17/09/21 | № 05 | |
1. | Автор | Попова |
2. | Должность | Учитель |
3. | Название | Конспект |
4. | Учебный | Литература |
5. | Класс | 5 |
6. | Тема | «Иван-крестьянский сын и |
7. | Тип | Урок |
8. | Форма | Урок-беседа |
9. | Цель | Познакомиться |
10. | Задачи | Образовательная: вырабатывать умение перерабатывать Развивающая: способствовать формированию Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, |
11. | Планируемые | Личностные: положительно Регулятивные: принимает Познавательные: осознает Коммуникативные: задает |
12. | Оборудование | УМК, |
Ход урока
I.
Вступительное слово учителя
—
“Собирайте наш фольклор, учитесь на нем… Чем лучше мы будем знать прошлое, тем
легче, тем более глубоко поймем великое значение творимого нами настоящего”, —
говорил М.Горький.
—
Как вы, ребята, понимаете данное высказывание писателя?
(Из
фольклорных произведений мы узнаем о событиях седой старины, о хозяйственной
деятельности и семейной жизни наших предков, о том, как они воевали, защищая
родную землю, обрабатывали ее, к чему стремилисьи с чем боролись)
—
Передаваясь из поколения в поколение, сказки претерпевали изменения, достигали
необычайной выразительности. Здесь нет случайных эпизодов и диалогов, лишних
описаний. Народ все продумал. Добро всегда торжествует в сказке, зло –
наказывается.
—
Сказка “Иван-крестьянский сын и чудо-юдо” — сказка волшебная, но чем же она
отличается от других волшебных сказок?
—
Давайте сегодня попробуем дать ответ на этот вопрос.
—
Запишите тему урока в рабочие тетради.
II.
Прослушивание аудиозаписи сказки
Анализ
текста сказки
—
Понравилась ли вам сказка? Почему?
—
Кто из героев понравился больше? Почему?
—
Какое известие опечалило жителей некоторого государства?
—
Кто из братьев собирается на защиту земли русской в самом начале сказки? —
Найдите этот эпизод в сказке
(“Не
горюйте, батюшка и матушка, пойдем мы на чудо-юдо, будем с ним биться насмерть.
А чтобы вам одним дома не тосковать, пусть с вами Иванушка остается, молод он еще,
чтоб на бой идти”)
—
Только Иванушка не согласился с этим решением, и старики не стали отговаривать,
вот и отправились братья с чудом-юдом сражаться, землю русскую защищать. Взяли
братья мечи булатные, взяли котомки с хлебом-солью, сели на добрых коней и
поехали.
—
Ехали они, ехали и приехали в какую-то деревню. Какая картина представилась
братьям?
(Все
повыжжено, поломано, ни одной живой души нет. Только избушка одна стоит, да ита
еле держится)
—
Как старушка отреагировала на решение братьев сражаться со злодеем?
(За
дело взялись. Значит, не напрасно покинули они землю родную))
—
Подъезжают к реке Смородине, к Калинову мосту. Что же это за мост такой?
(Сообщение
заранее подготовленного учащегося)
Калинов
мост перекинут над рекой Смородиной, разделяющей мир живых и мир мёртвых. Мост,
являющийся границей, охраняется Трёхглавым Змеем. Именно по этому мосту души
переходят в царство мёртвых. И именно здесь герои (витязи, богатыри) сдерживают
угрожающие добру силы зла (в лице различных змеев).
Существует
множество былин и легенд, по сюжету которых на Калиновом мосту происходит
единоборство героя (витязя, богатыря) со змеем, что является олицетворением
битвы добра и зла.
—
Как ведут себя на чужой стороне братья? Какое решение принимают?
—
Кто оказывается самым организованным?
(Самым
бдительным оказывается Иван.“Ну, братцы, заехали мы в чужую сторону, надо нам
ко всему прислушиваться да приглядываться”)
—
Можем ли мы говорить о том, что все братья проявили себя здесь как настоящие
защитники Родины?
