Что такое народная сказка 3 класс литературное чтение

Тема урока обобщения: русские народные сказки i.организационный момент. учитель: доброе утро и детям, и всем гостям, пришедшим к нам на

Тема урока обобщения: «Русские народные сказки»

I.Организационный момент.

Учитель: Доброе утро и детям, и всем гостям, пришедшим к нам на урок литературного чтения. Мне всегда тепло и радостно от встречи с вами.

II. Мобилизующий этап. Формулирование учащимися темы и цели урока

На доске – кроссворд: определите жанр фольклора (устного народного творчества)
– Разгадайте данный кроссворд , и вы узнаете ключевое слово темы нашего урока.

1. Добро помнится долго, а лихое вдвое.(Пословица)

2. Ри-та, ри-та, ри-та-та,
Вышла кошка за кота,
За кота, котовича,
За Петра Петровича. (Потешка)

3. Как по речке, по реке
Ехал рыжий на быке.
Рыжий красного спросил:
– Чем ты бороду красил?
– Я не краской, не помазкой,
Я на солнышке лежал,
Кверху бороду держал.(Небылица)

4. Днём спит,
Ночью летает
И мышек хватает.(Загадка)

5. Катилось яблоко
Мимо сада.
Мимо сада,
Мимо града.
Кто поднимет,
Тот и выйдет.(Считалка)

6. Ловись рыбка большая и маленькая.(Поговорка)

Итак, какое слово получилось? Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
– Правильно, тема урока – русские народные сказки.

Вот вижу я добрые лица,
Меняются звуки, и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходят…(сказки).

II.Обобщение и систематизация знаний.

1. Создание проблемной ситуации.

 Как только услышишь слова “Жили, были…..”, “В некотором царстве, в некотором государстве…” сразу понимаешь, что дальше будет сказка.

— Ребята мы с вами отправимся сказку.

— А что такое сказка? (Ответы детей. Сказка – это произведение, в котором изображается чудесное, необычное. Есть волшебство, фантастические персонажи. )

— В сказках происходят удивительные приключения, поучительные истории, забавные случаи. Вместе с героями сказок мысленно переносимся мы в тот сказочный мир, где живут эти герои. Сказка обязательно чему-то учит людей, и выдуманный сказочный мир всегда несет с собой мудрую реальную мысль.

2. Структура сказок. (Презентация).

— Сказок много разных, но все они построены по одинаковым законам. Каждый автор, как строитель, должен соблюдать определённые правила. Сегодня мы с вами будем строителями и попробуем построить дом-сказок.

— Давайте вспомним признаки сказок. Что есть в любой сказке? (Зачин).(Слайд )

Действия, которые происходят в сказке, мы называем… (Развитием событий или сюжетом) (Слайд).

По каким признакам мы ещё можем определить сказку? Что в ней должно быть? (Главные герои или волшебные предметы; устаревшие слова; устойчивые выражения) (Слайд).

Посмотрите, у нашего дома получилось 3 окошка. Как вы думаете, это случайно? (Нет, потому что в сказках есть троекратный повтор).

— Ну и чтобы наш дом был завершён, нам осталось поставить только крышу. Как в сказках мы называем последнюю часть? (Концовка).(Слайд).

— МОЛОДЦЫ! Посмотрите, какой замечательный дом-сказок у нас получился. Давайте ещё раз повторим все признаки сказок. (Присказка, зачин, развитие событий, главные герои или волшебные предметы, устаревшие слова, устойчивые выражения, троекратный повтор и концовка).

3. Классификация сказок.

Сказки бывают разные.

— На какие группы делятся сказки?

1. Народные и авторские.

— У авторских сказок есть известный автор. А у народных сказок автор — народ.

— Что это значит?

Люди, создавшие когда-то народные сказки, жили в нашей стране или в какой-то другой. Но кто они, мы не знаем, кто-то сочинил сказку и пересказал другим. Другой человек хорошо ее запомнил, еще что-то изменил в ней, что-то добавил от себя и рассказал еще кому-то. А тот еще кому-то. Так что у сказки много авторов, ее сочинял и переделывал народ.

2. Волшебные, о животных, бытовые.

Волшебные или фантастические сказки

— Какие герои встречаются в этих сказках? (Баба Яга, Кощей Бессмертный…)

Все в волшебных сказках необыкновенно. Предметы быта, орудия труда приобретают чудесные свойства. Какие вы знаете волшебные сказки?

Бытовые сказки

-Какова особенность этих сказок? Приведите примеры.

В них говорится о бедных и богатых. Высмеивается лень, жадность богатых и прославляется ум, смекалка бедных людей. Действия происходят в обычных домах, деревнях..

Сказки о животных.

— Чем характерны эти сказки?

