Что такое песельники в сказке ашик кериб

Любителям восточного фольклора будет интересно читать краткое содержание сказки ашик-кериб произведения м. ю. лермонтова, являющегося записью азербайджанского народного повествования.

Любителям восточного фольклора будет интересно читать краткое содержание сказки «Ашик-Кериб» – произведения М. Ю. Лермонтова, являющегося записью азербайджанского народного повествования. Михаил Юрьевич записал его со слов азербайджанского поэта М. Ф. Ахундова и оставил в практически неизменном виде.

Главные герои

Ашик-Кериб – нищий уличный певец и музыкант, влюбленный в Магуль-Мегери.

Магуль-Мегери – прекрасная дочь богача, хранящая верность любимому.

Куршуд-бек – поклонник Магуль-Мегери, соперник Ашик-Кериба.

Краткое содержание

Много лет назад в Тифлисе жил богач Аян-Ага, главным сокровищем которого была дочь редкой красоты – Магуль-Мегери. В этом же городе нищенствовал бедный Ашик-Кериб, зарабатывающий на хлеб игрой на саазе (музыкальном инструменте).

Талантливого уличного певца часто приглашали выступить на праздниках. Так он познакомился с красавицей Магуль-Мегери и сразу же влюбился в нее. Девушке тоже пришелся по душе уличный певец. Эта любовь не сулила молодым людям счастья из-за огромной разницы в имущественном положении.

Магуль-Мегери уговаривала возлюбленного попробовать попросить ее руки у Аян-Аги. Отец не поскупится на приданое для единственной дочери и даст денег на совместную жизнь. Ашик-Кериб был честным и умным юношей. Он говорил, что спустя много лет любимая начнет попрекать его в женитьбе ради богатства.

Ашик-Кериб заявил, что отправится странствовать, проведет вдали от родного дома семь лет и сам заработает много денег. Тогда он вернется к любимой в качестве достойного жениха. Девушка поклялась дождаться любимого, предупредив его, что по прошествии этого срока будет вынуждена согласиться на свадьбу с Куршуд-беком – своим давним поклонником.

Музыкант отправился в далекий путь. Неожиданно его пожелал сопровождать Куршуд-бек.

Странники вышли к широкой реке. Куршуд-бек попросил Ашик-Кериба переплыть ее первым. Певец преодолел реку, а когда обернулся, то увидел, что «товарищ» исчез с его вещами.

Негодяй вернулся в город с одеждой Ашик-Кериб, который, по его словам, утонул. Бедная мать пошла поделиться горем с возлюбленной сына и освободить ее от данного слова. Та лишь улыбнулась, сразу же заподозрив обман своего поклонника. Красавица не поверила в гибель суженого и была намерена ждать его весь положенный срок.

Босой и нагой Ашик-Кериб зашел в первую попавшуюся деревню и спел крестьянам несколько своих чудесных песен. Восхищенные слушатели расплатились едой и одеждой. Выступая перед людьми, уличный певец стал путешествовать.

Дорога привела Ашик-Кериба в Халаф. Там правил паша, страстно любивший музыку и пение. Узнав о появлении нового певца, он приказал немедленно привести его во дворец. Выступление Ашик-Кериба поразило правителя. Он щедро наградил юношу и оставил его во дворце. Прославившийся певец разбогател и забыл о ждущей его в Тифлисе любимой.

Магуль-Мегери хранила верность и ждала любимого уже седьмой год. Срок его странствий заканчивался. Красавица не могла поверить, что суженый пропал, а тем более разлюбил ее. В это время из Тифлиса собирался отправиться большой караван. Девушка пришла к его владельцу с золотым блюдом. По ее просьбе он должен был показывать это блюдо во всех городах по пути и объявлять, что разыскивается хозяин.

Караван посетил множество земель и остановился в Халафе. Услыхав о золотом блюде, к купцу прибежал Ашик-Кериб и узнал от него, что на днях состоится свадьба Магуль-Мегери. Певец, наконец-то, вспомнил о невесте и данном ей обещании. Семилетний срок истекал через три дня, а путь до Тифлиса занимал два месяца.

