Что такое генетическая память сочинение

Проблема определения понятия искусства, объяснения силы воздействия искусства на человека цыбулько и. п. 2022. вариант 2 из 36. что

Проблема определения понятия искусства, объяснения силы воздействия искусства на человека (Цыбулько И. П. – 2022. Вариант 2 из 36).

Что такое искусство? Можно ли объяснить силу воздействия искусства на человека? Именно эти вопросы возникают при чтении текста Е. Гришковца.

Раскрывая проблему определения понятия искусства, объяснения силы воздействия искусства на человека, автор опирается на собственные размышления. Чтобы дать простое и точное определение искусства, писатель прибегает к цитированию. Он воспроизводит строки из пушкинского стихотворения «Элегия»: «На вымыслом слезами обольюсь…». Е. В. Гришковец объясняет сильные переживания от вымысла «только фактом искусства и величием этого факта». Это говорит о том, что подлинное художественное произведение всегда эмоционально воздействует на читателя или зрителя, трогает его душу.
Развивая эту мысль, писатель утверждает, что художники не стремятся объяснять свои замыслы и смысл своих произведений, так как всякое объяснение будет непременно некоей ложью. По его мнению, настоящее искусство «ускользает от понимания, просачивается сквозь пальцы». Из этого следует, что подлинное художественное произведение невозможно пересказать, передать своими словами, так как оно воздействует на эмоции, вызывает сильные переживания.
Оба примера, дополняя друг друга, подводят нас к мысли о волшебной силе искусства, которое действует на людей на подсознательном уровне, вызывает сильные эмоции, возвышает и облагораживает душу.

Авторская позиция заключается в следующем: искусство – это вымысел, вызывающий в человеке подлинные и сильнейшие переживания. Однако объяснить силу воздействия искусства на человека невозможно: искусство непостижимо.

Мне близка позиция автора. Действительно, основное свойство искусства – это образность. Писатель или художник воспроизводят реальную действительность с помощью образов, которые воздействуют на сознание и чувства, заставляют сопереживать героям произведений.

В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна Ларина увлекалась чтением французских сентиментальных романов, которые развили в ней мечтательность, чувствительность, вливали в её грудь «волшебный яд желаний». Она воображала себя героиней этих романов: Юлией или Клариссой, мечтала о возвышенной любви.

Таким образом, искусство – это вымысел, который заставляет нас верить в реальность изображённых в произведениях героев и событий и сопереживать им.


Текст


(1) «Над вымыслом слезами обольюсь» — вот самое простое и точное определение искусства.

(2) Человек знает, читая книгу, глядя спектакль или кинокартину, что имеет дело с вымыслом, со сделанным другим человеком произведением, но испытывает при этом подлинные и сильнейшие переживания.

(3) Чем же объяснить столь сильные переживания от вымысла? (4)Да только фактом искусства и величием этого факта. (5)Само же искусство непостижимо, как непостижим смысл жизни, да и факт самой жизни необъясним.

(6)Именно поэтому нет никаких объективных и внятных критериев и признаков того, что одно произведение искусством является, а другое — нет. (7)Очевидность величия того или иного произведения искусства одному человеку совершенно недоказуема другому, который этого величия не чувствует и не видит. (8)Если человек не чувствует и не видит, то никакие доказательные базы, никакие убеждения всех искусствоведов мира ничего не смогут с этим поделать.

(9)Как часто оказываются востребованы ремесленные изделия, какие-нибудь картины и скульптуры, в которых искусства не больше, чем в мебели, которые так же, как и мебель, служат только частью интерьера. (10)А также книги и фильмы, в которых нет даже самых слабых и первичных признаков искусства, которые изначально сделаны только с целью продажи и приобретаются только для того, чтобы как-то заполнить некое свободное время, как-то слегка развлечься… (11)Как часто такие поделки покупаются охотнее и оцениваются много выше, чем подлинные произведения искусства, которые неудобны, которые могут ранить, которые требуют сильных переживаний, которым «свободного» времени мало, с которыми развлечься и отдохнуть не получится. (12)Шедевром живописи нельзя дополнить интерьер.

(13)Шедевру нужно особое пространство.

(14)Чаще всего ремесленники кажутся художниками, потому что они художников из себя изображают. (15)Они удобны, услужливы, гибки, вменяемы и смышлёны.

(16)Они готовы и могут объяснить всё, что делают, и всегда готовы быть полезными

(17)Художники же своевольны, неудобны и совсем не гибки. (18)Они не будут ничего объяснять из своих замыслов и произведений, понимая, что искусство необъяснимо и всякое объяснение есть некая ложь.

(19)Настоящее искусство ускользает от понимания, просачивается сквозь пальцы. (20)Его невозможно удержать. (21)Его можно только чувствовать. (22)Его даже не пересказать. (23)Его невозможно передать своими словами.

(24)Ремесленное же изделие, как правило, конкретно, понятно, весомо и даже имеет определённую практическую ценность. (25)Например, оно может приносить дидактическую, воспитательную или развлекательную пользу. (26)И это неплохо.

(27)Если изделие хорошее, то и воспитание и развлечение тоже будут вполне приличными.

(28)Или же изделие ремесленника может быть намеренно запутанным и казаться сложным. (29)В этом случае оно тоже имеет чисто развлекательное значение. (ЗО)Кому-то же нравится разгадывать ребусы и головоломки. (31)Многие ощущают пользу от этого, полагая, что тренируют память, внимание и развивают абстрактное мышление.

(32)Подлинное же искусство иррационально и практического значения и применения не имеет. (ЗЗ)Трудное для восприятия произведение, сложно устроенное, требующее внимания и чувственного проникновения, не доверяющий искусству человек скорее отвергнет, заподозрив его в умышленной запутанности и намеренном усложнении автором случайных и неинтересных человеку идей. (34)Недоверие не позволит ему распознать подлинное искусство в массе фальшивок и манипуляций. (35)Не доверяющий искусству человек всегда будет искать разгадку, относясь к произведению как к цирковому фокусу: он всегда будет подразумевать, что разгадка есть, просто она сокрыта от глаз и он обязательно бы её нашёл, вот только что толку терять время на разгадывание какого-то фокуса.

(36)С любой его точки зрения настоящее искусство совершенно бесполезно.

(37)Вот изделия ремесленников и продаются, а искусство художников чаще всего остаётся неоплаченным или неоценённым. (38)Его невозможно оценить! (39)Оно же живое и непостижимое. (40)Сам автор не сможет найти и определить цену своего произведения искусства.

