Сегодня мы с вами разберемся с термином Пафос! Что это такое пафос и зачем быть пафосным? Все дело в том что это очень продуктивная техника убеждения окружающих в чем либо. Именно по этому люди изучают и используют данное понятие. С течением времени некоторые слова приобретают несколько значений, в зависимости от того, как они были произнесены.
Слишком эмоциональная и экспрессивная речь вызывает реакцию со стороны слушающих. В этом нет ничего плохого, чем раньше говорящий добьется этого эффекта тем будет лучше. Как показывает история лучшие лидеры использовали своё ораторское искусство для того, чтобы повести за собой большое количество человек. Однако куда они все шли? Пафос приемлем, если используется для совершений благих дел, однако если за речью стоял призыв к совершению плохих поступков, то таких манипуляций необходимо опасаться.
Слово пафос имеет греческие корни и дословно переводится как страдание, страсть.
Более обширная дефиниция этого слова — выражение эмоций и чувств с необычным драматизмом и, возможно, перевозбуждением, для того, чтобы вызвать моментальную реакцию у окружающих. В толковом словаре Ожегова пафос описывается как — энтузиазм, возвышенный, воодушевленный подъем.
В качестве живого примера пафоса можно выделить стандартный момент из американского кино, где священник в церкви выкрикивает различные фраза, а толпа прихожан отвечает на его фразы громкой и бодрой «аллилуя». Вся энергия, которой заряжаются люди в этой сцене, в конечном итоге помогает даже людям на инвалидных креслах подняться с ног и подпевать всем остальным.
Первые упоминания о пафосе у древнегреческих ученых были в работах Аристотеля. В своем труде он упомянул пафос, как ораторский прием, который позволяет выступающему вызвать определенные чувства у слушателей, тем самым поместив их на одну волну рассказа вместе с собой. При этом, несмотря на все старания оратора выплеснуть свои эмоции он остается предельно спокойным внутри.
Немецкий философ Гегель впервые применил этот термин не для трагической ситуации, а наоборот, в торжественном ключе. После этого, пафос обрел различные виды, которые начали использовать не только в ораторстве, но и в литературных произведениях, фильмах, музыке и других сферах, где важно взаимодействие с аудиторией.
Описание пафосного человека:
Если немного отойти от литературы, кино и других сфер жизни и сравнить значение «пафоса» в реальной жизни, то можно заметить, что под этим словом чаще всего подразумевается негативное описание человека. Пафосный человек обладает следующими чертами характера:
- он пытается каким-либо образом возвысить себя, порой даже без очевидных фактов и причин. Такие люди могут раздувать из мухи слона, тем самым превращая небольшие благие дела в действия мирового масштаба;
- постоянное снисхождение к остальным, ведь пафосные люди, по их мнению, являются центром внимания;поведение при котором создается ощущение, что человек разбирается во всем лучше остальных, хотя во многих случаях это не является правдой;
- агрессивная реакция на попытки остальных снять ему маску «крутого и умного». В таком случае пафосные люди могут применять различные уловки для того, чтобы восстановить себе репутацию.
По описанию становится понятно, что в обычной жизни лучше не иметь дела с подобными людьми. Зачем вам общаться и взаимодействовать с тем, кто не считает вас за человека? Именно такие ощущения вызывает общение с пафосными людьми.
Как определять пафосных людей и что делать с ними?
Если подобные персонажи все-таки встретились вам на пути, очевидным решением будет максимальное ограничивание общения с ним. Пафосные люди не готовы что-либо менять в своем характере, поэтому если человек вам не понравился, то поменять его уже не получится. В то же время и доказать свою правоту ему не получится, вы только потеряете силы и время.
Пафос в литературе:
Пафос повсеместно используется в литературе авторами для того, чтобы придать определенный оттенок в свое произведение. Вызывая у вас эмоции, автор добивается поставленных целей.
Литература выделяет следующие виды пафоса:
- сентиментальный — эмоции, которые сопровождают нас в реальной жизни, простые бытовые радости и разочарования.
- героический — воодушевление персонажей, которые готовы свернуть горы для достижения финальной цели.
- романтический — конфликт, который объясняется несправедливостью мира.
гуманистический — готовность героя погибнуть за свое дело. - драматический — передача внутреннего состояния героев, их переживаний.
Благодаря таким приемам, поэты, писатели и драматурги создают у читателя настроение, которое держится на протяжении всего произведения.
Прочитанная книга должна вызывать у вас эмоции так, чтобы после прочтения вы еще несколько часов, а может дней обсуждали происходящее с самим собой или окружающими.
Влияние пафоса на жизнь:
Чтобы довольно точно определить значение пафоса в жизни достаточно вспомнить, как часто вы принимаете решения находясь под давлением эмоций. В моменты радости вы можете быть предельно благородными и обещать множество услуг, ровно так же, как и разрывать контакты, находясь в плохом настроении.
Люди-манипуляторы прекрасно знают то, как поведут себя люди в определенных условиях и часто используют пафос для усиления эффекта. Будьте осторожны в принятии спонтанных решений и тщательно обдумывайте важные события, происходящие в вашей жизни.
Видео по теме:
Копирование информации с сайта greednews.su разрешено только при использовании активной гипер ссылки на новость, спасибо за то что цените наши авторские права!
Поделиться ссылкой:
Автор сайта Малов Евгений 1982 г.р.
Закончил КСК КБГУ и СГА Нальчик в 2004
Работал в газете Северный Кавказ визуальным редактором
Занимаюсь разработкой сайтов и пишу тексты
Страницу просмотрели — раз!
Оценить статью:
Загрузка…
Тип урока: урок комбинированный.
Вид урока: урок-исследование.
Обор$удование : мультимедийный проектор, текст рассказа, раздаточный материал для каждого ученика: таблицы – «Основные черты романтических $произведений», «Сопоставление образов Данко и Лары», карточки с основными понятиями, учительская презентация.
Мы, кажется, снова хотим грез,
красивых вымыслов, мечты и
странностей… М.Горький.
$Ход урока.
I. Организационный момент. (Учащиеся делятся на несколько групп в начале урока, рассаживаются за столы по группам).
Слайд-1
В 1895 году “Самарская газета” напечатала рассказ М. Горького “Старуха Изергиль”. Горького заметили, оценили, в печати появились восторженные отклики о рассказе.
II. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Слайд 2
III$. Работа над темой урока.
-
Слово учителя.
-Одной из основных проблем творчества Горького стал поиск нового человеческого идеала, гармонии в мире.
— Само время-рубеж столетий, столкновение эпох-делает такие вопро$сы актуальными, ставит человека перед нравственным выбором.
-Основная идея рассказа-утверждение истинной ценности человеческой личности.
— Мотив «несогласия» с действительностью, характерный для раннего М. Горького, реализовался именно в праве художника на вымысел . поэтому эпиграфом к уроку являются слова самого автора.
Слайд 3
«Мы, кажется, снова хотим грез, красивых вымыслов, мечты и странностей, ибо жизнь, созданная нами, бедна красками, тускла, скучна! Действительность, которую мы когда-то так горячо хотели перестроить, сломала и смяла нас… Что ж$е делать? Попробуем, быть может, вымысел и воображение помогут человеку подняться ненадолго над землей и снова посмотреть на ней свое место, потерянное им. …Он не борет$ся больше, а только приспосабливается.»
2. Актуализация опорных знаний
А) Беседа.
—Ранние рассказы М. Горького пронизаны романтическим пафосом.
-Вспомним, что такое пафос?
Слайд 4
Пафос — эмоциональный настрой, страсть, пронизывающая произведение.
-
Вспомним, что такое романтизм. Дайте определение романтизму, назовите его отличительные особенности.
Слайд 5
Романтизм – творческий метод, характерным признакам которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей ч$еловека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой$ и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящемся в резком конфликте с обществом, с людьми.
