Тема.
Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев.
Цель:
повторить сведения об особенностях сказки, учить вести беседу по сказке, ввести
понятия «мораль» и «образ», учить анализировать и делать выводы, развить память,
внимание, связную речь; воспитывать любовь к русской литературе.
Оборудование:
скороговорка, кроссворд.
Тип
урока: комбинированный
Ход урока
1. Организационный
момент
Настроение у нас отличное,
А улыбка – дело личное.
Пожелаем друг другу добра.
Нам урок начинать пора.
2. Проверка домашнего
задания
— Что такое сказка?
— Для чего нужны чудеса в сказках?
— Какие виды народных сказок вам
известны?
— Расскажите о построении сказок.
3. Сообщение темы и цели
Формирование новых знаний, умений и навыков
использовать материал статьи учебника).
— Ребята, отгадав загадку, вы узнаете, как называется
сказка, которую мы сегодня будем изучать?
Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поднял ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?
— Как называется сказка?
— Посмотрите на доску и прочитайте тему
урока.
— Сформулируйте задачи урока.
4.Работа по теме урока
читать:
Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поднял ее кто—то.
Кто, распростившись с зеленою кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?
У: — Откройте тетради и запишите название сказки. «Царевна—лягушка».
–
Что
Сказка – это
жанр эпоса фантастического характера, имеющий зачин, противопоставление
добрых героев злым, счастливый конец.
– Как доказать, что данное произведение является сказкой?
Поскольку
художественное повествование
фантастического характера,
имеющее зачин,
деление
героев на добрых
и злых, счастливый конец, считается сказкой.
А
1.
Рассказ учителя
Сказки
хранят в себе мудрость народа, его традиции и законы.
Одной
из величайших ценностей человека является семья. Создание и сохранение семьи
было обязательным для наших предков, поэтому женитьба – важный момент в жизни
человека. В далеком прошлом даже существовал запрет на холостятскую жизнь.
«Жениться
– с людьми расплатиться», говорили наши предки, то есть выполнить свою
обязанность.
Семья
связывает наше настоящее с прошлым и будущим. К неженатому человеку относились
с презрением и недоверием, взимали штрафы.
Женитьба
была делом всего рода, а не только жениха и невесты. А свадьба являлась
своеобразным экзаменом для обеих семей ( как воспитывали, чему научили)
В
народном быту была отмечена сильная власть отца и высокий авторитет матери.
Старший сын выделялся среди других сыновей. В доме царило почтительное отношение
к старшим. Старше – значит, опытнее. Старших почитали и слушали беспрекословно.
Были строгие правила общения, за соблюдение этих правил следили.
Хранительницей
очага и семейных преданий была женщина. К ней всегда было особое отношение.
Мужчина – добытчик – понимал, что содержание семьи и дома он был обязан
женщине.
Мир в
доме, спокойствие мужа полностью зависели от терпения, благожелательности и
мудрости женщины. Правила поведения людей, их взаимоотношения с другими людьми
передавались детям разными способами, в частности, они узнавали о них, слушали
сказки, пословицы, поговорки.
2.
Работа со скороговоркой
Съел молодец тридцать три пирога с
пирогом, да все с творогом.
3.
Работа с текстом
Прочитайте
сказку «Царевна – лягушка» до слов «Иван – царевич хотел…»
-сколько
сыновей было у царя?
— Мог
ли отец в реальной жизни предложить таким образом выбирать жен сыновьям?
—
Почему герои не возразили отцу?
—
Каких жен выбрали себе старший и средний брат?
Прочитайте
со слов «Иван – царевич хотел..» до « И тут же дал..»
—
Каким было первое испытание для невесток?
—
Почему Иван – царевич расстроился?
— Как
встречает расстроенного мужа лягушка?
— Что
она ему говорит?
—
Какие черты характера героини открылись нам в этом эпизоде?
Физкультминутка
Сказка
даст нам отдохнуть
Сказка
даст нам отдохнуть.
Отдохнем
— и снова в путь!
Нам
советует Мальвина:
—
Станет талия осиной,
Если
будем наклоняться
Влево
— вправо десять раз.
