Что такое малахай в сказке конек горбунок

Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд описание слайда: чудесный мир классикиа что такое классика? 2 слайд описание слайда: классика

Чудесный мир классикиА что такое классика?

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Чудесный мир классикиА что такое классика?

    Описание слайда:

    Чудесный мир классики
    А что такое классика?

  • 2 слайд

    Классика – это образцовое, выдающееся, общепринятое произведение литературы

    Описание слайда:

    Классика – это образцовое, выдающееся, общепринятое произведение литературы и искусства, имеющее непреходящую ценность для национальной и мировой культуры.

  • 3 слайд

    Кого из классиков литературы вы знаете?А. С. ПушкинЛ. Н. ТолстойК. И. Чуковск

    Описание слайда:

    Кого из классиков литературы вы знаете?
    А. С. Пушкин
    Л. Н. Толстой
    К. И. Чуковский
    М. Ю. Лермонтов
    И. А. Крылов

  • 4 слайд

    Сказки бываютНародные-сказки, которые сочинил народАвторские- это сказки, кот

    Описание слайда:

    Сказки бывают
    Народные-сказки, которые сочинил народ
    Авторские- это сказки, которые сочинил один человек( автор)

  • 5 слайд

    «Марья-Моревна», «Царевна - лягушка» «Каша из топора», «Как мужик гусей дел

    Описание слайда:

    «Марья-Моревна»,
    «Царевна — лягушка»

    «Каша из топора»,
    «Как мужик гусей
    делил»

    «Лиса и петух»,
    «Курочка ряба»
    «Лиса и журавль»
    «Теремок»
    Виды сказок

  • 6 слайд

    Он не пони и не конь, Ловко скачет, как огонь. В сказке он Ивану служит, А Ив

    Описание слайда:

    Он не пони и не конь,
    Ловко скачет, как огонь.
    В сказке он Ивану служит,
    А Иван с ним крепко дружит.
    Город Астрахань

  • 7 слайд

    Тема урокаП. П. Ершов «Конек- горбунок»познакомиться с биографией писателя; •

    Описание слайда:

    Тема урока
    П. П. Ершов «Конек- горбунок»
    познакомиться с биографией писателя;
    •выявить тип и вид сказки;
    •проанализировать образы героев и составить их характеристики;

    Цель урока

  • 8 слайд

    Петр Павлович ЕршовПамятник в Тобольске

    Описание слайда:

    Петр Павлович Ершов
    Памятник в Тобольске

  • 9 слайд

    Вопросы по биографии

    Описание слайда:

    Вопросы по биографии

  • 10 слайд

    Работа с учебником Стр 38« Сказка П. Ершова «Конёк – Горбунок» - явление уни

    Описание слайда:

    Работа с учебником Стр 38
    « Сказка П. Ершова «Конёк – Горбунок» — явление уникальное. При кажущейся простоте текста, лёгкости его восприятия. В ней россыпи языковых жемчужин, оценить достоинство можно лишь при внимательном чтении.»
    В. И. Кодухов

  • 11 слайд

    Чем схожи характеры старших братьев?Оба брата обманывают отца, чтобы получит

    Описание слайда:

    Чем схожи характеры старших братьев?
    Оба брата обманывают отца,
    чтобы получить его похвалу, крадут коней у Ивана, чтобы продать их и разбогатеть

  • 12 слайд

    Что такое малахай в сказке конек горбунок

  • 13 слайд

    Конек был ростом три вершка, а уши его были длиной в аршин. Какого же роста б

    Описание слайда:

    Конек был ростом три вершка, а уши его были длиной в аршин. Какого же роста был Конек – горбунок?
    1 вершок = 4 см 5 мм
    1аршин = 16 вершков
    Рост = 45 * 3 = 135мм=13см 5мм
    Уши = 45 * 16 = 720мм=72см
    Задача
    Вывод: Конек-Горбунок это фантастическое, вымышленное существо.

  • 14 слайд

    К какому виду отнесем сказку «КОНЕК-ГОРБУНОК»БытоваяО животныхВолшебная?Выво

    Описание слайда:

    К какому виду отнесем сказку
    «КОНЕК-ГОРБУНОК»
    Бытовая
    О животных
    Волшебная
    ?
    Вывод: это волшебная сказка потому что
    в ней есть фантастическое,
    вымышленное существо — Конек-Горбунок

  • 15 слайд

    Домашнее заданиеДочитать сказку Составить словарь устаревших слов Составить п

    Описание слайда:

    Домашнее задание
    Дочитать сказку
    Составить словарь устаревших слов
    Составить пять интересных вопросов по содержанию сказки.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тема:
Конёк-горбунок

Похожие материалы

  • Рабочая программа по литературному чтению 2 класс (АООП НОО с ЗПР вариант 7.1)

  • Адаптированная программа по чтению 7 класс ОВЗ по чтению

  • Мастер-класс «Технология-образ и мысль».

  • Рабочая программа по литературному чтению 3 класс «Школа России»

  • Тест по разделу «Устное народное творчество» (2 класс)

  • «Согласный звук [с], буква Сс.

  • Петр Лебеденко 105 лет

  • Самостоятельная работа по теме : «Устное народное творчество», 3 класс

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5454968 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»

  • Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»

Игра-путешествие по сказкеП.П.Ершова «КОНЁК – ГОРБУНОК»«ЕСЛИ Б ЧУДО-ГОРБУНОК...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Игра-путешествие по сказкеП.П.Ершова «КОНЁК – ГОРБУНОК»«ЕСЛИ Б ЧУДО-ГОРБУНОК

    Описание слайда:

    Игра-путешествие по сказке
    П.П.Ершова «КОНЁК – ГОРБУНОК»
    «ЕСЛИ Б ЧУДО-ГОРБУНОК ВЕРНЫМ ДРУГОМ СТАТЬ МНЕ МОГ»
    (для 3 – 4 классов)

  • 2 слайд

    Ершов Петр Павлович(1815 – 1869)Сегодня мы с вами встретимся

    Описание слайда:

    Ершов Петр Павлович
    (1815 – 1869)

    Сегодня мы с вами встретимся с героями замечательной сказки « Конёк-горбунок», которую написал русский писатель Петр Павлович Ершов. Ершов – родился и жил в городе Тобольске Тюменской области. Писатель создал свое произведение, когда ему было всего 19 лет. К сожалению, сказка оказалась единственным произведением Ершова, которое дошло до нас, и до сих пор оно потрясает всех своим юмором, знанием русских обычаев и традиций.

