Что такое оптимизм сочинение рассуждение

функционально-смысловой тип речи см. фстр, соответствующий форме абстрактного мышления умозаключению, выполняющий особое коммуникативное задание придать речи

функционально-смысловой тип речи (см.) – (ФСТР), соответствующий форме абстрактного мышления – умозаключению, выполняющий особое коммуникативное задание – придать речи аргументированный характер (прийти логическим путем к новому суждению или аргументировать высказанное ранее) и оформляемый с помощью лексико-грамматических средств причинно-следственной семантики. Основной сферой употребления Р. является научная, актуализирующая логический, рациональный тип мышления.

Р. функционирует в текстах в виде нескольких коммуникативно-композиционных вариантов, типология которых представляет собой полевую структуру.

Центральной разновидностью Р. является собственно рассуждение (Р. в узком смысле слова) – тип речи, наиболее последовательно выражающий причинно-следственные отношения между суждениями: от причины к следствию, а не от следствия (тезиса) к причине (основанию). Центральное место собственно рассуждения в системе аргументативных подтипов речи обусловлено и его ролью в коммуникативно-познавательном процессе. Именно данный тип речи оформляет выведение нового знания, демонстрирует ход авторской мысли, путь решения проблемы. Структурно собственно рассуждение представляет собой цепь предложений, связанных отношениями логического следования. Напр.: «Под действием электромагнитной волны атом с равной вероятностью может перейти как в более высокое, так и в более низкое энергетическое состояние… В первом случае волна будет ослабляться, во втором – усиливаться. Если парамагнетик находится в тепловом равновесии, атомы распределяются по подуровням в соответствии с законом Больцмана… Следовательно, число атомов, находящихся в состоянии с меньшей энергией, превышает число атомов, находящихся в состоянии с большей энергией. Поэтому переходы, происходящие с увеличением энергии атомов, будут преобладать над переходами, происходящими с уменьшением энергии. В итоге интенсивность волны будет уменьшаться – парамагнетик поглощает электромагнитное излучение, в результате чего он нагревается. Из сказанного вытекает, что электронный парамагнитный резонанс представляет собой избирательное поглощение энергии радиочастотного поля в парамагнитных веществах, находящихся в постоянном магнитном поле» (И.В. Савельев. Курс общей физики).

Прилегающую к центру область, область ближней периферии, занимают подтипы Р., которые служат для того, чтобы придать высказанным суждениям более аргументированный характер: доказательство (коммуникативно-познавательная функция – установление истинности тезиса), опровержение (разновидность доказательства, которая служит для установления ложности тезиса), подтверждение (или эмпирическое доказательство, функция – установление достоверности высказанного положения посредством подкрепления его фактами), обоснование (установление целесообразности действия, мотивировка; в отличие от доказательства, которое соответствует вопросу «Действительно ли это так?», обоснование дает ответ на вопрос «Действительно ли это нужно, целесообразно?»). Эти подтипы Р. объединяются между собой на основе структурного сходства: все они включают тезис (или высказывание, выполняющее функцию, аналогичную функции тезиса), образующий ключевую часть построения, и аргументы – комментирующую часть, которая призвана снять сомнения (полностью или частично) относительного выдвинутого в качестве тезиса положения. Напр.: «Уравнения (1) имеют квадратичный интеграл, независимый от интеграла энергии, только в случаях Лагранжа и Е.И. Харламовой. Доказательство от противного. Пусть (2) – квадратичный интеграл… Продифференцируем Ф по t: <уравнение>. Подставим в (3) значения производных p, q, ν … из системы (1) и сгруппируем их. Получим полином не выше третьей степени относительно p, q, тождественно равный нулю… Поэтому <уравнения>… Подставим (10) в (9) и приравняем нулю коэффициенты при одинаковых степенях… Из части этих равенств следует, что если <уравнение>, то <уравнения>… Итак, мы установили, что если <уравнения>, то мы имеем случай Лагранжа. Тогда существует линейный интеграл, следовательно, и квадратичный. Нам осталось рассмотреть случай a = 0. Определим коэффициенты квадратичного интеграла… Так как интеграл определяется с точностью до постоянного множителя, то можно считать k = 1. Найдем µ… <уравнения>… Из этой системы определим <уравнение>. Следовательно, при <уравнение> искомый интеграл совпадает с интегралом энергии с точностью до постоянного множителя, если не выполнены условия Е.И. Харламовой или условия аналога случая Лагранжа» (В.М. Никифоров. О квадратичных интегралах задачи Суслова).

В области дальней периферии полевой структуры Р. находится объяснение (см.). В отличие от названных подтипов Р., объяснение служит не столько целям подтверждения справедливости тезиса (или установления его ложности), сколько раскрытию причин реальных явлений. И хотя, по сложившейся в отечественной лингвостилистической литературе (В.В. Одинцов) традиции, объяснение относят обычно к аргументативному типу речи (объединяя все ФСТР в соответствии с их прагматической направленностью в два основных типа – представляющих и аргументирующих содержание), возможно рассмотрение аргументативности и объяснительности и в качестве отдельных классифицирующих категорий.

Наконец, наиболее отдаленной от центра зоной является открытое пространство (общее для аргументативных и представляющих ФСТР), занимаемое контаминированными типами, в которых элементы Р. присутствуют, но не играют решающей роли.

Таблица. Основные средства оформления Р.

Table 2

Р. как текстовое явление сформировалось в науч. речи. Именно благодаря науч. стилю рус. лит. язык в процессе своего развития обогатился рассуждением в его наиболее «чистом» виде, во всех его основных разновидностях. В текстах других стилей обнаруживается функционально-смысловая трансформация Р., приспособление его к специфике того или иного стиля.

Для худож., публиц., оф.-дел. текстов не характерно строго логичное развернутое собственно рассуждение. Подтип «собственно рассуждение» в худож. текстах предстает в виде его эмоционального варианта – свободного размышления, в котором каузальная связь между суждениями в целом прослеживается, но не объединяет их жестким логическим стержнем. Нестрогость формы речи, непринужденность размышления помогают создать обстановку интимного общения автора с читателем, характерную для худож. сферы. В публиц. текстах собственно рассуждение выполняет функцию подготовки, подведения читателя к определенному заключению, однако здесь, в отличие от науч. речи, данный подтип Р. даже при большом его объеме, как правило, представляет собой не цепь логически вытекающих одно из другого суждений, а фактуальную информацию с последующим выводом.

В худож. текстах не используется доказательство. Логическая проверка истинности выдвигаемого тезиса с помощью сложной системы выводных суждений актуальна прежде всего для науч. сферы деятельности, а кроме того – уголовно-правовой сферы. Для публицистики, ориентированной на менталитет образованного, интеллигентного адресата, аргументативные типы речи принципиально важны, поскольку обеспечивают осуществление основной коммуникативной функции публицистики – убеждающего воздействия. Однако задача убеждения решается в публицистике не посредством собственно доказательства, т.е. не с помощью строгих логических процедур, как в науч. речи. В коммуникативно-познавательной функции доказательства коммуникативный аспект не является основным, главная его роль (логическим путем установить истинность тезиса) – познавательная, поэтому оно и функционирует в науч. сфере. В публицистике же в целях убеждения читателя в правильности суждений автора используется подтверждение их фактами. В связи с этим здесь обнаруживается большая активность аргументативного подтипа речи «подтверждение». В худож. произведениях подтверждение как аргументативное построение, которое включает гипотетическое высказывание автора и изложение подкрепляющих это высказывание фактов, имеющих не собственно причинное, как в объяснении, а причинно-аргументирующее значение, используется редко. Подтверждение аргументами высказываний автора в сфере худож. творчества не столь принципиально, как в области науки или публицистики. К тому же подтверждение, функционирующее в худож. текстах, выполняет задачу, отличную от задачи подтверждения в науч. речи. Если в последней оно помогает сделать более достоверной научную догадку, то в худож. произведении выполняет сугубо коммуникативную функцию – делает изображаемое более наглядным, психологически более достоверным, помогает читателю почувствовать внутреннее состояние героя. Напр.: «Он стоял, положив руки на спинку сидения, и, очевидно, очень волновался: лицо его было красно, и на щеке вздрагивал мускул…» (Л.Н. Толстой. Крейцерова соната). Аргументативная функция Р. в худож. текстах нивелируется за счет активизации его изобразительной, эстетической функции.

Объяснение и обоснование распространены не только в науч., но и в публиц. текстах, где служат задаче повышения степени понимания читателем анализируемых проблем, важности принимаемых решений, предпринимаемых действий. Объяснение присутствует и в худож. произведениях, однако, как и другие разновидности Р., оно отличается здесь особой «аурой», возникает в результате творческого диалога автора с читателем в процессе выяснения худож. смысла текста. Открытое объяснение описываемых событий, состояний героев, повышающее степень правдоподобия изображаемого, сочетается со скрытыми формами объяснения, намеренной недосказанностью, которая побуждает читателя размышлять, искать ответы на возникающие многочисленные «почему?» в общем контексте и в подтексте произведения и тем самым помогает читателю приблизиться к пониманию глубинного идейно-эстетического содержания произведения.

В оф.-дел. текстах в целом частота употребления Р. незначительна. В силу специфики этого стиля, экстралингвистической его основы – назначения в обществе, регулирующей функции (в связи с чем доминирующее положение в текстах занимает предписание – см.), Р. не может быть системным конструктивным признаком оф.-дел. речи. В некоторых жанрах представлены те или иные разновидности Р. (напр., для заявлений и претензий характерно обоснование, объяснение), однако нет ни одного подтипа Р., который использовался бы в дел. текстах всех жанров (хотя бы жанров в пределах одного подстиля). Кроме того, подтипы Р. функционируют здесь специфически, отражая особенности стиля. Напр., собственно рассуждение близко в текстах правовой сферы к представляющему типу речи – констатации (см.), поскольку служит обычно тому, чтобы зафиксировать условия, из которых вытекает необходимость определенных действий.

