Что такое иносказательный рассказ

В ингушетии кисловодский городской суд на выездном заседании в ессентуках 15 декабря приговорил фигурантов по делу о земельных протестах к

В Ингушетии Кисловодский городской суд на выездном заседании в Ессентуках 15 декабря приговорил фигурантов по делу о «земельных протестах» к срокам от 7,5 до 9 лет колонии общего режима.

В 2019 году, 26 марта, в центре Магаса прошел митинг против соглашения о закреплении административной границы Чечни и Ингушетии, которой не было с 1991 года. Власти назвали это обменом, но по этому соглашению Ингушетия отдавала соседней республике больше территорий. Протестующие на митинге в Магасе обвинили тогдашнего главу Ингушетии Юнус-Бека Евкурова в предательстве национальных интересов. Митинг закончился столкновениями с силовиками, а потом и обысками у участников с возбуждением уголовных дел. По делу в общей сложности привлекли 49 человек.

Магомед Абубакаров, адвокат по делу ингушской оппозиции, утверждает, что на прокуратуру было оказано давление напрямую из администрации российского президента, и называет это решение политическим.

Абубакаров и адвокат Каринна Москаленко рассказали Настоящему Времени, почему дело было рассмотрено с нарушениями и кто мог выступать за столь строгие приговоры.

— Каринна, Кадыров вызывал Ахмеда Барахоева на шариатский суд, и вообще в 2018 году у Рамзана Кадырова нарастал конфликт с ингушскими старейшинами. Как вы думаете, есть ли роль Кадырова в том, что сейчас лидеры протестов в Магасе, в том числе Барахоев, получили такие большие сроки?

Каринна Москаленко: Знаете, адвокаты всегда опираются на определенные факты. И наше предположение, может быть, не имеет столь важного значения, как тот факт, что совершенно очевидно, что принималось решение по этому делу не в зале судебного заседания, о чем защита прямо заявляла суду. Дело в том, что когда попытались освободить из-под стражи единственную женщину и Зарифа была освобождена, через пять дней впопыхах по чьему-то указанию было отменено абсолютно законное и обоснованное решение суда об освобождении ее не просто так, а под домашний арест. И в этот момент наступило уже окончательное прозрение всех, кто еще надеялся на какие-то результаты этого процесса, на справедливый суд. Стало понятно, что судья не решает этого вопроса. Я в своей речи назвала его «трагической фигурой».

Но дело в том, что все равно никакого снисхождения, никакого понимания людям, которые обеспечили эту политическую расправу, в том числе и судебной власти. Это просто несмываемый позор, который лежит на российском правосудии. Да, о «Болотном деле» знали многие, это очень важное дело, которое, наконец, стало предметом обсуждения всех россиян. Россияне заметили это дело, российские СМИ заметили это дело. И сейчас, видя, что политические узники приговорены к длительным срокам наказания, никто уже не имеет никаких иллюзий. Но когда ведешь политическое дело, вот Магомед Беков мне не даст соврать, ты, конечно, уже строишь всю свою стратегию на то, чтобы закрепить нарушения, а их, поверьте мне, было в судебном заседании предельно много. Закрепить их и впоследствии добиться рассмотрения этого дела в независимом суде, доказывая, что не было обеспечено справедливого судебного разбирательства, чем мы и займемся.

— Магомед, правильно ли я понимаю, что суд не учел вообще никакие доказательства защиты, никаких свидетелей – их было больше сотни? И правильно ли я понимаю, что были свидетели, которые говорили, что старейшины ингушского народа на самом деле пытались людей остановить, когда начались столкновения с полицией?

Магомед Беков: Совершенно верно. Были свидетели, и в первую очередь это свидетели обвинения, которые свидетельствовали, что лидеры протеста успокаивали людей, вели переговоры с сотрудниками МВД, призывали к спокойствию, призывали к благоразумию. Я их называю «псевдопотерпевшими», потому что, как сказала Каринна, в деле было много нарушений. При всем кажущемся объективном подходе судьи, который удовлетворял практически все ходатайства стороны защиты, истребовал даже заключение экспертов – были проведены психолого-лингвистические экспертизы в рамках основного уголовного дела, которые следствие просто не выделило с основными материалами только лишь по одной причине, что эти заключения носили исключительно обеляющий характер наших подзащитных и в них было написано, что признаков каких-либо экстремистских призывов или лингвистических признаков в их словах не было.

Конечно же, это вопиющий факт, когда и свидетели обвинения, и более ста свидетелей защиты, которые были допрошены в судебном заседании, и псевдопотерпевшие, которые по основному уголовному делу признавались потерпевшими, но в уголовном деле, в котором обвиняли наших подзащитных как организаторов, как создателей экстремистского сообщества и организации применения насилия, их потерпевшими не признавало ни следствие, ни суд.

И, более того, материалы уголовного дела не содержат заявлений от засекреченных свидетелей о том, что они просят себя засекретить. Это очень важный момент, потому что когда допрашивается тот или иной свидетель или потерпевший в рамках уголовного судопроизводства, от него берут заявление, и в этом заявлении прописывается, какие угрозы поступили. Закон говорит, что если поступили угрозы, значит, таких заявлений нет в деле и их не было, потому что когда каждый раз на суде допрашивался тот или иной свидетель или потерпевший, мы просили вскрыть конверт и просили посмотреть, имеется ли письменное заявление. Этих заявлений дело не содержит.

— Вы можете объяснить, как такие суровые приговоры, в том числе старейшинам, стали возможны на Кавказе, где с большим почтением всегда относятся к старшим? Как вообще ингушское общество сейчас это воспринимает?

Магомед Беков: Ингушское общество, конечно же, это воспринимает негативно. Можете просто даже отследить это по соцсетям. Когда я приезжаю в Ингушетию, понятно, что очень много мероприятий. Стоит зайти в любой магазин, на заправку – тебя узнают, к тебе подходят люди и, конечно же, очень многие сопереживают.

Вы сказали: «Как возможен такой приговор на Кавказе?» Понимаете, я не считаю, что в Ингушетии этот приговор был бы каким-то иным. Здесь вопрос вообще не связан с судопроизводством и вообще не связан с объективностью и беспристрастностью наших судов. Решение выносится в высоких кабинетах.

