Что такое нравоучительный рассказ

Нравоучительный, -ая, -ое. 1. являющийся нравоучением, содержащий нравоучение. нравоучительный роман. 2. устар. любящий читать нравоучения. в детских книгах часто встречаются

android bar znachenije

  • НРАВОУЧИ́ТЕЛЬНЫЙ, —ая, —ое.

    1. Являющийся нравоучением, содержащий нравоучение. Нравоучительный роман.

    2. Устар. Любящий читать нравоучения. В детских книгах часто встречаются такие матери, нравоучительные и справедливые. Тургенев, Дневник лишнего человека.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х
т. / РАН,
Ин-т лингвистич.
исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.;
Полиграфресурсы,
1999;
(электронная версия): Фундаментальная
электронная
библиотека

  • НРАВОУЧИ’ТЕЛЬНЫЙ, ая, ое (книжн.). Являющийся нравоучением, содержащий нравоучение. Он иногда читает Оле нравоучительный роман. Пшкн.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940);
(электронная версия): Фундаментальная
электронная
библиотека

  • нравоучи́тельный

    1. внушающий нравственные правила; содержащий поучение

    2. устар. любящий читать нравоучения

Источник: Викисловарь

Делаем Карту слов лучше вместе

USSR bot

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова визирь (существительное):

Синонимы к слову «нравоучительный&raquo

Предложения со словом «нравоучительный&raquo

  • Принц мгновенно свернул заготовленную нравоучительную тираду – какие уж тут проповеди, когда твою похоть чует ребёнок, – и телепортировался за дверь.
  • Притча – маленький нравоучительный рассказ, вроде басни, но без морали, без прямого наставления.
  • Прежде чем закончить этот несколько нравоучительный разговор, я бы хотел сказать несколько слов о ещё одном романе, написанном в восемнадцатом веке.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словом «нравоучительный»

  • «Детская библиотека», сочинение г. Камне, переведенная с немецкого А. С. Шишковым, особенно детские песни, которые скоро выучил я наизусть, привели меня в восхищение [Александр Семеныч Шишков, без сомнения, оказал великую услугу переводом этой книжки, которая, несмотря на устарелость языка и нравоучительных приемов, до сих пор остается лучшею детскою книгою.
  • Сверх того, явились две книжки с раскрашенными картинками, одна — выдержки из одного популярного путешествия, приспособленные для отроческого возраста, другая — сборник легоньких нравоучительных и большею частию рыцарских рассказов, предназначенный для елок и институтов.
  • В заведении, несмотря на ранний час, два стола были заняты посетителями, оживленно беседовавшими о событии прошлой ночи. Духовный дворник был героем собрания. Он уже несколько раз успел рассказать происшествие, сообщив, в назидание слушателям, полный текст нравоучительной речи, которою он якобы тронул сердца злодеев. С каждым новым вариантом назидательная речь приобретала новые риторические красоты.
  • (все
    цитаты из русской классики)

Что (кто) бывает «нравоучительным»

Понятия, связанные со словом «нравоучительный»

  • Дидакти́ческая литерату́ра (от др.-греч. διδασκειν — поучать) — литература поучительного содержания, в которой художественная форма используется для выражения научных, этических, философских и прочих идей.

  • Фацетия (лат. facetia) — шутка, преимущественно небольшой шуточный рассказ, весёлый анекдот, в котором идёт речь о каком-нибудь забавном приключении, смешной выходке, приводятся остроумные ответы и решения различных казусов, подвергаются осмеянию различные недостатки и пороки женщин, простоватых горожан, представителей духовенства и т. д. В ряде случаев такая насмешка переходит в сатиру и обличение. Эти рассказы были объединены в отдельных сборниках, получивших название «фацеций», а на русской почве…

    Подробнее: Фацеция

  • Аполо́г (апо́лог; от др.-греч. ἀπόλογος — «повествование, рассказ») — литературный жанр, дидактический (нравоучительный) рассказ (повествование), построенное на аллегорическом (иносказательном) изображении животных или растений.

