Что такое миниатюрное сочинение

Осень красивая пора года. яркие деревья и неизбежный листопад с багровыми коврами под ногами. любимица поэтов, дарящая веру в
  • Осень – красивая пора года. Яркие деревья и неизбежный листопад с багровыми коврами под ногами. Любимица поэтов, дарящая веру в себя.
    Вот и закончилось жаркое лето. Теперь полноправной хозяйкой природы стала осень. Ночи становятся холоднее и лишь дневное солнышко еще доносит до нас отголоски теплого лета. Поля, некогда усеянные злаками, приняли заслуженный отдых, а сады щедро одарили своих хозяев урожаем. Все чаще на небе видны серые тучи и капает мелкий дождик, птицы улетают на юг.
    Деревья же меняют свой окрас с привычного зеленого на яркие и огненные цвета такие как: желтый, багровый, пунцовый, коричневая бронза и желто-оранжевый. Если посмотреть в сторону леса, то можно увидеть, насколько он богат золотом в эту пору года. Кажется, что он готов укутать каждый уголок Земли своим богатством. А в своей глуби он в эту пору прячет много красивых грибов, которые так и хочется скорее положить к себе в корзину. Гуляя по паркам можно увидеть рябину, которая украшена шикарными красными гроздьями, словно бусами и почувствовать, как под ноги ложится мягкий багрово-золотистый ковер, идя по которому погружаешься в глубокие мысли,возникает желание творить что-то новое,выпить теплого кофе и укутаться в плед. Некогда зеленая трава, тоже начинает менять свой наряд на более золотой и припадает к земле. Осень – это пора новых начинаний и учебы.
    Я безумно люблю осень. В эту золотую пору года можно собрать огромную горку из листьев, которые совсем недавно расстилались над нашими головами на высоких деревьях и просто упасть на нее, лежать и мечтательно наблюдать за течением облаков, мечтать о далеких теплых странах и просто о хорошем будущем. В эти осенние дни хочется уловить каждое дуновенье теплого ветерка, каждый солнечный день, приносящий с собой радость и в тоже время некую грусть, ведь приходит осознание того, что совсем скоро все измениться. Совсем скоро деревья останутся стоять совершенно без своих красивых одеяний, воздух будет становиться все холоднее и холоднее, дни станут еще короче, а багрово-золотой ковер под ногами за собой унесет ветер в неизвестные нам места. Все в осеннем воздухе будет нам напоминать о скорой смене власти в природе, ведь не за горами приход снежной королевы-зимы и все покроется другим, не менее прекрасным ковром.

  • Мини-сочинения на тему «Осень»

    Осень 3-4 класс Лето ушло. Птицы скоро улетят в тёплые края. Наступает золотая осень. Солнышко уже не так греет, серые тучи покрывают небо. Осень раскрашивает деревья яркими красками. Дубы и берёзки стали золотыми, а красавец клён стал багряным. Но эта красота будет недолгой. Налетят злые ветры, пойдут дожди и деревья скинут свой прекрасный наряд.
    У животных осенью много дел. Белка запасается грибами и орехами, чтобы не голодать зимой. Медведи готовят к зиме свои берлоги, чтобы зимой было тепло и уютно.
    А деревья будут ждать, когда придёт зима и завернёт их в пушистые белые одеяла. Автор: Игорь Ковалёв
    Осень 2 класс В это время года солнышко почти не греет, как летом. Стало холоднее. Чаще льют дожди. Дни становятся короче. С деревьев опадают листья. Многие птицы покидают родные края и улетают в тёплые, потому что становится меньше корма. Ведь осенью насекомые прячутся, а растения увядают. Более холодная – это поздняя осень, она самая дождливая. Иногда идёт даже мокрый снег. В это время во всём чувствуется приближение зимы. Автор: Прохорова Ольга
    Такая разная осень … 4 класс Осенью становится прохладнее. Дни уже короче, потому что рано темнеет. Деревья сбрасывают листья. Они очень красивые, у них сочные цвета: красные, жёлтые, оранжевые. Всё чаще дует сильный ветер, кружит листья и легко опускает их на землю. Временами небо затягивается тучами и идёт дождь. Я люблю это время года, можно гулять по парку и любоваться золотой осенней природой. Автор: Володя Пушкарёв

  • Сочинение про «Осень» 5 класс

    К теме осени, конечно же, обращались многие знаменитые писатели, но мне больше нравится это маленькое стихотворение, которое всего лишь в нескольких строчках описывает осень:
    Заглянула осень в сад –
    Птицы улетели.
    За окном с утра шуршат
    Жёлтые метели.
    Под ногами первый лёд
    Крошится, ломается.
    Воробей в саду вздохнёт,
    А запеть –
    Стесняется. (В. Степанов)
    Как же красива осенняя пора! А вы ходили осенью в лес?
    Для меня осень – это пора грусти, печали, тоски, прощания с прошлым, но все времена года по-своему хороши. На то, как падают листья с деревьев, кружась на ветру, как стелятся они желтым ковром на земле, можно наблюдать долго. Или же можно пойти в лес, набрать там листья самых разных деревьев и самого разных цветов: желтого, золотого, красного, бардового, а потом принести их домой и еще долго любоваться этими частичками красочной осени.
    Осень бывает разной – хмурой и мрачной, яркой и теплой, и каждый раз открывает нам себя с новой стороны. Сентябрь прекрасен своей красотой, он еще сможет порадовать нас теплом и яркими солнечными лучами. Почти весь месяц деревья простоят в листве, но уже не зеленой, а ярко-жёлтой, красной и бордовой. Птицы начнут собираться на юг. Октябрь совсем оголит деревья, и мы будем ходить по ярким коврам из листьев. Дожди будут идти всё чаще и чаще, а небо станет хмурым, покажется, что тучи проплывают совсем уж близко от земли. Ноябрь откроют нам морозные вечера и холодный ветер. Птицы уже все улетят. На деревьях не останется ни одного листочка, и голые деревья будут казаться нам совсем мрачными.
    Но хоть и последний месяц осени совсем холодный и мрачный, я люблю это время года за осеннее настроение, за золотую пору, за бабье лето, за удивительный лес и, конечно же, за самые яркие краски осени!