III. Творческая работа учащихся.

Инсценировка сказок «Баба Яга», «Сивка-бурка»

IV. Физкультминутка

Я буду называть героев сказок, если герой положительный, вы становитесь на цыпочки, поднимаете руки над головой и хлопаете, как бы приветствуя его. Если герой отрицательный, то с силой отталкиваете его от себя.

V. Творческая работа учащихся (продолжение).

Инсценировка сказок «Дочь-семилетка», «Каша из топора».

VI. Обобщение работы с русскими народными сказками.

К какой группе сказок относятся сказки «Баба Яга» и «Сивка-бурка». (Волшебные)

— Почему?

— А к какой сказки «Дочь-семилетка» и «Каша из топора».(Бытовые)

Почему?

— Что можно узнать о жизни наших предков из русских народных сказок?

— О каких качествах характера рассказывается в сказках? (Мудрость, остроумие, ответственность, смелость, трудолюбие, терпеливость, целеустремленность, справедливость, дружелюбие, сплоченность)

— Как вы думаете, а для чего люди стали придумывать сказки?

VII. Просмотр мультфильма.

Ребята, напомните мне почему у народных сказок автором является народ?

— Вы и сами участвовали в процессе написания сказок совсем недавно. Кто-то переделал уже известную сказку на новый лад, кто-то написал продолжение, а кто-то сочинил свою собственную. С этим заданием вы справились очень хорошо. А сейчас я хочу вам показать сказку «Каша из топора», которую переделал на современный лад Денис Червяцов в мультфильме «Машины сказки».

VIII. Итог урока.

— Что оказалось для вас особенно интересным и полезным?

— Чему научили вас русские народные сказки?

IX. Рефлексия

Перед вами волшебное яблочко. Раскрасьте его одним из трёх цветов: зелёным, красным, жёлтым. Если урок понравился – красным, если что-то не очень понравилось – жёлтым, если урок показался скучным и ничего не понравилось – зелёным.

Спасибо за урок!

Тема урока: русские народные сказки

Цель: cоздать условия для обобщения,
систематизации и расширения у детей
представлений о устном народном творчестве, сказках

Задачи:

  • создать условия для формирования
    читательских умений; для обобщения и
    систематизации знаний о русских народных
    сказках
  • способствовать возникновению интереса к
    исследовательской деятельности через самостоятельное чтение
  • развивать любознательность, внимательность и
    читательскую память

Тип урока: урок комплексного
применения знаний и способов деятельности

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Сегодня у нас урок, на котором вам
понадобятся не учебник, а только ваши знания и
наблюдательность.

2. Мобилизующий этап. Формулирование
учащимися темы и цели урока

– На доске – кроссворд: определите жанр
фольклора
– Разгадайте данный кроссворд , и вы узнаете
ключевое слово темы нашего урока.

1. Деревья смотри в плодах, а людей смотри в
делах.

2. Три-та-та,три-та-та!
Вышла кошка за кота.
Ходит кот по лавочке,
А кошечка – по подлавочке,
Ловит кота за лапочки:
– Ох ты, котик, котик,
Крутолобенький !
Поиграй ты ,кот, со мной,
С Машкой, кошкой молодой!

3. Как по речке, по реке
Ехал рыжий на быке.
Рыжий красного спросил:
– Чем ты бороду красил?
– Я не краской, не помазкой,
Я на солнышке лежал,
Кверху бороду держал.

4. Днём спит,
Ночью летает
И мышек хватает.

5. Катилось яблоко
Мимо сада.
Мимо сада,
Мимо града.
Кто поднимет,
Тот и выйдет.

6. Коровушка, бурёнушка,
Подай молочка,
Покорми пастушка.

(1 – пословица, 2 – потешка, 3 – небылица, 4 –
загадка, 5 – считалка, 6 – закличка)

– Итак, какое слово получилось? Попробуйте
сформулировать тему нашего урока.
– Правильно, тема урока – русские народные
сказки.
– Какие задачи перед собой поставите?

  • вспомнить русские народные сказки
  • ответить на вопросы
  • думать, делать выводы

3. Актуализация знаний

– Давайте вспомним, что такое устное народное
творчество? (Передавалось из уст в уста, не
записывалось. Народное – сочинял не один
человек, автора установить нельзя. Творчество –
от слова «творить»)

– Каким ещё словом мы можем назвать устное
народное творчество? (Фольклор)
– Какие жанры фольклора мы вспомнили, разгадывая
кроссворд?
– Какие ещё вы можете назвать? (Былина,
былинный сказ, песня, песенка, и д.р.)