  • 3 слайд

    Разминка 1) Как вы думаете, кто является главным героем этой сказки? 2) А

    Описание слайда:

    Разминка

    1) Как вы думаете, кто является главным героем этой сказки?

    2) А почему именно с Коньком – Горбунком подружился Иван?
    Хотели бы вы иметь такого друга?
    А знаете ли вы, откуда пришел этот замечательный герой в сказку Ершова?

  • 4 слайд

    литературная викторина1) Как звали трех братьев в сказке ?2) Что рассказа

    Описание слайда:

    литературная викторина
    1) Как звали трех братьев в сказке ?
    2) Что рассказал старший брат, вернувшись под утро домой, не поймав ночного вора?
    3) Что сказал средний брат, вернувшись с ночного дежурства?
    4) А что рассказал Иван-дурак, когда утром вернулся после ночного караула?

  • 5 слайд

    литературная викторина5) Откуда у Ивана появился Конёк – Горбунок?6) Опиш

    Описание слайда:

    литературная викторина
    5) Откуда у Ивана появился Конёк – Горбунок?
    6) Опишите, как выглядел Конёк – Горбунок.
    7) У Ивана – дурака, кроме Конька- Горбунка, было ещё два великолепных коня. Где царь впервые увидел прекрасных коней?
    8) Сколько денег запросил Иван в обмен на коней?

  • 6 слайд

    литературная викторина9) Однажды Иван – дурак нашел перо Жар – птицы и взял

    Описание слайда:

    литературная викторина
    9) Однажды Иван – дурак нашел перо Жар – птицы и взял его себе, хотя Конёк-горбунок и предупреждал его, что много не покоя принесёт оно с собою. Кто сообщил царю о том, что у Ивана есть перо Жар – птицы?
    10) И вот Иван отправился на поимку Жар – птицы. Чем он приманивал Жар – птицу?

  • 7 слайд

    литературная викторина11) А когда Иван поехал за царь –деви

    Описание слайда:

    литературная викторина
    11) А когда Иван поехал за царь –девицей, то с ним приключилась небольшая неприятность. Какая неприятность случилась с Иваном?
    12) За что рыба – кит несла свое мучение?
    13) Почему царь сварился в котле, а Иван нет?
    14) Назовите любимые занятия Ивана-дурака.

  • 8 слайд

    сказочный словарь«Гости! Лавки отпирайте,Покупайте, продавайте!»(Гости - к

    Описание слайда:

    сказочный словарь
    «Гости! Лавки отпирайте,
    Покупайте, продавайте!»
    (Гости — купцы, торговцы.)
    «Тут Иван с печи слезает,
    Малахай свой надевает.»
    (Малахай — широкая одежда без пояса.)
    «Вот неделей через пять
    Начал спальник примечать.»
    (Спальник — придворный, состоящий при великом князе или царе для личных услуг.)

  • 9 слайд

    сказочный словарь«Вот люблю дружка Ванюшу,Взвеселил мою ты душу,И на радос

    Описание слайда:

    сказочный словарь
    «Вот люблю дружка Ванюшу,
    Взвеселил мою ты душу,
    И на радости такой —
    Будь же царский стремянной!»
    (Стремянной — придворный, стоящий у царского стремени при выезде царя.)
    «Царь кричит на весь базар:
    «Ахти, батюшки, пожар!
    Эй, решёточных сзывайте!
    Заливайте, заливайте!»
    (Решёточные — пожарные.)
    «Постой немножко,
    Прикажи сперва окошко
    В почивальне затворить…»
    (Почивальня – спальня)

  • 10 слайд

    составьте портретЧудо-юдо рыба-кит.«Поперек моря лежитЧудо- юдо рыба кит.

    Описание слайда:

    составьте портрет
    Чудо-юдо рыба-кит.
    «Поперек моря лежит
    Чудо- юдо рыба кит.
    Все бока ее изрыты,
    Частоколы в ребра вбиты,
    На хвосте сыр–бор шумит.
    На спине село стоит,
    Мужики на губе пашут,
    Между глаз мальчишки пляшут,
    А в дубраве меж усов,
    Ищут девушки грибов…»

  • 11 слайд

    составьте портретЦарь–девица.« Царь–девица подплывает,Входит с гуслями в ш

    Описание слайда:

    составьте портрет
    Царь–девица.
    « Царь–девица подплывает,
    Входит с гуслями в шатер,
    И садится за прибор.
    « Хм! Так вот та царь-девица!
    Как же в сказках говорится , —
    Рассуждает стременной, —
    Что куда красна собой
    Царь- девица, так что диво!
    Эта вовсе не красива:
    И бледна–то, и тонка,
    Чай, в обхват–то три вершка,
    А ножонка-то, ножонка!
    Тьфу-ты! Словно у цыпленка!
    Пусть полюбится кому,
    А я и даром не возьму»

  • 12 слайд

    составьте портретЖар–птицы. « Неча молвить страх красивы!Ножки красные у в

    Описание слайда:

    составьте портрет
    Жар–птицы.

    « Неча молвить страх красивы!
    Ножки красные у всех,
    А хвосты-то сущий смех!
    Чай, таких у куриц нету,
    А уж сколько парень свету,
    Словно батюшкина печь»

  • 13 слайд

    составьте портрет Чудо–кони.«Молодые, вороные,Вьются гривы золотые, В мел

    Описание слайда:

    составьте портрет

    Чудо–кони.
    «Молодые, вороные,
    Вьются гривы золотые,
    В мелки кольца завитой
    Хвост струится золотой,
    И алмазные копыты
    Крупным жемчугом обиты»

  • 14 слайд

    кто это сказал и кому?Ну, Иван, - ему сказала -Коль сумел ты усидеть,Та

    Описание слайда:

    кто это сказал и кому?
    Ну, Иван, — ему сказала —
    Коль сумел ты усидеть,
    Так тебе мной и владеть.

