Что такое лексиконы у толстого в рассказе детство

Открытый урок литературного чтения в 3 классе по умк школа россии тема урока: л.н.толстой акула. цели: продолжить ознакомление детей с

Открытый урок литературного чтения в 3 классе по УМК «Школа России»

Тема урока: Л.Н.Толстой «Акула».

Цели: продолжить ознакомление детей с творчеством Л.Н. Толстого, обучение выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, учить выражать собственное отношение читающего к изображенным событиям, героям, и их поступкам, развитие чувства взаимопомощи, взаимовыручки.

Планируемые результаты:

Предметные: Познакомятся с произведением Л.Н.Толстого «Акула». Научатся читать вслух бегло, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или для подтверждения собственного мнения.

Метапредметные:

Познавательные: Определяют основную мысль произведения, понимают какую информацию о чувствах и настроениях автора несут образные слова.

Регулятивные: Оценивают свои достижения, проводят прогнозирование

Коммуникативные: Осознают цель своего высказывания, строят диалог в паре, задают вопросы.

Личностные: Оценивают поступки героев произведения под руководством учителя, с точки зрения моральных ценностей, соотносят с вариантом нравственного выбора, который делает герой произведения, проявляют чувство сопереживания.

Оборудование: учебник, мультимедиа проектор, колонки, презентация, звукозапись, разрезные картинки, картинки с изображением кораблика.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Добрый день ребята !

Я приветствую вас на уроке литературного чтения

Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи своим одноклассникам

2) Мотивационно-целевой этап.

— Давайте узнаем, чем мы с вами будем заниматься сегодня на уроке.

ЬТАТИЧ – читать

ЬТАДЮЛБАН – наблюдать

ЬТАНИМОПСВ – вспоминать

ЬТАМУД – думать

— Верно, ребята, сегодня на уроке мы с вами будем узнавать новое, читать, наблюдать, вспоминать, думать, радоваться успехам, а с неудачами будем справляться все вместе. (слова на доске).

2. Актуализация знаний.

1) Развитие оперативной памяти. Упражнение «Фотоглаз»

— Постарайтесь быстро прочитать и запомнить.

Граф, Ясная поляна, 90 томов, Муравейное братство, Школа для детей. (Доска )

-Какие ассоциации возникли у вас с этими словами? (Л,.Н.Толстой)

— Какое отношение имеют эти слова к сегодняшнему уроку? (продолжим изучать творчество Л.Н.Толстого)

Что можете рассказать о жизни этого писателя? (ответы детей)

2) Фронтальный опрос домашнего задания.

  1. Где родился и провел свое детство Л,Н,Толстой? (в деревне Ясная поляна)

  2. Сколько детей было в семье Толстого? (5)

  3. Кто был заводилой в играх? (Николай)

  4. Как появились муравьиные братья? (из-за тайны)

  5. В чем состояла тайна? (была написана на зеленой палочке, которая зарыта у дороги на краю оврага Старого Заказа)

  6. Как относились дети ко всем этим тайнам? (верили, с важностью)

3. Постановка темы и цели урока.

— Мы сегодня будем работать с  новым произведением Л.Н.Толстого. А  для того  чтобы узнать как называется рассказ отгадайте мою загадку:

В бинокль злюку разгляжу

И капитану доложу.

Знают все прекрасно —

С ней играть опасно:

Зубы острые как нож,

Лучше ты ее не трожь! (Акула)

Какова же тема сегодняшнего урока? (Л.Н.Толстой «Акула»)

— Зная тему урока, пользуясь опорными словами, определите задачи урока

Совершенствовать знания о ____________Л.Н. _________. (совершенствовать знания о творчестве Л.Н.Толстого)

Учиться п_________, в________ _______ ________ «______» и а________ его. (учиться правильно, выразительно читать произведение «Акула» и анализировать его).

— Что интересного вы знаете об акулах? (рассказ ученика об акулах). Рисунок акулы.

Почти во всех морях и океанах нашей планеты водятся страшные рыбы, называемые акулами. В морях Африки живут такие рыбы как акулы. Это гигантские хищные рыбы. У них удивительное обоняние, которое используется ими для добывания пищи; кроме того, у них есть много рядов острых, замкнутых назад зубов.

— Для выполнения поставленных задач я приглашаю вас в путешествие к берегам Африки, а отправимся мы на паруснике. (Слайд с материком Африка).

— А что вы можете сказать об Африке? (рассказ ученика)

Африка, второй по величине после Евразии материк. Это самый жаркий, самый загадочный материк планеты. В Африке есть самая большая пустыня – Сахара. Это теплый материк, температура летом +20-25 градусов, а зимой 10-16 градусов. Больше половины территории Африки занимают саванны и пустыни, степи и тропические леса, в которых обитают разные животные: жирафы, зебры, львы, слоны, бегемоты, обезьяны, много ящериц и змей.

— Ребята, мы с вами поговорили, о таком материке, как Африка. А теперь отправляемся в морское путешествие и посмотрим, как описывает Африку Толстой в своем рассказе “Акула”

Попробуйте предположить, о чем может пойти речь в произведении с таким названием?

— Как вы думаете, кто будет героем этого произведения?

— Можно ли по названию определить, будет ли оно серьезным, шуточным, смешным, поучительным?

Настрой

Для перехода к следующему этапу необходима Специальная подготовка

— Я прошу вас включить в работу Слуховые анализаторы:

Помассируйте ушки, приговаривая про себя: « Ушки, ушки, слушайте и запоминайте внимательно!

Зрительные анализаторы:

— Закройте глазки – и ласково погладьте их проговаривая про себя : «Глазки, глазки, смотрите и наблюдайте внимательно!

— Включили ? (ДА)

— Только теперь , когда вы готовы, даю вам Установку: внимательно Слушать и понять, кто главный герой и какой поступок он совершил?

4. Работа по теме урока.

1) Словарная работа.

Чтобы лучше понять рассказ, давайте познакомимся с новыми словами, которые нам встретятся в тексте (Слайд)

Артиллерист — военнослужащий огнестрельного орудии.

Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов.

Ропот неясные негромкие звуки;

Палуба — горизонтальное перекрытие в корпусе судна.

Якорь – металлический стержень с лапами, укрепленный на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на местe.

Полотно белая льняная ткань.

Хобот – упирающаяся в землю задняя часть пушки

Застлал – закрыл туманом, пеленой

Сорвался с места — побежал что было сил;

понатужься — собери силы;

подле пушки — около пушки;

2) Первичное знакомство с текстом.

Откройте учебник на с .152, возьмите карандаши. (Прослушивание записи, по ходу дети отмечают непонятные слова в тексте). Пауза для эмоционального восприятия.

— Признаюсь ребята, слушая рассказ, я очень волновалась!

— А вы, какие эмоции ощущения испытали во время прослушивания?

( тревога, беспокойство, волнение, отчаяние, радость, мужество, опытность, находчивость, смелость, мудрость).

— Название рассказа уже вызывает беспокойство, становится страшно, когда раздаётся крик «Акула»!

— Было ли вам страшно? Когда? (когда мальчики начали купаться в открытом море, когда раздался крик

— За кого вы переживали?

— Назовите героев этого рассказа. (артиллерист, мальчики, матросы)

5. Физкультминутка. (мелодия Море)

К морю быстро мы спустились, (шагаем на месте)

Наклонились и умылись. (наклоны вперед, руки на поясе)

Вот так славно освежились! (стряхнуть руками)

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это – брас. (круги двумя руками вперед)

Одной, другой, это – кроль. (круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем, как дельфин, (прыжки на месте)

Плыли вдоль и поперек (шаги на месте)

И вернулись на урок

6. Продолжение работы по теме урока.

1) Анализ прочитанного. Выборочное чтение.

Давайте проведем анализ о прочитанном тексте

— Где происходило событие, о котором говорится в произведении?

Ответ: Событие происходило у берегов Африки.

— Зачем матросы устроили купальню? Прочитайте.

Ответ: …к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленной печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.

— Кто находился на корабле?

Ответ: Два мальчика.

Найдите и прочитайте, как мальчики оказались в открытом море.

Ответ:Мальчики первые прыгнули в воду, но им было тесно в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море.

— Как отнёсся старый артиллерист к забавам сына и его това­рища? Найдите и зачитайте.

Ответ: Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палу­бе и любовался своим сынишкой. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! Поднатужься!»

— Как понимаете выражение «Не выдавай! Поднатужься!»?

Ответ: Это значит не поддаваться, поста­раться победить, обогнать.

