Что такое империал в сказке черная курица или подземные жители

Мизаушева леонора германовна 284-885-569 цели урока-викторины: образовательные: осмысление нравоучительного содержания и загадочного сюжета сказки; выявление знаний текста произведения, а

Мизаушева Леонора Германовна   №  284-885-569

Цели урока-викторины:

Образовательные: осмысление нравоучительного содержания и загадочного сюжета сказки; выявление знаний текста произведения, а также степень усвоения изученного материала; углубление знаний о литературной сказке, детальный разбор.

Развивающие: развитие монологической и диалогической речи обучающихся; развитие мыслительной деятельности (умения анализировать, синтезировать, обобщать); развитие навыков выразительного чтения, пересказа; развитие воображения, фантазии; расширение словарного запаса;

Воспитательные: формирование нравственных ориентаций на распознавание истинных и ложных ценностей; выявление актуальности произведения для современных школьников; воспитание чувства ответственности за свои поступки; воспитание нравственных качеств обучающихся на примере главного героя; воспитывать внимательного читателя через чтение произведения к его анализу.

Методы и приёмы: словесный, наглядно-иллюстративный, проблемный.

Оборудование: Компьютер. Проектор. Экран. Презентация “Литературная викторина”. Столики для игроков с сигнальными кнопками. Фишки золотого и серебряного цвета. Медаль для победителя.

Ход викторины:

От класса выбирается 6 игроков (или по одному представителю от класса при игре в параллели 5 классов). Ведущий задает вопрос, первый, кто нажимает сигнальную кнопку, даёт максимально приближенный к тексту ответ. Правильный ответ выводится на экран. За полный ответ даётся золотая фишка, которая оценивается в один балл, за частичный ответ даётся серебряная фишка и оценивается в пол балла. Дополнять ответы могут болельщики, которые также имеют право на фишки. В конце игры подсчитываются баллы, и определяется победитель.

Ход нетрадиционного урока-викторины.

Организационный момент.

Ведущий-учитель объясняет правила литературной викторины.

 (Слайд 1.) Мы с вами прочитали много замечательных книг. И вот познакомились ещё с одним писателем – Антонием Погорельским и  с его удивительной сказкой «Черная курица, или Подземные жители». Красивая, тихая, грустная сказка о тайном мире подземных рыцарей, о чудесном превращении курицы Чернушки, о загадочном подземном народе… И сегодня наша игра посвящается этой сказке.

Вступление.

(Слайд 2. )По холодным улицам зимнего Петербурга едет карета. Ее пассажир – седой человек с удивительно добрыми и какими-то детскими глазами – глубоко задумался. Он думает о мальчике, которого собирается навестить. Это его племянник, Алеша-маленький.

(Слайд 3. )Экипаж останавливается, и пассажир с чуть печальным, но по-мальчишески отважным лицом задумывается о том, как одинок его маленький друг, которого родители отправили в закрытый пансион и даже навещают редко. К Алеше часто ездит только его дядюшка, потому что очень привязан к мальчику и потому что он хорошо помнит свое одиночество в таком же пансионе много лет назад. Кто же такой этот человек?

(Слайд 4. )Это, как вы уже догадались,  Антоний Погорельский, настоящее имя которого Алексей Алексеевич Перовский.

(Слайд 5. ) Сын вельможи, богатого и могущественного графа Алексея Кирилловича Разумовского. Сын такого человека мог бы быть принцем, но Алексей был незаконнорожденным. К  Алексею  граф Алексей Кириллович особенно благоволил. Но человек он был горячий, способный на страшные взрывы гнева. И вот в одну из таких злых минут он и сослал сына в закрытый пансион.

(Слайд 6. )Как Алеша был одинок в холодных казенных комнатах! Он очень тосковал и вот однажды решил бежать из пансиона. Памятью о побеге осталась на всю жизнь хромота: Алеша упал с забора и повредил ногу. Перовский взял себе фамилию Погорельский в честь села Погорельцы, где он жил. 

(Слайд 7. ) Потом Алеша вырос. В августе 1805 года Алексей поступил в Московский университет и в октябре 1807 года закончил его со степенью доктора философских и словесных наук.

(Слайд 8. ) Антоний Погорельский вел жизнь прилежного чиновника, стал одним из учредителей «Общества любителей российской словесности». В 1812 году воевал с Наполеоном. В 1816 г. вернулся в СП, но на его попечении осталась сестра с племянником, которых он увез в свое наследственное малороссийское имение Погорельцы.

(Слайд 9. ) Здесь  Погорельский сочинил первые в России фантастические повести. Сначала, в 1825 году, он опубликовал  «Лафертовскую маковницу”. Тремя годами позднее выйдет книга «Двойник, или Мои вечера в Малороссии», сказка “Чёрная курица, или подземные жители”.

(Слайд 10. ) Летом 1836 года А.Погорельский для лечения «грудной болезни»  поехал в Ниццу и по пути туда умер в Варшаве.

(Слайд 11. ) Мы коротко познакомили гостей нашей викторины с замечательным автором Антонием Погорельским и теперь самое время пригласить участников литературной викторины на сцену. Итак, на сцену приглашаются___________________________________.

Желаем всем вам удачи! Будьте внимательны и быстры.

А за ходом нашей викторины будут следить члены жюри ___________________________.

Итак, все готовы? И мы начинаем!

Викторина.

(Слайд 12. ) Погорельский написал несколько книг для взрослых, но одна его книга была для него особенно важной – это его сказка “Черная курица”. Ее он написал для своего племянника. Алеша-маленький рассказывал Погорельскому, как, гуляя на пансионатском дворе, он подружился с курицей, как спас ее. А потом этот реальный случай превратился под пером Погорельского в волшебную сказку, добрую и мудрую.

(Слайд 13. Вопрос 1) И теперь, мы можем задать вам первый вопрос.

Так кто же был этот мальчик, для которого и была написана сказка «Черная курица»? Кто же этот мальчик Алёша?

(Ответ игроков)

(Слайд 14. ) Посмотрим на экране правильный ответ.

И действительно, это Алексей Николаевич Толстой.

(Слайд 15. )  Лет сорок тому назад в С.-Петербурге, на Васильевском острову, в Первой линии, жил-был содержатель мужского пансиона. В то время Петербург наш уже славился в целой Европе своею красотою, хотя и далеко еще не был таким, как теперь.

А теперь второй вопрос: Какие достопримечательности Петербурга упоминаются в начале повести Антония Погорельского?

(Ответ игроков)

(Слайд 16. )Правильный ответ:  

Исаакиевская  площадь, Конногвардейский манеж, монумент Петра Великого, Адмиралтейство.

(Слайд 17. ) В числе тридцати или сорока детей, обучавшихся в том пансионе, находился один мальчик, по имени Алеша. Вообще дни учения для него проходили скоро и приятно; но когда наставала суббота и все товарищи его спешили домой к родным, тогда Алеша горько чувствовал свое одиночество. По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и тогда единственным утешением его было чтение книг.

А какие книги любил читать Алеша и почему?

(Ответ игроков)

(Слайд 18. ) Смотрим на экран….

Учитель был родом немец, а в то время в немецкой литературе господствовала мода на рыцарские романы и на волшебные повести, — и библиотека, которою пользовался наш Алеша, большею частию состояла из книг сего рода.

(Слайд 19.) К дому этому принадлежал довольно пространный двор, отделенный от переулка деревянным забором из барочных досок. Всякий раз, когда позволяли ему в часы отдохновения играть на дворе, первое движение его было — подбегать к забору.

Внимание вопрос: А зачем он это делал?

(Ответ игроков)

(Слайд 20. ) Всё внимание на экран:

Тут он становился на цыпочки и пристально смотрел в круглые дырочки, которыми усеян был забор. Он всё ожидал, что когда-нибудь эта волшебница явится в переулке и сквозь дырочку подаст ему игрушку, или талисман, или письмецо от папеньки или маменьки, от которых не получал он давно уже никакого известия.

(Слайд 21.)А теперь у нас видеовопрос. Посмотрите отрывок из мультфильма «Черная курица» и скажите, все ли соответствует содержанию книги?

(Ответ игроков)

(Слайд 22) Слушаем правильный ответ.  

Алеша спас Чернушку от кухарки, а не от коршуна. (Алеша так неожиданно бросился на шею к кухарке, что она упустила из рук Чернушку, которая, воспользовавшись этим, от страха взлетела на кровлю сарая и там продолжала кудахтать.)

(Слайд 23.) Отдохнули, идем дальше!  Тринушка хотела бежать к учителю жаловаться, но Алеша не допустил ее. Он прицепился к полам ее платья и так умильно стал просить, что она остановилась.

