Что такое горница в сказке пушкина

Ответы на вопросы учебника литературное чтение 4 класс, 1 часть, климанова, горецкий, страницы 90-91. укм школа россии1. почему история о

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 90-91. 

УКМ «Школа России»

1. Почему история о царевне и семи богатырях названа сказкой?

В этом произведении действуют сказочные персонажи — колдунья-царица, солнце, месяц, ветер. В ней есть волшебные предметы — зеркальце. Действие происходит в вымышленном, сказочном мире.

Всё это приметы волшебной сказки, поэтому эта история и названа сказкой. Её события не могли произойти в реальности.

2. Кто главные героини пушкинского произведения? Расскажи о них. Подумай, можешь ли ты в своём рассказе использовать такие слова: добрая, кроткая, ласковая, нежная, заботливая, жадная, равнодушная? Объясни свой выбор. Дополни своими словами.

Главные героини сказки: царица и царевна.

Про царицу можно сказать, что она жадная и равнодушная. Ведь она думала только о себе, и считала себя лучше других. Я бы добавила ещё слова Жестокая и Безжалостная, потому что она стремилась погубить царевну.

Про царевну можно сказать, что она добрая, кроткая, ласковая, нежная, заботливая. Её все любили и жалели, она никому не делала зла. Я бы добавила к этому описанию слова Прекрасная и Доверчивая. Она была очень красивой, поэтому её все любили, и она доверилась незнакомке, из-за чего чуть не погибла.

3. Обсудите с другом, как автор относится к главным героиням. Почему вы так думаете?

Пушкин любит царевну и поэтому рисует очень привлекательный её облик. И он не позволяет ей умереть, а дарит счастье.

Пушкин не любит царицу за её злость и жестокость, поэтому сурово наказывает её в конце.

4. Перечитай строки, в которых Елисей обращается к солнцу, месяцу и ветру. Какие слова помогают представить солнце, месяц и ветер и понять отношение к ним героя? С какой интонацией ты прочитаешь их ответы Елисею? Почему?

Представить солнышко помогают слова: «Свет наш, солнышко» и «Всех нас видишь под собою».

Представить месяц помогают слова: «Дружочек», «Позолоченный рожок» «Круглолицый, светлоокий».

Представить ветер помогают слова «Ты могуч», «Гоняешь стаи туч», «Волнуешь, веешь», «Не боишься никого».

Елисей обращается к Солнцу с уважением, оно дарит жизнь и тепло. К Месяцу он обращается как к равному, как к весёлому другу. К Ветру Елисей обращается с трепетом, он признаёт его могущество и силу.

Ответы Солнца и Месяца я бы прочитала с жалостью, сожалением. Они бы рады помочь герою, но не могут. Ответ Ветра я бы прочитала с состраданием, он видел гроб и не может обнадёжить героя.

5. Раздели сказку на части. Озаглавь их. Устно сделай иллюстрации к каждой части. Подумай, о чём важном хотел сказать автор в каждой части, что именно нужно изобразить и почему.

Разделение сказки «О мёртвой царевне на части» и заголовки к ним

  1. Смерть старой царицы, женитьба на новой. «Злая царица».
  2. Царица узнаёт о красоте царевны. «Соперница».
  3. Чернавка отпускает царевну в лесу. «Жалость Чернавки».
  4. Царевна живёт у семи богатырей. «Семь богатырей».
  5. Царица даёт царевне отравленное яблоко. «Отравленное яблоко».
  6. Богатыри хоронят царевну. «Хрустальный гроб».
  7. Елисей ищет невесту. «Поиски Елисея».
  8. Царевна оживает. «Свадьба».

Устные иллюстрации к частям сказки «О мёртвой царевне»

  1. Царица сидит перед зеркалом очень довольная. За окном играет юная молодая царевна.
  2. Царица перед зеркалом. В зеркале отражается очень красивая царевна.
  3. Чернавка тащит за руку царевну по тёмному лесу.
  4. Богатыри сидят за столом. Царевна разносит различные яства. Все улыбаются.
  5. Старушка бросает царевне яблоко. Рядом надрывается лаем собака.
  6. Богатыри обступили хрустальный гроб, в котором покоится царевна.
  7. Елисей на коне на вершине горы. Слева — солнце, справа — месяц, в середине — ветер.
  8. Елисей и царевна в свадебных костюмах сидят за столом. Вокруг богатыри и нарядные люди. В углу корчится царица.

6. Подробно перескажи одну из частей сказки. Подумай, какой план ты составишь. Запиши его в рабочую тетрадь. Выдели слова писателя, которые используешь в своём пересказе. Не забудь, что произведение Пушкина стихотворное.

Пересказ сказки «О мёртвой царевне» по частям с авторскими словами.

Злая царица.

Когда царь-отец отправился в поход, царица долго ждала его. Прошло девять месяцев, царица родила дочь. Тут вернулся царь и царица умерла.

Через год царь женится на другой. Новая царица была красивой, но она же была горда и ломлива.

Царица постоянно спрашивала у зеркальца, кто красивей всех на свете, И зеркальце отвечало, что она всех румяней и белее.

Соперница.

Между тем подросла молодая царевна. Она стала очень красивой, чернобровой и белолицей. У неё появился жених — королевич Елисей.

И однажды зеркальце назвало царевну красивей царицы. Царица вышла из себя, бросила зеркальце и топнула по нему ногой. Но зеркальце знай твердило своё.

Жалость Чернавки.

Царица позвала Чернавку и велела отвести царевну в глушь лесную, где оставить на съедение волкам.

В лесу царевна стала умолять Чернавку отпустить её. Чернавка пожалела царевну и отпустила. Царице она сказала, что выполнила её приказ, и молва стала твердить, что царская дочь пропала.

Елисей собрался на поиски невесты.

Семь богатырей.

Царевна добралась до лесного домика. Она увидела, что в нём живут добрые люди и навела порядок.

