Что такое художественный и познавательный рассказ 3 класс

Урок литературного чтения в 3 классе научно-познавательный и художественный тексты проектная деятельность: создание опорной таблицы по теме учащиеся должны знать:

Урок литературного чтения в 3 классе

«Научно-познавательный и художественный тексты»

(проектная деятельность:

создание опорной таблицы по теме)

Учащиеся должны знать: порядок анализа текста; признаки научно-популярного и художественного текстов

Учащиеся должны уметь: анализировать текст; сравнивать различный литературный материал; обобщать материал; работать со справочной и художественной литературой; владеть элементарными способами получения и обработки информации; работать группами.

Цели:

продолжить знакомство с научно – познавательными и художественными текстами;

развитие умения различать типы текстов, обрабатывать и систематизировать информацию.

Задачи:

расширить знания об отличиях разных типов текстов, представления о научно-познавательных и художественных текстах;

развивать умения видеть изобразительные средства языка (сравнения, метафоры), учить анализировать;

развивать творческую активность учащихся, воспитывать любовь к чтению, учить читать вдумчиво;

развивать эмоциональную сферу (умение чувствовать0, воображение, произвольное внимание, учить детей видеть красоту природы;

воспитывать любовь, бережное отношение к природе, её обитателям, доброту.

Ход урока

I. Организационный момент.

  Сегодня урок необычный у нас.

  Готов к нему, вижу, каждый из вас.

   Улыбка, уверенность. Что ж: «Так держать!»

  За парты сели, пора начинать.

II. Актуализация знаний.

Учитель: Скажите, ребята, чем отличается художественное произведение от научно-познавательного?

Дети: В художественном произведении авторы используют различные изобразительные средства, а в научно-познавательных текстах описывают события, природу на конкретных примерах.

Дети: В научно-познавательных текстах используется научная лексика.

Дети: Научно-познавательные тексты упрощены в отличие от художественных произведений.

Дети: В художественных произведениях авторы изображают картины природы, жизнь людей, общение между людьми и животными.

Дети: В художественном произведении есть диалоги между действующими лицами.

Учитель: Назовите произведения, которые мы читали о животных.

(К. Паустовский «Барсучий нос» вписать

Сообщение темы и цели урока.

Сегодня у нас будет урок проектной деятельности. Для этого вы заняли свои места по группам «Аналитики», «Исследователи», «Иллюстраторы», «Испытатели»

II. Создание проблемной ситуации.

Мы познакомились с вами с рядом художественных и научно-познавательных произведений, накопили большой материал

Для того чтобы умело использовать собранную нами информацию, нужно научиться ее обрабатывать и систематизировать.

Я предлагаю вам такую форму систематизации как опорная таблица.

(таблицы раздать)

III. Формулирование целей и задач проектной деятельности.

— Как вы думаете, какова же будет цель нашего проекта?

Цель: учиться обрабатывать и систематизировать информацию

— Каковы же выдвинем задачи?

Задача: создать опорную таблицу для сообщения об отличии научно-познавательного текста от художественного

IV. Подготовка к созданию проекта.

— Назовите основные этапы создания проекта. (Что нам нужно сделать, чтобы создать опорную таблицу?)

1. Проанализировать два текста на одну тему: научно-познавательный и художественный.

2. Выявить самые важные различия в этих текстах

3. Внести эти различия в таблицу

4. Проверить эту таблицу на других произведениях

— Наметим разделы проекта (таблицы) с целью удобства систематизации информации

(Проводится в виде «мозгового штурма».)

(Дети предлагают: цель, тема, главный герой, образ героя, основная мысль текста, отношение автора к героям, отношение автора к событияммоё отношение к героямсредства выражения основной мысли)

Все предлагают свои идеи. «Аналитики» отбирают наиболее подходящие) — распределяют карточки в ячейки.

(открывается доска)

(Лучше всего подходит план анализа текста. Его пункты могут быть названиями столбцов таблицы (отличительными чертами исследуемых текстов)

В результате на доске помещаются заготовки для будущего проекта:

Различия в художествен

ном и научно-познавательном текстах

Тема текста

Основная мысль текста

Средст

ва выраже

ния основ

ной мысли

Отноше

ние автора к героям и событи

ям

Моё отно

ше

ние к героям и собы

ти

ям

Научно-познавательный текст

Художественный текст

V. Основной этап создания проекта.

— Начнем исследование (работают «Исследователи»)

— Какие тексты возьмем для исследования: знакомые или незнакомые? Знакомые.

«Исследователи» выбирают тексты и заполняют таблицу

Пример. Тексты К. Паустовского «Барсучий нос», «Барсук»

Если «Исследователи» выбрали для анализа отрывок из текста К. Паустовского «Барсучий нос» (о барсуках) и энциклопедический текст «Барсук», то таблица после анализа может выглядеть так: 

Различия в художествен

ном и научно-познавательном текстах

Те

ма текста

Основная мысль текста

Средства выражения основной мысли

Отноше

ние автора к героям и событиям

Моё отношение к героям и событиям

Научно-познавательный текст

Текст о боб

рах

Автор рассказывает о том, как выглядят барсуки

Точные факты, научные слова, термины (живёт в норе, длинные когти, волося

ной покров пригла

жен)

Не понятно

Интересно было узнать о бобрах

Художествен

ный текст

Текст о боб

рах

Автор рассказывает о барсуках, как о любознательных животных

Выразительные слова, сравнения (нос, похожий на свиной пятачок, полосатая шкурка)

Хорошо понятно (относит-

ся с сочувствием)

Понра-

вился барсук

Таблицу на доске заполняют «Иллюстраторы»

VI. Работа «Аналитика»

— Все ли пункты анализа текста подходят для выявления различий между научно-познавательным и художественным текстами? Во всех ли столбцах видны эти различия?

«Аналитик»:

— Не все пункты подходят: столбец «Тема текста» показывает не различия, а сходство; столбец «Моё отношение к героям и событиям» может иметь столько различий, сколько человек выскажет своё мнение о тексте, т. е. слишком много.

— Следовательно, столбцы «Тема текста» и «Моё отношение к героям и событиям» надо удалить из таблицы.