(41)Общество, нацеленное на результат, стремя1цееся к конкретному и однозначному пониманию, всегда пытается дать всему оценку. (42)В том числе и оценить искусство.

(43)Оценить конкретной суммой, ведь это вполне понятный результат.

(44)Такая оценка всегда однозначна. (45)Установление цены — это отчасти замена пониманию. (46)Человек, не доверяющий искусству, не допускает наличия чуда в произведении. (47)Чуда — которое не фокус. (48)Которое рационально понять невозможно. (49)Его можно только почувствовать и пережить. (50)Сопережить!!!

(По Е. В. Гришковцу)

Природа сделала всё возможное, чтобы защитить человеческий мозг от вредных внешних воздействий. Она поместила его в очень крепкую черепную коробку, а сверху укрыла ещё и копной волос. Окружила спинномозговой жидкостью, чтобы та омывала серое вещество и оберегала его от чрезмерных сотрясений. Выглядят эти защитные меры очень продуманно, рационально и практично.
Но в любом случае, как бы надёжно не был «упакован» мозг, его оборона имеет свой предел прочности. Она не может устоять под натиском очень больших нагрузок и вынуждена сдавать свои позиции. Отсюда бывают различные сотрясения, гематомы, разрушения костей черепа. Всё это ведёт к печальным последствиям. В лучшем случае можно отделаться эпилепсией или каким-нибудь иным неприятным, но не смертельным заболеванием. Худший же вариант – это летальный исход.
Однако и в критических ситуациях не всегда всё складывается печально и трагически. Медицине известны случаи, когда повреждённое и истерзанный серое вещество проявляло поразительную живучесть и выходило победителем в схватке с внешними агрессивными факторами. Таких примеров немного, но так как все они не поддаются объяснению с точки зрения медицинской науки, то смело можно сказать, что это самые настоящие тайны человеческого мозга.

Трагические случаи

Первый трагический случай

Одна такая тайна имела место в Англии в конце XIX века. На одном из заводов произошёл трагический случай. Во вращающийся механизм случайно упал большой болт. Он не заклинил редуктор, а был отброшен им с огромной силой. Тяжёлый кусок металла со свистом пролетел в воздухе и попал своим узким концом в лоб молодого инженера, который стоял совсем недалеко от работающего оборудования.
Болт пробил лобовую кость черепа и вошёл в мозг выше правого глаза, как раз на уровне кромки волос. Пропитанная машинным маслом сталь погрузилась в нежное серое вещество на глубину в десять сантиметров. Дело усугублялось тем, что осколки кости также проникли внутрь и нещадно изрезали переплетённые тысячами сосудов ткани мозга.
К упавшему мужчине бросились окружающие. Тот тяжело дышал, вращал глазами, не говорил ни слова, но самое главное – он был жив. Пострадавшего доставили в хирургическое отделение ближайшей больницы, где ему незамедлительно сделали сложнейшую операцию.
Врачи извлекли болт, осколки костей, вместе с ними удалили и приличную часть мозгового вещества. Зияющую дыру заделали костным фрагментом, взятым из черепа убитой собаки. Надежда на то, что человек выживет, была ничтожна. Прооперированного поместили в палату и стали ждать закономерного печального исхода.
Сначала шли часы, потом потянулись дни. Пострадавший отнюдь не собирался покидать бренный мир. Он чувствовал себя очень хорошо. Уже на следующий день после операции мужчина с аппетитом поел. Его речь, мысли, суждения, координация движений ничуть не нарушились. Перенёсшего тяжелейшую травму человека даже не мучили головные боли.
Вскоре он был выписан из больницы, но в течении года находился под присмотром врачей. Через два года его тщательно обследовали, но никаких отклонений в физическом здоровье и психике не нашли. Мужчина продемонстрировал поразительные возможности человеческого мозга. Он вырастил детей, пережил мировую войну и умер в глубокой старости, не испытав ни разу никакого дискомфорта после перенесённой страшной травмы. Единственным напоминанием о ней служил большой шрам на лбу.

Второй трагический случай

Ещё более поразительный случай, лишний раз указывающий на тайны человеческого мозга, произошёл в 1887 году в штате Массачусетс (США). Здесь несчастье случилось с мастером железнодорожных путей, принимавшим участие в прокладывании новой ветки.
Человек отвечал за взрывные работы. Ему необходимо было разрушить большой участок каменистых пород, находящихся как раз на пути строящейся железнодорожной магистрали.
В скалистой круче подручные высверлили длинное узкое отверстие (шпур). Мастер стал закладывать в него порох. Чтобы взрывчатого вещества вошло как можно больше, мужчина утрамбовывал порох длинным железным ломом. С одной стороны тот имел плоский конец, с другой заострённый. Именно плоским концом мастер и прессовал серый порошок, уменьшал его объём и подсыпал новую порцию.
В какой-то момент, железное основание лома чиркнуло по камню. Вылетевшая искра попала в порох. Тот мгновенно вспыхнул, и произошёл сильный взрыв. Лом, с огромной силой, был выброшен из узкого отверстия. Его острый конец вонзился под нижнюю челюсть мастера. Металл прошёл сквозь голову и вышел в затылочной части черепа. Удар имел такую силу, что левое глазное яблоко вылезло из глазницы.
К удивлению свидетелей трагического случая, пострадавший даже не потерял сознание. Он самостоятельно сел на повозку, которая и доставили его в ближайшее отделение больницы. К врачу он также зашёл на своих ногах, отказавшись от помощи.
Операция была очень трудной. Эскулапы вытащили лом, удалили часть мозга и большой кусок затылочных костей черепа. Поразительным было то, что все эти манипуляции никак не повлияли на состояние здоровья несчастного. Он ни на минуту не терял сознание, не бредил и, судя по всему, вообще не собирался покидать этот мир в самом расцвете сил.
Уже через несколько дней состояние здоровья пострадавшего заметно улучшилось. Казалось, он совсем забыл о страшной ране. Единственное, что огорчало человека, так это потеря левого глаза. Все остальные органы его тела работали просто на отлично.
Незадачливый мастер полностью поправился, выздоровел и прожил ещё много лет, лишний раз продемонстрировав окружающим, можно сказать, фантастические возможности человеческого мозга. История сохранила имя этого человека. Звали его Файниз Гейдж.

