Что такое экспозиция в сказке

Facebook twitter вконтакте одноклассники telegram whisper о, прямо подарок на н, любимый раздел - дю и девчонки - интеллектуальная бездуховность

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Telegram

Whisper


О, прямо подарок на Н, любимый раздел — ДЮ и девчонки — интеллектуальная бездуховность )

Doom


Предвкушение Вия на детском утреннике, надеюсь, не обманет!!!

Sejio


Насчет той же Бабы Яги не всё однозначно — во многих сказках она помогает главному герою, дарит ему всякие волшебные ништяки (волшебного коня/меч/яблоко/итд).

Doom


Кому: Sejio, #3

> Насчет той же Бабы Яги не всё однозначно — во многих сказках она помогает главному герою,

Она же нежить, то есть ходячий труп. Ни в каких сказках она не помогает главному герою.

Zx7R


Фиолетовая — атас. Ночью увидишь, потом год со включенным светом спать будешь.

А услышишь — уши отпадут от глупости.

Whisper


Кому: Zx7R, #5

Это да, что-то сдала, что будет через год, даже думать не хочется. А беленькая — прямо красотка, остальных можно и не показывать, если уж видеоряд смотреть честно — давайте только ее )

panah


Дмитрий Юрьевич, со всем уважением: ведущим программы «Очевидное — невероятное» был профессор (не академик) Сергей Петрович Капица. Академиком был его отец Петр Леонидович Капица. Извините.

Le Graff


Кому: Sejio, #3

Потому что глав герой эту бабу ягу побеждает(грубо говоря побеждает смерь) причем чаще всего не силой, а умом и получает за это ништяки

Sejio


Кому: Doom, #4

> Ни в каких сказках она не помогает главному герою.

В очень многих сказках она помогает главному герою. Если вы их не читали или не помните — это не значит, что их нет.

Кому: Le Graff, #8

> Потому что глав герой эту бабу ягу побеждает(грубо говоря побеждает смерь) причем чаще всего не силой, а умом и получает за это ништяки

Слово «побеждает» тут не совсем подходит, ГГ проходит инициацию (например, омовение в бане и вкушение пищи, предложенной Бабой Ягой — как нетрудно догадаться, оба этих ритуала имеют явный похоронно-обрядный контекст), и, как доказавший чистоту помыслов, получает возможность пройти в Мир Мертвых, привратником которого она является (одной, костяной, ногой она стоит в Мире Мертвых, а другой, обычной, стоит в Мире Живых)

BandIDo


Тяжело смотреть, когда люди вырвав некий факт, даже часть факта, из исторически-экономического контекста с 4 сторон вваливают дискретно в канву обсуждения. Д.Ю. как медведь вынужден крутиться на поляне и отмахиваться. Получается, но все же разговор как в тумане.

Zx7R


Кому: Whisper, #6

> Это да, что-то сдала, что будет через год, даже думать не хочется. А беленькая — прямо красотка, остальных можно и не показывать, если уж видеоряд смотреть честно — давайте только ее )

Синяя товарищ сотрудник. И говорит всегда в тему.

Красная — ногу ишь заголила, не знает поди что ДЮ кремень!!

erazmanov


Кому: Doom, #4

> Ни в каких сказках она не помогает главному герою.

В смысле?! А в сказке ВИА Сектор Газа?!!!

Taron


По поводу морали и пропаганды в кино — за последние две недели посмотрел пару фильмов и 1 серию мультфильма, где присутствует сатира и ирония.

1)фильм Don’t Look Up (2021) в целом неплох как сатира

2)фильм Vice (2018). В конце фильма какое-то общественное собрание, на котором говорили из-за чего такие события произошли. Все присутствующие с понимающим лицом головой покивали, мол — да, вот оно как, это точно. Наводят камеру на двух девушек, одна другой говорит — слушай, тут новая часть форсажа выходит, пошли сходим.

3)мультсериал Симпсоны 29 сезон 20 серия (вообще серия полна аллюзий американца на Восточную Европу)Но есть один момент: Лиза говорит — в Дании бесплатная медицина и объясняет, что там социализм. Гомер отвечает — социализм? но все болтуны на радио велят его ненавидеть.

Пахомыч


четырёх симпатичных девч0нок явно мало.

Предлагаю следующий формат — 12 деч0нко на 1 Гоблина. :)

Thunderbringer


Советские квоты были несколько не те. Тогда были квоты в учебных заведениях. То есть людей из регионов, которые длительное время отставали подтягивали до общего уровня. И это, надо сказать, получалось более-менее успешно. И они не были исключительно национально-расовыми. Они в том числе распространялись на жителей села.

А в США и других странах со схожей неолиберальной идеологией — другие квоты. Там при приёме на работу нужно, чтобы была женщина, чёрный, представитель сексуальных меньшинств. Можно все сразу в одном флаконе. Никакого позитивного влияния это оказать не может. Наоборот, в не столь отдалённой перспективе это может просто уничтожить саму страну. Потому, что вместо специалиста высокого класса возьмут чёрную бодипозитивную лесбиянку, которая кое-как отучилась. Или как когда из труппы выгоняют 40 человек, только потому, что они — белые.

Есть там квоты и на прием в университеты. Но они не могут оказать никакого позитивного влияния просто потому, что детишкам из бедных кварталов просто денег не хватит. А у богатых тех же чернокожих — нет никаких проблем с поступлением.

