Что такое лингвистическая сказка по русскому языку

Ответы на вопросы учебника литература 5 класс, 1 часть, коровина, страницы 82-83размышляем о прочитанном.1. вы прочитали сказку жуковского спящая царевна.

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 82-83

Размышляем о прочитанном.

1. Вы прочитали сказку Жуковского «Спящая царевна». Что в ней вам особенно понравилось: пророчество рака, заколдованный сон, пробуждение?

Мне больше всего понравилось посещение царским сыном сонного дворца, описание спящих людей, замерших посредине движения или дела. И то, как царский сын, молитву сотворя, шагнул через царя Матвея.

2. К какому виду сказок вы бы её отнесли, если бы она была народной? Известно, что она появилась после шутливого соревнования Жуковского и Пушкина на лучшую обработку народной сказки. Что в ней напоминает народные русские сказки? Что отличает её от них?

Это волшебная сказка. В ней есть чародейки, колдовство, волшебный предмет, превращения.

Эта сказка напоминает народные своим языком, который Жуковский попытался сделать максимально народным.

Также в ней есть зачин и концовка, характерные для народных сказок: «Жил-был добрый царь Матвей…», «Свадьба, пир, и я там был..»

Использует Жуковский и традиционные приёмы волшебных народных сказок: испытание главного героя, борьба со злом и победа добра, устойчивые эпитеты «ни в сказке сказать, ни пером описать».

Но в отличии от народных сказок, Жуковский не использует такой обязательный элемент, как троекратные повторы. Нет у него и присказки, а герои необычные для народной сказки: рак, царь по имени Матвей.

Необычным авторским приёмом оказывается и ирония, которая наполняет сказку. Жуковский старался развлечь читателя, а не чему-то его научить.

3. Почему не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила? Кто спас царевну, усыпив её не навсегда, кто пробудил её от многовекового сна?

Двенадцатую колдунью не пригласили потому, что золотых обеденных блюд было одиннадцать. Двенадцатый набор был кем-то украден.

Злая колдунья обиделась и предсказала царевне смерть на шестнадцатом году от укола веретена.

Но одиннадцатая чародейка сказала, что принцесса не умрёт, а проспит триста лет.

Пробудил царевну царский сын, который пробрался во дворец и поцеловал её.

Литература и изобразительное искусство

Найдите в других книгах и в интернете иллюстрации к сказке Жуковского «Спящая царевна». Какие из них вам понравились и показались наиболее удачными? Почему?

В учебнике мы видим иллюстрацию художника В. Кутлинского.

В интернете я видела множество интересных иллюстраций к этой сказке. Их рисовали художники Курдюмов, Дехтерев, Пименов, Рыжов.

Но мне больше всего понравилась иллюстрация В. Васнецова. Это настоящая картина на сюжет этой сказки. На ней художник изобразил спящую на высоком резном диванчике царевну. Рядом спит девочка с раскрытой книгой, на полу спит медведь, вокруг спят слуги. 

На этой картине нашлось место даже густому бору, который окружил дворец.

Именно за обилие деталей, яркие краски и настоящую сказочность я люблю эту иллюстрацию.

Фонохрестоматия

1. Отличается ли манера сказывания народной сказки от художественного чтения сказки литературной? Чем? Почему?

Само слово Сказывание подразумевает доверительный рассказ, в котором рассказчик выражает своё мнение о героях и событиях сказки. Каждый рассказчик может добавлять в сказку что-то своё.

При художественном чтении чтец выражает мнение автора, он связан границами литературного произведения, не может вставлять свои слова или присказки.

2. Как актёр передаёт характеры злой и доброй чародеек, используя ритм, тембр, эмоциональную окраску звучания?

Злая чародейка должна быть злой. Её злобу актёр показывает низким голосом, быстрым темпом. Такое чтение эмоционально кажется зловещим.

Доброту другой чародейки актёр тоже показывает голосом. Её слова он читает спокойно, доверительно, успокаивающе. Ей хочется верить.

3. Прочитайте описание сонного царства так, чтобы передать одновременно и ощущение сонного покоя, и лёгкую усмешку автора.

Читаем спокойно, неторопливо, выделяя голосом смешные фразы и слова: вкопанный, раскрывши рот, упасть готовый и т.д.

4. Как меняется интонация актёра, когда он переходит к рассказу о царском сыне? Какие черты характера царевича передаёт чтец?

Интонация повышается, актёр передаёт горячность царского сына, его смелость и удаль. Услышав про заколдованный дворец, кровь у молодца вскипела, он бесстрашно бросился в бор.

5. Прослушайте внимательно описание спящей царевны. Были ли такие подробные портретные описания в народных сказках?

Таких подробных портретных описаний в народных сказках нет. Это особенность авторского произведения.

6. Сравните описание сонного царства и проснувшегося, оживившегося царского двора. Прочитайте описания вслух, передавая умиротворённость, неподвижность в первом случае, и движение, оживление во втором.

Передать описание сонного царства можно спокойной интонацией с замедленным темпом. Пробуждение и оживление напротив, нужно читать быстро с воодушевлением.

