Любителям восточного фольклора будет интересно читать краткое содержание сказки «Ашик-Кериб» – произведения М. Ю. Лермонтова, являющегося записью азербайджанского народного повествования. Михаил Юрьевич записал его со слов азербайджанского поэта М. Ф. Ахундова и оставил в практически неизменном виде.
Главные герои
Ашик-Кериб – нищий уличный певец и музыкант, влюбленный в Магуль-Мегери.
Магуль-Мегери – прекрасная дочь богача, хранящая верность любимому.
Куршуд-бек – поклонник Магуль-Мегери, соперник Ашик-Кериба.
Краткое содержание
Много лет назад в Тифлисе жил богач Аян-Ага, главным сокровищем которого была дочь редкой красоты – Магуль-Мегери. В этом же городе нищенствовал бедный Ашик-Кериб, зарабатывающий на хлеб игрой на саазе (музыкальном инструменте).
Талантливого уличного певца часто приглашали выступить на праздниках. Так он познакомился с красавицей Магуль-Мегери и сразу же влюбился в нее. Девушке тоже пришелся по душе уличный певец. Эта любовь не сулила молодым людям счастья из-за огромной разницы в имущественном положении.
Магуль-Мегери уговаривала возлюбленного попробовать попросить ее руки у Аян-Аги. Отец не поскупится на приданое для единственной дочери и даст денег на совместную жизнь. Ашик-Кериб был честным и умным юношей. Он говорил, что спустя много лет любимая начнет попрекать его в женитьбе ради богатства.
Ашик-Кериб заявил, что отправится странствовать, проведет вдали от родного дома семь лет и сам заработает много денег. Тогда он вернется к любимой в качестве достойного жениха. Девушка поклялась дождаться любимого, предупредив его, что по прошествии этого срока будет вынуждена согласиться на свадьбу с Куршуд-беком – своим давним поклонником.
Музыкант отправился в далекий путь. Неожиданно его пожелал сопровождать Куршуд-бек.
Странники вышли к широкой реке. Куршуд-бек попросил Ашик-Кериба переплыть ее первым. Певец преодолел реку, а когда обернулся, то увидел, что «товарищ» исчез с его вещами.
Негодяй вернулся в город с одеждой Ашик-Кериб, который, по его словам, утонул. Бедная мать пошла поделиться горем с возлюбленной сына и освободить ее от данного слова. Та лишь улыбнулась, сразу же заподозрив обман своего поклонника. Красавица не поверила в гибель суженого и была намерена ждать его весь положенный срок.
Босой и нагой Ашик-Кериб зашел в первую попавшуюся деревню и спел крестьянам несколько своих чудесных песен. Восхищенные слушатели расплатились едой и одеждой. Выступая перед людьми, уличный певец стал путешествовать.
Дорога привела Ашик-Кериба в Халаф. Там правил паша, страстно любивший музыку и пение. Узнав о появлении нового певца, он приказал немедленно привести его во дворец. Выступление Ашик-Кериба поразило правителя. Он щедро наградил юношу и оставил его во дворце. Прославившийся певец разбогател и забыл о ждущей его в Тифлисе любимой.
Магуль-Мегери хранила верность и ждала любимого уже седьмой год. Срок его странствий заканчивался. Красавица не могла поверить, что суженый пропал, а тем более разлюбил ее. В это время из Тифлиса собирался отправиться большой караван. Девушка пришла к его владельцу с золотым блюдом. По ее просьбе он должен был показывать это блюдо во всех городах по пути и объявлять, что разыскивается хозяин.
Караван посетил множество земель и остановился в Халафе. Услыхав о золотом блюде, к купцу прибежал Ашик-Кериб и узнал от него, что на днях состоится свадьба Магуль-Мегери. Певец, наконец-то, вспомнил о невесте и данном ей обещании. Семилетний срок истекал через три дня, а путь до Тифлиса занимал два месяца.