    Коль себя не пожалеешь,
    Ты опять помолодеешь.

    Но, сказать тебе по дружбе,
    Это – службишка, не служба.

    Я с повинной головою,
    Царь, явился пред тобою,
    Не вели меня казнить,
    Прикажи мне говорить.

    Будьте милостивы, братцы,
    Дайте чуточку подраться.

    Соколины твои очи
    Не дадут мне спать средь ночи.
    И во время бела дня –
    Ох! Измучают меня.

  • 15 слайд

    КОНКУРС «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?Каждой команде задаётся 10- 12 вопросов. На них

    Описание слайда:

    КОНКУРС «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?
    Каждой команде задаётся 10- 12 вопросов. На них следует быстро отвечать, засчитывается любой правильный ответ, который назвал один из членов команды. Сколько правильных ответов – столько баллов набирает каждая команда за этот конкурс.

  • 16 слайд

    ЗАКЛЮЧЕНИЕЧему учит эта сказка? Сказка учит нас не унывать при жизне

    Описание слайда:

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Чему учит эта сказка?
    Сказка учит нас не унывать при жизненных невзгодах и надеяться на лучшее.
    Какова основная мысль сказки?
    Эта волшебная сказка о простом русском парне, который попадает в трудности, но благодаря своему другу коньку преодолевает их.

  • 17 слайд

    ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЯКак ты считаешь, какие качества помогли Ивану справиться

    Описание слайда:

    ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЯ
    Как ты считаешь, какие качества помогли Ивану справиться со всеми заданиями и стать царём?
    доброта
    смелость
    умение признавать свои ошибки,
    умение прощать (братьев, кобылицу)
    бескорыстие, забота о других
    умение дружить
    стремление к цели и упорство
    находчивость
    житейский ум, смекалка
    проворный, шустрый, смышлёный

  • 18 слайд

    характеристика герояЧем тебе нравится Конёк-Горбунок? добрый умный, он помо

    Описание слайда:

    характеристика героя
    Чем тебе нравится Конёк-Горбунок?
    добрый
    умный, он помог Ивану в решении
    задачек царя;
    бескорыстный
    хороший и преданный друг, прощает Ивана, радуется за него, утешает в беде, всегда помогает, всегда выручает Ивана в беде;
    верный, всегда помогает своему другу и хочет, чтобы он стал царём;
    симпатичный, маленького роста маленький, но резвый, с золотой гривой, чёрненький.

  • 19 слайд

    Подведение итогов. Награждение победителей.

    Описание слайда:

    Подведение итогов.
    Награждение победителей.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • «Система упражнений для осмысленного чтения»

  • Конспект урока обучения грамоте на тему «Чтение текстов о хлебе. Наблюдение над словами» (1 класс, УМК «Перспектива»)

  • Коллективно творческое дело 2 класс

  • Конспект урока на тему «Парные [г], [г’] и [к], [к’]» (1 класс)

  • План — конспект занятия «Мир добра и зла во вьетнамских народных сказках»

  • Классный час «Прощай, 1 класс1»

  • Презентация по литературному чтению на тему: «Мамин-Сибиряк»(биография)

  • Презентация по литературному чтению на тему: А.С.Пушкин (биография)

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5454968 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Основы менеджмента в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»

  • Курс повышения квалификации «Актуальные вопросы банковской деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания

Проверяет домашнее задание.
Проводит беседу о проделанной работе.

– Что вы узнали о П. П. Ершове?
Где он родился? Где учился?

– Какое произведение сделало его
известным писателем?

– В каком году впервые напечатана
сказка «Конек-горбунок»?

– Почему П. П. Ершова называют
«автором одного произведения»?

– Подумайте, можно ли сказку
«Конек-горбунок» назвать народной? Почему? Значит, какая это сказка?

– Назовите героев этой сказки.
Можете использовать рисунки, которые вы нарисовали дома.

– Почему героев сказки я
разделила на две
группы?

Отвечают на вопросы учителя.
Рассказывают о выполненной дома работе. Читают на оценку.

– П. П. Ершов написал одну
сказку, несмотря на это он показал себя гениальным талантливым сказоч-
ником.

– Это авторская, литературная
сказка.

– Герои сказки отрицательные и
положительные

Осуществлять актуализацию личного
жизненного опыта

II. Сообщение темы урока.Определение целей
урока

Задает вопросы. Комментирует
ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– С каким произведением мы
знакомились на прошлом уроке?

– Каков жанр этого произведения?

– С какой целью была написана эта
сказка? Какова ее основная мысль?

– Прочитайте тему урока.

– Сегодня мы продолжим работать с
произведением П. П. Ершова «Конек-горбунок». В ходе работы выявим тип сказки
и проанализируем яркие образы героев и составим их характеристику, выстроим
сюжетную композицию сказки и определим основную мысль.
Что мы должны сегодня сделать на
уроке?

Обсуждают тему урока. Отвечают на
вопросы учителя, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют
задачи чтения и составляют план чтения.

– На прошлом уроке мы
познакомились с произведением Петра Павловича Ершова «Конек-горбунок».

– Это сказка.

– Перед нами возникла проблема:
проанализировать сказку и определить основную мысль

Принимать и сохранять учебную
цель и задачу. Делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое
высказывание в устной форме

III. Беседа по теме урока

Проводит беседу по теме урока.

– Какие бывают сказки?

– Чем же отличается авторская
сказка от народной сказки?

– Какие приемы народной сказки
использованы в сказке?

– Какие виды народных сказок вам
знакомы?

– К какому виду отнесем сказку П.
П. Ершова «Конек-горбунок»?

– Нам сегодня нужно определить
основную мысль сказки. Какие действия мы должны предпринять на первом этапе,
чтобы раскрыть смысл сказки?

– Что же происходит в сказке? О
чем она повествует?

– Конек-горбунок выступил как
яркий образный персонаж сказки. Как мы его можем охарактеризовать?

– А каких героев сказки мы еще
знаем?