AVvXsEj0uljsnYhx vvbl6xoulmr0n gycJHpK7xOZcrdmxSdDHartpsBg1qMJgF8K49GCy8LU8qM8FFQI2fzcwy968thnYzoEfWlJcL5Pnc c8UutLXEuVMnQ8ipbMa9JEbcOFspwn3 vw Xg5af1JV8Xp5lJppoRV1vQLSY3J88AuOCxEBNc Bn84rOy fdg=w400 h351

Теперь покажем в виде схем, как однородное подлежащее, однородное сказуемое, однородное обстоятельство, однородное дополнение, однородное определение взаимосвязаны с другими членами предложения.

Отработать новый материал на практике помогут онлайн-курсы по русскому языку в школе Skysmart.

В таблице есть примеры использования разных членов предложения в качестве однородных.

Член предложения На какой вопрос отвечают Примеры
Подлежащее Кто? Что? Вика, Таня и Леша качались на качеле. На моей даче живут черепаха и кошка.
Сказуемое Что делать? Что сделать? Вчера в школе мы рисовали, пели и играли. Аня хорошо читает, пишет и говорит по-английски.
Определение Какой? Который? Я отдал кислую и горькую конфету. У стены стояла не большая, а маленькая тумбочка.
Дополнение Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чём? (вопросы косвенных падежей) Дедушка починил лук и стрелы. На холсте художник отразил небо и океан.
Обстоятельство Как? Где? Куда? Откуда? Когда? Зачем? Почему? Зимой и осенью нужно надевать более теплые вещи. Дорога идет то направо, то налево.

Теперь мы знаем на какие вопросы отвечают однородные члены предложения.

Способы определения однородных членов предложения

Давайте разберемся, как найти однородные члены предложения.

Алгоритм определения однородных членов предложения:

  1. Определить главные и второстепенные члены предложения. Отметить подлежащее и сказуемое;

  2. Установить, есть ли в предложении члены, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову;

  3. Определить, какой связью они связаны:

    • сочинительной, которая выражена союзами,

    • бессоюзной, которая выражена с помощью перечислительной интонации.

Примеры:

  • Я выбрала букет из белых, розовых и зеленых хризантем.

    Хризантем (каких?) белых, розовых и зеленых — однородные определения, так как они отвечают на один вопрос, относятся к одному слову (хризантем) и связаны сочинительной связью (сочинительный союз и).

В предложении может быть несколько однородных членов:

  • Артем и Маша много смеялись, пели и танцевали.

    Артем и Маша — однородные подлежащие; смеялись, пели и танцевали — однородные сказуемые.

Теперь мы знаем, как определить однородные члены предложения.

А сейчас расскажем, какие члены предложения не являются однородными.

Если члены предложения относятся к одному и тому же слову, но отвечают на разные вопросы — их нельзя назвать однородными:

  • Я приду в гости завтра.

    Я приду (куда?) в гости (когда?) завтра.

    Обстоятельства относятся к сказуемому «приду», но отвечают на разные вопросы, поэтому их нельзя назвать однородными.

Однородными членами предложения не являются

  • Повторяющиеся слова, которые выступают в роли единого члена предложения: мы точно плавали в воздухе и кружились, кружились, кружились.

  • Повторяющиеся одинаковые формы, соединенные частицей «не», «так»: хочешь не хочешь; гулять так гулять.

  • Сочетания двух глаголов, из которых первый лексически неполный: возьму и закричу; пойду переверну.

  • Устойчивые сочетания с двойными союзами без запятой между ними: ни взад ни вперёд; ни за что ни про что; ни сном ни духом; и смех и грех; и так и сяк.

  • Уточняющие члены предложения, которые отвечают на вопросы «где именно?», «как именно?», «кто именно?» и произносятся с интонацией обособления. Часто в их роли выступают обстоятельства времени и места:

    Я мечтаю побывать на Эльбрусе, на Кавказе.

    Побывать (где?) на Эльбрусе, на Кавказе — не однородные обстоятельства. На Кавказе — уточняющее обстоятельство, которое объясняет, где именно находится Эльбрус.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Чтобы правильно использовать ОЧП, нужно знать правила расстановки знаков препинания между ними. Рассмотрим тему пунктуации при однородных членах предложения.

Однородные члены могут сочетаться с обобщающим словом. Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и другие однородные члены, отвечает на тот же вопрос, но имеет обобщающее значение:

  • обобщающее слово обозначает целое, а однородные члены — части этого целого:

    За деревней с холма был виден город: квадраты кварталов, кирпичные здания, разлив садов, шпили костёлов. (Шолохов)

  • обобщающее слово обозначает общее понятие, а однородные члены — более частные понятия:

    Пронзительно кричала птица: петухи, гуси, индейки. (Фадеев)

Запятая ставится:

  1. Если есть повторяющиеся соединительные или разделительные союзы:

    • и… и; ни… ни; также; тоже; как… так и;

    • или… или; либо… либо; то… то; не то… не то.

    Я выполнила задание и по русскому, и по математике.

  2. Если есть два и более ОЧП без союзов:

    В парке было свежо, тихо, спокойно.

