Что такое конопляное семечко из сказки черная курица или подземные жители

Сочинения по литературе другие черная курица, или подземные жители по повести погорельского чрная курица это волшебная сказка антония погорельского, написанная
  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Черная курица, или Подземные жители по повести Погорельского

Чёрная курица это волшебная сказка Антония Погорельского, написанная им для своего племянника. В произведении рассказано про два мира. Это мир пансиона, в котором живёт главный герой и другие ученики, и учителя. Их мир наполнен учением, встречами с гостями пансиона. На выходные дни мальчик оставался в пансионе. Его любимым занятием стало ухаживание за курочками. Он очень к ним привязался. Всю свою любовь, которую он не мог выразить родителям он передавал своим подопечным. Он был настолько храбр и смел, что однажды даже спас свою любимую курочку, которую звали Чернушка, от кухарки, отдав за её спасение самое ценное, что у него было: золотую монету.

Это был добрый и честный мальчик. Его сердце было наполнено состраданием и любовью к окружающим, поэтому у него было много друзей.

Другим миром, показанном в сказке был мир подземного царства. Это был тайный мир, о котором никто ничего не знал. В нём жило много маленьких людей, у которых даже был свой король с министрами. Как мы узнаём из сказки это подземные жители, которые очень боялись, что тайна их существования будет раскрыта и им придётся уходить в неведомые земли в поисках нового пристанища.

Чернушка, спасённая им от кухарки, оказалась министром этого необыкновенного царства. Решив отблагодарить Алёшу за своё спасение она показала ему свой мир. Познакомила его с жителями и сводила на охоту. Чернушке хотелось, что бы мальчик не чувствовал себя одиноким, а знал, что, у него есть друзья, даже когда в пансионе нет других детей. Именно там он получил необычный подарок конопляное семечко. Благодаря этому подарку, Алёша может отвечать любой урок, даже не выучив его.

Мальчик берёт такой подарок с радостью, хотя уже ясно, что все похвалы, которые он будет получать, будут не заслуженными и он ничего не будет знать по своим урокам. Он встанет на путь лицемерия и лжи. В итоге, так оно и получилось.

Из доброго и милого мальчика он превратился в гордого и надменного. Сначала он стыдился незаслуженного расположения к себе всех учителей, но со временем, стыд прошёл. Он стал шалуном. Учителя уже не знали, что с ним делать.

И вот однажды всё изменилось. Семечко пропало. Алёша уже не мог выучить нужный урок. Всё его ликование сменилось отчаянием. Но что же он делает дальше? Он не садится учить уроки, он уже настолько обленился, что предпочитает лишь жалеть себя.

Кульминацией произведения становится момент предательства. Мальчик рассказал учителю о подземном царстве и его жителях. Конечно, Чернушка прощает мальчика. Она помнит всё добро, которое он сделал. Но его трусливый поступок приносит несчастье маленькому народу.

Сказка учит нас, что доброту и честность надо воспитывать в себе хорошими поступками.

Сочинение 2

Главным героем произведения «Черная курица или Подземные жители» является молодой парень по имени Алеша. Он учится в пансионате. У него было огромное количество друзей, которые всегда готовы прийти на помощь или выручить в трудной ситуации. Практически на каждые выходные всех ребят забирали родители домой, а вот нашего главного героя никто не забирал, а все, потому что у него нет родителей. Пока все ребята находились дома и радовали родителей, Алеша сидит в пансионате и очень много читает книг. А когда ему надоедало читать, то он отправлялся на улицу, где гулял и играл один. Больше всего на свете ему нравилось играть с курицами, которых выпускали также прогуляться. Он даже своей любимице дал прозвище Чернуха. Однажды повариха отловила несколько куриц для того чтобы приготовить из них обед и вместе с другими курицами туда же попала и Чернуха. И тогда парень готов был пожертвовать своей золотой монетой, которую он берег до этого времени. И после этого повариха согласилась оставить курицу в живых.

