Что такое оперный рассказ

В ингушетии кисловодский городской суд на выездном заседании в ессентуках 15 декабря приговорил фигурантов по делу о земельных протестах к

В Ингушетии Кисловодский городской суд на выездном заседании в Ессентуках 15 декабря приговорил фигурантов по делу о «земельных протестах» к срокам от 7,5 до 9 лет колонии общего режима.

В 2019 году, 26 марта, в центре Магаса прошел митинг против соглашения о закреплении административной границы Чечни и Ингушетии, которой не было с 1991 года. Власти назвали это обменом, но по этому соглашению Ингушетия отдавала соседней республике больше территорий. Протестующие на митинге в Магасе обвинили тогдашнего главу Ингушетии Юнус-Бека Евкурова в предательстве национальных интересов. Митинг закончился столкновениями с силовиками, а потом и обысками у участников с возбуждением уголовных дел. По делу в общей сложности привлекли 49 человек.

Магомед Абубакаров, адвокат по делу ингушской оппозиции, утверждает, что на прокуратуру было оказано давление напрямую из администрации российского президента, и называет это решение политическим.

Абубакаров и адвокат Каринна Москаленко рассказали Настоящему Времени, почему дело было рассмотрено с нарушениями и кто мог выступать за столь строгие приговоры.

— Каринна, Кадыров вызывал Ахмеда Барахоева на шариатский суд, и вообще в 2018 году у Рамзана Кадырова нарастал конфликт с ингушскими старейшинами. Как вы думаете, есть ли роль Кадырова в том, что сейчас лидеры протестов в Магасе, в том числе Барахоев, получили такие большие сроки?

Каринна Москаленко: Знаете, адвокаты всегда опираются на определенные факты. И наше предположение, может быть, не имеет столь важного значения, как тот факт, что совершенно очевидно, что принималось решение по этому делу не в зале судебного заседания, о чем защита прямо заявляла суду. Дело в том, что когда попытались освободить из-под стражи единственную женщину и Зарифа была освобождена, через пять дней впопыхах по чьему-то указанию было отменено абсолютно законное и обоснованное решение суда об освобождении ее не просто так, а под домашний арест. И в этот момент наступило уже окончательное прозрение всех, кто еще надеялся на какие-то результаты этого процесса, на справедливый суд. Стало понятно, что судья не решает этого вопроса. Я в своей речи назвала его «трагической фигурой».

Но дело в том, что все равно никакого снисхождения, никакого понимания людям, которые обеспечили эту политическую расправу, в том числе и судебной власти. Это просто несмываемый позор, который лежит на российском правосудии. Да, о «Болотном деле» знали многие, это очень важное дело, которое, наконец, стало предметом обсуждения всех россиян. Россияне заметили это дело, российские СМИ заметили это дело. И сейчас, видя, что политические узники приговорены к длительным срокам наказания, никто уже не имеет никаких иллюзий. Но когда ведешь политическое дело, вот Магомед Беков мне не даст соврать, ты, конечно, уже строишь всю свою стратегию на то, чтобы закрепить нарушения, а их, поверьте мне, было в судебном заседании предельно много. Закрепить их и впоследствии добиться рассмотрения этого дела в независимом суде, доказывая, что не было обеспечено справедливого судебного разбирательства, чем мы и займемся.

— Магомед, правильно ли я понимаю, что суд не учел вообще никакие доказательства защиты, никаких свидетелей – их было больше сотни? И правильно ли я понимаю, что были свидетели, которые говорили, что старейшины ингушского народа на самом деле пытались людей остановить, когда начались столкновения с полицией?

Магомед Беков: Совершенно верно. Были свидетели, и в первую очередь это свидетели обвинения, которые свидетельствовали, что лидеры протеста успокаивали людей, вели переговоры с сотрудниками МВД, призывали к спокойствию, призывали к благоразумию. Я их называю «псевдопотерпевшими», потому что, как сказала Каринна, в деле было много нарушений. При всем кажущемся объективном подходе судьи, который удовлетворял практически все ходатайства стороны защиты, истребовал даже заключение экспертов – были проведены психолого-лингвистические экспертизы в рамках основного уголовного дела, которые следствие просто не выделило с основными материалами только лишь по одной причине, что эти заключения носили исключительно обеляющий характер наших подзащитных и в них было написано, что признаков каких-либо экстремистских призывов или лингвистических признаков в их словах не было.

Конечно же, это вопиющий факт, когда и свидетели обвинения, и более ста свидетелей защиты, которые были допрошены в судебном заседании, и псевдопотерпевшие, которые по основному уголовному делу признавались потерпевшими, но в уголовном деле, в котором обвиняли наших подзащитных как организаторов, как создателей экстремистского сообщества и организации применения насилия, их потерпевшими не признавало ни следствие, ни суд.

И, более того, материалы уголовного дела не содержат заявлений от засекреченных свидетелей о том, что они просят себя засекретить. Это очень важный момент, потому что когда допрашивается тот или иной свидетель или потерпевший в рамках уголовного судопроизводства, от него берут заявление, и в этом заявлении прописывается, какие угрозы поступили. Закон говорит, что если поступили угрозы, значит, таких заявлений нет в деле и их не было, потому что когда каждый раз на суде допрашивался тот или иной свидетель или потерпевший, мы просили вскрыть конверт и просили посмотреть, имеется ли письменное заявление. Этих заявлений дело не содержит.

— Вы можете объяснить, как такие суровые приговоры, в том числе старейшинам, стали возможны на Кавказе, где с большим почтением всегда относятся к старшим? Как вообще ингушское общество сейчас это воспринимает?

Магомед Беков: Ингушское общество, конечно же, это воспринимает негативно. Можете просто даже отследить это по соцсетям. Когда я приезжаю в Ингушетию, понятно, что очень много мероприятий. Стоит зайти в любой магазин, на заправку – тебя узнают, к тебе подходят люди и, конечно же, очень многие сопереживают.

Вы сказали: «Как возможен такой приговор на Кавказе?» Понимаете, я не считаю, что в Ингушетии этот приговор был бы каким-то иным. Здесь вопрос вообще не связан с судопроизводством и вообще не связан с объективностью и беспристрастностью наших судов. Решение выносится в высоких кабинетах.

Вы задали вопрос Каринне Москаленко: «Имеет ли какое-то отношение к этому Кадыров или Евкуров?» Можно, конечно, гадать, имеют ли они отношение к этому, коль они все были связаны с тем, что произошло, по границам: Матовников, Кадыров, Евкуров. На региональном уровне, я считаю, здесь вообще никто не имеет никакого влияния на этот суд. Это решение принимается в Кремле. Для нас не секрет – сегодня я могу об этом сказать, – у защиты была информация о том, что на прокуратуру оказано давление из администрации президента непосредственно руководителем администрации президента по внутренней политике Яриным. Кто такой Ярин? Ярин – это человек, который в свое время работал в Кабардино-Балкарии, по-моему, замом или вице-премьером, и у него в охране был брат Юнус-Бека Евкурова. То есть у них тесная дружба. Можно предположить, что эта дружба не прекратилась, потому что все-таки мы наблюдаем картину, когда глава региона может довести республику до банкротства в течение десяти лет, передать территорию, создать такие волнения в республике и стать одним из замов министра обороны. Это говорит о том, что глава государства в курсе всего. И более того, Сокуров донес на заседании Совета по правам человека эту информацию до главы государства. У меня нет никаких сомнений, что решение принималось в Кремле.

