Что такое экспозиция в рассказе

Ключевые слова: юмор, ф.искандер, ф.искандер тринадцатый подвиг геракла, ирония цель: развивать понятие о чувстве юмора как одном из ценных качеств

Ключевые слова:

юмор
,
Ф.Искандер
,
Ф.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»
,
ирония

Цель: Развивать понятие о чувстве юмора как одном из ценных качеств человека; показать роль юмористических картин в рассказе.

Тип урока: постановка и решение учебных задач.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

  • познавательная сфера: иметь представление о жизни и творчестве Ф.А.Искандера; различать образ героя и автора в произведении; выявлять в прозаическом тексте изобразительно-выразительные средства языка; уметь создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений;
  • ценностно-ориентационная сфера: владеть навыками анализа выразительного чтения одноклассников; анализировать формы выражения авторской позиции; формулировать собственное отношение к произведениям Ф.А.Искандера, к фактам биографии писателя; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы;
  • коммуникативная сфера: строить устный ответ с использованием цитирования; владеть навыками выразительного чтения;
  • эстетическая сфера: определять художественные функции изобразительно-выразительных средств языка в произведении.

Личностные:осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий — УУД):

  • познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;
  • регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения;
  • коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.

Методы и формы обучения: фронтальная, индивидуальная (выразительное чтение), групповая.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя

Эмоциональный настрой

(Музыка из «Ералаша»)

Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Мне очень хочется, чтобы мы с вами работали продуктивно и покорили еще одну вершину. Успехов вам и удач!

III. Актуализация знаний

Известный писатель Максим Горький когда-то сказал: «В жизни всегда есть место подвигам». Ребята, скажите, пожалуйста, что вы понимаете под словом «подвиг»?

Подвиг — это яркий героический поступок человека иногда ценой собственной жизни ради свободы, любви, жизни других людей, ради своей земли, Родины) — слайд 2

А кто-нибудь из вас совершал подвиг? Или, может быть, из ваших знакомых?

Скажите, пожалуйста, что вы понимаете под словом «подвиг»?

Со словом «подвиг» неразрывно связано имя древнегреческого героя — Геракла. Знаете ли вы, кто такой Геракл? (Слайд 3)

А что знаете о нем? Что это за герой?

Ученики: древнегреческий герой, сын Зевса, совершал подвиги.

Учитель: Кто попытается перечислить подвиги Геракла?

Ученики: (с помощью картинок) (Слайд 4)

  • «Немейский лев»
  • «Лернейская гидра»
  • «Керинейская лань»
  • «Эриманфский вепрь»
  • «Авгиевы конюшни»
  • «Критский бык»
  • «Кони Диомеда»
  • «Пояс Ипполиты»
  • «Стадо Гериона»
  • «Стимфалийские птицы»
  • «Укрощение Цербера»
  • «Яблоки Гесперид»

Посмотрите еще раз на картинки, изображающие эти подвиги. Что объединяет все эти картинки?

Рассуждают о героической стороне поступков

А вот одна из обложек книги Ф.Искандера. Какой вывод можно сделать, глядя на обложку?

(Этот рассказ юмористический) — слайд 5

Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Слайд

(Мы будем говорить о юморе в рассказе Ф.Искандера). Запишите ее в свои тетради.

— Поставьте цель.

(Найти юмористические эпизоды в рассказе).

— А что нам для этого нужно сделать? (вспомнить, что такое юмор, вспомнить сюжет рассказа, проанализировать образы героев)

Эпиграфом к нашему уроку я выбрала фразу самого Фазиля Искандера: ЧИТАЕТ КТО-ТО.

«Конечно, слишком бояться выглядеть смешным не очень умно, но куда хуже совсем не бояться этого». (слайд 6)

— Пояснить, что значит эта фраза, мы попробуем в конце урока, когда проанализируем текст рассказа. А сейчас давайте вспомним, что такое юмор?

(Юмор — изображение чего-то в смешном, комическом виде.

Юмор — вид комического, в котором пороки осмеиваются доброжелательно.)

— С какими юмористическими произведениями мы уже встречались с вами?

(А.П.Чехов «Толстый и тонкий», В.М.Шукшин «Критики», Саша Черный «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон»…)

IV. Работа над текстом

Давайте вспомним, о чём наш рассказ, с которым мы начали знакомиться на прошлом уроке? Постарайтесь уложиться в несколько предложений.

Ученики: Главный герой рассказа Фазиля Искандера, пятиклассник, не решил задачу, заданную на дом. Опасаясь двойки, мальчик решил схитрить: он пригласил врачей, которые направлялись в 5а, в свой 5б, чтобы они сделали уколы. Он надеялся на то, что учитель не успеет спросить домашнее задание. Это рассказ о том, как мальчик поплатился за несделанное задание.

Давайте вспомним, как строится сюжет: (слайд 8)

  • Экспозиция (предыстория),
  • завязка,
  • развитие действия,
  • кульминация,
  • развязка.

Посмотрите, какие яркие иллюстрации подготовили к нашему уроку художники.

Наша с вами задача — расположить картинки в зависимости от частей сюжета.

Рисунки детей (восстановление сюжета) — развешивают рисунки (2 — 3 минуты)

  • Математик — экспозиция (СЛАЙД 9)
  • Футбол
  • Докторша — завязка
  • Укол
  • У доски — кульминация

— Ребята, от чьего лица ведется повествование? (От лица пятиклассника)

— Почему от первого лица? (Повествование от 1 лица создаёт правдоподобие, поскольку о себе человек рассказывает сам).

Проверим, насколько внимательно вы прочитали рассказ. Если информация соответствует действительности, поднимаем руку, если нет — просто сидим и хитро улыбаемся.

1. Все биологи были людьми неряшливыми, слабохарактерными и довольно гениальными. — НЕТ

2. У Харлампия Диогеновича урок мог прогулять любой ученик? — НЕТ

3.Директор школы всегда, и зимой, и летом, ходил в одной шляпе, вечнозеленой, как магнолия.- ДА

4. Сахаров — отличник? — ДА

5. События рассказа происходят после войны. — НЕТ

Молодцы. Внимательно читали.

Ф.Искандеру принадлежит афоризм: «Юмор делает серьезное ещё более серьёзным».

— Как вы понимаете эту фразу? (Это значит, что читать будет весело, но речь пойдёт о серьёзных вещах).

Давайте вспомним, какие приемы создания комического существуют?

Слайд 10:

Средства создания комического:

  • Комичность эпизода
  • Неожиданность как прием создания юмористической ситуации
  • Гипербола
  • Метафора
  • Много смешных выражений

— Ребята, как видите, существует множество приемов создания комического. Вы видите на ваших столах карточки с названием некоторых из них. Посовещайтесь в группах и покажите карточку с названием того приема, который, на ваш взгляд, представлен в рассказе наиболее ярко.

  • Говорящие фамилии
  • Комическая деталь
  • Комическая ситуация
  • Использование средств художественной выразительности: необычная метафора /смешное сравнение

Группы определяют прием и дают комментарий, учитель отмечает этот прием галочкой на доске. (2 — 3 мин.)

Два приема, которые представлены в тексте наиболее ярко — это комическая ситуация (сама ситуация, когда ученик не приготовил домашнее задание, а его спросили, является комичной) и комическая деталь, которую автор применяет, рисуя портреты своих героев и давая им характеристики. Портреты учеников на слайдах схематичны, но мы с вами попробуем их оживить.

— На слайдах возможные портреты героев рассказа. Чтобы отгадать, какому герою может принадлежать тот или иной портрет, нам нужно выбрать из текста характеристики героев. Поработайте, пожалуйста, в группах и найдите в тексте характеристику своего героя.

РАЗДАТЬ ПО ВАРИАНТАМ

  • 1 группа — отличник Сахаров — СЛАЙД 11
  • 2 группа — Шурик Авдеенко — 12
  • 3 группа — Адольф Комаров — 13
  • 4 группа — рассказчик -14
  • 5 группа — Харлампий Диогенович —15

— Найдите в тексте художественные детали, которые делают героев смешными. Аккуратно тонкой линией подчеркиваем в учебнике.

— Группа № 5 работает с образом учителя. Он отличается от всех остальных. Сам по себе он не смешон. Какова его роль в рассказе? Подтвердите свой ответ цитатой из текста.

После работы представители от групп читают свое задание и дают ответ.