– Чем сказка отличается от другого произведения?
(Сказка – это произведение, в котором
изображается чудесное, необычное. Есть
волшебство, фантастические персонажи. В сказке
есть зачин, присказка и концовка. Троекратный
повтор)

– Какие виды сказок вы знаете? (Сказки о
животных, волшебные, бытовые, докучные)

  4. Проверка домашнего задания

– Какие сказки вы прочитали к уроку?

Выступления учащихся по плану:

1. Название сказки
2. Краткое содержание сказки, как зовут главного
героя сказки
3. Чему учит сказка. Рассматривание книги со
сказкой (если принёс)

По ходу выступлений заполняется таблица:

Название сказки Главный герой сказки
   
   

5. Физкультминутка

– Я буду называть героев сказок, если герой
положительный, вы становитесь на цыпочки,
поднимаете руки над головой и хлопаете, как бы
приветствуя его. Если герой отрицательный, то с
силой отталкиваете его от себя

6. Формулировка проблемы

– Молодцы! Вы много прочитали интересных
сказок. Посмотрите на таблицу, что заметили?
(В большинстве русских народных сказках героя
зовут Иван.)

– Почему? Как вы думаете?
– Почему имя «Иван» так распространено и любимо
русским народом?
– В чём причины?

7. Формулировка гипотез (предположений)
учащимися

  • Может быть ответ в значении имени?
  • Может быть, это имя понравилось своим звучанием?
  • Может имя связано с каким-то значимым событием в
    истории страны?
  • Может имя «Иван» имели какие-то очень уважаемые
    люди?

– Где можно найти ответ на наш вопрос?
справочной литературе, энциклопедиях, спросить
взрослых, родителей, посетить библиотеку,
обратиться к компьютеру и т.д.)

8. Задание на дом: попробуйте найти
ответы на наши вопросы.

9. Викторина по сказкам

– В конце урока попрошу вас ответить на вопросы
викторины. Я думаю, вы легко справитесь с моими
заданиями, так как много прочитали сказок.

Как взмахнул Иван своим булатным мечом
раз-другой, так и снёс у  Чуда-юда шесть голов. А
Чудо-юдо ударил – по колени Ивана в сырую землю
вогнал.

(Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо.)

Наступило время младшего брата идти стеречь.
Пошёл Иван-царевич стеречь отцов сад и даже
присесть боится, не то, что прилечь. Как его сон
задолеет, он росой с травы умоется, сон и прочь с
глаз. Половина ночи прошла, ему и чудится: в саду
свет. Светлее и светлее. Весь сад осветило. Он
видит – на яблоню села Жар-птица и клюёт золотые
яблоки.

(Иван-царевич и Серый Волк.)

У царицы родился Иван-царевич, у кухарки –
Иван-кухаркин сын, у коровы – Иван Быкович. Стали
ребятки расти не по дням, а по часам; как хорошее
тесто на опаре поднимается, так и они вверх
тянутся. Все три молодца на одно лицо удались, и
признать нельзя было, кто из них дитя царское, кто
– кухаркино и кто от коровы народился.

(Иван Быкович)

Иван-царевич вошёл в дом. Девица его приняла,
напоила-накормила и расспросила. Он ей рассказал,
что пошёл доставать мать от Кощея Бессмертного.
Девица говорит ему на это:
– Трудно вернуть мать, Иван-царевич! Кощей ведь
бессмертный – убьёт тебя. Ко мне он часто
ездит…У него меч в пятьсот пудов, поднимешь ли
его?

(Кощей Бессмертный)

После обеда говорит старший брат, орёл:
– Спасибо тебе, купеческий сын, за твою службу,
вот тебе богатырский конь – дарю со всею сбруею,
и с золотом, и с камнями самоцветными.
Средний брат, сокол, подарил ему другого
богатырского коня, меньшой брат, воробей, –
рубашку.
– Возьми, – говорит, – эту рубашку пуля не берёт,
коли наденешь её, никто тебя не осилит.

(Чудесная рубашка)

Царевич подал другое ведро. Кощей выпил и
запросил третье, а как выпил третье ведро – взял
свою прежнюю силу, тряхнул цепями и сразу все
двенадцать порвал.
– Спасибо, Иван-царевич, – сказал Кощей
Бессмертный, – теперь тебе никогда не видеть
Марьи Моревны, как ушей своих. – И страшным
вихрем вылетел в окно, нагнал на дороге Марью
Моревну, прекрасную королевну, подхватил её и
унёс к себе.

(Марья Моревна)

Полез Иван-царевич на стеклянную гору. Шаг
наверх ползком, десять – вниз кубарем. Он и день
лезет, и другой лезет. Все руки себе изрезал, ноги
искровенил. На третьи сутки долез до верху. Стал
братьям кричать:
– Я пойду матушку отыскивать, а вы здесь
оставайтесь, меня дожидайтесь три года и три
месяца, а не буду в срок, так и ждать нечего. И
ворон моих косточек не принесёт!

