Что такое настоящая жизнь по мнению толстого в романе война и мир сочинение

: , , , - .

Тематическое направление: Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня

Отечественные писатели в своем творчестве изображают много образов, которые по-своему уникальны. Читая любое из произведений, невольно задумываешься о том, как бы ты поступил на месте главного героя, тем самым сопоставляешь себя с ним. И тут ты замечаешь, что выбранный персонаж литературного произведения чем-то похож на тебя. Схожесть может выражаться во взгляде на жизнь, в общих чертах характера или в принятии решений при определенной ситуации. Таким образом, можно ассоциировать себя с героями разных произведений.

Читая рассказ В.П Астафьева “Васюткино озеро”, я был заинтересован судьбой главного героя. Появлялись мысли и внутренние рассуждения о том, как бы я поступил в такой не легкой жизненной ситуации. На протяжении всего сюжета я ставил себя на место главного героя. Решения Василия полностью совпадали с моими. Помимо принимаемых решений мне привычны и качества характера: ловкость, внимательность, осторожность и терпеливость. Я считаю, что Василий является моим прототипом, с которым я могу ассоциировать себя.

В романе-эпопеи Л.Н Толстого “Война и мир” изображен Андрей Болконский, которого я могу ассоциировать с собой. Герой- патриот своей страны и готов на все ради отчизны. Он ответственно выполняет поставленные задачи, тем самым пользуется авторитетом в обществе. Подтверждением моих слов может служить цитата автора об Андрее в самом произведении: «…он старался в отношениях этого прежнего мира только не быть несправедливым и исполнять свой долг…». Андрей Болконский отличается добротой, отзывчивостью и благородством. Даже крестьянам он помогает, облегчая им жизнь переводом части своих крестьян в вольные хлебопашцы, а другую часть с барщины на оброк. Обобщая сказанное, хочу сказать, что, по моему субъективному мнению, Андрей Болконский, будучи участником событий Отечественной войны, сохраняет благородство и широту своей души. Это черты характера близки мне, я считаю, что в любой ситуации человек должен быть честным, отзывчивым и справедливым.

Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, показывают, как и почему я могу ассоциировать себя с выбранными героями русской литературы.

Здравствуйте, Анатолий!

Вы написали самостоятельную работу, попытавшись сравнить себя с литературными персонажами. Однако попытка весьма слабая, ваши доводы выглядят неубедительными и шаблонными.

В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

К1 (соответствие теме) + 1 балл

К2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл

Анализ сумбурный и поверхностный, доверия не вызывающий.

К3 (логика и композиция) + 1 балл

Читая любое из произведений, невольно задумываешься о том, как бы ты поступил на месте главного героя, тем самым сопоставляешь себя с ним. И тут ты замечаешь, что выбранный персонаж литературного произведения чем-то похож на тебя.

Явно не любое произведение заставляет нас об этом задуматься, и далеко не каждый персонаж похож на нас, не стоит употреблять такие фразы.

Решения Василия полностью совпадали с моими.

с моими предположениями — а то получается, что ваши решения тоже были в реальности.

Обобщая сказанное, хочу сказать, что, по моему субъективному мнению, Андрей Болконский, будучи участником событий Отечественной войны, сохраняет благородство и широту своей души.

Здесь везде нарушена логика. То, что вы пишете, — это не ваше субъективное мнение, а вполне объективное всеобщее.

будучи участником… войны (без событий) — кроме того, деепричастный оборот подразумевает, что именно участие в войне способствовало сохранению благородства души, разве это так?

Я считаю, что Василий является моим прототипом, с которым я могу ассоциировать себя.

В романе-эпопеи Л.Н Толстого “Война и мир” изображен Андрей Болконский, которого я могу ассоциировать с собой.

Переход между абзацами надо делать более логичным и без откровенных повторов.

К4 (речь) + 0 баллов

Отечественные писатели в своем творчестве изображают много образов, которые по-своему уникальны.

А зарубежные писатели в этом аспекте как-то отличаются?..

…в своих произведениях…

изображают… образы — повтор однокоренных слов

по-своему уникальны — нелогично, ибо уникальным как-то иначе быть невозможно.

Читая любое из произведений, невольно задумываешься о том, как бы ты поступил на месте главного героя, тем самым сопоставляешь себя с ним.

Не стоит вообще употреблять это сочетание, очень часто его используют некорректно.

Схожесть может выражаться во взгляде на жизнь, в общих чертах характера или в принятии решений при определенной ситуации.

Если вы примете одно решение, а персонаж совершенно другое — это тоже будет принятие решение, однако безо всякого сходства. Выражайтесь точнее: … в аналогичных решениях / в принятии одних и тех же решений в аналогичных ситуациях.

Читая рассказ В.П Астафьева “Васюткино озеро”, я был заинтересован судьбой главного героя.

я заинтересовался

Появлялись мысли и внутренние рассуждения о том, как бы я поступил в такой не легкой жизненной ситуации.

Некорректное сочетание, кроме того, внутренние рассуждения — это практически то же самое, что мысли.

На протяжении всего сюжета я ставил себя на место главного героя.

На протяжении сюжета — так можно сказать про героев произведения, а не про вас.

Помимо принимаемых решений мне привычны и качества характера: ловкость, внимательность, осторожность и терпеливость.

Не могут быть привычны решения и качества характера. Эти слова не сочетаются.

Я считаю, что Василий является моим прототипом, с которым я могу ассоциировать себя.

Вы никак не можете быть прототипом Василия, почитайте определение слова.

В романе-эпопеи Л.Н Толстого “Война и мир” изображен Андрей Болконский, которого я могу ассоциировать с собой.

Все же по порядку: с которым я могу ассоциировать себя.

Он ответственно выполняет поставленные задачи, тем самым пользуется авторитетом в обществе.

Снова некорректное использование оборота, его можно просто убрать.

Подтверждением моих слов может служить цитата автора об Андрее в самом произведении:

У автора не цитаты, у него его собственный текст.

В самом произведении — это естественно, откуда еще мы можем взять слова автора…

Даже крестьянам он помогает, облегчая им жизнь переводом части своих крестьян в вольные хлебопашцы, а другую часть с барщины на оброк.

Полностью некорректная фраза: Даже крестьянам он облегчил жизнь, переведя одних в вольные хлебопашцы и заменив другим барщину оброком.

Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, показывают, как и почему я могу ассоциировать себя с выбранными героями русской литературы.

Очень формальная фраза с канцеляризмами.

К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено ошибок: 5

Орфография

Появлялись мысли и внутренние рассуждения о том, как бы я поступил в такой не легкой жизненной ситуации.

Определение без противопоставления и зависимых слов пишется слитно.

В романе-эпопеи Л.Н Толстого “Война и мир” изображен Андрей Болконский, которого я могу ассоциировать с собой.

эпопеЕ

Пунктуация

Подтверждением моих слов может служить цитата автора об Андрее в самом произведении: «…он старался в отношениях этого прежнего мира только не быть несправедливым и исполнять свой долг…».

Если цитата заканчивается многоточием, точка после кавычек не ставится.

Грамматика

в принятии решений при определенной ситуации.

Неверный предлог: в ситуации.

Даже крестьянам он помогает, облегчая им жизнь переводом части своих крестьян в вольные хлебопашцы, а другую часть с барщины на оброк.

Вся фраза некорректная, но выделенная часть вообще грамматически не стыкуется с остальной.

Общий вывод по работе

Итак, Анатолий, ваше сочинение оценивается на «зачет», однако следует тщательно поработать над речью, у вас очень много речевых и логических ошибок.

Удачи!

