Что такое мотив в сказке

кирилл канин. алексей иванов 24 дек 2021, 10:45кемеровский суд выносит приговор фигурантам дела замов экс-губернатора амана тулеева о вымогательстве

© Кирилл Канин. Алексей Иванов

Иванов о деле замов Тулеева: заседание у губернатора оказалось преступным планом с разделением ролей

24 Дек 2021, 10:45

Кемеровский суд выносит приговор фигурантам дела замов экс-губернатора Амана Тулеева о вымогательстве акций АО «Разрез «Инской». Ранее они выступили с последним словом. Публикуем выступление бывшего вице-губернатора Алексея Иванова, где он говорит, что Аман Тулеев «правильно» действовал в форс-мажорных обстоятельствах, сложившихся тогда на шахте, напомнил, что у подсудимых не нашли ни конфетки от бизнесмена Щукина, в очередной раз удивился, как можно «вымогать то, что не вымогается» и возмутился, что планом с разделением ролей следователи из Новосибирска, по сути, назвали совещания у Тулеева.

В середине ноября 2016 года по обвинению в вымогательстве у Антона Цыганкова 51% акций (513 штук) АО «Разрез Инской» стоимостью, по версии потерпевшего, более миллиарда рублей, были задержаны восемь человек: заместители губернатора Кузбасса Амана Тулеева Алексей Иванов и Александр Данильченко, начальник департамента административных органов региона Елена Троицкая, миллиардер из списка Forbes Александр Щукин и его доверенное лицо Геннадий Вернигор, руководитель СК РФ по Кемеровской области Сергей Калинкин, замглавы второго отдела по расследованию особо важных дел СК РФ по Кемеровской области Сергей Крюков и старший следователь Артемий Шевелёв. Процесс под председательством судьи Александра Вялова начался 31 октября 2018 года в Центральном районном суде Кемерова. Обвинение предъявлено по ч. 3 ст. 163 УК РФ за вымогательство организованной группой в особо крупном размере. За три года судебного разбирательства были допрошены более сотни свидетелей, все обвиняемые, оглашены «прослушки» телефонных разговоров фигурантов дела.

Тайга.инфо с публикует последнее слово бывшего заместителя губернатора генерал-майора МВД Алексея Иванова с небольшими купюрами.

Уважаемый суд, уважаемые участники процесса! Учитывая, что процесс подходит к своему завершению, я хочу поблагодарить всех наших адвокатов за профессионализм и терпение, которые они проявили в течение этих пяти лет. Я могу сказать даже, скорее всего, что некоторое сообщество адвокатское организовалось. Хочу поблагодарить своих коллег за чувство собственного достоинства и взаимное уважение в течение этих пяти не простых лет воспитательного процесса. <…> 

Отдельные слова благодарности и уважения, Сергей Николаевич, вам (экс-руководитель СК РФ по Кемеровской области Сергей Калинкин находится под стражей — прим. Тайги.инфо). Понимаю, в каком положении трудном, невероятно трудном вы находитесь, но ваше поведение достойное всегда будет для нас примером.

Органы обвинения не слышат

И ваша честь хочу повторить главное, что мы пытаемся донести. Что показания мои и моих коллег и по администрации области, и следственного комитета — это объективное изложение фактов, событий без искажений и замалчивания. Нам нет смысла что-то скрывать. Нам надо только одно — чтобы нас услышали. Как показывает практика этих 5 лет у обвинения эти органы чувств отсутствуют вообще абсолютно. Ничего не слышат. Ничего. Очень кратко повторюсь, на чем именно хотелось бы заострить ваше внимание. У представителей администрации и моих коллег из следственного комитета совершенно четкий, обоснованный мотив действий. Цели и задачи — это предотвращение техногенной катастрофы на шахте «Инской», выплата заработной платы людям, которые не получали ее на протяжении нескольких месяцев. И недопущение дестабилизации ситуации на той территории, где всё это происходило. И прям словами из своего выступления в прениях: сейчас в свете трагических событий на той же территории, как говорил [вице-губернатор Александр] Данильченко, эксперт в области добычи угля, что насколько деструктивна позиция обвинения с вопросом «а зачем вы вообще туда приезжали».

«Правильно Тулеев действовал»

Следующий фактор: абсолютно доказанные, мотивированные события управленческие, которые произошли в администрации области. Их 5 совещаний. Я говорил о них во время своего выступления. Самое главное событие — это 12 июля, мы говорим об этом с моим адвокатом с первого дня возбуждения, первого самого допроса. Там определялись цели и задачи. Там определялось, кто поедет. Прям пальцем показывалось, кто поедет. И какие задачи перед нами стояли. И как показывает практика и того дня, и сегодняшних дней — правильно Тулеев действовал. Ну не было другого алгоритма. Его нет в принципе. Как действовать в таких форс-мажорных ситуациях. Что сейчас, сегодняшние дни трагичны, что в те дни. Только тогда удалось предотвратить, потому что именно так действовали.

Кандидатура Щукина отсутствовала

Следующий фактор: кандидатура [Александра] Щукина как инвестора возникла только 12 июля. Ну мы об этом кричим тоже с первого дня. Щукин вообще как инвестор не рассматривался. Только нам сейчас помогли переговоры телефонные и заключения экспертов. Ну не было кандидатуры Щукина. Как инвестора. Его риторика такая — он по каждому предприятию так говорил: заберу… Да что хочешь забирай, дай денег на заработную плату и зайди туда управленцем. Вот и всё. И кандидатура эта возникла от человека, который вообще Щукина не знал — от Данильченко, ваша честь. Такое впечатление, что не слышат нас и всё. Ну это же объективно. Почему правда-то никому не нужна? Ну вы нас услышьте, пожалуйста. Щукин возник 12 июля как инвестор в 13:19 дня. Это такая объективная реальность, что нельзя ее не видеть. Ну это же настолько понятно.

«Ну хоть бы конфету подарочную от Щукина — нет, не нашли»

<…> Следующий фактор: отсутствие корысти, и личной, и иной. Ну ничего же не нашли. <…> Очень искали фотографии наши с Щукиным, ну очень искали. Я-то понимаю, зачем они искали. Не нашли ведь ничего. Причем, не только у меня, ни у кого не нашли. Ну хоть бы конфету подарочную от Щукина — нет, не нашли. Умалчивают об этом. 8 раз в обвинительном заключении написали — из корыстной и иной личной заинтересованности. Прошло 5 лет, а я не знаю. Вот прошло 5 лет, а я не знаю, в чем моя корысть! Ну не знаю. Это я, профессионал. Вроде как в пользу третьих лиц. Не вроде как, а так имеют в виду. Ну, слушайте, минус 4,2 млрд чистые активы стоят — ну какая корысть? Щукин, бедный, он аж зеленый уже. Вы же по этим по разговорам всем слышали, он меня ненавидел, наверное, больше всех. Я ему так и говорю — ты успокойся, зайди, не будем мы у тебя больше ничего клянчить. Нет, корыстный мотив.

План с разделением ролей и предотвращение забастовки

Отсутствие сговора. Знаете, здесь, ваша честь, и профессионально, и по-человечески — преступный план с разделением ролей. И вчерашнее меня тоже прям потрясло и уважаемого Сергея Николаевича — [руководитель СК РФ по Кемеровской области] Калинкин обязался перед Ивановым, Данильченко и [начальником департамента административных органов региона Еленой] Троицкой — это вообще не только в правовом поле что-то запредельное, а в общечеловеческом. Вот когда человек это писал, он вообще о чем думал? Взять, сочинить. 5 лет эта формулировка существует и хоть бы что. Ну мы же с вами в очень правовом государстве и в очень демократичном — так говорит наш президент. Выдумать безосновательно все основные положения обвинительного заключения — и они существуют 5 лет. Калинкин обязался. План с разделением полей. Это шедевр. Это прям в учебники надо записать. План с разделением ролей — вы просто представьте ужас людей, которые ни о чем другом, кроме как о предотвращении забастовки, не думали. Что оказывается, это план с разделением ролей. Заседание у Тулеева — это план с разделением ролей. Преступный план. Я прошу прощения за тон, но можно хоть высказаться в последнем слове. Там дальше уже ничего не страшно. Ну беспредел какой-то, слушайте. Ну мы же разумные люди. Ну как такое можно выдумать в Новосибирске. А еще самое страшное, это я думаю меня поддержат Калинкин, Шевелев и Крюков, вот то, что я перечислил — корысть, план с разделением ролей и прочее, а нас ведь никто не спрашивал об этом. Они просто это пишут. Ну если есть план, так вы спросите, где вы его составляли. Ну где этот уголок, где этот стол или что это такое — план с разделением ролей. Где Калинкин обязался. Или еще что-то такое. Где Щукин предложил. Ну взять написать, сочинить и не спрашивать. Но самое страшное, что для меня, — не спрашивать.