Третий трагический случай

В середине 50-х годов XX века сенсацией стало поразительное выздоровление пациента одной из немецких клиник. В результате опухоли мозга, человеку удалили всё правое полушарие. Скальпель хирурга безжалостно вклинился в серое вещество, вырезал половину его массы.
Больной обладал хорошей физической формой, имел высокий уровень интеллектуального развития. Его умственные способности, да и общее состояние организма, по идее, должны были необратимо нарушиться. Но человек не оправдал вполне естественных ожиданий врачей.
После операции, он некоторое время чувствовал слабость и недомогание, но очень быстро пошёл на поправку. Уже через несколько месяцев прооперированный напрочь забыл о том, что когда-то находился на грани смерти из-за опухоли в мозгу. Его здоровье нормализовалось, а интеллект никак не пострадал. Этот поразительный случай, опять же, лишний раз доказывает, что в сером веществе существуют какие-то скрытые механизмы саморегуляции, которые смело можно отнести к непознанным тайнам человеческого мозга.

Жизнь без сна

Первый случай

Но не травмами едиными с благополучным концом поражает нас загадочный мир серого вещества. Есть и иные таинственные случаи и явления, ждущие своей разгадки. До сих пор не находят объяснения поистине удивительные возможности некоторых людей обходиться без сна, то есть не спать ни по ночам, ни днём, никогда.
В историю медицины вошёл человек по имени Ал Херпин, житель штата Нью-Джерси (США). В 40-е годы XX века он перешагнул 90-летний рубеж. За всю свою долгую жизнь этот мужчина никогда не спал и даже понятия не имел, что такое сон.
Как отдыхал его мозг, как восстанавливался организм? В те далёкие годы врачи не смогли дать ответ на этот вопрос. В наши дни ситуация аналогичная. Медицина не способна объяснить такое явление, как жизнь без сна.
Ал Херпин был бедным человеком. Жил он в скромной лачуге, примечательным в которой было то, что в ней отсутствовала кровать или какая-либо иная мебель, на которую можно было лечь.
В углу стояло кресло-качалка. Именно сидя в нём, мужчина и коротал свои ночи. Когда весь окружающий мир засыпал, Ал Херпин брал в руки книгу, усаживался поудобнее в кресле и читал. Его тело отдыхало, мозг прояснялся. Когда первые солнечные лучи касались земли, удивительный человек покидал место отдыха и шёл зарабатывать себе на жизнь.
Врачи, естественно, вначале не верили в такие поразительные способности организма этого старого мужчины. Они даже устраивали ночные дежурства у его кресла. Но такая деятельность только подтвердила поразительный феномен.
Ал Херпин прожил 96 лет. Повлияло ли отсутствие сна на продолжительность его жизни или нет – тут никто ничего определённого сказать не может. Сам же он объяснял столь необычное явление тем, что в то время, когда его мать была им беременна, она сильно ударилась животом.
Данный пример, демонстрируя подобные возможности человеческого мозга, лишний раз доказывает, что о сером веществе люди знают очень и очень мало. Об этом свидетельствует также то, что медицине известны имена и других людей, прекрасно обходящихся без сна. Причины их круглосуточных бдений также не поддаётся никакому мало-мальски приемлемому объяснению.

Второй случай

В самом конце XIX века, в штате Индиана, жил господин по имени Дэвид Джонс. В отличии от Ала Херпина, он не полностью отвергал такой целительный эликсир здоровья как глубокий и спокойный сон. Периоды бессонницы у него чередовались с нормальными периодами жизни, когда мужчина ничем не отличался от других людей.
Дэвид Джонс сам не мог объяснить, что служило причиной того, что он вдруг переставал спать. Круглосуточные бдения у него продолжались по три-четыре месяца, примерно раз в два года. На состоянии здоровья это никак не отражалось. Мужчина чувствовал себя бодрым и свежим все 24 часа в сутки. Он позволял себе только 6-ти часовой отдых в ночное время. Тело его отдыхало, набиралось сил, но мозг не погружался в сладкую дрёму, а продолжал бодрствовать.
Что служило причиной периодов бессонницы – этого человек объяснить не мог. Единственное, он за две недели начинал чувствовать приближение очередного 3-х или 4-х месячного цикла. Где-то в глубинах его подсознания рождалось предчувствие, которое никогда не обманывало.

Третий случай

Не менее интересна и история жительницы Венгрии Рэчел Саги, имевшая место незадолго до Первой мировой войны. Достигнув 40-летнего возраста, женщина начала испытывать сильные головные боли. Она не относилась к аристократкам, для которых мигрень – обычное дело. Её окружение составляли торговцы средней руки. То есть люди, которым болеть просто некогда.
Рэчел Саги также никогда не обращала внимание на отдельные неполадки в организме, но в данном случае ей пришлось обратиться к врачу, так как головные боли стали просто нестерпимыми. Доктор же никаких опасных симптомов у неё не нашёл. Порекомендовал побольше спать, не волноваться, вести размеренный образ жизни, прописал успокаивающее и снотворное.
Однако рекомендации эскулапа никак не помогли бедной женщине. Однажды она легла в постель и не смогла уснуть. Не помогло даже снотворное. Самое же интересное то, что Рэчел Саги больше уже никогда не спала. Она прожила ещё четверть века, но так ни разу и не смогла испытать сладостных объятий Морфея.

