Что такое композиция рассказа в литературе

Тип урока: урок комбинированный. вид урока: урок-исследование.оборудование : мультимедийный проектор, текст рассказа, раздаточный материал для каждого ученика: таблицы основные

Тип урока: урок комбинированный.

Вид урока: урок-исследование.

Обор$удование : мультимедийный проектор, текст рассказа, раздаточный материал для каждого ученика: таблицы – «Основные черты романтических $произведений», «Сопоставление образов Данко и Лары», карточки с основными понятиями, учительская презентация.

Мы, кажется, снова хотим грез,

красивых вымыслов, мечты и

странностей… М.Горький.

$Ход урока.

I. Организационный момент. (Учащиеся делятся на несколько групп в начале урока, рассаживаются за столы по группам).

Слайд-1

В 1895 году “Самарская газета” напечатала рассказ М. Горького “Старуха Изергиль”. Горького заметили, оценили, в печати появились восторженные отклики о рассказе.

II. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Слайд 2

III$. Работа над темой урока.

  1. Слово учителя.

-Одной из основных проблем творчества Горького стал поиск нового человеческого идеала, гармонии в мире.

— Само время-рубеж столетий, столкновение эпох-делает такие вопро$сы актуальными, ставит человека перед нравственным выбором.

-Основная идея рассказа-утверждение истинной ценности человеческой личности.

Мотив «несогласия» с действительностью, характерный для раннего М. Горького, реализовался именно в праве художника на вымысел . поэтому эпиграфом к уроку являются слова самого автора.

Слайд 3

«Мы, кажется, снова хотим грез, красивых вымыслов, мечты и странностей, ибо жизнь, созданная нами, бедна красками, тускла, скучна! Действительность, которую мы когда-то так горячо хотели перестроить, сломала и смяла нас… Что ж$е делать? Попробуем, быть может, вымысел и воображение помогут человеку подняться ненадолго над землей и снова посмотреть на ней свое место, потерянное им.Он не борет$ся больше, а только приспосабливается.»

2. Актуализация опорных знаний

А) Беседа.

Ранние рассказы М. Горького пронизаны романтическим пафосом.

-Вспомним, что такое пафос?

Слайд 4

Пафос — эмоциональный настрой, страсть, пронизывающая произведение.

  • Вспомним, что такое романтизм. Дайте определение романтизму, назовите его отличительные особенности.

Слайд 5

Романтизм творческий метод, характерным признакам которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей ч$еловека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой$ и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящемся в резком конфликте с обществом, с людьми.

Б) Постановка проблемного вопроса: «Мир , изображенный в рассказе Горького, –это отображение реального мира? Можно ли назвать такое отображение мира реалистическим?»

В) Использование метода «Мозговой штурм».

-Что позволяет нам отнести рассказ к романтическим произведениям? (на доске записываются аргументы учащихся)

— У вас на столе находятся таблицы и карточки, которые помогут вам работать на уроке. Найдите таблицу, в которой пе$речислены основные черты романтических произведений.

Основные черты романтических произведений

$

Противопоставление мира идеального миру реальному

Изображение исключительной личности, одинокой , противопоставленной толпе, Стремящийся к идеалу. Конфликт.

Изображение исключительных обстоятельств, романтического пейзажа

$

-Давайте заполним ее, используя те аргументы, которые вы сейчас привели. (обобщаем аргументы учащихся и записываем в таблицу)

Слайд 6,7,8,9

-Какие герои рассказа одиноки, противопоставлены окружающим?

$

-Отличаются ли они друг от друга своими взглядами на жизнь?

-Что составляет романтический пейзаж в произведении?

  1. $

Противопоставление мира идеального миру реальному

Нереалистическое отражение мира

Изображение исключительной личности, одинокой , противопоставленной толпе, Стремящийся к идеалу. Конфликт.

Лара, Данко, старуха Изергиль- у каждого из них своя жизненна$я позиция, стремление к идеалу.

