Что такое научные открытия для сочинения

Сочинение по отрывку повести в. крапивина звзды под дождм.вариант 1 открытие это новое достижение, сделанное неожиданно или в результате

Сочинение по отрывку повести В. Крапивина «Звёзды под дождём».
Вариант 1
Открытие — это новое достижение, сделанное неожидан­но или в результате наблюдений. Это находка в какой-то сфере знаний, ранее неизвестный факт или новая законо­мерность.
В тексте В. Крапивина открытие делает увлечённый ас­трономией мальчишка, разглядевший в куполе зонта небо. Это открытие случилось внезапно и очень обрадовало героя.
Первое, что приходит на ум, когда думаешь о примерах открытий из реальной жизни, — это закон всемирного тяго­тения Ньютона, один из основных в физике. Учёный, уви­дев падающее яблоко, сделал вывод о том, что Земля притя­гивает к себе все тела.
В самом деле, открытия — необходимая часть процесса развития и эволюции человека и научного мира.
Вариант 2
Я могу дать следующее определение открытию: это что- то, с чем человек раньше не сталкивался, обнаружение чего-то нового для себя. Открытия бывают научными и личного характера.
С примером личного открытия нас знакомит рассказ о мальчике, замершем в ожидании прыжка с крыши сарая. Он случайно понял, что изнутри зонт похож на небо, и если нарисовать на нём звезды, то купол зонта будет напоминать звёздное небо.
Случайность иногда помогает делать и научные откры­тия. Шотландский учёный Александр Флеминг однажды заметил, как зеленоватая плесень, размножавшаяся в одной из чашек Петри, убила всех находящихся там стафилокок­ков. Так был открыт пенициллин.

Television (1920s)
The invention that swept the world and changed leisure habits for countless millions was pioneered by Scottish-born electrical engineer John Logie Baird. It had been realised for some time that light could be converted into electrical impulses, making it possible to transmit such impulses over a distance and then reconvert them into light.
Motor Car (Late 19th Century)
With television, the car is probably the most widely used and most useful of all leisure-inspired inventions. German engineer Karl Benz produced the first petroldriven car in 1885 and the British motor industry started in 1896. Henry Ford was the first to use assembly line production for his Model Т car in 1908. Like them or hate them, cars have given people great freedom of travel.
Electricity
The name came from the Greek word for amber and was coined by Elizabeth I’s physician William Gilbert who was among those who noticed that amber had the power to attract light objects after being rubbed. In the 19th century such great names as Michael Faraday, Humphry Davy, Alessandro Volta and Andre Marie Ampere all did vital work on electricity.
Photography (Early 19th Century)
Leonardo da Vinci had described the camera obscura photographic principle as early as 1515. But it was not until 1835 that Frenchman Louis Daguerre produced camera photography. The system was gradually refined over the years, to the joy of happy snappers and the despair of those who had to wade through friends’ endless holiday pictures.
Telephone (1876)
Edinburgh-born scientist Alexander Graham Bell patented his invention of the telephone in 1876. The following year, the great American inventor Thomas Edison produced the first working telephone. With telephones soon becoming rapidly available, the days of letter-writing became numbered.
Computer (20th Century)
The computer has been another life-transforming invention. British mathematician Charles Babbage designed a form of computer in the mid-1830s, but it was not until more than a century later that theory was put into practice. Now, a whole generation has grown up with calculators, windows, icons, computer games and word processors, and the Internet and e-mail have transformed communication and information.
Aeroplane
The plane was the invention that helped shrink the world and brought distant lands within easy reach of ordinary people. The invention of the petrol engine made flight feasible and the American Wright brothers made the first flight in 1903.
Перевод
Телевидение (1920)
Изобретение, которое охватило мир и изменило привычки проведения досуга для миллионов людей, было впервые показано инженером-электриком шотландского происхождения Джоном Логи Бэрдом. Было выяснено втечении некоторого времени, что свет может быть преобразован в электрические импульсы, что позволяет передавать такие импульсы на расстояние, а затем вновь обращать их в свет.
Автомобиль (конец 19-го века)
Наряду с телевидением, автомобиль, вероятно, является наиболее широко используемым и самым полезным из всех изобретений. Немецкий инженер Карл Бенц создал первый автомобиль с бензиновым двигателем в 1885 году и британской автомобильная промышленность началась в 1896 году. Генри Форд был первым, кто использовал конвеерное производство своей Модели Т автомобиля в 1908 году. Любим мы их или ненавидим, автомобили дали людям большую свободу передвижения.
Электричество
Название произошло от греческого слова ” янтарь” и было придумано врачом Елизаветы I Уильямом Гильбертом, в который был в числе тех, кто заметил, что янтарь может притягивать легкие предметы, после того, как его потереть. В 19 веке такие великие имена, как Майкл Фарадей, Гемфри Дэви, Алессандро Вольта и Андре Мари Ампер сделали все жизненно важные работы по электричеству.
Фотография (начало 19 века)
Леонардо да Винчи описал фотографические принципы камеры-обскуры в начале 1515. Но только в 1835 француз Луи Дагер создал камеру для фотографий. Системы постепенно совершенствовались в течение многих лет, на радость счастливых любителей фотогрфировать и отчаяние тех, кто вынужден преодолевать просмотры бесконечных фотографий праздников друзей.
Телефон (1876)
Рожденный в Эдинбурге, ученый Александр Грэхем Белл запатентовал свое изобретение телефона в 1876 году. На следующий год великий американский изобретатель Томас Эдисон произвел первый рабочий телефон. С доступностью телефонов, написание писем стало исчезать.
Компьютер (двадцатый век)
Компьютер стал еще одним изобретением, преобразующим жизнь. Английский математик Чарльз Бэббидж разработал форму компьютера в середине 1830-х годов, но только более чем столетие спустя, теория была введена в практику. Теперь, целое поколение выросло с калькуляторами, окнами, значками, компьютерными играми и текстовыми процессорами, а также Интернет и электронная почта изменили общение и информацию.
Самолет
Самолет изобретение, которое помогло уменьшить мир и сделать далекие земли в пределах легкой досягаемости для обычных людей. Изобретение бензинового двигателя сделало возможным полет, и американские братья Райт совершили первый полет в 1903 году.

