Что такое гипербола в сказке

17/09/21 05 1. автор попова елена сергеевна 2. должность учитель русского языка и литературы 3. название материала конспект урока

17/09/21

№ 05

1.

Автор

Попова
Елена Сергеевна

2.

Должность

Учитель
русского языка и литературы

3.

Название
материала

Конспект
урока

4.

Учебный
предмет

Литература

5.

Класс
(возраст)

5

6.

Тема
урока

«Иван-крестьянский сын и
чудо-юдо» — волшебная сказка героического содержания.Тема мирного труда и
защиты родной земли. Гипербола

7.

Тип
урока

Урок
открытия новых знаний

8.

Форма
урока

Урок-беседа

9.

Цель

Познакомиться
с текстом произведения, через анализ образа главного героя воспитывать
чувство патриотизма, высокие нравственные устои и эстетические ценности
учащихся

10.

Задачи

Образовательная: вырабатывать умение перерабатывать
текст с целью нахождения фрагментов, отвечающих на конкретные вопросы,
выделять важную информацию.

Развивающая: способствовать формированию
коммуникативной и исследовательской компетентности пятиклассников, обогащать
словарный запас учащихся, развивать умение овладевать художественными
образами, выразительными свойствами языка.

Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма,
высоких нравственных устоев на примере главного героя Ивана – крестьянского
сына

11.

Планируемые
результаты

Личностные: положительно
относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания,
умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принимает
и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и
одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует
по плану.

Познавательные: осознает
познавательную задачу; читает и слушает; извлекает нужную информацию, а также
самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные: задает
вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли,
высказывает и обосновывает свою точку зрения

12.

Оборудование

УМК,
презентация по теме, компьютер

Ход урока

I.
Вступительное слово учителя


“Собирайте наш фольклор, учитесь на нем… Чем лучше мы будем знать прошлое, тем
легче, тем более глубоко поймем великое значение творимого нами настоящего”, —
говорил М.Горький.


Как вы, ребята, понимаете данное высказывание писателя?

(Из
фольклорных произведений мы узнаем о событиях седой старины, о хозяйственной
деятельности и семейной жизни наших предков, о том, как они воевали, защищая
родную землю, обрабатывали ее, к чему стремилисьи с чем боролись)


Передаваясь из поколения в поколение, сказки претерпевали изменения, достигали
необычайной выразительности. Здесь нет случайных эпизодов и диалогов, лишних
описаний. Народ все продумал. Добро всегда торжествует в сказке, зло –
наказывается.


Сказка “Иван-крестьянский сын и чудо-юдо” — сказка волшебная, но чем же она
отличается от других волшебных сказок?


Давайте сегодня попробуем дать ответ на этот вопрос.


Запишите тему урока в рабочие тетради.

II.
Прослушивание аудиозаписи сказки

Анализ
текста сказки


Понравилась ли вам сказка? Почему?


Кто из героев понравился больше? Почему?


Какое известие опечалило жителей некоторого государства?


Кто из братьев собирается на защиту земли русской в самом начале сказки? —
Найдите этот эпизод в сказке

(“Не
горюйте, батюшка и матушка, пойдем мы на чудо-юдо, будем с ним биться насмерть.
А чтобы вам одним дома не тосковать, пусть с вами Иванушка остается, молод он еще,
чтоб на бой идти”)


Только Иванушка не согласился с этим решением, и старики не стали отговаривать,
вот и отправились братья с чудом-юдом сражаться, землю русскую защищать. Взяли
братья мечи булатные, взяли котомки с хлебом-солью, сели на добрых коней и
поехали.


Ехали они, ехали и приехали в какую-то деревню. Какая картина представилась
братьям?

(Все
повыжжено, поломано, ни одной живой души нет. Только избушка одна стоит, да ита
еле держится)


Как старушка отреагировала на решение братьев сражаться со злодеем?

(За
дело взялись. Значит, не напрасно покинули они землю родную))


Подъезжают к реке Смородине, к Калинову мосту. Что же это за мост такой?