Б) Постановка проблемного вопроса: «Мир , изображенный в рассказе Горького, –это отображение реального мира? Можно ли назвать такое отображение мира реалистическим?»
В) Использование метода «Мозговой штурм».
-Что позволяет нам отнести рассказ к романтическим произведениям? (на доске записываются аргументы учащихся)
— У вас на столе находятся таблицы и карточки, которые помогут вам работать на уроке. Найдите таблицу, в которой пе$речислены основные черты романтических произведений.
Основные черты романтических произведений
$ Противопоставление мира идеального миру реальному | ||
| Изображение исключительной личности, одинокой , противопоставленной толпе, Стремящийся к идеалу. Конфликт. | |
| Изображение исключительных обстоятельств, романтического пейзажа | $ |
-Давайте заполним ее, используя те аргументы, которые вы сейчас привели. (обобщаем аргументы учащихся и записываем в таблицу)
Слайд 6,7,8,9
-Какие герои рассказа одиноки, противопоставлены окружающим?
$
-Отличаются ли они друг от друга своими взглядами на жизнь?
-Что составляет романтический пейзаж в произведении?
Противопоставление мира идеального миру реальному | Нереалистическое отражение мира | |
| Изображение исключительной личности, одинокой , противопоставленной толпе, Стремящийся к идеалу. Конфликт. | Лара, Данко, старуха Изергиль- у каждого из них своя жизненна$я позиция, стремление к идеалу. |
| Изображение исключительных обстоятельств, романтического пейзажа | Море, небо, ветер, тучи, луна. (Символы свободы-определяем после работы с текстом) |
$3. Работа с текстом
Герои предстают в романтическом пейзаже. Приведите примеры, доказывающие это (работа с текстом). Беседа по вопросам:
— В какое время суток происходят события в рассказе? Почему? (Старуха Изергиль рассказывает легенды ночью. Ночь – это самое таинственное, романтическое время сут$ок);
— Какие природные образы мы выделили ? (море, небо, ветер, тучи, луна);
— Почему именно таким показан пейзаж в рассказе? (Природа показана одушевленной, она живет по своим законам. Природа красива, величественна. Море, небо – бесконечные, широкие пространства.
–Символом чего являются эти природные образы? (Свободы)
Все природные образы являются символами свободы. Но природа тесно связана с человеком, она отражает его внутренний духовный мир
Именно поэтому природа символизирует безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять).
ВЫВ$ОД: Только в таком пейзаже, приморском, ночном, таинственном, может реализовать себя героиня, рассказывающая легенды о Ларре и Данко.
4. Работа над композицией произведения. Композиция рассказа “Стар$уха Изергиль”.
— Каково композиционное решение рассказа? Рассказ с обрамлением.
— Из каких частей состоит произведение? Легенда о Ларе, описание жизни старухи Изергиль, легенда о Данко.
Слайд 10
— Как вы считаете, с какой целью писатель использовал такой прием в расс$казе? (В своих легендах героиня рассказа выражает свое представление о людях, о том, что считает ценным, важным в своей жизни. Тем самым создается система координат, по которой можно судить о героине рассказа).
5. Анализ легенды о Ларре.
Слайд 11
А) Подготовленный пересказ.
Б) Беседа
-Каким внешним событием проявляется легенда?
— Кто является главным героям первой легенды?
— Важна ли история появления юноши на свет для понимания его характера?
— Как относится герой к другим людям? (презрительно, высокомерно. Он считает себя первым на земле).
— Для романтического произведени$я характерен конфликт толпы и героя. Что лежит в основе конфликта между Ларрой и людьми? (его гордыня, крайний индивидуализм).
— Чем отличается гордость от гордыни. Разграничьте эти слова.
Слайд 12
-Прочитайте лексическое значение этих слов , указанное на карточке. Гордость или гордыня выражает неуважение к другим людям?(Карто$чка №1)
-
$Докажите, что именно гордыня, а не гордость характерна Ларре.
Слайд 13
Карточка № 2. Прочитайте определение.
Индивидуали́зм (
Учащиеся самостоятельно отмечают, проверяем. О$боснуйте свой выбор. (Старуха Изергиль относит себя к Данко, так как считает, что смыслом ее жизни была любовь)
Слайд 23
Карточка №5
—А к какому герою относит героиню автор? Стрелкой отметить в карточке №2. Проверка
Слайд 24
—Как вы считаете, почему имен$но к Ларре относит Горький старуху Изергиль? (ее любовь по своей сути эгоистична. Разлюбив человека, она сразу же забыла о нем)
IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Слайд 25
На уроке мы рассмотрели несколько философских идей, своеобразных жизненных позиций: индивидуализм (эгоизм), гедонизм, гуманизм (альтруизм).
-Крах каких идей утвер$ждает в своем произведении автор? (индивидуализма, гедонизма)
-Какая идея утверждается в рассказе? (гуманистическая.
-Как построено произведение?
-В каких чертах проявляется романтический пафос произведения?
-В чем актуальность произведения для современного читателя?
V. Домашнее задание:
Подготовиться контрольной работе.
Анализ-исследование рассказа
Владимира Маканина «Кавказский пленный»
Щур Александр Владимирович
Анализ художественного произведения… Основной вид работы на уроках литературы. Разработана методика этого вида деятельности. Правильная, умная. Казалось бы, нет ничего проще: изучи и применяй на практике. Но когда видишь перед собой на уроке множество пар глаз, с интересом устремлённых на тебя, такая простая схема, заранее приготовленная, начинает представляться ненужной, неуместной. И думаешь только об одном: как сделать так, чтобы интерес не пропал, чтобы живое слово, сказанное когда-то давно, дошло до душ юных читателей.
Преисполняешься огромной ответственностью, ибо ощущаешь себя проводником мыслей и чувств гениальных мастеров слова.
Слова…Мы все привыкли к ним и произносим, не задумываясь, не придавая им порой особенного значения. Всуе звучащее слово становится затёртым, теряет глубинный смысл. Но как загораются глаза молодых читателей, когда столь знакомое, привычное им слово вдруг засверкает совершенно новым светом!
Анализ стиля писателя, художественных средств, им применяемых для выражения своей позиции, представляется наиболее трудным, но и наиболее интересным в работе над художественным произведением.
Вспомним: «Стиль всякого писателя так тесно связан с содержанием его души, что опытный взгляд может увидеть душу по стилю, путём изучения формы проникнуть до глубины содержания». Так А.Блок в едином высказывании точно выразил специфику авторской деятельности.
Итак, перед нами непростое произведение не классической литературы – рассказ В.Маканина «Кавказский пленный» (1994г.)
Предлагаю своё прочтение данного произведения, опираясь на особенности стиля писателя, форму художественного произведения.
Кавказ.
199…год. Идёт бессмысленная война, где российские солдаты убивают кавказцев и наоборот. «Приказы выполняются, а не обсуждаются»,- гласит воинский Устав. На войне как на войне.
Горные склоны. Двое простых солдат, недавних школьников, Рубахин и Вовка, возвращаются в свое подразделение. Знойное кавказское лето, ласковое солнце, горные пики гигантскими атлантами держат небо. Земля. Небо. «Между землей и небом — война»,-
поёт и поныне уже покойный певец Виктор Цой. Его песня могла бы быть достойным музыкальным сопровождением сюжета рассказа.
Авторские слова спешат пригласить нас к беседе: « Солдаты скорее всего не знали, что красота спасёт мир, но что такое красота, оба они, в общем знали».
Вспоминается высказывание Ф.М.Достоевского: «Красота спасёт мир». Наверное, обыкновенный парень из донских степей Рубахин ( фамилия- то говорящая!) мог и не знать данной фразы по различным причинам. По нашим понятиям, чувство красоты входит в человека с молоком матери. С этим чувством человек рождается. Можно всю жизнь потратить на изучение красоты, роясь в толстых фолиантах мудрецов, но так и остаться на всю жизнь без этого чувства красоты в душе, Красоты Истинной, той, которая идёт от совести. Можно смотреть, но не видеть, осязать, но не ощущать. Нет — нет да и встречаются нам отдельные индивидуумы с фирменными значками, круглыми и яркими, на груди. На них начертано: «Делайте любовь!» Это как раз те, которые знают, но не чувствуют.
