Что такое общий план рассказа

Сегодня в качестве продолжения рубрики писательское мастерство я предлагаю возобновить разговор о составлении плана произведения. в прошлый раз мы разобрались,

Сегодня в качестве продолжения рубрики «Писательское мастерство» я предлагаю возобновить разговор о составлении плана произведения. В прошлый раз мы разобрались, что же такое план, для чего он нужен, и почему без него значительно хуже, чем с ним. Сегодня мы разберемся, как этот самый план составлять.

Скажу сразу, не существует какой-либо единой унифицированной формы составления плана. У каждого свой взгляд на вопрос, и здесь я буду излагать те принципы, опираясь на которые, строю план сам. Соображения эти не взялись с потолка, а прошли крепкую обкатку практикой. Вы же вольны воспользоваться моим опытом, как, впрочем, и пропустить его мимо ушей. Выбор за вами.

Как написать план рассказа

Синопсис.

Обычно я начинаю составление плана с написания синопсиса. Хотя такая формулировка не совсем верна: те несколько скупых предложений, в которые умещается суть рассказа, не являются синопсисом в обыденном понимании, так как здесь синопсис не получается в процессе сжатия истории, а как раз наоборот – он-то и является источником основной массы, «мяса» произведения. Но на первоначальном этапе я не ставлю амбициозных целей, мне достаточно лишь четко сформулировать основную идею текста и держать ее перед глазами, дабы она не затерялась в дальнейшем, и сюжетные линии не увело куда-нибудь в дебри.

После того, как синопсис написан и сформулирована главная идея текста, я начинаю кратко описывать события истории. Порой этот шаг занимает у меня несколько недель. Взявшись выстраивать сюжетную линию, обычно быстро натыкаешься на пустоты – места, которые еще не продуманы, и что там будет происходить еще совершенно не ясно. Именно заполнение сюжетных оврагов, продумывание переходов и мостов и отнимает большую часть времени при подготовке к написанию. Однако важно понимать, что скрупулезно продуманный сюжет является тем незыблемым скелетом, на который нарастает плоть шикарной истории. Проверено на личном опыте: чем больше времени уделяется проработке сюжета, тем обычно качественнее результат. Но я не настаиваю, что над рассказом нужно раздумывать год, порой все идет настолько удачно, что пасьянс складывается за пару вечеров. Тут, как и везде, нужна золотая середина, главное – не потерять интерес к произведению.

Карточки персонажей.

Параллельно с выстраиванием сюжетных линий я занимаюсь заполнением карточек персонажей. Эта вещь не обязательная, но крайне желательная. Причем, чем длиннее и масштабнее намечается произведение, тем подробнее должны быть характеристики героев. Этому элементу работы я посвятил отдельную статью «Как составить подробную карточку персонажа», обязательно ознакомьтесь с ней, а здесь я лишь коротко перечислю основные моменты, которые обычно заношу в карточку действующих лиц:

  • Имя персонажа, его прозвище.
  • Роль (место в истории) и профессия (главный антагонист, друг главного героя, наставник и т.д.).
  • Возраст.
  • Рост и телосложение.
  • Описание внешности. Я никогда не составляю фоторобот (цвет и длина волос, цвет глаз, форма ушей и носа, толщина бровей, размах ноздрей и длина ресниц), а использую только характерные отличительные детали внешности вроде длинного носа, сутулости или хромоты, бороды или усов, крупных родимых пятен на лице и т.д. Вообще, чем ярче подобранные детали, тем лучше запоминается персонаж, тем проще за него цепляется внимание читателя. Только ради бога, не переборщите с экзотикой – если каждый второй поц будет хромым и горбатым карликом, изнемогающим от чесотки, вряд ли кто-либо оценит ваши старания.
  • Черты характера. Как то: раздражительность, угрюмость, беззаботность, доверчивость, мнительность – все то, что отличает персонаж от других в психологическом плане. Но здесь все очень субъективно. Вы можете расписать в плане целый букет разнообразных качеств, но если сюжет будет ставить героя только в однообразные ситуации (где он проявляет, скажет, только трусость и малодушие), то и образ получится однобоким. Сюжет и характеры взаимосвязаны, и понимание этих связей позволяет работать над текстом на совершенно ином уровне, но об этом в других статьях блога. Пока же хочу заметить, что для писателя по жизни чрезвычайно важна наблюдательность; я считаю, что автор должен постоянно культивировать ее в себе, ведь очень многие детали и даже сюжеты берутся из повседневности. Порой наши знакомые и коллеги вытворяют такое, что не придет в голову ни одному, даже самому креативному литератору. А такие нестандартные проявления – и есть лучший материал для построения ярких неповторимых образов. В общем, глядите в оба и не забывайте записывать.
  • Мотивы. Чего хочет добиться герой? Сообразно каким интересам и принципам он действует.
  • Одежда. Иногда тоже может послужить хорошим подспорьем для обрисовки характера. Персона, предпочитающая яркие краски, все-таки чем-то отличается от того молчуна в черной потертой кожанке, не так ли?

Подобные карточки полезно составлять для всех мало-мальски значимых персонажей в вашей истории.

Карта. Карточки локаций.

Следующий элемент составления плана – это изображение карты. Конечно, потребность в ней есть не всегда, однако зачастую героям приходится перемещаться в пространстве, а иногда и в придуманном автором мире. Чтобы не запутаться и не заблудиться, полезно нарисовать карту. Вместе с ней можно завести и карточки локаций. В них мы просто коротко описываем места, в которых происходят события (если это город, то достопримечательности и основные улицы; если комната или квартира – то обстановка). Все это позволит создать глубину мира, в котором разворачивается сюжет. И вот еще небольшой совет по поводу названий: старайтесь избегать странных, чуждых русскому языку фонетических нагромождений вроде Бильдыма, Шмонца, Киндельсвельгена и прочего. Лучше брать осмысленные, образованные от русских слов названия: Двуречье, Высокий Камень, Белая Скала. И смысловую нагрузку заложите и от родного звучания не отойдете.

Сцены.

После того, как написано краткое изложение событий, я приступаю к формированию сцен – отдельных сюжетных блоков, где происходят те или иные события (в том числе и диалоги) в короткий промежуток времени. На работу со сценами я стараюсь делать основной упор. Главное, понимать, что каждая сцена должна каким-то образом менять  положение дел в произведении. Это может быть и резкий сюжетный поворот (вскрытие обмана, например) или изменение психологического состояния героя (апатия после краха надежд) – решать вам, но каждая сцена должна иметь какой-то известный вам и понятный читателю смысл. Более подробно об этом читайте в статье «Как написать идеальную сцену«. Сейчас же мы пришли к тому, что в моем плане образовался самостоятельный список следующих друг за другом сцен.

В общем-то, на этом все. Подобного супового набора вполне достаточно, чтобы написать добротный интересный рассказ. В работе же над романом я практиковал составление одного общего главного плана и отдельных миниатюрных планов каждой главы. Но об этом уже в следующий раз.

Обязательно прочитайте статью «Подготовка к написанию книги«, которая отлично дополняет материал этой записи.

Следите за обновлением блога. До скорых встреч!

Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7

г. Кизилюрт

ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

В 4 КЛАССЕ

«У Чёрного моря»

99766294 1

Подготовила:

учитель начальных классов

Хамидова Сарижат Юсупбеговна

Конспект урока по окружающему миру.

Тема урока: У Чёрного моря.

Цели урока:

сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа.

Задачи урока:

образовательные: познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью людей;

развивающие: формировать умение аргументировано высказываться, делать логические умозаключения;

воспитывающие: работать над осознанным отношением к индивидуальной, групповой деятельности; воспитывать экологически грамотного человека.

Планируемые результаты:

Предметные:

показывать природную зону на карте природных зон;

иметь представление о природе зоны субтропиков (неживая природа, растения, животные);

устанавливать причины своеобразия природной зоны;

моделировать цепи питания природной зоны;

иметь представление об освоении природной зоны человеком.

Метапредметные:

определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения;

извлекать информацию из карты;

устанавливать причинно-следственные связи;

рассказывать о природной зоне по плану;

готовить сообщения.

Личностные:

осваивать социальную роль обучающегося, определять мотивы учебной деятельности;

проявлять целостный взгляд на мир, понимать разнообразие природы России;

понимать ответственность за сохранение объектов природного наследия.

Формируемые УУД:

познавательные — осознавать познавательную задачу, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, выявлять известное и неизвестное, уметь искать, получать и использовать информацию, пользоваться справочной литературой, находить в ней нужные сведения;

коммуникативные — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

умение обмениваться мнениями, слушать другого человека; быть способным работать в команде, заинтересовывать и мотивировать других; выполнять свою часть работы, принимать трудности другого как свои, вносить свою часть в общий результат;

регулятивные — действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления;

личностные — положительно относиться к урокам окружающего мира, понимать значение знаний для человека, поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Оборудование:

электронное приложение к учебнику, карточка «Исправь ошибки в тексте», атлас-определитель «От земли до неба», Красная книга России, энциклопедии: «Я познаю мир. Растения», «Я познаю мир. Животные», карта природных зон России, гербарий, веточки лавра с листьями.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

1. Работа с картой. Проверка домашнего задания.

— Назовите природную зону, которую мы с вами изучили на прошлом уроке. (Пустыни).

— Пустынь в России немного у нас.

Прощаться с пустыней не будем спешить —

О ней мы сейчас будем говорить.