(484 слова) Л.Н.Толстой писал: «Всякий русский человек, глядя на Москву, чувствует, что она мать…». Этот город сыграл большую роль в жизни писателя, в судьбе России, а также на страницах произведений Толстого. Так, в романе-эпопее «Война и мир» Москва стала не только одним из композиционных центров, но и полноправным участником происходящих событий.

Москва в романе имеет свой дух, своё лицо. Это хлебосольная, простая и весёлая купчиха, с распростертыми объятиями встречающая своих гостей.

Именно в этом городе на улице Поварской находится особняк Ростовых. Они – типичные москвичи, олицетворяющие собой национальный менталитет, широту русской души.

Толстой симпатизирует их семейству, поэтому поселяет своих героев в Москву, а не в холодную столицу империи.

В Санкт-Петербурге живёт семья Курагиных и весь высший свет, так негативно представленный в романе. Для них есть только выгода, лесть и внешнее соблюдение правил приличия. Курагины представляют собой людей, живущих наслаждениями, ненастоящими чувствами, ведущими аморальный образ жизни. Таков весь высший свет, который сосредоточен в Северной столице.

Ему, как совершенно иному полюсу русской жизни, противопоставлена простая, настоящая, патриархальная жизнь москвичей с вечерами, именинами, и балами, заседаниями Английского клуба и охотой. Ростовы живут на широкую ногу, не экономя и собирая у себя в доме «самых разнообразных лиц».

Так, Толстой противопоставляет на личностном уровне два семейства, а на социальном — два города.

Подробно автор описывает события, происходящие в Москве перед захватом города французской армией. Основная часть москвичей решила покинуть город:

«Они (москвичи) ехали потому, что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть: это было хуже всего».

Однако поведение горожан в этот критический момент разное. Например, граф Ростов обещает «пожертвовать всем» для народного ополчения. Его семья, покидая дом на Поварской, на своих повозках увозит раненых солдат.

Многие же в то время заботятся лишь о личной выгоде, скупая имущество по дешёвке и увозя из города ценные вещи. Недостойно ведёт себя и градоначальник Растопчин. Поддавшись панике, он призывает жителей оборонять Москву «с топором» и «с рогатиной».

Растопчин становится виновником жестокой расправы над купцом Верещагиным, действуя скорее как преступник, а не блюститель закона и порядка.

О массовом бегстве москвичей не подозревал Наполеон, мечтающий на Поклонной горе получить ключи от города из рук бояр. Французский император уверен, что захват восточной древней столицы станет для него победой во всей войне. Стоя на поклонной горе, Наполеон любуется неизвестной и прекрасной «восточной красавицей», он считает Москву сердцем России, поэтому не идёт в поход на Санкт-Петербург.

  Сказки про овощиматериал (подготовительная группа)

Огромное значение Москва имеет и в народном сознании. Перед Бородинским сражением каждый из солдат думает, что отступать некуда, за ними осталась Москва.

Нежелание сдавать древнюю столицу стало важной причиной героической стойкости русских во время сражения. Толстой подводит читателей к выводу, что именно сдача Москвы стала тем событием, после которого поражение Наполеона стало неизбежно.

После этого на французскую армию пала «дубина народной войны».

Таким образом, Москва в романе «Война и мир» несёт важное историческое и смысловое значение. Это город добрых и щедрых Ростовых, старая столица, являющаяся олицетворением народного сознания и русской истории.

Ксения Яблокова

Большой Бейсуг

Москва для Толстого — не просто город, в котором он часто бывал и подолгу жил. Москва стала героем его произведений, она связана с важнейшими этапами его жизни.

Отношение писателя к древней столице менялось на протяжении жизни, детское восхищение величием древнего города сменялось неприятием светской пустоты. Но над всем этим всегда вставал образ Москвы, созданный в романе «Война и мир»: «Всякий русский человек, глядя на Москву, чувствует, что она мать…»

Работая над «Войной и миром», Толстой неоднократно приезжал в Москву. В этом романе вымышленные и реально существовавшие персонажи оказываются на улицах и площадях столицы. дом Ростовых — известный особняк на Поварской, 52, Английский клуб находится у Петровских ворот, дом князя Волконского — на Воздвиженке.

Упоминаются в романе и Арбат, и Сокольники, и Маросейка, и Лубянка. Противопоставление Москвы и Петербурга — одно из основных в композиции романа. Первые сцены показывают нам северную столицу.

Мы попадаем в петербургские гостиные большого света и знакомимся со «сливками» этого общества: вельможами, сановниками, дипломатами, фрейлинами. Толстой срывает покровы внешнего блеска, утонченных манер с этих людей, и перед читателем предстает их духовное убожество, нравственная низость.

В их поведении, в их взаимоотношениях нет ни простоты, ни добра, ни правды. Все неестественно, лицемерно в салоне А. П. Шерер. Все живое, будь то мысль и чувство, искренний порыв или злободневная острота, гаснет в бездушной обстановке. Контрастирует с описанием петербургского салона картина именин в доме Ростовых в Москве.

Хозяин дома — граф Илья Андреевич, типичный патриархальный барин, добродушный и хлебосольный, завсегдатай Английского клуба, восторженный устроитель праздничных обедов на великое множество персон. В доме Ростовых всегда звучит музыка, отношения между родителями и детьми доверительны и просты.

Ростовы — настоящие москвичи, не думающие о том, что разоряют сами себя, беззаботные, но веселые и гостеприимные. И противоположность им — петербуржцы Курагины, семья, в которой отношения между людьми строятся на расчете.

Петербург для Толстого — это источник искушения и всяческих бед. Жизнь светского Петербурга пагубным образом влияет на Пьера. Он пускается во все тяжкие: пьет, устраивает несуразные кутежи и хулиганства наподобие случая с медведем, ведет праздный, бессмысленный образ жизни.

Князь Андрей также признается другу: «Эта жизнь, которую я здесь веду, эта жизнь не по мне». Зато как меняется настроение любимых героев Толстого, стоит им оказаться в Москве. Здесь иначе дышится, иначе думается, в душе героев воцаряется мир.

Неудивительно, что Наташа совершает свою роковую ошибку, задумав убежать с Курагиным, именно в Петербурге, а излечивается в Москве с ее церквами и соборами.

В историческом плане Толстого интересует решающий эпизод войны 1812 года — Бородинское сражение и уход жителей из Москвы. Писатель показывает, насколько по-разному ведут себя москвичи в этот трагический момент.

Граф Растопчин, московский генерал-губернатор, думает лишь о своей карьере да об опасности появления «нового Пугачева», а потому препятствует формированию народного ополчения. Он с радостью играет роль «руководителя народного чувства», но не имеет ни малейшего понятия о народе, которым решил управлять.

Берг радуется тому, что появилась возможность за бесценок скупать имущество москвичей, бросающих свои дома. Но все же таких людей немного Толстой подчеркивает, что «большое количество москвичей» надели мундиры и проповедовали патриотизм.

Охваченный патриотическим чувством, Пьер на свои деньги снаряжает тысячу ополченцев, а сам остается в Москве, чтобы убить Наполеона и «прекратить несчастья всей Европы». Граф Ростов плачет, слыша манифест императора, и обещает: «…мы всем пожертвуем, ничего не пожалеем».

Наташа не только распоряжается разместить на половине дома раненых, но и убеждает родителей в необходимости отдать подводы на которых можно было вывезти семейное «богатство, которому многие завидовали и за которое Ростовым предлагали огромные деньги».

Великое значение Москвы для всех русских людей становится очевидным после прочтения строк, в которых описывается настроение русского войска перед Бородинским сражением. «Всем народом навалиться хотят; одно слово — Москва. Один конец сделать хотят», — говорит Пьеру простой солдат.

