Что такое обломовщина сочинение гончаров

Понятие обломовщины это сформированное уже в 19 веке философско-нравственное представление, которое было: определено еще самим гончаровым на страницах романа

Понятие «обломовщины» — это сформированное уже в 19 веке философско-нравственное представление, которое было:

  • определено еще самим Гончаровым на страницах романа (т.е. имеет индивидуально-авторское «происхождение»)
  • уточнено критиками литературы (Добролюбов, Писарев)

Сегодня «обломовщина» трансформирована в настоящий национальный  концепт русской культуры и имеет:Что такое обломовщина сочинение гончаров

  • Словарные определения в различных толковых изданиях
  • Свое смысловое ядро (понятийное) и основные признаки (базовые)
  • Новый потенциал современных интерпретаций своей сути

Носителем или основой концепта стал, разумеется, образ самого главного героя романа

«Обломов более чем персонаж, это – символ»

(Д.П. Святополк-Мирский)

Что такое обломовщина у Гончарова

Автор «Обломова» вводит в свое произведение новую тему и связанную с ней лексему «обломовщина». Ее употребление в романе можно обнаружить 14 раз, среди которых особенно важными являются эпизоды:

  • В начале произведения – в беседе Ильи Ильича и Штольца
  • В конце – когда Штольц озвучивает главную причину погибели главного героя

Гончаров сам подчеркивает определенные нравственные и социальные черты и качества Обломова, которые «фиксируют» признаки всего этого концепта. Они же и подчеркивают между тем и типичность всего образа Ильи Ильича в качестве представителя дворянства того времени:

  • Бездействие
  • Бесхарактерность
  • Пассивность
  • Слабость

Впрочем, этими же чертами описывается и образ жизни всех жителей родового имения героя, когда жизнь, как покойная речка, протекает мимо человека.

Русская обломовщина в словарях

Присутствие этого понятия в толковых изданиях (Ожегов, Даль, Ушаков) со своей стороны лишь доказывает устойчивость концепта в человеческом национальном сознании.

Авторы толковых словарей также выводят как автора понятия И.Гончарова и называют эту лексему авторским неологизмом. Там же подчеркиваются и национальные признаки «обломовщины»:

  • Лень, вялость, равнодушие (у Даля)
  • Безволие (У Ожегова)
  • Медлительность (у Ушакова)

Таким образом, суть обломовщины можно свести к такому понятийному минимуму (базовых признаков) как – безволие, вялость, лень.

Обломовщина в статьях критиков

Превращение окказионализма (обломовщина) в лингвокультурный концепт случилось не в последнюю очередь благодаря работам русских литературных критиков.

  1. Добролюбова

Статья этого автора имеет «ключ» к разгадке этого явления как художественного отображения русского национального менталитета.

Добролюбов в ней:

  • выносит концепт «обломовщины» в заглавие
  • повторяет это слово 31 раз в самом тексте статьи

Больше того, критик «фиксирует» завершение образом Обломова литературного типа «лишнего человека».

Автор склонен в качестве причины обломовщины видеть психологические последствия крепостничества, когда герой-дворянин просто обречен на жизненную апатию.

При характеристике же главного героя Добролюбов не относит его к отрицательным персонажам из-за вялости или равнодушия. Обломов имеет положительные черты – доброту, искренность, честность и т.д.

Причина же обломовщины, по мнению, Добролюбова – это жизнь героя в мечтаниях вместо реальности.

(Сегодня можно переформулировать мысль критика и назвать основаниями для современной обломовщины:

  • виртуальность жизни
  • неопределенность миропредставлений
  • молодежный инфантилизм

Сегодня «обломовщина «кормится» либо бесцельностью жизни, либо ее неконкретикой. Многие настаивают на необходимости самореализации, но не имеют при этом ни образа своего будущего, ни деталей плана для его достижения. В этом они схожи с Ильей Ильичом больше в мечтательности, нежели в реализациях.

  1. Схожие выводы можно прочесть и в статье Писарева, где к ним добавляются размышления об отсутствии мотивации, умственной апатии, депрессивности.

Наша презентация

Современная обломовщина

Как ни удивительно, но проблематика «Обломова» актуализировалась по-новому и наше время.

Сегодня технологии:

  • «позаботились» о нашем комфорте,
  • предоставили удобный функционал для реализации запросов,
  • заняли время нашего досуга.

Но они же и сделали нас инертнее не только в физической, но и в эмоциональной сфере. Современная обломовщина – это пассивность и в нравственном плане, когда альтернатива действительности формируется на иных основаниях даже в любви.

Наше общество настойчиво позиционирует себя как коммуникационное, но при этом оно уводит людей в виртуальные пространства, и человек отходит от реального общения, отгораживаясь или отстраняясь от реальности.

Проблема «обломовщины» затрагивает много спектров нашей жизни, толкований сути этого явления существует много. Тема, введенная И.Гончаровым и в литературу, и в национальный русский код, кажется, будет раскрывается и дальше.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

Рассмотрим одно из самых неоднозначных и актуальных по сей день произведений Ивана Гончарова – роман «Обломов». Оно было написано в сложное время, когда за любую критику властей в произведениях авторов бросали в ссылки. Та пора стала переломной в стране, изменилось все – и социальные отношения, и экономические. Эти изменения нашли свое отражение в произведении Гончарова особо ярко. В нем заострено внимание на извечных проблемах человеческой жизни – любви, дружбе, смысле самой жизни каждого человека.

По сути, все проблемы этого произведения можно сформулировать всего одним словом – «обломовщиной», что значит безвольность и леность, тунеядство. Писатель это явление описывает как социальное бедствие, от него страдают все слои общества в разных формах. Однако, по мнению самого автора, это бедствие присуще сословию помещиков, именно в их среде это явление наиболее распространенно. Они привыкли вести феодальный – праздный образ жизни, который должен был давно уже выродиться. Обломовщина символизирует порочность высших сословий империи, которые живут по правилам, основанных на эксплуатации и угнетении других, более низких рангов. Кроме того, обломовщина – является олицетворением праздной жизни без забот.

Главный герой произведения является ярким примером общества, которое погрязло в обломовщине. Он родился и вырос в тихой деревне, а его сон показывает нам причины проблемы. Его родители вели несколько ленивый и беспечный образ жизни – их поместье пребывало частично в развалинах, мебель в помещениях застарелая и побитая, они жили в долгах, но всегда в полном довольствии. Жили они, ничего не делая, плывя по течению жизни. За них трудились крестьяне. К облененному образу жизни они приучили своего отпрыска с рождения.

Обломовщина противопоставляется активному образу жизни, который процветал в то время в Европе. Автор показал, что за границей труд более стоящий и более ценен, а еще там ценится образование и его развитие. К этим ценностям охотно стремится другой главный герой – Штольц, который выступает в роли антипода главного героя. Андрей сам выстраивает свою жизненную стезю, продвигаясь осознанно и целенаправленно, добивается исполнения своих целей, рассчитывая только на собственные силы.

Но и Штольца автор не особенно идеализирует, этому персонажу при его постоянном движении к цели не хватает внутренних качеств, таких как душевность, романтичность, мягкость, обходительность. Но зато эти черты есть у Ильи Обломова. Непрерывная суета нравится далеко не всем, не каждый человек может выдержать такой жизненный ритм. Но свою жизнь Андрей сделал гармоничной, деятельной, одухотворенной и осмысленной. С ним Ольга счастлива в браке, потому что их взгляды на жизнь и подходы к ней в основном похожи и жизненные цели тоже. Лишь на такой основе может сложиться крепкий семейный союз.

Большинство исследователей литературы считают, что роман Гончарова имеет социально-психологическую направленность, на это указывают поднимаемые в произведении проблемы и национальные вопросы. Писатель затрагивает национальные интересы, например особенности воспитания и формирования личностных качеств у героев – Обломова и Штольца, выросших на русских национальных ценностях дворянского общества и немецких. Андрею отец-немец привил основы своей культуры, а мать обогатила образ героя духовностью, русской культурой, знанием искусства.

Гончаров в своем романе также поднимает тему «лишнего в обществе человека». К этой категории людей относится Илья Обломов. Для него общество становится чуждым. Обломову сложно подстраиваться к быстро изменяющимся событиям в окружающем мире. Главный герой любит неторопливую, размеренную жизнь, ничегонеделание, предпочитает труду или посещению светских мероприятий лежание на диване. Обломову комфортнее находиться в прошлом.

