Что такое глядючи в сказке пушкина

3. использование традиционных элементов народной сказки в сказке пушкина сказка о мертвой царевне и о семи богатырях напечатана в библиотеке

3. Использование традиционных элементов народной сказки в сказке Пушкина

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» напечатана в «Библиотеке для чтения» (1834г., Т.2). Окончена, согласно помете в автографе, 4 ноября 1833г. В сюжете использованы мотивы сказок, рассказанных в Михайловском Ариной Родионовной и записанных поэтом в рабочей тетради той поры, но выстроен сюжет на основе одной из гриммовских сказок («Белоснежка»), только семь карликов, у которых нашла приют героиня, замечены семью богатырями.

Из другой сказки Гриммов Пушкин взял и заключительный эпизод: там молодая королевна, разыскивая мужа, превращенного в голубя, обращается к солнцу, месяцу и ветрам, и только южный ветер подсказывает ей, где найти мужа.

Со сказками Гриммов Пушкин познакомился, очевидно, по французскому их переводу начала 1830 гг., который сохранился в составе его библиотеки. Сопоставляя сказки, можно сказать, что сказка А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях имеет схожие черты с народной.

В русских народных сказках используются традиционные элементы: зачин, концовка, повторы, сказочные формулы, постоянные эпитеты, чудесные предметы, число «три», «семь» «9», положительные и отрицательные герои, победа добра над злом в финале.

В ходе исследовательской работы было установлено, что А.С. Пушкин писал «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях» в народном духе, поэтому сходство с народными сказками заложено было изначально. Поэт выбрал традиционный для народных сказок сюжет: злая мачеха хочет погубит падчерицу, но наказана за свою жестокость. Главная идея лежит в фольклорном русле: противостояние добра и зла и победа добра и справедливости. Теперь рассмотрим на примере текста сказки:

1. В этой сказке нет зачина, но есть концовка:

«…Я там был, мед, пиво пил,

Да усы лишь обмочил…»

Посмотрим заключительные строки русской народной сказки «Королевич и его дядька» «… Свадьба королевича была веселая. И я там был, мед-вино пил, по усам текло, а в рот не попало» или в сказке «Три царства – медное, серебряное и золотое» заканчивается …Я там был, пиво пил; пиво – то по усу текло, да в рот не попало.

2. По ходу чтения выписывал слова, которые не свойственны книжной речи.Например, «инда очи разболелись глядючи», «издалеча», «не кручинься, бог с тобой», «что-де», «выдь ко мне», «аль товар не по купцам», «светлая светлица», «на полати взобралась», «как тягаться ей со мною», «дурь – то успокою», «весть царевну в глушь лесную». «свадьбу тотчас учинили».

3. Во многих народных сказках нет имен у сказочных героев. На протяжении всей сказки мы узнаем только «и царица …», «царевна молодая», «чернавка, сенная девушка», братья, царь и одно имя – королевич Елисей.

4 Сопоставляя с другими сказками, можно сказать, что эта сказка волшебная, так как есть: а) волшебство (зеркальце): «…Свойство зеркальце имело: говорить оно умело…»; б) Оживание царевны «…Дева вдруг ожила…»; в)олицетворения: «…Братец мой, — отвечает месяц ясный,- не видал я девы красной…»

5. Проведенное мною исследование показывает, что в русских сказках чаще всего встречаются числа 3, 9 и 7. А. С. Пушкин тоже использует числа: «…девять месяцев проходит, с поля глаз она не сводит…»; «…семь торговых городов…», «…входят семь богатырей, семь румяных усачей»; «…ждали три дня, но она…».

6. Молодая царевна имеет такие же качества как и героини в народных сказках : « нраву кроткого такого», красавица, мила. Она трудолюбива:

«…А хозяюшкой она

В терему меж тем одна

Приберет и приготовит,

Им она не прикословит… Или

…Все порядком убрала,

Засветила богу свечку,

Затопила жарко печку... Или

…Пряла, сидя под окном…»

спящая царевна

7. Герои, преодолевая преграды, обращаются к силам природы. Королевич Елисей обращается три раза: к солнцу, к месяцу, к ветру. Также и в «Слове о полку Игореве» Ярославна просит помощи у сил природы.

«…Солнце трижды светлое! С тобою

Каждому приветно и тепло.

Что ж ты войско князя удалое

Жаркими лучами обожгло?

И зачем в пустыне ты безводной

Под ударом грозных половчан

Жаждою стянуло лук походный,

Горем переполнило колчан…?»

Елисей просит помощи у сил природы, обращаясь к «красну солнцу», «месяцу ясному» и «ветру буйному». Королевич сначала хвалит их, проявляя уважение к силе и могуществу сил природы, а потом уже спрашивает о невесте молодой и просит о помощи:

«…Свет наш солнышко! Ты ходишь Аль откажешь мне в ответе?

Круглый год по небу, сводишь Не видало ль где на свете

Зиму с теплою весной, Ты царевны молодой?

Всех нас видишь под собой. Я жених ей…»

8.Как и в народных сказках мачеха хочет избавиться от падчерицы, она полна зависти.

«…Царица злая,

Ей рогаткой угрожая,

Положила иль не жить,

Иль царевну погубить…»

9.Каждая сказка заканчивается благополучно. Добро побеждает, а зло наказывается.

«Злая мачеха, вскочив, «…Свадьбу тотчас учинили,

Об пол зеркальце разбив, И с невестою своей

В двери прямо побежала Обвенчался Елисей…»

И царевну повстречала.

Тут ее тоска взяла,

И царевна умерла…»

На основе выявленного можно сказать, что «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина близка к народной сказке. Пушкинская сказка выросла на основе фольклорной, унаследовала ее жанровые признаки, поэтому она является прямой наследницей сказки народной.

Заключение

В результате исследовательской работы я узнал о жизни поэта и создании его сказки. Научился искать нужный материал по интернету. Взял книги из библиотеки и с удовольствием их просмотрел. Узнал, что в сказке всегда побеждает добро, а герои преодолевают все преграды, которые им встречаются. Герои сказок добры, трудолюбивы.

Исследуя работы авторов, я могу сказать, что Пушкинскую сказку роднит народной русский дух, народные образы и язык, увлекательный сюжет, зависть, обилие народных выражений, традиционных образов. На основе изложенных материалов можно сделать вывод, что пушкинская сказка близка к народной сказке. Его сказка – прямая наследница народной сказки. С большим интересом читаешь его сказки. Действительно, просто прелесть! Как хорошо, что есть сказки А.С. Пушкина.

