Что такое основная мысль сочинения

Одна из самых частых тем, затрагиваемых александром сергеевичем пушкиным любовь между мужчиной и женщиной. он создал немало произведений, в

Одна из самых частых тем, затрагиваемых Александром Сергеевичем Пушкиным — любовь между мужчиной и женщиной. Он создал немало произведений, в которых рассказывается как о счастливых отношениях, так и о тех, что имеют трагический, горький конец. Многомудрый Литрекон предлагает для ознакомления анализ стихотворения “На холмах Грузии лежит ночная мгла…” по плану ниже.

История создания 

Данное стихотворение Пушкин создал в 1829 году, когда пребывал на Кавказе после неудачного сватовства к Наталье Гончаровой. Конечно, молодой гений не слишком надеялся на хороший исход из-за молодого возраста и не лучшей репутации, но, получив завуалированный отказ, был заметно огорчен. Пушкин был беден, имел не очень заметный чин, а вот его предполагаемая невеста сделала завидную карьеру при дворе — стала фрейлиной императрицы. Отказ был предсказуем. Родители хотели для дочери совсем другую партию.

Желая справиться с разочарованием и набрать материала для завершения романа “Евгений Онегин”, он отправился в знакомые места (до этого Пушкин приезжал на Кавказ в 1820 году). Пережитое и вдохновило поэта на написание нового произведения.

Есть и другая точка зрения: Мария Волконская (дочь генерала Раевского, с которой Пушкин также был знаком) утверждала, что стихотворение было посвящено именно ей (ох уж эти музы, нет им счета!). Но большая часть исследователей считает, что все же гений выразил свои переживания из-за отвергнутого предложения Гончаровой.

Впервые “На холмах Грузии…” было напечатано в 1831 году в альманахе “Северные цветы”. К слову, издавался литературный сборник самим поэтом, который взял на себя руководство после смерти Дельвига — предыдущего главного редактора “Северных цветов”.

Жанр, направление, размер 

Относится стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» к жанру элегии. Здесь можно найти следующие его признаки: скорбные, несколько жалобные, печальные мотивы, пейзажность (кратко изображаются красоты Грузии), наличие воспоминаний о прошлом и философских настроений (размышления о любви в жизни человека, эмоциях личности).

Обычно элегии относятся к сентиментализму или романтизму, ибо в центре внимания автора находятся сильные чувства, неподвластные разуму. Кроме того, изображается природа, которая служит фоном для переживаний лирического героя.

Размер стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» — в строках чередуется четырехстопный и шестистопный ямб с пиррихием; рифмовка перекрестная (А-В-А-В).

Композиция

Стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» не имеет деления на четверостишия, но можно назвать две сюжетных части: краткое введение читателя в атмосферу через окружающий мир (две строки, описывающие горы и реку) и личные размышления на тему тоски по другому человеку (шесть строк).

Таким образом, затрагиваются сразу два мира: внешний (природа) и внутренний (личность).

Образы и символы

Всего в произведении можно различить три образа.

Лирический герой — очевидно, в его образе воплощен сам автор. Он полностью поглощен противоречивыми чувствами, которые не дают спокойно жить. Навязчивые воспоминания о прекрасной даме, огорчение, горячая влюбленность — все это тревожит героя. Но и отбросить эмоции он не может, так как живое сердце не поддается строгому рассудку.

“И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может…”

Прекрасная дама, возлюбленная — она не называется прямо и не появляется как отдельный персонаж, но ее присутствие обозначено словами лирического героя. О ней говорят с грустью, так как дама и становится настоящей причиной уныния.

Природа — этот образ появляется лишь в самом начале, но задает тон всему стихотворению. Ночь, шум реки, который так похож на хаотичные мысли и чувства героя, просторы Грузии становятся фоном для изображения внутренних переживаний личности.

Темы, проблемы, настроение

Главная тема, безусловно, это любовь — одна из самых частых в творчестве Пушкина. Но в данном случае она имеет несколько печальную окраску. Об этом автор говорит прямо, когда обращается к объекту воздыханий.

“Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою…”

Любовь здесь — непреодолимая сила, совладать с которой человек не способен. 

Кроме того, видны мотивы одиночества.

Несмотря на то, что любовь, по сути, явление прекрасное, она может нести с собой и боль. Лирический герой морально страдает. Да, это не сравнится с сильнейшими душевными терзаниями, так как сам влюбленный отмечает лишь “светлую печаль”, но все же это остается для него довольно негативным опытом. И полностью избавиться от неприятных неоднозначных чувств невозможно, остается их только пережить.

Настроение стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» печальное.

Основная идея 

Главная мысль, которую хотел донести поэт до читателей, содержится в двух последних строках произведения. Человек не может повелевать сердцем так, как ему вздумается — истинные чувства не удастся скрыть или сдержать. И даже если любовь будет приносить одни огорчения, она все равно будет внутри, с каждым днем разгораясь все сильнее.

Смысл стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» заключается в том, что сердце «не любить не может», а значит, нужно научиться принимать это чувство и быть за него благодарным.

Средства выразительности

Благодаря различным средствам выразительности Пушкин наиболее точно и полно показывает эмоции лирического героя (самого себя) в стихотворении «На холмах Грузии лежит ночная мгла…». Вот тропы с примерами:

  1. для красочных образов он употребляет эпитет (“печаль светла”), 
  2. метафоры (“лежит ночная мгла”, “сердце горит”, “печаль полна”),
  3. олицетворение (“сердце любит”, так как сердце — орган, который не наделен возможностью испытывать чувства подобно человеку).

Автор: Инна Колокольникова

СОЧИНЕНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

  1. Действие: написать вступление:

— объяснение ключевых слов темы

— общие рассуждения о значимости предложенных понятий темы в жизни человека

— выход на тезис сочинения (тезис – основная мысль сочинения, которую вы будете в основной части аргументированно доказывать. ФОРМУЛИРОВКА ТЕЗИСА НАПРЯМУЮ СВЯЗАНА С ТЕМОЙ)

  • Если тема звучит в форме ВОПРОСА:  тезис – это ответ на поставленный вопрос
  • Если тема звучит в форме ЦИТАТЫ:  поясняете (комментируете) значение, раскрываете смысл высказывания через анализ ключевых слов  и формулируете тезис (можно задать вопрос по цитате и самим же на него ответить. Ответ станет вашим тезисом)
  • Если тема звучит в форме УТВЕРЖДЕНИЯ:  начните с размышления: поясняем ключевые слова – общие рассуждения по ЛЗ ключевых слов – тезис (можно пойти через вопрос – и самим ответить на этот вопрос – т.е. дать тезис)
  1. Действие: написать основную часть (аргументация вашего тезиса): 2 аргумента из художественного произведения.

Структура аргумента

  1. Обращение к литературному произведению: называем автора и произведение.
  2. Даем интерпретацию произведения с т.зр. темы и тезиса (анализ)

АНАЛИЗ произведения:

  • проблемы произведения;
  • характеристика героев, которые вам подходят для иллюстрации тезиса;
  • можно сравнить (сопоставить, противопоставить) двух героев – носителей разной  жизненной философии;
  • можно проанализировать как в ходе сюжета произведения меняется герой (в лучшую или в худшую сторону; развитие его лучших качеств или ,наоборот, деградация героя (т.е. победа слабых сторон личности героя)

Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише: «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т.п.

  1. Микровывод (он завершает один аргумент, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы формулируем основную мысль своего аргумента. Используем клише: «писатель приходит к выводу…» и т.п.
  1. Действие: написать заключение

Вывод. Обычно принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного. Иногда бывает очень сложно написать вывод, так как нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов. В любом случае мысль одна и та же, просто выражена она другими словами!

Вывод должен быть связан с содержанием всего сочинения!!!

Клише для оформления сочинения по литературе

Вступление: Оформление тезиса:

— С давних времён люди задумывались над вопросом …

— Каждый из нас хоть раз в жизни размышлял о ….

— Как следует относиться к …?