«Я не высказывал требование передачи акций»

Теперь показания конвойных. Я опять к своей профессиональной деятельности и наших взаимоотношениях с Крюковым, знаю его давным-давно. Он бы дело бы такое не возбудил даже. Три человека, которые стоят в метре от событий в свете дня, подготовленные, экипированные, адекватные, прекрасно понимающие основные принципы уголовного права, говорят о том, что не было требования. Они просто об этом умалчивают. Они просто об этом молчат и всё. Конвойные ну и что. Здесь я хочу сказать чуть пошире. Самое главное в вымогательстве — высказывание требования под угрозой насилия. Ну всем троим четко задается вопрос. Было высказано требование? Все трое говорят нет. Можно пытаться, учитывая позицию, так, так, как-то ее пытаться обкатать. Но это ведь четкий вопрос. Однозначный ответ — не было требования. Я не высказывал требование передачи акций. Ни требований на право имущества. Я не высказывал угрозу заключения под стражу. О том, что он адвокат, я прекрасно знал. И перед ним пытаться его запугивать — это вообще просто не обсуждается. Это не логично, это неправильно, это по-человечески неправильно. Я сам вел эти совещания по финмониторингу. Там люди с огромной задолженностью, я никогда не позволял себе даже не то, что голос повысить, вообще выражений каких-то. Заранее понимая, что у нас такая экономика, такая действительность, ко всему надо подходить объективно. Тут высказать угрозу: мы тебя под стражу заключим. Это вообще просто… Я не вводил его ни в какое заблуждение и не пытался ввести. У меня цели такой не было, ваша честь. У меня цели были другие — у меня горели… всё горело. Я видел панику Данильченко. У нас сутки на решение проблемы.

О мере пресечения вообще разговора не было, об изменении, либо еще о чем-то. На его вопрос… Цыганков, мы же слышали с вами это в суде, о том, что он находится под стражей и как ему быть с этим, что искать инвестора. Я же четко ему ответил, он эти слова четко повторил — это не наша компетенция. А то, что он акционер, к тебе и вопросы, тебе и решать. И обсуждали общие варианты. Все говорят — в нормальной человеческой обстановке. Не обстановке, я неправильно говорю. Нормальный наладился диалог. Он нас попросил в конце разговора — найдите мне инвестора. Он попросил. Ну, наверное, правильно сделал. Мы для этого-то и приехали, чтобы решать.

Почему он на меня указывал — я тоже объяснял в своих показаниях в суде, ваша честь. Ну, а на кого? На Троицкую ему указать? На Данильченко, который технический интеллигент с 4 месяцами стажа за спиной? Конечно, я. Он знал моё звание, мое правоохранительное прошлое. Конечно, кто мог высказать угрозу? Только я. Тут всё совершенно понятно.

Цыганков говорил: дайте 20 млн, и я вступлю в переговоры с инвестором

Возвращаясь к возмездности сделки. Опять Шевелев сказал вам спасибо, я вам тоже спасибо говорю. Вы задали вопрос про 20 млн. Высказывал Цыганков? Высказывал. Говорил о 20 млн: дайте 20 млн, и я вступлю в переговоры с инвестором. Всё. Почему мы говорим о безвозмездности-то? Условия совершенно очевидные — дайте 20, я буду разговаривать. Ну о миллионе я уже не говорю, там миллион, полученный по расписочке.

Теперь я по поводу самого требования, вымогали, говорит, акции. Зачем? Никто не задается вопросом. Зачем нам акции, заложенные в латвийском банке, на предприятии, которое стоит минус 4,2 млрд рублей. Никто нас не слышит. Мы говорим — да у нас задача другая, зачем нам акции. Нам надо выдать завтра деньги из фонда «Милосердие» в размере 25 млн. Завтра. Сегодня события в следственном комитете. Завтра выдаем деньги. Зачем нам акции? Вообще вопрос собственности — зачем он нам? Я-то прекрасно понимал. У меня опыта хватит на финмониторинге, что решить вот эту задачу, снять напряженность, а вопрос собственности отодвинется сам по себе. Выдать рабочим эти деньги, чтобы он принес их домой — всё. Они уже не сядут на рельсы, они уже не будут ничего требовать 15-го числа. Нет, вымогали акции.

Я же еще сидя, как Сергей Николаевич [Калинкин], в клетке, еще вот только нас задержали в Новосибирске, вопрос — зачем вы вымогали акции, у меня сразу инстинктивно — как можно вымогать то, что не вымогается? А первоочередное право акционеров? А залог? Зачем их вымогать? Обвинение всё игнорирует. Акции предприятия — минус 4,2 млрд, заложены в латвийском банке. Причем, ладно, что залог у нас расписан в письмах, еще 8 числа по информации ГУВД, я об этом прямо говорю [первому заместителю губернатора Максиму] Макину в разговоре, докладываю ему ситуацию в 5 часов вечера уже оттуда со следственного комитета. Акции в залоге в латвийском банке. И зная это, говорить о чем-то. 

«В суд мы веру еще не потеряли»

Я в своих прениях, когда выступал, я так же материалами показал, что мы совершенно искренне,  на начальной стадии Троицкая, а потом уже только я, я представлял для себя, что нам нужна доверенность на широкий спектр действий, чтобы завтра туда зашли технари, технический ИТР для налаживания техногенной обстановки, урегулирования ее и недопущения аварий, и выдача денег. Всё. Нам не нужны. Зачем всё это. То, что я докладывал, вернее, говорю Щукину о том, что вопрос акций, я же говорю — мне его просто заинтересовать надо было. Откажись Щукин, сказал бы идите вы еще со своим проблемным активом, я вам деньги дам и туда больше не поеду. И всё. И мы бы встали опять. То есть мы на нуле. 

Я просто не могу употребить те слова, которые Троицкая с Данильченко от меня услышали, когда мы вышли. Всё, что угодно, только бы зашли. Мы оттуда ехали, выезжали со следственного комитета, ну с полным пониманием, что мы выполнили свою задачу. Что завтра будут деньги выданы, ИТР зайдут, отодвинется вот эта острая напряженность, всё. Я вас заверяю, ваша честь, что ни утром 12, ни утром 13, ни вечером никто не думал вообще о какой собственности. Да и не надо это вообще было. Просто эта шахта — ну да, острая ситуация, но таких предприятий по 2−3 в месяц возникало. И алгоритм действий был тот же. И мои разговоры по телефону были точно такие же. И щукинские слова были точно такие же, если это касалось только его. 

И вот это всё рассказал. Причем так откровенно сотрудничали со следствием, всё рассказали — бесполезно. У меня впечатление моё личное — мы перестали интересовать следствие, [когда] прошли очные ставки с Цыганковым в декабре. Всё дальше приобрело формальный характер. Вот дали какие показания 14 ноября — всё остальное уж не интересно. Там потом уже нюансы. Всё, потом получаем обвинительное заключение. Еще больше насочиняли, чем в постановлении, которое первое предъявили 14.11. Ну и как можно, я сам себя спрашиваю, задаю себе вопрос и своим адвокатам — ну как можно игнорировать эти очевидные вещи? Совещания, задачи, мотивы, отсутствие корысти — ну как их можно игнорировать? Можно. Мое глубочайшее убеждение, я прекрасно знаю и свои впечатления и вообще оценку этих событий — ну абсолютная невиновность. Ну она настолько очевидна. Если мы уж говорим — мотива нет. Вернее, наш мотив есть, он совершенно понятен — предотвратить. А корыстного — ни корыстного, ни преступного — да никакого нету. Его надо просто выдумать и 5 лет с этим ходить. Все доказательства по делу 66640 в совокупности, мое мнение, говорят о нашей абсолютной невиновности. Очень надеюсь, ваша честь, что вы наши доводы услышите, дадите им объективную оценку. В суд мы веру еще не потеряли. И ждем вашего справедливого решения. Всё, ваша честь.

