Что такое мораль сочинение

Уважение к старшим в первую очередь; любовь к ближнему. если с малых лет воспитывать ребенка, не опираясь на эти два

Уважение к старшим (в первую очередь);
Любовь к ближнему.
Если с малых лет воспитывать ребенка, не опираясь на эти два показателя, в будущих коллективах у него практически 100% будут возникать конфликты.
Конечно, если человек пренебрегает этими нормами, нарушает их постоянно или систематически, то он не будет подвергнут никакому наказанию ни со стороны государства, ни со стороны закона. Единственное, что сможет наказать его – это совесть, ведь моральные ценности ни коим образом не контролируются государством, только самой личностью.
Следует отметить, что на каждом этапе развития общество обладало своими моральными ценностями и общественными устоями. На нынешнем этапе развития современного российского общества можно увидеть, что некоторые моральные нормативы постепенно изменяются. Примером тому служит частная собственность и собственный бизнес. Если раньше люди работали на государство, то большинство молодежи сейчас старается работать на себя.
Подводя итоги вышесказанного, можно сделать вывод, что моральные ценности устойчивы, но по прошествии времени имеют свойство несколько видоизменяться.

Сочинение про Мораль

Понятие и сущность морали.
Главной составляющей нашей жизни, с которой сталкивается любой из нас каждый день является мораль. Сущностью морали является поведение людей в обществе, способность оценивать поступки и намерения.
Как она формируется?
В большинстве случаев всё зависит от самого себя. По поступкам, поведению и характеру можно сразу узнать о человеке. Формирование морали происходит в обществе и нужно быть внимательнее, чтоб не попасть под влияние других людей. Вот если ребёнок воспитывается в неблагополучной семье, то можно сказать что с таким воспитанием с него ничего хорошего не выйдет.
Нормы морали.
Благодаря моральным нормам оценивается поведение человека в обществе. В нём говорится что можно или наоборот нужно делать, не со стороны правил закона, а со стороны этики. Существует семь видов нормы морали.
Благоразумие. Понятие этого вида учит, что сначала нужно думать, потом делать.
Вежливость. В любом общение ценят основу дипломатии.
Воздержание. Воздержаться от чего-либо, например вовремя поста.
Смирение. Возможность вовремя остановиться.
Справедливость. Даёт развить уважение к другим.
Стойкость. Умение ждать и терпеть.
Трудолюбие. Любовь к своему роду деятельности.
Основные функции морали.
Регулирующая. Одна из главных функций, которая включает в себя основу морали (правила, нормы). Она отвечает за мысли, которые будут воплощать желанную цель.
Оценивающая. По ней оценивают отношение человека за его поступки.
Воспитывающая. Вся суть данной морали состоит в том, чтобы “научиться быть человеком”. Ещё она учит тому, чтобы делав любое дело, не причинить никому вреда.
Принципы морали.
В любом обществе существуют свои законы и правила. И у каждого человека есть свои личные принципы, личное мнение через которое он будет готов даже перешагнуть, чтобы дойти до цели и доказать ёё. К примеру, такое высказывание как “око за око” в наше время уже неактуально. Наоборот современное правило, его ещё называют “золотое правило” абсолютно не изменилось: “Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе”. За основу современного правила можно взять ключевое – принцип гуманизма. Вот такими понятиями как гуманностью, сочувствием, осознанием возможно охарактеризовать основы и общепризнанные мерки морали.
Мораль нашего времени просит от человека саморазвития и собственными стараниями добиться успеха. Ключевым тут нужно выделить, что упор ставиться не на том, чтобы ублажать самого себя, а именно на развитии самого себя и то что окружает современного человека. Нужно найти себя в этом мире и понять в чём же смысл жизни.
Мораль в жизни человека выступает за права отношений и за правила поведения в обществе, к которому мы обращаемся, не зная, правильно ли мы поступаем или нет.

Эссе на тему:
«Мораль»
обучающегося 6 класса
МКОУ «Борщенская средняя
общеобразовательная школа»
Магомедова Рамазана.
Мораль – это принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. Иногда термин употребляется по отношению не ко всему обществу, а к его части, например: христианская мораль, буржуазная мораль и т.д.
Мораль изучает особая философская дисциплина – этика.
Мораль и нравственность – тесно связанные понятия, которые многие считают синонимичными, хотя термин нравственность чаще применяется для описания внутренних принципов человека, а мораль – для общественных.
Современный философ Френсис Фукуяма рассматривает мораль как социальный капитал, определяющий степень жизнеспособности общества. Такому пониманию морали близко её определение как коллективной интуиции. Мораль направлена на единообразие регуляции отношений и снижение конфликтности в обществе. Мораль формируется главным образом в результате воспитания, в меньшей степени – в результате действия механизма сопереживания или адаптационного процесса. Мораль служит предметом изучения этики. Более широким понятием, выходящим за рамки морали, является этнос.

Каждое общество воспитывает своих граждан на определенных моральных нормах. Наши родители пытались отвечать моральным принципам строителя коммунизма. Государство Украина отстаивает демократические принципы развития общества. Энциклопедический словарь объясняет термин «мораль» как систему взглядов и представлений, норм и оценок, регулирующих поведение людей. Мораль древнего Рима оправдывала гладиаторские бои, а мораль древней Спарты была направлена на воспитание воинов. Жесточайшие режимы находили оправдание своим действиям в общественной морали. Сейчас люди всех стран стремятся создать гуманистическое общество и опираются на принципы морали Божьей. Десять заповедей Христовых – это тоже моральные принципы человечества.
Я считаю, что каждый человек, кроме больших общечеловеческих моральных принципов, имеет свои, собственные. Они заключаются в отношении к ближайшим людям, к окружающему миру, к учебе. Мелочные, на первый взгляд, поступки закладывают основы характера человека. В наше время люди гораздо проще смотрят на обучение. Не успел сделать домашнее задание – списал, забыл дома бутерброд – отщипнул у друга, получил плохую оценку – сказал, что забыл дневник.
Проверено не одним поколением: тот, кто совершил аморальный поступок хотя бы один раз – не сможет удержаться и в дальнейшем. Вот так и рождается мораль приспособленца, лжеца, а иногда, и негодяя. Поэтому я считаю, что о высоких принципах не надо кричать, их надо доказывать на деле. Только тогда моральные принципы каждого из нас станут моральными принципами общества, когда мы будем руководствоваться положительными намерениями.
1. Понимание термина «мораль» в разные времена существования человеческого общества.
2. Мое понимание морали.
3. Взаимосвязь морали каждого отдельного человека и морали общества.

