Что такое инсценировка рассказа

Поделиться олимпиада по литературе 7, 8, 9, 10, 11 класс ответы и задания муниципального этапа 2021-2022 всероссийской олимпиады школьников всош

ПОДЕЛИТЬСЯ

Олимпиада по литературе 7, 8, 9, 10, 11 класс ответы и задания муниципального этапа 2021-2022 всероссийской олимпиады школьников ВСОШ для Республики Татарстан, официальная дата проведения олимпиады 11 ноября 2021 год.

Задания 7 класс | критерии 7 класс

Задания 8 класс | критерии 8 класс

Задания 9 класс | критерии 9 класс

Задания 10 класс | критерии 10 класс

Задания 11 класс | критерии 11 класс

Олимпиада по литературе 7 класс задания и ответы муниципального этапа 2021-2022

Олимпиада по литературе 8 класс задания и ответы муниципального этапа 2021-2022

Олимпиада по литературе 9 класс задания и ответы муниципального этапа 2021-2022

Олимпиада по литературе 10 класс задания и ответы муниципального этапа 2021-2022

Олимпиада по литературе 11 класс задания и ответы муниципального этапа 2021-2022

1)Внимательно прочитайте задания. Распределите время, чтобы успеть выполнить оба задания. ЗАДАНИЕ 1. Прочитайте рассказ Маши Вайсман «Лучший друг медуз». Напишите целостный анализ рассказа, отвечая при этом на вопросы (можно отвечать на вопросы в любом порядке): 1. Какую роль играет образ моря в рассказе? 2. Как вы понимаете название рассказа? 3. Почему повествование ведется от первого лица и почему эта история важна для повествователя? 4. Как построена система образов рассказа?

2)В рассказе, который вы только что анализировали, море показано словно живое («Если море нежных оттенков — голубого, розового и зелёного, значит, оно сонное и играть с нами сегодня не будет. Если краски более яркие, значит, настроение у моря хорошее, игривое, скоро появятся волны и — верхом на них – барашки».) Как называется такой прием в литературе? Приведите примеры произведений, в которых явления природы (море, горы, вьюги, грозы и пр.) показаны с помощью такого же приема. Назовите произведение и автора, поясните, о каком фрагменте текста идет речь и коротко поясните, какую роль этот фрагмент играет в произведении.

3)Напишите целостный анализ рассказа Фазиля Искандера «Рассказ о море». Вы можете опираться на вопросы или выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять собой связный, завершённый текст. Опорные вопросы: 1. Как Вы понимаете название рассказа? 2. Какую роль играет образ моря в рассказе? 3. Почему события, о которых рассказывается, важны для повествователя? 4. Как в рассказе соединяется драматическое и комическое?

4)Вспомните, что такое классицизм как литературное направление. Классицизм каноничен по своей природе. Интересно, что даже в пейзаже он устанавливает свои законы. Например, правило «трех цветов»: первый план пейзажного полотна должен быть коричневато-зеленым или золотистым, теплых оттенков, второй — зеленым, холодных тонов, третий — голубые небеса, обрамленные зеленью или строениями по бокам, как театральными кулисами. Часто возникают другие «действующие лица» — море, берег, античные руины, кроны деревьев, облака — не менее талантливо разыгрывают великолепный спектакль, предстающий перед нашим взором. Представьте, что вы путешественник 18 века и в своем письме Другу создаете словесный морской пейзаж в духе классицизма (около 100 слов). Как вы думаете, почему классицисты не очень любили морские пейзажи?

5)Напишите целостный анализ рассказа писателя Нины Катерли «Все что угодно». Выполните целостный анализ произведения. Вы можете опираться на вопросы или выбрать собственный путь анализа. Работа должна представлять собой связный, завершённый текст. Максимальный балл — 70 баллов. Опорные вопросы: 1. Какую роль в рассказе играет Петербург как место действия? 2. Как Вы понимаете название рассказа? 3. Что открыл для себя (или в себе) главный герой? 4. Как современный обычный человек связан с историей?

6)Вспомните, что такое романтизм как литературное направление. Что такое двоемирие? Вы прочитали рассказ, в котором герой словно оказался в другом мире. Во многих романтических произведениях герои оказываются в параллельном мире. Можно ли считать этот рассказ романтическим? Вспомните и назовите романтические произведения (автор и название), герои которых во сне или в особом состоянии оказывались словно в другом мире, какую роль играет такой «переход» в произведениях?

7)Напишите целостный анализ рассказа Владимира Набокова «Круг». Выполните целостный анализ произведения. Вы можете опираться на вопросы или выбрать свой путь анализа. Ваша работа должна представлять собой связный, завершённый текст. Опорные вопросы: 1.Какую роль играет тема памяти в рассказе? Как меняется мироощущение человека на протяжении его жизни? 2.Какую роль играют вещи в рассказе? 3.Как можно объяснить смысл названия рассказа? 4. Сопоставьте этот рассказ с другими произведениями, в которых поднимается данная проблематика.

Другие ответы для муниципального этапа 2021-2022:

Муниципальный этап 2021-2022 всероссийской олимпиады школьников задания и ответы


  • Просмотров:
    5 677

  • Гайды

Случалось ли вам проехать остановку, увлеченно читая книгу? Или проспать важное совещание, так как всю ночь вы взахлеб смотрели новый сезон любимого сериала, пытаясь предугадать финальный эпизод? Да-да, все это был сторителлинг в чистом виде. И сейчас данный формат по-прежнему актуален.

Сторителлинг активно используют в Инстаграм и не только для того, чтобы развлечь фолловеров. Его главная цель — вызвать у аудитории эмоциональную привязанность. Почему истории так увлекают нас, и как применять сторителлинг при продвижении бизнеса? Давайте разбираться вместе!

Что такое storytelling

Сторителлинг — это особый талант (не переживайте, ему можно научиться) писать истории таким образом, чтобы человек сам пришел к нужному выводу. Компании с помощью данного формата повествования становятся более человечными, а инфлюенсеры устанавливают с подписчиками эмоциональную связь, переманивая аудиторию на свою сторону.

Никому не нравится прямолинейная реклама, которая в довольно грубой форме навязывает клиентам свою точку зрения. Человек с завидным рвением сопротивляется чужим суждениям, принимая решения лишь на основе собственных выводов. Вот тут-то на выручку и спешит сторителлинг, позволяющий передать информацию так, чтобы пользователь почувствовал ее и запомнил.

Грамотно созданная история — прямой путь к эмпатии и сопереживанию. Она создает ощущение, что ты разделяешь точку зрения автора. В сторителлинге нет навязанного мнения, оценочных суждений и фраз из разряда “это делать хорошо, а это делать — плохо”. Есть путь, по которому идет читатель, и сам решает, как воспринимать увиденное.

