Что такое экологическая сказка

Цели: привлечение внимания школьников к проблеме массовых самовольных вырубок хвойных деревьев в предновогодний период и повышения интереса к данной проблеме

img1

Цели:

  • привлечение внимания школьников к проблеме массовых самовольных вырубок хвойных деревьев в предновогодний период и повышения интереса к данной проблеме посредством творческого подхода;
  • развитие экологической сознательности у школьников.

Оборудование:

  • Видеоролик «В мире животных», «Пожар в лесу»
  • Слайды «Природа»,
  • Слайды «Ярмарка», «Деревня», «Дом»
  • Слайды «Лесная поляна», «Речка», «Лесное озеро»,
  • Слайды «Барашки на пастбище»;
  • Слайды «Экологическая катастрофа»
  • Фонограмма «В мире животных»;
  • Фонограмма «Звуки природы»;
  • Минусовка песни «Как прекрасен этот мир»;
  • Желтый мяч — Колобок;
  • Декорации: дом, деревья, пенек

Танец «В мире животных». ВИДЕОРОЛИК

Дети выходят в зал под «Звуки общения птиц» (фонограмма.).

Останавливаются врассыпную.

Презентация

СЛАЙДЫ О ПРИРОДЕ. ЗВУКИ ПРИРОДЫ

Ведущая:

Знают все взрослые, знают все дети,

Что вместе с нами живут на планете…

1-й ребёнок:

Лев и журавль, попугай и лисица.

2-й ребёнок:

Волк и медведь, стрекоза и куница.

3-й ребёнок:

Белые рощи, лесные дубравы,

Реки, речушки, деревья и травы!

4-й ребёнок:

Синее море, лесной ручеёк,

Все доверяют тебе, человек!

5-й ребёнок:

Ты — самый умный, а значит, в ответе

За всё живое, что есть на планете!

Выбегают скоморохи. СЛАЙД «ЯРМАРКА»

1-й скоморох

Собирайтесь, добры люди!

Представление здесь будет!

2-й скоморох

Здравствуйте, гости дорогие!

Да и вы, хозяева родные!

1-й скоморох

Здоровья вам! Удачи!

2-й скоморох

И радости в придачу!

1-й скоморох

Достопочтенейщая публика!

2-й скоморох

Всего-навсего за три рублика!

1-й скоморох

Слушай сказку для души

Три рубля сейчас гроши!

2-й скоморох

Исключительная!

1-й скоморох

Поучительная!

2-й скоморох

Ее не знают ни папа, ни мама!

1-й скоморох

Экологическая драма!

2-й скоморох

Рассказала мне бабуля как-то сказку

Может, это быль,

А, может, нет,

До сих пор это секрет.

1-й скоморох

Расскажи как это было,

Мы послушаем рассказ.

2-й скоморох

Слушай. Лучше посмотри….

СЛАЙД «ДЕРЕВНЯ», «ДОМ, С трубы дым»

Выходит ДЕД

Вишь, дымок с трубы идет?

То старуха колобок

Мне сегодня испечет.

По сусекам поскребла,

По амбарам помела-

Аккурат на колобок там мучицы-то нашла

А то все с утра-то пела:

«Дед, нема ее, нема…»

Ну а запах-то какой!

Появляется старуха

Все. Готово. Испекла.

ДЕД

Остудить теперь нужда.

А хорош-то! А пригож!

Так и съел бы!

Старуха

Нет! Не трожь!

Дед перекатывает колобок в руках, но тот падает на пол и катится.

Дед

Вот безрукий! Непутевый!

Стой! Куда ты? Погоди!

Старуха

Ну, держи его, держи!

Дед

Ой, лови его, лови!

Бесполезно! Не догоним!

Силы, мать уже не те..

Что допрыгался, чертяка!

Говорила ведь не трожь!

Дед

Что же делать? Можь вернется?

Погуляет и придет…

Старуха

Нет, старик, он не вернется.

Посмотри как он хорош!

Дед

Ладно, бабка, не горюй!

Да не плачь ты, ради бога.

О-хо-хо, пойдем домой.

На сцену выбегают скоморохи

1-й скоморох

Плачет баба. Плачет дед

Колобка и следа нет.

2-й скоморох

Покатился по дорожке,

Не догонят резвы ножки.

1-й скоморох

Покатился без оглядки —

Засверкали только пятки —

Через поле и лесок

Наш румяный колобок.

Декорация — лес

2-й скоморох

Не скоро сказка сказывается, а скоро главное случается

Выходит заяц с перебинтованной головой и лапами, за ним тащится мусор, застрявыший на лапах.Садится на пенек, убирает с лап мусор.

Заяц

Ох-ох-ох!..Не дай Бог!

Что за запах аппетитный?

Колобок? Так поедим!

Стой! Ни с места!

Ох- ох- ох!..

Колобок

Ты чего это косой?

И побитый и хромой…

Заяц

Попрошу не обзываться!

А косой ты знаешь кто?

Колобок

Уж не я ли?

Заяц

Нет не ты!

Есть кругляш у нас такие

Кто вчера тут отдыхал,

А потом бутылками пустыми

по кустам, прицелившись, стрелял..

А я как раз под кустиком лежал.

Ну… культурно отдыхал

Колобок

Вот беда! А что потом?

Заяц

Мусор, грязь. Осколки. Банки

Целлофан, бумага, склянки.

Это надо же придумать!