Нравственность – это внутренняя оценка человеком норм своего поведения и своих поступков с точки зрения добра. Нравственное — то, что в своих действиях человеком видится не просто как допустимое, а как доброе и светлое. Безнравственное — нехорошее, недопустимое, вредное, этически безобразное и недостойное человека. Каждый сам для себя решает, что может быть хорошо, а что плохо. В большинстве случаев, нормы морали, или нравственности, кто как называет их, устанавливаются общечеловеческими ценностями и принципами их сохранения. Эти же самые нормы прививаются нам нашими родителями в течении всего нашего детства. Для кого-то эти правила и нормы становятся жизненным кредо. В этом случае не может возникнуть сомнений в том, что человек, живущий по всем «канонам» жизни, будет успешным. В иных же случаях, когда нормами общепринятых принципов пренебрегают, человек забывает о самом главном: ценности жизни, вежливости, доброте… Такие люди редко могут похвастаться чем то действительно важным, ценным. Зачастую, попадая в «плохую компанию» люди без чётких жизненных ориентиров, без моральной этики не могут выпутаться из этой компании. Они становятся зависимыми от этой компании, теряют свою духовность, независимость…
Конечно, каждый сам волен решать, на что ориентироваться в жизни. Однако никогда, никогда не следует забывать о морали! Задача родителей состоит не только в том чтобы рассказать детям что такое хорошо, а что такое плохо. Это скорее даже второстепенная задача. На мой взгляд, главное что должны сделать родители — это привить своим детям любовь ко всему окружающему, оградив тем самым от понятия жестокости в принципе…
Нравственность — понятие абстрактное, и каждый воспринимает её по своему. Однако, во все времена, она определяла суть разделения добра и зла, плохого и хорошего… Живя по совести, руководствуясь нормами этики и морали, успешным может быть каждый, ведь успех, в первую очередь, это не деньги и слава, а отзывчивость товарищей и признание у друзей… Успешным может быть каждый!

                                   *  *  *
Рабы морали. Кто
это? Это все те люди, которые являются активными носителями определённых
моральных правил, установок, норм, взглядов и прочее. Быть активным носителем
значит разделять и следовать по жизни всем этим правилам. (Но почему рабы?
Почему такое не сочетание слов «раб» и «мораль»? На этот вопрос я отвечу чуть
позже.) Эти нормы относятся к особой форме общественного сознания, основанной
на нормативном регулировании действий человека в обществе. Регулирование
происходит посредством оценки обществом поступков человека с позиции категорий
добра и зла, справедливости и несправедливости, чести и бесчестье и тому
подобным. Мораль регулирует поведение и сознание
человека, в той или иной степени, во всех без исключения сферах общественной
жизни – в труде, в быту, в политике и науке, в семейных, личных, межклассовых и
международных отношениях, и других. Мораль принадлежит к числу основных типов
нормативной регуляции, таких, как право, обычаи, традиции и пересекается с
ними, и в то же время существенно отличается от них. В отличие от правовых норм
правила морали не записаны в законах, они поддерживаются силой общественного
мнения, обычаев, привычки и воспитания, силой внутренних побуждений человека.
Они имеют статус «негласные», «неписанные». Они определяют отношение человека к
обществу, к народам других стран, к семье и так далее. Выполнение требований
морали может контролироваться всеми людьми без исключения и каждым в
отдельности. Авторитет какого-либо лица в морали не связан с реальной властью,
а является авторитетом духовным, основанным на его же моральных качествах.

Мораль носит
всеобщий характер. Это утверждение не абсолютный
закон, но закономерность, так как есть такие люди, которые совсем не приемлют
общечеловеческие моральные предписания, более того, они их отрицают и действуют
в разрез с ними. Но абсолютное большинство населения планеты (развитого
населения, кроме различных папуасов и им подобным) разделяют общие моральные
нормы. К общим моральным нормам относятся, например, известные заповеди из
религии. Подобного рода правила являются столпами, скрепляющими большую часть
общества. Я назову данные нормы, нормами первого, базового, уровня. На эти
общие правила наслоилось за всё время развития человечества огромное количество
новых установок, проникающих во все уголки общественных отношений и
регулирующих их. И они, с одной стороны, начинают мешать жить свободно и
развиваться, но это только с одной стороны, впрочем, об этом позже. Я, конечно
же, не имею ничего против базовых установок, я полностью их разделяю. Более
того, те люди, которые отрицают такие основополагающие ценности, как жизнь,
свобода и всё из неё вытекающее, должны быть изолированы от общества,
направлены на принудительное перевоспитание, ведь действие против этих
ценностных установок ведёт к подрыву основ человеческого общежития. А что
касается моральных установок следующего уровня, второго, то здесь уже
наблюдается разброд в их принятии и следовании им. Одни люди считают (и их пока
меньшинство), что спекулянтство, измена, заискивание, ложь, кража есть
допустимые явления, другие люди – напротив. Одни считают, что для достижения
цели все средства хороши, другие так не считают. Объясняются эти различия
неодинаковым развитием тех социальных обществ, групп, в которых находятся эти
люди. Дифференцируемость развития обусловлена историческими предпосылками,
экономическими, хозяйственными условиями. По большей части бытие определяет
людское сознание. Таких людей, которые исключительно из своих собственных соображений
не приемлют моральные нормы второго уровня – меньшинство. И с позиции
большинства людей следующих этим нормам, отрицающие их люди характеризуются как
аморальные. Люди же, не приемлющие базовых моральных установок, не то, что
аморальны, в духовном измерении они не могут называться людьми. Ведь если будут
существовать сомнения по поводу, можно ли убивать человека, а пока таковые не разрешатся,
и этот процесс будет иметь место, в смысле в массовом характере, то ни о каком
развитии общества и говорить не придётся, не говоря уже об исполнении моральных
норм второго уровня. Потому, я априори исхожу из того, что базовые
моральные установки первого уровня разделяют абсолютно все члены общества. Это
является закономерностью. Следовательно, дальше я буду говорить только о
моральных нормах второго уровня. Исходя из
вышеописанного рассуждения, можно с уверенностью сделать вывод, что мораль
второго уровня носит классовый характер. Если слово «классовый» вызывает
смущения, то можно заменить его любым другим синонимом, например, «групповой»,
или  пусть даже «сословный». Без разницы, стержневое содержание всего этого
синонимичного ряда обладает одной и той же сутью. (Но как ни крути, идеологи
марксизма-ленинизма, как всегда находятся в дружбе с истинным положением вещей.)
Если есть группы, классы, значит, присутствует акт разделения, который в свою
очередь исключает состояние единства. Стало быть, общество разрозненно.