(Ученик показывает на карте полупустыни и пустыни.) (Южнее зоны степей, на юго-западе страны по берегам Каспийского моря расположена природная зона полупустыни и пустыни.)

2. Работа в группе. Задание на карточке.

— Исправьте ошибки в тексте.

Отличительной особенностью зоны пустынь является сплошной растительный покров (правильно — отсутствие растительного покрова). Ветер наносит холмы песка, которые называют джузгунами (правильно — барханами). Но есть растения, которые своими корнями удерживают передвижение песков, — это сайгак (правильно — колосняк) и джузгун. В пустыне встречаются крупные животные — тушканчики (правильно — сайгаки), они кочуют по пустыне стадами в поисках воды и пищи. А забавное животное песчанка (правильно — тушканчик) передвигается прыжками.

3. Самоопределение к деятельности.

— Перечислите по порядку природные зоны. (Зона арктических пустынь, тундра, зона лесов (тайга, смешанные и широколиственные леса), зона степей, пустыни, субтропики).

— О какой природной зоне мы не говорили? (О субтропиках.)

— Назовите тему урока. Слайд 8.

— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

(Изучить особенности природной зоны, узнать о климате, как климат влияет на растительный и животный мир.)

4. Открытие нового знания.

1. Работа с картой.

— Обратимся к помощнице — карте. Что она нам расскажет? Найдём на карте субтропики.

(Эта зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны — Кавказские горы, а с другой — Чёрное море.)

— В расположении зоны кроется секрет её удивительного климата и природы. Давайте рассмотрим простой пример: вы на пляже. Когда вода теплее — днём или вечером? (Вечером.)

— Да, вода медленно нагревается и медленно остывает. Солнце за лето нагревает море, а затем море отдаёт побережью зимой тёплый воздух. Кавказские горы находятся близко, прямо у самого побережья. Они являются непреодолимой преградой для холодного северного ветра, поэтому на побережье умеренно жаркое лето и тёплая зима. Выпадает много осадков. Море посылает на землю большое количество влаги, и оно тоже задерживается горами.

— Выясним, что же обозначает слово «субтропики». Вам уже известно, что такое тропики. (Тропики — это тепловой пояс, расположенный по обе стороны от экватора.)

— А что означает приставка «суб «? В переводе с латинского это означает «под». Так что же такое субтропики? (Это территория под тропиками. Субтропики — области, лежащие к северу и югу от тропиков, по климату приближающиеся к жаркому, тропическому поясу.)

— Субтропическая зона расположена южнее нашей страны, а здесь, на Черноморском побережье, — лишь её маленькая часть.

2. Работа в группах.

— Продолжим изучать природную зону группами: ботаники, зоологи, экологи.

— Вспомните правила работы в группе.

1. В группе должен быть ответственный.

2. Работать должен каждый на общий результат.

3. Один говорит, другие слушают.

4. Своё несогласие высказывай вежливо.

5. Если не понял, переспроси.

— Вспомните правила сотрудничества.

1. Выполняю свою часть работы.

2. Принимаю трудности другого как свои.

3. Вношу свою часть в общий результат.

— Ботаники, пользуясь учебником (стр. 126 — 130), энциклопедией «Я познаю мир. Растения», атласом-определителем «От земли до неба», расскажите о растениях субтропиков по плану.

План рассказа для группы ботаников. Группа № 1.

1. Растения дикорастущие.

2. Растения, завезённые из тёплых стран.

3. Растения фруктовые.

— Ботаники, пользуясь учебником (стр. 132), энциклопедией «Я познаю мир. Растения», Красной книгой России расскажите о растениях субтропиков по плану.

План рассказа для группы ботаников. Группа № 2.

1. Редкие растения, которые внесены в Красную книгу России.

2. Иглица колхидская.

3. Самшид колхидский.

4. Тис ягодный.

— Зоологи, пользуясь учебником (стр. 126 — 130), энциклопедией «Я познаю мир. Животные», атласом-определителем «От земли до неба», расскажите о животных субтропиков по плану.

План рассказа для группы зоологов. Группа № 3.

1. Морские обитатели.

2. Обитатели суши.

— Зоологи, пользуясь учебником (стр. 132 — 133), энциклопедией «Я познаю мир. Животные», Красной книгой России расскажите о животных субтропиков по плану.

План рассказа для группы зоологов. Группа № 4.

1. Обитатели моря, которые попали в Красную книгу России.

2. Обитатели суши, которые попали в Красную книгу России.

— Экологи, пользуясь учебником (стр. 131 — 132), расскажите об экологии зоны по плану.

План рассказа для группы экологов. Группа № 5.

1. Красивейшие города-курорты.

2. Их главные достопримечательности.

— Экологи, пользуясь учебником (стр. 132 — 133), расскажите об экологии зоны по плану.

План рассказа для группы экологов. Группа № 6.

1. Экологические проблемы Черноморского побережья.

2. Национальный парк «Сочинский».

5. Первичное закрепление.

Сообщения учащихся. (Рассказы сопровождаются демонстрацией слайдов.)

Рассказ ботаников. Группа № 1.

Благоприятные условия — тепло, влага, обилие солнечного света, плодородные почвы- дают возможность расти высоким деревьям с крупными листьями, теплолюбивым. В лесах на склонах гор растут широколиственные деревья — дуб Слайд 9, бук Слайд 10, каштан настоящий Слайд 11.

В парках и на городских улицах люди выращивают красивые растения, привезённые из разных тёплых стран: кипарисы Слайд 12, магнолии Слайд 13, пальмы Слайд 14. Эти растения круглый год остаются зелёными.

В садах зреют грецкие орехи Слайд 15, инжир Слайд 16, абрикосы Слайд 17, персики Слайд 18.

Дополнение.

Каштан — дерево-долгожитель, может жить до тысячи лет, его высота достигает 35 м. Листья у него продолговатые с острыми зубчиками. Плоды — орехи — употребляют в пищу.

На склонах гор раскинулись плантации чая. Слайд 19.

На Черноморском побережье растёт виноград Слайд 20 и ………….. . (Лавр.)

Лавр Слайд 21 — вечнозелёный кустарник, который внешне напоминает небольшое деревце.

Живёт около 400 лет. В древ­не­гре­че­ской куль­ту­ре лавр оли­це­тво­рял по­бе­ду и мир и был по­свя­щён Апол­ло­ну. Слайд 22. Вот по­че­му в Гре­ции му­зы­кан­тов, по­этов, тан­цо­ров, по­кро­ви­те­лем ко­то­рых был Апол­лон, на­граж­да­ли имен­но лав­ро­вы­ми вен­ка­ми Слайд 23,

в то время как спортс­ме­нов, ат­ле­тов увен­чи­ва­ли олив­ко­вы­ми или сель­де­рей­ны­ми венками.

В Древ­нем Риме лав­ро­вый венок ста­но­вит­ся выс­шим зна­ком во­ин­ской и им­пе­ра­тор­ской славы.

Ли­стья лавра из­дав­на ис­поль­зу­ют в ка­че­стве аро­ма­ти­че­ской при­пра­вы.

Рассказ ботаников. Группа № 2.

В Красную книгу России внесены редкие растения этих мест: иглица колхидская, самшид колхидский, тис ягодный.

Самшит колхидский Слайд 25 — дерево, имеющее крепкую, плотную древесину. К сожалению, самшиты в настоящее время на грани исчезновения.

Тис ягодный Слайд 26. Высотой 10 — 20 м, в отдельных случаях до 28 м. 
Растёт относительно медленно, но при этом отличается большой продолжительностью жизни: от 1,5 до 4 тысяч лет.
Тис ягодный, занимавший первоначально очень большую территорию, был почти полностью истреблён человеком из-за своей прочной и практически «вечной» древесины, обладающей сильными бактерицидными свойствами — она убивает даже те микроорга-низмы, которые имеются в воздухе.

Иглица колхидская Слайд 27 — многолетний полукустарник. Растение высотой 45 — 55 см. Стебли прямые. Цветки мелкие, распускаются постепенно в течение осени и зимы; весной созревают плоды. Ягоды крупные, красные.

Рассказ зоологов. Группа № 3.

Богат и разнообразен животный мир Черноморского побережья Кавказа.

Очень интересны морские обитатели: дельфины Слайд 29, морские коньки Слайд 30 , морские иглы Слайд 31, а также крабы Слайд 32, медузы Слайд 33.

Находясь на берегу, издалека слышишь стрекотание сидящих на веточках цикад

Слайд 34 (они питаются соком растений). Среди зелёных листьев притаился хищный богомол Слайд 35, который поджидает добычу — мух и других насекомых.

Изредка встречается удивительной красоты бабочка олеандровый бражник. Слайд 36. Много и других красивых бабочек. Слайд 37.

В лесах обитают косули Слайд 38, медведи Слайд 39, кабаны Слайд 40.

На берегу моря живут чайки Слайд 41, бакланы Слайд 42, которые кормятся рыбой.

Дополнение.

Морские коньки — это рыбки с головой, похожей на голову сказочного Конька-Горбунка. У них нет постоянной окраски: сядет морской конёк на бурую водоросль — и сам станет бурым, сядет на зелёную — позеленеет.

Дополнение.

В атласе — определителе, стр. 159.

Ни с кем не спутаешь богомола! Его передние ноги с шипами и зубчиками приспособлены для захватывания и удерживания добычи. Богомол достигает в длину до 7 см.

Рассказ зоологов. Группа № 4.

На страницы Красной книги попали животные — дельфин черноморская афалина и жужелица кавказская.