Вы задали вопрос Каринне Москаленко: «Имеет ли какое-то отношение к этому Кадыров или Евкуров?» Можно, конечно, гадать, имеют ли они отношение к этому, коль они все были связаны с тем, что произошло, по границам: Матовников, Кадыров, Евкуров. На региональном уровне, я считаю, здесь вообще никто не имеет никакого влияния на этот суд. Это решение принимается в Кремле. Для нас не секрет – сегодня я могу об этом сказать, – у защиты была информация о том, что на прокуратуру оказано давление из администрации президента непосредственно руководителем администрации президента по внутренней политике Яриным. Кто такой Ярин? Ярин – это человек, который в свое время работал в Кабардино-Балкарии, по-моему, замом или вице-премьером, и у него в охране был брат Юнус-Бека Евкурова. То есть у них тесная дружба. Можно предположить, что эта дружба не прекратилась, потому что все-таки мы наблюдаем картину, когда глава региона может довести республику до банкротства в течение десяти лет, передать территорию, создать такие волнения в республике и стать одним из замов министра обороны. Это говорит о том, что глава государства в курсе всего. И более того, Сокуров донес на заседании Совета по правам человека эту информацию до главы государства. У меня нет никаких сомнений, что решение принималось в Кремле.

— Как вы думаете, Каринна, все-таки заказчик всего этого дела [руководитель кремлевского управления по внутренней политике Андрей] Ярин или Кадыров?

Каринна Москаленко: Знаете, я так далека от политики и от политиков, я даже точно не знаю, кто такой Ярин. Я с интересом выслушала Магомеда, он хорошо осведомлен, я ему склонна доверять – у меня нет оснований ему не доверять. Но то, что мне понятно, что мне совершенно ясно, – что такое решение столь безапелляционное, столь жесткое могло быть принято только действительно на самом верху. И что обратило на себя мое внимание – когда замечательный Сокуров замечательно обрисовал ситуацию и довел до сведения президента Российской Федерации эту абсолютно недопустимую беззаконную процедуру и это дело, от главы государства, который всегда по существу отвечает на все поставленные вопросы, он просто ушел от ответа. Он ни слова не сказал по ингушскому делу, хотя, я бы сказала, выступление Сокурова было обострено, все критичные точки были обострены. И ни на одну точку не было отвечено.

Главная новость российского интернета последней недели – то, что близкая Путину группа «Согаз» (ее крупнейшие владельцы – друг Путина Юрий Ковальчук и его семья, племянник президента Михаил Шеломов и «Газпром») получила контроль над компанией VK (бывшая Mail.ru Group, в которую также входит соцсеть «ВКонтакте»). Согласно акционерному соглашению, контроль над VK поделят «Газпром-медиа» и «Согаз». А возглавит компанию, по всей видимости, Владимир Кириенко – сын первого заместителя главы администрации президента Сергея Кириенко. Ранее VK возглавлял сын генерального директора ВГТРК Олега Добродеева Борис.

Зачем Кремлю нужен бывший «ВКонтакте» и почему директором VK было решено сделать именно сына Кириенко, который до сих пор делал карьеру в «Ростелекоме» и дорос там до вице-президента? Эксперты, с которыми поговорили журналисты Настоящего Времени, не сомневаются в том, что таким образом Кремль и Администрация президента пытаются усилить свои позиции в интернете среди молодежной аудитории. Они предполагают, что с покупкой VK соцсеть быстро превратится в инструмент государственной пропаганды и «альтернативу» иностранным соцсетям и видеосервисам, таким как Facebook и Youtube. Но также и не исключают, что Кириенко просто передает сыну «насиженное» место с высоким доходом.

«Для меня эта сделка означает, что эта интернет-контора переходит под контроль Кремля, в прямое управление», – подчеркивает экономист, бывший замминистра финансов РФ Сергей Алексашенко.

«На самом деле, интересна даже не столь смена генерального директора, хотя это тоже очень важно, но две сделки, которые прошли за последние две недели. Это продажа фактически контрольного пакета компании VK, в которой покупателями стали структуры очень близкие или контролируемые Юрием Ковальчуком. То есть фактически речь идет о том, что управляющие права над этой интернет-империей перешли в руки Юрия Ковальчука из рук Алишера Усманова, – говорит Алексашенко. – Усманов, понятно, не оппозиционер. Он лояльный, подконтрольный и так далее. Но он был больше про бизнес, и, соответственно, ему был интересен сын Добродеева, чтобы иметь связи с государственными телеканалами и пользоваться медиавозможностями государства».

«А вот Ковальчук, по доходящим до меня слухам, – это человек, который очень сильно влияет на идеологическую позицию Путина. Он своего рода такой зам. по идеологии при политбюро Владимира Путина, который [пропагандирует] все эти нравственные ценности, скрепы, духовность и так далее, – подчеркивает Алексашенко. – И Юрий Ковальчук – это человек, который по большому счету возглавляет рядом с государственной медиаимперией свою национальную медиагруппу».

«Для меня эта сделка означает, что вся эта интернет-контора переходит под контроль Кремля в прямое управление. Соответственно, ее куратор, видимо, сменился. Можно предполагать, что до этого Усманова контролировал Алексей Громов, а сейчас контролирует Кириенко. Но если контролирует Кириенко, значит, он может назначить своего гендиректора – того, кому он доверяет. Соответственно, Сергей Владиленович назначил своего сына. Видимо, другого доверенного лица он найти не смог», – замечает эксперт.

«Нужно хорошо понимать, что, помимо того, что VK становится частью кремлевской пропаганды, пропагандистской машины, это означает, что можно ожидать усиления влияния Кремля в интернете, – уверен Алексашенко. – Я думаю, что это еще связано с усилением контроля ФСБ, спецслужб над российским сегментом интернета. Одно дело, когда у тебя бизнес-компания, которую возглавляет бизнесмен, который живет по своим правилам, и с ним надо как-то о чем-то еще договариваться, чтобы он согласился. А другое дело, когда это контролируется человеком, который сам является частью этой идеологической конструкции».

Алексашенко замечает, что сделка по покупке VK – одновременно и попытка Кремля «повлиять на умы молодежи», и попытка взять интернет-пространство в России «под колпак» и его контролировать.