Моралью, в хорошем
смысле слова, заражена большая часть общества. А чем же тогда являются
ценностные, а если с позиции большей части общества – антиценностные установки,
меньшей части людей, которые противятся общепринятой морали? Можно ли их
воззрения назвать моралью? Повторяясь, с позиции морального большинства – нет,
конечно. А с позиции их меньшинства? Мне кажется, что теоретически можно
назвать и их систему тоже своеобразной моралью; для них мораль большинства
также может быть аморалкой. Но в моём рассуждении я, всё-таки, буду исходить из
того, что люди, идущие вразрез с моральными установками большинства –
аморальны, и представляют одну большую реакционную силу.

Каким образом можно
разместить, внедрить и привязать к уже имеющимся понятиям в моём рассуждении
понятия «господа», «рабы»? Кем являются моральные люди? Наверное, рабами своей
морали. Соответствует ли их положение той окраске, которую несёт в себе слово
«раб»? Думаю, что нет. Рабское состояние есть угнетённое, подавленное,
бесправное. Являются ли моральные люди таковыми? Нет. По своей изначальной
природе, по своему первоначальному состоянию они не есть рабы. Рабами они могут
стать, и становятся, когда вступают в определённые отношения. Но если они все
равны, то какой тип отношений вешает на них клеймо раба? А это, как раз,
отношения с той самой общественной реакционной силой, упомянутой выше. Той
самой меньшей аморальной частью общества. Отношения эти являются следствием
естественного хода вещей. Для горстки аморальных людей в условиях нахождения в
абсолютном большинстве моральных людей, открываются отличные перспективы
развития. Если аморальный человек хочет достичь какого-то высокого положения,
то он будет идти к своему замыслу, пренебрегая всякой моралью, руководствуясь
принципом «для достижения цели – все средства хороши». Соответственно,
свободный от моральных установок, он лучше и быстрее добьётся своей цели. Ведь
он не будет испытывать сколько-нибудь значительной конкуренции со стороны
абсолютного большинства общества, развивающегося на основе моральных принципов,
и такого состояния, как угрызение совести. Аморальный человек, украв, солгав,
поугодничав, гораздо быстрее придёт к цели. Как раз, в большинстве случаев,
такие люди и стоят в верхах управленческих, координационных структур, руководя
остальным моральным обществом. Если вознестись над всей этой структурой и
взглянуть на неё с высоты, то тогда вполне можно считать большую моральную
часть общества – рабами. Рабами своей морали, которая им не позволила достичь
доступа к высокому положению, к распределению материальных благ. И рабами
испорченной горстки людей, вставших у «руля». И, к сожалению, это объективная
реальность, действительное положение вещей, расстановка сил. И в таковой
расстановке моральному человеку доступ к высшим положениям закрыт, так как он
будет являться угрозой для господства нечестивой горстки людей, угрозой для
сложившейся системы, в которой моральное общество является рабом
неблагопристойной кучки аморалов, а они в свою очередь являются его господином.
И моральные же люди, порою, не могут воспротивиться этому положению, не могут
поднять бунт, пойти на кровопролитие, так как им не позволяют их же моральные
установки. Во всём этом, на мой взгляд, и заключается слабость рабов морали. А
в чём же их сила? Сила содержится в их способности к сплочению. Они могут
объединиться, и им легко позволит это совершить их мораль. Мораль будет играть
роль консолидирующего субстрата, заполняющего все пространства человеческих
взаимоотношений. А о достоинствах структуры, которую можно охарактеризовать,
как единую, сплоченную, дружную, мощную, я думаю, и не стоит говорить, это
очевидно. «Мораль» же аморалов не позволит им объединиться, они исходя из своей
«морали» являются разобщённой группой индивидуалистов, они скорее вступят в
схватку за влияние, за высокое положение, нежели объединятся. Потому, рабам
морали необходимо воспользоваться своим преимуществом, своей силой, заключённой
в единстве, и дать бой пороку, непристойности, аморализму, распутству,
испорченности! Так же сила рабов морали проявится в том, что они смогут
простить поверженных и вместо их уничтожения подвергнуть их перевоспитанию.
Умение прощать, прощать бескорыстно – это тоже своеобразная сила, которая
присуща только людям высокой морали. С уничтожением классов, (ну ни как не
получается без марксистско-ленинской терминологии – настолько она мощна), а точнее
класса аморалов, моральная часть общества потеряет статус «класса», и будет
одно единое моральное общество. И к нему уже нельзя будет применить понятие
«раба» морали. Это будет свободное и, в тоже время, дисциплинированное общество,
что является основными постулатами быстрого и качественного развития. И когда
все его члены будут высоконравственными людьми, то развитие аморальным путём в
рамках этого общества будет попросту невозможным.


Что касается Ницше,
его взглядов на мораль. Из его философии следует, что
ressentiment предстает в
качестве движущей силы в процессе образования и структурирования моральных
ценностей. Да, таковой момент в формировании морали имеет место – я с ним
согласен. Но первоначально произошла мораль, я считаю, не из чувства мести. Мораль
стала зарождаться в своих праформах – различных системах табу, запретов. Они
стали возникать ещё в первобытнообщинном обществе. Люди стали понимать, что
если убивать друг друга, хотя бы внутри сообщества – это регресс, никакого
развития не будет. Таким образом, формировался со временем запрет на убийство
ближнего и остальные запреты тоже подобным образом возникали. Затем, постепенно
накопленные правила, составляющие костяк будущей морали, испытывали влияния
изменений обществ, способов производства, производственных отношений. Наступила
рабовладельческая эпоха, и тогда у людей стало формироваться чувство мести,
из-за испытываемого ими угнетения со стороны рабовладельцев. Я согласен с
товарищем Ницше, если я его правильно понял, что бессилие рабов морали, их
внутренне интенсивное переживание этой беспомощности настолько эмоционально,
что эмоция как бы погружается в центр личности, удаляясь тем самым из зоны
действия личности. Эта эмоция постоянно переживается вновь и вновь. Формирует
отрицательные качества и чувства. И если нет возможности восстать, то раб, по
сути, направляет эту ненависть на себя, путём создания аскетических идеалов. Эти
идеалы способствовали формированию культуры и морали, но от части были
бессмысленны.