Это разве ж были люди?!

Ведь поранятся зверята,

Несмышленые ребята.

Ты кати-ка дальше, друг.

Всех предупреди вокруг.

1-й скоморох

Покатился без оглядки

Наш румяный колобок,

А навстречу ему …Волк…

Колобок

Здравствуй, Серый! Аль не рад?

Еле ты волочишь ноги.

Довели тебя тревоги?

Волк

Это верно, Колобок,

Круглый и румяный бок,

Был я резвым и веселым

Никогда не был голодным.

Добывал я пищу сам,

Быстро бегал по лесам,

А потом связался с ним!

Колобок

С кем?

Волк

Да барана я стащил…

А барашек тот гулял по полям и по лугам.

А траву на тех полях поливают с самолета,

Обрабатывают что-то,

Гербициды, пестициды,

В общем, химия одна..!

Колобок

Ну а дальше-то чего?

Волк

Все тебе «чего, чего»!

Съел барашка я того,

Обглодал всего — и вот..

Живот пучит, лапы крючит,

Зубы сводит, череп рвет.

Все- лечиться надо мне.

На поляне дальше есть

Травка, что мне надо есть

Лекарственная!

Колобок

Ты лечись, Волк, поскорее!

Впредь же будешь ты умнее.

На поляне аккуратней

Там бутылки, банки. Склянки…

Себе лапы не порежь!

Волк

Вот спасибо, круглый бок,

Ну, катись и будь здоров!

Колобок

И тебе здоровья тоже!

Что творится — то! О, Боже!

2-й скоморох

Покатился Колобок,

Волку он уже помог-

Помогать не стыдно ведь…

Глядь, сюда идет Медведь.

Колобок

Здравствуй, Миша-генерал!

Тоже что ли захворал?

Медведь

Здравствуй, Здравствуй, Колобок!

Круглый и румяный бок!

Я, друг мой, не заболел.

Я в своем родном лесу

Чуть живьем, брат, не сгорел!!

Колобок

Как же Миша, так случилось?

Правила-то надо знать,

Что в лесу нельзя медведям

Ведь со спичками играть!

Медведь

Да не я! Я что же, глупый?

Чтобы спичками шалить?

Шел грибник, окурок бросил —

Ума нет, чтоб потушить!

Вспыхнул лес, трещал валежник!

Еле ноги я унес…

А хотел берлогу строить…

Да с бедою не поспорить.

Птичек жалко, белок жалко,.. А ежата…

Вот беда!!

Колобок

Ой-ой-ой! Вот уж беда!!

Чем помочь такому горю?

А в соседнем-то околке

Под большой ветвистой елкой

Места разве не найдешь?

Медведь

Ты о чем румяный бок?

Нет околка. Изрубили!

Елок тоже нет, спилили!

Что за люди, не пойму,

Сеют лишь одну беду!

Ну , счастливо, Колобок!

Круглый и румяный бок!

Колобок

ОХ-ох-ох! Да что тут скажешь?

Скоморох плачет. Слезы ручьем…

2-й скоморох

Ты чего?

1-й скоморох

Живо-о-тных жалко-о-о!

2-й скоморох

Нам нельзя, брат, унывать!

Надо сказку продолжать

1-й скоморох

Покатился Колобок,

Дует в спину ветерок,

Что ж катись, коль не сидится,

Глянь, сюда бежит …Лисица.

Колобок

БА! Лисица! Вот так диво!

Ты куда это спешишь?

На меня и не глядишь!

Не узнала что ль меня?

Колобок я — глянь сюда!

И по коробу скребен,

По амбару я метен,

На окошке остужен.

Я от дедушки ушел,

И от бабушки ушел…

Во плутовка! Во дает!

Колобка не узнает!

Лиса

Колобков уже не ем:

На диете я теперь.

Я тебя давно бы съела,

Да боюсь полнеть не в меру.

Ты в «Магните» не бывал?

Курочки там не видал?

В лесу птиц совсем не стало,

Я ж чуть-чуть оголодала.

Колобок

Сам в «Магните» не бывал,

Но от бабки я слыхал

Разговор ее с соседкой,

Что лежат, мол, год на лавке

«Ножки Буша» на прилавке.

Лиса

Издеваться!! Как так можно?!

Есть их просто невозможно!

Нет ни запаха, ни вкуса —

Не губи ты мою душу!!(обращаясь к Богу)

Потравили даже лужи!..

Страшно воду пить в реке-

Жизни нет зверью нигде!

На сцену выходят все участники

СЛАЙДЫ о природной катастрофе

Заяц

Как это страшно — вымиранье рода,

Всех поголовно, всех до одного.

Когда опустошенная природа

Уже не в силах сделать ничего!

Волк

И поползет проказа запустенья,

И пересохнут ниточки воды,

И птицы вымрут, и падут растенья.

И зверь не обойдет своей беды.

Медведь

И сколько тут корысти не ищи ты,

Какой ты отговоркой не владей,

Земля защиты требует, защиты,

Она спасенья просит у людей!

1-й ребенок

Много жалоб накопилось

У природы на людей.

Воды речек замутились,

Пересох в лесу ручей.

2-й ребенок

Стали чахнуть липы, клёны

На обочинах дорог.

Чистый воздух загрязняет,

Фабрик и заводов смог.

3-й ребенок

В море гибнут кит и рыба,

Загрязняется Байкал,

И становится всё мельче,

Море дивное Арал.

