Что такое невод в сказке о рыбаке и рыбке

Жил старик со своею старухой у самого синего моря; они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года.

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.»
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».

Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
«Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась чем только пожелаю.
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море».
Старика старуха забранила:
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось».

Вот пошел он к синему морю;
Видит, — море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка и спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Будет вам новое корыто».
Воротился старик ко старухе,
У старухи новое корыто.
Еще пуще старуха бранится:
«Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу».

Вот пошел он к синему морю,
(Помутилося синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Еще пуще старуха бранится,
Не дает старику мне покою:
Избу просит сварливая баба».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Так и быть: изба вам уж будет».
Пошел он ко своей землянке,
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною, беленою трубою,
С дубовыми, тесовыми вороты.
Старуха сидит под окошком,
На чем свет стоит мужа ругает.
«Дурачина ты, прямой простофиля!
Выпросил, простофиля, избу!
Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть черной крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой».

Пошел старик к синему морю;
(Не спокойно синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Пуще прежнего старуха вздурилась,
Не дает старику мне покою:
Уж не хочет быть она крестьянкой,
Хочет быть столбовою дворянкой».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом».

Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьет их, за чупрун таскает.
Говорит старик своей старухе:
«Здравствуй, барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна».
На него прикрикнула старуха,
На конюшне служить его послала.

Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась:
Опять к рыбке старика посылает.
«Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть столбовою дворянкой,
А хочу быть вольною царицей».
Испугался старик, взмолился:
«Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь,
Насмешишь ты целое царство».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
«Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою? —
Ступай к морю, говорят тебе честью,
Не пойдешь, поведут поневоле».

Старичок отправился к морю,
(Почернело синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Опять моя старуха бунтует:
Уж не хочет быть она дворянкой,
Хочет быть вольною царицей».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом!
Добро! будет старуха царицей!»

Старичок к старухе воротился.
Что ж? пред ним царские палаты.
В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вины;
Заедает она пряником печатным;
Вкруг ее стоит грозная стража,
На плечах топорики держат.
Как увидел старик, — испугался!
В ноги он старухе поклонился,
Молвил: «Здравствуй, грозная царица!
Ну, теперь твоя душенька довольна».
На него старуха не взглянула,
Лишь с очей прогнать его велела.
Подбежали бояре и дворяне,
Старика взашеи затолкали.
А в дверях-то стража подбежала,
Топорами чуть не изрубила.
А народ-то над ним насмеялся:
«Поделом тебе, старый невежа!
Впредь тебе, невежа, наука:
Не садися не в свои сани!»

Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась:
Царедворцев за мужем посылает,
Отыскали старика, привели к ней.
Говорит старику старуха:
«Воротись, поклонися рыбке.
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в Окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках».

Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперек слова молвить.
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Что мне делать с проклятою бабой?
Уж не хочет быть она царицей,
Хочет быть владычицей морскою;
Чтобы жить ей в Окияне-море,
Чтобы ты сама ей служила
И была бы у ней на посылках».
Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился —
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.

Анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» Пушкина

«Сказка о рыбаке и рыбке» — самая простая и назидательная из всех сказок Пушкина. Он написал ее в 1833 г. в Болдино. За основу поэт взял одну из сказок братьев Гримм, но серьезно ее переработал в духе русских национальных традиций.

Главный смысл сказки о золотой рыбке заключается в порицании человеческой жадности. Пушкин показывает, что это отрицательное качество присуще всем людям, независимо от материального или общественного положения. В центре сюжета – бедные старик со старухой, прожившие у моря всю свою жизнь. Несмотря на то, что оба работали в поте лица, они так и не нажили хоть какого-нибудь состояния. Старик продолжает ловить рыбу для пропитания, а старуха целыми днями сидит за «своей пряжей». Пушкин не указывает причины, но у бедных стариков нет детей, либо они давно покинули своих родителей. Это еще больше увеличивает их страдания, так как надеяться им больше не на кого.

Старик часто остается без улова, но однажды ему улыбается удача. Невод приносит волшебную золотую рыбку, которая в обмен на свободу предлагает старику исполнить любое его желание. Даже бедность не способна уничтожить в старике чувства добра и сострадания. Он просто так отпускает рыбку, говоря «Бог с тобою».

Совсем другие чувства рождаются в душе у старухи при известии об улове мужа. Она обрушивается на него с яростной руганью, обвиняя старика в глупости. Но сама, видимо, до конца не верит в волшебное обещание, так как для проверки просит всего лишь новое корыто.