Мотив
Мотив

       

МОТИВ (от латинского moveo — «двигаю») — термин, перенесенный в литературоведение из музыки, где он обозначает группу из нескольких нот, ритмически оформленную. По аналогии с этим в литературоведедении термин «М.» начинает применяться для обозначения минимального компонента художественного произведения — неразложимого далее элемента содержания (Шерер). В этом значении понятие М. играет особенно большую, пожалуй центральную роль в сравнительном изучении сюжетов преимущественно устной литературы (см. Сказка, Фольклор); здесь сопоставление сходных М., используемое и как метод реконструкции первоначальной формы сюжета и как способ прослеживания его миграции, становится почти единственным приемом исследования у всех домарксистских школ — от арийской Гриммов и сравнительно-мифологической М. Мюллера до антропологической, восточной и сравнительно-исторической включительно.
       Порочность понятия М. — за пределами фольклора, особенно популяризованного формалистами в их полемике с культурно-исторической школой — в механистической концепции художественного метода как техники комбинирования некоторого количества качественно неизменных элементов; эта концепция предполагает отрыв техники (приемов) художественного мастерства от его содержания, т. е. в конечном счетз отрыв формы от содержания. Поэтому в конкретно-историческом анализе литературного произведения понятие М. как понятие формалистическое подлежит существеннейшей критике (см. Стиль, Сюжетика, Тематика).
       Другое значение термин «М.» имеет у представителей западноевропейского субъективно-идеалистического литературоведения, определяющих его как «опыт поэта, взятый в его значимости» (Дильтей). М. в этом смысле — исходный момент художественного творчества, совокупность идей и чувств поэта, ищущих доступного воззрению оформления, определяющих выбор самого материала поэтического произведения, и — благодаря единству выразившегося в них индивидуального или национального духа — повторяющихся в произведениях одного поэта, одной эпохи, одной нации и тем самым доступных выделению и анализу. Противополагая творящее сознание материи, им оформляемой, это понимание мотива строится на противопоставлении субъекта объекту, столь типичном для систем субъективно-идеалистических, и подлежит разоблачению в марксистском литературоведении.Библиография:
Понятие мотива в сравнительном литературоведении — Веселовский А. Н., Поэтика сюжетов, Собр. сочин., т. II, вып. I, СПБ, 1913; Leyen G. D., Das Marchen, Прага; Волков Р. М., Сказка. Розыскания по сюжетосложению народной сказки. Т. I. Сказка великорусская, украинская и белорусская, ГИУ, Одесса, 1924; Aarne A., Vergleichende Marchenforschung (русск. перев. А. Андреева, 1930); Krohn K., Die folkloristische Arbeitsmethode. См. также «Сказка», «Фольклор». Понятие мотива у формалистов — Шкловский В., О теории прозы, изд. «Круг», М., 1925; Fleschenberg, Rhetorische Forschungen, Dibelius-Englische Romankunst (предисловие). См. также «Методы домарксистского литературоведения». Понятие мотива у школы Дильтея — Dilthey W., Die Einbildungskraft des Dichters, «Ges. Schriften», VI, 1924; Его же, Das Erlebnis und die Dichtung, 1922; Korner J., Motiv; «Reallexikon der deutschen Literaturgeschichte», hrsg. v. Merker u. Stammler.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература.

1929—1939.

моти́в

(от лат. moveo – двигаю), повторяющийся компонент фольклорного или литературного произведения, обладающий повышенной значимостью. Термин пришёл в литературоведение из музыкальной культуры, применительно к литературе его впервые употребил И. В. Гёте. На рубеже 19–20 вв. понятие «мотив» появляется в трудах русского филолога А. Н. Веселовского, который говорит о нём как о «простейшей повествовательной единице», ложащейся в основу сюжета сначала – мифов и сказок, а впоследствии – литературных произведений. Иначе говоря, учёный представлял мотивы как «кирпичики», из которых состоят сюжеты. По мнению Веселовского, каждая поэтическая эпоха работает над «исстари завещанными поэтическими образами», создавая их новые комбинации и наполняя их «новым пониманием жизни». В качестве примеров таких мотивов исследователь приводит похищение невесты, «представление солнца – оком» и т. п.

Особую популярность понятие «мотив» обрело в литературоведении 20 в., при этом его содержание значительно расширилось. Так, современные литературоведы иногда отождествляют мотив с темой произведения; говорят, например, о мотиве нравственного возрождения в произведениях классиков русской литературы 19 в. или о философских мотивах творчества Ф. И. Тютчева. Часто под мотивами понимают ключевые, опорные слова-символы, несущие в тексте особую смысловую нагрузку. Такие «вехи» может интуитивно ощутить в произведении чуткий читатель, и они часто становятся предметом исследования учёного-филолога. Именно их имел в виду А. А. Блок, когда писал: «Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова ставятся как звёзды. Из-за них существует произведение». Сквозные мотивы-символы могут присутствовать в каком-либо отдельном произведении; например, халат в романе И. А. Гончарова «Обломов», гроза в драме А. Н. Островского «Гроза», лунный свет в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Сквозные мотивы-символы могут проходить через всё творчество писателя или поэта; дорога у Н. В. Гоголя, пустыня у М. Ю. Лермонтова, ночь у Ф. И. Тютчева, сад у А. П. Чехова, море у И. А. Бродского. Кроме того, можно говорить о мотивах, характерных для определённых литературных жанров, направлений и эпох; например, музыка у романтиков, метель у символистов.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн.

2006.

Мотив

МОТИВ (от moveo — двигаю, привожу в движение), в широком смысле этого слова, — основное психологическое или образное зерно, которое лежит в основе каждого художественного произведения (так говорят, напр., о «любовных мотивах» лирики Тютчева, «звездных мотивах» поэзии Фета и т. п.).

На самой примитивной стадии литературно-художественного развития, напр., в элементарном мифотворчестве отдельное художественно словесное образование покрывается, по большей части, развитием одного же, развертывающегося в цельное поэтическое произведение, мотива (таковы, напр.; так наз. légendes des origines и т. п.). Мотив здесь еще целиком совпадает с темой.

В дальнейшем движении художественной эволюции, на более совершенных стадиях литературного развития, поэтическое произведение образуется сростанием очень большого числа отдельных мотивов. В этом случае с темой совпадает главный из мотивов. Так. напр., темой «Войны и мира» Льва Толстого является мотив исторического рока, что не мешает параллельному развитию в романе целого ряда других зачастую только отдаленно сопряженных с темой побочных мотивов (напр., мотив правды коллективного сознания — Пьер и Каратаев; бытовой мотив — разорение богатой дворянской семьи графов Ростовых: многочисленные любовные мотивы: Николай Ростов и Софи, он же и княжна Мария, Пьер Безухов и Эллен, кн. Андрей и Наташа и т. д., и т. д., мистический и столь характерный в дальнейшем творчестве Толстого мотив смерти возрождающей — предсмертные прозрения кн. Андрея Болконского и т. д. и т. д.). Вся совокупность мотивов, входящих в состав данного художественного произведения образует то, что называется сюжетом его. В отношении этого последнего мотив является как бы шелковой цветной нитью в пестрой сюжетной ткани, отдельным камешком сложной сюжетной мозаики. (По вопросу об отношении мотива и сюжета — см. А. Н. Веселовский, Поэтика сюжетов, СПБ. 1913). См. Тематика.


Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель,
1925

.