Структура развернутого Р. в худож. и публиц. речи значительно менее стандартизирована, чем в научной и деловой. Свободная манера Р. порождает в тексте произведения индивидуальные, сложные, не поддающиеся систематизации взаимодействия типов речи. Приведем фрагмент худож. произведения, где в пяти абзацах текста обнаруживается синтез всех функционирующих в худож. речи подтипов Р.: собственно рассуждения, подтверждения, опровержения, объяснения и обоснования:

«Правды, только правды просила больная у своего врача, и в этой правде ей было отказано. Имеет же право человек приготовиться к смерти? Имеет. Когда-то умирающих больных соборовали, причащали. Готовили к переходу в иной мир. Теперь только казенная бодрость…

Правда. Правда… Нужна ли человеку такая правда? Одному нужна, другому – нет. Самые сильные духом готовы выслушать правду. Другим это только кажется, просят сказать им правду, а сами в глубине души хитрят, ждут обмана. Тянутся к надежде, пускай призрачной. Может быть, права традиционная врачебная этика: всегда скрывать?

Нет, бывают исключения. Где-то незадолго перед тем читала «скорбный лист» болезни Пушкина, историю его последних страдальческих дней. По тем временам, при тогдашнем состоянии медицины рана была безусловно смертельной. Врачи не скрыли этого от Пушкина. Ставился вопрос: правильно ли они сделали? И давался ответ: правильно. Потому что это был Пушкин, человек исключительной силы духа.

Значит, Пушкину можно было сказать правду, а старухе Быковой – нет? Несправедливо.

Иной бодрячок спросит: для чего ей нужна была правда? Распорядиться нехитрым своим достоянием? Пальто с норковым воротником? Витая ложечка? Экие пустяки! Нет, не пустяки. Уважение к вещам не вещизм. Вещизм – от изобилия, уважение к вещам – от трудовой жизни. Уважают не вещи, а вложенный в них труд. Да, надо было, надо сказать бабе Мане правду. И нечего себя утешать, что она все равно не успела бы «распорядиться». Может быть, именно это помогло бы ей продержаться подольше. Формальности, подписи… Все-таки при деле» (И.Н. Грекова. Перелом).

В приведенном примере причинно-следственная связь, реализующая собственно рассуждение, объединяет весь фрагмент и обнаруживает себя в выводных суждениях четвертого абзаца (предложение-суждение с вводным словом значит) и пятого (итоговое суждение всего рассуждения: «Да, надо было… сказать… правду»). Подтверждение присутствует в первом и втором абзацах как подкрепление аргументами гипотетических суждений о том, что 1) человек имеет право приготовиться к смерти, 2) сильному духом человеку нужна такая правда. Подтверждение собственных мыслей сопровождается опровержением не разделяемых автором мнений: 1) традиционной точки зрения медиков (приведенной во втором абзаце), что правду о смерти всегда надо скрывать от больного; 2) высказывания предполагаемого оппонента («бодрячка») о несущественности материальной стороны вопроса (пятый абзац). При этом первое опровержение включает объяснение факта, приведенного в качестве аргумента (парцеллированное причинное предложение в третьем абзаце), а в речи, приписываемой оппоненту, содержится обоснование его точки зрения. Окончательный вывод собственно рассуждения о том, что надо было сказать больной правду, имеет в постпозиции дополнительное обоснование, которое и завершает фрагмент.

Функционально-стилевые варианты Р. различаются средствами оформления композиционных частей. В публиц. и особенно худож. текстах наблюдается высокая степень имплицитности Р., причем не только на уровне средств связи между структурными компонентами, но и в отношении самих звеньев Р., которые могут находиться в подтексте. Синтаксические средства Р. передают его экспрессивность в этих стилях. Широко используются восклицательные и вопросительные предложения, парцелляция. Незавершенность и фрагментарность аргументации подчеркивается посредством многоточия. Средства связи композиционных частей Р. в худож. и публиц. произведениях стилистически многообразнее, чем в науч. и оф.-дел. (от книжных, архаичных лексико-грамматических единиц типа союза дабы, наречия посему до разг. потому как, раз, ведь, мол и т.п.).

Функционирование Р. в науч., публиц., дел., худож. текстах, характер аргументативных высказываний и круг реализуемых аргументативных моделей отражают своеобразие задач коммуникации в соответствующих сферах и специфику функц. стилей.

Лит.: Виноградов В.В. О языке худож. литературы. – М., 1959; Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). – Улан-Удэ, 1974; Тертычный А.А. Типы аргументов в структуре публиц. произведения: Автореф. дис. … канд. филол. наук. – М., 1979; Одинцов В.В. Стилистика текста. – М., 1980; Метс Н.А., Митрофанова О.Д., Одинцова Т.Б. Структура науч. текста и обучение монологической речи. – М., 1981; Островская А.И. Сверхфразовые единства, выражающие доказательство и умозаключение, в науч. и общественно-политической речи: Автореф. дис. … канд. филол. наук. – Л., 1981; Пфютце М., Блей Д. О коммуникативно-функциональном методе анализа монологического текста-рассуждения в обучении иностр. языкам // Лингвистика текста и методика преподавания иностр. языков. – Киев, 1981; Цветкова Т.М. Конституирующие факторы текста «рассуждение» в науч. стиле (на материале лингвистической литературы): Автореф. дис. … канд. филол. наук. – М., 1983; Кожина М.Н. К вопросу о единицах текста в аспекте коммуникативной теории языка // Всесоюзная научная конференция «Коммуникативные единицы языка». – М., 1984; Грохольская Т.В. Организация учебно-научного текста типа рассуждение: Автореф. дис. … канд. филол. наук. – СПб., 1991; Аргументация в публиц. тексте (жанрово-стилистический аспект). – Свердловск, 1992; Каузальность и структуры рассуждений в рус. языке. – М., 1993; Трошева Т.Б. Формирование рассуждения в процессе развития науч. стиля рус. лит. языка XVIII–XX вв. (сопоставительно с др. функц. разновидностями). – Пермь, 1999.

Т.Б. Трошева

Стилистический энциклопедический словарь русского языка. — М:. «Флинта», «Наука».
.
2003.

Герой — это тот человек, который в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества.

Юлиус Фучик

Сочинение-рассуждение «Что такое подвиг?»

Вариант 1

Я считаю, что подвиг-это доблестный героический поступок, который был совершен безвозмездно, исходя из внутренних побуждений, на благо определенного человека или группы людей. Эти побуждения настолько сильны, что заглушают чувство страха, боли, опасности.

Одним из главных, если выразиться техничным языком, составляющих подвига, мне кажется тот факт, что человек совершая его рискует своим здоровьем, а иногда и жизнью, но при этом не требует совершенно ничего взамен. Так человек, который заходит в горящий дом, солдат, который закрывает своим телом товарища, люди, которые ступают на тонкий лед, чтобы помочь утопающему, все они совершают подвиг.

Герои нашего времени – кто они такие? Сегодня подвиг может совершить каждый. Для звания героя не нужно родителей Богов или военных действий. Работники МЧС ежедневно совершают подвиги, спасая простых людей от пожаров и прочих чрезвычайных ситуаций. Простые люди, проходя мимо тонущего человека, несчастных попавших в аварию, горящего дома останавливаются, и совершая акт самопожертвования, не думая о последствиях, пытаются помочь незнакомым людям.

Вариант 2

Подвиг – это, прежде всего, доблестный, героический поступок, который совершает человек в необычных и трудных условиях.

Из фильмов и книг мы узнаём о героических подвигах, которые совершали люди во время Великой Отечественной войны. И делалось это ради победы, ради того, чтобы жили другие. А это значит, что подвиг может совершить только смелый и отважный человек, который понимает, что может погибнуть сам, но всё-таки проявляет героизм.

Не каждый человек способен совершить подвиг. Далеко не каждый. Есть люди трусливые, есть холодные и злые, есть слабые. Только в меру сильный, смелый и добрый человек может совершить подвиг.

Вспомним наших героев Великой Отечественной войны: Александра Матросова, Зою Космодемьянскую, Николая Гастелло и многих-многих других…

Они совершили подвиг, пожертвовав своими жизнями.

Эта жертва ради других стала подвигом и, конечно, примером для других.

Подвиг – это ещё и состояние души, способность к доброму делу, которое необходимо.

Случается, что подвигом может стать неожиданная помощь в нужный момент. Даже сейчас в мирное время возникают ситуации, когда люди совершают подвиг, даже не задумываясь об этом.

Недавно из новостей по телевизору я узнала об одном мальчике, который спас тонувших малышей. Он шёл по берегу деревенского пруда и услышал крики. Дети играли на льду, который дал трещину, и ребята оказались в воде. Этот мальчик бросился к ним на помощь. Он вытащил одного, но потом и сам попал в ледяную воду. Их вытащил взрослый мужчина, потом на берег прибежали и другие люди. Ребята были спасены и даже не заболели. Конечно, такой поступок тоже можно назвать подвигом. Спасая малышей, мальчик мог утонуть, но всё равно бросился на помощь. И хотя его наградили медалью «За спасение на водах», но он себя героем не считает. Просто он не смог бы пройти мимо или убежать.

К подвигу нельзя подготовиться, подвиг – это всегда случайность. Никогда не знаешь, случится беда или нет, не знаешь, будешь ли ты нужен там или тут. Огромное мужество имеют люди, которые работают пожарными, служат в армии и полиции. Эти люди защищают нас с вами, обычных людей. Они рискуют своей жизнью, спасая нас. Они всегда готовы на подвиг, но хотелось бы, чтобы таких случаев было как можно меньше.

