Что такое пампасы из рассказа мальчики чехова 4 класс

Сочинения по литературе чехов анализ рассказа мальчики рассказ мальчики был написан автором еще под псевдонимом антоша чехонте в петербургской газете.
  • Сочинения
  • По литературе
  • Чехов
  • Анализ рассказа Мальчики

Рассказ «Мальчики» был написан автором еще под псевдонимом Антоша Чехонте в «Петербургской газете». Литературоведы полагают, что писателя вдохновил случай в Московском Нескучном саду. А.П. Чехов наткнулся на гимназистов, игравших в индейцев – это маленькое происшествие натолкнуло автора на интересный замысел.

Произведение «Мальчики» написано в жанре рассказа, в направлении – реализм. Для творчества, Чехов черпал вдохновение в своей обычной жизни, брал за основу образы реальных людей.

Рассказ повествует о двух гимназистах, приехавших на каникулы к одному из мальчиков погостить. Странное поведение Володи и господина Чечевицына удивляет сестер Володи. И вскоре девочки выясняют, что мальчики тайком запланировали путешествие в Америку за золотом. Сестры хотели получить подарки из Америки, поэтому не сказали родителям о планах мальчиков. Гимназисты благополучно сбежали, но уже через сутки их поймали в городе, где они искали порох. Володя, которому трудно было решиться покинуть родных, даже заболел от горя, когда его вернули домой. В то время как Чечевицын остался необычайно горд своим поступком и совершенно не раскаивался.

Главные герои Чехова – Володя Королев и господин Чечевицын полностью противоположны друг другу. Володя – пухлый и белый мальчик, который любит свою семью, он мягок и уступчив с Чечевицыным, даже когда страх заставляет его отступить от своей идеи. Господин Чечевицын — худой, смуглый, веснушчатый мальчик с жесткими волосами. Облик Чечевицына автор называет некрасивым, к тому же он все время угрюм и ведет себя надменно.

Тема рассказа – детство, взаимоотношения детей и родителей, формирование детского мировоззрения. Автор поднимает проблему правильного воспитания. Образ отца Володи описан коротко, но из нескольких строк становится понятно, что это мягкий, интеллигентный человек, умеющий проявить твердость, когда это необходимо. Отец Володи старается заложить сыну правильные моральные основы жизни, в то время как господин Чечевицын лишен таких основ. О том, какие родители у этого бесстрашного мальчика остается только догадываться. Читателю известно только то, что мать забрала Чечевицына домой. Ее образ остается не раскрытым. Чехов не осуждает стремления мальчиков, а лишь выделяет роль родителей на этом фоне.

Главная мысль рассказа акцентирует внимание на семейных ценностях, как основе жизни каждого ребенка. Важно уметь отделять необдуманные детские решения от истинных ценностей.

Рассказ учит твердо отстаивать свои принципы и не поддаваться чужому влиянию. Рассказ полезен и для родителей, Чехов подчеркивает огромную роль семьи в психологическом становлении маленькой личности. Он призывает уделять большое внимание детям и быть готовыми всегда прийти им на помощь.

2 вариант

Антон Павлович Чехов написал данный рассказ в 1887 году, однако в то время псевдонимом Чехова был Антоша Чехонте. Под данным псевдонимом Чехов выпустил много своих произведений.

Рассказ содержит в себе переживания, проблемы и жизненные ситуации двух юных одноклассников, которые учатся в гимназии и встретились друг с другом на выходных. Королев, веселый и толстоватый мальчик, который часто любил разговаривать на уроках, живёт со своей семьёй. Чечевицын, решительный и худощавый, является хорошим другом и одноклассником Королева, у них было много общего: идеи, желания, цели и многое другое.

У них была одна большая общая цель, которой они хотели достичь, а именно уехать в Америку и приобрести интересную и энергичную жизнь, чего им не увидеть на просторах России. Чечевицын часто рассказывал Королеву про жизнь в Америке, различные бары, спортивные события, концерты популярных групп и так далее.

Однако родители были против данной задумки. В этом моменте раскрывается одна из проблем рассказа, противостояние детского мира со взрослым. В свою очередь взрослый мир не всегда может понять детский, поэтому родители стараются как можно сильнее уберечь своих детей от различных неприятностей, которые могут произойти посредством запретов и наказаний. Родители часто не воспринимают идеи своих детей всерьёз, но стараются сделать для своего дитя как можно лучше.

Перед мальчиками предстоит непростой выбор, остаться в уютном доме на родине или уехать куда подальше и начать активную жизнь. Чехов раскрыл тему непростого выбора и саму свободу выбора, человек сам вправе выбрать нужный ему путь, продумать все последствия и решиться окончательно.

Мальчики часто старались воплотить свою мечту в реальность, собирали необходимые средства и ресурсы, просматривали все пути в страну больших возможностей, однако потерпели неудачу самым обидным для них способом. Их задержали, когда они пытались купить себе порох для пистолета. Таким образов, Антон Павлович Чехов показывает возможные последствия правильного или неправильного выбора, который делает человек.

Сочинение по произведению Мальчики

Рассказ, который написал Чехов в 1887 году, носит название « Мальчики» и является продолжением цикла рождественских рассказов. Произведение было издано под псевдонимом автора – Антоша Чехонте.

В рассказе говорится о двух мальчишках, которые одноклассники. Они приехали из гимназии на каникулы. Один из них – сын хозяев, Володя Королев. Чехов описывает его пухленького, но общительного и веселого малого. Его воспитали в огромной и дружной семей, где между всеми членами царит любовь и взаимопонимание. 

Другом и гостем мальчика являлся Чечевицин. Он был худой, смуглый, на лице полно веснушек. Мальчик имел узкие глаза, толстые губы, в общем, не блестят красотой. Характер у Чечевицина была очень сложный, он всеми силами хотел стать лидером. У него была идея фикс – сбежать в Америку. Даже когда мальчишка знакомился с сестрами друга, то представился как Монтегомой Ястребиным Когтем. Володю он, как ни странно, практически всегда называл « бледнолицым другом». Для того, чтобы сбежать в Америку, Чечевицин готов на все, даже на шантаж.

