Что такое ходики в сказке о потерянном времени

Конспект музейного занятия. экскурсия в музей часы-ходики в форме сюжетно-ролевой игры автор: зимина юлия владимировна организация: моу сш п ярославка

Конспект музейного занятия.
Экскурсия в музей
«Часы-ходики»
в форме сюжетно-ролевой игры

Автор: Зимина Юлия Владимировна

Организация: МОУ СШ п Ярославка ЯМР

Населенный пункт: Ярославская область, Ярославский район, п. Ярославка

Пояснительная записка

Педагогическая актуальность.

Как и в обществе в целом, так и в детском коллективе в особенности вопросы нравственного и духовного воспитания стоят очень остро. Одной из главных задач педагога стоит умение привить ребёнку нравственные и моральные качества, доброжелательность, любовь к истории, стране и т. п.

Так как основным видом деятельности ребят в детском саду является игра, то наилучшая реализация поставленной задачи будет именно по средствам игры.

Поскольку сюжетно-ролевая игра отражает явления окружающей действительности, то появление новых профессий с конкретной деятельностью вызывает потребность создание сюжетно-ролевой игру с новым сюжетом. Игра в музей  «Часы-ходики» актуальна для детей  старшего  и подготовительного дошкольного возраста. Через неё они познакомятся впервые с новыми профессиями, узнают правила поведения в музее. Научатся рассказывать об экспонатах, задавать вопросы, познакомятся с работой работников музея, слушать и относиться с уважением друг к другу.

Дети вместе с родителями редко бывают в музеях, поэтому знания о труде музейных работников очень поверхностны, а то и вовсе отсутствуют. В силу этого проведение сюжетно-ролевой игры в музей «Часы-ходики» поможет как детям, так и родителям в приобретении новых знаний, умений, расширении кругозора и пр.

Возрастная группа: старший, подготовительный возраст ( 6-7 лет)

Место расположения мини-музея «Часы ходики» — групповая комната.

Цель: Формирование умений создавать сюжет игры, развертывать действия связанные с профессией музейных работников: экскурсовода, смотрителя, кассира, директора, реставратора, хранителя музейных ценностей, принятие роли и игровой ситуации, образа; построение сюжета согласно теме.

Задачи:

  • Нацеливать детей на самостоятельное распределение ролей и умение действовать в соответствии с ними;
  • Отображать в игре события общественной жизни, поведения в культурных местах, учить внимательно, доброжелательно относиться друг к другу;

•          Учить развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего;

•          Формировать желание организовывать сюжетно-ролевые игры;

•          Создавать условия для творческого самовыражения.

•          Развивать речь, обогащать словарь детей.

Этапы работы.

Подготовительный.

Педагоги.

  • Проводят мониторинг родителей с целью определить отношение к музейной педагогике.
  • Разрабатывают модель мини-музея.
  • Выбирают место для размещения экспозиции.
  • Изучают методическую литературу.
  • Подбирают художественные произведения по теме проекта. Создают картотеку стихов.
  • Создают «Ленту времени». / История появления и развития различных видов часов/.
  • Подбирают иллюстрации для дидактических игр: «Посмотри и назови» /виды часов/, «Что показывают стрелки?» /определение времени по часам/.
  • Готовят макеты необычных часов: солнечных, водных, огневых для демонстрации детям.
  • Собирают экспонаты для создания экспозиции в группе.
  • Готовят информационные стенды для родителей: «Экскурсия в музей», «Проведите время с детьми».
  • Разрабатывают перспективный план работы по знакомству с историческими сведениями о возникновении часов, их видах.
  • Проводят беседу с детьми о значении музея в группе.
  • Проводят посещение музея театральной куклы «Забава» — рассматривание экспонатов;
  • Готовят экскурсоводов для мини-музея.

Родители.

  • Оказывают помощь в сборе экспонатов для музея.
  • Рисуют вместе с детьми различные виды часов.
  • Рассматривают часы в своей квартире.
  • Знакомят детей с материалами о часах из Интернета.
  • Оказывают помощь в подготовке экскурсоводов для музея в группе.
  • Участвуют в изготовлении приглашений, билетов для посетителей, афиши.
  • Вместе с детьми посещают музеи г. Ярославля.

Дети.

  • Создают правила поведения в музее вместе со взрослыми.
  • Участвуют в создании экспозиции.
  • Оказывают помощь взрослым в создании билетов, афиши, приглашений.
  • Готовятся к роли экскурсоводов, участвуя в разработке содержания экскурсий в музее, пополняя свои знания о часах.
  • Рисуют разные виды часов для выставки.

Основной этап.

  • Беседа о музеях, выработка правил поведения в них.
  • Праздник «Приглашаю вас в музей». /Открытие мини-музея. /
  • Экскурсии в мини-музей «Часы ходики» детей из других групп, родителей в течение ноября месяца.
  • Сюжетно-ролевая игра «Музей». /Предусмотрена смена ролей в игре при проведении новой экскурсии. /

Заключительный этап.

Дети.

  • Активизировался познавательный интерес, мыслительные процессы.
  • Дети научились определять и называть время по часам с точностью одного часа.
  • Закрепились в памяти названия стрелок на часах, понятие о скорости их обращения по кругу.
  • Расширился запас исторических сведений о возникновении часов, их видах.
  • Получила развитие связная речь, продолжилось формирование смелого речевого поведения.
  • Развилось чувство уверенности в себе, умение свободно держаться при выступлении на публике.
  • Дети получили опыт социализации в окружающем мире.

Родители.

  • Возник интерес к теме «Часы», желание получить новые знания.
  • Возникла заинтересованность в участии в жизни группы.
  • Повысилась понимание значимости совместной деятельности с детьми, выполнения общей работы.

Педагоги.