  • Клемин Алексей
    7 класс А
    ГБОУ ЦО «Школа здоровья» №943
    Учитель – Лобанова Марина Николаевна
    Золотая осень
    Моё любимое время года – осень. Сам не знаю почему, но мне нравится дождливая погода, листопад, печальный крик улетающих птиц, первые заморозки с их серебристой пылью на ветках и ледком на лужах – всё, что понимают под словом «осень».
    Конечно, осень не только красивое и моё любимое время года, это ещё и начало занятий в школе, и подготовка к зиме, и уборка урожая на дачном участке. Я всё это давно полюбил и не хочу лишать себя удовольствия поработать как следует! Кто ещё из ребят может похвастаться такими чувствами?!
    И само собой разумеется, осень – самое поэтичное время года!
    Андриевский Игорь
    7 класс А
    ГБОУ ЦО «Школа здоровья» №943
    Учитель – Лобанова Марина Николаевна
    Осень
    Осень – самое разноцветное время года, самое насыщенное краскам, и поэтому многие считают его самым красивым.
    В начале осень ещё напоминает лето: такая же зелёная, цветущая пёстрыми астрами и георгинами пора. Но проходит немного времени, и всё начинает желтеть. Вот и листья меняют свой цвет. Однако в палитре осени не только жёлтые оттенки, но и оранжевый, и багровый ,и алый, и малиновый.
    Золотая осень – любимая пора русских поэтов и художников. На эту тему создано множество стихотворений и живописных полотен. «Осенняя пора, очей очарованье!» – написал когда-то великий поэт Александр Пушкин. И хочется повторить вслед за ним это много раз!
    Начинается листопад. Вся золотая краса падает на землю. Листья шуршат под ногами. В эту пору гулять в парках всегда приятно. Воздух свежий, даже немного морозный, но не холодно. Пора листопада длится недолго. Две недели – и вот уже деревья стоят голые. Яркие краски осени исчезают.
    Дождь, туман, слякоть – вот картина поздней осени, написанная серым цветом. Настроение тоже меняется. Бродить часами по улицам уже не хочется. Хочется сидеть дома и смотреть в окно. Однажды просыпаешься, смотришь в окно, а там уже белым-бело. Ночью был снегопад и упрятал всё под своё белое одеяло. Вот и закончилась осень!
    Гарагезова Эльвина
    7 класс А
    ГБОУ ЦО «Школа здоровья» №943
    Учитель – Лобанова Марина Николаевна
    Золотая осень
    Наступает самая яркая пора – золотая осень. Деревья, прежде чем погрузиться в долгий сон, надевают золотые одёжки из стремительно желтеющих листьев. Блестит на солнце, переливаясь золотцем, берёзка. С лёгким ветром роняет медные листья клён. Листопад, хороводом кружась, устилает влажную от частых дождей землю. По чёрному зеркалу пруда плывут разноцветные листья-кораблики.  Деревья в лесу пестрят красками золотой осени, вот только дуб осыпался полностью, и, обнажив сухие ветви, раньше всех приготовился к зиме.
    Ветер с шумом кружит листья. На небе проплывают последние кучевые облака. Грозовых дождей уже не бывает, стремительно холодает одновременно с появлением обильных проливных дождей. В лучах прохладного сентябрьского солнца на голубеющем небосклоне всё чаще появляются стаи перелётных птиц. Многие уже улетели, а  скворцы и грачи ещё побудут какое-то время с нами, но и их уже тянет в путь. Совсем скоро первые заморозки.
    Но вот небо проясняется. Солнышко радует последним теплом, и всё вокруг преображается. Сегодня один из таких дней. На дворе жарко, почти как летом. Только холодный ветерок напоминает, что лето ушло безвозвратно.
    Я стою на пригорке и смотрю на лес. Он охвачен жёлто-оранжевым пожаром. И среди этого пламени зеленью проступают островки сосен и елей.
    На увядающей траве сверкают нити паутины. Их всегда сравнивают с серебром. Но мне они больше напоминают жемчуг своим перламутровым блеском. Паутина разлетается повсюду. Одна легла мне на лицо, защекотав щёки.
    Вот такую осень я люблю. Хочется отправиться в лес, просто так побродить по опавшей листве. Я ощущаю шорох листвы под ногами. Чувствую её аромат. И, оставив все дела, я отправляюсь в осеннюю сказку!

  • Сочинение про «Осень»

    Осень! Только скажешь одно это слово и сразу в голове возникают жёлтые и красные листья на деревьях и кустах, прохладные дни, проливные дожди, уютная обстановка дома.
    Как чудесно посидеть осенним вечерком в парке. Сидишь себе на скамейке, укутавшись в шарф, наблюдаешь за ,такой тихой в это время, природой. Листья разных форм и оттенков плавно падают на землю, покрывая ее неким одеялом.Резкий порыв прохладного ветра вздымает ворох листьев и открывает вид на пожелтевшую траву. Встав со скамейки, ты идёшь к упавшим листьям и собираешь самые красивые. Собрав охапку ярких листьев, ты идёшь в сторону дома. И вот, на столе в вазе у тебя стоит чудесный, красно-оранжевый, осенний букет.
    А какие чудесные картины выходят в это время года! Иной раз и самому хочется взять лист бумаги и краски, выйти на улицу и начать творить. Придёшь на какой-нибудь холмик, сядешь на траву и начнёшь рисовать. Прекрасный вид- все деревья оделись в яркую листву и радуют глаз. Раз кисточкой проведешь, и уже нарисован ствол дерева. Два проведешь, оденешь дерево в яркое платье. Три, а вот и кустик появился. Сидишь, рисуешь, вдыхаешь прохладный и такой свежий воздух. “Кап,кап”. Начался небольшой дождь. Ты немного расстраиваешься и быстро собираешь вещи. Ну что же, друг, это осень!
    Чудесная, золотая осень.
    Как приятно иногда вечером посидеть у окна за чтением книги. Уроки все сделаны, дела по дому выполнены,все довольны. Через открытую форточку в комнату залетает прохладный,вечерний ветер. Он освежает мысли и даёт хорошую обстановку для чтения. Несколько капель намочили страницу. Оторвавшись от книги, встаёшь и закрываешь форточку.Капельки на стекле окна бегут на перегонки. Увлеклись ими,ты закрываешь книгу и просто смотришь в окно. Думаешь о чем-то своём, под мирный стук капель дождя о стекло.

  • Сочинение о “Золотой осени” необходимо написать с использованием красноречивых фраз: сравнений, иносказаний.
    Можно показать свое отношение, обязательно передать красоту осени.
    Осень – одно из самых красивых времен года – приятный, бархатный, нежный сезон, который радует своими мгновениями. Уже не так тепло на улице, как летом, но тепло мягкое, как отзвук лета. В сентябре начинается и продолжается бабье лето, а листья меняют цвет, украшая деревья золотыми, красными, багровыми, бордовыми, красными оттенками, отчего сады, парки преображаются, так непохожими становятся на зеленые летом. Шуршат под ногами листья, на лицах прохожих – улыбки.
    Осень дарит не только красоту – это щедрая пора. Груши, яблоки, сливы, дыни дают сады, огороды. Пора убирать урожай, готовиться к зиме.
    Роскошны осенние цветы: георгины, астры, бархатцы. Они невероятно благоухают, навевают особенное настроение.
    Осень прекрасна, но все ближе ночь, короче светлое время суток, день ото дня… Скоро начнутся нескончаемые дожди и “смоют” все эти яркие, сочные, разнообразные краски! Сорвет ветер листья, оставив голые ветви, будет их кружить в дивном танце.
    А потом, под самый апофеоз этого невероятного праздника природы, становится отчего-то грустно… Словно что-то ушло безвозвратно… Туманы во дворе, иней по утрам… И на смену дивному веселью, запорошит все белым снегом зима. Пока, Золотая осень!