  • Эпистолярный стиль — стиль речи, используемый при написании писем в частной переписке. Относился Л.В Щербой к формам делового языка, в противопоставление формам художественной литературы. Этот стиль может использоваться не только с утилитарной целью, но и как литературный прием в разных жанрах прозы (эпистолярный роман «Бедные люди» Ф. Достоевского, рассказ «Ванька» А. Чехова), поэзии (эпистола «О пользе стекла» М. Ломоносова) и публицистики («Послания» И. Вишенского, «Письма с хутора» П. Кулиша…

  • «Кора́бль дурако́в» (нем. Narrenschiff) — сатирико-дидактическая поэма выдающегося немецкого гуманиста Себастьяна Бранта.

  • (все понятия)

Афоризмы русских писателей со словом «нравоучительный&raquo

  • Нет сомнения, что науки наукам много весьма взаимно способствуют, физика химии, физике математика, нравоучительная наука и история стихотворству, однако же не каждая каждой.
  • (все афоризмы русских писателей)

Басни мы любим читать с самого детства. У многих из нас хранятся в памяти образы из басен, которые при тех или иных ситуациях всплывают в нашей голове. Эти рассказики, небольшие по размеру, но с глубоким смыслом, учат нас уму-разуму и сопровождают по жизни.

Что такое басня?

Басня – это краткий нравоучительный рассказ, который носит иносказательный сатирический характер. В баснях, как правило, действующими лицами являются не люди, а животные, которым присущи человеческие личностные качества: хитрость – лисе, упрямство – ракам или баранам, мудрость – сове, глупость – обезьяне. Предметы также могут выступать в качестве главных героев этих коротких рассказов.

Форма речи басни – это проза или стихотворение. В баснях довольно часто присутствуют мотивы социальной критики, но зачастую высмеиваются человеческие пороки и неправильные поступки.

басня это

Возникновение сатирических рассказов-басен на Руси

Басня – это рассказ, появившийся на Руси как перевод сочинений Эзопа в начале 17-го века. Первым переводчиком стал Гозвинский Федор Касьянович. Именно он впервые ввел в употребление определение басни как литературного жанра. Считалось, что басня – это небольшое произведение в прозе или стихах, которое построено на принципах аллегории и содержит нравоучительный характер. Истина проявлялась через ложную историю.

В 18-м веке в этом жанре творили Антиох Д.К., Тредиаковский В.К., Сумароков А.П., Хемницер И.И. Они выполняли переводы басенных рассказов, преимущественно Эзопа, а также работ европейских баснописцев: Геллерта Х., Лессинга Г., Мура Т., Жана де Лафонтена.

К созданию собственной басни первым приступил именно Иван Иванович Хемницер. В 1779 году вышел его сборник под названием «Басни и сказки NN в стихах». Продолжил традицию издания собственных басен Иван Иванович Дмитриев, который старался сформировать новый, собственный подход к литературе. На рубеже 18-го и 19-го веков популярностью пользовались произведения Измайлова А.Е. Однако наиболее значимым вкладом в развитие басенного жанра считают творчество великого классика Ивана Андреевича Крылова. К этому жанру в разное время также обращались Державин, Полоцкий, Хвостов, Фонвизин, Бедный и многие другие.

басня это рассказ

Что такое метафора

Басня – это произведение, в котором авторы употребляют метафоры – вид троп, в которых осуществляется перенос свойств с одного предмета на другой. Метафора является скрытым сравнением, в котором основные слова фактически опущены, но подразумеваются. Так, например, человеческие отрицательные качества (упрямство, хитрость, лесть) переносятся на животных или неодушевленные предметы.

Животные басни

Фактически басня – это герои-звери с человеческим характером. Они действуют как человек. Хитрость свойственна лисице, коварство – змее. Гусь, как правило, отождествляется с глупостью. Льву присваивается мужество, храбрость и отвага. Сова считается мудрой, а баран или ослик — упрямым. Каждый из персонажей обязательно обладает какой-либо одной характерной чертой человека. Морализированное естествознание животных из басен в итоге было оформлено в серию сборников, известных под общим названием «Физиолог».

мораль басни это

Понятие морали в басне

Басня – это небольшой рассказ поучительного характера. Мы часто думаем, что не стоит задумываться над прочитанным и искать тайный смысл в словах. Однако это в корне неправильно, если мы хотим научиться лучше понимать друг друга. У басни необходимо учиться, обдумывать ее. Мораль басни – это ее краткое нравоучительное заключение. Она охватывает всю проблему целиком, а не концентрируется на каком-то конкретном эпизоде. Басни написаны так, чтобы человек не просто посмеялся над ее содержанием, но и понял свои собственные просчеты и хотя бы попытался исправиться в лучшую сторону.