После исполнения желания старуха входит во вкус. Ее аппетит разгорается, и с каждым разом она посылает старика с еще большими запросами. Причем становится заметна убогость мышления человека, вся жизнь которого прошла в бедности. Ей не хватает ума, чтобы сразу попросить, к примеру, много денег, которые бы надолго избавили старика от постоянных обращений к рыбке. Старуха постепенно просит новый дом, дворянство, царскую власть. Высшим пределом мечтаний для нее становится желание стать морской царицей.

Старик безропотно исполняет каждое желание старухи. Он чувствует свою вину перед ней за все годы безрадостной жизни. При этом ему стыдно перед рыбкой, которая не выказывает недовольства от новых запросов. Рыбке жаль старика, она понимает его зависимость от старухи. Но последнее безумное желание доводит и ее терпение до конца. Она никак не наказывает старуху, сошедшую с ума от жадности, а просто возвращает все к разбитому корыту.

Для старика это даже лучший выход, так как он вновь становится хозяином в своем доме. А старуха получила серьезный урок. Всю оставшуюся недолгую жизнь она будет вспоминать, как из-за жадности своими руками уничтожила плывущие в руки власть и богатство.

Цель: повторить сведения об имени прилагательном на материале «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.

Задачи:

Образовательные:

  • найти в сказке имена прилагательные и определить их роль.
  • формировать умение проводить лексический анализ слов — имён прилагательных.
  • повторить грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж
  • формировать умения определять и обосновывать написание безударных падежных окончания имён прилагательных, проверять правильность написанного.

Развиваюшие:

  • развивать умение извлекать информацию из художественного текста;
  • развивать умение контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями, находить имена прилагательные с неправильно записанными окончаниями и исправлять в словах ошибки.
  • формировать умение ставить цель проекта и выдвигать гипотезу.

Воспитательные:

  • формировать интерес к русскому языку как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
  • воспитывать навыки сотрудничества в совместной деятельности, мотивацию к творческому труду.

Предметные результаты:

  • осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
  • распознавать среди предложенных слов устаревшие слова и слова, употребленные в переносном значении;
  • подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
  • находить в словах окончание, основу, корень, приставку, суффикс;
  • образовывать слова (другой части речи) с помощью суффикса;
  • распознавать часть речи имя прилагательное на основе усвоенных признаков;
  • выявлять роль и значение прилагательных в речи;
  • определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
  • применять ранее изученные правило правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных;

Метапредметные результаты.

Регулятивные:

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, учитывать правило (алгоритм) в планировании и способа решения;
  • осуществлять пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.

Познавательные:

  • использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий;
  • извлекать необходимую информацию из художественного текста, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста;
  • осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;
  • строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.

Коммуникативные:

  • слушать и слышать собеседника, вести диалог;
  • понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

Личностные:

  • восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
  • навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
  • развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности).

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная;
  • парная;
  • индивидуальная.

Оборудование: карточки со значками настроения, карточки-светофоры, рисунки с отрывками сказки, рисунки с толкованием устаревших слов, карточки со словами-выводами по проекту, карточки с самостоятельной работой; мультимедийное оборудование.

Подготовительная работа:

  • прочитать «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина;
  • нарисовать рисунки к отрывкам сказки;
  • нарисовать рисунки с толкованием устаревших слов.

Ход урока

1. Организационный этап

— С каким настроением вы сегодня пришли в школу?

Учащиеся по карточкам показывают свое настроение: радостное, хорошее настроение, скучное настроение, грустное настроение.

— Вы видите, что настроение бывает самым разным:

веселым, и грустным.

— Я вам, ребята, желаю только хорошего, веселого настроения!

— Очень рада вас видеть! Давайте день начнем с улыбки. Улыбнитесь мне, своему соседу, всем ребятам.

2. Актуализация знаний

1) Логическое упражнение.

Вокруг доски на стене наклеены буквы (есть лишние): С З К Ч А М К А

— Ребята, посмотрите на буквы, соберите слово. (СКАЗКА)

2) Чистописание.

— Откройте тетради, оформите классную работу.

— У вас прописано слово СКАЗКА карандашом, обведите его, пропишите два раза.

Самопроверка.

— Сравните свое написание с первым словом, если у вас нет замечаний, покажите зеленый светофор, если вы чем-то недовольны, то красный.

