Что такое двор в сказке о царе салтане

Три чуда из сказки о царе салтане а три чуда из сказки о царе салтане а. с. пушкина тема: три

Три чуда из сказки «О царе Салтане» А

«Три чуда из сказки «О царе Салтане» А. С. Пушкина»

Тема: «Три чуда из сказки «О царе Салтане» А.С. Пушкина».

— Совершенствовать знания детей о возможности восприятия литературных произведений с трёх сторон: литературы, музыки, изобразительного искусства.

— Формировать базовую культуру посредством приобщения детей к музыкальной культуре.

— Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывая яркий эмоциональный отклик при прослушивании музыки разного характера.

— Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, эстетическую оценку, эстетическое отношение к окружающему, искусству и художественной деятельности.

— Развивать познавательные интересы, наблюдательность, устойчивое внимание посредством прослушивания музыкальной оперы Римского-Корсакого «Три чуда», бесед по картинам Врубеля и Билибина.

— Воспитывать художественный вкус, сознательное отношение к классической музыке.

— Совершенствовать звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух.


— Воспитывать добрые черты характера, любовь к поэзии А.С. Пушкина.
Форма организации интегрированного урока. контрастная.
Оборудование: книга для чтения, мультимедийная установка, презентация, отрывки из музыкального произведения Римского-Корсакова “Три чуда”, картина М.А.Врубеля “Царевна-Лебедь”, портреты: А.С.Пушкина, М.А.Врубеля, И.Я.Билибина, карточки для самостоятельной работы.
Предварительная работа: Чтение и беседа по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Знакомство с композитором и с оперой Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Подготовка наглядного и раздаточного материала к опере Н.А. Римского-Корсакова. Подготовка шаблонов для рисования картин по произведения А.С. Пушкина. Заучивание детьми небольших и отдельных фрагментов: «Белка», «Тридцать три богатыря» и «Царевна-лебедь».

Ход урока

  1. Оргмомент.

— Здравствуйте дети! Сегодня у нас непростой урок. Наш урок сочетает в себе такие предметы, как чтение и развитие речи, музыку и изобразительное искусство.

Прозвенел уже звонок

А теперь все повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Улыбнитесь мне гостям

И садитесь по местам.

  1. Проверка домашнего задания.

Выставка рисунков по произведениям А.С. Пушкина.

— Что вам было задано на дом? Вспомнить все сказки А.С. Пушкина и нарисовать рисунки для выставки.

— Какие сказки А.С. Пушкина вы знаете?

— Внимательно послушайте, что мы вам прочитаем и попробуйте вспомнить названия сказок.

«Чтоб концы своих владений

Охранять от нападений,

Должен был он содержать

Многочисленную рать. (Сказка о золотом петушке).

« Свет мой, зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее? (Сказка о спящей красавице и семи богатырях).

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года. (Сказка о рыбаке и рыбке).


« За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит». (Сказка о царе Салтане).

3. Сообщение темы урока.

— Сегодня мы с вами вместе рассмотрим чудеса, которые описывает А.С. Пушкин в своей « Сказке о царе Салтане». Но сначала вспомним с чего всё началось.

4. Работа по теме урока.

1. — А.С. Пушкин самый известный и талантливый русский писатель. Его даже называют «солнцем русской поэзии», так ярки и красивы его произведения. Он был таким же ребёнком как и вы. Любил играть, шалить, капризничать иногда грустить. Семья его жила в Москве, когда столицей считался Санкт-Петербург. Туда приезжали богатые дворяне и вельможи отдохнуть от городской суеты.

— У Саши Пушкина была няня Арина Родионовна. — простая крестьянская женщина. Мальчик её очень любил. Няня знала много сказок и рассказывала их мальчику. Сядет, бывало, маленький Саша возле няни на скамеечку, Арина Родионовна возьмёт свой вязанье и начнёт рассказывать сказки. А в них волшебная рыбка, и злой Кощей, и дядька Черномор, и молодая царевна, которую отравила яблоком злая колдунья. Много сказок знала Арина Родионовна и очень хорошо умела их рассказывать. Так хорошо, что Саша просил повторять их по несколько раз…

Дитя господское. И всё же

Арина чуяла барчук

Ей был на свете всех дороже.
Все ребятишки хороши.

Дай бог им крепкого здоровья!

Во всех не чаяла души,

Но этот был её любовью.
И не к нему ль во всяку ночь

Арина шла со сказкой складной?

Весьма до сказок был охоч

Её питомец ненаглядный.

— Прошло много лет, мальчик вырос, закончил лицей (так называлась школа для мальчиков), стал сам великим писателем и написал большое количество сказок.

— А вы хотите попасть в сказку? Ну что же слушайте сказку и помогайте её рассказывать. В некотором царстве, в некотором государстве жили-были три сестрицы.


Три сестрица под окном,

Пряли поздно вечером.

Кабы я была царица, —

Говорит одна девица, —

То на весь крещёный мир

Приготовила б я пир.
Кабы я была царица, —

Говорит её сестрица, —

То на весь бы мир одна

Наткала бы полотна.
Кабы я была царица, —

Третья молвила сестрица, —

Я б для батюшки-царя

Родила б богатыря.
— Что же было дальше?

— Да приавильно. Царь женился на меньшой, а вскоре уехал воевать. Ткачиха с поварихой и сватьей бабой Бабарихой позавидовали сестре и решили её погубить. Царевна тем временем родила чудного мальчика и послала гонца с известием к царю-батюшке. Но сестры со сватьей бабой Бабарихой подменили письмо.

И в суму его пустую

Суют грамоту другую.

Родила царица в ночь

Не-то сына, не то дочь

Не мышонка, не лягушку

А неведому зверюшку.

Узнав такое известие, царь опечалился, и с тем же гонцом отправляет письмо. Где говорит, что приедет и сам всё решит. Во второй раз меняют письмо сёстры-завистницы.

«Царь велит своим боярам

Времени не тратя даром,

И царицу и приплод

Тайно бросить в бездну вод.

Запись фрагмента «шум моря». Закройте глаза. Вслушайтесь в мерное движение волн. и представьте себе ночное небо, и блеск звёзд на небе, и плывущую по волнам неуклюжую бочку, и плач царицы, и даже то, как чудесным образом «не по дням, а по часам» растёт царь Гвидон.
В синем небе звёзды блещут,

В синем море воны хлещут;

Туча по небу идёт

Бочка по морю плывёт.

Словно горькая вдовица,

Плачет, бьётся в нём царица;

И растёт ребёнок там

Не по дням, а по часам.
Ты волна моя волна,

Ты гульлива и вольна,

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Не губи ты наши души:

Выплесни ты нас на сушу.
И послушалась волна,

Тут же на берег она

Бочку вынесла легонько

И отхлынула тихонько…
Сын на ножки поднялся,

В дно головкой уперся,

Как бы здесь во двор окошко

Нам проделать? Молвил он.

Вышиб дно и вышел вон.
— Лопнули железные обручи бочки. Вышли на землю мать с сыном. И вот перед ними город белокаменный, а в том городе чудеса.
— Вспомните, сколько чудес в сказке о царе Салтане?

— Какие это чудеса?

— Да, вы правы в « Сказке о царе Салтане» три чуда. Давайте рассмотрим эти чудеса с трёх сторон, со стороны литературы, музыки и искусства. Эту сказку можно рассказывать не только словом. но и музыкальными звуками. Великого русского композитора Николая Андреевича Римского – Корсакова называют величайшим сказочником. Он очень увлечен был русской стариной, русскими сказками и песнями. С шести лет он начал учится читать и писать ноты, пробовал сочинять музыку, очень любил родную природу и русские сказки. Когда маленький Коля вырос, он стал писать настоящие, большие музыкальные произведения, и всю свою любовь к сказкам он перенёс в них.

— В опере «Три чуда» у каждого чуда есть своя музыкальная тема – яркая картинка. Сейчас мы послушаем отрывок. а вы определите, к какому чуду он относится? (Иллюстрации к сказке, на которых изображены белка, царевна Лебедь, богатыри и море. (Звучит фрагмент «Белка»).

— Вы услышали музыкальный фрагмент, отрывок «Как вы думаете, какая картинка подходит к этой музыке? Правильно, композитор своей музыкой «нарисовал» образ белочки.

— Что композитор использовал для этого? (музыкальная композиция построена с элементами игривой музыки, белочка как будто перескакивает с ветки на ветку, композитор включил в оперу отрывок народной песни «Во саду ли в огороде»).

Остров на море лежит,

Град на острове стоит

С златоглавыми церквами

С теремами да садами;

Ель растет перед дворцом

А под ней хрустальный дом;


Белка там живет ручная

Да затейница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет

А орешки не простые

Все скорлупки золотые

Ядра — чистый изумруд

Слуги белку стерегут.
— Сейчас мы прослушает ещё один музыкальный фрагмент. А вы подумайте, какая картинка подойдёт к этой музыке? (отрывок 33 богатыря)

Правильно, композитор своей музыкой «нарисовал» тридцать трёх богатырей. Что мы слышим в этом отрывке?