Что отдал Алеша кухарке Тринушке за жизнь Чернушки? И почему этот предмет был ему так дорог?

(Ответ игроков)

(Слайд 24. ) Смотрим на экран:

Алеша вынул из кармана империал, составлявший всё его имение, который берег он пуще глаза своего, потому что это был подарок доброй его бабушки…

(Слайд 25.) В тот день, когда Алеша спас Чернушку, все готовились к встрече очень важного гостя.

А кто был этот гость и чему так был удивлен Алеша, когда увидел его?

(Ответ игроков)

(Слайд 26. ) Давайте проверим, правильный ли дан ответ.  

Гостем был директор. Алеша, к крайнему удивлению,  увидел… не шлем пернатый, но просто маленькую лысую головку, набело распудренную, единственным украшением которой, как после заметил Алеша, был маленький пучок! Когда вошел он в гостиную, Алеша еще более удивился, увидев, что, несмотря на простой серый фрак, бывший на директоре вместо блестящих лат, все обращались с ним необыкновенно почтительно.

(Слайд 27.) Тут она закудахтала странным голосом, и вдруг откуда ни взялись маленькие свечки в серебряных шандалах, не больше как с Алешин маленький пальчик. Шандалы эти очутились на полу, на стульях, на окнах, даже на рукомойнике, и в комнате сделалось так светло, как будто днем.

А что же такое шандалы?

(Ответ игроков)

(Слайд 28. )Совершенно верно.

Это подсвечники.

(Слайд 29. ) Тут только Алеша заметил, что подле попугая стояла кровать с белыми кисейными занавесками, сквозь которые он мог различить старушку, лежащую с закрытыми глазами: она показалась ему как будто восковая. В другом углу стояла такая же точно кровать, где спала другая старушка, а подле нее сидела серая кошка и умывалась передними лапами. Проходя мимо нее, Алеша не мог утерпеть, чтоб не попросить у ней лапки…

Какие были последствия такого необдуманного поступка Алеши?

(Ответ игроков)

(Слайд 30. ) Слушаем правильный ответ:

Лишь только они подошли к двери, как соскочили со стен два рыцаря, ударили копьями об щиты и бросились на черную курицу. Чернушка подняла хохол, распустила крылья… Вдруг сделалась

большая-большая, выше рыцарей, — и начала с ними сражаться! Рыцари сильно на нее наступали, а она защищалась крыльями и носом.

— Ты добрый мальчик, — сказала курочка,  — но притом ты ветрен и никогда не слушаешься с первого слова, а это нехорошо! Вчера я говорила тебе, чтоб ты ничего не трогал в комнатах старушек, — несмотря на то, ты не мог утерпеть, чтобы не попросить у кошки лапку. Кошка разбудила попугая, попугай старушек, старушки рыцарей — и я насилу с ними сладила!

 А теперь наши участники немного отдохнут, а следующий вопрос будет для наших зрителей. Просим с места не выкрикивать, а если кто-то выкрикнет, то игрок этого класса будет оштрафован, а это значит, что игрок лишается одного жетона. Чтобы дать ответ нужно быстро поднять руку.

(Слайд 31. ) Итак вопрос.

Опишите залу, в которую попал Алеша после длинных подземных переходов.

(Ответ болельщиков)

(Слайд 32. )Правильно ли ответили наши болельщики? Проверяем…  Вдруг вошли они в залу, освещенную тремя большими хрустальными люстрами. Зала была без окошек, и по обеим сторонам висели на стенах рыцари в блестящих латах, с большими перьями на шлемах, с копьями и щитами в железных руках.

(Слайд 33. ) На следующую ночь Алеша опять оделся и пошел за курицею. Опять вошли они в покои старушек, но в этот раз он уже ни до чего не дотрагивался.

Вопрос игрокам: А что же произошло на этот раз?

(Ответ игроков)

(Слайд 34. ) Всё верно, всё внимание на экран…

Фарфоровые куклы кивали Алеше головою, но он помнил приказание Чернушки и прошел не останавливаясь, однако не мог утерпеть, чтоб мимоходом им не поклониться. Куколки тотчас соскочили со стола и побежали за ним, всё кивая головою. Чуть-чуть он не остановился — так они показались ему забавными; но Чернушка оглянулась на него с сердитым видом, и он опомнился.

(Слайд 35. ) Отворилась боковая дверь, и вошло множество маленьких людей, ростом не более как с пол-аршина, в нарядных разноцветных платьях. ….Долго смотрел Алеша на них молча и только что хотел подойти к одному из них с вопросом, как отворилась большая дверь в конце залы… Все замолкли, стали к стенам в два ряда и сняли шляпы. В одно мгновение комната сделалась еще светлее; все маленькие свечки еще ярче загорели — и Алеша увидел …

Внимание вопрос: А что же он увидел?

(Ответ игроков)

(Слайд 36. )Проверяем, правильный ли дан ответ…

Двадцать маленьких рыцарей попарно входили тихим маршем. Потом в глубоком молчании стали они по обеим сторонам кресел. Немного погодя вошел в залу человек с величественною осанкою, на голове с венцом, блестящим драгоценными камнями.  Алеша тотчас догадался, что это должен быть король.

(Слайд 37.) За спасение министра король решил щедро отблагодарить Алешу. Алеша задумался и не знал, чего пожелать. Если б дали ему более времени, то он, может быть, и придумал бы что-нибудь хорошенькое; но так как ему казалось неучтивым заставить дожидаться короля, то он поспешил с ответом.

Итак, вопрос: Так что же пожелал Алеша и как король отреагировал на его пожелание?

(Ответ игроков)

(Слайд 38. )Ответ верный!  

— Я бы желал, — сказал он, — чтобы, не учившись, я всегда знал урок свой, какой бы мне ни задали.

— Не думал я, что ты такой ленивец, — отвечал король, покачав головою. — Но делать нечего: я должен исполнить свое обещание.

(Слайд 39.) Что же было подарено Алеше за спасение Чернушки и на каких условиях?

(Ответ игроков)

(Слайд 40. ) Всё правильно!

Король махнул рукою, и паж поднес золотое блюдо, на котором лежало одно конопляное семечко.

— Возьми это семечко, — сказал король. — Пока оно будет у тебя, ты всегда знать будешь урок свой, какой бы тебе ни задали, с тем, однако, условием, чтоб ты ни под каким предлогом никому не сказывал ни одного слова о том, что ты здесь видел или впредь увидишь. Малейшая нескромность лишит тебя навсегда наших милостей, а нам наделает множество хлопот и неприятностей.

(Слайд 41) В знак признательности за спасение министра было решено показать Алеше все подземные редкости. 

А о каких редкостях шла речь?

(Ответ игроков)

(Слайд 42. )Ответ на экране:

Сначала министр повел Алешу в сад. Из сада пошли они в зверинец. Возвратившись в комнаты после прогулки, Алеша в большой зале нашел накрытый стол. Далее они поехали на охоту.

(Слайд 43).  На охоте было повержено восемь крыс. После охоты Алеша задал вопрос министру.

— Скажи, пожалуйста, зачем вы убили бедных крыс, которые вас не беспокоят и живут так далеко от вашего жилища?

В этом и состоит следующий вопрос нашей игры. Ответьте на вопрос Алеши.

(Ответ игроков)

(Слайд 44. ) Если мы выслушали все ответы, то смотрим на экран: — Если б мы их не истребляли, — сказал министр, — то они вскоре бы нас выгнали из комнат наших и истребили бы все наши съестные припасы. К тому же мышьи и крысьи меха у нас в высокой цене, по причине их легкости и мягкости. Одним знатным особам позволено их у нас употреблять.

(Слайд 45.) Министр очень удивился, что Алеша никогда не слышал о подземных жителях. Он сказал…

— Неужели ты никогда не слыхал, что под землею живет народ наш? Правда, не многим удается нас видеть, однако бывали примеры, особливо в старину, что мы выходили на свет и показывались людям. Теперь это редко случается…

Вопрос: А почему подземные жители все реже стали показываться людям и какие последствия влекли за собой необдуманные поступки людей?

(Ответ игроков)

(Слайд 46. )Вы абсолютно правы. Внимание на экран…:

Потому что люди сделались очень нескромны. А у нас существует закон, что если тот, кому мы показались, не сохранит этого в тайне, то мы принуждены бываем немедленно оставить местопребывание наше и идти — далеко-далеко в другие страны.

(Слайд 47.) Вопрос для зрителей.

На каком уроке Алеше пришлось впервые испытать волшебную силу конопляного семечка?