Вот
Дюймовочки слова:
— Чтоб
была спина пряма,
Поднимайтесь
на носочки,
Словно
тянетесь к цветочкам.
Раз,
два, три, четыре, пять,
Повторите-ка
опять:
Раз,
два, три, четыре, пять.
Красной
Шапочки совет:
— Если
будешь прыгать, бегать,
Проживешь
ты много лет.
Раз,
два, три, четыре, пять.
Повторите-ка
опять:
Раз,
два, три, четыре, пять.
Дала
нам сказка отдохнуть!
Отдохнули?
Снова
в путь! (Дети повторяют описываемые движения.)
Прочитайте
со слов «И тут же дал сыновьям…» до «И тут же отдал царь..»
—
Каким было второе испытание?
—
Почему не повезло боярской и купеческой? Как они выполнили задания?
Прочитайте
сказку со слов «И тут же отдал царь…» до «Когда пир был…»
—
Каким было третье задание?
— Что
должна была уметь будущая жена?
— Как
ведут себя старшие царевичи и их жены до момента появления Василисы Премудрой?
— С
чем сравнивают Василису на пиру?
— Как
вы думаете, с какой целью жены царевича повторяют действия Василисы?
Почему
у них не выходит?
Прочитайте
со слов «Когда пир был..» и до конца
— Где
Иван-царевич должен был искать Василису?
— Как
долго Ивану-царевичу пришлось искать Василису Премудрую?
— Кто
указал Ивану-царевичу дорожку в Кащеево царство?
— С
кем встречается Иван-царевич в пути?
— Кто
раскрывает Ивану-царевичу тайне Кащеевой смерти?
— Где
находится смерть Кащея?
— Кто
помогает Ивану-царевичу достать смерть Кащееву?
— Чему
учила девочек эта сказка?
-Какой
должна быть идеальная жена? Какими чертами она должна обладать?
— Как
называет народ Василису в момент, когда она трудится?
—
Почему так сильно преувеличены недостатки старших царевен? С какой целью это
сделано?
— Что
такое мораль? (Мораль – система нравственных норм, регулирующая поведение
человека)
—
Сформулируйте в чем мораль этой сказки?
— Что
такое образ?
Образ
— визуальный образ, зрительный образ, изображение.
Художественный
образ — всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и
освоения мира с позиции определённого эстетического идеала путём создания
эстетически воздействующих объектов. Также любое явление, творчески
воссозданное в художественном произведении.
— В
чем истинная красота Василисы Премудрой?
Василиса
Премудрая – образ, созданный народом, он собирательный. В нем сосредоточены
лучшие черты русского национального характера.
Основная
роль героини – быть помощницей своего жениха или мужа.
5. Закрепление
и систематизация
1. Кроссворд
По горизонтали
2. Дочь Кащея Бессмертного
4. Достала яйцо из моря
7. Средство поиска жён
8. Проводник Ивана
10. Куда Иван-Царевич выбросил шкурку у
лягушки
По вертикали
1. Жена Ивана-царевича
3. Смерть Кащея
5. Транспорт лягушонки
6. Хозяйка избушки
7. Догнал утку
9. Вырвал дерево
6.
Итог урока
Прием микрофон
—
Какая тема урока?
—
Выполнили мы все поставленные цели урока?
— Что
вам понравилось на уроке?
— Чему
вы научились?
7.
Домашнее задание.
Прочитать
сказку, пересказать понравившийся эпизод и нарисовать к нему иллюстрацию.
План-конспект урока литературного чтения в 4 классе.
Тема: Басни русских баснописцев.
Цель: Познакомить с баснями русских баснописцев.
Задачи:
Предметные:
Дать понятие о бродячих сюжетах в баснях баснописцев разных стран.
Закрепить литературоведческие понятия «басня», «мораль», «баснописец». «олицетворение».
Учить работать с текстом басни: правильно называть, выделять части текста и объяснять мораль басни.
Учить сравнивать басни разных баснописцев: форма, содержание, сюжет, мораль.
Читать по ролям диалоги героев.