сторителлинг

Основные правила сторителлинга

Вот основные правила, которые помогут создать действительно увлекательную и живую историю:

  • Контент — это главное. Материал должен быть полезен и интересен читателю. Подумайте, что нового вы можете рассказать своей аудитории. Чтобы создать хорошо усваиваемое повествование, пользуйтесь пирамидой информации — стейтмент (заявление), аргументация, ре-стейтмент (вывод). После того, как вы спроецировали сюжет, подумайте, чем можно его разнообразить. Наличие нескольких точек зрения и разных контекстов всегда идет на пользу.
  • пирамида

  • Исследуйте. Не будьте поверхностным, глубоко прорабатывайте тему, чтобы у читателя после прочтения не осталось никаких вопросов.
  • Больше красивых картинок. Люди любят глазами, а это значит, что над визуальной составляющей тоже нужно поработать, ведь сторителлинг — это как кино, которые играет в воображении читателя. Следовательно, картинки помогают создавать соответствующую атмосферу. Подумайте, что могло бы помочь вашей истории раскрыться. Например, это может быть инфографика, иллюстрация, фотосессия или кадры из фильма.
  • Не забывайте о заголовках. Заголовок должен быть говорящим, но не кричащим (это уже моветон). Хороший заголовок интригует и кратко обозначает тему статьи, не искажая ее сути. Лучше всего использовать заголовки с цифрами, заголовки-вопросы и стейтменты.
  • Никакой монотонности. Подумайте, что и в какой последовательности увидит ваш читатель. Подача материала должна быть разнообразной. Хороший паттерн (повторяющиеся элементы, которые помогают донести целевой аудитории ценность бренда), используемый 10 раз подряд, может изрядно поднадоесть фолловерам и вызвать у них волну раздражения.
  • никакой монотонности

  • Единство и контраст. Большие интервалы между текстовыми блоками — это не страшно. Дайте информации дышать! Когда тексту отведено большое пространство, он раскрывается и становится читаемее.
  • Единство и контраст

  • Метафоры и сравнения. Чтобы помочь читателю словить вайб вашего повествования и углубиться в историю, применяйте игру слов, эпитеты и речевые обороты. Правда, не стоит совсем углубляться в художественные дебри.
  • Не переусердствуйте с деталями. Не забывайте, что цель истории состоит не в том, чтобы удивить читателя полетом мысли и богатством вашего словарного запаса. Детали очень важны, но главное — чувствовать меру и не переусердствовать, так как все подробности должны работать в пользу донесения мысли.

Основные элементы сторителлинга

Так, теперь стоит поговорить о составляющих крутого сторителлинга:

  • Главный персонаж. Именно на главном герое и зиждется связь бренда (блогера) с аудиторией. Вы должны сделать так, чтобы пользователь сопереживал персонажу, идентифицировал себя с ним и мог чувствовать его эмоции.
  • Место и время действия. Это не является основным элементом истории, но именно детали и погружение в определенную локацию отличают сторителлинг от обычного повествовательного поста. Вы можете не вдаваться в подробности и не называть конкретного адреса, лишь косвенно намекнув на место, в котором разворачиваются события.
  • Конфликт. Это кульминация повествования. В данном блоке необходимо описать трудности, с которыми столкнулся главный герой, и пути их преодоления. Читателю должно быть интересно, к чему приведут попытки персонажа разрешить сложную ситуацию. Желательно, чтобы герой совершал какие-то ошибки (так история будет выглядеть намного жизненнее). Если в сторителлинге нет конфликта и вариантов его устранения, то поучительного эффекта эта история не возымеет.
  • Развязка. У каждой истории должен быть финал (хороший или плохой — не имеет значения). В конце повествования побуждайте читателей к каким-то конкретным действиям. К примеру, можно попросить их поделиться собственным опытом или оставить реакцию под постом.

корпорация монстров

Как отличить обычный рассказ от сторителлинга

таблица

Рассказ — небольшое по объему художественное произведение, зачастую описывающее один (или несколько) эпизод из жизни человека. В хорошей истории всегда есть конфликт, решение и сюжетные повороты, которые приковывают внимание читателя, тогда в чем все-таки кроется отличие сторителлинга от обычного рассказа, ведь характеристики у них практически идентичны?

Все дело в том, что сторителлинг — это повествование, опубликованное с определенной целью (увеличить продажи, завлечь аудиторию, разрекламировать новый продукт). К примеру, если вы прямо в лоб начнете рассказывать клиентам о прелестях нового пылесоса, они вряд ли надолго остановят свой взор на пресном посте.

А вот увлекательна история о прекрасной принцессе, которая избавилась от паутины, воспользовавшись чудо-агрегатом — это уже совсем другое дело. Замечаете разницу?

Преимущества жанра

Кратко преимущества сторителлинга можно свести к 6 пунктам:

  • побуждает аудиторию к определенным действиям;
  • устанавливает доверительные отношения между брендом и клиентом;
  • сторителлинг воспринимается проще, чем набор бесполезных букв с двумя или тремя деепричастными оборотами в одном предложении;
  • привлекает и удерживает внимание;
  • делает сухие цифры и факты интереснее;
  • трансформирует убеждения и влияет на мнение.

Где можно использовать

Вот несколько идей, где и как использовать сторителлинг:

  • В социальных сетях. Инстаграм — идеальная площадка для сторителлинга. Часто истории публикуют в формате коротких постов с картинками и ссылками на рекламируемый товар.
  • На своих и сторонних сайтах. Сторителлинг поможет интересно подать способы использования продукта или мягко подтолкнуть посетителей к определенным действиям (купить, кликнуть, репостнуть и так далее).
  • В видео. Ролик вызывает больше доверия по сравнению с текстом, потому что юзер видит рассказчика своими глазами. Автор видео может рассказать о себе, проблеме, с которой он столкнулся, и о том, как определенный товар помог ему успешно устранить катастрофу.
  • На мероприятиях и вебинарах. Ни одно публичное выступление зачастую не обходится без красочного сторителлинга. Любой спикер перед началом основной части рассказывает о себе, своем пути, возглавляемом проекте и карьерных амбициях. Именно ради таких историй люди и приходят на вебинары. Вспомните хотя бы один спич TED.

В целом сторителлинг можно использовать везде — в буклетах и печатных объявлениях, в группах в социальных сетях, в Instagram, на сайтах и даже на рекламных баннерах.

Как рассказывать истории, чтобы вас читали

Как рассказать обычную историю так, чтобы ее читали с восторгом? Хорошие новости — далеко не все зависит от вашего таланта и умения подбирать синонимы. Если проанализировать примеры хорошего сторителлинга, то можно выделить десять основных этапов, охватывающий от начала до конца весь процесс.

Почему не стоит отходить от этого алгоритма? Узнаете в следующих разделах.

Идея

Главное, с чего следует начать работу над историей — это идея. Сильная идея помогает связать воедино все части рассказа и донести до читателей суть. Она должна учить, показывать и объяснять.

Целевая аудитория

Запомните золотое правило сторителлинга: вы пишите историю не для себя, а для читателя. Прежде чем приступить к созданию повествования, автор должен четко понимать, кто будет его читать, какие эмоции оно вызывает и на какие мысли натолкнет в дальнейшем.

Установки

Еще на этапе создания вы должны продумать три ключевых элемента — время, место событий и основная ценностная пара, заряд которой будет смещаться то в положительную, то в отрицательную сторону.

Логическая структура

Структура — это краткое содержание того, как развивается история персонажа. Она помогает навести порядок в пучине мыслей и довести сторителлинг до логического финала.

