Три чуда из сказки «О царе Салтане» А
«Три чуда из сказки «О царе Салтане» А. С. Пушкина»
Тема: «Три чуда из сказки «О царе Салтане» А.С. Пушкина».
— Совершенствовать знания детей о возможности восприятия литературных произведений с трёх сторон: литературы, музыки, изобразительного искусства.
— Формировать базовую культуру посредством приобщения детей к музыкальной культуре.
— Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывая яркий эмоциональный отклик при прослушивании музыки разного характера.
— Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, эстетическую оценку, эстетическое отношение к окружающему, искусству и художественной деятельности.
— Развивать познавательные интересы, наблюдательность, устойчивое внимание посредством прослушивания музыкальной оперы Римского-Корсакого «Три чуда», бесед по картинам Врубеля и Билибина.
— Воспитывать художественный вкус, сознательное отношение к классической музыке.
— Совершенствовать звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух.
— Воспитывать добрые черты характера, любовь к поэзии А.С. Пушкина.
Форма организации интегрированного урока. контрастная.
Оборудование: книга для чтения, мультимедийная установка, презентация, отрывки из музыкального произведения Римского-Корсакова “Три чуда”, картина М.А.Врубеля “Царевна-Лебедь”, портреты: А.С.Пушкина, М.А.Врубеля, И.Я.Билибина, карточки для самостоятельной работы.
Предварительная работа: Чтение и беседа по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Знакомство с композитором и с оперой Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Подготовка наглядного и раздаточного материала к опере Н.А. Римского-Корсакова. Подготовка шаблонов для рисования картин по произведения А.С. Пушкина. Заучивание детьми небольших и отдельных фрагментов: «Белка», «Тридцать три богатыря» и «Царевна-лебедь».
Ход урока
- Оргмомент.
— Здравствуйте дети! Сегодня у нас непростой урок. Наш урок сочетает в себе такие предметы, как чтение и развитие речи, музыку и изобразительное искусство.
Прозвенел уже звонок
А теперь все повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь мне гостям
И садитесь по местам.
- Проверка домашнего задания.
Выставка рисунков по произведениям А.С. Пушкина.
— Что вам было задано на дом? Вспомнить все сказки А.С. Пушкина и нарисовать рисунки для выставки.
— Какие сказки А.С. Пушкина вы знаете?
— Внимательно послушайте, что мы вам прочитаем и попробуйте вспомнить названия сказок.
«Чтоб концы своих владений
Охранять от нападений,
Должен был он содержать
Многочисленную рать. (Сказка о золотом петушке).
« Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее? (Сказка о спящей красавице и семи богатырях).
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года. (Сказка о рыбаке и рыбке).
« За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит». (Сказка о царе Салтане).
3. Сообщение темы урока.
— Сегодня мы с вами вместе рассмотрим чудеса, которые описывает А.С. Пушкин в своей « Сказке о царе Салтане». Но сначала вспомним с чего всё началось.
4. Работа по теме урока.
1. — А.С. Пушкин самый известный и талантливый русский писатель. Его даже называют «солнцем русской поэзии», так ярки и красивы его произведения. Он был таким же ребёнком как и вы. Любил играть, шалить, капризничать иногда грустить. Семья его жила в Москве, когда столицей считался Санкт-Петербург. Туда приезжали богатые дворяне и вельможи отдохнуть от городской суеты.
— У Саши Пушкина была няня Арина Родионовна. — простая крестьянская женщина. Мальчик её очень любил. Няня знала много сказок и рассказывала их мальчику. Сядет, бывало, маленький Саша возле няни на скамеечку, Арина Родионовна возьмёт свой вязанье и начнёт рассказывать сказки. А в них волшебная рыбка, и злой Кощей, и дядька Черномор, и молодая царевна, которую отравила яблоком злая колдунья. Много сказок знала Арина Родионовна и очень хорошо умела их рассказывать. Так хорошо, что Саша просил повторять их по несколько раз…
Дитя господское. И всё же
Арина чуяла барчук
Ей был на свете всех дороже.
Все ребятишки хороши.
Дай бог им крепкого здоровья!
Во всех не чаяла души,
Но этот был её любовью.
И не к нему ль во всяку ночь
Арина шла со сказкой складной?
Весьма до сказок был охоч
Её питомец ненаглядный.
— Прошло много лет, мальчик вырос, закончил лицей (так называлась школа для мальчиков), стал сам великим писателем и написал большое количество сказок.
— А вы хотите попасть в сказку? Ну что же слушайте сказку и помогайте её рассказывать. В некотором царстве, в некотором государстве жили-были три сестрицы.
Три сестрица под окном,
Пряли поздно вечером.
Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещёный мир
Приготовила б я пир.
Кабы я была царица, —
Говорит её сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала бы полотна.
Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки-царя
Родила б богатыря.
— Что же было дальше?
— Да приавильно. Царь женился на меньшой, а вскоре уехал воевать. Ткачиха с поварихой и сватьей бабой Бабарихой позавидовали сестре и решили её погубить. Царевна тем временем родила чудного мальчика и послала гонца с известием к царю-батюшке. Но сестры со сватьей бабой Бабарихой подменили письмо.
И в суму его пустую
Суют грамоту другую.
Родила царица в ночь
Не-то сына, не то дочь
Не мышонка, не лягушку
А неведому зверюшку.
Узнав такое известие, царь опечалился, и с тем же гонцом отправляет письмо. Где говорит, что приедет и сам всё решит. Во второй раз меняют письмо сёстры-завистницы.
«Царь велит своим боярам
Времени не тратя даром,
И царицу и приплод
Тайно бросить в бездну вод.
Запись фрагмента «шум моря». Закройте глаза. Вслушайтесь в мерное движение волн. и представьте себе ночное небо, и блеск звёзд на небе, и плывущую по волнам неуклюжую бочку, и плач царицы, и даже то, как чудесным образом «не по дням, а по часам» растёт царь Гвидон.
В синем небе звёзды блещут,
В синем море воны хлещут;
Туча по небу идёт
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в нём царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
Ты волна моя волна,
Ты гульлива и вольна,
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Не губи ты наши души:
Выплесни ты нас на сушу.
И послушалась волна,
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько…
Сын на ножки поднялся,
В дно головкой уперся,
Как бы здесь во двор окошко
Нам проделать? Молвил он.
Вышиб дно и вышел вон.
— Лопнули железные обручи бочки. Вышли на землю мать с сыном. И вот перед ними город белокаменный, а в том городе чудеса.
— Вспомните, сколько чудес в сказке о царе Салтане?
— Какие это чудеса?
— Да, вы правы в « Сказке о царе Салтане» три чуда. Давайте рассмотрим эти чудеса с трёх сторон, со стороны литературы, музыки и искусства. Эту сказку можно рассказывать не только словом. но и музыкальными звуками. Великого русского композитора Николая Андреевича Римского – Корсакова называют величайшим сказочником. Он очень увлечен был русской стариной, русскими сказками и песнями. С шести лет он начал учится читать и писать ноты, пробовал сочинять музыку, очень любил родную природу и русские сказки. Когда маленький Коля вырос, он стал писать настоящие, большие музыкальные произведения, и всю свою любовь к сказкам он перенёс в них.
— В опере «Три чуда» у каждого чуда есть своя музыкальная тема – яркая картинка. Сейчас мы послушаем отрывок. а вы определите, к какому чуду он относится? (Иллюстрации к сказке, на которых изображены белка, царевна Лебедь, богатыри и море. (Звучит фрагмент «Белка»).
— Вы услышали музыкальный фрагмент, отрывок «Как вы думаете, какая картинка подходит к этой музыке? Правильно, композитор своей музыкой «нарисовал» образ белочки.
— Что композитор использовал для этого? (музыкальная композиция построена с элементами игривой музыки, белочка как будто перескакивает с ветки на ветку, композитор включил в оперу отрывок народной песни «Во саду ли в огороде»).
Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами
С теремами да садами;
Ель растет перед дворцом
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет
А орешки не простые
Все скорлупки золотые
Ядра — чистый изумруд
Слуги белку стерегут.
— Сейчас мы прослушает ещё один музыкальный фрагмент. А вы подумайте, какая картинка подойдёт к этой музыке? (отрывок 33 богатыря)
Правильно, композитор своей музыкой «нарисовал» тридцать трёх богатырей. Что мы слышим в этом отрывке?
— В музыке слышится грозный рокот морского прибоя. Море вскипает, бушует, плещет, и постепенно из него появляются богатыри. Богатыри постепенно выходят из моря, князь Гвидон любуется ими. Музыкальные краски торжественные. радостные, яркие.