Главной темой произведения я бы назвал «Война и человек на войне».
Война и красота — понятия несовместимые, если рассуждать, не принимая во внимание то обстоятельство, что войны немыслимы без людей. На мой взгляд, человек, в первую очередь, существо чувствующее и только затем мыслящее. Именитые философы правы: «Мир даётся нам в ощущениях».
«Солдаты хорошо чувствовали красоту гор — она пугала».
Бытует изречение: « Красота – страшная сила». Нельзя быть немножко красивым. Красота либо есть, либо ёе нет,- потому она и страшит нашего героя Рубахина. «Более» всего волновала равнинную душу Рубахина «высокая трава, дышавшая под несильным ветром. Но быть на незнакомом открытом месте – всё равно, что быть на мушке». Здесь классическое противопоставление природы и войны. Невинная красоты природы, где «высокая трава на солнечной равнине «дышит» физически, так, как хочется «дышать» очарованному этой красотой Рубахину. Им бы слиться воедино и дышать вметсе в благостном упоении, ведь природа – мать и человек – дитя её .
Война враждебна природе и человеку. Коварный Молох, бог войны, вживляется в чувства Рубахина, до предела обостряя в нём инстинкт самосохранения – главное на войне. Тугой нерв инстинкта заставляет Рубахина по – иному воспринимать краски природы. Они преобразуются для солдата из «окрашенной солнцем поляны в пугающе «выпрыгивающий вдруг» из горной теснины ручей.
В мирное время человек не задаётся вопросом, бывал ли он ранее на данной местности. Ему нравится окружающая природа, он любуется её красотой. Война же, напротив, завладевает интуицей, инстинктами человека, помимо его воли, поэтому «незнакомое открытое пространство», хоть и красивое, воспринимается эстетически лишь вначале, чтобы тотчас затем уступить в чувствах место инстинкту самосохранения.
На войне человек стремится выжить. Если ты на незнакомом месте чувствуешь себя всё рано что «на мушке», значит, ты прав, дополняем мы, потому что бдишь. Значит, лукавый Молох, украдкой заглядывая тебе в глаза, одобрительно похлопывает по плечу, молодец, мол, солдат, так держать, люблю способных учеников. У бога войны своя школа ценностей, своя этика и эстетика: превосходства смерти и отрицания жизни. Молох любит наставлять: «Чем больше у тебя врагов, тем ты сильнее».
Война не искореняет в Рубахине способности ощущать красоту. Наоборот, она жизненно необходима. Эта способность помогает выжить. В боевых условиях выживание – твой самый близкий товарищ. Красота в рассказе появляется как знак. «Красота шагает неподалёку от солдата, «с присмотром», «заставляет насторожиться, помнить».Она на войне не даёт забыться, расслабиться. Она, как заманчивый ядовитый плод. Который не привлечёт внимания опытного путника и отравит нерадивого. Незнакомое пугает, а на войне стократ.
Рубахин приходит с докладом к своему начальнику, подполковнику Гурову, и просит его дать подкрепление, чтобы освободить наши грузовики, окружённые боевиками. Гуров отказывает в просьбе, так как грузовики с военным имуществом « влипли в ущелье по собственной дурости». Жестоко с его стороны, кажется нам, поначалу. Но мы не знаем характера данного офицера. Для этой войны образ Гурова достаточно реалистичен. Нет больше войн в белых перчатках. Гуров груб и властен, даже жесток, но он практик до мозга костей. Подтверждением сказанному являются переговоры с гостем-чеченцем, связанным с боевиками, Алибековым. Кавказец просит продать ему автоматы и патроны для боевиков. Гуров нам видится как лавочник, а не как офицер российской армии. Мы торопимся выразить к нему отрицательное отношение: негодяй, торгующий смертью против своих же солдат. В дальнейшем выясняется, что Гуров трезво критикует эту войну как « дурную», на которой он воюет и «не стреляет», а только «иногда «разоружает по приказу».
Почему же боевой офицер стал неприятным менялой? Его вынудило к этому бездействие вышестоящего руководства, не снабжающего его солдат продовольствием. Поэтому снабженцем он становится сам. Он обменивает оружие на продовольствие, чтобы спасти солдат и самого себя от возможного голода. Занимается он этим делом не с целью личной выгоды.
Чеченская война грязна. Война превращена в коммерческое предприятие. Гуров не принимает ситуации, где «ни войны, ни мира», а он изучал ведь науку совсем не коммерческого рода: защищать Отечество, наказывать врага. Его учили, что на любой войне должен быть враг. Но на этой войне все извращено. Душой он не принимает войну, братоубийственность которой очевидна. Подполковник мысленно соглашается со словами чеченских стариков: «Куда русские, туда и мы! Чего мы друг в дружку стреляем?» Нельзя вчерашним друзьям в одночасье разделиться на два враждебных лагеря и ненавидеть. Как военный Гуров будет выполнять даже несуразные приказы, но как человек не может быть против Правды. «Не в силе Бог, а в Правде»,-древнеславянское изречение, истинное для любых времён.
Рассказ полон символики. Гуров в беседе с Алибековым пытается убедить себя, что последний является для него «пленным». Но Алибеков лишает его кажущейся уверенности в правоте и оставляет за собой последнее слово: «Это ты здесь пленный. Каждый твой солдат – пленный». «Нет,- возражает Гуров,- ведь долины наши». «Долины ваши, горы — наши»,- дерзко парирует чеченец.
Война- это политика, и солдат ей подчиняется. Символичность слов горца в том, что не он, Алибеков, пленник, заложник агрессивных интересов руководителей – непрофессионалов, организовавших в уютных кабинетах нелепую войну. Гуров — узник своей совести, так как, исполняя приказы, он болезненно ощущает их неправомерность и преступность, но продолжает участвовать во зле.
Для Алибекова горы святы: они ближе к Небу, к Высшей правде, к Богу, чем плоские равнины. Скалистые кручи для того и созданы небесным Провидцем, чтобы давать горцам надёжный кров и отдых, как дают они это орлу перед решающим и победным броском на намеченную жертву. Очевидно, таким образом и мыслит чеченец, гордо заявляя «горы – наши». Горы для кавказца последний оплот борьбы, символ жизнестойкости и веры.
Гуров не распорядился о выделении дополнительных сил для освобождения блокированной боевиками автоколонны, и Рубахин и Вовка берут инициативу на себя. Мужественные парни незаметно примыкают к чужому российскому подразделению, уходящему в горы для захвата пленных боевиков. Цели у обоих самые благие и патриотичные: «поймать боевика, самовольно увести его в горы, прикрывшись при этом, якобы, имеющимся разрешением Гурова, и обменять пленного на наши грузовики. Вначале им сопутствует удача. Рубахин и Вовка сопровождают пленного боевика, юношу – горца. Он красив до необычайности. Рубахин так же, как и Гуров, сомневается в правоте своего участия в войне. Рубахин – тоже «пленник» совести. «Какие враги, мы же друзья. Зачем нам воевать?»-спрашивает он пленного юношу, ища ответы на донимающие его вопросы. Он мучительно ожидает от чеченца какого-нибудь ответа. Сюжетную канву произведения все явственнее пронзает постепенно возрастающая музыкальная тональность. Вот уже ночью все трое мирно спят у костра, уткнувшись друг в друга головами, словно фронтовые друзья: два российских солдата и долженствующий быть им врагом прекрасноликий пленник.
«Ну разве это война, дорогой читатель?»-как бы обращается к нам автор. Эта картина ночного отхода оставляет впечатление почти осязаемое. Ты будто только что увидел живописное полотно мастера. Художник обличает войну и неистребимость человеческой бездарности, которая привела к тому. Что не успевшие ещё по- настоящему пожить на белом свете молодые ребята призваны к взаимному истреблению.