— Как вы думаете, Каринна, все-таки заказчик всего этого дела [руководитель кремлевского управления по внутренней политике Андрей] Ярин или Кадыров?

Каринна Москаленко: Знаете, я так далека от политики и от политиков, я даже точно не знаю, кто такой Ярин. Я с интересом выслушала Магомеда, он хорошо осведомлен, я ему склонна доверять – у меня нет оснований ему не доверять. Но то, что мне понятно, что мне совершенно ясно, – что такое решение столь безапелляционное, столь жесткое могло быть принято только действительно на самом верху. И что обратило на себя мое внимание – когда замечательный Сокуров замечательно обрисовал ситуацию и довел до сведения президента Российской Федерации эту абсолютно недопустимую беззаконную процедуру и это дело, от главы государства, который всегда по существу отвечает на все поставленные вопросы, он просто ушел от ответа. Он ни слова не сказал по ингушскому делу, хотя, я бы сказала, выступление Сокурова было обострено, все критичные точки были обострены. И ни на одну точку не было отвечено.

Для создания сценария будущего фильма часто используют уже известные пьесы, рассказы или повести. Однако в кино используются иные выразительные средства, которые не позволяют без изменений перенести действия литературного произведения на экран. Поэтому адаптация сценария – неизбежный вариант съемочного процесса.

Две равноправные модели адаптированного сценария

Адаптированный сценарий творчески заимствует тему и идею оригинала. Тут возможны два варианта:

  • реализовать ту же последовательность действий, которая принята в оригинале;
  • переработать первоисточник, учитывая творческие и технические возможности современного производства фильмов.

Но для начала нужно понять, имеете ли вы право экранизировать это произведение. В нашей стране, согласно статье 1281 ГК РФ, автор любого опубликованного литературного произведения сохраняет исключительное право авторства в течение всей жизни и еще 70 лет после смерти. После этого произведение становится общественным достоянием и пользоваться им может кто угодно.

Поэтому экранизировать, допустим, рассказ Алексея Николаевича Толстого «Месть» (1883–1945) можно хоть завтра под любым названием. А вот адаптировать под киносценарий повесть того же Юрия Нагибина (1920–1994) «Квасник и Буженинова» вам удастся не ранее 2064 года.

Впрочем, выход есть. Создать сценарий по книге или пьесе можно законно и сейчас. Самое простое – получить разрешение автора на экранизацию. Главное, чтобы оно было закреплено юридически. Крупным студиям за такие права, конечно, приходится платить. Но начинающим сценаристам многие писатели дают возможность экранизировать свои произведения бесплатно или за символическую сумму.

Самый известный такой меценат – Стивен Кинг. У него есть специальный сайт, где можно купить права на любой его рассказ за доллар, при условии, что будущий фильм будет некоммерческим.

Менее популярный, но тоже действенный способ – привлечь создателя первоисточника в качестве соавтора.

Мало кто знает, но популярная в свое время кинокомедия Алексея Коренева «По семейным обстоятельствам» родилась лишь через несколько лет после пьесы Валентина Азерникова «Возможны варианты». В 70-е годы эта пьеса с успехом шла в Театре им. Моссовета. Побывав на спектакле, Коренев предложил Азерникову принять участие в реинкарнации своего детища. Тот согласился. Двухсерийная лента Коренева длительное время оставалась в лидерах отечественного кинопроката, ее и сейчас охотно смотрят телезрители.

Вторая схема, по которой возможна экранизация литературного произведения, – корневые изменения первоисточника, когда от основной идеи фильма мало что остается. Понятно, что вопрос об авторских правах здесь не стоит. Но и полноценной экранизацией или адаптацией это не назовешь. Кроме того, ссылаться на исходное произведение в этом случае никак нельзя. Даже плашка «по мотивам» может стать поводом для судебного иска.

И тем не менее это не значит, что таким образом нельзя написать хороший сценарий. Если присмотреться, можно увидеть, что мультфильм «Король Лев» – это, по сути, переделанный «Гамлет» Шекспира. И хотя в данном случае переделка не была связана с авторскими правами, сути это не меняет. Так что сразу отбрасывать эту технологию не стоит.

Признаки адаптированного сценария

В США определять, что такое адаптированный сценарий, имеет право голливудская Академия кинематографических искусств и наук. Она ежегодно представляет несколько лучших работ года на премию «Оскар» в номинации «Лучший адаптированный сценарий».

Правила, которым должен следовать автор:

  • Идея произведения не оригинальная, а заимствуется из первоисточника.
  • Реальная история должна соответствовать фабуле оригинала.
  • Любой сиквел автоматически считается адаптацией. Неважно, насколько оригинальна вся франшиза – сиквелы технически основаны на чем-то другом.
  • Первоисточник должен быть опубликован, причем в любой форме. Даже если короткометражная кинолента была снята только с целью последующего создания полнометражного фильма, этот фильм будет считаться снятым именно по адаптированному сценарию.

Не считается адаптированным сценарием, если создатели фильма провели собственное исследование реальной истории, но при этом технически не переработали ее.

Проанализируем несколько примеров.

Американский фильм Spotlight («В центре внимания», 2015) основан на реальных фактах – отчетах о злоупотреблениях со стороны католической церкви. Но поскольку сценарий был написан на основе исследования, проведенного сценаристами Джошем Сингером и Томом Маккарти, то он считается оригинальным.

Напротив, музыкальная кинодрама Whiplash («Одержимость», 2014) Дэмиена Шазеля – это история, написанная в уме и сердце самого Шазеля. Поэтому она является оригинальной идеей режиссера. Но сценарий и фильм считаются адаптацией потому, что он уже снял законченный фрагмент в форме короткометражки.

Подытожим, что такое адаптированный сценарий. Это переработка известного литературного первоисточника, которая проведена с учетом возможностей кино.

Адаптация кино и сериала для другой страны

Еще одно значение термина «адаптация» в киноиндустрии – это лицензионная пересъемка иностранных фильмов и сериалов с местными актерами. Основным локомотивом такой адаптации или «локализации» является США. У них исторически плохо развита индустрия дубляжа, а фильмы с субтитрами не пользуются большой популярностью. Именно поэтому американским продюсерам всегда было легче переснять успешный иностранный фильм, чем завлечь зрителей на оригинал. Сейчас, в связи с развитием «Нетфликса», ситуация, конечно, меняется, но очень и очень медленно.

В России по умолчанию бытует мнение, что закупка лицензии на адаптацию минимизирует риски. На практике такой подход срабатывает через раз:

  • «Счастливы вместе» – выстрелили. «Кто в доме хозяин?» – провалился.
  • «Моя прекрасная няня» – выстрелила. «Люба, дети и завод» – провалился.
  • «Воронины» – выстрелили. «В Филадельфии всегда солнечно» – провалился.
  • «Доктор Рихтер» все еще выходит. «Отбросы» провалились.