— А вот как описывает это автор сказки.
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой.
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге.
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Все ровны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
— А теперь давайте рассмотрим репродукцию картины И.Я. Билибина. (Портрет). Иван Яковлевич Билибин тоже нарисовал много художественных произведений к сказкам А.С. Пушкина. Посмотрите на картину 33 богатыря.
-Какие цвета использует автор в этой картине?
— Какие чувства вы испытываете, глядя на эту картину?
5. Физкультминутка.
— Давайте попробуем своими движениями передать поступь 33 богатырей.
— А сейчас, внимание, третий музыкальный отрывок. (Царевна Лебедь).
— Выберите картинку соответствующую музыке и слушают фрагмент повторно.
За морем царевна есть
Что не можно глаз отвесть
Днем свет божий затмевает
Ночью землю освещает
Месяц под косой блестит
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава
Выступает, будто пава.
А как речь-то говорит
Словно реченька журчит
Молвить можно справедливо
Это диво, так уж диво!
— Великий русский художник М.А.Врубель специально к этой сказке написал прекрасную картину “Царевна-Лебедь
— Перед вами репродукция этой картины. Давайте посмотрим на неё и скажем, в каких тонах она написана: холодных или теплых?
— Конечно в холодных. Но это совсем не значит, что художник относился к этой героине плохо. Просто такова техника исполнения. Это одна из любимых картин художника. Картина навеяна поэзией Пушкина, музыкой Римского-Корсакова и сказаниями русского народа.
— Прекрасная девушка-птица плывет по безбрежному морю навстречу надвигающейся ночи. Лицо у неё нежное, задумчивое с большими темно-синими глазами. Оно полно грусти и печали. Она удаляется, уходит от нас.
— Лучи солнца скользят по драгоценным каменьям. которые на руке и на головном уборе-кокошнике. Такой красивый головной убор носили раньше сказочно богатые женщины. По легкой прозрачной одежде Царевны, дымчатого цвета, так же пробегают лучи солнца, делая ее нежно — розовой, и напоминая оперенье птицы. А вдали мы видим свинцовое небо, сливающееся с морем.
— А чем же заканчивается сказка? Найдите в тексте и прочитайте эти слова.
6. Викторина по сказке.
— Кто автор сказки о царе Салтане?
— Сколько чудес в сказке о царе Салтане?
— Кто из композиторов написал оперу «Три чуда» к сказке о царе Салтане?
— Кто из художников написал картину «Царевна-Лебедь»?
Три сестрица под окном,
Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещёный …….
Приготовила б я пир.
Топишь берег ты ………,
Не губи ты наши ……….
Выплесни ты нас на сушу.
А орешки не простые
Ядра — чистый изумруд
Слуги ………… стерегут.
Все красавцы удалые,
Все ровны, как на подбор,
С ними дядька ………….
А сама-то величава
Выступает, будто ……..
А как речь-то говорит
Словно ………. журчит
Молвить можно справедливо
Это диво, так уж диво!
— Кто автор сказки о царе Салтане?
— Кто из композиторов написал оперу «Три чуда» к сказке о царе Салтане?
— Кто из художников написал картину «Царевна-Лебедь»?
— Сколько чудес в сказке о царе Салтане?
7. Итог урока
— Вам понравилась эта художественно-музыкальная сказка?
— А нам было очень интересно и приятно вместе с вами еще раз вспомнить прекрасную сказку А.С. Пушкина и познакомиться с замечательной музыкой Н.А. Римского-Корсакова, написанной к ней, и с картинами знаменитых художников Врубеля и Билибина.
— А что запомнилось вам больше всего?
velikiy-pushkin.ru
Какие три чуда описывает Пушкин в «Сказке о царе Салтане»?
Какие три чуда описывает Пушкин в «Сказке о царе Салтане»?
Какие три чуда описывает Пушкин в «Сказке о царе Салтане»?
- «Белка там живет чудная» — белочка, которая грызла золотые орешки и добывала из них ядра-чистый изумруд. Белка умела петь песенки и танцевать.
Бессмертное и неповторимое произведение Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о царе Салтане» действительно является одной из самых любимых сказок не только у детей, но и у взрослых. Что касается трех чудес, которые были описаны в данном произведении, то это:
- белочка, грызущая орешки с золотыми скорлупками,
- тридцать три славных богатыря, во главе с Черномором,
- прекрасная Царевна — лебедь.
Великий поэт и сказочник Александр Пушкин был затейлив на выдумки, что и продемонстрировал в своей «Сказке о царе Салтане». В этой стихотворной сказке поэт проявил свою фантазию в полной мере, украсив повествование несколькими чудесами.
Первое чудо — необычная белочка, грызущая диковинные орешки: с изумрудными ядрами и золотыми скорлупками.
Чудо под вторым номером — появление на берегу тридцати трех богатырей во главе с лидером: дядькой Черномором. Небольшой отряд красавцев-богатырей, облаченных в броню из блестящей чешуи, появляется из моря, что само по себе удивительно.
Третье пушкинское чудо мне нравится больше всего, и это: великолепная царевна-Лебедь, которая ночью освещает землю, а днем затмевает божий свет.
Цифра «три» является лейтмотивом многих сказок. В том числе и в этой сказке Пушкина речь идет именно о трех чудесах.
Если перечислять в той последовательности, в которой они идут в сказке, то самое первое — это белочка в клетке. Чудо заключалось в том, что белочка пела песенки и грызла золотые орешки.
Второе чудо — это витязи, которые выходили из глубин моря на сушу. Во главе витязей был Черномор. А было их ровно тридцать.
Третье чудо — это прекрасная лебедь, которая в конце превращается в царевну.
В этой сказке были и другие чудеса, например, князь Гвидон, который превращается то в муху, то в комара.
А как же пушкинские строки: «в чешуе, как жар горя, тридцать ТРИ богатыря»?
Куда подевались еще три богатыря, по Вашей логике?
Мдя. Зато ответили на звездный вопрос, отметились. — более года назад
Чудес, описанных в сказке о царе Салтане больше чем три чуда, поэтому я перечислю три чуда, которые мне больше всего нравятся. Это в первую очередь, белочка, которая умеет петь и которая грызёт орешки в золотой скорлупе с изумрудными ядрами. Это так же Царевна Лебедь удивительной красоты и третье чудо — это богатыри, которые живут в море и выходят на берег, чтобы охранять князя Гвидона.
После того, как жену Салтана с сыном выбросило с бочкой на сушу и парень встретил лебедь, он всячески старался увидеть отца и пригласить того к себе, передавая поклоны через купцов. Но каждый раз ткачиха, бабариха и повариха всячески отговаривали Салтана, придумывая любые чудеса для этого, а сын царя (князь Гвидон) слышал их речи и у себя на острове воплощал их в реальность:
- Так (будучи комаром) Гвидон услышал о чудо белке, которая грызёт золотые орехи, внутри которых изумруды — это первое чудо было.
- Салтан услыхал о белке и хотел отведать остров, но три бабы отговорили его тем ,что есть и другое чудо: 33 богатыря и дядька Черномор (Гвидон тогда мухой подслушал их речи).
- И третий раз обернулся парень шмелём, когда услышал о третьем чуде из чудес: прекрасной девушке со звездой во лбу и месяцем под косой — этой красавицей и стала для Гвидона его лебедь.
Сказка «О царе Салтане. » действительно содержит много чудес, на то она и сказка.
Чудом можно назвать, например, и то, что царевна с царевичем выжили и попали на остров. потом превращение царевича в муху и т.д.
Но так уж и быть, назовем основные, о которых купцы и рассказывают царю Салтану.
Это появление на острове, где стоял лишь только дуб, под которым царевич с матерью и заснули, города.
Это белочка, которая грызет не простые орешки, а с изумрудом.
Третье чудо в сказке.
Это тридцать три богатыря, которые охраняют вместе с Черномором остров царевича Гвидона.
И еще есть четвертое чудо.
Это жена царевича, которая превратилась в прекрасную царевну из лебеди.
Отрывок о Царевне со звездой во лбу наиболее запоминающийся. В мультфильме Царевна выступает настоящей павой, сверкает месяц под косой и переливается во лбу звезда. Слова «33 богатыря» сегодня стали устойчивым выражением, которое широко употребляется в народе, правда, без иносказательного смысла. 33 богатыря, Черномор и Царевна настоящие волшебные герои в сказе, из появление можно объяснить только чудом из чудес. И еще еще одно чудо, поющая песенки белочка. Белочка грызет не простые орешки и этому можно найти объяснение, если подходить с точки реальной жизни, но поющих белок в жизни не бывает, поэтому ее появление тоже относится к ряду волшебных действий в сказке.
