Что такое мораль сказки

Тема. царевна-лягушка. народная мораль в характере и поступках героев. цель: повторить сведения об особенностях сказки, учить вести беседу по сказке,

Тема.
Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев.

Цель:
повторить сведения об особенностях сказки, учить вести беседу по сказке, ввести
понятия «мораль» и «образ», учить анализировать и делать выводы, развить память,
внимание, связную речь; воспитывать любовь к русской литературе.

Оборудование:
скороговорка, кроссворд.

Тип
урока: комбинированный

Ход урока

1.     Организационный
момент

Настроение у нас отличное,

А улыбка – дело личное.

Пожелаем друг другу добра.

Нам урок начинать пора.

2. Проверка домашнего
задания

— Что такое сказка?

— Для чего нужны чудеса в сказках?

— Какие виды народных сказок вам
известны?

— Расскажите о построении сказок.

3. Сообщение темы и цели

Формирование новых знаний, умений и навыков

использовать материал статьи учебника).

—  Ребята,  отгадав  загадку,  вы  узнаете,  как  называется 
сказка,  которую  мы  сегодня  будем изучать?

Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поднял ее кто-то.

 Кто, распростившись с зеленою кожей,

 Сделался мигом красивой, пригожей?

— Как называется сказка?

— Посмотрите на доску и прочитайте тему
урока.

— Сформулируйте задачи урока.

4.Работа по теме урока

читать:

Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поднял ее ктото.

Кто, распростившись с зеленою кожей,

Сделался мигом красивой, пригожей?

У: — Откройте  тетради  и запишите название сказки. «Царевналягушка».

Что

Сказка    это
 жанр  эпоса фантастического  характера,  имеющий  зачин,    противопоставление

добрых героев злым, счастливый конец.

Как  доказать,  что   данное  произведение  является  сказкой?

Поскольку

художественное  повествование 
фантастического  характера, 
имеющее  зачин, 
деление

героев  на  добрых
 и  злых,  счастливый  конец,  считается  сказкой.

А

1.    
Рассказ учителя

Сказки
хранят в себе мудрость народа, его традиции и законы.

Одной
из величайших ценностей человека является семья. Создание и сохранение семьи
было обязательным для наших предков, поэтому женитьба – важный момент в жизни
человека. В далеком прошлом даже существовал запрет на холостятскую жизнь.

«Жениться
– с людьми расплатиться», говорили наши предки, то есть выполнить свою
обязанность.

Семья
связывает наше настоящее с прошлым и будущим. К неженатому человеку относились
с презрением и недоверием, взимали штрафы.

Женитьба
была делом всего рода, а не только жениха и невесты. А свадьба являлась
своеобразным экзаменом для обеих семей ( как воспитывали, чему научили)

В
народном быту была отмечена сильная власть отца и высокий авторитет матери.
Старший сын выделялся среди других сыновей. В доме царило почтительное отношение
к старшим. Старше – значит, опытнее. Старших почитали и слушали беспрекословно.
Были строгие правила общения, за соблюдение этих правил следили.

Хранительницей
очага и семейных преданий была женщина. К ней всегда было особое отношение.
Мужчина – добытчик – понимал, что содержание семьи и дома он был обязан
женщине.

Мир в
доме, спокойствие мужа полностью зависели от терпения, благожелательности и
мудрости женщины. Правила поведения людей, их взаимоотношения с другими людьми
передавались детям разными способами, в частности, они узнавали о них, слушали
сказки, пословицы, поговорки.

2.    
Работа со скороговоркой

Съел молодец тридцать три пирога с
пирогом, да все с творогом.

3.    
Работа с текстом

Прочитайте
сказку «Царевна – лягушка» до слов «Иван – царевич хотел…»

-сколько
сыновей было у царя?

— Мог
ли отец в реальной жизни предложить таким образом выбирать жен сыновьям?


Почему герои не возразили отцу?


Каких жен выбрали себе старший и средний брат?

Прочитайте
со слов «Иван – царевич хотел..» до « И тут же дал..»


Каким было первое испытание для невесток?


Почему Иван – царевич расстроился?

— Как
встречает расстроенного мужа лягушка?

— Что
она ему говорит?


Какие черты характера героини открылись нам в этом эпизоде?