Человечество не смогло бы существовать без постоянного прогресса, нахождения и внедрения новых технологий, изобретений и открытий. Сегодня многие из них уже устарели и в них нет необходимости, другие же, как колесо, служат до сих пор.
Водоворот времени проглотил многие открытия, а некоторые дождались своего признания и внедрения лишь спустя десятки и сотни лет. Проводились многочисленные вопросы с целью выяснить, какие же изобретения человечества являются самыми значительными.
Ясно одно – единого мнения нет. Тем не менее была составлена универсальная десятка наиболее великих открытий в истории человечества.
Удивительно, но оказалось, что достижения современной науки не поколебали значимости некоторых базовых открытий для большинства людей. Большинство изобретений настолько старые, что не представляется точно назвать имя их автора.
Огонь. Первое место оспорить сложно. Люди открыли полезные свойства огня довольно давно. С его помощью можно было согреться и освещать, менять вкусовые свойства пищи. Первоначально человек имел дело с “диким” огнем, возникающим от пожаров или извержений вулканов. Страх сменился любопытством, так пламя перекочевало в пещеру. Со временем человек научился сам добывать огонь, тот стал его постоянным спутником, основой хозяйства, защитой от зверей. В результате многие последующие открытия стали возможны лишь благодаря огню – керамика, металлургия, паровые машины и т.д. Путь к самостоятельному получению огня был долог – годами люди поддерживали домашний огонь в своих пещерах, пока не научились добывать его с помощью трения. Брались две палочки сухого дерева, в одной из которых была лунка. Первая ставилась на землю и прижималась. Вторую же вставляли в лунку и начинали быстро вращать между ладонями. Дерево нагревалось и воспламенялось. Конечно, такой процесс требовал определенной сноровки. С развитием человечества возникли и иные способы получения открытого огня.
Колесо. С этим открытием тесно связана и Повозка. Ученые полагают, что прообразом колеса стали катки, которые подкладывали под камни и стволы деревьев при их транспортировке. Наверное, тогда кто-то наблюдательный и подметил свойства вращающихся тел. Так, если бревно-каток в центре было тоньше, чем по краям, то оно передвигалось более равномерно, не отклоняясь по сторонам. Люди подметили это, и появилось приспособление, именуемое ныне скатом. Со временем конструкция менялась, от цельного бревна остались лишь два валика на концах, соединенных осью. Позже их вообще стали изготавливать отдельно, скрепляя лишь потом. Так и было открыто колесо, которое тотчас же стало применяться в первых повозках. Последующие века и тысячелетия люди немало потрудились над улучшением этого важного изобретения. Сначала сплошные колеса были жестко соединены с осью, вращаясь с ней. Но на повороте тяжелая повозка могла сломаться. Да и сами колеса были несовершенными, их первоначально выполняли из цельного куска дерева. Это приводило к тому, что первые повозки были довольно медленными и неповоротливыми, а в них запрягали сильных, но неторопливых волов. Крупным шагом в эволюции стало изобретение колеса со ступицей, насаженной на неподвижную ось. Чтобы уменьшить вес самого колеса в нем придумали вырезать надрезы, укрепляя для жесткости поперечными скрепами. В эпоху каменного века лучшего варианта создать было невозможно. А вот с приходом в жизнь человека металлов колеса получили металлические ободы и спицы, оно смогло вращаться в десятки раз быстрее и уже не боялось камней и износа. В повозку стали впрягаться быстроногие лошади, скорости заметно возросли. В итоге колесо стало открытием, которое дало, пожалуй, самый мощный толчок развитию всей техники.
Письменность. Мало кто будет отрицать значимость этого изобретения для всего развития человечества. Куда бы пошло развитие нашей цивилизации, если бы определенном этапе мы бы не научились фиксировать определенными символами нужную информацию. Это позволило сохранять ее и передавать. Очевидно, что без письменности наше общество в сегодняшнем виде попросту бы не существовало. Первые формы символов для передачи информации возникли около 6 тысяч лет назад. До этого человек пользовался более примитивными сигналами – дымом, ветками… Позже возникли и более сложные способы передачи данных, к примеру, инки использовали для этого узелки. Шнурки разного цвета завязывали в разнообразные узлы и крепили на палочку. Адресат же расшифровывал послание. Подобного рода письма практиковались и в Китае, Монголии. Однако сама письменность появилась лишь с изобретением графических символов. Сперва были приняты пиктографические письма. На них в виде рисунка люди схематически изображали явления, события, предметы. Пиктография была широко распространена еще в каменном веке, и ей особо учиться не надо было. Но для передачи сложных мыслей или абстрактных понятий такой вид письменности не годился. Со временем в пиктограммы стали вводиться условные знаки, обозначающие определенные понятия. Так, скрещенные руки символизировали обмен. Постепенно примитивные пиктограммы становились более четкими и определенными, письмо стало идеографическим. Высшей его формой стало иероглифическая письменность. Сначала она зародилась в Древнем Египте, затем распространилась на Дальний Восток – Японию, Китай. Такие символы уже позволяли отразить любые мысли, даже самые сложные. Но для постороннего человека понять тайну было очень сложно, да и для того, кто хотел научиться читать и писать, было необходимо выучить несколько тысяч знаков. В результате этим мастерством могли владеть лишь немногие. И только 4 тысячи лет назад древние финикийцы придумали алфавит и букв и звуков, который стал образцом для многих других народов. Финикийцы стали использовать 22 согласные буквы, каждая из которых обозначала отдельный звук. Новое письмо сделало возможным передачу любого слова графическим способом, да и обучиться письменности стало куда легче. Теперь она стала достоянием всего общества, этот факт послужил быстрому распространения алфавита по всему миру. Считается, что 80% из распространенных сегодня алфавитов имеют именно финикийские корни. Последние весомые изменения в финикийские буквы внесли греки – они стали обозначать буквами не только согласные, но и гласные звуки. Греческий алфавит в свою очередь лег в основу большинства европейских.