Ночью Алеша увидел сон, в котором главной героиней была курица. Она решила провести его по одной тропе, которая ведет в интересное место. Вот только куда именно она его вела и что это было за место, он так и не узнал, а все, потому что неожиданно проснулся. На следующую ночь он все-таки узнал про это самое место. И им оказалось царство, в котором Чернуха была главной. Здесь жили только человечки маленького роста. Кроме этого здесь она подарила ему одно золотое зернышко, при помощи которого парень может знать все занятия и все уроки даже не открыв при этом учебники. Вот только парень никому не должен рассказывать про то, где он был и что видел.

Шло время, и все были удивлены, почему же он вдруг стал учиться лучше всех и очень быстро учил уроки и знал ответ на любой вопрос. Они много раз пытали мальчика, но он обещал курице не рассказывать ничего и держал свое слово. Вот только это портило парня и постепенно ему не хотелось ни с кем, ни дружить, ни общаться, ведь он считает себя самым умным, а другие намного хуже его. Все больше и больше он стал обманывать не только своих друзей, но и взрослых. И в итоге рассказал всю правду, но никто ему не поверил. И этим он потерял своего единственного друга по имени Чернуха. Она ушла от него, а он обещал, что больше такого не повториться и все будет по-другому. Но изменить уже ничего было нельзя.

Также читают:

Картинка к сочинению Черная курица, или Подземные жители по повести Погорельского

Черная курица, или Подземные жители по повести Погорельского

Популярные сегодня темы

  • План рассказа Певцы Тургенева

    Небольшое село Колотовка не представляет собой ничего красивого, однако местные жители часто бывают там. У оврага есть небольшая избушка, в которой открыт кабак, названный «Притынным»

  • Сочинение Как экономить деньги

    Денежные средства очень ценны для человека. Как бы не твердили многие, что не в деньгах счастье, без них мы не проживем и дня. Жаль, что они не растут на дереве или в поле.

  • Анализ произведения Убийство в Восточном экспрессе Кристи

    Известная писательница. Не менее известное произведение, не так дано экранизированное снова. Но есть еще и книга. Лучше ли прочесть сначала оригинал произведения и только потом посмотреть фильм?

  • Характеристика и образ Старухи Изергиль в рассказе Горького сочинение

    Основным персонажем произведения является старуха по имени Изергиль, представленная писателем в образе пожилой женщины, прожившей тяжелую и сложную жизнь.

  • Сочинение по сказке Дикий помещик Салтыкова-Щедрина

    Сказка «Дикий помещик» отображает общественный уклад 17 века. Произведение не содержит собственных имен героев: все образы собирательные. Сохраняя стиль и речь народных сказок

У этого термина существуют и другие значения, см. Чёрная курица.

Чёрная курица, или Подземные жители
Жанр волшебная повесть
Автор Антоний Погорельский (Алексей Перовский)
Язык оригинала русский
Дата написания 1825—1826
Дата первой публикации 1829
Логотип Викитеки Текст произведения в Викитеке

«Чёрная курица, или Подземные жители» — волшебная повесть для детей (сказка) Антония Погорельского, изданная в 1829 году. Первое авторское произведение литературы для детей на русском языке[1]. Сказка много раз издавалась в Советском Союзе и в Российской Федерации[2].

Сюжет[править | править код]

Мальчик Алеша (примерно 9—10 лет) обучается в петербургском пансионе в 1780-х годах. Его родители живут далеко, поэтому все каникулы он проводит в пансионе, тогда как его товарищи уезжают по домам, и поэтому он очень тоскует в эти периоды. В свободное время он часто кормит куриц, содержащихся при кухне, и особенно выделяет чёрную хохлатую Чернушку. Однажды кухарка Тринушка решила зарезать её для обеда, но Алёша попросил её не делать этого, подарив кухарке золотой империал — его единственную драгоценность, которую подарила ему бабушка.

В ту же ночь Алёша слышит в спальне, как его зовёт человеческим голосом Чернушка. Та зовёт мальчика за собой и в итоге приводит в целое подземное королевство, где живут маленькие человечки ростом с пол-аршина (примерно 35 см). Алёшу встречает их король и благодарит за спасение своего главного министра. Выясняется, что этим министром является Чернушка, который на поверхности принимает облик курицы ради маскировки.