  • Сочинение на тему «Осень»

    Спешит, торопится осень, всё новые и новые краски находит она для своей картины. Серыми тучами покрывает небо. Смывает холодным дождём пёстрый убор листьев. Для своей работы взяла осень самые яркие краски и принялась за свою картину. Берёзы и тополя покрыла она лимонной желтизной. А листы осинок и клёна разрумянила, будто спелые яблоки. Все деревья и даже кусты разукрасила осень по-своему, по-осеннему: кого в жёлтый наряд, кого в ярко – красный. Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, а их трудно разрисовать. Пусть, как были летом зелёные, так и остаются. И вдруг резко меняет осень свои краски. Растения серые, пожухлые. Опустели поля и луга. Ещё шире, просторнее стало. И потянулись над ними в осеннем небе косяки перелётных птиц: журавлей, гусей, уток… Улетают птицы в тёплые края.
    Чудесная получилась картина. Только кажется, будто в ней что-то не закончено, будто ждут чего–то притихшие омытые осенним дождём поля и леса. Ждут, не дождутся голые ветви кустов и деревьев, когда придет новый художник и оденет их в пушистый белый убор. Мне кажется, что это самое красивое время года. Особенно я люблю конец сентября – листья деревьев в этот период просто восхитительны… В такие дни мне нравится гулять по лесу, чувствуя прохладный, прозрачный воздух; созерцать красно-жёлтые цвета, ощущать приятную грусть… Осень… Опять она пришла к нам, сменив удушливое и местами слишком сладкое и позитивное лето. Снова можно любоваться обилием красок. Задумчиво рассматривать свинцовое небо и ловить лицом дождь. Можно сидеть в парке на скамеечке, отдаваясь прохладному ветерку.
    Осень – прекрасна. Она сводит с ума вихрем разноцветных листьев, которые танцуют вместе с развивающимися волосами. Я люблю осень. Потому что люблю…

  • В наше время воспитанность человека является очень и очень ценной чертой, которую нужно постоянно лелеять и все время развивать, чтобы общество получило достойного члена социума. Но что мы подразумеваем под этим словом? Прежде всего – это тактичность, которая проявляется буквально во всем. Например, в умении воспринимать окружающих людей такими, какими они не были бы, вежливо воспринимать и общаться, даже если лицо не является приятной с точки зрения человеческих качеств персоной. Воспитанность помогает своему владельцу придержать свои эмоции в некоторых моментах, чтобы тем самым не насолить окружающим людям и их чувствам в сложных ситуациях. Иначе говоря, люди намеренно будет обходить болезненные воспоминания других людей, не будет пытаться давить на их и подавлять различными поучениями и морализаторством.
    Сдержанность – главное оружие воспитанного человека. В сложных ситуациях она знает, как нужно себя вести. Лично для меня ярким образцом воспитанных людей являются мои родители. Моя мать и отец с детства научили меня контролировать собственные эмоции, чувства и слова, чтобы вдруг не наделать своими действиями глупостей. Они всегда спокойные и добрые. Простыми словами могут в зародыше погасить пламя конфликта, должен разгореться. Чтобы в жизни не случилось, они непременно воспринимают все чрезвычайно легко, с юмором.
    Умение прощать, добронравие, говорить слова соболезнования и сожаления тогда, когда это нужно. По-настоящему воспитанный человек знает вежливые, тактичные, мягкие слова, которыми по такому случаю всегда можно поднять настроение тому, кто грустит. Кроме того, взяв их на вооружение, в конфликтных ситуациях можно нивелировать, нейтрализовать грубые, оскорбительные и злые слова.
    Воспитанность приходит вместе с возрастом. Как говорят мудрые, знающие люди, ее нужно беречь и лелеять с детства. Воспитанный человек всегда и везде уверена в своих силах.

    Кто такой воспитанный человек? Воспитанный человек – это тот, который придерживается норм поведения, принятых в обществе. «Воспитанный человек – это тот, который хочет и умеет считаться с другими», – утверждает российский философ Дмитрий Сергеевич Лихачев.
    Воспитанный человек – это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Воспитанный человек не тот который разольет, а тот который не заметит как это сделал другой. Полностью согласен с этими мыслями. Они подталкивают меня к размышлениям над тем, кто же должен заниматься воспитанием подрастающего поколения.
    Воспитанием детей с самого раннего детства занимаются родители. Мне кажется, что по поведению человека можно определить, как он воспитывался в семье, какие у него моральные ценности. Воспитание, больше всего, оказывается в домашней обстановке, потому что поведение некоторых людей в обществе отличается от обыденного, и зачастую не в лучшую сторону. По моему мнению, воспитанность, как и интеллигентность, можно развить и самому, надо только знать, что это такое. Мы должны относиться друг к другу одинаково именно из-за того, что все равны перед Богом. Нет ни лучших, ни худших.
    У нас у всех есть свобода, которую наши прадеды завоевывали очень долго, и главное свойство воспитанности в том, чтобы правильно ею распорядиться: не умалять свободу других людей относительно себя. Ведь чтобы быть воспитанным, не надо запоминать сотни правил, а запомнить одно: если ты относишься без уважения к ближнему своему – значит, ты невоспитанный человек.
    В жизни примером воспитанного, интеллигентного человека для меня является мама, которая старается никому не причинить неудобств, всячески избегать конфликтов, щадит мое самолюбие. Она вежливая, уважительная со всеми: и со старыми, и с детьми.
    Воспитанность – это не только хорошие манеры, это понятие социальное, а именно «бережное отношение к миру, к обществу, к природе. Воспитанный человек – это личность, соблюдающая все нормы морали и поведения в обществе, человек, который уважает интересы других как свои собственные. Опрятность, вежливость, доброта, честность и знание этикета должны стать верными спутниками этого человека. Воспитанный человек не может быть корыстным и жадным. Чувство такта должно быть неотъемлемой частью ее жизни. Для того, чтобы быть воспитанным, необходимо совершенствоваться каждый день. И при этом суметь сохранить эти навыки на протяжении всей жизни.

    С самого детства всем нам неустанно повторяют, что очень важно вырасти воспитанным человеком, потому что это играет едва ли не ключевую роль в становлении нашей личности. Но, что означает словосочетание «быть воспитанным», и какими критериями определяется уровень воспитанности? К примеру, можно ли считать воспитанным юношу, который уступает места в транспорте пожилым людям, но при этом сквернословит в людных местах, или девушку, которая всегда забывает говорить слова благодарности, но при этом является добрейшим души человеком?
    Все дело в том, что воспитанием являются поведенческие навыки, привитые человеку его близким окружением в соответствии с общепринятыми нормами человеческого общества. Нельзя утверждать, что воспитание является чем-то конкретным и определяется лишь вежливостью. Оно  также включает в себя толерантность, взаимоотношения с другими людьми, поведение в общественных местах, уважение к окружающим. Только проанализировав каждый конкретный аспект деятельности человека, и сопоставив его с остальными, можно делать конкретные выводы об уровне воспитанности.
    Следует отметить, что в воспитании каждого из нас принимает участие большое количество человек. В первую очередь, это родители, которым необходимо заложить в сознание ребенка понимание моральных ценностей и общепринятых норм, а также, осуществлять его воспитание. Помимо родителей и родственников, в процесс воспитания непременно вовлечено учебное заведение, в котором в разные периоды жизни пребывает человек – детские сады, школы, университеты. Все потому, что абсолютно каждый урок имеет не только образовательную цель, но также и воспитательную. Но, так как любой человек развивается на протяжении всей жизни, то отчасти наблюдается и процесс самовоспитания, когда осознание, как следует себя вести, как поступить будет правильнее, приходит на подсознательном уровне.
    От воспитания человека будет зависеть его внешний вид – умение правильно подбирать одежду в соответствии с мероприятием и учреждением, в котором он находится. Насколько человек образован, вежлив, грамотен, тактичен, спокоен и уравновешен – все это также определяется уровнем воспитанности.