«Иллюстраторы» убирают ненужные столбцы.

VII. Этап испытания проекта

В результате подробной обработки информации и фиксирования результатов этой обработки получилась опорная таблица для составления сообщения об отличии научно-познавательного текста от художественного.

— такая таблица у нас получилась:

Различия в художествен

ном и научно-познавательном текстах

Основная мысль текста

Средства выражения основной мысли

Отношение автора к героям и событиям

Научно-познавательный текст

Автор рассказывает о том, как выглядят барсуки, как живут

Точные факты, научные слова, термины

Не понятно

Художествен

ный текст

Автор рассказывает о барсуках как о любопытных животных

Выразительные слова, сравнения (нос, похожий на свиной пятачок, полосатая шкурка)

Хорошо понятно (относит-

ся с сочувствием)

Работа «Испытателей» они должны выбрать текст

Испытание проекта будем проводить все вместе по алгоритму:

1. Подойти к учительскому столу, выбрать текст-отрывок из произведений, зачитать его.

2. Из разложенных на столе энциклопедических текстов выбрать текст на ту же тему, что и зачитанный отрывок. Передать его любому ученику для чтения вслух.

3. Проанализировать свои тексты по созданной опорной таблице, сделать вывод, научно-познавательный это текст или художественный.

Вывод : : В художественном произведении авторы используют различные изобразительные средства (выразительные слова, сравнения. диалоги).

а в научно-познавательных текстах используются научные слова (волосяной покров).

4. Подумать, всё ли в таблице удобно для анализа текстов на разные темы.

Аналитики (Не удобен столбец «Основная мысль текста». Его надо по-другому назвать, чтобы он подходил для текстов на разные темы: «Основная цель автора» или: «Зачем автор создал текст?»

В ячейке, соответствующей научно-познавательному тексту, будут слова: «Дать знания».

В ячейке, соответствующей художественному тексту, будут слова: «Вызвать чувство».)

В результате таблица приобретает вид:

Различия в художествен

ном и научно-познавательном текстах

Основная цель автора

(Зачем автор создал текст?)

Средства выражения основной мысли

Отношение автора к героям и событиям

Научно-познавательный текст

Дать знания

Точные факты, научные слова, термины

Не понятно

Художествен

ный текст

Вызвать чувство

Выразительные слова: эпитеты, метафоры, сравнения

Хорошо понятно

VIII. Итоги урока.

Какую цель и какую задачу мы ставили перед собой в начале урока?

Удалось ли нам достигнуть поставленной цели и задачи?

Какие трудности встретились? Что показалось наиболее интересным?

Карточки с отрывками из произведений

Не успел хорошенько осмотреться зайчонок, как бобры над хаткой крышу поставили. Один бобр обглоданные палки таскает, другой замазывает крышу илом. Толстым хвостом громко пришлёпывает, как штукатур лопаткой. Ходко работают бобры. (И. Соколов-Микитов. «Листопадничек»)

Бежит домой деловито, ни на что не оглядывается. Кривые ножки так и мелькают на белом снегу. На следующий день – опять. Я удивился: куда это она бегает? Да ещё каждый день и всегда в одно и то же время.

(В. Белов «Малька провинилась»)

Перед самым носом Пика шлёпнулся на землю пучеглазый маленький лягушонок. Он испуганно уставился на мышонка. Мышонок с удивлением и страхом рассматривал его голую скользкую кожу.

А кругом по-прежнему слышалось – плюх-шлёп! плюх-шлёп! – точно целое стадо перепуганных лягушат, спасаясь от кого-то, скакало по траве.

(В. Бианки. «Мышонок Пик»)

Мордочка сморщенная, старушечья, а глазки живые, блестящие. Шерсть на ней рыжая, а лапки чёрные. Как будто человечьи руки в перчатках чёрных.

Тут я рассмотрел, какие у неё хорошенькие чёрные ноготки. Игрушечная живая ручка. Я стал гладить лапку и думаю: совсем как ребёночек.

(Б. Житков. «Про обезьянку»)

Наконец настало утро. Разбитый, с головной болью, я кое-как поднялся, оделся и пошёл на занятия.

И вдруг на плацу, где мы всегда маршировали, я увидел чудо…Собака, убитая мною накануне, стояла, как всегда, около нашего «дядьки» и помахивала хвостом. Завидев меня, она как ни в чём не бывало подбежала и с ласковым повизгиванием стала тереться у ног. (В. Дуров. «Наша Жучка»)

Крылья у неё всё ещё разброшены, и она мела ими землю. На гнезде она сидела с распущенными крыльями, прикрывала своих будущих птенцов, сохраняла для них тепло. Потому и закостенели от неподвижности крылья птицы. Она металась и не могла взлететь. (В. Астафьев «Капалуха»)

Я открыл коробочку и сперва ничего не увидел, а потом увидел маленький светло-зелёный огонёк, как будто где-то далеко-далеко от меня горела крошечная звёздочка, и в то же время я сам держал её сейчас в руках.

(В. Драгунский. «Он живой и светится»)

После чаю я уходил на охоту…Моя охота была и тогда и теперь – в находках.

Нужно было найти в природе такое, чего я ещё не видел, и, может быть, и никто ещё в своей жизни с этим не встречался…

Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать. (М. Пришвин. «Моя Родина»)

Научно — художественные тексты

Бобры из отряда грызунов. Крупные водные звери, известные своим умением возводить плотины, создавая пруды, в которых они устраивают жилище. Бобры весят от 15 до 30 кг при длине 90–120 см, включая плоский хвост (41 см). Большими перепончатыми задними лапами они гребут при плавании, используя в качестве руля широкий чешуйчатый хвост. Маленькие передние лапки используются как для ходьбы по земле, так и для переноски грунта и камней при строительстве уникальных плотин и частично погруженных в воду «хаток». Глаза маленькие, как и у многих других животных, большую часть времени проводящих в воде. Уши и нос снабжены клапанами и закрываются, когда животное ныряет. Огромные резцы позволяют перегрызать стволы деревьев.