(Сообщение
заранее подготовленного учащегося)

Калинов
мост перекинут над рекой Смородиной, разделяющей мир живых и мир мёртвых. Мост,
являющийся границей, охраняется Трёхглавым Змеем. Именно по этому мосту души
переходят в царство мёртвых. И именно здесь герои (витязи, богатыри) сдерживают
угрожающие добру силы зла (в лице различных змеев).

Существует
множество былин и легенд, по сюжету которых на Калиновом мосту происходит
единоборство героя (витязя, богатыря) со змеем, что является олицетворением
битвы добра и зла.


Как ведут себя на чужой стороне братья? Какое решение принимают?


Кто оказывается самым организованным?

(Самым
бдительным оказывается Иван.“Ну, братцы, заехали мы в чужую сторону, надо нам
ко всему прислушиваться да приглядываться”)


Можем ли мы говорить о том, что все братья проявили себя здесь как настоящие
защитники Родины?


Как ведет себя в дозоре старший брат?


Как ведет средний брат?


Почему же Иван берет всю ответственность на себя?

(Иван
понял бесполезность участия братьев в походе и сам вступил в единоборство с
чудом-юдом)


Как проходят все бои? Как проявили себя братья в дозоре?

Задание
по группам:


Прочитайте, как описывается появление чуда о шести, девяти, двенадцати головах


Каждый раз образ чуда-юда становится страшнее. Во время его появления воды на
реке заволновались, орлы раскричались, а в третий раз – “сыра земля
всколебалась, воды в реке заволновались, буйны ветры завыли”


Испугался, дрогнул Иван от увиденного? Почему?


Как ведет себя при каждой встрече с чудищем?


первый раз не дрогнул, отвечал мудро;

Во
второй – проявил находчивость, храбрость;

В
третий раз Иван решителен, неудержим.)


Какие черты Ивана – крестьянского сына раскрываются перед боем, во время боя,
после него?

(Сначала
Иван – крестьянский сын проявляет решимость не остаться дома, а идти на бой со
старшими братьями;

во
время боёв он проявляет храбрость и упорство, мужество и бесстрашие;

после
побед он не хвастается перед братьями, а просит их поддержать его во
времятретьего боя. Качество, которое проявил Иван, отправившись утром к змеевым
палатам, можно назвать бдительностью, осторожностью. Он узнает о замыслах
змеевых жен: “Кто предупрежден, тот вооружен”, -гласит народная мудрость.)


Изображая нарастающую с каждым разом опасность, автор подчеркивает серьезность
ситуации для героя. Это сделано не случайно, это специальный прием, используя
который, автор показывает смелость, храбрость неустрашимость Ивана, чем
вызывает у читателя любовь и уважение к защитнику своей земли.

Значит,
это не просто волшебная сказка, это сказка с героическим содержанием


Как вы понимаетеслово “герой”? Сколько значений имеет это слово?

(Два
значения:

Герой
– это действующее лицо, персонаж художественного произведения.

Герой
– человек, совершивший героический поступок”)


Проследите по тексту, как называют Ивана – крестьянского сына в начале, в
середине и в конце сказки?


начале сказки братья называют младшего Иванушкой, старушка в деревнеговорит
братьям “Добры молодцы”. Чудо-юдо и змеиха называют его Иван- крестьянский сын”

В
середине сказки сказитель называет героя Иваном, а затем тоже
Иваном-крестьянским сыном. Иванушка – это ласковое имя. Так называют обычно
маленьких, младших. Обращение “Иван” — уважительное, а Иван – крестьянский сын
похоже на обращение по имени и отчеству (в старину говорили – Иван Петров сын”)
Обращение по имени отчеству надо было заслужить.


А как ведут себя старшие братья? Зачем нужны такие помощники?


это художественный прием. С помощью такого противопоставления на фоне спесивых
бездельников ярко показан простой и скромный победитель. А ведь вначале братья
не хотели брать Ивана с собой. На самом же деле все наоборот: братья
бесполезны, а Иван — герой, защитник.)


А как народ показывает нам врага? Почему называет его не просто Змей Горыныч, а
чудо-юдо поганое)

(Он
посягает на чужую землю, приносит горе и страдание народу)

Композиция
сказки. Особенности.


