Что такое малица в сказке кукушка

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по социальному миру краеведение знакомство с жизнью народов севера знакомство

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста по социальному миру
Краеведение «Знакомство с жизнью народов Севера»
ЗНАКОМСТВО С ЖИЗНЬЮ НАРОДОВ СЕВЕРА
Цель: рассказать о своеобразии жизни народов Севера (природа, жилища, одежда, труд); воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.
Задачи:
1.Закрепить знания детей о своей стране — России.
2.Дать знания о своеобразии жизни народов Севера: природа, жилища, одежда, труд. 3.Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.

Содержимое разработки

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста по социальному миру

Краеведение «Знакомство с жизнью народов Севера»

ЗНАКОМСТВО С ЖИЗНЬЮ НАРОДОВ СЕВЕРА

Цель: рассказать о своеобразии жизни народов Севера (природа, жилища, одежда, труд); воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.

Задачи:

1.Закрепить знания детей о своей стране — России.

2.Дать знания о своеобразии жизни народов Севера: природа, жилища, одежда, труд. 3.Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.

Оборудование: физическая карта России, иллюстрации с изображением природы Севера, животного мира, растительности, чума, образцы национальной одежды.

Материал: Физическая карта России, Картина «Дети севера» из серии «Наши маленькие друзья» (автор Л.А. Пеньевская, Е.И.Радина.), иллюстрации с изображением природы севера, животного мира, растительности; иллюстрации с изображение чума; изделия из меха, расшитые бисером.

Ход занятия:Вывешивается карта России.

— Ребята, вам уже знакома эта карта. Кто сможет показать границу России? (вызывает желающих и помогает им провести указкой вдоль границы России).

— Мы уже говорили с вами, что наша страна очень большая, в ней много городов, деревень. Назовите, какие города вы знаете?( Дети вспоминают названия городов).

— В России много рек. Давайте вспомним названия и найдем их на карте.

(2 слайд)- — Мы с вами живем в чудесной стране – России. Она такая огромная: когда на юге (показывает указкой) тепло и светит солнце, на севере (показывает) лежит снег. В нашей стране живет много народов, не только русские. Сегодня мы с вами поговорим о народах севера, которые живут с нами на одной территории. Вот здесь. (показывает на карте)

(3 слайд)- — На севере бывает долгая полярная ночь, когда круглые сутки на улице темно. На небе можно наблюдать совершенно необыкновенное явление – северное сияние, переливающееся разными цветами. (Показывает иллюстрацию с изображением северного сияния.)

(4 слайд)- На севере есть районы, где на много километров тянетсятундра. Если в тайге и средней полосе растут высокие ели, сосны, пихты, березы, то в тундре вся растительность очень низкая. Почти вся тундра покрыта лишайником (показывает иллюстрацию). Еще в тундре можно встретить березу, но не простую, а карликовую (показ иллюстрации). Как вы думаете, почему ее так назвали? (ответы детей). Да, потому что она маленькая, низкорослая.

(5 слайд)- — Какие ягоды можно собирать в лесу? (ответы детей) А кто знает, какие ягоды можно собирать у нас в тундре? (ответы детей) У нас растут ягоды, которые выдерживают сильные морозы, потому что границы тундры подходят к северным холодным морям. – брусника, голубика, морошка.

(6 слайд)- — Каких животных, проживающих на севере, вы знаете? (ответы детей) Конечно же, это знаменитый белый медведь, и морж, и тюлень. А еще в снегах можно увидеть белоснежного песца. (показывает иллюстрации).

(7 слайд)- Но больше всего там северных оленей. Их разводят те народы, которые населяют тундру, — это якуты, эвенки, манси. Их профессия – оленеводы. Олени бегут по глубокому снегу там, где нельзя проехать на лошади или автомобиле.

(8 слайд) Управляет оленями каюр. Мы с вами много знаем профессий, узнали и еще об одной. Что вы видите в руке каюра?

Дети отвечают. Это длинный шест. Зачем он ему? Дети. Чтобы погонять оленей.

Воспитатель. Везде снег. Как вы думаете, детям и воспитательнице холодно?

Дети. Нет.

Воспитатель. Почему вы решили, что не холодно?Дети. На них теплая одежда.

(9 слайд)- Воспитатель. Рассмотрим внимательно одежду. Из чего она сшита?

Д е т и. Из меха.

Воспитатель. Да, это меховая одежда, но называется она не шуба, а малица. Шьется из оленьего меха, мехом внутрь. Некоторые рукодельницы шьют очень красивые малицы. Найдите на картине детей в таких расшитых малицах. Обувь детей, шапки или капюшоны тоже из меха оленя.

Вот видите, ребята, олень не только кормит и одевает северян, но и служит основным видом транспорта.

(10 слайд)- Народы Севера очень талантливы. Они изготавливают очень красивые изделия из меха. В долгую полярную ночь женщины расшивают одежду, рукавицы, делают игрушки. (Показывает некоторые изделия из меха, расшитые бисером). А сейчас мы поиграем.

Игра «Что лишнее?»

Детям раздаются по 3—4 картинки, среди которых одна лишняя, т.е. на ней изображен предмет, не относящийся к жизни и быту народов Севера.

Дети определяют, какая картинка лишняя и объясняют почему.

Воспитатель. Молодцы, ребята, справились с заданием хорошо.

Сегодня мы с вами узнали о жизни народов Севера, природе, жилище, о том, как они одеваются и почему, об их труде.

