажа, его прозвище.
  • Роль (место в истории) и профессия (главный антагонист, друг главного героя, наставник и т.д.).
  • Возраст.
  • Рост и телосложение.
  • Описание внешности. Я никогда не составляю фоторобот (цвет и длина волос, цвет глаз, форма ушей и носа, толщина бровей, размах ноздрей и длина ресниц), а использую только характерные отличительные детали внешности вроде длинного носа, сутулости или хромоты, бороды или усов, крупных родимых пятен на лице и т.д. Вообще, чем ярче подобранные детали, тем лучше запоминается персонаж, тем проще за него цепляется внимание читателя. Только ради бога, не переборщите с экзотикой – если каждый второй поц будет хромым и горбатым карликом, изнемогающим от чесотки, вряд ли кто-либо оценит ваши старания.
  • Черты характера. Как то: раздражительность, угрюмость, беззаботность, доверчивость, мнительность – все то, что отличает персонаж от других в психологическом плане. Но здесь все очень субъективно. Вы можете расписать в плане целый букет разнообразных качеств, но если сюжет будет ставить героя только в однообразные ситуации (где он проявляет, скажет, только трусость и малодушие), то и образ получится однобоким. Сюжет и характеры взаимосвязаны, и понимание этих связей позволяет работать над текстом на совершенно ином уровне, но об этом в других статьях блога. Пока же хочу заметить, что для писателя по жизни чрезвычайно важна наблюдательность; я считаю, что автор должен постоянно культивировать ее в себе, ведь очень многие детали и даже сюжеты берутся из повседневности. Порой наши знакомые и коллеги вытворяют такое, что не придет в голову ни одному, даже самому креативному литератору. А такие нестандартные проявления – и есть лучший материал для построения ярких неповторимых образов. В общем, глядите в оба и не забывайте записывать.
  • Мотивы. Чего хочет добиться герой? Сообразно каким интересам и принципам он действует.
  • Одежда. Иногда тоже может послужить хорошим подспорьем для обрисовки характера. Персона, предпочитающая яркие краски, все-таки чем-то отличается от того молчуна в черной потертой кожанке, не так ли?

Подобные карточки полезно составлять для всех мало-мальски значимых персонажей в вашей истории.

Карта. Карточки локаций.

Следующий элемент составления плана – это изображение карты. Конечно, потребность в ней есть не всегда, однако зачастую героям приходится перемещаться в пространстве, а иногда и в придуманном автором мире. Чтобы не запутаться и не заблудиться, полезно нарисовать карту. Вместе с ней можно завести и карточки локаций. В них мы просто коротко описываем места, в которых происходят события (если это город, то достопримечательности и основные улицы; если комната или квартира – то обстановка). Все это позволит создать глубину мира, в котором разворачивается сюжет. И вот еще небольшой совет по поводу названий: старайтесь избегать странных, чуждых русскому языку фонетических нагромождений вроде Бильдыма, Шмонца, Киндельсвельгена и прочего. Лучше брать осмысленные, образованные от русских слов названия: Двуречье, Высокий Камень, Белая Скала. И смысловую нагрузку заложите и от родного звучания не отойдете.

Сцены.

После того, как написано краткое изложение событий, я приступаю к формированию сцен – отдельных сюжетных блоков, где происходят те или иные события (в том числе и диалоги) в короткий промежуток времени. На работу со сценами я стараюсь делать основной упор. Главное, понимать, что каждая сцена должна каким-то образом менять  положение дел в произведении. Это может быть и резкий сюжетный поворот (вскрытие обмана, например) или изменение психологического состояния героя (апатия после краха надежд) – решать вам, но каждая сцена должна иметь какой-то известный вам и понятный читателю смысл. Более подробно об этом читайте в статье «Как написать идеальную сцену«. Сейчас же мы пришли к тому, что в моем плане образовался самостоятельный список следующих друг за другом сцен.

В общем-то, на этом все. Подобного супового набора вполне достаточно, чтобы написать добротный интересный рассказ. В работе же над романом я практиковал составление одного общего главного плана и отдельных миниатюрных планов каждой главы. Но об этом уже в следующий раз.

Обязательно прочитайте статью «Подготовка к написанию книги«, которая отлично дополняет материал этой записи.

Следите за обновлением блога. До скорых встреч!

Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!

Всем
известно, что существует несколько видов пересказа и обычно они проходят в
такой форме. Учитель выбирает текст и просит детей ознакомиться с ним дома, а
затем на уроке ученики передают содержание прочитанного либо по вопросам, либо
пересказывают подробно. Выслушивание на уроке одного и того же текста,
исполняемого разными детьми у доски, утомляет учеников. Такой пересказ волнует
только самого читающего, да и то с точки зрения получение отметки. Часто можно
наблюдать, что ученик, пересказывая текст или отрывок из него, не понимает
содержания, а его ответ лишь заученные дома фразы.