Причем так не только в нашей стране. Например, провалились американские версии популярных в Британии «Молокососов» и «Техподдержки». Финансовым крахом оказался ремейк «Олдбоя» с Джошем Бролином и Элизабет Олсон. А переснятый для США фильм Люка Бессона «Такси» едва вышел в ноль.

На самом деле, чтобы локализация выстрелила, нужно выполнить два условия:

  • Зрители не должны знать оригинал.
  • Сериал должен быть переработан под социокультурные особенности принимающей страны.

Например, «Счастливы вместе» (оригинальное название «Женаты… с детьми») – пример номинальной локализации, когда при переводе меняются только имена. Сохраняются оригинальные локации и образы, но они наделяются адаптированными элементами. Перерабатываются шутки и отсылки, не работающие на другом языке.

В «Счастливы вместе» это особенно видно на первых сезонах. Привычки и поведение героев типично американское и плохо сочетается с сеттингом Екатеринбурга начала двухтысячных. Двадцать лет назад такое еще могло проскочить, но сегодня таких вещей зритель уже не прощает. Тем более что со временем они исправились, да и оригинальное шоу посмотреть тогда было негде.

В этом плане показательна история культового ныне сериала «Офис». Изначально это был английский мини-сериал всего из 14 серий. Когда американцы решили его адаптировать, оказалось, что в исполнении американских актеров старые характеры и сюжеты не работают. Сериал был на грани закрытия. Но, к счастью, исходные серии быстро кончились, и авторы адаптации начали писать свои, попутно меняя характеры героев. Сегодня американский «Офис» – хедлайнер «Нетфликса» по количеству просмотров.

Сегодня американцы пошли еще дальше, и теперь адаптируют не фильмы и сериалы, а только их идеи и основные сюжетные линии. Например, в американской версии сериала «Родина» осталось лишь несколько сюжетных наработок от израильского первоисточника «Военнопленного». То же самое можно сказать про «Карточный домик» и «Убийство».

Что касается известности сериала, то это вообще лотерея. Например, когда СТС покупали права на сериал «Как я встретил вашу маму», об этом сериале в России еще никто не знал. Но к моменту выхода адаптации шоу уже достигло пика популярности, и фанаты ситкомов уже буквально знали его наизусть. Причем, даже невооруженным глазом видно, насколько СТС спешили выпустить свою версию.

Если вы все-таки решили заняться адаптацией рейтингового сериала или фильма, обратите внимание на следующие моменты:

  • Сюжет. Корректный, с учетом времени и места происходящих событий. При адаптации сюжет рассматривается сквозь призму национального и местного менталитета.
  • Географические особенности. Например, если в оригинальной версии действие происходит на море, в адаптированном варианте также предпочтительней развитие сюжета возле водоема.
  • Типажи героев в адаптированном варианте должны соответствовать прототипам в оригинальной версии: внешность, взгляды на жизнь, манера поведения.
  • Локации. Различие уровня жизни в разных странах приводит к неодинаковому восприятию ключевых ориентиров, которые ассоциируются с бедностью или богатством. Например, в России люди, которые мало зарабатывают, не живут в двухэтажной квартире, как герои фильма «Счастливы вместе». В России двухуровневые квартиры ассоциируются с высокими доходами владельцев.
  • Диалоги. Точный перевод диалогов с языка оригинала часто делает высказывание некорректным. При переводе нужно учитывать и возраст героев. Например, подростки не разговаривают, как взрослые, часто используют сокращения и сленг. А те же шутки американцев не всегда понятны русским зрителям.
  • Хобби. В адаптированной версии увлечения должны соответствовать предпочтениям жителей региона. Например, если в американском варианте герой играет в бейсбол, в России аналогом будет футбол.

Технология адаптации

Как написать адаптированный сценарий и какова последовательность работы над ним?

Мы уже говорили, что будущий фильм надо «увидеть» в собственном воображении. Если этого не произойдет, то произведение экранизировать не стоит. По крайней мере, вам.

Не секрет, однако, что некоторые, даже самые лучшие романы, новеллы и оперы так и не удалось удачно перенести на киноэкран. Причина не в том, что нет гениальных сценаристов, а в том, что произведение принципиально не экранизируемо. То, что делает эти произведения интересными при чтении, невозможно показать через киноязык.

Яркий пример: роман «Мастер и Маргарита» представлялся в пяти разных киноверсиях (готовится шестая и седьмая). К сожалению, ни одна из готовых работ, по мнению известных кинокритиков, так и не стала гениальной.

Написание адаптации требует острого суждения, этим всегда можно сбалансировать драму с правдой. Сохранить честность писателя и одновременно обеспечить фильму зрелищность – нелегко.

Вот что советует по адаптации сценария Горди Ричард Хоффман, автор сценария фильма Love Liza («Любить Лизу», 2002):

  • Берите материал, который вам интересен и отвечает личным принципам. Даже в исторических романах можно найти актуальные идеи, которые востребованы в сегодняшнем социально-экономическом и политическом климате.
  • Большинство потенциальных зрителей, к которым вы обращаетесь, должны захотеть посмотреть этот фильм.
  • Переработайте материал по правилам драматической структуры. Структура в кино более жесткая, чем в литературе. Поэтому часто сюжеты больших романов приходится ломать и упрощать.
  • Необходимо извлечь из литературной первоосновы все слова и эмоции, которые могут быть переведены в точные визуальные и звуковые образы.
  • Экранизация по книге должна полностью сохранять ее сюжетную линию.
  • Не поддавайтесь магии голоса, звучащего за кадром! Многие так и не находят способа воплотить сущность произведения, которое они адаптируют. В результате создается кинематографический эквивалент аудиокниги. Между тем авторский голос за кадром – это костыль, единственно подпирающий дух произведения.
  • Думайте монтажно, не боясь резать литературные главы на более динамичные кинематографические фрагменты. Нарезка должна происходить послойно. Вначале определяют тему и внешнюю мотивацию главного героя. Если второстепенные персонажи или литературный сюжет этому мешают, их надо удалять.
  • Избегайте долгих размышлений. Довольно часто этим страдают главные герои.
  • Показывайте, а не говорите. Это сложно для сценаристов, потому что процесс разработки сценария заранее отвергает длинную экспозицию и невизуальное повествование. Но разница между просмотром фильма и чтением книги слишком очевидна, чтобы ею пренебречь.

Некоторые из этих советов могут показаться противоречивыми и трудновыполнимыми. Но без известной дерзости успеха не добиться. Ведь мало кто из литераторов, работая над своим произведением, думает о ваших желаниях.

Примеры удачно адаптированных сценариев

  • «12 лет рабства» (2013).
    Этот биографический сценарий, написанный Джоном Ридли, основан на мемуарах Соломона Нортапа «12 лет рабства». Нортап рассказал о своем опыте свободного афроамериканца, рожденного в Нью-Йорке, которого похитили и продали в рабство в 1841 году. Работа получила премию «Оскар» за лучший адаптированный сценарий 2014 года.
  • «Игра в имитацию» (2014).
    Сценарий написан Грэмом Муром по биографическому произведения Эндрю Ходжеса «Алан Тьюринг: Загадка». В нем описывается история жизни криптографа британской армии во время Второй мировой войны, которого сыграл Бенедикт Камбербэтч.
  • «Исчезнувшая» (2015).
    Сценарий Джиллиан Флинн. Это невероятная экранизация ее одноименного романа. Отличное пособие для анализа, если вы учитесь писать адаптированный сценарий. Только обязательно сначала прочитаете произведение.