(Медное, Серебрянное и Золотое
царство)

Растёт сынок у охотника, как тесто на опаре
всходит, – не по годам, а по часам. И вырос
большой: умён, пригож, молодец молодцом. Вот
как-то раз пошёл отец по саду погулять, гулял он
гулял и вышел к реке. В то самое время поднялся из
воды человек: борода по пояс, волосы – до пят.
Стал на воде и говорит:
– Что ж ты обещать скор и забывать скор?
Припомни-ка, ведь ты должен мне.
Воротился охотник домой темней тучи и говорит
жене: «Сколько ни держать нам при себе нашего
Иванушку, а надобно отдать. Дело неминучее»

(Василиса Премудрая)

9. Итог урока

– Сегодня мы славно поработали .Давайте
посмотрим, выполнили ли мы задачи, которые
поставили в начале урока?
– Вспомнили сказки?
– Отвечали на вопросы?
– Думали, подводили итоги?

10. Рефлексия

– Перед вами волшебное яблочко. Раскрасьте
его одним из трёх цветов: зелёным, красным,
жёлтым. Если урок понравился – красным, если
что-то не очень понравилось – жёлтым, если урок
показался скучным и ничего не понравилось –
зелёным.

– Спасибо за урок!

Приложение

Тема урока: русские народные сказки

Цель: cоздать условия для обобщения, систематизации и расширения у детей представлений о устном народном творчестве, сказках

Задачи:

  • создать условия для формирования читательских умений; для обобщения и систематизации знаний о русских народных сказках
  • способствовать возникновению интереса к исследовательской деятельности через самостоятельное чтение
  • развивать любознательность, внимательность и читательскую память

Тип урока: урок комплексного применения знаний и способов деятельности

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Сегодня у нас урок, на котором вам понадобятся не учебник, а только ваши знания и наблюдательность.

2. Мобилизующий этап. Формулирование учащимися темы и цели урока

– На доске – кроссворд: определите жанр фольклора – Разгадайте данный кроссворд , и вы узнаете ключевое слово темы нашего урока.

1. Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах.

2. Три-та-та,три-та-та! Вышла кошка за кота. Ходит кот по лавочке, А кошечка – по подлавочке, Ловит кота за лапочки: – Ох ты, котик, котик, Крутолобенький ! Поиграй ты ,кот, со мной, С Машкой, кошкой молодой!

3. Как по речке, по реке Ехал рыжий на быке. Рыжий красного спросил: – Чем ты бороду красил? – Я не краской, не помазкой, Я на солнышке лежал, Кверху бороду держал.

4. Днём спит, Ночью летает И мышек хватает.

5. Катилось яблоко Мимо сада. Мимо сада, Мимо града. Кто поднимет, Тот и выйдет.

6. Коровушка, бурёнушка, Подай молочка, Покорми пастушка.

(1 – пословица, 2 – потешка, 3 – небылица, 4 – загадка, 5 – считалка, 6 – закличка)

– Итак, какое слово получилось? Попробуйте сформулировать тему нашего урока. – Правильно, тема урока – русские народные сказки. – Какие задачи перед собой поставите?

  • вспомнить русские народные сказки
  • ответить на вопросы
  • думать, делать выводы

3. Актуализация знаний

– Давайте вспомним, что такое устное народное творчество? (Передавалось из уст в уста, не записывалось. Народное – сочинял не один человек, автора установить нельзя. Творчество – от слова «творить») – Каким ещё словом мы можем назвать устное народное творчество? (Фольклор) – Какие жанры фольклора мы вспомнили, разгадывая кроссворд? – Какие ещё вы можете назвать? (Былина, былинный сказ, песня, песенка, и д.р.) – Чем сказка отличается от другого произведения? (Сказка – это произведение, в котором изображается чудесное, необычное. Есть волшебство, фантастические персонажи. В сказке есть зачин, присказка и концовка. Троекратный повтор) – Какие виды сказок вы знаете? (Сказки о животных, волшебные, бытовые, докучные)

  4. Проверка домашнего задания

– Какие сказки вы прочитали к уроку?

Выступления учащихся по плану:

1. Название сказки 2. Краткое содержание сказки, как зовут главного героя сказки 3. Чему учит сказка. Рассматривание книги со сказкой (если принёс)

По ходу выступлений заполняется таблица:

Название сказки

Главный герой сказки

5. Физкультминутка

– Я буду называть героев сказок, если герой положительный, вы становитесь на цыпочки, поднимаете руки над головой и хлопаете, как бы приветствуя его. Если герой отрицательный, то с силой отталкиваете его от себя

6. Формулировка проблемы

– Молодцы! Вы много прочитали интересных сказок. Посмотрите на таблицу, что заметили? (В большинстве русских народных сказках героя зовут Иван.) – Почему? Как вы думаете?  – Почему имя «Иван» так распространено и любимо русским народом? – В чём причины?