  3. Если ОЧ связаны противительными союзами в значении но:

    • а, но, хотя, да, однако же, зато.

    Эти конфеты дешевые, но очень вкусные.

Запятая НЕ ставится:

  1. Если между двух ОЧ есть союз:

    Из всех занятий на свете больше всего я люблю читать и танцевать.

  2. В устойчивых выражениях с повторяющимися союзами и… и, ни… ни:

    • ни конца ни края; ни то ни сё; ни рыба ни мясо; ни тот ни другой; и холод и голод; и туда и сюда; и день и ночь.

    • Ни тот ни другой не помог мне решить задачу.

  3. Если группы однородных членов разбиты на пары:

    В магазине мы купили все к столу: фрукты и овощи, рыбу и мясо, конфеты и печенье.

Кроме запятых в предложениях с ОЧ могут быть и другие знаки: двоеточие и тире.

Тире ставится:

  1. Когда обобщающее слово находится после ОЧ:

    Одежда, обувь, документы — все необходимое уже лежит в чемодане.

  2. Когда обобщающее слово стоит перед ОЧ, а после предложение продолжается:

    Везде: в гостинной, на кухне, в ванной — лежали ее вещи.

Двоеточие ставится:

  • когда обобщающее слово стоит перед ОЧ:

    Он всю неделю удивлял меня: убирался в квартире, готовил завтраки.

Теперь мы знаем все про однородные члены предложения в русском языке.

Памятка с запятыми при однородных членах

Повторим

  • однородные члены — это одинаковые члены предложения;

  • однородные члены зависят от одного и того же слова;

  • однородные члены связаны между собой сочинительной связью и интонацией.

Признаки однородных членов

  • отвечают на один и тот же вопрос;

  • являются одним членом предложения;

  • относятся к одному члену предложения;

  • часто выражены одной частью речи;

  • произносятся с перечислительной интонацией.

Вопросы для самопроверки

Объясните пунктуацию в предложениях с однородными членами.

  1. Усы, лапы и хвост — вот мои документы.

  2. Мама подарила Маше новую куклу и мячик.

  3. Я не сделал домашнее задание ни по физике, ни по химии.

  4. Картины висели повсюду: в гостиной, спальне и даже ванной.

  5. Заказ выполнили быстро, но плохо.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
В БЛОГАХ…


еще…

КОММЕНТАРИИ

еще…

Спасибо за красивые шаблоны, Елена Владимировна!

Отличный тренажёр для закрепления и самоконтроля! Спасибо, Лидия Петровна, за ка…

Спасибо за Ваше творчество, Татьяна Владимировна! Замечательная игра по содержан…

Благодарю за позитивный комментарий, Лидия Петровна! Всегда рада поделиться с ко…

Спасибо за высокую оценку игры, Марина Юрьевна!

Мне приятно, что Вы, Лидия Петровна, обратили внимание на разнообразие ресурсов …

Благодарю Вас, Лидия Петровна, за добрые слова комментария!

Внеклассные мероприятия по русскому языку в основной и средней школе. Разработки, в большинстве случаев, содержат сценарий и презентацию к мероприятию. Любую работу можно подстроить под индивидуальные особенности класса.

Категория Игры и викторины по русскому языку содержит материалов: 169

Страницы: 1 2 3 8 9 »

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе «Викторина»

word150

Данное мероприятие предлагает вам совершить увлекательное путешествие в мир русского языка. Вам предстоит пройти нелегкие испытания, проверить свои знания.
Игра такого плана сама себе по себе уже вызывает любопытство и интерес, педагогически целесообразна, наиболее динамична и любима детьми.

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе «Брэйн-ринг»

word150

Каждый школьный предмет – это маленькая, чудесная страна, в которой каждый день по крупице вы находите много нового и интересного. Основная задача мероприятия — вооружить учителя русского языка таким занимательным материалом по предмету, который помог бы пробудить у учащихся живой интерес к изучению русского языка.

Интерактивный тренажер «Если дружат люди — дружат языки!»

s32848160

Предлагаемый интерактивный тренажер «Если дружат люди – дружат языки» разработан для внеклассного мероприятия, посвященного ко Дню языков народа Казахстана. И может использоваться в качестве классного часа в средних и старших классах.

№79038 |
17.09.2021 |
Айгуль

| 5.8Mb

Интерактивная игра «Файндворды»

30290511

Суть задания – найти названия объектов или терминов, спрятанных в тексте, если все их буквы идут подряд. Работа такого рода развивает внимание, умение анализировать, формирует «терминологическую зоркость», нередко требует дополнительных сведений по изученному разделу.

№78383 |
10.08.2021 |
Natnik

| 2.1Mb

Дидактическая игра «Общее слово»

s85928250

На виньетке вы увидите два разных слова. Задача состоит в том, чтобы найти термин, который является общим для обоих понятий. Например, для пива и мыла общим является пена. Чтобы проверить ответ, кликните по виньетке.