Изображение исключительных обстоятельств, романтического пейзажа

Море, небо, ветер, тучи, луна. (Символы свободы-определяем после работы с текстом)

$3. Работа с текстом

Герои предстают в романтическом пейзаже. Приведите примеры, доказывающие это (работа с текстом). Беседа по вопросам:

— В какое время суток происходят события в рассказе? Почему? (Старуха Изергиль рассказывает легенды ночью. Ночь – это самое таинственное, романтическое время сут$ок);

— Какие природные образы мы выделили ? (море, небо, ветер, тучи, луна);

— Почему именно таким показан пейзаж в рассказе? (Природа показана одушевленной, она живет по своим законам. Природа красива, величественна. Море, небо – бесконечные, широкие пространства.

Символом чего являются эти природные образы? (Свободы)

Все природные образы являются символами свободы. Но природа тесно связана с человеком, она отражает его внутренний духовный мир

Именно поэтому природа символизирует безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять).

ВЫВ$ОД: Только в таком пейзаже, приморском, ночном, таинственном, может реализовать себя героиня, рассказывающая легенды о Ларре и Данко.

4. Работа над композицией произведения. Композиция рассказа “Стар$уха Изергиль”.

— Каково композиционное решение рассказа? Рассказ с обрамлением.

— Из каких частей состоит произведение? Легенда о Ларе, описание жизни старухи Изергиль, легенда о Данко.

Слайд 10

— Как вы считаете, с какой целью писатель использовал такой прием в расс$казе? (В своих легендах героиня рассказа выражает свое представление о людях, о том, что считает ценным, важным в своей жизни. Тем самым создается система координат, по которой можно судить о героине рассказа).

5. Анализ легенды о Ларре.

Слайд 11

А) Подготовленный пересказ.

Б) Беседа

-Каким внешним событием проявляется легенда?

— Кто является главным героям первой легенды?

— Важна ли история появления юноши на свет для понимания его характера?

— Как относится герой к другим людям? (презрительно, высокомерно. Он считает себя первым на земле).

— Для романтического произведени$я характерен конфликт толпы и героя. Что лежит в основе конфликта между Ларрой и людьми? (его гордыня, крайний индивидуализм).

— Чем отличается гордость от гордыни. Разграничьте эти слова.

Слайд 12

-Прочитайте лексическое значение этих слов , указанное на карточке. Гордость или гордыня выражает неуважение к другим людям?(Карто$чка №1)

Карточка №1

Гордость –

  1. Чувство собственного достоинства, самоуважения.

  2. Высоко мнение, чрезмерное высокое мнение о себе.

Гордыня — непомерная гордость.

  • $Докажите, что именно гордыня, а не гордость характерна Ларре.

Слайд 13

Карточка № 2. Прочитайте определение.

Индивидуали́зм (

Учащиеся самостоятельно отмечают, проверяем. О$боснуйте свой выбор. (Старуха Изергиль относит себя к Данко, так как считает, что смыслом ее жизни была любовь)

Слайд 23

Карточка №5

А к какому герою относит героиню автор? Стрелкой отметить в карточке №2. Проверка

Слайд 24

Как вы считаете, почему имен$но к Ларре относит Горький старуху Изергиль? (ее любовь по своей сути эгоистична. Разлюбив человека, она сразу же забыла о нем)

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Слайд 25

На уроке мы рассмотрели несколько философских идей, своеобразных жизненных позиций: индивидуализм (эгоизм), гедонизм, гуманизм (альтруизм).

-Крах каких идей утвер$ждает в своем произведении автор? (индивидуализма, гедонизма)

-Какая идея утверждается в рассказе? (гуманистическая.

-Как построено произведение?

-В каких чертах проявляется романтический пафос произведения?

-В чем актуальность произведения для современного читателя?

V. Домашнее задание:

Подготовиться контрольной работе.

Класс: 8.

Тип урока: Лабораторно-практическое занятие.