— Это и то и другое. Есть два подразделения. Одно – это силовики, которые хотят все контролировать: кто кому что пишет, кто о чем с кем и когда договаривается. Это одна работа. Другая работа – это, безусловно, влияние на мозги тех людей, которые не смотрят телевизор, а значит, более молодого поколения, – говорит он. – Не надо делать из Кремля дураков. Они очень хорошо понимают значение интернета. Они в интернете очень активно присутствуют и очень эффективно работают, и это еще одна дополнительная возможность – встраивание империи VK в кремлевскую пропагандистскую машину. Ковальчук будет за это отвечать».

Политолог Мария Снеговая согласна с оценками Алексашенко о дальнейшей судьбе VK, и также подчеркивает, что «Кремль хочет взять под колпак молодежь»:

«Я бы не рассматривала эту ситуацию так, что Кремль только теперь взял «Вконтакте» под контроль, потому что и до этого, как мы знаем, «Вконтакте» был под полным контролем властей, – говорит эксперт. – ФСБ постоянно сливала информацию пользователей, и в целом VK было как бы достаточно опасной соцсетью, особенно для оппозиционно настроенных пользователей. Поэтому речь, я думаю, скорее всего, идет о переделе ресурсов. VK – это ценный ресурс, который, скорее всего, активно будет развиваться. И видно, что Кремль хочет под колпак взять молодежь: там есть представление о том, что молодежь утеряна, над ней нет контроля, что она в существенной степени оппозиционно настроена. И, возможно, это одна из причин преобразований – что нужен «свой» человек, который будет контролировать такой ценный ресурс».

«Вконтакте» – это одна из самых популярных российских соцсетей. А в соцсетях, как мы знаем, сидят в основном молодые люди, так что, возможно, есть такой политический аспект контроля над молодежью, – рассуждает Снеговая. – Но в целом я просто подчеркну, что это часть более общего тренда: когда российские элиты начинают медленно передавать свои «нагретые» позиции, места, ресурсы своим молодым отпрыскам. На самом деле, речь не идет ни о какой смене элит, ни о какой регенерации, а всего лишь о такой квазимонархии, когда в авторитарном режиме элиты не сменяются, а просто передают свои насиженные места своим потомкам. Особенно такой лакомый кусок, которым, безусловно, является «Вконтакте».

Экономист, руководитель Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев, в свою очередь, считает, что VK – в первую очередь прибыльный бизнес и именно по этой причине Кириенко делегирует туда своего сына.

«Мне кажется, что назначение Владимира Кириенко в VK – просто попытка создать позицию для сына высокопоставленного чиновника, потому что пост директора VKontakte, я думаю, совершенно ни на что не влияет. Эта контора находится «под колпаком» спецслужб уже многие годы. И я думаю, что вся информация, которую можно было оттуда получить, уже давно получена: мониторинг, переписки, передвижение людей и так далее, – замечает Иноземцев. – Поэтому, кто там является генеральным директором – в этом отношении совершенно не важно. Я думаю, что это просто хорошая позиция для официального зарабатывания большого количества денег для сына Кириенко, вот и все. Это коммерческая компания. Я думаю, там и доходы, и бонусы гораздо больше, чем у любого чиновника, по крайней мере, официально».

Учитель:      Серегина Н.В.

Тема урока:  Маленькие секреты страны Литературии. Что такое согласие?

Цель урока:  Сформировать эмоционально-ценностное отношение к согласии через произведения русских поэтов.

        1. Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт; развитие умений сравнивать и делать выводы, обосновывать свою точку зрения, развивать наблюдательность, воображение.
        2. Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью и планом; умение адекватно воспринимать оценки и отметки; выполнять взаимопроверку учебного задания.
        3. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе, учитывать разные мнения, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Предметные: прививать интерес к произведениям о поступках людей, отрабатывать навыки правильного, беглого, осмысленного чтения.

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности, интерес к учебному материалу; желание читать лирические произведения о взаимодействии людей; развитие навыков сотрудничества в группе, развитие самостоятельности; развитие интереса к книге.

1. Учебник «Литературное чтение» Авторы: Климанова Л.Ф., Виноградова В.Г., Горецкий В.Г. и др.  М., Просвещение, 2016.

2. Компьютер, компьютерная презентация к уроку.

3. Диафильм к басне И.Крылова «Квартет»

4. Реквизит для инсенированя басни

5. Карточки — задания для групповой работы.

6. Карточки с тестами для самопроверки.

7. Выставка книг по теме «Произведения А.Барто»

8. Листы оценивания.

Межпредметные связи:  русский язык, окружающий мир, музыка.

Деятельность учителя на этапах урока

Деятельность учеников

Формирование УУД

1.        Организационный момент

Проверка готовности к уроку Упражнение «Ладошки»

Психологический настрой на урок. Я хотела бы настроить вас на урок словами великого Жана Жак Руссо: «Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…» (Ж.Ж.Руссо)          

Самоконтроль готовности.

Настрой на работу. Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

    желаю (соприкасаются большими пальцами);

    успеха (указательными);

    большого (средними);

    во всём (безымянными);

    и везде (мизинцами);

    Начали! (прикосновение всей ладонью)

Личностные УУД:

 -положительное отношение к учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2.       Этап актуализации знаний

Урок- «закрепление»

Дает нам понять,

Что мы умеем

И что должны знать.

Мы продолжаем открывать секреты страны Литературии. Какие секреты вы уже знаете?

Как вы думаете, что за секрет мы откроем на сегодняшнем уроке?

1.Давайте вспомним, чему мы научились на предыдущих уроках.

Тест.

1. Выберите   правильный ответ  

1. Басня  – это:

а) краткий рассказ;

б) поучительный рассказ;

в) краткий иносказательный рассказ поучительного характера

2. Человека, который пишет  басни,  называют:

   а)  поэт

  б)  писатель

   в) баснописец

3.  Басни писались с целью:

а) высмеять пороки людей

б) научить правильному поведению

в) показать пример для подражания

4. Форма речи басни носит:

а) прямое значение

б) иносказательное  значении    

5. В басне:

а) есть вывод – мораль

б) вывода нет, каждый придумывает его сам.

в)  вывод не нужен.

6. В чём успех басен И.А.Крылова?

а) Они высмеивают не людей, а животных.

б) Они через животных высмеивают не людей, а их пороки.

в)  Они высмеивают только богатых людей.

2. Проверка домашнего задания.      — Чему вы научились дома?

 — Что сумели сделать?