Работа с иллюстрацией в учебнике на стр. 153.

— Какой момент рассказа изображён на иллюстрации?

Найдите этот отрывок в тексте и прочитайте.

Ответ: Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны.

— Когда отца хватил страх?

Ответ: когда на палубе закричали «Акула!».

Найдите и прочитайте, как автор описывает его состояние. (с. 152. Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей)

— С чем сравнивает автор артиллериста? Почему автор использует это сравнение? (С полотном, потому что артиллерист от испуга стал бледный как белая ткань)

— Ребята, почему, когда матросы пытались спасти мальчиков, старый артиллерист стоял, не предпринимая ничего? (Его сковал страх за детей, за сына)

— Действительно, когда человеку очень страшно, впервые секунды впадает в оцепенение, не может ничего сделать, особенно когда это касается самого близкого и родного человека.

— Когда он стал действовать? Зачитайте это эпизод. (с. 154. …но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны. Визг этот как будто разбудил артиллериста…).

— Что он сделал? (Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилег к пушке, прицелился и взял фитиль).

— Объясните выражение «сорвался с места». (Внезапно, стремглав без предупреждения отправиться куда-либо.

Найдите и зачитайте момент рассказа изображенный на иллюстрации.

(Он упал подле пушки и закрыл лицо руками).

— Почему он так повел себя? (Ему было страшно смотреть, что же там, после его выстрела).

— Кто главный герой произведения? (Артиллерист).

— Что можно сказать об этом человеке, какой он? (сильный, храбрый, смелый, мужественный, находчивый, решительный.)

2) Работа над сюжетом произведения. Работа в парах.

-Давайте восстановим последовательность событий в рассказе (на столах карточки)

-Что было сначала? Что потом? Перед вами план рассказа, как вы думаете, какое задание нужно выполнить? (восстановить последовательность частей). Давайте восстановим.

— Чья пара уже готова?

  1. Появление акулы. (1. Остановка корабля)

  2. Купание в море. (2. Купание в море)

  3. Спасение маьчиков (3. Появление акулы)

  4. Остановка корабля. (4. Стрельба из пушки)

  5. Стрельба из пушки. (5. Спасение мальчиков) (Проверка с доской)

7.Творческая работа в группах.

-Итак, ребята, никогда не нужно теряться в различных ситуациях. Всегда старайтесь найти правильное решение, как это сделал отец одного из мальчиков.

-Наше путешествие благополучно закончилось. Мы возвращаемся в свой порт-класс, оживленные, радостные, что все закончилось хорошо.

-А сейчас я предлагаю вам выполнить творческую работу в группах. Вспомните, как нужно работать в группе. Повернитесь друг к другу.

Вам нужно собрать иллюстрацию по рассказу.

-Я очень рада, что вы прекрасно справились с этим заданием.

8. Итоговая беседа.

-Ребята, а что хотел показать нам автор этим рассказом? (Показать переживание отца, его любовь к сыну, показать опасности, подстерегающие детей).

— Ради чего написан рассказ? (Чтобы у читателей вызвать те чувства, которые испытывают герои, чтобы вызвать сопереживание героям рассказа).

— Сегодня мы прочитали о решительном и мужественном человеке, который своим смелым поступком спас жизнь двух мальчиков.

— Есть ли в наше время необходимость в таких людях? (да, т.к. в нашей жизни очень часто возникают ситуации, в которых требуется проявить находчивость и решительность, в которых смелость и мужественность отдельных людей оказывает решающее значение в сложных экстремальных ситуациях).

Почему тогда рассказ назван “Акула”?

(Акула-причина ситуации, в которой артиллерист повёл себя решительно, по- геройски.)

(– Как по-другому можно назвать этот рассказ?

Ребята предлагает свои варианты. Если ребята сами не назовут, учитель должен подвести к заглавию “Поступок отца”.)

— В чем же тогда заключается основная мысль рассказа? (в том, что эти черты характера (решительность, находчивость, самообладание) помогают человеку в экстремальных ситуациях).

У каждого человека в жизни бывают такие моменты, когда он не знает, как поступить, что ему делать дальше. Если в вашей жизни тоже наступит такой момент, я советую вам быть смелыми, решительными, хорошо обдумать ситуацию и принять правильное решение, как это сделал в рассказе его главный герой.

9. Домашнее задание. (Слайд)

Всему классу: выразительное чтение рассказа.

По выбору учащихся:

• придумать продолжение рассказа

• нарисовать иллюстрацию

• сочинить стихотворение об акуле

10.Рефлексия

Оцените свою работу. У каждого на парте кораблик с зеленым, синим, красным парусом.

Поднимите кораблик с зелёным цветом, если вы работали на 5;

Синим – 4; Красным – 3.

Ваши оценки поставлю в дневник и журнал.

(Звучит тихая музыка Ф.Листа «Грезы любви».)

На доске слайд: девочка со свечой.

-У русских людей есть традиция: всё доброе, светлое сбудется, если пожелать это пока горит свеча. (Зажигаю свечу)

-Пожелайте в душе самым близким, дорогим людям того, чего хотелось бы вам пожелать.

-А я желаю вам:

Любить свою Родину,

Стать лучшими среди замечательных людей.

-Мне было очень приятно побеседовать с вами. Спасибо за урок!

  1. Работа в парах.

Охарактеризуйте письменно, какие качества старого артиллериста и мальчиков проявились в данном рассказе? Для этого возьмите листок портретов. Можно использовать словарик настроений (который у вас на столах), можно использовать свои слова. Запишите слова в столбиках. Приём “Черты характера”.)

phpYEYU5O Akula 1phpYEYU5O Akula 2

Артиллерист: Мальчики:

1.________________________ 1._______________________

2._________________________ 2._______________________

3.__________________________ 3._______________________

4.__________________________ 4._______________________

5.__________________________ 5._______________________

Словарик настроений, чувств и характеров:

Артиллерист: Мальчики:

Героизм Активные

Страх Беззаботные

Мужество Весёлые

Находчивость Беззащитные

Оцепенение Испуганные

Радостный Ловкие

Решительность Озорные

Смелость Подвижные

Отвагу Радостные

Ответ: Смелость, отвагу, героизм, мужество, решительность, находчивость.

Ответ: Весёлые, озорные, радостные, испуганные, беззащитные.

Зачитайте свои варианты ответов.

  • В начале рассказа мы впервые встречаемся с ним на балу и видим импозантного мужчину, который обладает хорошими манерами, весьма любезен с гостями, благородный и чуткий, этакий «светский лев». Такие качества очень редко присущи военным людям, но у нас складывается впечатление, что полковник — исключение из общепринятых правил.
    Спустя некоторое время, а именно – после окончания бала, мы видим этого же человека, но совершенно в другом амплуа. Это жесткий и расчетливый человек. Это диктатор, ищущий удовлетворения своего эго. Здесь мы сталкиваемся с лицемерием, подлостью, использованием должностного положения для приведения в исполнение несправедливого приговора в отношении солдата, ставшего жертвой стечения обстоятельств.
    Что же послужило причиной гнева полковника? Все очень просто — солдат дал отпор офицеру, который постоянно над ним издевался. Разве это может являться причиной, чтобы казнить человека, который служит Родине верой и правдой? Разве он стал плохим солдатом? Нет! Все дело в бесправии простых солдат и вседозволенности офицерского состава. Все попытки спасти солдата от неминуемой гибели не возымели успеха.
    Рассказ «После бала» оставил после себя неизгладимое впечатление. Все, что было описано Л. Н. Толстым в своем произведении, мы можем наблюдать и в наше время. Как часто мы сталкиваемся с предательством, равнодушием, несправедливостью… Вместе с тем писатель нам дал понять, что не стоит доверять первому сложившемуся мнению о человеке. Оно может быть таким обманчивым…

  • Сочинение на тему «Полковник на балу и после бала».
    В рассказе Л.Н.Толстого «После бала» один из главных героев – Иван Владиславович Б., полковник и отец Вареньки Б. Он был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него румяное, с белыми усами a la Nicolas 1 и ласковая радостная улыбка. Сложен он был прекрасно, с широкой украшенной орденами грудью, с сильными плечами и длинными ногами. Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки.
    Находясь на балу, мы можем увидеть полковника с его милой и веселой стороны: он улыбался, танцевал с дочерью, чем очаровывал главного героя. Рукой в замшевой перчатке он обнимал свою дочь, а спустя пару часов этой же перчаткой бил татарина. Герой рассказа полюбил на балу и дочь, и отца. Но увидев Ивана Владиславовича с его темной стороны, разочаровывался в них обоих.
    Увидев наказываемого татарина и отца своей возлюбленной, герой испытал шок и отвращение. Подумать только, будто два разных человека он узнал! Заметив героя, полковник отвел глаза. Думаю, ему было неловко.
    Был ли полковник лицемером? Не думаю. И замшевая перчатка, обнимавшая перчатка, обнимавшая дочь – совсем не показатель.