По мнению писателя, исход сражения зависит от того чувства, которое живет во всех участниках битвы. И это чувство народный патриотизм, необъятный подъем которого в день Бородина убеждает Болконского в том, что русские непременно победят.

«Завтра, что бы там ни было, — говорит он, — мы обязательно выиграем сражение!» И с ним совершенно согласен Тимохин, который знает, что солдаты даже отказались пить перед боем водку, потому что это «не такой день».

Писатель не сомневается, что именно сдача Москвы Наполеону должна была стать той последней каплей, которая сделала неизбежным конец блистательной военной кампании Наполеона, того самого, кому Москва долгое время не давала покоя.

Стоящий на Поклонной горе Наполеон называет древнюю русскую столицу святой, видит ее красоту и величественность. Но он хотел сделать Москву лишь сценой для очередного спектакля, а город обманул его, показал все свое презрение и ненависть.

Жители европейских столиц, завоеванных Наполеоном, не думали покидать свои дома, они сидели за одними столами с французами, но москвичи ощущали неизбежную необходимость уйти из города, занятого Наполеоном.

И в этом поступке был залог скорой победы России.

Л. Н. Толстой гордится подвигом Москвы в войне 1812 года. Сожженная столица становится для него символом вечно живого сердца страны. «Все было разрушено, — пишет он о Москве, лежащей в развалинах, — кроме чего-то невещественного, но могущественного и неразрушимого…»

похожие материалы

  • Образы Москвы и Петербурга в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Москва для Толстого — не просто город, в котором он часто бывал и подолгу жил. Москва стала героем его произведений, она связана с важнейшими этапами его жизни. Отношение писателя к древней столице менялось на протяжении жизни, детское восхищение величием древнего города сменялось неприятием светской пустоты.

Но над всем этим всегда вставал образ Москвы, созданный в романе «Война и мир»: «Всякий русский человек, глядя на Москву, чувствует, что она мать…» Работая над «Войной и миром», Толстой неоднократно приезжал в Москву. В этом романе вымышленные и реально существовавшие персонажи оказываются на улицах и площадях столицы.

Дом Ростовых — известный особняк на Поварской, 52, Английский клуб находится у Петровских ворот, дом князя Болконского — на Воздвиженке. Упоминаются в романе и Арбат, и Сокольники, и Маросейка, и Лубянка. Противопоставление Москвы и Петербурга — одно из основных в композиции романа. Первые сцены показывают нам северную столицу.

Мы попадаем в петербургские гостиные большого света и знакомимся со «сливками» этого общества: вельможами, сановниками, дипломатами, фрейлинами. Толстой срывает покровы внешнего блеска, утонченных манер с этих людей, и перед читателем предстает их духовное убожество, нравственная низость.

В их поведении, в их взаимоотношениях нет ни простоты, ни добра, ни правды. Все неестественно, лицемерно в салоне А. П. Шерер. Все живое, будь то мысль и чувство, искренний порыв или злободневная острота, гаснет в бездушной обстановке. Контрастирует с описанием петербургского салона картина именин в доме Ростовых в Москве.

Хозяин дома — граф Илья Андреевич, типичный патриархальный барин, добродушный и хлебосольный, завсегдатай Английского клуба, восторженный устроитель праздничных обедов на великое множество персон. В доме Ростовых всегда звучит музыка, отношения между родителями и детьми доверительны и просты.

Ростовы — настоящие москвичи, не думающие о том, что разоряют сами себя, беззаботные, но веселые и гостеприимные. И противоположность им — петербуржцы Курагины, семья, в которой отношения между людьми строятся на расчете. Петербург для Толстого — это источник искушения и всяческих бед. Жизнь светского Петербурга пагубным образом влияет на Пьера.

Он пускается во все тяжкие: пьет, устраивает несуразные кутежи и хулиганства наподобие случая с медведем, ведет праздный, бессмысленный образ жизни. Князь Андрей также признается другу: «Эта жизнь, которую я здесь веду, эта жизнь не по мне». Зато как меняется настроение любимых героев Толстого, стоит им оказаться в Москве.

Здесь иначе дышится, иначе думается, в душе героев воцаряется мир.

Неудивительно, что Наташа совершает свою роковую ошибку, задумав убежать с Курагиным, именно в Петербурге, а излечивается в Москве с ее церквами и соборами. В историческом плане Толстого интересует решающий эпизод войны 1812 года — Бородинское сражение и уход жителей из Москвы. Писатель показывает, насколько по-разному ведут себя москвичи в этот трагический момент. Граф Растопчин, московский генерал-губернатор, думает лишь о своей карьере да об опасности появления «нового Пугачева», а потому препятствует формированию народного ополчения.

Он с радостью играет роль «руководителя народного чувства», но не имеет ни малейшего понятия о народе, которым решил управлять.

Берг радуется тому, что появилась возможность за бесценок скупать имущество москвичей, бросающих свои дома. Но все же таких людей немного. Толстой подчеркивает, что «большое количество москвичей» надели мундиры и проповедовали патриотизм. Охваченный патриотическим чувством, Пьер на свои деньги снаряжает тысячу ополченцев, а сам остается в Москве, чтобы убить Наполеона и «прекратить несчастья всей Европы». Граф Ростов плачет, слыша манифест императора, и обещает: «…мы всем пожертвуем, ничего не пожалеем».

Наташа не только распоряжается разместить на половине дома раненых, но и убеждает родителей в необходимости отдать подводы, на которых можно было вывезти семейное «богатство, которому многие завидовали и за которое Ростовым предлагали огромные деньги».

Великое значение Москвы для всех русских людей становится очевидным после прочтения строк, в которых описывается настроение русского войска перед Бородинским сражением. «Всем народом навалиться хотят; одно слово — Москва. Один конец сделать хотят», — говорит Пьеру простой солдат. По мнению писателя, исход сражения зависит от того чувства, которое живет во всех участниках битвы.

И это чувство — народный патриотизм, необъятный подъем которого в день Бородина убеждает Болконского в том, что русские непременно победят. «Завтра, что бы там ни было, — говорит он, — мы обязательно выиграем сражение!» И с ним совершенно согласен Тимохин, который знает, что солдаты даже отказались пить перед боем водку, потому что это «не такой день».

Писатель не сомневается, что именно сдача Москвы Наполеону должна была стать той последней каплей, которая сделала неизбежным конец блистательной военной кампании Наполеона, того самого, кому Москва долгое время не давала покоя. Стоящий на Поклонной горе Наполеон называет древнюю русскую столицу святой, видит ее красоту и величественность. Но он хотел сделать Москву лишь сценой для очередного спектакля, а город обманул его, показал все свое презрение и ненависть. Жители европейских столиц, завоеванных Наполеоном, не думали покидать свои дома, они сидели за одними столами с французами, но москвичи ощущали неизбежную необходимость уйти из города, занятого Наполеоном.

И в этом поступке был залог скорой победы России. Л. Н. Толстой гордится подвигом Москвы в войне 1812 года. Сожженная столица становится для него символом вечно живого сердца страны. «Все было разрушено, — пишет он о Москве, лежащей в развалинах, — кроме чего-то невещественного, но могущественного и неразрушимого…»

Москва и Петербург в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” – сочинение по “Война и мир” Толстой Л. Н

Лев Николаевич Толстой является одним из самых выдающихся русских писателей. Его творчество представляет собой настоящий кладезь мудрости. Глубина и сила его мысли признаны во всем мире.

Красной нитью во всех его произведениях сквозит тема нравственности, гуманизма; читателей привлекает трудный, но честный постоянный поиск смысла жизни.

Я думаю, многих подкупает то, что Лев Толстой очень хорошо, до тонкостей изучил природу человека, прежде всего в самом себе.

Это чувствуется в его трилогии «Детство. Отрочество. Юность».