— В музыке слышится грозный рокот морского прибоя. Море вскипает, бушует, плещет, и постепенно из него появляются богатыри. Богатыри постепенно выходят из моря, князь Гвидон любуется ими. Музыкальные краски торжественные. радостные, яркие.
— А вот как описывает это автор сказки.

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой.

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

И очутятся на бреге.

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Все ровны, как на подбор,

С ними дядька Черномор.
— А теперь давайте рассмотрим репродукцию картины И.Я. Билибина. (Портрет). Иван Яковлевич Билибин тоже нарисовал много художественных произведений к сказкам А.С. Пушкина. Посмотрите на картину 33 богатыря.

-Какие цвета использует автор в этой картине?

— Какие чувства вы испытываете, глядя на эту картину?
5. Физкультминутка.

Давайте попробуем своими движениями передать поступь 33 богатырей.
— А сейчас, внимание, третий музыкальный отрывок. (Царевна Лебедь).

— Выберите картинку соответствующую музыке и слушают фрагмент повторно.

За морем царевна есть
Что не можно глаз отвесть
Днем свет божий затмевает
Ночью землю освещает
Месяц под косой блестит
А во лбу звезда горит.

А сама-то величава
Выступает, будто пава.
А как речь-то говорит
Словно реченька журчит
Молвить можно справедливо
Это диво, так уж диво!


— Великий русский художник М.А.Врубель специально к этой сказке написал прекрасную картину “Царевна-Лебедь

— Перед вами репродукция этой картины. Давайте посмотрим на неё и скажем, в каких тонах она написана: холодных или теплых?

— Конечно в холодных. Но это совсем не значит, что художник относился к этой героине плохо. Просто такова техника исполнения. Это одна из любимых картин художника. Картина навеяна поэзией Пушкина, музыкой Римского-Корсакова и сказаниями русского народа.

— Прекрасная девушка-птица плывет по безбрежному морю навстречу надвигающейся ночи. Лицо у неё нежное, задумчивое с большими темно-синими глазами. Оно полно грусти и печали. Она удаляется, уходит от нас.

— Лучи солнца скользят по драгоценным каменьям. которые на руке и на головном уборе-кокошнике. Такой красивый головной убор носили раньше сказочно богатые женщины. По легкой прозрачной одежде Царевны, дымчатого цвета, так же пробегают лучи солнца, делая ее нежно — розовой, и напоминая оперенье птицы. А вдали мы видим свинцовое небо, сливающееся с морем.

— А чем же заканчивается сказка? Найдите в тексте и прочитайте эти слова.

6. Викторина по сказке.

— Кто автор сказки о царе Салтане?

— Сколько чудес в сказке о царе Салтане?

— Кто из композиторов написал оперу «Три чуда» к сказке о царе Салтане?

— Кто из художников написал картину «Царевна-Лебедь»?

Три сестрица под окном,

Кабы я была царица, —

Говорит одна девица, —

То на весь крещёный …….

Приготовила б я пир.
Топишь берег ты ………,

Не губи ты наши ……….

Выплесни ты нас на сушу.
А орешки не простые

Ядра — чистый изумруд

Слуги ………… стерегут.
Все красавцы удалые,

Все ровны, как на подбор,

С ними дядька ………….
А сама-то величава
Выступает, будто ……..
А как речь-то говорит
Словно ………. журчит
Молвить можно справедливо
Это диво, так уж диво!

— Кто автор сказки о царе Салтане?

— Кто из композиторов написал оперу «Три чуда» к сказке о царе Салтане?

— Кто из художников написал картину «Царевна-Лебедь»?

— Сколько чудес в сказке о царе Салтане?
7. Итог урока

— Вам понравилась эта художественно-музыкальная сказка?

— А нам было очень интересно и приятно вместе с вами еще раз вспомнить прекрасную сказку А.С. Пушкина и познакомиться с замечательной музыкой Н.А. Римского-Корсакова, написанной к ней, и с картинами знаменитых художников Врубеля и Билибина.

— А что запомнилось вам больше всего?

velikiy-pushkin.ru

Какие три чуда описывает Пушкин в «Сказке о царе Салтане»?

Какие три чуда описывает Пушкин в «Сказке о царе Салтане»?

Какие три чуда описывает Пушкин в «Сказке о царе Салтане»?

  1. «Белка там живет чудная» — белочка, которая грызла золотые орешки и добывала из них ядра-чистый изумруд. Белка умела петь песенки и танцевать.

tri chuda v skazke o care saltane 0

tri chuda v skazke o care saltane 1

tri chuda v skazke o care saltane 2

Бессмертное и неповторимое произведение Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о царе Салтане» действительно является одной из самых любимых сказок не только у детей, но и у взрослых. Что касается трех чудес, которые были описаны в данном произведении, то это:

  • белочка, грызущая орешки с золотыми скорлупками,
  • тридцать три славных богатыря, во главе с Черномором,
  • прекрасная Царевна — лебедь.

Великий поэт и сказочник Александр Пушкин был затейлив на выдумки, что и продемонстрировал в своей «Сказке о царе Салтане». В этой стихотворной сказке поэт проявил свою фантазию в полной мере, украсив повествование несколькими чудесами.

Первое чудо — необычная белочка, грызущая диковинные орешки: с изумрудными ядрами и золотыми скорлупками.

Чудо под вторым номером — появление на берегу тридцати трех богатырей во главе с лидером: дядькой Черномором. Небольшой отряд красавцев-богатырей, облаченных в броню из блестящей чешуи, появляется из моря, что само по себе удивительно.

Третье пушкинское чудо мне нравится больше всего, и это: великолепная царевна-Лебедь, которая ночью освещает землю, а днем затмевает божий свет.

Цифра «три» является лейтмотивом многих сказок. В том числе и в этой сказке Пушкина речь идет именно о трех чудесах.

Если перечислять в той последовательности, в которой они идут в сказке, то самое первое — это белочка в клетке. Чудо заключалось в том, что белочка пела песенки и грызла золотые орешки.

Второе чудо — это витязи, которые выходили из глубин моря на сушу. Во главе витязей был Черномор. А было их ровно тридцать.

Третье чудо — это прекрасная лебедь, которая в конце превращается в царевну.

В этой сказке были и другие чудеса, например, князь Гвидон, который превращается то в муху, то в комара.

А как же пушкинские строки: «в чешуе, как жар горя, тридцать ТРИ богатыря»?

Куда подевались еще три богатыря, по Вашей логике?

Мдя. Зато ответили на звездный вопрос, отметились. — более года назад

Чудес, описанных в сказке о царе Салтане больше чем три чуда, поэтому я перечислю три чуда, которые мне больше всего нравятся. Это в первую очередь, белочка, которая умеет петь и которая грызёт орешки в золотой скорлупе с изумрудными ядрами. Это так же Царевна Лебедь удивительной красоты и третье чудо — это богатыри, которые живут в море и выходят на берег, чтобы охранять князя Гвидона.

tri chuda v skazke o care saltane 3

tri chuda v skazke o care saltane 4

tri chuda v skazke o care saltane 5

После того, как жену Салтана с сыном выбросило с бочкой на сушу и парень встретил лебедь, он всячески старался увидеть отца и пригласить того к себе, передавая поклоны через купцов. Но каждый раз ткачиха, бабариха и повариха всячески отговаривали Салтана, придумывая любые чудеса для этого, а сын царя (князь Гвидон) слышал их речи и у себя на острове воплощал их в реальность:

  1. Так (будучи комаром) Гвидон услышал о чудо белке, которая грызёт золотые орехи, внутри которых изумруды — это первое чудо было.
  2. Салтан услыхал о белке и хотел отведать остров, но три бабы отговорили его тем ,что есть и другое чудо: 33 богатыря и дядька Черномор (Гвидон тогда мухой подслушал их речи).
  3. И третий раз обернулся парень шмелём, когда услышал о третьем чуде из чудес: прекрасной девушке со звездой во лбу и месяцем под косой — этой красавицей и стала для Гвидона его лебедь.

Сказка «О царе Салтане. » действительно содержит много чудес, на то она и сказка.

Чудом можно назвать, например, и то, что царевна с царевичем выжили и попали на остров. потом превращение царевича в муху и т.д.

Но так уж и быть, назовем основные, о которых купцы и рассказывают царю Салтану.

Это появление на острове, где стоял лишь только дуб, под которым царевич с матерью и заснули, города.

Это белочка, которая грызет не простые орешки, а с изумрудом.

Третье чудо в сказке.

Это тридцать три богатыря, которые охраняют вместе с Черномором остров царевича Гвидона.

tri chuda v skazke o care saltane 6

И еще есть четвертое чудо.

Это жена царевича, которая превратилась в прекрасную царевну из лебеди.

Отрывок о Царевне со звездой во лбу наиболее запоминающийся. В мультфильме Царевна выступает настоящей павой, сверкает месяц под косой и переливается во лбу звезда. Слова «33 богатыря» сегодня стали устойчивым выражением, которое широко употребляется в народе, правда, без иносказательного смысла. 33 богатыря, Черномор и Царевна настоящие волшебные герои в сказе, из появление можно объяснить только чудом из чудес. И еще еще одно чудо, поющая песенки белочка. Белочка грызет не простые орешки и этому можно найти объяснение, если подходить с точки реальной жизни, но поющих белок в жизни не бывает, поэтому ее появление тоже относится к ряду волшебных действий в сказке.