Когда вернулись богатыри, они стали звать царевну сестрой.

Долго она жила у них в покое, а богатыри уважали её, зная, что у царевны есть жених.

В это время царица снова обратилась к зеркальцу, и то опять назвало красивой царевну. Царица поняла, что её обманули и решила сама исправить дело.

Отравленное яблоко.

Царица нарядилась нищей старухой и отправилась к царевне. Собака лаяла и не хотела её подпускать, но царевна отогнала собаку. 

Царица бросила её яблоко и царевна поднесла его к алым губам. Она откусила кусочек и упала замертво.

Хрустальный гроб.

Богатырей встретил пёс, который куснул яблоко и умер. Богатыри увидели мёртвую царевну и решили похоронить её, чтобы она никому не досталась.

Они сделали хрустальный гроб, положили в гроб царевну и отнесли его в пустую гору, где подвесили на столбах.

Поиски Елисея.

Елисей повсюду искал невесту. Он спрашивал дорогу у солнца и месяца, но они ничего не знали о царевне. Только ветер рассказал Елисею про хрустальный гроб.

Елисей нашёл гору и гроб. В горе он ударился о гроб лбом, и гроб разбился. И в тот же миг царевна ожила.

Свадьба.

Царица снова беседовала с зеркальцем и узнала, что царевна ожила. Её взяла тоска и она тут же умерла.

А Елисей женился на царевне, и никто с начала мира не видал такого пира.

7. Что роднит пушкинскую сказку с народными? Чем они различаются?

С народными сказками произведение Пушкина роднит:

  1. Сказочный сюжет с мёртвой царицей. Такое встречается и в народных сказках.
  2. Борьба добра со злом, победа добра.
  3. Наличие волшебных предметов — зеркальца.
  4. Зачин в котором мы знакомимся с главными героями.
  5. Концовка: «я там был, мёд, пиво пил».
  6. Троекратные повторы: вопросы Елисея к солнцу, месяцу и ветру.
  7. Народный язык, который использовал Пушкин.

Отличие сказки Пушкина от народных:

  1. Неизменяемый сюжет, ведь это авторская сказка.
  2. Стихотворная форма.
  3. Использование авторских эпитетов и других средств художественной выразительности.

8. Что хотел поэт сказать читателям, создав сказку о мёртвой царевне и семи богатырях?

Пушкин хотел сказать о том, что зависть очень плохое качество человека, которое губит его самого. Он хотел сказать, что как бы не было подло и сильно зло, хороших людей больше, чем злых, и они обязательно победят.

1

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 82-83

Размышляем о прочитанном.

1. Вы прочитали сказку Жуковского «Спящая царевна». Что в ней вам особенно понравилось: пророчество рака, заколдованный сон, пробуждение?

Мне больше всего понравилось посещение царским сыном сонного дворца, описание спящих людей, замерших посредине движения или дела. И то, как царский сын, молитву сотворя, шагнул через царя Матвея.

2. К какому виду сказок вы бы её отнесли, если бы она была народной? Известно, что она появилась после шутливого соревнования Жуковского и Пушкина на лучшую обработку народной сказки. Что в ней напоминает народные русские сказки? Что отличает её от них?

Это волшебная сказка. В ней есть чародейки, колдовство, волшебный предмет, превращения.

Эта сказка напоминает народные своим языком, который Жуковский попытался сделать максимально народным.

Также в ней есть зачин и концовка, характерные для народных сказок: «Жил-был добрый царь Матвей…», «Свадьба, пир, и я там был..»

Использует Жуковский и традиционные приёмы волшебных народных сказок: испытание главного героя, борьба со злом и победа добра, устойчивые эпитеты «ни в сказке сказать, ни пером описать».

Но в отличии от народных сказок, Жуковский не использует такой обязательный элемент, как троекратные повторы. Нет у него и присказки, а герои необычные для народной сказки: рак, царь по имени Матвей.

Необычным авторским приёмом оказывается и ирония, которая наполняет сказку. Жуковский старался развлечь читателя, а не чему-то его научить.

3. Почему не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила? Кто спас царевну, усыпив её не навсегда, кто пробудил её от многовекового сна?

Двенадцатую колдунью не пригласили потому, что золотых обеденных блюд было одиннадцать. Двенадцатый набор был кем-то украден.

Злая колдунья обиделась и предсказала царевне смерть на шестнадцатом году от укола веретена.

Но одиннадцатая чародейка сказала, что принцесса не умрёт, а проспит триста лет.

Пробудил царевну царский сын, который пробрался во дворец и поцеловал её.

Литература и изобразительное искусство

Найдите в других книгах и в интернете иллюстрации к сказке Жуковского «Спящая царевна». Какие из них вам понравились и показались наиболее удачными? Почему?

В учебнике мы видим иллюстрацию художника В. Кутлинского.

В интернете я видела множество интересных иллюстраций к этой сказке. Их рисовали художники Курдюмов, Дехтерев, Пименов, Рыжов.

Но мне больше всего понравилась иллюстрация В. Васнецова. Это настоящая картина на сюжет этой сказки. На ней художник изобразил спящую на высоком резном диванчике царевну. Рядом спит девочка с раскрытой книгой, на полу спит медведь, вокруг спят слуги. 

На этой картине нашлось место даже густому бору, который окружил дворец.

Именно за обилие деталей, яркие краски и настоящую сказочность я люблю эту иллюстрацию.

Фонохрестоматия

1. Отличается ли манера сказывания народной сказки от художественного чтения сказки литературной? Чем? Почему?

Само слово Сказывание подразумевает доверительный рассказ, в котором рассказчик выражает своё мнение о героях и событиях сказки. Каждый рассказчик может добавлять в сказку что-то своё.

При художественном чтении чтец выражает мнение автора, он связан границами литературного произведения, не может вставлять свои слова или присказки.