7. Формулировка гипотез (предположений) учащимися

  • Может быть ответ в значении имени?
  • Может быть, это имя понравилось своим звучанием?
  • Может имя связано с каким-то значимым событием в истории страны?
  • Может имя «Иван» имели какие-то очень уважаемые люди?

– Где можно найти ответ на наш вопрос? (В справочной литературе, энциклопедиях, спросить взрослых, родителей, посетить библиотеку, обратиться к компьютеру и т.д.)

8. Задание на дом: попробуйте найти ответы на наши вопросы.

9.  Конкурс «Дополни имя»

 У сказочных героев и предметов есть двойные имена и названия. Вам нужно прочитать имя и дополнить его.

Кощей-

Он бессмертный, хитрый, ловкий

Смерть его в конце иголки

А иголка та в яичке

А яичко в утке —  птичке

Утка в зайце. Он сидит

В сундуке. Сундук висит

На дубу.  Своих очей

Не смыкая, ночь и день-

Денежки считать не лень,

Трудится, сидит

Василиса-

Я – премудрая девица, На все руки мастерица, Все я знаю, там и тут, Ну а как меня зовут?

Царевна –

Летела стрела и попала в болото,

А в том болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленой кожей,

Сделалась мигом красивой, пригожей

Баба –

На лесной опушке

Сидит она в избушке.

Спокойно жить не хочет,

Царевичей морочит.

Ступа с метелкой ей дорога,

Это зловредная…

Змей  –

Я сказочный, летучий, 

Огнедышащий, могучий 

Трехголовый грозный змей. 

Назови меня скорей!

Жар  –

Сладкий яблок аромат  Заманил ту птицу в сад.  Перья светятся огнём,  И светло вокруг, как днём.

Иван –

Всем героям он герой.

Нету  сказки ни одной,

Где б чудак не появлялся

И умней не оказался

Кот  —

Этот котик-котофей

Спать уложит всех детей.

Все его детишки знают,

Он ведь в сказках лишь бывает.

Соловей –

Он разбойник, он злодей,

Свистом он пугал людей.

9. Итог урока

– Сегодня мы славно поработали .Давайте посмотрим, выполнили ли мы задачи, которые поставили в начале урока? – Вспомнили сказки? – Отвечали на вопросы? – Думали, подводили итоги?

10. Рефлексия

– Перед вами волшебное яблочко. Раскрасьте его одним из трёх цветов: зелёным, красным, жёлтым. Если урок понравился – красным, если что-то не очень понравилось – жёлтым, если урок показался скучным и ничего не понравилось – зелёным.

– Спасибо за урок!

Просмотр содержимого документа

«урок литературного чтения в 3 классе «Русские народные сказки»»

СКАЗКА КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР


26.07.2013


22222


0



Цели:
обучающиеся должны знать характеристику сказки как жанра, ее определение, виды
сказок, в чем заключается отличие сказки от легенды, сказочной повести, былины;
должны уметь анализировать художественное 
произведение,  сравнивать  различный 
литературный  материал, работать
со справочной и художественной литературой; владеть элементарными  способами 
получения  и  обработки 
информации;  работать группами.

Ход урока

I.
Организационный момент.

Учитель сообщает детям, что данный урок
будет одним из цикла уроков проектной деятельности.

Дети
вспоминают особенность организации работы на таком уроке, пересаживаются по
группам в соответствии с табличками.

џ
Аналитики

џ
Экспериментаторы

џ
Иллюстраторы

џ
Исследователи

II. Создание проблемной
ситуации.

Учитель говорит о завершении изучения
уже нескольких разделов, связанных со сказками, о накоплении большого
материала, о большом количестве полученной информации. Для того чтобы умело
использовать информацию, нужно научиться ее обрабатывать и систематизировать.

Какие формы систематизации вы
можете предложить?

Ученики
предлагают возможные варианты проектов: альбом, опорная таблица, памятка, игра.

В
результате обсуждения выбирается опорная таблица.

III.
Формулирование целей и задач проектной деятельности.

Цель:
учиться обрабатывать и систематизировать информацию.

Задача: создать  опорную 
таблицу  для  сообщения о сказке  как жанре.

IV. Подготовка к
созданию проекта.

Учитель предлагает детям назвать
основные этапы создания проекта. Затем учитель ставит задачу наметить разделы
проекта с целью удобства систематизации информации.