Проблемы могут быть только у нижней части среднего класса — многие не знают, но для поступления либо в престижный, либо в недорогой, но дающий хорошее образование университет в США частенько надо давать на лапу. Потому, что мест мало.

А уровень начального-среднего образования там просто адское дно. Некуда уже пробивать. У нас по сравнению с СССР жёпа, но до уровня США еще лететь и лететь.

Поэтому квоты в СССР и США — это две большие разницы, как говорят в Одессе.

Если бы США пришли к самому главному в СССР — всеобщему бесплатному или доступному образованию, то у них был бы шанс. А малая доступность всего этого для населения в сочетании с самой хреновой системой здравоохранения дает им пару десятилетий до наступления необратимых изменений, несовместимых с жизнью.

Уже сейчас они скупают мозги по всему миру. А завтра Китай станет платить больше и не попавшие в квоты умные люди рванут туда.

P.S. Девушка с неолиберализмом головного мозга конечно поражает. Д.Ю про закон — иди в полицию, пиши заявление, снимай побои. А она про то, как сложно спустя 50 лет доказать. Спустя 50 лет и изнасилование без наличия чётких доказательств доказать невозможно. А уж «домогательства» на западе — это вообще красота. Что угодно называется домогательствами. По мне домогательство — это когда женщина неоднократно просит не приставать а мужик упорствует. Или наоборот.

А всякие там «отмены» — это модернизированный вариант охоты на ведьм. И да, случаев, когда оно реально по поводу — в лучшем случае 1 из 15, а в остальных — полулегальный механизм расправы с конкурентами/обидчиками и отъёма бизнеса. Цементные башмаки или мошенничество — за это сесть можно. А травля не наказуема, когда нога — кого надо нога.

И это показатель того, что общество нездорово. В здоровом — вопрос решается в суде. Суд для того и существует.

Doom


Кому: Sejio, #9

> В очень многих сказках она помогает главному герою. Если вы их не читали или не помните — это не значит, что их нет.

Мы их читаем и помним. Не было телефонов и телевизоров, я вообще из библиотеки не вылезал.

Doom


Кому: erazmanov, #12

> В смысле?! А в сказке ВИА Сектор Газа?!!!

Это вступление вообще лучшее из всех, помню наизусть. «Делать нам нечего и вот один раз, решили записать альбом, полный атас, и даже не альбом, а сказку вообще, где участвует козёл бессмертный Кащей» и т.д. :) Отличное вступление, где только нахватались.

Steel Rat


Кому: Doom, #17

> Отличное вступление, где только нахватались.

Юра — Пушкин два.

slepets


Кому: Whisper, #6

Да, блондинка симпатичная. Очень хорошо оттеняет подружек/конкуренток/соведущих.

Whisper


Кому: Zx7R, #11

Да, это нога — у кого надо нога )

Камрад Александр


Кому: erazmanov, #12

> В смысле?! А в сказке ВИА Сектор Газа?!!!

Эх, как по мне наилучший альбом Сектор Газа)

Alekseyll


Съёмки сказок отдали на откуп Диснею — вот они нам и наснимают.. кто там говорил, что чтобы победить врага, надо воспитать его детей. В ТЦ была выставка новогодних поделок, так там ни одного Деда Мороза, а одни сантаклаусы, а фоном музыка в ТЦ мерикрисмас и джингбелс, да и по радио сплошные врвжьи джингдбелсы. тошнит уже от них…

DeD Pa3uH


По Матрице есть мнение, что новый фильм это лишь способ воскресить франшизу. Мостик от старой Матрицы к новой. Не просто так он называется «Воскрешение». Нео и Тринити получат ранг свадебных генералов, или уплывут вслед за агентом Смитом в Валинор и мы их больше не увидим. Старпёры, при всем уважении к Киянке и Керри-Энн, кассы не сделают. Свежая кровь нужна и её вольют. С учётом повесточки есс-но. На передний план выдвинут нового Морфеуса в костюмах попугайских расцветок (жаль Нео не спросил умеет ли тот жонглировать) и его радужноволосых друзей. Главным злодеем станет Барни Стинсон.

Doom


Кому: Zx7R, #11

> Красная — ногу ишь заголила, не знает поди что ДЮ кремень!!

Женские ноги прекрасны. Но не они должны быть главными в диалоге, ДЮ надо слушать, причём внимательно, а они его не слушают — позиционируя его как гостя! — а с гостем надо быть вежливым. Ну бабы, что с них взять.

G01D


Кому: Alekseyll, #24

Дед Мороз коммунистический, а значит, должен быть забыт.

Ждем черного Санту-гомосека.

Ричман


Мне матрица совсем не понравилась.

Doom


Кому: Thunderbringer, #15

> Советские квоты были несколько не те. Тогда были квоты в учебных заведениях.

Регулирование уже из школ шло. Ты — остаёшься, а ты — уходишь, очень просто там всё делалось. Квоты — вот они и есть, на первичном уровне.

УниверСол


Кому: Alekseyll, #24

> сплошные врвжьи джингдбелсы. тошнит уже от них…

ППКС.

Zx7R


Кому: Doom, #26

> ДЮ надо слушать, причём внимательно, а они его не слушают — позиционируя его как гостя! — а с гостем надо быть вежливым. Ну бабы, что с них взять.

Всех на кухню, всех!!!

Doom


Кому: Zx7R, #31

> Всех на кухню, всех!!!