Бумага. Это изобретение тесно связано с предыдущим. Изобретателями же бумаги стали китайцы. Это тяжело назвать случайностью. С давних времен Китай славился не только любовью к книгам, но и сложной системой бюрократического управления с постоянными отчетами. Именно поэтому здесь была особая нужда к недорогому и компактному материалу для письма. До того, как появилась бумага, здесь писали на шелке и на бамбуковых дощечках. Однако эти материалы плохо подходили – шелк был дорогим, а бамбук – тяжелым и громоздким. Говорят, что для перевозки некоторых сочинений требовалась целая телега. Изобретение же бумаги пришло из операций по обработке шелковых коконов. Женщины варили их, а затем, разложив на циновку, перетирали до однородной массы. Из нее отцеживали воду, получая шелковую вату. После такой обработки на циновках оставался тонкий волокнистый слой, который после просушки превращался в бумагу, пригодную для письма. Позже для ее целенаправленного приготовления стали использовать бракованные кокона. Такая бумага называлась ватной и стоила довольно дорого. Со временем возник вопрос – а можно ли делать бумагу не только из шелка? Или для этих целей подойдет любое волокнисто сырье, желательно растительного происхождения. История гласит, что в 105 году некий чиновник Цай Лунь смог создать новый сорт бумаги из старых рыболовных сетей. Ее качество было сравнимо с шелковой, а цена куда ниже. Это открытие стало важным как для страны, так и для всей цивилизации. Люди получили качественный и доступный материал для письма, равноценной замены которому так и не нашли. Последующие века внесли в технологию изготовления бумаги несколько важных усовершенствований, сам процесс стал быстро развиваться. В IV веке бумага окончательно вытеснила бамбуковые дощечки, вскоре стало известно, что возможно производство из дешевого растительного сырья – коры деревьев, бамбука и тростника. Это было особенно важно, ведь именно бамбук произрастает в Китае в огромных количествах. Секреты производства хранились в строжайшем секрете несколько веков. Но в 751 году некоторые китайцы при столкновении с арабами попали к ним в плен. Так секрет стал известен и арабам, которые целых пять веков выгодно продавали бумагу в Европу. В 1154 году производству бумаги было налажено в Италии, вскоре мастерством овладели в Германии, Англии. В последующие века бумага получила широчайшее распространение, завоевывая все новые сферы применения. Ее значение столь велико, что нашу эру даже иногда именуют “бумажной”.
Порох и огнестрельное оружие. Это европейское открытие сыграло огромную роль в истории человечества. Взрывчатую смесь умели делать многие, европейцы являлись последними из цивилизованных народов, кто научился делать это. Но именно они сумели извлечь практическую пользу от этого открытия. Первыми следствиями изобретения пороха стало развитие огнестрельного оружия и переворот в военном деле. Последовали и социальные сдвиги – непобедимые рыцари в доспехах отступили перед огнем пушек и ружей. Феодальное общество получило сильный удар, от которого уже не смогло оправиться. В результате и возникли могущественные централизованные государства. Сам же порох за много веков до появления в Европе был изобретен в Китае. Важной составной частью порошка являлась селитра, которая в некоторых районах страны вообще встречалась в самородном виде, напоминая снег. Поджигая смесь селитры с углем, китайцы стали наблюдать за небольшими вспышками. На рубеже V и VI веков свойства селитры были впервые описаны китайским медиком Тао Хун-цзином. С тех пор это вещество стало применяться и как составляющая часть некоторых лекарств. Появление первого образца пороха приписывают алхимику Сунь Сы-мяо, которые готовил смесь из серы и селитры, добавив к ним кусочки локустового дерева. При нагреве возникла сильная вспышка пламени, что и было зафиксировано ученым в своем трактате “Дань цзин”. Состав пороха в дальнейшем был усовершенствован его коллегами, которые опытным путем установили три основных компонента – калиевую селитру, серу и уголь. Средневековые китайцы эффектов взрыва научно объяснить не смогли, но скоро приспособились использовать порох в военных целях. Однако революционного эффекта это не оказано. Дело в том, что смесь готовилась из неочищенных компонентов, что давало лишь зажигательный эффект. Лишь в XII-XIII веках китайцы создали оружие, напоминавшее огнестрельное, также были изобретены ракета и петарда. Вскоре секрет узнали монголы и арабы, а от них и европейцы. Вторичное открытие пороха приписывают монаху Бертольду Шварцу, который стал толочь в ступе измельченную смесь селитры, угля и серы. Взрыв опалил испытателю бороду, зато в его голову пришла мысль о том, что подобную энергию можно использовать для метания камней. Сперва порох был мукообразным, и пользоваться им было неудобно, так как порошок лип к стенкам стволов. После этого заметили, что гораздо удобнее пользоваться порохом в комках и зернах. Это давало к тому же больше газов при воспламенении.
Средства коммуникаций – телефон, телеграф, радио, Интернет и другие. Еще 150 лет назад единственным способом обменом информацией между Европой и Англией, Америкой и колониями оставалась лишь пароходная почта. Люди узнавали о том, что происходило в других странах с опозданием на целые недели и даже месяцы. Так, новости из Европы в Америку шли минимум 2 недели. Именно поэтому появление телеграфа в корне решило эту проблему. В итоге техническая новинка появилась во всех концах планеты, позволяя новостям из одного полушария за считанные часы и минуты попадать в другое. В течении дня заинтересованные лица получали деловые и политические новости, биржевые сводки. Телеграф позволил передавать письменные сообщения на расстояния. Но вскоре изобретатели задумались о новом средстве коммуникации, которое смогло бы передавать на любые расстояния звуки человеческого голоса или музыку. Первые эксперименты по данному вопросу были проведены в 1837 году американским физиком Пейджем. Его простые, но наглядные опыты доказали, что в принципе возможно передавать звук с помощью электричества. Череда последующих опытов, открытий и внедрений привела к появлению в сегодняшней нашей жизни телефона, телевидения, Интернета и других современных средств коммуникации, перевернувших жизнь общества.
Автомобиль. Подобно некоторым предшествующим в списке величайшим изобретениями, автомобиль не только оказал влияние на свою эпоху, но и породил новую. Это открытие не ограничивается одной лишь сферой транспорта. Автомобиль сформировал современную индустрию, породил новые отрасли и перестроил само производство. Оно стало массовым и поточным. Даже планета изменилась – теперь ее опоясывают миллионы километров дорог, ухудшилась и экология. И даже психология человека стала другой. Сегодня влияние автомобиля настолько многопланово, что присутствует во всех сферах человеческой жизни. В истории изобретения было немало славных страниц, но самая интересная относится к первым годам его существования. Вообще, то, с какой стремительностью автомобиль достиг своей зрелости, не может не впечатлять. Всего за какую-то четверть века ненадежная игрушка превратилась в массовое и популярное транспортное средство. Сейчас в мире насчитывается около миллиарда машин. Главные же черты современного автомобиля сложились еще 100 лет назад. Предшественником бензинового автомобиля стал паромобиль. Еще в 1769 году француз Кюнью создал паровую телегу, которая могла перевозить до 3 тонн груза, передвигаясь, правда, со скорость до 4 км/час. Машина была неповоротливой, а работа с котлом была тяжелой и опасной. Но идея передвижения за счет пара увлекла последователей. В 1803 году Тривайтик построил первый в Англии паровой автомобиль, который мог перевозить до 10 пассажиров, разгоняясь до 15 км/час. Зеваки Лондона были в восторге! Автомобиль в современном понимании появился лишь с открытием двигателя внутреннего сгорания. В 1864 году на свет появилось транспортное средство австрийца Маркуса, которое двигалось за счет бензинового двигателя. Но слава официальных изобретателей автомобиля досталось двум немцам – Даймлеру и Бенцу. Последний являлся хозяином заводика по производству двухтактных газовых двигателей. Средств хватало для досуга и разработки собственных автомобилей. В 1891 году владелец завода резиновых изделий Эдуард Мишлен изобрел съемную пневматическую шину для велосипеда, а через 4 года шины стали производиться и для машин. В том же 1895 году шины были опробованы в ходе гонок, хотя и постоянно прокалывались, но стало ясно – они дают автомобилям плавность хода, делая езду более комфортной.