Сказка Пушкина «Сказка о царе Салтане» просто полна чудес.
Главные чудеса сказки это:
- Белка, которая грызла в сказке орешки с золотой скорлупой и ядрами из изумруда.
- Тридцать три богатыря — которые вышли из волн.
- Царевна-лебедь — прекрасная девица, которая была сестрой богатырям.
Это ещё не се чудеса сказки, на стоящим чудом можно назвать, что Жена царя с младенцем в бочке остались живы, не иначе как чудом можно назвать превращение князя Гвидона в комара.
А разве не чудо, что мать и сын (князь Гвидон) остались живы. Когда их в бочку посадили и бросили в море. Кто может проплавать в ней в море и остаться жив. Самое чудо, не было бы его и сказка продолжение не получила бы. И Царевны-лебедь не было бы.
В «Сказке о царе Салтане» действительно описываются три чуда. Первое чудо — это белка, которая кушает золотые орехи. Царевна-лебедь — второе чудо. И остается третье чудо — это тридцать три богатыря их дядька.
velikiy-pushkin.ru
Три чуда — из оперы
«Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане».
Сказка в музыке.
Авторы: старший воспитатель Светлана Анатольевна Смелянская, музыкальный руководитель Светлана Михайловна Мохова, Северо-Западное окружное управление образования ГБОУ детский сад N 2302, г. Москва.
Цель: Формирование художественно- эстетического восприятия сказочных образов через восприятие музыки, поэзию.
- Побуждать детей выражать свои мысли и чувства в движении, музыке.
- Способствовать в развитии образной речи, умение рассматривать иллюстрации к произведениям А.С.Пушкина
- Развивать познавательные и творческие возможности детей.
- Развивать культуру слушания классических произведений
- Развивать воображение, память, умение сравнивать, анализировать….
- Аудиозапись музыкальных произведений три чуда: «Белка», «33 богатыря», «Царевна лебедь» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.Римского-Корсакова;
- музыкальные инструменты: металлофоны, ложки, треугольники.
- иллюстрации к «Сказке о царе Салтане».
Музыкальный материал: Песни «Ветер по морю гуляет» Г. Струве, «Ласковая сказка» Н. Гогина. Муз. движение «33 богатыря», «Царевна-лебедь». Оркестр «Белка».
- Музыка
- Чтение художественной литературы
- Коммуникация
- Социализация
- Познание
- Слушание музыки
- Совместное пение
- Шумовой оркестр
- Музыкальное движение
- Чтение стихов
- Беседа
Дети заходят в зал и садятся на стулья. Здороваемся по-музыкальному.
Музыкальный руководитель: Ребята, вы, конечно, знаете, что музыка нам многое может рассказать. Давайте вспомним, о чем нам рассказывала музыка, которую мы слушали на занятиях?
Дети: О природе, о настроениях и чувствах человека, о птицах и животных, может рассказывать сказки.
Музыкальный руководитель: Ребята, вы любите сказки? (Да). Предлагаю вам совершить путешествие в замечательную и удивительную страну сказок. Хотите? (Да). Сейчас мы исполним песню, а вы подумайте в какую сказку мы с вами попали.
Музыкальный руководитель: Ребята, в какую сказку мы с вами попали? («Сказка о царе Салтане»)
Воспитатель: Полное ее название: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче, и о прекрасной царевне Лебеди».
Воспитатель: А кто автор сказки? (А.С.Пушкин).
— А какие сказки Пушкина вы знаете? («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о Золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о попе и его работнике Балде»).
Музыкальный руководитель: Многие композиторы писали свои музыкальные произведения по литературным произведениям. На сюжет сказки Пушкина «Сказка о царе Салтане» была написана опера. Что такое опера?
Дети: Это музыкальное действие, в котором только поют.
Музыкальный руководитель: А кто написал эту оперу? (Н.Римский – Корсаков)
Музыкальный руководитель: Это великий русский композитор. Он написал много произведений на сказочные сюжеты. В опере «Сказка о царе Салтане» сюжет сохранен таким, как его придумал Пушкин. Но композитор Н. А. Римский-Корсаков сочинил удивительные музыкальные темы для того, чтобы показать всех героев Пушкина. Одно из замечательных мест оперы – отрывок под названием «Три чуда», которые происходили в необычном городе-острове Леденце.
Сейчас мы послушаем музыкальную тему, которая изображает город-остров Леденец, на котором оказались царевна и царевич. Подумайте, каким он изображен в музыке, представьте его себе и опишите.
Слушание отрывка город Леденец.
Музыкальный руководитель: Какая музыка? Что она изображает?
Дети: музыка торжественная, величественная. Изображается переливание воды, плеск волн. Звучит труба.
Музыкальный руководитель: Какие же три чуда произошли в этом необычном городе Леденце?
Дети: Белка, 33 богатыря, царевна-лебедь.
Музыкальный руководитель: Мы послушаем фрагмент про одно из этих чудес. Ваша задача внимательно слушать и догадаться, какое чудо нам хотел рассказать композитор.
Музыкальный руководитель: Какая эта музыка по характеру? (легкая, воздушная, танцевальная, светлая и т.д.). Какой инструмент ведет мелодию? (флейта).
О каком чуде рассказывал композитор? (белка).
Воспитатель: А как Пушкин описал это чудо?
Ребенок: Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка песенки поет
Да орешки все грызет.
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые
Кучки равные кладет,
И с присвисточкой поет
При честном при всем народе:
Во саду ли, в огороде.
Музыкальный руководитель: Какая песня лежит в основе этого произведения? (Русская народная песня «Во саду ли, в огороде»). Ребята, возьмем инструменты, создадим свой оркестр и исполним это произведение.
Воспитатель: Снова корабельщики отправились к царю Салтану, рассказали ему о белочке. Но тут ткачиха говорит:
«Что тут дивного? ну, вот!
Белка камушки грызет,
Мечет золото и в груды
Этим нас не удивишь,
Правду ль, нет ли говоришь.
Музыкальный руководитель: а какое же это диво? Слушаем.
Музыкальный руководитель: Что передает нам музыка? Какое диво произошло?
Дети: 33 богатыря выходят из моря.
Музыкальный руководитель: какими изображены богатыри?
Дети: Смелыми, грозными, решительными, строгими, грозными.
Музыкальный руководитель: какие у них одежды, оружие?
Дети: Богатыри в кольчугах, в шлемах. В руках у них щиты и мечи.
Музыкальный руководитель: какой пейзаж окружает богатырей?
Дети: море бурлящее, взволнованное, беспокойное.
Давайте послушаем как Пушкин выразил это чудо.
Ребенок: Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Музыкальный руководитель: А сейчас мы станем участниками этой сказки и выразим настроение и характер музыки через движение.
Девочки берут ленточки, садятся на колени и импровизируют танец волн, а мальчики маршируют, подражая богатырям.
Воспитатель: Но что же на это диво ответила сватья баба Бабариха?
«Кто нас этим удивит?
Люди из моря выходят
И себе дозором бродят!
Правду ль бают, или лгут,
Дива я не вижу тут.
В свете есть другое диво?
Музыкальный руководитель: И последнее, третье чудо. А Н.Римский – Корсаков изобразил это чудо так.
Музыкальный руководитель: О каком диве здесь идет речь?
Музыкальный руководитель: Какая она?
Дети: Волшебная, сказочная, красивая, таинственная, гордая, спокойная, неторопливая и т.д.
Музыкальный руководитель: Вот как о ней написал А.С.Пушкин:
Ребенок: За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Музыкальный руководитель: А сейчас нам девочки покажут это чудо в своем исполнении.
Дети в движении передают образ царевны-лебеди.
Воспитатель: Вспомним, чем закончилась сказка.
По равнинам Окияна
Едет флот царя Салтана
Князь Гвидон тогда вскочил,
«Матушка моя родная!
Ты, княгиня молодая!
Посмотрите вы туда:
Едет батюшка сюда».
… Все теперь идут в палаты:
У ворот блистают латы,
И стоят в глазах царя
… Царь ступил на двор широкой:
Там под елкою высокой
Белка песенки поет,
Золотой орех грызет.
Под косой луна блестит
А во лбу звезда горит!
… Царь слезами залился.
Обнимает он царицу,
И сынка, и молодицу,
И садятся все за стол,
И веселый пир пошел!
Музыкальный руководитель: Ребята, наше путешествие по сказке завершается.
Понравилось ли вам наше путешествие? Итак, в какой сказке мы сегодня побывали?