Есть ли в сказке зачин, концовка? Найдите.


Как в этой сказке проявляется цифра три?

(Три
боя, три брата, три раза бросал предметы-пощники в избушку братьев, три жены,
три испытания)


Какие словосочетания замедляют действие?

(долго
ли коротко ли ехали)


Соедините слова в словосочетания.

Эпитет
– художественное определение, которое подчеркивает важные для автора качества,
свойства, особенности изображаемого предмета, явления, события.

Эпитет,
прочно закрепленный за одним предметом, называется постоянным

IV.
Обощение


Чем заканчивается сказка?

(“А
Иван – крестьянский сын с братьями вернулся домой, к отцу, к матери. И стали
они жить поживать, поле пахать да пшеницу сеять”)


В чем необычность концовки сказки?


этих словах олицетворена мечта людей о свободной, спокойной жизни, мирном
труде.Иван – простой человек, народный герой, патриот, имеющий честь совесть,
любящий свою Родину)


Как можно сформулировать мораль сказки?

Чудо-юдо
явилось завоевателем на чужую землю, туда, где была мирная жизнь. Возмущение
народа остановить нельзя. В образе Ивана соединились все лучшие силы русской
земли, это и помогло победить врага)

Игра
“Собери пословицу” (Соединение частей пословиц в технологической карте)


Соберите пословицы, с помощью которых можно выразить основную мораль сказки.

В
каком народе живешь, того и обычая держись.

Своя
земля и в горсти мила.

Чужая
сторона – мачеха, родимая сторона – мать.

Русский
ни с мечом, ни с калачом не шутит.

На
Руси не все караси — есть и ерши.

В
чужой монастырь со своим уставом не лезь.

Игра
“Интервью с литературным героем”

— 
Если бы вам в реальной жизни пришлось встретиться с Иваном – крестьянским
сыном, что бы вы хотели у него спросить, зная о его подвиге?


А чтобы он ответил на этот вопрос?

V.
Домашнее задание: Выполнить устно задания 4 и 5 из
раздела учебника «Продолжаем знакомство с фольклором». Выписать из сказки о
царевне-лягушке примеры присказки, зачина, концовки, повторов, постоянных
эпитетов и подготовиться рассказывать сказку с использованием этих компонентов

Что такое повтор примеры?

Лексический повтор придает и стихам, и прозе дополнительный ритм, призванный передать движение или монотонность. Например, в первом стихотворении из цикла А. А. Блока «На поле Куликовом» автор многократно использует лексический повтор: «Летит, летит степная кобылица», «Идут, идут испуганные тучи» и т.

Как отличить лексический повтор от Анафоры?

Лексический повтор

  • Анадиплосис — последняя фраза первой части отрезка речи повторяется в начале следующей части:
  • Анафора (лексическая) — повторение начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф или прозаических отрывков):

Как называется прием повторения начальных строк?

АНАФОРА — единоначатие, повторение определенного слова или отдельных звуков в начале нескольких строф, стихов или полустиший. АНАФОРА (греч.

Что такое лексический повтор в русском языке?

Лексический повтор – это приём в стилистике, который заключается в намеренном повторении слов или словосочетаний. Функция его заключается в поэтическом тексте обычно в придании экспрессивности, связности, заметности для читателя.

Как отличить лексический повтор от анафоры и Эпифоры?

* лексические (анафора, эпифора и другие), То есть, если верить этому источнику, лексический повтор и анафора — вещи схожие. Разница лишь в том, что лексический повтор — термин «общий», а анафора — предельно конкретный.

Что такое повторы слов в сказке?

— М.: Педагогика, 1987. Повтор — повторение слов или словосочетаний, благодаря чему на них фиксируется внимание читателя (слушателя) и тем самым усиливается их роль в тексте. Фольклору присуще троекратное повторение, причем последний повтор противопо- ставляется двум первым.

Какие повторы в сказке царевна лягушка?