4-й ребенок

Дерево, трава, цветок и птица,

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

5-й ребенок

Если только захотите,

Вы природе помогать.

Лучше правила учите,

Чтобы их не забывать!

(Хором):

Умных правил не забудем,

Охранять природу будем.

Песня «Как прекрасен этот мир». СЛАЙДЫ О ПРИРОДЕ

1-й куплет.

Ты проснёшься на рассвете,

Мы с тобою вместе встретим.

День рождения зари.

Припев.

Как прекрасен этот мир, посмотри,

Как прекрасен этот мир.

Как прекрасен этот мир, посмотри,

Как прекрасен этот мир.

2-й куплет

Ты не можешь не заметить,

Соловьи живут на свете.

И простые сизари.

Припев.

3-й куплет.

Тигры есть и есть медведи,

Наши близкие соседи,

Доброту им подари.

Припев.

4-й куплет.

Так давайте вместе люди,

Охранять природу будем.

Хрупкий мир мы сохраним.

Припев.

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-6 лет

Форма организации: экспериментирование.

Тема: Экологическая сказка «Чистое озеро».

Цель: совершенствование элементарных представлений у детей 5-6

лет о водных ресурсах и бережного отношения к ним

средствами экологической сказки и экспериментирования с

водой.

Задачи: 1.Познакомить детей с проблемами загрязнения водоёмов.

Устанавливать зависимости между действиями

человека и положительными и отрицательными изменениями,

происходящими в природе в следствии этого.

2. Развивать познавательный интерес в процессе эксперементальной

Деятельности с грязной водой; делать выводы;активизировать

словаря детей словами:водные ресурсы,море,океан,очистка воды,

очистительные фильтры,пробы,пробирки.

3. Воспитывать бережное,заботливое отношение детей к природным

водным ресурсам.

Предварительная работа:рассматривание иллюстраций о водоёмах(озеро,

река,море,океан),чтение и разучивание ролей по экологической

сказке «Чистое озеро»,беседа о том,что такое SOS/

Этапы работы

Действия педагога

(методы и приёмы)

Материалы и оборудования

Мотивация детей к деятельности

1.Проблемная ситуация.

-Сегодня поступил сигнал МЧС по охране водных ресурсов,загрязнен самый красивый водоём на юге нашей страны. Во все концы отправили сигнал SOS!

-Что такое SOS?(сигнал бедствия)

-Как поступают люди,когда слышат такой сигнал?(спешат на помощь)

-Люди спешат на помощь.не бросают в беде,попогают,чем могут.

-А вы хотите помочь этому бедствию?

Простановка цели детьми

-Чем мы можем помочь?

-Как мы можем это сделать?(рассказать о правилах ,как нужно вести себя на природе)

-А как ещё помочь,мы с вами об этом поговорим чуть позже.

Совместная и самостоятельная работа с детьми по нахождению средств деятельности

-Предлагаю поговорить о том,что же случилось,а в этом мне помогут ребята.

-А вы хотите узнать,что же там случилось?

-Но прежде ответьте,какие водоёмы вы знаете?

1.Постановка экологической сказки «Чистое озеро».

— А вот послушайте,ребята,что же случилось с одним из озёр

нашей страны.

«Жило-было одно маленькое озеро(вешается плакат с изображением озера). Вода в нём была прозрачная. Если посмотреть в него,можно увидетькак резвятся рыбки-яркие,серебристые(выкладывается изображение рыбок).

Поэтому озеро называли «Чистым».

Вокруг озера рос камыш(крепится изображение камыша)-высокий,стройный,красивый.Над камышом летали большие зеленоглазые стрекозы(прикрепляются изображения стрекоз).Одна из низ была очень весёлая и озорная.

Каждую весну на озеро прилетали прекрасные белые птица-лебеди. Они вили в камышах гнездо,а летом в этом гнезде появлялись малыши-лебеди.

Глубоко на дне озера жил старый сом(ребёнок изображает сома). Он был очень большим и умным. Он всё знал. Озорные жители-рыбки,лебеди,стрекозки-уважали его.

Солнышко своими лучами согревало маленькое озеро. Все вокруг любили чистое озеро и заботились о нём.

Но вот пришла беда,к озеру пришли нехорошие люди(выкладываются силуэты людей из чёрной бумаги).

Их сердце было закрыто на замок и никого не впускало. Эти люди решили,что Чистое озеро теперь принадлежит им.

Они построили на берегу озера огромный дом(выкладывается из бумаги чёрный дом с трубой). В этом доме никто не жил,у него была большая труба,а от туда в Чистое озера стекала грязь,чёрная-причёрная.

Маленькое Чистое озеро заболело-оно стало совсем чёрным.

Думали-гадали друзья озера:что же делать,ведь злые люди совсем погубят его.

2.Динамическая пауза.

-А вот посмотрите,над озером летят лебеди. Покажите,как они это делают,а для этого выйдите со своих мест.

-Покажите,как лебеди летят,крыльями машут.

Нагнулись над водой,качают головой

Прямо и гордоумеют держаться.

Очень бесшумно на воду садятся.

-Но не понравилась лебедям это грязное озеро и они улетели.

-Наше озеро требует помощи!

-А мы можем чем то помочь?

-Мы ведь с вами исследователи и у нас есть своя лаборатория.

-Давайте возьмём воду из озера на пробу и проверим,действительно ли она засорена.

