Что такое пансион из сказки черная курица или подземные жители

Повесть черная курица, или подземные жители написана очень давно: впервые была напечатана в 1829 году почти двести лет назад.

Повесть «Черная курица, или Подземные жители» написана очень давно: впервые была напечатана в 1829 году — почти двести лет назад.

Сочинение «Черная курица» − 5 класс

Вариант 1

На уроках литературы мы изучили сказку А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители». Она написана в 1824 году, но и сейчас актуальна.

В сказке рассказывается о мальчике Алёше, который однажды спас курицу-министра, за это Король Подземного царства пообещал исполнить любое его желание. Алёша загадал никогда не учить уроки, но знать их.

Главный герой сказки Алёша учился в пансионе, в свободное от учёбы время читал рыцарские романы и ухаживал за птицами на птичьем дворе. Ему было 9–10 лет. Он был очень послушным и хорошо учился. Мальчик искренне верил в то, что выдумывал. Алёша был смелым, ради спасения друга был готов отдать самое дорогое, что у него есть.

Но после исполнения желания никогда не учить уроки, его характер начал меняться в худшую сторону: он стал ленивым, возгордился, стал считать себя самым умным и перестал общаться с ребятами. Когда ему угрожали наказанием, он выдал тайну. Всему царству пришлось уехать из-за его трусости. После этого у него началась горячка. Когда он выздоровел, всё происходившее перед болезнью показалось ему тяжёлым сном. Мальчик вновь стал послушным, добрым, скромным и дружелюбным.

Это произведение учит не лениться, с уважением относиться к одноклассникам и думать, прежде чем делать.

Сказка помогает понять, что нужно выполнять обещания, чего бы это ни стоило, а иначе могут пострадать другие. Я очень советую почитать эту добрую, светлую сказку со счастливым концом.

Вариант 2

В повести-сказке А. Погорельского необычный сюжет, в ней реальное переплетается с фантастическим. Реальное – жизнь десятилетнего мальчика Алеши в пансионе в Петербурге, фантастическое – его грезы о подземном царстве гномов.

Действие в произведении динамично и увлекательно. Однажды Алеша спас Чернушку – черную курицу, скрашивавшую его одиночество. Чернушка в благодарность за свое спасение провела мальчика в подземное царство гномов. Подземный король подарил

Алеше волшебное семечко. Теперь, ничего не делая, ничего не уча, мальчик всегда знал свой урок. От успехов у него вскружилась голова, он зазнался, стал плохим товарищем. Постепенно он абсолютно отвык работать и уже не мог запомнить урок, когда потерял волшебное семечко. А испугавшись наказания, выдал тайну пребывания гномов в подземелье.

Сказка заканчивается болезнью Алеши, его выздоровлением и возвращением к жизни, к самому себе, прежнему.

Образ главного героя вызывает симпатии и пробуждает сопереживание. Алеша – добрый, смелый, впечатлительный мальчик. Он заблуждается, совершает ошибки, но одновременно

и задумывается над серьезными вопросами: в чем настоящая ценность человека? Что такое верность слову? Что может случиться, если не прислушиваться к голосу совести?

Автор произведения призывает читателя: Будь честным, трудолюбивым, скромным. А последняя сцена – прощание Чернушки с Алешей, волнение покидающего свое царство маленького народа, отчаяние главного героя от осознания непоправимости его опрометчивого поступка – серьезный нравственный урок, преподанный нам талантливым писателем.

Вариант 3

В повести-сказке А. Погорельского необычный сюжет, в ней реальное переплетается с фантастическим. Реальное — жизнь десятилетнего мальчика Алёши в пансионе в Петербурге, фантастическое — его грёзы о подземном царстве гномов.

Действие в произведении динамично и увлекательно. Однажды Алёша спас Чернушку — чёрную курицу, скрашивавшую его одиночество. Чернушка в благодарность за своё спасение провела мальчика в подземное царство гномов. Подземный король подарил Алёше волшебное семечко. Теперь, ничего не делая, ничего не уча, мальчик всегда знал свой урок. От успехов у него вскружилась голова, он зазнался, стал плохим товарищем.

Постепенно он абсолютно отвык работать и уже не мог запомнить урок, когда потерял волшебное семечко. А испугавшись наказания, выдал тайну пребывания гномов в подземелье. Сказка заканчивается болезнью Алёши, его выздоровлением и возвращением к жизни, к самому себе, прежнему.

Образ главного героя вызывает симпатии и пробуждает сопереживание. Алёша — добрый, смелый, впечатлительный мальчик. Он заблуждается, совершает ошибки, но одновременно и задумывается над серьёзными вопросами: в чём настоящая ценность человека? Что такое верность слову? Что может случиться, если не прислушиваться к голосу совести?

Автор произведения призывает читателя: будь честным, трудолюбивым, скромным. А последняя сцена — прощание Чернушки с Алёшей, волнение покидающего своё царство маленького народа, отчаяние главного героя от осознания непоправимости его опрометчивого поступка — серьёзный нравственный урок, преподанный нам талантливым писателем.

Это интересно:

В сказке «Черная курица, или Подземные жители» Антония Погорельского повествуется о приключениях мальчика Алеши, жителя пансиона в Санкт-Петербурге. Его одиночество скрасила курица по имени Чернушка.

В благодарность за то, что мальчик сохранил Чернушке жизнь, она провела его в подземное царство. Там король подземных жителей подарил Алеше волшебное семечко. С его помощью мальчик всегда мог знать урок, никогда его не уча. Но это нужно было держать в секрете. Со временем Алеша превратился в настоящего шалуна, отучившись работать…

Школьное сочинение по сказке «Черная курица»

Вариант 1

«Черная курица» в корне отличалась от многочисленных детских сказок, рассказов и повестей дворянских писателей тех лет, которые проповедовали монархические и религиозные идеи и рисовали слащавых, безжизненных героев — мальчиков и девочек. По теме, стилю, языку повесть Погорельского ничем не напоминала и народные детские волшебные сказки — «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и др.

Она была новой литературной сказкой. Из фольклора писатель позаимствовал А. Бенуа. Художественный прием, когда при изображении событий реальное переплетается с фантастическим. В произведении Погорельского встречаем мотивы волшебных рыцарских романов, получивших в XVIII веке широкое распространение в России. В своем творчестве писатель поднимал важные нравственно-педагогические задачи.

В повести Погорельского два плана: реальный, изображающий Петербург конца XVIII века (мужской пансион, быт и нравы воспитанников и учителей, их взаимоотношения), и волшебный, в котором действуют подземные рыцари, гномы и т. д. С большой теплотой и тонким знанием детской психологии рисует автор главного героя. Мальчик не падает духом, оказавшись в далеком от родительского дома петербургском пансионе, прилежно учится, весело играет с товарищами и читает так много, что даже знает «наизусть деяния славнейших рыцарей».

«Юное воображение его бродило по рыцарским замкам, по страшным развалинам или по темным, дремучим лесам», — пишет Погорельский. Исполненный детских грез, Алеша не пассивный мечтательный ребенок. Созданный им волшебный мир не отгораживает его от мира реального. Необузданная фантазия, живой, активный характер отличают юного героя. Воображаемое он постоянно переносит на повседневную действительность, реальная жизнь кажется ему таинственной и загадочной. Вот ожидается приезд директора училищ, и Алеша сразу же представил его себе «знаменитым рыцарем в блестящих латах и в шлеме с большими перьями».

Алеша способен к добрым порывам и поступкам, к самопожертвованию во имя спасения беззащитного. Чтобы сохранить жизнь любимой курочки Чернушки, он, не задумываясь, отдает «сердитой и бранчливой кухарке золотую монету, которую берег пуще глаза своего, потому что это был подарок доброй его бабушки». Маленький читатель, несомненно, высоко оценит этот поступок Алеши. Чувствуется дидактическая направленность уже на первых страницах повести. Погорельский рисует в самых привлекательных тонах своего героя, подчеркивая его сердечную отзывчивость, трудолюбие, вежливость. Поэтому может показаться слабо мотивированным поворот, который происходит в сознании и в поведении мальчика.

За спасение Чернушки, оказавшейся министром волшебного царства, король гномов обещает исполнить любое его желание. Поколебавшись немного, Алеша просит у короля гномов лишь одно волшебное средство: не учить уроки, а отвечать их без запинки. Алеша — ребенок, и, естественно, положительные нравственные качества в нем только формируются. Затем, юный герой все же хочет всегда знать уроки, но рассуждает об этом, как и другие ученики: хорошо бы знать все, не утруждая себя, не прилагая усилий. Погорельский показывает, к чему приводит эта детская философия. Он убеждает маленьких читателей, как плохо не желать трудиться, чтобы все знать. В этом прежде всего и состоит нравственно-педагогический смысл и воспитательное значение волшебной повести Погорельского.

Итак, Алеша получает волшебный талисман: конопляное семечко. Он теперь может почивать на лаврах, отвечать любой урок без всякой подготовки. Мы с нетерпением ждем, каким станет Алеша. Ведь, по словам Погорельского, он был «добрый, милый и скромный» мальчик. И действительно, герою трудно превратиться в тунеядца. Писатель выявляет происходящую в душе маленького героя борьбу положительных и отрицательных начал, добра и зла.