  • Первая часть представляется нам на праздничном торжестве, где Иван Васильевич знакомится с довольно сложной личностью, отцом Вареньки. Пётр Владиславович в парадном офицерском мундире, статный и высокий, галантен и учтив с дамами. Его тёплые и нежные отношения с дочерью вызывают уважение у Ивана Васильевича. Все на балу заметили, как отец любит свою дочь, гордится ею и делает всё необходимое для её счастья и достатка. Можно заметить и сказать, что полковник – положительный персонаж, хороший отец и порядочный джентельмен. Но это, к сожалению, только на первый взгляд.
    Во второй части нам представляется совершенно другой человек. Сняв своё праздничный наряд и приступив к своим военным обязанностям, меняется полностью человек. Больше он не знал чувств сострадания или милосердия. Он шёл твёрдой походкой и руководил наказанием беглого татарина. В его глазах уже были не любовь и радость, а гнев и ярость. Он стоял и безжалостно смотрел на то, как жестоко избивают его солдаты несчастного и слабого человека. Мало того, полковник наказывал тех солдат, которые недостаточно сильно избивали татарина. В порыве гнева он оскорблял и распускал руки на своих подчинённых. Увидев возлюбленного своей дочери, Пётр Владиславович злобно отвернулся. В такой кошмар не мог поверить неискушённый жизнью молодой человек. Ему трудно было признать факт того, что всего несколько часов назад этот беспощадный офицер танцевал с дочерью и смеялся с друзьями на балу. Он настолько разочаровался в военных, что больше не изъявлял желания служить.
    Но не совсем правильно винить в этом именно отца Вареньки. Так как он не знал, что поступает неправильно, ибо так делали окружающие его люди. Тогдашняя эпоха Николая 1 была достаточно жестока и позволяла офицерам так поступать, уничтожая на своём пути различные моральные нормы и нравственные ценности.

  • Рассказ «После бала» был написан Л.Н. Толстым. В нем рассказывается история из жизни самого писателя, которая очень сильно его впечатлила. Написать он о ней решил спустя несколько десятков лет.
    Рассказ ведется от лица главного героя, – Ивана Васильевича – который влюблен в девушку Вареньку Б. Эта девушка была самой прекрасной на балу, даже сам Толстой не может описать ее красоту. У нее всегда было много поклонников. Эта любовь главного героя была самой сильной за всю его жизнь. Танцуя, молодые люди никак не могли налюбоваться друг другом. Первая часть этой истории показывает бал, где люди отдыхают, танцуют, общаются. На этом балу Иван Васильевич знакомится с отцом Вареньки – Петром Владиславовичем Б.
    Петр Владиславович – дворянин, полковник. У него есть семья: жена и восемнадцатилетняя дочь Варенька. Живут они в Казани. Полковник красивый, статный мужчина в летах. На лице у него были бакенбарды и усы. Большую часть своих денег тратит на свою дочь, ограничивая себя даже в новых сапогах. Петр Владиславович ловко и умело танцует. Ему нравится танцевать со своей дочерью. Обращается с ней ласково и нежно. Взгляд у него добрый и ласковый, как у нее. Полковник со всеми на балу обращался вежливо и галантно, что говорит о его хороших манерах. Все, кто с ним общался, были очарованы им с первого взгляда, чувствовали уважение. То же самое чувствовал и главный герой. К тому же Иван Васильевич очень хотел стать офицером. А полковник рассказывал ему про службу: как она много для него значит, и как он любит своих солдат.
    После бала он отправился домой. Но после таких приятных впечатлений, не смог уснуть. Молодой человек был на столько воодушевлен, что собрался и отправился к дому Вареньки. Там он увидел странное движение и услышал крики: полковник, который недавно был на балу, танцевал с дочерью и тепло отзывался о своих солдатах, в гневе бил одного из них (наказывали сбежавшего татарина). Спина этого татарина не была похожа на спину, скорее, на кровавое мясо. Он умолял полковника о пощаде, но тот злился еще больше. Тот мужчина, который нежно обнимал свою дочь, бил по лицу и другого солдата.
    Этот случай очень впечатлил Ивана Васильевича. Он больше не мог любить Вареньку (с ней молодой человек все время вспоминал ту историю) и позже любовь его прошла совсем. Мысли о военной службе Иван Васильевич тоже оставил, потому что не видел больше в этом ничего благородного.

  • Рассказ «После бала» был написан Львом Николаевичем Толстым в тысяча девятьсот третьем году, но попал в печать он лишь после смерти писателя, спустя долгих восемь лет. В рассказе мы наблюдаем описание реальных событий из жизни старшего брата Льва Николаевича, которого звали Николай. Братья проживали вместе в Казани, тогда они были студентами, писатель услышал эту историю из первых уст.
    Главный герой рассказа – Иван Васильевич, в студенческие годы этот человек был влюблен в Вареньку, блестящую светскую красавицу и дочь воинского начальника. Полковника, о котором говорится в рассказе, звали Пётр Владиславович. Этот человек был статным, высоким, крепким и сильным мужчиной зрелого возраста с сединой на голове, у него были усы и бакенбарды, ласковая улыбка и весёлые глаза.
    На светском балу у губернского предводителя Пётр Владиславович сумел покорить всех присутствующих трогательной мазуркой с Варей, удивляя людей тем, как нежно и мило он любит дочь, этот «старый служака николаевской выправки». На балу Пётр Владиславович вызывает у людей радость, веселье и умиление.
    Однако с утра, после бала, полковник предстаёт перед читателем с совершенно новой стороны. Тогда по долгу службы полковник возглавлял процессию, в которой вели преступника через шпицрутены. Несчастный наказуемый не переставал повторять одну фразу «Братцы, помилосердствуйте», Пётр Владиславович шёл с ним в ногу. Преступника вели два унтер-офицера, они то толкали его вперёд, то тянули на себя, чтобы он не падал. Солдаты колотили преступника палкой по спине, и его спина уже превратилась в кровавое месиво, наказываемый с трудом передвигался. И тут один из солдатиков, малорослый и худой, недостаточно сильно ударил преступника. Блестящий полковник был этому недоволен, заботливый и трогательный отец ударил за это солдатика по лицу замшевой перчаткой и громко ругался, а также требовал подать свежих шпицрутенов. Здесь Пётр Владиславович оказывается совсем другим: это самоуверенный, злой, твёрдый и жестокий человек.
    Мы видим, как сильно полковник Пётр Владиславович различается на балу и после бала, но вот какой из двух полковников настоящий? Даже перечитав рассказ, я не смогла ответить на этот вопрос однозначно. Вывод, который я сделала для себя: полковник был учтивым и воспитанным светским персонажем, он действительно заботливый отец, но при этом фанатично предан своей жестокой работе.
    Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Полковник на балу и после бала в рассказе «После бала» читают:
    Сочинение на тему «Детство» Толстого

  • Л. Н. Толстой услышал от своего брата один интересный случай, как Сергей Николаевич весело танцевал на балу мазурку с дочерью воинского начальника – Варварой, а на другое утро увидел, как её отец распоряжался прогнанием сквозь строй бежавшего из казармы солдата, и чувство к этой девушке потом угасло. Лев Николаевич воспользовался этой историей для своего рассказа «После бала» через 50 слишнем лет…
    Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий свежий старик, сложен он был прекрасно. Полковник сначала отказывался танцевать с дочерью, но потом всё же согласился… Грандиозная фигурка Вареньки плыла около него, видно было, что её отец когда-то танцевал прекрасно, а теперь был грузен, но всё таки ловко прошел два круга. Весь зал следил за каждым движением пары, отец и дочь поразили всех присутствующих на балу, ими восхищались. А на утро после этого прекрасного бала в поле высокий военный в шинели и в фуражке возглавлял шествие из унтер-офицеров, ведя татарина за ружья, они толкали его, били палками. И этот военный был её отец, со своим румяным лицом и белыми усами…
    Удивительно, как человек может изображать совершенно разных людей: прекрасного отца во всех отношениях и без жалостного палача. Я думаю, что полковник делал из себя «хамелеона» ради своей любимой и единственной дочери, чтобы она могла радоваться жизни, думать, что мир прекрасен, и не знать, какие ужасные вещи происходят рядом с ней. Мы не можем судить полковника за его действия, потому что, скорее всего, он выполнял свою службу, военный долг и, наверное, не мог поступить иначе.