    Здравствуйте! Проверьте пожалуйста, учла все замечания.
    Текст Алексея Дорохова
    (1)В молодости я считал себя человеком отлично воспитанным. (2)При встрече со знакомыми умел вежливо поздороваться. (3)В разговоре внимательно слушал собеседника, не позволяя себе перебивать его рассказ, как бы длинен он ни был. (4)В споре, даже самом горячем, никогда не кричал и тем более не употреблял грубых слов. (5)Не было случая, чтобы я, нечаянно кого-нибудь толкнув, не извинился или прошёл в дверь первым, не уступив дорогу спутнику. (6)Словом, воспитание моё казалось мне безупречным.
    (7)Но только казалось. (8)И выяснилось это совершенно неожиданно. (9)Как-то, во время студенческой практики, мне пришлось прожить две недели с артелью лесорубов. (10)И вот однажды вечером я нечаянно подслушал разговор, запомнившийся мне навсегда.
    (11)Присев на пороге нашей просторной землянки, артельный староста тихо беседовал со стряпухой. (12)Речь шла обо мне.
    —(13)Парень-то он ничего,— говорила стряпуха,— грамотный, да уж больно серый! (14)Воспитания нет никакого.
    — (15)А что? — заинтересовался староста.
    — (16)Да всё делает не по-людски. (17)Умываться начнёт — весь пол зальёт, потом подтирай за ним. (18)К столу сядет — нет, чтобы сперва жидкое хлебать, сразу, без команды, со дна мясо таскать начинает. (19)Уж на что нетрудное дело — ложку ко рту поднести, так и то не приучен. (20)Хлеб под ложку не подставит, на стол накапает. (21)И где только он доселе жил?..
    (22)Я слушал и чувствовал, что краснею. (23)«Ну и ну! (24)Так, значит, я «серый»?»
    (25)Сперва я, конечно, обиделся. (26)Но потом, поразмыслив, понял, что стряпуха по-своему совершенно права.
    (27)Правда, по утрам я не забывал с ней поздороваться, вежливо сторонился, когда она несла к столу кипящий самовар или тяжёлый горшок со щами, а вставая из-за стола, благодарил за обед. (28)Но это её не удивляло. (29)Для неё всё это было привычно и естественно. (З0)Но вот те пробелы в моём воспитании, о которых шла речь, были очень заметны. (31)И примириться с ними она не могла.
    (32)Впрочем, с моей стороны большой вины здесь не было. (33)С детства я жил в квартире с водопроводом, ел из отдельной тарелки. (34)Мне не приходилось умываться над ведром из ковшика, не случалось есть из общего артельного котла. (35)Поэтому я и не знал особых правил поведения, которые были обязательны для людей, живших в других условиях. (36)А выполнять их было не менее важно, чем те, городские, которым я привык подчиняться.
    (37) Этот случай заставил меня впервые задуматься над тем, что же такое хорошо воспитанный человек. (38)Каковы на самом деле те правила поведения, которым мы обязаны подчиняться?
    (39)Впоследствии я убеждался не раз, что правила эти существуют я любом обществе, в каждом коллективе. (40)Кое в чём они различаются. (41)Это зависит от условий, в которых живут люди.
    (42)Но каких правил поведения ни коснись, в главном они всегда одни и те же: уважай окружающих, считайся с ними. (43)Строго соблюдая правила поведения, ты будешь хорошим товарищем всем, кто общается с тобой в семье, в школе, на отдыхе.
    (По А. Дорохову*)
    СОЧИНЕНИЕ.
    Люди живут в обществе и, чтобы не доставлять неудобства другим, нужно вести себя подобающе, уважать мнение собеседника, быть вежливым в разговоре.
    Каждый должен уметь правильно поступать в любой ситуации, соблюдать правила поведения. То, как ведет себя человек, показывает, насколько он воспитанный. Но что же, на самом деле, воспитанность?
    В тексте Алексея Дорохова поднимается этот вопрос. Главный герой всегда считал себя отлично воспитанным. Но, оказалось, что это не совсем так. Когда он попал в другое общество, то не смог выполнять определенные правила, закрепленные здесь. Его посчитали тут “серым”. Герой понял, что в каждом окружении необходимо вести себя как полагается по местным законам.
    Писатель считает, что воспитанность-это, прежде всего, уважение окружающим, внимание к ним. В различных компаниях важно подчиняться установленному порядку, который требует соблюдения особых правил этикета.
    Я согласна с мнением автора, потому что правила поведения зависят от условий, в которых находится человек. Но везде каноны одни: нужно быть понимающим, честным и считаться с другими людьми.
    Многие писатели описывают эту проблему. Например, в романе-эпопее “Война и мир” Льва Николаевича Толстого герой Николай Ростов вырос в обеспеченной семье, в благоденствии и достатке. Но, попав на войну, Николай смог приспособиться к изменившемуся порядку жизни. Теперь он вместе с другими солдатами жил в землянке, ел скудную пищу. Герой с достоинством прошел это испытание и тем самым показал свою воспитанность и умение привыкать к новым условиям.
    Диаметрально противоположный характер имеет герой комедии Дениса Ивановича Фонвизина “Недоросль”. Митрофанушка не умеет правильно вести себя в обществе, он совершенно невоспитанный. Это приводит к тому, что герой не может приспособится к жизни в окружении других людей. В обществе его не принимают, потому что Митрофан не соблюдает элементарные правила этикета.
    Таким образом, человек является воспитанным, если он вежлив, уважает мнение окружающих и считается с установленным порядком общества, в котором находится.

    Если вы от сочинения в стресс впадаете, то что будет во время ЕГЭ.
    09.12.2021 14:35:28, С-вета

    Удачи вашим ребятам, смочь собраться и отличных результатов!

    04.12.2021 12:25:20, Красное платье

    Всех выпускников с успешным написание сочинения! В том, чсто успешно — не сомневаюсь, испытание не самое сложное, дети все подготовлены школой к нему.
    И хорошо, что не мурыжили переносами до апреля, как два последних года. Мало, что переносили, так школа постоянное «репетировала» это декабрьское сочинение, забирая время от подготовки к ЕГЭ.

    02.12.2021 09:38:43, Наталья Свет.

    ЛУЧИК

    все,результат получили. Зачет,классный руководитель написал.
    01.12.2021 19:15:16, ЛУЧИК

    Люба С.

    Эк у вас молниеносно!

    02.12.2021 11:40:16, Люба С.