Бобры возводят плотину, чтобы заполнить пруд, посреди которого строят островную «хатку», недосягаемую для рыскающих поблизости хищников. Она служит и жильем, и кладовой для зимних запасов корма. Начатую плотину бобры всегда доводят до конца, а готовой не дают разрушаться.

Бобровые хатки, как и плотины, строятся из веток и ила. Пол с удобной мягкой подстилкой из мелких кусочков коры находится чуть выше уровня воды. В крыше оставляется небольшое отверстие для вентиляции. Вход находится под водой, зимой он остается открытым.

Мягкая кора молодых веток тополей и осин – любимая пища бобров.

Макаки — приматы средней величины с крепким туловищем и сильными конечностями. Окрас шерсти серо-коричневый, однако бывает и чёрным. У некоторых особей грудка красивого голубого цвета. На мордочке нет волосяного покрова. Величина тела у макак достигает 80 см, а вес колеблется от 6 до 15 кг.  В дикой природе живут главным образом по берегам водоёмов на деревьях и умеют хорошо плавать. Содержание яванских макак возможно в домашних условиях, но, человеку, который решается взять на себя такую ответственность, надо хорошо взвесить все за и против.

В идеале нужна большая, просторная клетка, где вашему малышу будет уютно. В клетке должны быть канаты, игрушки, место для сна. Кормушки, поилки. Обезьянам обязательно нужно общение.

Собака — самый распространённый вид животных на земле.

Собака верно служит человеку, сопровождает его всюду: в военных и мирных походах, помогает охранять границы и стада, ловить преступников и отыскивать наркотики или, просто живя рядом и радуя.

Собаки могут быть активны в любое время дня или ночи. Собака — одомашненное хищное животное. Хотя собака и приспособилась к жизни с человеком, но всё же сохранила свои специфические потребности как вид животного и осталась, в сущности, волком. Собаки много дней могут жить без еды, долго терпят жажду, но без сна погибают в течение нескольких дней. Собаки много спят глубоким сном, храпят, видят сны, но способны мгновенно просыпаться.

Глухарь — таёжная, очень крупная птица семейства фазановых. Само название птицы говорит об их особенности: во время брачного периода самцы утрачивают чуткость. К ним можно легко подойти на выстрел. Глухарь – птица эффектная. Его широкий полукруглый хвост напоминает по форме павлиний. А жабо украшено перламутровыми зелёными пёрышками. Над глазами – ярко-красные брови.

Урок литературного чтения в 3 классе

Тема: О.Полонский «Муравьиное царство» Особенности научно-познавательного  текста

Цель: Стимулировать желание читать произведения о насекомых.

Актуализировать умения: работать с текстом по алгоритму; составлять подробный план текста.

Научить: определять тип, жанр текста и обосновывать своё мнение; проводить исследование художественного и познавательного текстов;

пересказывать текст от лица главного героя; оформлять результаты исследования художественного и познавательного текстов в таблице;

выполнять учебное задание, используя план, алгоритм; выполнять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания; адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания; использовать речевые средства для представления результата деятельности.

УУД:

ЛичностныеУУД: проявлять желание читать произведения о насекомых.

 Регулятивные УУД: выполнять учебное задание, используя план, алгоритм; выполнять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные УУД: адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания; использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Познавательные УУД: определять тип текста и обосновывать своё мнение; определять жанр произведения и обосновывать своё мнение; проводить исследование художественного и познавательного текстов.

Планируемые результаты: описывать героя произведения; составлять подробный план текста; оформлять результаты исследования художественного и познавательного текстов в таблице.

1.Орг.момент

-Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, дорогие гости!

Давайте улыбнёмся! Подарим друг другу заряд хорошего настроения!

Начинаем наш урок!

Литературное чтение-прекрасный урок, 

Много полезного в каждой из строк,

Стих-это будет сказка, рассказ?

Вы учите их-они учат вас!

-Чему бы вы хотели научиться на сегодняшнем уроке?

2.Проверка домашнего задания

-Посмотрите на экран. Я приготовила для вас задание, но налетел сильный ветер и слова рассыпались. Догадайтесь что же здесь было написано?

-Какие слова получились? Знакомо ли вам такое сочетание слов?

-Проверим домашнее задание в творческой тетради. (Три ученика зачитывают свои тексты с использованием слов словарной коробочки «Муравьишка и бабочка»)

3.Сообщение темы урока.

-Ребята, хотите пойти со мной в гости в один большой и красивый дом, где живёт огромная дружная семья? Вы, наверное, не раз видели этот дом, когда летом гуляли по лесу. Под ветками деревьев стоит высокий холмик из веточек и сосновых иголок, а из него во все стороны деловито выбегают маленькие юркие обитатели, а другие возвращаются, неся на себе тяжёлую добычу. Угадали, что это за дом? Ну, конечно же, это муравейник!

-Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новым рассказом, посвящённым этим замечательным насекомым.

-Откройте стр.— и прочитайте его название. (Вывешиваю табличку на доску)

О.Я. Полонский

МУРАВЬИНОЕ ЦАРСТВО

Этот рассказ в 1859 году написал русский писатель Олег Яковлевич Полонский.

-Как вы думаете, о чём может говориться в тексте с таким названием?

4.Первичное знакомство с текстом.

-Сейчас вы прочитаете текст самостоятельно с заданием.  Делайте пометки простым карандашом по ходу чтения.

5.Работа с текстом после чтения.

А)   -Итак, каких значков у вас больше?

-Что нового вы узнали? Зачитайте.

-Что не понятно?

-Какова же тема текста?(О муравьях)

-А основная мысль? (Жизнь муравьёв)

Б)  Поработаем в группах. Займёмся вычитыванием информации.

Разделимся на 4 группы.

-Каждая группа внимательно читает по одному абзацу. (Дети читают)

-А теперь задание: найдите в вашем абзаце предложение, которое отвечает на вопрос СКОЛЬКО (Вешаю табличку)

-Составим кластер.

-Насчитывается в мире более 6000 видов

-Их дома возвышаются до одного метра

-Существует несколько семейств муравьёв

-Жизнь муравья в среднем около года.