(11 слайд)- — Живут они здесь с давних пор. Это очень милые и сильные люди. Ведут они кочевой образ жизни. В поисках корма для животных часто переходят, кочуют, с одного места на другое. Съедят олени корм, идут дальше, а за ними и оленеводы. Уходят далеко, к берегам Северного Ледовитого океана. Место, где они останавливаются, называется стойбище. Живут они в чумах. Эти жилища они делают из оленьих шкур. Его можно быстро разобрать и перевезти на другое место.

— Олень для северных народов кормилец. Мясо оленя употребляют в пищу, а из шкур шьют одежду и строят чумы. Кроме оленеводства северные народы занимаются рыболовством. Ловят рыбу в морях, реках.

— Посмотрите на картину, кого вы видите?(рассматривание картины «Дети севера»)

— Что делают дети? (Катаются на санях) Эти легкие длинные сани называются нарты. Олени пробегут по снегу там, где нельзя проехать на автомобиле. А управляет оленями каюр. В руке у него длинный шест чтобы погонять оленей. Ребятам не холодно в санях. Они одеты в непростую одежду. Она сшита из шкур оленя, а называется малица. Шьется она из оленьего меха, мехом внутрь. В ней северные жители зимой и ходят и работают. Рукодельницы очень красиво украшают малицы. Найдите на картине детей в таких расшитых малицах. Обувь и головные уборы тоже шьют из меха оленей. Олень не только кормит и одевает северян, но и является для них основным видом транспорта.

— Северные народы очень талантливы. В долгую полярную ночь женщины расшивают одежду из оленьего меха, рукавицы, делают игрушки и красивые поделки. (показ работ вышитых бисером)

— Каждый народ славится своими песнями, танцами, сказками. Есть они и у северян. Сегодня я расскажу вам одну из них. Называется она «Кукушка».

( Чтение сказки) Кукушка -ненецкая сказка

Жила бедная женщина. Было у нее четверо непослушных детей. От тяжелой работы заболела мать, лежит в чуме, просит детей принести ей воды попить. Но дети были ленивые и непослушные, не несли ей воды…Обработка Шаврова

Кукушка.Вот что было.

Жила на земле бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на сне­гу с утра до вечера.

Вернутся к себе в чум — целые сугробы снега на пи­мах натащат, а мать — убирай.

Одежду промочат, а мать — суши.

Трудно было матери.

Вот один раз летом ловила мать рыбу в реке. Тяжело ей было, а дети ей не помогали. От жизни такой, от ра­боты тяжёлой заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовёт, просит:

— Детки, воды мне дайте. Пересохло у меня горло. Принесите мне водички.

Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой.

Старший говорит: — Я без пимов.

Другой говорит: — Я без шапки.

Третий говорит: — Я без одёжи. А четвёртый и совсем не отвечает.

Сказала тогда мать: — Близко от нас река, и без одёжи можно за водой сходить. Пересохло у меня во рту. Пить хочу!

Засмеялись дети, из чума выбежали. Долго играли, в чум к матери не заглядывали.

Наконец захотелось старшему есть — заглянул в чум.

Релаксация.— Чему учит эта сказка? О чем северный народ хотел предупредить детей? Надо заботиться о своих мамах. Беречь их, особенно когда они болеют.- Мы сегодня узнали много интересного. И сейчас предлагаю вам нарисовать то, что вы узнали нового и интересного. Рисование животных, ягод, украшение малиц по выбору.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/475999-kraevedenie-znakomstvo-s-zhiznju-narodov-seve

К школьным зимним каникулам Биологический музей составил увлекательную онлайн-программу, ведь в новогодние и рождественские дни так хочется чего-то удивительного и нового!

При подготовке музейных экскурсий наши научные сотрудники обычно используют не только учебники по зоологии и ботанике, но и результаты последних исследований. На занятиях они рассказывают посетителям о достоверных научных фактах. На этот раз мы покажем разные живые организмы с точки зрения не только научных трудов, но и сказок — народных и авторских, легенд и поверий.

Мы собрали небольшую коллекцию сказок о животных и растениях, которые объяснят, откуда появились наши герои и с чем связаны их удивительные способности. Сказки дополнены комментариями биолога, а также сценками теневого театра.

«БиоСказки» адресованы как юным слушателям, так и их родителям, бабушкам и дедушкам: всем, кто хочет больше узнать о живой природе. Все ролики будут опубликованы на сайте и в соцсетях музея.

27 декабря, 12:00

Рассказ о трёх сойках

Это сказка известно натуралиста и писателя Юрия Коваля. В ней можно узнать, почему сойки издают такие странные звуки и что они означают, а заодно увидеть саму сойку и услышать её песни. Читает сказку и рассказывает о жизни соек старший научный сотрудник отдела зоологии Сергей Хрибар.

28 декабря, 12:00

Сказка о крабе и ягуаре

Латиноамериканская сказка о крабе, который умел отправлять свои глаза полетать, и о ягуаре, которому тоже захотелось так уметь поступать со своими глазами. Что в итоге случилось с ягуаром и его глазами и кто помог ягуару в сложной ситуации, можно будет узнать в сказке. Читает сказку и рассказывает о жизни животных завотделом зоологии Маргарита Атрощенко.

29 декабря, 12:00

Беличья память

Из рассказа М. Пришвина можно узнать об интересной способности белки делать запасы орехов на зиму и о её способности находить потом эти запасы. В чём же секрет белки и как ей удаётся находить запасённые орехи, расскажет старший научный сотрудник отдела зоологии Сергей Хрибар.