– Давайте выясним, каким
характером обладают Иван, конек-горбунок, царь. Для этого каждой группе
предстоит выполнить задание. Перечитывая знакомый эпизод сказки, попробуйте
рассказать классу о том, каким вы увидели героев сказки, свое утверждение
доказывайте словами из текста

Отвечают
на вопросы учителя.

– Сказки бывают народные и
авторские.

– В авторской сказке чаще описываются
случаи из жизни. В такой сказке очень яркие персонажи: у каждого из них свой
характер и поступки.

– Автор в сказке использует свои
замыслы и приемы, персонажей наделяет характерной речью, которая дает
представление о них.

– При построении автор
выдерживает особенности композиции. Но П. П. Ершов использовал приемы
народной сказки.

– В этой сказке автор использует
устаревшую
лексику.

– В этой сказке, так же как и в
народных сказках, присутствует зачин.

– Как и в народных сказках, число
3 является магическим: третий сын, на третий день.

– Главными героями являются Иван
– простой русский парень и конек-горбунок – его верный друг и помощник
(подобный персонаж всегда присутствует в русских народных сказках).

– Народные сказки бывают волшебные,
бытовые, о животных. В волшебных сказках главными героями выступают человек и
несуществующие герои, события в нем фантастические. Задача жанра – показать,
что добро побеждает зло. В бытовых сказках главным героем выступают несколько
человек (иногда человек и животное). События в сказке – из реальной жизни,
Задача жанра – высмеять недостатки героев. В сказках о животных главные герои
– животные. События взяты из реальной жизни. Задача жанра – высмеять
поведение героев, за которыми стоит человеческий характер.

– По типу сказка «Конек-горбунок»
– авторская, а по виду – волшебная. Но П. П. Ершов умело использовал в своей
сказке приемы, применяемые в народной сказке.

– Чтобы понять смысл сказки, нам
необходима работа над сюжетной организацией и композицией.

Коротко пересказывают сюжет.

– Конек-горбунок – верный друг,
без его помощи Иван не смог бы выполнить задания.

Работают в группах.

Выступление групп по алгоритму.

1. Место героя в произведении.

2. Характеристика героя.

3. Внешний облик.

4. Социальное и материальное
положение героя.

5. Интересы героя: занятия, цель
в жизни, уровень развития героя.

6. Мир чувств героя: отношения с
окружающими людьми, внутренние переживания, чувства, эмоции героя.

7. Какие черты личности
выявляются в произведении: с помощью портрета, в речевой характеристике,
через поступки героя/героев, с помощью предыстории и биографии героя.

8. Зачем создан данный образ,
какие вопросы, проблемы он помогает решать в произведении

Осуществлять анализ произведения.
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме,
обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи.
Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Строить
понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения.
Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Уметь
слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную
цель и задачу.
Дополнять,
уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

IV. Анализ смысловых частей произведения

Проводит
беседу по построению сюжетной линии произведения.

– Как
построена сказка? На какие части можно ее поделить? О чем мы узнаем из каждой

части?

– Какую роль
играет присказка в сказке?

– Обратите
внимание, что присказка читается по-особому – скороговоркой, а сама сказка
рассказывается обычным разговорным тоном.

– Далее в
сказке следует экспозиция. Это часть сюжета, логически предшествующая
завязке. Она намечает исходную ситуацию (время и место действия, состав и
взаимоотношения персонажей) и подготавливает восприятие читателя.

– Назовите
животное, появление которого послужило завязкой в этом произведении?

– Какие
перипетии начинаются в сказке с Иваном и его другом – коньком-горбунком?

– Развязка в этой
сказке как во всех волшебных сказках: добро побеждает зло. В этой сказке Иван
за все страдания получает заслуженную награду: «стал красавцем удалым» и был
избран царем, а прежний царь «сварился в молоке»

Пересказывают
смысловые части текста. Находят (интуитивно) «сюжетные вехи» – экспозицию,
завязку, перипетии героев, кульминацию и развязку.

Сначала мы выделяем особую
часть, которая никак не связана с развитием основного события. «За горами, за
лесами, за широкими морями…» – это начало присказки. Присказка представлена в
сказке восемью первыми строками.

– Присказка представляет
шутливое, забавное вступление, настраивает читателя на восприятие сказки,
привлекает его внимание. По стилю присказка ритмизована, богата звукописью.

– Появление кобылицы послужило
завязкой. Завязка событий начинается практически сразу, с того момента, когда
кобылица родила Ивану «двух коней золотогривых» и конька-горбунка.

– Братья украли коней и повели их
на продажу. Иван догнал братье на коньке-горбунке. Ивана царь назначил
главным в конюшенном заводе, и сразу у него появляется враг, который начинает
строить Ивану козни.

– Кульминация для Ивана наступает
в этой сказке не один раз. Иван вынужден привезти Жар-птицу, Царь-девицу,
достать кольцо девицы со дня моря, а напоследок Иван вынужден искупаться в
котлах с кипящей водой и молоком

Осуществлять анализ объектов с
опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета.
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников.
Аргументировать свою позицию

V. Викторина по содержанию сказки

Задает вопросы викторины.

– Чем вам понравился
конек-горбунок? Иван?

– Чем кобылица отблагодарила
Ивана?

– По какой причине царь взял Ивана
на службу во дворец?

– Какого роста был
конек-горбунок? Длина его ушей?

– Что за чудо-огонек увидели
братья в поле?

– Как звали братьев Ивана? их
отца?

– Кто стал врагом Ивана во
дворце? По какой причине?

– За что была наказана рыба-кит?

– Кто из персонажей был
родственником Месяца и Солнца? И в каком родстве они состояли?

– Что было в трех котлах, в
которых купались Иван и царь?

– Что произошло с царем и Иваном
после
этого?

Отвечают на вопросы
викторины.

– Кобылица родила ему двух
златогривых коней и конька-горбунка.

– Никто кроме Ивана не мог
справиться с златогривыми конями, которых он продал царю.

– 3 вершка (около 13 см), аршин
(71 см).

– Перо Жар-птицы.

– Данила и Гаврила. Отца
– Петр.

– Царский спальник, из
зависти, так как Иван занял его место.

– Рыба-кит наказана за
то, что проглотила 3 десятка кораблей.