№78362 |
09.08.2021 |
Natnik

| 1.0Mb

Юмористическая игра «Псевдонаучный бред»

92615356

Если в крылатом выражении, поговорке и т.п. заменить все слова на научные
(или же почти научные) определения этих слов, то в результате получится псевдонаучный бред. Задача участников игры — отгадать оригинал. На последнем слайде – высказывание о пользе чтения.

№78329 |
08.08.2021 |
Natnik

| 3.2Mb

Викторина «Занимательно о русском языке»

s79155371

Викторину «Занимательно о русском языке можно провести в рамках недели русского языка. Дети ответят на интересные вопросы трёх этапов по различным темам. Не останутся в стороне и зрители. Все ответы можно сразу проверить, нажав на соответствующую кнопку.

№77921 |
26.07.2021 |
Natnik

| 1.0Mb

Презентация «Игры со словами»

s44840892

Презентация содержит три игры: «Золотая середина», «Найди слова» и «Собери слова», способные повысить степень вовлеченности учащихся в учебно-творческую деятельность. Она может быть использована как при проведении внеклассного мероприятия, так и на уроке.

№77906 |
26.07.2021 |
Natnik

| 1.1Mb

Дидактическая игра по теме «Существительное и прилагательное»

04433340

Дидактическая игра «Существительное и прилагательное» (5 — 6 класс) основана на приёме РКМ «ромашка Блума», суть которого заключается в ответе на вопросы разных типов, помогающих проверить теоретические знания, практические навыки, способность рассуждать и творчески мыслить, а также умение делать выводы. В игре две темы «Существительное» и «Прилагательное». К каждой теме заданы вопросы 6 типов.

№77827 |
22.07.2021 |
Kachko21

| 6.4Mb

Интерактивная игра «Морской бой» по теме «Корни с чередованием И-Е и приставки ПРЕ-/ПРИ-» 5-6 классы

18422783

У современных школьников закрепление изученного в виде обычных упражнений не вызывает большого интереса, а нетрадиционные задания привлекают внимание. Игра «Морской бой» помогает в увлекательной форме закрепить полученные знания. Данная презентация предназначена для проверки знаний по двум темам: корни с чередованием И-Е и приставки ПРЕ-/ПРИ- (5-6 классы). Игра выполнена с помощью технологического приёма «универсальный тренажёр».

№77817 |
22.07.2021 |
Kachko21

| 2.6Mb

Дидактическая игра «Орфографическая разминка»

27178987

Умение грамотно писать и говорить – важное и необходимое умение во все времена. Способность видеть орфограмму в слове, правильно распознавать и применять правила – вот необходимые навыки, помогающие развивать орфографическую зоркость. Данный материал предназначен для учащихся 5-6 классов и проверяет умение школьников соотносить слово с орфограммой.

№77815 |
21.07.2021 |
Kachko21

| 1.9Mb

Интерактивная игра «Фразеологические обороты с Гугл- Ягой»

s85614277

Интерактивная игра «Фразеологические обороты с Гугл-Ягой» создана с применением триггеров и технологического приёма «Яблочко на тарелочке», автор приёма А. Беляева. Игрокам предлагается по картинке отгадать фразеологический оборот и объяснить его значение.

№77794 |
21.07.2021 |
svetlana32

| 6.9Mb

Презентация «Анаграммы, метаграммы, логогрифы»

s83304598

Анаграммы — одно из самых мощных упражнений для развития скорочтения. Они развивают у детей мыслительные операции анализа и синтеза. Улучшает логику, развивает скорость мышления.

№77770 |
21.07.2021 |
Natnik

| 26.3Mb

Анаграммы и метаграммы

s61501601

Анаграмма развивает у детей мыслительные операции анализа и синтеза. Улучшает логику, развивает скорость мышления. Презентацию можно использовать при проведении внеклассных мероприятий по русскому языку, а так же на занятиях в летнем лагере.

№77739 |
19.07.2021 |
Natnik

| 20.7Mb

Интерактивная игра «15 КВА»

03103680

Интерактивная игра «15 КВА» содержит вопросы, на которые надо дать ответ, содержащий сочетание букв «КВА». Она может быть использована как при проведении внеклассного мероприятия, так и на уроке.

№77634 |
13.07.2021 |
Natnik

| 2.8Mb


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №23

п. Красногорняцкого

Творческий проект

«Лингвистическая сказка –

помощник в изучении грамматики русского языка»

Автор проекта:

обучающаяся 9 А класса

Юсина Валерия

Координатор:

учитель русского языка

и литературы

Светлана Викторовна

Скубба

Март 2021 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ.

  1. Вводная часть. Обоснование выбора творческого проекта по лингвистике.

  2. Цель проекта, задачи, гипотезы.

  3. Результаты анкетирования учащихся 6-х классов по теме «Станет ли лингвистическая сказка помощником в изучении грамматики русского языка?»

  4. Что такое лингвистическая сказка и её особенности.

  5. Правила русского языка, изучаемые в 6 классе, по которым составлены лингвистические сказки.

  6. Выводы: что дало мне участие в проекте.

  7. Используемая литература.

  8. Приложение: сборник лингвистических сказок для 6 класса.

Обоснование выбора

творческого проекта по лингвистике.