  • Каждый рассказ по-своему уникален. Автор закладывает вглубь него свой смысл, который жаждет передать как можно большему количеству людей. Но намного сильнее нас касаются, те строки, что повествуют о реальных событиях. Ведь, читая такое произведение, постоянно думаешь о том, что кто-то пережил все это, что были такие люди, они так говорили и так поступали.
    К таким рассказам можно отнести «После бала» Льва Толстого. Историю, которая легла в основу сюжета, автор услышал, будучи еще студентом, и живя со своими братьями в Казани. Один из братьев – Сергей, был влюблен в дочку воинского начальника. Но, увидев каким строгим был ее отец, стал избегать их дом и напрочь отказался жениться. Воспоминания об этой истории надолго остались в сердце Толстого, так что не удивительно, почему он решил увековечить ее в своем рассказе.
    Вся история делится на две части. В первой мы видим бал, а во второй – жестокое наказание солдата. Эти две части очень отличаются. Даже больше того – они противопоставлены. Если в начале мы восхищаемся торжеством, красками бала, то в конце все эти чувства полностью улетучиваются, так как приходит тоска, горечь, боль.
    Описывая полковника, Толстой постарался сделать его сильным мужчиной, который пользовался всеобщим уважением. Все в его облике говорило о мужестве и стремлении к победе. Он был довольно красивым, высоким. Годы не смогли справиться с его внутренней молодостью. На его груди поблескивали ордена, а крепкая спина и длинные ноги только усиливали его могущество.
    Именно таким и был Иван Васильевич. В первой части рассказа он был центральной фигурой. Его речи влекли окружающих, а изысканные манеры располагали к нему. Интересным был тот момент, когда он танцевал мазурку. С одной стороны – это было немного неуклюже, но та мощь, что была в нем, делала из этого танца нечто сильное.
    Хоть полковник и был строгим и сильны мужчиной, но это не мешало ему заботиться о дочери и проявлять нежные чувства. На балу он нежно обнимал ее, целовал в лоб. Было очень приятно смотреть на них. Было видно, что для них семья очень многое значит.
    Подводя итог первой части, можно смело сказать, что Иван Васильевич был очень милый, добрым и надежным человеком. Все, кто с ним бы не общался, говорили о нем с восторженностью. Он мог подружиться со всяким человеком. Так что никак нельзя было предугадать, насколько может смениться этот образ.
    Итак, что же стало с полковником во второй части? Больше не было того добродушного человека. Нельзя было и подумать, что это тот же милый и добродушный человек, который охотно болтал со всеми на балу и обнимал свою дочь. Его лицо стало каменным и жестким. Его голос был пропитан гневом, что заставляло дрожать от одного лишь слова.
    А все из-за чего. Солдат просто не так сильно, как надо было, опустил палку на красную спину татарина. За это Иван Васильевич начал бить его перчаткой по лицу. А это, как мы все знаем, является сильной оплеухой. Сложно представить какой стыд испытал этот солдат. Здесь мы уже не говорим о полковнике, как о хорошем человеке. Нам становится противно, что мы так о нем думали. В сердце появляется злость к этому человеку.
    Но почему все так произошло? Почему этот человек превратился из порядочного полковника в чудовище? Ответ прост – это общество и его влияние на человека. Ведь нельзя сказать, что Иван Васильевич был не в себе, когда мило вел себя на балу. Он был самим собой. Но тут пришел момент, когда все смотрели именно на него и ждали от него действий. Он сделал то, что от него ожидали, а не то, что он хотел сделать. Толстой показывает нам, как сильно может влиять общество без единого слова. Но главная мысль в том, что мы должны ставить себя не на место полковника, а на место общества. Мы должны следить за тем, чтобы наши действия и наши слова не стали тем двигателем, который будет заставлять хороших людей делать плохие вещи.

  • Повествователем в рассказе Толстого выступает некий Иван Васильевич – молодой человек. Читатель узнает, что он является другом автора, влюбленным в Вареньку Б., полковничью дочь. Собственно говоря, читатель видит происходящие события глазами Ивана Васильевича и получает их в его интерпретации.
    Основное действие рассказа Толстого приурочено к балу. На нем читатель видит полковника и его дочь. Оба красивые, статные, весьма располагающие к себе люди. У Ивана Васильевича даже дух захватывает, как здорово танцуют отец и дочь. Видно, что полковник – светский человек, безумно любящий свою дочь и относящийся к ней с отцовской нежностью. Так завершается первая часть рассказа.

    Что произошло после бала

    Вторая часть – контраст первой. Иван Васильевич видит полковника в иной ситуации – на плацу в окружении солдат. Толстой живописует поистине ужасную сцену наказания шпицрутенами беглого татарина. Его гонят через строй солдат, и каждый должен его ударить по спине как можно сильнее. Татарин просит о помощи, однако полковник остается равнодушен к его мольбам. Наоборот он бьет по лицу солдата, который, по его мнению, слабо ударил татарина.
    При всем это присутствует Иван Васильевич – потенциальный жених полковничьей дочери. Однако полковник Б. нимало не смущается. Он не видит в подобной ситуации ничего страшного и противоестественного. Читатель понимает, что, скорее всего, это не единичный случай и такое случается в армии повсеместно, особенно там, где начальником является такой полковник.
    Конечно, с глаз Ивана Васильевича тут же спадают пелена и флер очарования предыдущего вечера на балу. Он не может понять, как такой приятный во всех отношениях с окружающими человек может оказаться таким несправедливым и жестоким офицером.
    Л.Н.Толстой в рассказе «После бала» в образе полковника показал, насколько иногда люди видят только одну сторону, судя о человеке в целом по его поведению в единичной ситуации. Страшно, что этот человек пользуется всеобщим обожанием и уважением в обществе. Наверняка большинство так никогда и не догадается, насколько полковник Б. двуличен и неоднозначен, насколько страшен и омерзителен. Получается, что его манеры фальшивы и наигранны. Ведь даже выражение лица у полковника на плацу меняется, уже нет той приятности, он страшен.
    В основу рассказа «После бала» легла реальная история, однажды услышанная Толстым.

  • Я прочитала рассказ Л. Н. Толстого “После бала”, в котором автор поднимает очень важную и по сей день тему – двиличие полковника. Рассказ ведётся от лица Ивана Васильевича (друга автора) , который и стал свидетелем этого человеческого порока. Иван Васильевич влюблён в Вареньку Б. – высокую, стройную, грациозную, с весёлой улыбкой и прелестными блестящими глазами девушку. Отец её – красивый, статный, с румяным лицом и белыми подвижными усами полковник. Действия развиваются на балу. Полковник – любящий отец, обучен светским манерам и приятен в общении. Он просто блистает в танце с дочерью. Иван Васильевич любуется и восторгается ими. Его переполняют бушующие в сердце чувства, мир вокруг кажнтся розовым, а жизнь весёлой и беззабтной. Но если бы всё было именно так! На следующий день измученный тоской по Вареньке Иван Васильевич становится случайным свидетелем ужасающей картины. Армия солдат во главе с полковником гоняют татарина за побег. Двое солдат держат его ружьями и бью по спине палками. Татарин просит о пощаде, но никто не откликается на его мольбу. Спина провинившегося представляет собой что-то мокрое, красное, неестественное. Но, не обращая внимания на присутствие Ивана Васильевича, полковник избивает одного из солдат по лицу. Ивана Васильевича охватывает ужас. Всю ночь он не мог уснуть. Перед глазами всплывала та ужасная картина. Вопросы мучили его. Неужели полковник действительно двуличный, лицемерный и жалкий человечишка? Или, может, он просто исполнял свой воинский долг? Я считаю, что полковник ничтожен. Он унизил не только провинившегося татарина, но и побил малосильного солдата. У каждого из нас есть человеческое достоинство, и никто не в праве наказывать и унижать человека. Сравнивая поведение полковника на балу и после бала, мы можем твердо сказать, что этот человек двуличен. С дочкой он мягкий и ласковый, с гостями вежливый и обходительный, а с солдатами жестокий и несправедливый.