-На дворе ноябрь, а так хочется окунуться в лето.

6.Физминутка для глаз.

В)-Какие замечательные ромашки. Я для вас сорвала одну. Это необычная ромашка, это — «РОМАШКА ВОПРОСОВ». Она поможет выяснить кто в нашем классе самый внимательный читатель.

-Кто желает задать вопрос для одноклассников? (Отрывают по лепестку и задают вопрос)

-ИЗ ЧЕГО муравьи строят свои гнёзда?

-ГДЕ расселились муравьи? Или ГДЕ их нет?

-КАКУЮ пользу приносят муравьи?

-ПОЧЕМУ бродячие муравьи наводят ужас?

-ЧТО умеют делать муравьи?)

7.Сравнение художественного и научно-познавательного рассказа.

-Совсем недавно мы прочитали рассказ о муравье. Вспомните его название и фамилию автора. ( В. Бианки «Приключения муравьишки»)

-Давайте сравним эти тексты. Какой из них является художественным, а какой научно-познавательным?

-Какой рассказ можно поместить в энциклопедию? Почему?

-Может ли в таком рассказе быть вымысел или вся информация соответствует действительности и является правдой?

Поработаем в парах.

Заполните таблички

Критерии сравнения

В.Бианки «Приключения муравьишки»

О.Полонский «Муравьиное царство»

Жанр

Тема

Основная мысль

Слова для выбора: художественный рассказ, научно-познавательный рассказ, о муравье, о муравьях, испытания муравья, жизнь муравьёв.

Проверка.

-Итак, вы сказали, что это научно-познавательный рассказ и всё в нём не вымысел, правда. А как же название? Ведь оно кажется сказочным.

-Обратимся к толковому словарю.

-Так что и название этого рассказа вполне себе научное.

8.-А хотелось бы вам узнать, что-то ещё о муравьях?

-Давайте обратимся к нашей «Шкатулке знаний»

(Дети выходят и читают по одному листочку из шкатулки)

9. Домашнее задание.

Дома я предлагаю вам пополнить нашу шкатулку знаний небольшими сообщениями, интересными фактами из жизни других насекомых, которые вы напишите на листочках. 

10.Рефлексия

-Наш урок подошёл к концу.

-Что вы узнали на уроке? Какие открытия сделали?

-Кого из одноклассников вы бы отметили?

-Я тоже хочу отметить…

-Мы целый урок трудились как муравьи.  Давайте оценим свою работу на уроке.

-У меня на доске МУРАВЕЙНИК, состоящий из трёх ярусов.

Сейчас каждый из вас получит своего муравьишку. Поместите его на тот ярус, который соответствует вашей работе на уроке.

 (Дети по рядам выходят, получают по одному муравью и прикрепляют на нужный им ярус)

-Спасибо за урок! Желаю вам всегда быть на высоте!

Литературное чтение, 3 класс

Урок 22. Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве»,

«Куда девается вода из моря?»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1.Анализ произведений Л. Н. Толстого «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?».

2.Сопостовление научного и художественного стиля текста, текста рассуждения и описания.

Глоссарий по теме

Научный стиль – стиль научных сообщений. Его функция – сообщение информации и доказательство ее истинности. Чертами этого стиля являются логичность, доказательность, точность, чёткость, обобщённость.

Художественный стиль – это стиль художественной литературы. Он воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.

Описание – это текст, который описывает признаки чего-либо.

Рассуждение — это текст, который объясняет причину какого-то явления или события.

Сравнение – сопоставление изображаемого предмета с другим предметом по их общим признакам

Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать

Метафора – переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту

Эпитет – образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью.

Ключевые слова

Типы текстов; описание; рассуждение; средства художественной выразительности; метафора; сравнение; эпитет; научно-познавательный текст; художественный текст.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / ( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С.162 — 163
  2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 42-43
  3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.
  4. Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» [Электронный ресурс]. – 2018. Режим доступа: http://ypmuseum.ru/ru/muzey/virtualnye-ekskursii.html свободный. – Загл. с экрана.

На уроке мы узнаем о научном и художественном стилях текста.

Научимся различать описание и рассуждение. Сможем сами сочинить тексты разных типов.

Основное содержание урока

1.Знакомство с произведениями Л. Н. Толстого «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» происходит в ходе диалога вымышленных персонажей – Ани и Володи и учителя.

У: Сегодня мы с вами познакомимся с особенностями описания и рассуждения, больше узнаем о научном и художественном стилях текста. Сейчас мы с вами прочитаем текст, который называется «Какая бывает роса на траве».

У: Обратите внимание на заголовок.

В: В заголовке звучит вопрос: «какая?», это вопрос имени прилагательного, которое обозначает признаки предмета. Видимо в тексте будет рассказываться о том, какая роса.

У: Прочитайте подзаголовок.

А: Описание.

В: Что такое описание?

У: Описание – это тип текста, в котором описываются какие-либо предметы, явления.

У: Прочитайте текст «Какая бывает роса на траве» и подумайте, почему этот рассказ назван описанием. (Выразительное чтение текста)

У: Все ли слова вам понятны.

А: Слово «алмазы» выделено – значит его значение можно посмотреть в словарике учебника.«Алмаз – блестящий, прозрачный драгоценный камень».

У: Алмаз – это метафора. Что называет автор алмазами?

В: Капли росы. Лев Николаевич Толстой описывает росу, стараясь передать нам свои впечатления от этого необыкновенно красивого явления природы.

У: Какие средства выразительности он для этого использует.

А: Кроме метафоры, есть ещё сравнения. Росинка «как шарик светлый», «вкуснее напитка», поверхность листа «как бархат».

Что такое бархат?

У: Бархат — плотная шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом.

Какие ещё средства выразительности вы нашли?

В: Много эпитетов. Листок «мохнат и пушист», росинки алмазы переливаются «и желтым, и красным, и синим».

А: Олицетворения. Капли росы «собрались», «катаются по листку и не мочат его», капля «проскользнёт мимо стебля».

У: Давайте подведем итог. Почему этот текст является описанием?

А: В этом тексте описываются капельки росы Л.Н. Толстой передает восхищение, которое он испытывает при виде этой красоты.