  • Получили новый опыт организации работы с детьми.
  • Повысили свой уровень знаний по теме «Часы».
  • Выделили методы и приёмы для использования в работе с детьми в других областях знаний.
  • Пополнили развивающую среду группы методическими пособиями: картотекой стихов, «лентой времени», иллюстрационным и текстовым материалом по теме.

Ход

 Воспитатель: Ребята, я сегодня дома нашла часы, смотрите, какие они?

 Дети: Старинные,  на цепочке, наверно их носили в кармане.

 Воспитатель: Как вы думаете, куда их можно отнести, чтобы о них нам рассказали и их все увидели?

 Дети:  В музей или на выставку.

Воспитатель:  я предлагаю вам отнести  их в музей. Ребята, давайте сегодня с вами поиграем в музей. Как вы думаете, что нам понадобиться для игры?

Дети: Распределить роли, купить билеты в музей, выбрать кассира, смотрителя, реставратора, назначить экскурсоводов.

Дети готовят атрибуты для сюжетно-ролевой игры в  музей «Часы-ходики», расходятся по рабочим местам, получают бейджики в соответствии с выбранной ролью-должностью музейного работника. Оставшаяся часть детей превращается в посетителей музея — группу туристов.  

Воспитатель: Здравствуйте! К вам едет группа туристов из города Дзержинского района . Мы слышали, что в вашем детском саду № 240 открылся мини музей «Часы-ходики».

Директор музея Пожалуйста, приезжайте. Мы будем рады видеть вас. Мы работаем с 9.00 до 17.00.

  Уважаемые сотрудники музея (в микрофон), подойдите пожалуйста ко мне в кабинет.

К нам в гости едет группа туристов из города Углича.

Прошу их встретить и рассказать интересные факты о часах. Займите свои места. Сотрудники музея проходят на свои места.

Сотрудник музея, смотритель, встречает гостей, рассказывает о правилах поведения в музее и предлагает купить билеты. (см. приложение)

Смотритель  Меня зовут…. Я слежу за порядком в музее. Сейчас я вам напомню правила поведения в музее.

1.Нельзя громко разговаривать, когда экскурсовод проводит экскурсию.

2. Нельзя руками трогать экспонаты.

3. Нельзя бегать по музею, соблюдайте тишину.

Если у вас будут вопросы, вы можете задать их мне экскурсоводу.  Проходите, пожалуйста, в кассу. (см. приложение)

 Посетители выстраивается очередь в кассу, и  покупают билеты. (см. приложение)

Смотритель музея подводит к первому экскурсоводу, зал «Живые часы». Экскурсовод рассказывает о своей выставке  экспонатов.

Первый экскурсовод (ребенок) (см. приложение)

Сегодня я предлагаю  вам, отправится в прошлое часов. Как вы думаете, зачем нужны часы людям? (ответы детей)

Что было бы, если бы часов ни у кого не было? ( ответы детей)

А вы знаете, как люди раньше определяли время?

Посмотрите, мы говорим о часах, а причем тут петушок?

Оказывается, петух — это тоже «часы». Когда он кукарекает, то всем говорит, что уже наступило утро. Это живой будильник.

А еще живыми часами весной и летом могли быть поющие птицы.

Как вы думаете, как соловьи, жаворонки, зяблики могут нам помочь определить время?

Они поют утром.

Если запел соловей, то значит еще ночь, он поет самый первый.

Позже поет жаворонок, а в 5 утра — зяблик.

А вы знаете, когда начинает чирикать воробей?

Он у нас соня, спит долго и встает в 6 утра. Как воробьи проснулись — значит и нам пора вставать в садик, в школу и на работу.

О растениях — часах вам расскажет….

Второй экскурсовод (ребенок) (см. приложение)

Растения тоже помогают нам определить время.

Но как же цветы могут нам сказать, сколько сейчас времени? Ведь у них нет ни рта, ни языка ?

Цветы «говорят» по другому, сейчас я расскажу вам о них.

Цветы открывают свои лепестки и закрывают их строго в определенное время, как по команде. И они никогда не путаются.

Вьюнок открывается в 9 утра, а закрывается в 8 вечера.

Лютик открывает свои цветки в 7-8 утра, а закрывают в 3-4 часа дня.

Одуванчики открываются ровно в 5.

Люди внимательно наблюдали за цветами и травами, а потом определяли время.

Как вы думаете, чем удобны такие живые часы?

А чем они  не удобны?

Плюсы — живые часы всем доступны , их не надо покупать, они никогда не сбиваются со времени, они красивые и радуют нас.

Минусы — их нельзя взять с собой в комнату, в городах таких часов нет.

Люди стали придумывать другие часы и придумали они солнечные часы.

 Проходите в следующий зал и о них вам расскажет…..

Третий экскурсовод (ребенок) (см. приложение)

Давным-давно человек заметил, что тень, которая падала от дерева на землю не  стоит на месте, а бежит вслед за солнцем.

Наблюдал человек за этим чудом и вот что придумал: вбил в землю столбик, а вокруг столба начертил круг и поделил круг на 12 частей, каждая часть 1 час. Солнце взошло, и тень медленно от столба двигалась по кругу, отмеряя каждый час. Вот так человек изобрел циферблат (круг)..

История часов продолжалась, люди стали придумывать другие часы.

Послушайте еще одну историю. Очень умный житель древнего города Рима, наблюдал за тем, как вода сочилась из кувшина. Капли падали кап…кап… кап… Придя домой, он в донышке сосуда просверлил маленькую дырочку, налил в сосуд воды, и стал следить, как капля за каплей вытекла из сосуда. Так прошел час, уровень воды опустился и он сделал черточку, через час сделал еще одну и продолжал делать черточки до тех пор, пока отметок не стало 12, каждая из которых равнялась одному часу. Вот так в Древнем  Риме изобрели Водяные часы.

А вот песочные часы, они тоже без стрелок и чем — то похожи на водяные, только вместо воды в них песок, и их все время нужно переворачивать

Водяными часами сейчас никто не пользуется, а вот — песочные, можно встретить в больнице, в лабораториях у химиков, биологов.