Писатель помогает разобраться в себе, в своих чувствах и малейших движениях души. Он помогает оформить некоторые мысли, до которых некоторым трудно дойти самим. Это очень ценно для всех людей, и потому его творчество остается актуальным и в настоящее время. Мне кажется, что своими произведениями Толстой будет давать пищу для размышлений еще многим поколениям.

Конечно же, самой драгоценной жемчужиной его творчества являлся роман «Война и мир». В своем романеэпопее Толстой поднимает вопросы, которые не давали ему покоя всю жизнь.

Это произведение несет в себе многогранный смысл, в роман вложено много душевной работы, волнений.

Ведя свою непрерывную во всей жизни работу по изучению характера отдельного человека и общества, Толстой выбрал наиболее сложную историческую ситуацию, которая обнажает и подчеркивает пороки и достоинства групп людей и отдельных личностей, иногда даже неожиданно.

В романе подчеркивается различное отношение к происходящему у разных слоев населения России. Все действующие лица произведения условно делятся на два лагеря. Для одних война является бедствием, горем, требующим от них величайшего напряжения духа, благородства, храбрости и самоотверженности. Символично эту наибольшую группу героев романаэпопеи олицетворяет собой Москва.

Автор восхищен патриотизмом и благородством семьи графа Ростова. Граф Ростов, будучи уже в преклонном возрасте, озабочен судьбой России. Также очень симпатична его дочь Наташа.

Она еще очень молода, очаровательна; вполне понятно, что ее головка держит в себе всякие светские глупости и суету, но экстремальная ситуация выявляет и в ней патриотические порывы. Нам очень жаль юного Петю, погибшего в сражении. Москва предана огню, чтобы не достаться французам.

Покидая горящую Москву, семья Ростовых бросают часть своих вещей, чтобы помочь спасти раненых. Война вскрывает многие благородные черты офицеров, которые обычно привыкли вести себя грубо и цинично. Князь Болконский мог бы сделать хорошую карьеру, используя войну, но его не интересует вся эта пошлая суета. В Итоге он погибает, спасая Россию.

Автор высоко оценивает деятельность партизан, явивших собой для французов настоящую «дубину народной войны». Вся Россия объединилась в едином порыве вместе с высшими и низшими классами, защищая Родину. Пошлым контрастом протекает жизнь в столице — Петербурге. Там люди, хотя и находятся в высших слоях общества, нищие духом, ведут безнравственный образ жизни. Венный образ жизни.

Жизнь их наполнена пустыми сплетнями, корыстными помыслами, завистью. Красавица Элен для читателей является лишь холодной, красивой вещью потому, что если углубляться в ее душу, то станет еще грустнее. Так же безнравственен и опасен Анатоль Курагин. Многие офицеры и генералы стремятся использовать любое сражение для получения лишнего крестика и продвижения вверх по служебной лестнице.

Их не волнуют трагические судьбы тысяч простых солдат. Смешны также в своем пошлом подражании Вера с мужем. Толстой постоянно подчеркивает, что в трудное для страны время происходит разделение пороков и благородных чувств. Творчество Толстого проникнуто любовью к людям, стремлением к совершенствованию себя, мечтой о красивом.

За это его любят во всем мире.

TESTSOCH.RU

Все материалы с раздела: Сочинения по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»

         То, как много значила Москва для Льва Толстого, становится понятно из фразы из романа «Война и мир»: «Всякий русский человек, глядя на Москву, чувствует, что она мать». Писатель часто приезжал в Москву во время написания романа, чтобы проникнуться её духом, впечатлениями от неё. Своих главных героев, реально существовавших и вымышленных, он поселил на знаменитых улицах города.

        Москва изображена в «Войне и мире» радушным, хлебосольным, истинно русским городом. В частности, это показывается на примере семьи Ростовых. Они были гостеприимными хозяевами, их дом всегда был полон людей, играла музыка. Также Москва важна для писателя как арена боевых действий. Толстой изображает, насколько патриотичны и преданны своему городу и своей вере москвичи.

        Они не пожелали даже остаться в одном городе с французами, в отличие от европейцев, которые не гнушались делить кров и стол с завоевателями. Покинув сожженную Москву, люди продемонстрировали Наполеону, что его планы потерпели крах.

        Москва в романе символизирует всю Россию, именно она желанна для захватчика. Завладев ею, он получил бы власть и над другими городами. Москвичи в тяжелое военное время были готовы поделиться последним с нуждающимися.

Например, Наташа готова предоставить дом раненным солдатам, а Пьер Безухов подготовил большое количество ополченцев на свои средства.

Встречались среди горожан и те, кто думал лишь о своих проблемах и богатстве, но таких было весьма мало.

        Полную противоположность душевной и открытой Москве представляет собой Петербург. Действие романа начинается в салоне Анны Павловны Шерер, где властвует тщеславие, гордыня, лицемерие. Сценой в салоне А. Шерер автор как бы символизирует весь город.

У богатых и знаменитых господ и светских дам изысканные манеры, но сколько убожества за ними скрывается! Эти люди пусты, заботятся лишь о внешнем лоске и финансовом состоянии. Ярким примером тому является семья Курагиных, для которых нет ничего святого.

        В Петербурге даже положительные персонажи — Андрей Болконский, Наташа, Пьер — совершают ошибки и попусту тратят время. Князь Андрей признавался: «Эта жизнь, которую я здесь веду, эта жизнь не по мне».

        Предпочтение Москвы Петербургу и огромную разницу между этими двумя городами Лев Толстой выражает таким высказыванием: «Все было разрушено, кроме чего-то невещественного, но могущественного и неразрушимого».

Рекомендуем также ознакомиться:

  • Все материалы с раздела: Сочинения по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»

Реферат

Тема истории в романе Л.Н. Толстого «Война
и мир» 

Содержание

Введение…………………………………………………………………..

3

Основная
часть…………………………………………………………..

4

Заключение……………………………………………………………….

10

Литература……………………………………………………………….

11

Введение

Основная идея романа-эпопеи Л.
Толстого – это истинный патриотизм простого русского народа, именно в основе
масштабного полотна произведения автор показывает обычных солдат и князей.
Герои Толстого ошибаются, они проходят через цепь жизненных невзгод и потерь,
но с этим осознают свое предназначение и свои истинные стремления.

Лев Толстой сам был офицером и видел
войну, но на много позже Отечественной войны, ему как писателю и бывшему
военному хотелось показать образ солдата, его будни, подлинный ежеминутный
героизм, скромность и мудрость. Вместе с тем он видел много тех, кто, как князь
Андрей, желал лишь славы или, как Пьер Безухов, просто интересовались образом
войны.

Актуальность  темы
истории в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»  заключается в том, что метод Толстого
в прозе остается неповторимым. Автор полностью погружает нас в его среду, что
усиливает яркость впечатления путем исторических деталей, элементов
психологизма и натурализма, сцены боя эпичны, понятны, реалистичны.

Таким образом, целью нашей
работы стало: выявление особенности темы истории в романе Л. Толстого.

Для достижения поставленной цели
необходимо решить следующие задачи:

·                  
Выяснить проблематику войны и ее
особенности у Толстого.

·                  
Рассмотреть метод батальной сцены у
писателя.

·                  
Рассмотреть образы через проблематику
войны

Основная часть

Проблематика войны

Л.Н. Толстой в 1 томе дает описание
батальных сцен в Австрии (также Шенграбенское сражение) через призму описания
мирной жизни, чтобы противопоставить эти два явления в жизни человека – мир и
войну, показать психологическое состояние героя, его восприятие войны, также мы
видим, что этот эпизод, как и многие другие, рисует общую картину начала 1800-х
гг.