 2 группа озвучивает диафильм

1 группа инсценирует басню «Квартет»

  Дети обобщают знания об уже открытых секретах:

читая произведения о природе- можно лучше её понять. В сказках скрыта житейская народная мудрость. Юмористические произведения помогают воспринимать весело различные ситуации.

Дети высказывают предположения о возможном секрете.

Работают в парах по тесту, выбирают правильные ответы. Зачитывают результат.

Дети напоминают, что дома они учились чтению по ролям. 2 группа озвучивает диафильм по басне Крылова, 1 группа – инсценирует.

Дети анализируют, всё ли у них получилось. Что понравилось.

 Личностные УУД:

-проявление интереса к учебному материалу.

Познавательные УУД:

-понимание вопроса, построение ответа в соответствии с ним; выдвижение гипотез и их обоснование;

Регулятивные УУД:

 -формулирование учебной задачи, планирование её выполнения.

 Коммуникативные УУД:

-совместно договариваться о правилах работы на уроке.

3.     Физкультминутка

Впервые басня «Квартет» была напечатана в 1811 году, но злободневна и по сей день. Что такое квартет?

Квартет – музыкальное произведение для четырёх исполнителей

    А сейчас, ребята, вы послушаете «Квартет» композитора Бородина, который исполняют профессионалы своего дела – музыканты.

-Сядьте удобнее, расслабьтесь.

— Какая прозвучала музыка?

—  Какое настроение вызвала у вас эта музыка?  А как играли музыканты? А почему у них  получалось хорошо исполнить это произведение? 

Прослушивание музыки. Ответы детей  (если не ответа: где можно уточнить значение слова?)

Отзывы о впечатлении, которое произвела музыка и предположение о том, что слаженность в работе даёт хороший результат.

4.   Этап получения нового знания

  • Вызов к изучению новой темы.

На слайде деформированное предложение. Соедините слова по смыслу.

Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.

Знаете ли вы кому принадлежат эти слова? А как называется произведение? Попробуйте поставить логическое ударение в этом предложении. Прочитайте с различной эмоциональной окраской. 1 ряд-  грустно, 2 ряд – с чувством горечи, 3 ряд- торжественно.

Работа со словом согласье: лексическое значение, синонимы, антонимы.

  • Встреча с автором.

Сегодня на уроке с нами всеми любимая поэтесса, чьё имя известно многим поколениям россиян.

Можете ли вы по фамилии автора и названию догадаться, о чём будет произведение, которое мы будем изучать и к какому литературному жанру оно будет принадлежать.

  • Первичное знакомство с текстом. 

Чтение с остановками (+прием антиципации) читаем отрывками и предполагаем, что может произойти дальше.

Басню выбрали давно,

Распределили роли,

Решило выступить звено

На утреннике в школе.               Что произойдёт дальше?

Решили девочки прочесть

«Квартет», такая басня есть.

Светлане роль не подошла:        

— Я вовсе не упряма,

Зачем же мне играть осла?

Мне не позволит мама.           Что дальше?

О чём это произведение?

  • Словарная работа

Перечитайте текст. Встретились ли в тексте непонятные слова? К какому словарю нужно обратиться, чтобы найти значение слова «звено»? Выберите из всех значений этого слова то, в котором оно употреблено в нашем тексте?

Как вы понимаете значение выражения пуститься наутёк?

  • Определите жанр произведения?
  • Выразительное чтение с последующей взаимооценкой

Дети собирают в логической последовательности слова, зачитывают предложение и объясняют его значение.

Вспоминают, что это мораль басни «Лебедь, Рак и Щука»

Работают над выразительностью речи.

Выступление заранее подготовленных детей о поэте.

Диалог детей, они высказывают обоснованные мнения.

Дети предполагают, что может произойти дальше.

Дети учатся выбирать из нескольких предложенных решений единственно верное, учатся истолковывать слова и выражения.

Применение полученных знаний определения басни к произведению А.Барто. Прослушивание чтения одноклассниками с последующей взаимооценкой.

Коммуникативные УУД:

-умение строить понятные для партнёра высказывания.

— владение пересказом.

РегулятивныеУУД: умение удерживать учебную задачу

Коммуникативные: умение придавать речи эмоциональную окраску

Коммуникативные:

строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи;

участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности;

Познавательные:

Построение несложных рассуждений

5. Физкультминутка

Музыкальная физкультминутка для глаз

Личностные УУД:

-умение применять правила охраны своего здоровья

  • Работа над понимание текста

Чтобы разобраться в происходящем давайте проследим за развитием событий в тексте.

Работая в парах внимательно читайте текст и заполняйте пропуски в таблице. Проведём анализ события

Дети устанавливают причинно-следственные связи и приходят к выводу о том, что помешало ребятам выступить.

Познавательные:

осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала по заданным критериям

6.        Рефлексия деятельности. Подведение итогов.

Оцените работу на уроке.

Лист самооценки работы на уроке (на парте)

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ:

я научился …

было интересно

было трудно …

могу похвалить себя за то, что …

могу похвалить одноклассников за то, что …

больше всего мне понравилось …

мне показалось важным …

для меня было открытием то, что

Если бы вы могли встретиться с героями этого произведения, то какой совет бы им дали. Как вы думаете, пригодятся ли нам знания, полученные на сегодняшнем уроке в жизни? Где? Самооценка работы на уроке.

Личностные УУД:

 -представление о границах собственного «знания» и «незнания»;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

-уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;

7.       Домашнее задание.

Я бы хотела предложить вам написать небольшое сочинение в «Творческой тетради» о том, что такое по-вашему согласие.

Выразительное чтение басни.

Повышенный уровень: заучивание басни наизусть.

Дети выбирают и записываю домашнее задание.

Регулятивные УУД:

-уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Литературные роды и жанры.

1. М.В. Ломоносов является автором стихотворение и од. Что такое ода? а) стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряжённым сюжетом; б) краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл; в) торжественное стихотворение, посвящённое какому-то историческому событию или герою.

2. Какой из жанров литературы принадлежит к эпосу:

а) стихотворение; б) комедия; в) рассказ.

3. Какой из жанров литературы принадлежит к лирике:

а) стихотворение; б) комедия; в) рассказ.

4. Какой из жанров литературы принадлежит к драме:

а) стихотворение; б) комедия; в) рассказ.

5. К какому литературному роду относится литературная сказка?

а) лирика; б) драма; в) эпос; г) лиро-эпос.