— Что бы ты исправил (а) в своем написании….?

3) Орфографическая минутка.

— Разберите по составу слово сказка.

— Найдите орфограмму в корне этого слова. (Парная согласная в корне слова буква З)

— Подберите проверочное однокоренное слово имя прилагательное. (Сказочный)

— Как получилось слово сказочный из слова сказка? (Взяли корень -сказ и добавили суффиксы -оч и -н)

— Докажите, что здесь два суффикса, а не один -очн. (сказ/оч/к/а)

3. Объявление темы урока

— Обозначьте, чем отличаются слова сказка и сказочный, кроме их состава? (Слово сказка — имя существительное. Слово сказочный — имя прилагательное.)

— Что обозначают имена прилагательные, для чего они нужны в речи?

— Прилагательные в русском языке играют очень большую роль. Без них невозможно создать законченный образ предмета, а описание станет серым и скучным. Редко встретишь предложение, в котором бы не упоминалось прилагательное.

— Продолжим разговор о сказке.

— Все любят сказки, и дети, и взрослые. Какую сказку вы читали и рисовали к ней рисунки? («Сказку о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.)

— Сегодня на уроке мы поговорим об именах прилагательных на примере этой сказки и выполним эту работу в виде проекта.

4. Работа над проектом

1) Постановка цели и выдвижение гипотезы проекта.

— Для постановки цели проекта, что постараетесь определить в сказке? (Определить, какие имена прилагательные А.С.Пушкин употребляет в сказке.)

— Чтобы выдвинуть гипотезу, подумайте, что можно предположить о количестве прилагательных в этой сказке, о том какие это прилагательные с точки зрения лексики? (А.С.Пушкин использовал много прилагательных в сказке, в том числе устаревших, слов в переносном значении, чтобы приблизить авторскую сказку к народной и подробно описать своих героев, их внешний вид и характер, природу.)

2) Работа над лексическим составом сказки.

— У вас есть на парте рисунки и на обратной стороне отрывки из сказки, прочитайте их, подчеркните все прилагательные. Работаем в паре.

— Откройте учебник упр. 2 с.28, составьте словосочетания.

Примечание: в упр.2 с.28 заданы существительные, задание требует подобрать соответствующие прилагательные из «Сказки о рыбаке и рыбке».

Синее море, ветхая землянка, разбитое корыто, морская трава, золотая рыбка, ласковое слово, человечий голос, великое чудо, новое корыто, сварливая баба, кирпичная, белёная труба, дубовые, тесовые воро́ты, чёрная крестьянка, столбовая дворянка, дорогая соболья душегрейка, парчева́я кичка, золотые перстни, красные сапожки, усердные слуги, вольная царица, целое царство, печатный пряник, заморские вины, грозная стража, старый невежа, царские палаты, морская владычица, чёрная буря, сердитые волны.

— Значения всех ли слов вам известно? (Нет.)

— Приведите примеры таких слов. (парчева́я кичка, столбовая дворянка и т.д)

— Как они называются? (Устаревшие)

— Почему их так называют? (в современном языке их не употребляют, так как не используют предметы, которые они обозначают)

На доске заранее выполненные детьми рисунки и толкование устаревших слов, любое из них учитель может зачитать и проиллюстрировать, в зависимости от пожеланий учеников.

— Как вы думаете, почему в сказке много встречается устаревших слов? (Эти слова приближают сказку к народной. Мы знаем, что свои сказки Пушкин написал на основе народных сказок, услышанных в детстве от своей няни. Устаревшие слова помогают описать внешний вид героев, их характер.)

На доске следует прикрепить карточки со словами, обозначающими сделанные детьми выводы.

  • «устаревшие слова»
  • «приблизить свою авторскую сказку к народной»
  • «красочно описать жизнь героев того времени, их характер»

— Продолжим разговор о лексическом составе сказки. Какие слова употреблены в сказке в переносном значении?

  • Золотая (рыбка) — покрытая золотой чешуёй.
  • Сердитые (волны) — большие, высокие.
  • Чёрная (крестьянка) — бедная.
  • Печатный пряник — с отпечатанным рисунком.
  • Чёрная (буря) — сильный ветер и высокие волны на море.

— Почему Пушкин использовал такую лексику? (Чтобы точно и ярко передать чувства и героев и характер природы)

На доске следует прикрепить карточки со словами, обозначающими сделанные детьми выводы.