И.П. Лупанова наглядно показала, что из фольклорных источников литературной сказки главным образом преобладает народная волшебная сказка. Она также выявила, что авторскую сказку в основном характеризует «не только и не столько разработка распространенных в русском фольклоре сюжетов и мотивов, сколько стремление к овладению системой типичных для народной сказки образов, ее языком и поэтикой» [26, с. 490].

На основе изложенных материалов можно сделать вывод, что «авторская сказка жанр пограничный, она обнаруживает закономерности, свойственный и фольклору, и литературе» [27, с. 82], и «самое существенное этого жанра обусловлено тем, что литературная сказка выросла на основе фольклорной, унаследовала ее жанровые признаки, развивая и трансформируя их». [2, с. 169]

Список литературы

1. Азадовский М.К. Пушкин и фольклор// Сказки Пушкина в школе.- М.: Просвещение, 1972, с.33

2.Зуева Т.В. Сказки А.С.Пушкина: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1989., с.59.

3. Н.В. Колосова. Болдинская осень. М. «Молодая гвардия», 1982г., стр.31

4. С.Я. Маршак. О сказках Пушкина, статья в учебнике с.114

5.Непомнящий В. С. Поэзия и судьба. Над страницами духовной биографии Пушкина. — М.: Сов. писатель, 1987. — 448 с.

6. Пушкин А.С. Стихи и сказки. «Детская литература», 1978, стр.7

7. Пушкин. А.С. Т.2, Библиополис, С-П.,1993, с.615

8. Чернышевский Н.Г. Литературная критика., М. «Художественная литература»,1981г., стр.133

9.Сапожков С.В. Сказки А.С. Пушкина как поэтический цикл [Текст] / С.В. Сапожков // Детская литература. — 1991. — №3. — С.124..

Игра-викторина по произведениям 3 классЗахарова Марина Михайловна. ГКОУ К О «...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Игра-викторина по произведениям 3 классЗахарова Марина Михайловна. ГКОУ К О «

    Описание слайда:

    Игра-викторина по произведениям
    3 класс
    Захарова Марина Михайловна.
    ГКОУ К О « Озерская школа – интернат»

  • 2 слайд

    Александр Сергеевич ПушкинМного сказок сочинил он, В Лукоморье путь открыл он

    Описание слайда:

    Александр Сергеевич Пушкин
    Много сказок сочинил он,
    В Лукоморье путь открыл он
    В ту страну, где с чудесами,
    Повстречаемся мы с вами.

  • 3 слайд

    Игровое поле

    Описание слайда:

    Игровое поле

  • 4 слайд

    Подскажи словечко Буря мглою небо кроет… Мороз и солнце; день чудесный… Уж не

    Описание слайда:

    Подскажи словечко
    Буря мглою небо кроет…
    Мороз и солнце; день чудесный…
    Уж небо осенью дышало…
    Вот север, тучи нагоняя,…

    У лукоморья дуб зелёный…
    Унылая пора! Очей очарованье!…

  • 5 слайд

    Там на неведомых дорожкахПравду молвить, молодица Уж и впрямь была царица. Вы

    Описание слайда:

    Там на неведомых дорожках
    Правду молвить, молодица
    Уж и впрямь была царица.
    Высока, стройна, бела,
    И умом, и всем взяла
    Мачеха

  • 6 слайд

    Там на неведомых дорожкахГоворят, царевна есть, Что не можно глаз отвесть. Дн

    Описание слайда:

    Там на неведомых дорожках
    Говорят, царевна есть,
    Что не можно глаз отвесть.
    Днём свет божий затмевает,
    Ночью землю освещает
    Царевна Лебедь

  • 7 слайд

    Там на неведомых дорожкахЧуть опасность где видна, Верный сторож, как во сне,

    Описание слайда:

    Там на неведомых дорожках
    Чуть опасность где видна,
    Верный сторож, как во сне,
    Шевельнётся, встрепенётся,
    К той сторонке обернётся
    Золотой петушок

  • 8 слайд

    Там на неведомых дорожкахПарчовая на маковке кичка, Жемчуги огрузили шею, На

    Описание слайда:

    Там на неведомых дорожках
    Парчовая на маковке кичка,
    Жемчуги огрузили шею,
    На руках золотые перстни,
    На ногах красные сапожки
    Старуха

  • 9 слайд

    Там на неведомых дорожкахСела медведиха под белой берёзою; Стали медвежата пр

    Описание слайда:

    Там на неведомых дорожках
    Села медведиха под белой берёзою;
    Стали медвежата промеж собой играть,
    По муравушке валятися,
    Боротися, кувыркатися.
    Медведиха

  • 10 слайд

    Так всё начиналосьНегде, в тридевятом царстве, В тридесятом государстве, Жил-

    Описание слайда:

    Так всё начиналось
    Негде, в тридевятом царстве,
    В тридесятом государстве,
    Жил-был славный царь Дадон.
    Смолоду был грозен он
    И соседям то и дело
    Наносил обиды смело;
    Но под старость захотел
    Отдохнуть от ратных дел
    И покой себе устроить.
    «Сказка о золотом петушке»

  • 11 слайд

    Так всё начиналосьЖил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили

    Описание слайда:

    Так всё начиналось
    Жил старик со своею старухой
    У самого синего моря;
    Они жили в ветхой землянке
    Ровно тридцать лет и три года.
    Старик ловил неводом рыбу,
    Старуха пряла свою пряжу.
    «Сказка о рыбаке и рыбке»

  • 12 слайд

    Так всё начиналосьЖил-был поп, Толоконный лоб. Пошёл поп по базару Посмотреть

    Описание слайда:

    Так всё начиналось
    Жил-был поп,
    Толоконный лоб.
    Пошёл поп по базару
    Посмотреть кой-какого товару.
    Навстречу ему Балда
    Идёт, сам не зная куда.
    «Сказка о попе и работнике его Балде»

  • 13 слайд

    Так всё начиналосьКак весенней тёплою порою Из-под утренней белой зорюшки, Чт

    Описание слайда:

    Так всё начиналось
    Как весенней тёплою порою
    Из-под утренней белой зорюшки,
    Что из лесу, из лесу из дремучего
    Выходила бурая медведиха
    Со милыми детушками-медвежатами
    Погулять, посмотреть, себя показать.
    «Сказка о медведихе»

  • 14 слайд

    Так всё начиналосьТри девицы под окном Пряли поздно вечерком. «Кабы я была ца

    Описание слайда:

    Так всё начиналось
    Три девицы под окном
    Пряли поздно вечерком.
    «Кабы я была царица,-
    Говорит одна девица,-
    То на весь крещёный мир
    Приготовила б я пир»
    «Сказка о царе Салтане»

  • 15 слайд

    Так всё начиналосьЦарь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился, И цариц

    Описание слайда:

    Так всё начиналось
    Царь с царицею простился,
    В путь-дорогу снарядился,
    И царица у окна
    Села ждать его одна.
    Ждёт-пождёт с утра до ночи,
    Смотрит в поле, инда очи
    Разболелись, глядючи
    С белой зори до ночи.
    «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

  • 16 слайд

    Из какой сказки предмет?«Сказка о рыбаке и рыбке»«Сказка о мёртвой царевне и

    Описание слайда:

    Из какой сказки предмет?
    «Сказка о рыбаке и рыбке»
    «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

  • 17 слайд

    Из какой сказки предмет?«Сказка о царе Салтане»«Сказка о попе и работнике его

    Описание слайда:

    Из какой сказки предмет?
    «Сказка о царе Салтане»
    «Сказка о попе и работнике его Балде»

  • 18 слайд

    Из какой сказки предмет?«Сказка о золотом петушке» «Сказка о ме

    Описание слайда:

    Из какой сказки предмет?
    «Сказка о золотом
    петушке»

    «Сказка
    о медведихе»

  • 19 слайд

    Что за прелесть эти сказки!

    Описание слайда:

    Что за прелесть эти сказки!

  • 20 слайд

    За морем житьё не худо!

    Описание слайда:

    За морем житьё не худо!

  • 21 слайд

    Свет мой, зеркальце, скажи! Как мачеха обращалась к зеркальцу?«Свет мой, зер

    Описание слайда:

    Свет мой, зеркальце, скажи!
    Как мачеха обращалась к зеркальцу?
    «Свет мой, зеркальце, скажи,
    Да всю правду доложи:
    Я ль на свете всех милее,
    Всех румяней и белее?»

  • 22 слайд

    Свет мой, зеркальце, скажи! С какими словами обращался Королевич Елисей к вет

    Описание слайда:

    Свет мой, зеркальце, скажи!
    С какими словами обращался Королевич Елисей к ветру?
    «Ветер, ветер! Ты могуч!
    Ты гоняешь стаи туч,
    Ты волнуешь сине море,
    Всюду веешь на просторе,
    Не боишься никого,
    Кроме бога одного»

  • 23 слайд

    Свет мой, зеркальце, скажи! Что кричал Золотой петушок? «Кири-ку-ку! Царствуй

    Описание слайда:

    Свет мой, зеркальце, скажи!
    Что кричал Золотой петушок?
    «Кири-ку-ку!
    Царствуй, лёжа на боку!»

  • 24 слайд

    Свет мой, зеркальце, скажи! В сказке о царе Салтане какие слова про кораблик

    Описание слайда:

    Свет мой, зеркальце, скажи!
    В сказке о царе Салтане какие слова про кораблик постоянно повторяются?
    Ветер по морю гуляет
    И кораблик подгоняет;
    Он бежит себе в волнах
    На поднятых парусах
    Мимо острова крутого,
    Мимо города большого:
    Пушки с пристани палят,
    Кораблю пристать велят.

  • 25 слайд

    Свет мой, зеркальце, скажи! С какими словами обращался старик

    Описание слайда:

    Свет мой, зеркальце, скажи!
    С какими словами обращался старик
    к рыбке?
    «Смилуйся, государыня рыбка,
    Разбранила меня моя старуха,
    Не даёт старику мне покою…»

  • 26 слайд

    Свет мой, зеркальце, скажи! Какое чудо про белочку вы знаете? Белка песенки п

    Описание слайда:

    Свет мой, зеркальце, скажи!
    Какое чудо про белочку вы знаете?
    Белка песенки поёт
    Да орешки все грызёт;
    А орешки не простые,
    Скорлупы-то золотые.
    Ядра — чистый изумруд;
    Белку холят, берегут.

  • 27 слайд

    Вопросы учёного котаКак называется остров, лежащий на пути в царство славного

    Описание слайда:

    Вопросы учёного кота
    Как называется остров, лежащий на пути в царство славного Салтана?
    За какую плату нанял поп работника Балду?
    Назовите любимую песню белочки из сказки о царе Салтане.
    Назови кличку собаки семи богатырей.
    Сколько лет жил старик со своею старухой у самого синего моря?
    Как звали жениха мёртвой царевны?

  • 28 слайд

    Вопросы учёного котаЧем поймал старик золотую рыбку? Кто помог Королевичу Ел

    Описание слайда:

    Вопросы учёного кота
    Чем поймал старик золотую рыбку?
    Кто помог Королевичу Елисею найти свою невесту?
    Кто подарил царю Дадону золотого петушка?
    Что «под косой блестит» у пушкинской царевны Лебедь?
    Какими словами бранила старика старуха в «Сказке о рыбаке и рыбке»?
    Чем отравилась молодая царевна?

  • 29 слайд

    Это Пушкин. Это чудо. Это прелесть без конца. В нашей жизни вечно будут Этих

    Описание слайда:

    Это Пушкин. Это чудо.
    Это прелесть без конца.
    В нашей жизни вечно будут
    Этих сказок голоса.
    Сколько сказок у поэта?
    Их не много и не мало,
    Но все Пушкинские – это
    Наше вечное начало.
    Александр Сергеевич Пушкин

  • 30 слайд

    http://pedsovet.su/load/321-1-0-14118 - "Оформление слайда" - "А.С. Пушкин«,

    Описание слайда:

    http://pedsovet.su/load/321-1-0-14118 — «Оформление слайда» — «А.С. Пушкин«, автор Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МОУ – лицей №21 г. Иванова
    Крестики-нолики. Игра-викторина по произведениям А.С. Пушкина. Е.В. Савоськина, школа №30 город Пенза, журнал «Начальная школа», №5, 1999.
    http://redgino-video.at.ua/Image_site/3/425.jpg — изображение обложки «Сказки о рыбаке и рыбке»
    http://oskazkax.ru/uploads/posts/2012-12/1356552054_o_pope_i_balde_oskazkaxru.jpg — изображение обложки «Сказки о попе и о работнике его Балде»
    http://www.spauda.lt/history/russian/img/saltan.jpg — изображение обложки «Сказки о царе Салтане»
    http://www.exs.cc/p/posts/826.jpg — изображение обложки «Сказки о мёртвой царевне»
    http://s008.radikal.ru/i305/1012/e0/c3efac1bd608.jpg — изображение обложки «Сказки о золотом петушке»
    http://antikpodarki.ru/media/gifts/pictures/main/IMG_2333.jpg.800x600_q85_sharpen.jpg — изображение обложки «Сказки о медведихе»
    http://finam.info/images/896799e9-3abd-4797-9610-a1d5011425a7(front.topic.gallery.news.big)/ — изображение Балды
    http://s011.radikal.ru/i317/1108/ff/e7860528e6f5.jpg — изображение мачехи
    http://kinofilms.tv/images/films/26/25952/big/1.jpg — изображение Царевны Лебедь
    http://www.posterlux.ru/new/5/big/laguna_viktor/posterlux-laguna_viktor-12.jpg — изображение золотого петушка
    http://i.vidik.org/images/shots/11982/9.jpg — изображение старухи
    http://raremarket.ru/sites/default/files/imagecache/product_full/18/skazka_pushkina_skazka_o_medvedihe_1960_god_z1841-9.jpg — изображение медведихи
    http://i031.radikal.ru/1302/72/b72c7d4ec5c4.jpg — изображение зеркальца
    http://izhlife.ru/uploads/posts/newsimg/img-44547.jpg — изображение корыта
    http://files.torakid.com/articles/110906_1315288551_verevka.jpg- изображение верёвки
    http://img.beatles.ru/f/1557/1557971.jpg — изображение бочки
    http://art.ivanovoweb.ru/albums/userpics/10001/normal_8.jpg — изображение шатра
    http://f1.live4fun.ru/small_pictures/img_7034064_49_5.jpg — изображение медвежат
    http://www.zenon74.ru/sites/default/files/msk.JPG — изображение масок
    http://www.anywalls.com/mini/201210/23959.jpg — изображение коробки с чудесами
    http://3.bp.blogspot.com/-qaVY6yTWuzs/TjBU67cRsfI/AAAAAAAAXqI/EBAkiHnSynA/s1600/viento.gif — изображение ветра
    http://strana-detctva.narod.ru/index.files/0998.jpg — изображение петушка
    http://bakalov.info/wp-content/uploads/2011/05/vkusnyj-konkurs-ot-delexp-net-300×274.jpg — изображение золотой рыбки
    http://2bru.ru/alie-parusa/emblema.jpg — изображение кораблика
    http://shestakova.ucoz.ru/_ph/4/2/53719075.jpg — изображение белки

    Список использованных источников

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Что такое глядючи в сказке пушкина

  • Сейчас обучается 940 человек из 79 регионов

Что такое глядючи в сказке пушкина

  • Сейчас обучается 898 человек из 81 региона

Что такое глядючи в сказке пушкина

  • Сейчас обучается 565 человек из 77 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Методическая разработка, посвященная Дню Героев Отечества «Герои Отечества — наши земляки»

  • «ДЕТСКИЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС. »

  • Конспект урока. Историческая академическая школа.

  • Из опыта работы «Сказкотерапия»

  • Методическая разработка занятия внеурочной деятельности «Бюджет семьи»

  • Социальный проект» Для тех, кто рядом»

  • Календарно-тематическое планирование Кружок » Смысловое чтение» 3 класс

  • Презентация к классному часу «9 мая»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5454968 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности экономиста-аналитика производственно-хозяйственной деятельности организации»

  • Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»

  • Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»

  • Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»

  • Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»

  • Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»

  • Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»

  • Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»

I Региональная конференция учащихся

«Шаги в науку – Байкал»

Секция: Литературоведение

Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях А.С. Пушкина – наследница сказки народной

Автор работы:

ученик 5  класса

МБОУ «Ульдургинская СОШ им. Ц. Номтоева»

Доржиев Доржи Бэлигтоевич

Тезисы: сказка как малый литературный жанр, русский фольклор в творчестве Пушкина, признаки народной сказки в сказке Пушкина

Оглавление

  Введение                                                                                         1

   Глава I.  Сказка как литературный жанр                                                2                                        

   Глава II.  Русский фольклор в творчестве А.С. Пушкина                        3

   II.1. Использование признаков народной сказки в сказке А.С. Пушкина        

   «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»                                   4

   Заключение                                                                                5

   Список литературы                                                                        6

Введение

 Произведения А.С. Пушкина как слияние народной русской традиции и культуры европейской. Русская литература богата народными и литературными сказками. Народные сказки зародились в глубокой древности, литературные намного позже. Несмотря на разные периоды, они очень похожи во многом. Порою бывает трудно определить, а что же у них общего? Сравнение народной сказки и литературной помогла нам обнаружить глубину чувств поэта и его оценку народного мира с его мудростью, светлым отношением к жизни, идеалами верности и преданности.

 Мы не знаем с каких пор стали сказываться   сказки. Они передавались от предков вместе с обычаями и традициями. Мы считаем нашу исследовательскую работу актуальной, думаем, что учащиеся должны знать различие литературной сказки от народной.

Наиболее распространенное искусство устного слова, создаваемое народом и бытующее в широких массах- сказка. Сказка нас учит всему: а именно, благодаря сказке ребенок овладевает навыками взрослой жизни, распознает критерии добра и зла, стремится воплотить в жизнь свои мечты и желания.

Исследователями до сих пор изучается и литературная, и народная сказка. Тема мало исследована. И чтобы все это узнать, нам пришлось изучать материалы из разных источников. Мы просмотрели статьи авторов И.П. Лупановой, М. Азадовского, Т. Зуева, И. Новикова, П.В. Анненкова, В. Непомнящего.

Цель моего исследования:  выявить народные традиции, использованные А.С. Пушкиным в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях», и установить близость их к народной сказке «Самоглядное зеркало».                                                                 

Задачи:

  • познакомиться с творчеством А.С. Пушкина и изучить материал по данной теме;
  • прочитать сказку А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и сопоставить ее с народной сказкой «Самоглядное зеркало».
  • установить использование традиционных основ народной сказки в литературном произведении;
  • на основе выявленных традиционных приемов установить близость народной и пушкинской сказки.

Объектом исследования является сказка А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», народная сказка «Самоглядное зеркало».

Метод исследования: поиск материала по данной теме по источникам книг.

Гипотеза. Мы предполагаем, что «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина близка к русской народной сказке «Самоглядное зеркало».