Повторы в сказках носят традиционный характер. Обычно присутствует троекратное повторение эпизода с наращиванием эффекта. Повторяются действия героев: пустил стрелу старший брат, пустил стрелу средний брат, пустил стрелу младший брат; царевна-лягушка несколько раз повторяет «не печалься, Иван- царевич..

Как называется повтор строк в припеве?

Определение слова рефрен в словарях Припев, стихи, повторяющиеся в конце каждого куплета или строфы. Рефре́н (от стар. -фр. > – повторять) — в музыке главная тема , определённый музыкальный материал, неоднократно возвращающийся на протяжении произведения.

Чем синтаксический параллелизм отличается от Анафоры?

Чем отличаются понятия: анафора, эпифора, синтаксический параллелизм? Параллелизм — однородное синтаксическое построение: У него на пальцах золотые перстни. Эпифора — повторение в конце предложений.

Чем отличается тавтология от речевого повтора?

Близкие по смыслу термины Тавтология и плеоназм близки по сути. Разница состоит в том, что при тавтологии повторяются одинаковые или однокоренные слова. Для возникновения плеоназма достаточно повторения близких по смыслу слов.

Когда одно и тоже слово повторяется?

Эпифора — повторение одних и тех же слов в конце смежных отрезков речи.

Как называется когда действие повторяется?

Дежавю — достаточно распространённое явление; исследования показывают, что до 97 % здоровых людей испытывали это состояние по крайней мере один раз в жизни.

Как называются повторяющиеся слова в тексте?

Повтор — это широкое понятие, которое включает разнообразные повторы в тексте произведения. Повтор — это стилистическая фигура, которая состоит в намеренном повторении одинаковых элементов текста.

Как называется повторение одного и того же действия?

Персевера́ция (лат. perseveratio — настойчивость, упорство) — устойчивое повторение какой-либо фразы, деятельности, эмоции, ощущения (в зависимости от этого выделяют персеверации мышления, моторные, эмоциональные, сенсорные персеверации). Например, упорное повторение какого-либо слова в устной или письменной речи.

Что есть безумие?

Безумие — это точное повторение одного и того же действия раз за разом в надежде на изменение.

Что такое безумие цитата Эйнштейн?

“Безумие — повторение одних и тех же ошибок, в ожидании разных результатов”. Потом видоизмененную фразу “Безумие — это точное повторение одного и того же действия. Это есть безумие” приписывали Альберту Эйнштейну, Бенджамину Франклину и Марку Твену.

Что такое безумие цитата?

Безумие — это точное повторение одного и того же действия. Раз за разом, в надежде на изменение. Это есть безумие. Когда впервые я это услышал, не помню, кто сказал эту хрень, я, бум, убил его.

Что такое безумие чья цитата?

«Безумие — это точное повторение одного и того же действия. Это есть безумие» Кому приписывается: Альберт Эйнштейн На самом деле: Эту цитату, взятую будто из уст маньяка из триллера, приписывали Бенджамину Франклину, Марку Твену и Альберту Эйнштейну.

Что такое настоящее безумие?

Безумие — это точное повторение одного и того же действия, раз за разом, в надежде на изменение. Это есть безумие. Когда впервые я это услышал, не помню, кто мне это сказал, я — бум — убил его.

Как называется необоснованное повторение в тексте однокоренных слов?

Необоснованные повторы: б) тавтологии (корневые повторы в одном и том же или соседних предложениях, а также повторение одного и того же смысла, выраженного разными словами). 2. Плеоназмы (обороты речи, содержащие лишние слова).

Как называется ошибка при повторении?

Тавтология, то есть тождесловие: а) повторение сказанного иными словами; Авторские слова – это слова автора.

Что такое анафора и примеры?

АНАФОРА (греч. αναφορα — возвращение, единоначалие) — повторение каких-либо сходных звуковых элементов в начале смежных ритмических рядов (полустиший, строк, строф): «Наше оружие — наши песни, Наше золото — звенящие голоса».

Что такое Многосоюзие и примеры?

Многосоюзие (или полисиндетон) относится к стилистическим фигурам прибавления. Приём основан на намеренном многократном повторении союзов в параллельных отрезках речи. Причём могут быть использованы как сочинительные («и», «да», «или», «но» и др.), так и подчинительные («что», «как», «когда», «кто» и т.