Такое изображение героя было новаторским. До Погорельского русские народные и литературные сказки не раскрывали образ положительного героя. В них не изображались душевные противоречия действующих лиц. Они резко отделяли добро от зла. Персонажи делились на положительных и отрицательных. У героя повести Погорельского хорошие и плохие черты характера соседствуют. Алеша — живой, полнокровный образ. По-новому развивается в повести и сказочный конфликт. В произведении ощущается усиленное внимание автора к психологической сущности, к душевным переживаниям героя. Вот Алеша впервые появляется на уроке с конопляным зернышком в кармане и, «сам еще не зная, что сказать… безошибочно, не останавливаясь, проговорил все заданное». Но похвала учителя не доставляет ему теперь такого удовольствия, как прежде. «Внутренний голос ему говорил, что он не заслуживает этой похвалы, потому что урок не стоил ему никакого труда»,- пишет Погорельский.

В дальнейшем борьба положительного и отрицательного начал в душе Алеши теряет свою остроту. Она заглушается растущим в мальчике себялюбием, самомнением и чванством. Праздность духовно калечит Алешу, отчуждает его от других детей, приносит страдания. Он утрачивает свое прежнее очарование. Мнимые успехи так вскружили голову Алеше, что он стал редко вспоминать даже о своем волшебном друге Чернушке. Каким жалким кажется герой, когда, потеряв волшебный талисман, он на уроке «не мог выговорить ни одного слова» и понес за это тяжкое наказание! Погорельский убеждает читателей, что безобидное, казалось бы, желание иных детей все знать, не трудясь, незаметно оборачивается в повести трудно исправимым пороком, способным принести неисчислимые беды и самому герою и другим. Повесть отличается острыми трагическими художественными ситуациями и коллизиями. Сюжет произведения так развивается, что в кульминационный разгар событий от поведения мальчика зависит судьба целого народа. Во время порки розгами Алеша не выдержал и рассказал учителю о существовании подземного волшебного царства. Он выдал тайну. После этого и Чернушка, и рыцари, и «маленькие люди» — гномы должны были покинуть родное место. «Ты сделал меня несчастным», — говорит Алеше закованная в цепи Чернушка. И юный герой слышит шум скорбно уходящих людей, плач детей и женщин.

Алеша нарушил слово и принес страдания жителям подземного царства неумышленно, неосознанно. Но ведь разыгравшаяся трагедия была следствием его «неразумного поведения», вызвана желанием жить бездумно и бездеятельно. И только борьба героя с самим собой может в какой-то мере искупить его вину. Покидая Алешу, Чернушка говорит ему: «Твои слезы помочь не могут. Одним только ты можешь меня утешить в моем несчастии: старайся исправиться и будь опять таким же добрым мальчиком, как был прежде». Все сказочные события рисуются писателем в виде картин, которые видит герой и которые навеяны ему чтением рыцарских романов. Но писатель нарочито путает сон с явью. Уже в самом начале повести Чернушка в качестве посланца волшебного царства появляется Алеше и во сне, и тогда, когда он «лежал с открытыми глазами и долго слушал, как в верхнем жилье, над его головою, ходили по комнатам и приводили в порядок стулья и столы». И потрясение, которое пережил герой после непреднамеренного разглашения тайны гномов, описано автором так, что маленький читатель не усомнится в подлинности происходящего.

Погорельский очень скупо использует диалог, который играл такую большую роль в народных сказках. Основная часть текста произведения — это повествование от лица автора. В ней преобладают книжная лексика, развернутые фразы с многочисленными придаточными предложениями. Язык повести передает ее идейно-эстетическое своеобразие. Тонко схвачены в произведении, например, интонации «детской» речи: «Чернушка шла впереди на цыпочках и Алеше велела следовать за собою тихонько, тихонько». Часто повествование переходит в беседу, и Погорельский как бы ведет маленького читателя по местам, о которых говорит в своей сказке. Отсюда постоянные оговорки автора и его обращения к детям: «В другой раз и при другом случае я, может быть, поговорю с вами пространнее о переменах, происшедших в Петербурге в течение моего века», «Я забыл сказать вам, что к дому этому принадлежал довольно просторный двор…» и т. д.

Вариант 2

Наверняка, многие из нас знакомились на уроках, литературы с творчеством Антония Погорельского, а именно с его произведение «Чёрная курица или Подземные жители». Это сказка увидела свет в тысяча восемьсот двадцать четвёртом году, но актуальной она остаётся и по сей день. В повести – сказке А. Погорельского очень необыкновенный сюжет, в ней действительно есть что – то общее с фантастикой.

В данном произведении повествуется о мальчишке Алёше. Как-то раз мальчик спас курицу Чернушку. А та в благодарность провела мальчишку в подземное царство. А подземный царь в свою очередь дал мальчишка волшебное зерно, которое могло исполнить его любое желание. Что же загадал Алёша? Мальчик мечтал не делать домашнее задание, но при этом всегда знать их. Собственно говоря, это и было его желанием.

Обучался Алёша в пансионе. После учебного дня он любил проводить время за книжкой. Очень уж ему полюбились рыцарские романы. Ещё главному герою нравилось уделять внимание птицам. Мальчишке было примерно девять, а может быть десять лет.

Он всегда слушался родителей, а в пансионе получал хорошие оценки. А ещё Алешка верил во всё то, что сам придумал. Главный герой был достаточно ответственным. Чтобы спасти своего товарища он готов был пожертвовать всем, что имел.

К сожалению, когда Алёша загадал свое желание, то он начал меняться и не в лучшую сторону. Мальчик стал больше лениться, считал себя умнее всех вокруг, прекратил общаться со своими приятелями, а ещё стал через чур горделивым, однажды мальчик потерял волшебное зерно, и не знал ничего из домашнего задания. Тогда Алёша рассказал свой секрет про подземное царство и чёрную курицу, хотя обещал, что об никого и никогда не узнает. Всё подземное царство вынуждено была переехать. И всё это из-за того, что главный герой испугался. После этого случая Алёша заболел. Но к счастью он быстро пошёл на поправку. Все события, происходившие с ним ещё до болезни, начали казаться ему вымыслом. Тогда Алёша снова стал добродушным и дружественным мальчиком.

Это сказка показывает читателю, что лень – это не очень хорошее чувство. Учит проявлять уважение к тем, кто нас окружает и каждый раз думать перед тем как что-нибудь сделать.

Благодаря этому произведению к нам приходит понимание того, что обещанное необходимо выполнять во что бы то ни стало. В противном случае нас ждут необратимые последствия.

Наверно, каждый школьник мечтает о таком зёрнышке. Ведь это так здорово ничего не делать, но все знать. Но все же получается, что это вовсе не наши знания. А это очень важно самому быть умным и образованным, а не пользоваться возможностями других.

Сказочная повесть А. Погорельского «Черная курица»

Антоний Погорельский (Алексей Алексеевич Перовский- настоящее имя., 1787–1836) — автор первой в русской литературе фантастической повести, одного из первых «семейных» романов, первой повести-сказки для детей «Черная курица, или Подземные жители». Вышла в свет в 1822 году и принесла автору долгую славу выдающегося детского писателя, хотя и была его единственным творением для маленьких читателей.

Между тем литературная деятельность писателя продолжалась всего 5 лет: в 1825 вышла повесть «Лафертовая маковница», а в 1830- роман «Монастырка». Перовский был побочным сыном графа Пазумовского — влиятельного вельможи екатерининской эпохи. Он получил великолепное домашнее образование и воспитание, затем окончил курс Московского университета доктором философии и словесных наук. После войны 1812 года, в которой он участвовал добровольцем, несколько лет жил в Германии.

Последние годы жизни Перовский провел в своем маленьком малороссийском имении Погорельцы (отсюда тип псевдоним), посвятив себя литературной деятельности и воспитанию племянника Алеши — в будущем известный писатель А.К. Толстой. Ему и была рассказана история Черной курицы, легшая в основу повести-сказки.

Очевидно, именно потому, что сначала это был живой рассказ маленькому слушателю, столь легка словесная ткань повести, так мягки в ней интонации, ясны мысли и подробны описания. Видно, автор стремится передать мальчику впечатления собственного детства, свои воспоминания о Петербуржском пансионе, откуда он бежал, повредив при этом ногу, отчего всю жизнь прихрамывал. В «черной курице…» просматриваются и следы немецкой романтической литературы, в частности преданий о гномах. Но главным в повести остается внимание к формированию ребенка, к психологическим особенностям детского возраста, постепенное приобщение ребенка к восприятию фактов и рассуждений на отвлеченные темы.

Здесь Погорельский проявил себя как писатель реалистического направления. Герой повести мальчик Алеша — психологически убедительный, живой образ ребенка. Переживания маленького человека, живущего в пансионе, тоскующего по родителям, его фантазии о романтических приключениях средневековых рыцарей (он уже немало прочитал о них), взаимоотношения с учителями, любовь к животным — все это отражено в повести, воссоздано с талантом истинно детского писателя, чье мастерство — в органическом слиянии фантастического и реального.

Описание жизни Алеши в пансионе ничуть не грешит против законов реального мира. Дни учения проходили для него «скоро и приятно». Но вот когда наступала суббота и все его товарищи спешили домой, к родным, тогда мальчик, оставаясь в опустевших комнатах, начинал горько чувствовать свое одиночество. И единственным его утешением были книги, которые учитель- немец позволял ему брать из своей библиотеки. А в то время в немецкой литературе царила мода на рыцарские романы и волшебные, полные мистики повести. Подобных произведений Алёша проглотил немало, поэтому и таинственный мир, в который он попал, построен по образцам таких повествований.

Ведь любой увлекающийся чтением и наделенный богатым воображением ребенок, оставаясь надолго в своем одиночестве, начинает мечтать, представлять себя персонажем различных почерпнутых из книг историй, фантазировать.