В четвертой главе появляется Андрей
Болконский.

Андрей Болконский – сложный персонаж,
мотивом участия в войне у него была в первую очередь слава. Андрей не любит
высший свет общества, там царит лицемерие и мелочность. Андрей – это человек-протест,
вечно недовольный существующим миропорядком, хочет изменить что-то в своей
жизни и приходит к осознанию величия славы. Он бежит от общества, желая найти
себя, сравнивает себя с Наполеоном, он полон стремлений и надежд. В своих
честолюбивых мечтах князь Андрей видит себя спасителем земли русской.
В
пятой главе романа мы видим раскрытие мировоззрения Пьера и Андрея.

Во время разговора о политике Пьер
высказывается о революции как о великом деле, идя наперекор другим гостям,
которые считают действия Наполеона ужасающими. Юноша не смог до конца отстоять
свое мнение, но его поддержал Андрей Болконский.

Основная идея романа-эпопеи Л.
Толстого – это истинный патриотизм простого русского народа, именно в основе
масштабного полотна произведения автор показывает обычных солдат и князей.
Герои Толстого ошибаются, они проходят через цепь жизненных невзгод и потерь,
но с этим

В главах с шестую по девятую мы
видим, что Андрей и Пьер продолжают спорить об идее войны, о Наполеоне, Андрей
излагает Пьеру свое видение брака и жалеет, что женился на Лизе, осознав, что и
разные.

В следующих главах мы встречаем семью
Ростовых. Николай Ростов – один из главных персонажей, все герои взаимосвязаны
в эпопее, поэтому роль Ростова – одна из ключевых. Он собирается бросать учебу
и идти н войну. Здесь мы видим одну из главных героинь – Наташу, которая
является собой образ исключительно положительный в рамках проблематики войны.

Затем мы видим, что Андрей Болконский
приехал в имение отца, чтобы сказать, что он едет на войну.

Начало второй части первого тома
датируется осенью 1805 года, русские войска находятся у крепости Браунау, где
размещается главная квартира главнокомандующего Кутузова. Приходит
известие о поражении австрийской армии (союзника Российской Империи) под предводительством
генерала Мака. Шенграбенское сражение. Болконский чувствует особое
оживление, которое также читалось на лицах солдат и офицеров. Отступление
Тушина. Николая Ростова раненого подбирают  после сражения.

Далее в главах рассказывается о том,
что многие русские отсиживаются боясь наступать и воевать.

В Аустерлицком сражении русские
проиграли по всем пунктам. Русские отступают. Болконский сражается. Герою
нужно совершить особенный поступок, и такой момент наступает под Аустерлицем –
в финале первого тома романа. Французы нанесли сильный удар, русские стали
бежать, и в этот момент князь Андрей хватает знамя, бежит в атаку, солдаты
следуют его примеру. Андрей в этот момент думал только о славе, но мечтам героя
не суждено было сбыться, его ранили. Концепция построения идеи Толстым такова,
что герой должен быть осознать суть бытия человека не в славе, а в обыденной
жизни, тут и окрылюсь вся красота жизни Андрею в образе неба. Гордость,
честолюбие были бы удовлетворены, и, наверное, с войны бы вернулся герой‑эгоист
Андрей Болконский. Болконский ранен. Доктор утверждает, что бред Болконского
завершится скорее смертью, чем выздоровлением. Это высокое небо Аустерлица
помогло Андрею увидеть себя настоящего, узреть идею жизни, осознать смысл
своего существования. Начиналась новая жизнь, с сомнениями и муками, с другими
ценностями.

Исследование
Маймина Е.А.: война и народ

Нравственная
чуткость Толстого заставляет его
изображать героев — и положительных, и
отрицательных — в свете своего идеала. Он
не любит тех своих героев, в которых отсутствует
жизнь, неповторимая личность. В то время как
его любимые герои — люди движущиеся,
люди пути, нелюбимые — напротив, внутренне
неподвижные, безличностные, без пути.

Е. А. Маймин

Маймин
Е.А. написал свое исследование «Лев Толстой» в 1978 году.

Мы
согласны с критиков в том, что изучение личности писателя очень важно для
постижения смысла его текстов. Маймин объясняет позицию Толстого писать
масштабно и описательно, а не емко: «Он не мог быть прямолинейным человеком,
потому что был живым…» [10, 9]. Здесь литературовед отзывается о Толстом, как о
человеке искреннем и многогранном.

Критик
описывает жизнь Толстого в младые годы, так называемый петербургско-московский
период, и приходит к выводу, что Пьер Безухов начале жизненного пути похож в
этих распутствах на автора эпопеи.

Как
отмечает Эйхенбаум, и вслед за ним Маймин, дневники привели Толстого к
литературному пути, а вот школа жизни дала материал. Толстой указывает в
дневниках, что описать человека сложно, но как он подействовал конкретно на
тебя, — вот это возможно. Маймин подробно останавливается на объекте этих
дневников, а затем и на главном литературном объекте – любовь, точнее, по
заверению критика «механизм любви, а не конечный результат» [10, 32]. Любовь Николеньки
так похожа на любовь Наташи, «любит, не любит, совсем не любит…». «Война и мир»
Толстой прочувствовал собственном жизненном опыт, по мнению критика, хоть он и
не воевал 1812 году, но на войне был знал, что есть войн. Возможно, «без
Севастополя» не было бы и «Войны и мира» [10, 41].  Вслед за Лермонтовым
Толстой уходит от понятия героизм и приходит к понятию психологизм на войне.
Чувства главного героя севастопольских рассказов во многом похожи на описание
чувств Николай Ростова. Также Эйхенбаум назвал севастопольские рассказы этюдами
к роману всей жизни Толстого.

Л.Н. Толстой – участник обороны Севастополя. Рассказ
«Севастополь в декабре месяце»: человек на войне, жизнь и смерть, героизм,
подвиг, защита Отечества – основные темы рассказа. Образы защитников
Севастополя. Авторское отношение к героям.

Сопровождая
брата Николая в Севастополь, где шла война с турками, Толстой оказался на самом
тяжелом участке обороны, 4 бастионе. Он изображает в сборнике «Севастопольские
рассказы» настоящих защитников своего отечества, проявивших исключительные
качества солдат, офицеров, мирных граждан Севастополя, отстаивавших каждую пядь
земли с риском для жизни.

Произведение
«Отрочество» Льва Толстого повествует о переменах в жизни главного героя,
которые отразились в его внутренней жизни, в проблемах эмоционального и
психологического характеров. Переезд – сложный процесс не только для
физического, но и для душевного состояния героя. Николенька переживает не
только свои горести, но и беды других людей, как свои. Смерть – самое страшное
в жизни человека, подросток понимает состояние бабушки, ее печаль. Главный
герой испытывает и радостные чувства: находит в себе силы простить старшего
брата после никому ненужной ссоры.

Главным
образом перемены во внутренней жизни были связаны с явлениями и событиями из
вне, но были и чувства, которые зарождались в глубине сущности героя: он со
стыдливостью замечает волнение, которое вызывает в нем горничная Маша. Тут
возникает проблема прекрасного и уродливого в мире – вечная тема литературы и
психики человека, которая актуальна и сегодня. Начинает формироваться концепция
собственного «Я»: Николенька почему-то убеждён в своей уродливости и завидует
Володиной красоте. При этом герой убеждает себя, что красота внешняя –
незначимая черта личности. Здесь возникает тема одиночества – с точки зрения
психологии человека каждый индивидуум в той или иной степени обречен на
одиночество, непонимание, отчуждение.

Привязанность
в этом возрасте играет особую роль – формируется мужской тип сознания, необходим
пример, товарищ, отец. Для Николенки этим примером является Карл Иванович, его
учитель. В современности каждый мальчик, подросток также нуждается в
подражательном примере, как и герой Толстого. 