6. Какой литературный род предназначен для сценического

воплощения? а) лирика; б) драма; в) эпос; г) лиро-эпос.

7. Впиши жанр в определение:

_____________- это литературное произведение повествовательного характера и малого объема, в основе которого лежит какое-то событие, происшествие. Слова для справок: роман, повесть, рассказ.

8. Соедините стрелками:

а) комедия жанр, который воспроизводит преимущественно

частную жизнь людей, однако главная цель не

осмеяние нравов, а изображение личности в её

отношениях с обществом.

б) трагедия драматический жанр, в центре которого стоит смешное

событие.

в) драма драматический жанр, в котором сюжет приводит

персонажей к катастрофическому исходу.

9. К какому роду литературы принадлежит басня?

а) лирика; б) драма; в) эпос; г) лиро-эпос.

  1. Что такое басня? а) стихотворение, в основе которого чаще всего

лежит историческое событие, предание с острым, напряжённым сюжетом; б) краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл; в) торжественное стихотворение, посвящённое какому-то историческому событию или герою.

  1. Что такое аллегория? а) специфическая (иммунная) реакция

организма на самые обычные веществ; б) образ, дающий возможность писателю говорить о качествах человека (в основном о недостатках); в) стилистический приём, намёк на известный исторический, легендарный или бытовой факт.

  1. Объясните, что такое мораль в литературоведении:

а) совокупность норм поведения; б) чёткий вывод из рассказанной истории; в) кодекс законов природы.

  1. Где обычно находится мораль в басне? а) в начале;

б) в конце; в) может иногда отсутствовать; г) все ответы верны.

  1. Что означает понятие «эзопов язык»? а) мышечный орган

баснописца Эзопа; б) язык иносказания, тайнопись в литературе; в) серьёзная болезнь языка.

  1. Что объединяет всех этих людей? Эзоп — Федр — Лафонтен —

Сумароков — Крылов. Все они — ______________________________

  1. Кто является героем басен? а) животные; б) растения; в) иногда

люди; г) вещи, неодушевлённые предметы; д) все ответы верны.

  1. В баснях часто встречаются олицетворения. Что это такое?

а) чтение диалога в лицах; б) неживому предмету придают качества, способности, черты живого существа; в)один герой выступает под маской другого.

Литературные роды и жанры.

1. М.В. Ломоносов является автором стихотворение и од. Что такое ода? а) стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряжённым сюжетом; б) краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл; в) торжественное стихотворение, посвящённое какому-то историческому событию или герою.

2. Какой из жанров литературы принадлежит к эпосу:

а) стихотворение; б) комедия; в) рассказ.

3. Какой из жанров литературы принадлежит к лирике:

а) стихотворение; б) комедия; в) рассказ.

4. Какой из жанров литературы принадлежит к драме:

а) стихотворение; б) комедия; в) рассказ.

5. К какому литературному роду относится литературная сказка?

а) лирика; б) драма; в) эпос; г) лиро-эпос.

6. Какой литературный род предназначен для сценического

воплощения? а) лирика; б) драма; в) эпос; г) лиро-эпос.

7. Впиши жанр в определение:

_____________- это литературное произведение повествовательного характера и малого объема, в основе которого лежит какое-то событие, происшествие. Слова для справок: роман, повесть, рассказ.

8. Соедините стрелками:

а) комедия в) жанр, который воспроизводит преимущественно

частную жизнь людей, однако главная цель не

осмеяние нравов, а изображение личности в её

отношениях с обществом.

б) трагедия а) драматический жанр, в центре которого стоит

смешное событие.

в) драма б) драматический жанр, в котором сюжет приводит

персонажей к катастрофическому исходу.

9. К какому роду литературы принадлежит басня?

а) лирика; б) драма; в) эпос; г) лиро-эпос.

  1. Что такое басня? а) стихотворение, в основе которого чаще всего

лежит историческое событие, предание с острым, напряжённым сюжетом; б) краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл; в) торжественное стихотворение, посвящённое какому-то историческому событию или герою.

  1. Что такое аллегория? а) специфическая (иммунная) реакция

организма на самые обычные веществ; б) образ, дающий возможность писателю говорить о качествах человека (в основном о недостатках); в) стилистический приём, намёк на известный исторический, легендарный или бытовой факт.

12. Объясните, что такое мораль в литературоведении:

а) совокупность норм поведения; б) чёткий вывод из рассказанной истории; в) кодекс законов природы.

13. Где обычно находится мораль в басне? а) в начале;

б) в конце; в) может иногда отсутствовать; г) все ответы верны.

14.Что означает понятие «эзопов язык»? а) мышечный орган

баснописца Эзопа; б) язык иносказания, тайнопись в литературе; в) серьёзная болезнь языка.

15.Что объединяет всех этих людей? Эзоп — Федр — Лафонтен —

Сумароков — Крылов. Все они — _баснописцы___________________

  1. Кто является героем басен? а) животные; б) растения; в) иногда люди; г) вещи, неодушевлённые предметы; д) все ответы верны.

  1. В баснях часто встречаются олицетворения. Что это такое?

а) чтение диалога в лицах; б) неживому предмету придают качества, способности, черты живого существа; в)один герой выступает под маской другого.

Таблица «Роды и жанры литературы»

Роды и жанры литературы

Род

литературы

Эпос — род литературы, для которого главным является объективное изображение действительности, авторское описание событий, развертывающихся в пространстве и во времени, повествование о различных явлениях жизни, людях, их судьбах, характерах, поступках и т. д.

Лирика — род литературы, изображающий внутренний мир человека, его чувства, переживания.

Драма — род литературы, изображающий жизнь через действия с помощью монологов и диалогов героев, большую роль играет разрешение конфликта.

Жанр

произведения

Рассказ- малый эпический жанр: прозаическое произведение небольшого объема, в котором, как правило, изображаются одно или несколько событий жизни героя.

Повесть — средний (между рассказом и романом) эпический жанр, в котором представлен ряд эпизодов из жизни героя (героев). По объёму П. больше рассказа и шире изображает действительность, рисуя цепь эпизодов, составляющих определенный период жизни главного персонажа, в ней больше событий и действующих лиц, однако, в отличие от романа, как правило, одна сюжетная линия.