Электрическая лампочка. И это изобретение появилось в нашей жизни недавно, в конце XIX века. Сначала освещение появилось на улицах городов, а потом оно вошло и в жилые дома. Сегодня жизнь цивилизованного человека тяжело представить без электрического света. Такое открытие повлекло за собой огромные последствия. Электричество сделало переворот в энергетике, заставив значительно поменяться промышленность. В XIX столетии получили распространение два типа лампочек – дуговые и лампы накаливания. Первыми появились дуговые лампочки, свечение которых было основано на таком явлении, как вольтова дуга. Если соединить две проволочки, подключенные к сильному току, а затем раздвинуть их, то между их концами возникнет свечение. Впервые это явление наблюдал русский ученый Василий Петров в 1803 году, а англичанин Деви описал такой эффект лишь в 1810. Применение вольтовой дуги в качестве источника освещение было описано обеими учеными. Однако у дуговых ламп было неудобство – по мере выгорания электродов, их надо было постоянно подвигать друг к другу. Превышение расстояния между ними влекло за собой мерцание света. В 1844 году француз Фуко разработал первую дуговую лампу, в которой длину дуги можно было регулировать вручную. Уже через 4 года это изобретение было применено для освещения одной из площадей Парижа. В 1876 году русский инженер Яблочков усовершенствовал конструкцию – электроды, замененные угольками, располагались уже параллельно друг другу, а расстояние между концами всегда оставалось неизменным. В 1879 году американский изобретатель Эдисон взялся за усовершенствование конструкции. Он пришел к выводу, что для долгого и яркого свечения лампочки необходим подходящий материал для нити, а также создание вокруг разреженного пространство. Эдисон с размахом провел массу опытов, подсчитано, что было опробовано не менее 6 тысяч разнообразных соединений. Исследования стоили американцу 100 тысяч долларов. Эдисон постепенно стал использовать для нити металлы, в итоге остановился на обугленных бамбуковых волокнах. В итоге в присутствии 3 тысяч зрителей изобретатель публично продемонстрировал разработанные им электрические лампочки, осветив ими не только свой дом, но и несколько соседних улиц. Лампочка Эдисона стала первой, с длительным сроком службы и пригодная для массового производства.
Антибиотики. Это место отдано замечательным лекарственным средствам, в частности, пенициллину. Антибиотики стали одним из главных открытий прошлого века, перевернув медицину. Сегодня не все представляют, сколь многим обязаны таким лечебным препаратам. Многие удивятся, узнав, что еще в 80 лет назад десятки тысяч человек умирали от дизентерии, воспаление легких было смертельно опасной болезнью, сепсис грозил гибелью практически всем хирургическим пациентам, тиф был опасен и трудноизлечим, а легочная чума звучала как приговор. Но все эти страшные болезни, как и другие, прежде неизлечимые (туберкулез), были побеждены антибиотиками. Препараты оказали значительное влияние на военную медицину. Раньше большая часть солдат гибло вовсе не от пуль, а от загноившихся ран. Ведь туда проникали миллионы бактерий-кокков, которые вызывали гной, сепсис, гангрену. Максимум, что успевал сделать хирург – ампутировать пораженную часть тела. Оказалось, что бороться с опасными микроорганизмами можно с помощью их же собратьев. Некоторые из них в процессе своей жизнедеятельности выделяют вещества, которые способны уничтожать других микробов. Такая идея появилась еще в XIX веке. Луи Пастер открыл, что бациллы сибирской язвы погибают под воздействием некоторых других микробов. Со временем опыты и открытия дали мире пенициллин. Для видавших виды полевых хирургов это лекарство стало истинным чудом. На ноги вставали самые безнадежные больные, преодолев заражение крови или воспаление легких. Открытие и создание пенициллина считается одним из самых значимых открытий в истории всей медицины, дав огромный толчок для ее развития.
Парус и корабль. Парус возник в жизни человека давным-давно, когда появилось желание выходить в море и строить для этого лодки. Первым парусом являлась обычная звериная шкура. Моряку же приходилось руками держать ее и ориентировать постоянно относительно ветра. Когда людям пришла в голову идея использовать мачты и реи – неизвестно, но уже на самых древних изображениях кораблей времен египетской царицы Хатшепсут видны различные приспособления для работы с парусом, такелаж. Таким образом понятно, что парус возник еще в доисторические времена. Считается, что первые большие парусники появились в Египте, а Нил стал первой судоходной рекой. Ежегодно могучая река разливалась, отрезая друг от друга города и района. Вот и приходилось египтянам освоить судоходство. В то время корабли играли в хозяйственной жизни страны куда большую роль, чем повозки на колесах. Одной из первых разновидностью судов является барка, которой уже более 7 тысяч лет. Ее модели дошли до нас из храмов. Так как в Египте леса для строительства первых судов было немного, то для этих целей применялся папирус. Его особенности и определили конструкцию и форму кораблей. Они представляли собой серповидную ладью, связанную из пучков папируса, при этом нос и корма были изогнуты вверх. Корпус судна, для прочности, стягивался тросами. Со временем торговля с финикийцами дала стране ливанский кедр, в кораблестроение прочно вошло дерево. Композиции 5-тысячелетней давности дают основания считать. Что тогда египтяне использовали прямой парус, укрепленный на двуногой мачте. Плыть можно было только по ветру, а при боковом ветре мачту быстро убирали. Примерно 4600 лет назад стала применяться одноногая мачта, используемая и поныне. Судну стало легче ходить, оно получило возможность маневрирования. Однако на тот момент прямоугольный парус был весьма ненадежный, к тому же использовать его можно было лишь при попутном ветре. Вот и оказалось, что основным двигателем корабля того времени являлась мускульная сила гребцов. Тогда максимальная скорость кораблей фараонов составляла 12 км/час. Торговые суда совершали путешествия в основном вдоль берега, не выходя далеко в море. Следующий шаг в развитии кораблей сделали финикийцы, которые изначально имели прекрасный строительный материал. 5 тысяч лет назад, с началом развития морской торговли, финикийцы начали строить корабли. При этом их морские суда изначально имели конструктивные особенности от лодок. На однодревках устанавливались ребра жесткости, покрытые сверху досками. На мысль о такой конструкции финикийцев возможно подтолкнули скелеты животных. По сути, так и появились первые шпангоуты, применяемые до сих пор. Именно финикийцы создали первое килевое судно. В роли киля сначала выступали два ствола, соединенные под углом. Это дало суднам больше устойчивости, став основой для будущего развития судостроения и определив облик всех будущих кораблей.