Очень часто правила, которые изучаются на уроках русского языка, кажутся многим ученикам однообразными, скучными, а порой непонятными. Из-за этого у многих теряется интерес к предмету.

В связи с этим возникает актуальный вопрос: как сделать процесс запоминания правил по русскому языку интересным для учеников?

Я считаю, что добиться этого можно при помощи лингвистических сказок, ведь сказка сопровождает нас, детей, с самого рождения. Среди всего многообразия сказок есть наиболее интересная их разновидность – лингвистические сказки. Созданные по законам русского языка, лингвистические сказки демонстрируют языковые понятия и явления и привлекают своей необычностью. К тому же они играют огромную роль в формировании представлений о строении и богатстве родного языка, развивают любознательность, раскрывают взаимозависимость разных явлений языка.

Кроме всего вышесказанного, я люблю сочинять стихи, сказки, рассказы. Поэтому выбранный мною проект поможет мне в реализации моих творческих потребностей.

Цель проекта, задачи, гипотеза.

Приступая к реализации проекта, я поставила перед собой цель, задачи и выдвинула гипотезу.

Цель проекта – создание сборника лингвистических сказок для облегчения процесса запоминания правил русского языка обучающимися 6 класса, а также формирование собственной правописной и коммуникативной культуры, реализация творческих способностей.

Задачи:

  1. Проведение анкетирования учащихся 6-х классов по теме «Станет ли лингвистическая сказка помощником в изучении грамматики русского языка?»

  2. Знакомство с информацией об особенностях лингвистической сказки.

  3. Повторение правил русского языка, изучаемых в 6 классе.

  4. Составление алгоритма написания лингвистической сказки.

  5. Написание лингвистических сказок и составление сборника для учащихся 6 класса.

  6. Апробация сказок на уроках русского языка в 6 классах (предложить учителям)

Я выдвинула такую гипотезу: лингвистические сказки помогут учащимся в запоминании правил русского языка и сформируют интерес в изучении предмета.

Результаты анкетирования

учащихся 6 классов по теме

«Станет ли лингвистическая сказка помощником

в изучении грамматики русского языка?»

Первый шаг по выполнению поставленных задач – проведение анкетирования учащихся 6-х классов по теме «Станет ли лингвистическая сказка помощником в изучении грамматики русского языка?»

В анкетировании участвовало 38 учащихся 6 классов.

Респондентам были предложены следующие вопросы:

  1. Любите ли вы сказки?

  2. А любите ли вы школьный предмет «русский язык»?

  3. Трудно ли вам запоминать правила русского языка?

  4. А вы знаете, что такое лингвистическая сказка?

  5. Если вы когда-нибудь читали лингвистическую сказку, помогла ли она вам в запоминании правила?

И вот какие результаты получены:

  1. Л1685822 1
    юбите ли вы сказки?

2. А любите ли вы школьный предмет «русский язык»?

1685822 2

    1. Т1685822 3
      1685822 4
      рудно ли вам запоминать правила русского языка?

    1. А вы знаете, что такое лингвистическая сказка?

1685822 5

    1. Если вы когда-нибудь читали лингвистическую сказку, помогла ли она вам в запоминании правила?

1685822 6

Что такое лингвистическая сказка и её особенности.

Лингвистическая сказка – это занимательный короткий рассказ, главные герои которого олицетворяют определенные лингвистические понятия, а в характерах, поступках действующих лиц наглядно проявляются отличные признаки этого языкового явления.

Особенности лингвистической сказки:

  1. Лингвистическая сказка поучительна.

  2. Сюжет построен на лингвистических понятиях. Она является разновидностью предметной сказки.

  3. Герои – буквы или слова.

  4. Герои находятся в особом царстве. Все они разные, сильные, добрые, капризные.

  5. В лингвистических сказках нельзя допускать фактических ошибок. (знание русского языка, знание лингвистического материала, всех условий написания той или иной орфограммы обязательно. А иначе вы сочините неправильную сказку).

Алгоритм написания сказок:

  1. Выберите правило русского языка, которое бы вы хотели перевести на язык сказки.

  2. Подумай, какие герои будут действовать.

  3. Продумай построение сказки, сюжет.

  4. Составь план.

  5. Запиши сказку, если необходимо, сделай иллюстрацию.

  6. Проверь, нет ли логических или фактических ошибок.

  7. Отредактируй текст.

  8. Подготовься к устному воспроизведению, продумай, какие жесты будут уместны, какая будет уместная интонация.

Правила русского языка, изучаемые в 6 классе,

по которым составлены лингвистические сказки.

1.В корне с чередованием -гор-/-гар- в безударном положении пишется буква о. Исключение: пригарь.

2.В корне с чередованием -зар-/-зор- безударный гласный обозначается буквой а. Исключение: зоревать.

3.В корне -раст- (-ращ-) – -рос- пишется а перед ст (щ),в остальных случаях пишется буква о. Исключения:отрасль, росток,ростовщик,Ростислав, Ростов.

4.Приставка при- обозначает присоединение, приближение,близость и неполноту действия.