(Ответ зрителей)

(Слайд 48. )Вы хорошо изучили произведение, молодцы! Смотрим на экран:

Исторический урок особенно беспокоил Алешу: ему задано было выучить наизусть несколько страниц из Шрековой «Всемирной истории», и он не знал еще ни одного слова! Настал понедельник, и начались классы. От десяти часов до двенадцати преподавал историю сам содержатель пансиона.

(Слайд 49.)  Обладая новым даром, Алеша безошибочно, не останавливаясь, проговорил заданное. Учитель очень его хвалил, однако Алеша не принимал его хвалу с тем удовольствием, которое прежде чувствовал он в подобных случаях.

А что мешало Алеше насладиться успехом?

(Ответ игроков)

(Слайд 50. ) Внутренний голос ему говорил, что он не заслуживает этой похвалы, потому что урок этот не стоил ему никакого труда.

(Слайд 51.) Алеша сначала стыдился похвал, чувствуя, что вовсе их не заслуживает, но мало-помалу он стал к ним привыкать, и наконец самолюбие его дошло до того, что он принимал, не краснеясь, похвалы, которыми его осыпали. Притом Алеша стал страшный шалун.

А какова причина шалостей Алеши?

(Ответ игроков)

(Слайд 52. )Проверяем….  

Не имея нужды твердить уроков, которые ему задавали, он в то время, когда другие дети готовились к классам, занимался шалостями, и эта праздность еще более портила его нрав.

(Слайд 53.) Когда Алеша потерял конопляное зернышко, Чернушка вернул его, сказав следующее:

— Теперь я должна тебя оставить, Алеша! Вот конопляное зерно, которое выронил ты на дворе. Напрасно ты думал, что потерял его невозвратно. Помни, однако, что ты дал честное слово сохранять в тайне всё, что тебе о нас известно… Алеша! К теперешним худым свойствам твоим не прибавь еще худшего…

А какое свойство человека худшее? И что говорил Чернушка о пороках?

(Ответ игроков)

(Слайд 54. ) Верно, худшее свойство человека — неблагодарность.

— Не полагай, — отвечала Чернушка, — что так легко исправиться от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку, и потому, если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собою.

(Слайд 55.) Учитель согласился простить Алешу только с одним условием, если тот признает вину свою и  расскажет, когда же он выучил урок. Алеша совершенно потерял голову… он забыл обещание, данное подземельному королю и его министру, и начал рассказывать о черной курице, о рыцарях, о маленьких людях…

Какова была реакция учителя на рассказ о подземных жителях?

(Ответ игроков)

(Слайд 56. )Проверим, правильный ли ответ был дан…

 Учитель не дал ему договорить…

— Как! — вскричал он с гневом. — Вместо того чтобы раскаяться в дурном поведении вашем, вы меня еще вздумали дурачить, рассказывая сказку о черной курице?.. Этого слишком уже много. Нет, дети! Вы видите сами, что его нельзя не наказать!

И бедного Алешу высекли!!

(Слайд 57.) Вдруг кто-то дернул за одеяло… Алеша невольно проглянул, и перед ним стояла Чернушка.

Внимание, вопрос! В каком виде предстала Чернушка в последний раз и что так ужаснуло Алешу?

(Ответ игроков)

(Слайд 58. )Смотрим на экран…

Чернушка предстала не в виде курицы, а в черном платье, в малиновой шапочке с зубчиками и в белом накрахмаленном шейном платке, точно как он видел ее в подземной зале. Министр поднял обе руки кверху, и Алеша увидел, что они были скованы золотою цепью… Он ужаснулся!..

(Слайд 59.) Что стало с подземными жителями, и как сложилась дальнейшая жизнь Алеши?

(Ответ игроков)

(Слайд 60. )К сожалению, всё так и произошло…

Подземные жители вынуждены были оставить свое жилье и уйти навсегда. А Алеша, после долгой болезни, старался быть послушным, добрым, скромным и прилежным. Все его снова полюбили и стали ласкать, и он сделался примером для своих товарищей, хотя уже и не мог выучить наизусть двадцать печатных страниц вдруг — которых, впрочем, ему и не задавали.

(Слайд 61.) И последний вопрос к залу. Мы можем немного порассуждать, пока жюри подводит итоги викторины.

Каковы нравственные уроки жизни, которые даёт нам сказка «Черная курица»?

(Несколько вариантов ответов из зала)

Обобщение.

(Слайд 62. )  Итак, подведем итог:

Нравственные уроки жизни:

Нельзя ставить себя выше других людей, даже если ты много знаешь и умеешь.

Надо развивать в себе скромность, трудолюбие, прилежание, чувство долга, честность, уважение к людям, доброту.

Надо быть строгим к себе.

(Слайд 63. )Книга напоминает нам о главном: все мы в душе чисты и благородны, но Добро в себе надо воспитывать. Уметь быть благодарными, ответственными, заслужить любовь и

уважение других – для всего этого нужны усилия. А иначе никак, и беда может грозить не только нам, но и тем, кого мы любим и кто доверяет нам. Настоящее Чудо может произойти только однажды, и надо быть достойными его…

Награждение победителей.

(Слайд 64. ) Мы закончили нашу викторину и можем объявить победителей!

И УМНИКОМ (УМНИЦЕЙ) нашей викторины становится _________________________________________________________

Поздравляем победителя! Всем спасибо! До новых встреч!

Источники:

1.Автор «Чёрной курицы». — Детский сказочный журнал «Почитай-ка» http://www.cofe.ru/read-ka/article.asp?heading=87&article=8904 .

2.Нравственные уроки жизни. Анализ сказки Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»  Ефименко Наталья Викторовна   http://festival.1september.ru/articles/596888/

3. А.Погорельский. «Черная курица, или подземные жители» — поисковая система Яндекс.

4. Рисунки – поисковая система Яндекс.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11»

$ города Альметьевск Республики Татарстан

Конспект урока по литературе
в 5 классе

А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители». Нравственные уроки сказки

подготовила

учитель русского языка и литературы

Захарова Елена Владимировна

$

$

Целью урока является формирование нравственных качеств учащихся через анализ поступков главного героя сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»

Задачами урока является:

— вызвать учащихся интерес к личности А. Погорельского;

— повторить знания учащихся о сказке;

$ развитие монологической речи

— продолжить формирование умения определять главную мысль произведения, делать выводы, наблюдая за поступками героев литературной сказки;

Немаловажной является для этого периода развития школьников развивающие цели — развивать мыслительные операции (синтез, анализ, обобщение);

— развивать критическое мышление, формирующее собственную точку зрения.

В этом случае всё это способствует дости$жению главной цели (воспитательной).

По программе данный урок является внеклассным чтением .

Содержание данной сказки однозначно подсказывает выявить и осмыслить её нравоучительный смысл, поэтому главной целью данного урока я ставлю воспитательную цель:

Формировать положительно – значимые качества личности(трудолюбие, честность, коммуникативность) на примере сказка Погорельского и обсуждение поступков и действий маль$чика Алёши.

Образовательная цель

1. Анализ сказки А. Погорельского « Чёрная курица, или Подземные жители»

2.Составление литературной характеристики главного героя Алёши. Осмысление нравоучительного сюжета.

Развивающая цель:

$ Развитие критического мышления, развитие мыслительных операций: синтез, анализ, обобщение.

Данный урок я готовила в рамках технологии Развитие критического мышления на основе чтения.

Структура уроков в рамках данной технологии следующая:

  1. Репродукция и воспроизведение знаний (я это знаю) в данном уроке эта часть реализовалась через блиц опрос, я убедилась, что дети знают содержание сказки, владеют литературным материалом.

  2. часть данной технологии предполагает наращивание знаний (что я узнал, или открыл для себя нового) Дети учились класси$фицировать черты характера литературного героя, выбирали положительные качества, пытались мотивировать выбор. Формировали при этом свою жизненную позицию, или точку зрения

  3. В закреплении материала использовался приём «Работа в группах»

В результате урока мы должны были выстроить таблицу: логически смыслового моделирования.

$

Для проведения данного урока был выбран соответствующий тип – обобщение и систематизация знаний.

$Структура урока и его содержание выстроены в рамках технологии «Развитие Критического Мышления»

В течение урока использовано сочетание методов обучения

  1. репродуктивный

объяснительно — иллюстративный

  1. осмысление знаний на новом уровне

частично — поисковый

$

  1. Часть уроков в рамках данной технологии всегда предполагает рефлексию

(На зёрнышках дети загадывали желания, помня о последствиях)

Оборудование: доска, презентация (Приложение1), групповые задания (Приложение2) тестовые задания (Приложение3) , эпиграфы:

$ Сказка ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок. (А.Пушкин)

Не для того дан вам ум, чтобы вы

во зло его употребили… (А.Погорельский)

$ вопрос на доске: Какой урок вы извлекли из сказки А.Погорельского «Черная курица, или подземные жители»?