    Пока не официально.
    02.12.2021 13:17:44, ЛУЧИК 1

    Санвиталия

    Дочь утром оч волновалась. Написала и ушла через 1,5 часа. Не знаю, хорошо это или плохо) Тему взяла про Вознесенского.
    01.12.2021 18:30:49, Санвиталия

    Желаю получить максимальный балл.
    И как хорошо, что это все у меня позади, а второй заход ещё не скоро)

    01.12.2021 18:25:06, Планетка

    ЛУЧИК

    Все написал и сдал зачет. Тему взяла -Когда слово становится преступлением? Произведения — «преступление и наказание» и » морфий»
    01.12.2021 16:00:53, ЛУЧИК

    ландыш

    удачи!

    01.12.2021 14:55:46, ландыш

    пока мои два одиннадцатых класса пишут сочинение, я на заменах. Например, в кабинете биологии ))

    картинка


    01.12.2021 14:52:14, AleXXX

    Mary M.

    Какой веселенький)

    01.12.2021 14:54:58, Mary M.

    Мой пришёл. Когда результаты не знает, сказал, что к коллоквиуму по физике волновался больше, а тут фигня :) Ну посмотрим, обычно у него это означает, что результат будет так себе.

    А мамам надо себя беречь :)


    01.12.2021 14:18:12, Dots .

    Cat-S

    удачи!
    01.12.2021 14:06:10, Cat-S

    Питерская

    О, уже:) Помню, помню.

    01.12.2021 13:48:11, Питерская

    Надеюсь что все справятся! Удачи им!
    Мамам — ромашковый чай :)

    01.12.2021 13:41:46, av10

    ЛУЧИК

    Пусть повезет, мой тоже пишет сегодня. Не готовился, потому что сегодня поставили зачет по физики и детки сегодня до 3 учили.
    01.12.2021 13:27:02, ЛУЧИК

    Удачи сыну! Вы виртуозно умеете мозг выносить. Все темы-сплошной негатив. Посмотрите вокруг, несмотря ни на что жизнь прекрасна. Улыбнитесь!
    01.12.2021 13:11:29, Без реги

    Шиповник (экс-Василиса)

    Я уже радостно написала сюда о предстоящей поездке, и она накрылась))). И если б только иногда такие совпадения были.
    Не, на 7е хорошо мне можно писать только о том, что уже в прошлом))).
    Но, кстати, я и хорошем много пишу, только чаще не о личном. Может, Вы просто не любите темы о хорошем читать?

    01.12.2021 13:23:30, Шиповник (экс-Василиса)

    Санвиталия

    Какой странный комментарий выше. Вообще не вижу в Ваших темах негатива.
    01.12.2021 18:33:01, Санвиталия

    А вы пишите после, уже с впечатлениями )))
    Я у вас негатива в темах не вижу, только тема ковида вас «уносит», это есть, да. А все остальное нормальные обычные теми, не переживайте ))
    За варенье на новом ноуте, еще и не сразу сказал, я бы тоже орала. Точно не обрадовалась ))) Даже без сочинения и без мыслей о дистанционке )))

    01.12.2021 13:56:31, Иришка-Мартышка

    Шиповник (экс-Василиса)

    Так пишу после.
    А в темах про ковид заносит многих. И каждый думает,что он прав. Кто прав — может, узнаем позже

    01.12.2021 14:00:54, Шиповник (экс-Василиса)

    Вас в этих темах заносит сразу, т.е. с первого шага задаете тон ))) Но это мое впечатление, если что )))
    А так всегда интересно с вами общаться, на разные темы. И негатива не вижу, а расстройство или волнение у многих. Я со старшим всегда была спокойна, поэтому для меня был просто шок когда в дни ЕГЭ я не могла работать, думать, вот пока не сообщал «вышел, написал, теперь ждем» — просто из серии «руки трясутся».
    Так что не обращайте внимания, понятно что стресс, но это совсем не означает негатив как пишут. Имхо, конечно )))

    01.12.2021 20:04:54, Иришка-Мартышка

    arte

    Просто для статистики :))) — я не вижу в Ваших темах ни выноса мозга, ни негатива :)
    Видимо, у кого что болит, тот то и видит :)

    01.12.2021 13:26:47, arte

    +1 для статистики)))) Хорошо как, что никаких сочинений и егэ мне не грозит, наверно поэтому глубину трагедии просто не ощущаю)))
    01.12.2021 14:24:58, Иллика

    Ну, я тоже вижу, и у меня это явно не болит))
    01.12.2021 13:45:23, ШаНуар

    arte

    Ну вот уже три разных точки зрения :), а не одна, негативная.
    Шиповник умеет о проблемах и заботах говорить легко и между дела — вроде как они и есть, но ничего страшного.

    01.12.2021 13:59:57, arte

    Все будет хорошо! Все это сочинение пишут лучше-хуже, но про незачёт по нему не слышала. Очень вас понимаю, сложный период вам предстоит с егэ и поступлением. Но главное помнить, что ничего нет в жизни непоправимого, кроме смерти( Мне эта мысль прямо помогала два года назад в 11 классе сына.
    01.12.2021 12:34:57, Еся

    Шиповник (экс-Василиса)

    Все и проще, и сложнее, чем думала. Уже нет желания «быстрее, выше, сильнее» в максимально хороший вуз. С нынешней обстановкой ещё неизвестно, что лучше. И ППС меняется и будет меняться, и в той же Бауманке новый ректор не пойми чего творит, по факту запрещая проводить занятия даже онлайн с теми, у кого нет куара. Но это чисто внутренние распоряжения, к делу не пришьешь.

    01.12.2021 12:49:09, Шиповник (экс-Василиса)

    Спрашиваю потому, что мы в своё время выбирали только с военной кафедрой. Оказалось, зря. Поступить туда сейчас крайне сложно, мест мало. И военкоматы всякие препоны ставят, чтобы не давать направление( Если б мы не зациклились на наличие военной кафедры, выбор вуза был бы больше
    01.12.2021 13:05:17, Еся

    Думаю, надо иметь несколько запасных вариантов. Сейчас в вузах все очень по-разному. И, кстати, что у вас с военкоматом? Призывная категория?
    01.12.2021 13:02:39, Еся

    Mary M.

    У нас все написали — и у старшего и у младшего. С первого раза. Чего и Вам желаем. И берегите нервы для ЕГЭ)))

    01.12.2021 12:24:26, Mary M.

    УникаЛьнаЯ

    Всем пишущим — удачи, мамам — спокойствия :)
    01.12.2021 12:19:38, УникаЛьнаЯ

    что? Уже? А потом расслабиться можно будет?
    Как вспомню эти сочинения, так вздрогну. Нее, не хочу.

    01.12.2021 12:12:25, ???

    Неведома Зверушка

    :-) Пусть повезет…
    Наши уже.
    Лично меня во всём этом поражает — КАК на такие темы написать меньше 300 слов… Да я бы в 600 не вместилась. А у них проблема — 250 накопать… :-)
    «Могут ли благие намерения вести к преступным деяниям?» — да тут начнешь, не остановишься же :-) А масик до 350 слов не дотянул… :-)))

    01.12.2021 12:04:49, Неведома Зверушка

    Стресс у деточки от ваших нервов. Я не знаю ни одного человека, который не написала сочинение. Не, ну может в какой совсем отстойной школе, в глухой деревне, и есть такие, но не в моем окружении. Ваше окружение не хуже моего))
    Зачем, вот зачем, накручиваться самой и детям передавать нервяки?!