Жанна Вейлетт Бауэрман на сайте ScriptMag так описала свой процесс адаптации бестселлера «Рабство под другим именем»: «Если сюжетные линии на 400 страницах не могут уместиться в 110 страниц сценария, время готовить бензопилу».

Главная новость российского интернета последней недели – то, что близкая Путину группа «Согаз» (ее крупнейшие владельцы – друг Путина Юрий Ковальчук и его семья, племянник президента Михаил Шеломов и «Газпром») получила контроль над компанией VK (бывшая Mail.ru Group, в которую также входит соцсеть «ВКонтакте»). Согласно акционерному соглашению, контроль над VK поделят «Газпром-медиа» и «Согаз». А возглавит компанию, по всей видимости, Владимир Кириенко – сын первого заместителя главы администрации президента Сергея Кириенко. Ранее VK возглавлял сын генерального директора ВГТРК Олега Добродеева Борис.

Зачем Кремлю нужен бывший «ВКонтакте» и почему директором VK было решено сделать именно сына Кириенко, который до сих пор делал карьеру в «Ростелекоме» и дорос там до вице-президента? Эксперты, с которыми поговорили журналисты Настоящего Времени, не сомневаются в том, что таким образом Кремль и Администрация президента пытаются усилить свои позиции в интернете среди молодежной аудитории. Они предполагают, что с покупкой VK соцсеть быстро превратится в инструмент государственной пропаганды и «альтернативу» иностранным соцсетям и видеосервисам, таким как Facebook и Youtube. Но также и не исключают, что Кириенко просто передает сыну «насиженное» место с высоким доходом.

«Для меня эта сделка означает, что эта интернет-контора переходит под контроль Кремля, в прямое управление», – подчеркивает экономист, бывший замминистра финансов РФ Сергей Алексашенко.

«На самом деле, интересна даже не столь смена генерального директора, хотя это тоже очень важно, но две сделки, которые прошли за последние две недели. Это продажа фактически контрольного пакета компании VK, в которой покупателями стали структуры очень близкие или контролируемые Юрием Ковальчуком. То есть фактически речь идет о том, что управляющие права над этой интернет-империей перешли в руки Юрия Ковальчука из рук Алишера Усманова, – говорит Алексашенко. – Усманов, понятно, не оппозиционер. Он лояльный, подконтрольный и так далее. Но он был больше про бизнес, и, соответственно, ему был интересен сын Добродеева, чтобы иметь связи с государственными телеканалами и пользоваться медиавозможностями государства».

«А вот Ковальчук, по доходящим до меня слухам, – это человек, который очень сильно влияет на идеологическую позицию Путина. Он своего рода такой зам. по идеологии при политбюро Владимира Путина, который [пропагандирует] все эти нравственные ценности, скрепы, духовность и так далее, – подчеркивает Алексашенко. – И Юрий Ковальчук – это человек, который по большому счету возглавляет рядом с государственной медиаимперией свою национальную медиагруппу».

«Для меня эта сделка означает, что вся эта интернет-контора переходит под контроль Кремля в прямое управление. Соответственно, ее куратор, видимо, сменился. Можно предполагать, что до этого Усманова контролировал Алексей Громов, а сейчас контролирует Кириенко. Но если контролирует Кириенко, значит, он может назначить своего гендиректора – того, кому он доверяет. Соответственно, Сергей Владиленович назначил своего сына. Видимо, другого доверенного лица он найти не смог», – замечает эксперт.

«Нужно хорошо понимать, что, помимо того, что VK становится частью кремлевской пропаганды, пропагандистской машины, это означает, что можно ожидать усиления влияния Кремля в интернете, – уверен Алексашенко. – Я думаю, что это еще связано с усилением контроля ФСБ, спецслужб над российским сегментом интернета. Одно дело, когда у тебя бизнес-компания, которую возглавляет бизнесмен, который живет по своим правилам, и с ним надо как-то о чем-то еще договариваться, чтобы он согласился. А другое дело, когда это контролируется человеком, который сам является частью этой идеологической конструкции».

Алексашенко замечает, что сделка по покупке VK – одновременно и попытка Кремля «повлиять на умы молодежи», и попытка взять интернет-пространство в России «под колпак» и его контролировать.

— Это и то и другое. Есть два подразделения. Одно – это силовики, которые хотят все контролировать: кто кому что пишет, кто о чем с кем и когда договаривается. Это одна работа. Другая работа – это, безусловно, влияние на мозги тех людей, которые не смотрят телевизор, а значит, более молодого поколения, – говорит он. – Не надо делать из Кремля дураков. Они очень хорошо понимают значение интернета. Они в интернете очень активно присутствуют и очень эффективно работают, и это еще одна дополнительная возможность – встраивание империи VK в кремлевскую пропагандистскую машину. Ковальчук будет за это отвечать».

Политолог Мария Снеговая согласна с оценками Алексашенко о дальнейшей судьбе VK, и также подчеркивает, что «Кремль хочет взять под колпак молодежь»:

«Я бы не рассматривала эту ситуацию так, что Кремль только теперь взял «Вконтакте» под контроль, потому что и до этого, как мы знаем, «Вконтакте» был под полным контролем властей, – говорит эксперт. – ФСБ постоянно сливала информацию пользователей, и в целом VK было как бы достаточно опасной соцсетью, особенно для оппозиционно настроенных пользователей. Поэтому речь, я думаю, скорее всего, идет о переделе ресурсов. VK – это ценный ресурс, который, скорее всего, активно будет развиваться. И видно, что Кремль хочет под колпак взять молодежь: там есть представление о том, что молодежь утеряна, над ней нет контроля, что она в существенной степени оппозиционно настроена. И, возможно, это одна из причин преобразований – что нужен «свой» человек, который будет контролировать такой ценный ресурс».

«Вконтакте» – это одна из самых популярных российских соцсетей. А в соцсетях, как мы знаем, сидят в основном молодые люди, так что, возможно, есть такой политический аспект контроля над молодежью, – рассуждает Снеговая. – Но в целом я просто подчеркну, что это часть более общего тренда: когда российские элиты начинают медленно передавать свои «нагретые» позиции, места, ресурсы своим молодым отпрыскам. На самом деле, речь не идет ни о какой смене элит, ни о какой регенерации, а всего лишь о такой квазимонархии, когда в авторитарном режиме элиты не сменяются, а просто передают свои насиженные места своим потомкам. Особенно такой лакомый кусок, которым, безусловно, является «Вконтакте».

Экономист, руководитель Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев, в свою очередь, считает, что VK – в первую очередь прибыльный бизнес и именно по этой причине Кириенко делегирует туда своего сына.