I. Образовательно-развивающие цели:

1.1. Усвоение новых понятий: антитеза;

1.2. Применение опорных понятий: рассказ, жанр, композиция, виды композиции;

1.3. Овладение общеучебными умениями оперировать понятиями (определять, выделять родовой и видовые признаки в содержании понятий, формулировать проблемные вопросы /вопрос-понятие, вопрос-суждение/, ответы в виде суждения или умозаключения), выявлять в изучаемом произведении противоречия и пути их разрешения, сравнивать изучаемые понятия, выявлять общее, особенное и единичное у изученных понятий;

1.4. Развитие специальных умений: находить в содержании произведения композиционные особенности.

II. Воспитательная цель:

Формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: содержание-форма, общее-особенное-единичное, причина-следствие, возможность-действительность.

Эпиграф к уроку: «Эпиграф к уроку: «Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что всё дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что всё дело в случае…»

Этапы урока

Деятельность учителя

Баллы, время

Деятельность учащихся

I.

Организационный момент.

— Добрый день, ребята! Каждый урок – это урок получения знаний, необходимых в жизни. Сегодня вы должны доказать это себе и мне.

— с каким разделом работали?

— с каким автором и произведением  работали?

—  с какой работой нам предстоит работать?

— наше занятие будет практическим, на партах у вас листы самооценивания в них выбудете оценивать свою работу в баллах.

-Заявка на оценку (на доске мелом)

-Ребята, напишите в тетради ту оценку, которую вы желаете получить на уроке.

Заявка на оценку:

Гений — более

“5”

“4”

“3”

1 мин

Д/з: -прочитать

-отметить цитаты в тексте (жизнь И.В., И.В.и полковник на балу и после бала, портрет Вареньки и солдата)

-составить противоречия (по карточке №4)

-устно ответить на вопрос “Чья позиция ближе и почему?”

II.

Актуализация знаний.

2.1.

Слайд №1

Тема нашего урока Композиционные особенности рассказа Л.Толстого “После бала”

-Раскройте содержание понятиярассказ: назовите родовые и видовые признаки.

1мин

  1. 1 балл

Родовые признаки: литературный жанр

Видовые признаки: небольшое по объёму прозаическое произведение, содержащее повествование об одном или нескольких эпизодах из жизни героя.

Рассказ-это литературный жанр небольшого по объёму прозаического произведения, содержащего повествование об одном или нескольких эпизодах из жизни героя.

2.2.

-Как доказать, что произведение Толстого “После бала” является рассказом? Ответьте на вопрос в форме умозаключения (см. карточку №1)

2 мин

  1. 3 балла

Поскольку небольшое по объёму прозаическое произведение, содержащее повествование об одном или нескольких эпизодах из жизни героя называется рассказом,

А произведение Л.Толстого “После бала” имеет небольшой объём, содержит повествование о нескольких эпизодах из жизни Ивана Васильевича,

Следовательно, произведение Л.Толстого “После бала” является рассказом.

2.3.

-Создавая художественное произведение, писатель стремится не только выразить нахлынувшие на него мысли и чувства, но выразить их так, чтобы они с наибольшей силой воздействовали на читателя. В этом помогает ему композиция произведения.

2 мин

-Что понимается под композицией произведения?

3) 1 балл

-Композиция – это особенности построение художественного произведения, взаимосвязанные с его идеей, предназначением, содержанием, характером и прочими компонентами. Но это не значит, что все части произведения выстроены в строгой последовательности. Поэтому можно говорить о том, что существуют композиционные особенности в построении произведения.

-Каковы свойства и виды композиции?

4) 2 балла

-Композиция может быть линейной, обратной, кольцевой, рамочной.

“Мексиканец”

Джек Лондон

Линейная (такое построение повествования, при котором завязка, развитие действия, кульминация и развязка следуют друг за другом).

“Лоскутное одеяло”

Евгений Носов

Обратная (такое построение повествования, при котором произведение начинается с развязки).

“Бородино”

М.Лермонтов

Кольцевая (такое построение повествования, при котором произведение заканчивается тем же, чем оно началось).

Слайд №2

-какие цели и задачи на урок поставим?

-Сегодня мы попытаемся выявить композиционные особенности рассказа Толстого “После бала” — это и будет целью нашего урока.

“Конная артиллерия –

марш-марш!” Валентин П-и-куль

Рамочная (такое построение повествования, при котором объединяются два и более повествования, имеющие самостоятельный художественный конфликт – рассказ в рассказе).