Вариант 3

Подвиг – это самоотверженный поступок, который человек совершает ради других людей. Например, спасает кого-то от смерти, рискуя собственной жизнью, хотя мог бы этого не делать. Есть такие профессии, представители которых совершают такие поступки очень часто. Можно сказать, что вся их жизнь – это подвиг. Это, например, пожарные, спасатели, полицейские, военные. Они призваны защищать своих сограждан от различных опасностей, этих людей специально обучали бороться с бедой. В такие профессии берут только очень сильных и смелых людей, которые не растеряются перед лицом опасности и обязательно помогут.

Однако иногда профессионала не оказывается поблизости, и тогда любой смелый человек бросается на помощь тому, кто попал в беду. Это только кажется, что таких случаев мало. Я читал о многих самоотверженных поступках обычных людей, просто оказавшихся в таком месте и в такое время, когда людям угрожает опасность. Например, совсем недавно в новостях рассказывали о том, как девушка автомобилистка потеряла за рулем сознание и машина упала с моста в реку. Это видели полицейский, который стоял на посту, и мужчина, ехавший на своем автомобиле. Оба сразу же ринулись на помощь и бросились в ледяную воду. Им удалось открыть дверь машины и вытащить пострадавшую, благодаря чему ее удалось спасти.

В книге М. Горького «Старуха Изергиль» героиня говорит: «В жизни всегда есть место подвигу». Мне кажется, это правда. Ведь никто из нас не знает, как сложится его жизнь. Любой из нас может оказаться в ситуации, когда надо принять молниеносное решение: готов ли ты рискнуть жизнью ради спасения другого человека. Недавно я слышал еще такую историю. Мама с малышом и сыном-школьником переходила дорогу, как вдруг из-за угла вылетела на огромной скорости машина. Мальчик успел вытолкнуть с проезжей части маму и маленького брата, но сам погиб. Это очень печально, но мальчик и в самом деле поступил как герой. Если бы не он, его родных не было бы на свете.

Каждому из нас может представиться возможность совершить подвиг. Вопрос только, сможем ли мы сделать это.

«Что такое подвиг?» — сочинение, 9 класс

Вариант 1

Подвигом считается поступок выше своих возможностей. Когда стараешься до последнего и делаешь выше своего придела. Подвигом считают поистине героические поступки. Мало кто, за всю свою жизнь способен на такое геройство. Именно такие действия и творят историю, а иногда и превращаются в легенды.

Для каждого человека очень важно, чтобы его ценили и уважали. И именно благодаря подвигам человека начинают уважать. Главное он сам может себя уважать. Многие люди очень зависимы от этого чувства и способны отстранить на второй план свои личные потребности, а на первый план ставят свой авторитет. На это сподручны не многие, очень тяжело отказать себе в чем-то. И вести непрерывную борьбу с собой, для этого нужно иметь огромную силу духа.

Не каждый готов на преодоление трудностей и возможно даже рискнуть своей жизнью, ради какой-то цели или другого человека. Многие если окажутся перед таким выбором спасуют. Конечно, мы сами принимаем решения и только нам решать идти на подвиг или же отступить. Очень малое количество людей могут думать о чем-то большем, по большей части человека заботит только собственное благополучие.

В книгах и фильмах мы часто видим именно героические поступки. Но есть и небольшие подвиги, на которые способен каждый человек хоть иногда заботящийся о ком-то кроме себя. С такими не великими подвигами мы иногда сталкиваемся в повседневной жизни, но иногда даже не осознаем, что это именно они. Не всегда подвиг несет за собой славу и признание в основном в жизни они проходят практически не заметно.

Подвиг — это преодоление самого себя, способность отдавать, не прося ничего взамен и не ожидая вознаграждения. Подвиг и мужество всегда тесно связаны между собой. Не получиться совершить подвиг без преодоления себя.

Всегда при упоминании подвигов вспоминаются герои войны, которые не жалея себя отстояли мир для всех нас. Проявление их героизма приводит к восхищению и гордости за наш народ. Самоотверженные и героические поступки совершаются не только в боях или сражениях. Проявления маленьких подвигов каждый день для окружающих значительно улучшит нашу жизнь в целом.

Вариант 2

Я думаю, что подвиг – это такой поступок, который человек совершает, преодолевая себя ради какой-то высшей цели.

Иногда считается, что человек в первую очередь нуждается в пище, крове, безопасности, продлении рода. Но еще для него очень важно, чтобы его уважали, и чтобы он сам мог себя уважать. И порой бывает так, что человек пренебрегает всеми биологическими нуждами, например, безопасностью, чтобы продолжать уважать себя. Конечно, на такую силу духа способны не все. Только человек с достаточно зрелой личностью, с высоким уровнем нравственности может проявить все свои возможности в трудной ситуации.

Например, кто-то тонет или гибнет на пожаре. Один при этом в растерянности стоит рядом, а другой бросается в огонь или в воду, спасать гибнущего человека, делая это, порой, ценой собственной жизни.

Бывают подвиги случайные, когда человек внезапно, под действием критической ситуации проявляет мужество и самоотверженность, так как понимает, что сейчас все зависит от него. А бывает, что вся жизнь человека становится одним большим подвигом. Примером может служить жизнь Екатерины Михайловны Бакуниной, сестры милосердия, героини двух войн – Крымской войны 1855 года, где она подавала пример терпения и мужества при героической обороне Севастополя, и русско-турецкой войны 1877 года, во время которой она руководила всей работой сестер милосердия на Кавказе. Остальное, мирное время, она посвятила развитию земских больниц – что в условиях бесконечных эпидемий также было героизмом. А сколько знает история героев-ученых, которые добывали ценные знания для человечества, порой жертвуя своим здоровьем и жизнью!

Первые полеты в космос тоже были подвигом – ведь техника была ненадежна, слишком мало было известно об условиях полета.

Жизнь часто создает условия для подвига. Совершать ли его, — каждый решает сам. И все же только мужественный человек может называться Человеком.

Вариант 3

Подвиг — это героический поступок человека, не связанный с его профессиональной деятельностью.

Каждый из нас хотя бы раз в жизни задумывался на тему хороших и плохих поступков. И наверняка даже мечтал совершить хоть одно, но весомое и значимое благодеяние. Подвиг можно смело отнести к благодеянию. Подвиг всегда направлен на улучшение. Ведь он является проявлением гуманизма в чистом виде, совершаемый, если не для всех, то для многих. Но это не просто хороший поступок. Чаще всего подвиг — это сверхпоступок. Особенно для той личности (или личностей), которыми он совершается. Зачастую при совершении подвига идет преодоление себя, своих страхов, слабостей.

Настоящий подвиг редко совершается с оглядкой на прославление после него. Ведь настоящее благородство не требует благодарности. Такой подвиг нередко вызывает у некоторых людей агрессию и непонимание. Настоящий подвиг требует мужества, невероятного количества сил, порой даже не столько физических, сколько моральных. Такой человек лишен корысти и часто живет по принципу: «Кто, если не я?» Или: «Никто, кроме меня!»

Что же приходит в голову при слове подвиг? Каждому приходит на ум что-то свое. Кто-то вспоминает о подвиге наших солдат в годы Великой Отечественной Войны, а кого-то захлестывают через край религиозные чувства, и он говорит о подвиге Иисуса Христа, понесенного за весь человеческий род на Голгофе. Кто-то говорит о тихом и практически безмолвном, но непомерно большом подвиге, который несут за нас монахи за стенами мужских и женских монастырей. Кто-то вспоминает подвиг царской семьи Романовых. А кто-то вспоминает о первом советском покорителе космоса Юрии Гагарине и его подвиге.

Но есть и те, кто говорят о том, что и в наше мирное время есть люди, которые несут свой крест каждый день, потому что сама жизнь для них это и есть самый большой подвиг. Но они идут к жизни через мучительное преодоление всяческих страданий. И многим из них очень хочется жить без боли и мучений. Для них каждый новый день – это преодоление себя и боли, бесконечная балансировка на грани между жизнью и смертью.

Другие же имея физическое здоровье, ощущают, что жизнь для них – это непосильная ноша, потому что они не видят в ней смысла и хотят с ней покончить. А для того, кто хочет совершить суицид каждый прожитый день с родни подвигу.

На ум приходит лишь один вывод, который звучит так: за всю свою жизнь можно не совершить большого и бросающегося в глаза подвига, но можно и нужно продолжать делать добрые дела. А что можно сделать? Многое. Можно отправиться в пункт переливания крови и сдать свою кровь и тем самым может быть даже спасти чью-то жизнь! И все это в мирное время, можно и нужно делать как можно чаще! И это лишь малая доля того, что каждый из нас может делать регулярно и ничего от этого не потеряет!

Не стоит искать больших подвигов! Может быть, Вы уже их совершаете, но даже не догадываетесь об этом! Делайте добрые дела как можно чаще и не задумывайтесь о том, большие они или маленькие, ведь важна не их величина, а важен сам факт доброго дела!

Для нас с Вами, дорогие читатели, важно также помнить имена героев и передавать из уст в уста истории их подвигов. Все это делается для того чтобы будущие поколения знали имена героев, гордились своими предками и стремились к лучшему, а также для того чтобы в их головах всегда были примеры для подражания.

Вариант 4

Что такое подвиг? Существует множество толкований этого слова. Заглянем в словарь: подвиг —  поступок, осуществляемый в трудных, опасных условиях, вызванный глубоким чувством. Для одних людей — это совершение благого дела в ущерб или с риском для самого себя, а для других ‑достижение того, что не могут другие, небоязнь высказать свое мнение, когда многие молчат. Для меня же подвиг — это когда я иду против собственного страха на пути к своей цели.