Синонимы:

Антонимы:

Полезное

Смотреть что такое «Мотив» в других словарях:

  • МОТИВ — Эта статья о программном продукте, об операторе сотовой связи см.: Сотовая Связь МОТИВ. У этого термина существуют и другие значения, см. Мотив. МОТИВ Тип Системы автоматизации документооборота Разработчик Мотив Москва ОС …   Википедия

  • мотив — (от лат. movere приводить в движение, толкать) 1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; 2) предметнонаправленная активность определенной силы; 3) …   Большая психологическая энциклопедия

  • МОТИВ — (фр. motif). 1) основная мысль, побудительная причина. 2) в музыке, известная форма сочетания звуков, тема какой либо музыкальной пьесы. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МОТИВ 1) побуждение, довод;… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Мотив —     МОТИВ (от moveo двигаю, привожу в движение), в широком смысле этого слова, основное психологическое или образное зерно, которое лежит в основе каждого художественного произведения (так говорят, напр., о «любовных мотивах» лирики Тютчева,… …   Словарь литературных терминов

  • мотив — 1. МОТИВ, а; м. [франц. motif] Побудительная причина, основание, повод к какому л. действию, поступку. Объяснить мотивы своего поступка. Разобраться в мотивах преступления. Понять м. поведения. // Довод в пользу чего л. Изложить свои мотивы. 2.… …   Энциклопедический словарь

  • мотив — а, м. motif m., &GT; нем. Motiv. 1. Основание, причина, повод (к какому л. действию. БАС 1. Поищи движений &LT;фр. ориг. les motifs &GT;, которыя побудили людей обязанных взаимными их нуждами в великом обществе обязать себя наибольше обществами… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • мотив — См. причина… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. мотив побуждение, повод, причина, основание, стимул, толчок, импульс, довод, объяснение, аргументация, аргумент, мотивация,… …   Словарь синонимов

  • МОТИВ — МОТИВ, мотива, муж. (франц. motif). 1. Побудительная причина, повод к какому нибудь действию (книжн.). По мотивам личного характера. Какими мотивами вы руководствовались? 2. Довод в пользу чего нибудь (книжн.). Привести мотивы в пользу своего… …   Толковый словарь Ушакова

  • МОТИВ — на мотив заходит у кого. Сиб. Кто л. теряет способность здраво рассуждать, действовать. ФСС, 114. Мотив не дозволяет [кому] (не подходит у кого). Сиб. Ирон. Об отсутствии музыкального слуха у кого л. СФС, 107; ФСС, 114. Снять мотив. Прикам.… …   Большой словарь русских поговорок

  • МОТИВ — МОТИВ, в поэтике: 1) простейшая динамическая смысловая единица повествования в мифе и сказке (например, мотив увоза невесты ); в повествовательном тексте (где потенциально каждый глагол может стать мотивом, как каждое существительное образом)… …   Современная энциклопедия

Книги

  • Мотив преступления как генетический признак субъекта. Монография, Н. Г. Иванов. Мотив есть определитель человеческого поведения, в чем бы оно ни выражалось и как бы оно ни оценивалось социумом. Мотив это импульс, детерминирующий поведенческиеакты, фатально действующий и… Подробнее  Купить за 861 грн (только Украина)
  • Мотив преступления как генетический признак субъекта. Монография, Иванов Никита Георгиевич. Мотив есть определитель человеческого поведения, в чем бы оно ни выражалось и как бы оно ни оценивалось социумом. Мотив — это импульс, детерминирующий поведенческиеакты, фатально действующий… Подробнее  Купить за 773 руб
  • Мотив преступления как генетический признак субъекта Монография, Иванов Н.. Мотив есть определитель человеческого поведения, в чем бы оно ни выражалось и как бы оно ни оценивалось социумом. Мотив — это импульс, детерминирующий поведенческие акты, фатально действующий… Подробнее  Купить за 515 руб

Другие книги по запросу «Мотив» >>

МОТИВНЫЙ АНАЛИЗ СКАЗКИ-БЫЛИ «НЕИЗВЕСТНЫЙ ЦВЕТОК» А.П. ПЛАТОНОВА

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Филиппова А.С. 1


1Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Хагынская средняя общеобразовательная школа»

Филиппова М.Ф. 1


1Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Хагынская средняя общеобразовательная школа»


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение

Тема нашего исследования – «Мотивный анализ сказки-были «Неизвестный цветок» А.П.Платонова.

Изучение художественного стиля Андрея Платоновича Платонова до сих пор является малоизученной проблемой литературоведения, так как его произведения большей частью стали доступны широкому читателю сравнительно недавно. Принято считать, что язык писателя необычен, труден для восприятия. Этим и определяется актуальность работы. Также, по мнению литературоведов, за последние десятилетия интерес к мотивному анализу художественного текста заметно возрос.

Объект исследования –сказка-быль А.П.Платонова «Неизвестный цветок».

Предмет исследования –мотивный анализ произведения.

Гипотеза исследования – мотивы помогаютраскрыть тему, выразить авторскую идею, выполняют различные функции.

Цель доклада: выполнить мотивный анализ сказки-были «Неизвестный цветок» А.П.Платонова.

Исследование ставит задачи:

— углубить знания о творчестве А.П.Платонова;

— провести мотивный анализ сказки-были «Неизвестный цветок», определить (интерпретировать) их смысл, особенности языковой реализации мотивов;

— выявить основные функции мотивов на протяжении произведения.

Научная новизна заключается в том, что нами сделана попытка выявления мотивов как смысловой доминанты в сказке-были «Неизвестный цветок» А.П.Платонова, что, возможно, является своеобразным научным исследованием в области детской литературы.

Практическая значимость: материалы и выводы исследования могут быть использованы при изучении творчества писателей на уроках, внеклассных мероприятиях, а также при составлении другого проекта; прививаются навыки вдумчивого чтения художественного текста.

Перспективы работы: возможен сопоставительный анализ с произведениями других авторов со схожей тематикой.

При работе над докладом мы углубили знания о А.П.Платонове, изучили статью «Мотив: основные подходы к рассмотрению» по интернету, где мы обнаружили точку зрения известных ученых о мотиве и его функции в тексте, о мотивном анализе. В прошлом году мы на уроке узнали о сказке-были «Неизвестный цветок», которая удивила глубоким содержанием и необычностью языка. Поэтому это произведение выбрано для анализа. После теоретической подготовки мы выполнили мотивный анализ «Неизвестного цветка», то есть интерпретировали (как мы сами поняли) текст. После обработки полученного материала оформили исследование в форме доклада.

Глава 1. Мотивный анализ как постижение смысла произведения

Что такое мотив и мотивный анализ

За последние десятилетия интерес к теоретическому потенциалу термина мотив заметно возрос.

Мотив от французского языка (motif) означает «двигаю». Мотив – устойчивый формально-содержательный компонент произведения. В отличие от темы имеет непосредственную словесную закрепленность в тексте. Выявление мотива помогает понять подтекст произведения. [1].

Мотив – простейшая единица сюжетного развития (динамическая, двигающая фабулу, или статическая, описательная). Любой сюжет – переплетение тесно связанных мотивов. [5, с. 321].

Слово «мотив» многозначное: 1.Побудительная причина, довод в пользу чего-либо. 2.Мелодия, напев. 3. Простейшая составная часть сюжета, тема в произведениях искусства. [4, с.311].

Значит, мотив является одним из самых главных составляющих художественного мира. Мотивы, как мельчайшие структурные единицы произведения, могут обусловливать композицию текста, образовывать сюжет, характеризовать героя, символически выделять важные для автора мысли, а могут выполнять и обрамительную функцию, то есть быть неким пространством и временем, где происходит действие и живут герои.

Мотивы составляют тему произведения, поэтому очень важно рассмотреть несколько часто встречающихся мотивов, определив их связь между собой, влияние на тему, сюжет, героев. [2].

А.Н. Веселовский считает, что мотив – «простейшая повествовательная единица», элементарная и далее неразложимая «клетка» сюжета, которая является семантически целостной. Из складывания мотивов (простейших единиц) формируется сюжет. («Историческая поэтика»). Мотив видится как слагаемое, составляющее сложную формулу сюжета. [3]. То есть мотивы образуют сюжет произведения.

По мнению М.Я.Дымарского, «Мотив, в сущности, является … единицей анализа… (Дымарский М.Я. Еще раз о понятии сюжетного события). То есть, мотив – единица интерпретации. Иначе говоря, читатель отмечает повтор, затем его парадигматизирует и, в конечном счете, осмысляет текст в его концептуальном значении (общее представление произведения).

Повторы или формальные эквивалентности и есть те сигналы, по которым читатель перечитывает (переупорядочивает в уме) текст и постигает смысловую структуру произведения. [3].