В мечтах о будущем персонаж видит его таким же, каким было прошлое: безмятежным, неторопливым, спокойным. И в конечном итоге мечты Обломова сбываются: он женится на хозяйке съемного жилья Агафье Пшеницыной, которая принимает его таким, какой он есть, не пытаясь переделывать. Обстановка в их доме очень похожая на атмосферу прошлой жизни героя, его детства. У Агафьи и Обломова даже рос сын, но от переедания и праздной жизни здоровье героя сильно ухудшилось, и он умирает, едва дожив до сорока лет. Его сына воспитывает семья Штольц. Обломов является характерным отголоском изжившей себя прошлой эпохи.

Важной проблемой произведения является любовь. На примерах образов героев и особенностей их отношений автор демонстрирует различные типы любви. Первый тип – Ольга Ильинская и Илья Обломов – отношения романтичные и нежные, но непродолжительные. Для Обломова любовь – это лишь отражение какого-то далекого недосягаемого идеала. Для Ильинской же — это новый путь. В любви женщина активна, а Обломов так же, как и во всем остальном, ленив и пассивен. В данном типе отношений сошлись две противоположности, быть вместе они не смогли. Обломов сначала потянулся к Ольге, он был счастлив, романтичен, тактичен, трепетно ухаживал за нею. Но такая жизнь ему быстро надоела, опять же из-за его лени, и дальше ему все меньше хотелось ухаживать за девушкой, он все тянул со свадьбой, а она долгое время ждала этого его ответственного шага, но так и не дождалась.

Другой тип любовных отношений – это Обломов и Агафья Пшеницына. Их семейный союз был похож на отношения родственников, например, матери и сына. В нем была гармония, но семейные обязательства распределялись в нем неравномерно. Жертвенность Агафьи и ее чрезмерная опека привела Обломова к серьезным проблемам со здоровьем и к еще большей душевной деградации.

Третий тип отношений – это любовь Ильинской и Штольца. Она строится на доверии и понимании друг друга. Их взгляды на жизнь и окружающий мир совпадали, у них не было духовных разногласий, и вместе им было хорошо. Партнеры проводили много времени вдвоем и душевно сблизились. Для писателя их союз – идеальная форма полноценной семьи. Они воспитывают вместе со своими детьми и ребенка Обломова, которого им отдает Агафья после смерти мужа.

Одной из важных проблем в книге является проблема поиска смысла жизни и человеческого предназначения. Гончаров считает, что у каждого человека должна быть своя жизненная цель, смысл его существования. А если ее нет, и человек живет бесцельно, то он деградирует. Этот процесс деградации и самоуничтожения И.А. Гончаров и показал читателям на примере беззаботного существования своего главного персонажа Ильи Обломова.

Также на примере житейского подхода другого центрального героя Андрея Штольца писатель учит нас жить целенаправленно, планировать свое время, стремиться к достижению поставленных целей, добиваться успехов, исполнения мечты.

В заключение можно сказать, что И.А. Гончаров в своем творении поднимает извечные злободневные проблемы, существующие во все времена в любом обществе. Произведение актуально и в наши дни, потому что есть среди нас и «обломовы», и «штольцы». Роман «Обломов» помогает читателю увидеть эти проблемы и на основе примеров литературных героев сделать свой правильный жизненный выбор.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

На чтение 23 мин. Просмотров 7 Опубликовано

Литеровед предлагает своим читателям краткое сочинение на тему: «Что такое «обломовщина» (по роману И.А. Гончарова «Обломов»)», ознакомившись с которым, вы поймете суть термина «обломовщина», какие людские пороки спрятано за этим словом.

Понятие «обломовщина» вошло в обиход благодаря роману Ивана Гончарова «Обломов». Автор подразумевает под этим словом состояние апатии, лени и ничегонеделания. Этот термин относится к русскому народу, особенно к дворянам. Также «обломовщиной» называется излишняя мечтательность, когда человек живет в своих иллюзиях более, чем в реальной жизни. Все это приводит к полной деградации личности.

Самым ярким воплощением безвольного состояния в русской литературе является герой Гончарова Илья Ильич Обломов. Именно от его фамилии и от названия деревни, где он проживал – Обломовка – произошло понятие «обломовщина». Обломовка стала главной причиной моральной и физической деградации главного героя романа Ивана Гончарова. Атмосфера родной деревни способствовала увяданию интереса Ильи Ильича к реальной жизни.

В романе «Обломов» автор строит воображаемую лестницу, по которой главный герой опускается, а «обломовщина» в нем поднимается. Все это имеет весьма печальные последствия для главного героя. Его ожидает полное разочарование в реальном мире, который и близко не похож на вымышленный, а также потеря смысла существования, да и самой жизни.

Процесс зарождения «обломовщины» начался еще с далекого детства Ильи Ильича. Он родился и взрастал в красивой и спокойной деревне Обломовка. Она находилась далеко от мира цивилизации и создавала иллюзию вечного беспечного существования. В ней все было идеально: и климат, и отсутствие ураганов, и прекрасные холмы. Вся природа Обломовки, казалось, окутывала жителей теплым одеялом, под которым каждый из них чувствовал себя в полной безопасности.

Атмосферу этой деревни можно сравнить с коконом или утробой матери. Ни один человек не пожелал бы покинуть Обломовку по собственной воле. Здесь все было настолько привычным, что жители деревни отказывались воспринимать вмешательство в их жизнь извне. Они знали, что после зимы точно придет весна, и она будет такой же, какой была год, пять, десять лет назад.

Обломовка чем-то даже напоминает рай. Обломовцы были уверенны в завтрашнем дне, точно знали, что их ожидает через год. Даже смерть здесь казалась легкой и вполне естественной, ведь приходила она только к тем, кто уже прожил немало лет и был готов перейти от одного рая к другому. Природа действовала на обломовцев губительно. На первый взгляд казалось, что они усмирялись, становились тихими, спокойными, мирными. На самом же деле вся эта атмосфера настолько их убаюкивала, что люди становились равнодушными ко всему.

Им нравилась их жизнь, а больше они не хотели знать ни о ком и ни о чем. Жители Обломовки даже боялись того, чтобы что-то не нарушило их привычный ритм жизни. В одном эпизоде романа в Обломовку с соседней деревни приходит письмо. Люди столь напуганы этим явлением. Они не хотят открывать его. Им кажется, что там обязательно будет написано что-то такое, что потянет за собой много нежелательных событий. Обломовцы не хотели нарушить привычный для них образ жизни.

Однажды им не повезло найти мертвого мужчину. Этот человек был не с их общины, а с соседней деревни, поэтому люди решили просто забыть об этой находке и продолжать жить так, как будто бы ничего не случилось. Больше всего обломовцы не любили работать. Они пытались поскорее избавиться от разного рода труда, делая его быстро и некачественно, либо же перелаживая работу на других людей. Крепостные в поместье дворян исполняли всю работу, но и они не отличались особым рвением к делу, поскольку их жизнь также была отравлена «обломовщиной». И все же своим господам они всегда были верными.

Такой тихой и спокойной была жизнь в Обломовке. Больше всего жителей интересовала еда. Они очень любили поговорить о плотном и вкусном обеде. Особенным удовольствием было выбрать блюда, которые подадут к столу. После того, как все насладились обедом, обломовцы отправлялись спать. Этот сон был самым сладким и самым ленивым в их размеренном распорядке жизни. Иногда они не засыпали, а о чем-то тихо говорили или же просто сидели молча.

Илья Обломов рос в такой атмосфере и постепенно перенимал все привычки и нормы поведения этого общества. Когда Илья был еще маленьким, он совсем не был похож на угрюмых и спокойных обломовцев. Он интересовался всем, что его окружало. Ребенок никогда не сидел на месте, и все время старался познать что-то новое. Активный мальчик очень хотел побывать на всех деревьях, полазить по высоким сеновалам, померить шагами огромные поля и узнать, куда же течет их река. Еще с детства он интересовался животными и любил тихонько наблюдать за ними.

Но модель поведения маленького Ильи расходилась с пониманием жизни его родителями. Поэтому они обрывали все его попытки к активности в корне их зарождения. Родители не позволяли ему познавать окружающий мир. Они слишком опекали и контролировали мальчика, навязывали ему свои ценности и делали все, чтобы он удалился от реальности и ушел в «обломовский» спокойный мир мечтаний. Еще с детства его приучили не к труду, а к лени.

В итоге, Илья начал пользоваться своим положением. Он понял, что его желания и прихоти будут исполнять, и для этого ему не нужно даже прилагать никаких усилий. Мальчик знал, что для решения его юных проблем всегда найдется кто-то: либо родители, либо слуги. Если он хотел есть, то ожидал, что ему принесут. Если же ему нужно было убраться в комнате, то за него это делали слуги. Илья рос полностью защищенный даже от бытовых элементарных вещей.