– Царь-девица была
родственницей Месяца и Солнца: «Месяц – мать мне, Солнце – брат».

– В котлах была вода
студеная, вода вареная и молоко, вскипяченное ключом.

– Царь умер, а Иван стал красавцем
и женился на Царь-девице

Выразительно читать. Понимать на
слух ответы обучающихся. Слушать собеседника.
Формулировать свое мнение и позицию

VI. Домашнее задание

Объясняет домашнее
задание.

Подготовить
выразительное чтение одного из отрывков по выбору.

Выполнить задание в
рабочей тетради (с. 25)

Внимательно слушают, задают
уточняющие
вопросы

Принимать, сохранять учебные
задачи

VII. Итог урока. Рефлексия

Организует оценку результатов
выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения, подведение итогов урока
обучающимися. Проводит беседу по вопросам:

– Понравилась ли вам
сказка?

– Чему учит эта сказка? Какова
основная мысль сказки?

– Подумайте, похожа ли сказка
Ершова на русские народные сказки? Чем?

– Какие герои сказки
«Конек-горбунок» пришли из русских народных сказок?

– А нет ли сходства с другими
литературными сказками?

– А. С. Пушкин, прочитав в 1834
году сказку Ершова, сказал: «… теперь этот род сочинений мне можно и
оставить…» Как вы можете прокомментировать эти слова?

– Эта сказка действительно стала
классикой, ее читали ваши бабушки и дедушки, папы и мамы, а теперь читаете
вы. Я очень надеюсь, что после глубокого анализа и характеристики героев вы
начнете осмысливать по-другому, сопереживая героям и высмеивая их недостатки

Отвечают на вопросы. Определяют
свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

– Сказка учит
нас не унывать при жизненных невзгодах и надеяться на лучшее.

– Эта
волшебная сказка о простом русском пареньке, который попадает в трудные
ситуации, но благодаря своему другу, коньку-горбунку, преодолевает все
трудности и получает заслуженную награду.

– Из русских народных сказок
пришли такие герои: три сына, Жар-птица, царь, Царь-девица, Иван,
друг-помощник главного героя.

– Многое взял П. П. Ершов из
старинных народных сказок, которые слышал в детстве от рассказчиков-крестьян.

– Эта сказка похожа на
литературные сказки
А. С. Пушкина. Простой, звучный, легкий стих сказки «Конек-горбунок» похож на
стихотворную форму сказок А. С. Пушкина

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Министерство образования и науки Российской Федерации

Комитет по образованию Администрации города Тобольска

Городская научно-практическая конференция школьников

«Первые шаги — 2018»

Секция: Краеведение

«Русский костюм в сказке П.П.Ершова «Конёк – горбунок»

Автор работы: Усенкова Милана

Место выполнения работы: МАОУ СОШ №1, 5 класс,                                                             Россия, г.Тобольск, Тюменская область

Научный руководитель: Туркасова Ольга Игоревна, русского языка и  литературы.

г. Тобольск, 2018

«Русский костюм в сказке П.П.Ершова «Конёк – горбунок»

Усенкова Милана Россия, Тюменская область, г. Тобольск, МАОУ СОШ №1,

 5 класс                        

   Аннотация

В данной работе  содержатся сведения о русском костюме в сказке Ершова. Дано подробное описание верхней мужской одежды, обуви, головных уборов. Проведена большая  работа с различными  словарями.Взято  интервью у очевидцев  и  родственников, живших в 50 годы, носивших одежду не похожую на нашу современную. Сделаны выводы.

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение                                                                                        

Основная часть

Русский костюм:                                                                            

1.Рубаха, лаппти, малахай

2.Кафтан

3. Опоясок. Кушак.

4. Головные уборы

5. .Обувь

6. Женский костюм в сказке…

Заключение

Список литературы                                                            

Введение

Все дети с детства любят читать сказки. А мне особенно нравится сказка П.П.Ершова «Конёк – Горбунок». Читая сказку Ершова, я обратила внимание на красочные иллюстрации. Меня заинтересовали костюмы героев, которые нарисовали художники.

В книгах моих одноклассников, изданных другими  издательствами, герои сказок были изображены в других  костюмах.

Мне стало очень интересно, какой костюм могла носить моя прапрапрабабушка. Как выглядели будничные и праздничные народные костюмы?

Объект исследования:    русский народный костюм.

Предмет моего исследования:  сказка П.П.Ершова

Цель исследования:

  • более подробно изучить сказку Ершова;
  •  познакомиться с русскими костюмами;
  •  изучить детали костюмов;
  •  по мотивам сказки создать свой русский костюм;
  •  подготовить презентации, которые можно использовать на уроках литературы.

Основная часть

 Мы провели исследование, предложив учащимся 5-х классов ответить на следующие вопросы: что такое малахай , ответ- знают  9 из 27, лапти  назвали старинными ботинками 25 учащихся, что такое кушак знают лишь 2 учащихся.

Я выписала из текста стихотворные строчки, в которых упоминались детали  костюма, нашла их объяснение в энциклопедиях и словарях.

  1. Рубаха, лаппти, малахай

В сказке «Конёк — горбунок» есть такие строчки:

На моё ж притом несчастье,

Было страшное ненастье:

Дождь вот так ливмя и лил,

Рубашонку всю смочил.

 Основу народного костюма составляла холщовая рубаха, длиной до колен, с длинными просторными рукавами и круглым вырезом для шеи. В нее так же, как и у богатых, вшивали ластовицы и подоплеку, которые при изнашивании заменяли на новые. Иногда в вырез горловины вшивался или пристегивался медными пуговицами невысокий воротник-стойка. Поясной одеждой у мужчин были порты из домотканого полотна — белого или крашеного холста или сермяги. Обычно ткань для портов делалась в

полоску. Штаны были длиной до колен или лодыжек. Для ширины шага в них вшивали посередине большой четырехугольник — ширинку, а в пояс вдевали гашник.

А Иван наш, не снимая

Ни лаптей, ни малахая,

Отправляется на печь

И ведёт оттуда речь

 В словаре С.И. Ожегова я прочитала, что  малахай имеет два значения –        1) это большая шапка на меху с широкими наушниками у башкир и киргизов       2) верхняя одежда, широкий кафтан без пояса. Следовательно, в сказке даётся описание  верхней одежды Ивана, которую в те времена  носил народ.