В: Для этого он использует средства художественной выразительности: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения. Перед нами встает яркая картина, которую можно нарисовать в своём воображении или на бумаге.

А: Этот текст напоминает стихотворение – описание природы. Это художественный стиль текста.

У: Молодцы, вы всё правильно поняли.

У: Теперь познакомимся с другим текстом. Он называется «Куда девается вода из моря?» Что вы можете сказать о заголовке.

А: Заголовок в виде вопроса, подзаголовок – «рассуждение».

В: Видимо в этом тексте автор даст ответ на вопрос, прозвучавший в заголовке.

У: Давайте прочитаем. (Выразительное чтение текста)

У: Что вы можете сказать об этом тексте?

В: Этот рассказ напоминает текст статьи из энциклопедии. Мне кажется, это научный стиль текста.

У: Какое явление природы в нём описывается?

А: Круговорот воды в природе. Только он написан более понятным языком, чем научная статья.

В: Я понял, почему этот текст называется рассуждением. Автор рассуждая, объясняет читателям как происходит это явление в природе.

У: Верно. Рассуждение – это тип текста, в котором содержится объяснение чего-либо.

У:В этом тексте обычно 3 части: мысль, требующая доказательства;

доказательство (оно может состоять из нескольких абзацев); вывод.

А: Я заметила, что этот текст содержит все эти части, но композиция текста необычна. У него похожи начало и концовка. Как будто сам текст можно читать по кругу, как круговорот.

В: В этом тексте также используются средства художественной выразительности, но их не так много и они не такие яркие. В основном это олицетворения, которые описывают действия: туман «поднимается», ветер «гонит» и «разносит» по земле тучи, вода «падает». Для писателя главное – объяснить суть природного явления, а не нарисовать яркую картину. Думаю, текст можно назвать научно-познавательным.

У: Вы молодцы. Теперь вы можете попробовать создать свои тексты разных типов.

2. У: Мы прочитали два текста Льва Николаевича Толстого. Текст – описание «Какая бывает роса на траве» и текст-рассуждение «Куда девается вода из моря?». Оба рассказа писатель сочинил для учеников яснополянской школы.

Что вы можете сказать о стиле этих текстов?

А: Стиль текста «Какая бывает роса на траве» — художественный. В тексте преобладают образные слова и выражения.

В: Стиль рассказа «Куда девается вода из моря – научный. Автор стремится сообщить информацию о том, куда девается вода из моря и что с ней происходит на разных этапах процесса круговорота воды в природе. Чувства и эмоции не передаются, приводятся только факты.

У: Верно, молодцы. Как вы поняли, чем описание отличается от рассуждения?

А: У каждого из этих типов текста свои задачи. В описании автор передает свои чувства, эмоции, старается наиболее точно нарисовать картину, которую должен «увидеть» читатель.

В: Задача рассуждения – что-то объяснить читателю или доказать свою точку зрения.

У: Есть ли различия в языковых средствах?

А: В описании автор использует множество средств художественной выразительности, эмоционально окрашенные слова.

В: В рассуждении минимум средств выразительности. Главное – четкость, ясность, точность подбора слов.

У: Что вы можете сказать о структуре текстов?

А: Мне кажется, в описании нет, и не может быть чёткой структуры. Иначе сложно передать эмоциональное состояние человека, его отношение к тому, что он описывает. В тексте «Какая бывает роса на траве» Толстой не рассказывает о том, что такое роса с научной точки зрения. Он рассказывает о своих впечатлениях, любуется красотой росы — это художественный текст. В нем представлена личная оценка автора и нет научных фактов.

В: В рассуждении присутствует четкая структура: в нём выделяются 3 части: мысль, требующая доказательства; доказательство; вывод. В рассказе «Куда девается вода из моря?» Толстой объясняет суть круговорота воды, он не дает своих личных оценок данному явлению, просто знакомит с ним читателя.

А: Ещё можно сказать, что оба текста, которые мы прочитали, построены в форме монолога, написаны ясным, понятным языком. Видно, что Лев Николаевич Толстой старался сделать их как можно более доступными для читателей «Азбуки» — детей.

У: Кстати, рассказы Льва Николаевича Толстого из «Азбуки» можно встретить и в современных учебниках, и в сборниках рассказов этого великого писателя. Очень советую вам почитать его произведения.

Разбор типового тренировочного задания

Выберите правильный ответ.

Текст вопроса: Как называется текст, который объясняет причину какого-то явления или события.

1. Повествование.

2. Рассуждение

3. Описание.

Правильный ответ: 2. Рассуждение

Разбор типового контрольного задания

Восстановите план рассказа.

Текст вопроса: Восстановите последовательность по рассказу Толстого

1 вариант

«Какая бывает роса на траве»

Вкусная росинка

Бархатный листок

Алмазы в траве

2 вариант

«Куда девается вода из моря?»

Вода испаряется, совершая круговорот

Отчего море не переполняется водой?

Вся вода с поверхности земли попадает в море

Ответ:

1 вариант

1. Алмазы в траве

2. Бархатный листок

3. Вкусная росинка

2 вариант

1. Вся вода с поверхности земли попадает в море

2. Отчего море не переполняется водой?

3. Вода испаряется, совершая круговорот.

Цель урока: формировать представление о научно-популярной и художественной литературе, научном и художественном стилях речи через знакомство с научно-познавательной статьёй о лисе и рассказом Н.Сладкова «Лиса-плясунья».

Задачи урока:

  • формирование нового стиля мышления: формирование такого стиля мышления для которого характерна открытость, гибкость, рефлексивность;
  • развитие таких базовых качеств личности, как: критическое мышление, коммуникативность, мобильность, самостоятельность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности;
  • формирование культуры чтения: умение учащихся ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, делать выводы и обобщения;
  • развитие аналитического мышления.

Задачи урока на каждой стадии:

  • Стадия вызова.
    • Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу.
    • Активизировать учащихся, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами
  • Стадия осмысления.
    • Помочь активно воспринимать изучаемый материал.
    • Помочь сохранить интерес к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенном продвижении от знания старого к новому.
    • Расширять и активизировать словарный запас детей.
  • Стадия рефлексии. Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал и выработать собственное отношение к нему.