— (ФИО автора высказывания) когда-то сказал …. (далее следует цитата или её основная мысль).

— Передо мной тема сочинения «…», которая заинтересовала меня тем, что…

— Могу предположить, что …(тезис)

— Позволю себе высказать свою точку зрения


Основная часть: Переход к основной части:

— В правильности такой точки зрения нас убеждает художественная литература.

— Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема …

— Правильность этой точки зрения можно доказать, обратившись к …

— Обратимся к произведениям художественной литературы

— За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы

— Размышляя о …, нельзя не обратиться к произведению (название) (автор), в котором…

— Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из художественной литературы.

— Яркие примеры, доказывающие мою точку зрения, можно найти в произведениях художественной литературы.

— В доказательство моей точки зрения могу обратиться к примерам из произведений художественной литературы.

— Многие писатели рассуждали об этих вопросах  в своих произведениях. Например, …

— Тема (чего? любви, дружбы …) затрагивается в произведениях художественной литературы.

— Не случайно многие писатели обращались к теме ( взаимоотношений между друзьями и т.п.) …

— Во-первых, доказательство моей мысли можно найти в произведении (название и ФИО автора) …

— Вспомним произведение (название и ФИО автора) .

— Например, в рассказе (повести, романе, произведении, название и ФИО автора) …

Интерпретация эпизода:

— Автор повествует

— Автор описывает

— Писатель размышляет

— Писатель обращает наше внимание

— Писатель заостряет наше внимание

— Писатель акцентирует внимание читателя на

— Автор подчеркивает

— Писатель утверждает


Переход от аргумента к аргументу:

— Можно вспомнить и другое произведение, в котором тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что…

— Можно привести и другой пример.

— В качестве второго аргумента обратимся к произведению…

— Эта же тема рассматривается и в произведении…

— Во-вторых, хочу привести пример из произведения (название и ФИО автора)

— Можно обратиться и к другому примеру, доказывающему мою точку зрения.

— Также к теме (чего?) обращается (ФИО автора) в произведении (название произведения).

Заключение: Вывод:

— И в заключение мне хотелось бы сказать, что…

— Все приведенные аргументы убеждают нас в том, что…

— Приведенных аргументов, как мне кажется, уже достаточно для того, чтобы утверждать:

— Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…

— Обобщая сказанное, хочется сказать, что…

— Таким образом, можно сделать вывод: …

— Подводя итог рассуждениям, мне хотелось бы сказать…

— Итак, обобщая сказанное, можно сказать, что…

— В заключение хочется отметить…

— В заключение хочу вспомнить слова (ФИО автора и цитата)

— На мой взгляд, именно …

— Мне бы хотелось верить, что…

— Хотелось бы, чтобы люди задумались…

Делая полный анализ стихотворения «Россия», которое написал Александр Александрович Блок, мы получаем возможность узнать историю создания данного произведения, а так же его основную мысль. Команда Литеровед.ру подготовила весь необходимый материал, который существенно облегчит подготовку к уроку.

История создания

Александр Блок в своем творчестве очень часто использовал патриотическую тему. Этому подтверждением являются такие произведения как: «На поле Куликовом», которое вышло целым циклом, «Русь моя, жизнь моя…» и многие другие. Он очень переживал о тех событиях, которые происходили на его Родине.

Стихотворение «Россия» занимает особое место в творчестве поэта. Его можно назвать своего рода литературным шедевром. Написал он его в 1908 году, когда первый этап революции завершился. Первая революция оставила жирный отпечаток в душе поэта, что привело его к эмоциональному и внутреннему кризису.

С течением времени Александр Александрович понемногу начинает менять свои политические взгляды. В них больше просматривается симпатии к революционным идеям, а цели он начинает считать великими и благородными.

Но его любовь к России остается прежней. Он настоящий патриот своей Родины, что хорошо прослеживается в строках произведения.

Жанр, размер

Произведение «Россия» — это гражданская лирика. Автор использует для написания четырехстопный ямб, рифмовку же выбирает перекрестную. Благодаря этому, стихотворение получилось очень легким для прочтения и поэтичным.