Физкультминутка

Сказка
даст нам отдохнуть

Сказка
даст нам отдохнуть.

Отдохнем
— и снова в путь!

Нам
советует Мальвина:


Станет талия осиной,

Если
будем наклоняться

Влево
— вправо десять раз.

Вот
Дюймовочки слова:

— Чтоб
была спина пряма,

Поднимайтесь
на носочки,

Словно
тянетесь к цветочкам.

Раз,
два, три, четыре, пять,

Повторите-ка
опять:

Раз,
два, три, четыре, пять.

Красной
Шапочки совет:

— Если
будешь прыгать, бегать,

Проживешь
ты много лет.

Раз,
два, три, четыре, пять.

Повторите-ка
опять:

Раз,
два, три, четыре, пять.

Дала
нам сказка отдохнуть!

Отдохнули?

Снова
в путь! (Дети повторяют описываемые движения.)

Прочитайте
со слов «И тут же дал сыновьям…» до «И тут же отдал царь..»


Каким было второе испытание?


Почему не повезло боярской и купеческой? Как они выполнили задания?

Прочитайте
сказку со слов «И тут же отдал царь…» до «Когда пир был…»


Каким было третье задание?

— Что
должна была уметь будущая жена?

— Как
ведут себя старшие царевичи и их жены до момента появления Василисы Премудрой?

— С
чем сравнивают Василису на пиру?

— Как
вы думаете, с какой целью жены царевича повторяют действия Василисы?

Почему
у них не выходит?

Прочитайте
со слов «Когда пир был..» и до конца

— Где
Иван-царевич должен был искать Василису?

— Как
долго Ивану-царевичу пришлось искать Василису Премудрую?

— Кто
указал Ивану-царевичу дорожку в Кащеево царство?

— С
кем встречается Иван-царевич в пути?

— Кто
раскрывает Ивану-царевичу тайне Кащеевой смерти?

— Где
находится смерть Кащея?

— Кто
помогает Ивану-царевичу достать смерть Кащееву?

— Чему
учила девочек эта сказка?

-Какой
должна быть идеальная жена? Какими чертами она должна обладать?

— Как
называет народ Василису в момент, когда она трудится?


Почему так сильно преувеличены недостатки старших царевен? С какой целью это
сделано?

— Что
такое мораль? (Мораль – система нравственных норм, регулирующая поведение
человека)


Сформулируйте в чем мораль этой сказки?

— Что
такое образ?

Образ
— визуальный образ, зрительный образ, изображение.

Художественный
образ — всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и
освоения мира с позиции определённого эстетического идеала путём создания
эстетически воздействующих объектов. Также любое явление, творчески
воссозданное в художественном произведении.

— В
чем истинная красота Василисы Премудрой?

Василиса
Премудрая – образ, созданный народом, он собирательный. В нем сосредоточены
лучшие черты русского национального характера.

Основная
роль героини – быть помощницей своего жениха или мужа.

5.     Закрепление
и систематизация

1.     Кроссворд

image001

По горизонтали

2. Дочь Кащея Бессмертного

4. Достала яйцо из моря

7. Средство поиска жён

8. Проводник Ивана

10. Куда Иван-Царевич выбросил шкурку у
лягушки

По вертикали

1. Жена Ивана-царевича

3. Смерть Кащея

5. Транспорт лягушонки

6. Хозяйка избушки

7. Догнал утку

9. Вырвал дерево

6.
Итог урока

Прием микрофон


Какая тема урока?


Выполнили мы все поставленные цели урока?

— Что
вам понравилось на уроке?

— Чему
вы научились?

7.
Домашнее задание.

Прочитать
сказку, пересказать понравившийся эпизод и нарисовать к нему иллюстрацию.

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе.

Тема: Басни русских баснописцев.

Цель: Познакомить с баснями русских баснописцев.

Задачи:

Предметные:

Дать понятие о бродячих сюжетах в баснях баснописцев разных стран.

Закрепить литературоведческие понятия «басня», «мораль», «баснописец». «олицетворение».

Учить работать с текстом басни: правильно называть, выделять части текста и объяснять мораль басни.

Учить сравнивать басни разных баснописцев: форма, содержание, сюжет, мораль.