—
Как ведет себя в дозоре старший брат?
—
Как ведет средний брат?
—
Почему же Иван берет всю ответственность на себя?
(Иван
понял бесполезность участия братьев в походе и сам вступил в единоборство с
чудом-юдом)
—
Как проходят все бои? Как проявили себя братья в дозоре?
Задание
по группам:
—
Прочитайте, как описывается появление чуда о шести, девяти, двенадцати головах
—
Каждый раз образ чуда-юда становится страшнее. Во время его появления воды на
реке заволновались, орлы раскричались, а в третий раз – “сыра земля
всколебалась, воды в реке заволновались, буйны ветры завыли”
—
Испугался, дрогнул Иван от увиденного? Почему?
—
Как ведет себя при каждой встрече с чудищем?
(В
первый раз не дрогнул, отвечал мудро;
Во
второй – проявил находчивость, храбрость;
В
третий раз Иван решителен, неудержим.)
—
Какие черты Ивана – крестьянского сына раскрываются перед боем, во время боя,
после него?
(Сначала
Иван – крестьянский сын проявляет решимость не остаться дома, а идти на бой со
старшими братьями;
во
время боёв он проявляет храбрость и упорство, мужество и бесстрашие;
после
побед он не хвастается перед братьями, а просит их поддержать его во
времятретьего боя. Качество, которое проявил Иван, отправившись утром к змеевым
палатам, можно назвать бдительностью, осторожностью. Он узнает о замыслах
змеевых жен: “Кто предупрежден, тот вооружен”, -гласит народная мудрость.)
—
Изображая нарастающую с каждым разом опасность, автор подчеркивает серьезность
ситуации для героя. Это сделано не случайно, это специальный прием, используя
который, автор показывает смелость, храбрость неустрашимость Ивана, чем
вызывает у читателя любовь и уважение к защитнику своей земли.
Значит,
это не просто волшебная сказка, это сказка с героическим содержанием
—
Как вы понимаетеслово “герой”? Сколько значений имеет это слово?
(Два
значения:
Герой
– это действующее лицо, персонаж художественного произведения.
Герой
– человек, совершивший героический поступок”)
—
Проследите по тексту, как называют Ивана – крестьянского сына в начале, в
середине и в конце сказки?
(В
начале сказки братья называют младшего Иванушкой, старушка в деревнеговорит
братьям “Добры молодцы”. Чудо-юдо и змеиха называют его Иван- крестьянский сын”
В
середине сказки сказитель называет героя Иваном, а затем тоже
Иваном-крестьянским сыном. Иванушка – это ласковое имя. Так называют обычно
маленьких, младших. Обращение “Иван” — уважительное, а Иван – крестьянский сын
похоже на обращение по имени и отчеству (в старину говорили – Иван Петров сын”)
Обращение по имени отчеству надо было заслужить.
—
А как ведут себя старшие братья? Зачем нужны такие помощники?
(И
это художественный прием. С помощью такого противопоставления на фоне спесивых
бездельников ярко показан простой и скромный победитель. А ведь вначале братья
не хотели брать Ивана с собой. На самом же деле все наоборот: братья
бесполезны, а Иван — герой, защитник.)
—
А как народ показывает нам врага? Почему называет его не просто Змей Горыныч, а
чудо-юдо поганое)
(Он
посягает на чужую землю, приносит горе и страдание народу)
Композиция
сказки. Особенности.
—
Есть ли в сказке зачин, концовка? Найдите.
—
Как в этой сказке проявляется цифра три?
(Три
боя, три брата, три раза бросал предметы-пощники в избушку братьев, три жены,
три испытания)
—
Какие словосочетания замедляют действие?
(долго
ли коротко ли ехали)
—
Соедините слова в словосочетания.
Эпитет
– художественное определение, которое подчеркивает важные для автора качества,
свойства, особенности изображаемого предмета, явления, события.