Приблизительные ответы:

  • 1 группа — отличник Сахаров («с противной уверенностью на умном добросовестном лице», «Смеялся Сахаров, стараясь во время смеха не переставать быть отличником».
  • 2 группа — Шурик Авдеенко («Авдеенко думает, что он лебедь, … Черный лебедь», «сидит, яростно наклонившись над тетрадью, показывая мощные усилия ума и воли, брошенные на решение задачи», «стоял у доски с яростным и угрюмым лицом, как будто раньше знал, а теперь никак не мог припомнить ход своей мысли»)
  • 3 группа — Адольф Комаров («тихий и скромный ученик. Звали его Адольф Комаров. Теперь он себя называл Аликом и даже на тетради писал «Алик», потому что началась война и он не хотел, чтобы его дразнили Гитлером.», «Его редко ругали, зато еще реже хвалили. Кончики ушей у него благодарно порозовели».)
  • 4 группа — образ рассказчика («Я любил разговаривать, а он любил сидеть тихо. Нас посадили вместе, чтобы мы влияли друг на друга, но, по-моему, из этого ничего не получилось…», «сказал я, обнаглев от страха». «Я немного гордился своей неизлечимой малярией».
  • 5 группа — образ Харлампия Диогеновича «Главное оружие Харлампия Диогеновича — это делать человека смешным. Ученик, отступающий от школьных правил, — не лентяй, не лоботряс, не хулиган, просто смешной человек».

Ребята, при описании Харлампия Диогеновича автор использует такой прием создания комического, как говорящие имена и фамилии. Давайте подумаем, случайно ли такое необычное имя и отчество у учителя.

Слушаем заранее подготовленного ученика — слайд 16

Давайте послушаем…, которая провела небольшое исследование и узнала кое-что об имени и отчестве учителя.

Справочный материал: Диоген — греческий философ, поселился в глиняной бочке. Поскольку у него не бело денег, он не мог снять комнату, не говоря уже о покупке дома, после недолгих размышлений, Диоген пошел на крайние меры.

Отчаянный философ устроил себе жилье в большой керамической бочке, которую он вкопал неподалеку от городской площади. Именно это породило выражение «бочка Диогена».

Есть легенда, что Диоген ходил днем с лампой искал «честного человека». Он пренебрежительно относился ко всякой культуре и традициям, а также презирал любые формы роскоши. Как-то раз горожане увидели днем Диогена, ходящего по городской площади с фонарем в руках. При этом «сумасшедший» философ периодически выкрикивал фразу: «Ищу человека».

Таким способом мужчина показывал свое отношение к обществу. Он часто критиковал афинян, высказывая в их адрес массу негативных отзывов.

Ребята, почему Искандер дал своему герою такое необычное отчество?

Он такой же мудрый и находчивый в решении проблем.

Что обозначает имя?

Имя греческое, обозначает «радостью сияющий». Харлампий последователен, настойчив, терпелив, обладает могучими интеллектуальными и аналитическими способностями.

Подходит имя к герою?

Чем же отличался Харлампий Диогенович от своих коллег? (Рефлексивная пауза).

Размышления вслух.

Наверное, этот учитель знал какой-то особый секрет воспитания. Но какой? Найдите ответ на вопрос по тексту (работа с текстом).

— Главное оружие Харлампия Диогеновича — это делать человека смешным… (стр. 144)

А почему Харлампий Диогенович обращается к пятиклассникам на вы? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.

— Наверное, хочет подчеркнуть, что уважает их так же, как взрослых.

А не слишком ли жестоко выставлять ученика на посмешище перед всем классом? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.

— Вспомните: «Все смеются против одного. Если над тобой смеётся один человек, то можешь еще как-то с этим справиться. Но невозможно пересмеять весь класс».

— Все понимают, что учитель поступает справедливо. Ведь он высмеивает ученика не из-за личной неприязни. Просто он не терпит, когда к делу относятся спустя рукава, не выносит разболтанности, разгильдяйства, обмана. А самое главное — у него нет любимчиков. «Смешным мог оказаться каждый».

— Конечно, мало приятного, когда над тобой смеются, но если в этом смехе нет ни оскорбления, ни унижения, то и обижаться особенно не на что. Во всяком случае, «пострадавшему» от Харлампия Диогеновича хотелось бы во что бы то ни стало доказать, что он «не такой уж окончательно смехотворный».

И все-таки жутковато ждать, когда на тебя обрушатся раскаты смеха. Помните, с кем сравнивает своего учителя не решивший задачу пятиклассник? Кто внимательно читал?

— С палачом, выбирающим жертву.

Тогда можно только порадоваться за ученика, нашедшего способ перехитрить учителя.

Почему попал в смешную ситуацию герой рассказа? (Не выполнил домашнее задание)

— К каким ухищрениям пришлось прибегнуть герою, чтобы не быть осмеянным? Просмотр отрывка из кинофильма (1) «Счастливое время находок» — 2.33 мин.

Каким себя представляет рассказчик?

Он чувствует себя настоящим героем, уверен, что совершает подвиг, спасая класс от неминуемых двоек.

Ищем в тексте цитаты, подтверждающие нашу мысль. (стр. 149)

«Не бойся, Шурик, — думал я, — ты ничего не знаешь, а я тебя уже спас».

Итак, что испытывал мальчик, не сделавший уроки? Почему он вдруг стал чувствовать себя героем? Как вы оцените его поступок?

Спас

Обманул

Ради других

Ради себя

Храбрец

Трус

(дети делают выводы).

— Смог избежать герой наказания? (Нет.)

Учитель математики Харлампий Диогенович, конечно же, понял, почему в классе появились врачи, кто привёл их и зачем. Кстати, как он догадался? (По слову «малярик»)

Просмотр второго фрагмента (2 мин. 23 сек.)

Он вызывает «героя» к доске.

Внутреннее состояние мальчика сразу меняется: он постепенно начинает чувствовать опасность, страх и даже ужас происходящего.

Параллельно автор даёт нам возможность увидеть реакцию класса, который зорко следит за тем, как у доски мучается над решением задачи одноклассник.

Класс ждёт расплаты, давайте проследим состояние героя:

Состояние главного героя

Слайд 17

В воздухе запахло какой-то опасностью.

Захлопнулся маленький капканчик.

Сердце моё с размаху влепилось в спину.

Голос мой подымается прямо из живота.

Казнь

От ужаса и отвращения.

  • Смотрел на меня и ждал
  • Ждал, что я буду проваливаться
  • Хотел, чтобы я проваливался, как можно медленнее и интереснее
  • Сдерживал хихиканья
  • Смеялся
  • Хохотал

Обратите внимание на выделенные слова.

Что вы заметили? С каждым разом смех становится сильнее.

Для передачи эмоций класса автор использует градацию. Сначала класс сдерживал хихиканье, затем смеялся, потом уже хохотал.

(На слайде — что это такое слайд 19)

Вывод: Смех нарастает, а состояние главного героя ухудшается. Его мучает совесть.

Важную роль для определения авторской позиции играют выразительные средства языка. Нужно определить, какое средство выразительности используется в этом отрывке из рассказа: «…ученик готов провалиться сквозь пол».

Верный ответ: Фразеологизм.

Авторский вариант фразеологизма «провалиться сквозь пол» близок по значению к разговорному выражению «сквозь землю провалиться», что означает «иметь сильное желание исчезнуть, скрыться куда-либо от стыда, смущения».

Учитель догадался о трусости мальчика, героя рассказа. Он иронично называет его поступок тринадцатым подвигом Геракла.)

— Почему учитель противопоставляет его Гераклу? Найдите ответ в тексте. (стр.153)

(Геракл совершал свои подвиги как храбрец. А этот молодой человек совершил свой подвиг из трусости…)

— Как вы понимаете выражение «Тринадцатый подвиг Геракла»? (фальшивый подвиг, ненастоящий).

— Именно так назвал Фазиль Искандер свой рассказ, посвященный учителю математики. Учителю, который научил главному — правильно и честно оценивать свои поступки.

Ирония — (притворство, насмешка) отрицательная оценка предмета или явления через осмеяние.

— Почему же ирония учителя и смех класса подействовали на бесстрашного «малярика» сильнее всех внушений?

(Потому что учитель перед всем классом открыл то, что мальчик таил сам от себя: все его хитроумные действия были продиктованы трусостью. И возразить было нечего).

— Учитель говорит спокойно, негромко, уважительно. Как же воспринимает его слова провинившийся?