Читать по ролям диалоги героев.

метапредметные:

Создать условия для развития познавательной активности учащихся, умения понимать прочитанное, сравнивать, рассуждать, делать выводы.

Способствовать развитию связной речи, мышления, воображения обучающихся.

личностные:

Способствовать формированию желания читать, стремлению к познанию через организацию работы в сотрудничестве.

Воспитывать негативное отношение к легкомыслию, беспечности, лени, черствости и эгоизму.

Оборудование: ноутбук, проектор, магнитные карточки.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный этап

Задаёт эмоциональный настрой.

Морально готовятся к началу урока.

2.Речевая разминка

Учитель предлагает детям собрать рассыпавшиеся пословицы:

Труд человека кормит, а лень портит.

Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь.

Делу время – потехе час.

(Они записаны на магнитных листах и в хаотичном порядке прикреплены на доске.)

Проводит беседу о смысле пословиц.

Выходят трое учащихся и каждый на своей стороне доски собирает пословицу.

Принимают участие в работе над смыслом пословиц.

3. Подготовка детей к восприятию произведения

Предлагает учащимся в парах заполнить карточки, в которых нужно соединить животное качество, которое ему присуще.

Лиса

грубость

Медведь

Хитрость

Осёл

жадный

Волк

беззащитность

Ягнёнок

упрямство

Выводит учащихся на беседу о том, в каких случаях в животных мы узнаём людей?

Попробуйте определить тему урока. А кто помнит, что такое басня? Если забыли, то откройте с.38 и прочитайте.

-Попробуйте дать определение: что такое басня?

-Чем отличается басня от сказки? (есть мораль).

-Так же в баснях присутствует аллегория, а что это такое прочитайте сами на с 40.

-Каких баснописцев вы знаете?

-Какие басни уже читали? Сегодня будем работать с новыми тремя баснями. А почему сразу с тремя вы узнаете чуть позже.

Договариваются о совместной работе. Работают на листках в парах.

Участвуют в беседе.

Определяют и озвучивают тему урока.

Отвечают на вопросы учителя.

4. Этап первичного чтения текста

Включает аудиозапись басни.

Организует беседу по прочитанному:

-Что произошло со стрекозой? Почему?

-Как повел себя муравей? Во всем ли он прав?

-Радужная или мрачная картина возникает? Почему?

-За что злится на стрекозу автор?

(за беспечность, легкомыслие)

-Перечитайте диалог стрекозы и муравья.

-Как автор их называет?

(кумушка, голубчик

-Почему у автора меняется настроение?

(жалеет стрекозу, дает ей надежду)

-Какой нам показывает Крылов стрекозу? (легкомысленная и безответственная).

-А муравей? Какой он?

-Чему учит эта басня?

(Басня учит думать о будущем, правильно планировать дела, не быть расточительным).

Есть ли мораль? Какая? (всегда наступает такой момент, когда за свое безделье придется расплатиться. Поэтому нужно уметь не только развлекаться, но и трудиться).

Запишите в тетрадь мораль этой басни.

Перед чтением басни Хемницера организует словарную работу. С.42

Читает басню И.И. Хемницера « Стрекоза».

Организует беседу по прочитанному:

-Отличается ли эта басня от басни И.А. Крылова?

-Какая здесь стрекоза? (глупая, ленивая).

-А какой муравей?

-Какими словами автор рисует картину жизни стрекозы?

(жалуется, просит взаймы, осознает свои ошибки).

— Чему учит эта басня?

(учит помогать в трудную минуту, даже глупому человеку).

Знакомит с третьей басней Л.Н. Толстого «Стрекоза и муравьи». Для этого предлагает хорошо читающему ученику прочить басню.

Проводит беседу по прочитанному:

— А в этой басне какая стрекоза? (легкомысленная и беспечная).

-А какие муравьи?

-Чему учит эта басня?

(учит думать о будущем, правильно планировать дела, не быть расточительным).

Организует работу в группах для знакомства с биографиями баснописцев.

Предлагает детям разделиться на 3 группы и получить задания.

— Мы прочитали три басни разных авторов, которые жили в разное время и что общего вы заметили?

Подводит к определению «бродячего» сюжета.