Естественно, что он был абсолютно не готов к реальности, ведь он ее никогда и не видел. В учебе Обломов также не имел особого успеха. Наука казалась ему больше прихотью со стороны родителей. Он учился не из-за собственного интереса, а только потому, что это было желанием отца и матери. Хотя родители и отдали сына в науку, они особо не верили в ее силу. Часто сами же не пускали Илью на занятия, отмазывая прогулы простой непогодой. Мальчик ходил в школу и институт без особого желания. Он просто не понимал, как все эти знания помогут ему в жизни, особенно здесь, в Обломовке, где у него и так все есть без науки.

По своей природе Илья Ильич – очень тонкая и чувствительная натура. Он умеет видеть прекрасное вокруг и ощущать мельчайшие изменения в реальном мире. Все это досталось ему в наследство от созерцания обломовской прекрасной природы и сказок няни, которые он так любил слушать каждую ночь. В тот момент и формировался его мир, так не похожий на реальность. В нем было много чудес, неограниченных возможностей, интересных персонажей.

Больше всего он мечтал о том, чтобы лежать и ничего не делать. Он видел себя в том мире как человека, который гуляет и ест чьи-то вкусные угощения. Илья Ильич вырос, да только детские мечты так и остались его реальностью. Обломова пугает этот мир, где человек ничего не знает и должен сам прокладывать себе дорогу в будущее. Он чувствует себя брошенным, никому не нужным. И даже в этой ситуации Илья Ильич не находит иной выход, как только создать для себя новый сказочный мир в своей Обломовке.

Он представляет себе спокойную, размеренную семейную жизнь. Естественно, его любимая Ольга не вписывается в эту идиллическую картину. Она все пыталась вытащить его из состояния «обломовщины», но вскоре оставила эти попытки, поняв их бесполезность. Любовь Обломова к Ольге не была столь сильной, чтобы молодой человек смог отказаться от всего, во что верил всю свою сознательную жизнь. Он не смог «встать» со своего дивана, Ольга Ильинская же мечтала о том, чтобы не стоять на месте, а все время двигаться вперед. Илья Ильич нашел другую женщину, которая смогла вписаться в его картину жизни.

Но в тот момент, когда он умирал, Обломов не искал глазами реальных жену и сына, мысленно он пребывал в своем комфортном мире, где молодой человек представлял себя здоровым и полным энергии. Автор же комментирует такое состояние Обломова, как самообман.

Понятие «обломовщина» касается не только главного героя романа Ивана Гончарова, а и всех членов русского общества, которые привыкли жить за счет труда крепостных, а сами не умеют ничего делать. Все их забавы начинаются и кончаются «лежанием на диване». Дворяне как будто ожидают, что в один миг все изменится, и жизнь станет такой, какой они ее видят в своем вымышленном мире.

Но автор убеждает своим романом, что никто еще не достигал высот, лежа на диване. Только упорным трудом можно чего-то добиться в этой жизни. Именно таким является реальный мир. Он жестокий и требует жертв: здоровья, труда, стараний, страданий.

Обломов – яркий пример того, как человека может испортить неправильное воспитание, сверхзабота и оберегание от реальности. Рано или поздно каждый человек должен столкнуться с реальностью. От этого никто не убежит, как и от собственной смерти.

Обломовщина: суть, корни, последствия. Сочинение по роману «Обломов»

Гончаров И.А.

Иван Александрович Гончаров часто использует в своих романах символы. Например, желтый цветок становится символом пошлости в романе «Обыкновенная история». Обломовщина также является символом. Это явление, которое существовало на протяжении всей истории человечества и проявлялось (проявляется и сейчас) во всех порядках человеческого существования. Свои истоки она имеет как в психологии персонажей, так и в состоянии общества.

Если рассматривать конкретно судьбу главного героя, как в фокусе сконцентрировавшего в себе это явление, то мы увидим, что главную роль в том, что он стал таким, сыграло воспитание. У маленького Ильи Ильича Обломова еще в детстве задавили желание быть самостоятельным и проявлять собственную инициативу. Повлияла и наследственность, ведь Обломов — плоть от плоти и кровь от крови своих отцов и дедов, живших в Обломовке, где «все почивают так крепко и спокойно». Однако виновата и натура самого Обломова, так как он не сопротивлялся такому воспитанию, а принимал его как должное. Итак, всё увеличивающаяся бездуховность общества привела к потери смысла жизни, а воспитание и собственный характер — к лени и потребительскому отношению к жизни.

Обломовщина — это лень прежде всего бездушевная, переходящая в лень физическую и приводящая к потери способности мыслить и развиваться. Обломов принимает свою жизнь такой, какая она есть, и не может и не хочет изменить и улучшить ее. Поэтому он расценивает заботы о себе Штольца как нечто, само собой разумеющееся. Всякий труд для него — страдание, и он всеми силами старается этого страдания избежать. Захар, другой представитель этого явления, предпочитает скорее стать нищим, чем начать работать.

Обломовщина приводит главного героя к полному жизненному краху (впрочем, с его точки зрения, этот крах и есть настоящая жизнь). Он ничего не создал за время своего существования, его лучшие качества не нашли себе применения. Он, по сути, кончил жизнь самоубийством, разрушив свое тело и свою психику.

Его близким черты его характера, зараженные обломовщиной, приносят только горе. Он повергает Ольгу в глубокую депрессию, из которой спасает её только Штольц.

Обломов считал, что лежать на диване лучше, чем приносить обществу вред бессмысленной суетой, но не понял, что лежание также приносит вред. Человек является членом общества и, разрушая себя, способствует и его разрушению. Следовательно — обломовщина ведет не только к деградации отдельных личностей, но и всего общества в целом.

  • Главная
  • Учащимся
  • Сочинение на тему
  • Гончаров И.А.
  • Обломовщина: суть, корни, последствия. Сочинение по роману «Обломов»

Введение

Иван Гончаров впервые в своем романе «Обломов» вводит новое для русской литературы понятие «обломовщины», которым обозначил особую социальную тенденцию, характерную, прежде всего, для русского народа, заключенную в полном безволии, апатичности, постоянной лени и чрезмерной мечтательности, когда иллюзии заменяют реальную жизнь, и человек деградирует. Само слово «обломовщина» произошло от имени главного героя произведения – Обломова и названия его родной деревни – Обломовки, которая и являлась средоточием всего того, что привело к постепенному угасанию Ильи Ильича как личности, его полной оторванности от мира и окончательному эскапизму. Изображение Обломова и «обломовщины» в романе Гончарова – это отражение процесса постепенного изменения, «слома» человека, которому прививают неестественные ценности и желания, что в итоге приводит к трагичным последствиям – обретению ложного смысла жизни, боязни реального мира и ранней смерти героя.

Обломовка и «обломовщина»

Люди в Обломовке жили от обряда к обряду – от рождения к свадьбе и от свадьбы к похоронам. Умиротворяющая природа усмиряла их нрав, делая тихими, безобидными и равнодушными ко всему: самые страшные злодеяния в деревне были связаны с кражей гороха или моркови, а найдя однажды мертвого человека из соседней деревни, они решили забыть об этом, так как жизнь других общин их не касалась, а значит покойник – не их проблема. Похожая ситуация была и с письмом из соседнего поместья, где был описан рецепт пива, но обломовцы боялись его открыть сразу, опасаясь недобрых вестей, способных нарушить привычное спокойствие деревни. Труд в Обломовке не любили, считая его повинностью и стараясь как можно быстрее сделать дело или вовсе переложить его на плечи другого. В поместье всю работу выполняли дворовые, которые, как видно на примере Захара, также были не самыми ответственными и трудолюбивыми людьми, но при этом оставались преданными слугами своих бар.

Дни обломовцев протекали в спокойствии и безделье, а самым важным событием был выбор блюд к обеду, когда каждый предлагал свои варианты, а затем все советовались, подходя к меню с особой серьезностью: «забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке. После трапезы все впадали в сонное состояние, иногда вели ленивые бессмысленные разговоры, но чаще вовсе молчали, постепенно засыпая: «это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти», которое из года в год наблюдал маленький Илья, постепенно перенимая модель поведения и ценности родителей.

Детство Обломова в Обломовке

В детстве Илья был любознательным, активным ребенком, который всячески старался познать окружающий мир. Ему хотелось, как и другим ребятам, бегать по полям, лазить по деревьям, гулять, где запрещено, или, взобравшись на сеновал, любоваться с высоты речкой и великолепными пейзажами. Обломову нравилось наблюдать за животными, осматривать окружающую местность. Однако чрезмерно опекающие родители, которые с младенчества окружили Илью непрерывной заботой и контролем, запрещали мальчику активно взаимодействовать с миром и изучать его, прививая ему совершенно иные, «обломовские» ценности и модель поведения: постоянную лень, нежелание трудиться и учиться, безвольность и боязнь реального мира.