Также для создания структуры следует использовать готовые шаблоны сюжетов из мира драматургии. В своей книге «The seven basic plots: why we tell stories» журналист Кристофер Букер называет семь основных типов сюжетов:

  • Преодоление монстра. Главный герой преодолевает барьеры, несмотря на трудности. В данном случае история учит идти до конца, но при этом не бояться поражений.
  • Из грязи в князи. Это почти все истории становления великих личностей, выросших не в самых благоприятных условиях. Стандартный пример — Золушка, которая сначала прислуживала злой мачехе и ее дочкам, а затем стала женой принца и поселилась в замке.
  • Перерождение. Превращение отрицательного персонажа в положительного героя.
  • Путешествие и возвращение. Главный герой попадает в неизвестный мир и делает все возможное для того, чтобы вернуться домой.
  • Приключение. Персонажа ждет квест на пути к желаемому.
  • Комедия. Обычно это легкая и беззаботная история, основанная на недопониманиях и несуразице, которая хорошо кончается.
  • Трагедия. А здесь все наоборот. Негативный персонаж получает по заслугам и в финале истории к нему приходит осознание, как же плохо он поступал.

друзья

Событие, которое положило начало действиям героя

Инициирующее событие — это определенное обстоятельство, которое буквально выбрасывает главного героя из зоны комфорта, заставляя его поменять жизненные приоритеты. Именно оно и побуждает персонажа к активным действиям.

Объект желания

На данном этапе герой понимает, что инициирующее событие перевернуло его мир с ног на голову и теперь ему нужно восстановить привычное равновесие. Что для этого нужно? Объект желания, который поможет все уладить.

Первое действие

Итак, чтобы достичь желаемого результата, персонаж решает сделать первый шаг, который должен привести к положительным изменениям (согласно его ожиданиям).

Первая реакция

Естественно, жизнь подготовила для персонажа много сюрпризов, поэтому, казалось бы, идеальный план выходит из-под контроля. Определенные обстоятельства, барьеры и проблемы преграждают главному герою путь к объекту желания.

Образно говоря, возникает пропасть между тем, что ожидает персонаж и объективной реальностью, которая существенно отдаляет его от результата.

Выбор

После того, как персонаж столкнулся с действительностью, ему предстоит сделать более рискованный шаг, в результате которого он может потерять все. На данном этапе герой извлекает урок из прошлых обстоятельств и на основе проделанного анализа принимает второе решение. Более сложное, но то, которое все же поможет ему дойти до конца.

Кульминация

Усилия персонажа не прошли даром, он становится победителем, получает объект и возвращает жизнь равновесию относительно ценности.

Примеры сторителлинга в Instagram

Теория — это, конечно, хорошо, но давайте все-таки перейдем к конкретным примерам из мира Инстаграм.

Общественная организация Charity Water с помощью сторителлинга персонализирует проблему неочищенной воды в странах третьего мира и наглядно демонстрирует результат пожертвований:

Charity Water

Lush Cosmetics — популярный косметический бренд, который создает интересные истории на основе отзывов и кейсов покупателей:

Lush Cosmetics

А вот пример инстаграм-истории о себе:

о себе

Пример сторителлинга о бизнесе:

о бизнесе

Ярким примером красивой продажи через истории является сервис Airbnb:

Airbnb

Блогеры тоже часто используют сторителлинг для того, чтобы вызвать реакцию со стороны аудитории:

Блогеры

Идеи для историй

Сторителлинг — необычный и действенный инструмент для бизнеса, позволяющий выстроить эмоциональную связь с клиентами. Если вы решили опробовать данный формат повествования, но не знаете, откуда черпать вдохновение, — вот несколько проверенных идей:

  • История успеха. Почему вы выбрали именно эту профессию, какими были первые шаги, и что за трудности ждали вас во время развития бизнеса. Расскажите аудитории об ошибках, но не вдаваясь в скучные подробности. Также вы можете поведать фолловерам о неприятных ситуациях с поучительным финалом. Люди любят слушать о преградах, но с упором на счастливый конец.
  • Отзывы клиентов. Обратная связь от пользователей очень важна, так как она подкрепляет положительный имидж компании в глазах потенциальных клиентов. Желательно, чтобы человек рассказал, как справился с трудностями, используя ваш продукт. Это автоматически дает +100 к доверию.
  • Личные суждения. Чтобы быть ближе к аудитории, периодически делитесь с нею своими мыслями, переживаниями, мечтами. Например, расскажите о желании расширить функционал или открыть филиал в другой стране. Пользователи должны видеть, что вы “горите” любимым делом, а не просто сбиваете с них деньги.
  • Главный персонаж бренда. Придумайте ключевого героя, который будет выступать “мостиком” между вами и пользователями. Для персонажа всегда легко генерировать интересные ситуации, из которых он в конечном итоге выйдет победителем.
  • Истории сотрудников. Бизнес должен быть прозрачным и понятным. Добиться такого эффекта помогут искренние истории работников компании. Они могу в произвольной форме рассказывать о своих ошибках, успешных кейсах и забавных ситуациях.

Читайте также: 10 идей вовлекающих постов в Инстаграме для малого бизнеса

Советы и нюансы

Хотите сделать историю яркой, живой и запоминающейся? Тогда используйте следующие советы:

  • Вводите в курс дела с первых слов. Пожалейте читателя. Ежедневно он видит десятки заголовков и читает массу текстов, а ведь еще нужно успеть и лайк поставить, и кофе хлебнуть. К чему это мы? Не утомляйте аудиторию длинным вступлением. Начните экшн с первых строк и только потом приступайте к описанию местности, действующих лиц и так далее.
  • Больше деталей. Пресный сторителлинг с поверхностными суждениями заранее обречен на провал. Чтобы создать живую и достоверную историю, необходимо скрасить ее деталями. Например, добавьте какую-то яркую особенность внешности героя, которая делает его запоминающимся.
  • Не забудьте о действующих лицах. Дабы история вызывала эмоции, внедрите в нее персонажа (а лучше сразу нескольких). Покажите, как личность прошла свой путь, как трансформировались ее взгляды, и какую награду (или наказание) получил герой в итоге.
  • Наделите героя минусами. Идеальных людей не существует, поэтому персонаж (или объект) без изъянов наверняка не вызовет у читателей никаких глубинных эмоций. Если в своей истории вы рассказывайте о каком-то продукте, не бойтесь вынести на поверхность его недостатки. Этот шаг лишь увеличит доверие со стороны аудитории.
  • Создайте конфликт. Конфликт — двигатель хорошей истории, так как он выводит героя из его привычного состояния и побуждает к действиям. Читателям, в свою очередь, хочется узнать, чем все-таки закончится противостояние персонажа. При этом конфликт не обязательно должен возникнуть с другим героем, он может быть связан с окружающим миром.
  • Не забывайте о визуальной составляющей. Картинки в контексте сторителлинга — мощное оружие в борьбе за внимание аудитории. Грамотно подобранный визуальный ряд создает особую атмосферу и делает текст более объемным.
  • Только естественный язык. Никаких канцеляризмов, углубленных терминов и сложных конструкций! К примеру, если ваш персонаж изъясняется на сленге, не стоит вычищать его речь до блеска. Она должна звучать естественно, чтобы люди отождествляли героя со своими реалиями.
  • Намекайте. Это один из наиболее простых способов захватить внимание человека и заставить его дочитать историю до конца. Подойдут даже грубые формулировки из разряда: “Он и не подозревал, что Марфа может так поступить…”. В отдельных случаях следует использовать туманный спойлер, немного намекнув на грядущий хэппи-энд.
  • Не рассказывайте мораль. Чтобы история удалась, читатель сам должен прийти к определенному выводу. Не навязывайте людям свою точку зрения и не перегружайте их сложными умозаключениями. Вы не ментор, так что позвольте пользователям самостоятельно решать, какая мораль у сей басни.