  • «слова в переносном значении»
  • «точно и ярко передать чувства и героев и характер природы»

5. Физминутка

На уроке отдохнём —

На рыбалку мы пойдём!

Накопаем мы червей,

Удочку возьмём скорей,

И вприпрыжку побежим —

Порыбачить мы хотим.

В воду удочку закинем,

Посидим тихонько.

Рыбка, кажется, клюёт?

Вытащим легонько.

Ах, какая красота —

Рыбка небольшая.

Пусть живёт себе в реке,

Выпущу тебя я!

Быстро в школу побежим —

Вот такой у нас режим.

6. Обобщение знаний об имени прилагательном

С обратной стороны доски записаны некоторые словосочетания из упр.2 с.28.

Синее море, ветхая землянка, разбитое корыто, морская трава, золотая рыбка, ласковое слово, золотые перстни, красные сапожки, усердные слуги, вольная царица, целое царство, печатный пряник, заморские вины, царские палаты, чёрная буря, сердитые волны.

— На какие две группы вы можете разделить эти прилагательные? (Ед.ч. и мн.ч.)

— Как определить число прилагательного? (по существительному)

— Я читаю словосочетание, если это множественное число, то зеленый кружок поднимаем, если единственное, то красный.

— На какие три группы вы можете разделить прилагательные ед.ч.? (м.р, ж.р., с.р.)

— Приведите примеры прилагательных каждого рода.

— Почему мы делим на три группы только прилагательные в ед.ч.? (во мн. ч. прилагательные по родам не изменяются)

— Как определить род прилагательного? (по существительному)

— Прочитайте отрывки из сказки и найдите одно прилагательное, но разного рода.

«Отпусти ты, старче, меня в море,

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь, чем только пожелаешь»

«Я сегодня поймал было рыбку,

Золотую рыбку, не простую;

По-нашему говорила рыбка,

Домой в море синее просилась,

Дорогою ценою откупалась:

Откупалась, чем только пожелаю.

Не посмел я взять с нее выкуп;

Так пустил ее в синее море».

— Как еще изменяются прилагательные? (по падежам)

— Как определить падеж прилагательного? (по существительному)

— У вас есть карточка с окончаниями прилагательных. На доске записаны словосочетания из сказки, где прилагательные без окончаний: обсудите в паре, куда можно прикрепить ваши окончания.

у синего моря

синее море

грозная царица

ласковое слово

в море синее

к синему морю

новое корыто

сварливая баба

высокий терем

разбитое корыто

глубокое море

в ветхой землянке

чёрной крестьянкой

пряником печатным

На доске записаны словосочетания, дети выходят по одному из пары и крепят свои карточки с окончаниями прилагательных.

Проверка правильности с помощью светофора.

Если есть ошибки, следует их исправить. Может возникнуть ситуация, когда на одно слово окажется две карточки (если окончания одинаковые), а на другое ни одного. Следует разобраться и обсудить, куда можно перенести карточку.

— Какое прилагательное в этом наборе изменено по падежам? (синее море)

— Определите падежи прилагательного синее.

Сделаем общий вывод: как изменяются имена прилагательные? (по падежам, числам, в единственном числе по родам)

7. Физминутка для глаз

  • Смотри сначала вправо, затем влево.
  • Делаем круговые движения глазами по часовой стрелке и против часовой стрелки.
  • Смотрим сначала вверх, потом вниз.
  • Зажмурится на несколько секунд, потом открыть глаза.
  • Все повторяем по три раза.

8. Самостоятельная работа

Самостоятельная работа выполняется по карточке, запись ведется в рабочей тетради. Взаимопроверка. Оценка светофором. Разбор ошибок.

Запишите предложения, вставив слово золотой в нужной форме. Укажите над ним число, род, падеж, выдели окончание.

1. Закинул старик в море невод и поймал ……… рыбку.

2. На руках у столбовой дворянки сверкали …….. перстни.

3. Пошел старик опять к ………… рыбке.

4. На голове у старухи ………… кичка.

9. Работа над проектом

— Продолжим разговор о лексическом составе сказки. В самостоятельной работе вам встретилось прилагательное, которое относилось к разным существительным. А наоборот есть ли в сказке моменты, где одно существительное описывается несколькими прилагательными?