-Давайте наденем шапочки и фартуки и пройдём в нашу волшебную лабораторию.

3.Работа в исследовательской лаборатории.

-На столах у вас стоят пробирки с водой.Какая это вода?

(чистая,прозрачная)

-Какого она цвета?(безцетная)

-А у тебя Маша,Саша,Петя?

-Чем пахнет?(не пахнет,нет запаха)

-А у тебя Женя ,Ира,Света?

-Какой можно сделать вывод?(у воды нет цвета и запаха).

-Теперь добавьте воду из озера и посмотрите на воду через лупу.

-Какая вода стала?

-Как думаете,в этой воде можно жить птицам,рыбам?

-Почему?

-Эту воду можно пить?Почему?

-А мы можем помочь озеру и его обитателям?(мы можем очистить воду).

-Как нам её очистить? Кто догадался?

-Для этого у вас на столах есть пустые пробирки.

Мы пропустим грязную воду из озера через фильтр(ткань)

-Делаем,как я показываю.

-Возьмите лупу и посмотрите,какая вода стала?(чистая)

-А где осталась вся грязь и мусор?(на фильтре)

-Что мы сделали с водой?(очистили ее) Как думаешь?

-Какая вода стала?

-С помощью чего мы это сделали?(фильтра)

4. Запись в дневник наблюдения.

-Если мы с вами учёные,то надо сделать запись в дневник.

-Что в дневниках у вас нарисовано?(пробирки)

-Что мы нарисуем в левой пробирке?(грязную воду)

-Карандашом какого цвета вы будете пользоваться?(чёрного)

-Что мы потом сделали?(очистили её через фильтр).

-Фильтр мы обозначаем вот так.

-Что сверху на фильтре останется?(мусор и грязь).

-Теперь давайте все наши записи отправим в МЧС,чтобы они обязательно приехали и очистили озеро от загрязнений.

Плакат с изображением озера.

Таз с чистой водой

Камыш из бумаги,стрекозы,рыбки,лебеди.

Черный дом с большой трубой из бумаги.

Земля

Чёрные силуэты людей

Венчик

Из бумаги солнце

Пластиковые стаканчики(пробирки)

Фартуки

Шапочки

Чистая вода,грязная вода,салфетки,тарелочки.

Лупы

Белая ткань

Самодельные дневники наблюдения

Цветные карандаши(чёрный,голубой)

Образцы поэтапной зарисовки дневников(4 шт)

Подведение итога

-Как вы думаете,мы смогли помочь «Чистому озеру»?

-Что мы для этого сделали?

-Что надо делать всем людям на планете,чтобы не случилось больше такой беды?

-Как вы со своими родителями заботитесь о природе,когда выезжаете на катлованы,озёра,речки,моря?

-Я надеюсь,что вы бережно будете относиться к воде и никогда не будете её загрязнять,куда бы вы не поехали отдыхать с родителями,будь то речка или озеро,или катлован.

Что такое экологическая сказка
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая

Разбираемся, как развивать его у детей, вместе с Лилией Шабутдиновой, сооснователем детского онлайн-клуба Botanikids и Вячеславом Хотченковым, организатором детских походов, основателем проекта СлаваДетям.

Что такое экологическое мышление и почему это важно

Экологическое мышление — это понимание ценности каждого элемента живого мира вокруг и оценка своих действий с точки зрения возможных последствий для благополучия планеты.

В докладе экспертов Global Education Futures и WorldSkills Russia экологическое мышление упоминается в числе главных навыков 21-го века наряду с креативностью, эмоциональной и цифровой грамотностью и кросс-культурностью.

Глобальный тренд на экомышление задала шведская школьница Грета Тунберг. В 2019 году она выступила на саммите ООН по климату с очень эмоциональной, а местами даже дерзкой речью. Девочка обвинила мировых лидеров в опасном бездействии в вопросах экологии и призвала незамедлительно принять меры, чтобы сохранить планету для будущих поколений.

Очередной саммит ООН по климату, который недавно прошел в Глазго, показал, что человечество по-прежнему слишком мало делает для сохранения окружающей среды: количество парниковых газов в атмосфере растет, участились природные пожары и наводнения, есть серьезная угроза утраты целых государств из-за повышения уровня мирового океана. 

Основатель натуралистического онлайн-клуба Botanikids Лилия Шабутдинова уверена, что изменить ситуацию смогут только правильно воспитанные представители будущих поколений:

«Сегодня весь мир говорит о том, с какими серьезными глобальными экологическими проблемами сталкивается наша планета. Чтобы решить эти проблемы, нужны умные, преданные делу люди, которых заботит природа. А значит, перед взрослыми стоит непростая задача — растить детей в парадигме экологического мышления, то есть осознания своей ответственности за сохранность всех элементов экосистемы».

Как развивать экологическое мышление у детей

Изучать природу

Любовь и интерес к окружающему миру — это один из факторов, без которых невозможно развитие экологического мышления у детей. 

Изучать природу можно по-разному: читать книги, смотреть фильмы, проводить эксперименты. Но лучший способ, по мнению Лилии Шабутдиновой, — наблюдать самому. Да и не только наблюдать, а ощущать всеми органами чувств:

«Создание кормушек для птиц, свободная игра ребенка на природе и прогулки в «зеленых» районах развивают в детях исследовательский интерес и сопричастность природным процессам. Чем больше ребенок познает окружающий мир, тем роднее и ближе он ему становится». 