Лишенный необходимости бороться за свои желания, получая, все, что он хочет, по первому запросу, Обломов привык к безделью. Ему не нужно было решать или делать что-либо самостоятельно – всегда рядом были родители, которые «лучше знали», что нужно их сыну, либо слуги, готовые принести ему любые кушанья, помочь одеться либо убраться в покоях. Илью растили как экзотический «комнатный цветок», всеми силами защищая его от внешнего мира и укрывая в умиротворяющем гнездышке Обломовки. Родители не требовали от сына даже успехов в учебе, так как не считали науку чем-то действительно важным и полезным, часто сами оставляли его дома по праздникам или в непогоду. Именно поэтому обучение в школе, а затем и в институте, стало для Обломова чем-то вроде указания родителей, а не реализацией его собственной воли. На занятиях Илье Ильичу было скучно, он не понимал, как полученные знания можно будет применить в дальнейшей жизни, в частности, в Обломовке.

Разрушающее влияние сказок на жизнь Обломова

В романе Илья Ильич предстает очень чувствительным, мечтательным, человеком, который умеет видеть прекрасное и тонко переживать любые проявления внешнего мира. Во многом на формирование в герое этих качеств повлияли именно живописная обломовская природа и сказки, которые рассказывала мальчику его няня. Мифы и легенды увлекали Обломова в совершенно другой мир – мир фантастический, прекрасный и полный чудес: «Он невольно мечтает о Милитрисе Кирбитьевне; его все тянет в ту сторону, где только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей; у него навсегда остается расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанном платье и поесть на счет доброй волшебницы». Даже в зрелом возрасте, понимая, что «молочных рек» не существует, Илья Ильич «бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка». Именно поэтому в Обломове продолжало жить то, привитое со сказками, ощущение брошенности человека в ужасающем и пугающем мире, где нужно вслепую пробираться вперед, ни видя не цели, ни дороги, спасти от которого может только истинное чудо.

Сказочный, волшебный мир легенд и мифов становится для Обломова альтернативной реальностью и уже в зрелом возрасте он сам выдумывает себе сказку о будущей жизни в райской Обломовке, о бесконечном спокойном семейном счастье, благополучии и спокойствии. Однако трагизм Ильи Ильича состоит даже не в тотальном эскапизме, боязни общества, нежелании что-либо делать и бороться за свое счастье, а не понимание, что он уже заменил реальную жизнь иллюзорной. Перед смертью для Обломова его мечты более реальны и важны, чем его сын, жена, друг и окружающие люди, даже важнее его самого, ведь в мечтах у него все в порядке со здоровьем, он полон сил и энергии. Однако сам Гончаров в романе дает читателю кратко одно из объяснений этой подмены: «а может быть, сон, вечная тишина вялой жизни и отсутствие движения и всяких действительных страхов, приключений и опасностей заставляли человека творить среди естественного мира другой, несбыточный, и в нем искать разгула и потехи праздному воображению или разгадки обыкновенных сцеплений обстоятельств и причин явления вне самого явления», подчеркивая, что сама жизнь должна быть непрерывным стремлением вперед, а не бесконечным сном в «зоне комфорта».

Заключение

Понятие «обломовщины» в романе «Обломов» вводится Гончаровым не как единичная характеристика жизненных мотивов и особенностей натуры главного героя, а в качестве типичного и особо привлекательного для русского общества явления – архетипа Емели-дурачка, лежащего на печи и ожидающего своего звездного часа. По словам самого автора, это «злая и коварная сатира на наших прадедов, а может быть, еще и на нас самих» – сказка, в которую хочется верить каждому, но которая не имеет ничего общего с реальностью, где для достижения высот необходимо встать с печи и трудиться, работать над собой. На примере Обломова Гончаров показал, как пагубно может повлиять на чувствительно, мечтательного человека чрезмерная забота и опека, защита от стрессов и потерь, приводящая к полному разочарованию в реальной жизни и замене ее иллюзиями.

Характеристика понятия «обломовщина», история её появления и связь с главным героем романа пригодятся 10 классам во время подготовки сочинения на тему «Обломов и «обломовщина» в романе «Обломов».Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 19

    К какому литературному направлению относится роман Гончарова «Обломов»?</h3>

    • <label>Романтизм;</label>
    • <label>Реализм;</label>
    • <label>Классицизм;</label>
    • <label>Сентиментализм.</label>

(новая вкладка)

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение-рассуждение Каковы причины и последствия «обломовщины»?.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок! Сочинения» ЕГЭ» Сочинение-рассуждение Каковы причины и последствия «обломовщины»?

Социально-бытовой роман И. А. Гончарова «Обломов» был написан в 1859 году и сразу привлек внимание критиков. Дело в том,что в это произведение было введено такое понятие,как «обломовщина». Под ним автор понимал праздность,леность души,отсутствие серьезных целей и стремлений. В жизни после выхода романа литературоведы и читатели спорить о том,откуда возникло данное явление и к чему оно может привести.

Н. А. Добролюбов объяснял причины «обломовщины» так: «Все началось с неумения надевать чулки и закончилось неумением жить». Действительно,Обломов с детства не был приучен ни к какому труду,о чем читатель и узнает из главы «Сон Обломова». В дворянском поместье родителей Ильи Ильича царили праздность,покой и умиротворение.

Весь смысл существования заключался в регулярном приеме пищи и сне,а труд считался деятельностью недостойной дворянина и даже позорной для него. Для такой работы у жителей Обломовки был «Захар и еще триста Захаров». Неудивительно,что подобный образ жизни Илья Ильич вел и в Петербурге. Герою было совершенно безразлично,что происходило вокруг,он стремился окружить себя своеобразной оболочкой,защищающей от невзгод внешнего мира,роль которой выполнял восточный халат и Обломов кутался в него «с любовью».

Отсутствие труда породило душевную апатию. Илья Ильич не способен встать с дивана и начать действовать,даже ради любимой женщины Ольги Ильинской. «Разве любовь не служба?»-искренне удивлялся герой.

Кроме того,при описании портрета Ильи Ильича автор обращал особое внимание на выражение его лица: «На лице отсутствие всякой определенной идеи». Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

На эту фразу А. В. Дружинин отвечал так: «Обломов ничего не делает,но кто может предложить ему стоящее дело?». Действительно,ведь Обломов не может реализовать себя еще и потому,что он человек с «добрым сердцем» и отличается тонкой душевной организацией и не хочет тратить жизнь на «страстишки».Илья Ильич совсем не похож на светский идеал Волкова,карьериста Судьбинского и модного литератора Пенкина-второстепенных персонажей,навещающих главного героя в доме на Гороховой.

Полезный материал по теме: 000.jpg

Сочинение-рассуждение Каковы причины и последствия «обломовщины»?ЕГЭСтр. 1 Скачать Сочинение-рассуждение Каковы причины и последствия «обломовщины»?

<legend>Tags</legend>Сочинение-рассуждениеКаковыпричиныипоследствия«обломовщины»?

Похожие сочинения

Отправить сочинение на почту

<label>Email</label>

Роман (бессмертное произведение) ” Обломов” вышел в печать в 1859 году, когда Россия стояла готовилась к экономическим переменам, вызванных необходимостью отмены крепостного права. Крепостное право тормозило развитие России, одним из его порождений было такое явление, как “обломовщина” . Автор на примере Обломова анализирует Сущность и причины “обломовщины” .

Главный герой романа – Илья Ильич Обломов. С ним мы знакомимся на первых страницах романа. Это “молодой человек лет тридцати богатого дворянского рода.

Он умен и культурен, вообщем хорошо образованный человек. “Чистая, хрустальная душа”,- говорит о нем Штольц. Обломов добр, честен, кроток. Нравственно он гораздо выше и Штольца, и Ольги. В нем есть и доброта душевная, и русская незлобливость, и неспособность к чему-либо скверному.

За всю свою жизнь он не обидел ни одного человека, не научил ничему пошлому и плохому.

Но все зги качества – талант, зарытый в землю. Они дополнены такими качествами, как лень, безволие и медлительность. Жизнь Обломова лишена желания к каким-либо преобразованиям и изменениям. Больше всего на свете он ценит покой.

Когда Штольц в который раз пытается пробудить в нем желание жить и трудиться, Обломов отвечает: “Все знаю, все понимаю, но силы воли нет”. Даже любовь к Ольге не смогла пробудить в нем желание жить. Обломов пугается тех высоких свойств души, которыми он должен обладать, чтобы стать достойным любви Ольги.