— Для чего А.С.Пушкин использует такой прием? (чтобы точно и красочно описать предметы, природу, людей)

На доске следует прикрепить карточки со словами, обозначающими сделанные детьми выводы. «несколько прилагательных к одному существительному»

10. Домашнее задание

Из упр.2 с.28 задание: подобрать антонимы и синонимы к прилагательным из сказки.

11. Итог урока

— Вспомните цель и гипотезу нашего проекта

— Пользуясь словами на доске, составьте вывод о том, какие прилагательные А.С.Пушкин использовал «Сказке о рыбаке и рыбке»

Вывод: в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкин использовал много прилагательных, чтобы дать яркую характеристику предметам, характерам людей, природе, точно и красочно описать происходящие события. С этой же целью он использовал и слова в переносном значении. Пушкин использует много устаревших слов, что приближает авторскую сказку к народной и позволяет точно передать нравы и быт представленной в сказке эпохи.

12. Рефлексия

Дополните предложения, выбирая любую фразу из предложенного перечня.

  • Сегодня я узнал…
  • Мне было интересно…
  • Мне было трудно…
  • Я понял что…
  • Я научился…
  • У меня получилось…
  • Меня удивило…

Список литературы

1.Канакина В.П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В. П.Канакина, В.Г.Горецкий .- 11-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2020. — 159 с., [2] л.: ил. — (Школа России).

2. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, М.В.Бойкина и др.]. — М.: Просвещение, 2014. — 340 с.

3. Болотова Н.Б. Физминутки. 1 сентября. Открытый урок / https://urok.1sept.ru/articles/561090

4. Сказка о рыбаке и рыбке А.С.Пушкина Пескарь — детская электронная библиотека./ https://peskarlib.ru/aleksandr-pushkin/skazka-o-rybake-i-rybke/

5. Урок 51. Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке «А.С.Пушкина. Российская электронная школа

/https://resh.edu.ru/subject/lesson/3833/train/204645/

Владимир Мазурин

Жили были дед и баба.
Дед любил её не слабо!
И довольная старуха
Мужу для поддержки духа
По утрам и вечерам
Позволяла по сто грамм…

Просит баба, чуть не плачет,
Лишь пропели петухи:
«Ты сходил бы порыбачить,
Больно хочется ухи!»
Дед не возражал ничуть.
Снасти взял, сто грамм — и в путь…

В море шторм с волной огромной.
Но старик был в ловле стрёмный —
Для прикорма взял макушки,
Да ещё со дна чекушки
Окропил наживку — сласть!
Ну, и Рыбка повелась!…

Да какая! Золотая!
Плавники как бахрома!
Будет им изба крутая
И стиральный автомат!
И с похмелья старичок
Сам попался на крючок…

Отпустил он Рыбку с миром,
Сердобольный недотёпа!
А ведь мог бы быть эмиром
Аж до нового потопа…
Но с порожнею сумой
Воротился он домой.

И глядит старик сердито
Как дела у них плохи.
Двор без нового корыта
И старуха — без ухи…

Деду с бабой мой поклон!
А любимой — сладкий сон!
Золотая рыбка

Елена Шабалина

Выпросил старик старухе
Дом, усадьбу и корону.
А потом глядит — разруха:
Нет ни терема, ни трона!

Снова дед бежит на берег,
И опять с вопросом к рыбке:
«Всё исчезло! Я не верю!
Что случилось? В чём ошибка?»

«Ты вопросом поражаешь!
Я — Царя Морского дочь,
Но старушку ублажала,
И помочь была не прочь.

А тебе отвечу прямо:
Ей на дне морском не жить,
Потому что к папе мама
Запретила баб водить!»

Сказка о Золотой Рыбке

Змей Горыныч 3

Бабка наглеет и бычится?
Всяк получи, что желал!
Яхта «Морская владычица»
Бортом ласкает причал.

Старенькая, толстобрюхая —
Судно свое с пьяных глаз
Дед называет «старухою»
Или «корытом» подчас.

Плавает Дед на рыбалку,
Возит туристов гулять.
Рыбке-то что, ей не жалко
Бабкину блажь исполнять.

Сказка о золотой рыбке

Иван Есаулков

Известно много сказок
Про золотую рыбку.
Когда читать их станешь,
Сдержи свою улыбку,

Подумай над сюжетом,
Завязкой и развязкой:
Народ об очень многом
Хотел сказать той сказкой.

Коль жаден (мысль про это
Даётся нам открыто),
Увидишь пред собою
Разбитое корыто.