Сказка Пушкина «Сказка о царе Салтане» просто полна чудес.

Главные чудеса сказки это:

  • Белка, которая грызла в сказке орешки с золотой скорлупой и ядрами из изумруда.
  • Тридцать три богатыря — которые вышли из волн.
  • Царевна-лебедь — прекрасная девица, которая была сестрой богатырям.

Это ещё не се чудеса сказки, на стоящим чудом можно назвать, что Жена царя с младенцем в бочке остались живы, не иначе как чудом можно назвать превращение князя Гвидона в комара.

А разве не чудо, что мать и сын (князь Гвидон) остались живы. Когда их в бочку посадили и бросили в море. Кто может проплавать в ней в море и остаться жив. Самое чудо, не было бы его и сказка продолжение не получила бы. И Царевны-лебедь не было бы.

В «Сказке о царе Салтане» действительно описываются три чуда. Первое чудо — это белка, которая кушает золотые орехи. Царевна-лебедь — второе чудо. И остается третье чудо — это тридцать три богатыря их дядька.

velikiy-pushkin.ru

Три чуда — из оперы

«Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане».

Сказка в музыке.

Авторы: старший воспитатель Светлана Анатольевна Смелянская, музыкальный руководитель Светлана Михайловна Мохова, Северо-Западное окружное управление образования ГБОУ детский сад N 2302, г. Москва.

Цель: Формирование художественно- эстетического восприятия сказочных образов через восприятие музыки, поэзию.

  • Побуждать детей выражать свои мысли и чувства в движении, музыке.
  • Способствовать в развитии образной речи, умение рассматривать иллюстрации к произведениям А.С.Пушкина
  • Развивать познавательные и творческие возможности детей.
  • Развивать культуру слушания классических произведений
  • Развивать воображение, память, умение сравнивать, анализировать….
  • Аудиозапись музыкальных произведений три чуда: «Белка», «33 богатыря», «Царевна лебедь» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.Римского-Корсакова;
  • музыкальные инструменты: металлофоны, ложки, треугольники.
  • иллюстрации к «Сказке о царе Салтане».

Музыкальный материал: Песни «Ветер по морю гуляет» Г. Струве, «Ласковая сказка» Н. Гогина. Муз. движение «33 богатыря», «Царевна-лебедь». Оркестр «Белка».

  • Музыка
  • Чтение художественной литературы
  • Коммуникация
  • Социализация
  • Познание
  • Слушание музыки
  • Совместное пение
  • Шумовой оркестр
  • Музыкальное движение
  • Чтение стихов
  • Беседа

Дети заходят в зал и садятся на стулья. Здороваемся по-музыкальному.

Музыкальный руководитель: Ребята, вы, конечно, знаете, что музыка нам многое может рассказать. Давайте вспомним, о чем нам рассказывала музыка, которую мы слушали на занятиях?

Дети: О природе, о настроениях и чувствах человека, о птицах и животных, может рассказывать сказки.

Музыкальный руководитель: Ребята, вы любите сказки? (Да). Предлагаю вам совершить путешествие в замечательную и удивительную страну сказок. Хотите? (Да). Сейчас мы исполним песню, а вы подумайте в какую сказку мы с вами попали.

Музыкальный руководитель: Ребята, в какую сказку мы с вами попали? («Сказка о царе Салтане»)

Воспитатель: Полное ее название: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче, и о прекрасной царевне Лебеди».

Воспитатель: А кто автор сказки? (А.С.Пушкин).

— А какие сказки Пушкина вы знаете? («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о Золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о попе и его работнике Балде»).

Музыкальный руководитель: Многие композиторы писали свои музыкальные произведения по литературным произведениям. На сюжет сказки Пушкина «Сказка о царе Салтане» была написана опера. Что такое опера?

Дети: Это музыкальное действие, в котором только поют.

Музыкальный руководитель: А кто написал эту оперу? (Н.Римский – Корсаков)

Музыкальный руководитель: Это великий русский композитор. Он написал много произведений на сказочные сюжеты. В опере «Сказка о царе Салтане» сюжет сохранен таким, как его придумал Пушкин. Но композитор Н. А. Римский-Корсаков сочинил удивительные музыкальные темы для того, чтобы показать всех героев Пушкина. Одно из замечательных мест оперы – отрывок под названием «Три чуда», которые происходили в необычном городе-острове Леденце.

Сейчас мы послушаем музыкальную тему, которая изображает город-остров Леденец, на котором оказались царевна и царевич. Подумайте, каким он изображен в музыке, представьте его себе и опишите.

Слушание отрывка город Леденец.

Музыкальный руководитель: Какая музыка? Что она изображает?

Дети: музыка торжественная, величественная. Изображается переливание воды, плеск волн. Звучит труба.

Музыкальный руководитель: Какие же три чуда произошли в этом необычном городе Леденце?

Дети: Белка, 33 богатыря, царевна-лебедь.

Музыкальный руководитель: Мы послушаем фрагмент про одно из этих чудес. Ваша задача внимательно слушать и догадаться, какое чудо нам хотел рассказать композитор.

Музыкальный руководитель: Какая эта музыка по характеру? (легкая, воздушная, танцевальная, светлая и т.д.). Какой инструмент ведет мелодию? (флейта).

О каком чуде рассказывал композитор? (белка).

Воспитатель: А как Пушкин описал это чудо?

Ребенок: Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка песенки поет

Да орешки все грызет.

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые

Кучки равные кладет,

И с присвисточкой поет

При честном при всем народе:

Во саду ли, в огороде.

Музыкальный руководитель: Какая песня лежит в основе этого произведения? (Русская народная песня «Во саду ли, в огороде»). Ребята, возьмем инструменты, создадим свой оркестр и исполним это произведение.

Воспитатель: Снова корабельщики отправились к царю Салтану, рассказали ему о белочке. Но тут ткачиха говорит:

«Что тут дивного? ну, вот!

Белка камушки грызет,

Мечет золото и в груды

Этим нас не удивишь,

Правду ль, нет ли говоришь.

Музыкальный руководитель: а какое же это диво? Слушаем.

Музыкальный руководитель: Что передает нам музыка? Какое диво произошло?

Дети: 33 богатыря выходят из моря.

Музыкальный руководитель: какими изображены богатыри?

Дети: Смелыми, грозными, решительными, строгими, грозными.

Музыкальный руководитель: какие у них одежды, оружие?

Дети: Богатыри в кольчугах, в шлемах. В руках у них щиты и мечи.

Музыкальный руководитель: какой пейзаж окружает богатырей?

Дети: море бурлящее, взволнованное, беспокойное.

Давайте послушаем как Пушкин выразил это чудо.

Ребенок: Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор.

Музыкальный руководитель: А сейчас мы станем участниками этой сказки и выразим настроение и характер музыки через движение.

Девочки берут ленточки, садятся на колени и импровизируют танец волн, а мальчики маршируют, подражая богатырям.

Воспитатель: Но что же на это диво ответила сватья баба Бабариха?

«Кто нас этим удивит?

Люди из моря выходят

И себе дозором бродят!

Правду ль бают, или лгут,

Дива я не вижу тут.

В свете есть другое диво?

Музыкальный руководитель: И последнее, третье чудо. А Н.Римский – Корсаков изобразил это чудо так.

Музыкальный руководитель: О каком диве здесь идет речь?

Музыкальный руководитель: Какая она?

Дети: Волшебная, сказочная, красивая, таинственная, гордая, спокойная, неторопливая и т.д.

Музыкальный руководитель: Вот как о ней написал А.С.Пушкин:

Ребенок: За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

Музыкальный руководитель: А сейчас нам девочки покажут это чудо в своем исполнении.

Дети в движении передают образ царевны-лебеди.

Воспитатель: Вспомним, чем закончилась сказка.

По равнинам Окияна

Едет флот царя Салтана

Князь Гвидон тогда вскочил,

«Матушка моя родная!

Ты, княгиня молодая!

Посмотрите вы туда:

Едет батюшка сюда».

… Все теперь идут в палаты:

У ворот блистают латы,

И стоят в глазах царя

… Царь ступил на двор широкой:

Там под елкою высокой

Белка песенки поет,

Золотой орех грызет.

Под косой луна блестит

А во лбу звезда горит!

… Царь слезами залился.

Обнимает он царицу,

И сынка, и молодицу,

И садятся все за стол,

И веселый пир пошел!

Музыкальный руководитель: Ребята, наше путешествие по сказке завершается.

Понравилось ли вам наше путешествие? Итак, в какой сказке мы сегодня побывали?

— А кто написал музыку к этой сказке?

— Какие три чуда мы сегодня услышали в музыке Римского-Корсакова?

Музыкальный руководитель: Ребята, мы можем не только прочитать сказку, но и услышать ее в музыке. И на прощание исполним друг другу песню «Ласковая сказка».

Музыкальный руководитель: До свидания.

velikiy-pushkin.ru

«Три чуда в опере-сказке Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

Разделы:
Работа с дошкольниками


Направление: Художественно-эстетическое

Интеграция областей: “Музыка”,
“Коммуникация”, “Художественное развитие”.