Свой “идеал” он находит на Выборгской стороне, в доме Агафьи Матвеевны, которая ничего не требует от предмета своей любви.

Гончаров, конечно, осуждает лень, боязнь желания к жизни, неспособность к практическим действиям, подмену жизни расплывчатой мечтательностью. Автор указывает и Причины “обломовщины” . Самая главная причина – условия русской поместной жизни, которые позволяли помещику не заботиться о “хлебе насущном”. Обломов не привык работать с детства, он был чем-то вроде экзотического цветка в Обломовке.

Именно жизнь в. Обломовке сделала из него ленивца, которого не смогла поднять с дивана ни любовь, ни дружба.

Этот человек все время устает от чего-то. Сначала он устал от служб, от светской жизни, позже устает любить (если вспомнить Ольгу Ильинскую), наконец, он просто устает жить!

В чем же Сущность и причины “обломовщины” ?

Очевидно, объяснение этому можно отыскать в воспитании Ильи Ильича. И правда, в “Сне Обломова” Гончаров рассказывает нам, что детские годы испортили Обломова. Маленький Илюша сначала был рад сделать что-то сам, но ему говорили, что есть люди, которые сделают все за него. Постепенно ребенок привык к этому.

Все его желания исполняли другие. Зачем же беспокоиться? И так Обломов вырос, превратившись в барина в полном смысле этого слова.

Полной противоположностью Обломову является его друг Штольц. Отец Штольца – немец. Штольц получил совершенно другое воспитание. Если в Обло-мове мы видим беспробудную лень и паралич воли, то в Штольце чувствуется огромная энергия.

Штольц всегда что-то делает, к чему-то стремится… “Труд – образ, содержание, стихия”,- так отзывается Штольц о цели своей жизни.

Но Роман и его образы не так однозначны. Осуждая Обломова, Гончаров все-таки никак не может согласиться с мыслью, что путь Андрея Штольца лучше и более подходит для России. Обломов более поэтичен и романтичен, душевнее и сердечен, он ближе нам, чем Штольц с его рационализмом и немецким прагматизмом. Я считаю, что лучше было бы, если бы Обломову добавить немного прагматизма и жизненной энергии.

Тогда из него получился бы настоящий человек, живущий полноценной жизнью и способный принести пользу своему Отечеству.

Но только ли детство и воспитание так повлияло на Илью Ильича? Несомненно, большую роль в формировании характера Обломова сыграло окружающее его общество. В статье Добролюбова очень хорошо и точно описано, что же так повлияло на Обломова.

Это “обломовщина”! Обломов несет в себе черты того общества, к которому он принадлежит. “Обломовщина” – социальное явление, сложившееся в обществе, и появление Обломова – закономерный итог.

Сущность и причины “обломовщины”« Постоянная борьба МауглиЮдифь героиня трагедии Ф. Геббеля »Используемые источники:

  • https://literoved.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/sochinenie-chto-takoe-oblomovshhina-po-romanu-i-a-goncharova-oblomov.html
  • https://litera.su/learner/all-works/goncharov-i-a/oblomovism-the-essence-the-roots-the-consequences
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/oblomov/oblomovschina-i-oblomov-v-romane-goncharova.html
  • https://my-soch.ru/sochinenie/kakovy-prichiny-i-posledstviya-oblomovshhiny
  • https://lit.ukrtvory.ru/sushhnost-i-prichiny-oblomovshhiny/

Урок
7. Роман «Обломов» в зеркале русской критики.

Цель: показать
противоречивость оценок литературных критиков романа «Обломов»,

сопоставить оценки критиков со своим восприятием
романа, строить ответ на вопрос о художественном произведении с опорой на
теоретико-литературные знания; совершенствовать умение делать выводы и
обобщения на основе работы с одним или с несколькими источниками информации;

эстетически и нравственно воспитывать, формировать
активную жиз­ненную позицию учащихся.

Оборудование: раздаточный
материал, тексты критических статей, ил­люстративный материал.

Тип
урока:

усвоение новых знаний и формирование умений и навыков.

Прогнозируемые
результаты: учащиеся анализируют противоречивые оценки литера­турных критиков
романа «Обломов»; сопоставляют оценки критиков со своим восприятием романа;
строят ответ на вопрос о художественном произведении с опорой на теоре­тико-литературные
знания; делают выводы и обобщения на основе работы с одним или с несколькими
источниками информации; принимают участие в беседе.

ХОД УРОКА

1.Организационный этап

2.Актуализация опорных знаний

 (Проверка
домашнего задания предыдущего урока)

3.Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и
цели урока

В русской журнальной критике роман И. А. Гончарова
«Обломов» был  осмыслен по-разному. В первую очередь эта оценка касалась образа
главного героя. В мае 1859 г., вслед за романом И. А. Гончарова «Обломов» в
«Современнике» появляется статья Н. А. Добролюбова «Что такое
обломовщина?», а в декабре увидела свет статья А. В. Дружинина
«“Обломов”. Роман И. А. Гончарова». Характерны названия статей. Название
дружининской статьи просто повторяет название книги. Это вообще свойственно
Дружинину-критику. Он никогда и нигде не даёт статьям своих названий, все они
лишь подчёркнуто объективно следуют за названием предмета анализа: «“Письма об
Испании” В. П. Боткин
a», «“Сочинения”
В. Г. Белинского» и т. д. Добролюбов же   в названиях своих статей выявляет их
главное содержание, даёт идейный импульс, направляет читательскую мысль:
«Тёмное царство», «Что такое обломовщина?».

     Однако если Дружинин как бы следует за романом
Гончарова уже в названии, то и Добролюбов, по сути, делает то же, выявляет
нечто, заложенное в самом романе, а не навязанное ему извне: как известно,
слово, «обломовщина» создаёт Гончаров и использует его шестнадцать раз! Более
того, сам Гончаров колебался в выборе названия: «Обломов» или «Обломовщина».
Дружинин в сущности, пишет статью «Что такое Обломов?», Добролюбов — «Что такое
обломовщина?». И оба они опираются на роман.

4.Работа
над темой урока

1.1.Объяснение
учителя

-Интересно, что оба критика поначалу берутся
определить художествен­ную манеру писателя, и оба видят её в предельно
объективном изображении, по сути, повторяя Белинского, который более чем за
двадцать лет до этого усмот­рел в художественности как таковой отличительную
особенность Гончарова — писателя.

«Автор “Обломова”,- писал Дружинин,- есть художник
чистый и незави­симый, художник по призванию и по целости того, что им
сделано». Подобно этому и Добролюбов увидел тайну успеха романа
«непосредственно в силе ху­дожественного таланта автора», который не даёт и,
по-видимому, не хочет дать никаких выводов. «Гончаров является перед нами,
прежде всего, художником…   объективное творчество его не смуща­ется никакими
предубеждениями и заданными идеями, не поддаётся никаким исключительным
симпатиям. Оно спокойно, трезво, бесстрастно», — пишет Добролюбов.

Оба критика, проявив большое художественное чутьё,
точно определили художественную суть и дарования Гончарова вообще, и его романа
в частно­сти. Но, начав с одинаковой вроде бы оценки, оба во многом разошлись.
И здесь вступала в действие общественная позиция критиков, которая и заставила
их
 
писать
не столько по-разному, сколько о разном.

Добролюбов рассмотрел социальные корни обломовщины, то
есть, прежде всего, крепостное право, и указал на тип Обломова и обломовщины
как на новое слово общественного развития, «знамение времени». Естественно, что
и сам барин Обломов получил у него достаточно жёсткую оценку. Хотя не нужно ду­мать,
что к уяснению барства Обломова и сводится смысл добролюбовской ста­тьи.
Недаром он пишет: «Это коренной, народный наш тип». И в другом месте: «Обломов
не тупая, апатическая натура, без стремлений и чувств».

Дружинин же рассмотрел обломовщину как явление, «корни
которого романист крепко сцепил с почвой народной жизни и поэзии». «Обломов и
обло­мовщина: эти слова недаром облетели всю Россию и сделались словами, навсе­гда
укоренившимися в нашей речи. Они разъяснили нам целый круг явлений;
современного нам общества, они поставили перед нами целый мир идей, образов и
подробностей, ещё недавно нами не вполне сознанных, являвшихся нам как будто в
тумане»,— пишет Дружинин. Критик пишет о великом мастерстве Гон­чарова, который
так полно и так глубоко рассмотрел «обломовщину» не только в её негативных
чертах, но и грустных, смешных и милых. «Теперь над обломовщиной можно
смеяться, но смех этот полон чистой любви и честных слёз; о её жертвах можно
жалеть, но такое сожаление будет поэтическим и светлым, ни для кого не
унизительным, но для многих высоким и мудрым сожалением».