Постоянная неуверенность Рубахина вынуждает его принимать на себя вину перед пленным. Тут он предстаёт в роли гостя, невежливо обошедшегося с хозяином и старающегося загладить допущённый промах.
Сцена переправы через горную речку воистину апофеозна. Чувство вины Рубахина перед раненным в ногу чеченцем, красотою и обаянием которого он покорен (правильные черты, нежная кожа, длинные до плеч тёмные волосы почти сходились в овал, тонкий в нитку нос, карие глаза большие вразлёт и чуть вразнос). Рубахин нежно переносит на руках кавказца, рискует развязать пленному руки, угощает чаем. Дарит ему свои шерстяные носки, разжигает костер. Горец же «про себя мимолётно улыбался, как бы играючи одержав победу над этим огромным сильным детиной»
Да, красавец- боевик одержал победу, победу нравственную, всем своим присутствием являясь живым укором и без того неспокойной душе Рубахина. Хрупкий кавказец покорил донского богатыря силой духа. Самый крепкий российский солдат, перенося через ручей раненого мальчишку- воина, с этого момента начинает тернистый путь очищения души от скверны и от пороков.
Уста одного из персонажей «Братьев Карамазовых» говорят: «в тебе всё правда. Но в тебе мало нежности. Знаний, ты не прав». Нежность пришла к Рубахину через сочувствие, сострадание к такому же человеку, как и он сам. «Сострадание пришло ему в помощь очень кстати и откуда-то свыше. Как с неба». «Правда состоит в нежности по отношению к себе подобному»,- делаем мы вывод. Гуманистический пафос рассказа в этом и состоит.
Евангельская нить имеет кульминационное значение в конце рассказа. Вспомним внешний вид подростка – пленника, который так привлекал внимание Рубахина. Он представляется неземным, ангелоподобным, а отнюдь не воинственным. У нас возникает мысль, что он и есть ангел, посланный Богом, чтобы стать символом креста испытания, который Рубахину нужно перенести через реку.
Снова и снова мы возвращаемся к кульминации рассказа- переправе через реку, и дальнейшая дорога Рубахина в горы представляется восхождением на Голгофу, где и будет вершить над ним суд Высшая Совесть, Высшая Правда, сам Всевышний. Там ему придется держать ответ за убийство пленника. «Как Рубахин мог убить ангела? Он же был сначала нежен и заботлив к нему. Это- полнейшее несоответствие»,- таковы возможные возражения читателей.
Но, увы, всё обстоит как раз очень гармонично. Не следует забывать, что идет война, которая диктует свои аксиомы поведения. И Рубахин их выполняет свято. В сцене убийства , по нашему мнению, вновь появляются Бог войны и Господь, которые пробуют экзаменовать Рубахина : первый- на верность воинскому долгу и присяге; второй- на чувство гуманности.
Не убить- значит подвергнуть смертельной опасности и свою жизнь, и жизнь Вовки. Отпустить пленного на свободу- значит потерять честь, то есть не выполнить план обмена.
Но отпустить- это гуманно по отношению к жизни чеченца.
Гуманно ли убийство врага на войне? Противопоставлены ли солдатский долг и гуманность? Такие вопросы ставит автор. И отвечает- да, ведь убийство врага на войне- это и есть проявление гуманизма по отношению к тем, кто стоит за твоей спиной. А воинский долг способствует проявлению человечности.
Лицо погибшего пленника часто предстаёт перед Рубахиным, вначале нечётким, затем , «словно бы прощаясь и, быть может, прощая его», обрело ясные черты. Эта сцена прощения Рубахину ангелом его грехов. Здесь герой как бы рождается заново.
Отсюда начинает он свою новую жизнь подвижнику, защитника людей. Возможно, святого.
Пожелаем ему светлого пути.
Произведение В.Маканина неоднозначно…Тем и интересно. Заставляет юных читателей задуматься о вечных ценностях и поразмышлять о них, опираясь на жизненный материал, не столь далёкий от них во времени.
Анализы рассказов Анализируя рассказы 10 -20 годов 20 века «Дураки» , «Свои и чужие» , «Оборотень» , я пришла к выводам: Своеобразие «русского» юмора Тэффи определяется особой доброжелательностью повествования, теплотою отношения писательницы к своим героям. Да и сама Тэффи, по воспоминаниям современников, отличалась удивительной добротой и человечностью, которые не покидали её даже на страницах сатирических рассказов.
Художественное своеобразие этих рассказов раскрывается через уникальный синтез комического, лирического и трагического.
Комическое, трагическое, лирическое переплетаются в художественном мире Тэффи, представляя органичный синтез и определяя всю поэтику комического.
В произведениях происходит становление индивидуального стиля писательницы, характеризующегося сочетанием комизма сюжета и персонажей с лиризмом повествования и трагическим подтекстом.
Творчество Тэффи развивается в русле «сатириконского» направления юмористической литературы начала XX века, однако с произведениями Тэффи связано выделение особой «русской» тенденции смеха, отличающейся сочетанием комического и трагического, насмешки над героем и сочувствия к нему, радости и грусти. Особое место в литературе принадлежит H. A. Тэффи, т. к. именно в её творчестве впервые проявился жизнеутверждающий пафос смеха, несмотря на то, что объектом его осмеяния становились пороки российской действительности.
Средства художественной выразительности, используемые писательницей Ирония в художественном мире Тэффи становится не просто видом комического, направленным на объекты, заслуживающие разоблачения и противопоставленные эстетическому идеалу, а способом мышления.
Посредством иронии Тэффи выходит на контакт с читателем. Ирония является одним из эмоциональных компонентов общего отношения повествователя к изображаемому миру.
Объектом изображения первых рассказов Тэффи становятся пороки, имеющие широкую общественную значимость, нарушение нравов, норм морали. Сатира является определяющим видом комического, а смех имеет трагикомический характер.
Нередко сатирические зарисовки сочетаются с лиризмом повествования, что выделяет рассказы Тэффи из общего потока комической литературы начала XX века.
Однако, по замечаниям самой писательницы, она никогда не стремилась стать сатириком, и ей чужды были агрессивность и ненависть Постепенно Тэффи уходит от обличительной манеры письма, сатира сменяется юмором; деформация, гиперболизация и гротеск, которые были использованы в сатирических рассказах политической тематики, заменяются такими языковыми средствами как намёк и языковая игра.
Талант Тэффи многогранен: салонные безделушки, в которых чувствуется «печальное вино», философические новеллы, рассказы, подслушанные у народа, утонченно жеманные стихи, восточные сказки и стихотворения в прозе. Ее юмор, кажущийся созерцательным и добродушным, оставляет в душе глубокие незаживающие царапины, а сатира поражает меткостью и остротой.
Лапидарный стиль, мастерство портретных характеристик, меткость колючих острот сближают ее не только с Чеховым, но и с Буниным. К первому сборнику «Юмористических рассказов» Тэффи взяла эпиграфом изречение Спинозы: «Ибо смех есть радость, а посему сам по себе — благо «.
Искрящиеся остроумием страницы произведений Тэффи пережили свое время, смех ее — сам по себе — благо.
Список использованной литературы 1. Бочкарёва Е. В. «Мир ребёнка и мир взрослого в рассказах H. A. Тэффи» // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. № 32 (70): Научный журнал. — СПб. , 2008. — С. 89 — 92. Зимова Е. В.
«Игра как форма проявления комического в детских рассказах H. A. Тэффи» // Мировая словесность для детей и о детях: Материалы Десятой Всероссийской научно-практической конференции / М. : МПГУ, 2005. — С. 107 -110. 3. Бочкарёва E. B. «Образ «человекообразного» в юмористических рассказах H. A.