Ашик-Кериб оседлал коня и помчался домой. Через сутки непрерывной скачки обессиленный конь упал и умер. Несчастный певец уже собирался броситься с высокой скалы, но ему помешал человек на белом коне. Он уверял, что может моментально добраться в любое место. Ашик-Кериб растерялся и два раза просил перенести его не туда, куда нужно. Лишь на третий раз он пожелал попасть в Тифлис и через минуту оказался у стен города.
Чтобы Ашик-Кериба не обвинили во лжи, всадник повелел ему набрать земли из-под волшебного коня. По его словам, этой землей можно вернуть зрение старухе, ослепшей семь лет назад.
Когда могущественный незнакомец внезапно растворился в воздухе, Ашик-Кериб догадался, что встретился со святым Хадрилиазом.
Вечером певец добрался до родного дома. Мать не признала его и отказалась впустить. Поверив в его гибель семь лет назад, она ослепла от слез и переживаний. Дверь Ашик-Керибу открыла сестра. Даже когда он спел песню, мать не могла поверить, что сын вернулся.
Ашик-Кериб вместе с сестрой направился в дом, где должна была состояться свадьба Магуль-Мегери и Куршуд-бека. Он уселся посреди гостей и запел песню, в которой рассказал о своем чудесном путешествии.
Убитая горем невеста сидела за занавеской. Так и не дождавшись суженого, она намеревалась совершить самоубийство. Внезапно красавица услышала голос любимого, стремительно выбежала и обняла его.
Куршуд-бек признал право соперника на невесту, но потребовал, чтобы тот доказал чудесную силу. По просьбе певца его сестра привела слепую мать. Ашик-Кериб, славя Хадрилиаза, намазал ей землей веки и вернул зрение.
Влюбленные стали готовиться к своей свадьбе. Ашик-Кериб пообещал выдать свою сестру замуж за Куршуд-бека.
БЛАНК СЦЕНАРИЯ УРОКА
МБОУ «СОШ с. ТАНГИ-ЧУ»
4 «Б» класс Учитель:
Арсамикова М.Л.
Модуль (раздел)
Тема
урока:
М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Турецкая сказка.
Цель
ученика: познакомить с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова;
дать представление о разнообразии жанров произведений автора (стихи,
сказки); учить чувствовать и понимать образный язык художественного
произведения; закрепить знания о средствах художественной выразительности
(метафоры, эпитеты, сравнения);
Цель
учителя : познакомить
с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова; дать представление о разнообразии
жанров произведений автора (стихи, сказки); учить чувствовать и понимать
образный язык художественного произведения; закрепить знания о средствах художественной
выразительности (метафоры, эпитеты, сравнения);отрабатывать навыки
выразительного чтения стихотворений; развивать поэтический слух, воображение
и образное мышление, речь, творческие способности; учить определять тему,
идею произведения, анализировать поступки героев, правильно отвечать на
вопросы; воспитывать уважительное отношение к природе.
Задачи
учителя: предметные: прогнозирование содержания произведения,
умения перечислять произведения М.Ю. Лермонтова, оценивать поступки героев
произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения
моральных ценностей; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи
урока, исходя из анализа материала учебника и совместной деятельности,
планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока,
оценивание своей работы на уроке,
Опорные
понятия, термины
Новые понятия, термины
Домашнее задание
Перечитать
сказку.
Этапы урока
(определяет
учитель
Деятельность учащихся
Дидактическое оснащение каждого этапа
Формы и виды учебной деятельности
Какие УУД развиваются
Мотивация,
актуализация, организация
Орг.
Момент
Проверяют
готовность к уроку
Личностные
регулятивные
Речевая разминка
карточки
Регулятивные
Самоопределение к деятельности
— Разгадайте
кроссворд и поймете, хорошо ли знаете сказки. (Учащиеся работают
самостоятельно.)
1. Имя девушки,
потерявшей хрустальный башмачок. (Золушка.) 2. Она плела рубашки из
крапивы ради спасения своих братьев. (Эльза.) 3. Девочка, попавшая в
странное место, где правила шахматная королева. (Алиса.) 4. Лучший
друг Винни – Пуха (Пятачок.) 5. Знаменитый доктор-ветеринар. (Айболит).