Дальше зал «Современные часы» и о них вам расскажет…

Четвертый экскурсовод (ребенок) (см. приложение)

Люди стали придумывать новые часы. И придумали много механизмов для часов. Сейчас существует очень много разных часов.

Часы, которые стоят на полу, называются «напольные». Они очень большие и тяжелые, их даже не переставить на другое место.

А часы, которые висят на стене, называют как? (Настенные).

Часы, которые носят на руке, называют — как? (Наручные).

Есть и карманные часы, они раньше были очень дорогими, и могли себе позволить такие часы только очень богатые люди, по форме они напоминали яйцо. Носили такие часы на цепочке в кармане, а заводили специальным ключиком.

Нас по утрам будят часы, которые называют — как? (Будильник).

Еще есть часы на башнях. Их называют… (башенные). В нашей стране самые главные башенные часы — на Красной Площади. Они называются «куранты». Их звон вы могли слышать по телевизору в новогоднюю ночь.

Есть часы механические, их надо заводить.

Есть часы кварцевые. В них вставляют батарейки.

А есть, электронные.

Все эти часы вы можете рассмотреть у нас на выставке.

Часы постоянно совершенствуются. Люди все больше и больше дорожат своим временем, и часы становятся необходимостью для всех людей.

К нам в музей, часы попадают старинные, иногда у них стерся рисунок, циферблат или сломался механизм и стрелки. И у нас в музее им на помощь приходит реставратор.

Давайте пройдем к ним в мастерскую и посмотрим, как они работают.

 Первый реставратор…. (ребенок) (см. приложение)

В наш музей поступили каминные часы. Рисунок на корпусе часов стерся. Я его восстанавливаю.

Второй реставратор… (ребенок)

У этих часов сломаны стрелки и пришли в негодность цифры. Я приклеиваю новые цифры и поставлю другие стрелки.

Третий реставратор… ( ребенок)

Я восстанавливаю кварцевые часы. Под микроскопом чищу механизм часов, ищу неполадку. Решаю, как восстановить механизм.   

Четвертый экскурсовод (ребенок)

Вот и закончилась наша история часов. Надеемся, что дальше она продолжится в вашем творчестве, и вы придумаете часы будущего и принесете к нам в музей.

Дети — туристы благодарят экскурсоводов и реставраторов.

Анализ: Вам понравилось играть в музей?( см. приложение)

 Кто из работников музея вам понравился и почему (мне понравились экскурсоводы, потому что они много знают о чайной посуде, интересно рассказывают; мне понравилась работа реставратора, потому что очень увлекательно работать в мастерской и т.п.).

Источники

  1. И.Мельников. «Про часы и о часах» , «Что такое завтра и вчера»
  2. Б.Зубков. «Что такое завтра и вчера»
  3. Е. Шварц. «Сказка о потерянном времени»
  4. Т. Коваль. «Мои часики»
  5. Б. Никольский «Солдатские часы»
  6. А. Анофриев. «Тик-так»
  7. С. Берестов. «Без четверти шесть»
  8. С. Баруздин. «Стихи о человеке и его часах»
  9. И.  Мирошникова.  «Песочные часы».
  10. Сказка. «В гостях у гнома – часовщика, или история о том, как не опаздывать в школу»
  11. Степанов «Часы»
  12. Цикл рассказов для детей: «Живые часы», «Похитительница воды следит за временем»; «Часы-свечи»; «Часы без стрелок(песочные часы)»; «Механические часы»; «Электронные часы»; «Живые барометры времени (цветочные часы)»; «Самые известные часы в мире».
  13. Пословицы и поговорки о времени и часах
  14. Загадки
  15. Детская энциклопедия «Про часы и о часах», «Мои часики».
  1. http://rodnaya-tropinka.ru/istoriya-chasov/
  2. https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/606481/
  3. https://ped-kopilka.ru/blogs/elena-leonidovna-alekseva/cikl-besed-o-vremeni-i-chasah-dlja-muzeja-chasov.html
  4. https://multiurok.ru/files/istoriia-vozniknovieniia-chasov-1.html
  5. https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/uroki/znakomstvo_s_chasami

Полный текст статьи см. в приложении.

Приложения:

  1. file0.doc.. 3,3 МБ

Опубликовано: 30.11.2021

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 15 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

Конспект урока по литературному чтению

на тему: Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

4 класс

Подготовила:

Учитель начальных классов

Цыганкова Ирина Борисовна

Донецк, 2021

Тема: «Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

Цели: 

— познакомить обучающихся с творчеством Е. Л. Шварца;

— учить детей бережно относиться к своему времени и времени других, ценить время;

— отрабатывать навыки беглого выразительного чтения;

— выделять главное из прочитанного текста;

— развивать память, речь, мышление.

Задачи урока: 

  1. В сфере личностных УУД:

  • Формировать учебно–познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач;

  • Развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности;

  • Прививать чувство прекрасного и этического на основе знакомства с отечественной культурой.

  • В сфере регулятивных УУД:

    • Научить принимать и сохранять учебную задачу;

    • Формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

    • Развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий.

  • В сфере познавательных УУД:

    • Научить детей осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использований всех возможных источников;

    • Развивать речевые навыки при устных и письменных высказываниях;

    • Развивать навык поиска разнообразных способов решения задач.

  • В сфере коммуникативных УУД:

    • Развивать навык использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

    • Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;

    • Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.

    Оборудование: презентация, карточки с заданием, пословица из слов, вопросы.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Знакомство с жизнью и творчеством Е. Л. Шварца.

    1. Подготовка восприятия обучающихся к  изучению нового раздела.

    Учитель начинает урок с пословицы, которая записана на доске:

    Скучен день до вечера, коли делать нечего.

    – Прочитайте пословицу.

    – Как вы ее понимаете? (Если ни чем не заниматься, то день будет скучным и длинным.)