Король предлагает Алёше любую награду, и тот просит способность всегда знать урок, ничего не изучая. Тогда король дарит Алёше конопляное семечко, хотя и недоволен его недостатками. Но он ставит условие — в их королевстве есть закон, согласно которому, о них не должны знать люди с поверхности, а если кто-то узнает, но не сохранит это в тайне, то подземным жителям придётся покинуть своё королевство и уйти далеко в другие страны.

Подарок короля оказывается очень действенным, и Алёша скоро начинает показывать феноменальные способности. Но постепенно у него портится характер, и он становится избалованным скверным мальчиком, теряющим уважение своих товарищей по пансиону. Однажды Алёша теряет конопляное семечко, а с ним и способность отвечать. Его строго наказывают, считая его поведение элементарным капризом, но в ту же ночь к нему является Чернушка и возвращает Алёше потерянное семечко, хотя она очень опечалена его поведением. Алёша обещает Чернушке, что исправится.

Когда на следующий день Алёша снова обретает свои «способности», то учителю кажется, что в мальчике накануне взыграло упрямство, и он решает применить к нему в наказание розги, если Алёша внятно не объяснит причину своего поведения. От страха Алёша забывает запрет короля и проговаривается о подземных жителях, но учитель не верит ему, и мальчика всё-таки наказывают.

Ночью того же дня к Алёше приходит Чернушка (уже в человеческом обличии) и рассказывает ему, что из-за его проступка подземные жители вынуждены покинуть насиженное место, а сам министр осуждён королём носить золотые кандалы, которые Алёша с ужасом видит на его руках. Со слезами они прощаются, и на прощание Чернушка говорит, что хотя Алёша не в силах освободить его от этих кандалов, но он может облегчить его участь, если исправится.

На следующее утро Алёшу находят без сознания в сильной горячке. Он выздоравливает только через шесть недель, но ни учителя, ни товарищи не напоминают ему обо всей этой истории, из-за чего у Алёши даже возникает подозрение, что ничего и не было. Постепенно он снова становится прилежным и добрым мальчиком, хотя и утрачивает волшебные способности.

История создания[править | править код]

Антоний Погорельский сочинил эту сказку для своего племянника, Алексея Толстого, воспитанию которого он уделял много внимания[3]. Имя главного героя совпадает как с настоящим именем автора (Алексей Алексеевич Перовский), так и с именем племянника. В сказке прослеживаются автобиографические мотивы. Публикация была встречена положительными отзывами прессы[4].

Анализ сказки[править | править код]

О. И. Тиманова отмечает «романтическое двоемирие» сказки, «повествование которой распределяется по двум основным линиям (волшебной и реалистической)». Волшебное при этом в сказке дискредитируется: всё, обретенное героем с помощью волшебства, приносит ему и другим только беды. Мотив «двойничества» в принципе присущ творчеству Погорельского. По мнению Тимановой, повесть основана на традиции волшебно-рыцарского романа, утверждающего «высокое» как норму жизни, и обладает выраженной дидактичностью, свойственной произведениям той эпохи. Тиманова также проводит параллели с различными мифами и легендами, сравнивая путешествия Алеши в подземное царство с мистическим опытом путешествия «на тот свет» в целях инициации, причём «оборотень» чёрная курица-министр является проводником[1].

А. П. Ефремов в своей эссеистической статье указывает, что в сказке Погорельского берёт начало тенденция «бессрочного душевного сокрушения» героев после совершения ими какого-либо недостойного поступка, «греха», в детской литературе XIX века. Ефремов отмечает, что признаком греха в детской литературе становится «невозможность для героев, даже сказочных, отпустить друг другу содеянное», эта функция возлагается на высшие силы, Бога, а время искупления ничем не ограничивается. Фактически «Черная курица» даёт начало «литературе совести»[5].

Н. Н. Подосокорский исследовал масонские мотивы в повести Погорельского[6][7] и обосновал гипотезу о том, что одним из основных источников произведения может быть магический гримуар «Чёрная курочка» анонимного автора: «„Чёрная курица“ — это прежде всего повесть об инициации, то есть о прохождении её героем определённых испытаний/странствий, в результате которых он получает новый духовный опыт. И эта инициация имеет ярко выраженный масонский характер»[8].