30 декабря, 12:00

Сказка о кукушке

Из этой ненецкой народной сказки можно узнать о том, почему кукушка бросила своих детей и как в тундре появился мох красного цвета. Можно будет увидеть национальную одежду и жилище ненцев, а также узнать, как на самом деле выглядит кукушка и выяснить интересные факты о биологии этой птицы. Читает сказку и рассказывает о жизни животных завотделом зоологии Маргарита Атрощенко.

31 декабря, 12:00

Легенда о том, откуда появились черные дятлы

Из легенды, которую расскажет старший научный сотрудник отдела зоологии Сергей Хрибар, можно узнать, откуда появились дятлы и почему они чёрные с красным пятном на голове. Мы покажем, как на самом деле выглядит чёрный дятел и как выглядят отверстия, которые он делает в дереве, а также расскажем об особенностях поведения этих птиц в брачный период.

2 января, 12:00

Сказка о вороне и сарыче

В этой чувашской сказке рассказывается о непростых отношениях между хищной птицей сарычем, вороной и человеком. Кого больше полюбил человек и кто на самом деле помог ему найти родник с водой, можно будет узнать из этой сказки. Рассказывая её, завотделом зоологии Маргарита Атрощенко покажет, как на самом деле выглядят ворона и сарыч и расскажет о том, насколько правдиво описание поведения этих птиц в этой сказке.

3 января, 12:00

В. Бианки «Где раки зимуют»

Из этой сказки можно будет узнать о том, как рак с обеденного стола добрался до того места, где раки зимуют и где же всё-таки находится место зимовки раков. Старший научный сотрудник отдела зоологии Сергей Хрибар не только расскажет сказку В. Бианки, но и покажет, как выглядит рак и почему в сказке с раком происходят такие странные изменения и превращения.  

4 января, 12:00

Сказка о змее, комаре и ласточке

Эта казахская сказка знакомит с опасным и коварным змеем, его помощником комаром и о хитроумной ласточкой, которая помогла спасти жизнь человеку. Как ей это удалось, почему комары жужжат и отчего у ласточек теперь раздвоенный хвост, будет рассказано в сказке. Также можно будет увидеть настоящую ласточку и узнать особенности её жизни в природе. Читает сказку и рассказывает о жизни животных завотделом зоологии Маргарита Атрощенко.

С 2 января во время каникул в Биомузее проходят занятия по ботанике, зоологии, анатомии, палеонтологии и химии! 

Возрастное ограничение: 6+ 

С 28 октября музей работает в режиме COVID-Free. Для посетителей старше 18 лет пройти в музей можно только по QR-коду, подтверждающему вакцинацию от COVID-19 или перенесённое заболевание. Помимо QR-кода понадобится паспорт. Дети могут посещать музей в сопровождении взрослых, имеющих QR-код. Справки с результатами вакцинации, ПЦР-тестов и медотводами не являются основанием для посещения музея.

Изменения в режиме работы введены в соответствии с Указом Мэра Москвы «О внесении изменений в Указ Мэра Москвы от 8 июня 2020 г. № 68-УМ». 

График работы музея: вторник, среда, пятница, суббота с 10:00 до 18:00. Четверг с 12:00 до 21:00. Воскресенье с 11:00 до 18:00. Выходной день — понедельник. Санитарный день — последний вторник месяца.

Проезд до ст. м. «Краснопресненская», «Баррикадная» или «Улица 1905 года»

Адрес: Малая Грузинская, 15

Телефон для справок: 8 (499) 252-36-81


«Два прихлопа, два притопа»

Массовая жестовая игра-кричалка.
Для детей средней, старшей, подготовительной группы.
(Может проводиться Дедом Морозом, Зимой, любым другим персонажем).
Все движения выполняются по тексту:

Два прихлопа, два притопа —          (дети выполняют хлопки, притопы)
Горки, ухабы,                                   (волнообразные движения руками)
Раз снежочек, два снежочек –        («лепят» снежки)
Снежные бабы.                                («рисуют» руками силуэт снежной бабы)
Бег на месте, бег на месте,              (бегут на месте)
Зайчики! Зайчики!                          (показывают руками «ушки»)
Ну-ка, дружно, ну-ка, вместе —
Девочки!                                           (откликаются девочки)
Мальчики!                                        (откликаются мальчики).

В конце игры можно провести соревнование: кто дружнее, громче откликнется – девочки, или мальчики.
Можно также провести соревнование между детьми и родителями.

«Шумелка»

Ведущая спрашивает детей, умеют ли они…шуметь.
Говорит, что сейчас она будет «регулировать» силу звука: если поднимет руку высоко, нужно громко шуметь, если опустит низко – нужно шуметь тихонечко, а если совсем опустит руку – все должны замолчать.
Детям очень нравится, когда ведущая быстро меняет положение руки.

Стихи- «да-нетки» «Что висит на елочке?»

Что такое малица в сказке кукушка

Первый вариант.

Ведущая предлагает детям отвечать после каждой фразы «да» или «нет» в знак согласия, или несогласия.

Что висит на елочке?
Разноцветные хлопушки?
Одеяла и подушки?
Мармеладки, шоколадки?
Шарики стеклянные?
Стулья деревянные?
Плюшевые мишки?
Буквари и книжки?
Рваные штанишки?
Бусы разноцветные?
И гирлянды светлые?
Снег из ваты белой?
Ранцы и портфели?
Туфли и сапожки?
Чашки, вилки, ложки?
Конфеты блестящие?
Тигры настоящие?
Шишки золотистые?
Звёздочки лучистые?