Проводится в виде «мозгового штурма».
Все предлагают свои идеи. Аналитики отбирают наиболее подходящие.

В
результате на доске, в том месте, где обозначена Сборка, помещаются заготовки
для будущего проекта:

Что такое народная сказка 3 класс литературное чтение

V.
Основной этап создания проекта.

1. Формулирование определения сказки.

«Аналитики»
должны выбрать из предложенных им трех формулировок единственно верную и
обосновать свой выбор.

Предлагаемые
формулировки:

1) Сказка
это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных
фантастических сил.

2) Сказка
это научно-фантастическое произведение.

3) Сказка
это произведение, в котором разговаривают животные.

Учитель
прикрепляет в первый раздел нужную формулировку.

Что
такое сказка.

Сказка это произведение о вымышленных лицах
и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.

2.
Создание классификации сказок по различным признакам.

В
Экспериментальной лаборатории появляются признаки классификации:


по авторству;


по видовым особенностям.

«Экспериментаторы»  работают 
с  предложенными  отрывками 
из сказок.

На
партах у детей этой группы книги со сказками. На доске в месте с надписью
«Экспериментальная лаборатория» учитель записывает название книги и номер
страницы.

«Экспериментаторы»
зачитывают отрывки по очереди и называют вид сказки по каждой из классификаций.

«Аналитики» после окончания этого вида
работы называют две классификации в целом, формируют черты отличия.

«Иллюстраторы» отбирают из предложенных
им названий видов сказок нужные и располагают их в правильной форме на
заготовке для второго раздела проекта.

Для развития у детей
способности к дифференцированию учитель предлагает следующие формулировки
видов:

џ
богатырские

џ
волшебные

џ
поучительные

џ
о животных

џ
смешные

џ
бытовые

џ
былины

В результате на втором
листе появляется схема:

Что такое народная сказка 3 класс литературное чтение

Что такое народная сказка 3 класс литературное чтение

3. Определение особенностей волшебной сказки.

«Экспериментаторы»
зачитывают из волшебной сказки отмеченные учителем отрывки и называют признак
волшебной сказки.

«Аналитики» повторяют признаки волшебной
сказки.

«Иллюстраторы»
должны подобрать соответствующие условные обозначения:

џ
испытание

џ
превращение

џ
сказочное существо

џ
сказочный предмет

џ
необычное место действия

џ
повтор

В
результате на заготовке для третьего раздела появляются условные обозначения
признаков волшебной сказки.

Признаки волшебной
сказки

Что такое народная сказка 3 класс литературное чтение

4. Определение
черт отличия сказки
от других сходных жанров.

Учитель
говорит о различных источниках информации. Следующий раздел проекта будет создаваться
с помощью обработки аудиозаписи.

Звучат
отрывки из былины «Илья Муромец и Святогор», сказочной повести и легенды.

«Аналитики» называют отличительные
признаки этих жанров.

«Иллюстраторы» показывают
соответствующий условный знак и помещают его на заготовку для четвертого
раздела.

Отличие сказки от
других сходных жанров

Сказочная
повесть

Былина

Легенда

Большой объем.
Делится на главы. Много героев.

Рассказано о
многих
событиях в жизни героев. События происходят в те-чение долгого времени

Стихотворная
форма.
Гипербола. Песенный
характер

Объяснение
происхождения или существования
какого-нибудь предмета или явления

5. Определение особенностей языка сказки.

Учитель
сообщает, что в данном разделе источником информации будет служить
инсценированный диалог. В качестве домашнего задания иллюстраторы подготовили
инсценировку из отрывка сказки. Задача «аналитиков» – найти особые сказочные
слова и выражения.

«Аналитики»
называют такие слова и выражения после просмотра инсценировки.

Учитель
помещает на заготовку пятого раздела репродукцию картины Васнецова
«Иван-царевич и Серый Волк».

«Иллюстраторы»
составляют мини-зарисовку по иллюстрации к сказке с использованием сказочных
слов и выражений.

6.
Определение особенностей
использования цветовой гаммы в сказке.

Учитель
делает переход от предыдущего раздела.

По иллюстрациям можно судить о
преобладании определенных цветов в сказках. Но иллюстрация это лишь отражение особого колорита
сказок. Издавна народ придавал большое значение цвету. Вспомните указания на различные
цвета из знакомых сказок.

Приводят
примеры дети из любой группы.

Сопоставьте ситуации, когда
упоминаются цвета, и определите приблизительное значение каждого цвета.

Задание
выполняют также учащиеся из любой группы.

Для
самопроверки учитель прикрепляет в «Экспериментальную лабораторию» карточки
разного цвета: желтого, красного, белого. С обратной стороны каждой карточки
написано приблизительное значение этого цвета в сказке. После высказанных
детьми предположений учитель переворачивает карточку и появляется
соответствующее слово. После завершения работы карточки помещаются в шестой
раздел проекта.