Что же заставляет человека совершить подвиг? Я считаю, что никакие внешние факторы не могут заставить человека совершить подвиг. Это внутренний порыв души — помочь другому человеку, спасти животное, попавшее в беду. В момент серьезной опасности, когда нет времени рассуждать, человек остается наедине сам с собой, со своей совестью. Ему нужно решить здесь и сейчас готов ли он на подвиг? Готов ли пожертвовать своей жизнью, своим здоровьем ради спасения ближнего? В наше время далеко не все люди способны на подвиг. Многие струсят. Мы часто видим людей, лежащих на улице, но многие проходят мимо. Некоторые может и задумываются о том, что человеку, возможно, стало плохо, но все равно не подходят. Другие люди — просто проходят, не обращая никакого внимания. Но я рада, что мир не без добрых людей, ведь есть и те, кто, не задумываясь, пожертвует чем-либо ради спасения, попавшего в беду, будь то человек или животное.

Наверное, каждый задумывался о том, сможет ли он совершить подвиг? Хватит ли у него той самоотверженности и смелости, пожертвовать собой ради кого-то? Это зависит от нашего воспитания. С детства родители, воспитатели, а затем уже и школа прививают нам любовь к Родине, т.е. чувство патриотизма, чувство совести. От того насколько привито это чувство ребенку зависит то, какой гражданин из него вырастет.

Люди, живущие в наше время, сильно изменились по сравнению с теми, кто жил в годы Великой Отечественной Войны. В то время многие русские солдаты становились на защиту своей Родины, рисковали жизнью. Тысячи людей совершали героические поступки, погибали на фронтах, на оккупированных территориях.

Одним из ярких примеров героических людей я считаю Ирэн Сендлер. Она работала медсестрой в одном из концлагерей в Польше. Эта женщина спасла более 2500 детей из концлагеря. Каждый день она выносила в сумке для медицинских инструментов по одному ребенку, рискуя своей жизнью. Кроме того, Ирэн записывала всю информацию о спасенных детях, что и помогло впоследствии вернуть их в семьи. Ее поймали немецкие солдаты, пытки продолжались долгое время, у нее были переломаны руки и ноги, но только чудом ей удалось избежать смертной казни. Ирэн умерла в возрасте 97 лет.

В 2009 году Ирэн Сендлер была номинирована на нобелевскую премию мира, но, к сожалению, эта премия была вручена Бараку Обаме за его усилия по созданию мира без ядерного оружия. Я не думаю, что усилия Барака Обамы важнее, чем 2500 жизней, спасенных Ирэн.

Очень жаль, что человеческие ценности и устои так изменились и подвиг не был вознагражден по достоинству, пусть и посмертно. В то время героические поступки совершали и мужчины, и женщины, и дети. Вспомним начало Великой Отечественной Войны, когда тысячи выпускников взяли в руки оружие и отправились защищать свою Родину. Они не испугались смерти, чувство патриотизма было гораздо сильнее этого страха. Вот как была воспитана молодежь того времени, надо помнить об этом и стараться привить нынешним детям и подросткам те же замечательные чувства патриотизма.

Мы не видели войны, но мы знаем о ней. Мы должны, помнить какой, ценой было завоевано счастье и не должны забывать обо всех тех людях, которые погибли и пострадали ради этого счастья, ради чистого неба над нашими головами. Они совершили подвиг, они умирали, но не сдавались. Сознание своего долга перед Родиной заглушало и чувство страха, и боль, и мысли о смерти. Значит, не безотчетное это действие — подвиг, а убежденность в правоте и величии дела, за которое человек сознательно отдает свою жизнь.

Вариант 5

Подвиг – это героический поступок, когда человек преодолевает свои возможности и совершает что-то, что не под силу обычному человеку. Подвиги люди совершали на протяжении всей истории. Подвиги многих героев становились легендами.       Например, очень известен древнегреческий герой Геракл, который совершил двенадцать героических поступков, на которые не были способны обычные люди.

Однако, на мой взгляд, подвиг может совершить каждый человек, но для этого потребуется огромная сила воли. В годы Отечественных войн, и Отечественной войны 1812 года, и в годы Великой Отечественной войны, многие русские солдаты становились на защиту своей Родины, рисковали своей жизнью, готовы были ею пожертвовать ради общего дела. Эти люди, русские солдаты, совершали подвиги, потому что их дело было делом чести и долга, потому что они становились на защиту людей и их жизней.

Я считаю, что подвиг связан с преодолением огромных трудностей, а также с проблемой выбора. Кто-то может, к примеру, совершить подвиг, рискнуть своей жизнью ради спасения чужих жизней, а другой человек, оказавшийся перед этим выбором, струсит. Поэтому, мне кажется, мы сами решаем, совершать нам подвиги или нет. Человек, который сделал свой выбор в пользу свершение благого дела, достоин восхищения. Потому что очень мало людей задумывается о чем-то, кроме собственного благополучия.

В книге Бориса Васильева описывается подвиг Алексея Мересьева. Это был русский летчик в годы Великой Отечественной войны. Однажды его самолет сбили немцы, а самого Алексея выкинуло в зимний лес, который находился далеко от поселков и деревень. Алексей, у которого почти отняло ноги, в течение нескольких недель добирался пешком до людских поселений.

А когда он, превозмогая самого себя, добрался до людей, его положили в госпиталь. А потом ему ампутировали ноги. Но Алексей, который не мог представить свою жизнь без полетов, без самолета, тренировался каждый день по многу часов, чтобы снова драться против немцев. Наконец, после долгих месяцев изнурительных тренировок, после преодоления внутренних трудностей и сомнений, Алексей смог воплотить свою мечту в реальность. Позже он получил звание Героя Советского Союза.

Этот человек совершил настоящий подвиг. И таких людей в нашей истории, а также в истории всех других народов, очень много. Все они вдохновляют людей на совершение благих дел и на совершение подвигов. Подвиги необходимы, потому что они развивают в людях самые лучшие человеческие качества.

Читайте также: Сочинения про характер Тараса Бульбы и по повести Н. В. Гоголя

Короткие сочинение на тему «Подвиг»

Вариант 1

Подвиг, как я понимаю его, — это героический посту­пок, совершённый в трудных условиях. Подвиг требует большой самоотдачи, силы воли, бесстрашия.

Бетховен, известный композитор, оказался в невыноси­мых условиях, когда начал терять слух. Болезнь угнетала его, но он не сдавался, пытался избавиться от гула в ушах самостоятельно, обращался к различным врачам: он не мог отступить! Его спасла музыка, но дело не только в ней. Композитор упорно работал, и недугу не удалось сломить его. Бетховен, как «мужественный борец», продолжал писать. Результатом работы стала его знаменитая Вторая симфония — символ настоящего подвига, победы над болезнью и самим собой.

Действительно, подвиг — это поступок героя, удел само­отверженных людей!

Вариант 2

Подвиг — это удивительный, полный самоотдачи посту­пок человека. Результатом подвига может быть спасённая жизнь, важное открытие, выдающееся достижение.

В рассказе Б. Кремнева подвигом называется создание Бетховеном его Второй симфонии. Композитору пришлось пережить много тяжёлых минут из-за усиливающейся глу­хоты, он избегал людей, мучительно страдал. Однако это не сломило его дух, и Бетховен смог выиграть тяжелейшую схватку с болезнью и создать одно из своих самых светлых произведений.

Подвигом я считаю и работу Микеланджело Буонаротти, итальянского скульптора и художника, который, лёжа на спине, расписал плафон Сикстинской капеллы площадью в шестьсот квадратных метров. Это был титанический труд в течение четырёх лет!

Не могу не согласиться с автором текста в том, что под­виг требует внутренней силы. Он действительно невозмо­жен без твёрдого характера и мужества.

Вариант 3

Я считаю, что подвиг — это важное дело, совершённое в труднейших условиях. Он иногда требует от человека ог­ромных усилий, душевных и физических.

Так, Б. Кремнев, автор текста, называет подвигом созда­ние Бетховеном Второй симфонии.

С автором текста сложно не согласиться. Несмотря на страх потерять слух и профессию, композитор ухватился за возможность писать музыку. Он победил отчая­ние, сохранил уверенность в своих силах, пока­зав себя борцом, творящим во имя людей, и соз­дал прекрасное произведение.

Также примером подобного подвига может служить судьба лётчика Алексея Маресьева. Лишившись обеих ног, он впоследствии сумел вновь сесть за штурвал самолёта. Си­ла воли и самовоспитание помогли ему жить полноценной жизнью.

Подвиги, я уверен, совершают мужественные люди.

Вариант 4

Подвиг — это героический поступок, когда человек, пре­одолевая себя, совершает почти невозможное. Когда говорят о подвиге, сразу вспоминаются герои Великой Отечествен­ной войны. Это они, проявляя героизм, отвоевали мир на земле. Но самоотверженные поступки совершаются не толь­ко на полях сражений.

Доказательства этой мысли можно найти в тексте Б. Кремнева. Когда Бетховен понял, что его болезнь неизле­чима, он «вступил в схватку с судьбой». Музыка, ради ко­торой жил композитор, стала спасением для него.

Бетховен отвоевал у болезни такие высоты, о каких не­возможно и помыслить: он создал величайшее творение — Вторую симфонию. И в ней нет «ни одной мрач­ной нотки, ни единого намёка на боль и страдание». Это и есть настоящий подвиг!

Такие люди, как Бетховен, способные бросить вызов трудностям и мужественно преодолеть их, заслуживают уважения и восхищения.