6. Имя царевича, который взял в жены лягушку. (Иван.) 7.
Яльмару рассказывал сказки Оле-… . (Лукойе.) 8. Имя мальчика,
попавшего в плен к Снежной королеве. (Кай.) 9. Богатырь, победивший
Черномора. (Руслан.) 10. Кто сделал Буратино? (Карло.) 11.
Купец, побывавший в гостях у морского царя. (Садко.)
— Вы узнали имена сказочных героев. На какие группы можно разделить сказки? (Литературные и народные.)
— По какому признаку вы их разделили? (По авторству.)
— Прочитайте на с. 97 учебника название сказки, которую мы будем
сегодня читать. Знаете ли вы, что оно означает? (Ашик — в переводе «народный певец, музыкант». Кериб — бедный
человек, бедняк.)
— Какая это сказка? (Турецкая.)
— Почему она
помещена в наш раздел «Чудесный мир классики»? (Ее написал М.Ю.
Лермонтов.)
Регулятивные
Познавательные
Учебник
Работа по теме урока
— Предположите, о
чем эта сказка.
— Объясните значение
слов.
ПРОРОК
— 1) (религ.) истолкователь воли божества, богов; 2) (перен.) тот, кто пророчит, предсказывает
что-нибудь.
ГАЗЕЛЬ
— родственное антилопе полорогое млекопитающее отличающееся
стройностью и быстротой бега. Здесь стройная как газель.
ЗАРОК—
клятвенное обещание не делать что-либо
СААЗ
— турецкая балалайка.
ПАША
— в старой Турции и некоторых других мусульманских странах:
титул высших сановников и генералов, а также лицо, носящее этот титул.
НАМАЗ
— (ислам.) ежедневная пятикратная молитва из стихов Корана.
АЛЛАХ-
Бог.
AHA — мать.
ХАДЕРИЛИАЗ
— святой Георгий.
РАШЙД-
храбрый.
ЧАПРА
— занавес.
ШИНДЫ-ГЕРУРСЁЗ
— скоро узнаете.
МАУЛЯМ
— создатель.
АГА — господин.
ОГЛАН-
юноша.
КАРАВАН-САРАЙ
— постоялый и торговый дом в городе, на дороге.
МИНАРЕТ
— башня у мечети, откуда созывали мусульман на молитву.
СЕЛЯМ
АЛЁЙКЮМ — здравствуйте.
— Объясните
выражения «нам вдвоем достанет», «высокое сердце».
— Подберите синонимы
к словам.
УПРЕКАТЬ
— (укорять, шпынять, пилить, точить).
СТРАНСТВОВАТЬ
— (скитаться, странничать).
ВОСКЛИКНУТЬ
— (возгласить, вскричать).
УСПОКОЙСЯ
— (остынь, утихомирься, угомонись).
— Подберите антонимы
к словам.
БЛЕЩУТ-
(гаснут).
ИСТИНА
— (ложь, обман, заблуждение).
ДРОЖАЩАЯ
(рука) — (спокойная).
ПРОЗРЕТЬ
— (ослепнуть).
— Найдите и прочитайте объяснение выделенных в тексте слов в
словаре учебника. (Аяп-ага — знатный господин, чауш — сторож, рассыльный,
оглан — мальчик, парень.)
Работа
по учебнику
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Физкультминутка
Продолжение
работы по теме урока
(Чтение сказки учителем и хорошо читающими учащимися. Можно
использовать аудиозапись сказки или диафильм.)
— Каковы ваши
впечатления от прочитанного? (Учащиеся делятся своими впечатлениями.)
Отвечают на вопросы
Коммуникативные
Личностные
Учебник
Рефлексия
Оцените
свою работу на уроке
Оценивают
свою работа на уроке
Личностные
Диагностика
результатов:
Итог
— С каким произведением
вы познакомились на уроке?
— Если бы не было
подзаголовка к сказке, можно ли догадаться, что действие в ней происходит в
другой стране?
Регулятивные
Коммуникативные