2. Как актёр передаёт характеры злой и доброй чародеек, используя ритм, тембр, эмоциональную окраску звучания?

Злая чародейка должна быть злой. Её злобу актёр показывает низким голосом, быстрым темпом. Такое чтение эмоционально кажется зловещим.

Доброту другой чародейки актёр тоже показывает голосом. Её слова он читает спокойно, доверительно, успокаивающе. Ей хочется верить.

3. Прочитайте описание сонного царства так, чтобы передать одновременно и ощущение сонного покоя, и лёгкую усмешку автора.

Читаем спокойно, неторопливо, выделяя голосом смешные фразы и слова: вкопанный, раскрывши рот, упасть готовый и т.д.

4. Как меняется интонация актёра, когда он переходит к рассказу о царском сыне? Какие черты характера царевича передаёт чтец?

Интонация повышается, актёр передаёт горячность царского сына, его смелость и удаль. Услышав про заколдованный дворец, кровь у молодца вскипела, он бесстрашно бросился в бор.

5. Прослушайте внимательно описание спящей царевны. Были ли такие подробные портретные описания в народных сказках?

Таких подробных портретных описаний в народных сказках нет. Это особенность авторского произведения.

6. Сравните описание сонного царства и проснувшегося, оживившегося царского двора. Прочитайте описания вслух, передавая умиротворённость, неподвижность в первом случае, и движение, оживление во втором.

Передать описание сонного царства можно спокойной интонацией с замедленным темпом. Пробуждение и оживление напротив, нужно читать быстро с воодушевлением.

AVvXsEj0uljsnYhx vvbl6xoulmr0n gycJHpK7xOZcrdmxSdDHartpsBg1qMJgF8K49GCy8LU8qM8FFQI2fzcwy968thnYzoEfWlJcL5Pnc c8UutLXEuVMnQ8ipbMa9JEbcOFspwn3 vw Xg5af1JV8Xp5lJppoRV1vQLSY3J88AuOCxEBNc Bn84rOy fdg=w400 h351

Слайд 1

Сказка А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»Подготовила: Голенко С. В.

Текст слайда:

Сказка А.С.Пушкина
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

Подготовила: Голенко С. В.


Слайд 2

Назовите писателя «В произведениях писатель прославлял талант, самобытность простого русского человека. В селе Михайловском он, переодевшись в крестьянский

Текст слайда:

Назовите писателя

«В произведениях писатель прославлял талант, самобытность простого русского человека. В селе Михайловском он, переодевшись в крестьянский наряд, частенько смешивался на ярмарках с толпой людей, подпевая нищим слепцам, прислушиваясь к меткому народному слову. Вспомним, какую трогательную привязанность испытывал писатель к своей няне Арине Родионовне, крепостной крестьянке. Именно она рассказывала народные сказки, о которых он написал: «Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Поэт создал пять замечательных литературных сказок, «пропитанных русским духом?»


Слайд 3

Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837)

Текст слайда:

Александр Сергеевич Пушкин
(1799 – 1837)


Слайд 4

Какие сказки написал А.С.Пушкин? Хорошо ли вы знаете эти сказки? Как старуха называла старика в сказке «Золотая

Текст слайда:

Какие сказки написал А.С.Пушкин?
Хорошо ли вы знаете эти сказки?

Как старуха называла старика в сказке «Золотая рыбка»?

ПРОСТОФИЛЯ

Птица, которая была посажена на спицу для охраны границ.

ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК

Лесной зверёк, живший в хрустальном дворце.

БЕЛКА


Слайд 5

«Пристают к заставе гости ... Гвидон зовёт их в гости». «Глядь: опять пред ними землянка, а

Текст слайда:

«Пристают к заставе гости … Гвидон зовёт их в гости».

«Глядь: опять пред ними землянка, а пред нею разбитое …»

«Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько».

КНЯЗЬ

КОРЫТО

Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди


Слайд 6

Что такое сказка? Сказка – повествовательное, обычно народно – поэтическое, произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с

Текст слайда:

Что такое сказка?

Сказка – повествовательное, обычно народно – поэтическое, произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических персонажей и существ. (по С.И.Ожегову)


Слайд 7

СКАЗКА — произведение фольклора, повествующее о чём-то необычном, невероятном.Она знакома нам с самого детства. Сказка в

Текст слайда:

СКАЗКА — произведение фольклора, повествующее о чём-то необычном, невероятном.
Она знакома нам с самого детства. Сказка в той или иной мере отражает историческую действительность, но в основе имеет вымысел. Передаваемые сообщения очень отдалены, а следовательно, сильно искажены.
Сказка рассказывается сказителем..
У каждого народа есть свои сказки.. Подражая народным сказкам,, писатели тоже могут сочинять сказки (авторская сказка).
Сказки всегда чему-нибудь учат, но поучение в них не носит характер нравоучения.
Неотъемлемым элементом сказки становятся произведения устного народного творчества малых жанров: загадки, поговорки, пословицы. Они органически вплетаются в сказку..


Слайд 8

Отличительные особенности большинства сказок наделение предметов-персонажей речью: они могут не только говорить, но и думать;наделение способностью

Текст слайда:

Отличительные особенности
большинства сказок

наделение предметов-персонажей речью: они могут не только говорить, но и думать;
наделение способностью передвижения не двигающихся в реальном мире предметов.


Слайд 9

К какому виду сказок относится «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях?» Само название волшебные говорит о

Текст слайда:

К какому виду сказок относится
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях?»

Само название волшебные говорит о том, что в основе этих сказок есть какой-то волшебный элемент (чудо).
В качестве волшебного элемента может выступать:
волшебный предмет (топор — сам рубит; скатерть-самобранка- сама кормит; сапоги-скороходы — сами ходят), предмет говорящий (печка, зеркальце), предмет, сам возникающий (из гребёнки — лес);
волшебные фразы и заклинания («Сивка-бурка»);
волшебники и колдуны, сказочные существа (старушки- задворенки, феи, леший, Баба-Яга);
богатыри (Объедало, Слухач, Усыня);
волшебные животные (кот-баюн, серый волк);
волшебные растения (яблоня);
волшебные земли, острова (тридевятое царство).