Очерк- эпический жанр: прозаическое произведение, основанное на фактах, документах, личных впечатлениях автора, то есть, в отличие от собственно рассказа, лишенное элементов вымысла. О. может включать в себя не только описание (портрет, пейзаж, интерьер), но и повествование о событиях и персонажах. Для жанра О. характерны также свободное построение и открытость авторской позиции.

Новелла- дин из малых эпических жанров: близкая к рассказу жанровая форма, возникшая в эпоху Возрождения. В отличие от рассказа, Н. большее внимание уделяет фабуле (цепь, череда событий, положенная в основу сюжета), которая, как правило, отличается динамичностью событий, неожиданностью их развития и развязки.

Сказка — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой (см. сказка фольклорная ), но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов.

Роман — жанр эпоса: большое эпическое произведение, в котором всесторонне изображается жизнь людей в определенный период времени или в течение целой человеческой жизни.

Басня — малый повествовательный (эпический) жанр: короткий рассказ в стихах или прозе с четко сформулированной моралью, сатирический по направленности, имеющий поучительный смысл.

Притча — жанр эпоса: небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее религиозное или моральное поучение в иносказательной (аллегорической) форме.

Элегия-лирический жанр, содержащий в стихотворной форме эмоциональный результат философского раздумья над сложными проблемами жизни.

Ода- жанр лирики, торжественное стихотворение восторженного характера, призванное воспеть какого-либо человека, явление или событие.

Романс- небольшое стихотворное произведение, предназначенное для сольного пения с аккомпанементом.

Сонет- лирический жанр, стихотворение в четырнадцать строк из двух четверостиший и двух трехстиший с особым расположением рифм: чаще всего во «французской» последовательности — abba abba ccd eed (или ccd ede) или в «итальянской» — abab abab cdc dcd (или cde cde).

Песня — жанр лирической или эпической народной поэзии. Небольшое поэтическое произведение, предназначенное для пения.

Послание — поэтический жанр: стихотворное письмо, произведение, написанное в форме обращения к кому-л. и содержащее призывы, просьбы, пожелания и т. п. («К Чаадаеву», «Послание Цензору» А.С. Пушкина; «Послание пролетарским поэтам» В.В. Маяковского).

Эпиграмма — короткое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или содержащее отклик на злободневные события общественной жизни.

Драма -жанр произведения, изображающий преимущественно частную жизнь человека в его остроконфликтных, но, в отличие от трагедии, не безысходных отношениях с обществом или с собой.

Комедия — жанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходомжанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом.

Трагедия — жанр художественного произведения, предназначенный для постановки на сцене, в котором сюжет приводит персонажей к катастрофическому исходу.

Водевиль — комедийная пьеса с песенками-куплетами и танцами, а также жанр драматического искусства.

Фарс — комедия лёгкого содержания с чисто внешними комическими приёмами.

Стихотворные размеры

пиррихий, (два безударных)

¯ ˘

хорей (первый ударный)

˘ ¯

ямб (второй ударный)

¯ ¯

спондей (два ударных)

Трёхсложные

˘ ˘ ˘

трибрахий (три безударных)

¯ ˘ ˘

дактиль (первый ударный)

˘ ¯ ˘

амфибрахий (второй ударный)

˘ ˘ ¯

анапест (третий ударный)

˘ ¯ ¯

бакхий (второй и третий ударные)

¯ ¯ ˘

антибакхий (первый и второй ударные)

¯ ˘ ¯

кретик (первый и третий ударные)

¯ ¯ ¯

молосс (три ударных)

Композиционные части произведения

Экспозиция — часть произведения, предшествующая началу развёртывания единиц структуры произведения, в частности, часть произведения в драме, эпосе, лирике, которая предшествует началу сюжета. В экспозиции следует расстановка действующих лиц, складываются обстоятельства, показываются причины, которые «запускают» сюжетный конфликт.

Завязка — это событие, которое является началом действия. Она или обнаруживает уже имевшиеся противоречия, или сама создаёт («завязывает») конфликты.

Развитие действия — структурный элемент сюжета: система событий, вытекающих из завязки.

Кульминация — структурный элемент сюжета: вершина конфликта, момент наивысшего напряжения действия, предельного обострения противоречий.

Развязка — структурный элемент сюжета: заключительный эпизод в развитии действия, где описывается разрешение конфликта художественного произведения, дается указание на возможные пути его решения или обнаруживается его принципиальная неразрешимость.

Эпилог — часть текста художественного произведения, выходящая за границы сюжета: рассказ автора о том, что произошло с действующими лицами после развязки (см. развязка) сюжетного действия, о дальнейшей судьбе героев.

Фольклорные жанры

Былина — жанр устного народного творчества: русская народная эпическая песня героико-патриотического содержания. Повествует о подвигах богатырей и отражает жизнь Древней Руси IX-XIII веков. Б. сочетает историческую основу с большой долей условности и вымысла.

Быличка — жанр устного народного творчества: рассказ героя о встрече с «нечистой силой».

Быль (бывальщина) — жанр устного народного творчества: рассказ о действительном происшествии, случае, имевшем место в действительности.

Легенда — жанр устного народного творчества: рассказ поучительного содержания о выдающемся событии или поступке человека, повествование о необыкновенном, чудесном происшествии, которое воспринимается как достоверное.

Небылица — жанр устного народного творчества: небольшое по объему прозаическое или стихотворное повествование, обычно комического содержания, в основе сюжета которого лежат несообразность, абсурд, изображение перевернутой, нарочито искаженной действительности; сказка, основанная на нарушении смысловой сочетаемости слов, «перевёртыш».

Обрядовые песни — жанр устного народного творчества: песни, связанные с различными праздниками или календарными обрядами, сопровождающие, например, свадьбу, сбор урожая, молотьбу, праздник Рождества Христова, масленицу и др.

Предание — жанр устного народного творчества: рассказ, повествование о реальных людях и событиях прошлого, сведения о которых необходимо было передать последующим поколениям.

к какому литературному роду относится литературная сказка

Литературные роды и жанры.

1. М.В. Ломоносов является автором стихотворение и од. Что такое ода? а) стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряжённым сюжетом; б) краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл; в) торжественное стихотворение, посвящённое какому-то историческому событию или герою.

2. Какой из жанров литературы принадлежит к эпосу:

а) стихотворение; б) комедия; в) рассказ.

3. Какой из жанров литературы принадлежит к лирике:

а) стихотворение; б) комедия; в) рассказ.