Эпитет,
прочно закрепленный за одним предметом, называется постоянным
IV.
Обощение
—
Чем заканчивается сказка?
(“А
Иван – крестьянский сын с братьями вернулся домой, к отцу, к матери. И стали
они жить поживать, поле пахать да пшеницу сеять”)
—
В чем необычность концовки сказки?
(В
этих словах олицетворена мечта людей о свободной, спокойной жизни, мирном
труде.Иван – простой человек, народный герой, патриот, имеющий честь совесть,
любящий свою Родину)
—
Как можно сформулировать мораль сказки?
Чудо-юдо
явилось завоевателем на чужую землю, туда, где была мирная жизнь. Возмущение
народа остановить нельзя. В образе Ивана соединились все лучшие силы русской
земли, это и помогло победить врага)
Игра
“Собери пословицу” (Соединение частей пословиц в технологической карте)
—
Соберите пословицы, с помощью которых можно выразить основную мораль сказки.
В
каком народе живешь, того и обычая держись.
Своя
земля и в горсти мила.
Чужая
сторона – мачеха, родимая сторона – мать.
Русский
ни с мечом, ни с калачом не шутит.
На
Руси не все караси — есть и ерши.
В
чужой монастырь со своим уставом не лезь.
Игра
“Интервью с литературным героем”
—
Если бы вам в реальной жизни пришлось встретиться с Иваном – крестьянским
сыном, что бы вы хотели у него спросить, зная о его подвиге?
—
А чтобы он ответил на этот вопрос?
V.
Домашнее задание: Выполнить устно задания 4 и 5 из
раздела учебника «Продолжаем знакомство с фольклором». Выписать из сказки о
царевне-лягушке примеры присказки, зачина, концовки, повторов, постоянных
эпитетов и подготовиться рассказывать сказку с использованием этих компонентов
Что такое повтор примеры?
Лексический повтор придает и стихам, и прозе дополнительный ритм, призванный передать движение или монотонность. Например, в первом стихотворении из цикла А. А. Блока «На поле Куликовом» автор многократно использует лексический повтор: «Летит, летит степная кобылица», «Идут, идут испуганные тучи» и т.
Как отличить лексический повтор от Анафоры?
Лексический повтор
- Анадиплосис — последняя фраза первой части отрезка речи повторяется в начале следующей части:
- Анафора (лексическая) — повторение начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф или прозаических отрывков):
Как называется прием повторения начальных строк?
АНАФОРА — единоначатие, повторение определенного слова или отдельных звуков в начале нескольких строф, стихов или полустиший. АНАФОРА (греч.
Что такое лексический повтор в русском языке?
Лексический повтор – это приём в стилистике, который заключается в намеренном повторении слов или словосочетаний. Функция его заключается в поэтическом тексте обычно в придании экспрессивности, связности, заметности для читателя.
Как отличить лексический повтор от анафоры и Эпифоры?
* лексические (анафора, эпифора и другие), То есть, если верить этому источнику, лексический повтор и анафора — вещи схожие. Разница лишь в том, что лексический повтор — термин «общий», а анафора — предельно конкретный.
Что такое повторы слов в сказке?
— М.: Педагогика, 1987. Повтор — повторение слов или словосочетаний, благодаря чему на них фиксируется внимание читателя (слушателя) и тем самым усиливается их роль в тексте. Фольклору присуще троекратное повторение, причем последний повтор противопо- ставляется двум первым.
Какие повторы в сказке царевна лягушка?
Повторы в сказках носят традиционный характер. Обычно присутствует троекратное повторение эпизода с наращиванием эффекта. Повторяются действия героев: пустил стрелу старший брат, пустил стрелу средний брат, пустил стрелу младший брат; царевна-лягушка несколько раз повторяет «не печалься, Иван- царевич..
Как называется повтор строк в припеве?