И у Алеши «юное воображение бродило по рыцарским замкам или по темным дремучим лесам». Даже гуляя днем во дворе, он ожидал встречи с волшебницей, которая сквозь дырочку в ограде передаст ему игрушку или письмецо от родных. И директор училища, которого он ни разу не видел, представлялся ему «знаменитым рыцарем» в сияющих латах и шлеме с пышным султаном из перьев. Каково же было удивление мальчика, когда он при встрече с директором увидел не «шлем пернатый, но просто маленькую лысую головку, набело напудренную». Единственным его украшением был маленький пучок на затылке, а вместо блестящих лат — простой серый фрак…

Немудрено, что реальная черная курочка, к которой Алеша так привязан, что за её спасение отдал бабушкин подарок — золотую монету, во сне мальчик превращается в волшебное существо- министра подземного царства. Такое слияние волшебного и реального планов вполне соответствует эмоциональному состоянию ребенка, когда он погружен в мечты и не очень отличает вымысел от действительности. Повесть предназначена читателю. Для которого мечтать, фантазировать- то же, что дышать.

П. один из первых подчинил педагогическую задачу художественному вымыслу. На примере Алеши он убедительно показывал, что хорошо, а что плохо. Плохо лениться, заноситься перед товарищами, быть легкомысленным и болтливым (из-за этого в подземном царстве произошло несчастье). Хорошее — самоценность детского возраста, богатство души, самостоятельность в определении добра и зла, направленность творческих способностей.

Со времени опубликования «Черной К.» одной из ведущих идей стала главная мысль Погорельского: ребенок легко переходит из мира мечты и наивных фантазий в мир сложных чувств и ответственности за свои дела и поступки.

После повести закрепилось 2 плана повествования: детское и взрослое. У Погорельского это проявляется в манере рассказа, очень близкого к живому разговору воспитателя с ребенком. Речь повествователя рассудительна, сочувственна… Мир взрослого раскрывается в его рассуждениях с философским и психологическим подтекстом, с исторических отступлений (рассказ каким был Петербург), в стремлении донести до слушателя- читателя аромат ушедшей эпохи (описывает детскую одежду 18 в.).

Еще одна важная заслуга П.: своей этой курицей он фактически положил начало формированию языка отечественной детской прозы. Язык- без трудных для детей книжных и устаревших слов. Сознательно обращается к детской интонации.

Сочинение-анализ по теме «Черная курица»

Если вы внимательно читали книжку, вы и сами могли догадаться, что она написана давным-давно. Не было тогда ни трамваев, ни автомобилей, директор приезжает в пансион в «обыкновенных извозчичьих санях». Вряд ли вы увидите сейчас в городе, где учился Алеша, хотя бы одного извозчика. Да и сам город давно называется не Петербургом, а Ленинградом. И школы сейчас не такие, и учатся в них совсем не так, и одеваются люди по-другому, и разговаривают иначе. Почему же теперь, спустя сто с лишним лет, мы читаем эту сказочную повесть с таким же увлечением, с каким читали ее наши прабабушки и прадедушки?

В основе этой старинной сказки лежит жизненная правда — вот почему ее читают с таким же интересом, как и в старину. Написал «Черную курицу» Алексей Алексеевич Перовский (1787—1836), в литературе взявший себе имя Антония Погорельского — в честь села Погорельцы, где он жил. Это был один из образованнейших людей России того времени, участник Отечественной войны 1812 года, современник Александра Сергеевича Пушкина, его литературный соратник и друг.

Сказка «Черная курица» написана Погорельским для своего десятилетнего племянника Алеши, который потом стал известным русским поэтом — Алексеем Константиновичем Толстым. А. Погорельский обладал удивительным искусством соединять правду жизни с фантастикой. В этой сказке очень хорошо описан старый Петербург, школа, в которой учился Алеша, быт того времени, и так же ярко изображены волшебное государство и черная курица, которая была подземным министром. И мудрость этой сказки близка нам. И недаром ее любил Лев Николаевич Толстой и ставил ее рядом с теми книгами, которые произвели на него в детстве сильное впечатление, вместе с былинами, народными сказками и стихами Пушкина.

Тест
по сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»


1.
Назовите настоящее имя
автора произведения «Черная курица, или Подземные жители»:

а) Алексей  Перовский; б) Александр Перовский; в)
Алексей Погорельский.

№ 2. В каком городе происходит
действие сказки? а) Москва; б) Санкт-Петербург; в)
Тверь.

№ 3. Как зовут главного героя
повествования? а) Антоша; б) Андрюша; в) Алеша.

№ 4. Что такое дортуар? а)
спальные комнаты детей; б) учительская; в) ванная комната.

№ 5. Укажите возраст героя: а)
6 — 7 лет; б) 8 — 9 лет; в) 9 — 10 лет.

№ 6. Чем он занимался по
воскресеньям и праздничным дням? а) отправлялся в родительский
дом; б) оставался один и читал; в) работал.

№ 7. О ком идет речь: «…которые
жили около забора в нарочно для них выстроенном домике и целый день играли и
бегали на дворе»? а) о воспитанниках; б) о собаках; в)
о курочках.

№ 8. «Зимние вакации» — это: а)
зимние каникулы; б) прививки зимой; в) катание на санках.

№ 9. О чем попросила мальчика
кухарка с большим ножом? а) нарезать лук; б) проследить
за кастрюлей; в) поймать курицу.

№ 10. Как удалось мальчику
убедить Кухарку не жаловаться учителю? а) он дал ей империал; б)
он пригрозил ей расправой; в) он сбежал из учебного заведения.

№ 11. Назовите должность
Чернушки в Подземном городе: а) король; б) министр; в)
конюх.

№ 12. Что получил Алёша в
подарок от короля? а) редкая книга; б) конопляное
семечко; в) монеты.

№ 13. Почему Алеша не чувствовал
удовольствия, когда его хвалил учитель за выученный урок? а) у
него часто болела голова; б) урок не стоил ему труда; в) учитель
льстил ему.

№ 14. Каким было наказание за
невыученный урок? а) сидеть в комнате на хлебе и воде; б)
убираться в пансионе; в) исключение из пансиона.

№ 15. Каким образом Алеше
удалось вернуть себе зернышко? а) он отыскал его на заднем
дворе; б) оно было в другом кармане; в) зернышко ему вернула
Чернушка.

№ 16. Закончите мудрое
изречение, произнесенное Чернушкой: «Пороки обыкновенно входят в дверь, а
выходят в …»: а) окно; б) трубу; в) в щёлочку.

№ 17. Алеша рассказал учителю о
Черной курице и подземных жителях, потому что: а) его
собирались высечь розгами; б) он хотел похвалиться своими знакомствами; в)
его об этом попросила Черная курица.

№ 18. Что случилось с подземными
жителями после того, как Алеша выдал их тайну? а) они переселились
в пансион; б) они были вынуждены переехать; в) всё осталось
по-прежнему.

№ 19. Сколько недель Алеша
пробыл в горячке? а) 2 недели; б) 4 недели; в) 6
недель.

Ключ к тесту:

1. а).

2. б)

3. в)

4. а)

5. в)

6. б)

7. в)

8. а)

9. в)

10. а)

11. б)

12. б)

13. б)

14. а)

15. в)

16. в)

17. а)

18. б)

19. в)

Тест
по сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»

№ 1. Назовите настоящее имя автора произведения «Черная курица, или
Подземные жители»: а) Алексей  Перовский; б) Александр
Перовский; в) Алексей Погорельский.
№ 2. В каком городе
происходит действие сказки? а) Москва; б) Санкт-Петербург;
в) Тверь.
№ 3. Как зовут главного героя повествования? а)
Антоша; б) Андрюша; в) Алеша.
№ 4. Что такое дортуар? а)
спальные комнаты детей; б) учительская; в) ванная комната.

5.
Укажите возраст героя: а) 6 — 7 лет; б) 8 — 9
лет; в) 9 — 10 лет.
№ 6. Чем он занимался по воскресеньям и
праздничным дням? а) отправлялся в родительский дом; б)
оставался один и читал; в) работал.
№ 7. О ком идет речь:
«…которые жили около забора в нарочно для них выстроенном домике и целый день
играли и бегали на дворе»? а) о воспитанниках; б) о
собаках; в) о курочках.
№ 8. «Зимние вакации» — это: а)
зимние каникулы; б) прививки зимой; в) катание на санках.

9.
О чем попросила мальчика кухарка с большим ножом? а)
нарезать лук; б) проследить за кастрюлей; в) поймать курицу.

10.
Как удалось мальчику убедить Кухарку не жаловаться учителю? а)
он дал ей империал; б) он пригрозил ей расправой; в) он сбежал из
учебного заведения.
№ 11. Назовите должность Чернушки в Подземном
городе: а) король; б) министр; в) конюх.
12.
Что получил Алёша в подарок от короля? а) редкая
книга; б) конопляное семечко; в) монеты.
№ 13. Почему
Алеша не чувствовал удовольствия, когда его хвалил учитель за выученный урок? а)
у него часто болела голова; б) урок не стоил ему труда; в)
учитель льстил ему.
№ 14. Каким было наказание за невыученный урок? а)
сидеть в комнате на хлебе и воде; б) убираться в пансионе; в)
исключение из пансиона.
№ 15. Каким образом Алеше удалось вернуть
себе зернышко? а) он отыскал его на заднем дворе; б) оно
было в другом кармане; в) зернышко ему вернула Чернушка.
№ 16.
Закончите мудрое изречение, произнесенное Чернушкой: «Пороки обыкновенно входят
в дверь, а выходят в …»: а) окно; б) трубу; в) в
щёлочку.
№ 17. Алеша рассказал учителю о Черной курице и подземных
жителях, потому что: а) его собирались высечь розгами; б)
он хотел похвалиться своими знакомствами; в) его об этом попросила
Черная курица.
№ 18. Что случилось с подземными жителями после того,
как Алеша выдал их тайну? а) они переселились в пансион; б)
они были вынуждены переехать; в) всё осталось по-прежнему.
№ 19.
Сколько недель Алеша пробыл в горячке? а) 2 недели; б)
4 недели; в) 6 недель.