Что такое анафора в русском языке?

Анафора – это единоначатие; повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф. Анафора — (греч. anaphora — вынесение вверх) стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка).

Что такое градация и примеры?

Это стилистический прием (фигура) с нарастающим смыслом значимости слов или выражений или реже — с нисходящим. Латинское слово gradatio переводится как «постепенное повышение». Восходящая, или прямая, градация называется климаксом, а вид убывающей градации — антиклимаксом. Чаще писатели используют прямую градацию.

Что такое эллипсис и примеры?

Эллипсис — это стилистическая фигура, которая заключается в пропуске слов или фактов, которые подразумеваются из контекста. Или когда прервали разговор. Я не люблю, когда стреляют в спину, Я также против выстрелов в упор.

Что такое градация по биологии?

Градация (биол.) Градация, принцип совершенствования (биологический), принцип ступенчатого развития от простого к сложному под влиянием приписываемого живой природе стремления к совершенствованию.

Что такое гипербола в литературе примеры?

В лингвистике словом «гипербола» называют чрезмерное преувеличение каких-либо качеств или свойств, явлений, процессов с целью создания яркого и впечатляющего образа, например:

  • реки крови;
  • вечно опаздываете;
  • горы трупов;
  • сто лет не виделись;
  • напугать до смерти;
  • сто раз говорила;
  • миллион извинений;
  • море поспевшей пшеницы;

Что такое гипербола в литературе 4 класс?

Гипербола — это красивое преувеличение Само это слово греческое – «hyperbole» и обозначает оно «чрезмерность, избыток, преувеличение». Гипербола – это одно из средств усиления эмоциональной оценки, заключающееся в чрезмерном преувеличении каких-либо явлений, качеств, свойств или процессов.

Героический эпос русского народа

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Теория литературы: былина, гипербола

1. Героический эпос
русского народа

— На прошлом уроке мы изучали
«Калевалу» — героический эпос финского народа. Сегодня я предлагаю вашему
вниманию героический эпос русского народа – былины.

— Вспомните, что такое
героический эпос? (Это фольклорные произведения, рассказывающие о героях, их
нравственных чувствах).

— Едва ли найдется такой жанр в фольклоре, о котором было бы написано
статей и книг больше, чем о былинах. Это объясняется, прежде всего, высокими
художественными достоинствами эпоса.

— Издавна люди преклонялись перед теми своими собратьями, которые,
обладая недюжинными способностями и незаурядным умом, использовали эти качества,
служа родной стране, родному народу. О них слагались песни, стихи, сказы. В
русском народном творчестве появились богатыри — Святогор, Илья Муромец,
Добрыня Никитич, Алеша Попович. В их образы сказители из народа вложили свои
мысли о том, каким должен быть человек. Произведения о них стали называться
былинами.

2. Теория литературы: былины

— Как вы думаете, почему
возникло именно такое название: былина? (От слова «быль»: то что было).

— То есть былина построена на
реальном историческом материале.

— Что такое былина? (…). Запишем
определение (проектор):

Былины — это героические песни, возникшие как выражение исторического
сознания в восточнославянскую эпоху, ставящие перед собой цель возвеличить
социальные и нравственно-этические идеалы народа.

— В прошлом году мы подробно
изучали другой жанр фольклора – сказку. Чем отличается былина от сказки?

— Составим таблицу (проектор):

Отличия былин от
сказок

Сказка

Былина

1. Существует в устной форме.

2. Известна с древнейших времен.

3.
Фантастический рассказ в прозе волшебного или бытового характера.

4.
Главная черта – вымысел.

5.
Способ исполнения – сказывание.

3.
Рассказ об исторической реальности в обобщенных образах в
песенно-стихотворной форме.

4.
Главная черта – описание подвигов богатырей.

5.
Способ исполнения – пение или речитатив.

3. Герои былин – богатыри

— Назовите автора картин,
которые вы видите на экране (проектор). (Это Васнецов).

— Как звали былинных богатырей,
изображенных на картине «Богатыри»? (Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша
Попович).