Польза, которую несут басни

Жизненные проблемы, которые высмеиваются в баснях, безграничны и бесконечны. Чаще всего критикуются лень, ложь, глупость, невежество, хвастовство, упрямство, жадность. Каждый из нас может найти в баснях похожего на себя персонажа. Все ситуации, которые описаны в этих небольших сатирических рассказах, очень жизненны и реалистичны. Благодаря иронии басня учит не просто замечать за собой те или иные пороки, но и заставляет предпринимать попытки к собственному совершенствованию. Чтение юмористических произведений подобного характера весьма благотворно влияет на психологическое здоровье человека.

В баснях, помимо прочего, часто высмеивается политический строй государства, социальные проблемы общества и общепринятые поддельные ценности.

басня это герои

Басня «Ворона и лисица» — в чем мораль?

Пожалуй, это одно из наиболее известных творений Крылова. Автор предупреждает своих читателей – нельзя быть черезчур доверчивым, идти у всех на поводу. Не стоит слепо верить тем, кто льстит и хвалит вас без какой-либо причины. Ведь известно же, что от природы ворона не умеет петь, но ведь все равно поверила в хвалебные оды хитрой лисички. Что показательно, автор не осуждает сообразительную лису. Он, скорее, критикует глупость птицы, говоря о том, что нужно верить лишь в то, что точно видишь и знаешь.

форма речи басни это

Басня «Обоз» — для детей или взрослых?

В этом произведении Крылов сравнивает действия молодой лошади и более опытной (добрый конь). Старая лошадь действует медленно, не спеша, продумывая каждый шаг, чтобы спустить воз в целости и сохранности. А вот молодой и слишком хвастливый конь считает себя лучше и умнее и постоянно упрекает старую лошадь. В итоге все заканчивается печально.

Басня – это отображение исторических событий. «Обоз» является именно таким произведением. Автор отождествляет героев басни с участниками битвы под Аустрелицем, произошедшей в 1805 году. Михаил Кутузов, который был блестящим полководцем, довольно часто отступал назад и оттягивал крупные сражения, зная и понимая слабость своей армии. Однако такое положение вещей совершенно не нравилось императору Александру І. Именно перед тем злополучным сражением он решил взять ситуацию в свои руки и возглавить войско, что привело к поражению Русско-Австрийской коалиции.

Автор: Винокурова Нюргуяна Прокопьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ «Теплоключевская средняя общеобразовательная школа»
Населённый пункт: Республика Саха(Якутия) Томпонский район с.Теплый Ключ
Наименование материала: конспект урока литературы
Тема: «Чем люди живы». Нравоучительный рассказ Л.Н.Толстого. (10 класс)
Раздел: полное образование

Конспект урока литературы

«Чем люди живы». Нравоучительный рассказ Л.Н.Толстого. (10 класс)

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: исследование.

Метод: комбинированный.

Цель урока: познакомить учащихся с нравоучительным рассказом «Чем люди

живы» из цикла «Народные рассказы» Л.Н.Толстого.

Задачи урока:

1.

Образовательные:

вызвать

интерес

у

учащихся

к

проблематике

«Народных

рассказов»

Л.Н.Толстого;

— углубить представление о его «позднем» творчестве;

— помочь постичь глубину нравственных убеждений, философии писателя;

— развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

— обогащать словарный запас учащихся.

2. Развивающие:

— осуществлять системно-деятельностный подход;

— развивать критическое мышление;

— развивать внимание;

— совершенствовать навыки самостоятельной работы с текстом;

— формировать УУД (личностные, регулятивные, познавательные):

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развитие умения применять новые знания;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений;

развитие умения работать в группе;

развитие умения формулировать проблему.

3. Воспитательные:

— воспитывать нравственно здорового человека;

— воспитывать интерес и любовь к литературе;

— воспитывать ценностное отношение к слову;

— развивать коммуникативные УУД:

создание

благоприятной

атмосферы

поддержки

и

заинтересованности,

уважения и сотрудничества.

Оборудование:

ПК;

мультимедийный проектор;

мультимедийная презентация к уроку;

словари В.Даля;

информационный лист.