Адаптации[править | править код]

Книга неоднократно издавалась в аудиоформате. В 1975 году по мотивам сказки был снят кукольный мультфильм «Чёрная курица».

В 1980 году Виктором Гресем был снят одноимённый фильм с Валентином Гафтом и Евгением Евстигнеевым[9].

26 октября 2018 года в РАМТе состоялась премьера спектакля «Чёрная курица» режиссера Екатерины Половцевой[10][неавторитетный источник?]. В главных ролях выступили Максим Керин, Виктор Панченко, Алексей Блохин и другие.

Литература[править | править код]

  • «Черная курица, или Подземные жители» Антония Погорельского // Феномен виртуальности: О переходе между мирами — на материале книг, спектаклей и фильмов, которые читали и смотрели дети второй половины ХХ и начала XXI века. — М.: ГИИ, 2016. — С. 23—34. — 200 с. — ISBN 978-5-98287-097-1.
  • Хеллман Б. «Чёрная курица» // Сказка и быль. История русской детской литературы. — НЛО, 2016. — 560 с. — (Научная библиотека). — 1500 экз. — ISBN 978-5-4448-0561-9.

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 О. И. Тиманова. Мифопоэтические контексты «волшебной повести» Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина, № 4 (16), серия филология, СПб, 2008 (недоступная ссылка). Дата обращения: 20 сентября 2009. Архивировано 7 октября 2009 года.
  2. Страничка сказки на сайте «Лаборатория фантастики»
  3. Д. Жуков. «Алексей Константинович Толстой», биография
  4. Биография А. Погорельского
  5. А. П. Ефремов «Эволюция представлений о грехе в детской литературе» // «Москва», № 3, 2005 (недоступная ссылка). Дата обращения: 20 сентября 2009. Архивировано 14 февраля 2009 года.
  6. Бен Хеллман. Сказка и быль: История русской детской литературы. — Новое Литературное Обозрение, 2016-10-20. — 1504 с. — ISBN 9785444804643.
  7. Елена Коровина. Знаем ли мы свои любимые сказки?. — Litres, 2017-09-05. — 343 с. — ISBN 9785457528178.
  8. Подосокорский Н. Н. «Черная курица, или Подземные жители>> Антония Погорельского как повесть о масонской инициации //<<Вопросы литературы», 2012. No. 5. — С. 124—144. (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 ноября 2012. Архивировано 24 января 2013 года.
  9. Страничка фильма на kinomania.ru (недоступная ссылка). Дата обращения: 20 сентября 2009. Архивировано 10 ноября 2009 года.
  10. Страница спектакля на сайте РАМТ

$Урок 21.

А. Погорельский

«Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка.

Цели урока: познакомить учащихся с личностью А. Погорельского; показать, в чем нравоучительный смысл сказки; расширить читательский кругозор учащихся; вызвать интерес к прочитанному.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Антоний Погорельский: страницы биогра$фии.

Слово учителя.

В 1783 г. в Тульской губернии, в имении отца, родился поэт Василий Андреевич Жуковский. Мы с вами читали о том, что после смерти отца он учился в частном пансионе.

Еще один писатель, Алексей Алексеевич Перовский, родился спустя четыре года после Жуковского, в 1787 году, и тоже некоторое время учился в частном пансионе. В таких учебных заведениях обучалось очень много детей русских дворян. Что же это такое — частные пансионы?

Существительное пансион$ образовано от латинского слова со значением «платеж, взнос». В XVIII и XIX вв. пансионами называли учебные заведения, где дети дворян жили на полном содержан$ии и обучались разным наукам.