Дельфины Слайд 44 — это зубастые киты, только намного меньше. Длина афалины — 2 — 3 м, вес — 150 — 300 кг. Зубы крепкие. Это самые умные морские животные, они замечательные пловцы, легко обгоняют быстроходные пассажирские суда. Дельфины никогда не оставляют сородича в беде. Случалось, дельфины спасали людей. Ориентируются и общаются между собой дельфины с помощью звуковых сигналов.

Жужелица кавказская Слайд 45 — крупный красивый жук длиной 32 — 55 мм. Верх тела синий, иногда с фиолетовым или зелёным оттенком, блестящий, низ чёрный. Жук наиболее активен ночью, но иногда наблюдается и дневная активность. Питается улитками.

6. Физкультминутка. Слайд 47.

Звучит музыка, дети играют в игру.

Рассказ экологов. Группа № 5.

Берег Чёрного моря — это место, куда приезжают отдыхать тысячи людей из всех уголков России. Здесь расположены красивейшие города-курорты Сочи Слайд 49 и Ялта

Одна из главных достопримечательностей города Сочи — Дендрарий Слайд 51

(от греческого слова «дендрон» дерево). Это необыкновенно красивый парк, где собраны растения со всего мира. Здесь можно увидеть могучий кедр Слайд 52, родина которого — далёкие горы Гималаи, и эвкалипт Слайд 53, «приехавший» из Австралии, и слоновую пальму Слайд 54 из Южной Америки. Мы увидим бамбуковые рощи Слайд 55, заросли кактусов Слайд 56 и высокие кипарисы Слайд 57.

В числе главных достопримечательностей города Ялта — Никитский ботанический сад Слайд 58. Здесь представлены растения из самых разных уголков Земли. Очень богата коллекция кактусов. Слайд 59.

Дополнение.

Дендрарий в Сочи был основан в 1892 году Сергеем Николаевичем Худековым (нашим земляком). Слайд 60.

Рассказ экологов. Группа № 6.

Люди, приезжающие отдыхать к морю, не всегда относятся к природе бережно. Они срывают красивые цветы, ломают ветки деревьев и кустарников, выбрасывают мусор где попало, ловят на память жуков, бабочек, других насекомых, уничтожают крабов, медуз. Если к медузе прикоснуться, она обжигает, словно крапива. Так медуза защищается. Но некоторые люди, вместо того чтобы купаться осторожнее, предпочитают уничтожать медуз: выбрасывают их на берег, где они погибают под лучами солнца.

Для сохранения природы Черноморского побережья Кавказа в 1983 году создан национальный парк «Сочинский» Слайд 62.

Каждый, кто живёт на берегах Чёрного моря или приезжает сюда отдыхать, обязан беречь природу этих замечательных мест.

7. Включение нового знания в систему знаний.

1. Выполнение заданий в рабочей тетради.

— Заполним таблицу, выполняя задание 3 на стр. 61.

(Ученики самостоятельно с помощью учебника заполняют таблицу, затем проверяют друг у друга.)

Обитатели суши — цикады, богомол, жужелица кавказская, олеандровый бражник, косули.

Обитатели суши, добывающие пищу в море, — чайки, бакланы.

Обитатели моря — дельфины, морские коньки, морские иглы, крабы, медузы.

Слайд 64 — 65.

8. Подведение итогов урока. Рефлексия.

— Какова была цель урока? Достигли её? Докажите. (Правильно выполнили самостоятельную работу.)

— Что нового для себя узнали? (Сегодня на уроке я узнал … . Мне показалось интересным, что … .) Слайд 66.

— Понравилось ли вам работать в группе?

— С каким настроением вы уходите с урока? Поднимите карточку: солнышко или тучку.

10. Домашнее задание. Слайд 67.

1. Прочитать текст на стр. 126 — 134, выполнить задания.

2. Выполнить задания в рабочей тетради на стр. 60 — 63, по желанию подготовьте сообщение об одном из растений или животных зоны субтропиков России.

— Вы все молодцы. Спасибо за урок.

В
современном
мире
очень
сложно
заинтересовать
учащихся,
побудить
их
к
чтению
различных
художественных
произведений.
Перед
учителем
стоит
сразу
несколько
задач:
мотивировать
ученика
прочитать
произведение,
вызвать
детей
на
диалог,
помочь
им
правильно
понять
прочитанный
текст.

Для
того,
чтобы
разнообразить
образовательный
процесс,
нужно
использовать
различные
технологии,
проводить
нетрадиционные
уроки
и
стараться
раскрыть
творческий
потенциал
учащихся,
реализовать
их
способности.
Помочь
в
этом
может
технология
развития
критического
мышления
через
чтение
и
письмо

дальнейшем

ТРКМЧП),
которая
является
«одной
из
наиболее
перспективных
в
плане
развития
творческих
способностей
учащихся
и
актуализации
их
читательских
интересов»
[5,
с.
78].

С.И.Заир-Бек
в
своем
пособии
«Развитие
критического
мышления
на
уроке»
представил
различные
приемы,
методики,
которые
помогают
организовать
работу
по
развитию
критического
мышления
в
рамках
любой
учебной
дисциплины.
По
его
мнению,
«критическое
мышление
учит
активно
действовать
и
помогает
понять,
как
надо
поступать
в
соответствии
с
полученной
информацией.
Разумеется,
при
этом
нужны
не
только
способности
к
внутреннему
размышлению,
но
и
умение
обсуждать,
взаимодействовать
с
другими
людьми.
Когда
мы
мыслим
критически,
задействованы
не
только
разум,
но
и
эмоции,
чувства.
И
как
итог

критическое
мышление
учит
способам
активных
действий,
в
том
числе
и
социально
значимых»
[1,
с.
5].
Благодаря
критическому
мышлению
у
учащихся
формируются
метапредметные
и
предметные
результаты,
а
именно:

  • «критически
    относиться
    к
    собственному
    мнению,
    с
    достоинством
    признавать
    ошибочность
    своего
    мнения
    (если
    оно
    таково)
    и
    корректировать
    его»
    [4,
    с.
    26];
    «воспринимать,
    анализировать,
    критически
    оценивать
    и
    интерпретировать
    прочитанное,
    осознавать
    художественную
    картину
    жизни,
    отраженную
    в
    литературном
    произведении,
    на
    уровне
    не
    только
    эмоционального
    восприятия,
    но
    и
    интеллектуального
    осмысления»
    [Там
    же,
    с.
    32].

В
рамках
этой
технологии
существуют
формы,
помогающие
формировать
критическое
мышление
у
учащихся.
Одна
из
них

стратегия
«чтение
с
остановками»,
основной
целью
которой
является
«формирование
у
учащихся
навыков
вдумчивого
чтения»
[6,
с.
52].

*
Работа
выполнена
под
руководством
Путило
Олега
Олеговича,
кандидата
филологических
наук,
доцента
кафедры
литературы
и
методики
ее
преподавания
ФГБОУ
ВО
«ВГСПУ»

Одно
из
основных
преимуществ
данной
стратегии

чтение
и
анализ
текста
прямо
на
уроке.
К
выбору
текста
предъявляются
конкретные
требования:

1.
Текст
должен
быть
не
известен
учащимся.

2.
Текст
должен
быть
малого
объема,
чтобы
его
можно
было
быстро
прочитать
прямо
на
уроке
(это
может
быть
новелла,
рассказ,
сказка,
басня,
баллада,
притча
и
т.п.).

3.
Текст
должен
обладать
ярко
выраженной
сюжетностью,
предполагающей
динамику,
действия,
острое
развитие
событий.

4.
Остановки
делается
на
«сюжетном
сломе»
(развилке
сюжета).

5.
Их
количество
должно
быть
ограничено
(желательно
не
больше
пяти),
потому
что
от
числа
остановок
зависит
общее
количество
вопросов.
В
основе
стратегии
«чтение
с
остановками»
лежат
характерные
для
ТРКМЧП
три
стадии:
вызов,
осмысление,
рефлексия.

1.
На
стадии
вызова
учитель
предлагает
обсудить
название
рассказа
и
спрогнозировать
его
содержание,
дает
учащимся
возможность
выдвинуть
гипотезы
по
проблематике,
опираясь
на
опорные
слова.
На
данной
стадии
можно
использовать
такие
приемы,
как
кластер-«ромашка»,
дерево
предсказаний,
облако
слов,
бортовой
журнал.

2.
На
стадии
осмысления
содержания
учащиеся
читают
отрывки
текста
и
обсуждают
их
содержание,
отвечают
на
вопросы,
заданные
учителем.
Здесь
используются
такие
приемы,
как
вопросы
к
тексту,
дерево
предсказаний,
инсерт,
бортовой
журнал.

3.
Рефлексия

последняя
стадия
стратегии
ЧСО,
на
которой
текст
предстает
перед
учащимися
как
единое
целое.
На
стадии
рефлексии
можно
использовать
такие
приемы,
как
синквейн,
творческое
письмо,
кластер,
дискуссия,
дебаты,
бортовой
журнал,
совместный
поиск
и
т.д.