А теперь коротко пробежимся по основным ошибкам начинающих сторителлеров:

  • неясность цели публикации;
  • грамматические и стилистические ошибки;
  • концентрация на собственной персоне, а не на читателях;
  • обилие заумных слов и терминов;
  • пресное изложение фактов (никакой эмоциональной привязки);
  • чересчур явные призывы что-то купить;
  • плохое оформление (мало эмоджи, слишком большие абзацы, отсутствие структуры);
  • перескакивание с основной темы на какую-то побочную.

Заключение

Теперь давайте подытожим вышесказанное:

  • в любой истории должна присутствовать идея;
  • придумайте проблему и способ ее решения;
  • не забывайте про структуру и главных героев;
  • не используйте громоздких конструкций и сложных терминов;
  • пишите для читателя;
  • не бойтесь использовать разные форматы.

Главное правило — не пишите историю ради истории. У любого сторителлинга должна быть цель, а иначе пользователь не дочитает ваши труды до конца.

Занятие внеурочной деятельности «Умники и умницы»

в 1 классе.

Тема: «Дорогою добра»

Провела: учитель Пашина Н.А.

Цель: На примере литературных произведений объяснить смысл понятий «добро» и «зло»; развивать внимание, память ,мышление, речь; воспитывать стремление «идти дорогою добра».

Оборудование: у учащихся – цветные карандаши.

Презентация.

Ход занятия.

— Настал новый день, я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, улыбнитесь нашим гостям, посмотрите, сколько у нас гостей! Усаживайтесь все на свои места.

Ребята, как хорошо, что сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. А сейчас соедините ладошки и повторяйте за мной:

— Я желаю тебе добра.

— Мы желаем добра друг другу.

— Если тебе будет трудно, я помогу.

  Ребята, тему сегодняшнего занятия попробуйте расшифровать сами.

Работа в тетрадях – задание1. «Ребус». Поучимся разгадывать ребусы. Один из способов разгадывания — по первым буквам. Давайте вместе выпишем только первую букву каждого слова, обозначающего предмет на картинке.

Ответ: Дорогою добра. Слайд1.

Итак, сегодня мы поговорим о добре и зле.

Ребята, как вы считаете, что такое добро?  (Добро – это нечто хорошее, полезное, нужное, приносящее радость.

А, что такое зло?  (Зло – вредное, дурное, приносящее несчастья, неприятности.)

Эти понятия хорошо вам знакомы по прочитанным сказкам. Давайте вспомним некоторые ситуации из них и определим, где добро, где зло.

Игра «Потопаем – похлопаем» Если, по – вашему, ситуация олицетворяет добро, то похлопайте в ладоши, если зло – потопайте ногами.

— Гуси-лебеди унесли мальчика в избушку Бабы Яги.

— Лиса обманула доверчивого волка, в результате чего тот остался без хвоста.

— Принц женился на бедной Золушке.

— Айболит приходил на помощь больным зверям по первому зову.

— Животных, ставших впоследствии бременскими музыкантами, выгнали из дома хозяева.

— Карабас Барабас избивал своих кукол.

— Жаба хотела насильно выдать Дюймовочку замуж за своего сына.

— Алёнушка заботилась о своём братце Иванушке.

— Старуха Шапокляк делала пакости.

— Крокодил Гена, Чебурашка и их друзья построили дом дружбы.

— Кощей Бессмертный превратил свою дочь в лягушку за то, что она оказалась умнее его.

— Королевич Елисей отправился на поиски своей невесты.

« В сказках добро побеждает зло, в сказках героям всегда везло», — поется в одной песенке. И это — правда , в сказках добро всегда торжествует, а также его очень легко отличить от зла. В жизни, к сожалению, все гораздо сложнее. Иногда поступки, кажущиеся на первый взгляд положительными, при лучшем рассмотрении оказываются злом. Бывает и наоборот.

Послушайте рассказ Э. Шима «Жук на ниточке».

Майские жуки обгрызают листочки на деревьях. А личинки майских жуков, жирные гусеницы такие, обгрызают у деревьев корни.

В общем, вредят как могут.

Мы этих майских жуков ловим хитрым способом.

Рано утречком, пока еще прохладно, жуки не летают. Сидят на молоденьких березках, оцепенели.

Тряхнешь деревцо – и жуки вниз посыплются, только собирай.

Вот мы их собираем в ведро, а один мальчишка взял жука и привязал на ниточку. Поиграть захотел.

Жук согрелся, ожил, попробовал взлететь, а ниточка не пускает.

Крутится жук на ниточке. Мы хохочем, нам весело.

Вдруг дедушка как крикнет:

– Сейчас же бросьте! Нашли забаву!

Мальчишка, который жука привязал, даже обиделся.

– Это же вредитель, – говорит.

– Знаю, что вредитель!

– Чего же вам жалко?

– Мне, – отвечает дедушка, – тебя жалко!

– Меня?!

– Тебя. Хоть ты не жук, а человек.

– Чего же меня жалеть, если я человек?

– А разве будет хороший человек кого-нибудь мучить для забавы? Даже таких вот жуков. Даже вредителей!

Как вы считаете, добрый или злой поступок совершил мальчик, привязав жука к ниточке? Что считал по этому поводу сам мальчик? Что сказал дедушка? Легко ли вам сразу было определить, хорошо или дурно поступил мальчик?

Из этого поучительного рассказа, ребята, вы должны запомнить одну очень важную вещь: Издеваться нельзя ни над кем, даже над самым заклятым врагом ! Слайд 2.

Инсценировка рассказа В. Осеевой «Навестила»

Валя не пришла в класс. Подруги послали к ней Мусю.

— Пойди и узнай, что с Валей: может, она больна, может, ей что-нибудь нужно?

Муся застала подружку в постели. Валя лежала с завязанной щекой.

— Ох, Валечка! — сказала Муся, присаживаясь на стул. — У тебя, наверно, флюс! Ах, какой флюс был у меня летом! Целый нарыв! И ты знаешь, бабушка как раз уехала, а мама была на работе…

— Моя мама тоже на работе, — сказала Валя, держась за щеку. — А мне надо бы полосканье…

— Ох, Валечка! Мне тоже давали полосканье! И мне стало лучше! Как пополощу, так и лучше! А еще мне помогала грелка горячая-горячая…

Валя оживилась и закивала головой.

— Да, да, грелка… Муся, у нас в кухне стоит чайник…

— Это не он шумит? Нет, это, верно, дождик! — Муся вскочила и подбежала к окну. — Так и есть, дождик! Хорошо, что я в галошах пришла! А то можно простудиться!

Она побежала в переднюю, долго стучала ногами, надевая галоши. Потом, просунув в дверь голову, крикнула:

— Выздоравливай, Валечка! Я еще приду к тебе! Обязательно приду! Не беспокойся!

Валя вздохнула, потрогала холодную грелку и стала ждать маму.