Там ещё про волонтёрство было: ничего романтического там нет, это труд, рутина та ещё. Это ещё вырывать надо из рабочих часов время, ездить туда-сюда, полдня уже нет, но помощь — а кто, если не мы? Бензин бы ещё не крали сверху сидящие.

GrUm


Кому: Doom, #4

Она не нежить. Нежить — это недовольный дух предков. Баба Яга никогда живой в обычном смысле не была. Она психопомп, проводник в потусторонний мир.

Bomberman


Господи как круто.

Обо всем по сути.

Abscess


Блондинка самая клёвая.

Только не совсем ясно нафига она пластикой себя по лицу шарахнула.

В прошлом годе такая была няшная, а в этом несколько испортилась.

Хотя сама она наверняка думает наоборот.

Doom


Кому: Abscess, #35

> Блондинка самая клёвая.

Ты, наверно, старый стал :)

Abscess


Кому: Doom, #36

> Ты, наверно, старый стал :)

Да уж точно не помолодел :)

Однако она мне и в прошлом году больше всех понравилась.

Atollos


Кому: Abscess, #35

Коасненькая и черненькая хороши. Две другие с пластикой вообще не рассчитали.

Abscess


Кому: Atollos, #38

> Коасненькая и черненькая хороши.

У меня другого вкуса фломастеры.

Rus[H]


Слушал выпуск целиком сегодня во время утренней тренировки, а сейчас глянул стопкадр ролика. Да уж, по внешности ведущих безошибочно можно определить, кто о чём с утра мне в ухо вещал )

Прежде чем включиться в историю, зритель должен в первую очередь понять, что происходит в фильме. Кто герой? Какой он по характеру? В каком мире он живет? В чем его основной конфликт?

Та часть фильма или сериала, которая дает зрителю ответы на все эти вопросы называется экспозиция. О ней мы и поговорим в этом материале.

Экспозиция – это первый акт

Классически под экспозицию принято выделять первый акт фильма или сериала. Это делается, чтобы зрители сразу узнали нужную для понимания истории информацию и подключились к героям. Тогда дальше уже можно не отвлекаться от самих приключений.

Если мы говорим про первый акт полнометражного фильма, то это, как мы уже неоднократно упоминали в предыдущих наших материалах, от 15 до 30 минут экранного времени и соответственно до 30-35 страниц в сценарии.

Причем, последние тенденции в кино призывают к сокращению этой части. Современный зритель не терпелив, ему поскорее хочется увидеть сами приключения. Именно поэтому экспозицию в первом акте сейчас все сокращают, а если нет такой возможности, сразу же разбавляют каким-то аттракционом: погоней, перестрелкой или комедийной ситуацией.

Прописывая экспозицию, сценарист всегда должен помнить главное правило: «В начале, зрителю нужно дать минимум необходимой для понимания информации». Ровно столько, сколько нужно, чтобы он не потерялся в сюжете. 

Все детали и нюансы вполне можно ввернуть в другие части фильма, в так называемые моменты передышки. Это сцены между экшеном, где зритель отдыхает от основного аттракциона фильма, а персонажи осмысливают произошедшее и строят дальнейшие планы.

Примеры экспозиции сокращенной до минимума можно найти в любом хорошем сериале. Понимая, что впереди у них еще длинный забег из десятков, а то и сотен серий, сценаристы телешоу максимально сокращают предысторию героев, не сразу показывают движущую ими боль, не всегда сразу пояснять кто антагонист герою и в чем у них конфликт. Зритель знает, только то, что нужно для просмотра первой серии.

Такой подход, по сути, вшит в саму структуру телесериала. Серии длятся либо час, либо вообще полчаса. Актов больше чем в кино, но сами они короче. А количество персонажей значительно больше, чем в полнометражном фильме. Так что редко какой сериал может позволить себе экспозицию на 30 минут.

Излишняя экспозиция

Но принцип «достаточного минимума» диктуется не только хронометражом. Ведь даже если сценаристу удастся впихнуть всю предысторию в первые 15 минут, скорее всего, фильм от этого ничего не выиграет, а наоборот – проиграет. 

Начнем с того, что человеческий мозг не может воспринимать всю поступающую информацию с одинаковой интенсивностью. Особенно, если ее поступает много и за относительно короткое время. Чтобы осознать информацию, человеку нужно ее классифицировать: «вот это важно – забывать нельзя, а вот это второстепенное – вспомню, если понадобится».

Именно поэтому, например, многие зрители не могут после просмотра вспомнить имена второстепенных, а зачастую и главных персонажей. Эта информация лишняя, ведь на экране и так видно кто из них кто.

И что в таком случае произойдет, если вывалить на зрителя всю экспозицию валом? 

Скорее всего, многие факты просто пройдут мимо его сознания и никак не осядут в голове. В итоге зритель запутается в хитросплетениях предыстории, устанет и сам сюжет станет ему уже не интересен. В лучшем случае он просто не сможет оценить фильм по достоинству, а в худшем даже не досмотрит его.

Длинная экспозиция

В современном кино все чаще появляются фильмы экспозиция в которых слишком сложна и запутана, чтобы ее можно было хоть как-то уместить в первом акте.

Зачастую это связанно с необычным миром, чаще всего фантастическим, в котором происходят события. Если этот мир слишком отличается от нашего, зрителю нужно время чтобы привыкнуть и изучить его правила.