Тэффи» // Вопросы филологических наук. — № 3. — Москва, 2007. -С. 9 — 11. 4. Бочкарёва Е. В. «Тип героя в произведениях H. A. Тэффи «сатириконского» периода творчества» // Проблемы взаимодействия эстетических систем реализма и модернизма. Межвузовский сборник научных трудов. — Ульяновск: Ул. ГПУ, 2008. — С. 43 — 51. 5.
Бочкарёва Е. В. «Языковой комизм в юмористических рассказах H. A.
Тэффи» // Университетский образовательный округ: актуальные проблемы и перспективы развития в контексте образовательной политики современной России: Материалы Четвёртой научно-практической конференции «Апрельские чтения» учёных и студентов Одинцовского гуманитарного университета / М. : «Оргсервис — 2000» , Одинцово, 2008. — С. 163 — 168.
Краткий анализ рассказа Тэффи «Дураки»
101student.ru > Литература > Сочинения > Краткий анализ рассказа Тэффи «Дураки»
Человеческие пороки, не подлежащие осуждению общества, но разрушающие душу — всё это в сатирической форме описывает Тэффи в рассказе «Дураки».
Анализ этого произведения заставляет читателя задуматься над тем, не является ли он сам таким «дураком».
Тэффи поднимает важную для общества тему, так как всё больше и больше становится глупых людей, полностью уверенных в своих умственных способностях и не позволяющих оспаривать их высказывания.
История написания
В начале своей карьеры русская писательница Надежда Александровна Лахвицкая взяла себе псевдоним «Тэффи». Именно под ним автор и писала все свои произведения. Несмотря на то что писательница увлекалась литературными произведениями ещё с раннего детства, начало писательской карьеры наступило уже в довольно зрелом возрасте.
Во времена Первой русской революции Надежда Лахвицкая активно сочиняла сатиричные высказывания и карикатуры на волнующие темы для сатирического журнала. В те годы началось зарождение её литературного направления — сатирические рассказы.
Писательница в своих произведения решила высмеивать ложь, мелочность и фальшивость людей. Она умело обыгрывала эти пороки сарказмом и иногда жёсткой, но правдивой иронией. Среди всех произведений читателям особо полюбилось «Дураки», которое в 1912 году вошло в книгу с рассказами «И стало так».
Тема и проблематика
Тэффи считала, что дураками считаются совсем неглупые люди. Они филигранно умеют пускать пыль в глаза своими умными мыслями и высказываниями, примеряя маску мудрых людей.
Писательница в рассказе не высмеивает необразованность или уровень интеллекта, а, наоборот, рассуждает о тех людях, которые завышают свою самооценку и самолюбие за счёт ложных высказываний, выдавая при этом их за нечто мудрое и правдивое.
В рассказе «Дураки» писательница описывает людей, которые имеют завышенное самомнение и любят учить других жизни. Человек с такими качествами никогда не сомневается в своей правоте и считает несогласных с его мнением — глупцами.
Главные персонажи:
- Дураки, считающие себя мудрецами;
Дурак никогда не будет думать и анализировать новую информацию из-за своей прирождённой лени. Ему гораздо проще маневрировать умными фразами, высказываниями великих людей или заезженными цитатами.
Тэффи также подмечает, что дураки всегда серьёзные. Ей, как писательнице сатирических рассказов, этого не понять. Она привыкла своими произведения заставлять задуматься людей о серьёзных вещах, а не только поднять настроение своими «колким» юмором. Сквозь сарказм и иронию писательница поднимает важные и серьёзные темы для общества.
Дураки чаще всего закованы в своей серьёзности. Таким образом они пытаются скрыть своё скудоумие и нежелание узнавать что-то новое.
Поистине умный человек на протяжении всей своей жизни развивается, допускает ошибки и делает из них выводы, порой любит поспорить с человеком, чтобы узнать его взгляд на проблему.
Дураки стараются оставаться всегда в статичном положении и никуда не сдвигаться с уже имеющейся точки развития. Для них такое положение кажется наиболее выгодным и комфортным. Однако Тэффи считает, что это их собственный выбор в жизни.
Дураки всегда любят рассуждать даже при самом лёгком выборе. Умный человек, не задумываясь, выберет правильный ответ. Мнимый умник же будет долго и упорно стоять и размышлять на тему правильности выбора.
В тексте есть момент, где муж переживает из-за того, что жена застрелилась. Дурак никогда этого не будет делать, так как тут же начнёт рассуждать о том, что это жизненный путь и выбор, который она сделала, нельзя считать правильным или неправильным.
Проблематика произведения:
- Самодовольство;
- Человеческая глупость;
- Излишняя напыщенность;
Композиция и жанр
Рассматривая рассказ, можно подметить, что писательница ловко маневрирует неожиданными переходами и острыми высказываниями.
Тэффи использует в произведении приёмы мозаичности и фрагментарности. Она быстро переходит от одного примера и образа к другому, при этом не теряя общей сути картины. Хоть приём довольно необычный для отечественных авторов, но он выстроен так, чтобы читатель смог воссоздать целостную картину того, что до него хотели донести.
Стоит также отметить, что подобным образом писательница налаживает «контакт» с читателем. Она пытается вести с ним диалог. Этот приём заставляет ещё больше убедиться в бессмысленном поведении дураков.
Рассказ написан в юмористическом жанре. Не зря автора назвали «королевой русского юмора». Она в своих произведениях могла сочетать юмор и трагедию, высмеивание главного героя и сопереживание ему.
Краткое содержание рассказа «Дураки» даёт понять, какую мысль хотела донести Тэффи до читателей. Аргументами для сочинения могут послужить проблемы человеческой глупости и самодовольства.
Анализ рассказа Надежды Александровны Тэффи «Дураки»
Время на чтение: 4 минуты
Краткое содержание
Лирический герой рассуждает о том, кто же такие дураки. Некоторые люди считают, что глупый человек сразу покажет себя. Но герой уверен, что первый признак дурака — непоколебимая уверенность в своей правоте. Он не совершает ничего безрассудно, всегда рассуждает.
Например, обычный человек скажет, что погода плохая, но гулять он пойдет. Глупый примется пространно описывать свои действия: все равно выйду на улицу, дома сидеть вредно, болеть начинаешь. Интересно и то, что дурак всегда прав. У него нет нерешенных проблем. Человечество еще многого не знает, а глупый уже все решил! В жизни дурак руководствуется тремя аксиомами:
- Превыше всего здоровье.
- Деньги решают все.
- С какой стати?
Удивительно, но именно глупцы лучше всего устраиваются в жизни. У них часто задумчивое лицо, они любят усердно трудиться, а после начинают поучать других. Так, герой вспоминает своего знакомого. Тот очень любит учить семейной жизни. По его мнению, жениться надо каждому и обязательно на немках. Почему именно на них? Так надо.
Герой также выделяет особую категорию людей — дураков набитых. Они старательно поглощают информацию, но безуспешно, поскольку все равно такие личности не развиваются. Глупые люди предпочитают статичный образ жизни.
Главная тема
Настоящая фамилия Тэффи — Надежда Лохвицкая. Издаваться она стала в зрелом возрасте и заслужила признание читателей как автор юмористических рассказов. В них она занималась высмеиванием человеческих недостатков, поэтому главной темой работы стала демонстрация глупости некоторых людей.
По мнению Тэффи, настоящие дураки умело маскируются. Их нельзя путать с теми, кто обладает низким интеллектом или житейской глупостью. Это совершенно иная категория: самодовольная, чванливая, наглая. Писательница выделяет главную черту дураков — постоянное желание всех поучать. Во всех сферах они себя считают авторитетами, чье мнение не подлежит обсуждению.
Узкий кругозор проявляется не в низком интеллекте, а в нежелании развиваться. Скудоумие умело скрывается за цитатами известных людей. Тэффи в своем рассказе не только высмеивала такой порок, как глупость. Она хотела заставить читателя задуматься над тем, все ли правильно он делает. Ведь дурак ведет себя серьезно и верит в правильность своих поступков.