    – Какие ещё пословицы на данную тему вы знаете?

    Учащиеся называют пословицы. (Сделал дело, гуляй смело. Делу время- потехе час. Деньги пропали – наживешь, время пропало – не вернешь. Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня.)

    – Одна из пословиц дала название новому разделу, который мы начинаем изучать. Давайте мы ее соберем. (Один ребенок у доски собирает пословицу из слов «Делу время — потехе час» .

    – Как  вы  думаете,  о  чём  будут  произведения  в  разделе  с  таким названием?

    Высказывания детей. (Произведения данного раздела научат нас правильно использовать время.)

    – Открывает раздел «Сказка о потерянном времени» Евгения Львовича Шварца. (Слайд 3)

    2. Знакомство с биографией писателя.

    – Евгений Шварц родился в Казани, а детство прошло в маленьком южном городе Майкопе. Его отец, земский врач, прекрасно пел, играл на скрипке. Под стать мужу была и жена. Родители Евгения обожали театр и сами участвовали в любительских спектаклях.

    Воспитанию детей уделялось много времени. Мать читала им вслух. Женя, слушая сказки, ужасно боялся, что все плохо кончится. Если мальчик отказывался есть котлету, то мама начинала рассказывать сказку, где все герои попадали в безвыходное положение: «Доедай, а то все утонут». И мальчик все доедал.

    В Майкопе была прекрасная библиотека, театр. Здесь юный Шварц завел друзей, которые остались его друзьями на всю жизнь. Здесь твердо решил стать «романистом». Так маленький Женя ответил на вопрос мамы: «Кем ты хочешь быть?», забыв слово «писатель». Здесь начал сочинять стихи – «безобразные, похожие на ископаемых чудищ». Майкоп Шварц называл городом своей души.

    Но Евгения Шварца знают не только как детского писателя, но и драматурга, киносценариста («Золушка», «Дон Кихот», «Снежная королева» и др.). Несмотря на то что Шварц любил и понимал детей, как мало кто из взрослых, и никогда не бросал детскую литературу, он писал и «взрослые» пьесы. В основу многих из них положены готовые сюжеты, например, он очень часто использовал сказки Г. Х. Андерсена для пьес, которые стали очень известными.

    Прошло много лет с тех пор, как Евгения Шварца не стало, изменилось время, изменились люди, а пьесы Шварца не сходят со сцены. И не только в России.

     Физкультминутка

    III. Работа над произведением.

    – Как вы думаете, что может произойти с человеком, который бессмысленно, бездарно проводит своё время, который попросту теряет его?

    Ответы детей. (Он не научится читать и писать. Он ничего не будет знать.)

    – А вот что случилось с детьми, учениками начальных  классов, из «Сказки о потерянном времени» Евгения Шварца.

    1. Чтение сказки учителем и хорошо читающимися обучающимися. (с. 4-6)

    Учитель и учащиеся часть «Сказки читают …» до слов: «И шел он по лесу, пока не стемнело».

    Кто такой Петя Зубов? (Ученик 3 класса 14 школы)

    -Что произошло с Петей и почему? (Превратился в высокого, худого, бледного старика)

    – Как вы думаете, сумеет ли Петя вернуться в свои годы? (Да)

    – Какие чувства вызвало у вас поведение Пети?

    – В каких словах, по вашему мнению, заключается главная мысль прочитанной нами части сказки? (Перемещение во времени)

    1. Словарная работа

    Окладистая (борода) — широкая и густая

    керосиновая лампа – лампа, освещающая при помощи керосина

    ходики – небольшие настенные часы

    полы — нижняя часть раскрывающейся спереди одежды.

    2. Игра: «Найди потерянное слово»

    Работа в парах по карточкам. (Дети находят в тексте предложение с пропущенными словами, вписывают их и зачитывают)

    Карточка 1.

    Так он опаздывал да ___________________, отставал да ________________ и не тужил.

    Состариться — ____________________________________________________

    Карточка 2

    — А почему у тебя _______________ голос такой ______________? – спрашивает тетя Наташа.

    Трудиться -___________________________________________________

    Карточка 3

    Вышла тетя _____________ из-за вешалок, __________________ на Петю да как вскрикнет:

    Кричать -____________________________________________________

    Карточка 4.

    Взглянул мальчик в _____________ и чуть не _______________.

    Терять — ___________________________________________________

    Карточка5.

    Смотрел на ________ Петя, смотрел, и затряслась его ____________ борода.

    Сидеть -__________________________________________________

    Карточка 6.

    Отвернулся ______________ Петя и пошел куда ______________ глядят.

    Забрать -_________________________________________________

    -К выделенным словам подберите слова-антонимы.

    — Какой частью речи они выражены? (Это глаголы)

    2. Работа в парах.

    Сейчас каждая пара будет работать над своим отрывком. Они у вас отмечены. Прочтите самостоятельно отрывок из сказки и ответь на вопросы.

    1пара: с. 6-7. со слов «хорошо бы отдохнуть» до слов « в одинокой лесной избушке»

    Вопрос: 1.Кого увидел Петя в комнате, когда проснулся?

    2.Чем занимались мальчики и девочки?

    2 пара: с.7-8 со слов «замер Петя Зубов» до слов «а ребята – старыми стариками»

    Вопрос: 1.Кто сидел за столом в лесной избушке?

    2.Что забрали волшебники у ребят?

    3 пара: с.8 со слов « как быть, что делать» до слов « ответил Сергей Владимирович»

    Вопрос: 1.Что считали волшебники на счетах?

    2. Что считал на счетах Сергей Владимирович?

    4 пара: с.9 со слов «он вышел на» до слов «все это узнать?»

    Вопрос: 1.Почему волшебник не увидел Петю в сене?

    2. О чем говорили волшебники в домике?

    5 пара: с.10 со слов «а Пантелей» до слов «искать стариков-школьников»

    Вопрос: 1. О чем говорили волшебники?