Для
демонстрации
стратегии
«чтение
с
остановками»
мы
предлагаем
рассказ
В.В.Набокова
«Бритва».
В
примерной
программе
среднего
общего
образования
в
списке
рекомендуемых
произведений
творчество
В.В.Набокова
находится
в
категории
С.
Это
значит,
что
выбор
конкретного
произведения
для
изучения
остается
за
учителем.
Существует
определенная
методическая
традиция
изучения
его
произведений.
Например,
в
рабочей
программе
Б.А.Ланина
в
контексте
изучения
творчества
Гюстава
Флобера
предлагается
прочтение
«Лекций
по
зарубежной
литературе»,
разработанных
В.Набоковым.
То,
что
В.Набоков
является
не
только
талантливым
литературоведом,
но
и
отличным
писателем,
подчеркивается
фактом
его
неоднократного
выдвижения
на
Нобелевскую
премию.
Мы
считаем,
что
произведения
В.Набокова
заслуживают
подробного
внимания,
и
поэтому
для
изучения,
в
соответствии
с
требованиями
к
стратегии,
предлагаем
его
рассказ
«Бритва»,
с
которым
учащиеся
вряд
ли
будут
знакомы.
Работа
с
текстом
начинается
со
стадии
вызова,
на
которой
мы
предлагаем
использовать
кластер-«ромашку»
(см.
рис.
на
с.
8),
отдельные
формы
которого
будут
заполнятся
в
ходе
ответа
на
вопрос:
Какие
ассоциации
у
вас
вызывает
название
данного
рассказа?
По
завершении
кластера
задается
вопрос
на
прогнозирование,
связанный
с
названием
рассказа:
Как
вы
думаете,
о
чем
будет
идти
речь
в
произведении?
После
того,
как
учащиеся
выскажут
свои
предположения,
мы
переходим
к
чтению
отрывка

1
(см.
таб.
на
с.
8),
знаменующем
начало
стадии
осмысления.
После
прочтения
каждого
отрывка
следуют
вопросы,
на
выявление
уровня
осознания
содержания
и
проблематики
прочитанного
фрагмента:
Как
вы
думаете,
устраивает
ли
Иванова
сложившаяся
в
его
жизни
ситуация?
После
чего
следует
вопрос
на
вызов,
прогнозирующий
содержание
следующего
отрывка:
За
какие
качества
характера
(его
характер,
поведение
и
т.п.),
за
какое
поведение
человеку
могли
дать
прозвище
«Бритва»?

После
прочтения
и
знакомства
со
вторым
фрагментом
задаются
вопросы:
Что
такое
месть?
Как
она
проявляется?
Почему
у
людей
возникает
желание
отомстить?
Как
вы
думаете,
кому
и
за
что
хочет
отомстить
Иванов?

После
прочтения
третьего
отрывка
спрашиваем:
«В
каких
случаях
мы
запоминаем
чье-то
лицо?
Как
вы
думаете,
с
чем
связано
чувство
изумления,
которое
возникло
у
Иванова?
Кем
может
быть
этот
знакомый:
врагом
или
другом
Иванова?
Почему?
Отвечая
на
последний
вопрос,
учащиеся
могут
предположить,
что
этот
человек
скорее
враг
Иванова,
чем
друг,
ведь
все
это
время
рассказ
настраивал
читателя
именно
на
такое
восприятие
(достаточно
обратиться
к
ассоциациям,
обозначенным
в
кластере:
опасность,
острие,
кровь
и
т.д.).

Из
четвертого
отрывка
учащиеся
узнают,
что
Иванов
хочет
отомстить
немцу,
который
подписал
ему
смертный
приговор,
вопреки
которому
Иванов
остался
жив
и
работает
в
парикмахерской.
Мы
видим,
что
у
Иванова
действительно
есть
весомая
причина
для
мести.
Учащимся
предлагается
ответить
на
вопросы:
Для
чего
герой
сначала
беседует
с
посетителем,
вместо
того,
чтобы
стремительно
совершить
акт
мести?
Иванову,
наконец,
выпал
шанс
отомстить,
сделает
ли
он
это?
Определить
в
точности,
осуществится
ли
задуманное
мщение,
пока
еще
нельзя,
поэтому
мы
переходим
к
чтению
заключительного
отрывка,
после
которого
стадия
осмысления
плавно
перейдет
в
третью
фазу

рефлексию.

Во
время
рефлексии
«учитель
и
ученики
возвращаются
к
сформулированным
на
стадии
вызова
вопросам
и
предположениям,
сопоставляют
новый
материал
с
тем,
что
знали
об
этом
раньше»
[1,
с.
6].
Мы
предлагаем
спросить
у
учеников:
Почему
Иванов,
который
долго
мечтал
о
мести,
оставляет
врага
в
живых?
Почему
герой
остался
доволен
произошедшим?
Рефлексия
может
быть
связана
с
формированием
личностных
результатов,
которое
происходит
в
ходе
обсуждения
вопросов:
Хотели
ли
вы
отомстить
кому-нибудь?
Приходилось
ли
вам
мстить
кому-то?

случае
положительного
ответа
на
последний
вопрос
можно
спросить:
А
был
ли
повод
для
мести
серьезным?).
Что
для
вас
приятнее

отомстить
человеку
или
простить
его
и
отказаться
от
мщения?
Можно
ли
назвать
месть
низким
поступком?
Стоит
ли
отвечать
злом
на
зло?
Всегда
ли
месть

единственный
выход?
Данные
вопросы
напрямую
связаны
с
базовыми
национальными
ценностями,
обозначенными
как
«социальная
солидарность

справедливость,
милосердие,
честь,
достоинство»
[2,
с.
18-19].
Таким
образом,
при
ответе
на
вопросы
личного
характера
у
учащихся
происходит
интериоризация
заложенных
в
произведении
духовно-нравственных
ценностей.

В
качестве
домашнего
задания
можно
предложить
учащимся
составить
синквейн
к
данному
рассказу
по
ключевому
слову
«Месть»
или
сопоставить
рассказ
Набокова
с
произведениями,
в
основе
которых
лежит
похожая
проблема:
В
каких
произведениях
герои
отказывались
от
желания
отомстить,
выбирая
другой
путь
решения
проблемы?
В
качестве
объектов
для
проведения
внутрипредметных
связей
могут
выступить
такие
тексты,
как:
«Дубровский»
и
«Выстрел»
А.С.Пушкина;
«Мститель»
В.А.Солоухина;
«Гамлет»
У.Шекспира.
Разумеется,
на
каждой
стадии
допускается
использование
других
приемов.
Использование
стратегии
«чтение
с
остановками»
позволяет
сформировать
и
метапредметные
УУД:


  • регулятивные
    :

    • «сверять
      свои
      действия
      с
      целью
      и,
      при
      необходимости,
      исправлять
      ошибки
      самостоятельно»;
      «принимать
      решение
      в
      учебной
      ситуации
      и
      нести
      за
      него
      ответственность»;
    • «самостоятельно
      определять
      причины
      своего
      успеха
      или
      неуспеха
      и
      находить
      способы
      выхода
      из
      ситуации
      неуспеха»
      [4,
      с.
      21-22].

  • познавательные
    :

    • «излагать
      полученную
      информацию,
      интерпретируя
      ее
      в
      контексте
      решаемой
      задачи»;
    • «смысловое
      чтение:
      находить
      в
      тексте
      требуемую
      информацию

      соответствии
      с
      целями
      своей
      деятельности)»;
    • «устанавливать
      взаимосвязь
      описанных
      в
      тексте
      событий,
      явлений,
      процессов»;
    • «подбирать
      слова,
      соподчиненные
      ключевому
      слову,
      определяющие
      его
      признаки
      и
      свойства;
    • выстраивать
      логическую
      цепочку,
      состоящую
      из
      ключевого
      слова
      и
      соподчиненных
      ему
      слов»
      [Там
      же,
      с.
      22‒25].

  • коммуникативные
    :

    • «критически
      относиться
      к
      собственному
      мнению,
      с
      достоинством
      признавать
      ошибочность
      своего
      мнения
      (если
      оно
      таково)
      и
      корректировать
      его»;
    • «отбирать
      и
      использовать
      речевые
      средства
      в
      процессе
      коммуникации
      с
      другими
      людьми»
      [Там
      же,
      с.
      26‒27].

1-я младшая группа.

Время проведения

Тема.

Пути достижения цели.

Формы и методы закрепления.

Сентябрь.

«Ладушки – ладушки»

Занятия, наблюдения на прогулке.

Игры с песком на прогулке. Беседы о свойствах песка. Опыт: «Я пеку, пеку, пеку…»

 

«Поймай бабочку»

Занятия, наблюдения на прогулке, рассматривание картинок.

Д/игра: « Найди такой же». Украшение бумажных силуэтов бабочки ( пальчиком и кистью)

Октябрь.

«Кукла гуляет»

Занятие, наблюдение в повседневной жизни.

С/ситуация: «Катя идет гулять». Д/игра: «Одень правильно»

Ноябрь.

«Летят листочки».

Занятие, наблюдения на прогулке, чтение художественной литературы.

Чтение потешки: «Ветер, ветер, ветерок…». А.С.Пушкин «Ветер по морю гуляет». Опыт с лентой. Лепка: «Осенние листочки».

 

«Птички хотят пить»

Занятие, наблюдение на прогулке, чтение художественной литературы.

М.П.игра: «Села птичка на дорожку». П/игра: «Воробушки и автомобиль».

Декабрь.

«Белоснежные комочки»

Занятие, наблюдение на прогулке, чтение художественной литературы, просмотр иллюстраций.

Чтение потешки: «Маша варежку надела». Игры со снежками. Опыты со снегом. П/игра: « Выпал беленький снежок».

 

«Наши верные друзья»

Занятие, просмотр иллюстраций, беседы в свободное время, наблюдение на прогулке.