Умный человек не будет бояться идти вперед, изучать, сомневаться. У него нет стремления выслужиться во что бы то ни стало. Ему важно выходить за рамки.
Глупец же духовно мертвый человек. Но он сам выбрал себе такой образ жизни.
Анализ произведения
Читать «Дураков» Тэффи можно в школьном и взрослом возрасте. Рассказ написан в юмористическом жанре. В тексте переплетаются комические и трагические нотки, радость и грусть. Писательница высмеивает глупцов, но в то же время сочувствует им. Композиция рассказа имеет следующие особенности:
- образные решения;
- острота;
- неожиданные переходы.
Если прочитать произведение Тэффи «Дураки», то можно заметить, что текст состоит из небольших фрагментов. Это позволяет создать ощущение диалога между писательницей и читателем. Создается иллюзия того, что Тэффи ведет обычную беседу, поэтому рассказ легко воспринимать.
В произведении показана несостоятельность и бессмысленность поступков глупых людей. Они сами выбрали такой образ жизни и не понимают, на что обрекли себя. В этом и есть главная трагедия рассказа.
Анализ рассказа «Дураки» (Тэффи)
История создания. Произведение является одним из юмористических рассказов писательницы, входящий в состав литературного сборника «И стало так», вышедшего в 1912 году. Однако точная дата создания данного произведения до настоящего времени остается неизвестной и определяется как период с 1910 по 1012 годы.
Основной темой произведения является отображение человеческих пороков и рассуждение на тему природы людской глупости.
Структурная композиция рассказа отличается своеобразием в виде мозаичности и фрагментарности, направленной на подчеркивание духовной несостоятельности героев.
При этом произведение характеризуется логикой соединения отдельных звеньев в виде изображения удивительной прихотливости, которая продиктована движением авторской мысли.
Композиционно рассказ представляется в виде диалога, происходящего между писателем и читателями.
Кроме того, своеобразием рассказа является не толь присущий писательнице юмор, а также тонкая ирония, раскрывающая человеческие порки в виде самодовольства, напыщенности и откровенной глупости.
Главными героями произведения, изложенного в форме рассуждения, являются люди, характеризующиеся откровенной глупостью, которая, с точки зрения автора, представляется прекрасной маскировки под умных и мудрых людей.
Главным их способом одурачивания является их глубокомысленные рассуждения, которыми дураки пускают пыль окружающим. Отличительной чертой героев рассказа представляется неискоренимая любовь в отношении поучений и непомерному самомнению.
Герои в лице дураков считают искренне себя в качестве авторитетов и носителей истины последней инстанции, никогда не сомневающимися в своей правде, несмотря на ее узость.
Автор подчеркивает основной признак героев рассказа, представляющийся в качестве серьезности, нежелании думать и анализировать, что свидетельствует об узости их кругозора, которая порождается интеллектуальной ленью, статичным состоянием. Тем самым, писательница акцентирует внимание читателей на стремлении умного человека постоянного развития.
Жанр рассказа определяется как сатирическая проза, которая сочетает радость и грусть, комическое и трагическое, высмеивание героя и искренне сочувствие к нему.
Рассказ представляет собой психологическую характеристику определенного человеческого типа, которые являются духовно мертвыми людьми.
`
Анализ рассказа «Дураки»
Популярные сочинения
- Сочинение на тему Зима в лесу
Зима удивительна во всех своих проявлениях, она загадочна и по-своему красива. Достаточно вспомнить зимнее утро, когда мороз щиплет лицо, и воздух, удивительно свежий. Или вечер, когда рано темнеет, и медленно падают крупные снежные хлопья - Сочинение на тему Маленький человек в литературе
Образ так называемого маленького человека в русской литературе является весьма характерным. Условно традицию изображения такого характера принято отсчитывать от станционного смотрителя - Сочинение Лето – любимое время года
Как бы это не звучало банально, но моё любимое время года – это лето. Во многом это связано именно с летними каникулами, освобождающими томимый учёбой школьный контингент от зубрёжек и обязанностей
Анализ рассказа Дураки Тэффи сочинение – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру
Произведение писательницы, высмеивающее очень распространенные черты характера, с тонким юмором обрушивается на человеческое самодовольство и особенности поведения, раздражающие многих, но не осуждаемые обществом.
Дураки, как пишет Тэффи, успешно маскируются под умных и мудрых людей. Их средство – это бесконечные глубокомысленные рассуждения.
Автор рассказа нападает не на житейскую глупость или отсутствие интеллекта, ее цель – показать в истинном свете не столько ограниченность, сколько чванство и самодовольство. Однако делают это они действительно даже не просто с нескрываемой гордыней, а маскируясь под мудрецов.
Именуемые дураками в произведении, не способны не только открыто заявлять свои претензии на лидерство, но и хорошо обманывать при этом, поэтому они заслуживают такой характеристики.
Дураки любят учить других и высказывать свое мнение, которое считают очень авторитетным. Они носители истины в последней инстанции, поэтому отбрасывают сомнения.
Свою ограниченность они скрывают под маской из умных слов, они могут обладать эрудицией, но использовать этот багаж с пользой неспособны.
Рассуждают они, используя всего несколько аксиом, которые представляют собой давно известные и изъезженные фразы.
Тэффи подчеркивает, что дураки ни в чем не сомневаются и обо всем судят просто. Нежелание думать и анализировать – это свидетельство узости кругозора, порождаемой интеллектуальной ленью.
Признак дураков – серьезность. Выделение именно этой черты понятно для писательницы юмористических рассказов. Своими произведениями Тэффи хотел разбудить людей, заставить задуматься, ее целью не было просто насмешить читателя.
В непоколебимой серьезности писательница видела ограниченность и нежелание мыслить. Видимо, поэтому самодовольных людей, не желающих выходить за рамки и расширять свой кругозор, она охарактеризовала именно дураками.
Умный человек может совершать ошибки и необдуманные поступки, он может поступать опрометчиво, но он именно живет. Рассматриваемые же в рассказе предпочитают застыть в положении, кажущемся им безопасным. Их можно было бы назвать духовно мертвыми.
Однако определение дураки лучше характеризуют таких с точки зрения того, что такое поведение – это их собственный выбор.
В заключение Тэффи утверждает, что рост культуры и благосостояния общества порождает новые формы дураков. Это дает им больше интеллектуальных пустышек, позволяющий им маскироваться.
Сочинение по произведению Тэффи Дураки
«Дураки» рассказ Тэффи преподнесенный в форме рассуждения. Это своего рода психологическая характеристика определенного типа людей. Автор рассуждает: «кто же такие дураки»? И сам даёт ответ, что дураки — это совсем нестранные люди, глядя на которых мы крутим у виска. Дурак способен с полной уверенностью носить маску. Общаясь с таким человек не сразу и поймешь, что он дурак.
Какие маски примеряет на себя дурак? Разумеется, маску умного человека.
Когда дурак достигает определенного возраста, он может отрастить длинную бороду с сединой, лоб покроется морщинами, в которых обычные люди будут видеть мудрость прожитой жизни.
Его окружение, само того не понимая, будет считать его умным. И возникает такое мнение из-за того, что дурак очень любит придаваться рассуждениям.
Рассуждает он обычно там, где разумный человек и не подумал бы этого делать. Все размышления дурака сводятся обычно к трём незамысловатым фразам: важно иметь здоровье, деньги и меньше придаваться суете. А самый отъявленный дурак еще и сделает умозаключения.
Дураку не свойственно понимание наиболее тонких чувств. Жизнь, в его представлении слишком просто устроена и скорее всего она может нести только чёрный или белый оттенок и исходя из этого быть плохой или хорошей.
Ко всему прочему дураки любят учить других и раздавать советы. Они часто рассматривают ситуацию с практичной стороны. Например, муж очень нервничал по поводу самоубийства жены. Дурак в таком случае не переживал бы нисколько. Он считает, что жена наводя на себя пистолет поступает неправильно, ведь можно нечаянно попасть в глаз и остаться калекой.