Что такое экологическая сказка
Иллюстрация: Ольга Бонитас

Изучение природы не только формирует экомышление, но и благотворно влияет на детское развитие.

  • Прогулки среди деревьев оздоравливают организм и укрепляют иммунитет за счет высокого содержания фитонцидов — природных веществ, обладающих антибактериальным действием.
  • Пребывание в природной среде развивает сенсорное восприятие и мелкую моторику. Ребенок изучает наощупь природные текстуры, сравнивает их, делает свои первые открытия. 
  • Согласно исследованию, чем больше времени ребенок проводит на природе (и чем меньше у монитора), тем более стабильно его психическое равновесие. 
  • Еще одно исследование показало, что прогулки даже раз в неделю в зеленой зоне улучшают здоровье. 
  • За счет статичности природной среды улучшается концентрация внимания — даже гиперактивные дети на природе успокаиваются, становятся более сосредоточенными. 

Читать эколитературу

Кроме прогулок и изучения природы, Лилия Шабутдинова рекомендует родителям читать с детьми книги об экологии и устройстве окружающего мира. На современном книжном рынке есть отличные детские издания. 

  • Для малышей трех-четырех лет подойдут «Экологические сказки» Елены Ульевой. В книге рассказана история мальчика Тимы и супергероя Гринмена, которые вместе спасают планету от мусора. Автор ненавязчиво включает в художественный текст идеи экологических привычек, которые могут освоить даже самые маленькие.
  • Для детей от пяти лет — книга «Мусор. Все о самой неприятной вещи на свете». Из нее ребенок узнает, куда мусор попадает со свалки, какие есть способы переработки отходов и почему батарейки и электроприборы нельзя бросать в общий бак.
  • Младшим школьникам подойдет книга «Как маленькому человеку помочь большой планете» Лилии Шабутдиновой. В ней автор кратко рассказывает об основных экологических проблемах современности и предлагает простые шаги, благодаря которым ребенок может добавить осознанности в свою повседневную жизнь и помочь планете.
  • Подросткам — «Маленькая книга зеленой жизни» Марии Ершовой. Книга рассчитана на взрослую аудиторию. С ее страниц подросток узнает, чем вреден пластик, почему производство овощей и злаков вовсе не так экологично, как принято считать, и как сократить выбросы углекислого газа. Кроме того, сможет добавить собственные экоидеи на специальных страницах в конце книги.

Еще в этом возрасте полезно проводить с детьми простые наблюдения, вести дневник природных изменений или календарь погоды, изучать флору и фауну своего региона. 

Ходить в походы

Школьников можно брать в походы и на экологические мероприятия. Или записать на курсы исследователей природы и осознанного потребления.

Эксперты экообразования научат: 

  • разводить костер разными способами — даже без спичек;
  • ориентироваться по звездному небу и находить некоторые созвездия;
  • находить следы животных; 
  • предсказывать погоду по природным явлениям;
  • ориентироваться по карте;
  • приготовить полезный перекус;
  • делать игрушки из природных материалов;
  • заниматься «партизанским садоводством» — озеленением заброшенных участков, скверов и парков. Для этого можно просто носить в кармане пакетик с семенами цветов и трав и сажать их во время прогулки; 
  • наблюдать за птицами.

Возможно, в эпоху GPS и 5G-вышек такие умения нельзя считать навыками первой необходимости, но они определенно будут способствовать развитию экологического мышления и, помимо этого, научат детей тому, что в этом мире можно прекрасно обходиться и без гаджетов.

О том, как развивается экологическое мышление в походах и для чего стоит ходить в лес детям, рассказал Вячеслав Хотченков — организатор детских походов и основатель проекта СлаваДетям:

«Очень сложно научиться любить и понимать природу только по книжкам, а для развития экологического мышления недостаточно просто посмотреть на YouTube ролик о том, что мусорить плохо и нужно очищать океан. Только погружаясь в природную среду, ребенок может по-настоящему, на практике соприкоснуться с тем, о чем до этого только слышал или читал. И в этом прямом, непосредственном контакте рождается любовь и уважение в окружающему миру». 

Что такое экологическая сказка
Из личного архива Вячеслава Хотченкова

«Мы регулярно проводим «зеленые выходы» — приходим в лес только для того, чтобы убраться. В отличие от теоретического ролика об экологии, такой поход — это проектная практическая деятельность. Ребенок приходит в лес, сравнивает замусоренные и чистые участки и решает для себя, как ему больше нравится. Потом он своими руками собирает мусор и выносит его из леса, то есть преобразует среду вокруг себя. Когда дети видят результаты своей работы, у них появляется гордость и чувство удовлетворения. А если еще и посадить несколько деревьев, то эти чувства станут еще сильнее», — уверен Вячеслав. 

Экопривычки для детей (и их родителей)

Борьба за сохранение планеты кажется многим родителям чем-то героическим, посильным только мировым лидерам. Но начинается все с малого. Вот несколько идей от проекта Botanikids, которые не займут много сил, но положат начало формированию экологического мышления у ребенка. Это можно сделать уже сейчас!