Конопляное семечко- заманчиво, не правда ли ? Но хорошо ли?

Дз :С$очинение-рассуждение «Хочу ли я получить в подарок конопляное семечко?»

Предварительное задание: прочитать сказку, подготовить сообщение о жизни Антония Погорельского, подготовить устный ответ «Образ Алеши» (индивидуальное задание), повторить сведения о сказке как жанре устного народного творчества; групповые задания

Ход урока

  1. Орг. момент. Здравствуйте, ребята! Урок сегодня необычный, к нам пришли уважаемые гости, садитесь.

  2. $

  3. Вступительное слово учителя.

Вы уже много знаете о сказках. Это целый мир: необъятный, загадочный.

Сегодня мы будем говорить о необычной волшебной сказке: «Черная курица, или Подземные жители». Ее написал замечательный писатель Антоний Погорельский в 1829 году. Посчитайте, сколько лет тому назад? (182 года назад)

3.Запись в тетради темы урока, эпиграфов.

$ Откройте тетради, запишите число и тему: Анатолий Погорельский «Черная курица, или Подземные жители». Нравственные уроки сказки.

Запишите эпиграфы : Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок (А.Пушкин)

Не для того дан вам ум, чтобы вы

во зло его употребили..(А.Погорельский)

4.Работа с портретом писателя.

А теперь, Ребята, посмотрим на портрет писателя. Что вы можете сказать об этом человеке? Каким он был? (добрым, честным, целеустремленным)

$ -посмотрите на этот добрый, целеустремленный взгляд. Такой глубокий, пронзительный. Это был человек поистине добрый, честный, образованный. Только такой человек мог написать такую удивительную сказку, которая живет уже второе столетие.

Давайте послушаем Аню, которая немного расскажет нам об этом писателе.

Ученик: Антоний Погорельский-$ это псевдоним , который взял Алексей Алексеевич Перовский, образованнейший человек 18 века. Он был дядей и воспитателем будущего поэта, драматурга, писателя Алексея Константиновича Толстого. За 2 года Алексей Алексеевич окончил Московский университет, был участником Отечественной войны 1812 года. Был знаком с Александром Сергеевичем Пушкиным.

Когда писатель приехал из Германии в Петербург, он поселился в своем имении Погорелицы, где и написал для племянника Алеши сказку «Черная курица».$

Слово учителя: Спасибо.

Эта сказка написана очень давно. Ее любил перечитывать своим детям Лев Николаевич Толстой. Я думаю, что и вы с большим удовольствием перечитали эту сказку.

Помните: Сказка –ложь, да в ней намек! добрым молодцам урок.

Эти слова, сказанные Александром Сергеевичем Пушкиным, известны каждому. Как вы понимаете это высказывание? (Хотя сказка- это выдуманная история, в ней содержится какой-то нравоучительный смысл, какой-то урок для нас)

$Вот и мы попробуем понять намек, который содержится в сказке Антония Погорельского.

Посмотрите на второй эпиграф. Это слова из нашей сказки. Кто произнес их? (их произносит учитель, когда дает наставление Алеше)

Теперь попробуйте сформулировать цель нашего урока. (Мы должны понять смысл ,который содержится в сказке. А главный вопрос, (на доске) на который мы ответим в конце урока: конопляное семечко ,помните по сказке?, освободило Алешу от труда. И теперь не надо учить уроки. Заманчиво, не правда ли? Но хорошо$ ли?

И еще один вопрос : Какие нравственные уроки вы извлекли из сказки А.Погорельского «Черная курица, или подземные жители»?

  1. Актуализация знаний.$

Как вы думаете, можно ли назвать прочитанную историю сказкой?

Докажите, что это сказка?

(есть сказочный зачин “жил-был”

волшебное число “3” – три сна

волшебный предмет – конопляное зёрнышко

чудесные превращения

$ курица разговаривает с Алёшей.

— А чем эта волшебная повесть не похожа на волшебную сказку?

У нашей сказки есть автор, а у народной его нет.

Это первая литературная сказка. Ещё есть отличия?

$ (Отражены реалии того времени: точная география: месторасположение

Имя, возраст мальчика ,Алеше было 10 лет)

В какое время происходят события? ( в 19 веке)

$ С тех прошло много лет. Русский язык изменился с тех пор?( конечно, многие слова устарели и стали нам непонятны)

Дома вы должны были поработать с незнакомыми словами.

Словарная рабо$та. Объяснение значения непонятных слов, чтение ( слайд) Вот слова, которые мы уже не используем в нашем лексиконе.

— А для чего надо знать лексическое значение этих слов? (Чтобы понять прочитанное, ведь сказка написана около двухсот лет назад). В какой словарик мы должны были заглянуть? ( в толковый)

6. Тест на знание текста.

Сейчас мы проверим, как вы знаете содержание сказки. У каждого есть тест. Из предложенных вариантов выберите правильный. На выполнение вам всего 1 минута.

Давайте проверим. Совместная Проверка (Слайд)

$Из предложенных вариантов выберите правильный ответ и подчеркните его.

1$. В каком городе находился пансион, в котором обучался Алёша?

а) Москва

б) Петербург

в) Тверь

2. Что являлось для Алёши наибольшим утешением по воскресеньям и в праздничные дни, когда он оставался один?

а) чтение книг

б) прогулка по двору

в) сон

3. Что пришлось отдать кухарке за спасение курицы?

а) серебряные монеты

$б) драгоценный камень

в) золотая монета (Империал)

4. Кем была курица Чернушка в Подземном городе?

$ а) король

б) министр

в) конюх

5. Что получил Алёша в подарок от короля?

а) редкая книга

б) конопляное семечко

$в) монеты

6. Сколько раз курица Чернушка приходила ночью к Алёше?

а) два раза

б) четыре раза (вспомним эти сюжеты:1- знакомство, 2- знакомство с подземными жителями. 3- Чернушка возвращает потерянное семечко, 4-сцена$ прощания)

в) шесть раз

Если у вас ни одной ошибки- ставьте «5»

Если 1ошибка -«4»

Если 2 ошибки-«3»

Сдайте лист$очки только те, кто получил 6 баллов.

7. Аналитическая беседа.

Сейчас ,ребята, мы перенесемся на 200 лет назад в Старинный Петербург.

Открываем начало сказки. Читаем, сохраняя сказочный, старинный стиль (читает ученик):

«Лет сорок тому назад, в Санкт-Петербурге на Васильевском острову, в Первой линии, жил-был содержатель мужского пансиона….»

Ребята, посмотрите, перед вами Старинный Санкт-Петербург$.

Слайд 11 (старый Петер-г) Петр I, одержав победу над шведами в 1702, решил заложить в дельте Невы новую крепость. 1703 год — принято считать днем основания Петербурга.

Читаем дальше. (ученик)(Тогда на проспектах Васильевского острова…).

Слайд 12(Васильев. Остров) Посмотрите, это Васильевский остров, самый большой остров в дельте Невы, истори$ческий район Санкт-Петербурга.

Читаем дальше. (ученик)

Слайд 13 (Пансион)

Пансион (франц. pension, от лат. pensio — платеж). закрытое учебное заведение с общежитием и полным содержанием учащихся.

СЛАЙД14-Исаакиевская площадь — считается одной из самых знаменитых и великолепных площадей центра $СанктПетербурга.

Читаем дальше. (ученик)

$ Посмотрите, СЛАЙД 15 –перед вами адмиралтейство — первая постройка на левом берегу Невы в СанктПетербурге

А это СЛАЙД 16- -конногвардейский манеж, который построен на Конногвардейском бульваре, предназначался для верховых занятий солдат Конногвардейского полка в осеннее и зимнее время года.

Вот мы сейчас познакомились с описанием Старого Петербурга.

  • $ Как вы думаете, могло ли быть такое детальное описание в народной сказке? Если нет, то почему? (Такого описания не могло быть, т.к. все события происходили в неопределенном месте в народной сказке — все выдуманное, а эта сказка- литературная)

Кто главный герой сказки?

Кто такой Алёша?

Рассказ о главном герое сказки (ученик).

Итак, какой Алеша был в начале сказки? Почему с ним дружат другие ребята?

— умненький, миленький, Ласковый, Общительный, Скромный, Застенчивый$

— любит познавать новое

— милосердный

-Почему Алеша не любил кухарку? Что вызывало у него ужас и отвращение? (она была причиной, что время от времени уменьшалось число его курочек, а однажды он увидел в кухне своего любимого петушка с перерезанным горлом. Он с горечью осознавал, что не в силах помочь своим друзьям, от этого и возымел отвращение к кухарке.)