Таким образом, мы, выполняя мотивный анализ, будем интерпретировать текст.

Термин «мотивный анализ» введен в научный обиход профессором Тартуского ун-та, профессором Колумбийского университета Борисом Гаспаровым в конце 1970-х годов. Он утверждал, что никаких уровней анализа текста вообще нет, мотивы пронизывают текст насквозь и структура текста напоминает вовсе не кристаллическую решетку, но скорее запутанный клубок ниток. [1].

Суть мотивного анализа состоит в том, что за единицу анализа берутся не …слова, предложения, а мотивы, основным свойством которых является то, что они … повторяются, варьируясь и переплетаясь с другими мотивами, в тексте, создавая его неповторимую поэтику. [3].

При определении места мотива в произведениях необходимо выделить основные характеристики мотива, такие как: a) основные функции мотива на протяжении всего произведения; б) особенности языковой реализации мотива, то есть с помощью какой лексики и какого синтаксического строя предложения он появляется в тексте.

1.2. Функции мотивов

Лейтмотив – повторяемая в пределах текста группа слов (или слово), объединенная в некий ряд. Именно повторяемость мотива в тексте литературном или музыкальном становится его ключевым свойством. [3].

Но что значит повтор мотива? Какую функцию он несет?

Ученые-литературоведы считают, что имеются следующие функции мотивов:

1) Суггестивная (орнаментальная, музыкальная). Ряд повторяемых лексических блоков, который служит созданию определенного настроения и ритма (ритмообразующая).

2) Тематическая. Так как тема – ближайшая к мотиву категория.

Например, Томашевский Б.В. считает: «Эпизоды распадаются на еще более мелкие части, описывающие отдельные действия, события и вещи. Темы таких мелких частей произведения, которые уже нельзя более дробить, называются мотивами».

3) Моделирующая (структурообразующая). Элементом речевого уровня произведения и фактором его тематического единства, мотив может стать и важнейшим элементом его композиции. [3].

Глава 2. Мотивный анализ сказки-были А.П.Платонова «Неизвестный цветок»

2.1. Тематика и проблематика произведения

Сказка-быль «Неизвестный цветок» была создана Платоновым в ноябре – декабре 1950 года, незадолго до смерти. Это своеобразный итог жизни писателя. Сказку писатель подарил дочке Маше, которая потом посвятит свою жизнь памяти отца. Она как составитель и редактор организует свыше 50 посмертных изданий Платонова.

Жанр произведения – сказка-быль. Что в этом произведении от сказки? Сказочное начало: «Жил на свете маленький цветок». История о том, как рос цветок, преодолевая трудности, написана как сказка. Цветок Платонова был существом, наделенным чувствами, волей, умел разговаривать. Что в описании цветка от были? Быль – повествование о правдивой жизненной истории, рассказ о том, что было в действительности.От были в нём то, что это могло иметь место в реальной жизни — повествование о Даше и детях. У любого цветка есть стебель, венчик, листья, любой цветок растет, питается влагой, ловит лучи солнца, многие цветы борются за свое существование.

Тема сказки-были «Неизвестный цветок» – торжество добра, изображение жизни неизвестного цветка, который преодолели трудности жизни.

  Особо важным для понимания произведения выступает заглавие (рамочный компонент). В сказке «Неизвестный цветок» заглавие «говорящее» и связано с характером действующих лиц и цитатными фрагментами текста: «Жил на свете маленький цветок», «…но ветер шел с пустыря и приносил оттуда тихий запах, как зовущий голос маленькой неизвестной жизни». Слово «цветок» не зря повторяется 20 раз. Мы чувствуем авторское сочувствие и сопереживание к цветку, которые он хотел передать детям.

Главные герои сказки-были – неизвестный цветок и Даша. Почему произведение называется «Неизвестный цветок»? Потому что Даша открыла маленькую, незнакомую жизнь, сделала шаг навстречу одинокой душе, сумела увидеть то, что до неё никто не замечал. Любой незнакомый человек заслуживает того, чтобы окружающие его поняли

Таким образом, название произведения символично и содержит расшифровку авторского замысла, заключающуюся в идее доброты.

В центре повествования сказки-были нравственные проблемы: борьба добра и зла, любовь и сострадание ко всему живому на земле, преодоление трудностей жизни.

2.2. Мотивный анализ, их языковая реализация

В результате исследования мы обнаружили в сказке-были «Неизвестный цветок» следующие мотивы:

1) В сказке-были «Неизвестный цветок» мотив жизни (жил – жизнь – живой) на протяжении всего рассказа передан при помощи лексических повторов и однокоренных слов, которые расположены контактно (повторы следуют друг за другом) и дистантно (повторы разделены другими текстовыми элементами) (повтор слов 12 раз) на протяжении всего текста, образуя композиционное кольцо, поэтому выполняют структурообразующую функцию:

1. Жил на свете маленький цветок. 2. …а цветок все жил и жил помаленьку. 3. Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. 4. … он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости. 5. Цветок не хотел жить печально…6. …он светился живым огнем. 7. … он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне и 8. Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне (в конце сказки).

Слова «жизнь», «жить», «живой» помогают представить цветок как живое существо.

2) Мотив жизни в сказке-были тематически связан с мотивом труда, преодоления трудностей. Цветок выполнял тяжелый, изнурительный труд, чтобы выжить:

Днем цветок сторожил ветер, а ночью росу.

— Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть.

— Он вырастил свои листья большими, чтобы они могли останавливать ветер и собирать росу.

— …цветок-труженик.

В сказке-были «Неизвестный цветок» мотив труда передан при помощи лексических повторов (5 раз встречается слово «труд» в тексте), анафоры, синтаксического параллелизма (Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. Он вырастил свои листья большими, чтобы они могли останавливать ветер и собирать росу); эпифоры (Он вырастил свои листья большими, чтобы они могли останавливать ветер и собирать росу. Однако трудно было цветку питаться из одних пылинок, что выпали из ветра, и еще собирать для них росу). Антитеза день – ночь, днем – ночью (Днем цветок сторожил ветер, а ночью росу) использована для раскрытия образа цветка, готового на все ради жизни. Труд бывает радостным, интересным, увлекательным. А цветок выполнял тяжелый, изнурительный труд, чтобы выжить. Он обладает сильным духом.

Неизвестный цветок обладает сильным духом, он может выйти из затруднительного положения. Таким образом, мотивы жизнь – труд выполняют характерологическую функцию, так как раскрывают характер героя, любящего жизнь и умеющего трудиться.

На протяжении произведения встречается мотив трудностей:

Мотив трудностей выражается образами пустыря, камня и глины, которые выступают как метафора трудностей в жизни. Не зря в тексте слово «пустырь» повторяется 13 раз, глина – 10, камень – 10; кроме того в большинстве предложений слова употреблены в пределах одной фразы:

— Он рос один на пустыре…

— На пустыре трава не росла, а лежали одни старые серые камни, и меж ними была сухая мертвая глина.

— Лишь один ветер гулял по пустырю.

— а в камне и глине семена умирали.

— Нечем было ему питаться в камне и в глине.

— Все же он постоянно старался расти, если даже корни его глодали голый камень и сухую глину.

— …трудно было цветку питаться из одних пылинок…

— …мне трудно.

Данный мотив связан с мотивом жизни и образует антитезу: жизнь, труд – пустырь, глина, камень. Автор, возможно, обратил внимание читателя именно на проблему трудностей жизни, которые могут встретить люди. Второе рождение может произойти только благодаря упорному труду – физическому и нравственному. Цветок старался быть тружеником не только для себя, но и способствовал тому, что зацвёл весь пустырь (он произвёл потомство).

Мотив одиночества обнаруживаем при помощи повтора слова «один» (встречается 4 раза), что подчеркивает чувство одиночества, грусти цветка.

Он рос один на пустыре.

— Лишь один раз в сутки цветок радовался: когда первый луч солнца касался его утомленных листьев.

— Я один живу…

Как же ты один живешь, как же ты из глины вырос и не умер, маленький такой?

В последнем случае смысл слова «один» усиливает анафора «как же ты…» и риторический вопрос.

Даше были близки и понятны чувства цветка. Она особенно остро почувствовала сиротство цветка, потому что она была в тот момент в разлуке с мамой и ощущала себя одинокой и покинутой.