Игры с игрушками. Конструирование: «Домик для друзей». П/игра: «Догони собачку ( кошечку)»

Январь.

«Куда листочки спрятались»

Занятие, наблюдение на прогулке, беседы в свободное время.

П/игра : «Снежинки». Чтение стихотворений о зиме. Опыты со снегом.

Февраль.

«Где живут звери»

Занятие, просмотр иллюстраций, чтение художественной литературы.

Д/игра: «Дикие – домашние». «Угадай кто кричит?».

Март.

«Почему снег тает?».

Занятие, наблюдение, чтение художественной литературы.

Опыт : 2Разноцветные льдинки». М.П. игра: «Я пеку, пеку, пеку…»

 

«Куда плывет кораблик».

Занятие, наблюдение на прогулке, просмотр иллюстраций.

Опыт с корабликом. Заучивание потешки: «Дождик, дождик».

Апрель.

«Смотрит солнышко в окошко».

Занятие, прогулка, просмотр иллюстраций.

П/игра: « Солнышко и дождик». Опыт с зеркалом ( поймай солнечного зайчика)

Май.

«Желтые, пушистые»

Занятие, чтение художественной литературы, наблюдение на прогулке, беседа, просмотр сюжетных картинок.

Чтение произведения В. Сутеева «Цыпленок и утенок». М.П.игра: «Вышла курочка хохлатка».

2-я младшая группа.

Время проведения.

Тема.

Пути достижения цели.

Формы и методы закрепления.

Сентябрь.

«Падают листочки».

Занятие, просмотр иллюстраций, наблюдение на прогулке, чтение художественной литературы.

Рисование на тему: « Листопад». Чтение стихотворения А.Плещеевой «Осень наступила».

 

«Овощи с огорода».

Занятие, просмотр иллюстраций, чтение художественной литературы.

Инсценировка сказки: «Репка». Заучивание р.н. песенки «Огуречик, огуречик…». Аппликация: «Овощи на тарелке».

Октябрь.

«Меняем воду в аквариуме».

Занятие, просмотр иллюстраций, наблюдение.

Кормление рыб. Чтение стихотворения И. Токмаковой «Где спит рыбка». Рисование: «Рыбки в аквариуме».

Ноябрь.

«В гостях у бабушки».

Занятие, беседы, игры с игрушками, просмотр иллюстраций.

Чтение потешек: «Жили у бабуси…» , «Кисонька – мурысонька…». Д/игра: «Домашние животные».

Декабрь.

«Подкормим птиц зимой».

Занятие, беседа, наблюдение на прогулке.

П/игры: «Птичка и птенчики», «Воробушки и автомобиль». Рисование: «Украсим дымковскую уточку». Чтение произведений Р. Сеора «Десять птичек – стайка». Л.Толстой «У Вари был чиж»

Январь.

«В январе, в январе много снега во дворе…»

Занятие, экскурсия, наблюдение.

Чтение стихотворения А. Акима «Первый снег». Лепка снеговика на прогулке. Рисование: «Снежные комочки большие и маленькие»

Февраль.

«У меня живет котенок».

Занятие, наблюдение, просмотр иллюстраций, чтение художественной литературы.

Рисование: «Клубок для котенка». Чтение потешки: «Кисонька – мурысонька».Инсценировка сказки В.Сутеева «Кто сказал: «Мяу?».

Март.

«Уход за комнатными растениями»

Занятие, наблюдение, просмотр иллюстраций.

Выполнение трудовых поручений. Аппликация: «Цветы в подарок маме».

Апрель.

«Прогулка по весеннему лесу».

Занятие, наблюдение, просмотр иллюстраций.

П/игра: «Солнышко и дождик». Рисование: «Светит солнышко». Чтение потешек: «Травка – муравка». «Дождик, дождик пуще».

Май.

«Экологическая тропа».

Занятие, наблюдение, просмотр иллюстраций, чтение художественной литературы.

Рисование: «Деревья на нашем участке». Разучивание стихотворения А. Плещеева «Весна» ( в сокр.)

Средняя группа.

Время проведения.

Тема.

Пути достижения цели.

Формы и методы закрепления.

Сентябрь.

«Составление описательных рассказов об овощах и фруктах».

Занятие, прогулка, просмотр иллюстраций, беседа.

Д/игры: «Что сажают в огороде?». «Найди пару». Беседа на тему: «Что нам дарит осень». Чтение произведения Э Успенского «Как растили капусту».

 

«Насекомые».

Занятие, наблюдение на прогулке, просмотр иллюстраций.

Д/игра: «Опиши, мы отгадаем». Чтение произведения В.Бианки «Паучок – пилот». Беседа на тему: «Зачем нужны насекомые».

Октябрь.

«Наблюдение за рыбкой».

Занятие, чтение художественной литературы, беседа.

Уход за рыбкой в аквариуме. Аппликация на тему: «Подводное царство». Беседа на тему: «Где рыбке лучше живется» ( в реке или аквариуме).

 

«Сравнение комнатных растений».

Занятие, беседа в свободное время, уход за комнатными растениями.

Д/игры: «Найди пару». «Волшебный цветок». Опыт: «Выявить зависимость состояния почвы от погодных условий».

Ноябрь.

«Как зимуют дикие звери».

Занятие, беседа в свободное время, просмотр иллюстраций.

М.П.игра: «Покажи без слов». Чтение художественной литературы Л.Толстой «Волк». В. Зотов «Лесная мозаика». Загадывание загадок. Беседа на тему: «Как медведь готовится к зиме».

 

«В природе все взаимосвязано».

Экскурсия в парк, занятие, просмотр иллюстраций.

Выставка из природного материала «Лесная сказка». Д/игра: «Найди пару». Словесная игра: «Кто знает, пусть подскажет».

Декабрь.

«Как живут растения зимой».

Занятия, беседа в свободное время, наблюдение на прогулке.

Опыты: «Установить зависимость свойства снега от температуры» «выяснить потребность растений в свете». Рисование на тему: «Елочка – красавица». Беседа: «О чем грустит растение».

 

«Зимующие птицы».

Занятие, экскурсия в парк, просмотр иллюстраций, наблюдение на прогулке.

Наблюдение за поведением птиц у кормушки. С.Р.игра: «Птичья столовая». Д/игра: «Собери цветок» ( на материале зимующих птиц). Чтение художественной литературы : Зверев «Воробьиное бюро погоды».

Январь.

«Прогулка в зимней лес».

Занятие, просмотр иллюстраций, чтение художественной литературы.

Беседы на темы: «Где найти медведя зимой». «Живые ли деревья зимой». Игровое упражнение: «Догадайся, о ком расскажу».

Февраль.

«Как узнать растение».

Занятие, беседы в свободное время, игры на прогулке.

Опыт по проращиванию срезанных веток. Экологическая игра: «Найди по названию». Д/игра: «Опиши, а я отгадаю». П/игра: «Раз, два, три к дереву беги».

Март.

«Наши друзья домашние животные».

Занятие, беседа в свободное время, просмотр иллюстраций, чтение художественной литературы.

Чтение произведения Е.Чарушина «Что за зверь». Д/игры: «На нашем дворе». «Дикие и домашние животные». П/игра: «Мышеловка». Загадки о домашних животных. Беседа на тему: «Мой домашний любимец».

 

«Жизнь диких животных весной».

Занятие, беседа в свободное время, просмотр иллюстраций, чтение художественной литературы.

Д/игра: «Помоги малышам». Беседы: «Кто просыпается весной?». «Чему учит мама своих малышей?». Художественная литература Л.Толстой «Пришла весна». «Как волки учат своих детей».

Апрель.

«Птицы»

Занятие, наблюдение на прогулке, экскурсия в парк.

Обратить внимание на поведение птиц. Отметить прилет грачей, скворцов. Чтение произведения Н. Павловой «Ранней весной». Рисование: «Птицы прилетели».

 

Экскурсия в парк.

Занятие, беседа в свободное время.

Наблюдение на прогулке. Чтение произведения В.Бианки «Последняя льдинка». Беседы на тему: «Опасный лед», «Почему весной бывают наводнения». Д/игра: «Времена года».

Май.

«Путешествие в весенний лес».

Занятие, беседа в свободное время, наблюдение на прогулке.

Чтение художественной литературы В.Бианки «Первая охота», Е. Чарушина «Воробей». Беседы на тему: «Правила друзей леса», «Что изменилось в жизни человека с приходом весны». С/упражнение: «Когда это бывает?».

Старшая группа.

Время проведения.

Тема.

Пути достижения цели.

Формы и методы закрепления.

Сентябрь.

«Лето – лучшая пора».

Занятие, беседа вне занятия, наблюдение.

Д/игра: «Что где растет». Чтение стихотворений о лете. Рисование мелом на асфальте: «Вот какое наше лето». Опыт: «Вода нужна всем». Наблюдение за пауком.

 

«В лес за грибами».

Занятие, беседа вне занятия, чтение художественной литературы, просмотр иллюстраций.

Аппликация: «За грибами в лес пойдем». Опыт: «Здравствуй ветер». Беседа на тему: «Зайку серого возьму». Д/игра: «Грибы – ягоды».

 

«Парк осенью».

Занятие, беседы вне занятий, наблюдение на прогулке, экскурсия в парк.

Д/игры: «Найди, что опишу», «Загадай, мы отгадаем». Аппликация: «Разноцветные осенние деньки». Рисование: «Осенняя фантазия». Заучивание стихотворения С. Когана «Листики».

 

«Волшебница вода».