8. Работа в группах.$

  • Ребята, вы заранее получили групповые задания, ответы на которые должны представить в виде связного высказывания. Если у кого есть дополнения по вопросу, под$нимаем руку.

1 группа. Алёша в Подземном городе.

1) Почему Алёша не смог пройти за Чернушкой в подземное царство в первую ночь?( Чуть ослушался, не выполнил требования – чуть не поплатился жизнью)

2) Что увидел Алёша в подземном царстве? (Найти описание в сказке)

$ 3) Какое желание Алёши исполнил король подземных жителей?( чтобы он всегда знал урок. не уча его)

4) Путь Алёши в подземное царство. Восстановить маршрут: (передняя, сени, покои старушек, большой серый попугай с красным хвостом. Серая кошка, лестница, зала, рыцари фарфоровые китайские куколки, переходы и коридоры)

2 группа. Алёша и Чернушка.

  1. О чём попросила Чёрная курица Алёшу, когда тот побывал в Подземном мире? Что значит быть скромным? (здесь ты должен был поработать со словарем)

$С.И.Ожегов. Скромный – сдержанный в обнаружении своих достоинств, заслуг, не хвастливый.

Д.Н.Ушаков. Скромный – такой, что не стремиться выказать свои качества, достоинства, заслуги, лишённый высокомерия и заносчивости.

2) Спасение Чернушки.( Он упрашивал кухарку отпустить курочку, плакал, повис на руке, и курочка убежала)

3) Нарушил ли Алёша условие, поставленное Чернушкой в начале сказки? Как это произошло?( однажды он потерял семечко, а с ним способность отвечать. Его строго наказали, считая неспособность капризом, но Чернушка вернулась и возвратила ему по$терянное зернышко, хотя и была опечалена его поведением. Алеша воспользовался волшебством и моментально выучил несколько страниц, но учитель заподозрил неладное и начал разбираться, как это у него получилось. Алеша от страха перед розгами забыл запрет короля и начал рассказывать о подземных жителях, но учитель $счел это выдумками и высек мальчика.)

4) Почему из-за предательства Алёши пострадал именно министр? ( Всегда страдает тот, кто любит. После предательства Алеши он закован в цепи, так как подземные жители поплатились из-за Алеши, которого привел к ним именно министр — Черная курица)

3 группа. Жизнь Алёши после подарка короля.

1) Как чувствует себя Алёша первое время после подарка короля?( Алеша внутренне стыдился похвалам: ему совестно было, что поставляли его в пример товарищам, тогда как он вовсе того не заслуживал.

2) Как ведёт себя Алёша в последующие дни? (самолюбие его дошло до того, что он принимал, не краснея, похвалы, которыми его осыпали. Он$ много стал о себе думать, важничал перед другими мальчиками и вообразил, что он гораздо лучше и умнее всех их.)

3) Что произошло, когда Алёша потерял конопляное семечко?(не$ смог ответить урок))

4 группа. Характер Алёши.

1) Найдите в тексте сказки, что автор пишет о характере Алеши. (Алеша был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали.)

2) Меняется ли характер Алёши? ( Алеша сделался страшный шалун. Не имея нужды твердить уроков, которые ему задавали, он в то время, когда другие дети готовились к классам, занимался шалостями, и эта праздность еще более портила его нрав.)

$9.Обобщение. Аналитическая беседа.

Группы очень хорошо справились с заданиями. Молодцы.

Вывод: Итак, Алёша получил волшебное зёрнышко, и жизнь его изменилась, да и он сам изменился. Давайте дадим характеристику Алёше до получения и после получения зернышка.

1 вариант Найдите в тексте и прочитайте, каким рисует писатель Алешу до того, как он получил конопляное зерно? ( стр. 115)

2 вариант. Каким стал Алеша после получения зернышка? (132)

$ Итак, ребята, почему из послушного, доброго, ласково мальчика, Алёша превратился в упрямого, непослушного, дерзкого?

— Почему не приносят Алёше радость его успехи?

(Алеша забыл о самом главном: все на свете дается человеку трудом. Знания, добытые трудом, нельзя отнять у человека. Алеша же нисколько не утруждается, не прикладывает никаких сил для того, чтобы знать. А потому оценки не приносят ему удовольствия. Только то, что заработано трудом, честно, может радовать и приносить счастье. )

$Вывод: Ему нечем было заняться. Праздность портила Алешу, от безделья Алёша начал шалить, грубить, хулиганить. Труд делает человека лучше. Ваш труд- это что? (учеба) а чтобы хорошо учиться…нужно…? Трудиться, и не ждать , когда вам дадут конопляное зернышко.

$Как же вы ответите на вопрос: Конопляное зерно- хорошо ли?

Недаром народная мудрость гласит: Скучен день до вечера, коли делать нечего!

Ребята, наш путь по сказке подходит к концу, а какая концовка у любой сказки? ( – добро побеждает зло!)

А мы Встречали в какой-нибудь волшебной сказке подобное зло? (Heт. О таком зле мы ещё не читали: ведь в сказках оно, как правило, олицетворено: Баба-яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и тому подобное.)

Пробовал ли мальчик бороться с этим злом?$ (конечно)

-Как? ( Иногда Алёше всё же становилось стыдно, его мучила совесть. Значит, в его душе шла борьба между добродетелью и пороками.)

Но почему он не мог исправиться? (стр. 138)

$— Вспомните, как был наказан Алёша? Какое наказание было для него самым тяжёлым? — —- найдём это в тексте и зачитаем. (стр. 140)

— какой же нравственный урок извлек Алеша , а вместе с ним м мы , читатели. Чему же учит эта сказка? Послушаем финал сказки. (Стр.143 (На другой день …)

(Победило добро, Алёша сам себя наказал: он несколько дней мучился. От этих мучений здоров$ье его подорвалось, и, когда однажды к нему во сне опять пришла Чернушка и между ними произошла сцена прощания, Алёша упал в обморок и несколько дней пролежал без памяти с сильной горячкой. После того как Алёша выздоровел, он опять старался быть послушным, добрым, скромным и прилежным. Значит, добро победило, победило в душе Алеши.)

Вывод: добро победило зло, Алёша стал прежним послушным мальчиком.

— Почему писатель выбрал такой финал? (Антоний Погорельский показал нам, что за все свои деяния нужно отвечать, и дает нам повод к размышлению над словами учителя: ПОКАЗАТЬ НА ЭПИГРАФ: не для то вам дан ум, чтобы во зло его употребить)

$Человек должен быть благородным, должен уметь прощать. Только добытое собственным трудом может приносить радость и счастье. Ум не для того да, чтобы во зло.

-А вы ,ребята, хотели бы получить конопляное семечко? Над этим вы подумаете дома и напишите сочинение. (показать на дом.задание.)

  1. Подведение итогов урока.

Выставление оценок учащимся за работу на уроке. (оценки за тесты, за индивид. Задание., за групповые задания, за работу на уроке)

11.Домашнее задание

Сочинение – рассуждение «Хочу$ ли я получить в подарок конопляное семечко? »

$ Использованная литература

  1. Погорельский А. Чёрная курица, или подземные жители. М.: Росмэн. 1999. С. 45-90.

  2. http://www.opeterburge.ru/

$

$

$Приложение2.

1 группа. Алёша в Подземном городе.

1) Почему Алёша не смог пройти за Чернушкой в подземное царство в первую ночь?

2) Что увидел Алёша в подземном царстве? (Найти описание в сказке)

3) Какое желание Алёши исполнил король подземных жителей?

4) Путь Алёши в подземное царство. Восстановить маршрут: передняя, сени, покои старушек, большой серый попугай с красн$ым хвостом. Серая кошка, лестница, зала, рыцари фарфоровые китайские куколки, переходы и коридоры

2 группа. Алёша и Чернушка.

1) О чём попросила Чёрная курица Алёшу, когда тот побывал в Подземном мире? Что значит быть скромным?

2) Спасение Чернушки.

$3) Нарушил ли Алёша условие, поставленное Чернушкой в начале сказки? Как это произошло?

4) Почему из-за предательства Алёши пострадал именно министр?

3 группа. Жизнь Алёши после подарка короля.

1) Как чувствует себя Алёша первое время после подарка короля?

2) Как ведёт себя Алёша в последующие дни?

3) Что произошло, когда Алёша потерял конопляное семечко?

$ 4 группа. Характер Алёши.

$ 1) Найдите в тексте сказки, что автор пишет о характере Алеши

2) Меняется ли характер Алёши?

Урок литературы в 5 классе

«Нравственные уроки жизни»

(по произведению А.Погорельского

«Чёрная курица, или Подземные жители»).

Комментарий к уроку:

Урок с использованием театрализации. Во время урока идет инсцинирование фрагмента.