— Вот они, знаменитые три богатыря русских, три воина на могучих конях.
Стоят они на страже русских границ. Старший — самый сильный и мудрый, — Илья
Муромец. Средний — Добрыня Никитич. Он искусен не только в воинском ремесле, но
и в науках, и в игре шахматной. Если нужно какое дело миром уладить – лучше
Добрыни никто не справится. И богатырской силы и храбрости ему не занимать:
одолел самого Змея Горыныча! Забаву Путятишну, племянницу князя Владимира,
вызволил из змеевых пещер. Младший — Алеша Попович, победитель Тугарина
Змеевича. У Алеши главное – смекалка да хитрость. Веселый человек Алеша, потому
и любят его товарищи. Правда, порой ему достается от них за рискованные
проделки, но до ссоры дело не доходит.

4. Илья Муромец – народный герой (инд. зад. – пересказ
карточки + презентация)

Илья Муромец — самый известный, но в то же время самый загадочный герой
русского эпоса. Трудно найти такого человека в России, который бы не слышал о
богатыре из древнего города Мурома.

В селе Карачарове, что под Муромом, если верить былинам, родился
знаменитый богатырь Илья Муромец. Карачаровцы рассказывали об Илье Муромце
попросту, как о своем знакомом, родственнике. Здесь, мол, родился, в том
колодце воду испил, по этому оврагу на коне проскакал. «Во славном во городе во
Муроме, во селе Карачарове» сидел силач Муромский, а фамилия у него Гущин, Илья
Иванович Гущин. Жил богатырь в густых дремучих лесах, среди болот — отсюда и
фамилия. Мать былинного героя – Ефросинья Яковлевна, отец – Иван Тимофеевич.
Сидел Илья дома тридцать лет, болен был, но вот пришли «калики перехожие» —
старцы, попросили напиться, Илья подал им, и началась совсем другая история –
богатырская служба: «Вставай-ка, Илья Муромец, на резвые ноги, отворяй ворота
широкие, как одно на небе красно солнышко, так один на Руси Илья Муромец».

В Муроме в 1999 году
установили памятник легендарному богатырю. Это символ не только физической, но
и высокой нравственной силы. Для многих современных людей бывает откровением
тот факт, что популярный герой эпоса почитается святым Русской Православной
Церковью. Илья  — бесстрашный воин и мудрец. Всегда готовый защитить слабого,
помочь доброму человеку и мечом, и советом. За его подвиги, за его служение
родине и людям Илья Муромец был официально канонизирован, т.е. причислен к лику
святых в 1643 году.

По церковному календарю день памяти Ильи Муромца 19 декабря по старому
стилю или 1 января по новому стилю. Кстати, именно 1 января 1999 года на родине
героя, в селе Карачарове, торжественно установили икону преподобного Ильи
Муромца (со вставленным в неё ковчежцем с частицей мощей богатыря), с 28 января
по март икона мироточила, как будто плакала.

Предполагается, что
родился богатырь в 1145 году, а мощи хранятся в Антониевой пещере
Киево-Печерской Лавры, рядом с погребением первого летописца Нестора.

Исследование останков, проведенное ещё в советское время, показало, что
жил удалой молодец лет 40-45, что росту был, по тем временам, высокого, под 180
см., что у него из-за редкого заболевания произошло утолщение костей, отсюда,
мол, и великая сила.

Из богатырей ушел Илья Муромец в монахи, а погиб в 1203 году, защищая
Киев от набегов половцев. Принял он смерть, судя по ранам, от удара копья или
кинжала в сердце, в последний момент защищая себя левой рукой. Есть много
версий о жизни Ильи Муромца, о его исцелении, о его сражениях. Где сражался
Илья Муромец с Соловьем-разбойником? Одни говорят, что за Окой, другие — в
Черниговских лесах.

5. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

— Напомню, что былины
рассказывают об историческом прошлом. Значит, в них должны упоминаться какие-то
реальные исторические факты, места. Найдите такие упоминания в тексте былины
«Илья Муромец и Соловей-разбойник». (Муром, Карачарово, Киев, Чернигов, князь
Владимир киевский, Куликово поле).