5) «Свет» в сказке-были – возможно, символ стремления к жизни, счастью.

Мотив света в «Неизвестном цветке» передан сравнением цветка со звездой:

Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем, и его видно было даже в темную ночь.

Анадиплосис (или подхват — повтор слов или группа слов, заканчивающих отрезок речи, повторяется в начале следующего отрезка речи) связывает два предложения, замедляет действие, добавляет новую деталь в описание. Цветок смело противостоит трудностям жизни: Лишь один раз в сутки цветок радовался: когда первый луч утреннего солнца касался его утомленных листьев.

Даша склонилась к нему и поцеловала его в светящуюся головку.

Тогда и маленький цветок, неизвестный по имени, отдохнет, а из семян его вырастут и не погибнут прекрасные дети, самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нету нигде.

«…сияющие светом цветы»метафора продолжения добрых дел.

Как видим, повторы слов и однокоренных слов «свет», «светлый», «светящуюся» помогают выявлять мотив, который подразумевает мысль о жажде к жизни, стремлении к добру.

Мотив света реализован сравнением цветка со звездой, также в одном случае усилен анадиплосисом. Автор хотел подчеркнуть одиночество цветка; он так же одинок, как и звезда в бесконечном пространстве Вселенной. «Звезда» – это и символ стремления к светлому будущему.

6) Мотив света переплетен с мотивом добра и связан с образами Даши и детей-пионеров, которые удобрили землю, совершили доброе дело, спасли цветок, принесли ему цветку. Движение души детей рождает внутренне движение земли – ее заботу о цветке:

— …они (пионеры) сосчитали, сколько нужно привезти тачек с навозом и золою, чтобы удобрить мертвую глину.

— Они хотели, чтобы и на пустыре земля стала доброй (эпитет).

К данному мотиву семантически близко слово благоухание. В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова читаем: Благо, — а, мн. блага, благ, благам, 1. только ед. Добро, благополучие (высок) Стремление к общему благу. [4, с. 44].

— На краю пустыря Даша почувствовала благоухание.

— От цветов шло благоухание, такое же, как от того маленького цветка-труженика.

— Даше показалось, что цветок тянется к ней, что он зовет ее к себе безмолвным голосом своего благоухания (метафора).

Цветок (цветы) всегда будет радовать людей, благоухать, нести им только добро, счастье.

Мотив добра передан в сказке-были Платонова передан повтором слова «благоухание» (3 раза), эпитетом и метафорой.

7) Мотив смерти в сказке-были «Неизвестный цветок» выступает как воскрешение, продолжение новой жизни, а не как ее конец: неизвестный цветок умер, но от него родились другие цветы.

В черной доброй земле из семян рождались цветы и травы, а в камне и глине семена умирали.

А когда листья тяжелели от росы, цветок опускал их, и роса падала вниз; она увлажняла черные земляные пылинки, что принес ветер, и разъедала мертвую глину.

Потом они обошли весь пустырь, измерили его шагами и сосчитали, сколько нужно привезти тачек с навозом и золою, чтобы удобрить мертвую глину.

Однако прошлогоднего цветка, жившего меж камнем и глиной, уже не было. Должно быть, он умер в минувшую осень.

В «Неизвестном цветке» всего слов с семантикой «смерть» встречается 4 раза.

Мотив смерти в сказке-были образует антитезу с мотивом жизни и подчеркивает идею автора: жизнь и смерть существуют рядом друг с другом, но жизнь всегда выше смерти.

8) Мотив ветра узнается при помощи лексического повтора слов «ветер» (9 раз).

— Лишь один ветер гулял по пустырю; как дедушка-сеятель, ветер носил семена и сеял их всюду — и в черную влажную землю, и на голый каменный пустырь.

— Он поднимал листья против ветра, и ветер утихал возле цветка; из ветра упадали на глину пылинки, что принес ветер с черной тучной земли; и в тех пылинках находилась пища цветку, но пылинки были сухие.

— Днем цветок сторожил ветер, а ночью росу.

— Если же ветер подолгу не приходил на пустырь, плохо тогда становилось маленькому цветку, и уже не хватало у него силы жить и расти.

Ветер выступает как олицетворение: он помог цветку выжить. В двух случаях повторы слов употреблены с постоянными эпитетами «черная земля», что сближает фрагмент текста с фольклором. В некоторых предложениях полисиндетон усиливает звучание мотива ветра, придает высказываниям эмоциональность и законченность.

9) Мотив дома (пустырь, глина, камень) тесно связан со всеми мотивами, о которых мы уже писали.

На пустыре трава не росла, а лежали одни старые серые камни, и меж ними была сухая мертвая глина.

Как только дети удобрили землю на пустыре, «дом» цветка изменился, стал добрым: «… он зарос теперь травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки». Продолжается род неизвестного цветка, выросли «новые цветы».

2.2. Функции мотивов

Мотивы являются своеобразным строительным материалом текста. В сказке-были «Неизвестный цветок» составляем цепочку мотивов: жить, жизнь, живой – одиночество – труд, трудности – ветер –- пустырь, камень, глина – свет – добро – смерть – благоухание, дом, жизнь. Эти цепочки слов выступают как средство развития сюжета.

Мотивы жизни, света, трудностей, добра, дома повторяются, взаимосвязаны в тексте и образуют кольцо: неизвестный цветок жил и оставил после себя много детей. Как можно понимать цепочку мотивов?

— Маленький цветок жил один в трудных условиях на пустыре среди камней и глины.

— Цветок выжил благодаря труду.

— Цветок выжил, так как ему помогли добрые дети и Даша. Цветок выжил, потому что он нашел друзей.

— Цветок выжил, потому что от него родилась другая жизнь, его душа перешла к его сыну.

— Цветок обрел красивый дом благодаря доброте Даши и детей.

А. П.Платонов связывает особые надежды с детьми. Жизнь человека — напряженный труд души во имя будущих поколений. Именно детям предоставлено право строить будущее. Произведения наводят на мысль об упорстве и стремлении преодолевать все трудности на своем пути. Нередко человек, подобно неизвестному цветку, подвергается самым тяжелым испытаниям. И для того чтобы не сломаться и пройти через все испытания с высоко поднятой головой, требуется немало сил и мужества. История невиданного цветка учит поверить в себя и до конца бороться за свое счастье. Значит, мотивы выполняют сюжетообразующую, структурообразующую функцию, а повторы слов, находясь на протяжении произведения, – ритмообразующую функцию.

Заключение

1) А.П.Платонов – писатель, который особенно трепетно относился к детству. Он оставил после себя такие прекрасные произведения, как «Никита», «Еще мама», «Сухой хлеб», «Цветок на земле» и другие.

2) В результате анализа мы пришли к выводу, что мотивы в сказке-были «Неизвестный цветок» повторяются, переплетаются с другими мотивами в тексте, дополняют друг друга.

Во всех случаях в языковом плане в сказке-были «Неизвестный цветок» мотивы переданы при помощи лексических повторов (все мотивы), анафоры (2), эпифоры (1), анадиплосиса (1), сравнения (1), риторического вопроса (1), градации (1), синтаксического параллелизма (1). Таким образом, есть схожие языковые средства и фигуры речи. Особенность сказки-были «Неизвестный цветок» состоит в том, что все мотивы реализованы повторами слов. Возможно, они являются показателем авторской манеры.

Также произведение построено на антитезе: жизнь – смерть, добро – зло, трудности – счастье, одиночество – семья (дом).

3) Мотивы являются элементом речевого уровня текста, выполняя структурообразующую, сюжетообразующую и ритмообразующую функцию.

4) Мотивы способствуют идейно-тематическому единству текста.

При помощи мотивов актуализируется внимание читателя, доминантные фразы образуют смысловое ядро всего текста. Мотивы выступают как символы высоких нравственных качеств, духовной красоты человека. По мнению Андрея Платоновича Платонова жизнь процветает благодаря труду, доброте. Доброе дело рождает новую счастливую жизнь.

Гипотеза исследования доказана. Мотивный анализ можно выполнить на примере любого другого произведения.