VI.
Этап испытания проекта.

Учитель
говорит о том, что в результате подробной обработки различных видов информации
и фиксирования результатов этой обработки получилась опорная таблица для
составления сообщения о сказке как жанре.

Испытание созданного проекта будут проводить ученики
из группы «испытателей».

«Испытатели»
рассказывают по очереди с опорой на составленную таблицу.

VII. Итоги урока.


Какую цель и какую задачу мы ставили перед собой в начале урока?


Учиться использовать и обрабатывать полученную информацию; создать в ходе
разработки проекта опорную таблицу.


Удалось ли нам достигнуть поставленных целей и задач? Какие трудности
встретились? Что показалось наиболее интересным?

Дети
отвечают в зависимости от результатов работы.


Страница 42 из 42

 Ответы к стр. 155. Проверим себя 

1. В чём отличие литературной сказки от народной? А в чём сходство? Используй опорные слова:…

Ответ:

Народные сказки создаются народом, она не имеет одного определенного автора. Такие произведения годами передавались из поколения в поколение, из уст в уста. Литературные сказки сочиняют авторы, имена которых известны.  Сказки бывают разными: волшебными, бытовыми и о животных.

В волшебных сказках присутствуют чудеса, перевоплощения, волшебные предметы.

В сказках  о животных они изображаются по-особому, не такими, как мы видим их в реальной жизни. Сказочные животные умеют говорить, мыслить, испытывать человеческие чувства.

Бытовые сказки похожи на реальную жизнь. Положительные герои в них всегда добрые, смелые и трудолюбивые. В них описываются необычные, часто смешные ситуации.

2. Почему не состоялось путешествие лягушки из сказки Гаршина? Выбери правильный ответ:

Ответ:

3: из-за хвастовства, зазнайства лягушки.

3.  Вспомни басню И. А. Крылова «Ворона и Лисица». На кого из героев этой басни похожа лягушка?

Ответ:

На ворону. Она тоже не удержалась, чтобы не похвастаться, и раскрыла рот.

4. Прочитай пословицы. К кому из героев прочитанных сказок их можно отнести? Объясни.

Смелость города берет: Заяц из сказки про храброго зайца, Лягушка-путешественница. Они проявили большую смелость, благодаря чему были способны решить задачи, которые не под силу другим.

Смелый приступ — половина победы:  Заяц из сказки про храброго зайца, Лягушка-путешественница. Они показали, как смелость способна решить проблему.

Пословица Терпение и труд все перетрут характеризует Рукодельницу. Благодаря своему трудолюбию, девочка выбралась из колодца, да еще и с ценными подарками.

5.  Сравни сказки Д. Мамина-Сибиряка и В. Одоевского с народными сказками «Заяц-хваста» и «Морозко». Чем они различаются? Что у них общего? Заполни таблицу в «Рабочей тетради». Что нового вам открыли сказки, обработанные писателями?

Ответ:

Эти сказки очень похожи по сюжету, потому что авторы писали свои сказки на основе аналогичных народных. Отличаются авторские сказки большей детализацией образов и событий, наличием художественных изобразительных средств (сравнения, эпитеты, метафоры), наличием авторской оценки и морали.

Сравнение сказок «Морозко» и «Мороз Иванович»

Общее: в сказках «Морозко» и «Мороз Иванович» похожи волшебные персонажи – Морозко и Мороз Иванович; героини резко противопоставляются по характеру; в финале одна из героинь наказывается, а другая вознаграждается.

Различия:
«Морозко»
1. Падчерица и родная дочь
2. Падчерицу отправляет в лес мачеха, чтобы погубить ее
3. На пути героиням не встретились препятствия, они сразу оказались в лесу
4. В лесу падчерица ведет себя скромно, приветливо
5. Родная дочь ведет себя грубо, невежливо
6. Морозко награждает падчерицу и жестоко наказывает родную дочь: она умирает.

«Мороз Иванович»
1. Рукодельница и Ленивица. У них нет матери (мачехи), а есть нянюшка Прасковья
2. Рукодельницу отправляет на поиски упавшего ведра няня, потому что Рукодельница потеряла его сама
3. Героини по пути к дому Мороза Ивановича встречают печку и яблоню и проявляют свои качества: трудолюбие и леность
4. В доме Мороза Ивановича Рукодельница проявляет трудолюбие, доброту и любознательность
5. Ленивица в доме Мороза Ивановича проявляет леность, неаккуратность, капризность и глупость
6. Сказка заканчивается награждением Рукодельницы и Ленивицы, но у Ленивицы подарки растаяли. Таким образом она наказана.