Математические способности

Тайны человеческого мозга не кончаются на отсутствии сна у некоторых людей. Они подкидывают озадаченному человечеству ещё одну загадку. Таковой является поразительная способность некоторых лиц мужского и женского пола производить в уме сложнейшие математические вычисления и выдавать правильные ответы потрясённой аудитории практически за секунды.
Так в 50-е годы XX века в США прогремело имя Шакунтали Дэви. Эта простая и очень скромная девушка из Индии пересекла океан, чтобы потрясти пресыщенных американцев своими необычными способностями. До этого, она вначале зарекомендовала себя с лучшей стороны в Индии, затем в Англии.
Девушка проявила свой необычный дар, когда ей было всего 6 лет. В этом возрасте она уже легко складывала, отнимала, умножала и делила десятизначные числа. Для того, чтобы произвести подобные арифметические действия, ей требовалась пара секунд. Она больше времени тратила не на само вычисление, а на проговаривание готового результата.
Уже в семь лет Шакунтали Дэви взялась за извлечение квадратных и кубических корней из двенадцатизначных чисел. Чуть позже осилила извлечение корней четвёртой, пятой и шестой степеней. Легко возводила в квадрат, в куб, в четвёртую, пятую степень многозначные числа. Практически, это была ходячая логарифмическая линейка, которая в те годы пользовалась огромной популярностью.
Но девушка показывала блестящие способности только в математике. В остальных же науках она ничем не отличалась от своих сверстников. В некоторых гуманитарных дисциплинах была так неуспешна, что ей приходилось перездавать экзамены по два раза.
Не менее знаменит и обычный пастух из Сицилии Вито Мангиамеле. В десятилетнем возрасте, когда на него обратил внимание местный священник, мальчик не имел даже статуса пастуха, а считался подпаском.
Церковь с пониманием отнеслась к необычному дару ребёнка, который с поразительной лёгкостью оперировал огромными многозначными числами. Святые отцы посодействовали тому, чтобы паренёк из бедной семьи попал в Париж и предстал перед пытливыми и строгими взорами членов Академии наук.
Маститые, убелённые сединами мужи с недоверием смотрели на опрятного хрупкого юношу, который почтительно застыл перед ними. Последовали каверзные вопросы, касающиеся сложных математических вычислений. Мальчик легко складывал, умножал, делил. Он мгновенно возводил в третью, четвёртую, пятую степень, извлекал кубические корни из десятизначных чисел. Всё это произвело неизгладимое впечатление на людей науки.
К сожалению, дальнейшая судьба юного вундеркинда покрыта мраком. Как сложился его жизненный путь – об этом нет достоверных исторических данных. Но скорее всего мальчику нашли применение. Это была первая половина XIX века, когда наука только набирала мощные обороты. Она нуждалась в молодых незаурядных людях, способных оказать любое содействие её развитию.
Свой след в истории оставило и множество других необыкновенных людей, обладавших блестящими математическими способностями. Они были «на ты» с миром цифр. Правда здесь нужно отметить, что некоторые из них, кто в детстве поражал окружающих быстротой расчётов, утратили этот поразительный дар в зрелом возрасте. Они превратились в обычных граждан, не способных производить мгновенные вычисления в уме.
Другие же пронесли эту поразительную возможность человеческого мозга через всю свою жизнь. Они не достигли высот в каких-то иных областях знаний, некоторые дисциплины им вообще не давались. Но что касается мгновенных вычислений огромных чисел, то здесь равных этим людям не было.

Зрячие слепые

Нельзя не остановиться ещё на одной тайне человеческого мозга. Разговор пойдёт о «зрячих слепых» – людях, которые, лишившись зрения, всё равно продолжали видеть. Но видели они уже не глазами, а иными участками тела. Именно мозг и передал этот величайшим дар другим органам, постаравшись, по мере сил, облегчить существование несчастных в окружающем мире.
Впервые этим вопросом вплотную занялся французский доктор Жюль Ромэн в 20-х годах прошлого столетия. Он заинтересовался слухами о «зрячих слепых», нашёл нескольких таких людей и постарался как можно тщательнее исследовать данный интересный феномен.
Выводы, к которым пришёл врач, были просто потрясающими. Все эти люди действительно обладали определёнными зачатками зрения. Органом же, который воспринимал световые волны, являлась кожа. Именно через неё, лишённый главного божьего дара человек различал оттенки цветов, силуэты фигур, в некоторых случаях даже отдельные предметы и черты лица.
Данные способности во многом зависели от эмоционального состояния больного. В хорошем приподнятом настроении, человек видел гораздо лучше, нежели когда пребывал в плохом расположении духа. То есть подобный дар напрямую зависел от психики, а значит и от мозга, который, производя на свет мысли, формировал общий душевный настрой.
Но как кожа могла воспринимать световые волны – этот вопрос не давал Жюль Ромэну ни минуты покоя. В конце концов он пришёл к заключению, что виной всему осязательные рецепторы, присутствующие в огромном количестве на кожном покрове. Именно через них люди воспринимают окружающую температуру, ощущают дуновение ветра, испытывают пощипывание, покалывание, жжение от различных внешних факторов.
Часть этих чутких нервных окончаний мозг и перепрофилирует на восприятие световых волн. Человек же видит не глазами – он видит именно серым веществом, которое преобразует поступающие сигналы от сетчатки в чёткие и ясные зрительные образы. Так какая разница, откуда идти этим сигналам и по каким нервным каналам проходить, чтобы попасть в зрительный центр мозгового вещества.
Как заметил исследователь, у разных людей существовали и разные участки кожи, отвечающие за зрение. У кого-то подобные нервные окончания располагались на лбу, у кого-то на кончике носа. Кто-то видел щеками, а кто-то воспринимал красоту окружающего мира подбородком.
Жюль Ромэн ознакомил мировую медицинскую общественность со своими выводами. Надо сразу сказать, учёные мужи отнеслись к его довольно смелым и необычным выкладкам довольно скептически. Глядя на взволнованного доктора, горячо доказывающего свою правоту, они видели в нём не серьёзного учёного, а писателя-фантаста.
Впрочем, уважаемый французский врач был отнюдь не первым, кто обратил внимание на столь поразительный феномен. За 80 лет до него, итальянский коллега, имя которого не сохранила история, также вплотную занимался подобным вопросом. Под его пристальным наблюдением находилась 14-летняя деревенская девушка. Она ослепла в детстве, но окружающий мир видела ладонями рук. Ей вполне было по силам различать цвета, узнавать людей, не слыша их голосов и не касаясь лиц руками. Об этой девушке писала итальянская пресса в 1840 году.
Не обошёл своим вниманием этот вопрос и знаменитый невропатолог и психиатр Чезаре Ломброзо. В своё время он описал случай с девочкой, которая ослепла после внезапной и тяжёлой непонятной болезни. Однако дар созерцать окружающий мир у неё не пропал. Зрение у несчастной переместилось в кончик носа и мочку левого уха. Естественно, эти участки тела значительно уступали глазам по своим возможностям, но человек вполне сносно ориентировался в пространстве и узнавал близких людей.
Но не только у незрячих людей возникают подобные особенности организма. Оказывается и человек с нормальным зрением может развить в себе дар видеть другими участками тела.
Тому примером может служить поразительная история 16-летней девушки по имени Маргарет Фус из штата Вирджиния (США). Её обследовала целая группа врачей в 1960 году и пришла к выводу, что столкнулась с необъяснимым и загадочным случаем.
Девушке накладывали на глаза плотную повязку и просили прочитать вслух статью из газеты. Та прекрасно справлялась с заданием, причём различала любой шрифт, даже самый мелкий и неразборчивый.
Всё это сбивало с толку присутствующих. Они подозревали, что Маргарет как-то умудряется подглядывать из-под завязанных глаз. Повязку делали более плотной, подкладывали под неё ватные тампоны – результат был тем же самым. Тогда веки девочки заклеили светонепроницаемой изолентой, но и в этом случае она оказалась на высоте.
Потрясённые врачи в конце концов сдались и спросили у Маргарет, как ей такое удаётся. Девушка сказала, что всему этому научил её отец. Он обратил внимание, что играя в жмурки со своими сверстниками, дочь прекрасно ориентируется с повязкой на глазах. Мужчина стал заниматься с Маргарет, внушая ей, что она всё прекрасно видит с завязанными глазами.
Такие упражнения пошли девушке на пользу. Она внутренне настраивала себя на то, что сможет рассмотреть какой-то предмет или прочитать фразу без помощи глаз. Подобные тренировки скоро дали положительные результаты. Маргарет стала видеть без зрительных органов, причём заменил их ей лоб. Именно с помощью лба девушка читала, писала, узнавала лица людей и даже свободно могла гулять по городу с закрытыми глазами.
Маргарет прославилась. В те годы о ней часто писали в газетах, показывали по телевидению. Поразительные способности девушки лишний раз доказали, что тайны человеческого мозга – это вполне осязаемая и в то же время, для большинства людей, недосягаемая реальность.
Человек соприкасается с этой загадочной сущностью очень часто, но не может объяснить истинную природу данного поразительного явления. Видимо пройдёт ещё много-много лет прежде чем медицина сможет докопаться до истины и в полной мере познать глубинные возможности серого вещества. Это даст возможность каждому из нас значительно улучшить свою жизнь. Ведь она напрямую зависит от того, что находится под черепной коробкой.
Статью написал ridar-shakin