Ашик-Кериб оседлал коня и помчался домой. Через сутки непрерывной скачки обессиленный конь упал и умер. Несчастный певец уже собирался броситься с высокой скалы, но ему помешал человек на белом коне. Он уверял, что может моментально добраться в любое место. Ашик-Кериб растерялся и два раза просил перенести его не туда, куда нужно. Лишь на третий раз он пожелал попасть в Тифлис и через минуту оказался у стен города.

Чтобы Ашик-Кериба не обвинили во лжи, всадник повелел ему набрать земли из-под волшебного коня. По его словам, этой землей можно вернуть зрение старухе, ослепшей семь лет назад.

Когда могущественный незнакомец внезапно растворился в воздухе, Ашик-Кериб догадался, что встретился со святым Хадрилиазом.

Вечером певец добрался до родного дома. Мать не признала его и отказалась впустить. Поверив в его гибель семь лет назад, она ослепла от слез и переживаний. Дверь Ашик-Керибу открыла сестра. Даже когда он спел песню, мать не могла поверить, что сын вернулся.

Ашик-Кериб вместе с сестрой направился в дом, где должна была состояться свадьба Магуль-Мегери и Куршуд-бека. Он уселся посреди гостей и запел песню, в которой рассказал о своем чудесном путешествии.

Убитая горем невеста сидела за занавеской. Так и не дождавшись суженого, она намеревалась совершить самоубийство. Внезапно красавица услышала голос любимого, стремительно выбежала и обняла его.

Куршуд-бек признал право соперника на невесту, но потребовал, чтобы тот доказал чудесную силу. По просьбе певца его сестра привела слепую мать. Ашик-Кериб, славя Хадрилиаза, намазал ей землей веки и вернул зрение.

Влюбленные стали готовиться к своей свадьбе. Ашик-Кериб пообещал выдать свою сестру замуж за Куршуд-бека.

БЛАНК СЦЕНАРИЯ УРОКА   
МБОУ «СОШ с. ТАНГИ-ЧУ» 
4 «Б» класс  Учитель:
Арсамикова М.Л.

Модуль (раздел)

Тема
урока:

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Турецкая сказка.

Цель
ученика:
  познакомить с жизнью и творчеством М.Ю. Лермон­това;
дать представление о разнообразии жанров произведений  автора (стихи,
сказки); учить чувствовать и понимать образный язык художественного
произведения; закрепить знания о сред­ствах художественной выразительности
(метафоры, эпитеты, сравнения);

Цель
учителя
:  познакомить
с жизнью и творчеством М.Ю. Лермон­това; дать представление о разнообразии
жанров произведений  автора (стихи, сказки); учить чувствовать и понимать
образный язык художественного произведения; закрепить знания о сред­ствах художественной
выразительности (метафоры, эпитеты, сравнения);отрабатывать навыки
выразительного чтения стихотворений; развивать поэтический слух, воображение
и образное мышление, речь, творческие способности; учить определять тему,
идею произведения, анализировать поступки героев, правиль­но отвечать на
вопросы; воспитывать уважительное отношение к природе.

Задачи
учителя:
предметные: прогнозирование содержания произведения,
умения перечислять произведения М.Ю. Лермонтова, оценивать поступки героев
произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения
моральных ценностей; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи
урока, исходя из анализа материала учебника и совместной деятельности,
планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока,
оценивание своей рабо­ты на уроке,

Опорные
понятия, термины

Новые понятия, термины

Домашнее задание

Перечитать
сказку.

Этапы урока

(определяет
учитель

Деятельность учащихся

Дидактическое оснащение каждого этапа

Формы и виды учебной деятельности

Какие УУД развиваются

Мотивация,
актуализация, организация

Орг.
Момент

Проверяют
готовность к уроку

Личностные

регулятивные

Речевая разминка

карточки

Регулятивные

Самоопределение к деятельности

—  Разгадайте
кроссворд и поймете, хорошо ли знаете сказки. (Учащиеся работают
самостоятельно.)

1. Имя девушки,
потерявшей хрустальный башмачок. (Зо­лушка.) 2. Она плела рубашки из
крапивы ради спасения своих братьев. (Эльза.) 3. Девочка, попавшая в
странное место, где правила шахматная королева. (Алиса.) 4. Лучший
друг Винни – Пуха (Пятачок.) 5. Знаменитый доктор-ветеринар. (Айболит).
6.
Имя  царевича, который взял в жены лягушку. (Иван.) 7.
Яльмару рассказывал сказки Оле-… . (Лукойе.) 8. Имя мальчика,
попавшего в плен к Снежной королеве. (Кай.) 9. Богатырь, победивший 
Черномора. (Руслан.) 10. Кто сделал Буратино? (Карло.) 11.
Купец, побывавший в гостях у морского царя. (Садко.)