Я не совсем
согласен, а точнее даже не могу представить, что, именно, евреи переоценили
ценности господ. Что теперь, знатные и могущественные стали ненавистными,
злыми, а угнетённые и нищие – хорошими и благочестивыми, благодаря евреям. Мне
кажется, что знатные и могущественные ещё задолго до создания христианства
считались ненасытными и жестокими. Рабство долгое время существовало до
появления христианства, а, следовательно, рабы уже давно создали такую оценку.
И она испокон веков передаётся в общественном сознании. Ещё больше я не согласен
с позицией Ницше, который, по сути, встал на защиту господ, аристократии. Если
будут существовать одни чистые аристократы, они никогда не разовьются, они
только что и будут предаваться утехам, и без физического труда, одной
умственной рефлексией они многого не достигнут. А угнетение ими других людей –
омерзительно! (Здесь я выступаю как классический раб морали, давая
экспрессивную оценку угнетению.) Общество, как я уже сказал выше, будет
эффективно развиваться только при наличии свободы и порядка. Так что евреи
только усилили, но не создали, уже имеющееся недовольство господами в обществе,
путём создания религии. И вообще, базовые запреты, на которых формировалась,
мораль пришли не из религии, а возникли в самом начале складывания
первобытнообщинного общества. (Это запреты на убийство, воровство, инцест.) Евреи
же, соглашусь с Ницше, имеют какое-то особое состояние, не то что бы мировой
мессии, но достаточно значимое, колющее для всех. Они навредили и господам,
создав идейную базу для дальнейшего восстания рабов морали, и вредят всему
остальному миру, своими отрицательными чертами. Главная тлетворная, разлагающая
мировой порядок черта – это ростовщичество, от которого страдает нынешняя
мировая экономика и простые люди. Это гадкое свойство передалось от них другим
народам, но благо не в полной мере. Если все будут ростовщиками, мир не сможет
существовать. А сами-то евреи, похоже, неплохо устроились: восстав, они свергли
господ и заняли их место. Сейчас все самые влиятельнейшие структуры –
еврейские, самые влиятельные люди – евреи. Они путём скрытых от обывателя
финансовых механизмов, как раз, о которых упоминает Ницше, механизмов отношений
кредиторов – должников, контролируют больше половины всего мира.

Не вижу ничего
необычного в том, что рабы формируют свою мораль исходя из противопоставления
себя внешнему агрессивному источнику. Что они не сами, как господа, генерируют
свой образ исходя из собственных независимых представлений. Это вполне
объяснимо конкретными историческими условиями, в которых происходило
формирование морали рабов, они же ведь были угнетены, и это естественно, что в
таком случае, им сначала необходимо было избавиться от угнетателей,
противопоставив себя им. После этого моральные нормы уже бы формировались не в
такой большой степени зависимости от внешних условий.

Подводя итог, я, в
конечном счёте, по большей части, всё-таки, не соглашусь с Ницше. Вместо того
чтобы умиляться свободными аристократичными господами, воспевать их независимое
благородное положение, лучше пойти по более сложному пути. По пути уничтожения
господских отношений, по пути преодоления у рабов морали стадного инстинкта,
эффекта толпы, построению истинно свободного равноправного сообщества развитых
индивидов, созданию высоконравственного, дисциплинированного, ответственного
общества, общества динамичного развития и процветания!




Пулешков
Евгений

Уроки
№ 2 4 -2 5

КОНТРОЛЬНОЕ
СОЧИНЕНИЕ

Цель:
проверить умение учеников писать произведения, подбирать

языковые
средства в соответствии с замыслом, коммуникативным

задачи
и стиля речи; развивать коммуник тивно-речевые умения, мышление, творческие
здібнос те; воспитывать у школьников морально-этические качества.

112
все уроки украинского языка в 11 классе. Академический уровень

Оборудование:
памятки, словари.

Внутрипредметные
связи: синтаксис( текст), лексикология.

Межпредметные
связи: литература, история, этика.

Тип
урока: урок развития речевой компетенции (урок конт рольного произведения).

ТЕЧЕНИЕ
УРОКА

I.
Организация класса

II.
Вступительное слово учителя

Беседа

*
Что такое произведение? (Произведение-это работа над высказыванием ОСО бистой
мысли, которая опирается на необходимое количество данных.)

*
Что необходимо знать, чтобы правильно выразить собственное мнение?

(Определить
стиль и тип речи, уметь последовательно выражаться в соответствии с темой.)

Работа
с опорами


Вспомните, какие стили и типы речи вам известны.

Стили
речи Типы речи

1.
Разговорный

2.
Художественный

3.
Публицистический

4.
Научный

5.
Официально-деловой

1.
Рассказ

2.
Описание

3.
Размышление

Наблюдение
над языковым материалом


Чтобы правильно выполнить задание, надо четко понимать значение некоторых
терминов.

Что
означают термины мораль и этика?

Справка

Мораль-это
система норм и принципов поведения людей

в
отношении друг к другу и к обществу.

Стилистика
простых предложений 113

Этика-наука
о морали, ее происхождении, развитии и роли

в
общественной и личной жизни людей; нормы поведения,

совокупность
нравственных правил определенной социальной группы.

Работа
с достопримечательностью


Пользуясь памятниками, повторите общие правила написания произведений.

1.
Всегда выбирайте тему не самую легкую, а ту, что вас ЦИКа Вит и волнует

2.
Хорошо обдумайте тему, определите ее границы и объем произведения

3.
Определите основную мысль произведения

4.
Составьте полный четкий план, придерживайтесь его в работе

над
произведением

5.
Соберите и систематизируйте необходимый материал

6.
Соблюдайте последовательности в изложении мыслей. Правильно

и
уместно цитируйте, четко выражайте свои мысли

7.
Выражайте свое отношение к тому, о чем пишете,

делайте
выводы, обобщения

8.
Соблюдайте пропорциональность частей произведения

9.
Пишите аккуратно, логично, грамотно. Исправляйте,

переделывайте,
улучшайте написанное

Запись
терминов в тетради


Кратко витлумачте суть каждой из названных моральных черт. Где-либо

возможно,
доберите до их названий синонимы и антонимы.

Идейно-общественные
нравственные черты: принципиальность, уверена ность, цинизм, демагогия,
честолюбие, карьеризм, активность.

Памятка
для учащихся»Правила написания произведений»

114
все уроки украинского языка в 11 классе. Академический уровень

Черты,
определяющие отношение к себе и окружающим: бла городство, самоотверженность,
человечность, эгоизм, милосердие, коварство ность, скромность.

Черты,
характеризующие человека: честность, верность, искренность, предательство,
ханжество.

Черты,
проявляющие отношение к труду и собственности: трудолюбие, корыстолюбие,
потребительство, бережливость, бюрократизм, леность.

Волевые
черты: мужество, смелость, выдержка, малодушие.