выявить композиционные особенности рассказа Толстого “После бала”

III.

Работа по теме урока

3.1.

Фронтальная беседа

-Обратимся к рассказу

7 мин

-Каким образом в рассказе ведётся повествование?

5) 1 балл

— Повествование ведется от лица Ивана Васильевича, пожилого человека, вспоминающего прошлое. А обещание Ивана Васильевича поведать об одном утре, от которого переменилась вся его жизнь, заставляет читателя с интересом и вниманием следить за дальнейшим повествованием.

-Что представляет собой построение данного рассказа?

6) 1 балл

-Рассказ как бы вставлен в “раму” – это краткое вступление, из которого мы узнаем о повествователе; и заключение, из которого мы узнаём, как сложилась жизнь рассказчика. Повествование построено по принципу “рассказ в рассказе”. Данное построение называется рамочной композицией.

-Можно ли разделить этот рассказ на части? Если да, то на какие?

7) 1 балл

-Рассказ состоит из двух частей: бал и после бала.

— Почему рассказ “После бала” условно делится на части?

8) 1 балл

-Толстой построил рассказ как последовательное и контрастное изображение двух эпизодов. Первая часть – бал – “веселая, чудесная, счастливая”. Вторая часть – после бала – производит абсолютно противоположное по силе впечатление.

-Почему писатель назвал рассказ “После бала”?

9) 1 балл

-События, произошедшие после бала у губернского предводителя, изменили всю дальнейшую жизнь Ивана Васильевича, а именно: он отказался служить в армии, да и “любовь к Вареньке сошла на нет”.

-Как доказать, что молодость Ивана Васильевича проходила в праздности и веселье?

Приведите цитату из текста.

10) 1 балл

-“…были мы просто молоды и жили, как свойственно молодости: учились и веселились. Был я очень весёлый и бойкий малый, да ещё и богатый. Был у меня иноходец лихой, катался с гор с барышнями, кутил с товарищами. Главное же моё удовольствие составляли вечера и балы”.

-Почему Иван Васильевич посетил бал губернатора?

11) 1 балл

-На этом же балу была его возлюбленная, Варенька, дочь полковника Петра Владиславовича.

-Найдите портретную характеристику Вареньки в тексте.

12) 1 балл

-“…высока, стройная, грациозная и величественная…”

-“…царственный вид”

-“но ласковая, всегда весёлая улыбка”

-На балу “Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках…и в белых атласных башмачках”.

-Найдите в тексте противоположность портретной характеристике Вареньки?

13) 1 балл

-Портретная характеристика Вареньки противопоставлена наказываемому беглому солдату-татарину: как самое сильное и приятное впечатление от бала связано с Варенькой, так самое сильное ужасающее впечатление связано с моментом после бала.

-Приведите цитаты из текста.

14) 1 балл

“…что-то страшное…”

“…оголённый по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат”

 Физ.мин. для глаз

Включаю

-На кого из них вам приятнее смотреть?

15)1 балл

“…сморщенное от страдания лицо…оскаливая белые зубы”

“Это было что-то такое пёстрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека”.

— Найдите еще пару противоположных образов в рассказе (как звали полковника доп.балл)!

16) 1 балл

-Иван Васильевич и полковник (Петр Владиславович)!

IV.

4.1.

Слайд №3

Индивидуальный труд

Задание:

-Заполните таблицу. Сравните Ивана Васильевича и полковника, выявив особенное и общее. При ответе используйте карточку №2. Подкрепите свои ответы цитатами из текста.

9 мин

Сравнительная характеристика Ивана Васильевича и полковника

(таблица приложение 1)

4.2.

Простая кооперация.

Обсуждение в группах

№ 3. 6 4 2

№ 4. 5 3 1

5 мин

1 группа – внешность, возраст

2 группа – соц.статус, материальное положение

3,4 группа – поведение и внешние проявления чувств на балу и после бала

5,6 группа – черты характера, отношение к Вареньке

4.3.Слайд № 4

Сложная кооперация

Выступление от групп

-№ 5.Какой персонаж вам нравится? Почему?