Программное содержание:

  • Способствовать расширению и углублению
    музыкальных впечатлений, развитию устойчивого
    слухового внимания у дошкольников.
  • Прививать любовь и интерес к классической
    музыке, способствуя формированию общей духовной
    культуры.
  • Различать средства музыкальной
    выразительности (темп, лад. регистр, динамику).
  • Высказываться о чувствах, настроении,
    выраженных в музыке.
  • Развивать творческие способности детей через
    раскрытие музыкальных образов в движении, игре
    на ДМИ.

Материал: детские музыкальные инструменты:
трещотки, барабаны, ложки, треугольники, бубны,
металлофон.

Предварительная работа: чтение “Сказки о
царе Салтане, о сыне его славном и могучем
богарыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной
царевне Лебеди” А. Пушкина.

Оборудование: проектор, музыкальный центр.

Ход непосредственно образовательной
деятельности

Дети свободно входят в зал, музыкальный
руководитель их приветствует, предлагает им
занять места поудобнее в музыкальной гостиной и
порассуждать о чуде: что это такое, как они
понимают это явление? Может быть кто-то из них
сталкивался в своей жизни?

Ребята отвечают на вопросы, делятся своим
небольшим жизненным опытом.

Музыкальный руководитель (далее М.р.)
продолжает:

Да, ребята,чудо — это нечто удивительное,
уникальное, необъяснимое. Это то, чего не могло
случиться на самом деле ни в коем случае.

Но, тем не
менее,  это произошло.  Чудо  нельзя
объяснить. Чудеса происходят  редко и не со
всеми, но, тем не менее, люди часто надеются, что
произойдет чудо. (СЛАЙД 1)

Презентация.

Ребята, скажите пожалуйста, где чаще всего мы
можем услышать о чуде, чудесных превращениях?

Дети. С чудесами мы можем встретиться в
сказках

М.р. Правильно, ребята, в сказках. Какие вы
знаете сказки, в которых происходят чудеса,
волшебство?

Дети. “Золушка”, “Кот в сапогах”, “Василиса
Прекрасная”, “Волшебная дудочка”, “ Сказка о
царе Салтане” и т.д.

М.р. Прекрасно, что вы знаете “Сказку о царе
Салтане” и наверное, даже назовете мне автора
этой сказки?

Дети(отвечают) .Эту сказку написал великий
русский поэт А.С. Пушкин.

(СЛАЙД 2,3,4)

М.р. Совершенно верно! А еще, ребята, по этой
сказке была написана одноименная опера нашим
русским композитором Николаем Андреевичем
Римским – Корсаковым.

(СЛАЙД 5, 6)

В ней-то при помощи музыкальных звуков и были
переданы ЧУДЕСА этой замечательной сказки.
Назовите их, пожалуйста.

Дети. В сказке говорится о Белке, 33 богатырях
и их дядьке Черноморе, и о прекрасной царевне
Лебеди.

М.р. Все правильно. Давайте с помощью музыки
попробует узнать, о каком чуде идет речь.

Дети слушают 1 чудо “Белка”

Дети. В этом отрывке композитор изобразил
Белку.

М.р. А как вы догадались?

Дети. Нам подсказала музыка. Она звучала на
высоких звуках, легко, отрывисто, потому что
белочка маленькая, затейница, грызет орешки и еще
поет веселую песенку.

М.р. А песенку вы узнали?

Дети. Да, это русская народная песенка “Во
саду ли в огороде”.

М.р.Вот Белочка (СЛАЙД 7) Все вокруг нее
ходят, удивляются этому чуду.

ЗВУЧИТ ОТРЫВОК ИЗ СКАЗКИ..

“Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Слуги белку стерегут”

М.р. Молодцы, ребята!

Посмотрите, какие красивые иллюстрации к
сказке (в стиле Палех) нарисовал художник
Александр Михайлович Куркин. (СЛАЙД 8)

 М.р. Как вы думаете, какое настроение у
всех окружающих?

Дети. У всех прекрасное, радостное
настроение, потому что жители гордятся тем, что у
них есть такая чудесная белочка.

М.р. Ребята, посмотрите, у нас на столе есть
разные детские музыкальные инструменты. Может
кто-то хочет попробовать передать образ белочки
через игру на инструментах?

А кто-то покажет нам белочку с помощью движений
под музыку.

(Дети по желанию выбирают музыкальные
инструменты, соответствующие образу белочки.
Другие дети передают образ белочки через
движения в соответствии с характером музыки).

Звучит тема Белочки, дети подыгрывают на
музыкальных инструментах, другие дети исполняют
танцевальную импровизацию.

М.р. хвалит детей. Дети занимают свои места.

М.р. А теперь –внимание, чудеса
продолжаются. Слушаем следующий фрагмент.

Звучит тема “33 богатыря”

М.р. С каким же чудом мы с вами повстречались?

Дети: Это 33 богатыря!

М.р. Правильно! (СЛАЙД 9)

ЗВУЧИТ ОТРЫВОК ИЗ СКАЗКИ..

Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
33 богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор”

М.р. Какие средства музыкальной
выразительности использует композитор?

Дети: Этот фрагмент звучит торжественно,
четко. Фанфары как будто призывают, чтобы все
обратили внимание на то, что сейчас все должны
увидеть. Темп умеренно быстрый, музыка звучит в
низком регистре, громко(форте), в мажоре, что
передает удаль молодецкую, силу богатырскую,
мужество. С первых звуков уже понятно, что музыка
изображает бесстрашных богатырей.

(СЛАЙД 10)

М.р. Ребята, скажите, созвучна ли иллюстрация
художника с музыкальной темой Богатырей?

(СЛАЙД 11)

Дети. Созвучна, потому что когда музыка
звучит громко(форте), то можно представить себе,
как море бурлит, волны поднимаются высоко, и
выходят из моря огромные богатыри. Они обходят
свои владения четким, энергичным шагом, как и
передается темп, характер музыки У них у всех
красивые лица, они молоды, полны сил и слушаются
своего главного воеводу- дядьку Черномора.

М.р. Молодцы! Я уверена, что наши мальчики
очень хотят попробовать себя в роли богатырей.
Поэтому, я предлагаю вам под музыку раскрыть этот
образ.

Звучит тема Богатырей, мальчики исполняют
танцевальную импровизацию.

М.р.(хвалит детей).

Вот мы и дождались третьего чуда, наверное,
самого красивого. Вы, конечно же догадались, что
речь пойдет о прекрасной царевне Лебеди. А
давайте с вами немного пофантазируем: если бы вы
были композиторами, то какую бы музыку по
звучанию вы сочинили к образу царевны Лебедь?

Дети. Музыка должна быть плавной,
таинственной, волшебной. Наверное, звучать она
должна не очень громко, напевно и светло. А еще
она должна быть доброй и ласковой, как сама
царевна Лебедь.

М.р. Хорошо, ребята, мне понравились ваши
ответы. А теперь мы послушаем 3 чудо- тему Царевны
Лебеди и посмотрим, совпали ли наши мысли с
мыслями композитора.

Слушание темы Царевны Лебеди

Дети. Наши мысли совпали. Музыка, которая
раскрывает образ царевны Лебеди очень напевная,
звучит в среднем регистре, нежно и таинственно.
Звук усиливается в тот момент, когда белая Лебедь
превращается в прекрасную Царевну, и восхищению
и удивлению князя Гвидона нет конца.

(СЛАЙД 12)

ЗВУЧИТ ОТРЫВОК ИЗ СКАЗКИ..

За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит”

М.р. Молодцы, ребята. А какой инструмент в
оркестре солировал, передавая образ царевны
Лебеди?

Дети. Солировала скрипка. (СЛАЙД 13)

М.р. И на иллюстрации, обратите внимание,
какая царевна красивая, стройная, изящная,
воздушная.

(СЛАЙД 14)

Сейчас наши девочки превратятся в царевен и
покажут свой волшебный танец.

Звучит тема Царевны Лебеди, девочки
исполняют танец-импровизацию.

М.р. (хвалит девочек).

Вот мы и познакомились с чудесами из “Сказки о
царе Салтане”. А помогли нам увидеть и услышать
эти чудеса различные виды искусства: поэзия,
музыка и изобразительное искусство. Какое у вас
настроение? (Ответы детей).

Давайте мы еще раз назовем авторов этих
замечательных шедевров.

Кто написал “Сказку о царе Салтане”?

Дети. Сказку написал.А.С. Пушкин.

М.р. Кто сочннил оперу-сказку “О царе
Салтане”?

Дети. Оперу сочинил русский композитор Н.А.
Римский-Корсаков.

М.р. Иллюстрации какого художника к “сказке о
царе Салтане” мы сегодня рассматривали?

Дети. Иллюстрации нарисовал художник А.
Куркин.

(СЛАЙД 15)

(СЛАЙД 16)

М.р. Наша встреча в музыкальной гостиной
подошла к концу. Спасибо вам за ваше участие. В
группе вы можете нарисовать те чудеса из оперы-
сказки, которые вам запомнились больше всего. До
свидания, ребята.

Дети спокойно выходят из зала.