    2.Куда побежал Петя, выбравшись из домика?

    6 пара: с.10 со слов «город еще не проснулся» до слов «прошептал Петя робко»

    Вопрос: 1. Кого увидел Петя на рассвете?

    2. Была ли это школьница?

    3. Работа над поговорками и пословицами.

    — А тексте встретились вот такие предложения? Назовите их одним словом. Что это? (Поговорка) . Давайте их найдем в тексте и объясним их смысл. Что обозначает 1 поговорка, 2 поговорка, 3 поговорка?

    стр. 6 «Все пропало»

    стр.8 «Терять время понапрасну»

    стр.10 «Держать ухо востро»

    (Дети высказывают свои мнения)

    4. Просмотр отрывка из мультфильма «Сказка о потерянном времени.

    Назовите главных героев отрывка?

    Назовите главную мысль увиденного отрывка?

    — Какой персонаж есть в сказке, а нет в мультфильме?

    IV. Итог урока.

    • Назовите пословицу, которая начинает наш раздел?

    • С творчеством какого писателя познакомились на уроке?

    • Какое произведение Е.Л.Шварца читали на уроке?

    • Почему произведение названо сказкой?

    • Почему произведение названо «Сказка о потерянном времени?»

    • Чему учит эта сказка?

    — Хочу закончить наш урок словами Е.Л.Шварца «Мысли можно воспитать. Их можно заставить поумнеть. А от умных мыслей будут и умные правильные поступки».

    Домашнее задание: дочитать «Сказку о потерянном времени» Е. Шварца (с. 4 –10), ответить на вопросы.

  • Фильм Александра Птушко «Сказка о потерянном времени» был снят в 1964 году по мотивам одноименной сказки Евгения Шварца. Правда, изначально экранизация была задумана режиссером Тамарой Лисициан – уже был написан сценарий, произведена раскадровка и подобраны актеры, когда руководство приняло решение отдать картину Птушко.

    Сюжет повествует о третьекласснике Пете Зубове – лентяе, теряющем время зря. Этим и воспользовались злые волшебники, желающие вернуть себе молодость. Но фильм завоевал славу не только благодаря сюжету и его постановке, также тщательно был подобран и актерский состав. Как сложилась жизнь исполнителей главных ролей?

    Петя Зубов (молодой): Гриша Плоткин

    На момент съемок фильма Гриша был учеником английской спецшколы. Взять мальчика в кино было решено из-за его внешнего сходства с Борисом Новиковым, который должен был сыграть постаревшего Петю Зубову. Но вскоре из-за тяжелой болезни актера режиссер принял решение искать другую кандидатуру. Фильм «Сказка о потерянном времени» стал потрясающим дебютом для Плоткина, впоследствии он сыграл еще в нескольких фильмах: «От семи до двенадцати», «ЧП в пятом «Б», «Королевская регата». После окончания школы мальчик решил поступить во ВГИК, но, несмотря на свой актерский багаж и блестящую роль Пети Зубова, не удалось.

    А потом родители решили эмигрировать в Израиль. Спустя некоторое время Гриша снова переехал, на этот раз в США, где и живет по сей день. Он снялся в нескольких голливудских боевиках. На данный момент Плоткин живет в Лос-Анджелесе. За все это время Григорий был в Москве только один раз, в 2000 году.

    «С одной стороны, конечно, хотелось бы перевести те самые волшебные стрелки часов назад, в молодость. Но, с другой стороны, жизненный опыт и багаж, накопленные десятилетиями, тоже неизмеримы. Уже не говоря о том, что мы с женой вместе 30 лет и у нас пятеро прекрасных детей. Счастье быть их отцом и другом я бы не променял ни на какие годы возврата назад», – говорил Григорий Плоткин.

    Петя Зубов (взрослый): Олег Анофриев

    Олег Анофриев известен зрителю не только по своей актерской игре – он исполнил множество песен для художественных картин, сказок, мультфильмов. Среди них – «Есть только миг», «Не вешать нос», «Ничего на свете лучше нет», «Я на солнышке лежу», «Спят усталые игрушки».

    Начиная с 1990-х годов, Олег Анофриев перестает сниматься в кино и переезжает из Москвы в подмосковную деревню. А уже в 1992 году состоялся его дебют как кинорежиссера. Он поставил фильм «Быть влюбленным» с Галиной Польских, Александром Лазаревым и Светланой Немоляевой. Чуть позже Анофриев получил работу телеведущего нескольких передач, а в 2004 году ему было присвоено звание Народного артиста.

    Со своей единственной супругой, Натальей Отливщиковой, актер познакомился еще в середине 1950-х и с тех пор влюбленные ни на миг не расставались. У них родилась дочка Маша, которая подарила трех внучек. Наибольшее счастье Олег Анофриев испытал, когда одна из его внучек родила правнука Олега. Мальчик оказался первым мужчиной, рожденным в семье актера за последние 80 лет. Ему Анофриев даже посвятил стихи, где есть строчка: «От Олега до Олега ровно 80 лет».

    К сожалению, на протяжении всей жизни Анофриев страдал от ишемической болезни сердца. В 35 лет он перенес инфаркт, а в 2007 году ему была сделана операция аортокоронарного шунтирования. Актер скончался 28 марта 2018 году на 88-м году жизни.

    Прокофий Прокофьевич (взрослый): Сергей Мартинсон

    До роли Прокофия Прокофьевича Сергей Мартинсон уже успел сыграть в полсотни фильмов и был состоявшимся актером. Он родился в 1899 году в семье русской дворянки и шведского барона, с самого детства посещал ведущие театры, занимался музыкой, французским и немецким языком.

    Окончив Институт сценических искусств в 1923 году, Сергей Мартинсон начал выступать в эстрадных театрах Петрограда, трижды становился ведущим актером труппы Театра Мейерхольда. Много работал в мультипликации и, хотя сам себя комиком не считал, за рубежом его называли русским Чарли Чаплином.