Слайд 10

Особенность волшебных сказокТроекратность повторения чего-либо; верность числу «три» и другим магическим числам:за тридевять земель, в тридесятом царстве,

Текст слайда:

Особенность волшебных сказок

Троекратность повторения чего-либо; верность числу «три» и другим магическим числам:
за тридевять земель, в тридесятом царстве, в тридесятом государстве;
трижды биться с трёхглавым змеем и каждый раз против­
ник становится сильнее (головы увеличиваются на три);
трижды решаемые задачи и каждый раз задача всё труднее
(эффект нагнетания).


Слайд 11

Схема древнейшей волшебной сказкисуществование запрета;нарушение запрета;следствие нарушения запрета с подключением магии; рассказ о магии;магическое действие, приводящее к

Текст слайда:

Схема древнейшей волшебной сказки

существование запрета;
нарушение запрета;
следствие нарушения запрета с подключением магии;
рассказ о магии;
магическое действие, приводящее к положительному результату.


Слайд 12

Усложнение структуры сказки Со временем структура сказки усложнилась. Добавились:воображаемый мир;чудесные помощники;действия Яги и Кощея;плеяда героев.

Текст слайда:

Усложнение структуры сказки

Со временем структура сказки усложнилась.
Добавились:
воображаемый мир;
чудесные помощники;
действия Яги и Кощея;
плеяда героев.


Слайд 13

Где могут начинаться волшебные сказки? в реальном мире, а потом их повествование может переноситься на волшебную землю;на

Текст слайда:

Где могут начинаться волшебные сказки?

в реальном мире, а потом их повествование может переноситься на волшебную землю;
на волшебной земле (в некотором царстве; в тридесятом государстве; за тридевять земель).


Слайд 14

Герои волшебных сказок Положительные герои наделены всеми чертами совершенных людей. Насколько прекрасен образ положительных героев, настолько уродлив облик

Текст слайда:

Герои волшебных сказок

Положительные герои наделены всеми чертами совершенных людей. Насколько прекрасен образ положительных героев, настолько уродлив облик отрицательных героев, персонажей, причиняющих вред. Ужасны не только внешние черты, но и место их обитания.


Слайд 15

В волшебных сказках всегда есть противопоставление мира добра миру зла. Герои сказок борются с силами зла. Зло

Текст слайда:

В волшебных сказках всегда есть противопоставление мира добра миру зла. Герои сказок борются с силами зла. Зло оказывается побеждённым, несмотря на фантастическую силу и живучесть. Чем ближе к концу сказки, тем напряжённее борьба. Очень часто, приблизившись к цели, сказка делает поворот и возвращает к началу борьбы. Конец сказки смыкается с началом.


Слайд 16

Главные персонажи волшебных сказокИван - крестьянский сын;царевич (королевич);богатырь;Ясен Сокол;Емеля - дурак;Василиса Премудрая;Елена Прекрасная;Марья - Моревна; Этим героям присущи

Текст слайда:

Главные персонажи волшебных сказок

Иван — крестьянский сын;
царевич (королевич);
богатырь;
Ясен Сокол;
Емеля — дурак;
Василиса Премудрая;
Елена Прекрасная;
Марья — Моревна;

Этим героям присущи красота, активная творческая энергия, невиданная сила, смекалка.
Но есть и более мягкие образы, терпеливые и скромные: сестрица Алёнушка, Снегурочка, Золушка.


Слайд 17

Характерные черты волшебных сказокустойчивые словесные формулы;замедленное развитие событий с возвратом к началу;детальное описание внешности, места событий;использование выразительных

Текст слайда:

Характерные черты волшебных сказок

устойчивые словесные формулы;
замедленное развитие событий с возвратом к началу;
детальное описание внешности, места событий;
использование выразительных средств: эпитетов, метафор,
преувеличений.


Слайд 18

Словарно – лексическая работаŸ Не кручинься – не печалься.Ÿ Не прекословит – не противоречит, не возражает.Ÿ Полати

Текст слайда:

Словарно – лексическая работа

Ÿ Не кручинься – не печалься.
Ÿ Не прекословит – не противоречит, не возражает.
Ÿ Полати – широкие нары для спанья, устраиваемые в избах под потолком между печью и противоположной ей стеной.
Ÿ Изразец – покрытое глазурью изделие из глины; употребляется для облицовки печей, а также стен, полов. (Печь с лежанкой изразцовой.)
Ÿ Отрекался – отказывался.
Ÿ Черница – монахиня.
Ÿ Горница – комната на чердаке (вышка, светелка, терем).
Ÿ Сенная девушка – дворовая девушка, находящаяся в услужении у господ, горничная.


Слайд 19

Сказка – кладезь, ясный свет, На любой вопрос – ответ. Добрый молодец, давай Книгу сказок открывай! Ты получишь наслажденье За волшебным

Текст слайда:

Сказка – кладезь, ясный свет,
На любой вопрос – ответ.
Добрый молодец, давай
Книгу сказок открывай!
Ты получишь наслажденье
За волшебным этим чтеньем!


Слайд 20

Характеристика героев сказкиЗавистьГрубостьЗлой нравКрасотаГордость

Текст слайда:

Характеристика героев сказки

Зависть
Грубость
Злой нрав
Красота
Гордость


Слайд 21

ПреданностьВерностьТрудолюбиеКротостьСкромность

Текст слайда:

Преданность
Верность
Трудолюбие
Кротость
Скромность


Слайд 22

Докажите, что Королевич Елисей главный герой сказки

Текст слайда:

Докажите, что Королевич Елисей
главный герой сказки


Слайд 23

Соколко – это волшебный помощник или верный друг?