25.04.2013

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Интегрировнное комплексно-тематическое занятие «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.Римского-Корсакова

Разделы:
Работа с дошкольниками


Задачи:

  • Развивать познавательные интересы, воспитывать
    устойчивое внимание, наблюдательность,
    формировать интерес к музыкальной деятельности.
  • Формировать базовую культуру посредством
    приобщения детей к музыкальной культуре.
    Воспитывать художественный вкус, сознательное
    отношение к классической музыке.
  • Развивать эстетическое восприятие, чувство
    ритма, эстетическую оценку, художественный вкус,
    эстетическое отношение к окружающему, искусству
    и художественной деятельности. Продолжать
    формировать интерес к искусству музыкальному,
    как классическому, так и народному.

Цель:

  • Совершенствовать звуковысотный, ритмический,
    тембровый и динамический слух. Продолжать
    обогащать музыкальные впечатления детей,
    вызывая яркий эмоциональный отклик при
    восприятии музыки разного характера.
  • Способствовать дальнейшему формированию
    певческого голоса, развитию навыков движения под
    музыку.
  • Обучать игре на детских музыкальных
    инструментах. Знакомить с элементарными
    музыкальными понятиями.

Предварительная работа:

Чтение и беседа по сказке А.С. Пушкина «Сказка о
царе Салтане». Знакомство с композитором и с
оперой Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе
Салтане». Подготовка наглядного и раздаточного
материала к опере Н.А. Римского-Корсакова.
Подготовка шаблонов для аппликаций короны и
богатырские пояса, а так же для изготовления
орешков — пластилин. Заучивание детьми небольших
обрывков и отдельных фрагментов: «Белка»,
«Тридцать три богатыря» и «Царевна-лебедь».

Обучение детей на музыкальных инструментах,
танцевальным движениям, а так же хоровое и
индивидуальное исполнение.

Ход мероприятия

Дети входят в зал и садятся на стульчики.
Раздается стук в дверь. Появляется почтальон,
здоровается с детьми и отдает им конверт.

Муз. руководитель: Какой большой конверт!
Давайте посмотрим, что там (пытается открыть
конверт). Не могу достать письмо. Если вы
отгадайте загадку, конверт откроется. Итак,
внимание!

1. Звучит мелодия русской народной песни, входят
воспитатель и две девочки в русских костюмах,
садятся на скамейку у центральной стены,
занимаются рукоделием.

Муз. руководитель:

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.

1-ая девица (воспитатель): Кабы я была царица

Муз. руководитель: Говорит одна девица.

1-ая девица:

То на весь крещенский мир
Приготовила б я пир.

2-ая девица: Кабы я была царица

Муз. руководитель: Говорит ее сестрица, —

2-ая девица:

То на весь бы мир одна
Наткала я полотна!

3-ая девица: Кабы я была царица,

Муз. руководитель: Третья молвила сестрица

3-ая девица:

Я б для батюшки царя
Родила богатыря!

Муз. руководитель:

Только вымолвить успела
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь
Стороны той государь.

Вы узнали какая сказка начинается такими
словами? (Дети отвечают). Правильно, это «Сказка о
царе Салтане» А.С. Пушкина.

Композитору Римскому — Корсакову она очень
понравилась, и он решил написать к ней музыку.
Сейчас мы послушаем ее (Достает из конверта
иллюстрации к сказке, на которых изображены
белка, царевна Лебедь, богатыри и море. Ставит
иллюстрации на подставки так, чтобы они были
хорошо видны детям (Звучит фрагмент «Белка»).

Вы услышали музыкальный фрагмент, отрывок «Как
вы думаете, какая картинка подходит к этой
музыке? (Дети выбирают картинку). Правильно,
композитор своей музыкой «нарисовал» образ
белочки.

(Звучит отрывок «Белка». На фоне музыки
ребенок читает):

Мы объехали весь свет
За морем житье не худо
В свете ж вот какое чудо
Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами
С теремами да садами;
Ель растет перед дворцом
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет
А орешки не простые
Все скорлупки золотые
Ядра — чистый изумруд
Слуги белку стерегут.

Муз. руководитель:

Вот чудо, так чудо хоть бы одним глазком
посмотреть.

Воспитатель:

Давайте для белочки слепим угощение, может
быть, она появится?

Проводится лепка «Орешки». Воспитатель
собирает готовые орешки на блюдо. В это время из
своего домика выходит белка.

Белка: Ой, сколько орешков! Да какие все
красивые!

Воспитатель: Да, белочка, ребята постарались,
приготовили тебе угощение.

Белка: Я вижу, что руки у ваших ребят умелые, а
могут ли они играть на музыкальных инструментах?

Воспитатель: Конечно, белочка, да ты сама
послушай (Исполняют мелодию «Во саду ли в
огороде»).

Белка: Красны девицы, добры молодцы, а в вашем
царстве-государстве бывают празднества? А как вы
веселитесь, какие песни поете, пляски пляшете?

Воспитатель: А вот какие!

Исполняют русский танец (по усмотрению
музыкального руководителя).

Белочка, тебе понравилась наша пляска?

Исполняется песня «Балалаечка» (муз. и слова Т.
Морозовой)

Белка: Мне очень понравилась ваша пляска, такая
веселая, задорная. Молодцы красны девицы и добры
молодцы, но а мне пора в свой домик (Уходит).

(Дети садятся на свои места).

Муз. руководитель: А мы продолжаем слушать
фрагменты. (Звучит фрагмент «Царевна Лебедь».
Дети выбирают картинку соответствующую музыке и
слушают фрагмент повторно. На фоне музыки
ребенок читает:

За морем царевна есть
Что не можно глаз отвесть
Днем свет божий затмевает
Ночью землю освещает
Месяц под косой блестит
А во лбу звезда горит
А сама-то величава
Выступает, будто пава.
А как речь-то говорит
Словно реченька журчит
Молвить можно справедливо
Это диво, так уж диво!

(Заходит Царевна Лебедь).

Царевна Лебедь: Здравствуйте, ребята!

Рада побывать у вас в гостях, посмотреть, как вы
живете, как веселитесь, какие наряды носите? А вы
знаете, наши красны девицы и добры молодцы
украшения делали своими руками. Девушки
кокошники мастерили, а юноши ковали богатырские
пояса. А вы сможете сделать их?

Воспитатель: Давайте, ребята, попробуем с вами
украсить кокошники — это будут делать девочки, а
мальчики будут украшать богатырские пояса.

(Дети выполняют аппликацию «Короны,
богатырские пояса». Девочки наклеивают узор из
цветной бумаги на заготовки в виде шапочек —
корон, мальчики украшают пояса из бумаги. По
окончании работы надевают на себя сделанные
украшения.

Царевна Лебедь: Вы знаете, ребята, что раньше на
Руси красны девицы хороводы водили да песни
русские народные распевали.

Воспитатель: Мы тоже знаем песни русские, и
сейчас мы тебе исполним.

Песня «Земелюшка- чернозем» (русская народная
песня).

Муз. руководитель: А сейчас, внимание, вернемся
к нашим картинкам и музыке. Царевна Лебедь
послушает ее вместе с нами.

(Дети слушают музыкальный фрагмент «Тридцать
три богатыря», выбирают картинку. На повторное
слушание музыки ребенок читает наизусть отрывок
из сказки:

В свете есть такое диво:
Море вздуется бурливо
Закипит, подымет вой
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге
И очутятся на бреге
В чешуе, как жар горя
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые
Великаны удалые
Все равны как на подбор
С ними дядька Черномор
Это диво, так уж диво
Можно молвить справедливо.

(Царевна Лебедь открывает картину, на которой
изображены богатыри).

Царевна Лебедь: Молодцы, ребята узнали все
музыкальные загадки. Ну, вот мне уже пора
возвращаться в сказку.

(звучит фрагмент «Море» Царевна Лебедь
кружась уходит из зала).

Муз. руководитель: Вам понравилась эта
музыкальная сказка? А мне было очень интересно и
приятно вместе с вами еще раз вспомнить
прекрасную сказку А.С. Пушкина и познакомиться с
замечательной музыкой Н.А. Римского-Корсакова,
написанной к ней.

18.12.2009

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Римский-Корсаков. Три чуда | Музыкальная Фантазия

Николай Андреевич Римский-Корсаков. Три чуда

Волшебная музыка открывает сегодня нашу встречу! Волшебная она потому, что придумана композитором Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым к одной из самых удивительных сказок, которую вы все хорошо знаете. Послушайте её начало:

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.

А написал эту удивительную сказку великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. У этой сказки длинное название – «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди». На сюжет этой сказки композитор Н. А. Римский-Корсаков написал музыку для оперы. Только название у неё он немного сократил – «Сказка о царе Салтане».

В опере происходит много разных событий. Вы, наверное, уже догадались из темы урока, мы услышим музыку всех трёх чудес, тоже соединённую в один музыкальный рассказ. Это самое большое оркестровое вступление в опере. Огромная красочная картина. Все три чуда — волшебная белочка, 33 богатыря, выходящие из моря, превращение лебедя-птицы в прекрасную царевну — предстают перед нами в полном блеске. Оркестр подробно рисует каждое из чудес. Знакомые музыкальные темы-образы здесь звучат полнокровно и сочно.