Определение слова рефрен в словарях Припев, стихи, повторяющиеся в конце каждого куплета или строфы. Рефре́н (от стар. -фр. > – повторять) — в музыке главная тема , определённый музыкальный материал, неоднократно возвращающийся на протяжении произведения.
Чем синтаксический параллелизм отличается от Анафоры?
Чем отличаются понятия: анафора, эпифора, синтаксический параллелизм? Параллелизм — однородное синтаксическое построение: У него на пальцах золотые перстни. Эпифора — повторение в конце предложений.
Чем отличается тавтология от речевого повтора?
Близкие по смыслу термины Тавтология и плеоназм близки по сути. Разница состоит в том, что при тавтологии повторяются одинаковые или однокоренные слова. Для возникновения плеоназма достаточно повторения близких по смыслу слов.
Когда одно и тоже слово повторяется?
Эпифора — повторение одних и тех же слов в конце смежных отрезков речи.
Как называется когда действие повторяется?
Дежавю — достаточно распространённое явление; исследования показывают, что до 97 % здоровых людей испытывали это состояние по крайней мере один раз в жизни.
Как называются повторяющиеся слова в тексте?
Повтор — это широкое понятие, которое включает разнообразные повторы в тексте произведения. Повтор — это стилистическая фигура, которая состоит в намеренном повторении одинаковых элементов текста.
Как называется повторение одного и того же действия?
Персевера́ция (лат. perseveratio — настойчивость, упорство) — устойчивое повторение какой-либо фразы, деятельности, эмоции, ощущения (в зависимости от этого выделяют персеверации мышления, моторные, эмоциональные, сенсорные персеверации). Например, упорное повторение какого-либо слова в устной или письменной речи.
Что есть безумие?
Безумие — это точное повторение одного и того же действия раз за разом в надежде на изменение.
Что такое безумие цитата Эйнштейн?
“Безумие — повторение одних и тех же ошибок, в ожидании разных результатов”. Потом видоизмененную фразу “Безумие — это точное повторение одного и того же действия. Это есть безумие” приписывали Альберту Эйнштейну, Бенджамину Франклину и Марку Твену.
Что такое безумие цитата?
Безумие — это точное повторение одного и того же действия. Раз за разом, в надежде на изменение. Это есть безумие. Когда впервые я это услышал, не помню, кто сказал эту хрень, я, бум, убил его.
Что такое безумие чья цитата?
«Безумие — это точное повторение одного и того же действия. Это есть безумие» Кому приписывается: Альберт Эйнштейн На самом деле: Эту цитату, взятую будто из уст маньяка из триллера, приписывали Бенджамину Франклину, Марку Твену и Альберту Эйнштейну.
Что такое настоящее безумие?
Безумие — это точное повторение одного и того же действия, раз за разом, в надежде на изменение. Это есть безумие. Когда впервые я это услышал, не помню, кто мне это сказал, я — бум — убил его.
Как называется необоснованное повторение в тексте однокоренных слов?
Необоснованные повторы: б) тавтологии (корневые повторы в одном и том же или соседних предложениях, а также повторение одного и того же смысла, выраженного разными словами). 2. Плеоназмы (обороты речи, содержащие лишние слова).
Как называется ошибка при повторении?
Тавтология, то есть тождесловие: а) повторение сказанного иными словами; Авторские слова – это слова автора.
Что такое анафора и примеры?
АНАФОРА (греч. αναφορα — возвращение, единоначалие) — повторение каких-либо сходных звуковых элементов в начале смежных ритмических рядов (полустиший, строк, строф): «Наше оружие — наши песни, Наше золото — звенящие голоса».
Что такое Многосоюзие и примеры?
Многосоюзие (или полисиндетон) относится к стилистическим фигурам прибавления. Приём основан на намеренном многократном повторении союзов в параллельных отрезках речи. Причём могут быть использованы как сочинительные («и», «да», «или», «но» и др.), так и подчинительные («что», «как», «когда», «кто» и т.
Что такое анафора в русском языке?