— А кто написал музыку к этой сказке?
— Какие три чуда мы сегодня услышали в музыке Римского-Корсакова?
Музыкальный руководитель: Ребята, мы можем не только прочитать сказку, но и услышать ее в музыке. И на прощание исполним друг другу песню «Ласковая сказка».
Музыкальный руководитель: До свидания.
velikiy-pushkin.ru
«Три чуда в опере-сказке Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»
Разделы:
Работа с дошкольниками
Направление: Художественно-эстетическое
Интеграция областей: “Музыка”,
“Коммуникация”, “Художественное развитие”.
Программное содержание:
- Способствовать расширению и углублению
музыкальных впечатлений, развитию устойчивого
слухового внимания у дошкольников. - Прививать любовь и интерес к классической
музыке, способствуя формированию общей духовной
культуры. - Различать средства музыкальной
выразительности (темп, лад. регистр, динамику). - Высказываться о чувствах, настроении,
выраженных в музыке. - Развивать творческие способности детей через
раскрытие музыкальных образов в движении, игре
на ДМИ.
Материал: детские музыкальные инструменты:
трещотки, барабаны, ложки, треугольники, бубны,
металлофон.
Предварительная работа: чтение “Сказки о
царе Салтане, о сыне его славном и могучем
богарыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной
царевне Лебеди” А. Пушкина.
Оборудование: проектор, музыкальный центр.
Ход непосредственно образовательной
деятельности
Дети свободно входят в зал, музыкальный
руководитель их приветствует, предлагает им
занять места поудобнее в музыкальной гостиной и
порассуждать о чуде: что это такое, как они
понимают это явление? Может быть кто-то из них
сталкивался в своей жизни?
Ребята отвечают на вопросы, делятся своим
небольшим жизненным опытом.
Музыкальный руководитель (далее М.р.)
продолжает:
Да, ребята,чудо — это нечто удивительное,
уникальное, необъяснимое. Это то, чего не могло
случиться на самом деле ни в коем случае.
Но, тем не
менее, это произошло. Чудо нельзя
объяснить. Чудеса происходят редко и не со
всеми, но, тем не менее, люди часто надеются, что
произойдет чудо. (СЛАЙД 1)
Презентация.
Ребята, скажите пожалуйста, где чаще всего мы
можем услышать о чуде, чудесных превращениях?
Дети. С чудесами мы можем встретиться в
сказках
М.р. Правильно, ребята, в сказках. Какие вы
знаете сказки, в которых происходят чудеса,
волшебство?
Дети. “Золушка”, “Кот в сапогах”, “Василиса
Прекрасная”, “Волшебная дудочка”, “ Сказка о
царе Салтане” и т.д.
М.р. Прекрасно, что вы знаете “Сказку о царе
Салтане” и наверное, даже назовете мне автора
этой сказки?
Дети(отвечают) .Эту сказку написал великий
русский поэт А.С. Пушкин.
(СЛАЙД 2,3,4)
М.р. Совершенно верно! А еще, ребята, по этой
сказке была написана одноименная опера нашим
русским композитором Николаем Андреевичем
Римским – Корсаковым.
(СЛАЙД 5, 6)
В ней-то при помощи музыкальных звуков и были
переданы ЧУДЕСА этой замечательной сказки.
Назовите их, пожалуйста.
Дети. В сказке говорится о Белке, 33 богатырях
и их дядьке Черноморе, и о прекрасной царевне
Лебеди.
М.р. Все правильно. Давайте с помощью музыки
попробует узнать, о каком чуде идет речь.
Дети слушают 1 чудо “Белка”
Дети. В этом отрывке композитор изобразил
Белку.
М.р. А как вы догадались?
Дети. Нам подсказала музыка. Она звучала на
высоких звуках, легко, отрывисто, потому что
белочка маленькая, затейница, грызет орешки и еще
поет веселую песенку.
М.р. А песенку вы узнали?
Дети. Да, это русская народная песенка “Во
саду ли в огороде”.
М.р.Вот Белочка (СЛАЙД 7) Все вокруг нее
ходят, удивляются этому чуду.
ЗВУЧИТ ОТРЫВОК ИЗ СКАЗКИ..
“Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Слуги белку стерегут”
М.р. Молодцы, ребята!
Посмотрите, какие красивые иллюстрации к
сказке (в стиле Палех) нарисовал художник
Александр Михайлович Куркин. (СЛАЙД
М.р. Как вы думаете, какое настроение у
всех окружающих?
Дети. У всех прекрасное, радостное
настроение, потому что жители гордятся тем, что у
них есть такая чудесная белочка.
М.р. Ребята, посмотрите, у нас на столе есть
разные детские музыкальные инструменты. Может
кто-то хочет попробовать передать образ белочки
через игру на инструментах?
А кто-то покажет нам белочку с помощью движений
под музыку.
(Дети по желанию выбирают музыкальные
инструменты, соответствующие образу белочки.
Другие дети передают образ белочки через
движения в соответствии с характером музыки).
Звучит тема Белочки, дети подыгрывают на
музыкальных инструментах, другие дети исполняют
танцевальную импровизацию.
М.р. хвалит детей. Дети занимают свои места.
М.р. А теперь –внимание, чудеса
продолжаются. Слушаем следующий фрагмент.
Звучит тема “33 богатыря”
М.р. С каким же чудом мы с вами повстречались?
Дети: Это 33 богатыря!
М.р. Правильно! (СЛАЙД 9)
ЗВУЧИТ ОТРЫВОК ИЗ СКАЗКИ..
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
33 богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор”
М.р. Какие средства музыкальной
выразительности использует композитор?
Дети: Этот фрагмент звучит торжественно,
четко. Фанфары как будто призывают, чтобы все
обратили внимание на то, что сейчас все должны
увидеть. Темп умеренно быстрый, музыка звучит в
низком регистре, громко(форте), в мажоре, что
передает удаль молодецкую, силу богатырскую,
мужество. С первых звуков уже понятно, что музыка
изображает бесстрашных богатырей.
(СЛАЙД 10)
М.р. Ребята, скажите, созвучна ли иллюстрация
художника с музыкальной темой Богатырей?
(СЛАЙД 11)
Дети. Созвучна, потому что когда музыка
звучит громко(форте), то можно представить себе,
как море бурлит, волны поднимаются высоко, и
выходят из моря огромные богатыри. Они обходят
свои владения четким, энергичным шагом, как и
передается темп, характер музыки У них у всех
красивые лица, они молоды, полны сил и слушаются
своего главного воеводу- дядьку Черномора.
М.р. Молодцы! Я уверена, что наши мальчики
очень хотят попробовать себя в роли богатырей.
Поэтому, я предлагаю вам под музыку раскрыть этот
образ.
Звучит тема Богатырей, мальчики исполняют
танцевальную импровизацию.
М.р.(хвалит детей).
Вот мы и дождались третьего чуда, наверное,
самого красивого. Вы, конечно же догадались, что
речь пойдет о прекрасной царевне Лебеди. А
давайте с вами немного пофантазируем: если бы вы
были композиторами, то какую бы музыку по
звучанию вы сочинили к образу царевны Лебедь?
Дети. Музыка должна быть плавной,
таинственной, волшебной. Наверное, звучать она
должна не очень громко, напевно и светло. А еще
она должна быть доброй и ласковой, как сама
царевна Лебедь.
М.р. Хорошо, ребята, мне понравились ваши
ответы. А теперь мы послушаем 3 чудо- тему Царевны
Лебеди и посмотрим, совпали ли наши мысли с
мыслями композитора.
Слушание темы Царевны Лебеди
Дети. Наши мысли совпали. Музыка, которая
раскрывает образ царевны Лебеди очень напевная,
звучит в среднем регистре, нежно и таинственно.
Звук усиливается в тот момент, когда белая Лебедь
превращается в прекрасную Царевну, и восхищению
и удивлению князя Гвидона нет конца.
(СЛАЙД 12)
ЗВУЧИТ ОТРЫВОК ИЗ СКАЗКИ..
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит”
М.р. Молодцы, ребята. А какой инструмент в
оркестре солировал, передавая образ царевны
Лебеди?
Дети. Солировала скрипка. (СЛАЙД 13)
М.р. И на иллюстрации, обратите внимание,
какая царевна красивая, стройная, изящная,
воздушная.
(СЛАЙД 14)
Сейчас наши девочки превратятся в царевен и
покажут свой волшебный танец.
Звучит тема Царевны Лебеди, девочки
исполняют танец-импровизацию.
М.р. (хвалит девочек).