Вариант 5

Подвиг — это такой поступок, когда человек, преодоле­вая свои возможности, совершает невозможное. Конечно, на этом пути могут быть и минуты сомнений, но важен лишь результат.

Бетховен, ощутив потерю слуха, вначале надеялся, что «всё пройдёт само собой», но, когда узнал, что «болезнь не­излечима», не опустил руки. Жизнь его превратилась в борьбу с болезнью, а музыка в этом поединке стала его союзником.

И композитор вышел победителем в схватке с недугом. Более того, в этот период он пишет «одно из самых радостных и светлых творений» — Вторую симфо­нию. Погружённый в пучину несчастья, Бетховен совершил почти невозможное: создал гимн радости и счастья.

Я думаю, что мужественное преодоление своих болезней и слабостей — это самый настоящий подвиг.

Вариант 6

Подвиг — это поступок, совершённый на пределе челове­ческих возможностей. Подвиг, я думаю, немыслим без му­жества, без преодоления себя.

Нетрудно представить, какое отчаяние испытывал Бет­ховен, когда понял, что глохнет, ведь музыка для него была смыслом всей жизни. Мысли о самоубийстве не раз прихо­дили ему в голову, но композитор вступил в «схватку с судьбой». Это были самые тяжёлые месяцы в его жизни.

И в это ужасное для него время композитор создаёт му­зыку, в которой возникает он, Бетховен, не сломленный и подавленный, а спокойный и мужественный борец. Вершиной же его жизненного подвига становится Вторая симфония — гимн счастью. Да, композитору потребовалось немало мужества, чтобы в такое трагическое для него время рассказывать людям музыкой о счастье и радости.

Музыкант немыслим без слуха. Поэтому я считаю, что творчество Бетховена явилось величайшим подвигом его та­ланта, чувства и воли.

Аргументы из литературы по направлению «Что такое подвиг?»

Подвиг — громкое слово. Но именно так можно описать поступок Гули Королевой, описанный в посвященной ей книге «Четвертая высота» Елены Ильиной. Во время битвы она вынесла с поля 50 раненых бойцов, а после смерти командира взяла командование на себя. И даже будучи смертельно раненой, продолжала вести бой до последнего вздоха. Можно лишь восхититься мужеством этой девушки.

Несмотря на то, что герой поэмы А. Твардовского «Василий Теркин» не считает свой поступок подвигом, его можно считать героем. Мужчина, не обращая внимания на большой риск, самоотверженно переплывает реку, чтобы передать важное донесение командованию. Это могло стоить ему жизни, но он все же решился на этот поступок.

В рассказе М. Шолохова «Судьба человека» поднимается тема не только военного подвига, но и нравственного. Шофёр Андрей Соколов, будучи на фронте, узнает о гибели всей своей семьи. Несмотря на это, он нашел в себе силы не сломаться и усыновить осиротевшего мальчика. Сила характера героя не может не восхитить.

В повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» рассказано о военном подвиге целой группы. Во время разведки женскому отряду и старшине приходится вступать в отчаянную схватку с врагом. Каждая из женщин героически и мучительно погибает. Даже осознавая всю опасность, они вырывались на фронт и жертвовали своими жизнями наравне с мужчинами.

«Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого совершенно не случайно носит такое название. Автор повествует о реальной истории летчика Алексея Мересьева. Герой был сбит на истребителе над оккупированной немцами территорией, сквозь леса пытался найти дорогу обратно, пока не вышел к своим. Даже потеряв обе ноги, мужчина продолжает давать отпор врагу. Такого человека поистине можно назвать великим, а его поступок — подвигом.

В повести «Обелиск» В. Быкова возникает спорное отношение к поступку героя. Учитель Алесь Морозов во время войны создает со своими учениками антифашистскую группу. Не послушав учителя, ребята совершают убийство жестокого полицая. После их поимки Алесю предлагают сдаться добровольно. Мужчина приходит, понимая, что учеников не отпустят. Впоследствии их всех казнят. Спустя годы кто-то считает этот поступок безрассудным, а свидетель событий — подвигом.

В романе-эпопее «Война и мир» Л.Н. Толстой показывает нам, что не всегда подвиг оказывается заметен. Капитана Тушина, практически принимавшего пули на себя, отчитали за выход без приказа, хотя отважное сопротивление его батареи потрясло даже врага. Подвиг был замечен только благодаря заступничеству князя Андрея.

В романе Томаса Кенилли «Ковчег Шиндлера» рассказывается история реального человека — немца Оскара Шиндлера. Мужчина спас огромное количество евреев во время холокоста. Он нелегально нанимал их как своих рабочих, укрывая от преследования. После капитуляции Германии герой был вынужден бежать, но остались целые поколения евреев, благодарных ему за нравственный подвиг, который он совершил.

«Альпийская баллада» В. Быкова — это история о горьком самопожертвовании. Иван Трёшка, по случайности избежавший концлагеря, встречает Джулию. Внезапное чувство, вспыхнувшее между ними, прерывается преследующими их фашистами. Здесь герой совершает свой подвиг: попав в тупик, Иван спасает девушку, бросая ее с ущелья в сугроб снега, сам же остается на растерзание, жертвуя своей жизнью.

В повести Б. Васильева «В списках не значился» повествуется о защите Брестской крепости. Несомненно, все, кто дал в той битве отпор врагу, совершили подвиг. Но единственный оставшийся в живых лейтенант Плужников поражает своей стойкостью. Лишившись своих товарищей, он продолжает отважно сражаться. Но даже будучи взятым в плен, он настолько восхитил фашистов своей отвагой, что они сняли перед ним фуражки.

Примеры из жизни, кино и СМИ

В фильме «Мальчик в полосатой пижаме» сын коменданта концлагеря, заводит дружбу с еврейским мальчиком по ту сторону ограды. В конце концов, родители узнают об этом и настаивают на переезде. Тем не менее, мальчик успевает перебраться через ограду, чтобы помочь своему другу в поисках отца. Несмотря на трагичный исход событий, даже такое искренне желание помочь можно считать подвигом.

Спасатели или пожарные постоянно рискуют своей жизнью, спасая чужие. Каждая смена — новое испытание. Такая работа требует невероятной смелости и бесстрашия, забирает много нервов. Часто они сами и не считают это подвигом, но для людей, которые получают их помощь, они — настоящие герои.

Не все подвиги имеют огромные масштабы. Мальчик, боящийся высоты, но снимающий маленького котенка с дерева, тоже совершает подвиг. Он борется со своим страхом, переступает через него, чтобы в конечном итоге спасти беззащитное животное. Внутри себя он преодолевает большую преграду. Это заслуживает уважения.

Однажды мы с другом загорали на пляже. Неподалеку, на мелководье, бродила девушка, но вдруг она резко пропала из виду. Мы заволновались, и мой друг пошел проверить то место. Оказалось, что там было двойное дно — она упала и начала тонуть. Друг, не испугавшись опасности, нырнул за ней и спас ее жизнь. Я считаю это настоящим подвигом.

Подвиг может быть абсолютно разным. Моя подруга постоянно помогает бездомным животным. Я могу назвать это подвигом, так как она искренне о них заботится, забирает их домой и содержит в тепле и уюте. Несмотря на все сложности, она подбирает отвергнутых питомцев, сохраняя им жизнь.

Однажды мне на глаза попалась статья о юноше, который спас маленькую девочку, выпавшую из окна. Парень просто проходил мимо, невероятно быстро среагировал и успел поймать ребенка. Этим действием он совершил настоящий подвиг. Герои — среди нас. И носят они вовсе не развивающиеся плащи, а обычные джинсы и футболки.

В фильме «Гарри Поттер и дары смерти II» главный герой совершает невероятный подвиг, когда решает пожертвовать свой жизнью ради спасения всего волшебного мира. Он встречается с главным злом лицом к лицу. Не обращая внимания на уговоры друзей, готовых сражаться, Гарри остается непоколебим.

Я всегда считала нравственным подвигом усыновление ребенка. Меня восхищает, как люди способны взять на себя такую ответственность, подарить любовь и тепло неродному отпрыску. Такой подвиг совершили мои дядя и тетя. Я безмерно уважаю их за такое сложное и великодушное решение.

Люди очень часто привязываются к своим домашним любимцам. Герой истории, на которую я наткнулась на новостном сайте, так хотел защитить своего питомца, что бросился на медведя, когда тот напал на его щенка. Мужчина проявил нечеловеческую храбрость, благодаря которой его любимец остался жив. Это можно назвать настоящим подвигом.

По моему мнению, первая жена Стивена Хокинга совершила невероятный подвиг. Джейн не оставила ученого, когда у него начала развиваться болезнь, которая в последствии привела к параличу. Она продолжала ухаживать за ним, пока это было возможно, подарила ему троих детей, буквально посвятила ему всю свою молодость. Даже несмотря на то, что спустя много лет супруги развелись, такой выбор женщины все еще меня восхищает.

Тема подвига в русской литературе

Герой, героизм, героическое… Эти слова с детства входят в нашу жизнь, формируя в человеке черты гражданина и патриота. Важная роль в этом процессе принадлежит русской литературе, в которой изображение подвига человека было и остается традиционным еще со времен “Слова о полку Игореве” и “Задонщины”. В русской литературе XX века подвиг человека оказывается тесно связанным с темой Великой Отечественной войны, ставшей поистине “народной войной” для наших соотечественников.

Среди прошедших эту войну было много будущих писателей: Ю. Бондарев, В. Быков, В. Закруткин, К. Воробьев, В. Астафьев и др.

Добровольцем Великой Отечественной, прошедшим ее от начала до конца, стал и Борис Львович Васильев, автор многих книг, посвященных этой святой для каждого теме.