Текст слайда:

Соколко – это волшебный помощник
или верный друг?


Слайд 24

Игра «Угадай, кто сказал?»А царевна всё ж милее, Всё ж румяней и белее. ЗЕРКАЛЬЦЕЖизнь моя!В чем, скажи,

Текст слайда:

Игра «Угадай, кто сказал?»

А царевна всё ж милее,
Всё ж румяней и белее.

ЗЕРКАЛЬЦЕ

Жизнь моя!
В чем, скажи, виновна я?

ЦАРЕВНА

Что за диво!
Всё так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал.

СТАРШИЙ БОГАТЫРЬ

Как ты смела
Обмануть меня? И в чём!..

ЦАРИЦА

Я царевны не видало.
Знать, её в живых уж нет…

СОЛНЦЕ

Месяц, месяц, мой дружок,
Позолочённый рожок!

ЖЕНИХ ЕЛИСЕЙ


Слайд 25

Конкурс «Инсценировка»1-я группа – «Разговор царицы с зеркальцем».2-я группа – «Обращение Елисея к солнцу, месяцу, ветру».3-я группа

Текст слайда:

Конкурс «Инсценировка»

1-я группа – «Разговор царицы с зеркальцем».
2-я группа – «Обращение Елисея к солнцу, месяцу, ветру».
3-я группа – «Сватовство богатырей».
4-я группа – «Чернавка и царевна. Сцена в лесу».


Слайд 26

«Царевна заблудилась в лесу. Находит дом пустой – убирает его. Двенадцать братьев приезжают. «Ах, – говорят, –

Текст слайда:

«Царевна заблудилась в лесу. Находит дом пустой – убирает его. Двенадцать братьев приезжают. «Ах, – говорят, – тут был кто-то… коли мужчина, будь нам отец или брат, коли женщина, будь нам мать или сестра… Мачеха приходит в лес под видом нищенки – собаки ходят на цепях и не подпускают её. Она дарит царевне рубашку, которую та, надев, умирает. Братья хоронят её в гробнице, натянутой золотыми цепями к двум соснам. Царевич влюбляется…» – это сказка, которую рассказала Арина Родионовна Пушкину.


Слайд 27

Пушкин продолжает фольклорные традиции, дополняя и углубляя их. Пушкин не просто пересказал известный сюжет, а написал авторскую

Текст слайда:

Пушкин продолжает фольклорные традиции, дополняя и углубляя их. Пушкин не просто пересказал известный сюжет, а написал авторскую сказку, в которой многое изменил в связи с тем, что хотел выразить свои собственные идеалы, мысли, представления о жизни.
В пушкинской сказке мы чувствуем открытое авторское отношение к героине, чего не знает народная сказка. Автор нежно любит свою героиню и восхищается ею («красавица-душа», «милая девица», «моя душа»).
В целом поэт создает неповторимый индивидуальный характер «царевны молодой» с помощью детального описания её внешности, речи, подробного изображения поведения героини, включает в текст сказки многочисленные авторские оценки, показывает отношение к героине других персонажей.


Слайд 28

Особенности фольклорной сказкипротивостояние добра и зла, при этом добро всегда побеждает;деление героев на положительных, отрицательных и помощников;наличие

Текст слайда:

Особенности фольклорной сказки

противостояние добра и зла, при этом добро всегда побеждает;
деление героев на положительных, отрицательных и помощников;
наличие фантастики и вымысла;
присутствие повторяющихся элементов : зачин, повторы (три, девять, двенадцать), устойчивые выражения.


Слайд 29

Особенности литературной сказки В литературной сказке определяющим началом является индивидуальность автора, которая обнаруживается во всем: в описании

Текст слайда:

Особенности литературной сказки

В литературной сказке определяющим началом является индивидуальность автора, которая обнаруживается во всем: в описании добродетели положительных героев, в обличении героев-злодеев, в удивительных добродетелей героев-помощников, очень важной является позиция автора.


Слайд 30

Игра «Исправь ошибку»Свойство зеркальце имело:Предсказать судьбу умело…Свойство зеркальце имело:Говорить оно умело… Входят семь богатырей,Семь румяных богачей. Входят

Текст слайда:

Игра «Исправь ошибку»

Свойство зеркальце имело:
Предсказать судьбу умело…

Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело…

Входят семь богатырей,
Семь румяных богачей.

Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.

Не губи меня, царица!
А как буду я царица,
Я пожалую тебя.

Не губи меня, девица!
А как буду я царица,
Я пожалую тебя.

Сват приехал, царь дал слово,
А приданое готово:
Пять торговых городов,
Да сто сорок теремов.

Сват приехал, царь дал слово,
А приданое готово:
Семь торговых городов,
Да сто сорок теремов.


Слайд 31

Тест «Семь Богатырей»Семь богатырей принесли царевне: конфеты, пирожок, пряники?На подносе богатыри принесли царевне: вино, воду, квас? Место,

Текст слайда:

Тест «Семь Богатырей»

Семь богатырей принесли царевне: конфеты, пирожок, пряники?

На подносе богатыри принесли царевне: вино, воду, квас?

Место, где спала мертвая царевна: поле, утёс, гора?

Красоте царевны завидовала: мачеха, нянька, сестра?

Где находится царевна, королевичу Елисею подсказал: туман, ветер,
месяц?
Дичь, на которую охотились богатыри: орлы, сычи, утки?

Место, где стоял терем богатырей: дубрава, равнина, усадьба?


Слайд 32

Определите темы героев сказки, прослушав несколько музыкальных фрагментов«Марш царя Салтана» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Млада» (тема богатырей).