Анафора – это единоначатие; повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф. Анафора — (греч. anaphora — вынесение вверх) стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка).
Что такое градация и примеры?
Это стилистический прием (фигура) с нарастающим смыслом значимости слов или выражений или реже — с нисходящим. Латинское слово gradatio переводится как «постепенное повышение». Восходящая, или прямая, градация называется климаксом, а вид убывающей градации — антиклимаксом. Чаще писатели используют прямую градацию.
Что такое эллипсис и примеры?
Эллипсис — это стилистическая фигура, которая заключается в пропуске слов или фактов, которые подразумеваются из контекста. Или когда прервали разговор. Я не люблю, когда стреляют в спину, Я также против выстрелов в упор.
Что такое градация по биологии?
Градация (биол.) Градация, принцип совершенствования (биологический), принцип ступенчатого развития от простого к сложному под влиянием приписываемого живой природе стремления к совершенствованию.
Что такое гипербола в литературе примеры?
В лингвистике словом «гипербола» называют чрезмерное преувеличение каких-либо качеств или свойств, явлений, процессов с целью создания яркого и впечатляющего образа, например:
- реки крови;
- вечно опаздываете;
- горы трупов;
- сто лет не виделись;
- напугать до смерти;
- сто раз говорила;
- миллион извинений;
- море поспевшей пшеницы;
Что такое гипербола в литературе 4 класс?
Гипербола — это красивое преувеличение Само это слово греческое – «hyperbole» и обозначает оно «чрезмерность, избыток, преувеличение». Гипербола – это одно из средств усиления эмоциональной оценки, заключающееся в чрезмерном преувеличении каких-либо явлений, качеств, свойств или процессов.
Героический эпос русского народа
Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
Теория литературы: былина, гипербола
1. Героический эпос
русского народа
— На прошлом уроке мы изучали
«Калевалу» — героический эпос финского народа. Сегодня я предлагаю вашему
вниманию героический эпос русского народа – былины.
— Вспомните, что такое
героический эпос? (Это фольклорные произведения, рассказывающие о героях, их
нравственных чувствах).
— Едва ли найдется такой жанр в фольклоре, о котором было бы написано
статей и книг больше, чем о былинах. Это объясняется, прежде всего, высокими
художественными достоинствами эпоса.
— Издавна люди преклонялись перед теми своими собратьями, которые,
обладая недюжинными способностями и незаурядным умом, использовали эти качества,
служа родной стране, родному народу. О них слагались песни, стихи, сказы. В
русском народном творчестве появились богатыри — Святогор, Илья Муромец,
Добрыня Никитич, Алеша Попович. В их образы сказители из народа вложили свои
мысли о том, каким должен быть человек. Произведения о них стали называться
былинами.
2. Теория литературы: былины
— Как вы думаете, почему
возникло именно такое название: былина? (От слова «быль»: то что было).
— То есть былина построена на
реальном историческом материале.
— Что такое былина? (…). Запишем
определение (проектор):
Былины — это героические песни, возникшие как выражение исторического
сознания в восточнославянскую эпоху, ставящие перед собой цель возвеличить
социальные и нравственно-этические идеалы народа.
— В прошлом году мы подробно
изучали другой жанр фольклора – сказку. Чем отличается былина от сказки?
— Составим таблицу (проектор):
Отличия былин от
сказок
Сказка | Былина |
1. Существует в устной форме. 2. Известна с древнейших времен. | |
3. 4. 5. | 3. 4. 5. |
3. Герои былин – богатыри
— Назовите автора картин,
которые вы видите на экране (проектор). (Это Васнецов).
— Как звали былинных богатырей,
изображенных на картине «Богатыри»? (Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша
Попович).
— Вот они, знаменитые три богатыря русских, три воина на могучих конях.