Материал русского народного костюма производился из естественно-природного сырья: меха, кожи, шерсти, льна, конопли, лыка и др. Он был обусловлен в основном окружающей природой и хозяйственными формами быта. Качество материала свидетельствовало о предназначении костюма — для праздников, будней или работы.

2.Кафтан

В сказке есть такие строчки: 

Тут надел он свой кафтан,

Опояской подвязался,

Приумылся, причесался,

Кнут свой сбоку прицепил

Словно утица поплыл.

Из словаря С.И. Ожегова:  «Кафтан – старинная мужская долгополая верхняя одежда». Основным видом верхней народной одежды оставался кафтан из коричневого, черного или серого сукна, длиной до колен, приталенный, с небольшими сборками сзади и с боков, с сужающимися книзу рукавами, невысоким стоячим воротником. Такой народный кафтан позже получил название казакин. 

Во дворце тебе служить;

Будешь в золоте ходить,

В красно платье  наряжаться,

Словно в масле сыр кататься,

       Кафтаны появились на Руси в 13 веке. Их надевали на холщёвые рубахи.

Простые мужские  кафтаны шили из толстой ткани, кожи, меха. Перед вами кафтан царя Петра I.

На Руси было много видов кафтанов.

Богатые люди  шили праздничные кафтаны из золотой парчи, расшивали пёстрым шёлком, золотом и жемчугом.

Чем богаче была вышивка, тем выше статус хозяина.

3.Опоясок. Кушак.

Тут надел он свой кафтан,

Опояской подвязался…

Толковый словарь Ушакова

Опояска

опояски, ж. (обл.). Пояс, обычно в виде шнурка, тесьмы.

Десять конюхов седых,

Все в нашивках золотых,

Все с цветными кушаками

И с сафьянными бичами.

1.кушак

  м. пояс или опояска, широкая тесма, либо полотнище ткани, иногда с бархатом по концам, для обвязки человека в перехвате, по верхней одеже. Казачек, шелков кушачек. Кушачный, к кушакам относящ. Кушачник м ница ж. кушачный ткач. Кушаницы ж. мн. перм. меховые рукавицы (затыкаемый за кушак), или вязаные, шерстяные, вареги в голицах. …

Толковый словарь живого великорусского языка В.Даля

2.кушак

  м. Пояс, обычно из широкого длинного куска материи или шнура. …

Толковый словарь Т.Ф.Ефремовой

3.кушак

  -а, м Пояс (обычно из широкого куска ткани или связанный из шнура) Как завьет он кудри черные. Как наденет кафтан бархатный. Подпояшет кушак шелковый. Кольцов Русская песня.

Толковый словарь А.П.Евгеньевой

4.кушак

  а; м. [тюрк, кушак]. Пояс (обычно из широкого куска ткани или связанный из шнура). Красный к. Ямщицкий кушак.

Большой толковый словарь русского языка

4. Головные уборы

Наконец вот так вершили,

Чтоб продать твоих коньков

Хоть за тысячу рублёв.

А в спасибо, молвить к слову,

Привезти тебе обнову —

Красну шапку с позвонком

Да сапожки с каблучком.

             …

Вот обедня наступает;

Городничий выезжает

В туфлях, в шапке меховой,

С сотней стражи городской.

Красна шапка – термин означает — почётный, ценный, дорогой. Позвонок – бубенец, забытое слово, которое можно найти в «Словаре  забытых и трудных слов XVIII – XIX веков». Считалось, что бубенцы отпугивали нечисть.

      Основным цветом костюма в те времена  был красный. „Красное» сливалось в понятии народа с „прекрасным», что нашло свое отражение в таких определениях, как „красна девица», „красно солнышко», „красный угол». Самая красивая, главная площадь Москвы названа „Красной».

3.Обувь

В словаре даётся толкование слова лапоть – это крестьянская обувь, сплетённая из лыка, охватывающая только стопу. Липовые лапти.

Основной обувью для мужчин и женщин служили преимущественно лапти и лыковые ступни на деревянной подошве. Лапти имели малый срок службы. Зимой они пронашивались за 10 дней, после оттепели – за 4 дня, а летом во время страды – за 3. Собираясь в путь, брали несколько пар запасных лаптей. «В дорогу идти – пятеро лапти сплести».

Ражий парень, хоть куды!

Волос гладкий, сбоку ленты,

На рубашке прозументы,

Сапоги как ал сафьян, —

Ну, точнёхонько Иван.

Кожаная обувь была очень дорогой.

1.позумент

  м. золотая, серебряная или мишурная (медная, оловянная) тесьма; золототканая лента, повязка, обшивка, оторочка; галун, гас. Хоть без штанов, да в позументах, о щеголе. Позументная фабрика. Позументовая нашивка, петлица. Позументщик щица, кто делает, точет позумент, либо торгует им щиков щицын, им лично прнадлежщ щичий, к ним относящийся. …

Толковый словарь живого великорусского языка В.Даля

2.позумент

  м. Шитая золотом, серебром или цветной мишурой тесьма для оторочки одежды, мягкой мебели и т.п.; галун. …

Толковый словарь Т.Ф.Ефремовой

3.позумент

   позумента, м. (от фр. passement — оторочка). Шитая золотом или мишурой тесьма, служащая для оторочки одежды, мягкой мебели и пр. Мундир с золотым позументом. …

Толковый словарь Д.Н.Ушакова

4.позумент

  -а, м Шита золотом или серебром тесьма, предназначенна дл украшени одежды, мебели, галун Он был одет в какой-то особенный костюм, в красной шелковой рубашке обшитой по вороту позументом Достоевский Село Степанчиково Николай узнал его по черной барашковой шапке с позументами на сукне Березко Ночь полководца [Нем Posament из франц] …

Толковый словарь А.П.Евгеньевой

5. позумент

  а; м. [нем. Posament из франц.]. Шитаязолотом или серебром тесьма, предназначенная дляукрашения мебели, одежды; галун. Ливрея в золотых позументах.