Вот мы и познакомились с чудесами из “Сказки о
царе Салтане”. А помогли нам увидеть и услышать
эти чудеса различные виды искусства: поэзия,
музыка и изобразительное искусство. Какое у вас
настроение? (Ответы детей).
Давайте мы еще раз назовем авторов этих
замечательных шедевров.
Кто написал “Сказку о царе Салтане”?
Дети. Сказку написал.А.С. Пушкин.
М.р. Кто сочннил оперу-сказку “О царе
Салтане”?
Дети. Оперу сочинил русский композитор Н.А.
Римский-Корсаков.
М.р. Иллюстрации какого художника к “сказке о
царе Салтане” мы сегодня рассматривали?
Дети. Иллюстрации нарисовал художник А.
Куркин.
(СЛАЙД 15)
(СЛАЙД 16)
М.р. Наша встреча в музыкальной гостиной
подошла к концу. Спасибо вам за ваше участие. В
группе вы можете нарисовать те чудеса из оперы-
сказки, которые вам запомнились больше всего. До
свидания, ребята.
Дети спокойно выходят из зала.
25.04.2013
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Интегрировнное комплексно-тематическое занятие «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.Римского-Корсакова
Разделы:
Работа с дошкольниками
Задачи:
- Развивать познавательные интересы, воспитывать
устойчивое внимание, наблюдательность,
формировать интерес к музыкальной деятельности. - Формировать базовую культуру посредством
приобщения детей к музыкальной культуре.
Воспитывать художественный вкус, сознательное
отношение к классической музыке. - Развивать эстетическое восприятие, чувство
ритма, эстетическую оценку, художественный вкус,
эстетическое отношение к окружающему, искусству
и художественной деятельности. Продолжать
формировать интерес к искусству музыкальному,
как классическому, так и народному.
Цель:
- Совершенствовать звуковысотный, ритмический,
тембровый и динамический слух. Продолжать
обогащать музыкальные впечатления детей,
вызывая яркий эмоциональный отклик при
восприятии музыки разного характера. - Способствовать дальнейшему формированию
певческого голоса, развитию навыков движения под
музыку. - Обучать игре на детских музыкальных
инструментах. Знакомить с элементарными
музыкальными понятиями.
Предварительная работа:
Чтение и беседа по сказке А.С. Пушкина «Сказка о
царе Салтане». Знакомство с композитором и с
оперой Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе
Салтане». Подготовка наглядного и раздаточного
материала к опере Н.А. Римского-Корсакова.
Подготовка шаблонов для аппликаций короны и
богатырские пояса, а так же для изготовления
орешков — пластилин. Заучивание детьми небольших
обрывков и отдельных фрагментов: «Белка»,
«Тридцать три богатыря» и «Царевна-лебедь».
Обучение детей на музыкальных инструментах,
танцевальным движениям, а так же хоровое и
индивидуальное исполнение.
Ход мероприятия
Дети входят в зал и садятся на стульчики.
Раздается стук в дверь. Появляется почтальон,
здоровается с детьми и отдает им конверт.
Муз. руководитель: Какой большой конверт!
Давайте посмотрим, что там (пытается открыть
конверт). Не могу достать письмо. Если вы
отгадайте загадку, конверт откроется. Итак,
внимание!
1. Звучит мелодия русской народной песни, входят
воспитатель и две девочки в русских костюмах,
садятся на скамейку у центральной стены,
занимаются рукоделием.
Муз. руководитель:
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
1-ая девица (воспитатель): Кабы я была царица
Муз. руководитель: Говорит одна девица.
1-ая девица:
То на весь крещенский мир
Приготовила б я пир.
2-ая девица: Кабы я была царица
Муз. руководитель: Говорит ее сестрица, —
2-ая девица:
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна!
3-ая девица: Кабы я была царица,
Муз. руководитель: Третья молвила сестрица
3-ая девица:
Я б для батюшки царя
Родила богатыря!
Муз. руководитель:
Только вымолвить успела
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь
Стороны той государь.
Вы узнали какая сказка начинается такими
словами? (Дети отвечают). Правильно, это «Сказка о
царе Салтане» А.С. Пушкина.
Композитору Римскому — Корсакову она очень
понравилась, и он решил написать к ней музыку.
Сейчас мы послушаем ее (Достает из конверта
иллюстрации к сказке, на которых изображены
белка, царевна Лебедь, богатыри и море. Ставит
иллюстрации на подставки так, чтобы они были
хорошо видны детям (Звучит фрагмент «Белка»).
Вы услышали музыкальный фрагмент, отрывок «Как
вы думаете, какая картинка подходит к этой
музыке? (Дети выбирают картинку). Правильно,
композитор своей музыкой «нарисовал» образ
белочки.
(Звучит отрывок «Белка». На фоне музыки
ребенок читает):
Мы объехали весь свет
За морем житье не худо
В свете ж вот какое чудо
Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами
С теремами да садами;
Ель растет перед дворцом
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет
А орешки не простые
Все скорлупки золотые
Ядра — чистый изумруд
Слуги белку стерегут.
Муз. руководитель:
Вот чудо, так чудо хоть бы одним глазком
посмотреть.
Воспитатель:
Давайте для белочки слепим угощение, может
быть, она появится?
Проводится лепка «Орешки». Воспитатель
собирает готовые орешки на блюдо. В это время из
своего домика выходит белка.
Белка: Ой, сколько орешков! Да какие все
красивые!
Воспитатель: Да, белочка, ребята постарались,
приготовили тебе угощение.
Белка: Я вижу, что руки у ваших ребят умелые, а
могут ли они играть на музыкальных инструментах?
Воспитатель: Конечно, белочка, да ты сама
послушай (Исполняют мелодию «Во саду ли в
огороде»).
Белка: Красны девицы, добры молодцы, а в вашем
царстве-государстве бывают празднества? А как вы
веселитесь, какие песни поете, пляски пляшете?
Воспитатель: А вот какие!
Исполняют русский танец (по усмотрению
музыкального руководителя).
Белочка, тебе понравилась наша пляска?
Исполняется песня «Балалаечка» (муз. и слова Т.
Морозовой)
Белка: Мне очень понравилась ваша пляска, такая
веселая, задорная. Молодцы красны девицы и добры
молодцы, но а мне пора в свой домик (Уходит).
(Дети садятся на свои места).
Муз. руководитель: А мы продолжаем слушать
фрагменты. (Звучит фрагмент «Царевна Лебедь».
Дети выбирают картинку соответствующую музыке и
слушают фрагмент повторно. На фоне музыки
ребенок читает:
За морем царевна есть
Что не можно глаз отвесть
Днем свет божий затмевает
Ночью землю освещает
Месяц под косой блестит
А во лбу звезда горит
А сама-то величава
Выступает, будто пава.
А как речь-то говорит
Словно реченька журчит
Молвить можно справедливо
Это диво, так уж диво!
(Заходит Царевна Лебедь).
Царевна Лебедь: Здравствуйте, ребята!
Рада побывать у вас в гостях, посмотреть, как вы
живете, как веселитесь, какие наряды носите? А вы
знаете, наши красны девицы и добры молодцы
украшения делали своими руками. Девушки
кокошники мастерили, а юноши ковали богатырские
пояса. А вы сможете сделать их?
Воспитатель: Давайте, ребята, попробуем с вами
украсить кокошники — это будут делать девочки, а
мальчики будут украшать богатырские пояса.
(Дети выполняют аппликацию «Короны,
богатырские пояса». Девочки наклеивают узор из
цветной бумаги на заготовки в виде шапочек —
корон, мальчики украшают пояса из бумаги. По
окончании работы надевают на себя сделанные
украшения.
Царевна Лебедь: Вы знаете, ребята, что раньше на
Руси красны девицы хороводы водили да песни
русские народные распевали.
Воспитатель: Мы тоже знаем песни русские, и
сейчас мы тебе исполним.
Песня «Земелюшка- чернозем» (русская народная
песня).
Муз. руководитель: А сейчас, внимание, вернемся
к нашим картинкам и музыке. Царевна Лебедь
послушает ее вместе с нами.
(Дети слушают музыкальный фрагмент «Тридцать
три богатыря», выбирают картинку. На повторное
слушание музыки ребенок читает наизусть отрывок
из сказки:
В свете есть такое диво:
Море вздуется бурливо
Закипит, подымет вой
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге
И очутятся на бреге
В чешуе, как жар горя
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые
Великаны удалые
Все равны как на подбор
С ними дядька Черномор
Это диво, так уж диво
Можно молвить справедливо.
(Царевна Лебедь открывает картину, на которой
изображены богатыри).