———————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Тест
по сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»

№ 1. Назовите настоящее имя автора произведения «Черная курица, или
Подземные жители»: а) Алексей  Перовский; б) Александр
Перовский; в) Алексей Погорельский.
№ 2. В каком городе
происходит действие сказки? а) Москва; б) Санкт-Петербург;
в) Тверь.
№ 3. Как зовут главного героя повествования? а)
Антоша; б) Андрюша; в) Алеша.
№ 4. Что такое дортуар? а)
спальные комнаты детей; б) учительская; в) ванная комната.

5.
Укажите возраст героя: а) 6 — 7 лет; б) 8 — 9
лет; в) 9 — 10 лет.
№ 6. Чем он занимался по воскресеньям и
праздничным дням? а) отправлялся в родительский дом; б)
оставался один и читал; в) работал.
№ 7. О ком идет речь:
«…которые жили около забора в нарочно для них выстроенном домике и целый день
играли и бегали на дворе»? а) о воспитанниках; б) о
собаках; в) о курочках.
№ 8. «Зимние вакации» — это: а)
зимние каникулы; б) прививки зимой; в) катание на санках.

9.
О чем попросила мальчика кухарка с большим ножом? а)
нарезать лук; б) проследить за кастрюлей; в) поймать курицу.

10.
Как удалось мальчику убедить Кухарку не жаловаться учителю? а)
он дал ей империал; б) он пригрозил ей расправой; в) он сбежал из
учебного заведения.
№ 11. Назовите должность Чернушки в Подземном
городе: а) король; б) министр; в) конюх.
12.
Что получил Алёша в подарок от короля? а) редкая
книга; б) конопляное семечко; в) монеты.
№ 13. Почему
Алеша не чувствовал удовольствия, когда его хвалил учитель за выученный урок? а)
у него часто болела голова; б) урок не стоил ему труда; в)
учитель льстил ему.
№ 14. Каким было наказание за невыученный урок? а)
сидеть в комнате на хлебе и воде; б) убираться в пансионе; в)
исключение из пансиона.
№ 15. Каким образом Алеше удалось вернуть
себе зернышко? а) он отыскал его на заднем дворе; б) оно
было в другом кармане; в) зернышко ему вернула Чернушка.
№ 16.
Закончите мудрое изречение, произнесенное Чернушкой: «Пороки обыкновенно входят
в дверь, а выходят в …»: а) окно; б) трубу; в) в
щёлочку.
№ 17. Алеша рассказал учителю о Черной курице и подземных
жителях, потому что: а) его собирались высечь розгами; б)
он хотел похвалиться своими знакомствами; в) его об этом попросила
Черная курица.
№ 18. Что случилось с подземными жителями после того,
как Алеша выдал их тайну? а) они переселились в пансион; б)
они были вынуждены переехать; в) всё осталось по-прежнему.
№ 19.
Сколько недель Алеша пробыл в горячке? а) 2 недели; б)
4 недели; в) 6 недель.

———————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Тест
по сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»

№ 1. Назовите настоящее имя автора произведения «Черная курица, или
Подземные жители»: а) Алексей  Перовский; б) Александр
Перовский; в) Алексей Погорельский.
№ 2. В каком городе
происходит действие сказки? а) Москва; б) Санкт-Петербург;
в) Тверь.
№ 3. Как зовут главного героя повествования? а)
Антоша; б) Андрюша; в) Алеша.
№ 4. Что такое дортуар? а)
спальные комнаты детей; б) учительская; в) ванная комната.

5.
Укажите возраст героя: а) 6 — 7 лет; б) 8 — 9
лет; в) 9 — 10 лет.
№ 6. Чем он занимался по воскресеньям и
праздничным дням? а) отправлялся в родительский дом; б)
оставался один и читал; в) работал.
№ 7. О ком идет речь:
«…которые жили около забора в нарочно для них выстроенном домике и целый день
играли и бегали на дворе»? а) о воспитанниках; б) о
собаках; в) о курочках.
№ 8. «Зимние вакации» — это: а)
зимние каникулы; б) прививки зимой; в) катание на санках.

9.
О чем попросила мальчика кухарка с большим ножом? а)
нарезать лук; б) проследить за кастрюлей; в) поймать курицу.

10.
Как удалось мальчику убедить Кухарку не жаловаться учителю? а)
он дал ей империал; б) он пригрозил ей расправой; в) он сбежал из
учебного заведения.
№ 11. Назовите должность Чернушки в Подземном
городе: а) король; б) министр; в) конюх.
12.
Что получил Алёша в подарок от короля? а) редкая
книга; б) конопляное семечко; в) монеты.
№ 13. Почему
Алеша не чувствовал удовольствия, когда его хвалил учитель за выученный урок? а)
у него часто болела голова; б) урок не стоил ему труда; в)
учитель льстил ему.
№ 14. Каким было наказание за невыученный урок? а)
сидеть в комнате на хлебе и воде; б) убираться в пансионе; в)
исключение из пансиона.
№ 15. Каким образом Алеше удалось вернуть
себе зернышко? а) он отыскал его на заднем дворе; б) оно
было в другом кармане; в) зернышко ему вернула Чернушка.
№ 16.
Закончите мудрое изречение, произнесенное Чернушкой: «Пороки обыкновенно входят
в дверь, а выходят в …»: а) окно; б) трубу; в) в
щёлочку.
№ 17. Алеша рассказал учителю о Черной курице и подземных
жителях, потому что: а) его собирались высечь розгами; б)
он хотел похвалиться своими знакомствами; в) его об этом попросила
Черная курица.
№ 18. Что случилось с подземными жителями после того,
как Алеша выдал их тайну? а) они переселились в пансион; б)
они были вынуждены переехать; в) всё осталось по-прежнему.
№ 19.
Сколько недель Алеша пробыл в горячке? а) 2 недели; б)
4 недели; в) 6 недель.

———————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Введение

Конспект урока будет удобен для 5 класса
на уроке литературы, здесь есть цель и задачи, соблюдены этапы урока,
организационный момент, работа в тетради, актуализация знаний, сообщение о
писателе, изучение нового материала, работа в группах, физкультминутка, беседа,
нравоучительное содержание сказки, итог урока, домашнее задание.

Конспект
урока по литературе для 5 класса на тему:  «А.
Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители.  Фантастическое и
достоверно-реальное в сказке. Нравоучительное содержание.

Цель
урока:
формирование нравственных качеств учащихся через анализ поступков
главного героя сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные
жители»;
 развитие   навыков   выразительного  
чтения.   Сказочное   и
реальное
в жизни. Воспитание чувства честности, доброты, умение нести
ответственность за свои поступки.

Задачи
урока:


познакомить учащихся с личностью А. Погорельского;


показать, в чем нравоучительный смысл сказки;


повторить знания учащихся о сказке;


развивать умение грамотно и полно давать ответы на вопросы;


развивать умение обобщать проанализированный материал;


продолжить формирование умения определять главную мысль произведения, делать
выводы для себя, наблюдая за поступками героев литературной сказки;


духовно – нравственное воспитание учащихся.

Ход
урока

  1. Орг.
    момент.

Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
В путешествие пойдём.
В страну сказок
попадём.

Слушай, думай,
наблюдай,

Сказку нашу отгадай.
Глазки дружно
закрывайте.

Сказку в душу
пропускайте.

8. Есть просто храм, есть храм науки,
А есть ещё природы храм

С лесами, тянущими
руки,

Навстречу солнцу и
ветрам.

Он свят в любое время
суток,

Открыт для нас в жару и
стынь,

Входи сюда, будь
сердцем чуток,

Не оскверняй его
святынь. (С.Смирнов)

Оформление
записей в тетради. Работа с эпиграфом.
Откройте тетради, запишите число и
тему:
«Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные
жители.
 Фантастическое и
достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание

Запишите эпиграф :
«Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Это высказывание А.С.
Пушкина  известно каждому. Как ее следует понимать?
В чём состоит
главная особенность русских народных сказок? Каковы уроки русских народных
сказок?

(Добро всегда
побеждает зло. Зло всегда наказано).

Как вы думаете,
почему эпиграфом к сегодняшнему уроку я выбрала именно эти слова? (Формулирование
учащимися целей урока)

3.      Актуализация
знаний.

Что такое
сказка? ( Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных, часто
фантастических событиях и приключениях.)

·        
Какие
виды сказок вы знаете? Чем отличается литературная  сказка от народной? Какие
народные сказки знаете?

4.
Слово учителя.

— Народная сказка сыграла большую роль в развитии русской
литературы. Сказочные мотивы можно встретить в рукописных книгах 15-17 веков.
Но подлинно широкий интерес к фольклору, к истории национальной культуры
возникает в России со второй половины 18 века.
Сказочная
стихия проникала во все жанры литературы — поэму, повесть, роман. Почти все
русские писатели отдавали дань сказке: Жуковский и Пушкин, Гоголь и Толстой,  Салтыков
— Щедрин, Лесков и Куприн. Всех не перечесть…..