Этих двух разных ребят связала одно желание и одна идея. Они просто перечитали всяких произведения, о поиске сокровищах и тому подобному. Теперь они просто мечтают попасть в Америку, добыть сокровище. Они даже начали готовиться: накопили денег, засушили сухари, подготовили карты, пистолеты, лупу и нож.

Однако, сестры Володи были очень проницательны и внимательны, они заметили, что их брат не веселый и не помогает им с украшением елки. Они были уверены, что с ним что-то ни так, что его что-то коробит. Сестры пошли на хитрость. Они подслушивают разговор двух друзей. Так они и узнали о Америке. Мальчики не вышли обедать и семья начала поиски. Однако, через сутки их привезли домой, так как они были задержаны в гостином дворе за то, что хотели купить порох для оружия.

Каждый воспринял эту неудачу особенно. К примеру, Володя переживал, раскаивался, извинялся, что принес столько горя и слез семье. От всего этого ему стало плохо и пришлось лечь в постель. Чечевицын, наоборот, даже гордился собой и был рад. Его лицо говорило о том, что он победитель и лучший. Он даже не хотел понимать, как было тяжело в тот момент родителем, они ведь переживали. Он был суровым и надменным, он не думал о чужих чувствах, ради своей цели готов был на все. Чечевицин, в отличии от Володи, никогда не показывал своих эмоций. Со стороны казалось, что этот мальчик просто не умеет чувствовать.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Мальчики

Анализ рассказа Мальчики

Популярные сегодня темы

  • Образ Петербурга в комедии Ревизор Гоголя

    Петербург во всех произведениях наших классиков издавна несет в себе историческое наследие и важнейший образ – личность, когда и кем он не был описан. Будь то Пушкин, Гоголь, Лермонтов или другие поэты и писатели нашей классики.

  • Образ Веденяпина в рассказе Доктор Живаго Пастернака

    Николай Николаевич Веденяпин – священник по призванию, работник газеты – по профессии, второстепенный персонаж романа Бориса Пастернака. Является дядей мальчика Юры

  • Характеристика и образ Алексея Каренина в романе Анна Каренина Толстого

    В произведении Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина» можно столкнуться с огромных количеством различных героев, их характерами и образами. Но одним из основных и наиболее ярких персонажей является Алексей Каренин, муж главной героини романа Анны.

  • Мой идеальный день — сочинение

    Было обычное осеннее утро. Наглое солнце проникало в спалю через плотные шторы. Я люблю спать, к тому же сегодня выходной, рано вставать не нужно. После пряток с солнцем, мой сон пропал, и мне пришлось встать.

  • Эпилог и его роль в романе Преступление и наказание Достоевского сочинение

    Как и полагается в эпилоге, здесь показаны судьбы основных героев романа. Также делаются некоторые выводы. Но нельзя сказать, что ставится точка в романе.

А. П. Чехов. Мальчики, с. 34 – 35

Ответы к стр. 34 — 35

  • Выпиши из текста произведения устаревшие слова. Объясни их значения.

Розвальни – сани.
Башлык – это тёплый головной убор, надеваемый чаще поверх шапки – суконный капюшон с длинными концами.
Сени – нежилое помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах.
Калоши – прочная резиновая обувь с низким верхом, надеваемая поверх туфель или ботинок для защиты от грязи и влаги.
Самоеды – старое название народов, говорящих на самодийских языках, – ненцев.
Кучер – работник, который правит запряжёнными в экипаж лошадьми; возница.
Людская – помещение, предназначенное для дворни, слуг при барском, помещичьем доме.
Флигель – небольшое здание (обычно жилое) на одной территории с более крупным зданием, во дворе оного; боковая пристройка к основному зданию.
Приказчик – человек, служащий по найму у купца или в каком-нибудь торговом заведении, выполнявшее поручения торгового характера, занимавшееся по доверенности хозяина торговлей в магазине.
Урядник – унтер-офицер в казачьих войсках армии Российского государства до 1917 г.

  • Расскажи о семье Королёвых. Как родители и дети относятся друг к другу? Выпиши примеры из текста.

Володю, приехавшего из гимназии на зимние каникулы, ожидали с нетерпением и радостью: «Володичка приехали! — завопила Наталья… Вся семья Королёвых, с часу на час поджидавшая своего Володю, бросилась к окнам…». Атмосфера встречи была шумная, суматошная, радостная. Особую роль в создании этой радостной атмосферы играют звуковые впечатления, переданные автором: «сёстры подняли визг, двери скрипели, хлопали… — Гав! Гав! — ревел басом огромный чёрный пёс, стуча хвостом по стенам и по мебели… Всё смешалось в один сплошной радостный звук, продолжавшийся минуты две».

Другой отрывок, где семейство Королёвых мастерит украшения для ёлки: «Каждый вновь сделанный цветок девочки встречали восторженными криками, даже криками ужаса, точно этот цветок падал с неба; папаша тоже восхищался».) И мама Володи участвует в этой «увлекательной и шумной работе»: «Мамаша вбегала в детскую с очень озабоченным лицом и спрашивала: — Кто взял мои ножницы? Опять ты, Иван Николаич, взял мои ножницы?» Отец «принимал позу оскорблённого человека, но через минуту опять восхищался».

Можно сделать вывод, что такая атмосфера — дружная, весёлая, немного шумная, но добрая — характерна для этой семьи. То, что Володя всегда был частью этой общей атмосферы, подтверждают строки: «В предыдущие свои приезды Володя тоже занимался приготовлениями для ёлки или бегал на двор поглядеть, как кучер и пастух делали снеговую гору…».

  • Изменилось ли отношение Володи к семье после побега? Запиши своё мнение.

Побег научил Володю ставить перед собой реальные, выполнимые цели: беречь родителей и близких людей, не подвергать свою жизнь опасности.