Текст слайда:

Определите темы героев сказки, прослушав несколько музыкальных фрагментов

«Марш царя Салтана» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Млада» (тема богатырей).
«Славянский танец» А. Дворжака (тема царевны).
«Утро» Э. Грига (тема солнца).
«Ходит месяц над лугами» С.С. Прокофьева (тема месяца).
«Порыв» Р. Шумана (тема ветра).
 


Слайд 33

ВыводЛюбовь – главная сила в мире, она побеждает всё, даже смерть. Красота – внутреннее, а не внешнее

Текст слайда:

Вывод

Любовь – главная сила в мире, она побеждает всё, даже смерть.
Красота – внутреннее, а не внешнее свойство человека; красота души определяется добротой, трудолюбием, скромностью – таковы народные представления о красоте.
Верность в дружбе и любви спасает и то и другое, спасет душу самого человека.


mflmttrcwmtqopnqrovaitugsvblkjywpkjjdblznfqcudsmsn

Не знаю, как у вас, уважаемый читатель, а у меня 17-я большая пресс-конференция В.В. Путина вызвала сложные чувства. Очевидно, наша страна переживает системный многоаспектный кризис. Он начался задолго до пандемии коронавируса.

Еще в 2019 году разные регионы России потрясали акции протеста. Предпенсионеры продолжали протестовать против грабительской реформы, лишившей их пенсий за пять лет. Врачи на Урале массово увольнялись из больниц, протестуя против низких зарплат. На Севере люди пикетировали строительство мусорных полигонов. В Москве кандидатов в мундепы отстранили от выборов, и были чуть ли не уличные схватки между возмущенными демонстрантами и Росгвардией. В Хабаровске более полугода шли марши против ареста губернатора Фургала.

Потом пришел коронавирус, унесший уже жизни почти миллиона россиян, выборы в Думу, на которых формальную победу партии власти удалось обеспечить лишь массовыми фальсификациями, протесты против куар-кодов, аресты представителей оппозиции… А главное – резкое падение уровня жизни большинства россиян, рост цен даже на основные продукты, массовое разорение представителей мелкого и среднего бизнеса, ужесточающиеся санкции Запада…

В общем, ситуацию простой никак не назовешь. Журналисты, которые пришли на пресс-конференцию главы государства, ожидаемо стали задавать острые вопросы. Они думали, что президент, как в лучшие времена, прямо и открыто станет отвечать им, расскажет, как власть собирается разрешать эти проблемы, каковы перспективы выхода страны из кризиса… Но оказалось, что президент живет в какой-то другой Российской Федерации… В «его России» всё идет нормально, страна стабильно развивается, зарплаты и пенсии у граждан растут, эпидемия пошла на спад и скоро будет побеждена… Если какие-то проблемы и есть, так ведь они есть всегда!.. Такова жизнь, которая, сложна и многообразна, как не раз повторял президент. В конце концов, имеются страны, в которых таких проблем еще больше! И зачастую это страны, которые вовсе не на последних местах по уровню экономического развития…

Вот так, например, президент ответил на первый же вопрос, который касался положения в России в связи с пандемией: «Наша экономика, столкнувшись с вызовами коронавирусной инфекции и необходимыми вынужденными ограничениями в этой связи в экономике и в социальной сфере…. все-таки оказалась более мобилизованной и готовой к таким шокам, чем многие другие развитые экономики мира». Затем президент конкретизировал: «У нас уровень спада экономики составил три процента, что гораздо ниже, чем во многих ведущих экономиках мира, и мы восстановились гораздо быстрее, чем другие страны».

После этих слов, полагаю, многие телезрители, как и журналисты, сидевшие в зале, испытали то же, что и я, – чувство глубокого недоумения. Мы все, конечно, не специалисты и подсчитывать с ходу проценты спада экономики не можем. Возможно, что по формулам, фигурирующим в докладах, которые кладут на стол президента, и выходит, что россияне в условиях пандемии живут лучше, чем французы или датчане. Но почему-то, зайдя в магазин и взглянув на ценники, мы не ощущаем, что мы обеспеченнее жителей благополучной Европы. Скажу более: сейчас век интернета и мобильной связи. У большинства россиян, особенно среднего и юного возраста, есть множество знакомых в Евросоюзе и в США (из тех, что уехали туда, а то и просто французов, немцев и американцев – молодежи сейчас языковой барьер неведом). И они с этими иностранцами регулярно общаются через «Скайп», «Зум» или в Фейсбуке. И знаете что… Что-то не слышно, чтобы наши эмигранты, не говоря уже о натуральных американцах и европейцах, кусали локти от зависти и, бросив всё, стремились в Россию, где спад экономики «всего 3%»…

Пока я об этом думал, президент продолжал бодро перечислять достижения той Российской Федерации, в которой живет он и о которой ему каждый день рассказывают референты и министры с губернаторами. «Хорошие очень показатели в стройке, рекордные показатели – 90 миллионов квадратных метров. Впервые такой результат достигнут в новейшей истории России. Я хочу поздравить с этим результатом всех работников строительного комплекса: и первых лиц, и тех, кто работает прямо на стройках», – услышал я. Недалеко от моего дома есть стройка. Я часто прохожу мимо нее. И я бы поздравил тех, кто «работает прямо на ней», но, боюсь, они меня не поймут, поскольку узбекским и таджикским я пока не владею. Поэтому, увы, это поручение президента я выполнить не берусь. Пускай его выполняет Сергей Семенович Собянин, но предварительно хорошо бы ему запастись русско-таджикским разговорником…

А президент между тем не останавливался и разъяснял застывшему залу, как хорошо они живут. Оказывается, у нас «среднемесячная зарплата начала расти в реальном выражении, слава богу», «рост реальных доходов за вычетом… инфляционных расходов все-таки 4,1 процент», «уровень безработицы… стал ниже».