Вот мы с вами говорим, что «Сказка о царе Салтане» — это сказка, причём сказка музыкальная. Значит, и в музыке, и в том, как эта музыка действует в опере, тоже должно быть что-то сказочное. Что же в ней особенно для нас интересного?

Наверно, вы знаете, как выглядят черные лакированные шкатулки, расписанные художниками Палеха, Холуя. Представьте же себе, что перед вами три таких шкатулки. Форма, размер у всех трёх совершенно одинаковые, разные только картинки на крышках. Свои шкатулки художники расписывают обычно картинками, на которых изображены сцены из разных народных сказок. Краски в этих картинках яркие, так и горят, переливаются.

Каждый раз, когда слушаешь эту сцену, представляется, что рассказы о трёх чудесах похожи на такие шкатулки. На одной изображена белка в хрустальном дворце, на другой тридцать три богатыря, на третьей — красавица царевна. Словом, три чуда из «Сказки о царе Салтане». У каждого чуда есть своя музыкальная тема — яркая картинка, только написанная не красками, а звуками.

Первое чудо

«Внимание! — говорят нам фанфары. — Сказка продолжается».

Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живёт ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поёт
Да орешки все грызёт.
А орешки не простые,
Скорлупы-то золотые.
Ядра чистый изумруд;
Белку холят, берегут.
Кучки ровные кладёт
И с присвисточкой поёт
При честном, при всем народе:
«Во саду ли, в огороде».

Сейчас вы услышите, как музыка рисует волшебную белочку. Её главную партию исполняет флейта. А ещё вы услышите напев русской народной песенки, о котором упоминает А. С. Пушкин, — «Во саду ли, в огороде».

Во саду ли, в огороде
Девица гуляла.
Она ростом невеличка,
Лицом круглоличка.

Второе чудо

«Внимание! — снова говорят нам фанфары. — Сказка продолжается».

Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольётся в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны как на подбор,
С ними дядька Черномор.

В музыке слышится тяжкая поступь витязей-богатырей и шум «бурливого» моря.

Третье чудо

«Внимание! — снова говорят нам фанфары. — Сказка продолжается».

За морем царевна есть, 
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает, 
Ночью землю освещает, 
Месяц под косой блестит, 
А во лбу звезда горит. 
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит, 
Словно реченька журчит.
Молвить можно справедливо, 
Это диво, так уж диво!

Композитор рисует образ птицы, плывущей по волнам, звуки напоминают всплески воды, которую стряхивает с себя лебедь. В оркестре расцветает тема прекрасной царевны. Вольно, широко разливается музыка, как чудесная русская песня.

Домашнее задание:

Попробуйте себя в роли художников: изобразите красками то, что изобразил Н. Римский-Корсаков в музыке.  Нарисуйте рисунок к наиболее понравившемуся фрагменту или музыкальной теме героев «Три чуда».


Презентация

В комплекте:
1. Презентация — 9 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Римский-Корсаков. Три чуда (Сказка о царе Салтане). Интерлюдия, mp3;
    Римский-Корсаков. Три чуда (Сказка о царе Салтане). Белочка, mp3;
    Римский-Корсаков. Три чуда (Сказка о царе Салтане). 33 богатыря, mp3;
    Римский-Корсаков. Три чуда (Сказка о царе Салтане). Лебедь, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

В работе использованы уникальные иллюстрации шкатулок Палеха.

music-fantasy.ru

«Три чуда из сказки «О царе Салтане» А. С. Пушкина»

Тема: «Три чуда из сказки «О царе Салтане» А.С. Пушкина».

Цель:

— Совершенствовать знания детей о возможности восприятия литературных произведений с трёх сторон: литературы, музыки, изобразительного искусства.

Задачи:

Образовательные:

— Учить детей читать бегло и выразительно, отрывки стихотворения читать наизусть.

— Формировать базовую культуру посредством приобщения детей к музыкальной культуре.

— Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывая яркий эмоциональный отклик при прослушивании музыки разного характера.

Развивающие:

— Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, эстетическую оценку, эстетическое отношение к окружающему, искусству и художественной деятельности.

— Развивать познавательные интересы, наблюдательность, устойчивое внимание посредством прослушивания музыкальной оперы Римского-Корсакого «Три чуда», бесед по картинам Врубеля и Билибина.

— Совершенствовать звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух.

Воспитательные:

— Воспитывать художественный вкус, сознательное отношение к классической музыке.

— Совершенствовать звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух.

— Воспитывать добрые черты характера, любовь к поэзии А.С. Пушкина.
Форма организации интегрированного урока: контрастная.
Оборудование: книга для чтения, мультимедийная установка, презентация, отрывки из музыкального произведения Римского-Корсакова “Три чуда”, картина М.А.Врубеля “Царевна-Лебедь”, портреты: А.С.Пушкина, М.А.Врубеля, И.Я.Билибина, карточки для самостоятельной работы.
Предварительная работа: Чтение и беседа по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Знакомство с композитором и с оперой Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Подготовка наглядного и раздаточного материала к опере Н.А. Римского-Корсакова. Подготовка шаблонов для рисования картин по произведения А.С. Пушкина. Заучивание детьми небольших и отдельных фрагментов: «Белка», «Тридцать три богатыря» и «Царевна-лебедь».

Ход урока

  1. Оргмомент.

— Здравствуйте дети! Сегодня у нас непростой урок. Наш урок сочетает в себе такие предметы, как чтение и развитие речи, музыку и изобразительное искусство.

Прозвенел уже звонок

Начинается урок.

А теперь все повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Улыбнитесь мне гостям

И садитесь по местам.

  1. Проверка домашнего задания.

Выставка рисунков по произведениям А.С. Пушкина.

— Что вам было задано на дом? Вспомнить все сказки А.С. Пушкина и нарисовать рисунки для выставки.

— Какие сказки А.С. Пушкина вы знаете?

— Внимательно послушайте, что мы вам прочитаем и попробуйте вспомнить названия сказок.

«Чтоб концы своих владений

Охранять от нападений,

Должен был он содержать

Многочисленную рать. (Сказка о золотом петушке).

« Свет мой, зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее? (Сказка о спящей красавице и семи богатырях).

«Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года. (Сказка о рыбаке и рыбке).

« За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит». (Сказка о царе Салтане).

3. Сообщение темы урока.

— Сегодня мы с вами вместе рассмотрим чудеса, которые описывает А.С. Пушкин в своей « Сказке о царе Салтане». Но сначала вспомним с чего всё началось.

4. Работа по теме урока.

1. — А.С. Пушкин самый известный и талантливый русский писатель. Его даже называют «солнцем русской поэзии», так ярки и красивы его произведения. Он был таким же ребёнком как и вы. Любил играть, шалить, капризничать иногда грустить. Семья его жила в Москве, когда столицей считался Санкт-Петербург. Туда приезжали богатые дворяне и вельможи отдохнуть от городской суеты.

— У Саши Пушкина была няня Арина Родионовна, — простая крестьянская женщина. Мальчик её очень любил. Няня знала много сказок и рассказывала их мальчику. Сядет, бывало, маленький Саша возле няни на скамеечку, Арина Родионовна возьмёт свой вязанье и начнёт рассказывать сказки. А в них волшебная рыбка, и злой Кощей, и дядька Черномор, и молодая царевна, которую отравила яблоком злая колдунья. Много сказок знала Арина Родионовна и очень хорошо умела их рассказывать. Так хорошо, что Саша просил повторять их по несколько раз…

А кто он ей?

Не сын, не внук –

Дитя господское. И всё же

Арина чуяла барчук

Ей был на свете всех дороже.
Все ребятишки хороши.

Дай бог им крепкого здоровья!

Во всех не чаяла души,

Но этот был её любовью.
И не к нему ль во всяку ночь

Арина шла со сказкой складной?

Весьма до сказок был охоч

Её питомец ненаглядный.

— Прошло много лет, мальчик вырос, закончил лицей (так называлась школа для мальчиков), стал сам великим писателем и написал большое количество сказок.

— А вы хотите попасть в сказку? Ну что же слушайте сказку и помогайте её рассказывать. В некотором царстве, в некотором государстве жили-были три сестрицы.

Три сестрица под окном,

Пряли поздно вечером.

Кабы я была царица, —

Говорит одна девица, —

То на весь крещёный мир

Приготовила б я пир.
Кабы я была царица, —

Говорит её сестрица, —

То на весь бы мир одна

Наткала бы полотна.
Кабы я была царица, —

Третья молвила сестрица, —

Я б для батюшки-царя

Родила б богатыря.
— Что же было дальше?

— Да приавильно. Царь женился на меньшой, а вскоре уехал воевать. Ткачиха с поварихой и сватьей бабой Бабарихой позавидовали сестре и решили её погубить. Царевна тем временем родила чудного мальчика и послала гонца с известием к царю-батюшке. Но сестры со сватьей бабой Бабарихой подменили письмо.

И в суму его пустую

Суют грамоту другую.

Родила царица в ночь

Не-то сына, не то дочь

Не мышонка, не лягушку

А неведому зверюшку.

Узнав такое известие, царь опечалился, и с тем же гонцом отправляет письмо. Где говорит, что приедет и сам всё решит. Во второй раз меняют письмо сёстры-завистницы.