В качестве примеров можно посмотреть первого «Терминатора», «Матрицу» или «Начало». Если все объяснения предыстории и правил мира в этих фильмах ставить в первый акт, он займет больше половины хронометража. Разумеется, никто в здравом уме не станет такое ни писать, ни тем более смотреть.

Пока сценаристы и режиссеры выработали только один по-настоящему рабочий способ обойти эту проблему. 

Начинается все с того, что история стартует сразу без объяснения контекста. 

В подворотню ночного Лос-Анджелеса телепортируется голый амбал.

Одетая в латекс девушка, уворачиваясь от пуль, расправляется с пришедшим ее арестовывать полицейским спецназом.

Во время разговора двух бизнесменов за обеденным столом, мир вдруг начинает разрушаться, а одну из стен дома в буквальном смысле сносит огромный поток воды.

К этому моменту зритель еще толком не понимает, что ему показывают. Максимум, что успел за это время дать ему сценарист – это несколько направляющих фраз. «Машины восстали из пепла ядерного огня. Их война против человечества длилась ни одно десятилетие, но решающая битва произойдет не в будущем… а этой ночью».

Ничего не понятно, но необычные и загадочные сцены интригуют. Загадки и тайны сразу подключают зрителя, и пока он не удовлетворит свое любопытство или не запутается окончательно (такое тоже возможно) он уже не отлипнет от экрана.

Мозг публики пытается самостоятельно придумать взаимосвязи между показанными событиями. И этот процесс очень облегчает задачу сценариста. Потом, когда ему все же придется так или иначе вкладывать экспозицию в диалоги персонажей, автору не придется объяснять нюансы – зритель уже все видел сам и потому некоторые детали можно опустить.

Собственно в этом и есть основной трюк. Показав изначально самые сложные моменты будущего фильма, сценарист может позволить себе выдавать экспозицию постепенно, малыми порциями параллельно двигая основной сюжет. Ведь история уже запущена. Пусть и персонажи, и зрители разбираются во всем по ходу дела.

Так, в «Терминаторе» первое объяснение, что именно происходит, появляется только на сороковой минуте фильма! А в «Матрице» на тридцать седьмой. 

Но так как мы говорим о фильмах со сложной мифологией, то одной поясняющей сцены для них недостаточно. Поэтому, по сути, элементы объяснений в них могут идти до самой кульминации. И как раза «Матрица» в этом смысле образцовый пример. Последняя объясняющая суть происходящего информация показана перед самым финальным противостоянием, когда Морфеус уже в плену агента Смита, и Танк рассказывает, что таких случаях есть только один выход – выдернуть в реальности шнур подключения и убить Морфеуса.

Приостановка неверия

Одно из самых замечательных свойств экспозиции – это ее так называемый эффект «приостановки неверия» у зрителя.

Это опять же связано с особенностью восприятия информации людьми. Пока мозг человека воспринимает и запоминает информацию, ему трудно ее анализировать и критически оценивать. Внутренний скептик зрителя отключается, и он просто принимает правила игры. А потом уже поздно: информация уже усвоилась и стала фундаментом для изучения остальной истории.

Именно благодаря этому эффекту у нас появляются фильмы основанные на максимально безумных и нелепых идеях. Сейчас мы говорим не об абсурдных, гротескных комедиях, типа «Убойный футбол»(2001), «Нашествие помидоров-убийц» (1978) или «Железное небо» (2012). Мы говорим об относительно серьезных проектах с высоким уровнем драмы: «Лобстер» (2015), «Параллельные миры» (2012), «Быть Джоном Малковичем» (1999), «Человек – швейцарский нож» (2016) и других. 

Но даже, если вы пишите что-то приземленное и жизненное, приостановка неверия может помочь и вам.

Например, все совпадения, рояли в кустах и логические нестыковки в начале фильма зрители, чаще всего прощают. Герои трижды случайно встретились в многомиллионном мегаполисе? Человек никогда не державший в руках оружия случайно убивает крутого наемного убийцу? Чемодан с миллионом долларов падает в руки герою, сразу после фразы «Мне нечем платить за квартиру»?

Если все это вставить в начало фильма, то до определенного момента публика все это простит.

Главное совсем уж не заиграться .

Как начать фильм? Виды экспозиции

Выше мы уже рассказали, насколько важную функцию несет в себе экспозиция. Но если попробовать выделить самую главную часть этого отрезка фильма, то ей, безусловно, станет открывающая сцена.

Саму открывающую сцену и ее особенности мы уже разбирали в одном из наших предыдущих материалов. А здесь подробней остановимся исключительно на первых кадрах.

Именно первые кадры должны настроить зрителя на правильный лад и перенести его из реального мира в вымышленный. Именно с них начинается экспозиция. Именно они дают публике первую информацию о будущем фильме.

Общий план

Основная проблема общего плана – зрительский глаз не знает, за что зацепиться. Тем более, когда такой кадр идет первым и длится достаточно долго. Открывать фильм общим планом имеет смысл лишь в некоторых случаях.

  • Обозначить необычный сеттинг, место действия
  • Создать ощущение пустоты или одиночества
  • Обозначить эпичность грядущих событий

Если же общий план вам нужен просто как заявочный кадр – показать место действия, то это не лучший вариант. Такое начало было уместно в середине двадцатого века. А сегодня лучше придумать что-то другое.

Текст

Еще одно не самое удачное начало. Обычно к нему прибегают от безысходности, когда предыстория фильма настолько сложна, что показать ее без титра в начале просто невозможно.