После этого апофеоза оптимизма (дополнительно нам еще объяснили, что и бюджет у нас социальный и охват вакцинации выше, чем в ФРГ) журналисты должны были, думаю, покаяться, что они всё понимали неправильно и имели даже крамольные мыслишки о том, что в стране кризис… Но они снова стали задавать острые вопросы…

Вот спрашивает президента корреспондент Русской службы Би-би-си: «Что произошло в России за последнее время, что в ней так стремительно и так существенно выросло число тех, кого власти считают экстремистами, нежелательными организациями и иностранными агентами?» А президент ему «ответочку»: «По поводу сидельцев. Сидельцы всегда были в каждой стране, есть и будут. Не надо совершать уголовные преступления и прикрываться при этом политической деятельностью». И правильно – в их Великобритании Ассанжа судили, а они нас будут попрекать «человеком, которого отра­вили»!

А вот крестница президента в красном костюме и черной маске. Ей по должности положено изображать из себя оппозиционерку. Она стала подробно рассказывать о пытках в российских СИЗО… Путину было явно скучно. Он и глаза долу опускал, и пальцы теребил. Едва дождавшись конца вопроса, он менторски разъяснил: «Если вы посмотрите на то, что происходит в соответствующих учреждениях в других странах, вы увидите, что там проблем не меньше. Это общемировая проблема. Наверное, есть страны, есть такие учреждения, где всё выглядит очень благостно. Но очень много и в Европе, скажем, в той же Франции, в Штатах таких мест, которых, мне кажется, уже и в странах третьего мира нет». В общем, Ксении Собчак оставалось лишь возрадоваться, что она живет в безопасной Российской Федерации, а не в какой-нибудь ужасной Америке, где арестантов еще не так пытают…

Но больше всего всех потряс, думаю, его ответ на вопрос о Роснано, которым управляет Чубайсе. Корреспондент компании «Россия 24» спросила, собирается ли государство выплачивать многомиллионные долги Роснано? Как известно, после того, как «приватизатор всея Руси» поруководил этой госкорпорацией, у нее остался долг около 140 миллиардов рублей. После чего Чубайс мгновенно испарился из кабинета руководителя госкорпорации и отправился на отдых от «трудов праведных». Корреспондент постеснялась спросить президента прямо: «Ответит ли Чубайс за очередной свой финт?» – но всем это было и так понятно… В такой ситуации даже незабвенный Борис Николаевич стучал по столу кулаком и рычал в микрофон: «Во всем виноват Чубайс!» Что не мешало ему потом, когда страсти улягутся, пересадить Чубайса в новое кресло руководителя… Но Владимир Владимирович даже этого делать не стал. Он опять объяснил всё… непреодолимыми объективными факторами. «Конечно, в значительной степени непроторенным путем коллеги шли, – сказал президент. – Ясно, что часть проектов реализована успешно, а часть, к сожалению, не удалось реализовать. Это рискованные вложения. Поэтому государство и шло на то, чтобы обеспечить эту работу своими гарантиями…»

Чубайс, оно понятно, всегда идет непроторенными путями. То он промышленность распродаст, то энергетику… Ни в одной стране такого не бывало… И всегда по мудрому решению начальства мы, налогоплательщики, обеспечиваем его достаток через госгарантии…

Тут я поймал себя на мысли, что все эти ответы президента что-то мне напоминают. И через пару минут понял… Еще в юности читал я замечательную книгу «Разговоры Пушкина». В ней собраны разные высказывания и забавные поступки великого поэта, описанные в мемуарах современников. Есть там и такой рассказ. В начале 1820-х годов, когда поэт был в южной ссылке, губернатор Воронцов, который недолюбливал «неудобного» сочинителя, решил отправить его «на саранчу». В тот год саранча стала настоящим бедствием для юга империи. По решению правительства в села посылали чиновников, которые должны были разъяснять крестьянам, как бороться с саранчой. Конечно, такие командировки были тяжелыми, требовали много сил, времени. Но Пушкин справился буквально за день.

Он приехал в деревню, созвал мужиков на сход и спросил их: «Знаете ли вы, мужики, что такое саранча?» Мужики почесали в затылках, и один, самый бойкий, ответил: «Сущее наказание Божье, ваше высокоблагородие!» Тогда Пушкин задает ему вопрос: «А что ж, разве возможно бороться с наказанием Божьим?» «Вестимо, нет, барин!» «Ну так и идите по домам», – махнул рукой поэт. И мужики отправились по своим избам, а поэт поехал обратно в Одессу.

Но что простительно веселому юноше-поэту, вряд ли достойно для взрослых серьезных государственных мужей. Тем не менее нами, оказывается, правят люди, которые убеждены, что всё в стране совсем неплохо, а если есть трудности, они носят объективный характер, они есть везде и всегда, и поэтому… ничего особо делать не надо. Пусть жизнь течет своим чередом, всё как-нибудь образуется. Видимо, в этом и состоит понимание начальством их любимого «здорового консерватизма» – как можно дольше ничего не менять, а тех, кто хочет перемен, объявлять опасными экстремистами…

Шутки шутками, а после этой остроумной выходки Пушкина в деревне, куда его посылали, полагаю, саранча пожрала весь урожай. Что будет со страной, которой правят такие «консерваторы», представить страшно…

Рустем ВАХИТОВ

Лиса

Если вдуматься в поведение героев басни «Ворона и лисица», то мы видим хитрую и сообразительную лису, которая своей сообразительностью обманула наивную и доверчивую ворону. Здесь показана льстивая и умная лиса, которая без затруднений выманила сыр.

Ворона

Ворона же на оборот не блистает умом и, зная, что не обладает звонким голосом, все ровно поверила в похвалу и во весь голос каркнула, потеряв при этом свою еду. Делая выводы из данной ситуации нужно всегда доверять своим глазам, видя, кто именно находится перед тобой, а не наивности ушам.
Мораль данной басни: «лесть – это плохо», но текст полностью противоречит этому и вовсе не осуждает такое поведение.