«Мне кажется, что назначение Владимира Кириенко в VK – просто попытка создать позицию для сына высокопоставленного чиновника, потому что пост директора VKontakte, я думаю, совершенно ни на что не влияет. Эта контора находится «под колпаком» спецслужб уже многие годы. И я думаю, что вся информация, которую можно было оттуда получить, уже давно получена: мониторинг, переписки, передвижение людей и так далее, – замечает Иноземцев. – Поэтому, кто там является генеральным директором – в этом отношении совершенно не важно. Я думаю, что это просто хорошая позиция для официального зарабатывания большого количества денег для сына Кириенко, вот и все. Это коммерческая компания. Я думаю, там и доходы, и бонусы гораздо больше, чем у любого чиновника, по крайней мере, официально».

logohttps://www.znak.com/2021-12-07/pochemu_syrovarni_po_vsey_rossii_okazalis_na_grani_razoreniya_rasskaz_fermera

2021.12.07

Крафтовая сыроварня Amandi пару лет назад стала настоящим открытием для челябинской публики. Недешевый козий сыр покупали рестораны и горожане. На выставке в Истре, где работает самый известный сыродел страны Олег Сирота, уральский козий сыр был признан лучшим в России. Основатели сыроварни Amandi, расположенной в Сосновском районе Челябинской области, строили планы развития, но в 2021 году решили, что в нынешних условиях им просто не выжить: из-за QR-кодов выручка падает, претензии проверяющих органов растут, а денег на то, чтобы запустить в работу новую партию, просто нет. Znak.com встретился Игорем Волковым — одним из основателей проекта. Фермер рассказал, как несколько лет просил поддержки властей, а получил двойной контроль, штрафы и пустые магазины. 

Наиль Фаттахов / Znak.com

Игорь Волков и его семья сами стоят за прилавком на Центральном рынке Челябинска. Уже несколько месяцев платить продавцам нечем. Аренда действует до конца декабря. Потом точка закроется. Фермер говорит, что после продажи остатков сыра денег хватит на то, чтобы раздать долги по аренде и выплатить налоги. На то, чтоб запустить в работу новую партию, средств уже нет. Брать кредит — неоправданный риск.

— Принято решение закрываться. Распродаем остатки сыра, — рассказывает предприниматель. — Любой бизнес должен себя окупать, а сейчас даже на жизнь денег не приносит, не говоря уже о развитии. 

У Игоря Волкова — семейный бизнес, за прилавком тоже стоят члены семьиУ Игоря Волкова — семейный бизнес, за прилавком тоже стоят члены семьиНаиль Фаттахов / Znak.com

По словам Игоря, серьезные проблемы начались этим летом. Сошлись сразу несколько факторов: введение системы «Честный знак» (национальная система цифровой маркировки и прослеживаемости товаров. — Прим. ред.), которая по сути дублирует систему «Меркурий», действующую для животноводческой и молочной продукции. Обе требуют постоянных затрат на оборудование и программистов, а за малейшие нарушения приносят штрафы. Второй — и смертельный удар — это введение QR-кодов для ТРК и ресторанов. Сыр сразу же перестали покупать заведения общепита. 

— Все это сократило выручку в два-три раза, — говорит Игорь Волков. — При этом усилилась налоговая нагрузка. Инспекция стала задавать вопросы: а почему у вас снизилась выручка, может, вы в серую стали работать? А выручка у нас просто упала! До этого нам ввели систему «Честный знак», которая дублирует систему «Меркурий». Можно было приостановить это все на время пандемии. Но нет. Система требует дополнительного оборудования: принтеров, сканеров. Когда нет заработка, покупать все это очень сложно. Плюс система постоянно сбоит, надо регулярно обращаться в поддержку, нанимать программиста. Еще один аспект — это штрафы по этим системам. Ты можешь продать сыра на 20 тыс. рублей, а оштрафуют на 50 тыс. рублей. Придраться можно к чему угодно. Мы столкнулись с Россельхознадзором летом.  

Нас оштрафовали за то, что не провели партию. Так бывает, что посреди поля нет интернета. Но больше меня поразило, что нас даже слушать не хотели: «ваши проблемы»! 

Нам еще повезло: штраф был 5 тыс. рублей, а там бывают и до 500 тысяч. Тогда я и задумался: как работать, если тебя в любой момент могут оштрафовать на такие суммы? Ошибся в документах, не так номер машины записал — считай, поработал впустую. А в случае с «Честным знаком» еще идет изъятие товара до суда. Его кладут на теплый склад, суд назначают через два месяца, за неделю в тепле сыр тухнет. Мы это тоже уже прошли. Более того, я стал изучать все это законодательство, и оказалось, есть уголовная ответственность за подделку QR-кодов системы «Честный знак». Это у меня в голове не укладывается: ты работаешь, но можешь попасть под уголовку. Еще один фактор — это логистика. В 2020 году в Челябинске обанкротились три логистические компании, которые могли перевозить сыр. Остались только в Екатеринбурге, и пришлось отказаться от поставок в Москву, так как цена через Екатеринбург получалась запредельная.

Что такое оперный рассказНаиль Фаттахов / Znak.com

— Считается, что кризис — это время возможностей. Вы их искали?

— Мы пытались перейти на прямую доставку сыров покупателям. Так же как и наши партнеры. Но в Челябинске специфический спрос на доставку. Сыр не относится к молодежному товару. Наш клиент — люди 35+. Они более настороженно относятся к доставке. Мы просчитывали вариант с отказом от розничных точек и переходом на доставку. Сын сделал сайт. Но если бы мы на это пошли, продажи бы упали еще в три раза. Сыр — это оффлайн-товар, и тут ничего нового не придумаешь, тебе надо быть в магазине.

Как живут начинающие фермеры-сыроделы на Южном Урале и почему они будут делать сыр, несмотря ни на что

— То, что произошло с вашей сыроварней, — это типичная ситуация?

— Да, сейчас отваливается много сыроделов по стране. Нас и так немного — несколько десятков, и у всех такие же проблемы. Ну ввели эту маркировку — и толку? Зайдите в магазин, отсканируйте молоко, и вам покажут ту же информацию, что и на этикетке. Чем это защитит вас от контрафакта? Только все это идет в издержки. И это уже повлияло на цены. Производители отыграют это на покупателях. Наносить маркировку на каждую бутылку — это целая эпопея, у них затраты по 20-30 млн рублей. Естественно, за это заплатят покупатели. И все это сошлось в одну точку. Когда я начинал делать эту партию, не знал, что так все обернется. Сыр вылеживается несколько месяцев. Когда начинаешь партию, не знаешь, что будет через полгода. В Италии банки берут сыр под залог, а у нас его превратили в какой-то наркотик. 

Что такое оперный рассказНаиль Фаттахов / Znak.com

— Молоко и сыр — единственное, что пострадало от этих нововведений?

— Нет, так же будет с пивом. Для них вводят такую же маркировку к 1 декабря 2022 года. При этом ЕГАИС им не отменяют, это просто дополнительный налог. Мы бы согласились, если бы просто добавили процент к налогу, а не усложняли жизнь до такой степени.

— Вы обращались к властям? В регионе есть минсельхоз, минэкономразвития. Какую-то помощь получали от них?