В  декабре в Москве состоялась ежегодная Открытая конференция Института системного программирования им. В.П. Иванникова Российской академии наук. В этом году она впервые объединила пять секций.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Участники представили более 90 научных докладов, в частности, – в области анализа данных, анализа программ и математического моделирования. Кроме того, состоялись два круглых стола (по цифровой медицине и открытым САПР микроэлектронной аппаратуры) и две встречи, посвящённые анализу программ, с участием представителей ФСТЭК России, а также ведущих компаний индустрии («Лаборатория Касперского», «Открытая мобильная платформа», «Код безопасности», ГК Astra Linux и другие). Гибридный формат конференции позволил докладчикам и слушателям участвовать как очно, так и онлайн. Несмотря на возможность удалённого участия, очно мероприятие посетило более 500 человек из России и из-за рубежа. И более 2500 просмотров собрали записи видеотрансляции разных секций конференции.  

Конференцию открыл президент РАН Александр Сергеев:

«Наш век стремительной цифровизации выдвигает вопросы и задачи, которыми занимаются системные программисты, на самые передовые рубежи. А еще мы живём в эпоху, когда накапливается большое количество данных, поэтому на первые позиции выходят и вопросы, связанные с развитием систем доверенного искусственного интеллекта. И тут очень важно видеть новые уязвимости и новые проблемы. А также понимать, каким образом задачи, в которых используется искусственный интеллект, решать так, чтобы мы могли действительно доверять полученным результатам. Я с огромным интересом слежу за работами, которые делаются в ИСП РАН, и рад, что институт проводит открытые мероприятия, позволяющие представителям разных организаций всем вместе участвовать в решении задач, о которых мы сегодня говорим». 

Главной темой пленарной сессии стало развитие трёх междисциплинарных центров, позволяющих решать глобальные практические задачи в области медицины, кибербезопасности и доверенного искусственного интеллекта. Это Научный центр мирового уровня (НЦМУ) «Цифровой биодизайн и персонализированное здравоохранение», Технологический центр исследования безопасности ядра Linux и Центр доверенного искусственного интеллекта. О важности их развития заявил директор ИСП РАН Арутюн Аветисян:

«Мы всё больше и больше концентрируемся на создании и модерировании сообществ, потому что только в такой сетевой модели, объединяющей высококвалифицированных специалистов из разных организаций, можно действительно ответить на вызовы, которые перед нами стоят. Например, в числе таких сообществ − Технологический центр исследования безопасности ядра Linux, о котором много говорили на конференции OS DAY, и Центр доверенного искусственного интеллекта (в этом году институт вошел в число победителей конкурса заявок на его создание).  Работать в рамках Центра ИИ мы станем с целым рядом организаций (МФТИ, Сколтех, Медицинский центр МГУ и другие), и при этом наше сообщество будет расширяться. В течение ближайших 3-4 лет мы рассчитываем получить значимые научные результаты, без которых дальнейшее внедрение технологий искусственного интеллекта будет существенно затруднено».  

Важность развития технологий доверенного искусственного интеллекта отметил и заместитель директора Департамента обеспечения кибербезопасности Минцифры Евгений Хасин. Директор МНОЦ МГУ, академик РАН Армаис Камалов рассказал о необходимости быстрого развития телемедицины и создания единой цифровой государственной системы в области здравоохранения. Необходимость разработки магистерских программ в области доверенного искусственного интеллекта подчеркнул заведующий кафедрой математической логики и теории алгоритмов Мехмата МГУ, академик РАН Алексей Семенов. На открытии конференции выступили также проректор по научной работе ННГУ Михаил Иванченко, проректор по научно-исследовательской работе, заместитель директора по научной работе Сеченовского университета Денис Бутнару, главный технический директор по разработке программного обеспечения Huawei R&D Russia Владимир Рубанов, начальник управления развития технологических проектов Исследовательского центра Samsung Роман Айнбунд и многие другие. 

Важной частью пленарной сессии стало объявление о дальнейшем развитии сотрудничества между ИСП РАН и МГИМО МИД России. Проректор по правовым и административным вопросам МГИМО Сергей Шитьков сообщил, что университет и ИСП РАН приступили к созданию консорциума в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030». В рамках консорциума организации будут развивать междисциплинарные области подготовки, сочетающие изучение социально-гуманитарных и политических наук с углубленным изучением отраслевой специфики, компьютерных и естественных наук. Цель сотрудничества – подготовка высококвалифицированных управленцев в области цифровой экономики. 