О том, как обеспечить полноценное питание мозга, улучшить интеллектуальную работу и память и какие симптомы свидетельствуют о нарушении когнитивных функций центральной нервной системы рассказала кандидат медицинских наук (PhD MD), врач-психиатр, помощник кафедры психиатрии НМУ имени А. А. Богомольца Живаго Кристина Сергеевна.

– Центральная нервная система регулирует работу всего организма. Что сигнализирует о ее нарушениях и каковы главные причины?

– Причинами нарушения работы центральной нервной являются поражения головного мозга вирусного, инфекционного и травматического характера. Первые симптомы – головные боли, головокружение, онемение в конечностях, неустойчивость осанки и даже потеря сознания.

– Что такое нейронные связи? Какова функция нейронов головного и спинного мозга и почему они так важны? Как их поддерживать?

– Головной и спинной мозг являются руководителями жизни всего организма. Благодаря им мы дышим, движемся, чувствуем. Нейроны – клетки нервной ткани, которые проводят электрические и химические сигналы. Они образуют связи между собой, благодаря этому мы получаем, обрабатываем, перерабатываем, храним, выводим всю информацию, которая есть вокруг. Чем больше нейронных связей сформировано, тем продуктивнее наш организм.

Благодаря поддержанию оптимального баланса микроэлементов в организме можно поддержать работу нейронов. Речь идет об Омеге-3, которая стабилизирует настроение и эмоциональную регуляцию. Фосфолипиды улучшают память, повышают активность, помогают снизить чрезмерную утомляемость. Витамины группы В (В1, В2, В6, В12) – улучшают проводимость между нейронами. Цинк и селен обеспечивают стабильность работы рецепторов, регулируют ощущения. Ресвератрол – повышает стрессоустойчивость, снижает уровень тревожности. Нивелировать признаки эмоциональной усталости помогают: экстракт гинко билоба, экстракт зеленого чая, коэнзим Q10, L-карнитин.

– Нарушение мозгового кровообращения отражается на поведении человека. Как именно меняется поведение и как проявляются эти изменения?

– Чаще всего люди замечают когнитивные изменения – это снижение способности концентрировать внимание, выполнять рутинную работу, а также ухудшение памяти. Также среди проявлений, которые мешают и влияют на качество жизни – метеочувствительность, головокружение, головные боли сдавливающего характера и расфокусировка зрения.

1812384 15399894

– На нервную систему человека постоянно действуют разнообразные раздражители из окружающей среды. Как она на них реагирует?

– Наш организм настроен таким образом, чтобы адаптироваться к каждому раздражителю и вернуться к стабильности. Определенный уровень стресса полезен, он позволяет повысить сопротивляемость организма (напр. закаливание, спорт и тому подобное). Однако когда организм истощен или находится в чрезмерном уровне стресса (у каждого базовая сопротивляемость к стрессу своя!) организм не может адаптироваться, ему не хватает ресурсов. Поэтому происходит быстрое истощение, организм расходует свой ресурс, образуются дефицит по важным микроэлементам.

– А как насчет болезней? Могут ли они повлиять на работу ЦНС?

– Безусловно, вирусные инфекции, воспалительные заболевания, травмы головы могут влиять на дальнейшую работу мозга. Коронавирус поражает нервную систему, и более 50% переболевших страдают от лонгковида, который включает невротические симптомы.

– Сейчас особенно актуален постковидный синдром. Почему COVID-19 влияет на клетки мозга и каковы последствия этого?

– Нервные клетки оказались чувствительными к этому вирусу. В течение острого периода и в некоторых случаях и в течение года после этого могут быть проявления поражения нервной системы. Это чрезмерная тревожность или приступы тревожности. Часто присутствуют негативные мысли и ощущение «бесперспективности».

Также часто наблюдаются существенные нарушения сна. У некоторых людей вкус и обоняние меняются и по ощущениям уже не возвращаются к начальному уровню. Постковид длится более 12 недель, но на сегодня уже описаны случаи, когда люди страдают в течение года и даже больше.

– У пациентов с COVID-19 происходят нарушения когнитивных функций. Перечислите, какие именно осложнения и в результате чего они происходят и как можно ослабить их влияние?

– Первое, на что обращают внимание наши пациенты – это нарушение памяти, им приходится вести заметки, припоминать вещи, которые когда-то не могли забыть, даже начинают путать имена. Также те, кто работают, замечают, что за то же время выполняют гораздо меньше работы, допускают ошибки. Становится трудно концентрировать внимание на чем-то одном. Дополнительно повышается тревожность, которая приходит приступами или сохраняется длительное время «фоново». Это также дает ощущение головокружения, тремора, напряжения, потливости. В голову приходит много негативных мыслей, при этом настроение в общем может не нарушиться.