— Ну что? Что она говорила? Что ей нужно? — спрашивали Мусю девочки.

— Да у нее такой же флюс, как был у меня! — радостно сообщила Муся. И она ничего не говорила! А помогают ей только грелка и полосканье! 

Оказала ли Муся хоть какую – нибудь помощь Вале?

Выполнила ли она поручение одноклассниц? Можно ли сказать, что Муся сделала доброе дело, навестив больную девочку?

Задание 2. « Мой портрет в лучах солнца»  Слайд 3.

Нарисуйте в тетрадях кружок, обозначающий солнышко. Напишем внутри кружка слово «добро». Сейчас я буду называть различные качества характера. Те, которые символизируют добро, будем записывать на лучах солнца.

Качества:  дружелюбие , грубость, забота, черствость, равнодушие, отзывчивость, сострадание, вежливость, трудолюбие, агрессивность.

Прочтем еще раз качества характера, символизирующие добро.

Физминутка

Зажмурили глаза. Я досчитаю до пяти, вы откроете глазки и посмотрите друг на друга с удивлением 1,2,3,4,5. А теперь ещё раз, но посмотреть друг на друга надо с радостью, добрыми глазами.

Физминутка

Поиграем в игру «Будь внимательным». Если услышали волшебное слово, то выполняете просьбу, если нет — то не выполняете.

Встаньте, пожалуйста.
Поднимите руки.
Поднимите, пожалуйста, руки.
Будьте добры опустите руки.
Поднимите, пожалуйста, правую руку.
Опустите, пожалуйста, правую руку.
Похлопайте.
Будьте добры, хлопните 3 раза.
Тихонько сядьте.
Тихонько сядьте, пожалуйста.

Часто родители просят вас помочь по хозяйству так же, как мама Оли и Наташи из рассказа Ю. Ермолаева «Два пирожных».

Мама вошла в комнату и сказала:

-Помогите мне , дочки , вымыть посуду.

В это время старшая сестра, Наташа, читала книгу о путешествиях по Африке, а младшая, Оля, лепила из пластилина зверей. Помогать маме им не хотелось. Но Оля решила так: сначала помогу, а потом буду весь вечер лепить. И пошла на кухню.

-Я тоже сейчас приду, только страницу дочитаю! – крикнула Наташа. –Такая интерсная книга!

Через некоторое время Оля вернулась в комнату за Наташей:

— Что же ты не идёшь, мы уже почти всю посуду перемыли.

— А меня здесь нет,- проговорила Наташа. – Я путешествую сейчас по Африке. Вокруг меня пальмы, попугаи…

Постояла Оля около сестры, вздохнула и ушла на кухню одна. Вскоре она вернулась и стала опять лепить.

— Ну , вот я и дома, — закрывая книгу, проговорила Наташа и вдруг рассмеялась: — Что у тебя на губах?

— Крем, — сказала Оля. – Я два пирожных съела. Одно за себя, а другое за тебя.

— Зачем же за меня? – удивилась Наташа.

— Мама сказала, что неизвестно, когда ты вернешься из Африки: Африка далеко, а пирожное с кремом может испортиться.

Как вы думаете, отказала Наташа в помощи маме или нет? Справедливо ли поступила мама, отдав Оле два пирожных?

Все мы люди разные, но в каждом из нас заложено зернышко доброты. У кого-то оно маленькое, у кого-то побольше. Прорастая, это зернышко дает свои добрые плоды, и опять же у всех они разные. Один человек так и светится добротой, словно солнышко, другой более сдержанный, третий прячет свою доброту и проявляет её лишь изредка.

Ребята, расскажите, какие добрые поступки совершаете вы.

Задание 3. «Расшифруй пословицу». Попробуйте самостоятельно подобрать «ключик» к шифровке. Слайд 4.

Тёдйоп ен му ан еонруд – уморбод ьсичу

Ответ: учись доброму – дурное на ум не пойдет.

Объясняется смысл пословицы.

Включаю песню «Дорогою Добра»

Нарисуйте ситуацию, в которой вы делаете что – то хорошее (дарите цветы, моете посуду, миритесь с товарищем и так далее.)

Продолжите, пожалуйста, фразу: « Сегодня я понял…..»

 Пояснительная записка.

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 класса «Мой мир» составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;  

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;  

• Приказ Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;

• Письмо Минобрнауки России от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 « О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»

• Основная образовательная программа основного общего образования  МБОУ Самолюбовской ОШ.

• Положение о рабочей программе учебных предметов, дисциплин (модулей) МБОУ Самолюбовской ОШ  

• Учебный план МБОУ Самолюбовской ОШ

На изучение курса отводится 34 часа (1час в неделю).

Срок реализации программы 2019-2020 учебный год.

Рабочая программа внеурочной  деятельности « Мой мир» разработана по социальному направлению  в соответствии с требованиями ФГОС.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

иметь представление:

  • о биполярных качествах личности и нравственных нормах поведения; 
  • о своих желаниях, потребностях, чертах своего характера, о своих достоинствах и недостатках;
  • о конфликтах и способах их разрешения;
  • об основных моделях коммуникативного поведения;
  • о правилах поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.;

Метапредметные результаты:

  • соблюдает личностную неприкосновенность и достоинства других, нравственные нормы поведения;
  • умеет анализировать поступки свои и других людей ;
  • способен вступать в контакт и вести разговор с собеседником;
  • владеет коммуникативными моделями поведения, общения и взаимодействия с людьми в разных жизненных ситуациях;
  • адекватно отвечает на просьбы, чувства, приветствия замечания, возражения, отвержения и т.д.

Ученик научится:

  • использовать  нормы и правила поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.;
  • адекватно откликаться на просьбы, чувства, приветствия, замечания, возражения, отвержения и принимать помощь других и т.д.;
  • адекватной самооценки, ответственности за свои поступки;

Ученик получит возможность научиться:

  • взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях;
  • самообслуживанию, самоорганизации и организации совместной

деятельности с другими детьми.

Формы работы:

-беседы на нравственную тему;

-чтение художественных произведений с последующим анализом;

-анализ смыслового содержания пословиц, поговорок;

-продолжение тематического рассказа;

-учебно-игровые упражнения (творческого и подражательного характера);

-разыгрывание и анализ ситуации;

-игры;

-мини-конкурсы;

-совместная разработка правил поведения.

Содержание

ИСКУССТВО ОБЩЕНИЯ ( 17 часов)

Вежливость — основа воспитанности

Доброе слово и кошке приятно. Кого бы ты назвал вежливым и почему? Какие вежливые слова вы знаете?

Способы приветствия и прощания. Как можно обратиться к другому человеку с просьбой? Как можно поздороваться?

Мои умные помощники

Знакомство с невербальными (несловесными) средствами общения (мимикой, жестами, телодвижениями). Упражнения в распознавании эмоций – радости, грусти, страха. Словесные игры. С помощью чего можно общаться на расстоянии, развивать творческую инициативу. Упражнение в записи письма с помощью пиктограмм. Разыгрывание речевой ситуации, художественное слово.

Умеет ли разговаривать природа

Правила поведения, общения с природой. Упражнения на развитие воображения, пантомимических навыков. Упражнение на произнесение фраз с определённой интонацией и с разной силой голоса. Разыгрывание ситуаций. Инсценировка стихотворения, игра-пантомима.