 Представьте себе русских дворян, которые живут в своих поместьях, часто очень небогатых, разбросанных в разных частях России. Дворянская семья живет, например, в поместье, от которого полдня пути на лошадях до уездного города (говоря современным языком, до районного центра), два-три дня (или даже больше) — до губернского города (т. е. до нынешнего областного центра). Вокруг села, где живут крестьяне. Школ для крестьян в XVIII веке почти не было, для дворян гимназии были только в губернских городах.
      В семьях рождаются дети. По закону того времени дворяне должны дать своим детям хорошее образование и воспитание. Чтобы обучить ребенка разным языкам и наукам, нужны учителя. Где же взять учителей в далеком поместье? Вот и приходилось родителям расставаться со своими дорогими детьми на много лет, чтобы отвезти$ их в столицу, в пансион, где дети могли бы жить и учиться за определенную — довольно большую — плату. Потратив много денег на дорогу и заплатив за несколько лет вперед, родители обычно возвращались домой, в свое поместье.

Телефонов в то время не было, телеграфа тоже; чтобы послать письмо, надо было специально ехать в уездный город. Родители отвезли ребенка, доверили его содержателю пансиона…

— Какие бы чувства испытали вы, оказавшись в такой ситуации?
      Отдавали детей в пансионы и $дворяне, которые жили в самой столице. Столица в те времена была не в Москве, а в Санкт-Петербурге.

Мы сегодня будем читать сказку, в которой главный герой живет в таком пансионе.
      Но сначала вернемся к Алексею Алексеевичу Перовскому. Он некоторое время учился в пансионе, затем родители нанимали ему частных учителей — тогда это называли домашним образованием. Потом он поступил в Московский университет и закончил его со степенью доктора философских и словесных наук. Когда началась Отечественная война 1812 года, Алексею Перовскому было 25 лет. Как офицер, он участвовал в этой войне, а затем в заграничном походе русских войск.

 В 1817 г. у Алексея Перовского родился племянник, тоже Алексей, который стал знаменитым в России человеком. Это был Алексей Константинович Толстой, близкий друг императора Александра II, его флигель-адъ$ютант и, что самое главное, знаменитый русский писатель и поэт. Но в двадцатые годы он не был еще знаменитостью, а был простым мальчиком из дворянской семьи. Алексей Перовский очень любил своего племянника и сочинил для него сказку «Черная курица, или Подземные жители», но опубликовал ее не под собственным именем, а под псевдонимом.

 — Что такое псевдоним?

Псевдоним — придуманное литературное имя, которым писатель подписывает свои произведения.

Псевдонимы бывают не только у писателей; псевдоним может взять себе $актер, журналист, художник. В современном компьютерном мире мы встречаемся с псевдонимами очень часто, только называем их иначе: ник.
      Итак, Алексей Перовский взял себе псевдоним Антоний Погорельский.

 Проверочные вопросы

— Как вы понимаете, что такое пансион?

— Почему дворяне отдавали своих детей на обучение в пансионы?

— Какое образование получил Алексей Алексеевич Перовский?

$ — Что такое псевдоним?

— Какой псевдоним взял себе Перовский?

— Кому Антоний Погорельский посвятил свою сказку «Черная курица,

или Подземные жители»?

3. Чтение статьи учебника «Русская литературная сказка» на стр. 118.

Народная сказка сыграла большую роль в развитии русской литературы. Сказочные мотивы можно встретить в рукописных книгах 15$-17 веков. Но подлинно широкий интерес к фольклору, к истории национальной культуры возникает в России со второй половины 18 века.

$Сказочная стихия проникала во все жанры литературы — поэму, повесть, роман. Почти все русские писатели отдавали дань сказке: Жуковский и Пушкин, Гоголь и Одоевский, Толстой и Салтыков — Щедрин, Лесков и Куприн. Всех не перечесть…..

-На какой тип народных сказок похожа сказка Погорельского?

4. Анализ сказки.

1) Вопросы:

-Кто является героем сказки?

-Сколько мальчику лет?

-Почему мальч$ик часто грустит?

-Что скрашивает одиночество мальчика?

-Как Алёша спас курицу от смерти?

$-Как автор описывает праздничный обед?

-Какие особенности жизни и быта связаны с ушедшей эпохой?

-Прочитайте описание одежды, причёсок той эпохи. Что вас особенно поразило?

-Всё ли окружающее интересно Алёше? Что ему казалось?