метапредметные:
Создать условия для развития познавательной активности учащихся, умения понимать прочитанное, сравнивать, рассуждать, делать выводы.
Способствовать развитию связной речи, мышления, воображения обучающихся.
личностные:
Способствовать формированию желания читать, стремлению к познанию через организацию работы в сотрудничестве.
Воспитывать негативное отношение к легкомыслию, беспечности, лени, черствости и эгоизму.
Оборудование: ноутбук, проектор, магнитные карточки.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||
1. Организационный этап | Задаёт эмоциональный настрой. | Морально готовятся к началу урока. | ||||||||||
2.Речевая разминка | Учитель предлагает детям собрать рассыпавшиеся пословицы: Труд человека кормит, а лень портит. Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь. Делу время – потехе час. (Они записаны на магнитных листах и в хаотичном порядке прикреплены на доске.) Проводит беседу о смысле пословиц. | Выходят трое учащихся и каждый на своей стороне доски собирает пословицу. Принимают участие в работе над смыслом пословиц. | ||||||||||
3. Подготовка детей к восприятию произведения | Предлагает учащимся в парах заполнить карточки, в которых нужно соединить животное качество, которое ему присуще.
Выводит учащихся на беседу о том, в каких случаях в животных мы узнаём людей? Попробуйте определить тему урока. А кто помнит, что такое басня? Если забыли, то откройте с.38 и прочитайте. -Попробуйте дать определение: что такое басня? -Чем отличается басня от сказки? (есть мораль). -Так же в баснях присутствует аллегория, а что это такое прочитайте сами на с 40. -Каких баснописцев вы знаете? -Какие басни уже читали? Сегодня будем работать с новыми тремя баснями. А почему сразу с тремя вы узнаете чуть позже. | Договариваются о совместной работе. Работают на листках в парах. Участвуют в беседе. Определяют и озвучивают тему урока. Отвечают на вопросы учителя. | ||||||||||
4. Этап первичного чтения текста | Включает аудиозапись басни. Организует беседу по прочитанному: -Что произошло со стрекозой? Почему? -Как повел себя муравей? Во всем ли он прав? -Радужная или мрачная картина возникает? Почему? -За что злится на стрекозу автор? (за беспечность, легкомыслие) -Перечитайте диалог стрекозы и муравья. -Как автор их называет? (кумушка, голубчик -Почему у автора меняется настроение? (жалеет стрекозу, дает ей надежду) -Какой нам показывает Крылов стрекозу? (легкомысленная и безответственная). -А муравей? Какой он? -Чему учит эта басня? (Басня учит думать о будущем, правильно планировать дела, не быть расточительным). Есть ли мораль? Какая? (всегда наступает такой момент, когда за свое безделье придется расплатиться. Поэтому нужно уметь не только развлекаться, но и трудиться). Запишите в тетрадь мораль этой басни. Перед чтением басни Хемницера организует словарную работу. С.42 Читает басню И.И. Хемницера « Стрекоза». Организует беседу по прочитанному: -Отличается ли эта басня от басни И.А. Крылова? -Какая здесь стрекоза? (глупая, ленивая). -А какой муравей? -Какими словами автор рисует картину жизни стрекозы? (жалуется, просит взаймы, осознает свои ошибки). — Чему учит эта басня? (учит помогать в трудную минуту, даже глупому человеку). Знакомит с третьей басней Л.Н. Толстого «Стрекоза и муравьи». Для этого предлагает хорошо читающему ученику прочить басню. Проводит беседу по прочитанному: — А в этой басне какая стрекоза? (легкомысленная и беспечная). -А какие муравьи? -Чему учит эта басня? (учит думать о будущем, правильно планировать дела, не быть расточительным). Организует работу в группах для знакомства с биографиями баснописцев. Предлагает детям разделиться на 3 группы и получить задания. — Мы прочитали три басни разных авторов, которые жили в разное время и что общего вы заметили? Подводит к определению «бродячего» сюжета. «Бродячими» сюжетами литературоведы называют те сюжеты, которые встречаются в разных эпохах, в различных странах в устном народном творчестве, в литературных произведениях. Бродячие сюжеты из басен Эзопа переработал И,И. Хемницер, потом И.