Использовать такое начало можно, только если удастся уложить всю информацию в короткие емкие предложения. Длинный текст зритель будет читать, только если это новые «Звездные Войны» где желтые титры, улетающие вдаль, уже стали неотъемлемой фишкой.

Если же упростить текст не получается, можно прибегнуть к последнему варианту: поставить закадрового рассказчика, который будет читать его вслух. Но, разумеется, по нашему мнению, это уже крик отчаянья сценариста.

Музыка

Музыка, появляющаяся еще до первых кадров – довольно распространенный вариант начала. Но если изучить примеры фильмов с таким подходом внимательно, можно заметить, что без картинки музыка идет максимум десять-двадцать секунд. А дальше в дело включается изображение.

Все потому что через музыку можно передать лишь ограниченное количество информации. В основном настроение. И зрителям хватает нескольких мгновений, чтобы считать его. А затем они уже ждут новой информации.

Диалог

Начинать фильм с диалога может только очень уверенный в своих силах сценарист. Потому что крутой и колоритный диалог с правильно расставленными акцентами может стать украшением вашего фильма, а плохой сразу же испортит впечатление обо всем сценарии.

Если вы уверены, что сможете непринужденно и легковесно передать столько подтекста и характеризующей героев информации через диалог как это сделали Квентин Тарантино в «Бешеных псах» (1991) или Аарон Соркин в «Социальной сети» (2010) – дерзайте.

Воспоминания

Тоже достаточно рисковый подход. Ведь по сути, еще не заинтересовав зрителя основной историей, вы сразу предлагаете зрителю сначала посмотреть другую – поменьше.

Разумеется авторское видение может быть разным. Но все же мы советуем начинать фильм с воспоминания или флешбэка только, если без этого невозможно запустить основной сюжет. Как например, это происходит в фильме Дэвида Финчера «Игра» (1997). Или, например, в обеих частях «Стражей Галактики» (2014 и 2017).

Действие

Вот мы и перешли к наиболее безопасным вариантам открывающей сцены.

Начать свой фильм с действия – это значит с ходу прорекламировать зрителю кого-то из персонажей. Ведь именно через действие кино и показывает героев. Через действие можно понять характер персонажа, его мировоззрение и то, как он привык решать проблемы.

Кроме того, если действие оригинальное за ним всегда интересно наблюдать.

Мизансцена

Мизансцена – это режиссерский подход к расстановке актеров и их передвижению на сцене. В кино под мизансценой, поднимают практически тоже самое, но уже в отношении кадра.

Наверняка вы не раз видели что-то похожее на:

«Герой-полицейский заходит в участок. Мимо проходят постовые. Ведут за собой скованного наручниками грабителя. Ряды столов завалены бумагами. Детективы в штатском смеются у кофемашины. Кто-то здоровается с главным героем. На стуле сидит не выспавшаяся проститутка. А из дальнего конца зала доносятся недовольные крики шефа полиции. Все это движется, люди появляются и уходят, полностью имитируя суету настоящего участка».

Начать свой фильм с мезансцены – это даже небольшое читерство. Потому что, по сути, сценарист сваливает часть работы на режиссера. Но зато мизансцены отлично помогают без лишних слов показать мир, в котором живет герой.

Детали

Тоже очень хороший вариант для начала. Конечно, если деталь выбрана правильно.

Напомним, в кино не может быть деталей не несущих в себе какой-то смысл. Детали обязательно добавляют какие-то акценты, характеризуют героя, сеттинг, время действия. Часто они вносят в историю какой-то символизм.

Начиная историю с детали мы в прямом смысле помогаем зрителю включить индуктивное мышление. Это процесс, когда мозг на основе чего-то частного старается сделать вывод о чем-то общем. Это один из самых древних способов мышления. Именно через него наши предки начинали когда-то познавать мир. 

Именно поэтому фильмы, начинающиеся с деталей, воспринимаются зрителями так легко и естественно.

Ошибки в экспозиции

Если вы начинающий сценарист, то скорее всего даже не представляете, как иногда трудно бывает уложить всю подготовительную информацию в короткую и интересную экспозицию. А между тем, даже у опытных и талантливых авторов это не всегда получается.

Все дело в том, что каждая история требует своего подхода. И тех приемов, которые помогли сценаристу в одном сюжете, будет недостаточно для раскрытия другого. Нет никаких унифицированных правил.

И поэтому приходится проверять себя, отталкиваясь от самых распространенных ошибок.

Скучная экспозиция

Нет ничего хуже для кино, чем определение «скучное». Скучный фильм никто не будет советовать друзьям, никто не будет пересматривать на стриминге или по телевизору. Скучный сериал забудут, не дожидаясь следующего сезона. 

И как раз экспозиция – это то место, где сценаристу очень легко наскучить зрителю. К этому приводят две основные ошибки. 

  • Слишком много экспозиции. Информация вываливается на зрителя большим потоком, когда он еще не успел осмыслить предыдущую порцию.
  • Экспозиция слишком сложная. Запутанные переплетения предыстории, сложные технические или специализированные тексты, философские и морализаторские измышления – все что невозможно считать с первого раза.
  • Экспозиция неинтересно подана. Скучные диалоги, банальные сцены.

Причем частенько обе эти ошибки идут в паре.