УСТНО: Володя угнетён мыслями о предстоящем побеге, на душе у него неспокойно. Он не может открыто проявлять свои чувства, не может поделиться своими переживаниями с родными. Во втором описании возвращения Володи домой (уже после побега) Володя, наконец, может быть самим собой и дать волю своим чувствам: «Володя, как вошёл в переднюю, так и зарыдал и бросился матери на шею». По-настоящему Володя вернулся домой только теперь.

Для Володи побег в Америку — это скорее несчастье, чем осуществление мечты. В начале рассказа Володя находится под сильнейшим влиянием Чечевицына: он копирует поведение своего гимназического товарища, у них общие тайны и секреты, тогда как жизнью родных обычно внимательный мальчик не очень-то интересуется: «В предыдущие свои приезды Володя тоже занимался приготовлениями для ёлки или бегал на двор поглядеть, как кучер и пастух делали снеговую гору, но теперь он и Чечевицын не обратили никакого внимания на разноцветную бумагу и ни разу даже не побывали в конюшне, а сели у окна и стали о чём-то шептаться; потом они оба вместе раскрыли географический атлас и стали рассматривать какую-то карту».

Однако затем, накануне побега, Володя понимает, насколько серьёзное и опасное дело они затевают; он начинает думать о чувствах родных, мамы, отца, просит заступничества и прощения у Бога: «— Господи, прости меня грешного! Господи, сохрани мою бедную, несчастную маму!.. — Господи! — тихо плакал Володя. — Как же я поеду? Мне маму жалко… Володя заплакал так горько…». Володя очень тяжело переживал своё безвыходное положение  (он не мог отказаться от побега, чтобы не подвести товарища), причём ему было жалко не себя, а маму.

Когда «испытание» окончилось, Володя чувствует не только невероятное облегчение, но и сильное нервное потрясение: «Володя, как вошёл в переднюю, так и зарыдал и бросился матери на шею… Володя потом лежал, и ему к голове прикладывали полотенце, смоченное в уксусе».

  • Почему герои решились на побег? Ответь на вопрос в учебнике (с. 134 № 5) и запиши своё мнение.

Мальчики совершенно разные: Чечевицын – целеустремленный, смелый, решительный. Володя – нерешительный. Чтение приключенческих романов Майн Рида привело к тому, что мальчики решили сбежать. Володя не трусил, он в первую очередь думал о маме, которую очень любил. Напористая сила Чечевицына победила нерешительность Володи.

УСТНО: За два дня до побега и Володя, и его товарищ Чечевицын воодушевлены предстоящим путешествием: Чечевицын разрабатывает маршрут побега, рассуждает, каким образом они будут жить в далёкой Америке: «— Сначала в Пермь… — тихо говорил Чечевицын… —  оттуда в Тюмень… потом Томск… потом… потом… в Камчатку… Отсюда на лодках через Берингов пролив… Вот тебе и Америка… Тут много пушных зверей… Лишь бы в Америку попасть… Добывать же себе пропитание можно охотой и грабежом». Володя мечтает добраться до Калифорнии, где им обоим предстоит «сражаться с тиграми и дикарями, потом добывать золото и слоновую кость, убивать врагов, поступать в морские разбойники, пить джин и в конце концов жениться на красавицах и обрабатывать плантации». Причем Володя увлечён не меньше Чечевицына: «Володя и Чечевицын … в увлечении перебивали друг друга».
Однако накануне сочельника до Володи стало доходить, что их побег из дома на другой континент — не только увлекательное путешествие, полное сражений, в конце которого их ожидают плантации и красавицы: «…томный, пухлый, как укушенный пчелой», он «угрюмо ходил по комнатам и ничего не ел… в детской он остановился перед иконой, перекрестился и сказал: — Господи, прости меня грешного!» Вечером Володя в полной мере понял всю серьёзность происходящего: «К вечеру он расплакался. Идя спать, он долго обнимал отца, мать и сестёр».
«Я… я не струсил, а мне… мне маму жалко… Я поеду, только… только погоди. Мне хочется дома пожить».

Чечевицын увлечён книгами Майн Рида. Это подтверждается тем, что ему мало обсуждать будущие приключения со своим другом Володей. Оставшись наедине с Володиными сёстрами, Чечевицын говорит лишь о мустангах, индейцах, бизонах, а вопрос Кати, умеет ли он кататься на коньках, попросту игнорирует, не замечает: «Он сурово кашлянул, потёр правой ладонью левую руку, поглядел угрюмо на Катю и спросил:
— Вы читали Майн Рида?
— Нет, не читала… Послушайте, вы умеете на коньках кататься?
Погружённый в свои мысли, Чечевицын ничего не ответил на этот вопрос. Он ещё раз поднял глаза на Катю и сказал:
— Когда стадо бизонов бежит через пампасы, то дрожит земля, а в это время мустанги, испугавшись, брыкаются и ржут.
Чечевицын грустно улыбнулся и добавил:
— А также индейцы нападают на поезда. Но хуже всего это москиты и термиты».
Себя мальчик не считает «господином Чечевицыным, учеником второго класса». Он — «Монтигомо Ястребиный Коготь, вождь непобедимых».

Чечевицын настолько увлечён приключениями и далёкой Америкой, что влияет не только на Володю, но и на его сестёр: «И этот худенький смуглый мальчик со щетинистыми волосами и веснушками казался девочкам необыкновенным, замечательным. Это был герой, решительный, неустрашимый человек, и рычал он так, что, стоя за дверями, в самом деле можно было подумать, что это тигр или лев».

Чечевицын гордится своим поступком. Когда отец Володи спросил, где мальчики ночевали, «— на вокзале! — гордо ответил Чечевицын». Он продолжает жить в литературном мире своих героев, где он и в самом деле «Монтигомо Ястребиный Коготь, вождь непобедимых»: «Когда уезжал Чечевицын, то лицо у него было суровое, надменное, и, прощаясь с девочками, он не сказал ни одного слова; только взял у Кати тетрадку и написал в знак памяти: Монтигомо Ястребиный Коготь». Но если бы Чечевицын действительно ничего, кроме равнодушия, не испытывал, он не подписался бы в Катиной тетрадке «в знак памяти».