  • Я прочитала рассказ Л. Н. Толстого “После бала”, в котором автор поднимает очень важную и по сей день тему – двиличие полковника. Рассказ ведётся от лица Ивана Васильевича (друга автора) , который и стал свидетелем этого человеческого порока. Иван Васильевич влюблён в Вареньку Б. – высокую, стройную, грациозную, с весёлой улыбкой и прелестными блестящими глазами девушку. Отец её – красивый, статный, с румяным лицом и белыми подвижными усами полковник. Действия развиваются на балу. Полковник – любящий отец, обучен светским манерам и приятен в общении. Он просто блистает в танце с дочерью. Иван Васильевич любуется и восторгается ими. Его переполняют бушующие в сердце чувства, мир вокруг кажнтся розовым, а жизнь весёлой и беззабтной. Но если бы всё было именно так! На следующий день измученный тоской по Вареньке Иван Васильевич становится случайным свидетелем ужасающей картины. Армия солдат во главе с полковником гоняют татарина за побег. Двое солдат держат его ружьями и бью по спине палками. Татарин просит о пощаде, но никто не откликается на его мольбу. Спина провинившегося представляет собой что-то мокрое, красное, неестественное. Но, не обращая внимания на присутствие Ивана Васильевича, полковник избивает одного из солдат по лицу. Ивана Васильевича охватывает ужас. Всю ночь он не мог уснуть. Перед глазами всплывала та ужасная картина. Вопросы мучили его. Неужели полковник действительно двуличный, лицемерный и жалкий человечишка? Или, может, он просто исполнял свой воинский долг? Я считаю, что полковник ничтожен. Он унизил не только провинившегося татарина, но и побил малосильного солдата. У каждого из нас есть человеческое достоинство, и никто не в праве наказывать и унижать человека. Сравнивая поведение полковника на балу и после бала, мы можем твердо сказать, что этот человек двуличен. С дочкой он мягкий и ласковый, с гостями вежливый и обходительный, а с солдатами жестокий и несправедливый.

  • Я прочитала рассказ Л. Н. Толстого “После бала”, в котором автор поднимает очень важную и по сей день тему – двиличие полковника.
    Рассказ ведётся от лица Ивана Васильевича (друга автора) , который и стал свидетелем этого человеческого порока. Иван Васильевич влюблён в Вареньку Б. – высокую, стройную, грациозную, с весёлой улыбкой и прелестными блестящими глазами девушку. Отец её – красивый, статный, с румяным лицом и белыми подвижными усами полковник.
    Действия развиваются на балу. Полковник – любящий отец, обучен светским манерам и приятен в общении. Он просто блистает в танце с дочерью. Иван Васильевич любуется и восторгается ими. Его переполняют бушующие в сердце чувства, мир вокруг кажнтся розовым, а жизнь весёлой и беззабтной.
    Но если бы всё было именно так! На следующий день измученный тоской по Вареньке Иван Васильевич становится случайным свидетелем ужасающей картины. Армия солдат во главе с полковником гоняют татарина за побег. Двое солдат держат его ружьями и бью по спине палками. Татарин просит о пощаде, но никто не откликается на его мольбу. Спина провинившегося представляет собой что-то мокрое, красное, неестественное. Но, не обращая внимания на присутствие Ивана Васильевича, полковник избивает одного из солдат по лицу. Ивана Васильевича охватывает ужас.
    Всю ночь он не мог уснуть. Перед глазами всплывала та ужасная картина. Вопросы мучили его. Неужели полковник действительно двуличный, лицемерный и жалкий человечишка? Или, может, он просто исполнял свой воинский долг?
    Я считаю, что полковник ничтожен. Он унизил не только провинившегося татарина, но и побил малосильного солдата.

  • Главная
    Сочинения по литературе
    Полковник на балу и после бала 3 – сочинение

    Полковник на балу и после бала

    Автор: Толстой Л.Н.
    “У каждого человека три характера:
    тот, который ему приписыывают,
    тот, который он сам себе приписывает;
    и, наконец, тот, который есть в действительности”.
    В.Гюго
    Я прочитала рассказ Л.Н.Толстого “После бала”, в котором автор поднимает очень важную и по сей день тему – двиличие полковника.
    Рассказ ведётся от лица Ивана Васильевича (друга автора), который и стал свидетелем этого человеческого порока. Иван Васильевич влюблён в Вареньку Б. – высокую, стройную, грациозную, с весёлой улыбкой и прелестными блестящими глазами девушку. Отец её – красивый, статный, с румяным лицом и белыми подвижными усами полковник.
    Действия развиваются на балу. Полковник – любящий отец, обучен светским манерам и приятен в общении. Он просто блистает в танце с дочерью. Иван Васильевич любуется и восторгается ими. Его переполняют бушующие в сердце чувства, мир вокруг кажнтся розовым, а жизнь весёлой и беззабтной.
    Но если бы всё было именно так!На следующий день измученный тоской по Вареньке Иван Васильевич становится случайным свидетелем ужасающей картины. Армия солдат во главе с полковником гоняют татарина за побег. Двое солдат держат его ружьями и бью по спине палками. Татарин просит о пощаде, но никто не откликается на его мольбу. Спина провинившегося представляет собой что-то мокрое, красное,неестественное. Но, не обращая внимания на присутствие Ивана Васильевича, полковник избивает одного из солдат по лицу. Ивана Васильевича охватывает ужас.
    Всю ночь он не мог уснуть. Перед глазами всплывала та ужасная картина. Вопросы мучили его. Неужели полковник действительно двуличный, лицемерный и жалкий человечишка? Или, может, он просто исполнял свой воинский долг?
    Я считаю, что полконик ничтожен. Он унизил не только провинившегося татарина, но и побил малосильного солдата. У каждого из насчеловеческое достоинство, и никто не в праве наказывать и унижать человека. Сравнивая поведение полковника на балу и после бала, мы можем твердо сказать, что этот человек двуличен. С дочкой он мягкий и ласковый, с гостями вежливый и обходительный,а с солдатами жестокий и несправедливый.

  • Автор:
    Самый Зелёный
    ·

    Что такое «доброта»? Какого человека можно назвать добрым? Сразу сложно ответить на подобные вопросы. Тема «Доброта» очень часто встречается на экзамене, поэтому каждый должен знать несколько произведений, подходящих к этой теме. Так что Многомудрый Литрекон уже спешит к тебе на помощь с 10 литературными аргументами для сочинений 9.3. Это было нелегко, но мы справились и всегда готовы помочь Вам!