А. Крылов, а потом и Л.Н. Толстой. Из выступлений своих одноклассников вы увидели, что баснописцы жили в разное время. | Слушают. Участвуют в беседе, отвечают на вопросы. Зачитывают слова о стрекозе (попрыгунья ползет, пропела, не успела) Находят описание (помертвело, злой тоской, зима катит, нужда, голод, не поет) Находят в басне описание жизни стрекозы летом (без души, обогрей, мягких муравах, голову вскружило. Записывают в тетрадь мораль басни. Высказывают свои мнения о том, какая мораль в этой басне. Принимают участие в беседе по прочитанному, отвечают на вопросы. Работают в группах, выходят к доске и читают биографии баснописцев. | ||||||||||
5.Этап вторичного чтения текста. | Предлагает учащимся организоваться в группы по 3 человека и потренироваться в чтении по ролям басни И.А. Крылова. | Отрабатывают чтение по ролям. | ||||||||||
6.Этап первой ступени анализа произведения. | Предлагает заполнить таблицу. | Работают в паре. Договариваются о распределении ролей и заполняют таблицу. | ||||||||||
7.Этап второй ступени анализа произведения. Анализ эмоционально образного содержания текста. | Организует учащихся на чтение по ролям. Предлагает троим ученикам прочитать басню И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» у доски. | Выходят к доске и читают выразительно по ролям. | ||||||||||
8. Этап обобщения прочитанного. | С какими произведениями мы сегодня познакомились? Что вы узнали про эти басни? В начале урока мы записали три пословицы. Скажите, подходят ли они к теме урока? | Участвуют в заключительном диалоге. | ||||||||||
9. Домашнее задание | Выучить басню И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» наизусть. |
Биография Ивана Андреевича Крылова.
Иван Андреевич Крылов – русский писатель, поэт-баснописец, сатирик, переводчик, Статский Советник, член-академик Императорской Академии Наук. Родился в 1769 года в Москве в семье отставного офицера. Ранние годы писателя прошли в разъездах, грамоте учился дома, так как у отца была большая библиотека книг. Крылов не получил хорошего образования, так как рано начал работать, потому что семья жила очень бедно. В 1782 г. Крылов переехал в Петербург, где начал заниматься литературой и иностранными языками. В 1805 г. Иван Андреевич перевел на русский язык две басни Лафонтена, а в 1809 г. он выпустил свою первую книгу басен и сразу стал знаменитым.
Биография Ивана Ивановича Хемницера.
Иван Иванович Хемницер родился в 1745 году. Отец его, штаб-лекарь, был образованным человеком и заботливо относился к воспитанию сына. На шестом году мальчик уже был отдан в обучение пастору в Астрахани. В 1755 году семья переехала в Петербург. Здесь молодой Хемницер был помещен к одному из учителей врачебного училища. Но врачом он не стал, а поступил солдатом в пехотный полк и прослужил 12 лет. После службы занялся литературной деятельностью. Он любил читать басни древнегреческого баснописца Эзопа, сам их переводил и сочинял свои в стихах. В 1779 году появился первый сборник басен Хемницера. Всего существует 28 изданий его басен.
Биография Л.Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой родился в 1828 году в родовом имении Толстых ‒ Ясной Поляне.
Родители умерли рано, и с 13 лет Лев жил у тети в Казани. Первое образование он получил дома, его учили грамоте, иностранным языкам. В 1844 стал учиться в Казанском университете, но не окончил его и по совету брата отправляется служить в армию. Во время службы он начал заниматься писательским творчеством. После военной службы он вернулся в Ясную поляну. Там он сам сеял на полях урожай, помогал крестьянам бороться с голодом, участвовал в строительстве школ для крестьянских детей. Писатель очень любил детей. Он собирал крестьянских ребятишек воле себя, читал им сказки, мастерил поделки из шишек и палочек, даже ходил с ними купаться на речку. Для детей он написал «Азбуку», а также создал такие известные сказки, как «Филиппок», «Лев и собачка», «Три медведя
Заполни таблицу.