2) Тестирование.

Из предложенных вариантов выберите правильный ответ и подчеркните его.

1. В каком городе находился пансион, в котором обучался Алёша?

$ а) Москва

б) Петербург

в) Тверь

2. Что являлось для Алёши наибольшим утешением по воскресеньям и в праздничные дни, когда он оставался один?

а) чтение книг

$б) прогулка по двору

в) сон

3. Что пришлось отдать кухарке за спасение курицы?

а) серебряные монеты

б) драгоценный камень

в) золотая монета

$ 4. Кем была курица Чернушка в Подземном городе?

а) король

$б) министр

в) конюх

5. Что получил Алёша в подарок от короля?

а) редкая книга

$ б) конопляное семечко

в) монеты

6. Сколько раз курица Чернушка приходила ночью к Алёше?

а) два раза

б) четыре раза

в) шесть раз

3) Работа в группах.

Каждая группа выполняет задания письменно. Ответ представляет в виде связного высказывания.

$1 группа. Алёша в Подземном городе.

1) Почему Алёша не смог пройти за Чернушкой в подземное царство в первую ночь?

$ 2) Что увидел Алёша в подземном царстве? (Найти описание в сказке)

3) Какое желание Алёши исполнил король подземных жителей?

4) Путь Алёши в подземное царство. Восстановить маршрут: передняя, сени, покои старушек, большой серый попугай с красным хвостом. Серая кошка, лестница, зала, рыцари фарфоровые китайские куколки, переходы и коридоры

2 группа. Алёша и Чернушка.

1) О чём попросила Чёрная курица Алёшу, когда тот побывал в Подземном мире? Что значит быть скромным?

2) Спасение Чернушки.

$

$ 3) Нарушил ли Алёша условие, поставленное Чернушкой в начале сказки? Как это произошло?

4) Почему из-за предательства Алёши пострадал именно министр?

3 группа. Жизнь Алёши после подарка короля.

1) Как чувствует себя Алёша первое время после подарка короля?

2) Как ведёт себя Алёша в последующие дни?

3) Что произошло, когда Алёша потерял конопляное семечко?

4 группа. Характер Алёши.

1) Найдите в тексте сказки, что автор пишет о характере Алеши $

2) Меняется ли характер Алёши?

$- Обобщение. Выступление представителя каждой группы.

4) Аналитическая беседа.

Группы очень хорошо справились с заданиями и рассмотрели характер Алеши с разных сторон. Подумаем, изменился ли Алеша. Как он изменился?

— Почему не приносят Алёше радость его успехи? (ответы учеников)

Алеша забыл о самом главном: все на свете дается человеку трудом. Знания, добытые трудом, нельзя отнять у человека. Алеша же нисколько не утруждается, не прикладывает никаких сил для того, чтобы знать. А потому оценки не приносят ему удовольствия.$ Только то, что заработано трудом, честно, может радовать, приносить счастье.

— Как закончилась сказка?

— Почему А. Погорельский выбрал такой финал?

— Алеша на протяжение сказки менялся. Что же меняло мальчика и почему?

— Похож ли Алёша на героев народных волшеб$ных сказок? Положительный он герой или отрицательный? Бывают ли такие герои в народных сказках?

— А как вы относитесь к фигуре Алеши?

  • Составление ассоциативного ряда.

— Какие бы прилагательные вы подобрали, характеризуя Алешу?$

— Почему у большинства из вас прилагательные имеют положительное значение?

$- Какой урок усвоил Алёша из этой истории, которая произошла с ним? (Человек должен быть благородным, должен уметь прощать. Только добытое собственным трудом может приносить радость и счастье.)

5. Подведение итогов.

Домашнее задание: сочинение – миниатюра «Хочу ли я получить в подарок конопляное семечко? »; подготовить рассказ о М.Ю. Лермонтове.

Конец формы

$

  • Что такое композиция рассказа в литературе
  • Что такое каурка в сказке сивка бурка
  • Что такое каникулы сочинение
  • Что такое книга для человека сочинение
  • Что такое кистеневка в рассказе дубровский