Приставка пре- близка по значению слову очень или приставке пере-. Если значение приставки установить трудно, правописание слова нужно проверить по словарю.

5.Выбор гласной в корнях -скак-/-скоч- зависит от последней согласной корня. В безударном положении в корне -скак-/-скоч- перед к пишется буква а,перед ч – буква о. Исключение:скачок,скачут.

6.Написание корней -равн-/-ровн- зависит от их значения. Корень -равн- пишется в словах со значением «равный,одинаковый», корень -ровн- – в словах со значением «ровный, прямой, гладкий». Исключение: равнина,равняйся,равнение.

7.В суффиксах прилагательных, образованных от существительных, после шипящих и ц под ударением пишется буква о, без ударения – е.

8.Две буквы н пишутся: 1) в суффиксах имён прилагательных, образованных при помощи суффикса -н- от существительных с основой на н; 2) в прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов -онн-, -енн-. Исключение: ветреный ( но безветренный).

Одна буква н пишется в прилагательных, образованных от имён существительных с помощью суффиксов -ин-, -ан- (-ян-). Исключения : деревянный,стеклянный, оловянный.

В кратких прилагательных пишется столько же букв н,сколько и в полных.

9.Чтобы не ошибиться в написании образованных суффиксальным способом прилагательных, на конце которых слышится [ский],[цкий] или [цкой],надо различать суффиксы прилагательных -к- и -ск-. Суффикс -к- пишется в прилагательных:

  • имеющих краткую форму.

  • образованных от основ существительных на -ц, -ч, -к. При этом конечные согласные и основы исходного слова чередуются с -ц.

Исключения: узбекский, таджикский, угличский. Суффикс -ск- пишется в остальных прилагательных.

10.Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает свойство, качество, признак предмета, названного именем существительных,и на вопрос какой? чей?

Имена прилагательные изменяются по родам ,падежам и числам; могут иметь краткую форму.

В предложении имена прилагательные могут быть определения или сказуемыми.

11.Качественными называются прилагательные, обозначающие признаки (качество, свойство) предмета, которые могут изменяться, проявляться в большей или меньшей степени, сравниваться.

12.Относительные прилагательные обозначают признак (свойство) предмета через его отношение к другому предмету, какому-либо обстоятельству (месту,времени и т.п.) или действию. Признаки, которые обозначают имена прилагательные данного разряда, не могут изменяться.

13. Имена прилагательные, обозначающие принадлежность предметов лицам или животным и отвечающие на вопросы чей? чья? чьё? чьи?, называются притяжательными. Они не имеют грамматических признаков качественных прилагательных.

14.Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счёте.

В предложении числительные могут быть и главными,и второстепенными членами предложения.

15.Числительные могут быть: простые(обозначаются одним словом, в котором есть только один корень), сложные(обозначаются одним словом, но в этом слове есть несколько корней) и составные (обозначаются несколькими словами, причём каждое из этих слов может быть и простым, и сложным).

16.Количественные числительные отвечают на вопрос сколько?. Обозначают число,количество предметов. Изменяются только по падежам (рода и числа они не имеют, за исключением числительных один,два,тысяча,миллион,миллиард). Могут быть разными членами предложения.

17.Порядковые числительные отвечают на вопросы какой по счёту? который по порядку?. Указывают на порядок предметов при счёте. Изменяются по падежам, числам и в единственном числе – по родам. Обычно бывают определениями.

18.Местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.

19.Личные местоимения указывают на лицо или на предмет, о котором идёт речь, а также замещают существительное в речи во избежание повторов. Личные местоимения бывают единственного или множественного числа. Личные местоимения 3-го лица изменяются по родам и числам. Все личные местоимения изменяются по падежам. В предложении они могут быть подлежащим или дополнением.

20.Возвратное местоимение себя указывает на того,кто производит действие, но подлежащим в предложении никогда не бывает. Склоняется,но не имеет формы именительного падежа. Не имеет лица,рода,числа. В предложении является дополнением.

21.Притяжательные местоимения указывают, какому лицу принадлежит предмет. Изменяются по падежам. В предложении являются определением, отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи?

22.Указательные местоимения тот,этот,такой,таков,столько указывают на предмет, признак, количество. При этом предмет,признак, количество выделяются из ряда других.

23.Определительные местоимения (весь,всякий,каждый, сам,самый, любой, иной,другой)указывают на обобщённое качество предмета. Они изменяются по родам,числам и падежам, как имена прилагательные;в предложении являются определениями.

24.Вопросительно–относительные местоимения кто,что,какой, каков,который,чей,сколько могут быть вопросительными,если употребляются в вопросительном предложении или относительными,если употребляются для связи частей в сложном предложении. Вопросительно-относительные местоимения могут быть разными членами предложения (подлежащим,дополнением, определением).

25.Неопределённые местоимения указывают на неизвестные ,неопределённые лица, предметы, их признаки. Изменяются так же, как и вопросительно–относительные.

26.Отрицательные местоимения никто,ничто,некого,нечего, никакой,ничем,нисколько выражают значение отрицания: указывают на отсутствие предмета предмета,признака или количества. Они служат также для усиления отрицательного смысла всего предложения. Изменяются так же,как вопросительно–относительные.