—  Вы узнали имена сказочных героев. На какие группы можно разделить сказки? (Литературные и народные.)

—  По какому признаку вы их разделили? (По авторству.)

—  Прочитайте на с. 97 учебника название сказки, которую  мы будем
сегодня читать. Знаете ли вы, что оно означает?
 (Ашик — в переводе «народный певец, музыкант». Кериб — бедный
человек, бедняк.)

—  Какая это сказка? (Турецкая.)

—  Почему она
помещена в наш раздел «Чудесный мир классики»? (Ее написал М.Ю.
Лермонтов.)

Регулятивные
Познавательные

Учебник

Работа по теме урока

—  Предположите, о
чем эта сказка.

—  Объясните значение
слов.

ПРОРОК
1) (религ.) истолкователь воли божества, богов; 2) (перен.) тот, кто пророчит, предсказывает
что-нибудь.

ГАЗЕЛЬ
родственное антилопе полорогое млекопитающее отличающееся
стройностью и быстротой бега. Здесь стройная как газель.

ЗАРОК—
клятвенное обещание не делать что-либо

СААЗ
— турецкая балалайка.

ПАША
— в старой Турции и некоторых других мусульманских странах:
титул высших сановников и генералов, а также лицо, но­сящее этот титул.

НАМАЗ
— (ислам.) ежедневная пятикратная молитва из стихов Корана.

АЛЛАХ-
Бог.

AHA мать.

ХАДЕРИЛИАЗ
— святой Георгий.

РАШЙД-
храбрый.

ЧАПРА
— занавес.

ШИНДЫ-ГЕРУРСЁЗ
скоро узнаете.

МАУЛЯМ
— создатель.

АГА — господин.

ОГЛАН-
юноша.

КАРАВАН-САРАЙ
постоялый и торговый дом в городе, на дороге.

МИНАРЕТ
— башня у мечети, откуда созывали мусульман на молитву.

СЕЛЯМ
АЛЁЙКЮМ —
здравствуйте.

—  Объясните
выражения «нам вдвоем достанет», «высокое сердце».

—  Подберите синонимы
к словам.

УПРЕКАТЬ
— (укорять, шпынять, пилить, точить).

СТРАНСТВОВАТЬ
— (скитаться, странничать).

ВОСКЛИКНУТЬ
(возгласить, вскричать).

УСПОКОЙСЯ
— (остынь, утихомирься, угомонись).

—  Подберите антонимы
к словам.

БЛЕЩУТ-
(гаснут).

ИСТИНА
(ложь, обман, заблуждение).

ДРОЖАЩАЯ
(рука) — (спокойная).

 ПРОЗРЕТЬ
(ослепнуть).

—  Найдите и прочитайте объяснение выделенных в тексте слов в
словаре учебника. (Аяп-ага — знатный господин, чауш — сторож, рассыльный,
оглан — мальчик, парень.)

Работа
по учебнику

Познавательные

Регулятивные
Коммуникативные

Физкультминутка

Продолжение
работы по теме урока

(Чтение сказки учителем и хорошо читающими учащимися. Можно
использовать аудиозапись сказки или диафильм.)

—  Каковы ваши
впечатления от прочитанного? (Учащиеся делятся своими впечатлениями.)

Отвечают на вопросы

Коммуникативные

Личностные

Учебник

Рефлексия

 Оцените
свою работу на уроке

Оценивают
свою работа на уроке

Личностные

Диагностика
результатов:

Итог

—  С каким произведением
вы познакомились на уроке?

—  Если бы не было
подзаголовка к сказке, можно ли догадаться, что действие в ней происходит в
другой стране?

Регулятивные
Коммуникативные

  • Что такое память сердца сочинение на тему память сердца
  • Что такое пафос рассказа
  • Что такое пересказ сказки
  • Что такое патриотизм сочинение рассуждение с аргументами
  • Что такое патриотизм определение для сочинения