Образец

Ханжество-негативная
нравственная черта, разновидность

лицемерия.
Святоша (ханжа) представляет из себя образец благочестия,

и,
публично демонстрируя свои «добродетели», претендует на роль

блюстителя
нравственности всех окружающих. Преобразует нравственность

на
формальное соблюдение ритуала, на взаимное назирание, исправляет грубое
вмешательство в частную жизнь каждого. За ханжеским цтвом скрыто недоверие к
людям, подозрительность, пренебрежительное

отношение
к человеческой индивидуальности.

Коммуникативно-речевое
задание


Какие моральные черты личности выше всего ценятся сегодня?

Свое
мнение аргументируйте и проиллюстрируйте примерами.


Составьте высказывания по теме » моральные ценности современного

общества».
Определите формулу смысла жизни своих ровесников. Напишите собственное
отношение к такой формулировке смысла

жизнь.
Высказывания постройте так: Тезис-доказательство —

ВЫВОД.

III.
Самостоятельное составление плана произведения


Ученики составляют план.

IV.
Написание работы на черновике


Ученики записывают сочинение в черновик.

V.
редактирование произведения и переписывание начисто


Ученики вычитывают произведение, редактируют и переписывают его начисто.

При
необходимости учащиеся пользуются памяткой (см. приложение).

VI.
Самостоятельная проверка написанного

Требования
к произведению

*
Точность и полнота раскрытия темы в логической последовательности.

*
Обоснованность всех утверждений и положений.

Стилистика
простых предложений 115

*
Обобщение и использование в произведении приобретенных знаний.

*
Стилистически правильное и грамотное выражение мыслей.

*
Эмоциональность и конкретность изложения.

*
Правильные выводы в конце произведения.

VII.
Домашнее задание (на выбор)


Подберите текст на морально-этическую тему, подчеркнуть в нем

орфограми.


Сформулировать 10-15 тем произведений морально-этической проблема тики.


Составьте по заключению высказывание:»…Итак, семья —

корабль,
несущий человека через бурное житейское море»»

Многомудрый Литрекон рассуждает на тему: «Что такое справедливость?». Аргументы, вступление, заключение, тезисы — все это Вы найдете в итоговом сочинении. Приятного просвещения!

Вариант 1

(422 слова) Справедливость — это нравственный компас, который указывает человеку правильное направление в жизни. Люди, наделенные им, всегда поступают так, как велят им здравый смысл и моральный кодекс. Главный принцип справедливости: все должны получить по заслугам, ничто не остается без последствий. Его воплощение мы часто видим в литературе, а она отражает реальность.

Например, в произведении А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» наглядно показана вся суть понятия «справедливость». Старуха была злой и алчной женщиной, которой, тем не менее, повезло в жизни. Старик поймал золотую рыбку, которая в благодарность за спасение исполняла все желания героини. Она тут же забыла о муже и сконцентрировалась на власти и богатстве. Своим стариком она помыкала, не жалея грубости и унижений, а рыбку захотела видеть своей рабой. Вот до чего дошли тщеславие и властолюбие старухи! Но волшебница вернула ее с небес на землю. Героиня осталась у разбитого корыта. Это и есть ее честно заработанное место. Рыбка поступила справедливо, отняв награды у недостойной женщины, которая ее даже не спасала. Ее решение логически обоснованно: подарки судьбы развили только дурные наклонности героини и сделали несчастным старика. И вердикт рыбки имеет моральную основу: человек не должен получать то, чего не заслужил.

Более реалистичный пример описал Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Родион убил двух женщин, повинуясь желанию проверить свои способности. Он думал, что сможет вершить судьбы людей и идти к цели по трупам, однако ошибся и едва не сошел с ума от чувства вины. В чем состояло его заблуждение? Во-первых, он считал, что Алена Ивановна вредит бедным, поэтому ее нужно устранить. Это глупость, ведь никто, кроме ростовщицы, не мог спасти нищего от голодной смерти. Сам же Родион сводил концы с концами только благодаря ее услугам. Кроме того, не Раскольникову решать, кто нужен обществу и куда девать его деньги, это противоречит всем нормам морали. То есть его решение неразумно и безнравственно, а значит, несправедливо, что мы определили по этим двум важнейшим критериям. Во-вторых, никто не может достичь благих целей, убивая людей и грабя их. Цель не соответствует средствам, а значит, человек неизбежно уклонится на своем пути и пойдет по кривой дорожке. Налицо аморальность и неразумность поступка юноши, которые вновь доказывают его неправоту. Осознав все это, Раскольников признал вину и искупил ее раскаянием, получив тюремный срок. Это акт справедливости: за преступлением последовало столь же суровое наказание.

Таким образом, справедливость всегда определяется соответствием логике и морали. Если поступок правильный, его обоснует здравый смысл и поддержит нравственное чутье. А если он плохой, то ему не найти оправдания в этих аспектах. Всегда нужно тщательно продумывать свои действия и сверяться с совестью, которая не даст оступиться.

Вариант 2

(400 слов) «Справедливость — это истина в действии» — говорил Бенджамин Дизраэли. Данное определение полностью отражает природу явления. Когда мы совершаем то, что должно, мы выступаем в защиту правды и имеем всю ее силу. Разум всегда указывает на справедливое решение и обосновывает его, опираясь на моральные каноны. Чтобы составить наиболее полное представление о справедливости, обратимся к литературным примерам.

Вспомним сказку А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Гордая Наина отвергала любовь пастуха, а затем и предложение воина. Девушка была слишком высокомерна и тщеславна, поэтому ее сердце не было способно на любовь. Многие кавалеры пытались добиться ее руки, но она была непреклонна. Неизменно красавица любовалась собой и считала себя лучше всех остальных. Но, как известно, миловидность проходит с годами, и Наина превратилась в уродливую старуху. И тогда ее самый преданный воздыхатель отказался от нее, ведь от прелести возлюбленной не осталось и следа, пока он тщетно старался расположить ее к себе. Отказ стал ударом для героини. Одиночество и старость окончательно испортили ее характер. Но Наина получила по заслугам: одаривая всех безразличием и холодностью, она сама пострадала от этих негативных проявлений. Мир обращался к ней так же, как и она к нему. В этом равенстве положений раскрывается сущность справедливости: как ты относишься к людям, так и они отнесутся к тебе.

Правильное решение всегда соответствует моральным канонам — это важно понимать, чтобы не упустить истину. Это доказывает поучительный пример Ермила Гирина из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?». Герой служил бургомистром и снискал народную любовь, потому что всегда поступал по совести и не злоупотреблял служебным положением. Для многих он был образцовым человеком, слову которого можно доверять, как своему. Но один соблазн все-таки проник в душу Гирина. Его брата забирали в рекруты. Ему было жаль родственника, и он заменил его имя другим. В армию пошел другой юноша. Ермила подвела привязанность к брату. Ради нее он пожертвовал истиной. Но ведь совесть безразлична к родословной, ее не обмануть. И герой всенародно покаялся в содеянном, он просто не мог больше жить с этим. Он понял, что не может подставлять другого человека даже ради спасения родственника, потому что этот подлог противоречит его нравственным принципам и общим законам морали. Справедливость всегда отвечает требованиям совести.