Важным компонентом в реабилитации после болезни является питание. Прежде всего питание в условиях стресса и постоянной нервной нагрузки должно быть сбалансированным по составу белков, жиров и углеводов без строгих диет. После болезней и при стрессе количество необходимых организму питательных веществ возрастает. Поэтому надо подключать саплементацию.

1812384 15399893

Прежде всего надо полноценно отдыхать – здоровый сон продолжительностью 8 часов улучшает настроение и работоспособность. Если трудно заснуть, то стоит подключить к рациону мелатонин, витамины группы В, магний и Омега-3.

– Охарактеризуйте состояние когнитивных функций после переноса COVID-19 у пациентов с впервые выявленным сахарным диабетом. Почему и что влияет на то, что сахарный диабет становится частым постковидным синдромом/заболеванием?

– Действительно, коронавирус поражает не только нервную систему, а, как оказалось, клетки поджелудочной железы, он повреждает их и приводит к развитию диабета І типа, хотя ведутся исследования не является ли это каким-то новым типом диабета. Вирус использует для попадания в органы те же белки, что и органы, которые перерабатывают сахар. Соответственно ему легко до них добраться. Также вирус влияет на работу иммунной системы, вызывая процесс саморазрушения в организме. Нарушение обмена глюкозы влияет и на работу головного мозга, перепады настроения, сонливость, усталость, которые развиваются вследствие избыточного количества глюкозы и попытки уравновесить ее количество.

Вас может заинтересовать: Учимся заботиться об иммунитете: главное о защитных механизмах организма

Поджелудочная железа и желудок первыми страдают от воздействия стресса. Очень важно не нагружать их лишний раз, особенно людям, где эти системы являются спровоцированными – например, в случае сахарного диабета и инсулинорезистентности.

– В чем разница и чем опасны болезни Паркинсона и Альцгеймера? Есть ли генетические предрасположенности к этим болезням и как они развиваются?

– Для обоих заболеваний характерен нейродегенеративный процесс – то есть прогрессирующая и непрестанная гибель нервных клеток. Это приводит к постепенной потере памяти, точности движений, когнитивному снижению. Все болезни этой группы приводят к формированию деменции.

Отличает эти расстройства механизм, по которому развивается гибель клеток. Оба заболевания наследуются генетически, но это не значит, что у всех потомков будет болезнь. Однако генетическая предрасположенность повышает риск. Нет единого ответа, почему эти болезни развиваются. Однако в причинах болезни Альцгеймера усматривают нарушение белкового обмена, образующего специфические амилоидные бляшки. В Паркинсона – накопление свободных радикалов в определенной зоне головного мозга, что при взаимодействии с липидами клеточных мембран приводит к гибели нейронов. Признаком болезни Паркинсона также является накопление белков в цитоплазме, которая образовывать специфические тельца Леви.

– Наследственность часто влияет на работу и деятельность ЦНС. Можно ли влиять на это явление, осуществляя определенную профилактику?

– Невозможно полностью предотвратить реализацию генетической предрасположенности. Однако, вполне известно, что поддержание здорового образа жизни, когнитивная активность, предотвращение стресса позволяют отсрочить начало и прогрессирование болезни. Возраст начала этих болезней – после 45 лет. Для современного человека это молодой возраст, период наибольшей активности и профессионального расцвета. Генетическая предрасположенность является только риском, частью большого механизма развития болезни.

Профилактика должна включать постоянную когнитивную активность – чтение, планирование, анализ информации и тому подобное. Также стабильность обмена веществ обеспечивает физическая активность и использование витаминных препаратов, необходимых для здоровой работы мозга. Выбор витаминно-минеральных комплексов велик, в своей практике я предпочитаю проверенные компании. Например, в аптеках представлены комплексы от немецкого производителя Orthomol pharmazeutische Vertriebs GmbH. В ассортименте бренда есть Orthomol Mental – комплекс для активизации умственной деятельности и улучшения работы центральной нервной системы. Он насыщает головной мозг всеми важными питательными веществами, которые обеспечивают необходимую работу головного мозга и центральной нервной системы. Orthomol Mental является одним из самых лучших витаминных комплексов в своем роде. Этот витаминно-минеральный комплекс содержит все необходимые витамины и микроэлементы, которые участвуют как в мозговой активности во время обучения, переговоров или работы с большим объемом информации, документами, например. Так и в эмоциональном регулировании, повышая стрессоустойчивость и уменьшая раздражительность и перепады настроения.

1812384 15399900

В составе комплекса:

  • Селен – для слаженной работы щитовидной железы;
  • Магний – для стабилизации нервной системы;
  • Витамин Е – жирорастворимый витамин, который является важным компонентом питания. Было доказано, что дефицит его связан с повышенным риском развития ишемической болезни сердца, неврозов, болезни Альцгеймера;
  • Омега-3, которая обладает противовоспалительным эффектом, стимулирует рост нейронов и способствует образованию межнейронных связей;
  • Добавка фосфатидилсерин снижает симптомы деменции и нарушения когнитивных функций;
  • Фосфатидилхолин – входит в состав мембран, входящих в группу фосфолипидов, которые содержат холин. В организме из холина синтезируется важнейший нейромедиатор – ацетилхолин (передатчик нервного импульса);
  • Витамины группы В (В1, В2, В3, В6, В12) ответственны за обмен веществ в клетках, улучшают состояние нервной системы;
  • Экстракт зеленого чая содержит полифенолы и катехины, которые являются мощными антиоксидантами, имеют нейропротекторное действие;
  • Витамины А, С, D защищают клетки от разрушения, улучшают внимание и работоспособность;
  • Экстракт гинкго билоба улучшает память, повышает концентрацию внимания, стимулирует мозговую деятельность;
  • Ресвератрол – природный антиоксидант, его работа направлена на снижение тревожности, улучшение работы головного мозга.

1812384 15399901

Прием Ортомол Ментал показан людям, которые:

  • испытывают постоянные интеллектуальные нагрузки;
  • проходят реабилитацию после болезни и нуждаются в повышении резервных возможностей организма;
  • часто находятся в стрессе, мало отдыхают и много работают;

– Каковы самые распространенные болезни центральной нервной системы?