Автор обращается к своей Родине, земле. Он ведет с ней разговор, который наполнен искренностью и любовью.

В стихотворении «Россия» Александр Блок использует различные тропы. Ему удалось создать некий образ загадочности и индивидуальности.

Композиция произведения

Данное стихотворение включает в себя шесть строф. Пять из которых – четверостишья, а последняя строфа состоит из шести строк. При этом всем, каждая из строф является полноценной и законченной мыслью.

В первой строфе автор обращает внимание на быт России, но в противовес он ставит то, что люди стремятся к прекрасному.

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы росписные

В расхлябанные колеи…

Своего рода сочетание несочетаемого как можно лучше передает состояние, в котором на данный момент находится Родина поэта.

Во второй строфе автор показывает реальное положение вещей. Он подчеркивает то, что Россия нищая, неухоженная. Но он продолжает её любить так, как юноша любит свою девушку.

Третья строфа раскрывает свое отношение к стране. Он не испытывает к ней жалости, он любит её такой, какая она есть. Блок верит в страну и людей, которые там проживают.

В четвертой строфе мысль поэта продолжается. Он вселяет веру и надежду не только в себя, а и в Россию. Он подбадривает её и верит в успех!

Пускай заманит и обманет,-

Не пропадешь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты…

В пятой строфе поэт обращается уже к читателю, стараясь убедить его в том, что благодаря заботам и хлопотам Россия становится лишь лучше.

Заключительная строфа подводит итог мысли поэта. Он уверен в светлом будущем государства. В нем живет уверенность, что Россия сможет справиться со всеми преградами у себя на пути.

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Автор уверен, что невозможное действительно возможно, поэтому не стоит опускать руки и переставать верить.

Образы и символы

Главным образом произведения является сама Россия. Автор сравнивает её с девушкой, тем самым передает свою любовь и нежность к родной земле. Да, на данный момент у неё очень много забот, но пройдет время и все непременно наладится. Стоит только верить и не переставать бороться.

Автор обращается к помощи символов, благодаря которым умело передает ситуацию. Говоря о пути и распутье, он показывает то, что на данный момент Россия так же находится перед выбором, и от того, какое решение будет принято, зависит будущее. Как и на любой дороге, впереди очень много ям и ухабов, но после того, как они будут преодолены, Россию встретит светлое будущее. Не существует изменений без движения, поэтому не стоит бояться перемен, потому что за ними будущее.

Дорогу лирического героя облегчает его любовь к Родине, которая вселяет в него силу и надежду. Он смело шагает по ней вперед к светлому и лучшему будущему. Он не боится перемен, потому что рядом  с ним всегда находится его любимая.

Александру Блоку удалось написать патриотическое произведение настолько легко и воздушно, что невооруженным взглядом видно то, насколько он влюблен в свою Родину.

Темы и проблемы

Основная  тема, которая проходит через все произведение, это любовь к Родине. Он не бросил её в тяжелое время и всеми путями старается поддерживать. События, которые происходят в России, автор принимает очень близко к сердцу. Он переживает за неё всей душой, и не перестает верить, что все наладится. Да, не скоро. Но обязательно впереди ждет светлое будущее. Необходимо просто запастись терпением и не переставать верить в лучшее.

Он очень тревожится и  переживает. Его волнуют события, которые происходят в России на данный момент, но в то же время он думает и о будущем государства.

Через лирического героя поэт передает свое личное отношение. Он подчеркивает, что любить родную землю необходимо самоотверженно и в любой период. Принимать её такой, какая она есть на данный момент. Не критиковать, а стараться всеми силами помочь и сделать её лучше.

Основная мысль

Главной мыслью произведения автор показывает то, что никогда не стоит отрекаться от своей Родины. Тем более, когда ей приходится переживать не лучшие моменты. Все горести и печали необходимо разделить вместе со своим государством. К этому он призывает и всех остальных соотечественников, которые успели разочароваться или потерять веру.