Как
сделать данный вид деятельности интересным, как вовлечь всех детей в классе в
творческую работу?

В
своем уроке я попробую ответить на данные вопросы, которые волнуют многих
учителей.

Чтобы
урок прошел успешно необходимо выполнить следующие условия при его
подготовке
:

  1. Предварительное
    чтение текста дома.
  2. Знание
    детьми схем авторской работы. (Приложение 1)
  3. Знание
    способов творческой работы, которые были введены учителем постепенно.
  4. Сформированность
    умения учащихся оценивать работу своих товарищей.
  5. Групповая
    форма работы.

Способы
творческой работы при пересказе текста

1. Использование памятки. (Приложение 2)

2. Использование схем. Дети
схематично зарисовывают основные моменты текста. Данный вид деятельности
рекомендую для той категории учеников, у которых есть проблемы с памятью.

3. Инсценирование.
Этот вид деятельности направлен на развитие воображения, формирование
установки на чтение не как на развлечение, а как на труд души.

Исходя
из этих способов, в классе формируются три группы.

Таким
образом, на данном уроке ученики выступают в роли:

Читателя
— прочитали произведение дома и пред выполнением работы просматривают текст
снова.

Слушателя-
выслушивают ответы своих товарищей.

Актера
— проигрывают сюжет произведения.

Критика
— оценивают работу своих товарищей.

Тема:
Николай Носов «Фантазеры» (пересказ художественного текста)

Цель: учить школьников
пересказывать художественное произведение, выбирая при этом доступный своим
способностям вид деятельности. Учить детей обращать внимание на автора
произведения, на название рассказа и на смысл этого названия.

 Помочь
детям осознать нравственный смысл произведения: кого из героев можно назвать
«фантазерами», а кого «врунами».

Развивать
интерес к творчеству писателя, развивать речь, воображение, навыки чтения,
навыки работы со словарем.

Оборудование:
схемы
авторской работы (Приложение 1), толковые словари, памятки (Приложение 2),
чистые листы бумаги и карандаши, черные и белые кружки для оценки, учебники
«Литературное чтение».

Форма
работы
:
групповая

Ход урока

1.
Оргмомент


Здравствуйте, я рада приветствовать вас на уроке литературного чтения.
Посмотрите на меня, я хочу увидеть ваши глаза, понять как вы готовы к уроку,
какое у вас настроение.

2.
«Мозговой штурм»

  • Как
    называется рассказ, который вы прочитали дома? («Фантазеры»)
  • Кто
    автор рассказа? (Николай Носов)
  • Кто
    рассказчик: РГ или РП. (РП)
  • Какая
    из схем, представленных на доске, подходит к данному произведению?
    (Приложение 1)
  • Докажите,
    что в этом произведении РП. (рассказчик не называет себя, он как бы
    наблюдает со стороны за происходящими событиями)

3.
Постановка
учебной задачи


Сегодня на уроке нам необходимо пересказать все три части рассказа «Фантазеры».
Я предлагаю вам следующие виды работы: работа с памяткой, составление схем,
инсценирование. Выберите тот вид работы, который вам больше нравится.

Дети
объединяются в группы, в зависимости от вида деятельности.

Учитель
каждой группе дает задание.

1
группа:
раздаются
памятки, толковые словари

В
1 части рассказа найдите непонятные вам слова, попробуйте объяснить их
значение, составьте план этой части.

Расскажите,
как составить план? (выделить главное в абзаце)

2
группа:

прочитайте еще раз 2 часть, а затем схематично зарисуйте ее. Вы будете
рассказывать по своим зарисовкам.

3
группа:

вам предстоит инсценировать 3 часть рассказа. Прочитайте, распределите роли.
Подумайте, какие предметы вам помогут в работе.

Дается
время на подготовку (рекомендуется включить спокойную музыку).

4.
Проверка выполненной работы


Дома при чтении произведения, в какой роли вы выступали? (читателя)


Кто вы на уроке? (читатели, слушатели, актеры)


Совершенно верно. Но я хочу напомнить вам, что вы будете оценивать работу своих
товарищей. Приготовьте черные и белые кружки. Что они означают? (белый цвет — понравилось,
черный — не понравилось).


Ребята, при оценивании не забудьте сказать, что именно вам понравилось или
почему вы считаете, что кто-то из товарищей выступил неудачно.

1
группа.

Значение
непонятных слов. В первой части нам было непонятно значение слов: «небылицы»,
«фантазеры», «космическое пространство». Мы нашли значение этих слов в толковом
словаре.