Наибольшей известностью пользуется повесть Б. Васильева “А зори здесь тихие…”, в которой с особой проницательностью выражена мысль о несовместимости войны с природой человека, тем более женщины, призванной дарить жизнь.

Но мне хотелось бы в своем сочинении обратиться к роману Б. Васильева “В списках не значился”, который был опубликован в журнале “Юность” в 1974 году.

В центре романа — судьба молодого лейтенанта Николая Плужникова, прибывшего к месту службы — в Брестскую крепость — поздним вечером 21 июня 1941 года, а потому и не успевшего попасть в список состава гарнизона, но ставшего впоследствии последним защитником героической крепости.

“В списках не значился” — это история становления героического характера, мужающего в огне войны.

Роман композиционно делится на три части, хронологически продолжающих друг друга.

Итак, Коля Плужников прибывает в Брестскую крепость в ночь на 22 июня 1941 года. Он почти еще мальчик, очень наивный и непосредственный. Но в этой наивности заключена, мне кажется, большая правда времени, которое Б. Васильев рисует, избегая и намека на модернизацию, осовременивание прошлого в угоду моде, власти и т. п.

Коля искренне уверен, что известное сообщение ТАСС, в котором слухи о начале войны названы провокацией, исчерпывает все проблемы: “У нас с Германией договор о ненападении. Слухи о концентрации немецких войск у нашей границы… являются результатом происков англо-французских империалистов”. А на вопрос о том, будет ли война, юноша быстро отвечает: “Это будет быстрая война. Самое главное — это решающая мощь Красной Армии. На вражеской территории мы нанесем врагу сокрушительный удар”. Нам, людям начала XXI века, знающим о тяжких отступлениях Красной Армии в 1941 году, о страшном харьковском окружении 1942 года, эти слова героя невозможно читать без горькой улыбки.

Но не для того, чтобы посмеяться, Б. Васильев вводит на страницы романа своего Колю Плужникова. Это, если хотите, исходный момент в развитии героя.

Война резко меняет жизнь и сознание Николая. Ценой тяжких ошибок, познав высокую любовь и низкое предательство, Плужников приходит к пониманию того, что от его личного участия зависит многое.

Не сразу удалось пройти Николаю ту “науку ненависти”, о которой писал М. А. Шолохов. Во второй части романа совершается переход героя в новое состояние: превращение мальчика в воина, в “товарища командира”.

Однако мне кажется, что первая и вторая части являются своеобразной завязкой к третьей части. Вот когда погибли все друзья Плужникова, когда он остается единственным действующим бойцом в занятой, но непобежденной крепости, разворачивается основное действие романа. Резко меняется тон и даже ритм повествования, уходят драматические ноты военного сюжета, исчезают описания боевых эпизодов; возникает высокий психологический накал, на смену драме приходит высокая, превращающая юношу в Героя трагедия, кульминацией и развязкой которой одновременно становится последняя глава романа. Отсюда и торжественность, и особый, значимый смысл каждой фразы.

Непокоренный сын непокоренной родины не чувствует себя побежденным. Брестская крепость не пала, а просто истекла кровью, и Плужников — последняя ее капля. Он выше смерти, значит, выше забвения.

Полуживого, голодного Плужникова боятся фашисты: “У входа в подвал стоял невероятно худой, уже не имевший возраста человек…, длинные седые волосы касались плеч. Он стоял, строго выпрямившись… и, не отрываясь, смотрел на солнце ослепшими глазами. И из этих немигающих, пристальных глаз неудержимо текли слезы”.

Подвиг Плужникова столь высок, что он поражает даже врагов. Когда он шел к санитарной машине, “вдруг немецкий генерал, щелкнув каблуками, вскинул руку к козырьку. Солдаты вытянулись и замерли”. Но тот, кому отдавали честь враги, уже ничего не видел. Он был выше славы и выше смерти. “Он шел гордо и упрямо, как жил, и упал только тогда, когда дошел”.

Невозможно читать без слез эту последнюю главу романа, в которой автор ни разу не назвал своего героя по имени. В начале романа он был для нас Колей Плужниковым, потом “товарищем командиром”, а прощаемся мы с неизвестным русским солдатом, чье имя навеки осталось в народной памяти, хотя сам он и в списках не значился.

Я думаю, что тема подвига вечно будет существовать в русской литературе не только потому, что память о героях не умирает в наших сердцах, но и потому, что в наши дни, к сожалению, вновь погибают девятнадцатилетние ребята, а матери вновь надевают траурные одежды.

  • Чудо – это событие, которое ты не можешь объяснить ничем, это то, что тебя удивило, поразило, заставило удивляться. Ведь в мире много необъяснимых вещей. Нам просто порой не хватает знаний, чтобы объяснить многие явления в жизни, в природе. Мы не знаем многих физических законов, по которым происходят те или иные явления, поэтому часто называем их чудесами.
    Верить в чудеса призывают нас все мировые религии. Эта вера с одной стороны заставляет людей пребывать в страхе перед высшими силами, а с другой – помогает им верить в спасение и помощь от сверхъестественных явлений.
    В реальной жизни с людьми тоже случаются чудеса. А многих из чудес мы просто не считаем чудом. Например, зарождение новой жизни, возникновение любви, дружбы, привязанности. Или книги, читая которые вы испытываете те же чувства, которые испытывают их персонажи. Если хочется увидеть чудеса – идите в цирк. Вот уж где они происходят ежеминутно: фокусники вытаскивают из шляпы живых кроликов, исчезают и появляются распиленные пополам женщины, завязанная тугим узлом веревка развязывается одним прикосновением руки.
    Что же можно назвать настоящим чудом? Думаю, то, чего до сих пор не могут объяснить ученые. Это появление неопознанных летающих объектов, тайны Бермудского треугольника, египетских пирамид, поведение животных, жизнь растений.
    Место чудесам есть всегда, мы им никогда не перестанем удивляться и видеть в них нечто необыкновенное.

  • Удо – это мечта, ставшая реальностью. У каждого из нас свои мечты и свое понимание о том, что такое чудо и есть ли место для чудес в наше время. Чудо – это то, что удивило, поразило до глубины души и сердца.
    Кто-то скажет, что чудом является сама жизнь и он, конечно же, будет прав. Но в наше время жизнь для многих – это то, от чего хочется избавиться, потому что жизнь их тяготит, они не видят в ней смысла и решаются на суицид. А что такое суицид? Это одна из форм протеста. Но если человек выбирает этот путь, то он лишает себя и других возможности что-то изменить.
    Если говорить об этом явлении с религиозной точки зрения то чудо – это нарушение законов тварного (окружающего) мира. Кто-то ищет чуда везде и во всем, хочет постоянно удивляться чему-то, но уже давно замечено, что с годами человек перестает верить в чудеса, потому что взрослеет. Возможно, что все это происходит еще и потому что на место искреннего удивления встают страхи, которые «парализуют» умение мечтать. Ведь взрослому человеку несолидно быть доверчивым и наивным, он знает больше ребенка и поэтому подходит к любому явлению или событию в своей жизни с точки зрения опыта и накопленных знаний, полученных в результате обучения и самообразования.
    В детстве же все иначе. Дети открытые, непосредственные и для них каждый прожитый день – это новое открытие, а значит, и чудо тоже. Они по незнанию придумывают свои объяснения жизненным событиям, верят в сказки, ждут подарков под новогодней елкой от деда Мороза.
    Это уже потом, со временем, они черствеют, закрываются, боятся верить в чудеса. И в этом очень часто виноваты взрослые, которые не дают возможности ребенку быть ребенком, оставаться им дольше и познать самое главное чудо в его жизни: детство.

  • Внутренний мир человека – это переживания, чувства, интересы, надежды и устремления. Это то, во что человек верит, и то, что он знает об окружающем мире и о себе самом. Страсти и страхи, радости и печали – все это относится к внутреннему миру.Чудо – это что-то необыкновенное, прекрасное, приятное. Мы ждем чудес и верим в чудо.
    Никто не может до конца понять и прочувствовать внутренний мир другого человека. «Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?». Высказать чувства словами порой почти невозможно. Их удается передать только косвенно, иносказательно. Мы ценим друзей детства, потому что часть нашего с ними жизненного опыта получена вместе, бок о бок. Поэтому есть надежда, что они смогут понять нас лучше, чем кто-то другой. Достаточно вместе припомнить какой-то памятный случай, вызвавший яркие эмоции, как эти же эмоции захлестывают обоих. И хотя они все равно будут немного разными, все же не приходится долго вводить собеседника в курс дела, что сильно облегчает общение.К внутреннему миру человека относится и такое понятие, как воля. Она вступает в действие, когда нам нужно принимать какие-то решения, планировать свои дела и выполнять их. А чтобы довести начатое дело до конца, нужна сила воли. Чем лучше человек понимает, к чему он стремится, тем более сильная у него воля, тем свободнее и ответственнее он принимает решения. Конечно, это свойство воли ярче всего проявляется в трудных ситуациях. Например, нужно принять решение, куда пойти учиться. Если человек сам не задумается, к чему же он на самом деле стремится, каким специалистом он хочет себя видеть, то есть большая вероятность, что решение за него примет какой-то другой, не до конца понимающий его человек. Это может обернуться трагедией, поломанной судьбой или, как минимум, потерянным временем.Поэтому необходимо помнить о прошлом и обязательно планировать будущее, понимая, что ты – часть человечества и твоя судьба будет влиять на всех людей, на будущее в целом.