Царевна Лебедь: Молодцы, ребята узнали все
музыкальные загадки. Ну, вот мне уже пора
возвращаться в сказку.
(звучит фрагмент «Море» Царевна Лебедь
кружась уходит из зала).
Муз. руководитель: Вам понравилась эта
музыкальная сказка? А мне было очень интересно и
приятно вместе с вами еще раз вспомнить
прекрасную сказку А.С. Пушкина и познакомиться с
замечательной музыкой Н.А. Римского-Корсакова,
написанной к ней.
18.12.2009
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Римский-Корсаков. Три чуда | Музыкальная Фантазия
Николай Андреевич Римский-Корсаков. Три чуда
Волшебная музыка открывает сегодня нашу встречу! Волшебная она потому, что придумана композитором Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым к одной из самых удивительных сказок, которую вы все хорошо знаете. Послушайте её начало:
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
А написал эту удивительную сказку великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. У этой сказки длинное название – «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди». На сюжет этой сказки композитор Н. А. Римский-Корсаков написал музыку для оперы. Только название у неё он немного сократил – «Сказка о царе Салтане».
В опере происходит много разных событий. Вы, наверное, уже догадались из темы урока, мы услышим музыку всех трёх чудес, тоже соединённую в один музыкальный рассказ. Это самое большое оркестровое вступление в опере. Огромная красочная картина. Все три чуда — волшебная белочка, 33 богатыря, выходящие из моря, превращение лебедя-птицы в прекрасную царевну — предстают перед нами в полном блеске. Оркестр подробно рисует каждое из чудес. Знакомые музыкальные темы-образы здесь звучат полнокровно и сочно.
Вот мы с вами говорим, что «Сказка о царе Салтане» — это сказка, причём сказка музыкальная. Значит, и в музыке, и в том, как эта музыка действует в опере, тоже должно быть что-то сказочное. Что же в ней особенно для нас интересного?
Наверно, вы знаете, как выглядят черные лакированные шкатулки, расписанные художниками Палеха, Холуя. Представьте же себе, что перед вами три таких шкатулки. Форма, размер у всех трёх совершенно одинаковые, разные только картинки на крышках. Свои шкатулки художники расписывают обычно картинками, на которых изображены сцены из разных народных сказок. Краски в этих картинках яркие, так и горят, переливаются.
Каждый раз, когда слушаешь эту сцену, представляется, что рассказы о трёх чудесах похожи на такие шкатулки. На одной изображена белка в хрустальном дворце, на другой тридцать три богатыря, на третьей — красавица царевна. Словом, три чуда из «Сказки о царе Салтане». У каждого чуда есть своя музыкальная тема — яркая картинка, только написанная не красками, а звуками.
Первое чудо
«Внимание! — говорят нам фанфары. — Сказка продолжается».
Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живёт ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поёт
Да орешки все грызёт.
А орешки не простые,
Скорлупы-то золотые.
Ядра чистый изумруд;
Белку холят, берегут.
Кучки ровные кладёт
И с присвисточкой поёт
При честном, при всем народе:
«Во саду ли, в огороде».
Сейчас вы услышите, как музыка рисует волшебную белочку. Её главную партию исполняет флейта. А ещё вы услышите напев русской народной песенки, о котором упоминает А. С. Пушкин, — «Во саду ли, в огороде».
Во саду ли, в огороде
Девица гуляла.
Она ростом невеличка,
Лицом круглоличка.
Второе чудо
«Внимание! — снова говорят нам фанфары. — Сказка продолжается».
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольётся в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны как на подбор,
С ними дядька Черномор.
В музыке слышится тяжкая поступь витязей-богатырей и шум «бурливого» моря.
Третье чудо
«Внимание! — снова говорят нам фанфары. — Сказка продолжается».
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Молвить можно справедливо,
Это диво, так уж диво!
Композитор рисует образ птицы, плывущей по волнам, звуки напоминают всплески воды, которую стряхивает с себя лебедь. В оркестре расцветает тема прекрасной царевны. Вольно, широко разливается музыка, как чудесная русская песня.
Домашнее задание:
Попробуйте себя в роли художников: изобразите красками то, что изобразил Н. Римский-Корсаков в музыке. Нарисуйте рисунок к наиболее понравившемуся фрагменту или музыкальной теме героев «Три чуда».
Презентация
В комплекте:
1. Презентация — 9 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Римский-Корсаков. Три чуда (Сказка о царе Салтане). Интерлюдия, mp3;
Римский-Корсаков. Три чуда (Сказка о царе Салтане). Белочка, mp3;
Римский-Корсаков. Три чуда (Сказка о царе Салтане). 33 богатыря, mp3;
Римский-Корсаков. Три чуда (Сказка о царе Салтане). Лебедь, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.
В работе использованы уникальные иллюстрации шкатулок Палеха.
music-fantasy.ru
«Три чуда из сказки «О царе Салтане» А. С. Пушкина»
Тема: «Три чуда из сказки «О царе Салтане» А.С. Пушкина».
Цель:
— Совершенствовать знания детей о возможности восприятия литературных произведений с трёх сторон: литературы, музыки, изобразительного искусства.
Задачи:
Образовательные:
— Учить детей читать бегло и выразительно, отрывки стихотворения читать наизусть.
— Формировать базовую культуру посредством приобщения детей к музыкальной культуре.
— Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывая яркий эмоциональный отклик при прослушивании музыки разного характера.
Развивающие:
— Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, эстетическую оценку, эстетическое отношение к окружающему, искусству и художественной деятельности.
— Развивать познавательные интересы, наблюдательность, устойчивое внимание посредством прослушивания музыкальной оперы Римского-Корсакого «Три чуда», бесед по картинам Врубеля и Билибина.
— Совершенствовать звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух.
Воспитательные:
— Воспитывать художественный вкус, сознательное отношение к классической музыке.
— Совершенствовать звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух.
— Воспитывать добрые черты характера, любовь к поэзии А.С. Пушкина.
Форма организации интегрированного урока: контрастная.
Оборудование: книга для чтения, мультимедийная установка, презентация, отрывки из музыкального произведения Римского-Корсакова “Три чуда”, картина М.А.Врубеля “Царевна-Лебедь”, портреты: А.С.Пушкина, М.А.Врубеля, И.Я.Билибина, карточки для самостоятельной работы.
Предварительная работа: Чтение и беседа по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Знакомство с композитором и с оперой Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Подготовка наглядного и раздаточного материала к опере Н.А. Римского-Корсакова. Подготовка шаблонов для рисования картин по произведения А.С. Пушкина. Заучивание детьми небольших и отдельных фрагментов: «Белка», «Тридцать три богатыря» и «Царевна-лебедь».
Ход урока
- Оргмомент.
— Здравствуйте дети! Сегодня у нас непростой урок. Наш урок сочетает в себе такие предметы, как чтение и развитие речи, музыку и изобразительное искусство.
Прозвенел уже звонок
Начинается урок.
А теперь все повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь мне гостям
И садитесь по местам.
- Проверка домашнего задания.
Выставка рисунков по произведениям А.С. Пушкина.
— Что вам было задано на дом? Вспомнить все сказки А.С. Пушкина и нарисовать рисунки для выставки.
— Какие сказки А.С. Пушкина вы знаете?
— Внимательно послушайте, что мы вам прочитаем и попробуйте вспомнить названия сказок.
«Чтоб концы своих владений
Охранять от нападений,
Должен был он содержать
Многочисленную рать. (Сказка о золотом петушке).
« Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее? (Сказка о спящей красавице и семи богатырях).
«Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года. (Сказка о рыбаке и рыбке).
« За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит». (Сказка о царе Салтане).
3. Сообщение темы урока.
— Сегодня мы с вами вместе рассмотрим чудеса, которые описывает А.С. Пушкин в своей « Сказке о царе Салтане». Но сначала вспомним с чего всё началось.
4. Работа по теме урока.
1. — А.С. Пушкин самый известный и талантливый русский писатель. Его даже называют «солнцем русской поэзии», так ярки и красивы его произведения. Он был таким же ребёнком как и вы. Любил играть, шалить, капризничать иногда грустить. Семья его жила в Москве, когда столицей считался Санкт-Петербург. Туда приезжали богатые дворяне и вельможи отдохнуть от городской суеты.
— У Саши Пушкина была няня Арина Родионовна, — простая крестьянская женщина. Мальчик её очень любил. Няня знала много сказок и рассказывала их мальчику. Сядет, бывало, маленький Саша возле няни на скамеечку, Арина Родионовна возьмёт свой вязанье и начнёт рассказывать сказки. А в них волшебная рыбка, и злой Кощей, и дядька Черномор, и молодая царевна, которую отравила яблоком злая колдунья. Много сказок знала Арина Родионовна и очень хорошо умела их рассказывать. Так хорошо, что Саша просил повторять их по несколько раз…
А кто он ей?