  • Сортировка мусора. Если заниматься полноценной сортировкой вам пока сложно, можно выбрать что-то одно: например, сдавать только бумагу, стекло или конкретный вид пластика.
  • Экономия воды. Закрыть кран во время чистки зубов совсем несложно. А ведь это поможет сэкономить до семи литров воды за один раз!
  • Отказ от пластиковых пакетов. Можно вместе с ребенком сшить тряпичные мешочки-«фруктовки» и брать их с собой в магазин.
  • Участие в субботниках. Это и прогулка на свежем воздухе, и общение с людьми, и уход за местом, в котором вы живете. 
  • Правильная утилизация батареек. Важно рассказать ребенку, что срок разложения батарейки до 100 лет, при этом, попав в экосистему, она будет выделять в среду ядовитые вещества. Ребенок может сам или с вашей помощью доставать из своих игрушек севшие батарейки и сдавать их в специальный ящик, например, в магазине. А лучше купить многоразовые аккумуляторы. 
  • Использование многоразовой посуды. Вместо покупки воды в пластиковой бутылке купите ребенку многоразовую бутылку из стекла или прочной пластмассы с пометкой «bpa free».
  • Развитие осознанного потребления. Детям нелегко отказываться от одноразовых мелочей вроде недолговечных дешевых машинок, «киндер-сюрпризов». Но родителям важно прививать им осознанное потребление и учить задавать себе вопрос: нужна ли мне эта вещь? Также можно подумать, куда деть ненужные вещи в хорошем состоянии. Вариантов много: можно поменяться с друзьями, отдать на благотворительность или переделать во что-то более актуальное.
  • Предпочтение натуральным материалам. Сегодня можно купить классные игрушки из природных материалов: дерева, ткани, натурального каучука. Играть с такими игрушками приятнее и полезнее, и к тому же они не наносят вред планете.

Что такое экологическая сказка
Иллюстрация: Ольга Бонитас

Забота о природе — это не единоразовая акция, а образ жизни. И чем больше людей (и детей в том числе) будет включено в заботу об экологии сегодня, тем больше шансов оставить этот мир чистым для будущих поколений.

Полезные ресурсы:

Recyclemap — интерактивная карта пунктов приема вторсырья от Greenpeace. На карте можно выбрать города, а также сделать выборку по виду мусора, который необходимо сдать.
ЭкоКласс — собрание видео-уроков об экологичном образе жизни. Маст-хэв для родителя и учителя!
Kapoosta — всероссийский гид по «зеленым» мероприятиям, заведениям и организациям.


Материалы по теме: 

  • Не Гретой единой: 8 интернет-ресурсов об экологии для школьников
  • Экологическое образование в России: проблемы и решения

Экологическая сказка
«Однажды в лесу..!!!»

(Поляна в лесу по которой разбросан мусор: консервные банки,
пластиковые бутылки, мешочки. Из-за дерева выходит хромая зайчик и плачет)

Барсучок: Зайчонок, что
случилось, почему ты хромаешь?

Зайчонок: Играл я в мячик
-и потерял его..А когда искал наступил на что-то очень острое…

Порезал я лапку о
консервную банку. Вот ищу вредителей, а найти не могу. Вы не видели?

(звучит подвижная музыка)

Влетают сороки, пролетают
через весь зал, отбирают друг у друга рябиновые бусы  

1-Стрики-чики-чики-чок..Ой,
что делается..

2-Ходит по лесу слякоть
гадостная, всё разбрасывает, везде мусор кидает, бутылки бьёт..

1-Громкую музыку
слушает..Не слыхать нам птиц, не видать нам осени..Стрики-чики-чики-чок..

(улетают)

Барсучок:  Вот, беда!!!
Что же делать, друзья? Нужно защитить наш лес!

Белка: Вперёд!!! Не дадим
наш лес в обиду!

(убегают)

Звучит очень громкая
музыка .С магнитофоном входит Слякоть и пинает консервную банку:

По лесочку я хожу

Из рогатки птиц я бью

Всех их я перебью,

А цветы все растопчу!

Ха-привет! Чего это вы
здесь делаете? Кто вы такие?

Дети: Мы защитники
природы.. А вы кто?

Слякоть: А я Слякоть
Гадостная -обожаю делать всякие пакости..Умею песни петь (включает  громко
магнитофон и начинает орать)

-А ещё я умею плакать проливными
и ливневыми дождями..От меня же просто спасу нет, когда я плачу. Ну ничем вам
от меня не спастись..Сейчас, сейчас…(Достаёт клизму и начинает всех поливать из
клизмы)

Ведущий: Так уж и ничем.
У нас с детьми есть кое что, что от сырости спасает

Слякоть: Да? И что же это
такое?

Ведуий: А вот отгадай :сухой
-клин, мокрый -блин

Слякоть-шляпа? Одеяло?

Ведущий: Да нет, не
угадала, это же зонт -ты лучше посмотри.

(танец с зонтиками)

Забегают звери: Вот она, вот
она!!!

Слякоть: Стоять, спокойно,
не приближаться, а то я в вас банкой консервной запулю..

Белочка: Уважаемая, что
же вы натворили? Наш друг лапку из-за вас поранил, я без грибов осталась, Осень
к нам не приходит! Как же мы жить будем?

Слякоть: Грибочков
захотели? (свистит)

Забегает мухомор:

Всем известно с давних
пор

Очень любит мухомор!

Потому что я важней

И волнушек и груздей

Очень много белых точек

Есть на шляпке у меня

И скажу вам не стесняясь

Всех грибов красивей я!

Ведущий: Погоди, мухомор,
не хвастайся! Может ты и  самый красивый, но не самый полезный.