    1. А. И. Куприн «Чудесный доктор». А. И. Куприн в произведении «Чудесный доктор» касается темы доброты. Семья Мерцаловых живёт бедно. Невероятным горем для всех членов семьи была болезнь Машутки, ей требовались дорогие лекарства, на которые у них не хватало средств. Емельян на улице познакомился с мужчиной, который оказался профессором Пироговым. Мерцалов рассказал ему свою историю, тогда врач решил помочь семье. Он дал Мерцалову деньги на лекарства, самостоятельно осмотрел Машутку. Через несколько дней состояние девочки улучшилось, после и дела семьи наладились: отец нашёл работу, Гришка и Володя были приняты в гимназию. Так, мы пониманием, как в жизни человека важна доброта. Именно благодаря отзывчивости профессора Пирогова жизнь целого семейства была спасена.
    2. А. И. Солженицын «Матрёнин двор». А. И. Солженицын в произведении «Матрёнин двор» затрагивает тему доброты. Главной героиней произведения является Матрёна — одинокая женщина, потерявшая мужа и всех своих детей. Матрёна всегда помогала жителям деревни, никогда не просила вознаграждения за свой труд. Женщина погибла, пытаясь помочь мужчинам перевести через железнодорожный переезд часть её же горницы в подарок воспитаннице Кире. Так, Матрёну можно назвать по-настоящему добрым человеком. Она, несмотря на все жизненные трудности, которые ей пришлось преодолеть, сохранила теплоту в сердце, готовность в любой ситуации прийти на помощь окружающим.
    3. И. С. Тургенев «Отцы и дети». И. С Тургенев в романе «Отцы и Дети» затрагивает тему доброты. Героиня произведения, Фенечка, влюблена в Николая Петровича. Девушка уже растит его сына, но она не просит Николая взять её в жёны, понимая то, что мужчина не может этого сделать без согласия Аркадия и Павла Петровича. Когда приезжает сын Николая, Аркадий Кирсанов, она не спешит встретиться с ним, чтобы не поставить его в неловкое положение. Фенечка – добрая, скромная, искренняя девушка, она готова поставить интересы других людей выше своих. Именно Фенечка смогла подарить Николаю Кирсанову жизнь, наполненную любовью, приятными моментами, которую он заслужил. Так, доброта способна повлиять на отношения между людьми, сделать их ближе друг к другу.
    4. М. А. Шолохов «Судьба человека». М. А. Шолохов в произведении «Судьба человека» затрагивает тему доброты. Главным героем является Андрей Соколов. Во время войны мужчина работал шофёром, был взят в плен немцами. После двух лет жизни в невероятно сложных для человека условиях в немецком лагере, ему удалось сбежать, взяв в заложники немецкого инженера. За годы войны он потерял всю свою семью: жену и троих детей. Окончив службу, он уехал в Урюпинск, где продолжил работать водителем. В городе он встретил мальчика Ваню, ставшего для него приемным сыном. Так, Андрей был действительно добрым человеком, он смог найти в себе силы полюбить маленького ребенка, несмотря на все испытания, которые были приготовлены для него жизнью. Благодаря его щедрому сердцу Ваня получит шанс на благополучное детство.
    5. Л. Н. Толстой «Война и Мир». Л. Н. Толстой в произведении «Война и Мир» затрагивает тему доброты. Марья Болконская — умная, добрая девушка. Она живёт вместе со своим отцом, Николаем Болконским, обладающим невероятно тяжёлым характером. Он плохо отзывается о дочери, ругает её. Маша всегда готова помочь окружающим: во время отсутствия дома своего отца, она позволяет останавливаться странникам в комнатах имения. Она по-настоящему жалела Лизу Болконскую, жену своего брата, понимала, насколько тяжело ей было находиться в доме, старалась ей помочь. Марья Болконская согласилась самостоятельно воспитывать племянника Николая. Так, княжна Болконская является доброй девушкой, она готова в ущерб собственным интересам помочь окружающим, она, несмотря ни на что, любит всех окружающих её людей.
    6. А. Грин «Алые паруса». А. Грин в произведении «Алые паруса» затрагивает тему доброты. Главной героиней произведения является мечтательная девушка Ассоль. Она жила в небольшом городе Каперне, её мать рано умерла, и её воспитанием занимался отец, который делал игрушки. Девочка взвалила на себя все заботы о хозяйстве. Она сама продавала игрушки, сама обеспечивала уют в доме и во всем помогала отцу. В этом поведении проявляется ее природная доброта. Когда девушка была ещё ребёнком, она встретила старика, который сказал, что через несколько лет она увидит настоящий корабль с алыми парусами и принцем на борту. Девочку заинтересовали слова старика, и она рассказала об этом другим детям. Все посчитали Ассоль сумасшедшей и часто обзывали девушку. Но прошло время, и предсказание действительно исполнилось, Ассоль встретилась с принцем Греем и влюбилась в молодого человека. Так, только по-настоящему добрые люди способны, несмотря на слова окружающих, настолько искренне верить в исполнение своей мечты.
    7. А. П. Чехов «Тоска». А. П. Чехов в произведении «Тоска» касается темы доброты. Главным героем произведения является Иона Потапов, работающий извозчиком. Лишь несколько дней прошло после смерти его сына, он хотел рассказать о своём горе людям, которых он подвозил. Он искал в них поддержку, хотел рассказать, насколько сильно скучает по нему, как проходили похороны. Но люди были слишком заняты собственным мыслями, делами. Они эгоистичны, зацикленны на себе. Они не способны услышать того, что пытается рассказать им извозчик. Люди не проявляют свою доброту к мужчине, не способны поддержать его и хотя бы чуть-чуть облегчить его страдания. Лишь лошадь Ионы проявляет отзывчивость и смотрит на него понимающим взглядом. А старик не находит в обществе людей того, что должно быть главным содержанием любой беседы.
    8. В. Г. Распутин «Уроки французского». В. Г. Распутин в произведении «Уроки французского» затрагивает тему доброты. Главным героем повести является мальчик, приехавший учиться в город из деревни. Мама присылала сыну продукты, но их было недостаточно, поэтому мальчик после школы начал играть в Чику, так ему удалось получить какие-то средства. Но после нескольких удачных для него игр, успех героя произведения начал возмущать одноклассников, поэтому они избили мальчика. Синяки заметила учительница Лидия Михайловна, и позвала мальчика к себе домой, чтобы дополнительно позаниматься с ним французским. Только с помощью азартной игры Лидии Михайловне удалось передать мальчику немного денег. О поступке учительницы узнал директор школы, он уволил её. Но даже после своего отъезда из города Лидия Михайловна не забыла ученика и отправила ему посылку, наполненную едой. Так, Лидия Михайловна является по-настоящему доброй женщиной. Она постаралась помочь мальчику, жертвуя своими интересами. Доброта Лидии Михайловны помогла герою не пойти дурным путём и дала шанс на счастливое будущее.
    9. О. Генри «Последний лист». О. Генри касается темы доброты в рассказе «Последний лист». Девушки, Джонси и Сью, жили вместе. Джонси заболела пневмонией, тогда Сью вызвала врача, который сказал, что больной способен выздороветь только тогда, когда сам этого хочет. Но состояние Дожнси всё ухудшалось, ведь она решила, что умрёт, как только с плюща, растущего под её окном, упадёт последний лист. Сью нужно было нарисовать картину, чтобы заработать денег на лекарство для подруги, и она позвала соседа Бермена в качестве натурщика. Он, узнав о мыслях больной, ночью нарисовал тот самый лист на плюще. Утром, когда Джонси проснулась и увидела, что даже ливень и сильный ветер не смогли оторвать этот лист, она поняла, что была неправа и снова захотела жить, смогла справиться с болезнью. Так, поступок Бермена является добрым и самоотверженным. Он вернул девушку к жизни своим искусством.
    10. О. Генри «Дары волхвов». О. Генри касается темы доброты в рассказе «Дары волхвов». Молодые супруги, Дэлла и Джим, живут бедно, но искренне любят друг друга. Главным сокровищем Джима были часы, которые достались ему от отца. Длинные волосы Дэллы также имели большую ценность для неё. Перед Рождеством молодые люди хотели осчастливить друг друга, но денег на подарок не хватало. Поэтому Дэлла продала свои длинные волосы и купила цепочку для часов мужа, а Джим отдал свою единственную ценную вещь и купил гребни жене. Так, супруги готовы пожертвовать самым дорогим, для того чтобы сделать любимого человека счастливее. Они добры друг к другу. Для них гораздо большую ценность имеют счастье и благополучие друг друга, чем какие-либо материальные ценности. Потому они и счастливы.

    Каких еще аргументов не хватает? Пишите в комментариях, и Литрекон добавит)

    Автор: Анастасия Казарина

    Метки: 9 классаргумент из литературыОГЭ по русскому языкупример из литературысочинение 9.3сочинение-рассуждениесписок

    Читайте также:

    Угдыжекова Ольга Константиновна                                                                                                    Урок литературного чтения  программа “Перспектива» 3 класс                                                                      Тема: Л. Н.Толстой «Лев и собачка». Быль. Особенности сюжета.

    Тип урока: комбинированный урок.

    Методы и приемы:  словесный метод, работа с книгой, беседа, анализ, сравнение, обобщение, синтез, выразительное чтение,  выборочное чтение, комментированное чтение, составление синквейна.

    Цель урока:  раскрыть трагедийный смысл были «Лев и собачка».

    Задачи:

    1. Обеспечить условия для привлечения внимания детей к биографии писателя.

    2. Помочь понять, в чем особенность жанра “быль”.

    3. Обучить выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении и анализу произведению.

    4. Учиться выражать собственное отношение к изображенным событиям, героям и поступкам.

    5. Воспитывать чувство любви и доброты к братьям нашим меньшим.

    6. Раскрытие детьми жизненных истин – доверие, забота,  преданность и дружба, на примере отношений льва и собачки.

    Универсальные учебные действия:

    Личностные:  воспитывать нравственно-этические чувства, проявление сопереживания другим (в данном случае животным).

    Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

    Познавательные: осмысление текста, умение выделить главное, умение обобщать, сравнивать, проводить анализ и синтез, умение находить ответы на вопросы, используя учебник.

    Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, работать в группах.                    

    Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, «Литературное чтение», учебник, 3 класс, часть 2,

    Словари, выставка книг, карточки с заданиями для групп, Аудиозапись рассказа Л.Н. Толстого «Лев и собачка».

    I. Организационный момент

    — Дорогие ребята! Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами, постарайтесь  настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко и чётко отвечать на вопросы.    II.Проверка домашнего задания                                                                                                  — Посмотрите внимательно на слайд и скажите, что вы можете рассказать об этом человеке?

    — Всмотритесь в лицо и глаза этого человека, ведь они могут рассказать о многом?