  • Многие люди ждут чего-то особенного в своей жизни. Они ждут чуда. А что именно мы считаем чудом? Почему люди не видят вокруг себя такие чудеса жизни, как любовь, дружба, семья? Почему всё человеческое благополучие стало восприниматься, как должное, как естественное? Мы не видим, что жизнь – это дивное, радостное чудо, которое подарил нам Бог, сотворив нас. Сотворяя весь мир, животных, людей Бог поверил в нас и подарил нам такие чудеса, как взаимопонимание, самые родные нам люди и самые тёплые чувства. Так давайте поговорим сегодня о чуде, о мире, который нас окружает.
    Что такое чудо? Существует много разных определений на эту тему. Каждый представляет чудо по-своему. Одно из определений, которое я нашла, гласит, что чудо – это знак Божий человеку. Другое, что чудо – это Рождество, волшебное время, атмосфера праздника и счастливые лица детей. В словаре Даля написано, что чудо – это всякое явленье, кое мы не умеем объяснить по известным нам законам природы. Богу все чудеса доступны; Христос являл чудеса, исцелял чудесами. Диво, необычная вещь или явленье, случай, нежданная и противная предвидимой возможности, едва сбыточное. Я считаю, что это и есть проблема людей – чудо для них что-то недостижимое, несбыточное. Люди ждут от жизни слишком многого. А ведь стоит всего лишь осмотреться вокруг себя и постараться увидеть чудо в каждом живом существе, в каждой капельке росы, в каждой молекуле кислорода.
    Различие между чудом и естественным событием заключается лишь в повторяемости. Восход солнца часто повторяемое событие, которым люди не любуются с большим интересом, потому что это естественно. А теперь представьте, что солнце взошло бы один раз в вашей жизни. Вероятно, все устремились бы посмотреть на это событие и назвали бы его чудесным. А возникновение радуги на небе? Оно вызывает намного больше интереса у людей, именно потому, что происходит реже, чем восход солнца. Рэй Бредбери написал рассказ «Нескончаемый дождь» . На той планете, о которой шла речь в этом рассказе, вечно лил дождь, не прекращая ни на секунду. Только один из членов команды дошёл до солнечного купола, который построили на этой планете, чтобы люди отдыхали от вечного дождя. Из этого рассказа я поняла, что, только лишившись чего-то, мы понимаем, что это было дорого для нас и было для нас чудом, к которому мы привыкли. А ещё я поняла, что никогда нельзя сдаваться…
    Я могу предложить один из способов решения проблемы того, что люди не видят чуда в обычном. Живите с детским взглядом на жизнь. Ведь ребёнок видит всё в первый раз! Для него всё новое является чудом. Снег, дождь, мохнатый котёнок или качели в парке. Он смотрит на всё наивными глазами, полными удивления и желания всё познать, потрогать, почувствовать на себе. Не стремитесь, стать взрослым, постарайтесь вспомнить ощущения, когда вы увидели что-либо в первый раз. Я думаю, что это поможет увидеть многочисленные чудеса вокруг себя.

  • Часть 3
    Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.
    Задание 15.2
    Напишите сочинение – рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения текста: «Просто чудо совершил этот святой человек».
    Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование
    Композиция сочинения
    1. Толкование высказывания.
    2. Первый пример из текста.
    3. Второй пример из текста.
    4. Вывод
    Вступление. Моё понимание высказывания.
    Чудом мы называем что-то поразительное, удивляющее нас своей необычностью. Почему же поступок доктора назван чудом, а сам Пирогов святым человеком? Для ответа на эти вопросы обратимся к тексту А.И. Куприна.
    Первый пример из текста.
    Для Мерцалова, находящегося на грани отчаяния, чудом кажется уже то, что незнакомый человек не остался равнодушным, как многие окружающие, а пришёл на помощь нуждающимся людям.
    Второй пример из текста.
    Святыми мы называем людей, которые, не думая о себе, несут в мир добро, творят чудеса. Именно таким изображён доктор Пирогов, не пожалевший ни своего времени, ни денег для бедняков. Не случайно Мерцалов хочет знать имя человека, за которого его дети будут молиться, а Гриша сравнивает доктора с ангелом.
    Вывод.
    Итак, А.И. Куприн показывает, что добро может творить настоящие чудеса, изменить к лучшему жизнь окружающих нас людей.
    Литература
    Нарушевич А.Г., Готовимся к ОГЭ по русскому языку с пособиями издательства «Просвещение».

  • Чудо – это мечта, ставшая реальностью. У каждого из нас свои мечты и свое понимание о том, что такое чудо и есть ли место для чудес в наше время. Чудо – это то, что удивило, поразило до глубины души и сердца.
    Кто-то скажет, что чудом является сама жизнь и он, конечно же, будет прав. Но в наше время жизнь для многих – это то, от чего хочется избавиться, потому что жизнь их тяготит, они не видят в ней смысла и решаются на суицид. А что такое суицид? Это одна из форм протеста. Но если человек выбирает этот путь, то он лишает себя и других возможности что-то изменить.
    Если говорить об этом явлении с религиозной точки зрения то чудо – это нарушение законов тварного (окружающего) мира. Кто-то ищет чуда везде и во всем, хочет постоянно удивляться чему-то, но уже давно замечено, что с годами человек перестает верить в чудеса, потому что взрослеет. Возможно, что все это происходит еще и потому что на место искреннего удивления встают страхи, которые “парализуют” умение мечтать. Ведь взрослому человеку несолидно быть доверчивым и наивным, он знает больше ребенка и поэтому подходит к любому явлению или событию в своей жизни с точки зрения опыта и накопленных знаний, полученных в результате обучения и самообразования.
    В детстве же все иначе. Дети открытые, непосредственные и для них каждый прожитый день – это новое открытие, а значит, и чудо тоже. Они по незнанию придумывают свои объяснения жизненным событиям, верят в сказки, ждут подарков под новогодней елкой от деда Мороза.
    Это уже потом, со временем, они черствеют, закрываются, боятся верить в чудеса. И в этом очень часто виноваты взрослые, которые не дают возможности ребенку быть ребенком, оставаться им дольше и познать самое главное чудо в его жизни: детство.

  • Сочинение на тему : Что такое чудо
    пожалуйста помогите

    Ответы:

    удо – это мечта, ставшая реальностью. У каждого из нас свои мечты и свое понимание о том, что такое чудо и есть ли место для чудес в наше время. Чудо – это то, что удивило, поразило до глубины души и сердца.
    Кто-то скажет, что чудом является сама жизнь и он, конечно же, будет прав. Но в наше время жизнь для многих – это то, от чего хочется избавиться, потому что жизнь их тяготит, они не видят в ней смысла и решаются на суицид. А что такое суицид? Это одна из форм протеста. Но если человек выбирает этот путь, то он лишает себя и других возможности что-то изменить.
    Если говорить об этом явлении с религиозной точки зрения то чудо – это нарушение законов тварного (окружающего) мира. Кто-то ищет чуда везде и во всем, хочет постоянно удивляться чему-то, но уже давно замечено, что с годами человек перестает верить в чудеса, потому что взрослеет. Возможно, что все это происходит еще и потому что на место искреннего удивления встают страхи, которые «парализуют» умение мечтать. Ведь взрослому человеку несолидно быть доверчивым и наивным, он знает больше ребенка и поэтому подходит к любому явлению или событию в своей жизни с точки зрения опыта и накопленных знаний, полученных в результате обучения и самообразования.
    В детстве же все иначе. Дети открытые, непосредственные и для них каждый прожитый день – это новое открытие, а значит, и чудо тоже. Они по незнанию придумывают свои объяснения жизненным событиям, верят в сказки, ждут подарков под новогодней елкой от деда Мороза.
    Это уже потом, со временем, они черствеют, закрываются, боятся верить в чудеса. И в этом очень часто виноваты взрослые, которые не дают возможности ребенку быть ребенком, оставаться им дольше и познать самое главное чудо в его жизни: детство.

  • Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Новокаякентская СОШ» Каякентского района

    КОНСПЕКТ

    урока русского языка в 9 классе

    «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения 9.3 ОГЭ»

    99771413 1

    Автор: учитель русского языка и литературы

    Саидова Г.А.

    2020г.

    Цели урока: 

    — формирование у школьников навыков написания сочинения — рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 9.3);

    формирование умения учащихся наблюдать, анализировать, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы;

    Задачи:

    1)образовательные: расширение и углубление знаний о структуре сочинения-рассуждения в формате ОГЭ; совершенствование умений самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;

    2)развивающие: развитие познавательной активности учащихся, развитие навыков и способностей критического мышления , навыков индивидуальной и групповой работы, формирование умений анализировать полученную информацию;

    3)воспитательные: формирование потребности у учащихся самовоспитания морально-волевых качеств, формирование ценностного отношения к своему здоровью.

    Методы обучения: проблемно-поисковый, исследовательский, иллюстративный.

    Организационные формы: применение ИКТ и ТСО, беседа, практическая работа, фронтальный и индивидуальный опрос. Заключительный этап — рефлексия.

    Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, мыслительный прием СИ-ФИНК-УАНДЭ, опрос по ПОПС-формуле, анализ текста, составление текста сочинения.

    Оборудование: ТСО, компьютер, рабочая тетрадь, лист формата А4, раздаточный материал, алгоритм написания сочинения-рассуждения.

    Ход урока.

    I. Организационный момент.

    Учитель: Здравствуйте, ребята. Рада приветствовать вас. Надеюсь, что наш урок пройдет в атмосфере взаимопонимания и взаимосотрудничества. Сегодня мы будем готовиться к написанию сочинения-рассуждения в формате ОГЭ. Какую тему будем обсуждать на этом уроке, вы определите после просмотра фрагмента фильма о легендарном летчике по повести Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке»

    (Просмотр фрагмента фильма)

    После просмотра фрагмента фильма учитель проводит с учащимися гимнастику для глаз .