Всё начинается со слова «Здравствуйте»

Понятие о форме вежливого приветствия. Значение вежливых слов и правильное употребление слов в речи. Выразительно произносить фразы, несущие различную эмоциональную окраску. Разыгрывание ролевой ситуации. Художественное слово. Словесные игры.

Это слово говорят, если вас благодарят

Как употреблять слова благодарности в зависимости от ситуации. Художественное слово. Разыгрывание ролевой ситуации.

Как обратится с просьбой к вам? (к тебе?)

Как вежливо обращаться с просьбой к собеседнику? Разыгрывание ролевой ситуации. Художественное слово.

Когда без извинения не обойтись?

Знакомство с правилами общения, которые используются при извинении. Как находить выход из конфликтных ситуаций, используя речевые формулы извинения. Словесная игра, обыгрывание ролевой ситуации. Пиктограммы «Злость», «Извинение», «Радость».

Слово — мостик понимания между людьми (как слушать собеседника и вести себя во время разговора)

Дать понятие о том, что слово человека могущественно, словом можно развеселить, приободрить, поддержать в трудную минуту, словом можно пожалеть, обидеть, огорчить. Разыгрывание ролевой ситуации, художественное слово.

У меня зазвонил телефон (поговорим по телефону)

Дать понятие, что телефон — это важное средство короткого общения. Правила общения по телефону. Разыгрывание ролевой ситуации, словесная игра «Испорченный телефон».

В магазин за покупками (диалог продавца и покупателя)

Игра «Опиши предмет». Моделирование ситуации «Покупатель — продавец». Словесная игра «Назови одним словом», художественное слово.

К нам гости пришли!

Знакомство с правилами гостевого этикета. Разыгрывание ролевой ситуации, художественное слово.

Атрибуты для приёма гостей, шапочки для инсценировки.

«ПОЗНАЙ СЕБЯ» (17 часов

Правда и ложь

Обсуждение понятий «правда» и «ложь». Как вы понимаете слово «ложь»? Какие близкие по значению слова можно подобрать? Когда человек прибегает ко лжи? Зачем? Обсуждение и анализ пословиц. Чтение и анализ басни Л.Н. Толстого «Лгун», рассказа Л.Н. Толстого «Правда всего дороже», стихотворения «Эх!».

Добро и зло

Что такое добро? Решение проблемных ситуаций.

Упражнение-тренинг «Надуй воздушный шарик злостью».

Какие поступки нравятся – добрые или злые? Почему?

Чтение и обсуждение стихотворения Л. Николаенко «Доброта» Игра – сказка. Эмоциональная игра «Интервью». Практическое задание «Хорошо – плохо».

Волшебники добра

Чтение стихотворений, рассказов по теме. Обсуждение понятия «доброта». Стихотворение Л. Николаенко «Доброта», Н. Добронравова «Чтобы стало в этом мире завтра…», «Дарите радость людям», «Если добрый ты». Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Сила – не право». Объяснение смысла пословиц, комментирование. Инсценировка рассказа и анализ В. Сухомлинского «Рассказ». Практическое задание: «Письмо маме…».

О лени и лентяях

Путешествие в страну Лентяйдия. Инсценирование и анализ сказки «Сказка про лентяя Ваню». Выставка рисунков по теме. Чтение стихотворение и коллективное обсуждение С.Я. Маршак «Кот и лодыри». Чтение памятки как выполнять домашнее задание.

«Терпенье и труд все перетрут»

Чтение стихотворения В. Брюсова «Единое счастье — работа…». Знакомство с пословицами о труде, их анализ.

Чтение и анализ текстов из литературных произведений: Л.Н. Толстой «Хотела галка пить…», притча о строительстве Шартрского собора во Франции, И. Токмакова «Букваринск».

Какими в жизни следует быть?

Дать представление о плохих и хороших поступках. Оцени поступок с точки зрения соблюдения моральных норм. Упражнение «Что я должен и чего не должен?», «Помири друзей», «За что меня любят», игра «Оцени поступок». Чтение и анализ художественных произведений.

Я и мое настроение

Как справиться с раздражением, плохим настроением. Наши чувства, настроения, желания: когда они помогают, когда мешают нам. Как они соотносятся между собой. Умение выражать свои чувства и умение управлять ими. Рисование «Я — веселый, я — хмурый»

Я могу управлять своим настроением

Я могу чувствовать разное настроение. Тренинг

Рисование «Мое настроение»

Эмоции и мое поведение

Пояснить, что такое эмоции. Как связано поведение и эмоции? Какие бывают эмоции? Упражнения в эмоциональном реагировании (дикие и домашние животные). Назови животных, изобрази их. Упражнение в сознательном управлении своими эмоциями. Задание «Рассмотри картинки и скажи, что на этих картинках изображено неправильно» Как управлять своими эмоциями? (правила)

Узнай настроение человека

Всегда ли у вас бывает хорошее настроение? Рассматривание фотографий, чем они отличаются? Почему бывает так грустно? Если тебе грустно, плохо, как ты себя ведешь? Если у твоего друга, воспитателя плохое настроение, как ты это заметишь? Каким бывает лицо у этого человека? Как ты можешь поднять настроение? Как можно спросить о причине плохого настроения? Как ты узнаешь, что у человека хорошее настроение? От чего оно бывает?

Путешествие в страну чувств

Что такое чувства? Какие бывают чувства? Зачем они нужны человеку? Все ли чувства надо испытывать человеку? Как надо проявлять чувства? Упражнение «Ваза», «Мои чувства»,

«Моя поляна», «Мир чувств».

Календарно-тематическое планирование  

№ урока

п/п

урока

по

теме

Тема урока

Дата

по

плану

по

факту

Искусство общения (17 ч)

1

1

Вводное занятие. Вежливость – основа воспитанности

05.09

2

2

Способы приветствия и прощания

12.09

3

3

Мои умные помощники

19.09

4

4

Умеет ли разговаривать природа?

26.09

5

5

Правила поведения в природе

03.10

6

6

Все начинается со слова «Здравствуйте»

10.10

7

7

Значение вежливых слов и правильное употребление слов в речи

17.10

8

8

Это слово говорят, если вас благодарят

24.10

9

9

Слова благодарности

31.10

10

10

Как обратиться с просьбой к вам (к тебе)?

14.11

11

11

Когда без извинения не обойтись?

21.11

12

12

Слово – мостик понимания между людьми (как слушать собеседника и вести себя во время разговора)

28.11

13

13

У меня зазвонил телефон (Поговорим по телефону)

05.12

14

14

В магазин за покупками (диалог продавца и покупателя)

12.12

15

15

Словесная игра «Назови одним словом»

19.12

16

16

Правила гостевого этикета

26.12

17

17

К нам гости пришли!

16.01

Познай себя (17 ч)

18

1

Правда и ложь

23.01

19

2

Когда человек прибегает ко лжи

30.01

20

3

Добро и зло

06.02

21

4

Какие поступки нравятся – добрые или злые?

13.02

22

5

Волшебники добра

20.02

23

6

Рассказ К.Д. Ушинского «Сила – не право».