    01.12.2021 12:04:28, ШаНуар

    В нашей не отстойной школе- в сотне московских лучших присутствует и даже в 500 лучших школ России есть ежегодно незачеьы-от 3 до 5. Вы чего- то не знаете наверное
    01.12.2021 12:53:18, муза мужа

    перепишут. недопуски к егэ есть из-за сочинения?
    01.12.2021 12:55:24, Шерлок

    Нет конечно, там же два раза кажется можно переписать)),но сам факт- незачеты были.
    01.12.2021 13:02:41, муза мужа

    Да, 4 года назад такого не было.
    01.12.2021 12:54:55, ШаНуар

    У вас языковая школа все-таки была. Те, кто пишет сочинения с трудом, в такие школы не идут)
    01.12.2021 13:40:52, Leenka

    У нас тоже языковая)

    01.12.2021 15:22:22, муза мужа

    Реклама

    После 9 класса у нас как и везде была специализация, были и естественники, и технари, незачетов не было. Девочка, про которую ниже пишу, была как раз из нашего гум класса. Никакой школе не выгодна такая статистика.
    01.12.2021 13:48:58, ШаНуар

    В выпуске сына было 3 незачета в 18 году
    01.12.2021 12:55:58, муза мужа

    В 17 году даже у девочки, у которой было реальное 2 по русскому, был зачёт)) Ну то есть трояк ей натягивали по жизни, ну и на сочинении наверное натянули.
    01.12.2021 13:10:29, ШаНуар

    Шиповник (экс-Василиса)

    Стресс, потому что я наорала из-за нового испорченного ноута. Опять карантин объявят — будет за телефоном следить за учебой, действительно.
    01.12.2021 12:50:10, Шиповник (экс-Василиса)

    А наорали, потому что сами стрессуете.
    Все будет хорошо!

    01.12.2021 12:55:32, ШаНуар

    Шиповник (экс-Василиса)

    Естественно. Поди достань 40 тысяч из кармана, а вдруг завтра опять карантин?
    01.12.2021 13:24:53, Шиповник (экс-Василиса)

    arte

    Пусть повезет :)

    01.12.2021 12:00:33, arte

    посмотрела темы. хорошие. все все напишут
    01.12.2021 11:56:17, Шерлок

    =^..^=

    а где посмотреть можно?

    01.12.2021 12:51:31, =^..^=

    А мне показалось,что только две последние нормальные.
    01.12.2021 11:59:03, муза мужа

    а чем про путешествия плоха? да и про преступления
    01.12.2021 12:01:03, Шерлок

    Про путешествия тем, что нужно подкреплять аргументами, не все дети фантастикой увлекаются, да и в школьной программе ее нет. Про преступления- самой постановкой вопроса.
    01.12.2021 12:57:15, муза мужа

    Неведома Зверушка

    :-) А какая в вашем регионе про преступления?
    У нас — «Могут ли благие намерения вести к преступным деяниям»
    Прекрасная постановка вопроса. :-) Мой масик примеры приводил — Пугачева и Раскольникова. Хотели-то они как лучше… :-)

    01.12.2021 13:07:36, Неведома Зверушка

    Тема: Когда слово становится преступлением?

    01.12.2021 15:24:15, муза мужа

    Тут вообще одной фразой обойтись можно: как надо будет, так и станет.
    01.12.2021 15:37:40, Гордая птица

    Там же нужно 250 слов, лучше 350))
    01.12.2021 17:05:57, муза мужа

    Шиповник (экс-Василиса)

    Про благие намерения Раскольникова — вопрос. А с Пугачевым все правильно, мне кажется.
    01.12.2021 13:25:35, Шиповник (экс-Василиса)

    Неведома Зверушка

    :-) Там есть разговор офицера с другим студентом, что старуха вредна и только заедает жизнь людей и было бы справедливо ее убить. Не то, чтобы это была основная причина для Раскольникова, но последнюю каплю этот подслушанный разговор явно добавил…
    Ну — натянутый аргумент — но всё же :-)

    01.12.2021 13:45:46, Неведома Зверушка

    а при чем тут школьная пргорамма? это сочинение тем и хорошо, что позволяет не по программе
    01.12.2021 13:04:24, Шерлок

    Чилим

    Удачи детям!

    01.12.2021 11:53:06, Чилим

    Perry

    @@@
    Пусть у них всё получится.

    01.12.2021 11:51:57, Perry

    Pilar

    Удачи!
    01.12.2021 11:49:22, Pilar

    После того как наши репетиторы проверили несколько сочинений и дали свои критические, а порой даже строгие комментарии, к нам начали приходить сочинения от учащихся из разных городов и образовательных проектов с просьбой проверить и прокомментировать их тексты. Предоставить свой текст для подобного разбора требует от учащихся немалого мужества, поэтому мы благодарим за доверие и умение прислушаться к конструктивной критике.

    Владислав Шкиль, г. Таганрог; участник образовательного центра «Сириус» по программе «Литературное творчество. Классическая литература»

    Что такое миниатюрное сочинение

    Направление «Преступление и наказание — вечная тема»


    Может ли преступление оказаться безнаказанным?

    Может ли преступление оказаться безнаказанным? Нет. Можно, конечно, перечислить имена непойманных преступников, но самое страшное наказание — его отсутствие. Ведь наказание — это не только возмездие за содеянное, но еще и шанс на перерождение. И когда человек теряет его, то он обрекает себя на нравственную гибель. Неслучайно во многих произведениях русской литературы неоднократно освещалась тема преступления и наказания, в том числе и в романе Ф. М. Достоевского с созвучным названием «Преступление и наказание».

    Вспомним судьбу Родиона Раскольникова. Герой Достоевского создает безнравственную, антихристианскую теорию о «тварях дрожащих» — тех, кто не более чем материал, который должен воспроизводить себе подобных — и «право имеющих» — тех, кто этим материалом может пользоваться, для кого не писаны никакие законы. Категоричное деление людей на разряды уже по своей сути является преступлением. Автор идет дальше и отправляет Раскольникова делать «пробу», в ходе которой тот убьет старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету. Достоевский делает это всё для того, чтобы показать нам, читателям, что и такой человек как главный герой его романа имеет шанс на перерождение. Раскольников отправляется на каторгу, переживает смерть матери, перед этим он страдает от лихорадки и разочаровывается в своей теории — ряд наказаний и сон о трихинах делают его совсем другим человеком. Так, преступник не остается безнаказанным и более того — перерождается.