«Бродячими» сюжетами литературоведы называют те сюжеты, которые встречаются в разных эпохах, в различных странах в устном народном творчестве, в литературных произведениях. Бродячие сюжеты из басен Эзопа переработал И,И. Хемницер, потом И.А. Крылов, а потом и Л.Н. Толстой. Из выступлений своих одноклассников вы увидели, что баснописцы жили в разное время.

Слушают.

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы.

Зачитывают слова о стрекозе (попрыгунья ползет, пропела, не успела)

Находят описание (помертвело, злой тоской, зима катит, нужда, голод, не поет)

Находят в басне описание жизни стрекозы летом (без души, обогрей, мягких муравах, голову вскружило.

Записывают в тетрадь мораль басни.

Высказывают свои мнения о том, какая мораль в этой басне.

Принимают участие в беседе по прочитанному, отвечают на вопросы.

Работают в группах, выходят к доске и читают биографии баснописцев.

5.Этап вторичного чтения текста.

Предлагает учащимся организоваться в группы по 3 человека и потренироваться в чтении по ролям басни И.А. Крылова.

Отрабатывают чтение по ролям.

6.Этап первой ступени анализа произведения.

Предлагает заполнить таблицу.

Работают в паре. Договариваются о распределении ролей и заполняют таблицу.

7.Этап второй ступени анализа произведения. Анализ эмоционально образного содержания текста.

Организует учащихся на чтение по ролям. Предлагает троим ученикам прочитать басню И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» у доски.

Выходят к доске и читают выразительно по ролям.

8. Этап обобщения прочитанного.

С какими произведениями мы сегодня познакомились? Что вы узнали про эти басни? В начале урока мы записали три пословицы. Скажите, подходят ли они к теме урока?

Участвуют в заключительном диалоге.

9. Домашнее задание

Выучить басню И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» наизусть.

Биография Ивана Андреевича Крылова.

Иван Андреевич Крылов – русский писатель, поэт-баснописец, сатирик, переводчик, Статский Советник, член-академик Императорской Академии Наук. Родился в 1769 года в Москве в семье отставного офицера. Ранние годы писателя прошли в разъездах, грамоте учился дома, так как у отца была большая библиотека книг. Крылов не получил хорошего образования, так как рано начал работать, потому что семья жила очень бедно. В 1782 г. Крылов переехал в Петербург, где начал заниматься литературой и иностранными языками. В 1805 г. Иван Андреевич перевел на русский язык две басни Лафонтена, а в 1809 г. он выпустил свою первую книгу басен и сразу стал знаменитым.

Биография Ивана Ивановича Хемницера.

Иван Иванович Хемницер родился в 1745 году. Отец его, штаб-лекарь, был образованным человеком и заботливо относился к воспитанию сына. На шестом году мальчик уже был отдан в обучение пастору в Астрахани. В 1755 году семья переехала в Петербург. Здесь молодой Хемницер был помещен к одному из учителей врачебного училища. Но врачом он не стал, а поступил солдатом в пехотный полк и прослужил 12 лет. После службы занялся литературной деятельностью. Он любил читать басни древнегреческого баснописца Эзопа, сам их переводил и сочинял свои в стихах. В 1779 году появился первый сборник басен Хемницера. Всего существует 28 изданий его басен.

Биография Л.Н. Толстого

Лев Николаевич Толстой родился в 1828 году в родовом имении Толстых ‒ Ясной Поляне.

Родители умерли рано, и с 13 лет Лев жил у тети в Казани. Первое образование он получил дома, его учили грамоте, иностранным языкам. В 1844 стал учиться в Казанском университете, но не окончил его и по совету брата отправляется служить в армию. Во время службы он начал заниматься писательским творчеством. После военной службы он вернулся в Ясную поляну. Там он сам сеял на полях урожай, помогал крестьянам бороться с голодом, участвовал в строительстве школ для крестьянских детей. Писатель очень любил детей. Он собирал крестьянских ребятишек воле себя, читал им сказки, мастерил поделки из шишек и палочек, даже ходил с ними купаться на речку. Для детей он написал «Азбуку», а также создал такие известные сказки, как «Филиппок», «Лев и собачка», «Три медведя

Заполни таблицу.