27.Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие, состояние, отношение, проявление признака и т.д. как процесс,отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Глаголы изменяются по временам. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам,а в прошедшем времени – по числам и в единственном числе – по родам. В предложении глагол,как правило,бывает сказуемым.

28.Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и указывают на действие, имеющие предел,результат.

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и обозначают длительное,повторяющееся действие.

29. Глаголы,которые обозначают действия, направленные на тот или иной предмет, называются переходными. Переходные глаголы могут иметь или имеют при себе существительное или местоимение в форме винительного падежа без предлога. При отрицании переходные глаголы могут сочетаться с существительными или местоимениями в форме родительного падежа.

Остальные глаголы являются непереходными.

30.Глаголы с постффиксом -ся(-сь) называются возвратными.

31.Глаголы в изъявительном наклонении обозначают реальные действия в прошлом,настоящем или будущем. Отличительная особенность изъявительного наклонения состоит в том, что оно имеет формы времени.

32.Глаголы в условном (сослагательном) наклонении обозначают действие, которое возможно при определённом условии. Форма условного наклонения образуется сочетанием глагола в форме прошедшего времени с частицей бы (б).

В условном наклонении глаголы изменяются по родам и по числам.

33.Глаголы в повелительном наклонении обозначают побуждение к действию в виде приказания, пожелания,просьбы. В повелительном наклонении глаголы изменяются по числам и выражают значение лица.

Выводы: что дало мне участие в проекте.

В ходе работы над проектом я еще раз убедилась в том, что правила русского языка учить нужно. Ведь прав Карамзин, утверждавший, что быть неграмотным – это проявлять неуважение к тем, кто тебя читает. А процесс изучения правил можно превратить в увлекательное чтение сказок, и тогда станет интересно всем.

Кроме того, сочиняя лингвистические сказки, я и сама повторила правила, и это не помешает мне накануне экзамена по русскому языку.

Также я старалась совершенствовать свои коммуникативные навыки, проводя анкетирование и апробацию сказок в 6 классе.

И еще работа над проектом помогла мне сформировать умения и навыки работы в Интернет-сайтах и программе Word и PowerPoint. Всё это не будет лишним при освоении будущей профессии преподавателя в старших классах.

Используемая литература и источники информации:

  • Учебник 6 класса (1 и 2 части) Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич. Издательство «Просвещение».

  • infourok.ru›…lingvisticheskoy-skazki…sostavlenie…

  • urok.1sept.ru›articles/589831

Тема: Лингвистическая сказка.

Экспериментальные исследования в той или иной форме – непреложная составляющая в практике каждого педагога. Любой учитель стремится в своей педагогической деятельности найти такие методы, приемы и формы работы, которые будут способствовать всестороннему развитию ребенка. Использование в педагогической деятельности различных образовательных технологий позволяет преподавателям повысить мотивацию обучающихся, профессионально-практическую направленность занятий, а, следовательно, добиться более гарантированных запланированных результатов в своей профессионально-педагогической деятельности.

Предмет моих экспериментальных исследований –  «Лингвистическая сказка, как метод способствующий проявлению интереса к предмету, развитию творческого потенциала учащихся».
                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы — резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль. Может ли учитель-словесник что-нибудь изменить в создавшейся в современной школе ситуации? Может и должен! Но решить эту проблему нельзя, даже научив правильно писать слово, в нужном месте поставить запятую. Это лишь форма. А для нас важно то внутреннее, то главное, что выражается через форму. Язык призван осуществлять общение между людьми, чтобы один понимал другого, чтобы каждый смог быть понятым, т.е. через язык выразить часть своего «я»: мысль, настроение, отношение к чему-либо. Таким образом, содержанием школьного предмета «Русский язык» должно быть развитие в ребенке способности так владеть словом, чтобы слова складывались в значимый смысл, чтобы человек умел сказать именно то, что хотел, донести до другого часть своего «я».
Реализовать такое содержание преподавания очень трудно, потому что для этого школьника надо научить чувствовать слово, осмысливать закономерности языка и понимать (пусть на своем уровне) его философские основы.
Даже трудный материал запоминается без особого труда, если при его объяснении на уроке использовать принцип занимательности и разнообразные игровые моменты, вызывающие у учеников положительную мотивацию к изучению русского языка. Различные опорные схемы, таблицы, занимательные истории, сказки благотворно влияют на отношение ребят к русскому языку как к учебному предмету, способствуют развитию у них наблюдательности, фантазии, зрительной памяти.

Сказки на уроках русского языка можно использовать по-разному:

В качестве дидактического материала;

Как средство, помогающее организовать объяснение нового материала и воспроизведение усвоенного ранее (лингвистическая сказка);

       3. Как вид работы по развитию речи (сочинение детьми лингвистической сказки при         прохождении той или иной темы)».