Глава I.  Сказка как литературный жанр

 «Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной… Чистота, ясность, живая действительность пушкинского сказочного слова будут всегда для вас эталоном – золотой мерой поэтического совершенства»- говорил С.Я .Маршак.  Что  называется сказкой?

Сказка – произведение устного народного творчества, повествование, основанное на вымысле, занимательный рассказ о необыкновенных событиях, часто фантастических. Наиболее древние- это сказки о животных и волшебные. Гораздо позднее появились бытовые сказки, в которых осмеивались людские пороки и описывались занятные, иногда необычные жизненные ситуации. Есть народные сказки, есть и  сказки литературные, созданные писателями.

В сказках люди мечтали преодолеть реальную мощь внешних сил природы и общества, изображали воображаемую победу над ними и тем самым внушали уверенность в положительном исходе активности человека.

Вымысел сказки стал поэтической условностью – воплотил в себе мечты народа об иной, светлой жизни, в которой царит справедливость, а герои – носители положительного начала – неизменно оказываются победителями в жизненной борьбе. Сказки учили быть твердым в жизненных испытаниях, советовали не мириться со злом.

Начало собирания, публикации и научного изучения сказок начинается в ХlХ веке.

В первые десятилетия ХIХ века появились авторские сказки. Первым был А.С. Пушкин. Он подал пример наполнения сюжета народных сказок новыми идеями.

Глава II.  Русский фольклор в творчестве А.С. Пушкина

 Для литературы 19 века характерно широкое обращение к устному народному творчеству. А.С.Пушкин показал все богатство и красоту русской народной культуры. Песни, сказки, загадки, предания, пословицы, поговорки- все наследие народа включалось поэтом в произведения. О «русском раздолье» языка народной сказки с восхищением говорил Пушкин: «Сказка сказкой, а язык наш сам по себе, как в сказке». А.С Пушкин из множества сказок, рассказанных няней, сделал конспект семи сказок, среди которых «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Самоглядное зеркало»

Часто включал он в свои произведения подлинные поговорки и пословицы, загадки и притчи, предания и песни. «Несмотря на французское воспитание, несмотря на то, что в кругу родных его говорилось преимущественно на французском языке, Пушкин, как известно, уже в детстве был окружен элементом народности.

«Но Пушкин знакомился с народными сказками и песнями не по одним только рассказам своей няни, — проникнувшись любовью к народности, он и сам входил в простонародные кружки, подслушивая там язык и песни. В 1825 году, проводив до Пскова своих деревенских соседей, он «время пребывания во Пскове посвятил тому, что занимало теперь преимущественно его мысли, изучению народной жизни: ходил по базарам, терся, что называется, между людьми, и весьма почтенные люди города видели его переодетым в мещанский костюм, в котором он даже раз явился в один из почетных домов Пскова. Пушкин владел значительным количеством памятников народного языка, добытых собственным трудом.

«Первый биограф и замечательный исследователь творчества Пушкина П.В. Анненков находил в его сказках особую силу их создателя и проникновение в самый дух народной поэзии: «Склад и течение речи удивительно близко подходит к обыкновенным приемам народной фантазии, и только по особенной полноте и грации подробностей видите, что тут прошла творческая рука поэта. Они кажутся деревенской песней, пропетой великим мастером».


Нянины сказки «
Царь Салтан», «Мертвая царевна» Пушкин с ее слов записывал сказки, которые потом переложил в стихи. О том, как сам Пушкин в Михайловском слушал нянины сказки и как их любил, можно судить по его письму к брату Льву: «Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки… что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

Арина Родионовна- первоклассная сказочница, старалась всячески скрасить одиночество поэта, который неоднократно повторял, что «с нею только мне не скучно». Однообразие и хандра убивали поэтическое вдохновение, зато Пушкин записывал древние северно-русские предания, послужившие в будущем началом для его поэтических сказок.

Недаром сам Пушкин называл свои сказки «народными». Его сказки «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке» имеют сюжетную связь с народными.

Так, «Сказка о Балде» напоминает народную сказку «Батрак Шабарш». «О рыбаке и рыбке» — «Жадную старуху», запись которой подарил поэту В. И. Даль, известный собиратель фольклора. «Сказка о Салтане» близка сказке «О чудесных детях». Пушкин видел в народном творчестве неисчерпаемые темы и сюжеты для литературы.

Таким образом, сказки поэта лучше любого определения могут ответить на вопрос о том, что такое литературная сказка. Пушкин написал свое произведение на основе народных сказок, которые собирал, находясь в ссылке в Михайловском в 1824-1826 годах. Там он записал сказку «Самоглядное зеркало», похожую по сюжету на «Сказку о мертвой царевне». Другой источник — волшебные сказки Арины Родионовны.

   II.1. Использование признаков народной сказки в сказке А.С. Пушкина        «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Каждый этап истории русской литературы давал много нового в осмыслении ценностей народного творчества. А. С. Пушкин перевел прозаические сюжеты в стихи  и создал  много оригинального в этой области. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» напечатана в «Библиотеке для чтения» (1834г., Т.2). Окончена, согласно помете в автографе, 4 ноября 1833г. В сюжете использованы мотивы сказок, рассказанных в Михайловском Ариной Родионовной и записанных поэтом в рабочей тетради той поры, но выстроен сюжет на основе одной из   сказок братьев Гримм («Белоснежка»), только семь карликов, у которых нашла приют героиня, заменены семью богатырями.
Из другой сказки   Пушкин взял и заключительный эпизод: там молодая королевна, разыскивая мужа, превращенного в голубя, обращается к солнцу, месяцу и ветрам, и только южный ветер подсказывает ей, где найти мужа.

Со сказками братьев Гримм Пушкин познакомился, очевидно, по французскому их переводу начала 1830 гг., который сохранился в составе его библиотеки. Сопоставляя сказки, можно сказать, что сказка А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи  богатырях»   имеет схожие черты с народной.

В русской народной сказке  «Самоглядное  зеркало» используется: зачин, концовка, повторы, сказочные формулы, постоянные эпитеты, чудесные предметы, число «три», «семь» «девять», положительные и отрицательные герои, победа добра над злом в финале.