«Царь велит своим боярам

Времени не тратя даром,

И царицу и приплод

Тайно бросить в бездну вод.

Запись фрагмента «шум моря». Закройте глаза. Вслушайтесь в мерное движение волн, и представьте себе ночное небо, и блеск звёзд на небе, и плывущую по волнам неуклюжую бочку, и плач царицы, и даже то, как чудесным образом «не по дням, а по часам» растёт царь Гвидон.
В синем небе звёзды блещут,

В синем море воны хлещут;

Туча по небу идёт

Бочка по морю плывёт.

Словно горькая вдовица,

Плачет, бьётся в нём царица;

И растёт ребёнок там

Не по дням, а по часам.
Ты волна моя волна,

Ты гульлива и вольна,

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Поднимаешь корабли –

Не губи ты наши души:

Выплесни ты нас на сушу.
И послушалась волна,

Тут же на берег она

Бочку вынесла легонько

И отхлынула тихонько…
Сын на ножки поднялся,

В дно головкой уперся,

Поднатужился немножко.

Как бы здесь во двор окошко

Нам проделать? Молвил он.

Вышиб дно и вышел вон.
— Лопнули железные обручи бочки. Вышли на землю мать с сыном. И вот перед ними город белокаменный, а в том городе чудеса.
— Вспомните, сколько чудес в сказке о царе Салтане?

— Какие это чудеса?

— Да, вы правы в « Сказке о царе Салтане» три чуда. Давайте рассмотрим эти чудеса с трёх сторон, со стороны литературы, музыки и искусства. Эту сказку можно рассказывать не только словом, но и музыкальными звуками. Великого русского композитора Николая Андреевича Римского – Корсакова называют величайшим сказочником. Он очень увлечен был русской стариной, русскими сказками и песнями. С шести лет он начал учится читать и писать ноты, пробовал сочинять музыку, очень любил родную природу и русские сказки. Когда маленький Коля вырос, он стал писать настоящие, большие музыкальные произведения, и всю свою любовь к сказкам он перенёс в них.

— В опере «Три чуда» у каждого чуда есть своя музыкальная тема – яркая картинка. Сейчас мы послушаем отрывок, а вы определите, к какому чуду он относится? (Иллюстрации к сказке, на которых изображены белка, царевна Лебедь, богатыри и море. (Звучит фрагмент «Белка»).

— Вы услышали музыкальный фрагмент, отрывок «Как вы думаете, какая картинка подходит к этой музыке? Правильно, композитор своей музыкой «нарисовал» образ белочки.

— Что композитор использовал для этого? (музыкальная композиция построена с элементами игривой музыки, белочка как будто перескакивает с ветки на ветку, композитор включил в оперу отрывок народной песни «Во саду ли в огороде»).

Остров на море лежит,

Град на острове стоит

С златоглавыми церквами

С теремами да садами;

Ель растет перед дворцом

А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная

Да затейница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет

А орешки не простые

Все скорлупки золотые

Ядра — чистый изумруд

Слуги белку стерегут.
— Сейчас мы прослушает ещё один музыкальный фрагмент. А вы подумайте, какая картинка подойдёт к этой музыке? (отрывок 33 богатыря)

Правильно, композитор своей музыкой «нарисовал» тридцать трёх богатырей. Что мы слышим в этом отрывке?

— В музыке слышится грозный рокот морского прибоя. Море вскипает, бушует, плещет, и постепенно из него появляются богатыри. Богатыри постепенно выходят из моря, князь Гвидон любуется ими. Музыкальные краски торжественные, радостные, яркие.
— А вот как описывает это автор сказки.

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой.

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

И очутятся на бреге.

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые.

Все ровны, как на подбор,

С ними дядька Черномор.
— А теперь давайте рассмотрим репродукцию картины И.Я. Билибина. (Портрет). Иван Яковлевич Билибин тоже нарисовал много художественных произведений к сказкам А.С. Пушкина. Посмотрите на картину 33 богатыря.

-Какие цвета использует автор в этой картине?

— Какие чувства вы испытываете, глядя на эту картину?
5. Физкультминутка.

Давайте попробуем своими движениями передать поступь 33 богатырей.
— А сейчас, внимание, третий музыкальный отрывок. (Царевна Лебедь).

— Выберите картинку соответствующую музыке и слушают фрагмент повторно.

За морем царевна есть
Что не можно глаз отвесть
Днем свет божий затмевает
Ночью землю освещает
Месяц под косой блестит
А во лбу звезда горит.

А сама-то величава
Выступает, будто пава.
А как речь-то говорит
Словно реченька журчит
Молвить можно справедливо
Это диво, так уж диво!

— Великий русский художник М.А.Врубель специально к этой сказке написал прекрасную картину “Царевна-Лебедь

— Перед вами репродукция этой картины. Давайте посмотрим на неё и скажем, в каких тонах она написана: холодных или теплых?

— Конечно в холодных. Но это совсем не значит, что художник относился к этой героине плохо. Просто такова техника исполнения. Это одна из любимых картин художника. Картина навеяна поэзией Пушкина, музыкой Римского-Корсакова и сказаниями русского народа.

— Прекрасная девушка-птица плывет по безбрежному морю навстречу надвигающейся ночи. Лицо у неё нежное, задумчивое с большими темно-синими глазами. Оно полно грусти и печали. Она удаляется, уходит от нас.

— Лучи солнца скользят по драгоценным каменьям, которые на руке и на головном уборе-кокошнике. Такой красивый головной убор носили раньше сказочно богатые женщины. По легкой прозрачной одежде Царевны, дымчатого цвета, так же пробегают лучи солнца, делая ее нежно — розовой, и напоминая оперенье птицы. А вдали мы видим свинцовое небо, сливающееся с морем.

— А чем же заканчивается сказка? Найдите в тексте и прочитайте эти слова.

6. Викторина по сказке.

— Кто автор сказки о царе Салтане?

— Сколько чудес в сказке о царе Салтане?

— Кто из композиторов написал оперу «Три чуда» к сказке о царе Салтане?

— Кто из художников написал картину «Царевна-Лебедь»?

Три сестрица под окном,

Пряли поздно …………

Кабы я была царица, —

Говорит одна девица, —

То на весь крещёный …….

Приготовила б я пир.
Топишь берег ты ………,

Помаешь корабли –

Не губи ты наши …………:

Выплесни ты нас на сушу.
А орешки не простые

Все скорлупки ………

Ядра — чистый изумруд

Слуги ………… стерегут.
Все красавцы удалые,

Великаны …………

Все ровны, как на подбор,

С ними дядька ………….
А сама-то величава
Выступает, будто ……..
А как речь-то говорит
Словно ……….. журчит
Молвить можно справедливо
Это диво, так уж диво!

— Кто автор сказки о царе Салтане?

— Кто из композиторов написал оперу «Три чуда» к сказке о царе Салтане?

— Кто из художников написал картину «Царевна-Лебедь»?

— Сколько чудес в сказке о царе Салтане?
7. Итог урока

— Вам понравилась эта художественно-музыкальная сказка?

— А нам было очень интересно и приятно вместе с вами еще раз вспомнить прекрасную сказку А.С. Пушкина и познакомиться с замечательной музыкой Н.А. Римского-Корсакова, написанной к ней, и с картинами знаменитых художников Врубеля и Билибина.

— А что запомнилось вам больше всего?

publekc.ru

НК — 246

УДК 373.1

ББК 74

И.В.Щербакова

учитель начальных классов,

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Лицей № 76 имени В.Н. Полякова»,  

г.о.Тольятти, РФ

Е-mail:  scherbakova75@ mail.ru

ИСТОРИЗМЫ И АРХАИЗМЫ

В «СКАЗКЕ О ЦАРЕ САЛТАНЕ» А.С. ПУШКИНА

Аннотация. Статья посвящена определению роли устаревших слов (историзмов и архаизмов)  в произведении А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта. Во многом это зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества. При развития детей, выделена необходимость приобщения учащихся к национальным российским ценностям и традициям, нравственному формированию культуры. Синтез литературного искусства поэта А.С. Пушкина,  на примере «Сказки о царе Салтане», культуры Древней Руси богатый спектр возможностей для творческого и патриотического развития любого ребенка.

Ключевые слова: историзмов; архаизмов; рукописи; образование; формирование культуры; анализ произведения, роль слов; устаревшие слова; исторический колорит; лексика.

В данной статье взята за основу «Сказка о царе Салтане»  А.С.Пушкина. Цель работы — познакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», определить роль устаревших слов (историзмов и архаизмов)  в произведении.

Для решения данной цели мною были поставлены следующие задачи  исследования:

— изучить историю создания «Сказки о царе Салтане»  А. С. Пушкина;

— проанализировать устаревшие слова  в «Сказке о царе Салтане»;

— выявить роль устаревших слов  в  «Сказке о царе Салтане»  А.С.Пушкина.

Объектом исследования выбрана «Сказка о царе Салтане»  А.С.Пушкина.

Предметом исследования — устаревшая лексика, используемая А.С.Пушкиным в «Сказке о царе Салтане».

В качестве методов исследования использовались: изучение литературных источников, поиск и сравнение, анализ  лексики, систематизирование и обобщение информации, оформление результата.