Стихи- «да-нетки» «Что висит на елочке?»

Второй вариант.

(Дети хором отвечают “Да!” или “Нет!”)

Что висит на елочке?
Звонкая хлопушка?
Мягкая ватрушка?
Голосистый петушок?
Старый глиняный горшок?
Белые снежинки?
Рваные ботинки?
Красные фонарики?
Хлебные сухарики?
Яблоки и шишки?
Зайкины штанишки?
Старые газеты?
Вкусные конфеты?

Стихи- «да-нетки» «Что висит на елочке?»

Третий вариант.

  • Есть в мешочках леденцы?… (Да.)
    И с капустой голубцы?… (Нет.)
    Разные конфеты?… (Да.)
    Вкусные котлеты?… (Нет.)
    Бублики, баранки?… (Да.)
    Из-под кофе банки?… (Нет.)
    Апельсины, мандарины?… (Да.)
    Макароны и сардины?… (Нет.)
    Цветные карамельки?… (Да.)
    Копченые сардельки?… (Нет.)
    Халва, изюм, орешки?… (Да.)
    Горячие пельмешки?… (Нет.)
    Молочные ириски?… (Да.)
    С горчицею сосиски?… (Нет.)
    Чеснок и баклажаны?… (Да.)
    Яблоки, Бананы?… (Нет.)
    Молодцы, ребята, браво!
    Отвечали вы на славу!

«Да-нетки» с приглашением Деда Мороза

Что такое малица в сказке кукушка

Ведущая говорит фразу, а дети хором отвечают «Да!» или «Нет!»

Дед Мороз известен всем, верно?
Он приходит ровно в семь, верно?
Дед Мороз — старик хороший, верно?
Носит шляпку и калоши, верно?
Скоро Дед Мороз придет, верно?
Он подарки принесет, верно?
Ствол хорош у нашей елки, верно?
Был он срублен из двустволки, верно?
Что растет на елке? Шишки, верно?
Помидоры и коврижки, верно?
Вид красив у нашей елки, верно?
Всюду красные иголки, верно?
Дед Мороз боится стужи, верно?
Со Снегурочкой он дружит, верно?
Что ж, ответы даны на вопросы,
Знаете все вы про Деда Мороза
А это значит — настала пора,
Которую ждет вся детвора:
Давайте вместе позовем Деда Мороза!

«Дед Мороз!»

Дед Мороз задает шуточные вопросы, а дети после каждой фразы отвечают: «Дед Мороз!»
Кто ребятам красит нос?
Кто нам елочку принес?
Кто снежок посеребрил?
А кто двойку получил?..
Кто насыпал белый снег?
Кто конькам дал быстрый бег?
Кто сковал озера льдом?
А кто стекло разбил снежком?..


Загадки – «кричалки»

А теперь — для вас, ребятки,
Новогодние загадки.
Я начну — вы продолжайте,
Хором, дружно отвечайте.

Возле елки в каждом доме,
Дети водят хоровод.
Как зовется этот праздник?
Ну конечно… (Новый год.)
Промчалось солнечное лето,
И белым снегом все одето.
Явилась в гости к нам она —
Сама красавица… (Зима.)
Все девчонки и мальчишки,
Мамы, папы, бабушки,
Когда были малышами,
Все играли в… (Ладушки.)
Мягко светятся иголки,
Хвойный дух идет от… (Елки.)
Ветви слабо шелестят,
Бусы яркие… (Блестят.)
И качаются игрушки,
Звездочки, фонарики… (Хлопушки.)
Нити пестрой мишуры,
Колокольчики… (Шары.)
Белоус и краснонос
Под ветвями… (Дед Мороз.)
Ну и елка, просто диво,
Как нарядна, как… (Красива.)
Вот огни зажглись на ней,
Сотни крошечных… (Огней.)
Двери настежь, точно в сказке,
Хоровод несется в… (Пляске.)
И над этим хороводом
Говор, песни, звонкий смех.
Поздравляем С Новым… (Годом.)
С новым счастьем сразу… (Всех.)

Кричалка «Веселый хоровод»

Дед Мороз:
Во дворе у елки в Новый год
Идет веселый хоровод.
Усевшись крепко на суку,
Кричит петух…
(Дети) — Ку-ка-ре-ку!
Дед Мороз:
И каждый раз в ответ ему,
Мычит корова…
(Дети) — Му-у, му-у, му-у!
Дед Мороз:
Сказать певцам хотела «браво»,
Но вышло лишь у кошки…
(Дети) — Мяу!
Дед Мороз:
Не разобрать никак слова,
Твердят лягушки…
(Дети) — Ква-ква-ква!
Дед Мороз:
И что-то шепчет снегирю,
Смешная хрюшка…
(Дети) — Хрю-хрю-хрю!
Дед Мороз:
И улыбаясь сам себе,
Запел козленок…
(Дети) — Бе-бе-бе!
Дед Мороз:
А это кто там на суку?
Кукушка крикнула…
(Дети) — Ку-ку!
Дед Мороз:
Вот такой веселый хоровод
Во дворе у елки в Новый год!