Наши ребята знают много
других полезных грибов, которые гораздо  вкуснее тебя!

Мухомор: Не может быть!

Белочка : А ты проверь!

Мухомор: А что, и
проверю! Ну-ка, ребята, скажите -что это за грибы?

·       
Растут на опушке

Рыжие подружки

Как звать их?
(волнушки)

·       
Он в красной шапочке растёт

Среди грибов
осиновых

Его узнаешь за
версту

Зовётся…(подосиновик)

·       
Вдоль лесных дорожек

Много смелых
ножек

В шляпках
разноцветных

Издали заметных

Собирай, не
мешкай! Это…(сыроежки)

Вот так молодцы!!! И правда,
много грибов знаете.

(звонит телефон..мухомор
с кем то разговаривает)

— Знаете, ребята, Все
поганки нашего леса захотели стать полезными грибами, и пришли к нам в гости
сами

И сказали: Как хотите.

Хоть зажарьте, хоть
сварите

Ненавидим докторов, обожаем
поваров

Больше вредничать не
будем

Зло, коварство позабудем

Будем людям помогать

Будем песни петь,
плясать!

Ведущий Ну, что, ребята,
разрешим мухоморам с нами остаться?

Мухомор: Эй,
внучата-мухоморы

Выбегайте поскорее

Надевайте свои шляпки, да
танцуйте веселее

(танец под музыку по
выбору педагога)

Слякоть: Что -то вы такие
порядочные!!! Трали- вали-ля-ля-ля! Аж противно!!! Вот настоящая музыка!!!
(включает магнитофон на всю громкость и начинает очень громко петь, плясать и
наступает на консервную банку. Начинает кричать и плакать.)

Ведущий: Ну, вот, видишь,
Слякоть, что ты нгатворила!!! Сама на свою же банку и наступила

Слякоть: Ой, поняла, всё
поняла!!! Простите меня ребята и зверята! Я больше так не буду!!!

Ведущий: Извинений твоих
нам мало! Давай убирай- ка весь мусор из леса а мы с ребятами, уж так и быть-
поможем тебе! Очень хочется, чтобы осень в наш лес вернулась!!!

( все-ребята и зверята
начинают собирать мусор)

Заяц: А вот и мячик
мой!!!

Белка: Не стало зла, одно
добро

В лесу уютно и светло

Заяц: Чтоб могли леса
цвести

И сады и реки

Всё живое береги ты на
этом свете!!!

Бурундучок:

Мусор ты – не оставляй

В лесу, на полянке

Реки ты –не засоряй

Бой объявим склянке!

Ведущий: Ребята, давайте,
что бы осень к нам пришла споём ей песню!

( песня по выбору
педагога)

В конце песни выходит
осень, меняются декорации

Осень: Здравствуйте, мои
друзья

К вам пришла на праздник
я!

Всё кругом я нарядила,

Тёмный лес озолотила,

Стало в нём светло как
днём

Листья тут горят  огнём!

Ведущий: проходи, проходи
к нам, красавица-осень. Мы очень рады твоему приходу. Послушай какие стихи тебе
дети приготовили:

Быстро лето улетело

Перелётной птицей вдаль.

Осень чудно расстелила

Увядающую шаль.

Одарила гостья осень

Урожаями плодов,

Моросящими дождями

Кузовком лесных грибов!

Так давайте славить осень

Песней, пляской и игрой

Будут радостные встречи

Осень-это праздник
твой!!!

Частушки

Мы
осенние частушки
 
Пропоем сейчас
для вас!
 
Громче хлопайте в
ладоши,
 
Веселей
встречайте нас! Ух!
 

Как красиво всё кругом 
Золотым осенним
днем:
 
Листья желтые
летят,
 
Под ногами
шелестят! Ух!
 

Осень — времечко
сырое,
 
Дождик льется с
высоты.
 
Люди чаще
раскрывают
 
Разноцветные
зонты! Ух!
 

Осень — чудная
пора,
 
Любит осень
детвора!
 
В лес с
корзинками мы ходим,
 
Много там грибов
находим! Ух!
 

Нет вкуснее яблок
спелых,
 
Это знает
детвора.
 
Как мы яблоки
увидим,
 
Сразу все кричим:
«Ура!» Ух!
 

Любим мы свеклу,
морковку
 
И капусту тоже
есть,
 
Потому что
витамины
 
В овощах и
фруктах есть! Ух!
 

Осень, Осень золотая, 
Хорошо, что ты
пришла!
 
Ты и яблок, ты и
меду,
 
Ты и хлеба
принесла! Ух!
 

Мы частушки вам
пропели,
 
Вы скажите от
души,
 
Хороши частушки
наши,
 
И мы тоже хороши!
Ух!
 

(Игра по выбору педагога)

Осень: Очень весело мне было

Всех ребят я полюбила

Но прощаться нам пора

Что поделать -ждут дела!!!

Слякоть: Погодите, погодите -у меня есть
для вас сюрприз!!! (свистит)

Появляется тучка а в ней подарки для детей

Слякоть : Спасибо вам, ребята, что научили
меня соблюдать чистоту, а тебе, осень, за красоту!

Ведущий: Надеемся ,что ты теперь всегда
будешь беречь природу, а мы к тебе с ребятами в гости в лес приходить будем!!!

Слякоть и зверята: Приходите!!! Мы всегда
вас ждём!!