Небылицы
— неправдоподобные истории, фантазеры — от слова фантазия, что означает
способность к творческому воображению, мечта, нечто надуманное, несбыточное.
Пространство от слова «простор» — свобода, раздолье. А космическое пространство
— это простор за пределами земной атмосферы.

План
1 части.

1. Возраст.

2. Фантазии о море: как
переплывали, встреча с акулой.

3. Встреча с крокодилом.

4. Фантазии о транспорте.

5. Полеты во сне.

Далее
идет пересказ по плану.

Итоговые
вопросы учителя:


Чему позавидовал Стасик?


Можно ли таких врунов назвать «фантазерами»? Почему? (ребята врут для
удивления, придумывают что-нибудь «небывалое», развивают свою фантазию)

Класс
оценивает работу 1 группы.

2
группа:
представляют
схематичную зарисовку 2 части рассказа и передают по схеме содержание 2 части.
(Приложение 3)

Итоговые
вопросы учителя:


Почему Стасик считал, что врать не стыдно? («Мы же никого не обманываем»)


Когда, с точки зрения Игоря, есть смысл врать? («.. а я вчера соврал, мне от
этого польза»)


Почему Мишутка и Стасик отказались сидеть на лавочке с Игорем? (Игорь рад, что
из-за него «другому досталось»)


На чьей стороне вы в этой ссоре?

Оценка
классом.

3
группа:

инсценировка эпизода на лестнице: диалог героев.

 Роли:
Мишутка, Стасик, Ира.

Предметы:
сделали из бумаги макет мороженого.

Мимикой
и жестами дети подчеркивают настроение девочки в начале встречи.(грустное,
потому что ее наказали несправедливо) и в конце, когда мальчики поделились с
ней мороженым.

Итоговые
вопросы учителя.


Зачем Стасик врет, что они не хотят мороженого? (Чтобы Ира не отказалась есть
мороженое)


Как отнеслась Ира к выдумке Мишутки, что он один раз «съел целое ведро
мороженого»? (Засмеялась)


На чьей стороне, по вашему мнению, симпатии  рассказчика? (На стороне Мишутки и
Стасика)

Оценка
классом..

5.
Итог урока


Какая форма работы на уроке вам понравилась?


Что хотели бы рассказать родителям о нашем уроке?


Мне тоже понравилось с вами работать. Я благодарю вас за урок.

6.
Домашнее задание

Сделайте
небольшие зарисовки к этому рассказу, еще раз подумайте, почему Н. Носов назвал
свой рассказ «Фантазеры»?

Муниципальное общеобразовательное
учреждение

средняя общеобразовательная школа №
85

Урок чтения во 2 классе УМК «Гармония»

Составление плана к сказке В. Гаршина
« Лягушка-путешественница»

Автор: Крупская Светлана Юрьевна

Учитель начальных классов

Крупская Светлана Юрьевна

Учитель начальных классов

МОУ СОШ № 85 г. Тайшета

Тема: Составление плана к сказке
В. Гаршина « Лягушка-путешественница».

Цели: 1. Развивать память, речь
учащихся, умение работать с текстом,
составлять план произведения.

2. Учить пересказывать текст с
опорой на план.

3. Совершенствовать навык
выразительного, вдумчивого, осознанного
чтения.

4. Воспитывать нравственные черты
характера, любовь к литературе.

Оборудование: 1. Портрет В. Гаршина.

2. Выставка книг.

3. Рисунки к произведению.

Ход урока:

1 этап: Организационный момент.

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим

И тихонько сидим.

Ну-ка же проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку пять!

Речевая разминка.

— Давайте выучим новую скороговорку:

Слышен шорох в камышах-

От него шумит в ушах:

Сто бесстрашных лягушат

Цаплю шёпотом страшат.

2этап: Проверка домашнего задания.

— Какое произведение читали на прошлом
уроке? Кто автор?

— В домашнем задании нужно было нарисовать
рисунки к прочитанному.

1. Выставка рисунков по сказке
«Лягушка-путешественница».

2. Беседа по содержанию и подготовка к
выразительному чтению.

— О чём говорится в начале сказки?

— С какой интонацией будем читать?

— Как просит лягушка уток взять её с
собой? Каким тоном надо читать этот
отрывок?

— Где в её словах обращение?

— Как её отвечают утки? Что они рассказывают
о юге?

(С восторгом, они кричали, оглушили
лягушку.)

— С какой интонацией нужно прочитать
слова уток, когда они восхищались идеей
лягушки?

— Что кричали дети, когда увидели
пролетающих уток?

-С какой интонацией прочитаем слова
лягушки, когда хвасталась?

3. Выразительное чтение.

4. Гимнастика для глаз (Игра «Волшебная
точка»).

— Подвигайте пальчиками ног…

Поиграйте пальчиками рук…

Пошевелите ушками…

А теперь носиком, глазками…

-Теперь у нас нет ничего, что ещё хотело
бы двигаться. Сидим, смотрим, слушаем.