Не сын, не внук –
Дитя господское. И всё же
Арина чуяла барчук
Ей был на свете всех дороже.
Все ребятишки хороши.
Дай бог им крепкого здоровья!
Во всех не чаяла души,
Но этот был её любовью.
И не к нему ль во всяку ночь
Арина шла со сказкой складной?
Весьма до сказок был охоч
Её питомец ненаглядный.
— Прошло много лет, мальчик вырос, закончил лицей (так называлась школа для мальчиков), стал сам великим писателем и написал большое количество сказок.
— А вы хотите попасть в сказку? Ну что же слушайте сказку и помогайте её рассказывать. В некотором царстве, в некотором государстве жили-были три сестрицы.
Три сестрица под окном,
Пряли поздно вечером.
Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещёный мир
Приготовила б я пир.
Кабы я была царица, —
Говорит её сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала бы полотна.
Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки-царя
Родила б богатыря.
— Что же было дальше?
— Да приавильно. Царь женился на меньшой, а вскоре уехал воевать. Ткачиха с поварихой и сватьей бабой Бабарихой позавидовали сестре и решили её погубить. Царевна тем временем родила чудного мальчика и послала гонца с известием к царю-батюшке. Но сестры со сватьей бабой Бабарихой подменили письмо.
И в суму его пустую
Суют грамоту другую.
Родила царица в ночь
Не-то сына, не то дочь
Не мышонка, не лягушку
А неведому зверюшку.
Узнав такое известие, царь опечалился, и с тем же гонцом отправляет письмо. Где говорит, что приедет и сам всё решит. Во второй раз меняют письмо сёстры-завистницы.
«Царь велит своим боярам
Времени не тратя даром,
И царицу и приплод
Тайно бросить в бездну вод.
Запись фрагмента «шум моря». Закройте глаза. Вслушайтесь в мерное движение волн, и представьте себе ночное небо, и блеск звёзд на небе, и плывущую по волнам неуклюжую бочку, и плач царицы, и даже то, как чудесным образом «не по дням, а по часам» растёт царь Гвидон.
В синем небе звёзды блещут,
В синем море воны хлещут;
Туча по небу идёт
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в нём царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
Ты волна моя волна,
Ты гульлива и вольна,
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Поднимаешь корабли –
Не губи ты наши души:
Выплесни ты нас на сушу.
И послушалась волна,
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько…
Сын на ножки поднялся,
В дно головкой уперся,
Поднатужился немножко.
Как бы здесь во двор окошко
Нам проделать? Молвил он.
Вышиб дно и вышел вон.
— Лопнули железные обручи бочки. Вышли на землю мать с сыном. И вот перед ними город белокаменный, а в том городе чудеса.
— Вспомните, сколько чудес в сказке о царе Салтане?
— Какие это чудеса?
— Да, вы правы в « Сказке о царе Салтане» три чуда. Давайте рассмотрим эти чудеса с трёх сторон, со стороны литературы, музыки и искусства. Эту сказку можно рассказывать не только словом, но и музыкальными звуками. Великого русского композитора Николая Андреевича Римского – Корсакова называют величайшим сказочником. Он очень увлечен был русской стариной, русскими сказками и песнями. С шести лет он начал учится читать и писать ноты, пробовал сочинять музыку, очень любил родную природу и русские сказки. Когда маленький Коля вырос, он стал писать настоящие, большие музыкальные произведения, и всю свою любовь к сказкам он перенёс в них.
— В опере «Три чуда» у каждого чуда есть своя музыкальная тема – яркая картинка. Сейчас мы послушаем отрывок, а вы определите, к какому чуду он относится? (Иллюстрации к сказке, на которых изображены белка, царевна Лебедь, богатыри и море. (Звучит фрагмент «Белка»).
— Вы услышали музыкальный фрагмент, отрывок «Как вы думаете, какая картинка подходит к этой музыке? Правильно, композитор своей музыкой «нарисовал» образ белочки.
— Что композитор использовал для этого? (музыкальная композиция построена с элементами игривой музыки, белочка как будто перескакивает с ветки на ветку, композитор включил в оперу отрывок народной песни «Во саду ли в огороде»).
Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами
С теремами да садами;
Ель растет перед дворцом
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет
А орешки не простые
Все скорлупки золотые
Ядра — чистый изумруд
Слуги белку стерегут.
— Сейчас мы прослушает ещё один музыкальный фрагмент. А вы подумайте, какая картинка подойдёт к этой музыке? (отрывок 33 богатыря)
Правильно, композитор своей музыкой «нарисовал» тридцать трёх богатырей. Что мы слышим в этом отрывке?
— В музыке слышится грозный рокот морского прибоя. Море вскипает, бушует, плещет, и постепенно из него появляются богатыри. Богатыри постепенно выходят из моря, князь Гвидон любуется ими. Музыкальные краски торжественные, радостные, яркие.
— А вот как описывает это автор сказки.
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой.
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге.
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые.
Все ровны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
— А теперь давайте рассмотрим репродукцию картины И.Я. Билибина. (Портрет). Иван Яковлевич Билибин тоже нарисовал много художественных произведений к сказкам А.С. Пушкина. Посмотрите на картину 33 богатыря.
-Какие цвета использует автор в этой картине?
— Какие чувства вы испытываете, глядя на эту картину?
5. Физкультминутка.
— Давайте попробуем своими движениями передать поступь 33 богатырей.
— А сейчас, внимание, третий музыкальный отрывок. (Царевна Лебедь).
— Выберите картинку соответствующую музыке и слушают фрагмент повторно.
За морем царевна есть
Что не можно глаз отвесть
Днем свет божий затмевает
Ночью землю освещает
Месяц под косой блестит
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава
Выступает, будто пава.
А как речь-то говорит
Словно реченька журчит
Молвить можно справедливо
Это диво, так уж диво!
— Великий русский художник М.А.Врубель специально к этой сказке написал прекрасную картину “Царевна-Лебедь
— Перед вами репродукция этой картины. Давайте посмотрим на неё и скажем, в каких тонах она написана: холодных или теплых?
— Конечно в холодных. Но это совсем не значит, что художник относился к этой героине плохо. Просто такова техника исполнения. Это одна из любимых картин художника. Картина навеяна поэзией Пушкина, музыкой Римского-Корсакова и сказаниями русского народа.
— Прекрасная девушка-птица плывет по безбрежному морю навстречу надвигающейся ночи. Лицо у неё нежное, задумчивое с большими темно-синими глазами. Оно полно грусти и печали. Она удаляется, уходит от нас.
— Лучи солнца скользят по драгоценным каменьям, которые на руке и на головном уборе-кокошнике. Такой красивый головной убор носили раньше сказочно богатые женщины. По легкой прозрачной одежде Царевны, дымчатого цвета, так же пробегают лучи солнца, делая ее нежно — розовой, и напоминая оперенье птицы. А вдали мы видим свинцовое небо, сливающееся с морем.
— А чем же заканчивается сказка? Найдите в тексте и прочитайте эти слова.
6. Викторина по сказке.
— Кто автор сказки о царе Салтане?
— Сколько чудес в сказке о царе Салтане?
— Кто из композиторов написал оперу «Три чуда» к сказке о царе Салтане?
— Кто из художников написал картину «Царевна-Лебедь»?
Три сестрица под окном,
Пряли поздно …………
Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещёный …….
Приготовила б я пир.
Топишь берег ты ………,
Помаешь корабли –
Не губи ты наши …………:
Выплесни ты нас на сушу.
А орешки не простые
Все скорлупки ………
Ядра — чистый изумруд
Слуги ………… стерегут.
Все красавцы удалые,
Великаны …………
Все ровны, как на подбор,
С ними дядька ………….
А сама-то величава
Выступает, будто ……..
А как речь-то говорит
Словно ……….. журчит
Молвить можно справедливо
Это диво, так уж диво!
— Кто автор сказки о царе Салтане?
— Кто из композиторов написал оперу «Три чуда» к сказке о царе Салтане?
— Кто из художников написал картину «Царевна-Лебедь»?
— Сколько чудес в сказке о царе Салтане?
7. Итог урока
— Вам понравилась эта художественно-музыкальная сказка?
— А нам было очень интересно и приятно вместе с вами еще раз вспомнить прекрасную сказку А.С. Пушкина и познакомиться с замечательной музыкой Н.А. Римского-Корсакова, написанной к ней, и с картинами знаменитых художников Врубеля и Билибина.