Большой толковый словарь русского языка

6.Женский костюм в сказке…

Я обратила внимание на то, что в сказке  Ершова описания женской одежды практически нет. Могу привести лишь несколько строк:

Та девица, говорят,

Ездит в красном полушубке,

В золотой, ребята, шлюпке

И серебряным веслом

Самолично правит в нём;

Мне понравилась иллюстрация к сказке художника Стеценко А.А. и  Кочергина Н.М. Вот такой я представляю русскую девушку того времени.

Ещё одна деталь женского костюма  — фата:

А царица молодая,                                                                                                                                            Чтоб не видеть наготу¸                                                                                                                         Завернулася в фату…

Из словаря С.И. Ожегова – фата ,  закрывающая голову и верхнюю часть тела лёгкое женское покрывало из кисеи,кружев, шёлка. Свадебная фата.

Я беседовала с моей бабушкой о костюмах наших родственников, мы нашли фотографии 1951, 1956-х годов. Бабушка рассказала мне как одевались её мама и папа.

Их костюмы были простыми: в тёплое время года — лёгкое летнее платье – у прабабушки.  Простая рубашка, брюки и пояс —  у прадедушки.  Зимой – шапка – ушанка, тёплый свитер, пальто, платок и валенки или по – другому пимы.

Заключение: В ходе своего проекта я узнала много интересного о разнообразии элементов русского костюма. Увидела, что при сохранении традиционных форм русский костюм менялся со временем. Его особенностью является удивительное многообразие вариантов одежды в зависимости от местности проживания. В своей работе я старалась рассказать об элементах русского костюма, которые прозвучали в сказке П.П.Ершова.

 Подготовила  презентацию, которую можно использовать на уроках факультативах по литературе: «Русский костюм в сказке  Ершова «Конёк – Горбунок»

Результатом моей работы послужило создание эскиза  русского костюма на кукле. Я сшила ей  красный сарафан – так как цвет красный славился в народе с цветом прекрасный, поэтому и получилось у меня, на мой взгляд, прекрасная девушка. На голову я изготовила фату, заплела одну косу, что подчеркивает молодость девушки.  У меня получилась девушка в русском костюме, похожая на героиню из сказки Ершова.

Список литературы

1. Костомаров Н.И., Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М., “Экономика”,  

1993

2. Очерки русской культуры 18 века., М., “Московский университет”, 1985

3. Древности славян и Руси. М., “Наука”, 1988

4. Коммиссаржевский Ф., История костюма, Минск,”Литература”, 1998

5. Беспалова Е.Р., Костюм в России  ХV- начало ХХ века, М., Арт-родник, 2000

6. Брун В., Тильке М., История костюма от древности до нового времени, М., Эксмо-

    пресс,1999

Использованы материала с сайтов:

 http://www.museum.ru/eduportal/sait/kostum/kostum.html

1. festival.1september.ru

2. slavyans.narod.ru/dress/lapti

3. towsoft.net

4. artandphoto.ru

5. amaliatrice.livejournal.com

6. simvol-veri.ru

1. Почему своё произведение Ершов называет русской сказкой? Найди в сказке и выпиши в «Рабочую тетрадь»: присказку, зачин, сказочных героев и троекратные повторы.

См. готовый ответ в рабочей тетради

2. Что в этой сказке волшебного, необычного, а что могло быть в действительности?

Сказка «Конёк-Горбунок» изобилует волшебными, сказочными героями, которых не может быть в действительности: кобылица говорящая, чудо-юдо рыба-кит, жар-птица, конёк-горбунок.

А в реальной жизни могли присутствовать братья, своровавшие коней; царь, желающий стать молодым, а также кобылица, ворующая пшеницу.

3. Что в произведении говорится о братьях и как раскрывается каждый из них в поступках?

Братья Ивана нечисты на руку, они украли его коней и ночью повели их на ярмарку.

Да и не очень-то трудолюбивы и умны, ведь им не удалось найти вора из урожая, так как они просто спали на дежурстве.

А после обманули отца, желая получить незаслуженную похвалу.

4. Чем схожи характеры старших братьев и чем отличается от них Иван? Каким человеком он на самом деле оказался?

Старшие братья Ивана очень похожи друг на друга жадностью, ленью и желанием жить за чужой счёт.

А Иван другой человек, он добр, разумен, ловок, любит пошутить, посмеяться и попеть песни.

5. Как ты считаешь, почему Иван стал хозяином чудесных коней? Как это объяснили его старшие братья?

Ленивые и вороватые братья объяснили победы Ивана незаслуженной удачей, так как считали его дурачком и недотёпой.

А на самом деле Иван — очень ловкий и умный молодой человек.

Он сумел выследить волшебную кобылицу и объехать её.

Кобылица наградила Ивана тремя чудесными конями за то, что он выполнил просьбу ухаживать за ней до самих родов.

6. Выберите с друзьями ту часть сказки, которую вы хотите инсценировать.

Мне нравится та часть сказки, где Иван видит волшебную кобылицу, получает чудесных коней, на ярмарке встречает коня и идёт к царю Афрону на службу.

7. Самостоятельно раздели произведение на части, озаглавь каждую часть словами из текста.

1. Кто-то в поле стал ходить и пшеницу шевелить.

2. Посмотри каких красивых, двух коней золотогривых, наш дурак себе достал.

3. Царь раскланялся и вмиг, молодцом с повозки прыг… Глаз своих с коней не сводит…

4. Делать нечего, придётся во дворце тебе служить.

8. Обсудите с другом, какие вопросы можно задать по каждой части всему классу.

  • 1 часть: Как братья ходили на дозор? Как Иван ходил на дозор? Кто узнал вора? Что кобылица обещала Ивану?
  • 2 часть: Что кобылица подарила Ивану? Кто украл коней? Как выглядел конёк-горбунок?
  • 3 часть: Как Иван оказался на ярмарке? Откуда царь узнал про золотогривых коней?
  • 4 часть: Почему царь назначил Ивана воеводой и оставил его во дворце?

9. Представь, как Иван рассказал бы эту сказочную историю. Запиши план в «Рабочую тетрадь».