Эпиграф к уроку: «Дети мои! Станем любить не словом или языком, но делом и

истиной». «Не любящий брата своего пребывает в смерти».

Ход урока:

1.

Организационный этап.

Приветственное слово учителя:

— Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Говорят,

«улыбка – это поцелуй души». А теперь громко скажем друг другу: «Добрый день!»

Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что

мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

(Ученик читает стихотворение)

Научи меня, Боже, любить

Всем умом Тебя, всем помышленьем,

Чтоб и душу Тебе посвятить,

И всю жизнь с каждым сердца биеньем.

Научи Ты меня соблюдать

Лишь Твою милосердную волю,

Научи никогда не роптать

На свою многотрудную долю.

Всех, которых пришел искупить

Ты Своею Пречистою кровью,

Бескорыстной, глубокой любовью

Научи меня, Боже, любить.

2.

Актуализация знаний.

Что сегодня с нами случилось? Живем непросто, часто даже страшно. Может,

слово какое-то заветное забыли? Или потеряли волшебный клубок, который ведет нас к

Истине? Что же является основой человеческой жизни?

Сегодня мы попытаемся ответить на один важный вопрос. ( Запись темы урока

на доске). Чем люди живы? Поможет нам в поисках ответа Л.Н.Толстой.

Восьмидесятые годы – новый этап в творческом пути писателя, когда его занимает

жизнь народа, и он ищет ответы на беспокоящие его вопросы.

В основанном в 1884 году народном книгоиздательстве « Посредник »,

писатель

публикует

«народные

рассказы»,

подтвердившие

в

очередной

раз,

что

«художественный

мир

Толстого

не

представляет

собой

нечто

неподвижное;

напротив, писатель все время меняется».

Со

страниц

небольших

по

объему

произведений,

правдиво

отразивших

крестьянскую жизнь, предстает другой Толстой, обвиненный многими критиками в

примитивизме,

в

огрублении

и

обеднении

языка,

в

отсутствии

подробностей

психологической характеристики героев и в излишней нравоучительности.

В наше время толстовские «Народные рассказы» представляются «образцами

жанрового лаконизма и простоты». Убедимся в этом на примере рассказа « Чем люди

живы ».

3. Постановка учебной цели.

Ребята, исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня

предстоит нам выяснить?

4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

— Мы с вами познакомились с циклом « Народных рассказов », что вы знаете из

истории создания данного рассказа?

(Этот рассказ открывает серию «народных рассказов», впервые опубликован в

1881 году

в

журнале «Детский отдых». В

основе

рассказа

легенда «Архангел,

услышанная

и

записанная

от

олонецкого

сказителя

былин В.П.Щеголенка,

гостившего

в

Ясной

Поляне

летом

1879

года.

Исследователь Е.Н.Купреянова

указывает еще на один источник рассказа — легенду «Инок молился в пустыне».

Сохранилось 33 рукописных варианта рассказа, и это свидетельствует о том,

что

простота,

доступность

и

понятность

языка

дались

писателю

упорным

трудом).

Краткий обзор содержания. Анализ текста.

— Для нас же главное то, что под пером талантливого писателя эти легенды

превратились в совершенно новое художественное произведение. О чем оно? Давайте

композиционно

проследим

за

развитием

сюжета

и

попытаемся

проанализировать

прочитанное.

С

чего

начинается

рассказ? (

Рассказ

открывается экспозицией:

«

Жил

сапожник с женой и детьми у мужика на квартире …» Была у них шуба – одна на

двоих, да и та износилась в лохмотья. Отправила жена сапожника в село купить

овчин

на

новую

шубу.

Но

у

сапожника

ничего

не

получилось,

и

он

понурый

возвращается домой).

— С какого сюжетного момента происходит завязка действия? ( Завязка сюжета —

встреча с незнакомцем у часовни).

— Здесь автор ставит своего героя перед проблемой нравственного выбора. Какие

противоположные чувства борются в душе главного героя? ( « Подойти или мимо

пройти?»,

«Что

с

ним,

с

голым,

делать?»

Хотел

Семен

пройти

мимо

замерзающего

незнакомца, «да зазрила его совесть». «Повернулся Семен и пошел к человеку »).

Что

означает

слово «зазрила»?

(

Лексическая

работа

по

словарю

Даля

).