27.02

24

7

О лени и лентяях

05.03

25

8

Терпенье и труд все перетрут

12.03

26

9

Какими в жизни следует быть

26.03

27

10

Я и моё настроение

02.04

28

11

Наши чувства, настроения, желания

09.04

29

12

Я могу управлять своим настроением

16.04

30

13

Эмоции и моё поведение

23.04

31

14

Узнай настроение человека

30.04

32

15

Путешествие в страну чувств

07.05

33

16

Путешествие в страну чувств

14.05

34

17

Зачет по курсу

21.05

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДРУЖБИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

 УТВЕРЖДАЮ:

 Директор МБОУ «Дружбинская СОШ»___________    
Гасаналиев И.Г.

Литературно-музыкальная композиция «Памяти Чехова»

(Разработка внеклассного мероприятия)

Подготовила
и провела:

учитель
русского языка и литературы

МБОУ
«Дружбинская СОШ»
Курбанова Аминат Абдулхаликовна

Литературно-музыкальная композиция «Памяти Чехова»

Ведущий 1 .

Добрый день, дорогие ребята!

Ведущий 2

Здравствуйте,
дорогие друзья!

Литература для писателя – это способ передать свое личное мнение,
поделиться своим уникальным опытом, рассказать о своих мечтах посредством
событий в жизни персонажей. А для читателя – это возможность узнать новое,
пережить то, что не позволяет пережить реальная жизнь, подумать и научиться
чему-либо. 

Ведущий 1 .

Художественная ценность лучших образцов русской литературы
признаётся во всем мире и остаётся неизменной на протяжении столетий. Ф.М.
Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П.Чехова читают на всех континентах.

Ведущий 2

Наша страна всегда была самой читающей и такой она должна быть в
будущем и оставаться в настоящем

Ведущий 1 .

Листья тихонько в саду шелестят,

Криками полнится улица,

Не отрываю от книги я взгляд,

Бедное сердце волнуется.

Ведущий 2

Знаю я, многим брильянты нужны,

Золота блеск ослепляющий,

Мне же лишь книга да свет  от луны,

Душу мечтой наполняющий. 

Её  величество Литература! Добро пожаловать!

Входят ученицы, одетые в платья различных эпох. Одна из них — в
маске.

Госпожа Литература 1

Моё лицо скрыто под маской, так как я изменчива и многолика. Да и
возраст, знаете ли… Я античная , древняя, средневековая, но, как видите, и
вполне современная.

Госпожа Литература 2

Характер у меня тоже непостоянный: я лирическая и изящная,
духовная и светская, комедийная и трагическая, философская и просто
фантастическая!

Госпожа Литература 1

Я говорю на всех языках мира и мне к лицу любой наряд:
древнегреческая тога, костюм европейца, испанская мантилья, индийское сари –
все мне к лицу

Госпожа Литература 2

Я любима! У меня миллионы преданных поклонников.

Я могущественна! В моем арсенале нет химических препаратов,
сложных приборов, формул. У меня одно оружие – СЛОВО!

Но какое слово! Это слово Данте и Петрарки, Толстого и
Достоевского, Сервантеса и Шекспира, Пушкина и Гоголя и еще многих, многих
великих людей.

Госпожа Литература 1

Я расколдую и освобожу вашу спящую душу, дам вам знания и опыт. В
моих руках все ваши эмоции! Я могу заставить вас трепетать от восторга, вместе
с моими героями вы будете любить и страдать, ваша душа замрет от жалости и
сострадания, вы засмеетесь и заплачете!

Госпожа Литература 2

Со мной вы увидите другими глазами природу, Вселенную, мироздание,
посмотрите в глаза Вечности.

Госпожа Литература 1

Я дам вам образцы поведения, научу осознавать и выражать свои
чувства! С моей помощью вашими собеседниками станут талантливые, умнейшие люди!
И они доверят вам лучшие свои мысли!

Госпожа Литература  2

Я щедра! Я подарю вам россыпи мудрости, жемчужины поэтических
строк — ВЕСЬ МИР!

Госпожа Литература 1

При всей моей изменчивости и непостоянстве во все времена
неизменным остается одно – СЕРДЦЕ, горящее огнем великой любви к людям, огнем
благородных помыслов, сердце, в котором живут вера, надежда, любовь

Ведущий 1 .

Тому, кто любит литературу, не нужен ни разумный советчик, ни
заботливый утешитель.

Литература – поддержка одинокому, утешение в горестях, радость
открытий.

 Ведущий
2

Каждый, кто прочитал хорошую книгу, становится лучше душою. И не
только на время чтения, с нами остаются воспоминания о блестящих мыслях,
которые мы можем оживить, когда пожелаем.

Ведущий 1 .

Радость общения с литературой доступна всем! Пусть же
о ней нам расскажут великие писатели. 

Ведущий 2

Звучит мелодия «Времена года» П.И. Чайковского

Сегодня мы собрались в этом зале  в память великому
русскому писателю Антону Павловичу Чехову, родившемуся 29 января 1860 года.

С произведениями Чехова мы знакомимся с раннего
детства. Кто не помнит впервые прочитанный мамой рассказ «Каштанка»? Этот
рассказ, наверное,  до сих пор остаётся одним из самых любимых произведений для
многих, сидящих в этом зале.

Кому не известны цитаты:«Человек
– это то, во что он верит», «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и
одежда, и душа, и мысли». Но далеко не все помнят, что их автором был Антон
Павлович Чехов, великий русский писатель, чья слава распространилась далеко за
пределы нашей страны и не померкла до сегодняшнего дня.

Итак, давайте
встретимся с А. П. Чеховым.

выходит Чехов

Ведущий 1 .

У него было большое, открытое лицо с добрыми
смеющимися глазами. Беседуя с кем-то, он иногда пристально вглядывался в
говорящего, но тотчас же вслед опускал голову и улыбался какой-то особенной,
кроткой улыбкой. Вся его фигура, открытое лицо, широкая грудь внушали особенное
к нему доверие, — от него как бы исходили флюиды сердечности…

(Музыка стихает)

(Проецируется фотография Дома-музея А. П. Чехова в
Москве)

Ведущий 2

Личные вещи Антона Павловича… Пенсне. Воротничок.
Запонки. Медицинский стетоскоп. Колокольчик – стоял на тумбочке у постели
Чехова во время его болезни. Чехов подзывал им к себе людей…

Ведущий 1 .

Простите, как вы сказали?  Подзывал к себе людей?
Нельзя ли послушать, как он звонит?

(Колокольчик звонит сначала слабо, потом громче и
громче. Потом стихает.)

Чехов

«К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему-то
примешивалось что-то грустное… Я
соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это
подавляющая
сила! Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество и
скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство,
лицемерие, враньё… Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие;
из пятидесяти тысяч, живущих в городе, ни одного, который бы вскрикнул, громко
возмутился… Всё тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько-то сошло с ума, столько-то вёдер выпито,
столько-то детей погибло от недоедания
… И такой порядок, очевидно,
нужен; очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные
несут своё бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно. Это общий
гипноз. Надо, чтобы за дверью каждого довольного,
счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал
бы
стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или
поздно покажет ему свои когти, стрясётся беда – болезнь, бедность, потери, и
его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».