Возникает
конфликтная ситуация: бабушке говорят, что мальчики играются с порохом (это
всего лишь безобидная свинцовая дробь), бабушка винит в недостаточности
присмотра за детьми Карла Иваныча, и его заменили другим гувернёром. Герой
переживает расставание с Карлом Иванычем. Бабушка совершает ошибку: оставляет мальчика
без товарища в лице мужчины, что конечно же негативно скажется на эмоциональном
состоянии подростка.

С
новым учителем-французом отношения не складываются, подросток противостоит,
дерзит, возникают конфликтные ситуации, мальчик ощущает большее отчуждение,
потому что его никто не понимает, подросток считает, что жизнь – против него.
Депрессивное деструктивное настроение продолжает иметь место в жизни героя.
Конфликт личности и общества, противостояние – вечный вопрос человечества
(вспомним идеи романтизма или идеи античных философов).

Окончательно
выводит из себя Николу случай с ключиком, который он ломает. Здесь обычная
ситуация неудачи провоцирует потерю душевного равновесия: герой пытается
открыть папин портфель – почему? Ему не хватает мужского участия, особенно в
период отрочества, взросления. Непредсказуемость, ситуативность стали чертами
характера героя.  Агрессия как способ защиты от чужого мира: ударяет гувернёра,
мотивируя это отвращением к обществу. Никто не пытается решить проблему
мальчика вербально, элементарно спросив, почему он так поступил, почему ему все
противны, но его запирают в чулан и говорят о физическом наказании. Заточение
дает Николеньке чувство униженности, он просит у отца прощения, и с ним
происходит приступ в виде конвульсий, говоря проще, психосоматически выразились
его внутренние переживания. Все думают о его здоровье, но после
двенадцатичасового сна Николенька чувствует себя хорошо и рад тому, что за него
переживают.

После этого случая Николенька все
более ощущает себя одиноким, и главным его удовольствием становятся уединённые
размышления и наблюдения. Он наблюдает странные отношения горничной Маши и
портного Василия. Подросток не понимает, как грубые отношения могут называться
любовью. Николка постоянно о чем-то размышляет, но логика его мыслей теряется,
самоанализ не соотносится с анализом окружающего мира, нет места «Я» героя.

Николенька радуется поступлению
Володи и завидует его взрослости. Герой замечает изменения, происходящие с
родными. Ему нравится нежность стареющего отца, он переживает смерть бабушки,
он испытывает оскорбительные чувства, когда говорят о том, кому достанется
наследство бабушки

Герой усердно готовится к поступлению
в университет, его целевые установки и мотивации сформированы. Николенька
делает самоанализ и совершает попытки самовоспитания и приходит к мнению, что у
него множество комплексов,  считает главным из них – склонность к
бездеятельному умствованию и думает, что эта склонность принесёт ему в жизни
много вреда.

Найдя товарища, Нехлюдова, герой
решает воплотить идею его юности в жизнь: постоянно совершенствоваться самому и
таким образом исправить все человечество.

На мой взгляд, образ Николеньки
наиболее рефлексивен, бабушка, отец и другие родные отчуждались, уходили от
проблем, связанных с воспитанием личности героя, лишь только учитель Карл
Иванович видел в мальчике равную личность.

Автор обратился к теме отрочества
(детства) как к вечной проблеме человечества, показал самоанализ,
самовоспитание и осознание категорий Я  и социум. Герой пришел к идеи
самосовершенствования, которая заложена не только в религии, но и в основе
современной психологии личности.

Психологические особенности Николы
показывают нам типичный комплекс подросткового возраста: чувствительность к
оценке, безаппеляционные суждения, внимательность и черствость, застенчивость и
развязность, показная независимость и желание быть признанным.
Мы знаем, что причина психологических трудностей связана с половым
созреванием, что и было отражено в тексте Толстого (акцентуация на личности
горничной), болезненность оценки, резкие колебания настроения, бурные реакции,
желание быть любимым – все это нашло отражение в личности Николенки. Не
удивительно, что Лев Толстой не просто признанный мировой классик, а еще и
мастер психологизма. Все эти психологические ступеньке взросления мы видим в
образах детей Ростовых, в большей степени в Николае и Наташе.

Не
доставало Толстому самобытности в беседах с писателями, он об этом говорил сам,
по мнению литератора. А близкий друг, и сегодня известная фигура в критике 19
века, Анненский говорил, что у Толстого необычный творческий оригинальный ум.
Но ему необходимо было уединение. И он наше его, уехав из Москвы.

Наташа
– олицетворение женственности и материнства – противопоставляется в романе
лицемерию и фальши таких персонажей, как сентиментальная Жюли Карагина или
всегда одинаковая, неподвижная, как внешне, так и внутренне, Элен. Однако во
многом она отличается и от Марьи Болконской с ее религиозно-нравственным миром.

Абсолютно
прав Е. Маймин, рискнувший выразить эти отношения дробью: достоинства
человека действительная ценность человека –  самооценка. … И здесь мы
подходим к одному из важнейших моментов анализа романа. Герои «Войны и мира»
делятся на два типа: «герои пути», то есть герои с историей, «с развитием»,
интересные и важные для автора в их духовном движении, и «герои вне пути», —
остановившиеся в своем внутреннем развитии. Эта довольно простая, на первый
взгляд, схема очень усложнена Толстым.

Чечерин
отмечает, что Толстой продолжал дело, начатое Пушкиным, везде видел идеал
народности.

Маймин
далее анализирует подробно трети том роман и приходит  выводу: история о войне
не правдива токи зрения фактов, но это соответствовало «сущности происходящего»
[10, 81], Лев Толстой создает «историю-искусство»: вспомним встречу Наполеона и
Александра, описание «настоящей жизни людей» параллельно историческим фактам –
это и есть настоящая жизнь людей, по мнению Толстого.

Далее
критик подробно анализирует понятие «народ» в различных значениях, ведь это слово
многогранно для писателя Толстого – это сознательный участник, это классы
народа, это единое и вечное.

Заключение

Толстой – самый непостижимый писатель
эпохи 19 века. Его роман уникален, масштабность до сих пор удивляет критиков. Образ
народа, ценности на войне определяют внешний облик героев, а проблематика
всегда остро социальна или философична.

Часто встречаем  диалог героя с самим
собой: психологизм героев дает возможность читателю представить себя на его
месте.

Проза Толстого – лучшее творчество
русского психологического реализма.
Писатель
с большим удовольствием создает иллюзию реалистичности батальных сцен.

Толстой – это писатель мысли,
прекрасно владеющий точным и зрительным образом истории. Мы видим и бытовые
зарисовки на войне, и диалоги, раскрывающие конфликты, и авторскую позицию,
выраженную в деталях описания.

Список
литературы

1.     Большой
лингвострановедческий словарь.  –  М.: Государственный институт русского
языка им. А. С. Пушкина. АСТ-Пресс. Т. Н. Чернявская,
К. С. Милославская, Е. Г. Ростова, О. Е. Фролова,
В. И. Борисенко, Ю. А. Вьюнов, В. П. Чуднов.
2007. – С.512.

2.     Белокурова
С.П. Словарь литературоведческих терминов –  СПб: Слово, 2005. –
409 с.

3.     Долинина
Н.Г. По страницам «Войны и мира». – СПб.: Лицей, 1999. – 371 с.

4.     Ермилов
В.В. Толстой-художник. – М.: Слово, 2015. – 87 с.

5.     Маймин Е.А. 
Лев Толстой. Путь писателя. – М.: Наука, 1978. – 192 с.