Ответ: — Я почувствовал, как от его взгляда сердце мое с размаху влепилось в спину.

— Двойка, которой он так старательно пытался избежать, была бы для него просто спасением, но и это было несбыточно. Лучше двойка, чем смех всего класса. Долгожданный звонок, «как погребальный колокол, продрался сквозь хохот класса». (ЗВОНОК?) Звонок — погребальный колокол.

Какой троп помогает ярче описать состояние героя?

Троп этот — метафора.

Не потускневшие со временем впечатления свидетельствуют о том, что событие это имело большое значение для будущего писателя.)

Представьте другого учителя, как бы он отреагировал на такой поступок?

(Рефлексивная пауза). Размышления вслух.

— Накричал, поставил «2».

— Начал бы ругаться, спрашивать.

— Вызвал родителей.

— Повёл к директору — слайд 20.

Какой урок извлёк герой? Возвращаемся к нашему эпиграфу.

«Конечно, слишком бояться выглядеть смешным не очень умно, но куда хуже совсем не бояться этого». Как вы ее понимаете? Есть ли среди вас люди, которые не боятся быть смешными?

Какова роль учителя в жизни ребят? (он закалял смехом их детские характеры).

Развитие этой, казалось бы, простой истории преображает ее в глубоко философский рассказ о том, что такое смех, и как он противостоит обману.

Философия — любовь к мудрости, проникновенная бесстрашная мысль, стремящаяся охватить все стороны бытия (слайд 21).

Значит, это мудрый рассказ? Какой мудрый совет он нам дает?

Нужно ли бояться быть смешным?

Давайте я вам помогу сформулировать мысли:

Опираясь на фрагменты, с которыми вы работали, продолжите высказывание:

— После этой истории герой…

— Харлампий Диогенович смехом…

— Своим рассказом автор хотел показать нам, что…

— Какие выводы мы можем сделать для себя, прочитав рассказ Фазиля Искандера. (Не нужно бояться быть смешными, возможно, с помощью шутки нам указывают на то, что мы что-то неправильно делаем. Шутки не должны быть обидными. Нельзя себя ставить в глупое положение.)

Давайте прослушаем стихотворение Э.Асадова о смехе, каким он бывает.

Каков человек по душе, по уму?

И что в нем за сердце бьется?

Порой можно просто судить по тому,

Как человек смеется.

И пусть будет трижды его голова

Лукава иль осторожна,

Все можно выдумать: жест и слова,

Но смеха выдумать невозможно.

У злых, у неискренних и у тех,

Чья совесть — сплошные пятна,

Как правило, грубый и резкий смех,

Фальшивый и неприятный.

И только у добрых людей всегда,

Наверно, во всей вселенной,

Смех, словно горной реки вода,

Чувств не скрывающий никогда —

Звонкий и откровенный!

Как перекликаются стихотворение и наш рассказ?

V. Заключительное слово учителя

У героев нашего рассказа смех звонкий и откровенный.

По мысли Фазиля Искандера, закалка смехом — это своего рода прививка, которую необходимо получить в детстве, чтобы суметь вовремя уловить горькую правду о себе и не сбиться с пути.

Давайте подведем итоги наших рассуждений, составив синквейн со словом СМЕХ — музыка Рыбников (2-2.5мин)

В 1992 году Фазиль Искандер был удостоен Международной Пушкинской премии за вклад в мировую литературу. Мы понимаем, что премия заслуженна: этот писатель обладает удивительным стилем, в котором мягкая и тонкая ирония переплетается с лучшими традициями русской литературы.

Каждый человек учится или учился в школе, из многих будней складываются годы жизни. Очень непросто превратить эти будни в радость себе и другим. Смех открывает человека и поэтому общение учителя и ученика должны быть, по возможности, радостным и взаимообогащающим.

Взрослые — это выросшие дети, а дети — будущие взрослые. И жить нам надо, взявшись за руки.

Рефлексия

«ФРАЗЕОЛОГИЗМ»

Выберите фразеологизм, который характеризует вашу работу сегодня:

  • Шевелить мозгами
  • Краем уха
  • Хлопать ушами

Выставление оценок.

А сейчас снова покажите жестами состояние вашей души…

Написать письмо герою или нарисовать обложку к рассказу «Тринадцатый подвиг Геракла» или нарисовать свою обложку к книге «Тринадцатый подвиг Геракла»

Презентация к уроку

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3


Из этого материала вы узнаете:

Как сделать информацию более доступной для восприятия? Использовать специальные технологии, помогающие донести до адресата суть в наглядной, интересной, понятной форме. Одна из таких технологий – скрайбинг (от англ. scribeчертить, размечать). Его активно используют сегодня в образовательных, бизнес-проектах и других сферах.

В основе скрайбинга – визуальные изображения, которые позволяют представить аудитории какую-то информацию в схематичном, сжатом, акцентированном виде. Многие считают, что освоить данный метод могут только особо одаренные спикеры, но это не так. Скрайбинг доступен практически любому. Он имеет несколько разновидностей. О том, что они из себя представляют и как ими овладеть, расскажем далее.

Что такое скрайбинг

Участники всевозможных конференций часто видят недалеко от сцены человека, который стоит спиной к аудитории и что-то изображает маркером на ватмане. Если вы спросите, чем он занят, получите ответ: скрайбингом. Специалист конспектирует то, что звучит с трибуны, переводя звучащий текст в визуальный ряд.

Что такое скрайбинг

Что такое скрайбинг

Еще несколько лет назад словами «скрайбинг» или «скетчноутинг» можно было ввести человека в недоумение. В то время наш рынок только начал (очень осторожно) принимать такого рода бизнес-инструменты. Их названия даже пытались перевести на русский язык и адаптировать к нашей действительности («бизнес-графика», «бизнес-визуализация»), однако никакие кальки и оптимизированные переводы не прижились – «скрайбинг» вошел и в язык, и в бизнес-сферу как новшество практически в неизменном виде. Со временем популярность данного способа структурирования информации с помощью картинок и слов только выросла.

Миссия скрайбинга проста в теории, но сложна в практическом воплощении: помочь многочисленной аудитории точно осуществить обмен мнениями и принять правильное решение за короткий срок.

У скрайбинга не зря появилось новое определение – «социальное искусство XXI века». Он это заслужил. И мы сегодня являемся не только счастливыми свидетелями, но и участниками чрезвычайно интересного процесса – становления новой дисциплины и профессии. Когда скрайбинг только начал покорение бизнес-пространства, он всего лишь помогал сделать наглядные подсказки. Но оказался гораздо более универсальным, чем многие другие способы принятия решений, и вскоре шагнул далеко за пределы рынка консалтинга.

Благодаря своей необычности и яркости скрайбинг стал сопровождать массу разноплановых мероприятий – конференции, фестивали, семинары и другие собрания по интересам. Для бизнес-тренеров умение оформить контент визуально считается свидетельством высокого мастерства. Используя скрайбинг, объяснить что-то и научить других гораздо проще, как и запомнить новый материал. Скрайбинг все активнее внедряется в нашу повседневную жизнь и деловую сферу в виде планеров, путеводителей, рецептов и прочих объясняющих плакатов.

Для чего нужен скрайбинг

Визуализировать информацию – это главная задача скрайбинга. Презентации, сделанные с применением данной технологии, способствуют лучшему усвоению и запоминанию материала, так как содержание становится более привлекательным и ясным.

В арсенале скрайберов множество средств – графические символы, рисунки, диаграммы, ключевые слова и фразы, рекламные призывы. Объем скрайбинга может быть от одной страницы до нескольких томов. Рассматривая изображения, выполненные в данной технике, человек должен суметь воспроизвести в памяти главный посыл сообщения и его основных идей, хотя бы в общих чертах.


Если в скрайбинг-презентации нарисованные и текстовые символы сбалансированы и логически соотнесены, смысл переданного материала легко воспроизводится. Следовательно, очень важно для данной технологии делать акцент не на изобразительных ресурсах, а на содержании.

Какому информационному каналу в презентации отводится ведущая роль? Однозначно, аудитория прежде всего слушает содержание. Основной поток информации передается голосом спикера или дикторской начиткой. Это – база для создания презентации.

В чем секрет успеха скрайбинга? В структурированной информации, которая представлена в простой форме, проиллюстрирована подходящими рисунками и дополнена музыкальным оформлением.