Никак нельзя превысить
В желаниях предела,
Хотя б душа мечтала,
Хотя б мечта хотела.

Поэтому подумай,
Судьбой своей играя,
Что выигрыш безмерный,
Не наступив, сгорает.

Остановиться надо
Пред явною приманкой,
Чтоб рыбка золотая
Была у вас служанкой.

Идея многих сказок
Даётся лишь намёком,
Но служит для любого
Из молодцев уроком.

Сказка о рыбаке и рыбке

Иван Есаулков

Рыбка золотая
Скрылась в глубине:
Видно, обитает
Где-то там, на дне.

Призываю снова:
— Рыбка, покажись!
Но в ответ сурово:
«Ни за что, ни в жизнь!»

Плещет прямо в ухо
Грозная волна:
«Ждёт тебя старуха,
Сидя у окна.

Под окном — корыто,
На крылечке — кот,
И совсем разбиты
Створки у ворот.

Всё, что подарила,
В море возвращу.
Прошлое забыла,
Пусть и погрущу!»

— Рыбка дорогая,
Снова покажись!
«Я уже другая,
Так что отвяжись!

Позабудь про ласки
И любовь, глупец!
Этой старой сказке
Наступил конец.

Изорвались сети —
Не починишь вновь.
Ты за всё в ответе,
Коль прошла любовь.

Ты, а не старуха,
На тебе вина!» —
Плещет прямо в ухо
Грозная волна.

Загадка Золотая рыбка

Ирма Финк Стихи Для Детей

Эта рыбка не пиранья —
Вам исполнит три желанья
Отгадайте кто такая
Это рыбка… (золотая)

Золотая рыбка

Ключникова Галина

Как-то дед закинул невод
В море синее у скал.
Удивив себя и небо,
В сети он её поймал.

Сердце доброе у деда,
С миром в море отпустил…
Но ругала до обеда
Бабка, мол, вернись, проси.

И просил он, то корыто,
То просторный новый дом…
Жизнь крестьянки позабыта,
Вспыхнул жадности синдром.

У разбитого корыта
Снова бабка та сидит…
Сказка кончилась, закрыта
Книга. На столе лежит.

Кто же мне, друзья, ответит,
Кто живёт на белом свете
Все желанья исполняя?
Это … — Рыбка Золотая!

Cовет рыбке

Лариса Рудик

Когда состаришься — ходи
По улице пешком.
Не лезь в автобус, все равно
Стоять придется там.
       Г. Остер

Если рыбка ты златая,
А тебя поймали в сети,
И старуха загоняла
Старика тебя просить,
Ты для совести очистки
Справь ей новое корыто,
Избу, шубу и лопату —
Пусть копает огород.
Старику же, за спасенье,
Подари новейший спиннинг
И скажи, что уезжаешь
В тридесятые моря,
Потому что задолбают
До конца твоей всей жизни!
Если хочешь быть счастливой,
То сама счастливой стань.

Золотая рыбка

Любовь Вишнякова

Золотая рыбка
Мне попалась в сети.
Может эта рыбка
Всё-всё-всё на свете!
И не три желанья-
Исполняет все!
Заберу с собой её
Из моря насовсем.
Посажу я рыбку
В банку трехлитровую.
Дома её выпущу
В аквариум я новый.
Буду золотую
Холить и лелеять,
Корм ей -самый лучший!
Она не пожалеет.
Но смотрю я рыбке
В грустные глаза,
Вижу-забирать-то
Мне её нельзя.
Рыбке лучше в море
По волнам плескаться.
Всё равно желанья
Будут исполняться!

Золотая рыбка

Людмила Кац

Я рыбачил не впустую,
Опыт, вроде бы, не мал,
Только рыбку золотую
Почему-то не поймал.
Опыт мне не пригодился
В этом плане ни черта:
То ли невод прохудился,
То ли удочка не та?
Я и невод залатаю,
Я и удочку найду.
Где ты, рыбка золотая,
В море плаваешь? В пруду?
Умоляю: три желанья
Ты исполни, ангел мой,
Обещаю: за старанья
Отпущу тебя домой.
Дело будет шито-крыто,
Только ты не позабудь!
А без нового корыта
Проживу я как-нибудь…
Рыбка скрылась в синем море –
Значит, некого просить.
Остается выпить с горя
И селедкой закусить!

Золотая рыбка… Сказка

Марианна Лебедева

Поймал Старик на море
как-то Рыбку,
Что в невод заплыла
к нему случайно,
И та (я не могу сдержать улыбку),
Заговорила человечески, буквально.