— Я долго общался с «Территорией бизнеса» (областная госструктура, призванная помогать предпринимателям. — Прим. ред.), но деятельной помощи так и не получил. В итоге они сказали: мы вам проводим консультации, а денег для вас нет. В других регионах выделяют деньги на сельхозкооперативы. У нас все деньги распределяют между крупными холдингами, а нам, небольшим компаниям, — ничего. Я предлагал зайти через сельхозкооперацию, в том же нашем селе Архангельское производить и коровьи сыры, потому что коров у людей много, а молоко продавать некуда. И сыр был бы в два раза дешевле, чем сейчас. У меня сейчас 33% — затраты на аренду, а если бы это решалось общими усилиями, то цены были бы ниже. В эту воронку затянуло бы большое количество людей, все были бы с работой, с доходом.

За эти годы у нас было много переговоров и с минсельхозом, и с «Территорией бизнеса», но Челябинск — это болото.

Возможности для развития есть, но нигде в мире нет такого, чтобы предприниматель в сельском хозяйстве действовал сам, — всегда есть гранты. Мы много работали с чехами и знаем их систему. Почему-то все говорят, что хотят нас вывести из серой зоны. Да никто там не работает, все хотят заплатить налоги, тем более что они небольшие, и спокойно работать. Мне смысла нет не проводить продажи по кассе. 99% покупателей оплачивают смартфонами и часами, налоговая все прекрасно видит. Куда нас еще выводить? Я не бутлегер, чтобы из-под полы продавать товар. 

В 2019 году сыр Игоря Волкова пробовал губернатор Челябинской области Алексей Текслер и обещал фермеру поддержку. Через два года фермер закрывает бизнесВ 2019 году сыр Игоря Волкова пробовал губернатор Челябинской области Алексей Текслер и обещал фермеру поддержку. Через два года фермер закрывает бизнесНаиль Фаттахов / Znak.com

— И все-таки поддержка, есть же льготные кредиты…

—  Банки развития МСБ или Россельхозбанк требуют показать сумасшедший оборот за год. Я при такой выручке и коммерческий кредит спокойно возьму, и это будет проще. С другими регионами все по-другому, там власти дают деньги мелким производителям, а у нас вот так. Минсельхоз — такая вещь в себе. Им проще раздать деньги крупным предприятиям и отчитаться, чем с нами возиться. Хотя за это время на нас даже сети стали смотреть, как на людей: вели переговоры с «Магнитом», но с учетом маркировки начать с ними работу нереально.

— Уже два года идет пандемия, всем коммерсантам плохо. Ваши арендодатели шли на встречу?

— За это время нам уже два раза поднимали аренду. Я даже разговаривать не хочу на эту тему. Как плывет, так пусть и плывет.

Стадо коз Игорь распродает, чтобы заплатить налогиСтадо коз Игорь распродает, чтобы заплатить налогиНаиль Фаттахов / Znak.com

— Что сейчас будет с вашим хозяйством?

— Потихоньку продаем коз, этим будем закрывать налоги. Оставим себе минимум животных, и все. 

— Крафтовый сыр некоторое время назад был модной темой. Сейчас вы можете сказать, что это была ошибка?

— Люди готовы есть сыр, в том числе и козий. И его можно сделать дешевле, если бы был подход, как в Европе. Там мало того, что дают гранты, — дают гарантированные заказы в детсады, школы. Ты должен поставить определенный объем, а что произвел сверх того, можешь продать. И не с огромной арендой, а на бесплатном месте или по разумной цене. Все это может дать формат сельхозкооперации. Но мы сейчас до такой степени обезвожены, что не можем собраться и купить даже первоначальное оборудование. Просто нет 5 млн рублей. В других регионах на такие проекты дают эти деньги, у нас — нет. 

Думаю, что власти нужно подвести некую черту: вот нанобизнес, он платит свои три копейки и не встает на учет по безработице. И это уже хорошо. Мы никого не травим, потому что у нас лучший контроль качества — это люди. Отрави один раз, и больше не будет покупателей. На больших предприятиях такого контроля качества нет. Ты сделал что-то в Брянске, а продал в Нягани. Кто будет проверять и предъявлять? А у нас не так, репутация копится годами.  

Что такое оперный рассказНаиль Фаттахов / Znak.com

— Мы с вами уже час говорим о закрытии бизнеса, но вы все время улыбаетесь… 

— А что еще сделаешь, если такая ситуация? Недавно пошли с женой ради поднятия настроения на бачату. Совсем без денег не останемся, пойду на работу. Да, жалко этого всего, но это наше совместное решение, мы вместе ввязывались в этот эксперимент. Все понимали. 

Планы на жизнь есть. Уйду в онлайн, но, к сожалению, реального производства не будет. Участок останется, будет мой лафстайл, моя маленькая ферма. Хочу там зарегистрировать карбоновую ферму, буду выращивать углеродные единицы и за три копейки продавать. Еще с лета готовлюсь к переходу на это. Это новая тема, можно зарегистрировать лес, который поглощает углекислый газ: кто-то в мире выбросил углерод, а мы его поглотили. И за это получили деньги. Это будет приносить немного, тысяч тридцать, но это интересно.  

Самая простая и естественная схема организации любой истории – линейная. Это система по которой зритель/слушатель/читатель узнает о событиях именно в том порядке, в котором они произошли. То есть хронологически. Экспозиция, появление конфликта, развитие конфликта, усугубление, кульминация финал. От начала к концу. От первого шага к приключениям до финала.

Но чем больше люди слышали историй, чем лучше развивался сторителлинг, тем чаще возникали сюжеты, построенные с нарушением хронологического порядка. Такой тип повествования называется нелинейным.

Именно о нем мы и поговорим в этом материале.

Зачем нужно нелинейное повествование

Нелинейное повествование – это игра со зрителем. Она заставляет публику думать, складывать разрозненные куски в единое целое. Ведь при таком подходе трудно сразу уловить причинно-следственные связи между событиями.

Это похоже не решение загадок или головоломок. Соответственно и удовольствие зритель получает такое же, как при решении интересных задач.

Кроме того, благодаря нелинейному повествованию сценарист может решить какие-то свои драматические задачи. Усилить эффект от какой-то сцены, замаскировать проседание действия в каком-то моменте, придержать сюжетный твист, нагнать интриги, запутать зрителя и тд.

Так почему же все истории не пишутся нелинейно?

Начнем с того, что организовать историю в слаженную нелинейную структуру, гораздо сложнее, чем рассказать все хронологически. И потому не каждая история достойна таких дополнительных усилий. Какая достойна? Сложный вопрос. В каждом конкретном случае нужно решать отдельно. 

Но вот несколько самых основных признаков того, что история подходит под нелинейное повествование:

  • Нет единства времени и пространства. История или чаще несколько историй затрагивают и настоящее, и прошлое (или настоящее и будущее). Да еще и могут происходить в разном сеттинге. Такую конструкцию можно увидеть, например, в «Облачном атласе» или «Крестном отце 2». В некоторых случаях эти истории могут частично пересекаться, как, например, в «Криминальном чтиве».
  • Сюжет крутится вокруг одного какого-то события. Это может быть вечеринка, убийство или еще какой-то необычный день, к которому сюжет будет раз за разом возвращаться. Так, например, построен детектив «Достать ножи».
  • При хронологическом пересказе, есть часть, драматургически выбивающаяся из канонов. Например, в середине истории происходит поворот, гораздо мощнее, чем в кульминации. Или экспозиция выходит длиннее, чем нужно. Так, например, нелинейное повествование появилось в фильме «Дедпул». При хронологическом порядке, все события наполненные экшеном были бы сосредоточены во второй половине этой истории. А первая часть фильма от этого сильно бы проседала.
  • В сюжете есть повороты, которые лучше сыграют, если зритель узнает о них позже или наоборот, раньше, чем они случатся. В основном это касается фильмов про мошенников «11 друзей Оушена», «Афера» и тд.