По сравнению с классическими лекциями, монотонными докладами и пояснениями презентации по методу скрайбинга более эффективны, так как:

  1. Активнее вовлекают участников. Если доклад сопровождается работой скрайбера, то аудитория следит не только за его изобразительным мастерством, но и за нитью повествования спикера. В результате действенность всей презентации возрастает.

  2. Стимулируют коллективную работу в группе. Скрайбинг отлично справляется с задачей и в тех ситуациях, когда требуется подстегнуть группу к выработке общего решения. Включение визуального мышления в ходе мастер-классов, мозговых штурмов, тренингов и т. п. дает хороший результат.

  3. Способствуют лучшему запоминанию информации. На публичных мероприятиях с привлечением скрайбера участники эффективнее усваивают материал еще и потому, что могут сфотографировать ключевые тезисы презентации на смартфоны или планшеты.

  4. Охватывают мероприятием большую аудиторию. Благодаря скрайбингу информация, представленная на презентации, быстро распространяется: ею делятся слушатели в соцсетях, блогах, на форумах и т. д. В итоге раскрытая тема находит огромное количество новых адресатов.

Виды скрайбинга

Принято различать скрайбинг двух видов:

  • фасилитация;
  • видеоскрайбинг.

О скрайбинге-фасилитации (от англ. to facilitate – облегчать, содействовать, помогать) речь идет, когда устное повествование сопровождается понятными зрительными образами.

Выступающий использует рисунки, для того чтобы пояснить основные тезисы и идеи доклада. Это позволяет даже сложные понятия преподнести в простой и доступной форме. Благодаря фасилитации спикеру удается переключить внимание слушателей на графику и картинки, где отражены ключевые мысли рассказа. Самый яркий пример скрайберов-фасилитаторов – учителя, которые на уроках используют графические подсказки, чтобы проиллюстрировать излагаемый материал. При таком подходе внимание слушающих приковано к лектору, им легче переварить содержание и выработать свое отношение к теме доклада.

Виды скрайбинга

Виды скрайбинга

Видеоскрайбинг тоже имеет свои плюсы. Материал можно смонтировать один раз и использовать для иллюстрации на каждой лекции. Из полнометражного видеоролика нетрудно нарезать новые части – промосюжеты, рекламные заставки, мини-презентации, фрагменты для конкретных историй и т. п. Материал, дополненный видеорядом, всегда производит хорошее впечатление и имеет большой эффект. Да и сами авторы испытывают удовлетворение, когда работают над созданием видеоиллюстраций.

Видеоскрайбинг является творческим процессом. Чтобы достичь в нем успехов, нужно уметь пользоваться воображением и овладеть рядом технических приемов. Насколько глубоко автор погрузится в такое творчество, зависит от его желания и способностей.

Видеоскрайбинг может быть представлен в нескольких формах:

  1. Техника рисования. Это классика. В кадре зритель видит, как чья-то рука рисует схемы, графики, скетчи. Она же записывает термины, которые звучат в тексте. Для синхронизации закадрового голоса и процесса рисования видео во время монтажа ускоряют в 2-4 раза.

    Для создания такого видео понадобятся:

    • бумага формата А3 или А4 либо другая поверхность, на которой можно рисовать маркером (мелом);
    • письменные и художественные принадлежности (цветные карандаши, мел, фломастеры);
    • аппаратура для видеосъемки (камера, фотоаппарат или смартфон);
    • микрофон для начитки текста;
    • программа, позволяющая записывать и монтировать видео.
  2. Техника аппликации. В данном случае показываются вырезанные изображения и фигуры на лаконичном фоне – их выкладывают в кадр в соответствии с содержанием звучащего текста.

    Для создания такого видеоскрайбинга потребуются:

    • однотонная бумага или ткань (фон);
    • вырезанные фигурки и картинки;
    • техника для видеосъемки;
    • микрофон для озвучивания текста;
    • программы для записи звука и монтажа видео.
  3. Техника с использованием магнитов. Этот скрайбинг похож на мультипликационный, с той разницей, что картинки крепятся при помощи магнитов на специальной доске.

    Оборудование и реквизит для съемки ролика в данной технике:

    • доска для презентаций (магнитная);
    • картинки и магниты, чтобы их крепить;
    • смартфон, фотоаппарат или видеокамера для видеосъемки;
    • микрофон, чтобы записать звук;
    • цифровая программа, позволяющая работать с аудиодорожками и монтировать видео.
  4. Техника фланелеграфного скрайбинга. В этом случае картинки, иллюстрирующие рассказ, крепятся на фланелевую ткань. С помощью такого способа хорошо создавать экранизации сказок или историй. Это похоже на самодельный театр или мультфильм.

    Для создания видеоскрайбинга в данной технике нужны:

    • обтянутая фланелевой тканью доска;
    • заготовки фигурок и картинок;
    • видеозаписывающая аппаратура (камера, фотоаппарат, смартфон);
    • микрофон для записи звукового ряда;
    • программы, позволяющие осуществлять видеомонтаж.
  5. Скрайбинг с использованием компьютерных технологий. Существуют различные программы и сервисы, позволяющие любому желающему создавать скрайбинг в режиме онлайн. Все, что для этого нужно, – скачать специальные приложения (бывают бесплатными и платными). Наиболее популярные программы и сервисы для скрайбинга мы рассмотрим в статье чуть позже.

author

Владимир Сургай

cross

Основатель агентства интернет-маркетинга TFA, автор курса “Взлом конверсии”

vk

insta

Основатель агентства интернет-маркетинга TFA, автор курса “Взлом конверсии”

«Я убежден, что при желании зарабатывать на маркетинге и достойно жить может каждый, поэтому мне важно помочь
вам с первым шагом в этом направлении.»

cross

Скачать чек-лист источников клиентов и руководство по проведению продающей консультации:

Мифы и заблуждения о скрайбинге

  • Скрайбинг – это вирус. Ничего общего у вирусного видео и скрайбинга, созданного с использованием аудиовидеотехники, нет. В пассивном режиме эффекта не добиться. Чтобы технологии вирусного маркетинга работали, помимо продающей идеи нужна еще и подготовленная почва – для стремительного распространения контента. Это достигается планомерными усилиями.
  • Создание скрайбинга обходится дорого. На самом деле скрайбинг-презентация выйдет в несколько раз дешевле, чем профессиональная видеосъемка, которую предлагают производящие компании. К тому же, можно воспользоваться каким-нибудь бесплатным сервисом (их немало в Интернете) для самостоятельного оформления нарисованного скрайбинг-ролика.
  • Скрайбинг и анимация – это одно и то же. Существует распространенное мнение, что скрайбинг – это анимационный ролик, но оно ошибочное. Мы не найдем здесь анимированных персонажей, и сюжетного развития конфликта тоже нет. Все, что оживает в технологии скрайбинга, так это рука иллюстратора, которая рисует в кадре.
  • Я не художник, чтобы создавать рисунки! В скрайбинге как раз не требуется шедевров изобразительного искусства. Его прелесть в том, что изображения должны быть элементарными. Нарисовать все, что захочется, можно на основе базовых геометрических фигур – круга, квадрата, треугольника, линии и точки.
  • Я не умею монтировать на компьютере. Давно уже созданы специальные программы, по сложности примерно такие же, как MS Надо только попробовать. Или же снять на смартфон процесс создания изображений и начитки.
  • Моя работа может не понравиться. Нередко человека останавливают боязнь плохой оценки рисунка окружающими, опасения быть осмеянным. Чтобы набраться уверенности, можно какое-то время делать наброски скрайбов для себя в специальном скетчбуке. Когда начнет получаться прилично, можно выходить на публику.

Как создать скрайбинг-презентацию

Как правило, презентации в подобной технике создаются в несколько этапов.

  1. Осмысление цели и содержания

    Первым делом нужно определить выгоду клиента от продукта, который вы ему собираетесь представить. Скажем, зачем компании нужна CRM-система? Она позволяет, например, осуществлять контроль процесса реализации продукта. С ее помощью руководителю легко отследить статистику сбыта, проанализировать базу клиентов и воронку продаж. CRM-система дает возможность менеджеру всегда иметь под рукой актуальную информацию о текущем состоянии дел в организации и объективно оценивать работу персонала.

    Осмысление цели и содержания

    Осмысление цели и содержания

    Для конкретизации пользы товара (услуги) можно представить ситуацию, когда данный продукт не используется.