    (Использование приёма СИ-ФИНК-УАНДЭ: посмотри — подумай — задайся вопросом)

    Учитель: Ребята, сейчас организуем обсуждение просмотренного фрагмента. Запишите, пожалуйста, вопросы.

    Первый вопрос: что вы видели на экране?

    Ученики записывает ответ в течение 2 минут

    Учитель:Что вы думаете об увиденном?

    Ученики записывают ответ

    Учитель:О чем заставляет задуматься увиденное?

    Ученики записывают ответ

    (Фронтальный опрос)

    Учитель: Прочитайте, пожалуйста, ответ на первый вопрос

    (Ответы учеников )

    Учитель:Прочитайте ответ на второй вопрос

    Ответы учеников

    Учитель: Прочитайте ответ на третий вопрос

    Ответы учеников

    2. Постановка целей и задач урока.

    Учитель: Посмотрев отрывок о легендарном летчике Алексее Мересьеве, который превозмогая боль, преодолел все препятствия на пути достижения цели и смог вернуться в строй, вы задумались над вопросом, что помогает человеку добиваться поставленной цели, какими волевыми качествами должен обладать человек, чтобы преодолеть все трудности и истыпания на жизненном пути. Ребята, давайте подумаем, на какую тему мы сегодня будем писать сочинение-рассуждение?

    Ответы учеников: Что такое сила воли?

    Учитель: Правильно, ребята. Сегодня на уроке мы должны определить, что такое сила воли.

    3. Работа над темой урока.

    Работа в группах

    Учитель: Ребята, сейчас мы организуем обсуждение по вопросу, что такое сила воли? На середине листа написано: Что такое сила воли?

    Каждый из вас должен записать ответ на вопрос на своей части листа, если вашу идею (ответ) поддержит команда, то эту идею записываем в центральный квадрат. Продолжаем писать, пока все не поделятся своими ответами.

    Учитель: Итак, мы закончили делиться идеями. Давайте прочитаем слова, записанные в центральном квадрате.

    (Выступления учеников).

    Примерные ответы 1-ой команды: Сила воли – это сила духа, стойкость, упорство в достижении поставленных целей, настойчивость, работа над собой, терпение.

    Примерные ответы 2-ой команды: Сила воли – это умение противостоять искушениям и соблазнам, умение говорить нет, целеустремленность, стойкость, упрямство, железная воля.

    Учитель: Молодцы, ребята. Вы хорошо поработали. Как же воспитать у себя волевые качества? Все признают, что это очень трудный процесс. Ведь по сути своей это насилие над собой, принуждение делать то, что делать не хочется, либо, наоборот, отказ от того, что очень хочется.

    (Организация опроса по ПОПС-формуле.)

    Ответы учащихся: Я считаю, что лучше всего развивать силу воли, занимаясь спортом, потому что интенсивные тренировки побуждают человека постоянно преодолевать себя. Я могу доказать это на примере людей с ограниченными возможностями, которые, преодолевая всетрудности, сумели стать чемпионами на Параолимпийских играх.

    Таким образом, занятие спортом делает нас сильными не только физически, но и духовно.

    Учитель: Совершенно согласна с вами. Кроме спорта, какими способами можно воспитать силу воли?

    Примерные ответы учеников.

    Ученики: Я считаю, что можно воспитывать силу воли в борьбе с такими вредными привычками, как алкоголизм, курение, наркомания. Потому что противостоять влиянию пагубных привычек может только человек несгибаемой воли. Например, часто в компании предлагают первую сигарету, алкоголь. Уметь сказать нет очень важно, хотя и нелегко. Поэтому человека, сумевшему противостоять соблазну можно назвать человеком железной воли.

    Учитель: Спасибо за исчерпывающие ответы. Прежде чем приступить к чтению текста, мы немного отдохнём.

    Проведение «Релаксация» под спокойную музыку.

    Учитель: Чтобы иметь сильную волю, необходимо долго и упорно работать над собой. А как работал над собой великий русский полководец Суворов? Об этом узнаем, прочитав текст Осипова.

    4. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся.

    Работа над построением сочинения — рассуждения.

    Текст читает ученик.

    Учитель: Ребята, по данному тексту вы должны написать сочинение-рассуждение, в котором необходимо раскрыть значение словосочетания «сила воли»? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение, которое будет тезисом вашего сочинения-рассуждения.

    Аргументируя свой тезис, приведите 

    2 (два) примера-аргумента

    , подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите 

    из прочитанного текста

    , а второй — 

    из Вашего жизненного опыта.

     
    Объём сочинения должен составлять 

    не менее 70 слов

    . Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. 
    Сочинение пишите 

    аккуратно, разборчивым почерком

    .

    Учитель: Давайте вспомним композицию сочинения-рассуждения.

    (Организуется фронтальная беседа – интерактивный прием микрофон)

    Ответы учеников:

    Сочинение-рассуждение имеет следующую композицию:

    -Тезис.

    -Аргументы (доказательства)

    -Вывод.

    Учитель: Таким образом, сочинение состоит из трех частей.

    Работа в группах.

    Учитель дает задание каждой команде.

    Первая команда пишет тезис (формулирует определение словосочетания сила воли и прокомментирует его).

    Вторая команда формулирует 1-ый аргумент из прочитанного текста

    В этом аргументе нужно кратко рассказать о том, кто в тексте К.Осипова с помощью силы воли сумел воспитать себя и добиться поставленной цели. Каким образом он это делал. Что для этого делаем?

    Ответы учащихся: Выделяю ключевые предложения, на которые буду опираться при написании аргумента: 2-9, 11-14.

    Учитель: По какой схеме будете выстраивать свой аргумент?

    Ученик: Аргумент выстраиваю по такой 

    схеме:

    1. тезис (мысль, которую буду доказывать, это первое предложение),
    2. доказательства (рассказ о Суворове),
    3. микровывод (последнее предложение аргумента).

    Учитель:

    Третья команда формулирует 2-ой аргумент из собственного жизненного опыта. (Примеры из художественной литературы; жизненные наблюдения; пример из истории посёлка, города, страны; истории из жизни известных людей или Ваших знакомых, из Вашей жизни, сведения из СМИ и т.п.)

    Учитель: Прежде чем, приступить к работе сделаем короткую передышку.

    Физминутка.

    Учитель: Ребята, в качестве 2-го аргумента можете обратиться к просмотренному в начале уроку эпизода фильма об Алексее Мересьве. Также Можно вспомнить о том, как тренировали силу воли великие люди.

    • Александр Невский, 

    • Дмитрий Донской, 

    • Михаил Кутузов, 

    • Василий Чапаев, 

    • Георгий Жуков, 

    • Лев Толстой, 

    • Максим Горький и другие.

    Затем мы соединим все три части и вместе напишем вывод.

    Команды работают над текстом сочинения в течение 5-7 минут)

    Затем каждая команда читает написанное.

    Примерные ответы учеников

    Первая команда: Что такое сила воли? По-моему, сила воли – сила духа, стойкость, упорство в достижении поставленных целей. Чтобы воспитать силу воли необходимо долго и упорно работать над собой.

    Вторая команда: Большинство великих людей добивались побед и славы, работая над собой, побеждая свои недостатки и развивая лучшие качества. Об одном из них — легендарном А.В.Суворове — рассказывает в своём тексте К.Осипов. Ещё в детстве будущий полководец сумел преодолеть то, что могло помешать ему осуществить свою мечту о военной службе: физическое несовершенство, недостаточное воспитание и образование и даже отсутствие поддержки со стороны отца. Для этого юный Суворов разработал целую систему самовоспитания, в которую входили закаливание, самообразование и чтение военных книг.  Твердость воли и сила духа помогли великому полководцу добиться поставленной цели.

    Третья команда: Обладал огромной силой воли и духа и Алесей Мересьев. Лишившись ног, Алексей не только не пал духом, но и поставил себе цель снова стать полноценным лётчиком. Чтобы добиться своей цели, Алексей, превозмогая невыносимую физическую боль, упорно занимался гимнастикой ног и учился ходить на протезах.

    Учитель: Замечательно, теперь соединим тезис, аргументы и вместе напишем вывод.

    Ответы учеников: Таким образом, эти примеры убеждают нас в том, что только человек несгибаемой воли преодолеет все препятствия на жизненном пути и добьется поставленной цели.

      Таким образом, героический пример Алексея Мересьева убеждает нас в том, что только сильный человек способен осуществить свою мечту. 

    IV. Рефлексия. Подведение итогов.

    Учитель: Ребята, мы с вами проделали огромную работу. Я желаю вам здоровья, как гласит народная пословица: В здоровом теле здоровый дух. Воспитывайте в себе волевые качества, которые помогут вам смотреть в будущее с оптимизмом и преодолеть все жизненные невзгоды.

    Урок  заставил задуматься …,

    Навел меня на размышления …

      Что нового вы узнали на уроке?

     Что вы считаете нужным запомнить?

      Над чем ещё надо поработать?

     Своей работой на уроке я  доволен;  

    не совсем доволен;

      не доволен, потому что …

    Домашняя работа.

    1. Написать сочинение-рассуждение «Что такое сила воли?» по тексту

    Л. Пантелеева;

    2. Подобрать аргументы из прочитанных произведений в поддержку тезиса, сформулированного вами на сегодняшнем уроке.

  • Что такое одиночество сочинение рассуждение по литературе
  • Что такое обломовщина что такое современная обломовщина сочинение
  • Что такое обломовщина сочинение рассуждение кратко
  • Что такое обломовщина сочинение рассуждение 10 класс
  • Что такое общественная справедливость сочинение на дне