Название басни, фамилия автора, заголовок | Форма записи текста (стихотворная, прозаическая) | Мораль басни | Стрекоза | Муравей (муравьи) |
Что такое мораль человеку объясняют со школьной скамьи, но в процессе жизни моральные устои видоизменяются. Хотелось бы сегодня поговорить не только о том, что такое мораль, но и рассмотреть, какие существуют базовые моральные принципы. Для более полного понимания термина необходимо упомянуть этапы формирования и характерные черты морали. Дадим ответ на извечный вопрос, какую роль в жизни личности играют моральные принципы и для чего они нужны.
В конце статьи расскажем, чем мораль отличается от правовых норм. Все рекомендации предназначены лишь для ознакомления, а потому при возникновении серьёзных проблем обращайтесь за квалифицированной медицинской помощью.
Мораль: объяснение понятия
Мораль (или нравственность) – это сформированные в обществе и в сознании каждого отдельного человека представления о хорошем и плохом. Совершая поступки и принимая решения, человек руководствуется моральными нормами. В философии выделена даже отдельная ветвь, которая изучает именно вопросы морали – этика.
Читайте также: Что есть жизнь
Считается, что именно мораль является двигателем развития общества и его роста. Моральные нормы помогли организовать первобытное общество, именно благодаря им у людей сформировалось допустимое и недопустимое поведение. Со временем люди стали наказывать тех, кто не следовал моральным нормам. Это послужило фундаментом для появления законов.
Мораль и моральные принципы
Человеческая мораль базируется на моральных принципах. Вот только они непостоянны и отличаются в разное историческое время. Ранее, из-за ограниченного кругозора, у людей были другие представления о добре и зле. Поэтому поведение, которое сейчас кажется жестоким и недопустимым, ранее считалось нормальным. На моральных принципах формируется нравственное поведение человека. Примеры принципов:
- гуманизм;
- альтруизм;
- свобода личности;
- патриотизм и т.д.
Принцип гуманизма предполагает свободу каждой личности, которая даётся ему от рождения. Каждая личность имеет право на жизнь, свободу, а также свою неприкосновенность. Она может хранить в тайне свою личную, семейную жизнь и т.д.
Читайте также: В чём смысл ЗОЖ
Пример альтруизма – это родители. Они готовы не спать ночами, когда ребёнок болеет, работать не покладая рук ради развития и нормального уровня жизни собственных детей, но при этом отодвигают личные потребности на второй план.
Моральный кодекс
Моральный (этический) кодекс – это система правил, определяющая правильное поведение личности в той или иной сфере. Кодексы бывают разными: религиозные, профессиональные. Яркие примеры – Десять заповедей христианства или Клятва Гиппократа у врачей.
Моральные нормы
Конечно же, мораль имеет собственные нормы, ведь без них не работает ни одна система. Нормы морали – это то же самое, что нормы поведения человека в обществе. Они формируются из моральных принципов. Сюда можно отнести такие правила:
- не лги;
- не убивай;
- не завидуй;
- не обижай младших и помогай старшим;
- не предавай и т.д.
То есть это было всё то, чему человека учат с самого детства. Если личность следует этим правилам, то она исполняет моральный долг и приближается к моральному идеалу.
Читайте также: Проявление эскапизма
Моральный идеал
Это апогей нравственности. Это практически всё лучшее, что можно представить о человеке. Например, Иисус Христос – это пример морального идеала в религии. Моральный идеал служит для людей ориентиром, к чему стоит стремиться.
Мораль: моральные ценности
Это не какие-то конкретные нормы поведения или черты личности. Ценности – это внутренние человеческие идеи, которые определяют его выбор, поведение. Личность по жизни ориентируется на свои ценности, принимая решения и совершая поступки.
Читайте также: Основы аскетизма
Пример моральных ценностей:
- добро;
- любовь;
- совесть;
- стыд;
- бескорыстие;
- ответственность и т.д.