    — Постарайтесь вспомнить, чем прославился Л.Н. Толстой?

    Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель!

    — Мы сегодня продолжим знакомство с  творчеством писателя и сейчас   заслушаем  сообщения  ребят нашего класса о жизни Толстого.

    Ученик 1:

    Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна, близ города Тулы. Это дом, в котором родился Лев Толстой. Толстой не любил городскую жизнь. Любил деревню, леса, поля, луга. Поэтому в Ясной Поляне писатель провёл большую часть своей жизни. По своему происхождению Толстой принадлежал к знаменитому роду. Находился в родстве с А.С. Пушкиным. Их прабабушки были сёстрами.

    Отца звали – Николай Ильич, маму — Мария Николаевна. Детей в семье было пятеро: 4 сына (Николай, Сергей, Дмитрий, Лев) и  дочка Машенька. Лёвушка был предпоследним ребёнком. Дети рано остались сиротами. Мама умерла, когда Лёве было только 1,5 года, а отец Николай Ильич умер через 7 лет. Воспитательницей и опекуном детей была сестра их отца, П.И. Юшкова.

    Ученик 2.

    Лев Толстой отличался от многих своим пытливым умом, ему хотелось знать больше и лучше. Он обладал исключительными способностями к изучению иностранных языков. Страстно увлекался охотой, но лая собак не переносил. Лев Николаевич был простым человеком. Он жил скромно, старался обслуживать себя сам.   Сам кроил и шил себе одежду. Ходил он в туфлях на босу ногу. Легко плакал, редко смеялся (зато до слез). Был артистичен, но,  в то же время был застенчив и  рассеян.  Он хорошо разбирался в музыке, занимался историей, рисованием, медициной, сельским хозяйством, много и серьезно читал.

    Ученик 3.

    Л.Н.Толстой  очень любил детей и осенью в 1859 году открыл в своём имении Ясная Поляна школу для крестьянских детей. Тогда в нашей стране было очень мало школ даже в городах, а в деревнях почти все крестьяне были безграмотны. Толстой сам написал учебники «Азбуку» и «Новую Азбуку» и сам по ним учил крестьянских детей.

    Лев Николаевич  прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Толстой был великим тружеником. Им было  написано много маленьких рассказов — для самых маленьких, рассказы — для детей постарше, рассказы, повести, романы и для взрослых читателей. Он писал о животных, о людях, о явлениях природы, об истории. Нам все известны такие детские произведения как Филиппок, Акула, Прыжок, Детство, Косточка, Котенок и другие.

    Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире.

    20 ноября 1910 года в результате тяжёлой болезни (воспаление легких) Лев Николаевич скончался и был похоронен в Ясной Поляне.

    III. Актуализация опорных знаний

    А теперь посмотрите на слайд и постарайтесь  догадаться, о каком произведении пойдёт речь на нашем уроке?

    (Демонстрируется запись темы).                                                                                                                      — Это быль.

    – Что означает слово быль? (У доски – выставка словарей)

    — Какой словарь поможет узнать точное значение слова «быль»?

    — Обратимся к “Большому толковому словарю русского языка” Ожегова и уточним точное значение этого слова.

    Быль –

    1. То, что было в прошлом.

    2. Рассказ о действительном происшествии.

    — Посмотрите,  кто это? (Лев — иллюстрация на слайде)

    -Что вы знаете о таком животном, как лев(Дикое животное, хищник, царь зверей.)

     — А это кто? (Собака – иллюстрация на слайде)

    -Что можно сказать о собаке? (Собака – домашнее животное, друг человека, единственное близкое родное  живое существо,  друг)

    -Могут ли 2 абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? (ответы детей: да – нет) 

    Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением.

    — Кто догадался, как называется эта быль(Лев и собачка Л.Н. Толстой)

    IV. Работа над рассказом «Лев и собачка».

    1. Организация восприятия новой информации

    -Перечитайте название произведения. Что вы знаете о льве? Что вы представляете,

    слыша слово «собачка» ?

    — У такого великого писателя не может быть мелочей в работе. Предположите, что может произойти в рассказе с таким названием?

    — Прочитайте слово под названием произведения. Как вы думаете, что оно означает?

    2. Вступительное слово учителя.

    История, о которой рассказывает , произошла давно, в далёком городе Лондоне. Может быть, об этой достоверной истории писателю рассказал кто-нибудь из моряков, которые бывали в Лондонском порту. Кто знает. Но дело в том, что «Маленький Толстой был очень чувствителен – когда он слушал печальные истории или видел, например, убитую птичку, то плакал, его звали «Лёва-рёва». Это черта – со-страдание, т. е. умение чувствовать чужие страдания, сохранилась в нём на протяжении всей жизни. Эта тема прозвучит и в рассказе «Лев и собачка»

    3. Знакомство с рассказом в записи.

    4. Проверка первичного восприятия.

    — Какие чувства вы испытали? Выберите из списка:

    Горечь

    Тоска

    Печаль

    Грусть

    Радость

    Восхищение

    Удивление

    Разочарование

    Гнев

    Злость

    — Что заставило вас волноваться?                                                                                                        Словарная работа. Групповая работа

    Задание на карточках: подобрать к словам левой части таблицы, значения слов правой части. Указать стрелочкой.

    Зверинец

    богатый человек, который имеет прислугу.

    Барин

    место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.

    Ощетиниться

    ударялся, колотился, совершал резкие движения.

    Бился

    умерла.

    Метался

    беспокойно двигался из стороны в сторону.

    Издохла

    поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.

    Засовы

    большие дверные задвижки.

    Лондон

    город, столица Англии

    Обмен между группами и проверка задания со слайда.

    5. Чтение со «стопом».

    I часть. – Что делала собака, когда попала в клетку? Подчеркните слова, описывающие её поведение.

    — Что она чувствовала в тот момент?

    (На доске – слово «тревога»)

    II часть. – Что вы знаете о льве? Какое это животное?

    — А как он вёл себя с собачкой? Подчеркните слова, описывающие его поведение.

    — Из каких слов понятно, что это хищник?

    — Какое чувство лев при этом проявил?

    (На доске – слово «забота»)

    III часть. — Как повела себя собачка? Перечитайте.

    — Как одним словом можно сказать, когда кто-то полагается на другого, доверяется ему? («доверие»)

    IV часть. – Подчеркните слова, описывающие поведение льва сразу после смерти собачки.

    -Почему он трогал, лизал и нюхал тельце?

    -Как он повёл себя, когда понял, что она умерла?

    — Какое чувство он испытывал?

    («тоска»)

    V часть. – Почему лев разорвал другую собачку?

    -Животные, как и люди, способны испытывать глубокие чувства, но проявляются они по-другому. Лев – хищник, поэтому он от душевной боли разорвал другую собачку.

    — Какое это чувство?

    («преданность»)

    — На доске у нас записаны чувства, которые испытывали животные в этом рассказе. Присущи ли они нам с вами?

    — В этом рассказе люди почти не описаны. Как вы думаете, им эти чувства присущи?

    А поведение льва — это урок людям. Урок доброты, верности, преданности.

    — Согласны ли вы с утверждением: В этом произведении звери человечнее людей?

    «Мы в ответственности за тех, кого приручили» (А. де Сент-Экзюпери, «Маленький принц).

    V. Физкультминутка.

    VI. Продолжение работы по теме урока                                                                                                                      1. Перепутанные логические цепи.

    Групповая работа.

    — Восстановите последовательность событий. (По карточкам)

    2. Займи позицию.

    — В названии рассказа выражена:                                                                                                                      а) главная мысль

    б) тема рассказа

     VII. Обобщение.

    — Почему лев умер? Зачем писатель создал рассказ с таким печальным концом?

    — Мог ли написать этот рассказ человек с холодным сердцем? Ещё раз обратимся к эпиграфу.

    — Вернёмся к теме, над которой мы работаем в этой четверти.

    — Как вы думаете, на примере этого рассказа, почему Льва Толстого мы называем великим русским писателем?

    — Что нового о себе вы поняли сегодня на уроке? Какое чувство хотели бы перенять у главного героя — льва?

    — А теперь прикоснитесь рукой к своему сердцу. Вы слышите его? Всегда ли вы замечаете боль, радость, печаль других людей? Мне приятно, что в нашем классе ребята с чуткими сердцами.

    VIII. Рефлексия.

     Творческая работа. Составление синквейна об одном из героев рассказа.

    Лев.

    Сильный, верный.

    Играл, тосковал, умер.

    Лев был верным другом.

    Преданность.