-Чья позиция ближе? Почему?

10 мин

17) 1-2 балла

11. В отличие от жизни отца Вареньки, который и далее продолжал служить в чине полковника, жизнь Ивана Васильевича изменилась после сцены наказания.

Вывод: рассказ Толстого построен при помощи контрастного изображения персонажей, явлений.

4.4.

Самооценивание

1 мин

V.

5.1.

Итог урока

-Итак, мы выяснили, что рассказ Толстого “После бала” построенпри помощи контрастного изображения персонажей, явлений.

5 мин

-Как называется такой стилистический приём в литературе?

18) 1 балл

-Антитеза

Антитеза – в переводе с греческого языка означает резко выраженное противопоставления понятий или явлений. Антитеза усиливает эмоциональную окраску речи, подчеркивает высказанную с ее помощью мысль. Иногда, как это наблюдается в рассказе «После бала», антитеза становится композиционным приемом. В этом случае по принципу антитезы строится не отдельное высказывание, а все произведение.

-Почему же, на ваш взгляд, после увиденной экзекуции Иван Васильевич, даже думать перестал о военной службе?

-Что представляет собой антитеза?

19) 1 балл

-Антитеза – стилистическая фигура, сопоставление контрастных или противоположных понятий и образов.

-Если столько противоположностей в рассказе, какое противоречие закладывает автор в содержание рассказа? № 6 Дома вы сформулировали наиболее яркие противоречия, озвучьте, пожалуйста.

20) 3 балла

Иван Васильевич страдал от разрывавших его противоречий между тем, что он чувствовал на балу и невозможностью остаться прежним от увиденного после бала (на плацу).

Выбор между добром и злом!

Главная идея рассказа Толстого – страстный протест против лицемерия и насилия, против унижения достоинства человека. Потрясение, пережитое Иваном Васильевичем, освободило его от узкой сословной нравственности, с ее узаконенной бесчеловечностью по отношению
к низшим: ему стали внятны мольба татарина о милосердии, сострадание и гнев, звучащие в словах кузнеца;
 сам того не сознавая, он разделяет высшие человеческие законы нравственности.

-Каким образом Толстой разрешает данное противоречие?

21) 1 балл

Герой не идет на службу, не встречается с Варенькой, он не может и не хочет быть таким, как полковник. 11. В отличие от жизни отца Вареньки, который и далее продолжал служить в чине полковника, жизнь Ивана Васильевича изменилась после сцены наказания.

Толстой свои мысли вкладывает в уста героя. Применяет прием антитезы.

-Как вы разрешили бы данное противоречие?

22) 1 балл

-Итак, подведем итог: какие композиционные особенности мы выявили в данном произведении Л.Толстого?

-На следующем уроке мы продолжим анализировать рассказ. Рассмотрим подробно авторскую позицию, идейное содержание произведения Толстого.

23) 1 балл

-Рамочная композиция, антитеза.

VI.

Слайд№5

Домашнее задание:.

 Напишите рассказ- предположение “Что было бы, если И. В. женился на Вареньке и пошел на военную службу?”

1 мин

Запись в тетради

VII.

Оценивание в соответствии с заявкой на оценку.

1 мин

Считают баллы, самооценивание.

№ 2. Заполните таблицу. Сравните Ивана Васильевича и полковника, выявив особенное и общее.

 Подкрепите свои ответы цитатами из текста.

№ 6. Д,з составить противоречия .

№1. -Как доказать, что произведение Толстого “После бала” является рассказом? Ответьте на вопрос в форме умозаключения.

№ 5. — Выступление от групп

№3. 6 4 2        3,4 группа – поведение и внешние проявления чувств на балу и после бала,

№ 4.  5 3 1

№ 2. Заполните таблицу. Сравните Ивана Васильевича и полковника, выявив особенное и общее.

 Подкрепите свои ответы цитатами из текста.

№ 6. Д,з составить противоречия .