Ольга.  В критике
обнаружились противоположные суждения об Ольге. Добролюбов увидел в Ольге «высший
идеал, какой только может теперь русский художник вызвать из теперешней русской
жизни»,
писал о её готовности к общественной деятельности, тоске по ней. «Гончаровская
Ольга ни одним намёком не обнаруживает своей близости к кругу идей и настроений
революционной борьбы, –
отвечает первому критику «Обломова» исследователь
наших дней. Её неудовлетворённость беспредметна, безымянна и носит не
политический, не социальный, но моральный, психологический характер. В Штольце
её не удовлетворяет рассудочность, эгоцентризм, сухой расчёт, отсутствие
мягкости, душевности, какие она наблюдала у Обломова». (Пиксанов Н. К.,
«Обломов» Гончарова. – «Учёные записки МГУ», вып. 127, 1948. стр. 152.)

В оценке Штольца, как ни странно, сошлись даже Добролюбов
и Дружи
нин. Им обоим образ показался малоудачным, сухим и невыразительным.
Правда, объяснили они это по-разному.

·                  
Добролюбов отметил,
что в современной русской жизни пока слишком мало энергичных, деятельных людей,
и потому писателю не удалось ярко показать такой тип.  

·                  
Дружинин
 же
считал Штольца прежде всего художественной неудачей Гончарова: «…это …
персонаж, обрисованный с излишнею кропотливостью, которая всё-таки не даёт нам
должной полноты впечатления».

Задумаемся: что значит «должной полноты»? Может
быть, Андрей Иванович и не очень запоминается как личность (по крайней мере, он
кажется тусклым на фоне Обломова), зато он в полной мере воплощает в себе
идеалы, принципы, стиль новой жизни. Во 2-й половине 19 столетия Россия
запоздало вступала в новый век. Большие города, промышленность, торговля – всё
это вытесняло былой покой помещичьих гнёзд. На смену мечтателям приходили
деловые люди. Таким деловым был и Штольц. И действительно  неважно, чем
именно и с кем конкретно он торговал.

Сопоставительный анализ критических оценок романа
«Обломов»

И.
А. Гончарова «Критики о романе «Обломов» и творчестве И. А. Гончарова»
(работа в
парах с раздаточным материалом)

Задание

Как определяют литературные критики специфику
проблематики романа?

Как трактуется в статьях образ Обломова?

В чём суть разногласий Н. А. Добролюбова, Д. И.
Писарева и А. В. Дружи­нина в оценке романа «Обломов»?

Согласны ли вы с Добролюбовым в оценке романа?

Карточка № 1

Илья Ильич Обломов, герой романа, олицетворяет в себе
ту умственную апатию, которой г. Гончаров придал имя
обломовщины. Слово обломовщина не умрёт
в нашей литературе: оно составлено так удачно, оно так осязательно
характеризует один из существенных пороков нашей русской жизни, что, по всей
  вероятности,
из литературы оно проникнет в язык и войдёт во всеобщее употребление.
Посмотрим, в чём же состоит эта обломовщина.

Илья Ильич стоит на рубеже двух взаимно
противоположных направлений:
он воспитан под влиянием обстановки старорусской жизни, привык к барству, к
бездействию и к полному угождению своим физическим потребностям и даже прихотям;
он провёл детство под любящим, но неосмысленным надзором совершенно неразвитых
родителей, наслаждавшихся в течение нескольких десятков лет полною умственной
дремотою… Он изнежен и избалован, ослаблен физически и нравственно… (Б.
И.
Писарев «Илья Ильич Обломов. Обломовщина»)

Сонная, рутинная обстановка деревенской, захолустной
жизни дополнила то, чего не успели сделать труды родителей и нянек…

…Гнусная привычка получать удовлетворение своих
желаний не от собственных привычек, а от других — развила в нём апатическую
неподвижность и повергла в жалкое состояние нравственного рабства. Рабство это
так переплетается с барством Обломова, так они взаимно проникают друг в друга и
одно другим обуславливается, что, кажется, нет ни малейшей возможности провести
между ними какую-нибудь границу
(Н. А. Добролюбов
«Что такое обломовщина
?»).

Карточка № 2

…Обломов — единственный человек в романе,
единственный, чьё существование не исчерпывается принятой на себя ролью. В предстоящей
свадьбе его больше всего пугает то, что он, Обломов, превратится в «жениха»,
приобретёт конкретный, определённый статус… Гладкому, «мраморному» Обломову
нечем зацепиться за других. Он не способен расщепить свою личность на роль
мужа, помещика, чиновника. Он — просто человек
(П. Вайль,
А. Генис «Обломов и“Другие” »).

Карточка 3

…Нежная, любящая натура Обломова вся озаряется через
любовь — и мо-
жет ли быть иначе, с чистою, детски ласковой русской душою, от которой даже её
леность отгоняла растление с искушающими помыслами. Илья Ильич высказался
вполне через любовь свою, и Ольга, зоркая девушка, не осталась слепа перед теми
сокровищами, что перед ней открылись…
(А. В.
Дружинин «“Обломов”.Роман И. А. Гончарова
»)

«Обломов» — капитальнейшая вещь, какой давно, давно не
было… Но что
приятнее… это что «Обломов» имеет успех не случайный, не с треском, а
здоровый, капитальный и невременный в настоящей публике
(Л. Н.
Толстой. Из письма А. В. Дружинину 16 апреля 1859 г.).

Карточка 4

В этом романе разрешается обширная общечеловеческая
психологическая задача; эта задача разрешается в явлениях чисто русских,
национальных, возможных только при нашем образе жизни, при тех исторических
обстоятельствах, которые сформировали народный характер, при тех условиях, под влиянием
которых развивалось и отчасти развивается до сих пор наше молодое поколение. В
этом романе затронуты и жизненные, современные вопросы настолько, насколько эти
вопросы имеют общечеловеческий интерес; в нём выставлены и недостатки общества,
но выставлены не с полемической целью, а для верности и полноты картины, для
художественного изображения жизни, как она есть, и человека с его чувствами,
мыслями и страстями

(Д.И. Писарев. «Роман
 И. А.  Гончарова  “Обломов”»).

Коллективная работа по составлению обобщающей
таблицы

«Обломовщина как ведущая тема романа» (запись на доске
и в тетрадях)

Обломовщина как ведущая тема романа

Что такое обломовщина?

·                  
Драма
умственного и нравственного развития героя,

·                  
Изображение
того, как «никнут и увядают» его лучшие задатки;

·                  
Через
какие внутренние компромиссы герой постепенно приходит к оправданию
апатичности и бесхарактерности, к своей капитуляции перед ними

Истоки обломовщины

·                  
Автор
ищет причины обломовщины главного героя, начиная с детства

Обломовщина как способ типизации

·                  
Автор
создаёт типичные конкретно-исторические характеры,
воплощающие черты определённой социальной среды, раздвигает узко временные
рамки романа, обнаруживая черты Обломова не только в эпохе, среде, но и в
недрах русского национального характера.

Обломовщина как знамение времени, её основные
признаки

«Обломовщина» — проблема не одного человека, а
знамение
времени, порождённое патриархально-дворянским бытом:

апатия и лень;

малодушие и эгоизм, как результат
гиперболизированной
опеки старших, ограниченности стремлений, отрешённости;

закрытость от реальной жизни;

желание оградить, уберечь от возможных проблем

Вывод. Вина Ильи Ильича
состоит в том, что он погасил Божью искру, дарованную ему свыше. Не смог Илья
Ильич реализовать то хорошее, светлое начало, лежащее, «как золото», в недрах
его чуткой и доброй души. Обломов не понял себя, не дал выхо­да свету, который,
как он считал, был заперт в нём. Герой Гончарова так и остался об­ломком того
несовершенного мира, который пытался подчинить его себе. Но разве это вина
одного Обломова? «Наше имя легион»,— скажет герой Штольцу и будет прав. Сколько
людей не смогли сбросить с себя халат обломовщины, заглушили в себе волю, силу
духа ради успокоенности, собственного благополучия?

«Умники и умницы»: постановка и решение
«литературоведческих головоломок»

а)      Д. И. Писарев говорил, что содержание и сюжет
романа «Обломов» можно рассказать в двух-трёх строчках. Передайте и вы сюжет
романа в нескольких предложениях.

б)      Некоторые критики считают, что в романе два
сюжета: Обломов — Ольга, Штольц — Ольга. Другие говорили о едином сюжете —
превращении Обломова в «живой труп». Какова ваша точка зрения?