    Собачка.

    Маленькая, доверчивая.

    Прижалась, доверилась, умерла.

    Собачка положилась на льва.

    Доверие.

    IX. Итог урока.

    (На доске – рисунок сердца).

    Сердце – наш главный орган, он постоянно работает. Ему будет легче, если мы оставим в нём только чистые и светлые мысли и чувства. Давайте очистим наши сердца! Скажем себе: «Я вернусь домой с благородным сердцем. Я буду нести всем свет и тепло своего сердца».

    Домашнее задание.

    — Как вы думаете, может ли такое произойти в наше время?

    — Хотели бы вы изменить конец рассказа?

    1) Придумать свой конец рассказа от слов: «Так прожили лев и собачка целый год»;

    2)  Нарисовать иллюстрацию.

    Задание на карточках: подобрать к словам левой части таблицы, значения слов правой части. Указать стрелочкой.

    Зверинец

    богатый человек, который имеет прислугу.

    Барин

    место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.

    Ощетиниться

    ударялся, колотился, совершал резкие движения.

    Бился

    умерла.

    Метался

    беспокойно двигался из стороны в сторону.

    Издохла

    поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.

    Засовы

    большие дверные задвижки.

    Лондон

    город, столица Англии

    Задание на карточках: подобрать к словам левой части таблицы, значения слов правой части. Указать стрелочкой.

    Зверинец

    богатый человек, который имеет прислугу.

    Барин

    место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.

    Ощетиниться

    ударялся, колотился, совершал резкие движения.

    Бился

    умерла.

    Метался

    беспокойно двигался из стороны в сторону.

    Издохла

    поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.

    Засовы

    большие дверные задвижки.

    Лондон

    город, столица Англии

    Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 258-259

    Толстой Лев Николаевич «Кавказский пленник»

    Читайте также: 

    Размышляем о прочитанном

    1. Какие события подсказали Толстому идею создания рассказа «Кавказский пленник»? Почему он назван «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»? Какова идея рассказа «Кавказский пленник»?

    Идею этого рассказа писателю подсказали события войны с горцами, воспоминания Ф. Торнау и личные впечатления Толстого, который служил на Кавказе.

    Несмотря на то, что в плен попали два русских офицера, автор назвал рассказ «Кавказский пленник». Ведь только один из офицеров, Жилин, повёл себя как герой, сохранил человеческие качества, и именно о его судьбе этот рассказ.

    Идея, главная мысль этого рассказа в том, что нельзя сдаваться и опускать руки даже в самых безнадёжных ситуациях. Надо бороться до конца, ведь только к смелому приходит удача.

    2. Как оказались Жилин и Костылин на опасной дороге?

    Жилин выпросил отпуск и поехал домой вместе с обозом. Но обоз двигался медленно, а было жарко. Костылин предложил ехать вперед и Жилин согласился. Так они оказались одни на опасной дороге.

    3. Какой представилась герою татарская деревня? Что увидел Жилин в доме? Какие обычаи татар он наблюдал? Расскажите об этом близко к тексту.

    К татарскому аулу Жилина привезли к ночи. На него надели колодки и бросили в сарай. Сквозь щель Жилин наблюдал за жизнью аула.

    Он видел саклю, дом в котором жили татары, видел коз и собак, наблюдал, как дети утром гнали лошадей на водопой, а женщина с ребёнком несла на голове кувшин с водой.

    Сами татары ничего не делали, они ходили в богатой одежде и с оружием. Всю работу для них делали работники-ногайцы, женщины и дети. Пленных татары держали ради выкупа.

    В татарском доме лежали дорогие ковры, на стенах висело оружие. Татары сидели на коврах и на коврах кушали. Ели они руками, а после еды мыли руки в лоханке и читали молитвы.

    4. Как встретились Жилин и Костылин? Как они вели себя в плену? Почему Дина помогала Жилину? Что хочет сказать нам писатель, рассказывая об этой дружбе? Почему не удался первый побег? Как относились к Жилину татары? В чём смысл рассказа? Что осуждает писатель (бессмысленность вражды между народами, бессмысленность войны или что-то другое)?

    Костылин и Жилин встретились в татарском доме. Жилин упрямо не хотел платить большой выкуп, а Костылин согласился заплатить пять тысяч рублей.

    Жилин вёл себя смело, не боялся перечить татарам. Он сразу решил убежать и высматривал пути для побега. Костылин смирился с пленом, надеясь только на выкуп.

    Жилин слепил для Дины куклу и девочка стала носить ему тайком молоко и лепёшки. Они подружились. Жилин по-доброму относился к девочке и этим завоевал её сердце. Она никогда не видела ласки от родителей, ей воспитывали в строгости.

    Описанием этой дружбы писатель говорит нам о том, что дети оценивают человека по его поступкам, а не по национальному признаку. К добрым людям дети тянутся, злых сторонятся.

    Первый побег не удался из-за Костылина. Он стёр ноги в кровь, устал и сдался. Жилин не бросил Костылина и попытался нести его на себе, но их догнали и вернули в аул.

    Татары относились к Жилину с уважением. Он показал свою храбрость и мужество, волю, любовь к свободе. Эти качества ценят все народы. К тому же он был мастер на все руки и много чего делал для татар.

    Писатель осуждает бессмысленность вражды между народами, которая ведёт к войнам и жестокости.

    5. Проследите по статье Эйхенбаума о рассказе Толстого «Кавказский пленник», по воспоминаниям, на основе которых писателем и был создан рассказ: что взял писатель из этих воспоминаний, что является писательским вымыслом? Какие идеи, мысли и чувства хочет передать читателю автор рассказа? Что такое сюжет, рассказ?

    Писатель взял для своего рассказа реальные события войны с горцами, реальный случай с Ф. Торнау, когда тот оказался в плену. Торнау тоже делал поделки и подружился с девочкой.

    Писатель придумал историю побега Жилина из плена, историю Костылина.

    Автор хочет донести до нас мысль о том, что только в борьбе человек может добиться счастья. Он рассказывает про ужасы войны и предостерегает человечество от этого. Он ратует за человечность и милосердие, за доброту и отзывчивость. Именно эти качества помогли Жилину обрести дружбу Дины и сбежать из плена.

    Сюжет — это цепь событий, описанных в произведении.

    Рассказ — это краткое повествование о каком-то случае, отдельном эпизоде жизни человека.

    6. Назовите эпизоды из рассказа «Кавказский пленник», которые вызвали у вас страх, грусть, сочувствие.

    Страх у меня вызвали описание схватки с татарами, после которой Жилин оказался в плену, и сцена после первого побега, когда пленников хотели убить.

    Грусть у меня вызвали слабость Костылина и сломанная кукла.

    Сочувствие вызвали пребывание Жилина в плену, его воля и стремление бежать.

    7. Постарайтесь узнать у своих одноклассников их впечатления о поступках героев. Совпадают ли они с вашим мнением?

    Мы с друзьями одинаково оцениваем поступки героев. Мы восторгаемся мужеством и добротой Жилина. Восхищаемся самоотверженностью Дины. Нам не нравится поведение Костылина, человека слабого и трусливого.

    Литература и изобразительное искусство

    Рассмотрите иллюстрации художников Петрова, Иткина, Родионова. Чьи иллюстрации показались вам наиболее удачными? Почему? Объясните свой выбор.

    Иллюстрация Петрова показывает татарских детей возле огромного сарая.

    Иллюстрация Родионова показывает, как Дина помогает Жилину снять колодку. Это очень красивая иллюстрация, но в ней не хватает динамики.

    Мне больше понравилась иллюстрация Иткина, на которой изображена сцена побега Жилина из ямы с помощью Дины. Она самая динамичная и более полно отражает характеры героев. Мы видим решительность Жилина, безволие Костылина и напряжённое ожидание Дины. Эта иллюстрация переполнена чувствами.

    AVvXsEi8DEIr9duXUkx8TzATG 2 ujN hB7hCg1OE5nujp7XevqpjJgXAI4lSnmru C0uiRvQf8xggluS9bdkfvKnzyevllKVA5E3st qJpp87K9ec9Ej6mLJYOYuTAQYOVcAk02rTOus tVlNmFQxAA0IZrT5yYtSvBthM7gnp9TisqT3VWS8i3Y7qxR0onpg=w400 h355

  • Что такое клев в сказке о царе салтане
  • Что такое курево в сказке конек горбунок
  • Что такое изложение с элементами сочинения 8 класс
  • Что такое изумруд в сказке о царе салтане
  • Что такое зеницы в сказке житие александра невского