Так Рыбка отпустить её просила,
И выполнить его любую просьбу
Она пообещала, но посильно,
Всё, что Старик
у Рыбки ни попросит.

И вот старик к старухе воротился,
А та — на чём наш свет, его ругает.
Пошёл опять он к морю,
Рыбке поклонился
И попросил корыто, —
старое дырявит.

Ну, Рыбка золотая
выполнила просьбу —
Корыто подарила, а старухе мало.
Опять пошёл, и Рыбку тихо просит,
Чтоб новая изба у них стояла.

У Рыбки золотой
вдруг лопнуло терпенье,
Коль захотела дура ею править,
И приложила всё своё уменье,
Старуху чтоб на место
старое поставить.
— — — — —
Мораль сей сказки такова,
Она, пожалуй, не нова:
Не зарывайся и не требуй много
Ты от того, кто смог
помочь однажды, —
На этот раз тебе уж не помогут…
На место прежнее
поставлен будет каждый.

Золотая рыбка

Мария Тернова

Раз попалась деду рыбка золотая.
Не свезло бедняге, угодила в сети.
И взмолилась рыбка, чешуей сверкая:
«Отпустил бы, старче, у меня там дети!»

И велела деду выдать три желанья,
Обещав исполнить все единым мигом.
Почесал дед репу, веря обещаньям,
Сунул рыбу в банку и засел за книги.

Пушкина по новой перечел, вздыхая,
И решил, что надо действовать умнее.
Рыбка извелась вся, воли ожидая,
Все просила старого отпустить скорее…

Не учла бедняжка, с кем имеет дело:
Был бы помоложе, не было б проблемы.
Где же взять желанья, коль усохло тело,
Голова не варит, в памяти пробелы?

Дети рыбки выросли, появились внуки,
Уж сама от старости серебряною стала.
Утомили деда творческие муки,
Торговаться начал: трех желаний мало!

И уснула рыбка, воли не дождавшись.
Высохла на солнце, в воблу превратилась.
Накупил дед пива, помянул старушку,
Очень она кстати к пиву пригодилась.

Золотая рыбка сказка 1. 73 в стихах

Олег Марковец

Старик со старухой сварливою жил,
У самого синего моря.
Всё сети чинил, да и рыбу ловил,
Привык, и не видел в том горя.

Избушка у них покосилась давно,
За тридцать и три долгих года,
Корыто, разбитое, видно в окно,-
Под дверью, у самого входа.

В то утро старик трижды невод кидал,
И невод вернулся — пустой.
Второй раз с травою морскою достал,
Из моря, старик, невод свой.

А в третий же раз, невод с рыбкой пришёл,
С красивой такой,- золотой.
Да молвит она: -Ты Царевну нашёл,
А Царь в море — батюшка мой.

Что хочешь, тебе за свободу я дам,-
Ты в море меня отпусти!-
-Плыви уж, теперь со старухою нам,
Подарков не надо, прости.-

-Ну, если надумаешь, к морю приди,
Да кликнуть меня не забудь.
Почём тебе знать, что за жизнь впереди?
Прощай, дед, да хворым не будь.-

К старухе своей дед конечно спешит,
Про чудо такое сказать.
Да только в ответ, его баба бранит:
-Дурак, топай к морю опять!

У рыбки корыто чтоб ты попросил,
Да дом, на крутом берегу.
Живём мы, как нищие, нету уж сил,
Я больше так жить не могу!-

Вот к морю старик воротился опять,
И рыбку покликал в волнах.
И рыбка приплыла: -Ты стал меня звать,
Не так может что-то в делах?-

-Ах, рыбка, Царица ты синих морей,-
Старуха бранила меня.
Корыто, кричит, поменять надо ей,
Да требует дом, от тебя.

— Печаль твою, дед, мне не трудно понять,
Ступай себе с Богом, старик.
И будет вам дом, и корыто опять,
Не стоит того, бабы крик.-

К старухе своей возвращается дед.
Глядь,- дом на крутом берегу,
Избы покосившейся, следа уж нет,
Корова с козой, на лугу.

-Надеюсь, довольна ты домом своим,
Корытом, и всем, что тут есть?-
Старуха лишь пуще ругается с ним:
-Что жить с дураком мне за честь?