Учащиеся являются активными участниками урока. Во время занятия используются различные методы и приемы, которые помогают активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивают устную речь, формируют умение работать в группе.

Ход урока:

Урок начинает ученик, выступающий в ролирассказчика.

Фон — Петербург. Васильевский остров.

Музыка — из кф «Чёрная курица, или Подземные жители» режиссёра Виктора Греся, вышедший в 1980 году.

Рассказчик (читает, сохраняя сказочный, старинный стиль): «Тогда на проспектах Васильевского Острова не было веселых тенистых аллей: деревянные подмостки, часто из гнилых досок сколоченные, заступали место нынешних прекрасных тротуаров. Исаакиевский мост, узкий в то время и неровный, совсем иной представлял вид, нежели как теперь; да и самая площадь Исаакиевская вовсе не такова была. Тогда монумент Петра Великого от Исаакиевской площади отделен был канавою; Адмиралтейство не было обсажено деревьями, манеж Конногвардейский не украшал площади прекрасным нынешним фасадом, — одним словом, Петербург тогдашний не то был, что теперешний. Города перед людьми имеют, между прочим, то преимущество, что они иногда с летами становятся красивее…Впрочем, не о том теперь идет дело. В другой раз и при другом случае я, может быть, поговорю с вами пространнее о переменах, происшедших в Петербурге в течение моего века, теперь же обратимся опять к пансиону, который лет сорок тому назад находился на Васильевском Острове, в Первой линии.»

Учитель: В каком произведении встречается это описание Петербурга? (В книге Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители».)

— Где оказывается читатель, начиная знакомиться с содержанием книги? (Петербург. Мы оказались на Васильевском острове, в первой линии, перед нами двухэтажное здание — пансион. 1829 год.)

Рассказчик продолжает: «Посмотрим на Санкт-Петербург того времени. Вот он! Петр I, одержав победу над шведами в 1702, решил заложить в дельте Невы новую крепость. Это было начало становления города.

Это Васильевский остров. Это самый большой остров в дельте Невы, исторический район Санкт-Петербурга.

Вот Линия — это название каждой стороны улицы на Васильевском острове.

А это Пансион. Так называли в Российской империи и некоторых зарубежных странах закрытое учебное заведение с общежитием и полным содержанием учащихся».

Учитель: Так что это за здание на экране? (Пансион)

— Прочитайте в тексте описание пансиона.

(«Дом, которого теперь — как уже вам сказывал — не найдете, был о двух этажах, крытый голландскими черепицами. Крыльцо, по которому в него входили, было деревянное и выдавалось на улицу. Из сеней довольно крутая лестница вела в верхнее жилье, состоявшее из восьми или девяти комнат, в которых с одной стороны жил содержатель пансиона, а с другой были классы. Дортуары, или спальные комнаты детей, находились в нижнем этаже, по правую сторону сеней, а по левую жили две старушки-голландки, из которых каждой было более ста лет и которые собственными глазами видали Петра Великого и даже с ним говаривали»).

— Какие новые, незнакомые ранее слова вам встретились при чтении описания пансиона? (дортуары, сени)

Словарная работа:

— Что такое дортуары? Сени?

(Дортуары – спальные комнаты, сени – прихожая, коридор).

Читая книгу, вы встретились с рядом новых слов, значение которых вам было непонятно. Где вы искали толкование слов?

— Вспомним эти трудные слова и их значение.

Кроссворд (в презентации).

Что такое империал в сказке черная курица или подземные жители

— Из выделенных букв составьте слово. (Алёша).

— Алеша — главный герой произведения. Давайте поговорим о нем.

— Как проводил время Алеша сначала, как только поступил в пансион?

— Какое любимое занятие было у Алеши? (Кормить курочек).

— Однажды с его любимой курочкой чуть не случилась беда. Алеша по своему обыкновению гулял во дворе, заглядывая в дырочки дощатого забора. Что же произошло в это время? (Появилась кухарка, она хотела поймать Чернушку, чтобы приготовить на обед. Но Алеша спас любимую курочку.)

— Как характеризует Алешу этот поступок?

— О каких еще чертах характера, о каких качествах Алеши мы узнаем на первых страницах книги?

Алеша был хорошим, добрым мальчиком, и Чернушка решила его отблагодарить. Куда она пригласила мальчика? (В подземное царство.)

Инсценирование фрагмента. (Дарение зернышка).

— Возможно, кому-то бы из вас тоже хотелось иметь такое зернышко.

— Как ведет себя Алеша в первые дни после получения зернышка? Как относится к похвале? (Стыдно, неловко).

— А каким становится позже, когда находится в центре внимания всех, когда к нему пришла слава, когда все стали восхищаться его способностями? (Зазнался, стал гордым.)

Рассказчик (подводит итог):

«Алеша, как сказал я уже выше, сначала стыдился похвал, чувствуя, что вовсе их не заслуживает, но мало-помалу он стал к ним привыкать, и наконец самолюбие его дошло до того, что он принимал, не краснея, похвалы, которыми его осыпали. Он много стал о себе думать, важничал перед другими мальчиками и вообразил, что он гораздо лучше и умнее всех их. Нрав Алеши от этого совсем испортился: из доброго, милого и скромного мальчика он сделался гордый и непослушный».

Учитель: Заполним таблицу. Каким был Алеша до получения зернышка, а каким стал после.

До

После

Добрый

Ласковый

Общительный

Любознательный

Скромный

Жестокий

Дерзкий

Непослушный

Упрямый

Гордый

— Посмотрим фрагмент фильма. (Потеря зернышка).

— Почему Алеша не смог ответить учителю, хотя до этого дня легко рассказывал все задания? (Потерял зернышко).

— Удалось ли ему выучить двадцать страниц, которые задал учитель? (Да, Чернушка принесла зернышко, которое Алеша обронил.)

— Алеша снова удивил всех знанием, но все поняли, что он не учил урока, да и товарищи сказали, что он и книги в руки не был. И Алешу наказали. Как? (Розгами высекли). Товарищи заступились тогда за него. Алеша потерял в тот момент голову — и все рассказал о черной курице, о рыцарях, о маленьких человечках.

Обратимся к фильму.

— Удалось Алеше исполнить последнюю просьбу Чернушки? (Да. Он стал снова добрым, трудолюбивым).

— К какому жанру относится это произведение? (Сказка).

— Какие признаки сказки вы можете назвать?

Проблемная ситуация:

— Но в сказке добро должно победить зло. А здесь жителям подземного города пришлось покинуть родные места, Чернушка оказалась закованной в золотые цепи из-за нескромности Алеши. А где же победа добра? (Алеша снова стал послушным, скромным, добрым).

Рефлексия.

— Сказка всегда учит, мы извлекаем из сказки уроки. Какой урок преподнесла вам сказка Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»?

Можно озвучить свой ответ или написать его на листе бумаги (по желанию).

.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/465579-urok-literatury-v-5-klasse-nravstvennye-uroki

В данной работе представлено краткое содержание повести А. Погорельского «Черная курица, или подземные жители». Это первое авторское произведение для детей в русской литературе, которое многократно переиздавалось. Автор сочинил сказку для своего племянника, воспитанием которого он занимался.

Главные герои

Алёша – главный герой, мальчик 9-10 лет, воспитанник пансиона.

Чернушка – чёрная курица, живущая во дворе пансиона; министр подземного царства.

Краткое содержание

Сорок лет назад в Санкт-Петербурге жил содержатель мужского пансиона. Многое с тех пор изменилось, но об этом пансионе помнят до сих пор.

Жил тогда в этом пансионе мальчик по имени Алеша. Ему было не более девяти – десяти лет. Родители привезли его в столицу несколько лет назад, и  оставили жить в пансионе. Вначале Алеше часто бывало тоскливо вдали от родных, но со временем ему даже стало нравиться учиться и играть с другими ребятами. Одиноко ему становилось только по выходным и праздникам, когда все дети разъезжались по своим делам. Тогда Алеша коротал время за чтением рыцарских романов из библиотеки учителя. Именно эти романы и развили его фантазию до небывалых высот.

Алеша часто кормил куриц во двое пансиона. Его любимицей была черная курица, которую все звали Чернушкой. У нее был покладистый характер, и она даже давала себя погладить. Ещё Алеша любил смотреть в дырочки в заборе, наблюдая за переулком.

В этот день в пансион должен был приехать директор. Все с самого утра готовились к его приезду. Алеша, воспользовавшись суматохой, ушел играть с курочками во двор. Но вдруг туда пришла кухарка с большим ножом, и стала ловить его любимую Чернушку. Алеша стал плакать и просить кухарку оставить в покое его любимицу, и даже отдал свою единственную золотую монету в обмен на жизнь Чернушки. После ухода кухарки Чернушка ни на шаг не отходила от Алеши до тех пор, пока он не запер ее в курятнике на ночь.