Занятие, беседа вне занятия, чтение художественной литературы, экспериментальная деятельность.

Моделирование речного бассейна. Опыты: «Вода не имеет цвета», «Вода не имеет запаха». П/игра: «Ходят капельки по кругу». Аппликация: «Мама тучка и капельки». Чтение стихотворения Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде».

Октябрь.

«Ядовитые растения».

Экскурсия на луг, беседы вне занятий, просмотр предметных картинок.

Д/игра: «Угадай, что за растение». «Следопыты».

 

«Путешествие в грибное царство».

Занятие, беседы вне занятия, просмотр предметных картинок.

Заучивание стихотворения И.Мазина «Осень». Рисование: «Осенняя природа». Аппликация: «Старичок – лесовичок» Д/игра: «Съедобное – несъедобное».

 

«Беседа об овощах».

Занятие, наблюдение на огороде за ростом овощей, просмотр сюжетных картинок.

Д/игры: «Овощи и фрукты», «Угадай на вкус». С/игры: « Продуктовый магазин», «Столовая». Опыт: «Ходят капельки по кругу». Аппликация: «Овощи на тарелке».

 

«Дом под крышей голубой».

Занятие, просмотр иллюстраций и предметных картинок, наблюдение на прогулке.

Чтение стихотворения В. Орлова «Дом под крышей голубой». Д/игра: «Живая – неживая природа».Составление рассказов на тему: «Я путешествую на облаке». Ситуация: «Мы и то, что нас окружает». Аппликация: «Волшебные облака». Наблюдение за луком.

Ноябрь.

«Любите землю – матушку».

Занятие, беседа, просмотр иллюстраций.

Разгадывание кроссворда: «Овощи и фрукты». Рисование: «Густой дремучий лес». Опыт: « Пар тоже вода». Разгадывание загадок об овощах.

 

«Труд людей осенью».

Занятие, беседа вне занятия, чтение художественной литературы.

Беседа на тему: « Профессия – земледелец». Д/игра: « Овощехранилище». Аппликация: «Консервируем огурци и помидоры».

 

«Строение человека».

Занятие, просмотр иллюстраций, рассказ воспитателя, экспериментальная деятельность.

Д/игра: «Познай себя». Отгадывание загадок. С.Р.игра: «Больница».

 

«Осень лучшая пора».

Занятие, беседа вне занятия, экскурсия в парк.

Чтение стихотворений А.С.Пушкин «Ух небо осенью дышало…» Е. Трутневой «Осень» Д/игра: « Кто где зимует» Аппликация: « Насекомые на осенней полянке». Опыт: « Какой бывает вода».

Декабрь.

«Кто как зимует»

Занятие, наблюдение на прогулке, просмотр иллюстраций, чтение художественной литературы.

Чтение р.н.с.: «Зимовье». Загадывание загадок. Ситуация: «Зачем звери меняют окрас». Опыт: « Лед – твердая вода». Аппликация: «Сосульки».

 

«Зимующие и перелетные птицы».

Занятие, наблюдение на прогулке, труд в природе.

Д/игра: « Что за пртица? «. Аппликация: « Сказочная птица». Опыты: «Радуга в комнате», «Вода бывает теплой, холодной, горячей».

 

«Зимний парк».

Экскурсия, наблюдение на прогулке, просмотр иллюстраций.

Опыты: « Разноцветные льдинки», «Лед легче воды». Аппликация: «Новогодняя открытка». Рисование: «Морозные узоры».

Январь.

«Домашние животные».

Занятие, беседа в свободное время, просмотр иллюстраций.

Чтение произведения Е.Чарушина «Что за зверь». Д/игра: «Ты кто? «. Аппликация: «Разноцветные рыбки». Опыт: «Вода нужна всем».

 

«Беседа о зиме»

Занятие, наблюдение на прогулке.

Д/игра: 2Природа и человек». Аппликация: «Зимушка – зима». Чтение стихотворение И.Сурикова «Белый снег пушистый». Наблюдение за зимующими птицами.

Февраль.

«Воздух и его роль в жизни человека».

Занятие, беседа в свободное время.

Опыты: «Как увидеть воздух», «Как услышать воздух». Аппликация: «Вертолет».

 

«Наш город и экология».

Занятие, экскурсия по городу, беседа в свободное время.

Рисование: «Наш город». Выставка на тему: «Экология в нашем городе».

 

«Рассказ о лягушке».

Занятие, беседа в свободное время, просмотр иллюстраций.

Д/игра: «Посели лягушку». Аппликация: «Лягушата». Чтение рассказа «Лягушка – путешественница».

Март.

«Здравствуй весна»

Занятие, просмотр иллюстраций, чтение художественной литературы.

Аппликация: «Веточка яблоньки». Опыт с веточками тополя, сирени, березы. Чтение произведения А.Барто «Веревочка» С.Маршака «Стихи о весне». Наблюдение: «Пришла весна».

 

«Сравнительное наблюдение за рыбками».

Занятие, труд в природе, просмотр иллюстраций.

Д/игра: «Рыбная ловля». Опыт: «Очистка грязной воды». Аппликация: «Белая лилия».

 

«Рассматривание веток тополя, березы, ели».

Занятие, наблюдение на прогулке.

Д/игра: «Времена года». Аппликация: «Веточка березы в вазе». Опыт: «Здравствуй ветер».

 

«Половодье»

Занятие, просмотр картин, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы.

Беседа на тему: «Весенний разлив рек».Чтение произведение Н.Некрасова «Дед Мазай и зайцы».

Апрель.

«Знакомство с комнатными растениями».

Занятие, труд в природе, наблюдение в свободное время.

Д/игра: « Угадай, что за растение». Аппликация: «Цветок».

 

«Чем мы дышим».

Занятие, беседа в свободное время.

Опыт: «Ветер это движение». Ситуация: «Что случится если не будет воздуха».

 

«Дикие животные».

Занятие, беседа в свободное время, просмотр предметных картинок.

Д/игра: «Кто где живет». Аппликация: «Царство диких зверей». Чтение рассказа Е.Чарушина «Лисята».

 

«Наблюдение за черепахой».

Занятие, труд в природе.

Аппликация: «Черепаха». Опыт: «Поверхностное натяжение воды».

Май.

«Беседа об уходе за комнатными растениями».

Занятие, труд в природе.

Д/игра: «Отгадай. Что за растение». Аппликация: «Волшебные цветы». Опыт: «Почва – необходимость ее удобрения для роста растений».

 

«Что подстерегает тебя в лесу».

Экскурсия в лес, чтение художественной литературы.

Д/игра: «Жители леса». Выставка работ из природного и бросового материала.

 

«Беседа о весне»

( обобщающая)

Занятие, наблюдение на прогулке, чтение художественной литературы, просмотр иллюстраций.

Чтение словацкой сказки: «У солнышка в гостях». Рисование: «Что мы видим в лесу», «Узор из весенних цветов».

Подготовительная группа.

Время проведения.

Тема.

Пути достижения цели.

Формы и методы закрепления

Сентябрь.

«Планета Земля – наш общий дом».

Занятие, беседа, наблюдение в свободное время, просмотр иллюстраций.

Игра: «Покажи на глобусе». Чтение стихотворения Л.Дайнеко «Вот на земле огромный дом». Опыт: «Гром и молния».

 

«Ранняя осень».

Занятие, беседа в свободное время, наблюдение на прогулке, просмотр иллюстраций.

Игра: «Хорошо – плохо». Рисование: «Осень начинается». Опыт «Двухцветный цветок».

 

«Воздушный океан».

Занятие, беседа, просмотр иллюстраций.

Отгадывание загадок о воздухе, ветре. Чтение рассказов «Воздух», «Смерч» Ю. Ефремова.

Опыт: «Свойство воздуха». Беседы: « Источники загрязнения воздуха», «Сила ветра. Еговлияние на жизнь человека и живых организмов».

 

«Царица – водица».

Занятие, беседа, просмотр иллюстраций.

Отгадывание загадок, Д/игра: «Земля, вода, огонь. Воздух». Опыт: «Свойство воды». Беседа: «Значение воды в жизни человека. Использование ее человеком».

Октябрь.

«Лекарственные растения – средство оздоровления организма человека».

Занятие, экскурсия, наблюдение на прогулке.

Экологическая игра: «Узнай целебную траву». Д/игра: «Угадай по описанию». Отгадывание загадок. Рассматривание альбома «Растения нашего города».

 

«Золотая осень».

Занятие, наблюдение на прогулке, чтение художественной литературы.

Чтение стихотворения Е. Трутневой «Осень».. Игра: « Осень спросим». Д/игра: «Узнай дерево по листу». Выставка поделок «Дары осени». Опыт: «Желуди – семена дуба».

 

« Природная стихия – огонь».

Занятие, чтение художественной литературы, просмотр иллюстраций.

Отгадывание загадок об огне. Чтение мифа о Прометее. Инсценировка сказки «Кошкин дом». Аппликация: «Костер».

 

«Как растения готовятся к зиме».

Экскурсия в парк, занятие, чтение художественной литературы.

Экологическая игра: «Кто больше запомнит». Чтение художественной литератыры Н. Павлова «Поехали», П. Воронько «Зеленый город». Рисование: «Лес осенью». Опыт: «Ветер расселяет растения по новым местам».

Ноябрь.

«Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения».

Занятие, труд в природе.

Опыт: «Растение теряет воду через испарение». Уход за комнатными растениями.

 

«Жизнь зверей осенью».

Занятие, беседа в свободное время, чтение художественной литературы.