— В былине ни слова не говорится
о том, что Илья Муромец отличался от других людей небывалой силой, великим
мужеством, изумительной находчивостью, умением моментально принимать верные
решения. И тем не менее мы с первых строк понимаем, что герой обладает всеми
этими качествами. Как удалось внушить нам такую уверенность? (Илья Муромец на
протяжении былины совершает немало подвигов и поступков, характеризующих его:
сражается под Черниговом, бьется с Соловьем-разбойником, достойно ведет себя на
пиру у князя Владимира).

— Прочитайте отрывки, где
рассказывается о снаряжении Ильи Муромца. (Богатое убранство коня (стр. 72):

Брал коня он за повода шелковые…

…Да й которое седелко изукрашено,

Разноцветным каменьем усажено,

Драгоценными шелками изушивано,

Да й червонным золотом обивано

тяжелое вооружение (стр. 72):

Да й берет с собой тут саблю
вострую,

Свое длинное копье он
муржамецкое,

Да й берет он палицу тяжелую,

А которая весом в девяносто пуд;

Брал он свой-от тугой лук
разрывчатый,

Да й набрал он много стрелочек
каленыих…
)

— Какую «заповедь великую»
он кладет себе, выходя из храма? Прочитайте отрывок (Стр. 72:     
Не съезжаться, не слетаться во чистом поли,

Да не делать бою-драки-кроволития)

— Зачем же тогда берет он с
собой столько оружия? (Время неспокойное, оружие нужно не для нападения, а для
защиты).

— Виноват ли Илья Муромец в том,
что нарушил свою «заповедь великую»? Как это получилось? Прочитайте
отрывок. (Илья Муромец не виноват, он поступил правильно, потому что он богатырь
и должен защищать родину; около Чернигова он увидел, что город в осаде, поэтому
не смог проехать мимо (стр. 73):

Усмотрел под городом Черниговом,

Нагнано там силушки черным-черно,

Аи черным-черно, как черна
ворона, —

Хочут мужиков черниговских да всех
повырубить,

Хочут церкви Божии да на дым
спустить.

Так тут старый казак да Илья
Муромец,

Илья Муромец да сын Иванович,

Нарушает заповедь великую:

Да й просил себе он Бога на
помочь,

Да й Пречисту Пресвятую
Богородицу,

Приспускал коня он богатырского

А на тую ль рать – силу великую;

Стал конем топтать, а копьем
колоть,

Из лука стрелять, рубить он
силушку поганую;

Потоптал всю силушку й поганую).

— Как и почему отнеслись к Илье
Муромцу черниговские мужики? (Они оказали ему почет, предложили быть воеводой в
Чернигове).

— Почему же Илья Муромец не
соглашается? Ведь воевода – это очень почетная должность. (Илья Муромец –
богатырь, он защищает Русь от нападений, а ему предлагают защищать один только
город. Он не может согласиться на эту, пусть и почетную, должность).

— На вопрос о прямой дороге до
Киева черниговские мужики рассказывают, что по ней уже давно никто не ездит.
Почему? (На ней уже 30 лет сидит Соловей-разбойник, который убивает людей,
проходящих мимо).

— Почему черниговские мужики
только сообщают Илье Муромцу об этом, но не отговаривают его ехать по этой
дороге? (Илья Муромец только что победил целую армию под городом Черниговом,
поэтому, возможно, справится и с Соловьем-разбойником. Не черниговским мужикам
советовать богатырю, что тому делать).

— Но ведь есть же еще «окольная
дорожка»
! Почему же Илья Муромец выбирает «прямоезжую»? (Во-первых, «окольная
дорожка»
в два раза длинней, а Илья Муромец собирался «попасть к обедне
в стольный Киев-град»
. А во-вторых, Илья Муромец – богатырь, кому как не
ему сразиться с Соловьем-разбойником! Ведь богатыри – защита родины от врагов).

— Прочитайте, как встретил Илью
Муромца  Соловей-разбойник. (Стр. 75:

Как завидел его й
Соловей-разбойничек,

Засвистел тут Соловей
по-соловьиному,

Закричал, собака, й по-звериному,

Зашипел, проклятый, по-змеиному…).