4. Какой из жанров литературы принадлежит к драме:

а) стихотворение; б) комедия; в) рассказ.

5. К какому литературному роду относится литературная сказка?

а) лирика; б) драма; в) эпос; г) лиро-эпос.

6. Какой литературный род предназначен для сценического

воплощения? а) лирика; б) драма; в) эпос; г) лиро-эпос.

7. Впиши жанр в определение:

_____________- это литературное произведение повествовательного характера и малого объема, в основе которого лежит какое-то событие, происшествие. Слова для справок: роман, повесть, рассказ.

8. Соедините стрелками:

а) комедия жанр, который воспроизводит преимущественно

частную жизнь людей, однако главная цель не

осмеяние нравов, а изображение личности в её

отношениях с обществом.

б) трагедия драматический жанр, в центре которого стоит смешное

событие.

в) драма драматический жанр, в котором сюжет приводит

персонажей к катастрофическому исходу.

9. К какому роду литературы принадлежит басня?

а) лирика; б) драма; в) эпос; г) лиро-эпос.

  1. Что такое басня? а) стихотворение, в основе которого чаще всего

лежит историческое событие, предание с острым, напряжённым сюжетом; б) краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл; в) торжественное стихотворение, посвящённое какому-то историческому событию или герою.

  1. Что такое аллегория? а) специфическая (иммунная) реакция

организма на самые обычные веществ; б) образ, дающий возможность писателю говорить о качествах человека (в основном о недостатках); в) стилистический приём, намёк на известный исторический, легендарный или бытовой факт.

  1. Объясните, что такое мораль в литературоведении:

а) совокупность норм поведения; б) чёткий вывод из рассказанной истории; в) кодекс законов природы.

  1. Где обычно находится мораль в басне? а) в начале;

б) в конце; в) может иногда отсутствовать; г) все ответы верны.

  1. Что означает понятие «эзопов язык»? а) мышечный орган

баснописца Эзопа; б) язык иносказания, тайнопись в литературе; в) серьёзная болезнь языка.

  1. Что объединяет всех этих людей? Эзоп — Федр — Лафонтен —

Сумароков — Крылов. Все они — ______________________________

  1. Кто является героем басен? а) животные; б) растения; в) иногда

люди; г) вещи, неодушевлённые предметы; д) все ответы верны.

  1. В баснях часто встречаются олицетворения. Что это такое?

а) чтение диалога в лицах; б) неживому предмету придают качества, способности, черты живого существа; в)один герой выступает под маской другого.

Литературные роды и жанры.

1. М.В. Ломоносов является автором стихотворение и од. Что такое ода? а) стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряжённым сюжетом; б) краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл; в) торжественное стихотворение, посвящённое какому-то историческому событию или герою.

2. Какой из жанров литературы принадлежит к эпосу:

а) стихотворение; б) комедия; в) рассказ.

3. Какой из жанров литературы принадлежит к лирике:

а) стихотворение; б) комедия; в) рассказ.

4. Какой из жанров литературы принадлежит к драме:

а) стихотворение; б) комедия; в) рассказ.

5. К какому литературному роду относится литературная сказка?

а) лирика; б) драма; в) эпос; г) лиро-эпос.

6. Какой литературный род предназначен для сценического

воплощения? а) лирика; б) драма; в) эпос; г) лиро-эпос.

7. Впиши жанр в определение:

_____________- это литературное произведение повествовательного характера и малого объема, в основе которого лежит какое-то событие, происшествие. Слова для справок: роман, повесть, рассказ.

8. Соедините стрелками:

а) комедия в) жанр, который воспроизводит преимущественно

частную жизнь людей, однако главная цель не

осмеяние нравов, а изображение личности в её

отношениях с обществом.

б) трагедия а) драматический жанр, в центре которого стоит

смешное событие.

в) драма б) драматический жанр, в котором сюжет приводит

персонажей к катастрофическому исходу.

9. К какому роду литературы принадлежит басня?

а) лирика; б) драма; в) эпос; г) лиро-эпос.

  1. Что такое басня? а) стихотворение, в основе которого чаще всего

лежит историческое событие, предание с острым, напряжённым сюжетом; б) краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл; в) торжественное стихотворение, посвящённое какому-то историческому событию или герою.

  1. Что такое аллегория? а) специфическая (иммунная) реакция

организма на самые обычные веществ; б) образ, дающий возможность писателю говорить о качествах человека (в основном о недостатках); в) стилистический приём, намёк на известный исторический, легендарный или бытовой факт.

12. Объясните, что такое мораль в литературоведении:

а) совокупность норм поведения; б) чёткий вывод из рассказанной истории; в) кодекс законов природы.

13. Где обычно находится мораль в басне? а) в начале;

б) в конце; в) может иногда отсутствовать; г) все ответы верны.

14.Что означает понятие «эзопов язык»? а) мышечный орган

баснописца Эзопа; б) язык иносказания, тайнопись в литературе; в) серьёзная болезнь языка.

15.Что объединяет всех этих людей? Эзоп — Федр — Лафонтен —

Сумароков — Крылов. Все они — _баснописцы___________________

  1. Кто является героем басен? а) животные; б) растения; в) иногда люди; г) вещи, неодушевлённые предметы; д) все ответы верны.

  1. В баснях часто встречаются олицетворения. Что это такое?

а) чтение диалога в лицах; б) неживому предмету придают качества, способности, черты живого существа; в)один герой выступает под маской другого.

Таблица «Роды и жанры литературы»

Роды и жанры литературы

Род

литературы

Эпос — род литературы, для которого главным является объективное изображение действительности, авторское описание событий, развертывающихся в пространстве и во времени, повествование о различных явлениях жизни, людях, их судьбах, характерах, поступках и т. д.

Лирика — род литературы, изображающий внутренний мир человека, его чувства, переживания.

Драма — род литературы, изображающий жизнь через действия с помощью монологов и диалогов героев, большую роль играет разрешение конфликта.

Жанр

произведения

Рассказ- малый эпический жанр: прозаическое произведение небольшого объема, в котором, как правило, изображаются одно или несколько событий жизни героя.

Повесть — средний (между рассказом и романом) эпический жанр, в котором представлен ряд эпизодов из жизни героя (героев). По объёму П. больше рассказа и шире изображает действительность, рисуя цепь эпизодов, составляющих определенный период жизни главного персонажа, в ней больше событий и действующих лиц, однако, в отличие от романа, как правило, одна сюжетная линия.