( «Зазрить – заглядывать, наблюдать скрытное, замечать чьи поступки, порицать,

хулит ,

осуждать,

охуждать

С овесть

зазирает

… со в е с т и т ь с я ,

стыдиться».«Зазориться» — «зазриться, стыдиться, совеститься, бояться

укора

совести»). То есть Семен убоялся укора совести, поэтому он подошел к незнакомцу.

— О чем повествуется в основной части? ( О жизни Михайлы в доме Семена, о

том, как за то время, что жил у него, Михаил трижды улыбнулся).

Какой

эпизод

является

кульминационным

моментом? (Когда

происходит

разгадка

«чуда»:

Михайла

оказался

ангелом,

посланным

Богом

на

землю,

чтобы

«узнать 3 слова Божии»: Что есть в людях? Чего не дано людям? Чем люди живы?).

— Каким был первый ответ? ( «Я узнал, что есть в людях любовь»). Когда он это

узнал? ( Когда Матрена пожалела и накормила его – здесь Михаил улыбнулся в I раз).

— Давайте проследим, как рождался этот ответ.

На доске:

Зарождение любви

у Семена

у

у Матрены

(учащиеся выполняют самостоятельно)

Страх – совесть – жалость — любовь Страх – любопытство – жалость — любовь

Вывод по таблице делает класс: Чей путь был тернистее, длиннее? ( Путь

Матрены к раскрытию

тайны, « чуда» длиннее: от отношения недоверчиво-

пренебрежительного к жалости и любви).

5. Закрепление изученного материала.

— Какая фраза Семена «пробудила» Матрену? ( «Матрена, али в тебе бога

нет?!»)

— Чей образ более привлекателен для вас?

— Какой он? ( Доверчивый, бескорыстный, бесхитростный).

— Как происходит раскрытие внутреннего мира Семена?

а) Через монолог: б) Через размышления в) Через диалог

жены: с женой:

« Ты чего же это,- говорит « Не обманул бы его овчин- « Мы-то даем , да

на себя,- Семен, делаешь? ник. А то прост уж очень что ж нам никто не

Человек в беде помирает, мой-то. Сам никого не об- дает? Не знал Се-

А ты заробел, мимо идешь. манет, а его малое дитя про- мен, что сказать.

Али дюже разбогател? Бо- ведет».( III гл.) Говорит: « Будет

ишься, ограбят богатство толковать-то».(IV гл.)

твое? Ай, Сема, неладно!»

( I гл.)

А

какой

предстает

перед

нами

Матрена,

особенно

вначале? ( Недовольной,

ворчливой, задавленной безысходной нуждой и бедностью , поглощенной обыденными

заботами, думающей только о хлебе насущном).

— Но при вдумчивом чтении обнаруживается, что главное в жене Семена … жизнь

сердца. Подтвердите примерами из текста. ( «Оборвалось у Матрены сердце», « сердце

у

ней

расходилось,

как

увидела

мужа

без

кафтана,

в

куртушке

одной».

При

напоминании Семена жене о Боге « вдруг сошло в ней сердце». «…И взыграет в ней

сердце, когда вспомнит , как улыбнулся ей странник ).

— «Дети мои! Станем любить не словом или языком, но делом и истиной»,- гласит

один из эпиграфов. Сапожник помог беспомощному человеку, пригрел его, накормил,

оставил жить у себя. Матрена отдала гостю портки и рубаху, поставила на стол чашку

и

выложила

последнюю

краюшку

хлеба.

Поступки

героев

служат

основной

их

характеристикой, в существенные моменты выражают идеальную норму человеческого

поведения.

Запись в тетрадях:

Человек должен руководствоваться в жизни христианскими нравственными

принципами – основная мысль «Народных рассказов» Толстого.

— Каким был второй ответ? Чего не дано людям? («Не дано людям знать, что им

для своего тела нужно»). Когда ангел это понял? ( Когда приехал барин заказывать «

сапоги

такие,

чтобы

год

носились,

не

поролись,

не

кривились»

здесь

Михаил

улыбнулся во II раз – обрадовался, что бог другое слово открыл).

— Как вы понимаете этот ответ? Вспомните пословицу, поясняющую эту мысль?

(«Человек предполагает, а Господь располагает». Ибо «не дано знать ни одному

человеку – сапоги на живого или босовики ему уже на мертвого к вечеру нужны»).