– Есть несколько групп этих болезней. Одна – дегенеративные заболевания, об одних из самых распространенных мы уже поговорили, но это большая разнородная группа. Второй являются последствия черепно-мозговых травм. Другая большая группа – последствия инфекционных поражений головного мозга. Также имеются отдельные расстройства как эпилепсия, рассеянный склероз, генетические нарушения.

– Как можно защитить ЦНС? И каким образом помогают витаминные комплексы?

– Нам уже известно, что нервные клетки восстанавливаются. Однако, как и для всего организма, требуется поддержка сложных процессов. Все, что мы делаем и потребляем влияет на наш мозг. Поэтому физическая активность, свежий воздух, умственная активность, ограничение стрессов являются залогом здоровой работы мозга. Потребление качественной пищи в составе полноценного рациона обеспечивает минимальные потребности в питательных веществах. Вместе с питанием стоит позаботиться и о дополнительных поступлениях питательных веществ. Это могут быть витаминные комплексы, разработанные специально для улучшения работы мозга.

1812384 15399895

Наличие правильно подобранных витаминов в нужной концентрации обеспечивает стимулирующие биохимические реакции, обеспечивая энергией нейроны, вызывая стимуляцию мозговой деятельности. Всем этим требованиям отвечает витаминный комплекс Orthomol Mental. Если после болезни вы заметили некоторые тревожные признаки того, что снизилась работоспособность или трудно концентрироваться на чем-то, то я советую принимать витаминно-минеральный комплекс Orthomol Mental курсом от 1 до 3 месяцев, однако если симптомы не исчезают, то консультация врача обязательна. Помните, что болезни можно предупредить, если вовремя обратить внимание на состояние своего здоровья и заниматься профилактикой.

В новом эпизоде подкаста «Списать не получится» рассказываем, как правильно пользоваться своей ленью и почему не стоит увлекаться кофеином и сладким, заставляя мозг работать

Ваш браузер не поддерживает аудиоплеер.

Подписывайтесь на нас в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», Spotify, CastBox или на любой другой платформе, где вы нас слушаете. А еще, не забывайте проверять канал «Списать не получится» в Telegram — там мы публикуем больше информации по теме эпизодов, и делимся полезными ссылками.

По разным оценкам, вместимость нашего мозга эквивалентна 2,5 млн Гб цифровой информации. Даже во время отдыха мозг обрабатывает количество информации, равной примерно 100 тыс. слов.

Уже в 2011 году американцы потребляли в пять раз больше контента, чем в 1986-м. Прошло десять лет — и представьте, сколько всего нужно обработать нашему мозгу сегодня. И это при том, что мир постоянно трансформируется — меняется и наша повседневность, подкидывая новые вызовы и задачи, которые требуют решений. Сделать что-то креативное для клиентов на работе, решить с каким подрядчиком работать бизнесу, сделать ребенку костюм зайца на школьный праздник — и это только малая часть того, что ждет нашего внимания в течение дня.

Обычно нам хочется подойти к любому делу творчески — придумать что-то новое, классное и важное, но вдруг в голове возникает ступор: мозг отказывается что-либо придумывать и оставляет нас наедине с банальными решениями (а иногда и вовсе без них). В этот момент мозг, будто компьютер, сталкивается с «перегрузкой». Острота ума снижается, тяжело вспомнить с ходу нужные слова, а новые знания, добытые пару недель назад, просто выветриваются.

В этом выпуске вместе с Татьяной Смирновой, нейробиологом, специалистом по андрагогике и основательницей школы личной эффективности, обсудили, почему мозг ленится, как избежать состояния, когда кажется, что для новой информации больше нет места, и как помочь мозгу думать креативно.

Таймлайн беседы

00:26 — Почему мы тупим: что такое мозговой туман

5:50 — Избавиться от тумана: как помочь мозгу разгрузиться

7:40 — Что влияет на уровень интеллекта

11:49 — Мгновенная помощь: как заставить мозг работать прямо сейчас

15:49 — Какие повседневные привычки помогают мозгу

21:53 — Пик активности: почему не стоит заставлять мозг работать

24:41 — От чего лучше отказаться, чтобы мозг работал лучше

Хайлайты эпизода

На уровень интеллекта влияют два фактора:

  1. Гены. Чем старше мы становимся, тем сильнее на уровень нашего интеллекта влияет генетическая расположенность.
  2. Среда. Важно создавать условия жизни, которые коррелируют с нашими задатками и позволяют развивать их.

Сахар и кофеин помогают мгновенно заставить мозг работать и мыслить креативно. Этот способ эффективен, если вам срочно нужно предложить идею во время брейншторма. Но постоянно использовать эти средства для запуска мозговой активности не стоит — сахар и кофеин вызывают привыкание, и каждый раз вам будет нужно получить больше дозы такой стимуляции.

Фото:Pexels

Лень — это нормальная реакция нашей психики на задачи, которые кажутся бессмысленными. Не ругайте себя, а воспринимайте такие периоды как возможность отсечь ненужное. Есть два варианта взаимодействия с ленью:

  1. Разобраться, почему именно мы не хотим делать ту или иную задачу. Возможно, она действительно не имеет никакого смысла — тогда попробуйте вообще от нее избавиться.
  2. Принять лень и воспринимать ее как возможность отдохнуть от когнитивного контроля. Состояние блуждания ума и появление сторонних мыслей активируют сеть пассивного режима работы мозга. В такие моменты мы становимся более творческими, выдвигаем новые идеи.

За концентрацию в организме человека отвечает гормон кортизол. Пик его активности — с 8:30 до 10:30 утра, поэтому лучше всего сложные задачи решать в это время. Конечно, не стоит забывать, что все циклы в организме человека очень индивидуальны, так что постарайтесь найти свой «золотой час» и подстроить расписание так, чтобы оно соответствовало вашим особенностям.

Советы о том, как помочь мозгу разгрузиться

Высыпайтесь. Сон — это естественный ресурс организма, который помогает нам восстанавливать силы и перезагружать систему. Из-за недосыпа будет сложно принимать даже простые решения повседневной жизни. Попробуйте уделять сну 7–9 часов.

Пробуйте новое. Непривычные для мозга задачи переключают внимание и стимулируют выработку в мозге химического вещества, который держит его в тонусе. Даже прогулка закрытыми глазами по коридору в течение нескольких минут может помочь отвлечься и запустить новые процессы в вашей голове.

Избегайте многозадачности. Многозадачность истощает и снижает продуктивность, особенно если вы параллельно решаете несколько вопросов, требующих глубокого погружения. Вместо этого сфокусируйтесь на одной задаче.