Post Views:
1 137

Инфоурок

Литературное чтение
ПрезентацииПрезентация по литературному чтению»И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука».»(2 класс)

И.А.Крылов «Лебедь, Щука и Рак» Литературное чтение 2 классУМК «Школа Росси...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    И.А.Крылов «Лебедь, Щука и Рак» Литературное чтение 2 классУМК «Школа Росси

    Описание слайда:

    И.А.Крылов
    «Лебедь, Щука и Рак»

    Литературное чтение 2 класс
    УМК «Школа России»
    Выполнила:
    учитель начальных классов
    МОУ «СОШ ст. Евсино»
    Искитимского района
    Новосибирской области
    Фокина Лидия Петровна

  • 2 слайд

    Речевая разминка— Прочитайте стихотворение медленно хором. Лена искала була

    Описание слайда:

    Речевая разминка

    — Прочитайте стихотворение медленно хором.
    Лена искала булавку.
    Булавка упала под лавку.
    Под лавку залезть было лень,
    Лена искала весь день.

    FokinaLida.75@mail.ru

  • 3 слайд

    FokinaLida.75@mail.ruУ тридцати трёх полосатых поросят Тридцать три хвостика

    Описание слайда:

    FokinaLida.75@mail.ru
    У тридцати трёх полосатых поросят
    Тридцать три хвостика висят.

  • 4 слайд

    FokinaLida.75@mail.ru КАР И АКУЩ, ЬДЕБЕЛ Лебедь, Щука и РакСегодняшний урок м

    Описание слайда:

    FokinaLida.75@mail.ru
    КАР И АКУЩ, ЬДЕБЕЛ

    Лебедь, Щука и Рак
    Сегодняшний урок мы посвятим знаменитому русскому баснописцу …?.
    Пр д

  • 5 слайд

    FokinaLida.75@mail.ru

    Описание слайда:

    FokinaLida.75@mail.ru

  • 6 слайд

    FokinaLida.75@mail.ru

    Описание слайда:

    FokinaLida.75@mail.ru

  • 7 слайд

    FokinaLida.75@mail.ruИван Андреевич Крылов (1769-1844)

    Описание слайда:

    FokinaLida.75@mail.ru
    Иван
    Андреевич Крылов
    (1769-1844)

  • 8 слайд

    FokinaLida.75@mail.ruИван Андреевич Крылов (1769—1844) родился в семье армейс

    Описание слайда:

    FokinaLida.75@mail.ru
    Иван Андреевич Крылов (1769—1844) родился в семье армейского офице¬ра. Семья была бедной, и Ваня Крылов не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился дома. А позже (семья Крыловых жила тогда в Твери) довелось ему учиться «из милости». У детей богатого помещи¬ка Львова были домашние учителя, которые их обучали разным предметам: русскому и французскому языкам, арифметике. И Ване Крылову разрешили заниматься вместе с детьми Львовых. Там же, в Твери, Ваня познакомил¬ся с итальянцем — синьором Луиджи, игравшим на скрипке. Мальчик был очень музыкален и быстро выучился играть на этом инструменте.
    Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец. После него ничего не осталось — ни денег, ни ценностей, только сундучок с книгами. Семья Крыловых и раньше была небогата, а теперь лишилась последних средств к существованию. В 11 лет Ване пришлось поступить на работу в суд канцеляристом. На службе у него был свой стол, заваленный бумагами, и Ваню стали иногда называть Иваном Андреевичем. Что же он делал? Переписывал бумаги, разносил пакеты с документами, чинил гусиные перья, которые в то время использовали для письма. Да еще потихоньку читал книги, которые остались после отца. Это были арабские сказки, произведения русских писателей, русские сказки, стихи.

  • 9 слайд

    FokinaLida.75@mail.ru

    Описание слайда:

    FokinaLida.75@mail.ru

  • 10 слайд

    FokinaLida.75@mail.ru раб в гр Прочитайте текст о Крылове в учебнике на с. 1

    Описание слайда:

    FokinaLida.75@mail.ru
    раб в гр
    Прочитайте текст о Крылове в учебнике на с. 102 Что нужно для того, чтобы писать хорошие басни? Сколько черновых строк было к басне «Кукушка и Петух»! Сколько строк в ней? Чем занимался всю свою жизнь Иван Андреевич Крылов? Когда он начал работать? Когда он начал изучать греческий язык?

  • 11 слайд

    FokinaLida.75@mail.ru раб в гр Прочитайте текст о Крылове в учебнике на с. 1

    Описание слайда:

    FokinaLida.75@mail.ru
    раб в гр
    Прочитайте текст о Крылове в учебнике на с. 102
    — Что нужно для того, чтобы писать хорошие басни?— Сколько черновых строк было к басне «Кукушка и Петух»! {Около двухсот строк.)
    — Сколько строк в ней? {21 строка.)
    — Чем занимался всю свою жизнь Иван Андреевич Крылов? {Работал и учился.)
    — Когда он начал работать? {В 11 лет.)
    — Когда он начал изучать греческий язык? {В 50 лет. И за 2 года овладел им в совершенстве.)

  • 12 слайд

    FokinaLida.75@mail.ru. Раб в гр Определение жанра — Что такое басня? — Сра

    Описание слайда:

    FokinaLida.75@mail.ru
    . Раб в гр Определение жанра
    —Что такое басня?
    — Сравните басню и сказку. Есть ли у них что-то общее?

  • 13 слайд

    FokinaLida.75@mail.ruБасня – это небольшой рассказ в стихах или прозе, в кот

    Описание слайда:

    FokinaLida.75@mail.ru
    Басня –
    это небольшой рассказ в стихах или прозе, в котором действуют звери или птицы. Обычно они умеют говорить.