— Что такое босовики? ( По словарю Даля – « это обувь, скроенная из старых

сапог, для босой ноги». В рассказе это обувь для умершего).

Если вы внимательно читали текст, то обратили внимание на одну деталь в

портретном описании барина. Что это за деталь? («Как с другого света человек»-

намек

на

духовную

смерть

,

предшествующую

физической.

Лишенный

чувства

сострадания к людям, барин мертв уже при жизни). «Не любящий брата своего

пребывает в смерти»,- подтверждает эпиграф из Библии.

— Каков же ответ на последний третий вопрос, который вынесен в тему урока

«Чем люди живы?»

Запись в тетрадях: « Жив всякий человек любовью».

Чтение вслух отрывка из последней главы рассказа до слов: « Кто в любви, тот

и в боге и бог в нем, потому что бог есть любовь».

— Как вы понимаете слова: «Жив всякий человек любовью», « Бог есть любовь»?(

Только любовь может создавать , только любовь дает всему жизнь ; там , где нет

любви , царит разрушение . Человек не может прожить без любви , без Бога в душе .

В душе каждого человека должен быть какой-то нравственный стержень, который

не позволит обидеть, причинить боль другому человеку).

Рассказ

интересен

и

очень

обогащен

тем,

что

на

всем

его

протяжении

прослеживается

связь

с устным

народным

творчеством

и древней

учительной

литературой. Подтвердите эту связь наблюдениями из текста (групповое задание).

I группа, проследите в рассказе связь с УНТ:

— традиционный зачин народных сказок;

— ситуация выбора « Подойти или мимо пройти?»;

— прием троичности: 3 раза улыбается странник;

с 3-го дня стал работать, как будто век шил;

на земле ему надо было узнать 3 слова Божии.

Связь с УНТ можно проследить, наблюдая за языковыми особенностями:

широкое использование простонародных слов,

разговорной лексики : дюже,

вожжайся, коли, измерз, ихний, хлебайте, раздемши, одинакие, заробел, али, куцавейка

и др.;

частое

употребление слов

с

уменьшительно-ласкательными

суффиксами

:

бумажка, соколик, денежки, хозяюшка, башмачок, босовики, хорошенькая, кривенькая,

пряменькая, девочки-сиротки, черноглазенькие, пухленькие, румяненькие и др.;

много пословиц и поговорок: « Без отца, матери проживут, а без Бога не

проживут», «Только мне и воску в свечке, что они», «Живы будем, сыты будем».

— II группа – связь с древней учительной литературой:

— евангельские эпиграфы, которые проповедуют любовь к ближнему;

форма рассказа – притча ( небольшой рассказ, иносказание, в котором

заключено религиозное или моральное поучение );

— С какой известной притчей вы бы могли сопоставить этот рассказ? (С «Притчей

о милосердном самарянине»).

— древнееврейские имена героев: Михаил – «подобный Богу»;

Семен – «слышащий»;

— также в древней учительной литературе всегда осуждаются и наказываются

грешники. В этом рассказе это барин.

Итак, ребята, углубляя и расширяя то, о чем говорилось в начале урока,

мы можем сказать, что, используя традиции УНТ и древней учительной литературы,

Л.Н.Толстой создает «нечто вроде собственного фольклора» (Б.Эйхенбаум), «одно из

величайших достижений словесного искусства конца ХIХ века» (Н. Берковский).

6. Рефлексия деятельности. Защита обложек к рассказу.

— Такой же бы выглядела ваша обложка после сегодняшнего урока? Что бы вы в

ней изменили?

(Домашнее задание к этому уроку было такое: прочитать рассказ «Чем люди

живы» и нарисовать к нему обложку).

— Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.

Выставление оценок за урок (учащиеся сами оценивают себя на оценочном

листе).

7.

Домашнее задание (по выбору учащегося).

1)

Письменно

ответить

на

вопрос:

«Как

вы

считаете,

в

чем

заключается

актуальность рассказа Л.Н.Толстого «Чем люди живы» в наши дни?

2)

Написать сочинение-рассуждение на тему: «О чем я задумал(а)сь(ся) после

проведенного урока?»

  • Что такое обломовщина итоговое сочинение
  • Что такое нравственность сочинение кратко
  • Что такое настоящий друг сочинение рассуждение
  • Что такое неразделенная любовь сочинение
  • Что такое наука сочинение 7 класс