Родина – это мать. А её, как известно, не выбирают, поэтому нужно любить её сильно и искренне. Ведь мы не отказываемся от родного человека, когда ему тяжело? Точно так же мы должны относиться и к земле, где нам суждено было родиться. Именно чувство патриотизма, самоотверженной и безграничной любви и пытается разбудить поэт в русском народе.

Средства выразительности

Использование огромного количества троп позволяют Александру Блоку максимально ярко и поэтично передать образ России. Использование эпитетов придают особую яркость описаниям. Метафоры и сравнения так же играют немаловажную роль. Именно они придают произведению поэтичность, легкость и выразительность.

Данная совокупность делает стихотворение плавным и певучим.

При изучении произведения Макар Чудра анализ ученикам 11 класса и тем более 8 класса нередко оказывается сделать сложно. Если же разобраться в основных моментах, изучить характеристики главных персонажей, понять суть и главную мысль рассказа не составит труда.

Макар Чудра анализ произведения

Первым делом следует рассмотреть анализ произведения Макар Чудра. Особого внимания при этом заслуживают следующие моменты:

✔️ написан в 1982 году;

✔️ поднимаются темы о ценности свободы, любви, смысле жизни и силе человеческого характера;

✔️ композиция представляет собой рассказ, который находится внутри рассказа. За счет этого удается обрамить все происходящее философскими мыслями рассказчика;

✔️ произведение является рассказом в романтическом направлении.

Так выглядит краткий анализ Макара Чудра. Для того же, чтобы разобраться в данном произведении, его стоит изучить более подробно.

Макар Чудра история создания

Это первое произведение, которое написал Алексей Пешков. Его опубликовали в издании под названием Кавказ в 1892 году. Правда, истинное имя автора там не указывалось. Рассказ был издан под псевдонимом Максим Горький.

Идея написания этого произведения у автора появилась после общения со скитальцем и революционером Калюжным. Калюжный смог рассмотреть в молодом человеке талант и убедил его, что тот может писать прозу. С помощью революционера удалось и опубликовать данное произведение. Не удивительно, что молодой писатель был очень признателен своему вдохновителю и называл его учителем.

Жанр, тема и композиция

Анализ рассказа Макар Чудра стоит начать с выделения основных тем. Писатель в данном произведении поднимает сразу несколько проблем. Он говорит о силе любви, физической и внутренней свободе, человеческой силе духа и характере. Также затрагивается тема честолюбия и гордости.

Композиция в данном случае весьма неординарная. В рассказе присутствует некая легенда. Повествование ведется от лица рассказчика. За счет этого у автора есть возможность высказать собственное мнение и поразмышлять по поводу всего происходящего.

Экспозиция в данном случае представляет собой рассуждения цыгана. 58-летний Макар говорит о смысле жизни, о любви и женщинах, а также о свободе и том, как ее понимает каждый человек. Главный рассказ в данном случае обрамляется именно этими размышлениями, а также образом моря, которое по завершению повествования легенды также становится символом свободы.

История, которую поведал цыган, наполнена романтизмом. Все происходящее кажется правдивым и при этом нереальным. Нарисованные рассказчиком образы весьма идеализированы. Радда невероятно красива, а Зобар очень талантлив, настоящий умелец. По сути рассказ цыгана является олицетворением его внутренней философии. Он говорит много красивых слов, которые трогают душу. Правда, без реальных подтверждений они являются пустыми.

В анализе произведения Макар Чудра подразумевается определение жанра. В данном случае он особенный. Повествование ведется от лица Макара Чудры. Безусловно, в его словах при этом можно найти отражение взглядов писателя.