Для человека двадцать первого века, не всегда понятен смысл слов, который употреблял поэт почти два столетия назад. Именно поэтому актуально исследовать произведение А.С.Пушкина и найти в нём устаревшие слова, объяснить их значение и происхождение.

История создания «Сказки о царе Салтане»  А. С. Пушкина.

В основном Пушкин использовал народную сказку «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре», записанную им конспективно в 1828 году. В произведении использовались и персонажи, заимствованные из других народных сказок, например, волшебный образ Царевны Лебедя, имеющий отклик в образе Василисы Премудрой.

Считается, что первую запись, связанную с сюжетом будущей сказки, Пушкин делает в 1822 году в Кишинёве. Это короткая схематическая запись, которая представляет собой, конспект литературного, западноевропейского источника, о чём свидетельствуют такие детали, как «оракул», «ладья», «буря», объявление войны и другое. Разобраться в этой схематичной записи сложно из — за путаницы в персонажах. Следующая краткая запись сказки была сделана Пушкиным в 1824—1825 гг., во время пребывания в Михайловском. Эта запись восходит, как предполагаются, к няне Арине Родионовне и находится среди записей, известных под условным названием «Сказок Арины Родионовны» [5].

Первоначально в 1828 году при написании сказки Пушкин, возможно, хотел чередовать стихи с прозой, но впоследствии отказался от этой идеи. Этим годом датируется первоначальная редакция начала, 14 стихотворных строк и прозаическое продолжение. Хотя есть версия, что прозаический фрагмент — материал для дальнейшей работы. В итоге сказка написана четырёхстопным хореем с парной рифмовкой.

Сказка была завершена летом — осенью 1831 года, когда Пушкин жил в Царском Селе на даче А.Китаевой. В этот период он находился в постоянном общении с В.Жуковским, с которым вступил в соревнование, работая над одним и тем же «русским народным» материалом. Жуковский предложил написать каждому по стихотворной переработке народной сказки. Он тогда работал над сказками «О  спящей царевне» и «О царе Берендее», а Пушкин сочинил «Сказку о царе Салтане» и «Балду».

Несколько рукописей сохранилось. Перебелена сказка была (согласно помете в автографе »ПБЛ» № 27) 29 августа 1831 года. Набросок переработки строк 725—728 был сделан, вероятно, в середине сентября. А писарская копия сказки была несколько переработана Плетневым и Пушкиным после чтения ее Николаем I в сентябре — декабре 1831 года.

Впервые сказка была напечатана А.С. Пушкиным в сборнике «Стихотворения А.Пушкина» (ч. III, 1832, стр. 130—181) Эта сказка — поэма написана почти сразу после женитьбы поэта на светской красавице Н.Н.Гончаровой.

Анализ и роль устаревших слов в «Сказке о царе Салтане»

Использование определённой лексики — способ создания исторического колорита. С этой целью используются устаревшие слова, вышедшие из активного повседневного употребления: архаизмы и историзмы.

Архаизмы – часть лексики, слова и обороты, употреблявшиеся в прошлом для обозначения каких — то предметов и явлений, но вытесненные другими словами и оборотами, используемыми в современной речи. Например: ланиты — щёки, чресла — поясница, десница — правая рука, туга — печаль, вирши — стихи, рамена — плечи [2, с. 48].

Историзмы — это слова, вышедшие из употребления потому, что исчезли из жизни предметы и явления, которые они обозначали. Историзмы не имеют синонимов, так как это единственное обозначение исчезнувшего понятия и стоящего за ним предмета или явления. Например: административные названия — волость, уезд, околоток и др. [2, с.49].

Архаизмы и историзмы используются, как изобразительное средство в произведениях художественной литературы, где они способствуют воссозданию той или иной исторической эпохи. Они используются также в научно — исторической литературе.

В «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкин использовал очень большое количество архаизмов и историзмов. Количество архаизмов и историзмов, оказалось, что в сказке они составляют 8 %.  Было определено значение  50  слов, среди них  33  архаизма  и  17  историзмов.  

Историзмы

Значение

1

Аршин

старорусская единица измерения длины (0,7м)

2

Бояре

человек старинного знатного рода, приближенный к князю, царю.

3

Булат

сталь (стальное оружие)

4

В чешуе

в кольчуге (рубашка воина из железный колец)

5

Витязи

воины

6

Гонец

курьер

7

Дьяк

чиновник в Древней Руси

8

Дружина

княжеское войско

9

Кафтан

старинная мужская одежда

10

Князь

чин в Древней Руси

11

Колымага

тяжёлая, громоздкая, неуклюжая повозка

12

Крещёный мир

в то время все люди верили в бога и принимали обряд крещения

13

Латы

обмундирование войска

14

Палаты

комнаты дворца

15

Престол

трон монарха

16

Пышный двор

богатые, нарядные придворные

17

Четами

попарно

Архаизмы

Значение

1

Брег

берег

2

Вдовица

вдова

3

Град

город 

4

Клёв

клюв

5

Злато

золото

6

Кабы

если бы

7

Очи

глаза

8

Завет

наставление, совет последователям, потомкам. 

9

Грядущий

будущий

10

Сума

сумка

11

Мольбы

молитвы

12

Молвил

говорил

13

Златоглавый

город — имеющий множество зданий с позолоченными куполами, главами;

человек – имеющий золотистые  волосы

14

Снурок

шнурок

15

Изоб

Изба. Избы. Маленький старый, иногда ветхий домик.

16

Проведши

провести (какое – то время)

17

Дичины

дикие птицы и звери

18

Отрада

удовольствие, радость, удовлетворение.

19

Неведому

о каком-либо странном существе или герое какой-либо нелепой выдумки

20

Позадь забора

за забором

21

Привальный

привал судна к пристани

22

Светлица

светлая парадная комната

23

Сени

в деревенских избах и в старину в городских домах: помещение между жилой частью дома и крыльцом.

24

Красна девица

красивая

25

Взор

взгляд

26

Омрачилися

мрачный, опечаленный, грустный

27

Поник

опустил голову

28

Презрел

отвергнуть 

29

доныне

до сегодняшнего дня

30

К исходу сентября

к концу сентября

31

Погибель

гибель

32

Глава

голова

33

Ретивое

живой, резвый, бойкий

Писатель привлекает большое количество устаревших слов архаизмов и историзмов, в качестве изобразительного средства, что способствует воссозданию конкретной исторической эпохи Древней Руси. Читая сказку-поэму, как будто погружаешься в мир царя Салтана. Устаревшие слова помогают читателю  вжиться в мир произведения.

Причём, эта лексика не только помогает создать исторический колорит, но и придаёт торжественное звучание всему произведению.

Надо отметить, что  устаревшие слова в сказке звучат в речи царя Салтана, князя Гвидона, царевны Лебедя  и самого автора. Использование  устаревших слов  в речи автора стирает границы времени  между Пушкиным и царем Султаном.  Автор предстаёт перед читателем, как современник князя Гвидона и царя Салтана.

Проблема создания исторического колорита в произведении художественной литературы встала впервые, когда я обратилась к своей исследовательской работе.

Было интересно работать над этим вопросом, так как такой лингвистический анализ  является актуальным для понимания современными школьниками художественной идеи произведения, написанного около 200  лет назад.

Устаревшие слова – архаизмы и историзмы, позволяют представить мир Древней Руси, почувствовать передаваемый  поэтом дух  того времени, понять характеры героев произведения А.С.Пушкина «Сказка о Царе Салтане», проникнуть в образ автора произведения.

Внимательная работа над образами и особенностями языка, над художественными деталями произведения помогла глубже понять «Сказку о Царе Салтане» А.С.Пушкина и убедиться в том, что писателю нужно иметь необыкновенный талант, чтобы создать произведение из истории далёкого прошлого, интересное современному читателю. Александр Сергеевич Пушкин замечательный поэт, которого знает весь мир. Он оставил потомкам интересные и поучительные произведения, которые мы до сих пор слушаем и читаем с замиранием сердца. Русские люди должны гордиться, что на их земле жил такой выдающийся поэт.

Список использованной литературы:

1. Литературное чтение. 3 класс, Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. – М.: «Просвещение», 2015.

2.   Словарь русского языка/ А. П. Евгеньева – М: «Русский язык», 1986.

Интернет ресурсы:

1.   Толковый словарь В.Даля –on-line. http://www.vidahl.agava.ru/;

2.   Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова–on-line  http://www.dict.t-mm.ru/ushakov;

3.  Ожегов Сергей Иванович (1900-64) — российский языковед, лексиколог, лексикограф, исследователь норм русского литературного языка, доктор филологических наук; 

4. Словарь русского языка (1949, 22-е издание, 1990; с 1992 – «Толковый словарь русского языка», совместно с Н. Ю. Шведовой). http://www.ozhegov.org/;

5. Малышева О.К., Жесткова Е.А. устаревшая лексика сказок А. С. Пушкина в системе лексической работы в начальной школе // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2.

© И.В. Щербакова, 2019

  • Что такое гражданская война сочинение
  • Что такое гордыня сочинение преступление и наказание
  • Что такое герой сочинение
  • Что такое голубой звон в сказке козлова
  • Что такое героический поступок сочинение