Стоят они на страже русских границ. Старший — самый сильный и мудрый, — Илья
Муромец. Средний — Добрыня Никитич. Он искусен не только в воинском ремесле, но
и в науках, и в игре шахматной. Если нужно какое дело миром уладить – лучше
Добрыни никто не справится. И богатырской силы и храбрости ему не занимать:
одолел самого Змея Горыныча! Забаву Путятишну, племянницу князя Владимира,
вызволил из змеевых пещер. Младший — Алеша Попович, победитель Тугарина
Змеевича. У Алеши главное – смекалка да хитрость. Веселый человек Алеша, потому
и любят его товарищи. Правда, порой ему достается от них за рискованные
проделки, но до ссоры дело не доходит.
4. Илья Муромец – народный герой (инд. зад. – пересказ
карточки + презентация)
Илья Муромец — самый известный, но в то же время самый загадочный герой
русского эпоса. Трудно найти такого человека в России, который бы не слышал о
богатыре из древнего города Мурома.
В селе Карачарове, что под Муромом, если верить былинам, родился
знаменитый богатырь Илья Муромец. Карачаровцы рассказывали об Илье Муромце
попросту, как о своем знакомом, родственнике. Здесь, мол, родился, в том
колодце воду испил, по этому оврагу на коне проскакал. «Во славном во городе во
Муроме, во селе Карачарове» сидел силач Муромский, а фамилия у него Гущин, Илья
Иванович Гущин. Жил богатырь в густых дремучих лесах, среди болот — отсюда и
фамилия. Мать былинного героя – Ефросинья Яковлевна, отец – Иван Тимофеевич.
Сидел Илья дома тридцать лет, болен был, но вот пришли «калики перехожие» —
старцы, попросили напиться, Илья подал им, и началась совсем другая история –
богатырская служба: «Вставай-ка, Илья Муромец, на резвые ноги, отворяй ворота
широкие, как одно на небе красно солнышко, так один на Руси Илья Муромец».
В Муроме в 1999 году
установили памятник легендарному богатырю. Это символ не только физической, но
и высокой нравственной силы. Для многих современных людей бывает откровением
тот факт, что популярный герой эпоса почитается святым Русской Православной
Церковью. Илья — бесстрашный воин и мудрец. Всегда готовый защитить слабого,
помочь доброму человеку и мечом, и советом. За его подвиги, за его служение
родине и людям Илья Муромец был официально канонизирован, т.е. причислен к лику
святых в 1643 году.
По церковному календарю день памяти Ильи Муромца 19 декабря по старому
стилю или 1 января по новому стилю. Кстати, именно 1 января 1999 года на родине
героя, в селе Карачарове, торжественно установили икону преподобного Ильи
Муромца (со вставленным в неё ковчежцем с частицей мощей богатыря), с 28 января
по март икона мироточила, как будто плакала.
Предполагается, что
родился богатырь в 1145 году, а мощи хранятся в Антониевой пещере
Киево-Печерской Лавры, рядом с погребением первого летописца Нестора.
Исследование останков, проведенное ещё в советское время, показало, что
жил удалой молодец лет 40-45, что росту был, по тем временам, высокого, под 180
см., что у него из-за редкого заболевания произошло утолщение костей, отсюда,
мол, и великая сила.
Из богатырей ушел Илья Муромец в монахи, а погиб в 1203 году, защищая
Киев от набегов половцев. Принял он смерть, судя по ранам, от удара копья или
кинжала в сердце, в последний момент защищая себя левой рукой. Есть много
версий о жизни Ильи Муромца, о его исцелении, о его сражениях. Где сражался
Илья Муромец с Соловьем-разбойником? Одни говорят, что за Окой, другие — в
Черниговских лесах.
5. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
— Напомню, что былины
рассказывают об историческом прошлом. Значит, в них должны упоминаться какие-то
реальные исторические факты, места. Найдите такие упоминания в тексте былины
«Илья Муромец и Соловей-разбойник». (Муром, Карачарово, Киев, Чернигов, князь
Владимир киевский, Куликово поле).