    Допустим, компания не имеет CRM-системы, и единой базы контроля бизнес-процессов тоже нет. Отсутствует и внутренняя коммуникация между сотрудниками. Если данную ситуацию визуализировать, можно наглядно изобразить решение многих проблем посредством CRM-системы. Тогда функциональное назначение продукта, представленного в презентации, становится очевидным.

  2. Сочинение хорошей истории

    Этап написания сценария презентации. Прежде всего следует определиться с форматом, в котором будет подан материал, и сделать его структуру удобной для восприятия. Из созданной истории потребитель должен ясно понять, какие проблемы поможет решить продукт, о котором идет речь. Самый распространенный вариант скрайбинг-презентации – рассказ от имени клиента, который по мере развития сюжета осознает конкретную пользу рекламируемого товара или услуги.

    Более убедительными получаются истории, основанные на примерах из жизни. Содержательной и законченной по смыслу делают презентацию различные художественные приемы, например, образные сравнения, метафоры. Чтобы добиться максимального эффекта от скрайбинга, нужно вычленить те идеи и тезисы, которые легко проиллюстрировать, и сочетать способы эмоционального и рационального воздействия.

    В истории обязательно должно быть вступление (экспозиция). В этой части слушателя знакомят с продуктом, представляя ему краткий рассказ о предназначении конкретного товара или услуги. Важно сразу сосредоточить внимание аудитории на конкретном предмете. Вступление сменяется завязкой – в повествовании вырисовывается проблема, которая требует решения. Далее начинается активное развитие действия. В финале зритель должен увидеть благополучное разрешение обозначенной проблемы.

    читайте также читайте также

    Пирамида Маслоу: теория и практика применения

    читайте также читайте также

    Сначала подбирается изобразительный ряд, иллюстрирующий ситуацию, в которой клиент не пользуется продуктом. Затем (кульминация и развязка) показывается решение проблемы и описываются достоинства предлагаемого товара или услуги.

    Скрайбинг-презентации отличаются особенностями построения сценария. Есть несколько правил, без которых трудно освоить это искусство:

    • предложения, которые используются в рассказе, должны быть короткими (не больше 7 слов);
    • все предложения нужно начинать с новой строки;
    • текст для начитки должен укладываться в формат А4.
  3. Создание визуального ряда к истории

    На этом этапе происходит собственно рисование и выстраивание скрайбинг-истории. В ход идут заготовки, сделанные для презентации. Надо учитывать тот факт, что кратковременную память, которая отвечает за первоначальное запоминание материала, нужно все время стимулировать образами, иначе увиденное быстрое стирается. На принципе стимуляции кратковременной памяти строится разработка и скрайбинг-презентаций, и всевозможных игр.

    Создавая визуальный ряд, нужно помнить о том, что между картинкой на экране и закадровым текстом должна быть смысловая связь. Этому есть название в скрайбинге – «якорь». Зритель видит данный визуальный ряд все время, на протяжении которого спикер излагает связанные с изображением тезисы.

    Чем более подходящий графический образ найден для иллюстрации рассказа, тем легче материал запоминается аудиторией. «Якоря» позволяют яснее воспринимать суть презентации. Нужно сделать так, чтобы зрительный образ размещался на экране на протяжении какого-то времени.

    Если вы озадачены вопросом, как сделать скрайбинг, сосредоточьтесь на простой и краткой подаче материала. Помните главное правило: одному тезису соответствует один графический элемент. Оформлять презентацию фотографиями в данном случае не целесообразно. Они вызывают у аудитории лишние ассоциации, которые не имеют отношения к теме выступления. По этой причине используется рисование от руки.

Какие программы использовать для видеоскрайбинга

  1. Sparkol

    Данная программа позволяет создавать анимированные презентации и включает два сервиса – StoryPix и VideoScribe.

    С помощью StoryPix можно обычные изображения и картинки превращать в анимированные, причем меняя по необходимости их масштаб. Сервис дает возможность также фрагментарно озвучивать нужные части. Версия для стационарных ПК синхронизируется с мобильной версией (есть приложения для iOS и Android). Есть сходство с Prezi.

    читайте также читайте также

    Что такое agile и как внедрить его в работу

    читайте также читайте также

    VideoScribe имеет простой интерфейс и набор встроенных рисованных шаблонов изображений. Сервис позволяет создавать скрайб-презентации классического вида: на белом бумажном листе (или специальной доске) фломастером изображается то, о чем говорится в закадровом тексте.

    Ежемесячная плата за пользование каждым из сервисов – 35 долларов. Безлимитную подписку на Sparkol можно приобрести за $800.

  2. «Объясняшки»

    Это русскоязычная программа для iPad, благодаря которой можно делать рисованные презентации. Сначала записывается звуковое сопровождение или загружается аудиофайл с готовым текстом. Можно разделить всю звуковую дорожку на несколько смысловых частей и под каждую рисовать иллюстрации. Сервис автоматически запомнит последовательность действий и соберет все в единое целое. Видеоряд будет зависеть только от художественных способностей автора.

    Люди, умеющие рисовать профессионально, на сайте «Объясняшек» могут продавать свои услуги по созданию презентаций в технике скрайбинга. Программой можно пользоваться бесплатно, а можно дополнительно приобретать какие-то опции за деньги, к примеру, экспортировать видео или добавлять картинку (стоимость 149 рублей).

  3. Adobe Spark Video

    С этим софтом можно делать видеопрезентации в браузере или на iOS. Все, кто умеют работать в PowerPoint, легко разберутся и тут: интерфейсы похожи. Возможности программы – изменение стиля, шаблона оформления, вставка записи с микрофона (оранжевая кнопка в центе), добавление музыки. Готовый результат можно загрузить в формате MP4 или сохранить в Facebook, на YouTube.

    Adobe Spark Video

    Adobe Spark Video

    Недостатком программы можно считать невозможность импортировать видео и GIF-файлы. Основной версией можно пользоваться бесплатно. Доступ к расширенным возможностям дает подписка на премиум-функционал (доступ к эксклюзивным шаблонам, возможность убрать водяной знак, предусмотренный в бесплатном варианте, редактировать видео совместно с другими пользователями). Стоит подписка 9,99 долларов в месяц.

  4. GoAnimate

    Посредством этого софта можно из презентации сделать анимационный фильм. Рабочий интерфейс представляет собой таймлайн с возможностью редактировать ролик: перед сохранением можно просмотреть текущую композицию и выбрать нужный элемент видеоряда. Большой плюс этого сервиса в том, что не нужно каких-то особых знаний и умений, чтобы сделать анимационный ролик. В арсенале пользователя – богатый выбор действий, благодаря которым можно оживить персонажей (они могут моргать, танцевать, говорить на разных языках, в том числе по-русски, печь пироги, оказывать врачебную помощь и пр.).

    Плата за пользование сервисом варьируется в зависимости от функционала. Стоимость базового пакета, позволяющего без ограничений делать видео в разрешении 720 пикселей, – $49 в месяц. Можно воспользоваться также специальными бизнес-программами.

  5. читайте также читайте также

    Методы сегментации рынка: критерии, цели, рекомендации

    читайте также читайте также

  6. PowToon

    Данный сервис позволяет создавать видеоанимацию. Интерфейс схож с конструкторами презентаций, имеющими расширенный функционал. К плюсам программы относятся интуитивный интерфейс и небольшая стоимость. Можно воспользоваться готовыми шаблонами. В бесплатной версии на видео наносится водяной знак, а также есть ограничения по хронометражу ролика (3 минуты). В платных тарифах снимаются водяной знак и лимиты на:

    • продолжительность ролика;
    • пользование медиатеками;
    • функционал экспорта.

    Стоимость ежемесячной платной подписки – от 19 долларов (при оплате за год).

  7. Moovly

    Пользуясь данным несложным сервисом, можно делать анимированные презентации. Многие элементы презентации в Moovly можно нарисовать, и этим он похож на скрайбинг-приложения. Программа отличается четко детализированным таймлайном и хорошей проработкой механизма навигации. Для начинающих создателей видеопрезентаций – это отличный сервис.

    Видео продолжительностью до трех минут можно делать бесплатно. Для производства более длительных роликов, а также для того, чтобы избавиться от водяных знаков, потребуется приобрести премиальный пакет. Стоимость стандартной премиум-версии (с возможностью выбора цвета видео, доступом к уникальным шрифтам и т.. п.) в месяц – $24,92.