№1. -Как доказать, что произведение Толстого “После бала” является рассказом? Ответьте на вопрос в форме умозаключения

№ 2. Заполните таблицу. Сравните Ивана Васильевича и полковника, выявив особенное и общее.

 Подкрепите свои ответы цитатами из текста.

№ 6. Д,з составить противоречия .

№1. -Как доказать, что произведение Толстого “После бала” является рассказом? Ответьте на вопрос в форме умозаключения

№ 2. Заполните таблицу. Сравните Ивана Васильевича и полковника, выявив особенное и общее.

 Подкрепите свои ответы цитатами из текста.

№ 6. Д,з составить противоречия .

№1. -Как доказать, что произведение Толстого “После бала” является рассказом? Ответьте на вопрос в форме умозаключения

№ 2. Заполните таблицу. Сравните Ивана Васильевича и полковника, выявив особенное и общее.

 Подкрепите свои ответы цитатами из текста.

№ 6. Д,з составить противоречия .

№1. -Как доказать, что произведение Толстого “После бала” является рассказом? Ответьте на вопрос в форме умозаключения

№ 2. Заполните таблицу. Сравните Ивана Васильевича и полковника, выявив особенное и общее.

 Подкрепите свои ответы цитатами из текста.

№ 6. Д,з составить противоречия .

№1. -Как доказать, что произведение Толстого “После бала” является рассказом? Ответьте на вопрос в форме умозаключения

№ 2. Заполните таблицу. Сравните Ивана Васильевича и полковника, выявив особенное и общее.

 Подкрепите свои ответы цитатами из текста.

№ 6. Д,з составить противоречия .

№1. -Как доказать, что произведение Толстого “После бала” является рассказом? Ответьте на вопрос в форме умозаключения

Вывод: рассказ Толстого построен при помощи контрастного изображения персонажей, явлений.

Антитеза – в переводе с греческого языка означает резко выраженное противопоставления понятий или явлений. Антитеза усиливает эмоциональную окраску речи, подчеркивает высказанную с ее помощью мысль. Иногда, как это наблюдается в рассказе «После бала», антитеза становится композиционным приемом. В этом случае по принципу антитезы строится не отдельное высказывание, а все произведение.

-Почему же, на ваш взгляд, после увиденной экзекуции Иван Васильевич, даже думать перестал о военной службе?

Антитеза – стилистическая фигура, сопоставление контрастных или противоположных понятий и образов.

Родовые признаки: литературный жанр

Видовые признаки: небольшое по объёму прозаическое произведение, содержащее повествование об одном или нескольких эпизодах из жизни героя.

Рассказ-это литературный жанр небольшого по объёму прозаического произведения, содержащего повествование об одном или нескольких эпизодах из жизни героя.

Поскольку небольшое по объёму прозаическое произведение, содержащее повествование об одном или нескольких эпизодах из жизни героя называется рассказом,

А произведение Л.Толстого “После бала” имеет небольшой объём, содержит повествование о нескольких эпизодах из жизни Ивана Васильевича,

Следовательно, произведение Л.Толстого “После бала” является рассказом.

-Композиция – это особенности построение художественного произведения, взаимосвязанные с его идеей, предназначением, содержанием, характером и прочими компонентами. Но это не значит, что все части произведения выстроены в строгой последовательности. Поэтому можно говорить о том, что существуют композиционные особенности в построении произведения.

-Композиция может быть линейной, обратной, кольцевой, рамочной.

Линейная (такое построение повествования, при котором завязка, развитие действия, кульминация и развязка следуют друг за другом).

Обратная (такое построение повествования, при котором произведение начинается с развязки).

Кольцевая (такое построение повествования, при котором произведение заканчивается тем же, чем оно началось).

Рамочная (такое построение повествования, при котором объединяются два и более повествования, имеющие самостоятельный художественный конфликт – рассказ в рассказе).

— Повествование ведется от лица Ивана Васильевича, пожилого человека, вспоминающего прошлое. А обещание Ивана Васильевича поведать об одном утре, от которого переменилась вся его жизнь, заставляет читателя с интересом и вниманием следить за дальнейшим повествованием.