  • 14 слайд

    FokinaLida.75@mail.ru

    Описание слайда:

    FokinaLida.75@mail.ru

  • 15 слайд

    FokinaLida.75@mail.ruЛад – согласие, мир, порядок. Поклажа – уложенные для

    Описание слайда:

    FokinaLida.75@mail.ru
    Лад –
    согласие, мир, порядок.
    Поклажа –
    уложенные для перевозки вещи, груз, багаж.
    Воз –
    колесная повозка или сани с кладью.
    Впряглись –
    сами запряглись в повозку для перевозки груза.
    Ныне –
    в настоящее время, теперь.

  • 16 слайд

    FokinaLida.75@mail.ru«Лебедь рвётся в облака» – он стремительный, упрямый, б

    Описание слайда:

    FokinaLida.75@mail.ru
    «Лебедь рвётся в облака» –
    он стремительный, упрямый, быстрый;

    «Рак пятится назад» —
    неповоротливый, нерасторопный, идёт назад;

    «Щука тянет в воду» —
    упрямая, только своё дело знает

  • 17 слайд

    FokinaLida.75@mail.ruРабота с иллюстрациями — Рассмотрите иллюстрации на с.

    Описание слайда:

    FokinaLida.75@mail.ru
    Работа с иллюстрациями
    — Рассмотрите иллюстрации на с. 103. Вспомните названия басен. Что перепутал художник?

  • 18 слайд

    FokinaLida.75@mail.ruТеперь мы познакомимся с басней «Лебедь, Рак и Щука» («Л

    Описание слайда:

    FokinaLida.75@mail.ru
    Теперь мы познакомимся с басней «Лебедь, Рак и Щука» («Лебедь, Щука и Рак»), (Басню читает учитель.)
    Задания в учебнике Прочитайте и выполните задания 3—5 на с. 105.

  • 19 слайд

    FokinaLida.75@mail.ruОпределение образов Прочитайте басню самостоятельн

    Описание слайда:

    FokinaLida.75@mail.ru
    Определение образов
    Прочитайте басню самостоятельно. Определите образ каждого героя басни.
    Слова для справок: рвется, пятится, тянет, неповоротливый, упрямая, только свое дело знает, стремительный, упрямый, нерасторопный, быстрый, идет назад.
    ЛебедьРакЩука
    Выразительное чтение басни

  • 20 слайд

    FokinaLida.75@mail.ru

    Описание слайда:

    FokinaLida.75@mail.ru

  • 21 слайд

    FokinaLida.75@mail.ruРефлексия Подведение итогов урока — Нарисуйте смайлик в

    Описание слайда:

    FokinaLida.75@mail.ru
    Рефлексия Подведение итогов урока
    — Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.
    — С каким баснописцем познакомились на уроке?
    — Какое произведение изучали?
    — Что такое басня?
    — Какова мораль этой басни?
    — Какое выражение стало крылатым?

  • 22 слайд

    FokinaLida.75@mail.ruМораль – главная часть в басне.«Когда в товарищах согла

    Описание слайда:

    FokinaLida.75@mail.ru
    Мораль –
    главная часть в басне.
    «Когда в товарищах согласья нет,
    На лад их дело не пойдёт,
    И выйдет из него не дело, только мука». Крылатые слова — образные, меткие выражения, изречения, вошедшие в общее употребление

  • 23 слайд

    FokinaLida.75@mail.ru

    Описание слайда:

    FokinaLida.75@mail.ru

  • 24 слайд

    FokinaLida.75@mail.ruДомашнее задание Подготовить выразительное чтение басни

    Описание слайда:

    FokinaLida.75@mail.ru
    Домашнее задание
    Подготовить выразительное чтение басни (желающие могут выучить).

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Речевая разминкаРабота по теме урока Физкультминутка Продолжение работы по теме урока Прочитайте стихотворение медленно хором. Что нужно для того, чтобы писать хорошие басни? (Надо быть очень трудолюбивым человеком.) Сколько черновых строк было к басне «Кукушка и Петух»! {Около двухсот строк.) Сколько строк в ней? {21 строка.) Чем занимался всю свою жизнь Иван Андреевич Крылов? {Работал и учился.) Когда он начал работать? {В 11 лет.) Когда он начал изучать греческий язык? {В 50 лет. И за 2 года овладел им в совершенстве.)Что такое басня? (Высказывания детей.) Сравните басню и сказку. Есть ли у них что-то общее? Рассмотрите иллюстрации на с. 103. Вспомните названия басен. Что перепутал художник? Теперь мы познакомимся с басней «Лебедь, Рак и Щука» («Лебедь, Щука и Рак»), (Басню читает учитель.) Лена искала булавку. Булавка упала под лавку. Под лавку залезть было лень, Лена искала весь день. (Чтение с разной интонацией, скороговоркой.) Рассказ учителя об И.А. Крылове Чтение текста Сегодняшний урок мы посвятим знаменитому русскому бас нописцу И.А. Крылову. Материал для учителя Иван Андреевич Крылов (1769—1844) родился в семье армейского офице ра. Семья была бедной, и Ваня Крылов не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился дома. А позже (семья Крыловых жила тогда в Твери) довелось ему учиться «из милости». У детей богатого помещи ка Львова были домашние учителя, которые их обучали разным предметам: русскому и французскому языкам, арифметике. И Ване Крылову разрешили заниматься вместе с детьми Львовых. Там же, в Твери, Ваня познакомил ся с итальянцем — синьором Луиджи, игравшим на скрипке. Мальчик был очень музыкален и быстро выучился играть на этом инструменте. Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец. После него ничего не осталось — ни денег, ни ценностей, только сундучок с книгами. Семья Крыловых и раньше была небогата, а теперь лишилась последних средств к существованию. В 11 лет Ване пришлось поступить на работу в суд канцеляристом. На службе у него был свой стол, заваленный бумагами, и Ваню стали иногда называть Иваном Андреевичем. Что же он делал? Переписывал бумаги, разносил пакеты с документами, чинил гусиные перья, которые в то время использовали для письма. Да еще потихоньку читал книги, которые остались после отца. Это были арабские сказки, произведения русских писателей, русские сказки, стихи. Прочитайте текст о Крылове в учебнике на с. 102. (Дети читают.) 3. Определение жанра Басня— это короткие, чаще всего стихотворные рассказы, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи, рассказывается об их жизни. В басне всегда есть поучение или мораль, совет. В морали осуждаются глупые или плохие поступки. Работа с иллюстрациями Чтение басни