  • Как автор относится к поступку мальчиков? Запиши своё мнение. 

Чехов относится к мальчикам по-доброму, с пониманием, хотя и даёт нам понять, что мальчики поступили плохо.

  • Случались ли у тебя в жизни подобные ситуации? Придумай свой рассказ на эту тему, запиши его план. Дай ему название.

План:
1. Отдых на море.
2. Загадочные сталактиты и сталагмиты.
3. В поисках пещеры.
4. Встреча с родителями.

Загадочные сталактиты и сталагмиты

Однажды я с родителями и семьёй моего друга отдыхали на море. Вечером мы смотрели ночной город, а потом сидели у костра, пили чай. И папа моего друга Серёжи рассказал, что в детстве они с мальчишками недалеко отсюда нашли пещеру. Мы с Серёжкой ещё ни разу в жизни не видели настоящих сталактитов и сталагмитов и хотели на них посмотреть. И вот, отведя меня в сторонку, приятель предложил пойти, найти пещеру. Я очень боялся, что мама будет волноваться и оставил ей записку: «Скоро вернёмся. Не беспокойтесь.»
Затем мы с Серёжей отправились на поиски пещеры. Проискав пещеру часа два, поняли, что сбились с дороги и заблудились. Ночь была холодная, мы замёрзли и развели костёр. Благодаря ему нас нашли родители и очень поругали. Мама с папой очень рассердились на меня и утром, когда пошли в пещеру, нас с Серёжкой не взяли. И хотя нам было обидно, что мы так и не увидели сталактитов и сталагмитов, я был рад, что родители бросились искать нас вовремя.

ГДЗ по литературному чтению. 4 класс. Рабочая тетрадь. Бойкина М.В., Виноградская Л.А.

А. П. Чехов. Мальчики, с. 34 – 35

3.5 (69.7%) от 499 голосующих

Существует предположение, что в основу рассказа «Мальчики» (1887) легло реальное событие: встреча Антона Павловича в Нескучном саду, в Москве, с двумя гимназистами, изображавшими индейцев. Наша статья передает кратко основные события рассказа, дает характеристику героев. Конечно, краткий пересказ не заменит произведения, для этого его нужно читать полностью, но представление о повествовании сложится. Прочитав краткое содержание рассказа А.П. Чехова «Мальчики», вы сэкономите время, но будете иметь о нем полное представление.

Основные персонажи

  • Володя – упитанный гимназист 2-го класса, старший ребенок в семье Королевых;
  • Чечевицын – гимназический друг Володи; худой, некрасивый, в веснушках, не по-детски серьезный, угрюмый.
  • Катя, Соня и Маша – младшие дети в семье Королевых, любознательные, симпатичные сестры.
  • Иван Николаевич Королев – папаша, добродушный, заботливый, не лишенный чувства юмора.
  • Мамаша и тетушка юного гимназиста – героини, всецело любящие сына и племянника, эмоционально переживающие за него.

Очень краткий пересказ

Королевых в канун Рождества навещает сын, гимназист второго класса. Вся семья радостно встречают Володю. Мальчик привез гостя – друга, одноклассника Чечевицына.

Сестры Катя и Соня замечают, что мальчишки ведут себя странно, и начинают подслушивать их разговоры. Оказывается, друзья собрались бежать в Америку, стать охотниками, золотоискателями или разбойниками. Катя и Соня решают сохранить тайну. В сочельник гимназисты исчезают. Их ищут, но тщетно. Сообщают о случившемся в полицию. Наутро беглецов находят и возвращают. Иван Николаич отчитывает друзей, телеграфирует родителям Чечевицына. Приезжает мать и забирает гостя домой.

Краткое содержание

Семья Королевых (сестры, тетка, мамаша и папаша, а также пес Милорд) встречает любимого сына Володю, приехавшего перед Рождеством отдохнуть от учебы. Сын прибыл не один.

Краткое содержание А.П. Чехов «Мальчики»

Все с удивлением обнаруживают закутанного во всевозможные платки и накидки маленького человечка. Володя представляет домочадцам своего гимназического товарища – Чечевицына. Королевы знакомятся с гостем. Особое любопытство проявляют младшие Володины сестренки. Гимназист совершенно некрасив: худенький, веснушчатый, со щетинистыми волосами, толстогубый, узкоглазый. Его можно счесть за кухаркиного сына, только форма гимназиста не дает этого сделать.

Сестры отмечают, что Чечевицын угрюм, постоянно о чем-то думает, следовательно, умен и начитан. Старшая Катя, которой 11 лет, и средняя Соня, замечают, что брат изменился: не интересуется играми, строительством горки и украшением елки. Он ведет себя необычно: хмур, чем-то озадачен, неразговорчив.

Однажды Чечевицын остается наедине с девочками. После неловкого молчания он вдруг начинает рассказывать о Диком Западе, где живут индейцы. Сестры узнают много интересного из жизни коренных американцев. В рассказе, как в сказке, звучат волшебные слова: мустанги, пампасы, бизоны, москиты. В конце повествования рассказчик признается, что не тот, за кого его принимают — он индеец Монтигомо, по прозвищу Ястребиный Коготь.

Краткое содержание А.П. Чехов «Мальчики»

Тайные разговоры брата с Чечевицыным, подогревают интерес сестер к непонятному поведению ребят. Катя и Соня постоянно следят за ними и слышат тайный разговор друзей-гимназистов. Оказывается, мальчишки собираются в Америку, и к этому все готово. Сестры договариваются не разглашать взрослым о подслушанном: они надеются, что брат будет присылать им из далекой страны подарки — золото и слоновую кость.

Володя в последний момент отказывается от путешествия. Ему жалко маму, ведь она будет огорчена его поступком.