Использованная литература

1.Гладкова Е. А. Рекомендации по анализу художественного произведения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/414/1/konf000010.pdf

2. Мотивный анализ. Способы и приемы анализа художественных произведений. / Хализев В.Е. Теория литературы [Текст] : учебник / В.Е.Хализев. — 5-е изд., испр.и доп. — М.: Академия, 2009. – С. 127-133; 298-308. [Электрон.ресурс] – Режим доступа: https://studopedia.su/20_115002_motivniy-analiz.html

3.Мотив: основные подходы к рассмотрению. [Электрон.ресурс] – Режим доступа: http://litved.rsu.ru/motiv.htm

4. Ожегов С.А.Словарь русского языка. М.: Оникс, Мир и Образование, 2007. с.311).

5. Педчак Е.П. Литература. Устный и письменный экзамены. Серия «Единый госэкзамен». Ростов-на- Дону: Изд «Феникс», 2002. – 384 с.

6. Платонов Андрей. Еще мама. М.: Худ.лит., 1995. – 111 с.

Просмотров работы: 1234

VII Открытый Республиканский творческий конкурс  «Пушкинские чтения»

ЭССЕ

Мотив милосердия в сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди».

ФИО учащихся: Фалин Алексей Дмитриевич  и  Ерашов Олег Александрович,

                            5 А класс, МБОУ «СОШ №26» НМР РТ

ФИО учителя: Сабанаева Гюзель Рашидовна, учитель русского языка и литературы

                           МБОУ «СОШ №26» НМР РТ

Тезисы к эссе

Мотив милосердия в сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди».

  1. Вступление. Определение понятия милосердие из словаря Ожегова и Википедии. Роль такого качества, как милосердие, в нашей жизни.
  1. Основная часть. Целью основной части является исследование текста сказки А. С. Пушкина и выявление мотива милосердия, проявленного в ходе сюжета. Детализация, обобщение явления милосердия в тексте литературной сказки. Выводы о необходимости проявления милосердия литературными персонажами. Работа с литературными терминами: мотив, сюжет, положительные и отрицательные персонажи, литературная и народная сказка, композиция (завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка), настроение и чувство персонажа, культура, нравственность.
  1. Вывод. Актуальность и жизнеспособность проблемы милосердия .

Мотив милосердия в сказке А. С. Пушкина

«Сказка о царе Салтане о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди».

МИЛОСЕРДИЕ — сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку; противоположно равнодушию, жестокосердию, злонамеренности, враждебности, насилию. (Википедия)

Милосердие -я, ср. Готовность помочь кому-н. или простить кого-н. из сострадания, человеколюбия. Проявить м. Взывать к чъему-н. милосердию. Общество “М.”. Действовать без милосердия (жестоко). * Сестра милосердия — женщина, ухаживающая за больными, ранеными. (Толковый словарь Ожегова)

           Милосердие – важная составляющая часть нашей жизни. Милосердием живо все вокруг. Оно делает людей счастливыми.

Сказки А. П. Пушкина  хороши тем, что в них живет милосердие. Например, в сказке о царе Салтане:

Царь Салтан с женой простяся,

На добра коня садяся,

Ей наказывал себя

Поберечь, его любя.

-Царь и царица нежно любят друг друга и заботятся друг о друге.

И царица над ребенком,
Как орлица над орленком;
Шлет с письмом она гонца,
Чтоб обрадовать отца.

— Мать нежно лелеет свое дитя и стремится разделить свою радость с мужем.

         Когда царь получил подложное письмо о рождении «неведомой зверюшки»,

В гневе начал царь чудесить

И гонца велел повесить;

Но, смягчившись на сей раз,

Дал гонцу такой указ:

«Ждать царева возвращения

Для законного решенья».

–Царь мудр, он не поддается вспышкам гнева, не убивает гонца, он милосерден даже в минуту сильного раздражения.

      Царевич спасает лебедь от хищного коршуна  — это милосердно, надо защищать слабых, попавших в беду.

      Царевна Лебедь в благодарность за свое спасение от злого коршуна обещает царевичу: «Век тебя я не забуду» —  и дарит ему княжество в виде прекрасного города на острове Буяне.  Это милосердно. Надо уметь благодарить людей за проявленное ими добро.

      Царевичу,  князю Гвидону, хорошо жилось на острове Буяне, однако

Грусть тоска его съедает,

Одолела молодца,

Видеть б он хотел  отца.  

— Царевич любит отца, не сердится на необъяснимое  изгнание их с матерью из царства, поэтому превращается в комара и летит во дворец к царю Салтану. И что же он там видит?

 Видит, весь сияя в злате,

 Царь Салтан сидит в палате

 На престоле и в венце,

 С грустной думой на лице.

        — Царь Салтан пришел с долгой войны живой-здоровый, но он не счастлив без любимой семьи. Он проявляет верность и хранит память о любимой жене, поэтому он не веселится, а грустит.

        Царь гостеприимен и умеет хлебосольно встречать гостей: «Он их кормит, и поит, и ответ держать велит…». Точно так же поступает и его сын.

       Когда князь Гвидон  захотел, чтоб у него служили 33 богатыря, царевна Лебедь попросила об этом своих братьев-богатырей, и они согласились ради нее. Так царевич приобрел надежное войско. Богатыри здесь проявили милосердие к сестре и уважительно отнеслись к её просьбе, одновременно они выразили благодарность князю Гвидону  за спасение их сестры:

Лебедь нас к тебе послала

И наказом наказала

Славный город твой хранить

И дозором обходить.

Мы отныне ежеденно

Вместе будем непременно

У высоких стен твоих

Выходить из вод морских…»

     Как красиво здороваются в сказке:

       Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
      Что ж ты тих, как день ненастный? –

— Приветствие выражает дружелюбное обращение и интерес к настроению собеседника, что говорит о том, что говорящий искренне заинтересован в собеседнике.

        Вот, наконец, правда восторжествовала и злодеи должны быть наказаны. Но что мы видим в развязке сказки?

А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Разбежались по углам;
Их нашли насилу там.
Тут во всем они признались,
Повинились, разрыдались;
Царь для радости такой
Отпустил всех трех домой.

 –  Снова милосердие! Царь милует покаявшихся злодеек, а не казнит их, хотя они вредили его семье. Так Александр Сергеевич Пушкин выразил традицию милосердия русского народа. В стихотворении «Памятник» он пишет:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

— Эта мысль поэта  находит отражение во всем его творчестве и, конечно, в сказках, чему мы сегодня убедились.

Проблема милосердия, поднимаемая А. С. Пушкиным, очень важна не только во время поэта, но и сейчас. Она будет важна вечно. Творчество любого деятеля искусства ценно тем, что оно дарит надежду на лучшее. Когда читаешь сказки Пушкина, ощущение радостной надежды не покидает. Сказки Пушкина более милосердны, чем народные сказки и былины. Потому что в народных сказках и былинах зло уничтожено, а в сказках Пушкина злодеи раскаиваются и прощены. Надо обязательно читать сказки А. С. Пушкина и взрослым, и детям, учиться в них доброте и нравственности.

Мысль о милосердии особенно важна в наше время, когда люди отдаляются друг от друга, проводя время в виртуальном общении интернета. Нам всем надо не только потреблять то, что предлагает жизнь, но и отдавать окружающим людям внимание, заботу, помощь. Тогда мы будем счастливее.

Сказка в позднем периоде творчества Пушкина оказывается вовсе не случайным, а одним из самых важных жанров, позволяющим рассуждать о вечных проблемах добра и зла, преступления и наказания, о глубинах человеческого падения, о справедливости и милосердии в особенно отчетливом, неприкрытом виде.

Содержимое разработки

Фольклорно-мифологические мотивы в сказках Пушкина и особенности их идейного содержания. «Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекраснойцаревне-Лебеди».

«Сказка о царе Салтане» была закончена 29 августа 1831 года. Первая запись этой сказки была сделана поэтом в 1822 году в Кишиневе в виде сюжетной схемы какого-то книжного источника. Вторая запись произведена по следам устного народного варианта традиционно русской версии сказки о рождении чудесного ребенка и его подмене. Третья запись относится к 1828 г. 1 Видимо, именно с этого времени начинается непосредственная работа над сказкой. Эта запись включает уже несколько стихотворных строк и короткий прозаический текст. Однако, это не план будущей сказки, а уже наброски к будущему произведению, хранящие следы авторской правки и стремление соблюсти стиль народной поэзии. Известно, что когда исполнитель былины забывает «слова», он передает содержание прозой. Следовательно, Пушкин работает с подлинной народной сказкой, услышанной им, но не запомнившейся полностью.