Дело в том, что поглощение и запоминание новой информации – а это именно то, на что толкает зрителя экспозиция – это очень энергоемкий и тяжелый процесс. Так что, если зрителю, чтобы включиться в историю, придется прикладывать чрезмерные усилия, он точно останется недовольным. «Я хотел развлечься и отдохнуть. А меня заставляют напрягать мозг, как на лекции по высшей математике. Зачем мне это?».

Разумеется, популярности такой не найдет.

Не цепляющая экспозиция

Вторая ошибка, это когда экспозиция уже прошла, а зритель все еще не заинтересовался историей. Он не влюбился в персонажей. Его не заинтриговали конфликты и первые сюжетные повороты. Он не оценил мир в котором происходят события.

На лицо явная проблема с подключением публики к сюжету. И вообще это конечно отдельная и очень обширная тема, которую мы уже частично затрагивали. А в этом материале мы рассмотрим только ту ее часть, которая касается экспозиции.

Итак, если к концу первого акта, зрителю все еще не интересен ваш сюжет, это может означать что:

  • Экспозиции слишком мало. Чаще всего это когда подается только информация важная для сюжета. А про раскрытие героев забывают. Но бывает и наоборот.
  • Экспозиция слишком банальна. Клишированные персонажи, штампованные проблемы, и даже на уровне решения сцен, нет ничего, что отделило бы этот фильм от сотен вышедших раньше.
  • Экспозиция слишком недостоверна. Превышение порога приостановки неверия. Персонажи, конфликты и сюжеты настолько далеки от реальности, что даже спящий во время экспозиции внутренний критик это замечает.

Каждая из этих ошибок лечится по-своему. Если экспозиции мало, достаточно добавить несколько новых сцен. Если она банальна, нужно подробней изучить похожие проекты и подумать чего никто из них не использовал. Если же экспозиция недостоверна, нужно вернуться к самому началу и пересмотреть свой взгляд на идею. Возможно, придется опять заняться ресерчем.

Ленивая экспозиция

Еще одна ошибка, которая часто возникает либо у начинающих авторов, либо у сценаристов, которые не внимательны, спешат к дедлайну или просто халтурят. Ленивый диалог или ленивая экспозиция. Мы уже рассказывали об этой ошибке в отдельном материале, а потому сейчас лишь коротко напомним.

Это подход, при котором вся нужная для понимания сюжета информация проговаривается через диалог, в котором оба персонажа уже ее знают. И проговаривают это вслух не потому что им это нужно, а потому что сценарист хочет познакомить зрителя с какими-то фактами.

— Привет, папа. Я пришел из университета.

— Отлично, сын. И как там твое обучение на инженера авиакосмических навигационных систем? 

— Прекрасно. Ведь я поступил на бюджет и понимаю ценность качественного образования.

Никто в здравом уме так разговаривать не будет. А в некачественном кино такие диалоги встречаются постоянно. Часто маркером, показывающим, что сейчас будет ленивая экспозиция, становятся вводные фразы типа: «Хочу вам всем напомнить…» или «Как вы все знаете…».

Подобный пассаж может испортить впечатление от любого, даже самого интересного сценария.

Рождество и Новый год по-прежнему любимые праздники! И пусть мы вынуждены сейчас жить в условиях ограничений и обходиться без традиционных мероприятий, если включить фантазию, можно порадовать себя и близких небольшим сказочным путешествием – куда-нибудь, где нет ковида, инфляции и прочих проблем. Туда, где совсем по-другому ощущается волшебная атмосфера приближающихся Рождества и Нового года…

Наш консультант: Арманд Муйжниекс, исполнительный директор Ассоциации замков и поместий Латвии, руководитель проекта «Метрика усадеб Латвии»

– Для рождественского однодневного путешествия отлично подойдет маршрут Рига – Цесис – Вецпиебалга – Рига – очень интересный и довольно познавательный.

Начнем мы его в Цесисе, где уже с 30 ноября в самом центре, на площади Роз (Rožu laukums), стоит городская елка. Красоты этого древнего города всем известны, но сейчас, в праздничном убранстве, Цесис выглядит особенно очаровательно. Ну а в маленьких магазинчиках Старого города вы наверняка найдете и что-то красивое, и что-то вкусное…



Что такое экспозиция в сказке

Из Цесиса, следуя указателю, отправляемся в поместье Веселавас. Оно представляет собой усадебный комплекс, построенный в 40-х годах XIX столетия. Комплекс практически полностью сохранился; двухэтажное здание в форме буквы U с прилегающим к нему парком со всех сторон окружено рвом, чем напоминает средневековый замок. Есть здесь и свои легенды – например, о дочери одного из бывших владельцев, которая, подобно Майе – Розе Турайды, ослушалась деспотичного отца-барона и предпочла смерть ради любви.

Если же говорить о реальных людях, с которыми связано это место, то название свое оно получило от фамилии одного из бывших старейшин волости – Петериса Веселавскиса. Также усадьба связана с именами представителей известных российских дворянских фамилий – князем Никитой Трубецким и Анной Нарышкиной; они были друзьями и частыми гостями семьи не менее известного дворянского рода фон Кампенгаузенов, владевшего этой усадьбой на протяжении почти 200 лет.