В ходе исследовательской работы было установлено, что А.С. Пушкин писал «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях» в народном духе, поэтому сходство с народной сказкой заложено было изначально. Поэт выбрал сюжет как у народной сказки: злая мачеха хочет погубит падчерицу, но наказана за свою жестокость. Главная идея лежит в фольклорном русле: противостояние добра и зла и победа добра и справедливости. Теперь рассмотрим на примере текста сказки:

1. В этой сказке нет зачина, но есть концовка:

«…Я там был, мед, пиво пил,

Да усы лишь обмочил…»

Посмотрим заключительные строки русской народной сказки «Королевич и его дядька» «… Свадьба королевича была веселая. И я там был, мед-вино пил, по усам текло, а в рот не попало» или в сказке «Три царства – медное, серебряное и золотое» заканчивается …Я там был, пиво пил; пиво – то по усу текло, да в рот не попало.
2. По ходу чтения мы выписывали слова, которые не свойственны книжной речи. Например,
 «инда очи разболелись глядючи», «издалеча», «не кручинься, бог с тобой», «что-де», «выдь ко мне», «аль товар не по купцам», «светлая светлица», «на полати взобралась», «как тягаться ей со мною», «дурь – то успокою», «весть царевну в глушь лесную». «свадьбу тотчас учинили».

3. В народной сказке нет имен у сказочных героев. На протяжении всей сказки мы узнаем только «и царица …», «царевна молодая», «чернавка, сенная девушка», братья, царь и одно имя – королевич Елисей.

4 Сопоставляя с другой сказкой, можно сказать, что эта сказка волшебная, так как есть: а) волшебство (зеркальце): «…Свойство зеркальце имело: говорить оно умело…»; б) Оживание царевны «…Дева вдруг ожила…»; в) олицетворения: «…Братец мой, — отвечает месяц ясный,- не видал я девы красной…»

5. Проведенное нами исследование показывает, что в русской сказке чаще всего встречаются числа 3, 9 и 7. А. С. Пушкин тоже использует числа: «…девять месяцев проходит, с поля глаз она не сводит…»; «…семь торговых городов…», «…входят семь богатырей, семь румяных усачей»; «…ждали три дня, но она…».

6. Молодая царевна имеет такие же качества как и героини в  народной  сказке : « нраву кроткого такого», красавица, мила. Она трудолюбива:

«… И   хозяюшкою   она

В   терему   меж тем одна

Приберет и приготовит,

И м она   не  прекословит… Или

…Все порядком убрала,

Засветила богу свечку,

Затопила жарко печку… Или

…Пряла, сидя под окном…»

7. Герои, преодолевая преграды, обращаются к силам природы. Королевич Елисей обращается три раза: к солнцу, к месяцу, к ветру.

Елисей просит помощи у сил природы, обращаясь к «красно солнцу», «месяцу ясному» и «ветру буйному». Королевич сначала хвалит их, проявляя уважение к силе и могуществу сил природы, а потом уже спрашивает о невесте молодой и просит о помощи:

«…Свет наш солнышко! Ты ходишь

Круглый год по небу, сводишь

Зиму с теплою весной,

Всех нас видишь под собой.

8.Как и в народной сказке мачеха хочет избавиться от падчерицы, она полна зависти.

«…Царица злая,

Ей рогаткой угрожая,

Положила иль не жить,

Иль царевну погубить…»

9. Народная сказка заканчивается благополучно. Добро побеждает, а зло наказывается.

 «…Свадьбу тотчас учинили,

, И с невестою своей

 Обвенчался Елисей…»


На основе выявленного можно сказать, что «
Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина близка к народной сказке. Пушкинская сказка выросла на основе фольклорной, унаследовала ее жанровые признаки, поэтому она является прямой наследницей сказки народной.

        

Заключение

В   работе над сказкой Пушкин пользуется материалами народной сказки, щедро привлекая все фольклорное богатство: народно-поэтические символы, эпитеты, сравнения, фольклорные клише,   Герои сказок добры, трудолюбивы, скромны, верны и преданны своей любви.

 Сказку Пушкина роднит с народной русский дух, народные образы и язык, увлекательный сюжет и   обилие народных выражений, традиционных образов. На основе изложенных материалов можно сделать вывод, что пушкинская сказка близка к народной сказке. Его сказка – прямая наследница народной сказки. Что   за  сказка , просто прелесть!

И.П. Лупанова наглядно показала, что из фольклорных источников литературной сказки главным образом преобладает народная волшебная сказка. Она также выявила, что авторскую сказку в основном характеризует «не только и не столько разработка распространенных в русском фольклоре сюжетов и мотивов, сколько стремление к овладению системой типичных для народной сказки образов, ее языком и поэтикой» [26, с. 490].

На основе изложенных материалов можно сделать вывод, что «авторская сказка жанр пограничный, она обнаруживает закономерности, свойственный и фольклору, и литературе» [27, с. 82], и «самое существенное этого жанра обусловлено тем, что литературная сказка выросла на основе фольклорной, унаследовала ее жанровые признаки, развивая и трансформируя их». [2, с. 169]

Список литературы

1. Азадовский М.К. Пушкин и фольклор// Сказки Пушкина в школе.- М.: Просвещение, 1972, с.33

2.Зуева Т.В. Сказки А.С.Пушкина: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1989., с.59.

3. Н.В. Колосова. Болдинская осень. М. «Молодая гвардия», 1982г., стр.31

4. С.Я. Маршак. О сказках Пушкина, статья в учебнике с.114

5.Непомнящий В. С. Поэзия и судьба. Над страницами духовной биографии Пушкина. — М.: Сов. писатель, 1987. — 448 с.

6. Пушкин А.С. Стихи и сказки. «Детская литература», 1978, стр.7

7. Пушкин. А.С. Т.2, Библиополис, С-П.,1993, с.615

8. Чернышевский Н.Г. Литературная критика., М. «Художественная литература»,1981г., стр.133

9.Сапожков С.В. Сказки А.С. Пушкина как поэтический цикл [Текст] / С.В. Сапожков // Детская литература. — 1991. — №3. — С.124..

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страница 112-113

А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

Часть 1.

Прочитать ответы на вопросы разделов «Литература и другие виды искусства» и «Фонохрестоматия» можно, перейдя по ссылке.

Размышляем о прочитанном

1. Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина?

По мере развития действия у меня сменилось несколько настроений. Сперва — тревога, потом негодование, страх, наконец восторг и радость.

2. Кто из героев особенно понравился вам, кто вызвал другие чувства?

Больше всего мне понравилась царевна. Она была доброй, отзывчивой, не кичилась своим происхождением, вела себя со всеми одинаково хорошо.

Мне не понравилась царица-мачеха. Она была злой, жестокой, эгоистичной, самовлюблённой.

3. Какая сказка — Жуковского или Пушкина ближе к народной? Обоснуйте свой ответ. Какая из них понравилась вам больше? Чём?