    Однако в романе Ф. М. Достоевского есть еще один преступник, который, как кажется, толком не был наказан. Лужин — один из двойников Раскольникова. На самом же деле он наказан авторским забвеньем, а значит обречен на нравственную гибель. Ему не дают шанса на перерождение. Лужин совершил ряд нравственных преступлений. Он придерживался теории «о бедных женах» — её суть в том, чтобы взять в супруги бедную и настрадавшуюся девушку, брак для которой станет спасением, за что она должна по гроб жизни благодарить мужа. Одним словом, Лужин искал себе рабыню, а не спутницу жизни. Он придерживался и другой теории — «целого кафтана» или «разумного эгоизма» — её же суть в том, чтобы делать всё в своих интересах и не думать о благополучии других. Так, например, Достоевский раскрывает губительность этой теории, когда Лужин намеренно клевещет на Соню, чтобы подорвать авторитет Раскольникова. Он один из тех преступников, что действуют в рамках закона, но тем не менее, внедряются в чужие жизни и портят их. Такие, как Лужин, может и не наказываются прямо, но человеческого в них не остается — это и есть возмездие за их злодеяния без возможности переродиться.

    Таким образом, опыт произведений художественной литературы позволяет нам утверждать, что преступление не может остаться безнаказанным. Я уверен, что нам, жителям 21 века, очень важно почаще обращаться к произведениям русских классиков, чтобы не видеть в наказании одно возмездие и верить в возрождение людей, совершивших злодеяния. Как не вспомнить слова Эмили Бронте: «Пусть Бог наказывает злых людей, мы должны учиться прощать». Этими словами известная писательница еще раз показала нам, насколько важно проявлять снисхождение даже к преступникам, чтобы ставить их на путь истинный.


    Что такое миниатюрное сочинение

    Комментарий Татьяны Шипиловой (аспирантка Литературного института им. А. М. Горького, репетитор с 10-летним стажем, руководитель видеокурса «Год ЕГЭратуры»)

    Очень хорошее сочинение. Более того, сразу видно, что учащийся и материал знает хорошо, и умеет им пользоваться, но еще — знает, как понравиться экспертам: упоминание Эмили Бронте в заключении сразу заставляет растаять сердце, потому что сразу понятно, что учащийся смотрит на заявленную проблему многогранно. Тема раскрыта полно, опять же аргументы приводятся из одного произведения, но с разных позиций, что, безусловно, только плюс. Здесь, конечно, будет зачет.

    Но все же есть несколько моментов, на которые стоит обратить внимание даже не в контексте итогового сочинения, а в контексте того, что этот этап нужно воспринимать как подготовку к более серьезному испытанию. Если учащийся собирается в дальнейшем сдавать ЕГЭ по литературе, то там уже такие недочеты могут повлиять на баллы:

    • «Раскольников отправляется на каторгу, переживает смерть матери, перед этим он страдает от лихорадки и разочаровывается в своей теории» — здесь то ли само предложение составлено неверно, то ли учащийся немного перепутал последовательность событий и допустил фактическую ошибку: лихорадка и сон о трихинах случились уже на каторге после смерти матери, а не перед;
    • «почаще обращаться к произведениям русских классиков» — в заключении эта фраза нелогична, потому что сразу после нее автор обращается к цитате Эмили Бронте, а уж ее отнести к русским классикам уж точно не получится;
    • «по гроб жизни» — мысль ясна, но это разговорное выражение, которое скорее всего будет отмечено как стилистическая ошибка.

    Что такое миниатюрное сочинение

    Текст: Ольга Лапенкова

    Вся наша жизнь — дорога в неведомое: это утверждение старо как мир, но спорить с ним не приходится. Мы понятия не имеем, что произойдёт не то что через несколько лет — часов. Сколько раз ваши планы отменялись из-за непредвиденных обстоятельств? Торопились в кино или на концерт — застряли в пробке, мечтали о воскресной поездке в парк развлечений — с утра плохо себя почувствовали, ждали выхода новой серии любимого сериала — отрубилось электричество.

    К сожалению, мелкими проблемами этот список не исчерпывается. Мы разочаровываемся в друзьях — или разочаровываем их сами; выбираем профессию — а затем, увлекшись чем-то другим, «уходим» в новую сферу; прочитав хорошую книгу или увидев впечатляющий фильм, отказываемся от прошлых убеждений. С одной стороны, изменение — признак прогресса; если чего-то и стоит бояться, так это «закостенеть», на долгие годы остаться таким же, каким был. С другой стороны, не слишком ли часто мы, увлекшись каким-то человеком или учением, отрекаемся от прошлого и обещаем начать новую жизнь? И не слишком ли часто нам приходится раскаиваться в поспешных решениях?

    Именно такие вопросы зададут одиннадцатиклассникам в декабре 2021-го — но и о дороге в прямом, а не в переносном, смысле слова забыть не велят. Правда ли, что домосед и заядлый путешественник никогда не найдут общего языка? Первый скажет, что в гостях хорошо, а дома лучше; второй только усмехнётся и покажет фотографии из самых невероятных уголков планеты, и собеседник, против воли, завистливо вздохнёт… Но где гарантия, что человек, готовый всю жизнь провести в странствиях, не пытается «сбежать» от самого себя? Как здесь не вспомнить стихи А. С. Пушкина:

    • Поедем, я готов; куда бы вы, друзья,
    • Куда б ни вздумали, готов за вами я
    • Повсюду следовать, надменной убегая:
    • К подножию ль стены далёкого Китая,
    • В кипящий ли Париж, туда ли наконец,
    • Где Тасса не поёт уже ночной гребец,
    • Где древних городов под пеплом дремлют мощи,
    • Где кипарисные благоухают рощи,
    • Повсюду я готов. Поедем… но, друзья,
    • Скажите: в странствиях умрёт ли страсть моя?
    • Забуду ль гордую, мучительную деву,
    • Или к её ногам, её младому гневу,
    • Как дань привычную, любовь я принесу?
    • 1829

    Темы, предложенные в рамках этого направления, будут звучать как-то так:

    • • Зачем люди путешествуют?
    • • Моя самая запоминающаяся поездка.
    • • Что теряет человек, который всю жизнь сидит дома?
    • • Какую достопримечательность мне хотелось бы увидеть — и почему?
    • • Как найти призвание и реализоваться в профессии?
    • • Что важнее для взрослого человека: семья, карьера, богатство, известность?
    • • Выбирая жизненный путь, нужно прислушиваться к советам старших — или жить своим умом?
    • • Что теряет и что приобретает человек, когда делает первый шаг из детства во взрослую жизнь?
    • • Как понять, что идёшь по жизни с правильным человеком?
    • • Как поступить, если в поисках себя «свернул не туда»?

    А вот восемь цитат, которые пригодятся, если вы захотите украсить свою работу эпиграфом:

    • Уедем, бросим край докучный
    • И каменные города,
    • Где вам и холодно, и скучно,
    • И даже страшно иногда.
    • (Н. С. Гумилёв)
    • • Мир – это книга, и тот, кто не путешествует, читает лишь одну её страницу. (Аврелий Августин)
    • • Люди думают, что будут счастливы, если переедут в другое место, а потом оказывается: куда бы ты ни переехал, ты берёшь с собой себя.
    • (Нил Гейман)
    • • Дорогу осилит идущий.
    • (Туркменская пословица)
    • • Иди против ветра, на месте не стой,
    • Пойми, не бывает дороги простой.
    • (Песня из к/ф «Приключения Электроника», стихи Ю.Энтин)
    • • Выезжайте за ворота и не бойтесь поворота, пусть добрым будет путь!
    • (А. Макаревич)
    • • Не существует пути к счастью. Счастье — это и есть путь.
    • (Уэйн Дайер)
    • • Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!
    • (Н. В. Гоголь)

    Если направление «Человек путешествующий» понравилось вам больше всего и вы уверены, что на итоговом сочинении возьмётесь именно за него, предлагаем освежить в памяти два произведения отечественных классиков — и посмотреть один современный фильм.