Оборудование урока:

  • Тексты для чтения у каждого учащегося
  • Рабочие листы учащихся к уроку
  • Интерактивная доска
  • Презентация к уроку
  • Разноцветные шляпы (чёрная, красная, белая, синяя, жёлтая, зелёная)

Ход урока

I  Организационное начало урока

Каждый наш урок — открытие,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Сегодня мы будем тексты читать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

II Стадия «Вызов»

Загадка о лисе.

За деревьями, кустами,
Промелькнуло, будто пламя,
Промелькнуло, пробежало…
Нет ни дыма, ни пожара.
(Лиса)

— Какова тема нашего сегодняшнего урока?

Приём «Таблица ЗХУ»

— А что вы знаете о лисице? Что бы вы хотели узнать об этих животных?

Начните заполнять таблицу ЗХУ.

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ

Ответы на поставленные вопросы учащиеся находят в текстах в течение урока.
Если нет ответа на поставленный вопрос – работа продолжается дома.

Дети заполняют первые две колонки таблицы.

— Расскажите, что вы записали в таблице.

— Вы много интересного знаете о лисице. Как вы думаете, а знаете ли вы всё о лисах? (нет)

Приём «Верите ли Вы, что…».

— У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске.

Цифрами я указала № вопросов.

— Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что …».

— Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «–».

  1. Верите ли вы, что лисица – родственница собаки?
  2. Верите ли вы, что подошвы лап у лис к зиме обрастают шерстью?
  3. Верите ли вы, что существует 11 видов лисиц?
  4. Верите ли вы, что лисы обитают только на материке Евразия?
  5. Верите ли вы, что зайцы – основная еда лис?
  6. Верите ли вы, что в рационе лисицы более 500 различных животных?
  7. Верите ли вы, что, чтобы насытиться, лисе нужно съесть не менее 20 мышей в день?
  8. Верите ли вы, что лисы роют глубокие норы?
  9. Верите ли вы, что самцы лис не принимают участие в заботе о потомстве?
  10. Верите ли вы, что лиса может заразить домашних животных и человека опасными болезнями?

— В какой литературе можно найти более подробную информацию? (в научно-познавательной)

III Стадия «Осмысление»

1. Работа со статьёй. Приём «Инсерт» (чтение с пометками)

У каждого ученика есть листок со статьёй. Дети читают текст про себя, делая пометки на полях:

  • V- эту информацию знал, знаю, вспомнил;
  • + — это новая для меня информация;
  • ? — эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.

Лиса

Лисица — хищное млекопитающее из семейства псовых.

Морда узкая, уши стоячие, заострённые. Хвост длинный, пушистый. Поскольку кончик носа и подушечки лап у лис чувствительны к обмораживанию, зверь спит, обернув свой пушистый хвост вокруг тела. А подушечки лап к зиме обрастают шерстью. Мех густой, пушистый. Окраска преимущественно рыжая, разных оттенков, или серая с рыжиной. Размером она с небольшую собаку: весит 6-10 килограммов. Лисы издают звуки наиболее похожие на гавканье собак.

Известно 11 видов лисиц. Они распространены на всех материках, кроме Антарктиды, завезены в Австралию.

Существовало, да и сейчас еще существует мнение, что основная еда лис — зайцы. Конечно, лиса любит зайчатину, но догнать зайца она не может. Если же случайно наткнется лиса на растерявшегося зайца или на беспомощных зайчат, она, конечно, не упустит своего, но зайцы попадаются лисице не так уж часто. Впрочем, лисы прекрасно обходятся и без зайчатины. Подсчитано, что в рационе лисицы более 300 различных животных — от насекомых до крупных птиц. И все же основная пища лисы — грызуны. Чтобы насытиться, лисице нужно поймать и съесть не менее двух десятков мышей и полевок в день. Кроме мышевидных грызунов, она ест ондатр, сусликов, птиц, пресмыкающихся, земноводных, падаль.

Лисицы живут поодиночке, в норах, в лесах или степях. Нор лисы обычно сами не роют, стараются занять уже вырытые другими зверями. Весной в норах рождаются маленькие слепые детёныши (от 2 до 7). Самцы лисиц — хорошие семьянины. Они не только принимают деятельное участие в выращивании молодняка, но и трогательно заботятся о своих подругах еще задолго до того, как те подарят им прелестных лисят: носят пищу, благоустраивают норы.

Вредны лисы истреблением дичи и домашней птицы. Кроме того, лиса является распространителем бешенства и других заразных болезней. Совершенно очевидно, что нужен строгий контроль за её численностью. И еще: нельзя забывать, что уничтожением большого количества грызунов она приносит пользу сельскому хозяйству.

2. Физминутка для глаз

3. – А теперь давайте вернемся к таблице «Верите ли Вы, что…»

— А сейчас вы снова ответите на мои вопросы «Верите ли вы, что…», заполните вторую строчку в таблице и мы сравним новые ответы со своими предыдущими ответами.

Учитель зачитывает вопросы, дети работают с таблицей.

4. Приём «Кластер»

— Вы много нового узнали о лисах. Давайте составим кластер: наши новые знания о лисе.

На доске – основа кластера. Дети высказывают свои новые знания, учитель составляет кластер.

img1

– Сегодня я приготовила  для вас замечательное произведение «Лиса-плясунья». Как вы думаете, вы будете читать  художественное произведение или научно — популярную статью? Как вы думаете, к какому жанру относится это произведение? Какое слово вас удивило в названии? Как вы думаете, о чём будет это произведение?

– Автором данного произведения является Николай Иванович Сладков — писатель-натуралист, написавший огромное количество рассказов и сказок о животных для детей. (На доске — портрет)

— Перед началом чтения давайте выясним для себя значение некоторых слов, которые вам встретятся в тексте. (На интерактивной доске)

  • Околица –
  • Жнивьё –
  • Коромысло –
  • Пастишка –

5. Физминутка

6. Приём «Чтение с остановками» и «Тонкие и толстые вопросы»

Текст разделён на 3 части. Текст читается по частям. После каждой части делается остановка и идёт работа по тексту.