— Великая сила и мощь Ильи
Муромца оказалась неожиданностью для Соловья-разбойника. Илья Муромец легко
справился с ним.

— Почему Илья Муромец с охотой
рассказывает киевскому князю Владимиру о своей победе над «рать-силой
великой»
под Черниговом, но ни словом не упоминает о пленении
Соловья-разбойника? (Он не считает это подвигом, чем-то замечательным. Вот
победа над целым войском – это дело, достойное богатыря).

— Зачем князь Владимир
спрашивает у Ильи Муромца, какой дорогой тот ехал из Чернигова в Киев? (Князь
впервые видит Илью Муромца, он хочет получше узнать этого человека, поэтому
задает вопрос, который покажет честность или лживость богатыря).

— Почему князь Владимир не верит
Илье Муромцу, что тот ехал «прямоезжею дорожкой»? (Князь прекрасно
знает, что

…прямоезжая ль дорожка
заколодела,

Заколодела ль дорожка,
замуравела,

Замуравела ль дорожка ровно й
тридцать лет…
)

— Почему Соловей-разбойник
отказывается свистеть, когда его просит князь Владимир? Прочитайте слова Соловья-разбойника
и объясните их. (Стр. 80 – 81:

Аи же ты, князь Владимир
стольно-киевский!

Не у тя я сегодня ведь ел да пил,

Не тебя ведь я й хочу послушати:

А сегодня я-то в поле ел и пил

А у старого казака Илья Муромца,

А его я могу й послушати)

Соловей-разбойник оказывает уважение богатырю:
признает лишь слово Ильи Муромца, который его победил. 30 лет киевский князь
Владимир ничего не мог с ним сделать, значит он слаб и не ему приказывать
Соловью-разбойнику. Но есть еще одна причина: Соловей-разбойник боится Илью
Муромца, поэтому хочет от него услышать, что ему можно засвистеть).

— Почему Илья Муромец казнит
покорившегося ему Соловья-разбойника? Может быть, можно было с ним
договориться? (Нет, Соловей – разбойник, как только он почувствует слабость
Ильи Муромца, тут же примется за старое. Илья Муромец это понимает, поэтому
казнит его).

6. Теория литературы: гипербола

— Что реально, а что
преувеличено в образе Ильи Муромца? (У него всего слишком: слишком тяжелое
вооружение, слишком дорогое убранство коня, слишком много силы и ума).

— Образ Ильи Муромца нарисован с
помощью гиперболы, художественного средства.

— Прочитайте статью учебника
«Гипербола» (стр. 85).

— Запишем определение:

Гипербола – выразительное
средство лексики, художественное преувеличение.

Например: мальчик-с-пальчик.

6. Выводы

— Какими чертами обладает Илья
Муромец, богатырь русский? (Он очень силен, мужественен, бесстрашен, умен и
находчив, в то же время он простодушен, скромен и очень честен, глубоко верит в
Бога, почитает своих родителей).

— Какого древнегреческого героя
напоминает нам Илья Муромец? (Геракла и немного Прометея).

— Вспомните, мы говорили, что
древние греки наделяли героев своих мифов теми чертами, которые они ценили в
людях больше всего. Можем ли мы сказать, что былинные богатыри – это идеал
человека для древних русичей? (Да, это идеальные представления о
нравственности).

— Что же ценили наши предки в
людях? (Запись в тетради)

Древние русичи ценили в людях
мужество, бесстрашие, физическую силу, ум, находчивость и в то же время
простодушие, скромность, честность, веру в Бога, уважение к родителям.

7. Д/з: подготовиться к сочинению-рассказу на тему
«Добро побеждает зло» (стилизация под былину, библейскую притчу, миф).

На перспективу: перечитать роман Д.Дефо «Робинзон Крузо»

  • Что такое глупость сочинение рассуждение
  • Что такое выбор сочинение рассуждение с аргументами
  • Что такое высокомерие сочинение
  • Что такое географическое сочинение
  • Что такое вымысел в сказке 2 класс