Краткое содержание А.П. Чехов «Мальчики»

Но Чечевицын все же уговаривает друга совершить побег, и товарищи тайно покидают дом Королевых. Друзей ищут целый день. Их нет в имении, нет в ближайшей деревне. О случившемся сообщают в полицию. Приезжает урядник, пишет какую-то бумагу.

Утром следующего дня беглецов привозят. Оказывается, они ночевали на вокзале. Их обнаружили в момент, когда они искали и хотели купить порох. Володя плачет и раскаивается в содеянном. Николай Иваныч ведет беглецов в кабинет, где отчитывает их за проступок. Чечевицыну он сообщает, что выслал телеграмму его родителям и надеется, что те непременно накажут сына, зачинщика побега, по заслугам.

Володя впадает в горячку, ему делают примочки из уксуса. Приезжает мать Чечевицына и забирает сына домой. Уезжая, невозмутимый и надменный Чечевицын в знак прощания пишет в тетрадке Кати слова: «Монтигомо Ястребиный Коготь».

Краткое содержание А.П. Чехов «Мальчики»

Основная идея рассказа

Завершая статью «А.П. Чехов «Мальчики», краткое изложение», необходимо сказать, что автор в своем произведении показывает читателям, как происходит становление мужчины. Жизнь подростка всегда связана с романтическим представлением о путешествиях, благородстве и подвигах. Неизбежно, с годами интересы и взгляды на жизнь у мальчиков поменяются, но сейчас в них силен дух авантюризма, страсть к путешествиям, они хотят быть самостоятельными, они хотят быть героями.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «УЧЕБНО –
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «ПЕРВОМАЙСКАЯ МНОГОПРОФИЛЬНАЯ ГИМНАЗИЯ – ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЯСЛИ – САД «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК» КОМБИНИРОВАННОГО
ТИПА» ИМ. Н. МИЛЮТИНА»

Открытый
урок по литературному чтению в 4 классе

А.П.
Чехов «Мальчики»

                                                                       
ПОДГОТОВИЛА:

                                                             
учитель начальных классов ǀ категории

                     
Демыденко О.Н.

г.
Первомайск

2021
год

Тема:
А.П. Чехов «Мальчики»

Цель:

— закрепить
знакомство с рассказом и писателем А. П. Чехова «Мальчики»;

— формировать
умение раскрывать смысл произведения, выделять главное, существенное в
изучаемом материале, отрабатывать навыки осознанного, выразительного, беглого
чтения;

— развивать
аналитико-синтезирующее мышление, артикуляционный аппарат учащихся, антипацию
(смысловую догадку) детей, произвольную память;

— расширять
оперативное поле чтения, усиливать коммуникативные свойства речи

(выразительность);

— воспитывать
чувство ответственности перед окружающими людьми, внимание, веру в свои силы,
стремление к самостоятельной деятельности.

Оборудование:
выставка литературы книг А.П. Чехова, портрет
писателя, рисунки учащихся к словарной работе, карточки, мультимедийное
оборудование.

Ход
урока:

1.    
Проверка готовности к уроку.


Каким бы вы хотели видеть сегодня урок литературного чтения?


Каким он должен быть?


А ученики какими?

        
Урок                                                                        
Ученики

       
интересный                                                               
думающие

        
познавательный                                                    внимательные

         
развивающий                                                      
сообразительными

        
творческий                                                       дисциплинированные

2.    
Чтение наизусть стихотворения посвященного
А.П. Чехову,  А.Плещеева

Цветущий мирный уголок,
Где отдыхал я от тревог
И суеты столицы душной,
Я буду долго вспоминать,
Когда вернусь в нее опять,
Судьбы велениям послушный.
Отрадно будет мне мечтой
Перенестись сюда порой, —
Перенестись к семье радушной,
Где теплый дружеский привет
Нежданно встретил я, где нет
Ни светской чопорности скучной,
Ни карт, ни пошлой болтовни,
С пустою жизнью неразлучной;
Но где в трудах проходят дни
И чистый, бескорыстный труд
На благо края своего
Ценить умеет темный люд.

3.     Постановка
цели урока.

       
— Для этого восстановите пропущенные в фамилиях поэтов и писателей буквы,
соедините их между собой и вспомните автора с произведением, которого мы будет
работать на уроке.

                      
Тютчев     Фет         Апухтин            Толстой             
Ершов


Сегодня на уроке мы продолжим работу над произведением А.П. Чехова «Мальчики»,
но сначала немного поговорим о самом писателе. 

Биография
Чехова

           Антон Павлович Чехов (1860-1904) –
великий русский писатель, талантливый драматург, академик, врач по профессии.
Самое главное в его творчестве – это то, что многие произведения стали
классикой мировой литературы, а его пьесы ставятся в театрах по всему миру.

Ранние годы

Родился
17 (29) января 1860 года в Таганроге в семье купца. С ранних лет вместе с
братьями Антон помогал отцу в его лавке. 
Детство
Чехова
 прошло в церковных праздниках, каждый день будущий писатель
пел в церковном хоре.

Обучение
проходило в греческой школе-гимназии, куда маленький Чехов поступил в
подготовительный класс в 1868 году. Затем Антон Павлович начал обучение в
университете Москвы на медицинском факультете, который окончил в 1884 году.
После этого занимается врачебной практикой. За все годы учебы Чехову
приходилось всячески подрабатывать: он был репетитором, сотрудничал с
журналами, писал 
краткие
юморески
.

— Большое
влияние на Антошу оказала его мать, Евгения Яковлевна, простая русская женщина.
Мать очень добрая и разумная женщина, ей  и мои братья обязаны многим, — писал
позднее знаменитый писатель. Он говорил,  что талант у его братьев и сестры –
со стороны отца, а душа и характер – со стороны матери. Семья Чеховых была
талантливой русской семьей. Павел Егорович, отец играл на скрипке, пел и
рисовал. Два брата Антона Павловича – Александр и Михаил – стали впоследствии
писателями, брат, Николай был превосходным художников, Иван выдающимся
педагогом, сестра Мария Павловна самый близкий друг Антона Павловича – художницей.