— В былине ни слова не говорится
о том, что Илья Муромец отличался от других людей небывалой силой, великим
мужеством, изумительной находчивостью, умением моментально принимать верные
решения. И тем не менее мы с первых строк понимаем, что герой обладает всеми
этими качествами. Как удалось внушить нам такую уверенность? (Илья Муромец на
протяжении былины совершает немало подвигов и поступков, характеризующих его:
сражается под Черниговом, бьется с Соловьем-разбойником, достойно ведет себя на
пиру у князя Владимира).
— Прочитайте отрывки, где
рассказывается о снаряжении Ильи Муромца. (Богатое убранство коня (стр. 72):
Брал коня он за повода шелковые…
…Да й которое седелко изукрашено,
Разноцветным каменьем усажено,
Драгоценными шелками изушивано,
Да й червонным золотом обивано
тяжелое вооружение (стр. 72):
Да й берет с собой тут саблю
вострую,
Свое длинное копье он
муржамецкое,
Да й берет он палицу тяжелую,
А которая весом в девяносто пуд;
Брал он свой-от тугой лук
разрывчатый,
Да й набрал он много стрелочек
каленыих…)
— Какую «заповедь великую»
он кладет себе, выходя из храма? Прочитайте отрывок (Стр. 72: Не съезжаться, не слетаться во чистом поли,
Да не делать бою-драки-кроволития)
— Зачем же тогда берет он с
собой столько оружия? (Время неспокойное, оружие нужно не для нападения, а для
защиты).
— Виноват ли Илья Муромец в том,
что нарушил свою «заповедь великую»? Как это получилось? Прочитайте
отрывок. (Илья Муромец не виноват, он поступил правильно, потому что он богатырь
и должен защищать родину; около Чернигова он увидел, что город в осаде, поэтому
не смог проехать мимо (стр. 73):
Усмотрел под городом Черниговом,
Нагнано там силушки черным-черно,
Аи черным-черно, как черна
ворона, —
Хочут мужиков черниговских да всех
повырубить,
Хочут церкви Божии да на дым
спустить.
Так тут старый казак да Илья
Муромец,
Илья Муромец да сын Иванович,
Нарушает заповедь великую:
Да й просил себе он Бога на
помочь,
Да й Пречисту Пресвятую
Богородицу,
Приспускал коня он богатырского
А на тую ль рать – силу великую;
Стал конем топтать, а копьем
колоть,
Из лука стрелять, рубить он
силушку поганую;
Потоптал всю силушку й поганую).
— Как и почему отнеслись к Илье
Муромцу черниговские мужики? (Они оказали ему почет, предложили быть воеводой в
Чернигове).
— Почему же Илья Муромец не
соглашается? Ведь воевода – это очень почетная должность. (Илья Муромец –
богатырь, он защищает Русь от нападений, а ему предлагают защищать один только
город. Он не может согласиться на эту, пусть и почетную, должность).
— На вопрос о прямой дороге до
Киева черниговские мужики рассказывают, что по ней уже давно никто не ездит.
Почему? (На ней уже 30 лет сидит Соловей-разбойник, который убивает людей,
проходящих мимо).
— Почему черниговские мужики
только сообщают Илье Муромцу об этом, но не отговаривают его ехать по этой
дороге? (Илья Муромец только что победил целую армию под городом Черниговом,
поэтому, возможно, справится и с Соловьем-разбойником. Не черниговским мужикам
советовать богатырю, что тому делать).
— Но ведь есть же еще «окольная
дорожка»! Почему же Илья Муромец выбирает «прямоезжую»? (Во-первых, «окольная
дорожка» в два раза длинней, а Илья Муромец собирался «попасть к обедне
в стольный Киев-град». А во-вторых, Илья Муромец – богатырь, кому как не
ему сразиться с Соловьем-разбойником! Ведь богатыри – защита родины от врагов).