— Со
сказками этих писателей вы познакомились в раннем возрасте. А когда произошло
ваше знакомство со сказкой А. Погорельского?

— Что
вы знаете об авторе этой сказки?

5.
Сообщение о писателе (индивидуальное задание).

Слово учителя
      В 1783 г. в Тульской губернии, в
имении отца, родился поэт Василий Андреевич Жуковский. Мы с вами читали о том,
что после смерти отца он учился в частном пансионе.
      Еще один писатель, Алексей Алексеевич
Перовский, родился спустя четыре года после Жуковского, в 1787 году, и тоже
некоторое время учился в частном пансионе. В таких учебных заведениях обучалось
очень много детей русских дворян. Что же это такое — частные
пансионы?
      Существительное пансион образовано
от латинского слова со значением «платеж, взнос». В XVIII и XIX вв.
пансионами называли учебные заведения, где дети дворян жили на полном
содержании и обучались разным наукам.
      Представьте себе русских дворян, которые
живут в своих поместьях, часто очень небогатых, разбросанных в разных частях
России. Дворянская семья живет, например, в поместье, от которого полдня пути
на лошадях до уездного города (говоря современным языком, до районного центра),
два-три дня (или даже больше) — до губернского города (т. е. до
нынешнего областного центра). Вокруг села, где живут крестьяне. Школ для
крестьян в XVIII веке почти не было, для дворян гимназии были только в
губернских городах.
      В семьях рождаются дети. По закону того
времени дворяне должны дать своим детям хорошее образование и воспитание. Чтобы
обучить ребенка разным языкам и наукам, нужны учителя. Где же взять учителей в
далеком поместье? Вот и приходилось родителям расставаться со своими дорогими
детьми на много лет, чтобы отвезти их в столицу, в пансион, где дети могли бы
жить и учиться за определенную — довольно большую — плату.
Потратив много денег на дорогу и заплатив за несколько лет вперед, родители
обычно возвращались домой, в свое поместье.
      Телефонов в то время не было, телеграфа
тоже; чтобы послать письмо, надо было специально ехать в уездный город.
Родители отвезли ребенка, доверили его содержателю пансиона…
      — Какие бы чувства испытали вы,
оказавшись в такой ситуации?
      Отдавали детей в пансионы и дворяне,
которые жили в самой столице. Столица в те времена была не в Москве, а в
Санкт-Петербурге.
      Мы сегодня будем читать сказку, в которой
главный герой живет в таком пансионе.
      Но сначала вернемся к Алексею Алексеевичу
Перовскому. Он некоторое время учился в пансионе, затем родители нанимали ему
частных учителей — тогда это называли домашним образованием.
Потом он поступил в Московский университет и закончил его со степенью доктора
философских и словесных наук. Когда началась Отечественная война
1812 года, Алексею Перовскому было 25 лет. Как офицер, он участвовал в
этой войне, а затем в заграничном походе русских войск.
      В 1817 г. у Алексея Перовского родился
племянник, тоже Алексей, который стал знаменитым в России человеком. Это был
Алексей Константинович Толстой, впоследствии знаменитый русский писатель и
поэт. Но в двадцатые годы он не был еще знаменитостью, а был простым мальчиком
из дворянской семьи. Алексей Перовский очень любил своего племянника и  в 1829
году сочинил для него сказку «Черная курица, или Подземные жители», но
опубликовал ее не под собственным именем, а под псевдонимом.
      — Что такое псевдоним?

Псевдоним — придуманное
литературное имя, которым писатель подписывает свои произведения.
Алексей Алексеевич Перовский, известный нам под литературным
псевдонимом Антония Погорельского. /Имение писателя называлось
«Погорельцы», и это имя стало связано с ним навсегда.

Итак, я хочу
пригласить вас  в путешествие по страницам необычайного произведения Антония
Погорельского.

– В какое время происходят
события? С тех прошло больше 180 лет. Скажите, а русский язык изменился с тех
пор? Все ли слова были понятны?

Ребята, пояснения
незнакомых слов есть на листках перед каждым из вас, поэтому в случае
затруднения вы можете к ним обратиться.

Кто же
 главный герой этого произведения?

Кто
такой Алёша? Как он попал в пансион? (Рассказ учащихся о том , как Алеша
оказался в пансионе)

Давайте сейчас вспомним, какая с
ним произошла история. .Проведём это в форме краткого   пересказа эпизодов с помощью 
иллюстраций – слайдов к сказке.

Работаем
 в группах.

1
группа готовилась к работе над эпизодом «Алеша в пансионе»

1.      Расскажите
о любимых занятиях Алеши.

2.      Почему
Алёша остался один в пансионате? (все ученики уехали на каникулы)

3.      Кого ждали
в гости учитель и его жена? Как в их доме готовились к встрече гостей?

4.      Как Алёша
спас Чернушку? (Он упрашивал кухарку отпустить курочку, плакал, повис на руке,
и курочка убежала)

2 группа « Неудачная попытка»

5.      Чего
испугался Алёша ночью? (зашевелилась простынь на соседней кровати, и из – под
неё вышла курочка)

6.      Куда
Чернушка повела Алешу?

7.      Кого
испугался Алеша и почему?

8.      Как
Чернушка справилась с рыцарями? (распустила крылья, нахохлилась, сделалась
большая, и отбивалась от рыцарей)

9.      Почему в
первую ночь Алеша не попал в Подземное царство?

3 группа «Алеша в Подземном
городе»

10.  Как Алеше все –
таки удалось попасть в Подземное царство?

11.  Кем оказалась
Чернушка в подземном царстве? (главным министром)

12.  Что увидел мальчик
в подземном царстве?

13.  Какое желание
загадал Алёша? (чтобы он всегда знал урок. не уча его)

14.  Какой предмет
подарили Алёше, чтобы желание сбылось? (зёрнышко)

15.  Какое условие
поставил король Алёше? ( никому не рассказывать про подземелье)

16.  Как отнёсся к
Алёшиному желанию король? ( он удивился , что Алёша оказался таким ленивым)

4 группа «Алеша и жители
Подземного города»

17.  Найдите в тексте и
прочитайте описание сада в Подземном царстве

18.  Какие диковинные
звери содержались в зверинце подземных жителей (мыши, барсуки, кроты)

19.  На кого охотятся в
Подземном царстве?

20.  Что узнал Алеша о
жителях Подземного царства?

21.  О чём
попросила Чёрная курица Алёшу, когда тот побывал в Подземном мире? Что значит
быть скромным?

5 группа «Жизнь Алеши после
подарка короля»

22.  Как 
ведёт себя Алёша  после подарка короля?

23.  Что
произошло, когда Алёша потерял конопляное семечко?

24.  Как
был наказан мальчик?

25.  Расскажите
о последней встрече Алеши с Чернушкой. Раскаялся ли мальчик в своем поступке?

26.  Что
произошло с министром (Чернушкой) и  жителями Подземного царства после
предательства Алеши?

Физкультминутка

Раз
— мы встали Раз — мы встали, распрямились. Два — согнулись, наклонились. Три —
руками три хлопка. А четыре — под бока. Пять — руками помахать. Шесть — на
место сесть опять

Рисуй
глазами треугольник

Рисуй
глазами треугольник.

Теперь
его переверни

Вершиной
вниз.

И
вновь глазами

ты
по периметру веди.

Рисуй
восьмерку вертикально.

Ты
головою не крути,

А
лишь глазами осторожно

Ты
вдоль по линиям води.

И
на бочок ее клади.

Теперь
следи горизонтально,

И
в центре ты остановись.

Зажмурься
крепко, не ленись.

Часики
Не поворачивая головы, вращать глазами в разные стороны, по кругу.

Облако

Нарисуйте
глазами облако на потолке класса и проследите путь снежинки до земли.

                    
Проведем, друзья, сейчас

Упражнение
для глаз.

Вправо,
влево посмотрели,

Глазки
все повеселели.

Снизу
вверх и сверху вниз.

Ты,
хрусталик, не сердись,

Посмотри
на потолок,

Отыщи
там уголок.

Чтобы
мышцы крепче стали,

Смотрим
мы по диагоналям.

Мы
не будем циркуль брать,

Будем
взглядом круг писать.

А
теперь слова напишем.

Чьи
же буквы будут выше?

«Папа»,
«мама», «дом», «трава» —

За
окном у нас видна.

За
окно ты посмотри.

Что
ты видишь там вдали?

А
теперь на кончик носа.

Повтори
так восемь раз —

Лучше
будет видеть глаз.

Глазки
нас благодарят,

Поморгать
нам всем велят.

Плавно
глазками моргаем,

Потом
глазки закрываем.

Чтобы
больше было силы,

К
ним ладошки приложили.

(Дети
закрывают глаза ладонями, держат их так до тех пор, пока не почувствуют глазами
тепло от рук.)

Раз,
два, три, четыре, пять —

Можно
глазки открывать!

Аналитическая
беседа.
Фантастическое
и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет

Ребята, мы завершили
обсуждение содержания произведения Погорельского.
— Как вы
докажете, что перед нами сказка, а не просто повесть из жизни мальчика XVIII
века?

— Какие
события и явления можно назвать в этом повествовании сказочными фантастическими?
, (волшебное
число “3” – три сна

волшебный предмет
– конопляное зёрнышко

чудесные
превращения

курица
разговаривает с Алёшей.

А есть ли отличие
этой сказки от народной?

У нашей сказки
есть автор, а у народной его нет.