Ночью Алёше не спалось, и вдруг он услышал, что кто-то его тихо зовёт. Оказалось, что это Чернушка пришла в его комнату. Она пришла за Алешей.

Чернушка повела Алёшу за собой. Все запертые двери открывались по хлопку ее крыльев. Но было одно условие, нельзя было ничего трогать. В одной из комнат Алеша не удержался и схватил кота за лапку. Кот начал мяукать, а потом закричал попугай. Чернушка сказала, что Алеша, скорее всего, разбудил рыцарей. И, действительно, в следующей комнате на них накинулись рыцари, с которыми Чернушке пришлось сражаться. Алеша так сильно испугался, что упал в обморок. Очнулся он уже в своей кровати, и долго не мог понять, было ли это все на самом деле, или просто приснилось ему. Пойти к Чернушке в этот день у него не получилось, потому что шел сильный снег.

Ночью Чернушка снова пришла в комнату к Алеше. Она упрекнула его в том, что по его вине проснулись рыцари, от которых ей с трудом удалось отбиться. Алеша попросил черную курицу, чтобы она снова его повела туда же, куда и вчера. В комнате старушек Алеша увидел фарфоровых кукол, которые кивали ему головой. Он не стал их трогать, но поклонился в ответ. Тогда куколки соскочили со своих мест, и побежали следом. Но Алеша больше не обращал на них внимания, поэтому они вернулись обратно.

В этот раз рыцари не набросились на Чернушку, но всё-таки соскочили со стены, и преградили им дорогу. Чернушка увеличилась в размере, хлопнула крыльями, и они рассыпались, оказавшись всего лишь пустыми латами. Затем они с Алешей прошли в следующую залу, где стены были из мрамора, а двери из золота. Чернушка оставила Алёшу одного, и куда-то ушла.

Вскоре открылась одна из дверей, и в комнату вошли маленькие человечки. Они не заметили Алёшу, и ходили, как ни в чем не бывало. Чуть позже в комнате появился их король, которого Алеша узнал  дорогой одежде и короне. Алеша поклонился королю, и тот поклонился ему в ответ. Король подозвал мальчика к себе, и поблагодарил его за то, что он спас жизнь его главному министру. Оказывается, черная курица была на самом деле министром короля.

Король захотел отблагодарить Алёшу за его поступок. Он пообещал исполнить любое желание. Немного подумав, Алеша попросил сделать так, чтобы он знал любой урок, не готовясь к нему. Король удивился такому желанию, но всё-таки исполнил его. Он подарил Алеше конопляное семечко, и предупредил, что семечко будет исполнять желание до тех пор, пока все произошедшее будет оставаться в тайне.

После того, как король ушел, министр вызвался показать Алеше подземное царство. Вначале он повел его в сад, где все дорожки были выложены драгоценными камнями, а на деревьях вместо листьев рос разноцветный мох. После сада они пошли в королевский зверинец, где на золотых цепях сидели разнообразные дикие звери: крысы, кроты, хорьки.

Потом министр привел Алёшу обратно в комнаты. Там уже накрыли к тому времени столы, но Алеша оказался не голоден. Поэтому вместо ужина он попросился на охоту. Охотились они на крыс.

Позже Алеша узнал то, что подземные жители в старину часто поднимались наверх. Но нескромные люди стали рассказывать о них, и маленьким человечкам приходилось переезжать из одного места в другое. Теперь они старались не попадаться на глаза большим людям.

Алеша много ещё чего хотел узнать у министра Чернушки, но усталость взяла свое, и он уснул. Утром все смешалось в его голове, но, найдя в кармане конопляное зёрнышко, Алеша решил его проверить. Тем более, уроки он выучить не успел.

Зернышко помогло. Алеша без ошибок ответил урок. Вскоре слава о его успехах в учебе облетела весь Петербург. Пансион прославился, теперь в нем не было свободных мест. Вначале Алеше было стыдно получать незаслуженную похвалу, но со временем он к этому привык. Более того, он стал слишком большого мнения о себе, и характер его испортился. Так как Алеше не нужно было тратить время на подготовку к урокам, он стал совершать всяческие шалости. Учителю надоели его выходки, поэтому он старался задавать побольше балованному ученику.

Как-то раз учитель задал выучить наизусть двадцать страниц. Алеша и не думал готовиться, но утром когда его вызвали отвечать, он не смог проронить ни слова. Все дело в том, что его семечко пропало. Учитель не поверил, что такой способный ученик не выучил хотя бы несколько страниц, поэтому подумал, что Алеша упрямится. Он приказал запереть мальчика, и оставить его на хлебе и воде, пока тот не выучит урок.

В отчаянии Алеша вспомнил о Чернушке, и стал звать просить о помощи. Ночью Чернушка пришла к нему. Всю ночь черная курица уговаривала Алёшу измениться, стать таким, как прежде, когда все его любили. Потом она вернула ему конопляное зернышко, которое он потерял во дворе, и исчезла.

На следующий день Алеша смело вошёл в класс, и рассказал наизусть все двадцать страниц, которые нужно было выучить. Учитель удивился, когда он мог их выучить, ведь накануне вечером Алеша не мог хорошо ответить даже двух страниц. Учитель решил наказать его, и велел принести розги. Алеша расплакался, и стал умолять не наказывать его. Растроганные его искренностью товарищи принялись тоже просить учителя отменить наказание. Учитель согласился, но потребовал, чтобы Алеша извинился, и рассказал правду о том, когда он выучил урок.

Обрадовавшись, Алеша совсем потерял голову, и рассказал всему классу правду о подземных человечках и черной курице. Учитель подумал, что Алеша смеётся над ним, и велел его высечь.

Униженный и убитый горем Алеша пришел в спальню. Когда ночью простынь зашевелилась, он закрыл глаза от стыда и заплакал. Алеше совестливо было взглянуть в глаза Чернушке, но всё-таки он решился. Министр явился не в виде черной курице, а в своем человеческом облике. Он сказал, что прощает Алёшу, но весь его народ теперь вынужден переселиться далеко от этих мест, где они жили счастливо не одно столетие. Кроме того, за болтливость Алёши министр понес наказание – теперь его руки были скованны золотой цепью.

Всю ночь Алеша не мог уснуть, а перед рассветом услышал плач и шум маленьких колес под полом. Утром Алёшу нашли на полу без сознания. Шесть недель он тяжело болел, а потом все произошедшее стало ему казаться дурным сном. Но теперь Алеша вел себя скромно и старался быть послушным. Всего его снова стали любить и ценить, хотя он уже и не мог выучить наизусть двадцать страниц.

Сочинение по «Черная курица, или Подземные жители» А.Погорельского

«Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельского – это волшебная сказка. В ней переплетается реальность и фантастика.

Главный герой произведения – мальчик Алеша. Ему не более девяти или десяти лет. Алеша в числе других детей учится в мужском пансионе в С.-Петербурге на Васильевском острове. Он послушный и прилежный мальчик. Алеше нравится учиться, «дни учения для него проходят быстро и приятно», но в выходные дни ему грустно и одиноко. В это время все разъезжаются домой, а Алешины родители живут далеко от Петербурга. «По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и единственным его утешением было чтение книг». Алеша рос романтиком и мечтателем. «Любимым его занятием было мысленно переноситься в старинные, давно прошедшие века». Еще Алеша любил кормить курочек. Особенно ему нравилась черная хохлатая Чернушка. Алеша заступился за нее, когда однажды к празднику кухарка Тринушка решила поймать и приготовить из Чернушки обед. Добрый и щедрый мальчик отдал кухарке за курочку империал – подарок бабушки.

Чернушка, которая оказалась министром подземных жителей, решила отблагодарить мальчика за свое спасение. Она открыла свою тайну, провела Алешу в закрытое королевство, где король подарил ему конопляное семечко, взяв клятву никогда никому не рассказывать о подземных жителях. Теперь Алеша мог не уча отвечать на любой заданный урок.

С этого времени характер мальчика начал портиться. Если сначала он стыдился незаслуженных похвал учителей, то потом он настолько возгордился своими успехами, что вообразил себя «гораздо лучше и умнее» своих товарищей. Из скромного мальчика он превратился в высокомерного, заносчивого и ленивого. Не имея необходимости тратить время на выполнение уроков, Алеша «занимался шалостями, и эта праздность еще более портила его нрав». Товарищи стали смотреть на него с презрением, перестали его любить.