  1. Как отец отправлял братьев ловить вора в поле.
  2. Поимка кобылицы.
  3. Обещание кобылицы.
  4. Как братья украли коней.
  5. Перо Жар-птицы
  6. Конёк-горбунок и его помощь.
  7. Продажа царю золотогривых коней.
  8. На службе у царя.

Рассказ от лица Ивана, героя сказки «Конёк-горбунок» для 4 класса

Жил я, не тужил, с отцом и двумя братьями в одном селе.

Отец выращивал пшеницу, мы её продавали и жили себе припеваючи.

Но тут вдруг повадился к нам вор пшеницу воровать.

Послал отец братьев найти вора, только братья испугались злодея и вернулись ни с чем.

Тогда меня отец послал на дозор.

Пришёл я на поле, сел в засаду и вдруг вижу кобылицу, которая ворует пшеницу.

Я к ней, оседлал её и не отпускаю.

Взмолилась кобылица человеческим голосом, просила отпустить её да приглядеть за ней до родов.

Обещала мне коней златогривых подарить.

Пришёл я домой, сказал отцу, что поймал вора, но за кобылицу не рассказывал.

Пришло время, кобылица родила двух коней златогривых и третьего с двумя горбами на спине.

Двух велела продать, а конька-горбунка себе оставить.

Послушался я кобылицу, но продать коней не успел – кто-то их украл.

Бросился я их искать. Да конёк-горбунок рассказал, что братья моих коней украли и спешат в столицу на ярмарку, чтобы подороже их продать.

Отправился я за ними в погоню, но по дороге увидел диво дивное — перо Жар-птицы и с собою взял.

Ругал меня конёк-горбунок за это, говорил, что беда будет.

Но очень уж оно красивое! Не послушался я своего друга верного и поехал в столицу с пером волшебной птицы.

Через время догнал я братьев и уличил их в воровстве, они и признались.

Делать нечего, братья всё же, решил я с ними вместе коней продать и поделить выручку.

Как вдруг на базар приехал царь и купил моих коней.

Но не смог их удержать и пригласил меня на службу в царский дворец за его конями следить.

Хорошо мне было на царской службе, пока царь не прознал про моё перо Жар-птицы.

10. Каждый ли может о себе сказать так, как сказал Иван:

Хоть Ивана вы умнее,

Да Иван-то вас честнее?

Думаю, что честных людей не так много, как хотелось бы.

Поэтому не все люди так могут о себе сказать.

11. Обсудите с другом, как вы понимаете слово «честность»?

Честность — это искренность и правда.

Честный человек не обманывает ни других, ни себя.

12. Прочитай ещё раз сказку. Обрати внимание на подчёркнутые слова. Самостоятельно составь словарь устаревших слов.

  • Против — напротив;
  • Недалече — недалёко;
  • С набитою сумою — полная сумка или рюкзак;
  • Соглядать — наблюдать;
  • Смекнули — разобрались что к чему;
  • Сенник — стог сена;
  • Сонные тетери — сони;
  • Несподручно — неудобно;
  • Малахай — фуфайка;
  • Улуча — найдя;
  • Очью — глазами;
  • Три вершка — маленький размер роста;
  • Аршинными ушами — длинные уши;
  • Кровля — крыша;
  • Мочи было — силы;

13. Рассмотри иллюстрацию Н. Кочергина к сказке. Придумай свою сказочную историю про Рыбу-кит.

Сказочная история про Рыбу — кит для 4 класса

На море, на океане жила огромная Рыба-кит.

Из-за своей величины и мудрости стала она царицей морской.

Все рыбы служили ей, приносили вкусные водоросли и рассказывали свои беды.

Справедливо правила Рыба-кит, за что её любили поданные.

Как-то раз Рыба-кит поплыла погулять по океану и так устала, что заснула прямо возле берега.

Проснулась рыба и стала зевать, да и не заметила, что к ней в рот тридцать кораблей заплыло.

Чувствует, что отяжелела вся и не может больше плыть.

Так и осталась Рыба-кит возле берега. Со временем люди стали на Рыбу-кит ходить, потом дома строить, а после и огороды завели.

Плохо стало рыбе, но не знает она, что делать.

Прошло много времени, и вдруг пришёл к ней за помощью Иван-царевич.

Он искал перстень Царь-девицы, который она уронила в океан.

Рыба хотела помочь, но не могла.

Тогда Иван-царевич отправился к волшебнику за помощью.

Волшебник рассказал царевичу, что Царь-рыба проглотила тридцать кораблей, когда зевала, поэтому отяжелела и плыть не может.

Молодец вернулся к морской царице и рассказал ей про корабли.

Рыба-кит обрадовалась, открыла свой огромный рот и выпустила тридцать кораблей наружу.

Корабли уплыли, а люди, увидев такое чудо, быстро убежали с рыбы на берег.

Стало легко морской владычице, захотела она отблагодарить царевича.

Иван-царевич попросил найти её перстень на дне океана.

Рыба-кит поплыла в своё царство, созвала своих подданных и рассказала что с ней произошло.

Рыбы соскучились по своей царице и очень обрадовались её возвращению.

Каждая рыба захотела найти перстень и отблагодарить Ивана-царевича за возвращение морской владычицы.

Поплыли они на поиски, долго искали, но нашли перстень.

Рыба-кит отдала его Ивану и помогла быстрее добраться до своей любимой.

Посадила она себе на спину Ивана и его коня, и быстро домчала их к Царь-девице.

Царевна обрадовалась, и сыграли они весёлую свадьбу с Иваном царевичем, детишек наплодили и Чудо-юдо Рыбу-кит к себе в гости пригласили.

Вот и сказочке конец, а кто слушал — молодец!

Подсказка:

  • Читательский дневник «Конек-Горбунок»
  • Ответы к рабочей тетради 4 класс «Чудесный мир классики» стр. 23 — 25
  • Краткая биография Павла Ершова для презентации

________

  • Что такое любознательность сочинение огэ
  • Что такое любовь сочинение на английском
  • Что такое любовь сочинение рассуждение с аргументами из литературы
  • Что такое малодушие сочинение рассуждение
  • Что такое любовь сочинение примеры из литературы