Относительно источников сюжета сказки в науке нет единства. Этот вопрос является очень важным для понимания идейно-художественных особенностей этого произведения. В его решении образовались крайние позиции. Азадовский считает, что источником пушкинской сказки является сюжет о завистливых сестрах из «Тысячи и одной ночи»2 и совершенно не принимает во внимание, что в устной поэзии восточных славян был выработан следующий структурный тип сюжета3:

1. Царь ходил, невесту выбирал, по подоконью слушал, где бы невесту найти.

Он подслушивает разговор трех сестер: старшая обещает одной ниточкой одеть весь мир, средняя одним зерном прокормить всех, а младшая — родить чудесных сыновей (3, 7, 9 или 12). Царь женится на младшей.

2. Мотив может быть утроенным. Царица в отсутствие мужа родит чудесных детей. Ее завистливые сестры (или Баба-Яга, бабака-волшебница, злая свекровь) подкидывают царице поганых щенят (котят), а детей относят в подземелье возле старого дуба (в чисто поле). Иногда вместо детей совершается подмена письма царю и его ответа. Царица-мать прячет последнего сына в рукав (за пазуху, в подушку).

3. Царицу вместе со спрятанным сыном заключают в бочку и спускают в океан-море. Сын растет не по дням, а по часам. Они освобождаются на острове.

4. Сын приобретает волшебное средство (чудесное кольцо, дубинку) и с его помошью строит на острове город, великое царство.

5. Утроенный мотив. Обернувшись насекомым (мушкой, комаром) или птицей (голубем, соловьем, ястребом), сын летит вслед за кораблем в царство своего отца, где узнает от вредителей сначала о чудесном коте-баюне, затем о какой-нибудь другой диковинке (чудесный сад, необычная мельница, златогривая кобыла) и, наконец, о своих спрятанных братьях. Все это с помощью приобретенного волшебного средства он переносит на остров.

6. Вредителю больше нечем отвлечь внимание царя от чудесного острова, царь туда приезжает, и все выясняется. Вредителя казнят, семейные права царицы восстановлены.

Поэту были известны европейская, русская, восточная версии сюжета: «Чудесные дети», «Хасан и Зухра», «По колено в серебре, по локти в золоте» и т.д. Будучи знаком со всеми этими сказками, Пушкин осознавал международный характер сюжета. Однако во многих деталях он выступил как «соавтор» народной сказки, добавив то, чего в сказке нет. Так, Гвидон на острове приобретает не волшебное средство, а волшебного помощника, который строит ему город, добывает диковинки: белку, грызущую золотые орехи, 33 богатыря — и в конце концов сам оборачивается чудесной невестой. Образ царевны-Лебеди в таком виде неизвестен фольклорным традициям, как и чудесная белка и 33 богатыря.

Пушкиным в «Сказке о царе Салтане» создается своеобразный «иной» мир, «тридесятое государство», куда герой попадает после путешествия в бочке. Примечательно, что сначала это пустой остров:

Видят холм в широком поле,

Море синее кругом,

Дуб зеленый над холмом4. (298)

По сказочным правилам, «тридесятое царство» может находиться под землей, под водой, на горе. Что такое остров Буян в пушкинской сказке? Это гора, которая находится посреди моря. Исходя из символического значения горы в фольклоре как места обитания сверхъестественных сил, становятся понятными, а для сказки даже естественными, все чудеса, которые там происходят. Гора — это мировой центр, «пуп земли», высший и центральный пространственный локус, место общения с богами. Остров — это гора, окруженная водой: морем, океаном. Водная преграда выполняет роль границы между реальным и фантастическим мирами, ее должен преодолеть герой, чтобы попасть в «иной» мир.

Герой попадает на остров в бочке. Этот мотив соответствует мифологическому «герой в рыбе» и, вероятно, происходит от него. Обычно из рыбы героя освобождают животные-помощники. Лодка, бочка — это архаическое чрево рыбы, пройдя через которое герой инициируется, преображается. Одновременно бочка связана с деревом, которое, как и рыба, имело значение тотема. В этом смысле сюжеты Ионы в чреве кита и Ноя в ковчеге отчасти синонимичны: Иона стал пророком, а Ной родоночальником людей.

Именно миф о «первых людях» реконструируется в пушкинской сказке. Вообще пересечение водной преграды — мотив распространенный в народных сказках и означающий переход из одного состояния в другое. Вода дает герою новую жизнь, чудесные способности, в том числе власть над нею самой. Пушкин полностью следует народному этикету в обращениях к силам природы: речь начинается не с просьбы, а с величания. Гвидон заклинает море:

Ты, волна моя волна!

Ты гульлива и вольна,

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Точишь берег ты земли,

Подымаешь корабли —

Не губи ты нашу душу,

Выплесни ты нас на сушу! (298)

Образ царевны-Лебеди сравнительно мало привлекал внимание исследователей. Его связывают часто с биографическими обстоятельствами, с женитьбой Пушкина на красавице. В народных сказках нет персонажа, которому бы полностью соответствовала пушкинская царевна-птица. Это образ, контаминирующий сказочные и мифологические мотивы. Лебедь связана с морем (водой) и воздухом — двумя стихиями. Она одновременно жертва вредоносного воздействия злого колдуна (как царевна-лягушка, обернувшаяся птицей после сожжения кожи и вынужденная лететь в «иной» мир, откуда ее спасает герой) и чудесный помощник и даритель. У кельтов лебеди — божества солнечные по своей природе, которые являются благодетелями людей и символизируют щедрость, любовь и чистоту. Благодаря пушкинскому описанию

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит, (314)

мы понимаем, что к названным функциям прибавляется еще одна: царевна-Лебедь — это хозяйка волшебного мира, обладающая властью над жизнью, небом, силами природы. Но, став женой князя Гвидона, она утрачивает чудесные качества и становится любящей и преданной женщиной, как ее свекровь-царица.

Новаторство Пушкина особенно ярко проявилось в финале сказки. Злые сестры-завистницы и баба-Бабариха прощены и отпущены с миром, но на пир не приглашены. Такое, понятое по-пушкински, «в чужом пиру похмелье». А ведь пир в фольклоре – это событие, объединяющее прошлое, настоящее и будущее, включающее человека в мiр, в общность, делающее его частью большого и сильного целого. Не зря Илья Муромец, не получив приглашения на пир к князю Владимиру, устраивает свой пир с голью кабацкой и сбивает маковки с княжеских теремов. Вспомним, что и в художественном мире Пушкина пир всегда означает примирение:

Нет! Он с подданным мирится;

Виноватому вину

Отпуская, веселится;

Кружку пенит с ним одну;

И в чело его целует,

Светел сердцем и лицом;

И прощенье торжествует,

Как победу над врагом.

(«Пир Петра Первого». 1835г.)

Так прощены злодейки или наказаны? Да так наказаны – изгнанием и отчуждением от людей, — что хуже смерти. Даже горьковский Ларра не вынес этого и обратился в бесплотную тень, обреченную вечно скитаться по степи. В пушкинской сказке общая картина торжества добра и справедливости не омрачается казнью. Злодейки изгнаны с острова, но сам остров и его обитатели, в силу своей пространственной удаленности, сохраняет значение земного рая. К сожалению, такого оптимизма сказки Пушкина больше не представят.

1 Пушкин А.С. Т. III. С. 367.

2 Азадовский М.К. Сказки Пушкина.

3 Зуева Т.В. Сказки Пушкина. М., 1989. С. 64-65.

4 Сказки Пушкина цит. по: А.С. Пушкин. Собр. соч. В 10 т. Т. 3. В тексте в круглых скобках указываются страницы.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/16633-folklorno-mifologicheskie-motivy-v-skazkah-pu

  • Что такое муки совести и как с ними жить сочинение
  • Что такое милосердие сочинение огэ
  • Что такое миниатюрное сочинение
  • Что такое молодецкий разбой в сказке пушкина
  • Что такое миф чем миф отличается от сказки