Таким образом, справедливость — это моральный ориентир, который всегда указывает на истину. Чтобы жить и поступать по совести, чтобы защищать правду, нужно всегда поступать так, как велит этот нравственный абсолют. Только так в мире будет комфортно и безопасно жить, ведь честность и справедливость — самые надежные провожатые в дебрях жизни.

Сочинение “Нравственный выбор”

Нравственный выбор – это то, с чем человек сталкивается в течение всей своей жизни. Многие русские и зарубежные писатели и поэты поднимали данную тему в своих произведениях.

Введение

Рассуждение о нравственном выборе стоит начать с того, что каждый человек каждый день стоит перед каким-либо выбором. Иногда то, что приходится человеку выбирать, незначительно, однако бывают и ситуации, когда человек становится перед выбором в пользу добра или зла. Стоит отметить, что человек вправе самостоятельно решать то, каким жизненным путем он пойдет дальше. Этот нравственный выбор демонстрирует истинное лицо человека.

Первый аргумент

Проблема нравственного выбора поднимается в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Перед многими героями встает выбор: перейти на сторону самозванца Емельяна Пугачева или остаться верным присяге. Родители Маши Мироновой выбирают верность Родине, понимая, что на этом их жизненный путь завершится. Персонажи ценой собственной жизни остаются верными своему Отечеству. Верным Родине оказывается и Петр Гринев. Он не готов присягать на верность Емельяну Пугачеву, понимая, что для него это может обернуться казнью. Данные персонажи совершают действительно нравственный поступок. По-другому поступает Швабрин, который переходит на сторону Пугачева ради спасения своей жизни и ради собственных корыстных целей.

Второй аргумент

На тему нравственного выбора писал и В. Быков в своей повести «Сотников». В основе сюжета лежит плен двух русских солдат. Военное время показывает истинные лица персонажей. Оказавшись в плену у врага, Сотников и Рыбак ведут себя совершенно по-разному. Нравственность не позволяет Сотникову предать свою Родину, которую он любит, ценит и уважает. Герой не хочет даже думать об этом. Сотников, отказавшийся давать врагам какую-либо информацию, тем самым выбирает собственную смерть. Рыбак же выбирает спасение. И для этого ему приходится предать свое Отечество. Герой отрекается от Родины, участвует в казни товарища Сотникова. Рыбак сделал свой выбор в пользу собственного благополучия, несмотря на то что пришлось предать Родину.

Вывод

Человек, который оказывается перед нравственным выбором, показывает свое настоящее лицо, свои намерения и жизненные принципы. Если человек может отказаться от собственных целей ради чего-то большего, то его можно назвать героем. Однако бывают люди, которые переходят на «сторону зла» ради достижения своих желаний.

Сочинение на тему: «Нравственный выбор» — примеры текстов

Значение слова нравственный выбор

Для начала необходимо дать определение нравственности как философскому понятию. Под этим словом чаще всего понимают систему внутренних ценностей, установок, которыми руководствуется человек, принимая то или иное решение.

Более глубокое определение этому термину впервые попытался дать знаменитый философ Гегель. В текстах своих работ мыслитель рассматривает нравственность как нечто среднее между долгом и действительностью. Это качество в рассуждениях философа неразрывно связано с семейными ценностями, долгом перед государством и обществом.

Сочинение на тему нравственный выбор

Карл Маркс в своих работах даёт более научную характеристику слову «нравственность». Смысл его учений заключается в том, что человек в процессе жизни получает опыт, черпает из внешней среды ценности, правовые и моральные нормы. Из этого складывается нравственность индивида. Она, по мнению философа, непременно должна служить на благо общества.

Для большинства людей значение слова «нравственный» — выбор между добром и злом, долгом и собственными желаниями, ответственностью и чувствами. На основе философских трудов можно сделать вывод, что нравственным или моральным выбором называют осознанное решение человека, основанное на:

  • жизненном опыте;
  • воспитании;
  • ценностях;
  • собственном мировоззрении.

Существует множество определений этого словосочетания. Раскрыть значение термина на протяжении многих лет пытались философы, поэты и учёные.

Примеры из литературы

В произведениях Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, В. Гюго, а также в работах других знаменитых писателей проблема морального выбора занимает центральное место. В примерах из литературы нравственный выбор героев всегда связан с конфликтом с обществом, обстоятельствами или собственными интересами.

Мораль и общество

А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» описывал моральный облик светского человека того времени. Главный герой — типичный аристократ XVIII века, зависимый от мнения общества.

Онегин не может отменить дуэль с приятелем Ленским, так как отказ от поединка порицается обществом. Делая выбор между дружбой и формальным «кодексом чести», главный герой совершает роковую ошибку. Безответственное решение Евгения приводит к смерти Ленского.

Нравственный выбор аргументы из литературы

Вторую ошибку главный герой допускает, отвергнув чувства Татьяны. Онегин не желает связывать себя семейными узами, поэтому даёт девушке категоричный и даже жестокий ответ. Безнравственность Евгения связана не с отсутствием чувств к Татьяне, а с желанием соответствовать высшему обществу.

Татьяна в романе противопоставлена Евгению Онегину. Она выступает образцом моральной чистоты, мудрости и доброты. Встретив Евгений спустя несколько лет, девушка не поддаётся чувствам и делает сложный выбор. Семейные ценности и воспитание берут верх над эмоциями. Это характеризует Татьяну как сильную, волевую личность.

О нравственном упадке русского дворянства, неспособности нести ответственность за свою судьбу писали и другие авторы:

  1. Тургенев в романе «Ася»;
  2. Грибоедов в комедии «Горе от ума»;
  3. Толстой в произведении «Война и мир».

В аргументах из литературы нравственный выбор не всегда оказывается правильным. От поступков и решений героев будет зависеть их дальнейшая жизнь.

Война и долг

Особенно трудно соблюдать нравственные принципы в ситуации, когда жизни и здоровью грозит опасность, поэтому тема морального выбора героев на войне часто обсуждается в литературных работах. Наиболее ярко эта проблема раскрывается в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Сыну главного героя Андрею приходится выбирать между долгом перед Родиной, братьями, друзьями, родителями и любимой женщиной. Он идёт на предательство и переходит на сторону врага.