О совместной работе ИСП РАН, МГИМО и МИД России рассказал и специальный представитель Министра иностранных дел РФ по вопросам цифровой трансформации Сергей Кирюшин:

 «ИСП РАН выступает в роли экспертного центра по вопросам цифровой трансформации Министерства иностранных дел Российской Федерации. Нами создана совместная рабочая группа, результатом деятельности которой стала концептуальная программа цифровой трансформации, которая в настоящее время проходит процедуру внутриведомственного одобрения. В программу мы заложили много интересных, передовых подходов, задач. Отдельно хотел сказать большое спасибо институту и МГИМО за совместную работу над проектом по созданию системы интеллектуального анализа больших данных в области внешнеполитической деятельности. Мы надеемся, что многие студенты смогут обучаться современным методам обработки информации, помогать нам в части обучения нейросетей, а потом, придя на работу в Министерство, дальше развивать наши цифровые технологии».

На пленарной сессии был подписан ряд соглашений, в числе которых – документ о создании консорциума для сохранения и изучения языков России. Консорциум объединил семь организаций: ИСП РАН, правительство Республики Башкортостан, Научно-исследовательский вычислительный центр МГУ им. М.В. Ломоносова, Северо-Восточный федеральный университет (СВФУ) им. М.К. Аммосова, Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, Удмуртский федеральный исследовательский центр УрО РАН и Удмуртский государственный университет. Документ подписали директор ИСП РАН Арутюн Аветисян и проректор СВФУ Василий Саввинов. Главные цели консорциума – совместная научная деятельность по описанию языков народов России на лингвистической платформе Lingvodoc, разработанной в ИСП РАН, и создание соответствующих обучающих платформ. В частности, планируется проводить оцифровку архивных рукописей и экспедиционных аудиозаписей, а затем обрабатывать полученные материалы. В дальнейшем функционал платформы будет расширен. 

Видеозапись конференции – на сайте https://www.isprasopen.ru/.

Сочинение ЕГЭ

Я прочитала текст известного лингвиста Алексея Леонтьева, в котором он задаётся вопросом, а всегда ли современники могут оценить по достоинству серьёзные научные открытия.

Рассматривает автор эту проблему на примере швейцарского учёного Фердинанда де Соссюра, который в 20 лет «вычислил» два звука, не сохранившихся ни в одном из известных нам индоевропейских языков. Тогдашние знаменитые учёные назвали его труд «незрелым», «в корне ошибочным», «по существу несостоятельным». Да и студенты в своё время не особенно стремились попасть на его лекции. Но два любимых ученика не забыли всё же своего учителя и издали его лекции. И через полвека оказалось, что «незрелое» рассуждение юного швейцарца было на самом деле великим открытием.

Я совершенно согласна с Алексеем Леоновым, что не всегда труд великих учёных современники оценивают по достоинству. Несколько веков назад первооткрыватели в науке Джордано Бруно, Николай Коперник были просто гонимы, о каком уж признании тут говорить. 

Выдающийся отечественный биолог Николай Вавилов осуждён и приговорён к расстрелу, потому что такие области знания, как генетика и кибернетика, были запрещены, как «буржуазные лженауки». Противостояние истинного учёного Вавилова и «учёного» от партийного руководства Лысенко хорошо описал в своей книге «Белые одежды»  Владимир Дудинцев.

Я считаю, что талантливые учёные будут всегда, а серая посредственность должна не мешать, освободить дорогу, так как настоящий талант как создать, так и убить всё равно невозможно.


Текст


(1)Почему-то романтическими считаются такие профессии, как лётчик, космонавт, моряк дальнего плавания, геолог… (2)А мне кажется, что самая большая романтика — в повседневном труде учёного. (З)Ведь учёный — это тот человек, которому общество, человечество поручает узнавать новое об окружающем мире и о нас самих, то есть совершать открытия. (4)И как же счастлив человек, который всю жизнь, каждый день делает открытия! 
(5)А кто не мечтал сделать какое-нибудь великое открытие или изобрести нечто необходимое людям? (б)Пусть это открытие касается, казалось бы, совсем незначительных вещей, например, истории одного слова и даже одного звука. (7)Такое открытие совсем не обязательно сделает его автора знаменитым, если не считать узкого круга учёных, которые занимаются теми же проблемами. (8)Один мой знакомый, работавший в издательстве «Наука», любил говорить учёным: «Вашу книгу ждут во всём мире…». (9)3десь он делал паузу, а затем прибавлял: «…одиннадцать человек». (10)Но всё равно это — открытия. 
(11)Правда, далеко не всегда научные открытия правильно оцениваются современниками. (12)В этом смысле показательна история одного ныне знаменитого языковеда. 
(13)Во второй половине XIX века во Франции работал молодой швейцарский учёный по имени Фердинанд де Соссюр. (14)Ему было двадцать лет, когда он написал небольшую книгу о первоначальной системе гласных в индоевропейских языках. (15)Когда-то существовал язык, из которого развились в дальнейшем и русский, и немецкий, и латынь, и греческий, и армянский, и языки Ирана, Пакистана и Северной Индии. (16)Так вот, юный де Соссюр, сопоставляя слова разных языков, «вычислил», что в общеиндоевропейском языке были два звука, которые не сохранились ни в одном из известных нам индоевропейских языков. 
(17)Большинство учёных если и прочитали книжку де Соссюра, то сочли её чепухой. (18)Только столь же юный польский языковед Николай Крушевский, заброшенный судьбой в далёкую Казань, и ещё два специалиста согласились с выводами де Соссюра. (19)А самые знаменитые тогдашние учёные назвали первый труд Фердинанда «незрелым», «в корне ошибочным», «по существу несостоятельным»… 
(20)Прошло почти пятьдесят лет. (21)Де Соссюр достиг преклонного возраста и умер малоизвестным. (22)Незадолго до смерти он трижды прочитал в Женевском университете, где был профессором, курс общего языкознания. (23)В первый год к нему пришло всего шесть слушателей, в последний — целых двенадцать! (24)Как можно видеть, студенты на лекции де Соссюра, мягко говоря, не особенно стремились попасть. 
(25)А дальше начались поистине сказочные события. (26)Два близких и любимых ученика Соссюра, кстати, ставшие очень известными учёными, в память о своём учителе решили издать его лекции, собрав записи студентов и самого профессора и восстановив на их основе текст курса. (27)«Курс общей лингвистики» вышел в свет в 1916 году и мгновенно сделал имя де Соссюра знаменитым среди языковедов всего мира. (28)И примерно в то же время были впервые расшифрованы надписи на одном из древнейших индоевропейских языков — хеттском. (29)Молодой в те годы польский языковед Ежи Курилович стал всесторонне анализировать звуки этого языка. (30)И можно представить себе его удивление и восхищение, когда он обнаружил среди них оба звука, «вычисленных» за полвека до этого де Соссюром!
(31)Оказывается, уже в юности де Соссюр исследовал языки по своей системе, которую изложил ученикам только в самые последние годы жизни. (32)Только тогда и стало ясно, что «незрелое» рассуждение юного швейцарца было на самом деле великим открытием.