Мораль: этапы формирования
Часто в современном мире о ситуации или явлении сложно сказать, хорошо это или плохо. Тем не менее, определённые нормы формируются в обществе под воздействием таких факторов:
- исторические обстоятельства;
- прожитый опыт;
- традиции, обычаи.
Так, прожив опыт рабовладения, войн, люди поняли, что это не норма. Сейчас об этом страшно и подумать, а в Средневековье правители расширяли свои землевладения путём нападений и других деструктивных способов. Формирование норм поведения и, что немаловажно, их соблюдение хотя бы большей частью общества, гарантирует продолжение рода социальной группы, её сохранение.
Читайте также: Что такое парадокс
Представление о морали человек впервые получает в семье. Ребёнок узнаёт об этом от родителей, из правильных мультфильмов, сказок и игр. Если личность проявляет яркую аморальность уже с детства, это может говорить о нарушениях работы мозга. Во взрослом возрасте этому могут послужить травматические события, психологическая нагрузка. Человек, если это не социопат или личность с другим психическим расстройством, чувствует свою ответственность перед обществом, поэтому принимает нормы морали и следует им.
Мораль: характерные черты
Для полного понимания термина мораль необходимо указать на характерные черты:
- Мораль общая для всех людей.
- Мораль – это индивидуальный выбор каждого как и жизненные ценности. Нельзя насильно сделать человека нравственным, привить ему принципы и т.д. Все зависит от воспитания и от формирования личности под воздействием других факторов.
- Мораль вездесуща. Человек руководствуется моралью во всех жизненных сферах.
Мораль: для чего она нужна
Нравственность (мораль) необходима любому обществу, так как выполняет такие функции:
- Оценочная. В сознании людей сформировалось представление о добре и зле. Это позволяет им оценивать поступки и явления.
- Регулятивная. Наличие морали позволяет упорядочить жизнь общества. Если бы её не было, личность руководствовалась бы просто животными инстинктами.
- Воспитательная. В сознании людей формируется определённая моральная система, которая определяет их поведение.
- Контролирующая. Мораль позволяет определить, что можно, а что нельзя. Благодаря этому возможно контролировать общество.
- Интегрирующая. Это касается внутреннего мира личности. Моральные принципы способствуют гармонии внутри человека.
Для общества первые 3 функции – самые важные. Они определяют безопасность нахождения в обществе, а также его развитие.
Мораль: существуют требования
Чтобы считаться высокоморальным человеком, необходимо соблюдать несколько требований:
- Придерживаться правил поведения.
- Иметь моральные качества, такие как честность, справедливость, сострадание, совесть.
- Основываться на нравственные принципы.
- Иметь моральные ценности.
- Соответствовать нравственной культуре, воспринимать нормы и ценности окружающего общества.
Мораль: отличие от правовых норм
Основные отличия морали от законов:
- мораль – добровольное решение, а следование правовым нормам – принудительное;
- мораль одинакова для всех, в то время как законы могут отличаться в зависимости от страны;
- мотив морали – совесть, чувство долга, высокие моральные ценности, а мотив послушания закону – это страх;
- мораль – более абстрактное понятие, а закон – точное, конкретное;
- общие нормы морали не прописаны в официальных актах, указах.
Таким образом, мораль – это субъективное понятие. Оно формируется внутри каждого человека на основании его представления о жизни. Каждый из нас сам решает, какие моральные принципы ему близки, а какие – нет, а также имеет полную свободу выбора. В то время как законы – это общепринятые, прописные нормы, которым обязаны следовать, даже если не хотим.
Читайте также: Кто такие фаталисты
Однако в обществе и мораль, и законы играют схожую роль – формируют порядок, регулируют отношения, делают жизнь более безопасной. Законы во многом помогают сдерживать людей аморальных (которые живут без моральных принципов и могут совершать негативные поступки). Такие личности часто не делают что-то плохое только потому, что боятся наказания. И наоборот, люди, которые стремятся к моральному идеалу, живут в соответствии с законами, не прилагая никаких усилий.
Спасибо, что прочли статью до конца и не забывайте делиться информацией в социальных сетях, ведь Вам несложно, а нам приятно.