«Отчизна есть то, что ищет душа наша, что милее для неё всего. Отчизна моя — ты». Этим выражением Андрей обозначает свой нравственный выбор.

Тарас Бульба болезненно переживает предательство сына. Война с неприятелем не заканчивается, а это значит, что Андрей становится для полковника врагом. Жизненные обстоятельства сталкивают двух героев лицом к лицу. Тарас Бульба, несмотря на свои отцовские чувства, убивает предателя. Для казацкого полковника долг оказывается важнее, чем родительская любовь.

Нравственный выбор примеры из жизни

Пётр Гринев в произведении «Капитанская дочка» тоже принимает сложное волевое решение. Оказавшись в плену, он отказывается переходить на сторону бунтовщика Пугачёва. Герой выбирает смерть и только благодаря случайным обстоятельствам остаётся живым.

Швабрин, напротив, предаёт Отчизну, руководствуясь корыстными мотивами. Он с лёгкостью переходит на сторону бунтовщика и получает за это по заслугам. Роман носит поучительный характер. Эта тема также обсуждается в произведениях:

  • «Судьба человека» Шолохова; ;
  • «Жизнь и судьба» Гроссмана;
  • «Сотников» Быкова.

На войне проявляются положительные человеческие качества героев и обнажаются отрицательные черты предателей. Только люди с твёрдым характером могут принять правильное нравственное решение на поле боя.

Внутриличностный конфликт

Часто герои произведений не могут принять правильное решение из-за собственных внутренних противоречий. Человеку, не имеющему устоявшихся ценностей, крайне сложно сделать выбор. Чаще всего его конечное решение — результат случайных обстоятельств.

Классический пример из литературы — образ Родиона Раскольникова в романе «Преступление и наказание». Герой не может определиться, что для него важнее, — человеческая жизнь или материальное благополучие. Внутренние противоречия не позволяют сделать Родиону правильный выбор. Знаменитая цитата персонажа о «тварях дрожащих» и «право имеющих» подчёркивает невозможность совершения осознанного выбора, основанного на внутренних ценностях.

Нравственный выбор примеры из литературы

Аргументы из жизни

В примерах из жизни нравственный выбор встречается намного чаще, чем в литературных работах. Уже в детстве ребёнку предстоит принять первые волевые решения. Например, школьник мечтал пойти после уроков на прогулку с друзьями, но ранее он уже пообещал помочь родителям с уборкой. Ребёнку нужно выбрать между развлечением и долгом.

По сравнению с другими примерами из литературы эту ситуацию нельзя считать серьёзной. Однако именно в детстве закладываются моральные ценности, которыми человек будет руководствоваться всю свою жизнь.

Подросток улыбается

Подросток сталкивается с проблемой морального выбора в классе, дворе и даже в собственной семье. Преодолеть трудности выбора помогают родители, учителя, наставники, старшие товарищи.

Во взрослой жизни люди сталкиваются с более сложным выбором. Желая добиться временного успеха на работе или в личной жизни, человек нередко руководствуется мимолётными ценностями. Приходится делать выбор между материальным достатком и совестью, чувствами и положением в обществе, безопасностью и долгом, комфортом и справедливостью.

Основная сложность вопроса заключается в том, что не существует однозначно правильного или неправильного нравственного выбора. Нравственность — это только внутренние установки, поэтому в первую очередь каждому человеку необходимо определиться с собственными жизненными ценностями и приоритетами.

Сочинение Что такое нравственный выбор рассуждение 9 класс 15.3 ОГЭ

Выбор – это всегда тяжело. Никогда не знаешь, чему лучше отдать предпочтение, какие последствия даст тот или иной вариант, в какую сторону лучше качнуть чашу весов. Лучше всего рассматривать варианты не только со стороны разума, но и со стороны нравственности, совести.

Нравственный выбор – это не просто выбор, сделанный сердцем, а выбор, правильный со стороны морали и этики. Это выбор добра или зла.

Порой нравственный выбор выпадает перед человеком в самых мелких, но подчас и в самых критических ситуациях: поднять или нет деньги, на

Нравственность и совесть – это то, что делает человека человеком, его внутренние моральные установки и правила, которые не позволяют ему перейти черту, грань между добром и злом.

Иногда даже совестливому человеку трудно правильно сделать нравственный выбор, ведь часто темная сторона выбора завлекает человека своим искушением, соблазном. Конечно, любой выбор нужно делать с умом, но разум часто ищет выгоду, а из-за выгоды часто приходится переступать

Нравственность помогает человеку не совершать в своей жизни корыстных, подлых и неправильных поступков, ориентирует его в жизни. Часто нравственность идет вместе с человеком с самого детства, во многом он получает ее от религии, в которой говорится о наказании за грехи. В основном, именно это останавливает человека от неблагонадежных действий.

Даже детские стихи, наподобие “Что такое хорошо и что такое плохо?” с малых лет приучают человека отделять добро от зла, черное от белого.

Нравственный человек обладает такими качествами как умение прощать, доброта, щедрость, понимание, умение любить и дружить, смелость, самоотверженность. Ему чужды жадность, эгоизм, злость, равнодушие, ненависть.

Я считаю, что нравственный выбор часто, действительно, не очень прост. Чтобы облегчить его, нужно стремиться к самосовершенствованию в моральном плане: учиться любить, прощать, воспитывать в себе самые лучшие и правильные качества.

Сочинение рассуждение Что такое нравственный выбор

Нравственный выбор сопровождает каждого человека по всей его жизни. Рано или поздно приходится делать выбор между тем, как лучше поступить, какие блага на данном этапе важнее, можно ли закрыть глаза на что-то ради желанной цели.

Нравственный выбор зависит от воспитания человека, ведь именно родители учат своего ребенка тому, что такое добро и что такое зло, что такое дружба и любовь, они учат, что всегда нужно говорить правду, делиться и помогать нуждающимся. Если в детстве все кажется гораздо проще и выбор между тем сказать правду или солгать, сделать просто, то по мере взросления задача значительно усложняется, однозначное добро и зло перестают существовать, сплетаясь друг с другом, а вместе с ними и не существует единственно правильной формулы, которая позволит сделать правильный нравственный выбор, потому каждый выбирает сам для себя в соответствии со своими жизненными установками, принципами и представлениями о морали и этике.

Нравственный выбор достаточно часто влияет на то, какое человек будет занимать место в обществе, как его будут воспринимать близкие и коллеги, как сложится его судьба. Даже, казалось, маленькая диллема может перевернуть жизнь с ног на голову. Волевые и сильные люди, которые не хотят идти вразрез своим принципам, делая нравственный выбор, готовы пожертвовать всем, что у них есть и это имеет невероятное влияние на их судьбу.