Это
литературная сказка

Ребята,
еще в начале урока мы сделали акцент на том, что сказки могут быть волшебными,
бытовыми и о животных. К какому виду сказок вы бы отнесли «Черную курицу…»
Почему? (ответы детей)

— Какие
особенности сказки заставляют нас иногда верить, что перед нами не сказка, а
реальная история?
      — Какие факты, описания показывают нам
действительную, реальную жизнь того времени, достоверно рисуют перед нами
события и обычаи той эпохи?
      — Могла ли такая сказка быть народной?

Сделаем вывод: сочетание
реального и фантастического — одна из особенностей литературной
сказки.
            — Похож
ли Алеша на героев народных волшебных сказок? Положительный он герой или
отрицательный? Бывают ли такие герои в народных сказках?
      Дети заметят, что герой народной сказки
однозначен: он или хороший, или плохой; или герой, или злодей. В народной
сказке никогда не описывается характер: перед нами четко обозначенный тип. В
сказке Антония Погорельского описано изменение нрава, т. е. характера,
главного героя. Мы следим за причинами, за динамикой этих изменений, и это
заставляет нас лучше понимать свои собственные поступки и более ответственно
относиться к своей жизни.
      Есть еще один важный вопрос, на который
могут обратить внимание сами пятиклассники: это сущность и форма обучения детей
двести лет назад.
      Дети могут удивиться тому, какие уроки
(домашние задания) задавали пансионерам: выучить наизусть целые страницы
текста. В те времена от ученика часто требовалось только одно: выучить назубок
и дословно повторить за учителем или книгой заданные тексты. Такой тип обучения
называется репродуктивным, воспроизводящим. Традиция эта берет начало
в церковных (а именно христианских) учебных заведениях в Средние века, когда
главной книгой, которую изучали, была Библия. Считалось, что это абсолютная
истина, что все самое важное уже сказано в ней и задача человека состоит в том,
чтобы выучить наизусть как можно больше библейских текстов, не привнося ничего
нового, ничего личного, никаких фантазий от себя.
      Несмотря на то что наука постепенно
развивалась, принцип обучения оставался тем же. Детей часто не учили
анализировать, понимать смысл читаемого, учили лишь повторять уже сказанное
церковными или научными авторитетами. Инерция такого стиля в педагогике
оказалась исключительно велика.
      В течение последних двух столетий
педагогический стиль постепенно меняется, так как меняются задачи обучения.
Сейчас ценятся не те люди, которые умеют слепо повторять сказанное кем-то, а
те, кто способен совершать свои открытия, кто готов к творческому поиску.
Повторять и сейчас часто бывает необходимо, чтобы накапливать знания, расширять
объем памяти. Но этого мало: надо уметь выделять главное — для этого
мы учимся составлять планы, писать конспекты и пересказывать текст. Надо уметь
анализировать — для этого мы пытаемся понять причины и делать выводы.
Надо уметь сопоставлять разные явления — для этого мы учимся
сравнивать.
      — Если бы мы получили волшебное
семечко сейчас, помогло бы оно нам написать сочинение, выиграть олимпиаду по
математике или, скажем, по географии либо придумать собственную компьютерную
программу?
      Семечко помогало воспроизводить, повторять,
от Алеши не требовалось творчества. Написать сочинение, решить нестандартную задачу
или создать свою программу без творческих усилий невозможно. Творить можно лишь
опираясь на собственную внутреннюю силу и знания.

III. Нравоучительное содержание сказки
Есть художественные произведения, авторы которых просто развлекают читателей.
Есть произведения, авторы которых учат. Как вы думаете, к какому виду
принадлежит эта сказка?
      — Чему учит пример превращения Алеши? (
Человек
должен быть благородным, должен уметь прощать. Только добытое собственным
трудом может приносить радость и счастье.
)

— Автор в
этой сказке учит нас на примере Алеши, но не только. Есть несколько абзацев, в
которых мы видим прямые наставления. Найдите эти абзацы.
      1) «Совесть часто его в том упрекала,
и внутренний голос ему говорил: „Алеша, не гордись! Не приписывай самому себе
того, что не тебе принадлежит; благодари судьбу за то, что она тебе доставила
выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их. Если ты не
исправишься, то никто тебя любить не будет, и тогда ты, при всей своей
учености, будешь самое несчастное дитя!“» (с. 142).
      2) «— Не
полагай, — отвечала Чернушка, — что так легко исправиться
от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в
дверь, а выходят в щелочку, и потому если хочешь исправиться, то должен беспрестанно
и строго смотреть за собою» (с. 146—147).
      3) «…для исправления самого себя
необходимо начать тем, чтоб откинуть самолюбие и излишнюю самонадеянность» (с. 147).
Подведение итогов урока.

Вернемся
к эпиграфу. Какой урок извлекли вы из сказки А. Погорельского «Черная курица,
или подземные жители»?

Выставление
оценок учащимся за работу на уроке.

Домашнее
задание

Сочинение
– миниатюра «Хочу ли я получить в подарок конопляное семечко? »

Мы подготовили для наших читателей подробный план рассказа — «Черная курица или подземные жители». Используйте этот материал для выполнения задания по литературе и подготовке к уроку.

Краткий план

1) Знакомство с мальчиком Алёшей в детском пансионе.
2) Спасение курицы Чернушки от кухарки.
3) Благодарность Чернушки, знакомство с подземными жителями.
4) Черная курица оказывается министром.
5) Король подземного царства исполняет желание Алеши за то, что он спас его главного министра — Чернушку.
6) Алеша в награду просит у короля возможность всегда знать все уроки, не уча их.
7) Волшебное зернышко исполняет желание мальчика, но в обмен на него он дает обещание никому не рассказывать про подземных жителей.
8) Алёша — лучший ученик с плохим характером.
9) В страхе наказания мальчик выдает Черную курицу и подземных жителей.
10) Маленькие человечки вынуждены покинуть страну.
11) Болезнь и выздоровление Алеши.

Подробный план рассказа

1) Пансион в Петербурге.
2) Умненький, миленький мальчик Алеша и его привычка кормить кур.
3) Курица Чернушка.
4) Кухарка с ножом.
5) Уговоры Алеши пощадить Чернушку.
6) Приезд директора.
7) Курица в комнате Алеши.
8) Ночное происшествие.
9) Король и рыцари.
10) Желание Алеши знать урок и семечко в подарок.
11) Путешествие по подземному царству.
12) Чудеса на уроке истории.
13) Неожиданная слава и безмерное самолюбие Алеши.
14) Дурной нрав мальчика.
15) Внезапно пропавшее волшебство.
16) Тяжелая учеба и слезы Алеши.
17) Помощь Чернушки.
18) Неуважение товарищей.
19) Рассказ Алеши о волшебном царстве.
20) Прощание Алеши с Чернушкой.

Цитатный план сказки

1) Пансион в Петербурге.

Теперь же обратимся опять к пансиону, который, лет сорок тому назад, находился на Васильевском острову, в Первой линии…

Дом, которого теперь — как уже вам сказывал — вы не найдете, был о двух этажах, крытый голландскими черепицами. Крыльцо, по которому в него входили, было деревянное и выдавалось на улицу… Из сеней довольно крутая лестница вела в верхнее жилье, состоявшее из восьми или девяти комнат, в которых с одной стороны жил содержатель пансиона, а с другой были классы….

2) Умненький, миленький мальчик Алеша и его привычка кормить кур.

В числе тридцати или сорока детей, обучавшихся в том пансионе, находился один мальчик, по имени Алеша…

Алеша был мальчик умненькой, миленькой, учился хорошо, и все его любили и ласкали; однако, несмотря на то, ему часто скучно бывало в пансионе, а иногда даже и грустно…

Другое занятие Алеши состояло в том, чтобы кормить курочек, которые жили около забора в нарочно для них выстроенном домике и целый день играли и бегали на дворе…

3) Курица Чернушка.

Между курами он особенно любил одну черную хохлатую, названную Чернушкою. Чернушка была к нему ласковее других; она даже иногда позволяла себя гладить, и потому Алеша лучшие кусочки приносил ей. Она была нрава тихого; редко прохаживалась с другими и, казалось, любила Алешу более, нежели подруг своих…

4) Кухарка с ножом.

Не успел он присесть на бревно и только что начал манить их к себе, как вдруг увидел подле себя кухарку с большим ножом. Алеше никогда не нравилась эта кухарка — сердитая и бранчивая чухонка…

Вдруг сердце у Алеши еще сильнее забилось… ему послышался голос любимой его Чернушки!…

5) Уговоры Алеши пощадить Чернушку.

Алеша никак не мог долее оставаться на своем месте… он, громко всхлипывая, побежал к кухарке и бросился к ней на шею в ту самую минуту, как она поймала уже Чернушку за крыло.
— Любезная, милая Тринушка! — вскричал он, обливаясь слезами. — Пожалуйста, не тронь мою Чернуху!

Алеша так неожиданно бросился на шею к кухарке, что она упустила из рук Чернушку, которая, воспользовавшись этим, от страха взлетела на кровлю сарая и там продолжала кудахтать…

— Душенька, Тринушка! — говорил он. — Ты такая хорошенькая, чистенькая, добренькая… Пожалуйста, оставь мою Чернушку! Вот посмотри, что я тебе подарю, если ты будешь добра!…

Таким образом Чернушка спасена была от жестокой и неминуемой смерти…

6) Приезд директора.

Наконец приехал директор. Приезд его возвестила учительша, давно уже сидевшая у окна, пристально смотря в ту сторону, откуда его ждали. Всё пришло в движение: учитель стремглав бросился из дверей, чтоб встретить его внизу у крыльца; гости встали с мест своих, и даже Алеша на минуту забыл о своей курочке и подошел к окну, чтоб посмотреть, как рыцарь будет слезать с ретивого коня…

7) Курица в комнате Алеши.