-Рассказ как бы вставлен в “раму” – это краткое вступление, из которого мы узнаем о повествователе; и заключение, из которого мы узнаём, как сложилась жизнь рассказчика. Повествование построено по принципу “рассказ в рассказе”. Данное построение называется рамочной композицией.

-Рассказ состоит из двух частей: бал и после бала.

-Толстой построил рассказ как последовательное и контрастное изображение двух эпизодов. Первая часть – бал – “веселая, чудесная, счастливая”. Вторая часть – после бала – производит абсолютно противоположное по силе впечатление.

-События, произошедшие после бала у губернского предводителя, изменили всю дальнейшую жизнь Ивана Васильевича, а именно: он отказался служить в армии, да и “любовь к Вареньке сошла на нет”.

-“…были мы просто молоды и жили, как свойственно молодости: учились и веселились. Был я очень весёлый и бойкий малый, да ещё и богатый. Был у меня иноходец лихой, катался с гор с барышнями, кутил с товарищами. Главное же моё удовольствие составляли вечера и балы”.

-На этом же балу была его возлюбленная, Варенька, дочь полковника Петра Владиславовича.

-“…высока, стройная, грациозная и величественная…”

-“…царственный вид”

-“но ласковая, всегда весёлая улыбка”

-На балу “Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках…и в белых атласных башмачках”.

-Портретная характеристика Вареньки противопоставлена наказываемому беглому солдату-татарину: как самое сильное и приятное впечатление от бала связано с Варенькой, так самое сильное ужасающее впечатление связано с моментом после бала.

“…что-то страшное…”

“…оголённый по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат”

“…сморщенное от страдания лицо…оскаливая белые зубы”

“Это было что-то такое пёстрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека”.

-Иван Васильевич и полковник (Петр Владиславович)!

Сравнительная характеристика Ивана Васильевича и полковника

(таблица приложение 1)

1 группа – внешность, возраст

2 группа – соц.статус, материальное положение

3,4 группа – поведение и внешние проявления чувств на балу и после бала

5,6 группа – черты характера, отношение к Вареньке

11. В отличие от жизни отца Вареньки, который и далее продолжал служить в чине полковника, жизнь Ивана Васильевича изменилась после сцены наказания.

Вывод: рассказ Толстого построен при помощи контрастного изображения персонажей, явлений.

-Антитеза

Антитеза – в переводе с греческого языка означает резко выраженное противопоставления понятий или явлений. Антитеза усиливает эмоциональную окраску речи, подчеркивает высказанную с ее помощью мысль. Иногда, как это наблюдается в рассказе «После бала», антитеза становится композиционным приемом. В этом случае по принципу антитезы строится не отдельное высказывание, а все произведение.

-Почему же, на ваш взгляд, после увиденной экзекуции Иван Васильевич, даже думать перестал о военной службе?

-Антитеза – стилистическая фигура, сопоставление контрастных или противоположных понятий и образов.

Иван Васильевич страдал от разрывавших его противоречий между тем, что он чувствовал на балу и невозможностью остаться прежним от увиденного после бала (на плацу).

Выбор между добром и злом!

Главная идея рассказа Толстого – страстный протест против лицемерия и насилия, против унижения достоинства человека. Потрясение, пережитое Иваном Васильевичем, освободило его от узкой сословной нравственности, с ее узаконенной бесчеловечностью по отношению
к низшим: ему стали внятны мольба татарина о милосердии, сострадание и гнев, звучащие в словах кузнеца;
 сам того не сознавая, он разделяет высшие человеческие законы нравственности.

Герой не идет на службу, не встречается с Варенькой, он не может и не хочет быть таким, как полковник. 11. В отличие от жизни отца Вареньки, который и далее продолжал служить в чине полковника, жизнь Ивана Васильевича изменилась после сцены наказания.

Толстой свои мысли вкладывает в уста героя. Применяет прием антитезы.

  • Что такое каурка в сказке сивка бурка
  • Что такое каникулы сочинение
  • Что такое книга для человека сочинение
  • Что такое кистеневка в рассказе дубровский
  • Что такое кивер в рассказе вечер на бивуаке