Очерк- эпический жанр: прозаическое произведение, основанное на фактах, документах, личных впечатлениях автора, то есть, в отличие от собственно рассказа, лишенное элементов вымысла. О. может включать в себя не только описание (портрет, пейзаж, интерьер), но и повествование о событиях и персонажах. Для жанра О. характерны также свободное построение и открытость авторской позиции.

Новелла- дин из малых эпических жанров: близкая к рассказу жанровая форма, возникшая в эпоху Возрождения. В отличие от рассказа, Н. большее внимание уделяет фабуле (цепь, череда событий, положенная в основу сюжета), которая, как правило, отличается динамичностью событий, неожиданностью их развития и развязки.

Сказка — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой (см. сказка фольклорная ), но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов.

Роман — жанр эпоса: большое эпическое произведение, в котором всесторонне изображается жизнь людей в определенный период времени или в течение целой человеческой жизни.

Басня — малый повествовательный (эпический) жанр: короткий рассказ в стихах или прозе с четко сформулированной моралью, сатирический по направленности, имеющий поучительный смысл.

Притча — жанр эпоса: небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее религиозное или моральное поучение в иносказательной (аллегорической) форме.

Элегия-лирический жанр, содержащий в стихотворной форме эмоциональный результат философского раздумья над сложными проблемами жизни.

Ода- жанр лирики, торжественное стихотворение восторженного характера, призванное воспеть какого-либо человека, явление или событие.

Романс- небольшое стихотворное произведение, предназначенное для сольного пения с аккомпанементом.

Сонет- лирический жанр, стихотворение в четырнадцать строк из двух четверостиший и двух трехстиший с особым расположением рифм: чаще всего во «французской» последовательности — abba abba ccd eed (или ccd ede) или в «итальянской» — abab abab cdc dcd (или cde cde).

Песня — жанр лирической или эпической народной поэзии. Небольшое поэтическое произведение, предназначенное для пения.

Послание — поэтический жанр: стихотворное письмо, произведение, написанное в форме обращения к кому-л. и содержащее призывы, просьбы, пожелания и т. п. («К Чаадаеву», «Послание Цензору» А.С. Пушкина; «Послание пролетарским поэтам» В.В. Маяковского).

Эпиграмма — короткое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или содержащее отклик на злободневные события общественной жизни.

Драма -жанр произведения, изображающий преимущественно частную жизнь человека в его остроконфликтных, но, в отличие от трагедии, не безысходных отношениях с обществом или с собой.

Комедия — жанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходомжанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом.

Трагедия — жанр художественного произведения, предназначенный для постановки на сцене, в котором сюжет приводит персонажей к катастрофическому исходу.

Водевиль — комедийная пьеса с песенками-куплетами и танцами, а также жанр драматического искусства.

Фарс — комедия лёгкого содержания с чисто внешними комическими приёмами.

Стихотворные размеры

пиррихий, (два безударных)

¯ ˘

хорей (первый ударный)

˘ ¯

ямб (второй ударный)

¯ ¯

спондей (два ударных)

Трёхсложные

˘ ˘ ˘

трибрахий (три безударных)

¯ ˘ ˘

дактиль (первый ударный)

˘ ¯ ˘

амфибрахий (второй ударный)

˘ ˘ ¯

анапест (третий ударный)

˘ ¯ ¯

бакхий (второй и третий ударные)

¯ ¯ ˘

антибакхий (первый и второй ударные)

¯ ˘ ¯

кретик (первый и третий ударные)

¯ ¯ ¯

молосс (три ударных)

Композиционные части произведения

Экспозиция — часть произведения, предшествующая началу развёртывания единиц структуры произведения, в частности, часть произведения в драме, эпосе, лирике, которая предшествует началу сюжета. В экспозиции следует расстановка действующих лиц, складываются обстоятельства, показываются причины, которые «запускают» сюжетный конфликт.

Завязка — это событие, которое является началом действия. Она или обнаруживает уже имевшиеся противоречия, или сама создаёт («завязывает») конфликты.

Развитие действия — структурный элемент сюжета: система событий, вытекающих из завязки.

Кульминация — структурный элемент сюжета: вершина конфликта, момент наивысшего напряжения действия, предельного обострения противоречий.

Развязка — структурный элемент сюжета: заключительный эпизод в развитии действия, где описывается разрешение конфликта художественного произведения, дается указание на возможные пути его решения или обнаруживается его принципиальная неразрешимость.

Эпилог — часть текста художественного произведения, выходящая за границы сюжета: рассказ автора о том, что произошло с действующими лицами после развязки (см. развязка) сюжетного действия, о дальнейшей судьбе героев.

Фольклорные жанры

Былина — жанр устного народного творчества: русская народная эпическая песня героико-патриотического содержания. Повествует о подвигах богатырей и отражает жизнь Древней Руси IX-XIII веков. Б. сочетает историческую основу с большой долей условности и вымысла.

Быличка — жанр устного народного творчества: рассказ героя о встрече с «нечистой силой».

Быль (бывальщина) — жанр устного народного творчества: рассказ о действительном происшествии, случае, имевшем место в действительности.

Легенда — жанр устного народного творчества: рассказ поучительного содержания о выдающемся событии или поступке человека, повествование о необыкновенном, чудесном происшествии, которое воспринимается как достоверное.

Небылица — жанр устного народного творчества: небольшое по объему прозаическое или стихотворное повествование, обычно комического содержания, в основе сюжета которого лежат несообразность, абсурд, изображение перевернутой, нарочито искаженной действительности; сказка, основанная на нарушении смысловой сочетаемости слов, «перевёртыш».

Обрядовые песни — жанр устного народного творчества: песни, связанные с различными праздниками или календарными обрядами, сопровождающие, например, свадьбу, сбор урожая, молотьбу, праздник Рождества Христова, масленицу и др.

Предание — жанр устного народного творчества: рассказ, повествование о реальных людях и событиях прошлого, сведения о которых необходимо было передать последующим поколениям.

  • Что такое знания сочинение
  • Что такое знать содержание сказки
  • Что такое зож сочинение
  • Что такое жестокость сочинение огэ
  • Что такое жестокость в рассказе после бала сочинение