Отдыхайте. Давайте мозгу передышки в течение дня. Несколько раз откладывайте работу и ни о чем не думайте. Лучше всего помогает созерцание природы. Но если у вас нет времени на прогулку, просто поищите картинки пейзаже в Интернете или полистайте их на рабочем столе компьютера.

Общайтесь. Не отключайтесь от социальных активностей — это поднимет настроение, память и познавательные способности.

Составьте расписание. Хаос заставляет мозг паниковать. Распорядок дня — правила, которые разгружают мозг и позволяют ему затрачивать больше энергии на выполнение творческих или рабочих задач. Расписание — привычка, которая дает мозгу сигнал о том, что он в безопасности: чем сложнее устроена ваша жизнь, тем сложнее мозгу сосредоточиться.

Откажитесь от жирной пищи и углеводов. Они провоцируют сонливость, поэтому перед важными мероприятиями и творческими брейнштормами лучше не увлекаться тяжелой пищей.

Пейте больше воды — она улучшает кровообращение. А алкоголя лучше избегать. Он отключает систему торможения в мозге, поэтому мы становимся более свободными. Но на когнитивные способности алкоголь оказывает негативное влияние, потому что разрушает нервные клетки и связи между ними.

ПОДЕЛИТЬСЯ

Олимпиада по литературе 7, 8, 9, 10, 11 класс ответы и задания муниципального этапа 2021-2022 всероссийской олимпиады школьников ВСОШ для Республики Татарстан, официальная дата проведения олимпиады 11 ноября 2021 год.

Задания 7 класс | критерии 7 класс

Задания 8 класс | критерии 8 класс

Задания 9 класс | критерии 9 класс

Задания 10 класс | критерии 10 класс

Задания 11 класс | критерии 11 класс

Олимпиада по литературе 7 класс задания и ответы муниципального этапа 2021-2022

Олимпиада по литературе 8 класс задания и ответы муниципального этапа 2021-2022

Олимпиада по литературе 9 класс задания и ответы муниципального этапа 2021-2022

Олимпиада по литературе 10 класс задания и ответы муниципального этапа 2021-2022

Олимпиада по литературе 11 класс задания и ответы муниципального этапа 2021-2022

1)Внимательно прочитайте задания. Распределите время, чтобы успеть выполнить оба задания. ЗАДАНИЕ 1. Прочитайте рассказ Маши Вайсман «Лучший друг медуз». Напишите целостный анализ рассказа, отвечая при этом на вопросы (можно отвечать на вопросы в любом порядке): 1. Какую роль играет образ моря в рассказе? 2. Как вы понимаете название рассказа? 3. Почему повествование ведется от первого лица и почему эта история важна для повествователя? 4. Как построена система образов рассказа?

2)В рассказе, который вы только что анализировали, море показано словно живое («Если море нежных оттенков — голубого, розового и зелёного, значит, оно сонное и играть с нами сегодня не будет. Если краски более яркие, значит, настроение у моря хорошее, игривое, скоро появятся волны и — верхом на них – барашки».) Как называется такой прием в литературе? Приведите примеры произведений, в которых явления природы (море, горы, вьюги, грозы и пр.) показаны с помощью такого же приема. Назовите произведение и автора, поясните, о каком фрагменте текста идет речь и коротко поясните, какую роль этот фрагмент играет в произведении.

3)Напишите целостный анализ рассказа Фазиля Искандера «Рассказ о море». Вы можете опираться на вопросы или выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять собой связный, завершённый текст. Опорные вопросы: 1. Как Вы понимаете название рассказа? 2. Какую роль играет образ моря в рассказе? 3. Почему события, о которых рассказывается, важны для повествователя? 4. Как в рассказе соединяется драматическое и комическое?

4)Вспомните, что такое классицизм как литературное направление. Классицизм каноничен по своей природе. Интересно, что даже в пейзаже он устанавливает свои законы. Например, правило «трех цветов»: первый план пейзажного полотна должен быть коричневато-зеленым или золотистым, теплых оттенков, второй — зеленым, холодных тонов, третий — голубые небеса, обрамленные зеленью или строениями по бокам, как театральными кулисами. Часто возникают другие «действующие лица» — море, берег, античные руины, кроны деревьев, облака — не менее талантливо разыгрывают великолепный спектакль, предстающий перед нашим взором. Представьте, что вы путешественник 18 века и в своем письме Другу создаете словесный морской пейзаж в духе классицизма (около 100 слов). Как вы думаете, почему классицисты не очень любили морские пейзажи?

5)Напишите целостный анализ рассказа писателя Нины Катерли «Все что угодно». Выполните целостный анализ произведения. Вы можете опираться на вопросы или выбрать собственный путь анализа. Работа должна представлять собой связный, завершённый текст. Максимальный балл — 70 баллов. Опорные вопросы: 1. Какую роль в рассказе играет Петербург как место действия? 2. Как Вы понимаете название рассказа? 3. Что открыл для себя (или в себе) главный герой? 4. Как современный обычный человек связан с историей?

6)Вспомните, что такое романтизм как литературное направление. Что такое двоемирие? Вы прочитали рассказ, в котором герой словно оказался в другом мире. Во многих романтических произведениях герои оказываются в параллельном мире. Можно ли считать этот рассказ романтическим? Вспомните и назовите романтические произведения (автор и название), герои которых во сне или в особом состоянии оказывались словно в другом мире, какую роль играет такой «переход» в произведениях?

7)Напишите целостный анализ рассказа Владимира Набокова «Круг». Выполните целостный анализ произведения. Вы можете опираться на вопросы или выбрать свой путь анализа. Ваша работа должна представлять собой связный, завершённый текст. Опорные вопросы: 1.Какую роль играет тема памяти в рассказе? Как меняется мироощущение человека на протяжении его жизни? 2.Какую роль играют вещи в рассказе? 3.Как можно объяснить смысл названия рассказа? 4. Сопоставьте этот рассказ с другими произведениями, в которых поднимается данная проблематика.

Другие ответы для муниципального этапа 2021-2022:

Муниципальный этап 2021-2022 всероссийской олимпиады школьников задания и ответы

  • Что такое восточные сказки
  • Что такое воля сочинение рассуждение примеры из жизни
  • Что такое волшебных сказок
  • Что такое гений сочинение гранин
  • Что такое волшебная сказка 3 класс литературное чтение