(По А.А. Леонтьеву*)

Библиографическое описание:


Белеванцева, О. Н. Методы проблемно-диалогической технологии как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках чтения и развития речи / О. Н. Белеванцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 52 (394). — С. 373-375. — URL: https://moluch.ru/archive/394/87083/ (дата обращения: 09.01.2022).



Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности является одним из основных требований к личностным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Ведущими направлениями в обучении русскому языку и чтению становится формирование коммуникативной компетенции. Задача учителя помочь ученику не бояться проблемных ситуаций, находить возможные пути их решения, развивать в себе любознательность, стремление к самообразованию, умение налаживать общение с окружающими и совместно решать задачи.

Технология проблемного обучения максимально способствует обучению детей постановке проблемы, формулированию возможных путей ее решения. Отработка этого навыка происходит в диалоге с учителем. Разработанная Е. Л. Мельниковой [1] технология проблемного обучения моделирует все этапы открытия «новых» знаний. Ученики создают проблемную ситуацию и прорабатывают пути ее решения под руководством учителя, который посредством специальных реплик выстраивает разные виды учебного диалога. Ученики не только учатся формулировать проблемы и предлагают пути их решения, но и учатся аргументировать свое мнение, учитывая речевую ситуацию, созданную в рамках урока или внеурочной деятельности.

Технология проблемно-диалогического обучения включает в себя:

— технологию постановки учебной проблемы;

— технологию поиска решения учебной проблемы;

— творческое воспроизведение знаний.

На уроке посредством побуждающего или подводящего диалога (выстраиваемого учителем) происходит сначала постановка учебной задачи/проблемы — формулировка темы урока, а затем происходит поиск решения/открытия «нового» знания.

На этом этапе организация диалога является одной из самых сложных с методической точки зрения, так как учитель должен выполнять одновременно 4 действия: побуждать учащихся к выдвижению гипотез, принимать выдвигаемые учащимися гипотезы, побуждать к проверке гипотез, принимать предлагаемые проверки гипотез.

Покажем пример использования побуждающего к гипотезам диалога при поиске решений проблемной ситуации на этапе «открытия» новых знаний (В. Г. Короленко «Дети подземелья». Глава «Кукла». Урок чтения и развития речи в 7 классе УО 1 вид).

Структура

Побуждение к выдвижению гипотез

Побуждение к проверке гипотез

устной

практической

Общее побуждение

К гипотезам:

— Какие есть гипотезы?

К аргументу/ контраргументу:

— Согласны с этой гипотезой? Почему?

К плану проверки:

— Как можно проверить эту гипотезу?

Подсказка

К решающей гипотезе

К аргументу/ контраргументу

К плану проверки

Сообщение

Решающей гипотезы

Аргумента/ контраргумента

Плана проверки

При постановке учебной проблемы, рассматривая иллюстрации, ученица обозначила тему урока: Глава «Кукла», чтение, выяснение значения куклы для каждого из героев.

Чтение и развитие речи, 7 класс. В. Г. Короленко «Дети подземелья». Глава «Кукла» (фрагмент урока).

Учитель

Ученик

использует подводящий к знанию диалог

формулирует «новое» знание

(После чтения 1 абзаца главы «Кукла»)

— Посмотрите еще раз на иллюстрации, какие будут гипотезы о роли куклы для каждого из главных героев произведения? (Побуждение к выдвижению гипотез).

—Так ли это на самом деле? (Побуждение к устной проверке)

— Как Вася относился к покойной матери? (Подсказка к контраргументу)

—Какие есть еще гипотезы? (Побуждение к выдвижению гипотез).

—Были ли у Маруси куклы, чем она играла? (Подсказка к контраргументу)

— Как может Маруся отреагировать на новую красивую куклу? (Побуждение к выдвижению гипотез).

—Что значит эта кукла для пана судьи, отца Васи?

— Как отец Васи чувствовал себя после смерти жены, о чем это говорит? (Подсказка к контраргументу)

— Какие есть еще гипотезы? (Побуждение к выдвижению гипотез).

—Как проверить наши гипотезы (побуждение к практической проверке)?

— Читаем, останавливаясь на тех местах, где дается подтверждение или опровержение нашим гипотезам.

-Для Васи кукла не важна, он мальчик. Ему она нужна только для того, чтобы обрадовать Марусю (ошибочная гипотеза).

—Марусе кукла не нужна, потому что она сильно заболела, уже не радуется игрушкам Васи, никого не узнает (ошибочная гипотеза).

Молчит

— Вася очень любил мать и помнил о ней, горевал (контраргумент).

— Васе дорога эта кукла как память о маме, поэтому он ее высоко ценит и надеется, что она придаст силы Марусе (решающая гипотеза).

—У Маруси никогда не было куклы, потому что она нищенка, он играла цветами, перебирая их. (контраргумент).

— Марусе может понравиться кукла. (решающая гипотеза).

— Отец взрослый и он не играет в куклы (ошибочная гипотеза).

— Он очень горевал после смерти жены, потому что любил ее (контраргумент).

— Ему дорога эта кукла как память о жене (решающая гипотеза).

—Прочитать главу дальше.

Ученица останавливается на фрагментах, которые иллюстрируют верные гипотезы, и делает вывод о роли куклы в жизни героев главы (аргументы).