6.     Моя
жизнь дома и в Ясной Поляне. 
Т.
А. Кузминска
я. Воспоминая. – СПб: Слово, 2014. –
412 с.

7.     Наташа
Ростова. по: Учебное пособие по истории русской литературы XIX века /
Л. И. Матюшенко, А. Г. Матюшенко ; МГУ им.
М. В. Ломоносова, Филол. фак. — М. : МАКС Пресс,
2009. — 460 с.

8.     Опульская
Л.Д. Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир»: Книга для учителя. – М.:
просвещение, 2016. – 119 с.

9.     О
Толстом: воспоминания и рассказы. 
В.
Булгаков
. – Приокское Книжное Из-во, 1964. –
323 с

10. Толстой
Л.Н. Война и мирю. В 4 Т. – М.: Советская Россия. –  1991.

11. Сабуров
А.А. «Война и мир» Л.Н.Толстого. Проблематика и поэтика». – М.: МГУ, 1981. –
315 с.

12. Либединская
Л. Живые герои. – М.: «Детская литература», 1982.

13. Шевченко
Т.И. «Образ Наташи Ростовой». – М.: Слово, 2014. – 271 с.

Занятие № 21

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого

Годы жизни: 09 сентября 1828 — 20 ноября 1910

Задание № 1: сделать краткий конспект.

1634397 1

Лев Толстой родился 9 сентября 1828 года в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии. Он был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Толстой рано осиротел. Мать умерла, когда ему не исполнилось еще двух лет, а в девять лет он лишился и отца. Опекуном пятерых детей Толстых стала тетя — Александра Остен-Сакен. Два старших ребенка переехали к тете в Москву, а младшие остались в Ясной Поляне. Именно с семейной усадьбой связаны самые важные и дорогие воспоминания раннего детства Льва Толстого.

В 1841 году Александра Остен-Сакен умерла, и Толстые перебрались к тете Пелагее Юшковой в Казань. Через три года после переезда Лев Толстой решил поступить в престижный Императорский Казанский университет. Однако учиться ему не нравилось, экзамены он считал формальностью, а университетских профессоров — некомпетентными. Толстой даже не старался получить научную степень, в Казани его больше привлекали светские развлечения.

В апреле 1847 года студенческая жизнь Льва Толстого завершилась. Он унаследовал свою часть владений, включая любимую Ясную Поляну, и немедленно отправился домой, так и не получив высшего образования. В родовом имении Толстой попытался наладить быт и начать писать. Он составил свой план образования: изучать языки, историю, медицину, математику, географию, юриспруденцию, сельское хозяйство, естественные науки. Однако вскоре пришел к выводу, что легче строить планы, чем их осуществлять.

Аскетизм Толстого часто сменяли кутежи и игры в карты. Желая начать правильную, по его мнению, жизнь, он составлял распорядок дня. Но не соблюдал и его, а в дневнике снова отмечал недовольство собой. Все эти неудачи побудили Льва Толстого изменить образ жизни. Случай представился в апреле 1851 года: в Ясную Поляну приехал старший брат Николай. В то время он служил на Кавказе, где шла война. Лев Толстой решил присоединиться к брату и отправился вместе с ним — в деревню на берегу реки Терек.

На окраине империи Лев Толстой прослужил почти два с половиной года. Он коротал время охотясь, играя в карты и время от времени участвуя в набегах на вражескую территорию. Такая уединенная и монотонная жизнь нравилась Толстому. Именно на Кавказе родилась повесть «Детство». Работая над ней, писатель нашел источник вдохновения, который оставался важным для него до конца жизни: он использовал собственные воспоминания и опыт.

В июле 1852 года Толстой отправил рукопись повести в журнал «Современник» и приложил письмо: «…я с нетерпением ожидаю вашего приговора. Он или поощрит меня к продолжению любимых занятий, или заставит сжечь все начатое». Редактору Николаю Некрасову понравилось произведение нового автора, и вскоре «Детство» напечатали в журнале. Воодушевленный первым успехом писатель вскоре приступил к продолжению «Детства». В 1854 году он опубликовал в журнале «Современник» вторую повесть, «Отрочество».

1634397 2

В конце 1854 года Лев Толстой прибыл в Севастополь — эпицентр военных действий. Находясь в самой гуще событий, он создал рассказ «Севастополь в декабре месяце». Хотя Толстой и непривычно откровенно описывал батальные сцены, первый севастопольский рассказ был глубоко патриотичным и прославлял храбрость русских солдат. Вскоре Толстой начал работать над вторым рассказом — «Севастополь в мае». К тому моменту от его гордости за русскую армию уже ничего не осталось. Ужас и потрясение, которые Толстой пережил на линии фронта и во время осады города, сильно повлияли на его творчество. Теперь он писал о бессмысленности смерти и бесчеловечности войны. 1634397 3

1855 году из руин Севастополя Толстой отправился в изысканный Петербург. Успех первого севастопольского рассказа дал ему ощущение цели: «Моя карьера — литература, — писать и писать! С завтра работаю всю жизнь или бросаю все, правила, религию, приличия — все». В столице Лев Толстой закончил «Севастополь в мае» и написал «Севастополь в августе 1855 года» — эти очерки завершили трилогию. А в ноябре 1856 года писатель окончательно оставил военную службу.

Благодаря правдивым рассказам о Крымской войне Толстой вошел в петербургский литературный кружок журнала «Современник». В этот период он написал рассказ «Метель», повесть «Два гусара», закончил трилогию повестью «Юность». Однако через некоторое время отношения с писателями из кружка испортились: «Люди эти мне опротивели, и сам себе я опротивел». Чтобы развеяться, в начале 1857 года Лев Толстой отправился за границу. Он побывал в Париже, Риме, Берлине, Дрездене: знакомился с известными произведениями искусства, встречался с художниками, наблюдал, как живут люди в европейских городах. Путешествие не вдохновило Толстого: он создал рассказ «Люцерн», в котором описал свое разочарование.

Летом 1857 года Толстой вернулся в Ясную Поляну. В родной усадьбе он продолжил работать над повестью «Казаки», а также написал рассказ «Три смерти» и роман «Семейное счастие». В дневнике Толстой так определил для себя свое назначение на тот момент: «Главное — литературные труды, потом — семейные обязанности, потом — хозяйство… А так жить для себя — по доброму делу в день и довольно».

В 1859 году Толстой основал школы для крестьянских детей в Ясной Поляне и в окрестностях деревни. Через год после их открытия писатель снова отправился за границу, чтобы узнать, как устроено народное образование в европейских школах и «как бы это так сделать, чтобы, самому ничего не зная, уметь учить других». Через девять месяцев европейского путешествия он вернулся в Россию. Толстой хотел создать свою систему образования в яснополянской школе: он упразднил все правила дисциплины и отменил педагогические программы. В 1862 году писатель начал издавать педагогический журнал «Ясная Поляна» с книгами для чтения. Позднее написал «Азбуку» и «Новую азбуку» — с собственными рассказами и авторскими переложениями сказок и басен. 1634397 4

В художественном творчестве Толстого в это время наступил кризис. В дневниках он все чаще выражал недовольство жизнью: «Нерешительность, праздность, тоска, мысль о смерти. Надо выйти из этого. Одно средство. Усилие над собой, чтоб работать». В 1862 году Лев Толстой нашел выход из уныния: «Пишу из деревни, пишу и слышу наверху голос жены, которая говорит с братом и которую я люблю больше всего на свете. Я дожил до 34 лет и не знал, что можно так любить и быть так счастливым». Невестой литератора стала 18-летняя Софья Берс. С ней писатель прожил 48 лет. За время брака у них родилось 13 детей. Софья стала секретарем, переписчицей и неофициальным редактором Льва Толстого. 1634397 5

В этот период душевного равновесия Лев Толстой начал писать роман «Война и мир» — масштабный эпос. Основой для мирных бытовых сцен стала жизнь семьи Толстых, батальные и гражданские сцены писатель создал на основе событий российской истории. Главной идеей произведения стал не патриотизм, а пацифизм: яростный протест автора, выраженный еще в «Севастопольских рассказах», сподвиг его на описание бед, которые влечет за собой война. В 1869 году Толстой завершил «Войну и мир». Книга имела огромный успех.