Так, рассказ Льва Толстого “После бала” повествует о сложном жизненном выборе, который пришлось сделать герою. Он был без ума влюблен в девушку и ради нее был готов пожертвовать всем, но однажды увидев то, как жестоко наказывают солдата-дезертира, принял решение порвать отношения с возлюбленной и оставить службу, так как она предполагала безоговорочное выполнение приказов руководства, а делать кому-то больно герой не хотел, потому выбрал другую судьбу, сделав сложный для себя нравственный выбор.

Очень важно, чтобы нравственный выбор был сделан по совести, потому что жить вопреки своим желаниям и убеждениям сложно. При этом нужно помнить и об интересах других людей, нельзя обижать своих близких и оставаться безразличным к их судьбе. Только тогда выбор будет сделан правильно и стыдно за свой поступок не будет.

Нравственный выбор многому учит человека. Сделав ошибку один раз, человек обретет бесценный опыт и уже в следующий раз будет больше думать о том, как ему правильно поступить. Также он учит ответственности, часто молодые люди легкомысленно принимают решения, ставят свои интересы выше других, но когда приходит черед отвечать за свои поступки, понимают, насколько они были неправы и что нужно было делать по-другому.

Сегодня, 1 декабря, выпускники этого года по всей стране пишут итоговое сочинение. Оно является обязательным условием для допуска к ГИА. Этому событию педагог Римма Раппопорт посвятила публикацию , где разобрала распространенные ошибки из школьных сочинений, которые ничего кроме раздражения не вызывают. А ещё — дала советы, как же писать эту работу так, чтобы радовать учителя. Сохраните в закладки и покажите своим детям — пригодится!

Как научиться писать сочинение?

Фото: из архива Риммы Раппопорт

Римма Раппопорт — учительница русского языка и литературы из Санкт-Петербурга, методист, автор книги «Читай не хочу. Что мешает ребёнку полюбить книги». Ведет популярный блог на «Яндекс. Дзен».

В детских сочинениях попадаются разнообразные, порой забавные ошибки. За возможность посмеяться я ученикам всегда благодарна, но регулярно встречаются в сочинениях ошибки и ходы, которые чудовищно раздражают. О них и расскажу.

5 самых противных ошибок в сочинениях

1. В таком-то году такой-то писатель написал великий роман такой-то…

Вы только что прочитали типичное начало сочинения. Прелесть такого вступления в том, что его можно использовать примерно всегда. Достоевский, Толстой, Тургенев… какая разница? Главное, чтобы роман был великим, а этого добра у нас в школьной программе навалом.

Вообще, вступительная фраза, не имеющая отношения непосредственно к теме сочинения и позволяющая начать издалека, сильно переоценена.

Мой совет: все необязательные предложения, которые можно заполнить чем угодно, лучше нещадно выбрасывать.

2. Автор рассуждает о проблеме.

Спасибо ЕГЭ: теперь у нас авторы только о проблемах и рассуждают, в крайнем случае тему затрагивают. А больше ничего не успевают: проблем-то выше крыши. Такой подход чудовищно упрощает художественный текст.

На уровне темы-проблемы ещё кое-как можно говорить о публицистике, но не идти глубже при разборе литературного произведения — значит ничего в нём не понять. Всё живое и прекрасное, что делает с человеком литература, она делает средствами куда менее заметными и куда более изящными, чем прямое рассуждение о проблемах.

В противном случае можно было бы некоторые романы дальше названия не читать: и так понятно, какие проблемы занимают Толстого в «Войне и мире» или Тургенева в «Отцах и детях».

3. Автор хотел показать нам.

Чего только не показывает нам (именно нам, для нас же писалось) автор! Создаётся впечатление, что писателей занимают не их герои, не попытка, высказываясь, найти ответы на экзистенциальные вопросы, а суровая необходимость пронести сквозь века мораль, адресованную персонально Васе Пупкину из 10-го «Б».

Вот бы вместо бессмысленной игры «Угадай, что хотел сказать автор» видеть в сочинениях анализ текста и стремление отыскать ответы на те самые экзистенциальные вопросы вместе с писателем.

Как научиться писать сочинение?

Фото: olia danilevich, Pexels

4. Одни люди думают так, а другие так.

«Что такое счастье? Все люди понимают это по-разному». Мысль глубокая — не хуже утверждения, что кто-то любит кофе с сахаром, а кто-то — без. Одно дело — сравнить точки зрения противопоставленных друг другу героев. И совсем другое — поведать учителю, что мир делится приблизительно пополам и у всех в нём всё по-своему.

Так что этот ход надежнее пропустить и сразу перейти к более содержательным размышлениям.

5. Мне очень понравился роман такой-то, он заставил меня о многом задуматься.

В большинстве случаев такое мощное эмоциональное заключение свидетельствует о двух вещах: ребёнок понял, что сочинение пора завершать, ребёнок думает, что учитель ждёт именно такой «позитивной» реакции на прочитанное (скорее всего, не такое уж прочитанное) произведение.

Я, к слову, не жду. Мне вообще непонятно, зачем отвлекаться от основного текста и перескакивать на искусственные оценочные суждения. Учитель же по самому сочинению и по его качеству увидит, понравилась ли ученику книга. Если она ученику никак, это точно бросится в глаза. Один из верных признаков «никака» — громкие фразы о сильном впечатлении, произведённом книгой.

А что не так со штампом «заставляет задуматься»? Разве не заставляет? Беда в том, что задуматься заставляет любой текст, даже этикетка на освежителе воздуха. Тут как с «понравилось/не понравилось» в конце сочинения. Жанр сочинения вообще предполагает, что ученик задумается и распишет свои мысли на несколько страниц.

Поверьте, если ребёнок задумался, учитель не пройдёт мимо. Сообщать об этом дополнительно не нужно.

Как научиться писать сочинение?

Как же тогда не раздражать и даже радовать учителя литературы своим сочинением?

  • Быть ближе к тексту, но не перебарщивать с пересказом.
  • Уместно цитировать не ради самого факта цитирования.
  • Уходить от громкости и пафоса в сторону вдумчивости и конкретики.
  • Относиться к сочинению как к поиску, движению, а не конструктору.

Ну или хотя бы не списывать.

Источник: блог Риммы Раппопорт.

  • Что такое мудрая родительская любовь сочинение аргументы
  • Что такое мотив в сказке
  • Что такое муки совести и как с ними жить сочинение
  • Что такое милосердие сочинение огэ
  • Что такое миниатюрное сочинение