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тема:
Лебедь, Рак и Щука.

Похожие материалы

  • Презентация по литературному чтению»Обобщение по теме «Сказки А.С. Пушкина». Викторина по сказкам поэта.»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказок.»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». «(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…».»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»Русские писатели. А. С. Пушкин – великий русский писатель.»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень».»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»М. Пришвин «Осеннее утро».»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»В.Д. Берестов «Хитрые грибы». «Грибы».»(2 класс)

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5457995 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»

  • Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»

  • Курс профессиональной переподготовки «Эксплуатация и обслуживание общего имущества многоквартирного дома»

Конспект НОД по речевому развитию «Перелётные птицы» для средней группы

Цель: формирование представлений о внешнем виде, образе жизни и повадках перелётных птиц.

Задачи:

Образовательные : расширить представления о перелётных птицах, развивать умения узнавать, называть и различать особенности внешнего вида и образа жизни перелётных птиц.

Воспитательные: Воспитывать чувства доброты и любви к живой природе, уважительное и бережное отношение к ней, окружающему нас миру.

Развивающие: развивать умения узнавать, называть и различать особенности внешнего вида и образа жизни перелётных птиц.

 развивать умение слушать и понимать заданный вопрос и отвечать на него

Работа со словарём: перелётные птицы, грач, скворец, ласточка, кукушка, соловей, журавль, лебедь, утка, вить гнездо, высиживать яйца, потомство, птенец.

Методическое обеспечение: иллюстрации перелётных птиц, сказка «Возвращение на родину» Ирис Ревю, игрушка маленькой птички, сюжетные картинки «Жизнь перелётных птиц весной», физминутка «Птицы».

Предварительная работа: рассказ воспитателя о перелётных птицах, чтение сказок о птицах, дидактические игры, разучивание физкультминуток, разгадывание загадок о птицах, раскраски птиц.

Методы работы: словесный, наглядный, игровой.

ХОД НОД:

Дети сидят на ковре.

Воспитатель: Ребята, я вчера прочитала одну очень интересную сказку. А вы любите сказки?

Дети: Да.

В.: Хотите я вам её прочитаю?

Д.: Да.

В.: Она называется «Возвращение на родину». Вы знаете, что такое родина?

Д.: Родина – это наш дом.

В.: Правильно, это место, где мы родились, где мы выросли, где живут наши близкие люди, друзья. Где нам хорошо и куда всегда хочется возвращаться, где бы ты ни был. Так вот, сейчас мы узнаем, кто в этой сказке вернулся на родину.

(воспитатель читает детям сказку «Возвращение на родину» автор Ирис Ревю, дети слушают, по ходу чтения воспитатель вывешивает на доску изображения кормушки и птиц)

Сказка «Возвращение на родину»

Автор сказки: Ирис Ревю

 (Обсуждение сказки с детьми)

В.: Ребята, о ком эта сказка?

Д.: О птицах.

В.: О каких птицах здесь говорится?

Д.: О воробье, синице и трясогузке.

В.: Все верно, молодцы! А кто из этих птиц вернулся на родину?

Д.: Трясогузка.

В.: Молодцы, вы очень внимательные. А кто запомнил, где она была, куда летала?

Д.: В теплые края.

В.: Если птичка улетает на юг, значит она …

Д.: Перелётная.

В.: Верно. А почему воробей и синица никогда не были в тёплых краях?

Д.: Потому что они – зимующие птицы.

В.: Правильно, ребята. А каких еще перелётных птиц вы знаете? Кто еще вместе с трясогузкой возвращается весной на родину, знаете?

Д.: Да. Ласточка, грач, кукушка, скворец, соловей, лебедь, журавль, утка.

(Когда дети называют птицу, воспитатель вывешивает иллюстрацию каждой птицы на доску)

В.: Какие вы молодцы, сколько птиц назвали. Это все перелётные птицы. Давайте еще раз на них посмотрим и повторим их названия.

(Воспитатель показывает на каждую птицу и говорит ее название, дети повторяют)

В.: Ребята, давайте вспомним, чем занимаются птицы весной на родине. Что рассказывала трясогузка синице и воробью, помните?

(Воспитатель показывает серию сюжетных картинок «Жизнь птиц весной», по которым дети должны составить рассказ о том, что птицы делают весной:

1 картинка — птица вьёт гнездо.