Он взглянул на стоявшую подле него кровать, немного освещенную месячным сиянием, и заметил, что белая простыня, висящая почти до полу, легко шевелилась. Он пристальнее стал всматриваться… ему послышалось, как будто что-то под кроватью царапается…

Вдруг белая простыня приподнялась, и из-под нее вышла… черная курица!
— Ах! Это ты, Чернушка! — невольно вскричал Алеша. — Как ты зашла сюда?…

8) Ночное происшествие.

— Иди за мною, — сказала она ему, и он смело последовал за нею. Из глаз ее выходили как будто лучи, которые освещали всё вокруг них, хотя не так ярко, как маленькие свечки. Они прошли чрез переднюю…

Они вошли во вторую комнату — и тут-то Алеша обрадовался! В прекрасной золотой клетке сидел большой серый попугай с красным хвостом. Алеша тотчас хотел подбежать к нему. Чернушка опять его не допустила.
— Не трогай здесь ничего, — сказала она. — Берегись разбудить старушек!…

Они спустились вниз по лестнице, как будто в погреб, и долго-долго шли по разным переходам и коридорам, которых прежде Алеша никогда не видывал. Иногда коридоры эти так были низки и узки, что Алеша принужден был нагибаться. Вдруг вошли они в залу, освещенную тремя большими хрустальными люстрами…

Вдруг сделалась большая-большая, выше рыцарей, — и начала с ними сражаться! Рыцари сильно на нее наступали, а она защищалась крыльями и носом. Алеше сделалось страшно, сердце в нем сильно затрепетало — и он упал в обморок…

9) Король и рыцари.

Потом в глубоком молчании стали они по обеим сторонам кресел. Немного погодя вошел в залу человек с величественною осанкою, на голове с венцом, блестящим драгоценными камнями. На нем была светло-зеленая мантия, подбитая мышьим мехом, с длинным шлейфом, который несли двадцать маленьких пажей в пунцовых платьях. Алеша тотчас догадался, что это должен быть король…

10) Желание Алеши знать урок и семечко в подарок.

— Я бы желал, — сказал он, — чтобы, не учившись, я всегда знал урок свой, какой бы мне ни задали…

— Не думал я, что ты такой ленивец, — отвечал король, покачав головою. — Но делать нечего: я должен исполнить свое обещание…

Он махнул рукою, и паж поднес золотое блюдо, на котором лежало одно конопляное семечко…

— Возьми это семечко, — сказал король. — Пока оно будет у тебя, ты всегда знать будешь урок свой, какой бы тебе ни задали, с тем, однако, условием, чтоб ты ни под каким предлогом никому не сказывал ни одного слова о том, что ты здесь видел или впредь увидишь…

11) Путешествие по подземному царству.

Наконец министр объявил, что сам будет показывать подземные редкости дорогому гостю…

Сначала повел он его в сад, устроенный в английском вкусе. Дорожки усеяны были крупными разноцветными камышками, отражавшими свет от бесчисленных маленьких ламп, которыми увешаны были деревья. Этот блеск чрезвычайно понравился Алеше…

Деревья также показались Алеше отменно красивыми, хотя притом очень странными. Они были разного цвета: красные, зеленые, коричневые, белые, голубые и лиловые…

12) Чудеса на уроке истории.

Исторический урок особенно его беспокоил: ему задано было выучить наизусть несколько страниц из Шрековой «Всемирной истории», и он не знал еще ни одного слова!…

Настал понедельник, съехались пансионеры, и начались классы. От десяти часов до двенадцати преподавал историю сам содержатель пансиона. У Алеши сильно билось сердце…

Пока дошла до него очередь, он несколько раз ощупывал лежащую в кармане бумажку с конопляным зернышком… Наконец его вызвали. С трепетом подошел он к учителю, открыл рот, сам еще не зная, что сказать, и — безошибочно, не останавливаясь, проговорил заданное. Учитель очень его хвалил…

13) Неожиданная слава и безмерное самолюбие Алеши.

В продолжение нескольких недель учители не могли нахвалиться Алешею. Все уроки без исключения знал он совершенно, все переводы с одного языка на другой были без ошибок, так что не могли надивиться чрезвычайными его успехами…

Впоследствии же похвалы, которыми все его осыпали, так его заняли, что он довольно редко о ней вспоминал…

Между тем слух о необыкновенных его способностях разнесся вскоре по целому Петербургу. Сам директор училищ приезжал несколько раз в пансион и любовался Алешею…

Алеша, как сказал я уже выше, сначала стыдился похвал, чувствуя, что вовсе их не заслуживает, но мало-помалу он стал к ним привыкать, и наконец самолюбие его дошло до того, что он принимал, не краснеясь, похвалы, которыми его осыпали…

14) Дурной нрав мальчика.

Нрав Алешин от этого совсем испортился: из доброго, милого и скромного мальчика он сделался гордый и непослушный. Совесть часто его в том упрекала, и внутренний голос ему говорил: «Алеша, не гордись! Не приписывай самому себе того, что не тебе принадлежит; благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их…

Притом Алеша сделался страшный шалун. Не имея нужды твердить уроков, которые ему задавали, он в то время, когда другие дети готовились к классам, занимался шалостями, и эта праздность еще более портила его нрав…

Наконец он так надоел всем дурным своим нравом, что учитель серьезно начал думать о средствах к исправлению такого дурного мальчика…

15) Внезапно пропавшее волшебство.

На следующий день, в назначенный час, учитель взял в руки книжку, из которой задан был урок Алеше, подозвал его к себе и велел проговорить заданное. Все дети с любопытством обратили на Алешу внимание, и сам учитель не знал, что подумать, когда Алеша, несмотря на то, что вовсе накануне не твердил урока, смело встал со скамейки и подошел к нему. Алеша нимало не сомневался в том, что и этот раз ему удастся показать свою необыкновенную способность: он разинул рот… и не мог выговорить ни слова!…

Алеша покраснел, потом побледнел, опять покраснел, начал мять свои руки, слезы у него от страха навернулись на глазах… всё тщетно! Он не мог выговорить ни одного слова, потому что, надеясь на конопляное зерно, он даже и не заглядывал в книгу…

16) Тяжелая учеба и слезы Алеши.

— Подите в спальню, — сказал он, — и оставайтесь там, пока совершенно будете знать урок…

Алешу отвели в нижний этаж, дали ему книгу и заперли дверь ключом…

Он заперт был в комнате, а если б и позволили выйти на двор, так и это, вероятно, ни к чему бы не послужило, ибо он знал, что курочки лакомы на коноплю, и зернышко его, верно, которая-нибудь из них успела склевать! Отчаявшись отыскать его, он вздумал призвать к себе на помощь Чернушку…

Между тем настала пора обедать; дверь отворилась, и вошел учитель.

— Знаете ли вы теперь урок? — спросил он у Алеши.

Алеша, громко всхлипывая, принужден был сказать, что не знает.

— Ну так оставайтесь здесь, пока выучите! — сказал учитель, велел подать ему стакан воды и кусок ржаного хлеба и оставил его опять одного.

— Алеша! Знаете ли вы урок? — спросил он.

И бедный Алеша сквозь слезы отвечал:

— Знаю только две страницы.
— Так видно и завтра придется вам просидеть здесь на хлебе и на воде, — сказал учитель, пожелал другим детям покойного сна и удалился.

17) Помощь Чернушки.

— Милая Чернушка! — говорил он. — Любезный министр! Пожалуйста, явись мне и дай другое зернышко! Я, право, вперед буду осторожнее…

Вдруг… простыня у соседней кровати зашевелилась, подобно как в первый тот день, когда к нему явилась черная курица. Сердце в нем стало биться сильнее… он желал, чтоб Чернушка вышла опять из-под кровати; но не смел надеяться, что желание его исполнится…

— Ах, Чернушка! — сказал Алеша вне себя от радости. — Я не смел надеяться, что с тобою увижусь! Ты меня не забыла?

— Нет, — отвечала она, — я не могу забыть оказанной тобою услуги, хотя тот Алеша, который спас меня от смерти, вовсе не похож на того, которого теперь перед собою вижу. Ты тогда был добрый мальчик, скромный и учтивый, и все тебя любили, а теперь… я не узнаю тебя!

Алеша горько заплакал, а Чернушка продолжала давать ему наставления…

— Теперь я должна тебя оставить, Алеша! Вот конопляное зерно, которое выронил ты на дворе…

18) Неуважение товарищей.

Но тут вдруг все дети, огорченные его надменностию, закричали в один голос:
— Он неправду говорит; он и книги в руки не брал сегодня поутру!…

19) Рассказ Алеши о волшебном царстве.

Алеша совершенно потерял голову… он забыл обещание, данное подземельному королю и его министру, и начал рассказывать о черной курице, о рыцарях, о маленьких людях…

— Как! — вскричал он с гневом. — Вместо того чтобы раскаяться в дурном поведении вашем, вы меня еще вздумали дурачить, рассказывая сказку о черной курице?.. Этого слишком уже много. Нет, дети! Вы видите сами, что его нельзя не наказать!…

20) Прощание Алеши с Чернушкой.

Вдруг кто-то дернул за одеяло… Алеша невольно проглянул, и перед ним стояла Чернушка — не в виде курицы, а в черном платье, в малиновой шапочке с зубчиками и в белом накрахмаленном шейном платке, точно как он видел ее в подземной зале.