  8. My Simpleshow

    В этой программе можно смонтировать видеопрезентацию с объяснениями и разместить на YouTube. Благодаря тому, что в ней предусмотрены советы и вопросы, пользователю не составит труда написать структуру и сценарий, к тому же, программа помогает раскадровать видео – автору надо только выбрать скорость и добавить звук. Самое приятное: индивидуальным пользователям My Simpleshow доступна бесплатно. Тарифы действуют для бизнес-сектора.

  9. Wideo

    Программа предназначена для создания видеопрезентаций на основе шейповой анимации (векторной графики). В интерфейсе софта – таймлайн, окно предпросмотра, перечень слайдов и набор инструментов. Презентация может быть дополнена изображениями, персонажами, шейпами, текстом, музыкой. Имеется прокрутка, которая позволяет удобно перемещаться на таймлайне. Работа сервиса осуществляется в браузере. Стоимость базового функционала – 19 долларов в месяц, продвинутого – $39.

Как научиться скрайбингу с нуля

Как видим, нет ничего сложного в создании скетчей и скрайбинг-презентаций, научиться этому при желании может каждый, двигаясь по определенному плану.

  1. Шаг 1. Забываем о неумении рисовать

    Нужно забыть о своих школьных тройках по рисованию. Скрайбинг – это искусство мыслить, а не изощряться в художественном творчестве. Думать и изображать базовые элементы умеют практически все.

  2. читайте также читайте также

    Кросс-маркетинг: ищем партнера и запускаем акцию

    читайте также читайте также

  3. Шаг 2. Идем от простого к сложному

    Разумеется, для начала нужно освоить простые фигуры, чтобы рука привыкла. Берем бумагу и ручку, проводим прямую линию, пунктир, рисуем треугольник, квадрат, овал.

    Чтобы свести это все в какую-то единую картину, можно в качестве разминки создать орнамент: изобразить прямоугольник, поделить его на несколько частей, заполнить эти части линиями и фигурами. Такая практика не только тренирует руку, но и помогает расслабиться, отвлечься от посторонних мыслей.

    После этого можно постепенно переходить к построению пейзажей из простых фигур: зигзагом изобразить горы, треугольниками – ели, двумя овалами – животное, волнистыми линиями облака и кромку леса.

    Если по ходу еще и сочинять рассказ о том, что происходит на картине, можно наработать неплохую практику взаимодействия с детьми.

  4. Шаг 3. Формируем базу скетчей

    Далее учимся упрощать. Всю окружающую действительность можно представить в схематичной форме. То же происходит и с нарисованными образами. Почти все можно показать просто – стоит только убрать ненужные детали и оставить существенные черты. Так можно быстро научиться передавать ключевой смысл.

    Скрайберы со стажем имеют набор скетчей на разные случаи. Кое-кто настолько в этом преуспел, что даже отчеты по проектам сдает, используя свои заготовки.

    В любой сфере есть наиболее употребительные слова и выражения, такие, как продукт, продажа, конкурент, планерка. Почему бы не начать с них? Как можно изобразить эти понятия?

    К примеру, одна девушка конкуренцию представляет в виде рыбок, которые гонятся одна за другой, а совещание на ее рисунках – человечки за столом-овалом. Почему бы не изобразить продукт в виде коробки или обычного прямоугольника? А продукт, который продан, – тоже прямоугольником, но со значком рубля на нем.

    Больше практики с одними и теми же образами – быстрее и проще будут получаться зарисовки. И в голове будут мысли не о том, как и что нарисовать, а о ключевой идее презентации.

  5. Шаг 4. Развиваем мышление

    Освоив и усвоив знакомые образы, можно двигаться дальше, к тренировке воображения.

    В качестве простого упражнения можно попытаться изобразить какую-нибудь крылатую фразу типа «делить шкуру неубитого медведя» и «чертоги разума Шерлока Холмса». Результат может стать сюрпризом.

    Некоторые образы большинству людей видятся одинаково. Но порой встречаются неординарные решения – благодаря им появляется возможность посмотреть на мир с другого ракурса. Забавно выходит, когда крылатые фразы рисуют, ориентируясь на прямые, а не переносные значения слов. Это упражнение можно взять для тренировки в компании друзей или коллег.

    На этом шаге важно научиться извлекать главное из общей массы информации. Аналогично и в жизненных ситуациях, будь то публичное выступление или обучение.

    Возьмем хоть эту статью. Она прочитана почти полностью. Какие главные идеи можно из нее вынести? Как их отразить посредством скрайбинга? Примеры можно привести, что будет связывать изображения?

  6. читайте также читайте также

    Pest-анализ компании в рамках стратегического планирования

    читайте также читайте также

  7. Шаг 5. Продолжаем учиться и тренироваться

    Главное правило после «не бояться рисовать» – тренироваться всегда и везде, в любую свободную минуту (в очереди к кассе, в общественном транспорте, во время обеденного перерыва на работе, перед сном дома: в виде скетчей оформлять списки покупок, важных дел, планы на отпуск и т. д.).

    Сначала лучше делать простые зарисовки, что-то наподобие схем, во время переговоров с потенциальными клиентами. Постепенно можно переходить к сопровождению скетчами своих выступлений, постепенно доводя их до уровня полноценного скрайбинга.

    Процесс визуализации облегчают определенные правила и хитрости, которые имеются в скрайбинге. Что-то в нем напоминает скетчноутинг и схематизацию. А что-то совсем не похоже на прочие техники и технологии. Одной из главных отличительных особенностей скрайбинга является вовлечение в процесс повествования зрителя и передача графическими средствами эмоций.

    Отсюда вытекает важность местоположения отдельных элементов, манипуляций с цветом и шрифтами, да и вообще любых деталей – от графики до психологического аспекта. Этому необходимо уделить внимание, совершенствуя свое мастерство скрайбера. Полезную литературу можно найти в книжных магазинах или в Интернете. Особенно много материалов есть на английском языке.

Что такое экспозиция в рассказеАвтор: Владимир Сургай

PTPYn

Юбилей писателя Федора Достоевского
– 200 лет со дня рождения – дал возможность отреставрировать сразу два
мемориальных здания. Одно – дом-музей на Божедомке в Москве. Другое – флигель усадьбы
Достоевских в селе Даровое близ Зарайска.

PTPYo

 «Место первого моего детства и отрочества… Это
маленькое и незамечательное место оставило во мне самое глубокое и сильное
впечатление на всю потом жизнь и где все полно для меня самыми дорогими
воспоминаниями», — напишет позже о Даровом Федор Михайлович в своем дневнике.

Усадьбу эту отец будущего
писателя, служивший лекарем в Мариинской больнице в Москве, приобрел в 1831
году. Здесь семья регулярно проводила лето, а дети познавали природу и набирались
впечатлений от общения с местным крестьянством (следы этих впечатлений
исследователи обнаруживают во многих произведениях Федора Достоевского).

PTPYq

Никаких дворцов здесь,
конечно, не было, да и имевшаяся усадьба скоро пострадала от пожара.
Отстроились, но в ХХ веке уцелел от той усадьбы только небольшой флигель. Музеем
он сразу не стал (хотя и был первоначально провозглашен таковым), дом был
приспособлен под сельскую библиотеку и детские ясли, мебель и мемориальные
предметы вывезли в Москву, где в 1920-х годах создавался музей Достоевского (о
его недавнем открытии после реставрации читаем здесь).

Интерес к Даровому как
потенциальному музею возник много позже. В начале 1990-х близ уцелевшего
флигеля был установлен памятник писателю, а сам мемориальный дом стал числиться
филиалом музея-заповедника «Зарайский кремль». В Даровом стали проводиться
экскурсии.

Но все было не так
просто. Дом нуждался в реставрации, и завершить ее удалось только сейчас, к
круглому юбилею.

PTPYr

На какой же основе
создавался музей и его экспозиция? Прежде всего на сохранившихся фотографиях и
описаниях, на данных из архивов и семейной переписки Достоевских.

PTPYu

PTPYv

Нынешняя экспозиция в
Даровом состоит из двух частей. Одна, интерьерная, воссоздает стиль усадебной
жизни дворянского «среднего класса» по аналогии с теми мемориальными
предметами, которые сохранились в московском музее или были запечатлены на
фотографиях (более поздних, разумеется, но потомки Михаила Достоевского
продолжали владеть Даровым вплоть до революции 1917 года и многое там
сохранялось от старых времен).