    Всего актер был женат трижды. Первой супругой стала его однокурсница Екатерина Ильина, в этом браке родилось четверо детей, но выжил лишь один ребенок – дочь Анна. Следующей избранницей стала балерина Елена Добржанская, у пары родился сын, который в итоге выбрал криминальный путь.

    Последней женой стала Луиза, с которой Сергей познакомился на съемочной площадке. У супругов родилась дочь Наталья, но и этот брак распался.

    Сергей Мартинсон умер 2 сентября 1984 года в возрасте 85 лет.

    Андрей Андреевич (взрослый): Георгий Вицин

    До роли в «Сказке о потерянном времени» широкую известность Георгий Вицин получил благодаря образу Труса в комедиях Гайдая «Пес Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики». Впоследствии актер сыграл еще во множестве фильмов и озвучил десятки мультгероев, самым известным из них стал домовенок Кузя.

    Сам актер признавался, что ему больше нравится играть комедийных актеров. «Я мог бы и вызвать слезы, я даже знаю, какой материал взять, но мне это больно, скучно. Не то что скучно, а это неестественно… Вот так бередить в себе какие-то глубокие личные… переживания – потому что нельзя врать. Значит, надо копаться на своем собственном багаже. А это мне не хочется, это трудно. И потом, я считаю, что горя у всех людей много – ну что стараться их вызывать на переживания. А юмор — это естественная потребность человека. Человек всегда любит посмеяться», – говорил Георгий Вицин.

    Актер очень натурально изображал алкоголиков, но в жизни совсем не употреблял спиртное и не курил, наоборот, любил заниматься йогой, вел здоровый образ жизни и не ел мяса.

    Первой избранницей актера стала жена руководителя труппы Николая Хмелева – Надежда Тополева. Женщина была в два раза старше Георгия, но ответила ему взаимностью. Вместе они прожили более 15 лет, пока Вицин не встретил свою главную любовь, Тамару Мичурину – племянницу биолога Ивана Мичурина. С ней он прожил до самой смерти.

    Несмотря на здоровый образ жизни, у Вицина были проблемы с сердцем, печенью, легкими и почками. Он скончался 22 октября 2001 года на 85-м году жизни.

    Авдотья Петровна (взрослая): Валентина Телегина

    Донская казачка Валентина Телегина еще с самого начала своей карьеры зарекомендовала себя как исполнительница ролей простой женщины, матери. Такой актриса была и в жизни, во время войны улетела на остров Эзель, оказавшись в глубоком тылу врага. В паузах между концертами она вместе с другими артистами Балтфлота помогала санитарам, возила продукты и готовила еду для солдат. А когда актерскую труппу было решено эвакуировать с острова, Валентина отказалась, отдав свое место раненому офицеру.

    После войны Валентина Телегина не отступала от своего амплуа, играя привычные для себя роли. Лишь в 1958 году она сыграла двух отрицательных персонажей, но сама Телегина не любила эти образы. Так же, как и не любила свою роль в «Сказке о потерянном времени». Она считала, что образ Авдотьи Петровны получился картонным и неискренним. Впоследствии актриса сыграла еще в трех десятках фильмов.

    У Валентины была единственная дочь – Надежда. У Нади были проблемы с алкоголем, она постоянно ругалась с матерью, наладить отношения удалось лишь перед смертью актрисы. Валентина Телегина скончалась 4 октября 1979 году. Причиной смерти стала астма и диабет, которые давали большую нагрузку на сердце.

    Маруся (взрослая): Людмила Шагалова

    Людмила Шагалова получила свою популярность благодаря роли Вали Борц в фильме «Молодая гвардия», а в 1964 сыграла матушку чиновника в комедии «Женитьба Бальзаминова». В кино актриса дебютировала еще в 14 лет – в фильме «Семиклассники».

    Людмила Шагалова сыграла в большом количестве фильмов комедийного и драматического жанров, а роль Елены Аркадьевной в лирической комедии 1987 года «Где находится нофелет?» стала одной из последних. В 2000 году актрисе сделали операцию на глаза, но зрение спасти не удалось.

    Людмила Шагалова была замужем за кинооператором Вячеславом Шумским, у супругов был единственный сын Геннадий, который пошел по стопам своих родителей. Актриса умерла в 2012 году, спустя год после смерти своего супруга.

    Надя (взрослая): Рина Зеленая

    Рина Зеленая начинала свою карьеру на эстраде в качестве профессиональной певицы, но затем полностью посвятила себя театральной карьере. Актриса исполняла довольно эксцентричные роли в пародийных пьесах, частушки, выступала на радио, где декламировала стихотворения и рассказы для детей.
    Особенно запоминающейся стала роль домработницы в фильме «Подкидыш», а в 60-70-х годах Рина Зеленая часто появлялась в детских сказках, одной из них и стала «Сказка о потерянном времени». Последней ролью актрисы стала роль миссис Хадсон в сериале о Шерлоке Холмсе.

    Первым мужем Рины Зеленой стал юрист Владимир Блюмельфельд, но из-за большой разницы в возрасте супруги вскоре развелись, хотя и остались друзьями. Вскоре у актрисы начался бурный роман с журналистом Михаилом Кольцовым, но узнав, что избранник женат, Рина прекратила отношения. После чего актриса и встретила главного мужчину в своей жизни – архитектора Константина Топуридзе. Его смерть Рина Зеленая переживала особенно тяжело, хотя и не пришла на похороны супруга. Актриса ненавидела это мероприятие, как и поминки.

    В последние годы жизни у Рины Зеленой развился астигматизм. Она также тяжело передвигалась из-за сломанного бедра. Но причиной смерти стал рак, который начал развиваться еще в середине 60-х годов. Рина Зеленая скончалась 1 апреля 1991 года на 90-м году жизни.