   
Чехова – гимназиста особенно увлекал театр. Друзья и братья Чехова вспоминают,
что с детских лет Антошка, отличался артистическими способностями и
необыкновенным чувством юмора. Он был очень изобразителен на всякого рода
шутки, один раз оделся Антошка нищим и пошел к дяде просить милостыню. Тот не
узнал племянника и подал ему грош.

Антон Павлович Чехов однажды заметил,
Что умный любит учиться, а дурак — учить.
Сколько дураков в своей жизни я встретил,
Мне давно пора уже орден получить.

Дураки обожают собираться в стаю,
Впереди — главный во всей красе.
В детстве я верил, что однажды встану,
А дураков — нету! Улетели все!

Ах, детские сны мои, какая ошибка,
В каких облаках я по глупости витал!
У природы на устах коварная улыбка,
Видимо, чего-то я не рассчитал.

Начало
литературного пути

Дебют в печати Чехова состоялся еще на первом курсе института,
когда юный писатель отправил в журнал «Стрекоза» свои рассказ и юмореску.
Рассказы Чехова были впервые изданы книгой в 1884 году («Сказки Мельпомены»).
На 
творчество
Чехова
 того периода значительное влияние оказали произведения Л.
Толстого
.

Затем в биографии Чехова было совершено долгое путешествие на
Сахалин (апрель-декабрь 1890г.).

 Там писатель изучал жизнь ссыльных. Произведения Чехова
«В ссылке», «Остров Сахалин», «Палата № 6» отражают его впечатления о поездке.

Чехов никогда не считал себя детским писателем. Однако для детей у
него тоже нашлось несколько произведений: «Каштанка» и «Белолобый» – «две
сказки из собачьей жизни», – как выразился сам писатель в письме к издателю.

Поздние годы. Смерть писателя

После
покупки имения Мелихово, ведет общественную деятельность, помогая людям
(1892-1899). В то время было написано много произведений, среди которых: пьесы
Чехова 
«Вишневый
сад»
, «Три сестры», «Чайка», «Дядя Ваня». Постановка «Чайки» на сцене
МХАТа в 1898 году стала заслуженным триумфом 
Чехова-драматурга.

Затем
из-за туберкулеза биография Антона Чехов пополняется еще одним переездом – в
Ялту, где у него в гостях бывают Л. Толстой, 
А.
Куприн
И.
Бунин
И.
Левитан
М.
Горький
.

Сочинения
Чехова выходят двумя томами в 1899-1902, а также 1903 годах.

Из-за
обострения болезни писатель едет в Германию для прохождения лечения, где
умирает 2 (15) июля 1904 года.

4.   
Выход к учебной проблеме урока.

— Когда вы отзываетесь о том или ином человеке, говорите, что он
хороший или плохой, чем вы подкрепляете свои слова? (примерами его поступков,
слов, чертами характера).

— Кто главный герой рассказа «Мальчики»?

— Кто из этих героев вам больше понравился, вызвал у вас
наибольшую симпатию?

5.
Выборочное чтение.


Выберите и назовите из текста слова, которые описывают, как встречали Володю
дома? ( Встречала вся семья, бросились к окнам, целовали, обнимали, подняли
визг)


Какими словами вы бы охарактеризовали обстановку в семье Королевых? (Мир,
любовь, согласие, тревога, непонимание).

6.
Словарная работа над текстом «Мальчики» по детским рисункам.

   — Розвальни – низкие и
широкие сани с расходящимся по бокам облучком;

 — башлык –  суконный тёплый
головной убор, остроугольный колпак с длинными концами, надеваемый поверх
шапки;

— сюртук — длинный двубортный
пиджак, обычно в талию;

полоскательная чашка — блестящая
металлическая миска для мытья чайной посуды.

— джин — английская водка;

— кучер-  слуга,
работник, который правит лошадьми в экипаже.

— самоеды — северные
народы;

— Калифорния — полуостров на
западе Северной Америки в Мексике.

— бизон – крупное полорогое
парнокопытное животное с мягкой шерстью, дикий североамериканский бык;

— пампасы – южноамериканские
степи;

— мустанги – одичавшая домашняя
лошадь североамериканских прерий;

— урядник – низкий чин уездной
полиции;

-флигель- пристройка сбоку
главного здания или дом во дворе здания.

7.
Физминутка.

8. Работа
в группах. Составление плана рассказа «Мальчики».

9.
Инсценировка рассказа Мальчики».

— Мы
пришли со страниц рассказа Антона Павловича. Я — Володя Королев. Это , честь
имею представить, мой товарищ Чечевицын, ученик 2- ого класса…Я привез его с
собой погостить.

— Знаете,
кто я?

— Господин
Чечевицын!

— Нет! Я
Монтигомо Ястребиный Коготь: вождь непобедимых.

Чечевицын:
(тихо) Сначала в Пермь, Оттуда в Тюмень…потом Томск…потом…потом в Камчатку.
Оттуда самоеды перевезут на лодках через Берингов пролив. (Опасливо озираясь)
Вот тебе и Америка… Тут много пушных зверей.

Володя:
А Калифорния?

Чечевицын:
Калифорния ниже… Лишь бы в Америку попасть, а Калифорния не за горами. Добывать
же себе пропитание можно охотой и грабежом. (Внимательно рассматривают карту).

Учитель:
Ребята, давайте вспомним, какими трудностями пугает Володю Чечевицын? Что они
встретят в Америке? (Пройти пешком несколько километров , встретится с тиграми
и дикарями, добывать золото и слоновую кость, убивать врагов, поступить в
морские разбойники, пить джин, жениться на красавицах и обрабатывать
плантации.)

-Что
приготовили в дорогу наши путешественники ? (Пистолеты, два ножа, сухари,
увеличительное стекло, компас и четыре рубля денег).

Чечевицын
: (сердито ) Так ты не поедешь? Говори: не поедешь?

Володя:
(плача ) Господи! Как же я поеду? Мне маму жалко!