Разумеется, для использования нелинейного повествования могут быть и другие причины. Например, без него просто невозможно показать эту историю. В качестве примера можно вспомнить фильм «Вечное сияние чистого разума».

Не стоит путать нелинейное повествование, как способ организации истории, и нелинейный сюжет, который создается в интерактивных медиа. Нелинейный сюжет, это когда потребитель (зритель/игрок/читатель) сам решает, куда двинется сюжет. И от его решений конструкция истории меняется. Чаще всего этот концепт используется в компьютерных играх, где от действий игрока может меняться финал истории или способы прохождения заданий. Но технологии привносят этот, же подход и в другие медиа. Например, один их эпизодов сериала «Черное зеркало» – «Брандашмыг» снят и смонтирован именно с применением нелинейного сюжета. В конце каждого эпизода зритель решает куда дальше пойдет история и в итоге, каждый видит свою версию этого эпизода сериала.

Виды нелинейного повествования

Играться со временем и структурой можно самыми разными способами. Большинство сценаристов и большинство режиссеров заходящих на это поле, пытаются привнести в нелинейное повествование что-то свое, что-то новое. И некоторым это даже удается.

Но есть несколько общих приемов, которые используются чаще всего:

  • Игры с композицией: рамочная, сквозная, кольцевая
  • Прыжки во времени: флешбэки, флешфорварды, флешсайд
  • Фрагментарная структура.
  • Инверсия времени: истории задом наперед
  • Возврат к одному событию

Разумеется, если ваша идея это позволяет, можно попробовать использовать сразу несколько приемов нелинейного построения истории. Как, например, это делали в сериале «Как я встретил вашу маму». За девять сезонов авторы перепробовали все возможные комбинации средств нехронологического рассказа.

Параллельное и перекрестное действие

Создание нелинейных историй в кино очень тесно завязано на правила и техники видеомонтажа. Именно на монтаже завязаны и все возможности игр нелинейным сюжетом, и его ограничения.

Придумывая такой сценарий, автор должен четко понимать, что можно будет показать на экране так, чтобы зритель это считал, а что может оказаться слишком сложным.

Так что прежде чем садиться за нелинейную историю, изучите основные правила монтажа. В первую очередь, конечно, стоит изучить все приемы, которыми монтаж показывает параллельные и перекрестные действия на экране. Причем изучать это нужно и в теории и изучая уже готовые фильмы с нелинейным повествованием.

Параллельное действие – это события из разных сюжетных линий, которые происходят в одно и то же время, но в разных локациях. Перекрестное действие – это события, происходившие в разное время, но показанные вместе.

В первую очередь обратите внимание на монтажные склейки, их длину, как они сочетаются друг с другом. За счет чего происходит переход из одной сюжетной линии к другой. Резкий он или плавный? В чем отличия в цветокоррекции, звуковом оформлении, подборке кадров в разных сюжетных линиях? За счет чего зритель сразу определяет, какая перед ним часть истории?

И только удостоверившись, что вы понимаете, какие сложности может вызвать нелинейное повествование на монтаже, и при просмотре зрителем готового фильма, можно приступать к созданию такой истории.

Рамочная, сквозная и кольцевая композиция

Игры с композицией – это самое простое и легкое использование приемов нелинейного повествования в кино. По сути, сама история все еще остается единой и линейной за исключением пары сцен в начале, финале и иногда середины.

Рамочная композиция

Суть этого приема в том, что в начале и в конце фильма действие переносится в другое время и пространство, а сам основной сюжет показан в правильной хронологии. Чаще всего такой подход используется для того чтобы обозначить: сюжет фильма, чей-то рассказ. В начале зрителям показывают говорящего, потом переходят к основному сюжету, и только в самом финале вновь напоминают, что все это история внутри истории.

Рамочная композиция очень хорошо подходит для того чтобы настроить зрителя на восприятие волшебных или мистических сюжетов. По сути, фильм говорит публике: садитесь поудобней, сейчас мы расскажем вам сказку. 

Соответственно и примеры рамочной композиции проще всего искать в сказках. Например, такое построение используется в фильме «Эдвард Руки-ножницы». Весь основной сюжет, это сказка на ночь постаревшей героини Вайноны Райдер – Ким, своей внучке.

Также сюда можно отнести «Жизнь Пи» Энга Ли и, например, «Призрак оперы» Джоэля Шумахера.

Нужно отметить, что если вместо персонажа-рассказчика в фильме присутствует закадровый голос автора, то формально этот фильм уже не подходит под определение нелинейного повествования. Хотя эффект от закадра точно такой же как и от персонажа-сказителя.

Сквозная композиция

Это чуть более усложненный вариант рамочной композиции. Разница между ними только в том, что зрителями напоминают о рассказчике не только в начале и конце, но и несколько раз в середине сюжета.

В качестве примера этого приема можно посмотреть знаменитый «Титаник» Джеймса Кэмерона. Если кто забыл, там в течение всего повествования камера несколько раз возвращается в современность и показывает, как команда ученых-подводников слушает рассказ Роуз и даже задает какие-то уточняющие вопросы. 

Также можно вспомнить «Призрачную нить» Пола Томаса Андерсона ил «Фореста Гампа» Роберта Земекиса.

Кольцевая композиция

Этот прием построен на том, чтобы первая и последняя сцена фильма дублировали друг друга. Это может быть либо одна сцена показанная дважды, либо две сцены сходные по строению, композиции кадра или содержанию.

В первом случае это просто художественный прием. Метафора используемая для того чтобы показать что время циклично или, что истории все время повторяются. 

А вот если это в прямом смысле одна и та же сцена, показанная дважды, то ко всему прочему это еще и образец нелинейного повествования.

Одно из самых удачных примеров кольцевой композиции, на наш взгляд, был реализован в фильме Терри Гиллиама «12 обезьян». Кино начинается с воспоминания главного героя, который в детстве видел как полицейские в аэропорту убили вооруженного мужчину. А в конце фильма, в итоге приключений связанных с перемещением во времени оказывается, что тем мужчиной и был как раз, повзрослевший главный герой.

Отличный пример, когда благодаря не хитрому приему нелинейного повествования в сюжете создается еще и мощнейший твист, оставляющий у зрителей неизгладимое впечатление при первом просмотре.

Обратная и смешанная хронология

Обратная хронология – один из первых приемов нелинейного повествования опробованный в кино. Первые опыты со сценами идущими задом наперед были еще в середине двадцатых годов прошлого столетия.

Тогда же режиссеры экспериментировали с ускорением или замедлением отдельных моментов. Например, уже в легендарном «Броненосце «Потемкине» Сергей Эйзенштейн, настолько растянул сцену с катящейся по потемкинской лестнице в Одессе детской коляской, что многие до сих пор оказавшись там впервые, не верят, что это – то самое место.