2 картинка — птица около гнезда с яйцами.

3 картинка – птица около гнезда с птенцами.)

Д.: Весной птица сначала вьёт гнездо из маленьких веточек, потом птичка откладывает яйца и ждёт появления потомства, с нетерпением ждёт, когда на свет появятся её птенцы, потом мама-птица заботится о своих птенцах, кормит их и ухаживает за ними до тех пор, пока они не станут самостоятельными.

В.: Правильно ребята.

(Дальше воспитатель проводит дидактическую игру «Закончи предложение», в которой дети тренируются в употреблении множественного числа)

На дворе дерево, а в лесу … (деревья)

Одна птица вьёт гнездо, а птицы … (вьют гнёзда)

В гнезде птенец, а в гнёздах … (птенцы)

Игра «Чьё гнездо?»

(На столах лежат карточки. Дети с помощью стрелок должны показать какая птица и где стоит гнезда.)

ГРАЧ вьёт гнездо на дереве.

ЛАСТОЧКА строит гнездо под крышей дома.

ЖУРАВЛЬ строит своё гнездо на земле, среди кустов.

ЛЕБЕДЬ вьёт своё гнездо около воды, в траве.

СКВОРЕЦ вьёт своё гнездо в скворечнике.

У КУКУШКИ нет гнезда. (Воспитатель напоминает детям, что кукушка откладывает свои яйца в чужие гнёзда и не высиживает птенцов.)

-Весной у всех птиц появляются птенцыПтицы заботятся о своих малышах.

-Как они это делают? (Выкармливают, учат летать, охраняют от врагов).

Игровое упражнение «У кого кто?»

— У грача – грачонок — грачата.

— У утки – утёнок – утята.

— У лебедя – лебедёнок – лебедята.

— У соловья – соловьёнок – соловьята.

— У журавля – журавленок – журавлята.

— У кукушки – кукушонок – кукушата.

— У аиста – аистёнок – аистята.

— У скворца – скворчонок — скворчата.

-Можно ли разорять гнезда? Почему?

(Нет. Некому будет защищать парки, сады, леса, поля, огороды от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат урожай хлеба, фруктов, овощей. Некому будет разносить по земле семена ягод, трав, цветов. Мы никогда не услышим чудесного пения птиц).

Устали, давайте немножко отдохнём.

Физкультминутка.

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)

Крошки птички собирают. («клюют»)

Пёрышки почистили,

Клювики почистили (изображают)

Птички летают, поют (машут руками)

Зёрнышки клюют (наклоняются)

Дальше полетели

И на место сели («улетают», садятся).

Игра«Будь внимателен»

(Я сейчас буду перечислять название птиц, но если вы услышите что-нибудь другое, хлопайте в ладоши, топайте ногами)

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, мухи и стрижи.

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Прилетели птицы: голуби, синицы, утки, гуси, совы, ласточки, коровы.

Прилетели птицы: голуби, синицы, цапли и ужи, чайки и моржи.

Прилетели птицы: голуби, синицы, палки, стрижи, бабочки, чижи, аисты, кукушки, даже совы- сплюшки, лебеди, скворцы. Все вы молодцы!

Упражнение «Скажи одним словом».

-Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

У аиста длинные ноги, он какой? (длинноногий).

У аиста длинный клюв, он (длинноклювый).

У ласточки длинный хвост, она (длиннохвостая).

Ласточка любит тепло, она (теплолюбивая).

У ласточки острые крылья, она (острокрылая).

Сова спит днём, а охотится… (ночью).

Утка серая, а лебедь… (белый)

У синицы хвост короткий, а у ласточки. (длинный).

В.: Ребята, к нам сегодня прилетел один птенчик с вами поиграть (воспитатель достаёт игрушку птенчика). Он тоже любит играть, как и все дети.

(Воспитатель проводит речевое упражнение «Назови ласково»)

Птенчик: Здравствуйте, ребята. Я хочу кое – что проверить, поможете мне?

Д.: Да.

Птенчик: Взрослые птицы говорят, что когда я вырасту, у меня будут крылья, а сейчас у меня маленькие — … (крылышки)

Когда я вырасту, у меня будет клюв, а сейчас у меня маленький — … (клювик)

Когда я стану взрослым, у меня будут большие глаза, а сейчас у меня маленькие — … (глазки). У меня будут большие перья, а сейчас у меня маленькие — … (перышки)

Когда я стану большим, у меня будет голова, а сейчас у меня — … (головушка, головка)

Когда я стану большим, у меня будет большой хвост, а сейчас у меня маленький — … (хвостик)

Ребята, это правда?

Д.: Да.

Птенчик: Я очень хочу поскорее вырасти. Спасибо вам, а сейчас мне пора, а то мама с папой будут волноваться. До свидания, дети!

Д.: До свидания, птенчик.

В.: До свидания, птенчик. Прилетай к нам еще, когда вырастишь.

Итог: О ком мы сегодня разговаривали? Что делали? Какую сказку читали? Кто к нам в гости прилетал? Что интересного и нового узнали?

C:UsersAllaAppDataLocalMicrosoftWindowsINetCacheContent.Word20210409_080738.jpg

  • Что такое мораль сказки
  • Что такое лук толковый словарь в сказке о царе салтане
  • Что такое надежда определение для сочинения
  • Что такое молодица в сказке пушкина
  • Что такое миниатюра сочинение в русском языке