Чечевицын:
Бледнолицый брат мой, я прошу тебя, поедем! Ты же уверял, что поедешь, сам меня
сманивал, а как ехать, так струсил.

Володя:
Я…я не струсил, а мне… мне маму жалко.

Чечевицын:
Ты говори: поедешь или нет?

Володя:
Я поеду, только… только погоди. Мне хочется дома пожить.

Чечевицын:(решительно)
В таком случае, я сам поеду: и без тебя обойдусь. А еще тоже хотел охотиться на
тигров, сражаться! Тогда так, отдай мои пистоны! ( Володя плача).

Так
ты поедешь?

Володя:
По…еду!

Чечевицын:
Так одевайся! (Мальчики складывают карту и осторожно уходят).

10.
Беседа.


Удалось ли ребятам передать образы наших героев? почему Володя Королев все же
решился бежать в Америку ( напористая сила Чечевицына победила нерешительность
Володи).


Каким был Чечевицын? (По натуре лидер, целеустремленный человек. Любым способом
убеждения, уговорами и шантажом – он воплощает мечты. Описание его внешности
начинается краткими прилагательными, описание напряженное, подчеркивает быть
первым. Он называет себя Монтигомо Ястребинный Коготь). 

— А
его друг, Володя? ( Речь и поведение Володи не соответствуют портретной
характеристике. Существует раздвоение между тем, какой Володя на самом деле, и
как он должен вести себя  рядом с таким другом.  Такое поведение Володи, будто
маска, за которой он прячет мягкую, добрую покладистую душу, привязанность к
родителям.


Для чего ему нужна эта маска? ( Маска нужна ему, чтобы воплотить мечты в жизнь
и соответствовать своему другу).

11.
Анализ художественного произведения, характеристика героев. Работа по тестам на
листочках.

1.
Имя одного из главных героев:

а)
Чибисов; б). Черепицын; в) Чечевицын.

2.
Мальчиков встречали:

а)
4 человека и пес, б) шесть человек; в) 7 человек и пес.

3.
Развальни – это…

а)
широкие сани, б) неповоротливые люди, в) развалины избы.

4.
события рассказа происходят накануне

а)
Пасхи  Б) рождества в) Крещения.

5.
В Калифорнии вместо чая пьют

а)
компот б )  кофе, в) джин

6.
Мальчики решили сбежать в:

а)
Африку, б) Америку в) Австралию

7.
Пампасы – это:

а)
Южно-американские степи б) местное население в) плоды дерева

8. В
путешествии мальчикам придется:

а)
сражаться с тиграми б) поступать в морские разбойники в) женится на красавицах

9.
по мнению Маши это нужно кушать в пост

а) манную
кашу б) горох и чечевицу в) ничего

10
Урядник – это

а)нарядно
одетый человек б) управляющий хозяйством в) полицейский чин

12.
Подведение итогов.


Как вы думаете,  кто из мальчиков испытывал чувство беспокойства за свой
поступок перед своей семьей?


Чему учит нас рассказ А.П. Чехова «Мальчики»?  (Ставить перед собой цели
реальные и выполнять их, беречь родителей и близких людей, не подвергать свою
жизнь опасности, уметь отвечать за свои поступки).


Семья – это наш дружный класс, где вместе живут мальчики и девочки. И чтобы не
забывать об этом, давайте создадим нашу общую фотосессию. Пусть эта общая
фотография станет напоминанием всем, как нужно бережно относиться друг к другу.

А. П. ЧЕХОВ Рассказ «Мальчики» ВВОДНЫЙ УРОК

А. П. ЧЕХОВ Рассказ «Мальчики» ВВОДНЫЙ УРОК

Анто н Па влович Че хов — русский писатель, общепризнанный классик мировой литературы. По

Анто н Па влович Че хов — русский писатель, общепризнанный классик мировой литературы. По профессии врач. Один из самых известных драматургов мира. Его произведения переведены более чем на 100 языков. За 25 лет творчества Чехов создал около 900 различных произведений (коротких юмористических рассказов, серьёзных повестей, пьес), многие из которых стали классикой мировой литературы.

МАЛЬЧИКИ

МАЛЬЧИКИ

Незнакомая лексика Предметы быта: розвальни, сени, полоскательная чашка Предметы одежды: башлык, гимназическое пальто, фуражка,

Незнакомая лексика Предметы быта: розвальни, сени, полоскательная чашка Предметы одежды: башлык, гимназическое пальто, фуражка, калоши, сюртук Профессия, деятельность: кучер, пастух, приказчик, урядник Еда и напитки: джин, чечевица Мир приключений: бизон, пампасы, мустанги, индейцы, москиты, термиты, Америка, компас, плантация Другое: самоеды, Майн-Рид, верста, сочельник, пост, пистоны, людская, флигель, гимназия, ученик второго класса, четыре рубля

Предметы быта Розвальни - низкие и широкие крестьянские сани с расходящимися врозь от передка

Предметы быта Розвальни — низкие и широкие крестьянские сани с расходящимися врозь от передка боками

Предметы быта Сени - нежилая часть дома, соединяющая жилое помещение с крыльцом или разделяющая

Предметы быта Сени — нежилая часть дома, соединяющая жилое помещение с крыльцом или разделяющая две половины дома (в деревенских избах и небольших городских домах). // устар. Прихожая господского дома.

Предметы быта Полоскательная чашка это особой формы широкая чашка без ручки, похожая на глубокое

Предметы быта Полоскательная чашка это особой формы широкая чашка без ручки, похожая на глубокое блюдце. Одна из отведенных полоскательнице функций — это улавливать падающие с кранового слива капельки кипятка или те, что медленно сочатся из ключа крана.

Предметы одежды Башлык - суконная или шерстяная накидка в виде капюшона с длинными концами,

Предметы одежды Башлык — суконная или шерстяная накидка в виде капюшона с длинными концами, обычно надеваемая поверх шапки.