К началу 1870-х годов Толстого считали одним из величайших русских писателей, но он был не в ладах с собой. Дворянина и землевладельца беспокоили социальное неравенство в российском обществе, нищета крестьян и бескомпромиссный царский режим. К тому же Толстой начал болеть. В 1871 году Толстой отправился в Самарскую губернию: по рекомендации доктора лечиться кумысом. Он так вдохновился степной природой и бытом башкирских кочевников, что на лето 1873 года привез сюда всю семью.

Самара стала для писателя убежищем и источником вдохновения. После семейной поездки он снова взялся за роман «Анна Каренина», который начал еще весной 1873 года. Толстой одновременно любил и ненавидел это произведение, ставшее для него очень личным: «Моя Анна надоела мне, как горькая редька… но не говорите мне про нее дурного или, если хотите, то с ménagement (с осторожностью. — Прим. ред.), она все-таки усыновлена». В 1877 году Толстой закончил «Анну Каренину». Это был мрачный роман — в нем не было той идиллии, которая присутствовала в финале «Войны и мира».

В начале 1880-х годов, на вершине успеха, Лев Толстой отрекся от своего литературного прошлого и от идеала семейной жизни — для него начался период духовного и нравственного поиска. Толстой писал философские трактаты, в которых рассуждал о жизни, искусстве и религии. Среди них — «Исповедь», «Так что же нам делать?», «О голоде», «Что такое искусство?», «В чем моя вера?», «Царство Божие внутри вас…».

Писатель отказался от догматов Русской православной церкви и даже создал свою версию Евангелия. Он объединил четыре Евангелия в одно, убрал все, с чем он не соглашался, например все рассказы о чудесах, и оставил только слова Христа. То, о чем писал Толстой, не стало абстрактной философией: он намеревался жить в соответствии со своими словами.

Под влиянием идей Льва Толстого в России возникло целое религиозно-этическое течение — толстовство.

Кроме трактатов, Толстой писал и художественные произведения: повесть о поиске смысла жизни «Смерть Ивана Ильича», повесть о праведном затворнике «Отец Сергий», пьесу о безысходности «Живой труп», повесть о трагической гибели наиба Шамиля «Хаджи-Мурад».

В 1899 году Толстой написал роман «Воскресение». В этом произведении писатель критиковал судебную систему, армию, правительство. Презрение, с которым Толстой описывал институт церкви в романе «Воскресение», вызвало ответную реакцию. В феврале 1901 года в журнале «Церковные ведомости» Святейший Синод опубликовал постановление об отлучении графа Льва Толстого от церкви. Это решение лишь усилило популярность Толстого и привлекло внимание публики к идеалам и убеждениям писателя.

Литературная и общественная деятельность Толстого стала известна и за рубежом. Писателя номинировали на Нобелевскую премию мира в 1901, 1902 и 1909 году и на Нобелевскую премию по литературе в 1902–1906 годах. Сам Толстой не хотел получать награду и даже сообщил финскому писателю Арвиду Ярнефельту, чтобы тот постарался помешать присуждению премии, потому что, «если бы это случилось… было бы очень неприятно отказываться».

В этот период семейные отношения Толстых оказались в глубоком кризисе — во многом из-за дружбы Льва Толстого с Владимиром Чертковым, которого Софья Толстая называла дьяволом: «Он [Чертков] всячески забрал в руки несчастного старика, он разлучил нас, он убил художественную искру в Льве Николаевиче и разжег осуждение, ненависть, отрицание, которые чувствуются в статьях Льва Николаевича последних лет, на которые его подбивал его глупый злой гений». 1634397 6

Самого Толстого тяготил быт помещика и семьянина. Он стремился привести свою жизнь в соответствие с убеждениями и в начале ноября 1910 года тайно покинул яснополянскую усадьбу. Дорога оказалась непосильной для пожилого человека: в пути он тяжело заболел и был вынужден остановиться в доме смотрителя железнодорожной станции Астапово. Здесь писатель провел последние дни своей жизни. Умер Лев Толстой 20 ноября 1910 года. Похоронили писателя в Ясной Поляне. 1634397 7

Задание № 2: сделать подробный конспект.

Роман-эпопея «Война и мир». Жанр и композиция романа.

Роман-эпопея Л.Н.Толстого является практически единственным произведением русской литературы такого масштаба. В нем раскрывается целый пласт истории – Отечественная война 1812 года, военные кампании 1805-1807 годов. Изображаются реальные исторические личности, такие как Наполеон Бонапарт, император Александр I, главнокомандующий русской армией Михаил Иларионович Кутузов. На примере Болконских, Ростовых, Безуховых, Курагиных Толстой показывает развитие человеческих отношений, создание семей. Народная война становится центральным образом войны 1812 года. Композиция романа «Война и мир» Толстого многосложна, роман огромен по своему объему сведений, поражает количеством героев. Толстой показал все в действии, в жизни. Сам Л.Н.Толстой не давал точного названия жанра роману «Война и мир». На самом деле в романе отразились исторические события, психологические процессы, социально-нравственные проблемы, подняты философские вопросы, герои проживают семейно-бытовые отношения. Роман вмещает в себя все стороны человеческой жизни, раскрывает характеры, показывает судьбы. Роман-эпопея – именно такой жанр был дан произведению Толстого. Это первый роман-эпопея в русской литературе. Поистине Л.Н.Толстой создал великое произведение, которое прошло испытание временем. Его будут читать во все времена.

Многие характеристики в романе Толстого представлены через контраст или антитезу. Образ Наполеона противопоставлен образу Александра I, как императора, образу Кутузова, как полководца. Описание семьи Курагиных тоже построено на принципе контраста.

Толстой – мастер эпизода. Практически все портреты героев даны через действие, их поступки в определенных ситуациях. Сценический эпизод является одной из особенности повествования Толстого.

Пейзаж в романе «Война и мир» тоже занимает определенное место. Описание старого дуба – неотъемлемый элемент описания душевного состояния Андрея Болконского. Мы видим спокойное Бородинское поле перед сражением, ни один лист не шелохнется на деревьях. Туман перед Аустерлицем предупреждает нас о невидимой опасности. Подробные описания имения в Отрадном, природные обзоры, представляющиеся Пьеру, когда тот находится в плену, – все это необходимые элементы композиции «Войны и мира». Природа помогает понять состояние героев, не заставляя автора прибегать к словесным описаниям.

В названии романа «Война и мир» содержится художественный прием, который называется оксюморон. Но название можно понять и буквально. Первый и второй тома делят между собой сцены то войны, то мира. Третий том почти полностью посвящен войне, в четвертом мир преобладает. Это тоже уловка Толстого. Все же мир важнее и нужнее любой войны. В то же время война без жизни в «мире» невозможна. Есть те, кто там – на войне, и те, кто остался ждать. И их ожидание, порой, одно спасение на возвращение.

Домашнее задание: проследить по главам романа пути искания Андрея Болконского и Пьера Безухова.

  • Что такое нравственный идеал сочинение
  • Что такое общество рассказ
  • Что такое лингвистическая сказка по русскому языку
  • Что такое молодица в сказке о мертвой царевне и семи богатырях
  • Что такое математические сказки 3 класс