— Алеша! — сказал министр. — Я вижу, что ты не спишь… Прощай! Я пришел с тобою проститься, более мы не увидимся!…

— Чернушка, Чернушка! — кричал ему вслед Алеша, но Чернушка не отвечала…

— Прощай, Алеша! Прощай навеки!…

$Урок 21.

А. Погорельский

«Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка.

Цели урока: познакомить учащихся с личностью А. Погорельского; показать, в чем нравоучительный смысл сказки; расширить читательский кругозор учащихся; вызвать интерес к прочитанному.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Антоний Погорельский: страницы биогра$фии.

Слово учителя.

В 1783 г. в Тульской губернии, в имении отца, родился поэт Василий Андреевич Жуковский. Мы с вами читали о том, что после смерти отца он учился в частном пансионе.

Еще один писатель, Алексей Алексеевич Перовский, родился спустя четыре года после Жуковского, в 1787 году, и тоже некоторое время учился в частном пансионе. В таких учебных заведениях обучалось очень много детей русских дворян. Что же это такое — частные пансионы?

Существительное пансион$ образовано от латинского слова со значением «платеж, взнос». В XVIII и XIX вв. пансионами называли учебные заведения, где дети дворян жили на полном содержан$ии и обучались разным наукам.

 Представьте себе русских дворян, которые живут в своих поместьях, часто очень небогатых, разбросанных в разных частях России. Дворянская семья живет, например, в поместье, от которого полдня пути на лошадях до уездного города (говоря современным языком, до районного центра), два-три дня (или даже больше) — до губернского города (т. е. до нынешнего областного центра). Вокруг села, где живут крестьяне. Школ для крестьян в XVIII веке почти не было, для дворян гимназии были только в губернских городах.
      В семьях рождаются дети. По закону того времени дворяне должны дать своим детям хорошее образование и воспитание. Чтобы обучить ребенка разным языкам и наукам, нужны учителя. Где же взять учителей в далеком поместье? Вот и приходилось родителям расставаться со своими дорогими детьми на много лет, чтобы отвезти$ их в столицу, в пансион, где дети могли бы жить и учиться за определенную — довольно большую — плату. Потратив много денег на дорогу и заплатив за несколько лет вперед, родители обычно возвращались домой, в свое поместье.

Телефонов в то время не было, телеграфа тоже; чтобы послать письмо, надо было специально ехать в уездный город. Родители отвезли ребенка, доверили его содержателю пансиона…

— Какие бы чувства испытали вы, оказавшись в такой ситуации?
      Отдавали детей в пансионы и $дворяне, которые жили в самой столице. Столица в те времена была не в Москве, а в Санкт-Петербурге.

Мы сегодня будем читать сказку, в которой главный герой живет в таком пансионе.
      Но сначала вернемся к Алексею Алексеевичу Перовскому. Он некоторое время учился в пансионе, затем родители нанимали ему частных учителей — тогда это называли домашним образованием. Потом он поступил в Московский университет и закончил его со степенью доктора философских и словесных наук. Когда началась Отечественная война 1812 года, Алексею Перовскому было 25 лет. Как офицер, он участвовал в этой войне, а затем в заграничном походе русских войск.

 В 1817 г. у Алексея Перовского родился племянник, тоже Алексей, который стал знаменитым в России человеком. Это был Алексей Константинович Толстой, близкий друг императора Александра II, его флигель-адъ$ютант и, что самое главное, знаменитый русский писатель и поэт. Но в двадцатые годы он не был еще знаменитостью, а был простым мальчиком из дворянской семьи. Алексей Перовский очень любил своего племянника и сочинил для него сказку «Черная курица, или Подземные жители», но опубликовал ее не под собственным именем, а под псевдонимом.

 — Что такое псевдоним?

Псевдоним — придуманное литературное имя, которым писатель подписывает свои произведения.

Псевдонимы бывают не только у писателей; псевдоним может взять себе $актер, журналист, художник. В современном компьютерном мире мы встречаемся с псевдонимами очень часто, только называем их иначе: ник.
      Итак, Алексей Перовский взял себе псевдоним Антоний Погорельский.

 Проверочные вопросы

— Как вы понимаете, что такое пансион?

— Почему дворяне отдавали своих детей на обучение в пансионы?

— Какое образование получил Алексей Алексеевич Перовский?

$ — Что такое псевдоним?

— Какой псевдоним взял себе Перовский?

— Кому Антоний Погорельский посвятил свою сказку «Черная курица,

или Подземные жители»?

3. Чтение статьи учебника «Русская литературная сказка» на стр. 118.

Народная сказка сыграла большую роль в развитии русской литературы. Сказочные мотивы можно встретить в рукописных книгах 15$-17 веков. Но подлинно широкий интерес к фольклору, к истории национальной культуры возникает в России со второй половины 18 века.

$Сказочная стихия проникала во все жанры литературы — поэму, повесть, роман. Почти все русские писатели отдавали дань сказке: Жуковский и Пушкин, Гоголь и Одоевский, Толстой и Салтыков — Щедрин, Лесков и Куприн. Всех не перечесть…..

-На какой тип народных сказок похожа сказка Погорельского?

4. Анализ сказки.

1) Вопросы:

-Кто является героем сказки?

-Сколько мальчику лет?

-Почему мальч$ик часто грустит?

-Что скрашивает одиночество мальчика?

-Как Алёша спас курицу от смерти?

$-Как автор описывает праздничный обед?

-Какие особенности жизни и быта связаны с ушедшей эпохой?

-Прочитайте описание одежды, причёсок той эпохи. Что вас особенно поразило?

-Всё ли окружающее интересно Алёше? Что ему казалось?

2) Тестирование.

Из предложенных вариантов выберите правильный ответ и подчеркните его.

1. В каком городе находился пансион, в котором обучался Алёша?

$ а) Москва

б) Петербург

в) Тверь

2. Что являлось для Алёши наибольшим утешением по воскресеньям и в праздничные дни, когда он оставался один?

а) чтение книг

$б) прогулка по двору

в) сон

3. Что пришлось отдать кухарке за спасение курицы?

а) серебряные монеты

б) драгоценный камень

в) золотая монета

$ 4. Кем была курица Чернушка в Подземном городе?

а) король

$б) министр

в) конюх

5. Что получил Алёша в подарок от короля?

а) редкая книга

$ б) конопляное семечко

в) монеты

6. Сколько раз курица Чернушка приходила ночью к Алёше?

а) два раза

б) четыре раза

в) шесть раз

3) Работа в группах.

Каждая группа выполняет задания письменно. Ответ представляет в виде связного высказывания.

$1 группа. Алёша в Подземном городе.

1) Почему Алёша не смог пройти за Чернушкой в подземное царство в первую ночь?

$ 2) Что увидел Алёша в подземном царстве? (Найти описание в сказке)

3) Какое желание Алёши исполнил король подземных жителей?

4) Путь Алёши в подземное царство. Восстановить маршрут: передняя, сени, покои старушек, большой серый попугай с красным хвостом. Серая кошка, лестница, зала, рыцари фарфоровые китайские куколки, переходы и коридоры

2 группа. Алёша и Чернушка.

1) О чём попросила Чёрная курица Алёшу, когда тот побывал в Подземном мире? Что значит быть скромным?

2) Спасение Чернушки.

$

$ 3) Нарушил ли Алёша условие, поставленное Чернушкой в начале сказки? Как это произошло?

4) Почему из-за предательства Алёши пострадал именно министр?

3 группа. Жизнь Алёши после подарка короля.

1) Как чувствует себя Алёша первое время после подарка короля?

2) Как ведёт себя Алёша в последующие дни?

3) Что произошло, когда Алёша потерял конопляное семечко?

4 группа. Характер Алёши.

1) Найдите в тексте сказки, что автор пишет о характере Алеши $

2) Меняется ли характер Алёши?

$- Обобщение. Выступление представителя каждой группы.

4) Аналитическая беседа.

Группы очень хорошо справились с заданиями и рассмотрели характер Алеши с разных сторон. Подумаем, изменился ли Алеша. Как он изменился?

— Почему не приносят Алёше радость его успехи? (ответы учеников)

Алеша забыл о самом главном: все на свете дается человеку трудом. Знания, добытые трудом, нельзя отнять у человека. Алеша же нисколько не утруждается, не прикладывает никаких сил для того, чтобы знать. А потому оценки не приносят ему удовольствия.$ Только то, что заработано трудом, честно, может радовать, приносить счастье.

— Как закончилась сказка?

— Почему А. Погорельский выбрал такой финал?

— Алеша на протяжение сказки менялся. Что же меняло мальчика и почему?

— Похож ли Алёша на героев народных волшеб$ных сказок? Положительный он герой или отрицательный? Бывают ли такие герои в народных сказках?

— А как вы относитесь к фигуре Алеши?

  • Составление ассоциативного ряда.

— Какие бы прилагательные вы подобрали, характеризуя Алешу?$

— Почему у большинства из вас прилагательные имеют положительное значение?

$- Какой урок усвоил Алёша из этой истории, которая произошла с ним? (Человек должен быть благородным, должен уметь прощать. Только добытое собственным трудом может приносить радость и счастье.)

5. Подведение итогов.

Домашнее задание: сочинение – миниатюра «Хочу ли я получить в подарок конопляное семечко? »; подготовить рассказ о М.Ю. Лермонтове.

Конец формы

$

  • Что такое опояски в сказке конек горбунок
  • Что такое народная бытовая сказка
  • Что такое основная мысль рассказа
  • Что такое общий план рассказа
  • Что такое настоящий друг определение для сочинения