Что из себя представляет дурак и кем является, он сам не знает, но считает себя умным. И, что странно, другим тоже дурак кажется умным.
Дураки могут заучивать много умных слов, иметь не один диплом, украшать доску почёта, но несмотря на это они быстро все забывают и часто говорят одно и тоже.
Тэффи хотел сказать, что у дураков узкие мысли, которые ограничены несколькими фразами, они любят учить и казаться умными.
Самые безобидные дураки — это те, которые фигурируют в сказках, они наивны, как дети. Но со временем всё меняется и дураки научились маскироваться.
Картинка к сочинению Анализ рассказа Дураки Тэффи
ПредыдущаяСледующая
Краткий анализ рассказа Тэффи «Дураки»: история написания, тема и композиция, краткое содержание
В произведении Тэффи «Дураки» с присущей писательнице иронией и едкой сатирой высмеяны пороки человечества. Не осуждаемые обществом, они, все же, несут вред социуму, разлагая человеческие души. Предлагаем ознакомиться с литературным анализом произведения по плану, который будет полезен ученикам 8 класса при подготовке к уроку литературы.
Краткий анализ
Год написания – Точная дата написания рассказа неизвестна. Произведение было написано автором в промежутке 1910-1912 годов.История создания – Размышление Тэффи о природе человеческой глупости нашло свое отражение в рассказе «Дураки», который вошел в сборник «И стало так» (1912г.).
- Тема – Высмеивание человеческих пороков.
- Композиция – Главная особенность композиции рассказа – его мозаичность и фрагментарность, призванная подчеркнуть духовную несостоятельность героев.
- Жанр – Рассказ.
И. А. Бунин, “Холодная осень”: анализ произведения
Направление – Сатира.
История создания
Тэффи – творческий псевдоним русской писательницы Надежды Александровны Лохвицкой. Несмотря на страстную увлеченность литературой, Тэффи стала издавать свои произведения уже в достаточно зрелом возрасте.
https://www.youtube.com/watch?v=gcIW8J_fVRY
В годы Первой русской революции писательница активно сотрудничала с сатирическими журналами, сочиняя для них различные пародии, эпиграммы и фельетоны на злобу дня. Именно в этот период у Тэффи стал выкристаллизовываться основополагающий жанр всего ее творчества – юмористический рассказ.
Свою задачу Надежда Александровна видела в обличении лжи, мелочности, фальши человеческой природы. И это ей блестяще удавалось делать в своих юмористических рассказах, в которых также было место сарказму и горькой иронии. Среди них особенно выделялся рассказ «Дураки», вошедший в 1912 году в сборник под названием «И стало так».
Художественное своеобразие рассказов-миниатюр Н. А. Теффи (Лохвицкой)
Слайд 1
Художественное своеобразие рассказов-миниатюр Н. А. Теффи ( Лохвицкой ) Работу выполнила: ученица 10 «б» класса МОУ «Лицей №1 имени А.П.Гужвина город Камызяк» Аднаева Маргарита,16 лет Научный руководитель: Мамаева О.Р. учитель русского языка и литературы
Слайд 2
Цели исследования: Доказать, что в произведениях Н.А.Тэффи складывается особая философия комического, определяющая позицию автора. Выявить «парадоксальность» прозы Тэффи, разрушение писательницей устойчивых стереотипов мышления. Определить, какие средства художественной выразительности использует автор для выражения своей философии «бытия».
Слайд 3
Задачи исследования: Отобрать литературный материал для анализа (рассказы Теффи 10-20-ых годов XX века). Собрать литературоведческий материал по данной теме. Провести лингвистический анализ рассказов Тэффи: « Дураки », «Свои и чужие», «Оборотень» Развить навыки литературного анализа и исследования текста.
- Слайд 4
- Обоснование выбора темы: Данная проблема привлекла меня тем, что главной темой рассказов Тэффи становятся обыденная, повседневная жизнь, героями – обычные люди; ситуации, описанные в миниатюрах, знакомы каждому, характеры – легко узнаваемые.
- В своих произведениях писательница возвышает и облагораживает повседневную суету.
- Юмор Тэффи не обличает, не акцентирует внимание на злом, а примиряет нас с действительностью, превращая все мелкое, грязное, ненужное и ничтожное в нашей жизни в смешное.
- Слайд 5
Методы исследования: Лингвистический анализ текста. Литературоведческий анализ текста произведения. Исследование библиографического материала. Исследование биографического материала по теме.
Слайд 6
Практическое значение: Практическое значение работы в том, что исследование творческого наследия выдающейся русской писательницы XX века Н.А.
Тэффи позволяет не только прояснить отдельные моменты ее литературной биографии и мировоззрения, но и глубже осмыслить процессы, происходившие в истории новейшей отечественной литературе 20-30-х годов.
Данная работа будет интересна читателям и учителям, так как творчество Теффи ещё не изучено в полной мере. Её имя и творческое наследие было забыто на многие годы, и в 21 веке мы заново «открываем» мир этой писательницы.
Слайд 7
Гипотеза исследования: В произведениях Тэффи складывается определенная философия комического, построенная на парадоксальности жизни. В своих миниатюрах писательница «выворачивает наизнанку» устоявшиеся обыденные правила, стереотипы мышления и при этом создает цельную собственную картину мира, при этом используя емкие, лаконичные художественные средства.
Слайд 8
Надежда Александровна Теффи (наст. фамилия – Лохвицкая ) 1872–1952 Дочь профессора криминалистики, издателя журнала«Судебный вестник» А.В.Лохвицкого , сестра поэтессы Мирры (Марии) Лохвицкой . Псевдонимом Тэффи подписаны первые юмористические рассказы и пьеса « Женский вопрос» (1907).
Постоянный автор журналов « Сатирикон » (Тэффи печаталась в них с первого номера, вышедшего в апреле 1908, до запрещения этого издания в августе 1918) и автор двухтомного собрания Юмористических рассказов (1910), за которым последовало еще несколько сборников ( Карусель , Дым без огня , оба 1914, Неживой зверь , 1916
Слайд 9
В 1920 году Теффи эмигрировала во Францию. Вторую мировую войну и оккупацию Тэффи пережила, не покинув Париж.
Время от времени она соглашалась выступить с чтением своих произведений перед эмигрантской публикой, которой становилось все меньше с каждым годом.
В послевоенные годы Тэффи была занята мемуарными очерками о своих современниках — от Куприна и Бальмонта до Г. Распутина. Умерла Тэффи в Париже 6 октября 1952.
Слайд 10
Анализ рассказа « Дураки » Рассказ » Дураки » Тэффи начинает с посылки: «Кажется, будто все понимают, что такое дурак , и почему дурак , чем дурее , тем круглее», а потом доказывает, что вопрос сложнее, чем кажется.
В сатирической лекции о дураке она приходит к выводу, что есть особая разновидность дураков , «которая всю жизнь учится. Это — дураки набитые« .
Дураки хорошо устраиваются в жизни, так как не выносят никаких противоречий мысли, никаких нерешенных проблем, в обществе они народ удобный, а во всех жизненных передрягах руководствуются тремя аксиомами: «здоровье дороже всего», «были бы деньги», «с какой стати» и постулатом «так уж надо».
Тэффи заключает: «Все поведение дурака , как и его наружность, так степенно, серьезно и представительно, что его всюду принимают с почетом. Его охотно выбирают в председатели разных обществ, в представители каких-нибудь интересов. Потому что дурак приличен. Вся душа дурака словно облизана широким коровьим языком. Кругло, гладко.
Нигде не зацепит». Обыгрывая слово «круглый» ( круглый дурак — круглые мысли — круглая жизнь), Тэффи подводит читателя к финалу рассказа, который звучит как философское обобщение. Круг, замкнутый дураком в политике, науке или искусстве, время от времени прорывается, если кто-то почувствует: «О, как жутко! О, как кругла стала жизнь! И прорвет круг».