Ведущий 2

Эти слова были написаны более
ста лет назад
(«Крыжовник», 1898
г.), но звучат так, словно родились только
что и относятся к нашей сегодняшней жизни. В них – весь Чехов. Антон Павлович и был тем самым человеком «с молоточком», который
напоминал в своё время, да и
теперь напоминает, что жить пошло, скучно,
безынтересно нельзя, что «в человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и
одежда, и душа, и мысли». Он самый близкий нам из классиков по времени,
мироощущению и тому идеалу, который он выдвинул в своём творчестве и в жизни.

(Негромко  звучит мелодия «Подснежнник» из цикла
«Времена года» П.И. Чайковского. Третий и  четвёртый  ведущие выходят на сцену)

Ведущий 3 .

Писать Чехов начал ещё в Таганроге. А в1880 году в
журнале «Стрекоза» появляются первые публикации его юмористических рассказов.
Чехов публикуется под самыми разными смешными псевдонимами: Балдастов, Человек
без селезёнки, Антонсон, Антоша Чехонте, Акакий Крапива, Врач без пациентов и
др.

Ведущий 4

Сегодня мы назначили встречу Чехову и героям его
рассказов. Я надеюсь, что эта встреча будет полезной, поможет нам посмотреть на
себя со стороны.
      Мне бы хотелось, чтобы вы задумались над
словами Чехова: «Победа из побед– победа над собой».

Ведущий 3

Чтобы понять, как стать настоящим человеком, нужно
понять, что же такое человеческие пороки. В этом нам сегодня поможет мудрый
учитель и тонкий психолог Антон  Павлович Чехов и герои его рассказов.
      «Тогда человеку станет лучше, когда вы
покажете ему, каков он есть» Такую цель ставил перед собой великий писатель

«Чехов –это Пушкин в прозе» (Л. Толстой).
Такую высокую оценку творчеству Чехова дали классики русской литературы.
Действительно, Чехов – один из тех писателей, которые входят в нашу жизнь с
детства и остаются там навсегда.

Ведущий4 .

Давайте, ребята, совершим путешествие по чеховским
рассказам .

В ранних рассказах Чехова смех весел и заразителен, не
«смех сквозь слёзы», что было характерно для русской литературы, а смех до
слёз.

Инсценировка рассказа «Лошадиная фамилия»

(Негромко  звучит
мелодия «Подснежнник» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского.1 и 2  ведущие
выходят на сцену)

Ведущий 1 .

Милые чеховские шутки… Только за годы учения в
университете им написано почти двести рассказов, фельетонов, сценок… Никто не
заметил, как он стал знаменит. В двадцать шесть лет к нему пришла известность.
Один за другим выходят сборники его рассказов. В двадцать восемь к нему
пожаловало признание. Молодому автору была присуждена Пушкинская премия.

При всей ироничности, насмешливости Чехов считал, что
писатель должен ИЗОБРАЖАТЬ, а не СУДИТЬ.

Инсценировка рассказа «Радость»

Ведущий 2

Он любил повторять, что человек, который не работает,
всегда будет чувствовать себя пустым и бездарным. «Праздная жизнь не может быть
чистою» – так говорит доктор Астров у Чехова. Сам же он работал, даже когда
слушал. Его записные книжки полны сюжетов, схваченных на лету. Иногда он
вынимал из стола записную книжку и, подняв лицо стеклами пенсне, говорил:

Чехов

— Ровно сто сюжетов! Да-с, милсдарь! Не вам чета,
молодцы! Хотите, парочку продам? Какие сюжеты я предпочитаю? Простые. Например,
рассказ «Не в духе».

(Негромко  звучит мелодия «Подснежнник» из цикла
«Времена года» П.И. Чайковского.Третий и  четвёртый  ведущие выходят на сцену)

Ведущий 3 .

Они очень разные, герои Чехова…  Да знаете, и в нём
самом, в его личности есть загадка. Он тревожит нас и словно уходит от прямого
ответа. В особенности, когда спрашиваешь в упор: хороши или дурны люди? Зачем
жить?

Вот его рассказ «Дочь Альбиона».

Ведущий 4 .

Его рассказы емкие по содержанию. Это достигалось
простой, ясной речью автора, динамичным действием, выразительной деталью
сюжета, говорящими фамилиями и именами героев. В произведениях Чехова
описывается частный случай, участником которого становится обыкновенный человек

(инсценировка рассказа  «Размазня»)

Ведущий 1 .

Будучи врачом, он мог наблюдать людей в самые
отчаянные и кризисные моменты. Болезнь и нищета не лгут. Человек представляется
Чехову существом, страдающим и часто в своей гнусности близким животному. Ни
один писатель не действовал так активно, как Чехов – врач и советчик. Он
пытался облегчить людские страдания. Кстати, доктором он был превосходным. Живя
в Мелихове, он обслуживал 25 деревень, 4 фабрики и монастырь. Часто приходилось
ходить пешком по осеннему бездорожью, по двое суток не ночевать дома.
Обращавшихся к нему за помощью Чехов лечил бесплатно.

инсценировка рассказа  «Ах, зубы!»

Ведущий 1 .

Если взглянуть на написанное Чеховым за его недолгую
жизнь –  а это 20 томов – непременно поразишься и глубине его таланта, и
большому уму, и огромной духовной силе.

Ведущий 2

Как отнёсся Чехов к внезапно раскатившейся своей
славе? Упоение известностью он пережил быстро и бесследно, как детскую болезнь.
Сначала ему нравилось, что о нём заговорили в газетах, с иронической гордостью
замечал, что в буфете на него тычут пальцем, малознакомые люди стараются
услужить и угощают бутербродами. Но то, на что другому потребны были бы годы и
десятилетия, Чехов исчерпал в несколько месяцев. Упоение славой он изжил очень
быстро. Говорил, что Толстой занимает, по его мнению, первое место  в русском
искусстве, Чайковский – второе, он же, Чехов, знаменитость № 877.

инсценировка рассказа  «Неудача»

Все ведущие выходят на сцену (Негромко звучит мелодия  вальса Е. Доги из к/ф «Мой
ласковый и нежный зверь», постепенно усиливаясь)

Ведущий 1 .

За  год до смерти однажды во время ночной беседы под
луной Чехов вдруг сказал Бунину:

Чехов

«Знаете, сколько лет ещё будут меня читать? Семь. –
«Почему семь?» — «Ну, семь с половиной».

Ведущий 2

Чехов ошибался. Его будут читать всегда. В русской
литературе есть огромные, великие художники пророческого склада – наставники,
провидцы, учителя. Гоголь, мечтавший говорить миру с кафедры. Психолог
Достоевский, провидец Толстой…

Ведущий 3

В Чехове не было величавой осанки олимпийца. Он не
гений, парящий над людьми. Все время звонит его колокольчик, подзывающий к себе
людей.

Ведущий 4

Он словно равный среди нас, в пёстрой толпе. Он
поразительно знает людей, и не щадит и жалеет их.

И по своей трезвости, отсутствию иллюзий и готовой
веры – это писатель XXI века. Современник нашим дням.

(Музыка усиливается. Ведущие медленно уходят со
сцены.)

  • Что такое исподтиха в сказке о царе салтане 3 класс
  • Что такое грамотой в сказке пушкина
  • Что такое блоха в рассказе левша
  • Что стало причиной несчастья молодой царицы в сказке о царе салтане 3 класс
  • Что сильнее закон или совесть аргументы для сочинения