Наша волшебная точка может выполнять
команды.

Задание:

1. Глазками передвигаем точку по
таблице из одного окошка в другое
согласно командам: вверх, вправо, вниз,
влево. Где, в каком окошке наша точка?

2. Закрыли глаза и мысленно двигаемся
с точкой.

3. Управляем точкой молча. (Направление
учитель показывает указкой. Ученики
соотносят жест учителя с местонахождением
точки.)

3 этап: Работа по теме урока, Постановка
целей.

— Сегодня мы продолжим работу над сказкой
В. Гаршина «Лягушка-путешественница»,
разделим текст сказки на части и составим
план.

— Для того чтобы лучше запомнить и
пересказать прочитанное, послушайте
совет:

Очень часто пересказ

Вы твердите много раз,

Это трудно – много раз,

Это нудно – много раз.

И поэтому у нас

Есть другой совет для вас.

Вы обдумайте рассказ,

Не заучивая фраз.

И задумайтесь о нём:

Что рассказано? О чём?

Что зачем произошло?

И к чему всё привело?

Прочитайте ещё раз –

И запомните рассказ.

4 этап: Изучение нового материала.

1. Чтение сказки про себя. (Работа в
парах.)

-Прочитайте сказку и, посовещавшись,
разделите текст на части.

2. Обсуждение работы и запись плана на
доске.

— На сколько частей раздели сказку? (На
пять.)

— Прочитайте первую часть ( до слов:
«Вдруг тонкий, светящийся…»).

— Какое название ей можно дать? («Жизнь
лягушки до встречи с утками».)

— Прочитайте вторую часть (до слов: «Нашли
хороший, прочный прутик…»).

— Дайте ей название. («Встреча с утками.
Замечательная идея».)

— Прочитайте третью часть (до слов: «На
следующем отдыхе…»).

-Назовите её, («Полёт на юг»).

— Прочитайте четвёртую часть (до слов:
«Она скоро вынырнула из воды…»).

— Назовите. («Падение в грязный пруд.»
Или : «Это я! Я! Придумала!»).

— Прочитайте пятую часть до конца.

— Назовите её. («Чудесная история»).

— В какой части заключена идея сказки?
(В четвёртой).

— Сформулируйте её. (Результат
самовосхваления.)

— Посмотрите на доску. Что у нас получилось?
(План сказки «Лягушка-путешественница»).

План.

1. Жизнь лягушки до встречи с утками.

2. встреча с утками. Замечательная идея.

3. полёт на юг.

4. Падение в грязный пруд.

5. чудная история о необыкновенном
способе путешествия на утках.

-Что такое план? Зачем он нужен?

План – это краткое изложение текста.
Он помогает пересказать текст от начала
до конца.

Физкультминутка.

На болоте две подружки, две зелёные
лягушки,

Утром рано умывались, полотенцем
растирались.

Ножками топали, ручками хлопали.

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

— Подготовьте пересказ сказки по плану
(самостоятельная работа).

3. Пересказ сказки учащимися по плану.

4. Сравнение двух пересказов (подробного
и сокращённого).

— Послушайте другой пересказ и подумайте,
который из них лучше.

Жила-была лягушка-квакушка.

Однажды в болото, где жила лягушка,
опустились и сели утки. Они летели на
юг. Лягушка попросила уток взять её с
собой. Утки согласились. Две из них взяли
в клювы прутик, а лягушка прицепилась
посередине. Так они путешествовали
несколько дней. Но однажды, когда утки
летели низко над землёй, лягушка забыла
об осторожности и упала в грязный пруд.
Утки улетели. А лягушка навсегда
поселилась в том пруду.

— Какой пересказ вам понравился больше?
Почему?

Вывод: сказку нужно рассказывать
подробно, не упуская деталей повествования.
Иначе она будет неинтересной.

5 этап: Подведение итогов урока.

— Чему научились на уроке?

— Как надо пересказывать сказки?

— Кто из вас очень устал на уроке? Поднимите
руку.

— А кто чувствует, что у него прибавилось
сил?

Выставляю оценки.

6 этап: Домашнее задание.

Выбрать отрывок сказки, который подходит
для чтения по ролям; подготовиться к
чтению по ролям.

Список литературы

  1. Методические рекомендации по литературному
    чтению. О.В.Кубасова 2 класс

  2. «Литературное чтение» учебник.

  3. Рабочая тетрадь.

  4. Поурочное планирование по учебнику
    О.В.Кубасова.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

  • Что такое отчаяние сочинение
  • Что такое ошибка итоговое сочинение
  • Что такое ответственность сочинение по тексту алексина в тот памятный день
  • Что такое отзыв на рассказ
  • Что такое пасхальные рассказы