в)      Что общего у Обломова с «лишними людьми»
(Онегиным, Печориным)?

г)       М. Е. Салтыков-Щедрин писал: «Прочёл Обломова
и, по правде сказать, обломал об него все умственные способности. Сколько маку
он туда напустил! Даже вспомнить страшно, что это только один день и что таким
образом можно проспать 365 дней…».

Каковы ваши впечатления от чтения первого дня жизни
Обломова.

Чем можно объяснить такое растянутое повествование о
первом дне героя?

Рефлексия.
Подведение итогов урока

1.Обобщающая беседа

·                  
В
чём вы видите историко-философский смысл романа?

·                  
Как
проблемы, поставленные в «Обломове», решаются в «Обрыве»?

·                  
Чем
близки нам раздумья и тревоги Гончарова-писателя?

Заключительное слово учителя

— Итак, роман «Обломов» явился вершиной творчества И.
А. Гончарова.
С большой художественной силой заклеймил писатель крепостничество, которое, по
мнению его, шло к своему крушению. Обличал косность и консерватизм
  поместного
дворянства и показал «обломовщину» как зло и бич русской жизни!
Материалом для романа послужила русская жизнь, которую писатель наблюдал с
самого детства.

Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) на одну из
тем: «Мечтательность и деятельность в понимании И. А. Гончарова (по роману
«Обломов»)»;

«В чём трагедия жизни Ильи Обломова? ».

            Урок —семинар
в 10 классе по теме: «Обломов и обломовщина»

(по
роману И.А.Гончарова «Обломов»)

Подготовка к
семинару:

3. Найти в тексте
высказывания автора или Обломова (сделать закладки) на темы:

— о современной
жизни

— Обломов и служба 1
ряд

— Обломов и
литература

— мечты Обломова 2
ряд

— Обломов  и музыка

— о любви и
семейном счастье3 ряд.

Оформление
урока:

.

Иллюстрации к
роману (презентация).

Фрагмент
художественного фильма Н.Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова».

Цели урока:

·        
Обобщение знаний учащихся по роману И.Гончарова
«Обломов».

·        
Закрепление умений и навыков анализа литературного
текста.

·        
Развитие аналитических способностей учащихся,
работа над их монологической речью, над умением составлять устный ответ.

·        
Показать формы работы с текстом произведения при
обобщении материала, использование методов исследовательской работы (сравнение,
сопоставление…)

·        
Знакомство с критической литературой (разные точки
зрения) и выработка собственного мнения о прочитанном, организация
индивидуальной самостоятельной работы

·        
Нравственное воспитание учащихся на основе
содержания основных проблем романа, воздействие на учащихся с помощью романа и
изменение их первоначального впечатления о герое произведения, формирование
понятия «обломовщина».

Текст романа:
И.А.Гончаров. Обломов. М., «Детская литература», 1983, 560с.

Пока
останется хоть один русский, —
до тех пор будут помнить Обломова.

И. С.
ТУРГЕНЕВ

Ход урока:

1. Учитель: У
Н.Осиповой об обломовщине говорится как «об осмысленной бездеятельности» (в
романе — с.223)

Роман Гончарова
называется «Обломов».

Образ жизни –
«обломовщина».

Имя героя стало
нарицательным. Как, по-вашему, кого и когда называют «обломовцем»?

— ответы учащихся

2. Задание
учащимся: продолжите фразы.

— «Обломов» — это
роман … (как о романе)

— Обломов – это …
(как о герое)

Читаем вслух. Что у
вас получилось?

О романе:

— это роман о
совершенно ленивом и ужасном человеке…

— это роман о
хорошем (прекрасном, добром, ленивом…) человеке, который не принимает участия в
делах, а только лежит на диване, он абсолютно никчемный человек…

— это роман о
человеке, который не принимает грубую реальность, но и ничего не делает для ее
изменения…

— это роман о
герое, который выбирает путь «несопротивления», потому что не может вписаться в
окружающую действительность, это ленивый человек…

— о герое, который
глубоко задумывается над современными проблемами, но не может ничего изменить и
не хочет…

— роман о герое,
который должен погибнуть, он не нужен

О герое:

— это отрицательный
герой русской литературы…

— Обломов – это добрый
человек, но ленивый и мягкотелый

— перед нами
вдумчивый герой, тонкая натура, но он пасует перед жизненными обстоятельствами,
совершенно не приспособлен к жизни

— это человек,
который созерцает жизнь со стороны, добрый и бескорыстный увалень, слова которого
расходятся с делом

— это гармоническая
личность, пытающаяся не отступать от идеала гармонического человека,
заложенного с детства в его душе, которого очень жаль (это мнение учителя
читается последним). Это мнение обычно производит эффект: с ним учащиеся
пытаются не согласиться. Возникает спор. Тогда обращаемся к тексту
произведения.

А каким Обломов
представлен в романе?

3. Обратимся к
домашнему заданию и заполним таблицу:

Начнем с первой
части домашнего задания. Что говорит Обломов о современной жизни? Что больше
всего его не устраивает в ней? Что он не принимает в ней? Какие вопросы он
задает? Давайте выделим это в тексте и заполним таблицу (доказательства ищем в
тексте или в критической литературе)

«pro»

«contra»

О жизни

«Скука, скука,
скука!.. Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся
на всякую мелочь?»

«Собираются,
кормят друг друга, ни радушия, ни доброты, ни взаимного влечения…»

С. 128 «Что мне
делать? Отчего я такой?»

С. 220 «Чего же я
искал?» (ч. 2, гл. 4)

С. 226 «Что ему
теперь делать? С чего начать?»

О жизни

«… и слов замерли
на полуслове»

«ровное храпенье»
(сон)

«…погружаясь
мыслью в прошедшее…»

«Не лучше ли
остаться?»

«дремота жизни»
(с. 284)

«остается в
намерениях»

О службе

1 ч., 5 гл., стр.
83, 84 – о службе (усердие)

        6 гл. –
настойчивость и его мечты о службе

«Ни к чему
служить» (капитал – так он не нужен

О службе

«семейственное
понятие» (гл. 5)

«переписывание
бумажек» (с. 83)

«А когда же
жить?»

Какие выводы мы
можем сделать?

— он задается вопросами,
но его философия сводится к следующему: «Только не сейчас»

— он герой, так как
задает вопросы, но не предпринимает попыток, чтобы изменить жизнь,
действительность

— смысл его фамилии
– облом (обломался)

— двойственность
героя (хочет быть полезным, но не прилагает никаких усилий)

— подтекст из
«Гамлета» Шекспира (герой задается гамлетовским вопросом: «Быть или не быть?
Гамлет отвечает – быть, а Обломов – быть, но не сейчас), можно  сравнить его с
героем романа И.А.Гончарова  «Обыкновенная история»

Вывод: среда
губительна, она уничтожает благородные порывы, стремления, разрушает идеалы.
Вот почему Обломов принимает решение не служить, так как служба, его служба не
приносит пользы Отечеству. Может, это своеобразная форма протеста? Может, для
этого времени достаточно того, чтобы не участвовать в совершающемся зле?
Обломов приходит к этой форме протеста – бездеятельности.  (см. текст романа –
стр. 223)

Вывод. Утопичность
мечтаний Обломова. В словаре: «утопия». Словарь Ожегова:

УТОПИЯ. Нечто
фантастическое, несбыточная, неосуществимая мечта [по названию сочинения
английского писателя 16 в. Томаса Мора, описавшего воображаемый
идеальный общественный строй будущего].

|           прил.
Утопический.  Утопический социализм (восходящее к «Утопии» Томаса Мора учение
об идеальном переустройстве общества на основе общности имущества, равенства
всех людей, обязательности труда, стирания различий между городом и деревней,
умственным и физическим трудом).

Вывод: опять
отмечаем двойственность героя, все время расходятся его представления с
действительностью. Это в романе подчеркивается автором. Обломов – чуткий,
понимающий искусство человек, понимающий гармонию природы, не такой как все. Он
умеет ценить прекрасное и тянется к гармонии, но действительность противоречит
миру его души. Он осознанно отстраняется от участия в ней, а не только
благодаря чувству лени и апатии.

5. Перейдем к
следующей части нашей работы. Большую роль в жизни Обломова играет любовь:
Ольга Ильинская и вдова Пшеницына. Сравним женские образы романа.

Любовь в жизни
Обломова

Ольга Ильинская

Агафья Пшеницына

Как проявляется
герой в любви?