Таким образом, ученица на основе прочитанного текста, анализа поведения героев, их психологического портрета самостоятельно делает выводы, формулирует с помощью учителя верные рассуждения или создает новый продукт (ученице предлагается выполнить задание 10 и написать сочинение на тему «Минуты радости и тревоги»), используя полученные «новые» знания.

Проблемно-диалогическое обучение чтению и развитию речи способствует росту самостоятельной и осознанной работы на уроке. Школьники сами добывают новые знания, у них формируются способности, отражающие развитие коммуникативной компетенции: способность к самообразованию, способность принимать взвешенное решение и осуществлять его, внимание к составляющим речевой ситуации, творческое воображение, способность к конструктивному взаимодействию, способность к аргументации собственного мнения.

Литература:

  1. Мельникова Е. Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения / Е. Л. Мельникова // Образовательные технологии: сб. мат. — М.: Баласс, 2008. — Вып. 8. — С. 5.
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

Основные термины (генерируются автоматически): выдвижение гипотез, решающая гипотеза, гипотеза, контраргумент, кукла, ошибочная гипотеза, план проверки, побуждение, развитие речи, учебная проблема.

кандидатская_Монтажная область 1.png
Любое исследование ученого достойно внимания коллег, с которыми можно поделиться трудом при помощи написания научной работы. На данный момент система образования построена так, что каждый специалист в течение времени для получения новой ученой степени пишет научную работу, в которой отражаются результаты его исследования за несколько лет.
Сформированная работа может быть дипломом, а также диссертацией.

Что такое кандидатская диссертация?

Кандидатская диссертация

Это квалификационная работа, которая пишется ученым в некой области. Данное исследование является одним из трёх типов диссертаций, которые учёному приходится писать для продвижения по карьерной лестнице: магистерская, кандидатская, докторская диссертации. Если учёный желает посвятить свою карьеру изучению одной отдельной проблеме, то все его научные исследования могут быть ей посвящены, иметь смежные темы и рассматривать выбранную проблему с разных аспектов.

Кандидатские диссертации делятся на два типа, которые выделяются в связи со сферой работы учёного:

  1. Прикладные диссертации.
  2. Теоретические диссертации.

Специалист может быть допущен к защите только в случае успешно сданных экзаменов, которые предусматриваются для его направления подготовки.

Новое исследование необходимо составлять на основании ранее известной информации в научном сообществе. Чтобы правильно выбрать тему и впоследствии грамотно сформулировать её актуальность, необходимо обратиться к научным трудам коллег, работающих в данной области.

Критерии написания кандидатской диссертации

Научная работа ученого для получения степени кандидата наук должна полностью соответствовать следующим критериям:

  1. Отражение полной информации по проблеме, которая выбрана для рассмотрения.
  2. Достоверность всех данных и результатов, приведённых в исследовании
  3. Оценка необходимости и важности результатов, которые были получены учеными в ходе исследования.
  4. Формулировка теоретических рекомендаций и, возможно, методических пособий, которые позволят приобщить научное сообщество в целом к сделанному открытию в сфере.
  5. Преобладание собственных мыслей в тексте, которые будут подтверждаться практической частью исследования.

Основу кандидатской диссертации должны составлять параграфы, где ученый описывает собственные открытия и новшества, которых ему удалось добиться в результате длительного исследования выбранной проблематики. Это важно, поскольку любая научная работа пишется для того, чтобы поделиться новой информацией с коллегами и научным сообществом в целом, которое впоследствии сможет эти данные использовать для развития новых специалистов.

Любая мысль, которую желает изложить учёный в своей кандидатской диссертации, должна быть представлена максимально оригинально и иметь высокую уникальность. Оригинальность в процессе изложения мыслей важна, поскольку это доказывает самостоятельность выполнения работы. Процент цитирования и использования авторитетных источников и мнений специалистов должен быть минимальным по сравнению с изложением собственной точки зрения.

Структура кандидатской диссертации

Кандидатская диссертация состоит из четких разделов, которые необходимо учитывать при написании:

  1. Титульный лист
  2. Содержание
  3. Вводная часть
  4. Основная часть
  5. Заключение
  6. Список использованной литературы
  7. Список источников и сокращений
  8. Список приложений

Отличия кандидатской от докторской диссертации

Кандидатская диссертация имеет ряд особенностей, которые отличают её от других видов научной работы:

  1. Целью кандидатской диссертации является улучшение области, где специалист работает. Добытая в ходе исследование информация поможет расширить кругозор научного сообщества в отношении проблемы.
  2. Количество страниц в кандидатской диссертации составляет примерно 160-200, что в 2 раза меньше, чем необходимо для докторской диссертации.
  3. Ученая степень доктора требует использование исключительно тех материалов в диссертации, которые касаются заявленной в работе темы.
  4. Для защиты кандидатской диссертации даётся срок в 2 месяца от подачи необходимых бумаг, что в два раза меньше, чем для защиты докторской диссертации.

Рекомендации для написания кандидатской диссертации

При написании научной работы, необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Излагать мысли четко и аргументировано. Чтобы работа была логически связана, необходимо в теоретической части выдвинуть гипотезу, которая далее в практическом разделе будет подтверждена или опровергнута.
  2. Тщательный выбор проблемы. Заранее необходимо создать «скелет» в виде аспектов, которые будут раскрываться в диссертации в отношении выбранной проблемы.
  3. Опора на опыт других учёных. Чтобы написать кандидатскую диссертацию, необходимо иметь доказательную базу, которой может являться набранное количество источников других ученых, разрабатывающих смежные темы.
  4. Обоснование собственной точки зрения. В исследовании необходимо аргументировать свое мнение, вокруг которого выстраивается работа.
  5. Применение небольших обзоров литературы. Чтобы познакомить аудиторию с мнениями, которые имеются в научном сообществе в отношении выбранной проблемы, можно применить краткие обзоры библиографии.

Хотите заказать диссертацию? Наши эксперты напишут работу по вашим требованиям!

  • Что такое обломовщина добролюбов краткое сочинение
  • Что такое обман сочинение рассуждение
  • Что такое нравственность и почему она нужна в современном мире сочинение лихачев
  • Что такое нравственный выбор определение для сочинения
  • Что такое научно технический прогресс сочинение