    КНИГИ

    И. А. Гончаров. «Обломов» (1859)

    Программное произведение Ивана Александровича Гончарова, которое проходят в десятом классе, отлично подходит в качестве иллюстрации к размышлениям о дороге. И дело не только в том, что, раз выехав из родной деревни — Обломовки, главный герой намертво «застрял» в Петербурге, никуда не ходит и не ездит, по углам его съёмной квартиры разрослась паутина, а единственный человек, который может хоть ненадолго привести Илью Ильича в чувство, — его школьный друг Штольц, неутомимый делец и заядлый путешественник. Вопрос в другом: почему Обломов выбрал оседлое существование — и выбирал ли он его вообще? Или всё происходящее — на совести родителей, которые окружили маленького Илюшу удушающей заботой и ужасно его избаловали?

    С другой стороны, может, Обломов в чём-то прав? Его давние приятели — Волков, Судьбинский и Пенкин — посвятили себя кто светским развлечениям, кто служебным свершениям, кто литературной славе. Но в их исполнении все эти занятия не несут никакой пользы — а то и наносят вред. Так не честнее ли, решает Обломов, сидеть дома — так он по крайней мере никому не доставляет неудобств? Но когда Штольц знакомит друга с прекрасной Ольгой Ильинской, главный герой начинает сомневаться в справедливости своей философии…

    Современным школьникам роман И. А. Гончарова, из-за внушительного объёма и неторопливого повествования, обычно кажется скучноватым. Однако внимательный читатель непременно уловит, что в том и замысел автора: душевные трагедии не разыгрываются в одно мгновение. Поначалу житьё-бьтьё Ильи Ильича вызывает смех: всё это напоминает серию, в которой Винни-Пух застрял в норе, пытаясь выбраться из жилища Кролика. Но чем дальше, тем большее сочувствие у нас вызывает лентяй с золотым сердцем — и тем больше вопросов вызывает вечно жизнерадостный Штольц.

    А. П. Чехов. «Дуэль» (1891)

    Ещё одно замечательное произведение, созданное русским классиком: в школьную программу оно не входит, но даёт чуть ли не исчерпывающую картину нравов, царивших на рубеже XIX и ХХ веков — сто с небольшим лет назад.

    В небольшом городке на Кавказе живёт 28-летний Иван Андреевич Лаевский — мелкий служащий, переехавший сюда после знакомства с Надеждой Фёдоровной. Эта женщина ради Лаевского ушла от мужа — и, поскольку в Российской Империи разводы были запрещены, поселилась с ним на правах «сожительницы» и «грешницы». Пару лет назад Иван Андреевич и Надежда Фёдоровна мечтали начать новую жизнь, приобрести землю, построить домик, разбить сад и заняться хозяйством. Но Лаевский быстро разочаровался в идеалах — и, вместо того чтобы взяться за дело, целыми днями ходит по гостям, играет в карты, выпивает и отбивается от кредиторов. Что до возлюбленной, видеть её он больше не хочет: всё в Надежде Фёдорвне кажется ему «пошлым», искусственным. Но как объявить о разрыве — и где искать нового счастья? Может, уехать в Петербург? Там-то бьёт ключом настоящая культурная жизнь!..

    Иван Андреевич изливает душу давнему приятелю — военному доктору Самойленко, гостеприимному хозяину и всеобщему любимцу. Доктор осуждает Лаевского: тот уже совершил страшную ошибку — увёл замужнюю женщину из семьи, — а значит, несёт за Надежду Фёдоровну полную ответственность. Но как мучается этот беспутный Иван Андреевич! Да и его возлюбленная — не такая уж невинная страдалица, какой хочет казаться… А тут ещё молодой самоуверенный учёный-натуралист фон Корен, который объявил войну «сладкой парочке». Мелкие стычки между зоологом и Лаевским поначалу не заканчиваются ничем опасным, но читатель уже догадывается, что Чехов не просто так дал название повести…

    На первый взгляд кажется, что проблемы, с которыми сталкиваются герои «Дуэли», уже не актуальны: развестись с неугодным мужем или женой теперь легче лёгкого, да и на дуэль никто никого не вызывает. Но остаются «проклятые вопросы»: какому делу посвятить жизнь? что такое честь? как найти любовь — а найдя, убедиться, что с тобой не случайный, а предназначенный тебе судьбой человек? В этой повести А. П. Чехов изменяет своей манере оставлять читателя в полном замешательстве — и даёт-таки некоторые «рецепты», как жить, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы.

    ФИЛЬМ

    «Водная жизнь» (2005), реж. У. Андерсон

    Что такое миниатюрное сочинение

    Стив Зиссу полжизни провёл в путешествиях, да ещё в каких! Отучившись на океанографа, он собрал команду энтузиастов и принялся колесить по миру, снимая захватывающие документальные фильмы. Поначалу Зиссу вызывает у отечественного зрителя ассоциации с такими известными кочевниками, как ведущий передачи «В мире животных» Николай Дроздов — или пятикратно отправлявшийся в кругосветное путешествие Фёдор Конюхов. Но вскоре мы понимаем: каким бы смельчаком ни был главный герой У. Андерсона, кое-чего он боится до потери сознания, а именно — брать на себя ответственность.

    Стив Зиссу взял в жёны женщину из богатейшей аристократической семьи, но лишь для того, чтобы она оплачивала его экспедиции; кода же встретил настоящую любовь, испугался известия, что скоро станет отцом, и прекратил общение с той девушкой. Но вот через двадцать с лишним лет Стива Зиссу разыскивает сын. Молодой человек вырос настоящим молодцом: добрый, умный и, кстати, очень ответственный, он выучился на пилота и, кажется, уже обеспечил себе безбедную жизнь. Но согласится ли он на спонтанное предложение отца отправиться в очередную экспедицию — на поиски жуткой рыбины, из-за которой погиб лучший друг Стива Зиссу?

    Ироничный тон Андерсона с первых кадров настраивает нас на хэппи-энд, однако режиссёр цинично обманывает ожидания зрителя. С другой стороны, важные уроки Стив Зиссу всё-таки получает — но какой ценой?.. История вымышленного исследователя оставляет горьковатый осадок и показывает, что исправить некоторые ошибки — как бы того ни хотелось — невозможно.

  • Что такое молодецкий разбой в сказке пушкина
  • Что такое миф чем миф отличается от сказки
  • Что такое милосердие сочинение кратко
  • Что такое милосердие по рассказу юшка
  • Что такое милосердие определение для сочинения