Дзербене — «Землянички в снегу»



Что такое экспозиция в сказке

Наш следующий пункт назначения – Дзербенская усадьба. Она была построена в конце XVIII века в стиле классицизма, а в конце XIX века к ней была пристроена башня в стиле неоготики. И если вы еще не приобрели подарки под елочку, это можно сделать здесь: в бывшем господском доме Дзербенской усадьбы работает мастерская сувениров и подарков «Землянички в снегу». Тут можно приобрести не только сувениры, созданные с большой любовью и фантазией, но и заказать персонализированные подарки, сувениры для мероприятий и другие красивые и оригинальные вещи. Ну а если вы путешествуете с сыновьями, то им могут дать примерить рыцарское доспехи. Правда, о своем посещении следует договориться заранее…

Банужу — место силы

Далее отправляемся в Скуйене. А по дороге очень советую сделать небольшую остановку возле археологического памятника местного значения – городища Банужу. Именно здесь, возле озера Банужу, тысячелетие назад стояло укрепленное деревянное городище, рядом бил священный источник, а неподалеку возвышался холм Яня калнс (Jāņa kalns), на вершине которого рос столетний дуб. Этот дуб тоже считался священным – рядом с ним приносились жертвы языческим богам.

Судя по источникам XIX века, городище Банужу, священный источник и Яня калнс с дубом составляли какой-то единый комплекс древнего места силы. Может быть, оказавшись в этом магическом месте, вы тоже почувствуете нечто такое, что вдохнет в вас мощный заряд силы и энергии?

Скуйене — церковь -«кинозвезда»

Здесь особого внимания заслуживает церковь Апшу. Она была построена в 1780 году буквально по образу и подобию крестьянского дома – с земляным полом, соломенной крышей (которая была заменена на деревянную только в начале XX века, и тогда же к церкви пристроили башенку), даже без сидений, – очень простая и аскетичная. И лишь столетие с лишним спустя, в 1893 году в ней появился орган и был обновлен алтарь.



Что такое экспозиция в сказке

Эта церковь, несмотря на то что дерево не слишком долговечный материал, простояла более двух с половиной (!) столетий и стоит по сей день. Хотя, конечно, и для нее бурные события на протяжении этого времени не прошли бесследно; особенно сильно пострадала церковь в 60-е годы прошлого века, когда ее попросту разграбили: пропали уникальные старинные светильники, алтарные кубки и чаши, была осквернена крестильная купель. Тем не менее церковь выжила и сохранилась. И даже обрела популярность, когда в 1987 году ее использовали в качестве одного из объектов съемки создатели фильма «Айя» по мотивам трилогии Яниса Яунсудрабиньша. Это церкви пошло на пользу, поскольку для того, чтобы она смотрелась в кадре более презентабельно, создатели фильма обновили часть крыши церковного здания.

Гора Бреждя — и озера-«драчуны»

По меркам Латвии гора Бреждя, которую мы встретим на пути, – серьезная возвышенность: она поднимается на 255 метров над уровнем моря, а ее относительная высота – 40 метров. На вершине есть специальное место для пикника и отдыха.

В 2017 году на вершине горы Бреждя была открыта смотровая башня высотой 11 метров. Взобравшись на смотровую площадку, можно полюбоваться изумительными видами холмистой Видземе – горами Алауксту, Зоболу, Инеси, Элкас, покрытыми туманной дымкой лугами Вецпиебалги, особенно прекрасными во время восхода солнца или на закате.

Дальнейшая дорога ведет нас между двумя ландшафтными озерами – Алаукста и Инеша. Как следует из древней легенды, в очень-очень давние времена, когда озера еще летали по воздуху в поисках места, где окончательно разместиться, два озера – Инесис и Алаукстс, пролетая над Вецпиебалгой, заприметили одно и то же место, которое обоим очень приглянулось. Спор по поводу того, кто займет своими водами это место, быстро перешел в драку, в ходе которой Инесис отвесил Алауксту одну, но мощную оплеуху, а Алаукст в ответ выдал оппоненту семь затрещин.

Силы обоих озер-«драчунов» быстро иссякли, и они, не удержавшись в воздухе, плюхнулись практически рядом друг с другом. А затрещины, полученные ими в пылу драки, превратились в острова: получившее семь оплеух озеро Инесис обрело семь островов, а у озера Алаукста, пропустившего лишь один удар, появился лишь один остров.

Инеши — царский подарок

Следующий объект на пути – Вецпиебалгское поместье в Инеши. Когда-то оно в буквальном и переносном смысле стало царским подарком: Петр Первый подарил поместье одному из своих верных сподвижников, графу Борису Шереметьеву.



Что такое экспозиция в сказке

В конце XVIII века здесь был построен великолепный господский дом, по сути, настоящий дворец. В 1905 году, подобно многим дворянским имениям, поместье серьезно пострадало в ходе народных волнений, однако позже было успешно отреставрировано. Сейчас в здании бывшего графского владения располагается Инешский волостной совет.

Гостям предоставляется возможность увидеть, как создаются изделия из фарфора, осмотреть экспозицию, на которой представлены изумительные фарфоровые произведения искусства, а также приобрести сувениры или сделать индивидуальный заказ.

Кстати, расписывать фарфор очень нравится детям – и такую возможность предоставляет студия по росписи фарфора, которая также находится во дворце Вецпиебалгской усадьбы. Правда, чтобы осмотреть дворец изнутри и поучаствовать в создании фарфорового шедевра в студии, нужно договориться заранее.

Кална Кайбены — «Времена землемеров»

Даже если вы не читали роман «Времена землемеров» («Mērnieku laiki») и не видели одноименный фильм, снятый по роману в 1968 году (в главных ролях: Вия Артмане, Гунар Цилинскис, Эдуард Павулс, Эльза Радзиня), то наверняка что-то слышали.