PTPYw

PTPYy

PTPYz

PTPY0

PTPY1

PTPY3

PTPY4

PTPY5

PTPY6

PTPY7

Другая часть экспозиции –
результаты археологических исследований на территории усадьбы и мультимедийное
представление ее истории и истории пребывания здесь семьи Достоевских.

PTPY8

PTPY9

PTPZA

На самом деле очень важен
в Даровом еще и ландшафт. Как раз он практически такой, каким был и двести лет
назад – сохранились и старинные дубы, и липовая аллея, и так называемые «Федина
роща», и «маменькин пруд».

PTPZB

PTPZD

Впрочем, в данный момент
полное представление о пейзаже Дарового (а юный Федор Достоевский и его братья
и сестры бывали здесь все-таки летом) тоже дает видеопроекция.

PTPZG

Как бы то ни было, экспозиция
в усадебном флигеле Дарового, филиале зарайского музея-заповедника, уже открыта
для публики.

PTPZH

PTPZJ

Между тем в самом
Зарайском музее открыта очередная в этом юбилейном сезоне временная выставка, посвященная
Федору Достоевскому. Названа она «Мы сами рязанские…» (по цитате из «Преступления
и наказания») и показывает Зарайск времен жизни семьи Достоевских в Даровом (в
самом этом городе жители усадьбы бывали, разумеется, многократно и по самым разным
поводам).

PTPZL

Город, сохранивший и по
сей день свою старинную крепость, к тому времени уже давно утратил оборонное
значение и существовал как по преимуществу торговый, купеческий. Но окруженный
как разной степени богатства и обустройства дворянскими имениями, так и
деревнями и селами, где крестьяне занимались в основном огородничеством и
развивали ремесла.

PTPZM

PTPZO

PTPZP

PTPZQ

PTPZS

PTPZT

PTPZU

PTPZV

Выставка, посвященная
Зарайску времен Достоевского, запланирована по 23 января.

Ну, конечно, не стоит
забывать о постоянной экспозиции зарайского музея, с его знаменитым
палеолитическим бизончиком, собранием дворянских и купеческих портретов,
декоративно-прикладным искусством и пр., и пр. О музее подробнее – здесь.

PTPZY

PTPZZ

PTPZc

PTPZe

PTPZg

PTPZi

PTPZk

PTPZo

Методическая разработка урока литературы в 5 классе

составлена учителем русского языка и литературы вей квалификационной категории

Тоточенко О. В.

по учебнику «Литература» Коровиной В.Я. и др.

Тема: Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Жилин и Костылин.

Цели урока:

Образовательная: Обобщить и систематизировать материал по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» через сравнительную характеристику главных героев;

Развивающая: развивать навыки сопоставительной характеристики героев;

Воспитательная: воспитывать нравственные качества у учащихся, ответственность за свою судьбу через сопоставительный анализ героев рассказа.

Планируемые результаты:

 Предметные: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении; систематизация знаний  по системе образов рассказа.

Метапредметные: приобщение к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развитие навыков анализа художественного произведения, умение создавать обобщения;

Личностные: воспитание духовно-нравственной личности, самоопределение; обучение культуре речевого общения.

Используемые технологии: технология проблемного обучения, ИКТ-технологии.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.

Используемые ресурсы: Используемые ресурсы: http://www.google.ru/

                                                                                                    http://www.yandex.ru/

                                                                                                     http://school-collection.edu.ru/

                                                                                                      http://rutracker.org

Ход урока

  1. Организационный этап. Приветствие.

Для работы на уроке учащиеся должны разбиться на 3 группы.


II.  Мотивация учебной деятельности

Сегодня на уроке мы с вами должны проанализировать рассказ Толстого «К. пленник», сопоставить поведение главных героев, определить черты их характера. Но для чего мы должны это сделать? Для того чтобы понять, ради чего написан рассказ Толстого, о чем он хочет заставить нас задуматься, к чему призывает своих читателей.

III. Постановка учебной проблемы.

Работа с названием рассказа.

— Итак, обратимся к названию рассказа – «Кавказский пленник». Можем мы сейчас ответить на вопрос: «Почему, рассказывая о двух русских офицерах, Толстой в заглавии говорит только об одном человеке»? Достаточно сложно.

— А кого можно назвать пленником?

 Пленник – человек, взятый в плен, невольник.

— А почему так получается, что один человек может взять в плен другого? В какое время разворачиваются события, описанные в рассказ Толстого?

                   (идет Кавказская война)

IV. Поиск решения учебной проблемы.

1. Историческая справка.

— Действительно,  действие происходит на Кавказе. 19 век. Во время царствования Николая I.  Идет тяжелая и кровопролитная война. Давайте послушаем короткую историческую справку об этой войне.

                  (сообщение ученика)

КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА 1817-1864, война Российской империи с горскими народами Северного Кавказа.

Борьба горцев-мусульман с русскими проходила под флагом газавата («войны мусульман с иноверцами»). Закончилась присоединением Чечни, Горного Дагестана и Северо-Западного Кавказа к России.

Кавказская война оказалась самой продолжительной из войн Российской империи.

— А можем мы сказать, что сейчас эта война закончилась?

                   (Наверное, нет. И сейчас многонациональный Кавказ является горячей точкой на карте нашей страны. Получается, что рассказ Толстого, написанный им в больше века назад, современен. )

Кавказ

В январе 1852 года Лев Николаевич Толстой поступает на военную службу и попадает на Кавказ.  Попав на Кавказ, Л.Н.Толстой был покорен красотой и величием природы Кавказа. Кавказ никого не оставлял равнодушным, многие великие писатели, поэты, художники и музыканты воспевали и продолжают воспевать Кавказ.

— А каким вы представляли себе Кавказ, когда читали рассказ Толстого?  

Очень любил Кавказ А.С.Пушкин

С самого детства в Кавказ был влюблен Михаил Юрьевич Лермонтов. Виды Кавказа он запечатлел в своих картинах.

— Именно в подобных ущельях и лесах, на крутых горных дорогах, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен. Зачем?

    (выкуп, раб.сила)

2. Жанровое своеобразие произведения.

РАССКАЗ- БЫЛЬ

— В одну из таких засад чуть не попал и сам Л.Н. Толстой. А случай этот он потом описал в своем рассказе.  

— Давайте вспомним, что мы называем рассказом?

(Небольшое повествовательное произведение, объединённое сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов).

— Откройте учебники, найдите название рассказа. А что написано под ним? О чем это говорит? Что это за жанр такой?

       (Быль – повествование о правдивой жизненной истории, рассказ о том, что было в действительности).

— А могло ли такое на самом деле произойти?

                        (сообщение ученика)

Толстой на Кавказе.

Молодой Лев Толстой вел дневник, в котором обличал себя за тщеславие, лень, непоследовательность. Старший брат его Николай служил в армии. Он убедил Льва поехать с ним на Кавказ, что тот и сделал. В 1851 г. братья Толстые приехали в станицу на берегу Терека, где Лев Николаевич прослужил почти три года. Лев Николаевич вначале был разочарован Кавказом, где не нашел невероятных приключений, но вскоре ему открылся подлинный Кавказ, который и остался в его душе навсегда. Впечатления эти отразились в его военных рассказах и повестях «Казаки» и «Хаджи Мурат».

Много лет спустя, создавая для школьников свою «Азбуку», Толстой написал рассказ «Кавказский пленник», в котором отразилось происшествие, случившееся с ним самим. Однажды он далеко отъехал от своего отряда и чуть не попал в плен. Выручил писателя его друг чеченец Садо. Когда друзей стали настигать чеченцы, Толстой мог легко уйти от них на своем резвом коне, но тогда бы он бросил в беде друга. У Садо было незаряженное ружье, но он делал вид, что целится в преследователей, и кричал на них. А те хотели взять Садо и Толстого живыми и потому не стреляли. Друзья успели подъехать к крепости Грозной, так что часовые их увидели и подняли тревогу. Конные казаки выехали из крепости, и чеченцы повернули в горы.

Толстой встречался с офицерами, попавшими в плен, и расспрашивал их обо всем в подробностях. Л. Толстой осуждал покорителей горских аулов, жестокость горцев, не уступавших в этом царским генералам. Он выступал против национальной розни, против тех, кто натравливает народы друг на друга.

 А делал он это посредством своих произведений.

3.  Занимательная минутка.

— Знаете, у народов Кавказа, как и у русского народа, есть своя богатая культура и  традиции, невероятно красивые костюмы.