Слайд 11
Анализы рассказов Анализируя рассказы 10-20 годов 20 века « Дураки », «Свои и чужие», «Оборотень », я пришла к выводам: Своеобразие «русского» юмора Тэффи определяется особой доброжелательностью повествования, теплотою отношения писательницы к своим героям. Да и сама Тэффи, по воспоминаниям современников, отличалась удивительной добротой и человечностью, которые не покидали её даже на страницах сатирических рассказов.
- Слайд 12
- Х удожественное своеобразие этих рассказов раскрывается через уникальный синтез комического, лирического и трагического.
- К омическое , трагическое, лирическое переплетаются в художественном мире Тэффи, представляя органичный синтез и определяя всю поэтику комического .
- В произведениях происходит становление индивидуального стиля писательницы, характеризующегося сочетанием комизма сюжета и персонажей с лиризмом повествования и трагическим подтекстом.
- Слайд 13
Творчество Тэффи развивается в русле « сатириконского » направления юмористической литературы начала XX века, однако с произведениями Тэффи связано выделение особой «русской» тенденции смеха, отличающейся сочетанием комического и трагического, насмешки над героем и сочувствия к нему, радости и грусти . Особое место в литературе принадлежит H.A. Тэффи, т.к. именно в её творчестве впервые проявился жизнеутверждающий пафос смеха, несмотря на то, что объектом его осмеяния становились пороки российской действительности.
Слайд 14
С редства художественной выразительности, используемые писательницей Ирония в художественном мире Тэффи становится не просто видом комического, направленным на объекты, заслуживающие разоблачения и противопоставленные эстетическому идеалу, а способом мышления.
Посредством иронии Тэффи выходит на контакт с читателем. Ирония является одним из эмоциональных компонентов общего отношения повествователя к изображаемому миру .
Объектом изображения первых рассказов Тэффи становятся пороки, имеющие широкую общественную значимость, нарушение нравов, норм морали. Сатира является определяющим видом комического, а смех имеет трагикомический характер.
Нередко сатирические зарисовки сочетаются с лиризмом повествования, что выделяет рассказы Тэффи из общего потока комической литературы начала XX века.
- Слайд 15
- Однако, по замечаниям самой писательницы, она никогда не стремилась стать сатириком, и ей чужды были агрессивность и ненависть Постепенно Тэффи уходит от обличительной манеры письма, сатира сменяется юмором; деформация, гиперболизация и гротеск, которые были использованы в сатирических рассказах политической тематики, заменяются такими языковыми средствами как намёк и языковая игра.
- Слайд 16
Талант Тэффи многогранен: салонные безделушки, в которых чувствуется «печальное вино», философические новеллы, рассказы, подслушанные у народа, утонченно жеманные стихи, восточные сказки и стихотворения в прозе. Ее юмор, кажущийся созерцательным и добродушным, оставляет в душе глубокие незаживающие царапины, а сатира поражает меткостью и остротой.
Лапидарный стиль, мастерство портретных характеристик, меткость колючих острот сближают ее не только с Чеховым, но и с Буниным. К первому сборнику «Юмористических рассказов» Тэффи взяла эпиграфом изречение Спинозы: «Ибо смех есть радость, а посему сам по себе — благо« .
Тема
В своем произведении Тэффи с присущим ей юмором и тонкой иронией раскрывает тему таких человеческих пороков как самодовольство, напыщенность и откровенная глупость.
По мнению писательницы, дураки не так уж глупы, поскольку наловчились прекрасно маскироваться под умных и мудрых людей. Главный их способ одурачивания окружающих – пускать пыль в глаза своими глубокомысленными рассуждениями.
Следует отметить, что Тэффи высмеивает не отсутствие интеллекта или житейскую глупость, главная ее цель – самодовольство и чванство некоторых «человекоподобных», которые имеют наглость маскироваться под мудрецов.
Отличительная черта дураков в интерпретации Тэффи – неискоренимая любовь к поучениям и непомерное самомнение. Искренне считая себя авторитетами и носителями истины в последней инстанции, они никогда не сомневаются в своей правоте.
Нежелание анализировать и думать – признак узкого кругозора, который дураки не хотят развивать в силу природной интеллектуальной лени. Свое скудоумие и откровенную ограниченность они искусно скрывают потоком умных слов, цитат великих людей и заезженных аксиом.
Еще один характерный признак дураков – их серьезность. Обособление этой черты понятно для Тэффи – мастерице юмористических рассказов. Своими произведениями она пытается растормошить людей, заставить задуматься, а не просто посмеяться над остроумной новеллой. Сквозь призму юмора можно рассматривать очень важные, серьезные темы, и именно это как нельзя лучше удалось Тэффи.
В ничем не нарушаемой, монументальной серьезности писательница видит ограниченность ума и нежелание выходить за привычные рамки.
Умный человек не боится развиваться, идти вперед и допускать на своем пути ошибки – это естественный процесс, которого не нужно стесняться.
Дураки же, напротив, предпочитают оставаться в статичном положении, которое кажется им наиболее безопасным и стабильным. Это духовно мертвые люди, однако подобный образ жизни – их собственный выбор.
Сочинение по произведению Тэффи Дураки
«Дураки» рассказ Тэффи преподнесенный в форме рассуждения. Это своего рода психологическая характеристика определенного типа людей. Автор рассуждает: «кто же такие дураки»? И сам даёт ответ, что дураки — это совсем нестранные люди, глядя на которых мы крутим у виска. Дурак способен с полной уверенностью носить маску. Общаясь с таким человек не сразу и поймешь, что он дурак.
Какие маски примеряет на себя дурак? Разумеется, маску умного человека.
Когда дурак достигает определенного возраста, он может отрастить длинную бороду с сединой, лоб покроется морщинами, в которых обычные люди будут видеть мудрость прожитой жизни.
Его окружение, само того не понимая, будет считать его умным. И возникает такое мнение из-за того, что дурак очень любит придаваться рассуждениям.
Рассуждает он обычно там, где разумный человек и не подумал бы этого делать. Все размышления дурака сводятся обычно к трём незамысловатым фразам: важно иметь здоровье, деньги и меньше придаваться суете. А самый отъявленный дурак еще и сделает умозаключения.
Дураку не свойственно понимание наиболее тонких чувств. Жизнь, в его представлении слишком просто устроена и скорее всего она может нести только чёрный или белый оттенок и исходя из этого быть плохой или хорошей.
Ко всему прочему дураки любят учить других и раздавать советы. Они часто рассматривают ситуацию с практичной стороны. Например, муж очень нервничал по поводу самоубийства жены. Дурак в таком случае не переживал бы нисколько. Он считает, что жена наводя на себя пистолет поступает неправильно, ведь можно нечаянно попасть в глаз и остаться калекой.
Что из себя представляет дурак и кем является, он сам не знает, но считает себя умным. И, что странно, другим тоже дурак кажется умным.
Дураки могут заучивать много умных слов, иметь не один диплом, украшать доску почёта, но несмотря на это они быстро все забывают и часто говорят одно и тоже.
Тэффи хотел сказать, что у дураков узкие мысли, которые ограничены несколькими фразами, они любят учить и казаться умными.
Самые безобидные дураки — это те, которые фигурируют в сказках, они наивны, как дети. Но со временем всё меняется и дураки научились маскироваться.
Композиция
Проводя в рассказе «Дураки» анализ, необходимо отметить, что его композиционная структура отличается остротой, образными решениями, неожиданностью переходов.
Основным принципом построения рассказа является мозаичность и фрагментарность. При этом логика соединения отдельных звеньев характеризуется удивительной прихотливостью, продиктованной движением авторской мысли.
Следует также отметить, что подобное построение композиции рассказа направлено не только на создание увлекательного сюжета, но, прежде всего, на формирование диалога между писателем и читателями. В ходе подобного «общения» как нельзя лучше раскрывается бессмысленность поступков героев, их внутренняя несостоятельность.