( Машут и убегают)

МБДОУ
«Первомайский детский сад «Колосок»

Экологические
сказки, их роль в воспитании и обучении дошкольников

Составитель:
Ирина Сергеевна Роголева

воспитатель

Бийский
район, 2021

В настоящее время
одной из проблем воспитания и обучения дошкольников стала именно экологическое
воспитание. В век гаджетов и новых технологий дети перестали видеть всё живое:
природу, животных. При нехватке общения детей с природой впоследствии оборачивается
черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому.
Экологическая сказка даёт возможность, благодаря хорошо развитому у детей 
воображению, понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или
отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное
царство. 

Главным образом
экологическая работа в ДОУ заключается в том, чтобы ребенок научился видеть и
понимать красоту всего живого и  бережно относиться ко всему. А так же научился
соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой и
животными.

Самый главный
принцип экологического воспитания – это принцип научности и достоверности
фактов. Но как рассказать детям о том, как размножаются растения, о пользе и
вреде нефти, о появлении птиц? Как рассказать, как увлечь и заинтересовать
детей, ведь этот материал содержит в себе строгие научные факты, которые
зачастую просто непонятны детям.

Необходимо тщательно
выбирать формы и методы экологического развития дошкольников. Одним из таких средством
обучения является экологическая сказка.

Такая форма сказки
близка и понятна детям. В каждой сказке мы определяем свои цели и задачи, но
все они в конечном итоге схожи между собой, потому что призваны учить детей
беречь и охранять природу, и все живое на земле.

Экологическая
сказка играет большую роль, как в познавательном развитии детей, так и в
эстетическом, без которого не проявлялось бы чуткость к чужому горю,
сострадание, а так же уважение ко всему живому и природе. Благодаря этим
сказкам, дети познают мир не только умом, но и сердцем, тем самым выражают своё
отношение к добру и злу. Связанные с захватывающим действием сказки картины
природы воспринимаются детьми эмоционально и впервые дети начинают понимать, как
прекрасен окружающий их мир.

По
мнению исследователя Власовой Галины Николаевны, — «Сказка помогает ребенку
понять взаимоотношения человека с природой, рисуя те или иные черты героев
животных, сказка дает нравственное воспитание, а так же реальные представления
о природе.

Так
почему же экологические сказки так интересны детям?

Дети
любят волшебные сказки и сказки о животных. В этих сказках всё фантастическое
тесно связано с реальной действительностью, своим содержанием сказки дают детям
знания о природе, о животном мире.

Экологическая
сказка воздействует не только на сознание, но и на чувства ребенка. Она
позволяет ребенку более глубоко пережить те, или иные, явления в природе, учит
детей научному видению природы. Сказка позволяет ребенку усвоить правильную в
своей основе идею: все можно улучшить, усовершенствовать, помочь себе и другим.

В
настоящее время существует немало литературы в помощь изучению экологии. Сюда
можно отнести любую детскую книжку, где в занимательной форме описана жизнь
каких-либо животных, растений, явлений природы. Сказки не только развлекают,
они ненавязчиво воспитывают, знакомят детей с окружающим миром, добром и злом.
Эти сказки, они как  универсальный учитель, в доступной форме объясняют суть
экологических проблем, причины их появления, помогают расширять экологический
кругозор, осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношений людей со средой
обитания. Помогают открыть способность ребенка тонко чувствовать окружающий
мир.

Как
таковых авторских сказок с именно экологическим содержанием очень немного. От
других сказок их отличает, прежде всего, то, что они несут в себе достоверную
научную информацию. Авторы в интересной сказочной форме дают детям
представления: о закономерностях природы; о том, что нарушение закономерностей
в природе может привести к беде; об отдельных особенностях поведения и жизни
различных представителей животного и растительного мира.

Самыми
распространенными экологическими сказками являются:

— сказки Виталия
Бианки «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Лесные домишки»,
«Одинец» – в основе всех лесных сказок, рассказов и повестей Виталия Бианки
лежат его собственные научные наблюдения над жизнью леса и его обитателей.

Создавая их, он
стремился и детей приучить к самостоятельным наблюдениям над родной природой.
Так же он очень просто и доступно показывает зависимость одного явления в
природе от другого.

Прочитав
книгу Бориса Заходера «Избранное: стихи, сказки, переводы, пересказы», вы
познакомите детей с интереснейшим миром живой природы. Бориса Заходера можно
отнести к тем особенным людям, которые могли слышать и понимать язык природы и
животных и переводить его на язык, «человеческий». Чудесные сказки Б. Заходера
помогут детям лучше понять и полюбить окружающий мир, научат бережно относиться
к природе.


Константин Ушинский в свое книге «Рассказы и сказки» сочинил сказки о растениях
и животных, о птицах, о явлениях природы, и так же о самих детях.

Сказки
К. Ушинского побуждают детей присматриваться к родной природе, изучать ее,
осмысливать окружающие явления.

 В
заключении скажу, что экологическая сказка необходима должна быть доступна
дятем. Она является эффективным средством воспитания и обучения, способствующим
экологическому развитию дошкольников.

  • Что такое эгоизм определение для сочинения
  • Что такое эгоизм сочинение вывод
  • Что такое эгоизм сочинение рассуждение что такое эгоизм
  • Что такое экспозиция в сказке
  • Что такое шандалы в сказке черная курица или подземные жители