Сказка Пушкина ближе к народной. В отличии от сказки Жуковского, Пушкин использовал такие элементы народной сказки, как троекратные повторы, его герои более традиционные: богатыри, королевичи, цари, он вводит в текст описание сил природы, одушевляя их — это тоже приём народной сказки.

Но тем не менее, сказка Жуковского мне понравилась больше. В ней больше юмора, она более лёгкая и увлекательная.

4. Что в описании проводов царя и ожидания его царицей создаёт особенно грустное настроение?

Грустное настроение создаёт описание долгого ожидания царицы, которая всё время сидела у окна и ждала милого друга. Мы понимаем, как сильно она скучала и тосковала.

5. Как вы понимаете строчки «Тяжелёшенько вздохнула, восхищенья не снесла и к обедне умерла»?

Царица ещё не оправилась от родов, была очень слабой, а возвращение царя вызвало сильнейшее нервное потрясение, которое оказалось роковым — она умерла от радости.

6. Похожа ли новая, другая царица на первую и что вы можете сказать о ней?

Новая царица не любила царя, а любила себя. Пушкин про неё сказал прямо: горда, ломлива, своенравна и ревнива. Хотя при этом она была умной и красивой.

7. Понравилась ли вам царевна? Как объяснить что стихотворные строчки о ней начинаются со слова «Но»? Кому противопоставляет её автор?

Царевна мне очень понравилась. Автор противопоставляет её царице, поэтому её описание начинается со слова «Но».

Она описывается роскошной красавицей, но у неё кроткий нрав. Она скромная и добрая.

8. Чего добивалась царица от зеркала и почему Пушкин называет её по-разному: царица, баба, гневная царица, злая царица, злая мачеха? Какое из этих слов выражает в полной мере причину её недоброго отношения к царевне?

Царица хотела знать, всех ли она красивей. Волшебное зеркальце могло дать ей ответ на этот вопрос.

Недоброе отношение к царевне лучше всего выражает слово «Ревнива», которое использует Пушкин, или «Завистлива», как мы бы сказали сейчас.

Из предложенных вариантов лучше всего подходит слово «Злая».

9. Какие черты характера открываются нам в царевне и в богатырях? Как богатыри относятся к царевне и почему?

Живя в доме богатырей, царевна показала себя скромной, вежливой, трудолюбивой, застенчивой, доброй.

Богатыри были мужественными, честными, вежливыми и благодарными. Они полюбили царевну, но, узнав, что у той есть жених, стали вести себя как братья, опекая царевну и заботясь о ней.

10. Чем интересны обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру? Как проявляются в этих обращениях тревога, волнение, печаль, радость королевича Елисея?

Эти обращения интересны прежде всего тем, что в них использован приём олицетворения, автор оживляет слепые силы природы.

Интересна и форма обращения Елисея. Он понимает, что говорит с могущественными силами, обращается к ним очень ласково, расхваливает их, стремясь расположить к себе. Он умоляет не отказать в ответе, говоря, что он жених царевны. В этом проявляется его тревога и печаль.

Узнав о судьбе царевны, Елисей громко рыдает.

11. Прочитайте сцену разговора царевны с Чернавкой. Как вы понимаете этот эпизод?

Чернавка отвела царевну в лес и та перепугалась. Она поняла, что против неё замышляют недоброе. Поэтому она стала умолять Чернавку пощадить её, обещая не забыть об этом, когда станет царицей.

Чернавка сжалилась и оставила царевну в лесу, сказав «Бог с тобой», то есть вручив её судьбу высшим силам.

12. Прочитайте пушкинские строчки и скажите, в чём разница настроения и музыкального тона этих строчек. В чём причина этой разницы? 

«И молва трезвонить стала:

Дочка царская пропала!»

«И трубит уже молва:

Дочка царская жива!»

Первые строчки печальны, вторые — радостны. Разница между ними в ритме. В первых строчках он более протяжный, строка состоит из 8 слогов. Во вторых строчках он более быстрый, строка состоит из семи слогов.

Также автор использует два глагола, задающих общее настроение. Глагол трезвонить ассоциируется с печальным перезвоном колоколов. Глагол трубит ассоциируется с радостными, победными звуками труб.

Будьте внимательны к слову

Выберите слова и выражения, которые встречались в народных сказках, и те, которые могли быть, по-вашему мнению, только в авторской сказке.

Слова из народных сказок: простился, в путь-дорогу снарядился, с белой зари до ночи, желанный, воротился издалече, неутешен, правду молвить, приветливо, сыскался, перемолвился, трезвонить, трубить, величать, красная девица, спознали, отрекался, потешить, прекословить, перечить, поникли головою, вдруг погасла.

Слова из авторской сказки: ждёт-пождёт милого друга, глядючи, белешенька земля, тяжелёшенько, восхищенья не снесла, свойство зеркальце имело, нраву кроткого такого, что-де в гости к ним зашла, аль товар не по купцам, в горести душевной, сотворив обряд печальный, жертвой злобе, с мольбой погнался, трубит молва.

AVvXsEgIwcaUA2gdKXCN5hDOcIzkiqwYQZU8lA9AeyilUggqxeAJerASsvvYS79adYyfeslEu7tG1XMd7ZmvmFY2GeZf dJvh 2mpcGUrAjAtgurdIHj4aXNGGfpmk3QC2Bdt1m3fWrRqSLIawgWZ4QvXrrWh1OJav1gFUv4Je0H21Lc47Dk2rVq rKyTX EwQ=w400 h330

Ход урока

  1. Орг. момент

(Звучит музыка, ребята настраиваются на работу)

Здравствуйте, гости дорогие! Здравствуйте, красны девицы, добры молодцы! Здравствуйте, люди добрые, народ славный! Я приглашаю вас в мир сказок.

(Раздаётся телефонный звонок, учитель берёт трубку, что-то говорит, по окончании разговора обращается к ребятам)

  1. Проблемная ситуация

У нас видеописьмо. Необходима наша помощь. Думаю, это в наших силах.

Текст видеописьма.

Я Потапова Ирина, ученица 9 «А» класса, в прошлом году очень серьёзно готовилась к олимпиаде по литературе. В день олимпиады получила задание, в котором была тема «Родственность сказок Пушкина и Жуковского с народными традициями (на примере одной сказки каждого автора)». Я вспомнила о схожести сюжетов  сказок «Спящая царевна» и «Сказка о мёртвой царевне…». К сожалению, текстов передо мной не было, но память позволила мне вспомнить оба произведения. Я выполнила анализ и сделала вывод, что обе сказки близки к народным одинаково. Каково же было моё удивление, когда жюри олимпиады чрезвычайно низко оценило выполненное задание. Вместо рецензии я увидела  на полях олимпиадной работы пометку, сделанную красными чернилами: «Две царевны, но к народу ближе одна…». Помогите разобраться. Если возможно, напишите подробное письмо.