Алеша настолько отвык заниматься, что, потеряв конопляное семечко, не смог сам выучить урок. Боясь наказания, он выдал тайну, предав подземных жителей, чем навлек беду не только на Чернушку, но и на весь подземный народ, который был вынужден покинуть свое место жительства.

Сказка поучительная. Она мне понравилась. Я понял, что нельзя ставить себя выше других людей, даже если ты много знаешь и умеешь. Если ты дал слово, то надо держать его до конца. Нельзя надеяться на хитрость и жульничество, правда всегда выйдет наружу.

Сочинение Черная курица, или Подземные жители по повести Погорельского

Чёрная курица это волшебная сказка Антония Погорельского, написанная им для своего племянника. В произведении рассказано про два мира. Это мир пансиона, в котором живёт главный герой и другие ученики, и учителя. Их мир наполнен учением, встречами с гостями пансиона. На выходные дни мальчик оставался в пансионе. Его любимым занятием стало ухаживание за курочками. Он очень к ним привязался. Всю свою любовь, которую он не мог выразить родителям он передавал своим подопечным. Он был настолько храбр и смел, что однажды даже спас свою любимую курочку, которую звали Чернушка, от кухарки, отдав за её спасение самое ценное, что у него было: золотую монету.

Это был добрый и честный мальчик. Его сердце было наполнено состраданием и любовью к окружающим, поэтому у него было много друзей.

Другим миром, показанном в сказке был мир подземного царства. Это был тайный мир, о котором никто ничего не знал. В нём жило много маленьких людей, у которых даже был свой король с министрами. Как мы узнаём из сказки это подземные жители, которые очень боялись, что тайна их существования будет раскрыта и им придётся уходить в неведомые земли в поисках нового пристанища.

Чернушка, спасённая им от кухарки, оказалась министром этого необыкновенного царства. Решив отблагодарить Алёшу за своё спасение она показала ему свой мир. Познакомила его с жителями и сводила на охоту. Чернушке хотелось, что бы мальчик не чувствовал себя одиноким, а знал, что, у него есть друзья, даже когда в пансионе нет других детей. Именно там он получил необычный подарок конопляное семечко. Благодаря этому подарку, Алёша может отвечать любой урок, даже не выучив его.

Мальчик берёт такой подарок с радостью, хотя уже ясно, что все похвалы, которые он будет получать, будут не заслуженными и он ничего не будет знать по своим урокам. Он встанет на путь лицемерия и лжи. В итоге, так оно и получилось.

Из доброго и милого мальчика он превратился в гордого и надменного. Сначала он стыдился незаслуженного расположения к себе всех учителей, но со временем, стыд прошёл. Он стал шалуном. Учителя уже не знали, что с ним делать.

И вот однажды всё изменилось. Семечко пропало. Алёша уже не мог выучить нужный урок. Всё его ликование сменилось отчаянием. Но что же он делает дальше? Он не садится учить уроки, он уже настолько обленился, что предпочитает лишь жалеть себя.

Кульминацией произведения становится момент предательства. Мальчик рассказал учителю о подземном царстве и его жителях. Конечно, Чернушка прощает мальчика. Она помнит всё добро, которое он сделал. Но его трусливый поступок приносит несчастье маленькому народу.

Сказка учит нас, что доброту и честность надо воспитывать в себе хорошими поступками.

Сочинение 2

Главным героем произведения «Черная курица или Подземные жители» является молодой парень по имени Алеша. Он учится в пансионате. У него было огромное количество друзей, которые всегда готовы прийти на помощь или выручить в трудной ситуации. Практически на каждые выходные всех ребят забирали родители домой, а вот нашего главного героя никто не забирал, а все, потому что у него нет родителей. Пока все ребята находились дома и радовали родителей, Алеша сидит в пансионате и очень много читает книг. А когда ему надоедало читать, то он отправлялся на улицу, где гулял и играл один. Больше всего на свете ему нравилось играть с курицами, которых выпускали также прогуляться. Он даже своей любимице дал прозвище Чернуха. Однажды повариха отловила несколько куриц для того чтобы приготовить из них обед и вместе с другими курицами туда же попала и Чернуха. И тогда парень готов был пожертвовать своей золотой монетой, которую он берег до этого времени. И после этого повариха согласилась оставить курицу в живых.

Ночью Алеша увидел сон, в котором главной героиней была курица. Она решила провести его по одной тропе, которая ведет в интересное место. Вот только куда именно она его вела и что это было за место, он так и не узнал, а все, потому что неожиданно проснулся. На следующую ночь он все-таки узнал про это самое место. И им оказалось царство, в котором Чернуха была главной. Здесь жили только человечки маленького роста. Кроме этого здесь она подарила ему одно золотое зернышко, при помощи которого парень может знать все занятия и все уроки даже не открыв при этом учебники. Вот только парень никому не должен рассказывать про то, где он был и что видел.

Шло время, и все были удивлены, почему же он вдруг стал учиться лучше всех и очень быстро учил уроки и знал ответ на любой вопрос. Они много раз пытали мальчика, но он обещал курице не рассказывать ничего и держал свое слово. Вот только это портило парня и постепенно ему не хотелось ни с кем, ни дружить, ни общаться, ведь он считает себя самым умным, а другие намного хуже его. Все больше и больше он стал обманывать не только своих друзей, но и взрослых. И в итоге рассказал всю правду, но никто ему не поверил. И этим он потерял своего единственного друга по имени Чернуха. Она ушла от него, а он обещал, что больше такого не повториться и все будет по-другому. Но изменить уже ничего было нельзя.

Также читают:

Картинка к сочинению Черная курица, или Подземные жители по повести Погорельского

Популярные сегодня темы

Данное произведение повествует о страшнейшей судьбе одного бойца по имени Андрей. Действие происходит во времена Великой Отечественной войны, в которой герой потерял всю семью.

Поначалу пьеса называлась «Гордым Бог противится». Эта комедия, состоящая из трех действий, была написана Островским в 1853 году, а опубликована — в начале 1854 года.

Что же понимается под словом «культура»? У этого слова есть несколько значений. В основном это понятие используется для обозначения всех аспектов самовыражения и самопознания человека.

Раннее утро у многих вызывает негативное восприятие и ассоциируется с необходимостью вставать в школу или на работу. Поспать подольше в теплой уютной постели кажется гораздо приятнее и важнее

Рождаясь, человек от родителей получает имя и фамилию. Они будут сопровождать его если не всю жизнь, то долгие годы. Но человека называют не только по имени, в течение жизни у него появляются различные прозвища.

Сочинение на тему «Черная курица» Погорельский

Мария Николаевна

Сказка А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» рассказывает нам о жизни маленького Алеши. Уже два года он учится в пансионе Петербурга. Он очень прилежный и добрый мальчик, многие любят за его характер.

В будни Алеша счастлив, а в выходные, когда все дети разъезжаются домой, к родителям, Алешу мучает жуткое одиночество, потому что своих родителей он давно не видел. На выходных Алеша кормит курочек, среди которых больше всех любит черную, которой дал имя Чернушка. Мальчик спасает ее от кухарки и выкупает ее, дав монетку. За это Чернушка благодарит Алешу.

Оказывается, что эта курица ‒ министр подземного короля, а под землей живет целый народ. Курочка водит в подземное царство Алешу. Алеша видит там дворцы, залы, рыцарей, волшебных попугаев. Король благодарит Алешу за спасение курицы волшебным семенем, которое позволяет не учить урок и знать его.

С той поры Алеша меняется. Теперь он знает, что он не одинок, и в подземном царстве его почитает сам подземный король, и он знает тайну, которая неизвестна никому. Он становится балованным, проказничает. Вероятнее всего, мальчик просто понимает, что теперь он лучше всех учеников, он зазнается.

Курочка приходит к Алеше и просит исправиться, иначе волшебное конопляное семя больше ему не дадут, и уроки придется учить самому. Но однажды, под страхом быть высеченным, мальчик проговаривается о подземном царстве.

Это влечет за собой плохие последствия ‒ курочка арестована, а все подземные жители вынуждены перебраться жить в другое место. На прощание Чернушка очень просит Алешу стать снова прилежным. И Алеша исправляется, и даже становится примером для товарищей.

Сказка учит нас, что в душе каждого человека есть добро и прилежность, каждый способен достичь цели своим трудом. Ничего в мире нельзя получить просто так, и пользоваться всем готовым не получится, нужно стараться, трудиться.

Усилия нужны и для того, чтобы заслужить любовь и уважение других. Нужно помнить, что те, кто нас любит, могут пострадать от наших слов и дел, и нужно уметь нести ответственность за свои поступки перед этими людьми.

  • Что такое идеальная семья сочинение
  • Что такое зло определение для сочинения
  • Что такое идея рассказа
  • Что такое идея сказки
  • Что такое игра сочинение