Краткий анализ героев

В произведении Макар Чудра анализ героев имеет особое значение. Характеристики главных и второстепенных персонажей в данном случае стоит рассмотреть подробно:

Макар Чудра

Это независимый, свободолюбивый цыган, который вместе с табором кочует по всему земному шару. Это могущественный мужчина с крепким здоровьем. Создается впечатление, что Макар железный. Он не боится плохой погоды и не пытается спрятаться от сильного ветра. Больше всего он ценит вольную, характерную для цыган жизнь, а также свободу. Мужчина не может подолгу сидеть в одном месте, ему пришлось немало пережить и повидать. Цыган склонен к размышлениям и философствованию, гордится своим народом и с удовольствием рассказывает интересную легенду;

Лойко Зобар

Красивый цыганский парень, которого знают во многих странах Европы. Он испытывает невероятную страсть к лошадям и славится как конокрад. Немало владельцев скакунов желают разделаться с этим молодым человеком, но поймать его никому не удается. Он также очень ценит волю и свободу, и словно ветер носится по безграничным просторам. Парень освоил игру на скрипке, а его талант вызывает у всех восхищение. Он влюбляется в молодую цыганскую девушку, но в конце погибает;

Радда

Гордая цыганская девушка, которая всех покоряет неземной красотой. Правда, она не отдает никому предпочтение. Это непокорная, весьма своенравная особа, не желающая склонять голову перед кем-то. Она уверенна, что достойна гораздо большего, с ухмылкой смотрит на всех желающих женить ее на себе. Это вольная, свободная птица. Такая участь ожидала и Зобара. Несмотря на то, что Радда искренне его полюбила, она стремилась склонить его к собственным ногам. Правда, парень не смог ей подчиниться. Это привело к трагическому концу. Молодой цыган заколол свою возлюбленную ножом;

Данило

Пожилой мужчина является папой Радды. Он искренне любит собственную дочь и гордится ей. Цыган не боится никого и ничего, принимает выбор дочери и относится к ее решению с уважением. Он ценит то, что Радда столь сильно любит свободу. Мужчина не останавливает дочь ни в чем, позволяет совершать все, что той заблагорассудится. Когда его дочь убивает возлюбленный, пожилой цыган без раздумий хватается за этот нож и убивает Зобара. Смерть дочери для Данила – огромное горе;

Рассказчик

Действующим персонажем в данном случае повествователя назвать нельзя. Он внимательно слушает и со стороны оценивает все те события, которые происходят. Повествователь производит анализ окружающей реальности и высказывает мнение непосредственно самого автора. Кроме того, он описывает ту природу, которая его окружает. Это становится эффектным дополнением рассказа Макара. Когда интрига начинает накаляться, природа уже не спокойная и тихая. Начинается сильный ветер, поднимается буря, дождь стремительно усиливается, а море поистине грохочет.

Узнав особенности главных персонажей, произвести анализ рассказа Горького Макар Чудра будет существенно проще.

Основная мысль и смысл рассказа

Мировоззрение, которое показывает в своем произведении автор, для многих может показаться экзотическим. Писатель напоминает о первозданном, природном человеческом начале. Ведь тогда люди не привязывались к определенным вещам, дому и территории.

Писатель высказывает собственное мнение по поводу рабского отношения к жизни, указывает на явную неприязнь. Ведь именно Горький немного позже скажет известную всем фразу о том, что человек звучит гордо. Его возмущает малодушие, а также то, что люди чрезмерно пристальное внимание уделяют мнению общественности, слепо следуют установленным порядкам.

Правда, писатель не высмеивает ту ситуацию, которая в итоге сложилась. Автор идет несколько иным путем и показывает нехарактерных личностей, у которых предпочтения и ценности кардинально отличаются от общей массы людей.

Главная идея данного произведения заключается в том, что каждый человек должен помнить о собственной индивидуальности. Недопустимо, чтобы люди сливались с общей массой. Не исключено, что автор своим рассказом хотел произвести на читателя такое же впечатление, которое было вызвано у слушателя самого повествователя. Основная мысль заключается в том, что у людей должно появиться желание открыть новые грани жизни, а не придерживаться стереотипов.

На этом анализ произведения Горького Макар Чудра можно считать завершенным. После его изучения каждому школьнику с легкостью удастся написать сочинение по этому рассказу, раскрыв данную тему максимально детально.

  • Что такое опера рассказ
  • Что такое осознанность сочинение
  • Что такое осень определение для сочинения
  • Что такое ответственность итоговое сочинение
  • Что такое научные открытия для сочинения