— Прочитайте, как встретил Илью
Муромца Соловей-разбойник. (Стр. 75:
Как завидел его й
Соловей-разбойничек,
Засвистел тут Соловей
по-соловьиному,
Закричал, собака, й по-звериному,
Зашипел, проклятый, по-змеиному…).
— Великая сила и мощь Ильи
Муромца оказалась неожиданностью для Соловья-разбойника. Илья Муромец легко
справился с ним.
— Почему Илья Муромец с охотой
рассказывает киевскому князю Владимиру о своей победе над «рать-силой
великой» под Черниговом, но ни словом не упоминает о пленении
Соловья-разбойника? (Он не считает это подвигом, чем-то замечательным. Вот
победа над целым войском – это дело, достойное богатыря).
— Зачем князь Владимир
спрашивает у Ильи Муромца, какой дорогой тот ехал из Чернигова в Киев? (Князь
впервые видит Илью Муромца, он хочет получше узнать этого человека, поэтому
задает вопрос, который покажет честность или лживость богатыря).
— Почему князь Владимир не верит
Илье Муромцу, что тот ехал «прямоезжею дорожкой»? (Князь прекрасно
знает, что
…прямоезжая ль дорожка
заколодела,
Заколодела ль дорожка,
замуравела,
Замуравела ль дорожка ровно й
тридцать лет…)
— Почему Соловей-разбойник
отказывается свистеть, когда его просит князь Владимир? Прочитайте слова Соловья-разбойника
и объясните их. (Стр. 80 – 81:
Аи же ты, князь Владимир
стольно-киевский!
Не у тя я сегодня ведь ел да пил,
Не тебя ведь я й хочу послушати:
А сегодня я-то в поле ел и пил
А у старого казака Илья Муромца,
А его я могу й послушати)
Соловей-разбойник оказывает уважение богатырю:
признает лишь слово Ильи Муромца, который его победил. 30 лет киевский князь
Владимир ничего не мог с ним сделать, значит он слаб и не ему приказывать
Соловью-разбойнику. Но есть еще одна причина: Соловей-разбойник боится Илью
Муромца, поэтому хочет от него услышать, что ему можно засвистеть).
— Почему Илья Муромец казнит
покорившегося ему Соловья-разбойника? Может быть, можно было с ним
договориться? (Нет, Соловей – разбойник, как только он почувствует слабость
Ильи Муромца, тут же примется за старое. Илья Муромец это понимает, поэтому
казнит его).
6. Теория литературы: гипербола
— Что реально, а что
преувеличено в образе Ильи Муромца? (У него всего слишком: слишком тяжелое
вооружение, слишком дорогое убранство коня, слишком много силы и ума).
— Образ Ильи Муромца нарисован с
помощью гиперболы, художественного средства.
— Прочитайте статью учебника
«Гипербола» (стр. 85).
— Запишем определение:
Гипербола – выразительное
средство лексики, художественное преувеличение.
Например: мальчик-с-пальчик.
6. Выводы
— Какими чертами обладает Илья
Муромец, богатырь русский? (Он очень силен, мужественен, бесстрашен, умен и
находчив, в то же время он простодушен, скромен и очень честен, глубоко верит в
Бога, почитает своих родителей).
— Какого древнегреческого героя
напоминает нам Илья Муромец? (Геракла и немного Прометея).
— Вспомните, мы говорили, что
древние греки наделяли героев своих мифов теми чертами, которые они ценили в
людях больше всего. Можем ли мы сказать, что былинные богатыри – это идеал
человека для древних русичей? (Да, это идеальные представления о
нравственности).
— Что же ценили наши предки в
людях? (Запись в тетради)
Древние русичи ценили в людях
мужество, бесстрашие, физическую силу, ум, находчивость и в то же время
простодушие, скромность, честность, веру в Бога, уважение к родителям.
7. Д/з: подготовиться к сочинению-рассказу на тему
«Добро побеждает зло» (стилизация под былину, библейскую притчу, миф).
На перспективу: перечитать роман Д.Дефо «Робинзон Крузо»