Предметы одежды Гимназическое пальто, фуражка

Предметы одежды Гимназическое пальто, фуражка

Предметы одежды Калоши - обувь (резиновая), надеваемая поверх сапог, башмаков для предохранения ног от

Предметы одежды Калоши — обувь (резиновая), надеваемая поверх сапог, башмаков для предохранения ног от сырости и грязи

Предметы одежды Сюртук - мужской длиннополый двубортный приталенный пиджак

Предметы одежды Сюртук — мужской длиннополый двубортный приталенный пиджак

Профессия, деятельность Кучер - тот, кто правит запряженными в экипаж лошадьми; возница

Профессия, деятельность Кучер — тот, кто правит запряженными в экипаж лошадьми; возница

Профессия, деятельность Пастух - тот, кто пасет скот

Профессия, деятельность Пастух — тот, кто пасет скот

Профессия, деятельность Приказчик - 1. Наемный служащий у купца или в торговом заведении, выполнявший

Профессия, деятельность Приказчик — 1. Наемный служащий у купца или в торговом заведении, выполнявший поручения торгового характера, занимавшийся по доверенности хозяина торговлей в магазине (в Российском государстве до 1917 г. ). // Продавец в магазине. 2. Служащий в имении, управлявший помещичьим хозяйством (в Российском государстве до 1917 г. )

Профессия, деятельность Урядник - 1. Унтер-офицер в казачьих войсках армии Российского государства до 1917

Профессия, деятельность Урядник — 1. Унтер-офицер в казачьих войсках армии Российского государства до 1917 г. 2. Нижний чин уездной полиции (в Российском государстве до 1917 г. ). // Лицо, имевшее такой чин.

Еда и напитки Джин - можжевеловая водка, распространенная в Западной Европе и США

Еда и напитки Джин — можжевеловая водка, распространенная в Западной Европе и США

Еда и напитки Чечевица - 1. Растение семейства бобовых со съедобными плоскими округлыми бобами.

Еда и напитки Чечевица — 1. Растение семейства бобовых со съедобными плоскими округлыми бобами. 2. Съедобные зерна такого растения

Мир приключений Бизон - крупное животное семейства полорогих; дикий североамериканский бык

Мир приключений Бизон — крупное животное семейства полорогих; дикий североамериканский бык

Мир приключений Пампасы - название равнинных областей Южной Америки с субтропическим климатом и травянистой

Мир приключений Пампасы — название равнинных областей Южной Америки с субтропическим климатом и травянистой степной растительностью

Мир приключений Мустанг - одичавшая домашняя лошадь

Мир приключений Мустанг — одичавшая домашняя лошадь

Мир приключений Индейцы - общее название народов, составляющих коренное население Америки

Мир приключений Индейцы — общее название народов, составляющих коренное население Америки

Мир приключений Москит - мелкое насекомое южных стран отряда двукрылых, причиняющее боль своими укусами.

Мир приключений Москит — мелкое насекомое южных стран отряда двукрылых, причиняющее боль своими укусами. Некоторые виды переносчики возбудителей заболеваний человека и животных

Мир приключений Термит перепончатокрылое насекомое жарких стран, живущее сообществами в больших гнездах и являющееся

Мир приключений Термит перепончатокрылое насекомое жарких стран, живущее сообществами в больших гнездах и являющееся вредителем древесины

Мир приключений Америка - часть света, образуемая 2 материками - Северной Америкой и Южной.

Мир приключений Америка — часть света, образуемая 2 материками — Северной Америкой и Южной. Америкой

Мир приключений Компас - прибор для ориентирования относительно сторон горизонта, указывающий направление географического или

Мир приключений Компас — прибор для ориентирования относительно сторон горизонта, указывающий направление географического или магнитного меридиана

Мир приключений Плантации - 1. Крупное земледельческое хозяйство, в котором выращиваются специальные технические или

Мир приключений Плантации — 1. Крупное земледельческое хозяйство, в котором выращиваются специальные технические или продовольственные культуры. // Земельные участки, принадлежащие такому хозяйству. 2. Большой участок земли, занятый одной специальной технической или продовольственной культурой

Самоеды - Общее название ряда родственных северных народностей (ненцев, селькупов и т. п. );

Самоеды — Общее название ряда родственных северных народностей (ненцев, селькупов и т. п. ); самодийцы.

То мас Майн Рид — английский писатель, автор приключенческих романов и произведений для детей

То мас Майн Рид — английский писатель, автор приключенческих романов и произведений для детей и юношества, часть из которых была опубликована под псевдонимом «Капитан Майн Рид» .

Верста - русская мера длины, применявшаяся до введения метрической системы и равная 500 саженям

Верста — русская мера длины, применявшаяся до введения метрической системы и равная 500 саженям или 1, 067 км.

Сочельник (сочевник) канун дня рождества Иисуса Христа. Название от

Сочельник (сочевник) канун дня рождества Иисуса Христа. Название от «сочень» (лепешка на конопляном масле), которым должны, по предписанию церкви, питаться в этот день верующие

Пост - предписываемое церковью воздержание от принятия скоромной (т. е. запрещенной церковными правилами)пищи

Пост — предписываемое церковью воздержание от принятия скоромной (т. е. запрещенной церковными правилами)пищи

Пистон - металлический колпачок с взрывчатым веществом, предназначенный для воспламенения порохового заряда в ружейных

Пистон — металлический колпачок с взрывчатым веществом, предназначенный для воспламенения порохового заряда в ружейных патронах или снарядах

Людская - помещение для слуг при барском доме

Людская — помещение для слуг при барском доме

Флигель - 1. Жилая пристройка сбоку главного здания или дополнительная, отдельно стоящая постройка. 2.

Флигель — 1. Жилая пристройка сбоку главного здания или дополнительная, отдельно стоящая постройка. 2. Небольшой дом во дворе большого здания

Что такое пампасы из рассказа мальчики чехова 4 класс

  • Что такое отцовская любовь сочинение по литературе
  • Что такое ошибка сочинение рассуждение
  • Что такое памятный день сочинение 5 класс
  • Что такое отзыв о сказке 4 класс
  • Что такое память определение для сочинения