Теперь на нашем маршруте можно увидеть, где именно создавали свой замечательный роман братья Рейнис и Матисс Каудзите.

Оба брата были просветителями, народными учителями, авторами не только упомянутого романа, но и учебников по всеобщей истории, географии, а также латышской орфографии и грамматике. Матис Каудзите также перевел на латышский язык несколько стихотворений Пушкина и Лермонтова. Ну а Кална Кайбены, где они жили и работали, – это типичное для Видземе сельское подворье. В XIX веке оно служило сельской школой, где и преподавали братья Каудзите.

Эргли — Тизенхаузен, Блауманис, Юрьяны…

С именами людей, оставивших глубокий след в латышской культуре, связан и наш следующий пункт – Эргли. Мы – в долине реки Огре, в красивом парке. На левом берегу Огре – гора Сканстес, а если перейти реку по пешеходному мосту, то мы попадем на Старое, или Блауманское, кладбище; здесь похоронены писатель Рудольф Блауманис, музыканты Юрьянсы и другие выдающиеся люди, жившие и творившие в этих краях.

А в центре Эргли – развалины древнего замка, который впервые упоминается в исторических документах с 1341 года: замок принадлежал известному рыцарскому роду Тизенхаузенов, которые завершили его строительство в 1397 году. Кстати, у замка, от которого сегодня остались одни руины, вы увидите скульптуры двух каменных собак; по местной легенде, эти два четвероногих стража окаменели на боевом посту, охраняя сокровища баронов Тизенхаузенов…

Кейпене — мир кино

Это место не слишком известно широкой публике, но любителям киноискусства стоит здесь остановиться хотя бы ненадолго. Сейчас здесь работает единственная в мире публичная выставка, посвященная великому гению кино, режиссеру Сергею Эйзенштейну. Экспозиция в Кейпене была открыта в рамках международного кинофорума «Арсенал». Президенту «Арсенала» Аугусту Сукутсу еще в 2000 году пришла идея поставить в Кейпене аэронавигационный действующий маяк и установить на нем почтовые ящики с именами великих людей кино. Здесь можно найти имена Андрея Тарковского, Жан-Люка Годара, Эдуарда Тиссе, Александра Довженко, Алексея Германа, Мерилин Монро и других известных людей из мира кино… И каждому из них можно отправить письмо!



Что такое экспозиция в сказке



Что такое экспозиция в сказке

Малпилс — как Феникс из пепла…

Достойным финалом нашего рождественского путешествия станет Малпилсское поместье. Здесь не просто красиво – здесь замечательно! Зимой здесь есть на что посмотреть, а главное – проникнуться духом веков, в течение которых строился, погибал и снова воскресал этот замок…



Что такое экспозиция в сказке

Первые письменные упоминания о Малпилсском замке Ливонского ордена относятся к 1413 году, хотя появился он явно гораздо раньше. Правда, тот, первый замок находился примерно в километре от нынешнего поместья. Во время польско-шведской войны отступающая польская армия взорвала стены замка; в 80-х годах XVII века в ходе редукции поместье Малпилс перешло в собственность государства, а в 1753 году российская императрица Елизавета подарила его супруге полковника Мелгунова и некой г-же Штраус. Тогда же было построено новое здание – Господский дом, где разместились владельцы поместья. Именно там он находится и по сей день.

Кто только не владел впоследствии этим поместьем! Владельцы менялись, как в калейдоскопе: его передавали в наследство, продавали с аукциона, покупали, закладывали…

В 1905 году во время революционных погромов поместье было сожжено, однако уже через два года его владелец, на тот момент Александр фон Гроте, вернулся и начал работы по восстановлению, пригласив для этого выдающегося архитектора Вильгельма Бокслафа. Реконструкция длилась четыре года; в 1920 году в здании разместилась Малпилсская шестилетняя основная школа, а в 1929 году поместье было передано Латвийскому национальному обществу отставных военнослужащих. В 1935 году поместье было снова продано – на этот раз частному лицу, а в 1940 году поместье было национализировано.



Что такое экспозиция в сказке

В годы СССР здесь размещались: Гидромелиоративный и строительный техникум (до 1965 года), затем – администрация совхоза, а год спустя – Музей земледелия и мелиорации. В 1992 году Малпилсское поместье было возвращено в рамках денационализации. В 2006 году здесь была начата реставрация, которая завершилась два года спустя. И сегодня Малпилсское поместье, подобно Фениксу, восставшему из пепла, радует местных жителей и гостей своей красотой.

Если у вас осталось еще немного сил, то можно напоследок прогуляться по Природной тропе, которая была недавно открыта в Малпилсе: этот живописный 6,5-километровый маршрут ведет от средневекового замка вдоль левого берега Мергупите до хутора Skulmes. На маршруте в некоторых местах установлены деревянные мостики и специально оборудованы места для пикника. А еще обязательно захватите с собой фонарики и свечки – все-таки Рождество!

Марина БЛУМЕНТАЛЬ.

Фото: А. Муйжниекс, А. Ошиньш, архив редакции.

  • Что такое шандалы в сказке черная курица или подземные жители
  • Что такое честь и бесчестие сочинение рассуждение
  • Что такое чувство долга сочинение
  • Что такое честь и достоинство сочинение рассуждение по капитанской дочке
  • Что такое честь и бесчестие сочинение по литературе капитанская дочка