Чтение р.н.с.: «Волк и лиса». Отгадывание загадок, Д/игра: «Хорошо – плохо». Экологическая игра: «Чем похожи», «Чем отличаются». Рисование: « Необычное животное».

 

«Перелетные птицы».

Занятие, просмотр иллюстраций, чтение художественной литературы.

Беседа: «Птицы Осенью». Разгадывание кроссвордов. Чтение произведения Е. Носова «Тридцать зерен», «Как ворона на крыше заблудилась» А.С.Пушкин «Птичка». Рисование: «Улетает птичья стая».

 

« Унылая пора». (обобщающая беседа об осени)

Занятие, чтение художественной литературы, просмотр репродукций картин.

Отгадывание загадок. Чтение рассказов В.Бианки «Мышонок Пик» «Запасы овощей». Пальчиковая игра: «Волк и лиса». Опыт: « Влияние солнечного света на жизнь на земле».

Декабрь.

«Беседа о лесе».

Занятие, чтение художественной литературы, наблюдение на прогулке.

Отгадывание загадок о деревьях. Экспозиция «дары леса». Беседы: «Лес и здоровье», «Кто заботится о лесе?». Чтение рассказов Верзилина «Деревья в лесу», Клычкова «Враги леса».

 

«Зимний парк».

Экскурсия.

Чтение стихотворений Э. Чуничевой «Всюду иней серебрится», А.Барто «Снег». Опыт со снегом.

 

«Для чего человеку кожа»

Занятие, экспериментальная деятельность, рассказ воспитателя.

Д/игра: «Познай себя». Опыт: «Рассматривание кожи через увеличительное стекло». С.Р.игра: «Больница».

Январь.

«Я – человек».

Занятие, экспериментальная деятельность, рассказ воспитателя.

Д/игра: «Живое – неживое». Конкурс: «Умники и умницы». Опыт: «Выяснение причины храпа человека».

 

«Зимушка – зима».

Занятие, чтение художественной литературы, просмотр иллюстраций, экспериментальная деятельность.

Отгадывание загадок. Чтение произведений С.Маршака «Сыплет. Сыплет снег охапками». А.Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…-«. Выставка рисунков на тему: «Зимушка – зима». Опыт с палкой – снегомером.

 

«Жизнь птиц зимой».

Занятие. Наблюдение на прогулке, чтение художественной литературы.

Чтение стихотворений В. Берестова «Птицы». А.Яшина «Покормите птиц зимой». Д/игра: « Что за птица». Экологическая игра: «Птичья столовая». Труд в природе.

Февраль.

«Родной край».

Занятие, экскурсия, рассказ воспитателя, экспериментальная деятельность.

Беседа: «Кто где живет».Просмотр альбома «Животный и растительный мир». Экскурсия в библиотеку, в краеведческий музей. Заучивание стихотворения М.Пляцковского «Родина». Опыт: « опыт с ветками деревьев».

 

«рассказ об экологических пирамидах».

Занятие, беседа в свободное время, просмотр иллюстраций.

Д/игра: «Живая пирамида». Опыт: «Как кошка языком чистит себе шерстку».

 

«Двугорбый верблюд пустыни».

Занятие, просмотр иллюстраций.

Чтение стихотворения С. Баруздина «верблюд». Рисование на тему: «Корабль пустыни». Опыт: «Определение возможности проживания верблюда в пустыни».

 

«Как узнать зиму».

Занятие, чтение художественной литературы, просмотр иллюстраций.

Чтение стихотворений А.С.Пушкина, И.С. Никитина, В.И. Сурикова, Н.А. Некрасова о зиме. Рисование: «Лыжная прогулка».

Март.

«Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе».

Занятие, рассказ воспитателя, экспериментальная деятельность.

Беседа на тему: «Что такое кислый дождь». П/игра: «Ходят капельки по кругу». Опыты: «Вода нужна всем». «У растения внутри есть вода». «Друзья – враги».

 

«Водные жители».

Занятие, рассказ воспитателя, просмотр иллюстраций, экспериментальная деятельность.

Аппликация: «Подводный мир». П/игра: «Мы водные жители». Чтение сказок Г.Х.Андерсена «Дюймовочка». Л.Толстого «золотой ключик или приключение Буратино». Опыт: « Определение возраста рыбы».

 

«Микробы и вирусы».

Занятие, экспериментальная деятельность, рассказ воспитателя.

С.Р.игра: «Больница». Опыт: « Жизненный цикл мушек».

 

«Черенкование комнатных растений».

Занятие, экспериментальная деятельность, рассказ воспитателя, наблюдение в уголке природы.

С.Р.игра: «Цветочный магазин». Д/игра: «Узнай по описанию». Отгадывание загадок о цветах. Беседа: «Из чего можно вырастить растение». Пальчикавая игра: «Алые цветы»

Апрель.

К.В.Н. «Природа вокруг нас».

Занятие, наблюдение в природе, беседа вне занятия.

Д/игра: «Доскажи словечко». Отгадывание загадок. Беседа на тему: «Взаимосвязь живых организмов».

 

«Весенний уход за комнатными растениями».

Занятие, труд в природе, рассказ воспитателя.

Опыт: «Вырастить из морковных верхушек морковь».

 

«Беседа о дождевых червях».

Занятие, наблюдение на прогулке, беседа вне занятия.

Чтение сказки Н. Павловой «Большое чудо». Опыт с дождевыми червями.

 

«парк весной».

Экскурсия, беседы в свободное время.

Чтение стихотворений Ф.Тютчева «Весна», «Весенние воды», А.Н. Плещеева «Весна».

Май.

«Космос, Вселенная, Звезды».

Занятие, беседа в свободное время, экспериментальная деятельность.

Беседа: «Солнце – источник тепла и света». Аппликация: «Космос». Заучивание стихотворения А. Шмыгина «Космонавты». Опыт: «Звезды светят постоянно»

 

«Носы нужны не только для красы».

Занятие, беседа в свободное время, экспериментальная деятельность.

Опыты: «Как воздух увидеть», «Как услышать», «Выяснить, почему у верблюда, сайгака такая необычная форма носа».

 

«Лес весной. Весенние первоцветы».

Занятие, беседа в свободное время, чтение художественной литературы.

Чтение произведений С.Я. Маршака «Весенняя песенка», Ю. Капотова «Из земли подснежник вышел на рассвете…». Рисование: «Весенний лес». Беседа: «лекарственные растения».

 

«Солнечные лучики».

Занятие, беседа в свободное время, экспериментальная деятельность, рассказ воспитателя.

Чтение стихотворений А. барто, А. Прокофьева, Е. Благининой, Я.Акима. Игра: «Догони свою тень». Опыт: «Волшебный лучик».

Сенсорная алалия

Сенсорная алалия – вариант речевого дизонтогенеза, обусловленный расстройством слухового восприятия при сохранном физическом слухе. Характеризуется непониманием обращенной речи, неразличением звуков, эхолалией, логореей, использованием элементарных словоформ (звукоподражаний, корней, междометий). Типично импульсивное поведение, быстрое истощение внимания, нежелание вступать в контакт. При обследовании сенсорных алаликов уточняется анамнез, состояние акустического и речевого гнозиса, лексико-грамматических и произносительных навыков. В рамках коррекционной программы осуществляется развитие слухового контроля, акустических дифференцировок, словаря, внимания к своей речи и речи окружающих.

Общие сведения

Сенсорная (или импрессивная, рецептивная) алалия – малоизученный нейропсихологический и лингвопатологический синдром. В общей структуре системного недоразвития речи на долю моторной алалии приходится 90% случаев, на сенсорный вариант – лишь 10%. В изолированном виде первичная сенсорная недостаточность встречается нечасто. В большинстве наблюдений приходится сталкиваться со смешанной сенсомоторной алалией или вторичным сенсорно-акустическим синдромом, возникающим на фоне другой патологии (дизартрии, ринолалии, дислалии, аутизма). В последние годы в логопедии все настойчивее высказывается мнение о необходимости замены термина «сенсорная алалия» на «сенсорная дезинтеграция», поскольку нарушения восприятия у таких детей всегда носят множественный характер.

Сенсорная алалия

Сенсорная алалия

Причины сенсорной алалии

К несформированности импрессивной речи приводит раннее органическое поражение зон головного мозга, ответственных за анализ речевых звуков. Корковый конец слухоречевого анализатора (центр Вернике) располагается в задней трети верхневисочной извилины левого полушария. Именно его повреждение и вызывает расстройство рецептивной речи. Непосредственными этиологическими факторами выступают:

  • Внутриутробные патологии. Развитие плода может осложняться гипоксией, алиментарно-трофическими нарушениями (гипотрофией), внутриутробными инфекциями (врожденной краснухой, хламидиозом, герпесом, цитомегалией), иммунологической несовместимостью. Нейротоксическое действие на ЦНС плода оказывает злоупотребление психотропными и наркотическими веществами, алкоголем со стороны матери. Эти и другие пренатальные вредности, прежде всего, пагубно влияют на ассоциативные зоны коры, ответственные за анализ сенсорной информации.
  • Поражение ЦНС при родах. Патологическое течение интранатального периода (роды при узком тазе, стремительные роды, проведение акушерских операций) могут приводить к черепно-мозговым травмам у новорожденного. В этих случаях имеет место локальное повреждение височной доли механического характера. Гипоксически-ишемическое поражение церебральных структур возможно при преждевременном отхождении околоплодных вод, затяжных родах, обвитии пуповиной.
  • Заболевания раннего постнатального периода. Возникают после рождения, в первые годы жизни. Патология доречевого периода представлена травмами и опухолями головы, менингоэнцефалитами, заболеваниями, протекающими с инфекционным нейротоксикозом, тяжелыми отравлениями. При анализе причин сенсорной алалии чаще всего приходится говорить о перинатальном повреждении ЦНС, т. е. совокупном воздействии внутриутробных, интранатльных и постнатальных вредностей. Выделить какой-то один ведущий этиологический фактор обычно не представляется возможным.