— Обломов в любви
проявляет лучшие качества, лучшие стороны своего характера, давайте отметим
глубину его переживаний, поэтичность натуры, мечтательность…

— в нем развито
нравственное чувство и чувство интуиции, он понимает, что нравится Ольге, он 
способен на глубокое чувство

— (ответы учащихся)

Как складывается
его личная судьба? (Обобщение)

Он понимает, что с
Ольгой он будет несчастлив, так как ему Надо с ней переделывать себя. А он уже
выбрал путь, он обрек себя на бесцельное существование. Его время – это время,
когда лучше остаться верным своим прекрасным идеалам и ничего не делать. Разлад
с самим собой приводит его к протесту, но выраженному необычно: «я не хочу
участвовать в совершающемся зле и не буду».

Ольга Ильинская все
время заставляет героя что-то делать, по крайней мере, пытается заставить.
Обломов не хочет ломать свой образ жизни. Он не столько сопротивляется, сколько
для него не характерен образ жизни Ольги и Штольца. Он выбрал другой путь.
Ольга все время чего-то требует от него, пытаясь повлиять на его личность,
переделать его, перевоспитать… И Обломов понимает, оттягивая объяснение в
любви, что она «не его идеал».

Его идеал – Агафья
Пшеницына, он находит в этой женщине то, что искал: жертвенность, ум, тонкость
и понимание, спокойствие, любовь и самопожертвование. Она ничего не требует,
она полностью посвящает себя Обломову.

Обе женщины любят
его, но одна (Ольга Ильинская) требует жертвы от Обломова, а другая (Пшеницына)
посвящает ему свою жизнь.

(Здесь уместно
выслушать сообщение «Идиллия Обломовки и идеалы Обломова»)

6. Учитель: есть
еще один герой, который противопоставлен Обломову. Это Штольц. Ответим на
вопросы, связанные с этим противопоставлением:

Зачем дан образ
Штольца в романе? (Это антипод героя)

В чем это
противостояние героев проявляется? (см. план сочинения «Обломов и Штольц»).
Основные аспекты:

Обломов

Штольц

— истинно русский
человек

— дворянин

— внешность,
портрет

— вдумчивость,
мечтательность

— душевность

— скрытность,
застенчивость

— постоянно
задает вопросы

— понимание,
чуткость

— беспорядок,
халат, тапочки, диван

НО! Если уверен,
что прав, то идет до конца

— наполовину
русский

— не дворянин

— внешность,
портрет

— энергичный,
деятельный, «весь состоит из костей и мускулов»

— практичность

— образованный,
всего достиг сам

— требовательность

— аккуратность

— если появляется
серьезное препятствие, бездна, то отступает

Ученики:

-В разговорах
(спорах) часто последнее слово автор дает Штольцу, но создается ощущение, что
он не может переспорить Обломова. Почему? Не может даже тогда, когда последнее
слово за ним. Внутренне мы чувствуем, понимаем, что Штольц не может сломить
сопротивления Обломова (вспомним эпизод ночного обеда, когда Штольц сдается и
садится с Обломовым и Захаром есть).

— (ответы учащихся)

7. 
Заключительная часть урока.
Учитель: Да, Гончаров
хотел противопоставить бездеятельному Обломову практичного и делового Штольца,
который, по его мнению, должен был сломить «обломовщину» и возродить героя. Но
в романе другой финал. Именно в конце произведения проявляется отношение автора
к герою. Давайте вспомним, к чему приходят герои романа?

— Обломов умирает,
оставив сына

— Пшеницына готова
сделать все ради Обломова и даже сына отдает на воспитание брату, считая это
благом для сына

— Ольге очень плохо
(не хватает Обломова), нет любви, а без нее жизнь лишена смысла

— Андрей Штольц
тоже опустошен, ему плохо без друга, Обломов был для него «золотым сердцем»

Итак, все герои в
результате пришли к той же самой «обломовщине»!

Истинное счастье
испытала только Пшеницына (любовь настоящую). Через всю жизнь она пронесет
память об Обломове. А самого Обломова нет, но есть то, чего он так боялся, —
«обломовщина».

8. Критики об
«обломовщине»

  • «Великий
    художник лучше и глубже сатирика чувствует своей совестью ложь и
    безобразие прошлого, но ненависть не ослепляет его: он видит и красоту, и
    поэзию прошлого.»Д. Мережковский. Гончаров. 1890.
  • Н.А. Добролюбов.
    Что такое обломовщина? 1859.
  • *-
    «бездеятельный, инертный», апатичный человек, лишенный
    каких-либо положительных качеств, порождение крепостнической системы.
  • Д.И. Писарев.
    «Обломов». Роман И.А. Гончарова. 1859.
  • *- человек
    переходной эпохи; воспитанный в барстве, он сохранил свою мягкую душу,
    высшие стремления. Но он оторван от жизни, и потому хорошие его качества
    никому не нужны.
  • А.В. Дружинин.
    «Обломов». Роман И.А. Гончарова. 1859.
  • *- чистая, нежная
    душа, не испорченная веком себялюбия, ухищрений и неправды.
  • Д.И.
    Мережковский. Гончаров, 1890 .
  • *- человек
    трагической судьбы, вызывающий любовь и симпатии.
  • Ю. Айхенвальд.
    Силуэты русских писателей. 1906-1910.
  • *- просто
    физически больной человек.
  • П. Вайль, А.
    Генис. Родная речь 1995.
  • *- цельный
    человек, противостоящий людям-машинам. Но, чуждый обывательской суете, он
    неподвижен как труп или статуя.

Обломовщина. Что же
это такое? (исходя из смысла романа). Напишите заключение:

Обломовщина – это…

— (ответы учащихся)

— Вернемся к началу
урока: если «обломовщина – осмысленная бездеятельность», то автор создал роман
о времени, когда лучше ничего не делать, так как один человек не в силах
что-либо изменить? Это форма протеста? Как вы считаете?

— (ответы учащихся)

8. Выступление
референтов (обобщение)

— Вот, что написали
референты: «Обломовщина» — это образ жизни, типичной русской жизни,
характеризующийся бездеятельностью, бесцельным существованием, но может быть
это не совсем так. Может, это болезнь, которую надо лечить? А причина болезни –
в обществе, в среде? В среде, которая готова задушить, загубить, затоптать
порывы человеческой души? Да, скорее всего, обломовщина – это состояние
общества, при котором уничтожается лучшее в человеке, остается вернуться «в
свой звукоряд», как писал Осип Мандельштам. «Сонная жизнь» есть продукт разлада
в обществе, это не типичный, как принято считать образ русской жизни, нет, это
форма существования человека, хорошего человека, который осознал, что наступило
время, когда лучше ничего не делать, чем участвовать в совершающемся зле. Это
не дармоедство, это не апатия и лень, это осознанный протест против лжи и
несправедливости, против обогащения во что бы то ни стало и равнодушия, против
автоматического способа выживания, против существования без души.

— в другом классе:

«Обломов» — это
роман одного героя, написанный Гончаровым, носящий обличительный характер. В
нем автор впервые попытался понять типичную русскую душу, может, даже оправдать
национальные пороки, ведь это роман о герое, который предстает перед нами как
личность глубокая, как характер незаурядный, до конца верный своей идее и
поэтому устраняющийся в жизни. Обломов – это герой романа, представитель
времени, эпохи, в которой он жил. Это прекрасный человек с
хрустально-прозрачной душой (хрустальной — легко ранить, разбить), у него
«золотое сердце», он привлекательный и обаятельный, по детски-наивный, не такой
как все. В то же время он бесхарактерный и разочарованный в жизни человек.
Обломов часто задумывался о смысле жизни, много задавал вопросов, значит, у
него была своя философия жизни, глубокая и не похожая на других, его
апатичность – не что иное, как протест против действительности, протест,
который он таким способом (лежание на диване) выразил. К сожалению, это обрекло
его на гибель, сделав его еще одним «лишним героем», но при этом не лишив его
главного качества – способности чувствовать и глубоко страдать от своего же
бездействия.

Домашнее задание:

·        
Подготовиться к контрольной работе по тексту (№ 3).

·        
Посмотреть фильм Н.Михалкова и подготовить отзыв о
нем.

·        
Мое мнение о герое романа И.А.Гончарова «Обломов».

Литература:

Гончаров И.А.
Обломов. М., «Детская литература», 1983, 560с. Ил. Вступительная статья Кулешова
В. И. – Что такое Обломов.

Полосин М.П. Доктор
Н.Е. Осипов // Жизнь и смерть.  T.I.

  • Что такое настоящая жизнь по мнению толстого в романе война и мир сочинение
  • Что такое нравственный идеал сочинение
  • Что такое общество рассказ
  • Что такое лингвистическая сказка по русскому языку
  • Что такое молодица в сказке о мертвой царевне и семи богатырях