Название басни, фамилия автора, заголовок

Форма записи текста (стихотворная, прозаическая)

Мораль басни

Стрекоза

Муравей

(муравьи)

Что такое мораль человеку объясняют со школьной скамьи, но в процессе жизни моральные устои видоизменяются. Хотелось бы сегодня поговорить не только о том, что такое мораль, но и рассмотреть, какие существуют базовые моральные принципы. Для более полного понимания термина необходимо упомянуть этапы формирования и характерные черты морали. Дадим ответ на извечный вопрос, какую роль в жизни личности играют моральные принципы и для чего они нужны.

В конце статьи расскажем, чем мораль отличается от правовых норм. Все рекомендации предназначены лишь для ознакомления, а потому при возникновении серьёзных проблем обращайтесь за квалифицированной медицинской помощью.

Мораль: объяснение понятия

Мораль (или нравственность) – это сформированные в обществе и в сознании каждого отдельного человека представления о хорошем и плохом. Совершая поступки и принимая решения, человек руководствуется моральными нормами. В философии выделена даже отдельная ветвь, которая изучает именно вопросы морали – этика.

Читайте также: Что есть жизнь

Считается, что именно мораль является двигателем развития общества и его роста. Моральные нормы помогли организовать первобытное общество, именно благодаря им у людей сформировалось допустимое и недопустимое поведение. Со временем люди стали наказывать тех, кто не следовал моральным нормам. Это послужило фундаментом для появления законов.

Мораль и моральные принципы

Человеческая мораль базируется на моральных принципах. Вот только они непостоянны и отличаются в разное историческое время. Ранее, из-за ограниченного кругозора, у людей были другие представления о добре и зле. Поэтому поведение, которое сейчас кажется жестоким и недопустимым, ранее считалось нормальным. На моральных принципах формируется нравственное поведение человека. Примеры принципов:

  • гуманизм;
  • альтруизм;
  • свобода личности;
  • патриотизм и т.д.

Принцип гуманизма предполагает свободу каждой личности, которая даётся ему от рождения. Каждая личность имеет право на жизнь, свободу, а также свою неприкосновенность. Она может хранить в тайне свою личную, семейную жизнь и т.д.

Читайте также: В чём смысл ЗОЖ

Пример альтруизма – это родители. Они готовы не спать ночами, когда ребёнок болеет, работать не покладая рук ради развития и нормального уровня жизни собственных детей, но при этом отодвигают личные потребности на второй план.

Моральный кодекс

Моральный (этический) кодекс – это система правил, определяющая правильное поведение личности в той или иной сфере. Кодексы бывают разными: религиозные, профессиональные. Яркие примеры – Десять заповедей христианства или Клятва Гиппократа у врачей.

Моральные нормы

Конечно же, мораль имеет собственные нормы, ведь без них не работает ни одна система. Нормы морали – это то же самое, что нормы поведения человека в обществе. Они формируются из моральных принципов. Сюда можно отнести такие правила:

  • не лги;
  • не убивай;
  • не завидуй;
  • не обижай младших и помогай старшим;
  • не предавай и т.д.

То есть это было всё то, чему человека учат с самого детства. Если личность следует этим правилам, то она исполняет моральный долг и приближается к моральному идеалу.

Читайте также: Проявление эскапизма

Моральный идеал

Это апогей нравственности. Это практически всё лучшее, что можно представить о человеке. Например, Иисус Христос – это пример морального идеала в религии. Моральный идеал служит для людей ориентиром, к чему стоит стремиться.

Мораль: моральные ценности

Это не какие-то конкретные нормы поведения или черты личности. Ценности – это внутренние человеческие идеи, которые определяют его выбор, поведение. Личность по жизни ориентируется на свои ценности, принимая решения и совершая поступки.

Читайте также: Основы аскетизма

Пример моральных ценностей:

  • добро;
  • любовь;
  • совесть;
  • стыд;
  • бескорыстие;
  • ответственность и т.д.

Мораль: этапы формирования

Часто в современном мире о ситуации или явлении сложно сказать, хорошо это или плохо. Тем не менее, определённые нормы формируются в обществе под воздействием таких факторов:

  • исторические обстоятельства;
  • прожитый опыт;
  • традиции, обычаи.