Анализ басни Крылова Ворона и лисица 2 вариант

Произведение «Ворона и лисица» было написано в 1807 году Иваном Крыловым, оно относится к жанру басен, и впервые свет увидел басню в журнале в 1808 году.
Басня предполагает собой небольшой рассказ, зачастую написанный стихами, в главных героев чаще всего встречаются звери, и через их образы и ситуации авторы пытаются передать смысл и нравственные уроки.
Сюжет отличается своей простотой и доступностью, в главных ролях ворона и лисица. Ворона где-то раздобыла сыр и уселась на еловой ветке, только хотела позавтракать, но отвлеклась и задумалась. Тут появляется лисица и услышав запах сыра тут же приближается к вороне. Лисица задумала любым способом завладеть сыром, поэтому начала лестно высказываться в сторону вороны, она ее и хвалила и просила спеть. Ворона же наслушавшись таких речей открыла клюв и выронила сыр. Лисица подхватила добычу и убежала.
Суть многих басен это преподнести читателю какой-либо урок, нравоучение, путем показа жизненных ситуаций. Главной темой басни Ворона и лисица является-лесть, конечно любому приятно слушать хорошие слова в свои адрес, но это не значит, что нужно полностью поддаваться этому и верить, ведь не всегда тот, от кого вы будете слышать такие слова будет желать вам лучшего и неизвестно, чем эта лесть обернется для вас.
Данная басня является одной из самых известных у Крылова, автор взял за основу простой сюжет, который был известен ещё с античной эпохи.
В произведение мы видим двух главных героев, это Ворона и Лиса. Цель лисы-получить заветный кусочек сыра, а для этого ей нужно придумать как это сделать. И она решила задобрить ворону красивыми словами, та в свою очередь наслушалась и выронила сыр.
Если вдуматься в смысл басни, то можно понять, что автор не только лису показывает с негативной стороны, но и ворону. Ведь Лису плоха тем, что льстит ради собственной выгоды, а Ворона с легкостью поддается на это.
На примере двух животных басня учит относится к льстецам с осторожностью, ведь по сути люди способны на всё ради достижения своих целей, а так же следить за собой, то есть оставаться таким какой ты есть, не задирать нос и не считать себя лучше других.
Составляя характеристику главных героев, можно выделить главные качества присущие им. Лиса-по сути из многих сказок нам известно, что эти животные обладают весьма хитрым характером, они способны быстро придумывать план и находить выход из ситуации, в басне лиса представляется лживой и льстивой. Ворона противоположна по характеру, она отличается своей глупостью, доверчивостью, она не старается разбираться в словах которые ей говорят и развесив уши она слушает похвалу, из-за свой глупости она лишилась своего завтрака, выронив его лисе.
В заключении хотелось бы отметить тот факт, что басни не зря описывают жизненные ситуации через образы животных, ведь если подумать, то в жизни человека всегда найдутся люди, такие как эта лиса. Такие люди используют все возможные способы, дабы получить своё. Поэтому главное в такой ситуации, не давать лести окутать ваш разум, следует с осторожностью доверять людям и не идти на поводу у красивых слов. Наоборот в таких ситуациях следует быть неприступным и безразличным.

Крылатые выражения, которые пошли из басни Ворона и лисица

Ворона каркнула во все воронье горло
Вороне где-то бог послал кусочек сыру

Анализ и описание героев басни Ворона и лисица Крылова 3 класс

Ворона и Лисица – главные и единственные действующие персонажи одной из самых известных басен Крылова. Выражение “ворона и сыр” давно стало крылатым, означая упущенную по собственной глупости выгоду. Ворона – аллегоричный прототип жадного и одновременно крайне падкого на лесть недалекого человека, чей мир крайне эгоцентричен. Ворона отнюдь не наивная и доверчивая, просто ее желание показать себя во всей красе пересиливает в ней логику и здравый смысл.
Автор, к сожалению, не указывает прямо, где Ворона добыла себе пищу, но возникает ощущение, что тоже не самым честным способом. На примере самовлюбленного персонажа, баснописец советует читателю, что порой не стоит пытаться заявлять о себе при каждом удобном случае, подтверждая старинную пословицу, что молчание – золото. Именно поэтому, обладая каким-либо имуществом, знакомствами или возможностями, иногда не стоит заявлять о них во всеуслышание, в противном случае всегда найдется кто-либо достаточно ловкий и проворный, чтобы ими поживиться.
Лиса в басне Крылова оказалось именно таким хитрым и изворотливым персонажем. С давних времен считающаяся обладательницей тонкого ума, Лисица даже не попыталась насильно отнять приглянувшийся ей кусок сыра. Подобно поведению множества хитрецов среди людей, рыжая плутовка ласковыми речами заставила не слишком прозорливую Ворону широко разинуть клюв, и выронить кусок сыра. Этот факт еще раз доказывает, что далеко не всего в жизни следует добиваться физической мощью, порой правильное, вовремя сказанное слово и знание недостатков противника может сделать гораздо больше, чем кулаки.
Баснописец прозрачно указывает на то, что не каждый, кто говорит приятные, сладкие речи, может считаться искренним другом, вполне возможно, что это очередная “лисица” только и ждет, пока ей под ноги свалится то, что она пожелает отнять.

Слушать Басню Крылова Ворона и лисица

Читает Игорь Козлов

Мультфильм по басне И.А.Крылова “Ворона и лисица”

Пластилиновый мультфильм по басне И.А.Крылова “Ворона и лисица”. Создан учащимися русских школ “Планета Знаний” (Барселона, Испания) и “Одуванчик” (Тояма, Япония).
На нашем сайте вы также можете найти раскраску лисицы
Описание и стих 3 класс, 5 класс.

  • Что такое грида или гряда как правильно пишется
  • Что такое восвояси в сказке о царе салтане
  • Что такое диез и как он пишется
  • Что такое деловой этикет сочинение
  • Что такое вступление в сочинение по литературе