Научность и глубина излагаемого на уроках теоретического материала, показ его практической значимости не могут быть оторваны от увлекательной формы подачи этого материала, эмоциональности и живости преподавания. Занимательность, выступая первоначальным толчком в проявлении познавательного интереса, выступает как средство создания положительного фона всего урока, является опорой для развития профессиональной памяти.
Анализ методической литературы показывает, что вопросам изучения сказок в школе сейчас уделяется большое внимание. В журнале “Русский язык в школе” и др. появились методические рекомендации, посвящённые изучению лингвистических сказок в школе. Между тем вопрос об обучении детей умению сочинять лингвистические сказки в методической литературе разработан недостаточно. Чаще всего сказки используются для творческого рассказывания (Е.А. Флерина, П.Г. Воробъёв, О.С. Ушакова и др.) инсценировки (В.К. Мовсесян и др.), игр (В.В. Белоусов, Л.С. Топольницкая, и др.) которые также являются средством развития речи учащихся, но сказки обладают и другими возможностями. Сказку можно сделать средством развития литературно-творческих способностей учащихся и тем самым – развития речи в процессе индивидуально-групповой работы. Несмотря на то, что о значении сказок для развития личности ребёнка написано много (К.Д. Ушинский, М.А. Рыбникова, В.А. Сухомлинский и др.), в сущности вопрос о том, как поддержать интерес детей, привлекая их к созданию своих сказок, не был предметом специального исследования.

Кроме того, в последнее время интерес к лингвистическим сказкам вырос, т.к. сказка является интереснейшим приемом преподавания русского языка

 Особенности лингвистической сказки.

Лингвистическая сказка объясняет нам законы языка.

Ей присущи сказочные элементы, волшебные превращения, герои, определённые устойчивые выражения.

Данная сказка родилась гораздо позже чем фольклорная. Конечно, она очень много взяла от фольклорной сказки.

Композицию лингвистических сказок составляют: присказка, зачин, сказочное действие и концовка.

В лингвистической сказке в концовках говорится о лингвистических понятиях. Как бы делается вывод из того, о чём в сказке рассказывалось.

Отличие лингвистической сказки от обычной, фольклорной.

Лингвистическая сказка поучительна.

Сюжет построен на лингвистических понятиях. Она является разновидностью предметной сказки.

Герои – буквы или слова.

Герои находятся в особом царстве. Все они разные, сильные, добрые, капризные.

В лингвистической сказке нельзя допускать фактических ошибок. (знание русского языка, знание лингвистического материала, всех условий написания той или иной орфограммы обязательно. А иначе вы сочините неправильную сказку).

Существуют три основные коммуникативные задачи лингвистической сказки:

Научить, объяснить новый материал.

Проверить знания по теме.

Развлечь, увлечь, заинтересовать, повысить интерес к предмету (русскому языку).

Сказка – это первично-вторичный текст, т.е. сказка, может создаваться на основе другой сказки, может быть абсолютно оригинальной. По способу передачи информации сказки являются поликодовыми текстами, т.е. текстами, которые кодируют и передают информацию на разных уровнях.

Лингвистическая сказка может быть звучащей. Она обязательно должна рассказываться.

Сказка может быть графической (текст написан в учебнике или записан в тетради).

Сказка может передавать информацию с помощью рисунков, иллюстраций. Также можно использовать аудиовидеозаписи.

Лингвистическая сказка по подготовленности являются полностью подготовленными, например, когда ребята получили домашнее задание – сочинить лингвистическую сказку. Также, на мой взгляд, лингвистические сказки могут быть частично подготовленными, если ребятам дается задание придумать продолжение сказки. Спонтанно сочинить сказку ребятам будет трудно!

По структурно-смысловой модели сказка – это прежде всего повествование, но с элементами описания и аргументированного типа текста. 

Учитель использует лингвистическую сказку как средство, помогающие организовать объяснение нового материала и воспроизведение усвоенного ранее. Лингвистическая сказка сразу же приковывает внимание учащихся к теме, помогает им увидеть основное в изучаемом явлении, легко запомнить главное. Проблемный вопрос, поставленный перед сказкой, нацеливает учеников на активное ее восприятие, так как нужно не просто слушать, но искать ответ на заключенную в ней задачу. Лингвистические сказки хорошо запоминаются потому, что в них приставки, корни, суффиксы, подлежащие, сказуемые превращаются в гордых королев, красивых принцесс, обаятельных рыцарей и других разнообразных героев.

Как написать лингвистическую сказку

Определи, на кого рассчитана сказка, и в какой ситуации будет рассказана.

Выберите лингвистический материал, сведения о лингвистическом понятии.

Подумай, какие герои будут действовать.

Продумай композицию, продумай сюжет.

Составь план.

Запиши сказку. Если необходимо, сделай иллюстрацию.

Проверь, нет ли логических или фактических ошибок.

Отредактируй текст.

Подготовься к устному воспроизведению, продумай, какие жесты (телодвижения) будут уместны, как будет звучать голос.

 Прорепетируйте выступление.

  • Что такое молодица в сказке о мертвой царевне и семи богатырях
  • Что такое математические сказки 3 класс
  • Что такое море рассказ
  • Что такое намаз в сказке ашик кериб
  • Что такое малица в сказке кукушка