Патогенез

Поражение корковой части речеслухового анализатора сопровождается слуховой агнозией – расстройством аналитико-синететических процессов, связанных с распознаванием звуковых раздражителей. При сенсорной алалии ребенок слышит обращенную к нему речь, однако не осознает ее смысла и содержания. Нарушение рецептивного механизма речи обусловливает несформированность фонематических процессов, неспособность к целостному восприятию слов, узнаванию и дифференцировке фонем, неустойчивость акустических следов. Неполноценность слухового восприятия приводит к тому, что в ответ на звуковые стимулы не происходит передачи возбуждения другим анализаторам (речедвигательному, речезрительному), вследствие чего формируется так называемая замыкательная акупатия – неспособность соотнести звуковые образы слов с реальными предметами или действиями.

Симптомы сенсорной алалии

При рецептивной алалии изначально страдает понимание обращенной речи. Степень речеслуховой недостаточности может быть различной. В тяжелых случаях дети безразличны абсолютно ко всем звуковым раздражителям, не различают речевые и неречевые звуки, не реагируют на свое имя. При более легкой степени импрессивной алалии ребенку доступно понимание некоторых обиходных слов и ситуативной речи; вне контекста или ситуации понимание теряется. Речевая активность у сенсорного алалика повышена, однако собственная речь состоит из лепетных звукосочетаний, слов-корней, междометий. Содержание речевого потока непонятно окружающим, поэтому такая речь носит название «словесного салата», или логореи.

Характерным признаком рецептивной алалии выступают эхолалии – невольные, бессознательные отраженные повторы отдельных слов. Однако целенаправленное воспроизведение слова по просьбе взрослого затруднено и недоступно ребенку-алалику. Нарушено формирование соотнесенности между предметом, явлением, действием и словом, его обозначающим. Отмечаются множественные погрешности в словах, указывающие на фонематическую недостаточность: неправильная постановка ударений, пропуски и замены звуков, контаминации. Контроль за собственной речью снижен, самостоятельное высказывание формулируется неточно, с грамматическими и семантическими ошибками.

Голос у сенсорных алаликов звонкий и выразительный. Слуховая функция не нарушена, интеллект первично сохранен. Неврологическая и психопатологическая симптоматика указывает на несформированность регуляторных механизмов. Включение, переключение и удержание внимания происходит с трудом. Непонимание речи вызывает быструю потерю интереса к играм и занятиям, повышенную истощаемость, колебания настроения. Ребенок ведет себя импульсивно, неуправляемо, не желает общаться с окружающими сверстниками и взрослыми. Может отмечаться повышенная, часто болезненная реакция на звуковые раздражители (гиперакузия).

Осложнения

Недифференцированное звуковое восприятие влечет за собой неточное проговаривание, в результате чего страдает экспрессивная речь. У дошкольников с сенсорной алалией всегда имеет место общее недоразвитие речи различного уровня, в школьные годы формируются расстройства учебных навыков (дисграфия, дизорфография, дислексия). Непонимание чужой речи и грубые искажения собственного речевого высказывания приводят к невозможности полноценной коммуникации. На фоне недоразвития рецептивной речи у детей возникают вторичные личностные расстройства, нарушения эмоционально-волевых реакций, отклонения поведения. Формируется вторичная умственная отсталость.

Диагностика

Специфика обследования сенсорного алалика вытекает из этиопатогенетических механизмов речевого нарушения. Диагностика включает в себя медицинский и психолого-педагогический блок. Медицинская составляющая направлена на установление морфологического субстрата речевой патологии, исключение нервно-психических и ЛОР-заболеваний, сопровождающихся безречьем. Психолого-педагогическое тестирование способствует подтверждению диагноза и планированию коррекционного процесса. Этапы диагностики включают:

  • Неврологическое обследование. При изучении анамнеза центральное место отводится анализу пренатального развития, течению родов и раннего постнатального онтогенеза. По показаниям детским неврологом может быть назначена эхоэнцефалография, ЭЭГ, рентгенография черепа, МРТ головного мозга, исследование акустических вызванных потенциалов. При этом отсутствие видимых изменений по данным нейрофизиологических и нейровизуализирующих методик не исключает наличия сенсорной алалии.
  • Исследование слуховой функции. Необходимо для исключения врожденной глухоты или значительного снижения слуха. Предполагает выполнение комплекса сурдологической диагностики: компьютерной аудиометрии, тимпанометрии, отоакустической эмиссии. У сенсорных алаликов может выявляться незначительное снижение слуха на определенных частотах, однако эти изменения не столь серьезны, чтобы затруднять понимание речи.
  • Логопедическое обследование. Нацелено на изучение речевого статуса и сформированности всех сторон речи. Из медицинской документации и беседы с родителями логопед выясняет особенности сенсорного и раннего речевого развития ребенка. В ходе традиционного обследования особое внимание уделяется оценке импрессивной речи: ребенка просят указать на называемый предмет или картинку, выполнить несложные действия, повторить слова. Для импрессивной алалии характерен речевой негативизм, бедная лепетная речь, дефицит фонематического восприятия, нестойкость слуховых следов.
  • Психологическая диагностика. Нейропсихолог исследует состояние слухового гнозиса, слухоречевую память, наблюдает за поведением ребенка. С учетом выявленных дефицитарных и сохранных психических функций специалист выстраивает карту психологического сопровождения пациента. Обычно требуются повторные консультации логопеда и психолога, поскольку в одной и той же ситуации сенсорные алалики могут вести себя по-разному, то демонстрируя полный отказ от общения, то проявляя определенное понимание речи.

Диагностика связана со значительными трудностями, поскольку импрессивная алалия по своим проявлениям сходна с другими слухоречевыми нарушениями и формами психического дизонтогенеза. Дифдиагностика проводится с кондуктивной и нейросенсорной тугоухостью, расстройствами аутистического спектра, УО, темповой задержкой речевого развития, детской афазией, сенсорно-акустической недостаточностью.

Коррекция сенсорной алалии

Коррекционно-терапевтическая работа строится на принципах биопсихосоциального подхода. Важнейшие аспекты – раннее начало лечения, сочетание медицинских, логопедических и психокоррекционных методов. Обязательным условием является вовлечение семьи, ознакомление родителей с планом терапии, их побуждение к длительной совместной деятельности, постоянное информирование о промежуточных результатах. Многоуровневый коррекционный комплекс включает:

  • Медицинские мероприятия. Основу составляет медикаментозная терапия. Назначается прием ноотропных препаратов, нейропротекторов, нейропептидов, витаминов, оказывающих активирующее влияние на ЦНС. Дополнительно используются физиотерапевтические методики (массаж, лечебные ванны, ЛФК), остеопатия. Лечебные курсы создают благоприятный фон для психолого-педагогического воздействия.
  • Логотерапию. Ее цель – выработка слухового восприятия и способности к анализу речевого потока. На первом этапе необходимо затормозить беспорядочную речевую активность ребенка, вовлечь его в совместную игровую деятельность, выработать усидчивость и внимание. Вначале алалика учат различать неречевые звуки, затем соотносить звуки речи и лепетные слова с конкретными предметами и действиями. Все речевые инструкции должны формулироваться четко, коротко и понятно ребенку. При формировании фонематических процессов широко используется кинестетический контроль. Уже с 4-х лет ребенка начинают обучать грамоте – опора на зрительное восприятие облегчает понимание речи.
  • Нейропсихологическую коррекцию. Включает развитие дефицитарных функций, процессов мышления, памяти и внимания, познавательной активности, саморегуляции, коррекцию поведенческой сферы. Доказанным положительным эффектом обладает сенсорно-интегративная терапия, проводимая с помощью занятий в специально организованной сенсорной среде. Иногда требуется семейное психологическое консультирование.

Непрерывная коррекционно-логопедическая работа при сенсорной алалии проводится не реже 3-х раз в неделю и длится в течение 2-4 лет. В дальнейшем за ребенком ведется катамнестическое наблюдение. Для организации специализированной помощи рекомендуется посещение логопедической группы детского сада, а в начальной школе – занятия со школьным логопедом.

Прогноз и профилактика

Речевой прогноз при рецептивной алалии сложен и индивидуален. Логотерапия эффективна только в случае четкого соблюдения плана коррекционной работы, ее сочетания с медицинской и психологической реабилитацией. Рано начатая и систематически проводимая междисциплинарная психолого-медико-педагогическая работа позволяет компенсировать речевые нарушения, предупредить вторичные отклонения, способствовать полноценной интеграции ребенка в социум. При позднем обращении сформировать полноценную речь зачастую не удается. Профилактика тяжелых нарушений речи требует тщательного планирования беременности, предупреждения раннего органического повреждения головного мозга на всех этапах развития ребенка.

  • Что такое настоящий друг определение для сочинения
  • Что такое одаренность сочинение рассуждение
  • Что такое нога в сказке про репку
  • Что такое откуп в сказке о рыбаке и рыбке
  • Что такое колодочка в сказке терешечка