— Угадайте, перед вами стоит юноша в русском  или чеченском костюме? Как вы догадались?

— Ребята, попробуйте  угадать героя рассказа Толстого по описанию его внешности или по его словам. Итак, кто я?

  1. Я «мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с меня так и льёт» (Костылин)
  2. Я «хоть невелик ростом, а удал был. Выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина» (Жилин)
  3. Я « был ростом маленький, на шапке  белое полотенце обмотано, лицо сморщенное и красное, как кирпич. Нос крючком, как у ястреба, глаза серые, злые и зубов нет, только два клыка, иду, как волк озираюсь…» (Хаджи)
  4. А это кто? « Девочка – тоненькая, худенькая, лет 13. Одета в длинную рубаху, синюю, с широкими рукавами и без пояса. Глаза чёрные, светлые, и лицом красивая» (Дина)
  1. Словарная работа

— А теперь, давайте-ка проверим, насколько хорошо вы знаете слова, пришедшие в наш язык из языков кавказских народов?

  •  Аул — татарская деревня;
  • Сакля — жилище кавказских горцев;
  • Бешмет — стёганый полукафтан у татар, кавказских народов;
  • Черкеска — узкий длинный кафтан, затянутый в талии, без ворота и с клинообразным воротом на груди (у кавказских горцев и казаков);
  • Чалма — головной убор у мусльман;
  • Джигит — молодой человек; молодец, удалец;
  • Мечеть — молитвенный до у мусульман, «церковь ихняя».
  1.  Работа в группах

(3 группы)

— Ребята, прочитав рассказ, вы не могли не увидеть, что главные герои этого произведения очень  разные. Давайте попробуем сопоставить этих героев, посмотреть, как они ведут себя в той или иной жизненной ситуации. Для этого нам предстоит поработать в группах. Вам предстоит ответить на предложенные вопросы. Не забывайте подкреплять свои ответы текстом.

Вопросы для обсуждения;

  1. Как договаривались вести себя, уезжая от обоза, Ж. и К., и как они себя повели,  встретившись с горцами?
  2. Сравните поведение Ж. и К. во время торгов (глава 2). Какой герой вызывает симпатию даже у врагов? Почему?

— А зачем Жилин торгуется, если он и не думал посылать письмо матери? Почему не хочет, чтобы письмо дошло?

4. Как герой ведет себя в плену? Чем занимается? Выберите из текста глаголы, относящиеся к поведению Жилина, Костылина? (3 глава)

— Почему Дина начала носить ему молоко, еду? Только потому, что он ей куколку сделал?

— Вспомните старика в чалме. Как он относится к русским? Почему?

Выходит, не все татары одинаково относятся к русским. Большинство, конечно, настроено против пленных русских. Корни этой вражды невероятно глубоки, кроются они в национальной принадлежности, в разности культур и самое главное —  в разности религий.

НО!

— К какой мысли нас подталкивает Толстой? Могут ли люди разных национальностей найти общий язык и подружиться?

           5. Как Жилин готовится к 1 побегу? Помогал ли ему Костылин? (4 глава)

6. Как проявляют себя во время 1 побега оба героя? (5 глава) Какую фразу повторяет Жилин? Какие слова повторяет Костылин? Как это их характеризует?

(ведут себя по-разному: там, где один активно борется, проявляет волю, стойкость, мужество, другой страдает, жалуется, хнычет)

7. . Как изменилось житье Жилина и Костылина после 1 побега? Как ведут себя и что делают герои, оказавшись в яме? (глава 6)

— Без чьей помощи при всей решимости Жилина его намерение бежать не увенчалось бы успехом?

— Почему, выбравшись из ямы, Жилин первым делом велит Дине отнести шест на место?

— Удается ли 2 побег Жилину? (колодки, ноги сбил, идти не может) Почему?

(силен духом, это результат его жизнестойкости, жизнелюбия

V. Систематизация знаний.

Оформление таблицы

На слайде перечислены различные качества: добрый (думает о матери, жалеет ее); надеется на себя, обдумывает побег; плачет;  деятельный человек; сумел прижиться в ауле; жалуется ; работящий, не может сидеть без дела, мастер; всем помогает, даже своим врагам – татарам; ему интересны другие люди, любит детей; великодушный; слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери; способен на предательство; раскис, упал духом; не принимает других людей.

Распределите эту информацию в разные столбики: в первый столбик – качества, которые присущи Жилину, второй столбик – качества, которые присущи Костылину.

Фамилии

— Как вы думаете, от  каких слов произошли фамилии героев? Обратите внимание на толкование этих слов.

      На слайде: жила — сухожилие, прочное окончание мышц; жилистый, двужильный — сильный, упругий. Костыль — палка для хромых, безногих. Часто говорили про стоящего человека: «молодецкая жила», «кость да жила, а вся сила». Или «подкостыливает» — плетется помаленьку.

— Сделайте вывод: в чем смысл таких фамилий?

(Один «жилистый», выносливый, а другой бесхарактерный, ему всегда и везде опора нужна)

— Посмотрите, Толстой рисует двух абсолютно разных героев, противопоставляя их друг другу. Как называется такой прием, прием противопоставления?  (антитеза)

VI. Итоги урока. Решение учебной проблемы.

Мы видим Жилина и Костылина, характерного и бесхарактерного героя, оказавшихся в абсолютно одинаковых условиях. Но как по-разному ведут себя эти герои!

Знаете, основу любого характера составляют сила духа, твердость и воля, трудолюбие и любовь к Родине. И если нет этой основы, то и человек будет бесхарактерным. В любых условиях: в труде и на отдыхе, на войне и в мирной жизни. А чтоб не стать  бесхарактерным человеком, нужно воспитывать себя с детства, закалять характер, трудиться. А иначе можно превратиться в такого человека, как Костылин.

       Итак, мы так много говорили сегодня на уроке о главных героях, но давайте сейчас вернемся к названию произведения.

— Сколько было пленников? (двое)

— А почему в названии один? (пленник там один — Костылин) А кто из них главный герой? Кого можно назвать настоящим героем? Кем восхищается Толстой?

— Ребята, попробуйте сейчас сделать вывод (каждый для себя): о чем вас заставил задуматься Л.Н.Толстой? Чему учит рассказ?

Толстой описывает представителей разных национальностей и религий и утверждает своим произведением, что человечность определяется не принадлежностью к какой-либо нации или культуре, а духовностью, милосердием, теми нравственными ценностями, которые и формирует религия. А нравственные ценности едины у всех народов, культур и религий. Главное – человек всегда должен оставаться человеком.

VII. Рефлексия.

Учитель. Оцените свою работу на уроке, подчеркните нужное. На уроке мне было:

 -интересно

-скучно

-безразлично

-я работал

-я отдыхал

-я узнал больше

-знания пригодятся мне в жизни

VIII. Домашнее задание

1. Составить план для ответа на вопрос: «Какие эпизоды и как показывают разницу в поведении Жилина и Костылина»?

2. На выбор. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду рассказа «Кавказский пленник».

Тема – это круг жизненных явлений, изображённых в произведении. Круг событий, образующих жизненную основу произведения.

Идея – это главная мысль произведения. И автор хотел показать, что упорство и мужество всегда побеждают. Научить людей не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, упорно добиваться своей цели. Осуждает вражду между народами. Осуждает предательство. Показывает, что война – это бессмысленная вражда людей.

Композиция – это построение произведения, расположение частей и эпизодов в значимой последовательности. Перечислим эти части (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог). Композицию можно назвать прямой. Она следует по сюжету.

(слайд №3)

Экспозиция – действие происходит в 19 веке на Кавказе. Идёт война русских с горцами. Первоначальное знакомство с героями, Жилиным и Костылиным. Экспозиция и эпилог у Толстого стремительные, они умещаются в нескольких строчках.

Завязка – Жилин получает письмо из дома и решается поехать в отпуск.

Развитие действия – после этого происходит очень много разных эпизодов, о которых мы и поговорим во время урока.

Кульминация – второй побег.

Развязка – Жилин оказывается в своей крепости.

Эпилог – Жилин остался служить на Кавказе, а Костылина через месяц выкупили за 5 тысяч и еле живого привезли в крепость.

  • Что такое экологическая сказка
  • Что такое эгоизм определение для сочинения
  • Что такое эгоизм сочинение вывод
  • Что такое эгоизм сочинение рассуждение что такое эгоизм
  • Что такое экспозиция в сказке