— Сейчас мы с вами будем читать текст, после каждой остановки мы будем задавать тонкие и толстые вопросы к тексту.

Чтение первой части текста.

Лиса – плясунья

Ну и погодка, чтоб ей ни дна ни покрышки!

Дождь, слякоть, холод, прямо – бррр!.. В такую погоду добрый хозяин собаку из дому не выпустит.

Решил и я свою не выпускать. Пусть дома сидит, греется. А сам взял ружьё, взял бинокль, оделся потеплее, надвинул на лоб капюшон – и пошёл. Любопытно всё-таки поглядеть, что в такую непогоду зверьё делает.

И только вышел за околицу, вижу – лиса! Мышкует – промышляет мышей. Рыскает по жнивью – спина дугой, голова и хвост к земле – ну чистое коромысло!

Вот легла на брюхо, ушки торчком – и поползла: видно, мышей-полёвок заслышала. Сейчас они то и дело вылезают из норок – собирают себе зерно на зиму.

Вдруг вскинулась лиска всем передом, потом пала передними ногами и носом на землю, рванула – вверх взлетел чёрный комочек. Лиса разинула зубастую пастишку, поймала мышь на лету. И проглотила, даже не разжевав.

Да вдруг и заплясала.

— После первой части вопросы к тексту задаю я, а вы определите, пожалуйста, тонкий или толстый вопрос я задала.

— Как вы думаете, от чьего лица ведётся повествование в рассказе?

— Почему автор не взял собаку с собой?

— Что такое «мышкует?»

— Как вы думаете, почему автор употребляет в тексте слово «лиска»?

— Почему лиса заплясала?

Чтение второй части текста.

Подскакивает на всех четырёх ногах, как на пружинках. То вдруг на одних задних запрыгает, как цирковая собачка – вверх-вниз, вверх-вниз! Хвостом машет, розовый язычок от усердия высунула.

Я давно лежу, в бинокль за ней наблюдаю. Ухо у самой земли – слышу, как она лапками топочет. Сам весь в грязи вымазался.

А чего она пляшет – не пойму! В такую погоду только дома сидеть, в тёплой, сухой норе! А она вон чего выкомаривает, фокусы какие ногами выделывает!

Надоело мне мокнуть – вскочил я во весь рост. Лиса увидала – тявкнула с испугу. Может, даже язык прикусила. Шасть в кусты – только я её и видел!

Ведётся работа по вопросам.

Чтение третьей части текста.

Обошёл я жнивьё и, как лиса, всё себе под ноги гляжу.

Ничего примечательного: размокшая от дождей земля, порыжелые стебли.

Лёг тогда по-лисьему на живот: не увижу ли чего так?

Вижу: много мышиных норок. Слышу: в норках мыши пищат.

Тогда вскочил я на ноги и давай лисий танец отплясывать! На месте подскакиваю, ногами топочу.

Тут как поскачут из-под земли перепуганные мыши-полёвки. Из стороны в сторону шарахаются, друг с другом сшибаются, пищат пронзительно… Эх, был бы я лисой, так…

Да что тут говорить: понял я, какую охоту испортил лисичке. Плясала – не баловала, мышей из их норок выгоняла.   Был бы у неё тут пир на весь мир!

Оказывается, вон какие звериные штучки можно узнать в такую погоду: лисьи пляски!

Плюнул бы я на дождь и на холод, пошёл бы других зверей наблюдать, да собаку свою пожалел. Зря её с собой не взял.

Скучает, поди, в тепле под крышей.

Ведётся работа по вопросам.

IV Стадия «Осмысление»

— Мы подходим к заключительной части нашего урока. Сегодня вы прочитали два текста разных видов о лисах. Сейчас вы должны будете на основании двух прочитанных текстов сделать выводы в группах и высказаться в соответствии с полученными шляпами мышления.

1. Приём «Шесть шляп» (на доске – шесть шляп)

Каждая группа в результате жеребьёвки получает цветные шляпы. У каждой шляпы своё название и своё задание. Дети обсуждают в группе задание и высказываются.

  • Белая шляпа – факты, информация.
  • Красная шляпа – эмоции.
  • Жёлтая шляпа – оптимизм, положительное.
  • Чёрная шляпа – проблема.
  • Зелёная шляпа- шляпа творчества.
  • Синяя шляпа — жизненный урок.

2. Приём «Синквейн»

— А теперь последнее задание – синквейн.

Дети пишут синквейны о лисе. Зачитываются несколько синквейнов.

3. Домашнее задание

— Ребята, ваше домашнее задание:

  1. Заполнить третью колонку в таблице ЗХУ «Что я узнал о лисах»,
  2. Написать сочинение-эссе на тему «Почему лису называют плутовкой».

V Рефлексия

На доске вопросы для рефлексии:

  1. Чему мы учились на уроке?
  2. Кто считает, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой?
  3. Кто считает, что было трудно на уроке?
  4. Оцените свою работу.
  5. Нарисуйте смайликом своё настроение.

Научно-познавательный рассказ – что такое? Популяризация научных знаний об окружающем мире — необходимое звено в системе образования. Она дает возможность донести сложную информацию о содержании различных отраслей науки (естественных и гуманитарных) в доступной форме, литературным языком. К научно-популярной литературе относятся и биографии исторических лиц, деятелей науки и культуры, и повествования о путешествиях, рассказы о природе и физических явлениях, исторических событиях.

Оптимальный жанр

Если говорить конкретнее, применительно к детскому сознанию, только начинающему осваивать многообразие явлений и предметов, познанных человеком, то для развития потребностей необходима в первую очередь научно-познавательная литература. Она может быть представлена различными жанровыми образованиями. Самым простым и наиболее соответствующим детскому восприятию является рассказ. Компактный по объему, он позволяет сосредоточиться на какой-либо одной теме, на однородных явлениях, выбрав самые характерные.

Художественность или информативность?

Рассказ как жанр предполагает повествовательность, сюжетность, последовательное изложение фактов или событий. Рассказ должен заинтересовывать, содержать интригу, неожиданный, яркий образ.