  1. Постановка проблемного вопроса. Анализ ситуации.

— Что обозначала пометка, что именно не учла в своей работе Ирина?

Она просит дать ей письменный ответ с объяснением, почему её работу оценили невысоко? Может быть, ей стоит предложить изучить дополнительные источники информации.

      — Как нам необходимо организовать нашу работу?

(Нам необходимо сравнить две сказки)

Наверное, каждый из вас сейчас важным считает вспомнить о том случае, когда Жуковский и Пушкин вступили в «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Жуковский тогда написал две сказки, Пушкин – одну. А осенью 1833 года Пушкин вернулся к мысли о соревновании и создал «Сказку о мёртвой царевне…». Сюжет сказки А.С.Пушкина схож с сюжетом сказки В.А.Жуковского «Спящая царевна». Нам уже известно об интересе Пушкина к русским народным сказкам, песням, преданиям, к истории родной страны. В селе Михайловском он, переодевшись в крестьянский наряд, частенько смешивался на ярмарках с толпой людей, подпевая нищим слепцам, прислушиваясь к меткому народному слову. Давайте вспомним, какую трогательную привязанность испытывал Пушкин к своей няне Арине Родионовне, крепостной крестьянке. Именно она рассказывала Александру Сергеевичу народные сказки, о которых он написал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

Сегодня мы исследуем сказки. С этой целью мы будем работать в группах.

  1. Распределение файлов кейса по группам (3 группы)

Литературоведческий словарь дает определение:

Сравнение — это образное определение предмета. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Сравнение выражается словами как, точно, словно, а может просто указать на сходство. Сравнить — значит найти черты сходства и различия.

Предметы сравнений: форма, основа сюжета, сюжет, композиция, язык, средства выразительности, волшебные силы,  троекратные повторы, магические числа, место действия, герои.

Рефлексия после каждого этапа: Перед тем, как вы приступите к работе, я попрошу вас обратить внимание на белое поле. После каждого задания нарисуйте маленький цветочек или травку.

Оценка деятельности учителем: после каждого ответа даю кружочки-звёздочки.

ТАБЛИЦА СРАВНЕНИЙ

(готовая)

Сказка Пушкина

Сказка Жуковского

Отметка

о народ.

П

Ж

  1. Форма

стихотворная

стихотворная

  1. Композиция

зачин, концовка

зачин, концовка

+

+

  1. Волшебные герои и предметы

зеркальце

говорящий рак

+

+

  1. Основа сюжета

Братья Гримм

«Белоснежка и семь гномов»

сюжеты немецкой сказки «Царевна-шиповник» братьев Гримм и французской «Спящая в лесу красавица», обработанной Шарлем Перро.

     5. Сюжет

— от красавицы царевны избавляется злая мачеха из-за зависти (это традиционный сюжет русских народных сказок).

— судьбу царевны предсказала 12-я фея — злая колдунья — она подстроила так и отомстила за то, что ее не пригласили на пир.

+

— царевна мертвая лежала 3 дня (по русскому обычаю) 

—  300 лет спала.

+

— королевичу Елисею помогают силы природы (в русском фольклоре природа всегда помогает человеку)

— царевичу помогает старик

+

— орудие зла – яблоко (предмет многих русских сказок)

– веретено.

+

— царевичам помогают в поисках царевен: 7 богатырей (чисто русские, национальные персонажи у Пушкина)

— 11 чародеек

+

Добро побеждает зло

+

+

6. Троекратный повтор

— 3 раза царица обращается к зеркальцу, 3 раза королевич Елисей обращается к силам природы: солнцу, месяцу и ветру.

+

7. Магические числа

7 богатырей, приданое царевне — 7 торговых городов; три силы природы — солнце, месяц, ветер, 3 дня лежала мертвая царевна.

одно — царевна спала 300 лет (3 века)

+

8. Средства выразительности

Постоянные эпитеты, сравнения

Постоянные эпитеты, сравнения

+

9. Язык

Простой, доступный: слова и выражения, используемые в русских народных сказках, устаревшие слова

«Аль откажешь мне в ответе?», «Начал жить да поживать», «Ждет-пождет», «Инда очи разболелись, глядючи»

Чередуется просторечная лексика и возвышенная

+

10. Место действия

Упоминается терем

(чисто русское национальное жилище)

+

11. Герои

Падчерица, мачеха;

падчерица, как в фольклоре, трудолюбивая, кроткая, ласковая, религиозная.

+

    Герои делятся на положительных и отрицательных.

+

+

12. Народная популярность сказки (по вашим наблюдениям)

  1. Индивидуальное  решение  задачи. Отбор нужной информации (из КЕЙСА)

(работа в парах)

      VI.      Обсуждения в паре.

      VII.     Отчёт по индивидуальному заданию. Физминутка.

VIII.     Презентации в паре (группе) найденной информации. Подготовка графического вывода — отчёта от группы. Выступление групп.

IX.    Решение ситуации: краткая формулировка вывода, написание письма.

X. Формулировка Д/З.

ЭТАП — РУБРИКА « ВЫ ДОЛЖНЫ ОБ ЭТОМ ЗНАТЬ И ПОМНИТЬ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ. КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ — ЧАСТЬ МАТЕРИАЛЬНОЙ И ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ, СОЗДАННАЯ ПРОШЛЫМИ ПОКОЛЕНИЯМИ, ВЫДЕРЖАВШАЯ ИСПЫТАНИЕ ВРЕМЕНЕМ И ПЕРЕДАЮЩАЯСЯ ПОКОЛЕНИЯМ КАК НЕЧТО ЦЕННОЕ И ПОЧИТАЕМОЕ.

ХI. Рефлексия (запись ролика с пожеланиями и предложениями для Иры)

Предположительные ответы:

Учитель: оцените свой сегодняшний труд, легко ли вы справлялись с заданиями, что вы делали, чтобы получить результат. Поделитесь с Ириной впечатлениями и дайте ей простой совет! В камеру!

  • Что такое гос номер автомобиля пример как пишется
  • Что такое героизм вывод к сочинению
  • Что такое государство сочинение
  • Что такое гипербола в сказке
  • Что такое глупость сочинение рассуждение