Сегодня сцены показанные в рапиде (замедлении) или ускоренном воспроизведении прочно поселились в кино и уже не вызывают былого восторга. Часто такие приемы показываются для создания экшен сцен, чтобы одновременно показать стремительность боя и дать зрителям время рассмотреть самые зрелищные удары. А например, Джеки Чан во многих своих ранних фильмах самые сложные трюки показывал по 3-4 раза с разных камер, тоже для того чтобы публика рассмотрела все детали и убедилась что все это снято без использования каскадеров.

Что касается обратной хронологии, то и здесь эксперименты киноделов продолжаются. Взять хотя бы «Необратимость» Гаспара Ноэ или «Помни» Кристофера Нолана, в обоих случаях сами сцены идут в хронологическом порядке, но в фильме они выстроены в обратной хронологии, начиная с самой последней.

Прыжки во времени

Можно сказать, что это подраздел смешанной хронологии. Сюда входят приемы при которых, когда события основной истории на какой-то момент приостанавливаются и сюжет переключается на сцены из другого временного отрезка: прошлого – флешбеки, будущего – флешфорварды или даже альтернативной вселенной – флешсайды.

При этом события другой временной линии могут быть как эпизодическими, так и составлять полноценные сюжетные линии.

В качестве примеров можно посмотреть «Бессонницу» Кристофера Нолана (флешбек) , «Гладиатора» Ридли Скотта (флешбек), «Бойцовский клуб» Девида Финчера (флешфорвард), «Области тьмы» Нила Бергера (флешфорвард), «Беги, Лола, беги» Тома Тыквера (флешсайд) или «Остаться в живых» (флешбэк, флешфорвард, флешсайд).

Подробнее об использовании прыжков во времени можно прочитать в одной из наших предыдущих статей.

Тот факт, что в компьютерных играх больше ценится нелинейный сюжет как вид интерактива, не означает, что в них не может быть классического нарушения хронологии в повествовании. Во многих играх есть отдельные миссии или уровни, которые по сути являются флешбэками или флешфорвардами по отношению к основной истории.

Фрагментарная структура

Особняком стоят фильмы и сериалы, где события перемешаны таким образом, что с первого раза невозможно соотнести отдельные сцены с их правильным местом в истории. 

Кажется, что в таких фильмах и даже некоторых сериалах события намешаны хаотично, безо всякой логики.

Разумеется, иногда и такое бывает. Например, режиссер и сценарист фильма «Господин Никто» Жако Ван Дормаль, признавался, что при черновом монтаже использовал карточки с номерами сцен, которые тасовал перед работой в случайном порядке. И только на втором или третьем этапе монтажа привносил в получившийся винегрет какие-то едва заметные логические цепи.

Но чаще всего, внутренняя логика фрагментарного повествования есть с самого начала. Просто ее зрителю еще нужно разгадать. Например, в «Криминальном чтиве» сюжет состоит из пяти новел, часть из которых идет линейно, а часть разбита на отдельные фрагменты и раскидана по всему сюжету. Но при этом и сами новеллы идут не в хронологическом порядке: самая последняя может стоять в середине, вторая в конце, а первая между ними.

И все же при повторном просмотре зритель уже понимает даже такую запутанную структуру и видит всю логику событий.

А, например, в первом сезоне «Мира дикого запада» логика еще проще, просто она лучше скрыта и потому большинство зрителей не разгадали ее до конца сезона. Весь трюк в том, что часть сюжета это события, идущие за много лет до нынешних, о чем можно догадаться как по малейшими нестыковкам, так и наоборот странным совпадениям.

Разумеется, литература освоила нелинейное повествование задолго до кинематографа. Например, еще в «Герое нашего времени» Михаила Лермонтова события перетасованы в случайном порядке.

Повтор события

Последний из популярных приемов создающих нелинейное повествование. Уже из названия видно, что это истории которые раз за разом возвращаются к одному и тому же событию.

И каждый раз это событие должно как-то видоизменяться для зрителя. Это могут появляться новые детали. Появляться новая информация из-за которой события будут восприниматься иначе. Это событие могут пересказывать разные люди с эффектом ненадежного рассказчика. То есть перевирая какие-то вещи, опираясь на субъективное восприятие и недопонимание мотивов других участников событий.

Понятно что, лучше всего такой прием смотрится в детективах и триллерах. Для примера можно посмотреть уже упоминавшийся выше фильм «Достать ножи» или сериал «13 причин почему». Но в ряде случаев повтор событий может использоваться и в других жанрах. В сериале «Как я встретил вашу маму» этот прием используется для создания комедии. А в фильме «День сурка», как основное драматическое препятствие главного героя. Повтор одного события в буквальном смысле становится самой главной проблемой героя Билла Мюррея – Фила.

Примеры фильмов и сериалов с нелинейным повествованием

  • «Криминальное чтиво» — сцен. Квентин Тарантино, Роджер Эвери (1994 г)
  • «Исчезнувшая» — сцен. Гиллиан Флинн (2014 г)
  • «Начало» — сцен. Кристофер Нолан (2010 г)
  • «Беги, Лола, беги» — сцен. Том Тыквер (1998 г)
  • «Престиж» — сцен. Джонатан Нолан, Кристофер Нолан (2006 г)
  • «Достать ножи» — сцен. Райан Джонсон (2019 г)
  • «12 обезьян» — сцен. Дэвид Вебб Пиплз, Джанет Пиплз (1995 г)
  • «Как я встретил вашу маму?» — созд. Картер Бейз, Крейг Томас (2005 – 2014 г)
  • «Мир дикого запада» — созд. Джонатан Нолан, Лиза Джой (2016 – наст. вр.)
  • «Почему женщины убивают» — созд. Марк Черри (2019 – наст. вр.)
  • «Остаться в живых» — созд. Дж. Дж. Абрамс, Деймон Линделоф, Джеффри Либер (2004-2010 г)
  • «Тьма» — созд. Баран бо Одар, Янтье Фризе (2017 – 2020 г)
  • «Город грехов» — сцен. Фрэнк Миллер (2005 г)
  • «Крестный отец 2» — сцен. Фрэнсис Форд Коппола, Марио Пьюзо (1974 г)
  • «Облачный Атлас» — сцен. Лана Вачовски, Том Тыквер, Эндрю Вачовски (2012 г)
  • «Эффект бабочки» — сцен. Дж. Мэки Грубер, Эрик Бресс (2004 г)
  • «Вечное сияние чистого разума» — сцен. Чарли Кауфман, Мишель Гондри, Пьер Бисмут (2004 г)
  • «Господин Никто» — сцен. Жако Ван Дормаль (2009 г)
  • «Помни» — сцен. Джонатан Нолан, Кристофер Нолан (2000 г)
  • « 13 причин почему» — созд. Брайан Йорки (2017-2020 г)
  • «Необратимость» — созд. Гаспар Ноэ (2002 г)

  • Что такое овраг рассказ
  • Что такое опера сказка
  • Что такое оптимизм сочинение рассуждение
  • Что такое опера сочинение
  • Что такое око в рассказе служанки