    Вася (взрослый): Савелий Крамаров

    В возрасте 16 лет Савелий Крамаров остался полной сиротой, он неважно учился, а вместо уроков посещал кинотеатр, куда его бесплатно пропускала соседка по дому. Именно это и повлияло на его дальнейшую судьбу. После окончания школы Савелий пытался поступить в театральный институт, куда его не приняли. А в 1954 году во время обучения в Московском лесотехническом институте он поступил в Центральный Дом работников искусств, в театральную студию «Первый шаг».

    Первым фильмом, в котором снялся Савелий Крамаров, стал фильм «Ребята с нашего двора», а после картины «Друг мой, Колька!» актер получил признание. Огромный успех принесла роль в фильме «Неуловимые мстители». А к началу 70-х годов Крамаров снялся более чем в 30 фильмах. Особенно популярной стала роль Косого в фильме «Джентльмены удачи». В 1972 году Савелий Крамаров поступил в ГИТИС на актерский факультет, а спустя два года получил звание «Заслуженный артист».

    А потом популярный актер решил переехать в Израиль, но в Вене его встретил импресарио Виктор Шульман, организовавший ему гастроли в Европе, Америке, Австралии, Японии и Израиле. В 1982 году Крамаров переехал в США, где снялся в эпизодических ролях в фильмах «Космическая одиссея 2010», «Оступившийся парень», «Москва на Гудзоне». В течение следующих 10 лет он сыграл еще в девяти малоизвестных американских фильмах. На чужбине его совсем не жаловали как актера.

    Крамаров был женат три раза. Первой супругой стала однокурсница из ГИТИСа – Людмила. В 1986 году актер женился во второй раз. В этом браке у него родилась дочь, которую было решено назвать в честь матери Савелия – Басей. Последней женой актера стала Наталья Сирадзе, которая была на 21 год младше. С ней Крамаров прожил всего лишь полгода до смерти.

    Савелий Крамаров был очень суеверным человеком и боялся заболеть раком. К сожалению, его опасения сбылись – в 1995 году он почувствовал боль в левой стороне живота, тогда у него обнаружили рак сигмовидной кишки. Актер прошел большой курс химиотерапии, который отрицательно сказался на его организме — случился тромбоз, затем инсульт, а 6 июня 1995 года на 61-м году жизни Савелий Крамаров скончался от повторного инсульта.

    Мария Приходько, «Мир 24»

    О себе он говорил: «Писать могу всё, кроме доносов». И действительно, писал сказки, пьесы, стихи, фельетоны, киносценарии, новеллы, сатирические репризы для Аркадия Райкина и кукольные представления для Сергея Образцова, балетные либретто и смешные подписи к картинкам в детских журналах.

    Обладал уникальным чувством юмора, мог рассмешить таких искушённых острословов как Михаил Зощенко и Даниил Хармс. И в то же время он выглядел человеком очень закрытым: было в его судьбе такое, о чём особенно не поговоришь. Например, у него, преуспевающего советского писателя и драматурга, было белогвардейское прошлое.

    Настоящая слава пришла к нему посмертно, через 25 лет. Его пьесы-сказки были экранизированы. Нет, пожалуй, сегодня в России такого человека среднего и зрелого возраста, который не помнил бы и не любил фильмы «Золушка», «Сказка о потерянном времени», «Тень», «Убить дракона», «Обыкновенное чудо», «Снежная королева». Эти фильмы сняты по мотивам произведений Евгения Шварца.

    Будущий писатель и драматург Евгений Львович Шварц родился в 1886 году в Российской империи, в Казани. Его отец, медик по профессии, был большим любителем театра. Лев Шварц играл на скрипке, хорошо пел, играл в любительском театре. Отец репетировал роли дома, мать подавала реплики, маленький сын с восхищением наблюдал за чудесными превращениями отца то в римлянина, то в русского купца.

    Сын Евгений очень рано почувствовал вкус литературного слова. Слово «писатель» до конца жизни было для него священным. Уже, будучи известным литератором, в свои зрелые годы он признавался, что у него язык не поворачивается называть себя писателем. Шутил, что драматургом уже можно.

    Мать запомнила эпизод из детства сына: маленького Женю как-то спросили, кем он будет, когда вырастет. Сын долго молчал, потом лёг у маминых ног на ковёр и чуть слышно прошептал: «Романистом». Уже знал такое слово.

    Однако до поры до времени это признание считалось в семье просто шуткой, и повзрослевший юноша Евгений Шварц поступил на юридический факультет Московского университета.

    Началась Первая мировая война, и стало не до учёбы. После революции молодой человек воевал против новой власти в рядах корниловской армии. Участвовал в легендарном Ледяном походе. Был контужен.

    Ещё до октябрьского переворота Евгений Шварц набирался опыта театральной жизни в любительских спектаклях, а в 1921 году с труппой маленького ростовского театрика приехал покорять Петроград.

    Театрик сгинул, актёры разъехались по домам, а Шварц остался в этом городе, как он сам выражался «на цыпочках, с робкой улыбочкой» потихоньку подбираться к миру литературы. У него уже появились друзья среди писателей и поэтов. Первыми, кто поддержал его на новом поприще, были Корней Чуковский и Самуил Маршак. Правда, для начала, начинающему литератору пришлось писать фельетоны в газетах и журналах шахтёрского Донецка.

    Только с 1924 года Шварц становится сотрудником уникального авторского коллектива редакции детской литературы Госиздата под руководством С. Маршака. Коллектив авторов создал подлинные шедевры детской литературы, которые и сегодня веселят и развлекают маленьких читателей. Тем более, что даже дедушки и бабушки, а также прабабушки и прадедушки помнят многие стихи и шутки-прибаутки наизусть.

    Евгений Шварц очень быстро стал популярным автором не только детских стихотворений, но и детских пьес. Например, «Сказки о потерянном времени».