Так, прожив опыт рабовладения, войн, люди поняли, что это не норма. Сейчас об этом страшно и подумать, а в Средневековье правители расширяли свои землевладения путём нападений и других деструктивных способов. Формирование норм поведения и, что немаловажно, их соблюдение хотя бы большей частью общества, гарантирует продолжение рода социальной группы, её сохранение.

Читайте также: Что такое парадокс

Представление о морали человек впервые получает в семье. Ребёнок узнаёт об этом от родителей, из правильных мультфильмов, сказок и игр. Если личность проявляет яркую аморальность уже с детства, это может говорить о нарушениях работы мозга. Во взрослом возрасте этому могут послужить травматические события, психологическая нагрузка. Человек, если это не социопат или личность с другим психическим расстройством, чувствует свою ответственность перед обществом, поэтому принимает нормы морали и следует им.

Мораль: характерные черты

Для полного понимания термина мораль необходимо указать на характерные черты:

  1. Мораль общая для всех людей.
  2. Мораль – это индивидуальный выбор каждого как и жизненные ценности. Нельзя насильно сделать человека нравственным, привить ему принципы и т.д. Все зависит от воспитания и от формирования личности под воздействием других факторов.
  3. Мораль вездесуща. Человек руководствуется моралью во всех жизненных сферах.

Мораль: для чего она нужна

Нравственность (мораль) необходима любому обществу, так как выполняет такие функции:

  1. Оценочная. В сознании людей сформировалось представление о добре и зле. Это позволяет им оценивать поступки и явления.
  2. Регулятивная. Наличие морали позволяет упорядочить жизнь общества. Если бы её не было, личность руководствовалась бы просто животными инстинктами.
  3. Воспитательная. В сознании людей формируется определённая моральная система, которая определяет их поведение.
  4. Контролирующая. Мораль позволяет определить, что можно, а что нельзя. Благодаря этому возможно контролировать общество.
  5. Интегрирующая. Это касается внутреннего мира личности. Моральные принципы способствуют гармонии внутри человека.

Для общества первые 3 функции – самые важные. Они определяют безопасность нахождения в обществе, а также его развитие.

Мораль: существуют требования

Чтобы считаться высокоморальным человеком, необходимо соблюдать несколько требований:

  1. Придерживаться правил поведения.
  2. Иметь моральные качества, такие как честность, справедливость, сострадание, совесть.
  3. Основываться на нравственные принципы.
  4. Иметь моральные ценности.
  5. Соответствовать нравственной культуре, воспринимать нормы и ценности окружающего общества.

Мораль: отличие от правовых норм

Основные отличия морали от законов:

  • мораль – добровольное решение, а следование правовым нормам – принудительное;
  • мораль одинакова для всех, в то время как законы могут отличаться в зависимости от страны;
  • мотив морали – совесть, чувство долга, высокие моральные ценности, а мотив послушания закону – это страх;
  • мораль – более абстрактное понятие, а закон – точное, конкретное;
  • общие нормы морали не прописаны в официальных актах, указах.

Таким образом, мораль – это субъективное понятие. Оно формируется внутри каждого человека на основании его представления о жизни. Каждый из нас сам решает, какие моральные принципы ему близки, а какие – нет, а также имеет полную свободу выбора. В то время как законы – это общепринятые, прописные нормы, которым обязаны следовать, даже если не хотим.

Читайте также: Кто такие фаталисты

Однако в обществе и мораль, и законы играют схожую роль – формируют порядок, регулируют отношения, делают жизнь более безопасной. Законы во многом помогают сдерживать людей аморальных (которые живут без моральных принципов и могут совершать негативные поступки). Такие личности часто не делают что-то плохое только потому, что боятся наказания. И наоборот, люди, которые стремятся к моральному идеалу, живут в соответствии с законами, не прилагая никаких усилий.

Спасибо, что прочли статью до конца и не забывайте делиться информацией в социальных сетях, ведь Вам несложно, а нам приятно.

  • Что такое лук толковый словарь в сказке о царе салтане
  • Что такое надежда определение для сочинения
  • Что такое молодица в сказке пушкина
  • Что такое миниатюра сочинение в русском языке
  • Что такое кокорина из сказки заяц хваста