научно познавательный рассказ что такое

Что такое научно-познавательный рассказ, и чем он отличается от художественного? Последний не имеет своей целью передачу какой-либо точной информации об окружающем мире, хотя она там не может не присутствовать. Художественный рассказ создает в первую очередь художественный образ мира, опирающийся как на знание, так и на вымысел.

Писатель использует известный ему фактологический материал не для того, чтобы кого-то познакомить с ним и пополнить знания о предмете, а чтобы, во-первых, создать убедительный образ (нарисовать словом), а во-вторых, выразить свое отношение к изображаемым реалиям: свои чувства, мысли — и заразить ими читателя. То есть выразить свой творческий потенциал.

К какому разряду можно отнести прозаические миниатюры М. Пришвина о природе? «Гаечки» — художественный или научно-познавательный рассказ? Или его же «Верхоплавки», «Говорящий грач»?

что такое научно познавательный рассказ

С одной стороны, автор совершенно достоверно, в деталях описывает внешний вид и повадки птичек. С другой, он сочиняет диалог, который якобы ведут между собой синички-гаечки, и очень ясно дает понять, какое удивление и восхищение вызывают в нем эти птички. В таком же духе он высказывается и в других рассказах. Безусловно, это художественные рассказы, тем более что в целом они складываются в широкую мозаичную картину, которая позволяет оценивать их в категориях художественной натурфилософии. Но и в познавательном значении им тоже не откажешь.

Художественно-познавательная литература

Ряд специалистов по литературоведению и преподаванию словесности в школе вводят такое понятие, как художественно-познавательная литература. Конечно, рассказы М. Пришвина, как, впрочем, и В. Бианки, Н. Сладкова, полностью укладываются в это понятие, соответствуют ему.

На этом примере хорошо видно, что понятие «научный познавательный рассказ» вряд ли может иметь точно очерченные и ограниченные рамки. Строго говоря, надо признать, что его функции служат в первую очередь учебным целям. Имеет значение не только содержание — определенная информация, необходимая для усвоения, но и то, как она организована, каким образом сообщается читателю.

Что такое научно-познавательный рассказ? Его функции

Научно-познавательное произведение раскрывает свою тему с исторических позиций, в развитии и в логической взаимосвязанности. Тем самым оно способствует становлению логического мышления, помогает осознавать причинно-следственную связь между явлениями. Умный рассказ может посодействовать переходу от предметного мышления к оперированию отвлеченными понятиями.

научно познавательный рассказ

Он призван ввести в умственный обиход ребенка (или подростка) представление о специальной терминологии, используемой в той или иной отрасли знания. Причем это должно происходить поэтапно: от раскрытия содержания строгого научного понятия к более сложным текстам, использующим определенную терминологию.

Научно-познавательный рассказ стимулирует школьника к освоению специальной справочной литературы, помогает научиться пользоваться энциклопедиями, словарями, справочниками по различным отраслям знаний. Он содействует созданию четкого представления о системе справочных пособий, доступно раскрывающих терминологию или суть интересующего предмета.

Познавательная литература и воспитание

Расширение объема знаний, информативной базы формирующейся личности и одновременно воспитание интеллектуальной активности, стимулирование умственного роста – вот что такое научно-познавательный рассказ. Умело и талантливо составленный текст рассказа обязательно затрагивает и эмоциональную сферу. Только машина может оперировать «чистым», «голым» знанием.

научно познавательный рассказ это

Усвоение материала намного успешнее происходит на фоне заинтересованности. Научный познавательный рассказ должен вызывать желание прочесть что-то новое, формировать стремление к познанию. Поэтому личное отношение, личная авторская интонация – а это черта художественной литературы — все-таки являются необходимым компонентом такого произведения.

Неизбежность художественного уклона

Здесь нам придется вернуться к сопоставлению художественной и научно-познавательной литературы. Ее элементы, иллюстративность, описательность, создание словесной картинки и прежде всего наличие эмоциональной ауры и индивидуальной интонации наделяют произведение воспитательной функцией. Они пробуждают в маленьком читателе любознательность, помогают определиться с ценностным отношением к окружающему миру, с ценностными ориентациями.

научно познавательная литература

Поэтому художественно-познавательная литература незаменима для восприятия в раннем школьном возрасте. Между этими двумя видами учебной литературы нет непроходимой пропасти. Художественно-познавательные рассказы соответствуют самой первой ступеньке образовательного процесса, она предшествует чтению научно-познавательных рассказов.

Научно-познавательный рассказ (определение)

Так что же это такое? Научно-познавательный рассказ – это разновидность обучающего пособия, введенного в учебный процесс с середины 70-х годов как внеклассное чтение. Тогда же была разработана и методика использования этой литературы, отработаны приемы ее усвоения и запоминания, способы мотивировать чтение. Определены ее функции: познавательная, коммуникативная, эстетическая.

научно познавательный рассказ про человека

Авторы подобных произведений, со своей стороны, применяют различные приемы, облегчающие понимание и запоминание изложенной информации. Повествование строится в форме вопросов и ответов, в форме диалога с читателем. Автор, ведущий повествование от первого лица, выступает в роли наставника, друга, советчика. Научно-познавательный рассказ — это и руководство по выполнению различных опытов и экспериментов, он включает в себя их описание и инструкции.

Познай самого себя

Человек как объект познания, как биологический и социальный феномен, а также естественная история, история общества – все это тоже является предметом изучения. Научно-познавательный рассказ про человека может быть посвящен бесконечному множеству тем.

Первостепенная необходимость для подрастающего поколения – проникнуться созданными поколениями людей нормами общественной морали, на которых и держится человеческая солидарность. Именно такой материал предоставляют, например, рассказы о великих людях прошлого, народных вождях, политических деятелях, гениях науки и культуры – всех тех, кто создавал человеческую цивилизацию.

  • Что такое художественные рассказы
  • Что такое хороший учитель сочинение
  • Что такое хорунжий в сказке спящая царевна
  • Что такое хобби сочинение на английском
  • Что такое хороший лагерь сочинение