    Жизнь, казалось бы, удалась. Но уникальный талант Шварца требовал дальнейшего развития. В начале 30-х годов в Ленинграде был создан новый театр — Театр комедии, главный режиссёр которого, Николай Акимов, заказал молодому драматургу пьесу на современную тематику по мотивам классических европейских сказок. Замысел был непростой. Но талант, мировоззрение Шварца и особенности личности дали уникальный результат.

    Одна за другой были созданы пьесы-шедевры: «Голый король», «Тень», «Дракон» и «Обыкновенное чудо». Перемешивая фабулы классических европейских сказок, драматург создал аллегории и символы современных ему проблем. Да и сегодня пьесы живы и не сходят со сцены. Можно каждый год пересматривать замечательные фильмы Марка Захарова, снятые по мотивам пьес Шварца, и находить аналогии с сегодняшним днём. А цитировать Шварца можно сегодня тоже вполне уместно.

    Шварц доказал своим современникам и далёким потомкам, что сюжеты, испытанные веками, содержат в себе вечные нравственные проблемы.

    Для кого писал Евгений Шварц: для взрослых или для детей? Режиссёр Акимов, который сподвиг драматурга на создание таких оригинальных произведений, очень верно подметил, что написанная для взрослых пьеса «Обыкновенное чудо», имеет большой успех и на утренних спектаклях для детей. Такое очень редко бывает в жизни театров.

    Что характерно, детским драматургом себя Шварц никогда не считал и шутливо гневался на своего режиссёра:

    «Вы меня три раза обозвали детским драматургом, сами Вы детский драматург, милостивый государь!»

    Конец 30-х в истории страны были очень непростыми. Многие друзья Евгения Шварца бесследно исчезли в ходе репрессий. Угроза ареста не раз висела и над ним.

    Чтобы «остаться в строю» и просто выжить в это опасное время, Евгений Львович стал писать без опасных сказочных аллюзий. Пьесы «Тень» и «Дракон» в сороковые годы были сняты с репертуара театра.

    Драматург правильно понял это предупреждение. Шварц стал писать сценарии к мультфильмам и к художественным фильмам. Это была тоже высококлассная работа: «Золушка», «Первоклассница», «Дон-Кихот», «Марья-искусница».

    В послевоенные годы в драматургии Шварца стали усиливаться психологические мотивы. В это время появилась пьеса «Повесть о молодых супругах». Евгений Львович сам имел опыт неудачного первого брака, и в своей пьесе он попытался дать некоторые советы молодожёнам.

    Автор серьёзно размышляет о том, как в бытовой круговерти буден не растерять тех драгоценных чувств, которые объединили людей в семью. Сегодня мы видим, что эта проблема стала даже актуальнее, чем в 50-е годы прошлого века.

    Есть в творческом наследии драматурга ещё одна книга, над которой он работал последние годы своей жизни. Многие исследователи творчества Шварца считают её важнейшей. Как её назвать? Мы в затруднении.

    Слова «дневник» и «мемуары» Евгений Львович не любил. Книга большая. 700 страниц документально-мемуарной прозы. Эта книга без иносказаний и аллегорий. Это откровенные мысли о прошлом и современном. За четыре года до смерти Шварц писал о себе в третьем лице:

    «Без людей он жить не может… Всегда преувеличивая размеры собеседника и преуменьшая свои, он смотрит на человека как бы сквозь увеличительное стекло… И в этом взгляде… нашёл точку опоры. Он помог ему смотреть на людей как на явление, как на созданий Божьих».

    Такая жизненная позиция и объясняет, вероятно, особенности его неповторимого творческого метода. Неслучайно в сказке «Обыкновенное чудо», которую драматург считал самой главной в своём творчестве, герой говорит такие слова:

    «Сказка рассказывается… для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь».

    Когда-то Бунин сказал о Чехове:

    «До самой смерти росла его душа».

    Эти же слова, наверно, можно сказать и о Шварце.

    Какие бы проблемы драматург не ставил перед положительными героями своих пьес, с какими бы трудностями их не сталкивал, его герои всегда побеждают зло. И это вдохновляет по сей день режиссёров, актёров, зрителей и читателей.

    Под конец жизни Шварц был признан классиком отечественной драматургии. Но он никогда не обольщался на свой счёт и знал, что официальному славословию доверять нельзя. Однажды он подарил другу свою книгу и подписал так: «Шварц, человек, тень».

    Писатель Леонид Пантелеев оставил воспоминания о дружеских отношениях с Евгением Львовичем. Пантелееву был памятен их последний разговор.

    «Испытываю судьбу, — говорил он со смущённой и даже какой-то виноватой усмешкой. — Подписался на тридцатитомное собрание Диккенса. Интересно, на каком томе это случится».

    Драматург Евгений Шварц умер 15 января 1958 года в Ленинграде.

    Афоризмы и цитаты Евгения Шварца

    • Человека легче всего съесть, когда он болен или уехал.
    • Детей надо баловать — тогда из них вырастают настоящие разбойники.
    • Связи связями, но надо же и совесть иметь.
    • Очень вредно не ездить на бал, когда ты этого заслуживаешь.
    • Когда-нибудь спросят, а что ты можешь, так сказать, предъявить? И никакие связи не помогу тебе сделать тебе ножку маленькой, душу — большой, а сердце — справедливым.
    • Эх, жалко — королевство маловато, разгуляться негде. Но ничего, я с соседями поссорюсь.
    • Я встречал множество людей, которые не могут не писать, не могут не играть — и не писатели они, и не актёры.
    • Лучшее украшение девушки — скромность и прозрачное платьице.
    • Никому и ничему не верить — это смерть. Всё понимать — тоже смерть. А безразличие — хуже смерти.

  • Что такое фольклорная сказка
  • Что такое тбилиси в рассказе ашик кериб
  • Что такое указ толковый словарь в сказке о царе салтане
  • Что такое унимает в сказке о царе салтане
  • Что такое счастье сочинение рассуждение вывод