Одоевский использовал элементы разных народных сказок, но все же придумал свою, авторскую сказку. Она отличается от народной сказки следующими особенностями:

Сюжетом — писатель включил сюжетные мотивы из другой сказки, а также подробно описал пребывание девочек в доме Мороза Ивановича.
Местом действия — в сказке Одоевского подробно изображен сказочный дом Мороза Ивановича.
Характерами героинь. Их характеры более подробно раскрыты благодаря поступкам, речи, взаимоотношениям с Морозом Ивановичем.
Волшебным персонажем; Мороз Иванович в отличие от мифического Морозко похож на строгого и справедливого учителя.
Концовкой, гуманной и нравоучительной.

Сравнение сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» с русской народной сказкой «Заяц-хваста»

Автору понравилась сказка, он взял ее, добавил своих героев, закончил по-своему.

Общее:
Сказки похожи. Главный герой – заяц. В обоих текстах зайцы хвастаются. В обеих сказках зайцев слушают другие зайцы.

Различия: 
В русской народной сказке ворона воспитывает зайца, он ее боится. Потом спасает. В сказке Мамина – Сибиряка зайца хочет съесть волк, но заяц случайно прыгает на лоб волку, они бегут в разные стороны. Зайцы ищут храброго зайца, он лежит под кустиком. Заяц никого не спасает, ему другие зайцы говорят, что он храбрый, он этому верит.
В русской народной сказке ворона говорит: “Ну ты молодец. Не хваста, а храбрец”. Сказку можно продолжить. У Мамина – Сибиряка сказка закончена. Баю – баю — баю…

Ребята, у нас нет в наличии рабочей тетради. Так что, если вам нужна заполненная таблица, прикрепляйте скан пустой таблицы из тетради к комментариям в вк.

В народной сказке «Морозко» и сказке Одоевского «Мороз Иванович» идентичен сюжет, похожи типажи главных героев, имеется сказочный персонаж, волшебные предметы. Отличаются сказки тем, что одну придумал и передал из уст в уста народ, а вторую придумал автор, поэтому она отличается большей оригинальностью, своеобразием и авторской оценкой поступков и действий главных персонажей. Одоевский в старом, известном бродячем сюжете увидел возможность отобразить современность, обновить характеры, придумал новые имена героям, новых персонажей, вложил в уста Мороза Ивановича ряд мудрых мыслей и поучений, ввел в текст пословицы и сделал из всего им сказанного вывод.

Сравнение произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» с русской народной сказкой «Заяц-хваста». Сказки похожи. Главный герой – заяц. В обоих текстах зайцы хвастаются. В обеих сказках зайцев слушают другие зайцы. Различие: В русской народной сказке ворона воспитывает зайца, он ее боится. Потом спасает. В сказке Мамина – Сибиряка зайца хочет съесть волк, но заяц случайно прыгает на лоб волку, они бегут в разные стороны. Зайцы ищут храброго зайца, он лежит под кустиком. Заяц никого не спасает, ему другие зайцы говорят, что он храбрый, он этому верит.

6.  Составь текст-описание героя сказки Д. Мамина-Сибиряка и текст-рассуждение «Можно ли назвать Зайца храбрым?». Запиши в «Рабочую тетрадь».

Ответ:

                        Заяц-хваста
      Зайчик был внешне таким же, как все остальные зайцы, и ничем не отличался от них. У него были длинные уши, косые глаза и короткий хвост. Разве что, это зайчик, наверное, был самым трусливым из всех. Он боялся всего, любого шороха и треска. Он был не только трусливым, но еще и глупым, потому что начал хвастать перед всеми, что не боится самого волка и сам его съест. Но после того, как он напугал волка, зайца все стали уважать, да и он сам стал думать, что ничего не боится.

                    Можно ли назвать Зайца храбрым?
   Зайчик жил в лесу и был таким же трусливым, как все остальные зайцы, а может даже еще трусливее. Но он устал всего бояться и начал всем хвастать, что он никого не боится, даже волка. Но волк как раз проходил мимо и решил полакомиться зайчатинкой. Заяц с испугу прыгнул на волка и прогнал его. Так почему же автор называет зайца храбрым? Да потому, что все остальные зайцы подумали, что их собрат действительно храбрец. В их глазах все выглядело так, как будто заяц сам напал на волка. Но на самом деле зайчик так и остался трусишкой, но этот случай, наверное, все же поднял его самооценку, и он стал поменьше всех бояться.

  • Что такое муки совести сочинение итоговое
  • Что такое наблюдательность сочинение рассуждение
  • Что такое молодость сочинение
  • Что такое музыка определение для сочинения
  • Что такое мудрая родительская любовь итоговое сочинение