Иди, поклонись рыбке в пояс, скажи:
Хочу быть дворянкою я.
Потом покормлю. Пять минут полежи,
Да время не трать, почём зря!-

И снова пришёл к морю синему дед,
И рыбку покликал в волнах.
И рыбка приплыла: -Нет новых ли бед,
В твоих, старче, с бабкой, делах?-

-Да баба моя всё бунтует опять,-
Не хочет крестьянкою быть.
Ей терем подай! Только где его взять?
Дворянкою хочет пожить.-

— Печаль твою, дед, мне не трудно понять,
Ступай себе с Богом, старик.
Пусть будет дворянкой, старуха гулять,
Да злой попридержит язык.-

Вернулся домой дед. Глядь,- терем стоит!
И слуги спешат во дворе.
И баба в светлице, в шубейке сидит,
Ей кушать несут, в серебре.

-Довольна теперь, ты дворянством своим?-
Сняв шапку спросил её дед.
Иди на конюшню, к холопам моим,
Мужик,- чуть не спортил обед!-

Неделя проходит,- нашли старика,
И в терем ведут на заре.
Вновь баба кричит: -Не валяй дурака,
Дворянкою мало быть мне!

Скажи рыбке, жить во дворце я хочу,-
Царицей! Да царских кровей.
Богатой страной править мне по плечу,
Ступай к морю, слышишь, быстрей!-

Вот к морю опять добрый старец спешит,
И рыбку зовёт среди волн.
И рыбка приплыла, на деда глядит,-
В печали по прежнему он:

-Старуха моя, уж свихнулась с ума,-
Царицею надо ей быть!
Куда ей в царицы, подумай сама,
Ну как мне, с такой бабой, жить?-

-Ступай, добрый старец, я вновь помогу,
Твоя разве в этом вина?
Ведь я пред тобой, как и прежде, в долгу,
А баба тебе, всё ж жена.-

И рыбка нырнула в пучину, а дед,
Побрёл, как и прежде, домой.
Глядит: где был терем — его уже нет,
Зато есть дворец, золотой!

Фонтаны, кареты, пиры во дворце,
Парады, балы и салют.
Послы стран заморских стоят на крыльце,-
Приём Государыни ждут…

Старик не дошёл и до царских ворот,
Такое здесь было не раз;
Схватили его,- тут не должен быть сброд,
В темницу бродяг — есть приказ!

Неделя проходит, другая, и вот,-
Велят отыскать старика.
Царица с собачкой стоит у ворот,
В перстнях драгоценных рука:

-Ты, мерзкий мужик, топай к рыбке скорей,
Иль силой тебя поведут!
Хочу быть владычицей синих морей,
И рыбка пусть служит мне тут!-

До моря охрана ведёт старика,
Позвал он Царевну опять:
-Ах, Рыбка, помилуй, уж ломит бока,-
Мне с бабою не совладать.

Морскою владычицей быть ей взбрело,
Чтоб ты ей в прислугах была!-
Послушала рыбка, нырнула на дно,
И в море к себе уплыла.

Прождал дед до вечера, да и назад.
Глядит,- всё как было давно:
Избушка кривая, да сети лежат,
С ладошку, в избушке, окно.

Старуха сидит и корыто пред ней,
Разбитое, гвоздь в нём торчит,
Голодная кошка лежит у дверей,
Да дятел на ёлке, стучит…

Где найти золотую рыбку?

Юлия Тарабарова Балахонова

Где найти золотую рыбку?
Я закидывать сети не стану.
Ту, волшебную, не простую,
Чтобы мне помогла без обмана.

Чтоб исполнила три желанья,
Или пять, в общем, сколько сможет…
Я сижу у реки в ожидании,
Жду, что рыбка мне вдруг поможет.

Проплывают все рыбки мимо,
Ни одна не плывет ко мне.
Та, волшебная, золотая
Снится мне только лишь во сне.

Где ж ты, рыбка, на самом деле?
Как тебя мне скажи найти?
Может уж браконьеры съели?
Или речка не по пути…

Видно, в омут самый глубокий
Рыбка спряталась от людей,
Чтоб ничьи не сбывались желанья,
Чтоб не слышать ничьих речей.

  • Что такое досуг сказка характеристика героев
  • Что такое караван сарай в сказке ашик кериб
  • Что такое авторская сказка в литературе
  • Что такое вечера на хуторе близ диканьки повесть рассказ
  • Что роднит стихотворение о родине и родной природе из первой части учебника с рассказом бунина