— А что запомнилось вам больше всего?
publekc.ru
НК — 246
УДК 373.1
ББК 74
И.В.Щербакова
учитель начальных классов,
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Лицей № 76 имени В.Н. Полякова»,
г.о.Тольятти, РФ
Е-mail: scherbakova75@ mail.ru
ИСТОРИЗМЫ И АРХАИЗМЫ
В «СКАЗКЕ О ЦАРЕ САЛТАНЕ» А.С. ПУШКИНА
Аннотация. Статья посвящена определению роли устаревших слов (историзмов и архаизмов) в произведении А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта. Во многом это зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества. При развития детей, выделена необходимость приобщения учащихся к национальным российским ценностям и традициям, нравственному формированию культуры. Синтез литературного искусства поэта А.С. Пушкина, на примере «Сказки о царе Салтане», культуры Древней Руси богатый спектр возможностей для творческого и патриотического развития любого ребенка.
Ключевые слова: историзмов; архаизмов; рукописи; образование; формирование культуры; анализ произведения, роль слов; устаревшие слова; исторический колорит; лексика.
В данной статье взята за основу «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина. Цель работы — познакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», определить роль устаревших слов (историзмов и архаизмов) в произведении.
Для решения данной цели мною были поставлены следующие задачи исследования:
— изучить историю создания «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина;
— проанализировать устаревшие слова в «Сказке о царе Салтане»;
— выявить роль устаревших слов в «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина.
Объектом исследования выбрана «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина.
Предметом исследования — устаревшая лексика, используемая А.С.Пушкиным в «Сказке о царе Салтане».
В качестве методов исследования использовались: изучение литературных источников, поиск и сравнение, анализ лексики, систематизирование и обобщение информации, оформление результата.
Для человека двадцать первого века, не всегда понятен смысл слов, который употреблял поэт почти два столетия назад. Именно поэтому актуально исследовать произведение А.С.Пушкина и найти в нём устаревшие слова, объяснить их значение и происхождение.
История создания «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина.
В основном Пушкин использовал народную сказку «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре», записанную им конспективно в 1828 году. В произведении использовались и персонажи, заимствованные из других народных сказок, например, волшебный образ Царевны Лебедя, имеющий отклик в образе Василисы Премудрой.
Считается, что первую запись, связанную с сюжетом будущей сказки, Пушкин делает в 1822 году в Кишинёве. Это короткая схематическая запись, которая представляет собой, конспект литературного, западноевропейского источника, о чём свидетельствуют такие детали, как «оракул», «ладья», «буря», объявление войны и другое. Разобраться в этой схематичной записи сложно из — за путаницы в персонажах. Следующая краткая запись сказки была сделана Пушкиным в 1824—1825 гг., во время пребывания в Михайловском. Эта запись восходит, как предполагаются, к няне Арине Родионовне и находится среди записей, известных под условным названием «Сказок Арины Родионовны» [5].
Первоначально в 1828 году при написании сказки Пушкин, возможно, хотел чередовать стихи с прозой, но впоследствии отказался от этой идеи. Этим годом датируется первоначальная редакция начала, 14 стихотворных строк и прозаическое продолжение. Хотя есть версия, что прозаический фрагмент — материал для дальнейшей работы. В итоге сказка написана четырёхстопным хореем с парной рифмовкой.
Сказка была завершена летом — осенью 1831 года, когда Пушкин жил в Царском Селе на даче А.Китаевой. В этот период он находился в постоянном общении с В.Жуковским, с которым вступил в соревнование, работая над одним и тем же «русским народным» материалом. Жуковский предложил написать каждому по стихотворной переработке народной сказки. Он тогда работал над сказками «О спящей царевне» и «О царе Берендее», а Пушкин сочинил «Сказку о царе Салтане» и «Балду».
Несколько рукописей сохранилось. Перебелена сказка была (согласно помете в автографе »ПБЛ» № 27) 29 августа 1831 года. Набросок переработки строк 725—728 был сделан, вероятно, в середине сентября. А писарская копия сказки была несколько переработана Плетневым и Пушкиным после чтения ее Николаем I в сентябре — декабре 1831 года.
Впервые сказка была напечатана А.С. Пушкиным в сборнике «Стихотворения А.Пушкина» (ч. III, 1832, стр. 130—181) Эта сказка — поэма написана почти сразу после женитьбы поэта на светской красавице Н.Н.Гончаровой.
Анализ и роль устаревших слов в «Сказке о царе Салтане»
Использование определённой лексики — способ создания исторического колорита. С этой целью используются устаревшие слова, вышедшие из активного повседневного употребления: архаизмы и историзмы.
Архаизмы – часть лексики, слова и обороты, употреблявшиеся в прошлом для обозначения каких — то предметов и явлений, но вытесненные другими словами и оборотами, используемыми в современной речи. Например: ланиты — щёки, чресла — поясница, десница — правая рука, туга — печаль, вирши — стихи, рамена — плечи [2, с. 48].
Историзмы — это слова, вышедшие из употребления потому, что исчезли из жизни предметы и явления, которые они обозначали. Историзмы не имеют синонимов, так как это единственное обозначение исчезнувшего понятия и стоящего за ним предмета или явления. Например: административные названия — волость, уезд, околоток и др. [2, с.49].
Архаизмы и историзмы используются, как изобразительное средство в произведениях художественной литературы, где они способствуют воссозданию той или иной исторической эпохи. Они используются также в научно — исторической литературе.
В «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкин использовал очень большое количество архаизмов и историзмов. Количество архаизмов и историзмов, оказалось, что в сказке они составляют 8 %. Было определено значение 50 слов, среди них 33 архаизма и 17 историзмов.
№ | Историзмы | Значение |
1 | Аршин | старорусская единица измерения длины (0,7м) |
2 | Бояре | человек старинного знатного рода, приближенный к князю, царю. |
3 | Булат | сталь (стальное оружие) |
4 | В чешуе | в кольчуге (рубашка воина из железный колец) |
5 | Витязи | воины |
6 | Гонец | курьер |
7 | Дьяк | чиновник в Древней Руси |
8 | Дружина | княжеское войско |
9 | Кафтан | старинная мужская одежда |
10 | Князь | чин в Древней Руси |
11 | Колымага | тяжёлая, громоздкая, неуклюжая повозка |
12 | Крещёный мир | в то время все люди верили в бога и принимали обряд крещения |
13 | Латы | обмундирование войска |
14 | Палаты | комнаты дворца |
15 | Престол | трон монарха |
16 | Пышный двор | богатые, нарядные придворные |
17 | Четами | попарно |
№ | Архаизмы | Значение |
1 | Брег | берег |
2 | Вдовица | вдова |
3 | Град | город |
4 | Клёв | клюв |
5 | Злато | золото |
6 | Кабы | если бы |
7 | Очи | глаза |
8 | Завет | наставление, совет последователям, потомкам. |
9 | Грядущий | будущий |
10 | Сума | сумка |
11 | Мольбы | молитвы |
12 | Молвил | говорил |
13 | Златоглавый | город — имеющий множество зданий с позолоченными куполами, главами; человек – имеющий золотистые волосы |
14 | Снурок | шнурок |
15 | Изоб | Изба. Избы. Маленький старый, иногда ветхий домик. |
16 | Проведши | провести (какое – то время) |
17 | Дичины | дикие птицы и звери |
18 | Отрада | удовольствие, радость, удовлетворение. |
19 | Неведому | о каком-либо странном существе или герое какой-либо нелепой выдумки |
20 | Позадь забора | за забором |
21 | Привальный | привал судна к пристани |
22 | Светлица | светлая парадная комната |
23 | Сени | в деревенских избах и в старину в городских домах: помещение между жилой частью дома и крыльцом. |
24 | Красна девица | красивая |
25 | Взор | взгляд |
26 | Омрачилися | мрачный, опечаленный, грустный |
27 | Поник | опустил голову |
28 | Презрел | отвергнуть |
29 | доныне | до сегодняшнего дня |
30 | К исходу сентября | к концу сентября |
31 | Погибель | гибель |
32 | Глава | голова |
33 | Ретивое | живой, резвый, бойкий |
Писатель привлекает большое количество устаревших слов архаизмов и историзмов, в качестве изобразительного средства, что способствует воссозданию конкретной исторической эпохи Древней Руси. Читая сказку-поэму, как будто погружаешься в мир царя Салтана. Устаревшие слова помогают читателю вжиться в мир произведения.
Причём, эта лексика не только помогает создать исторический колорит, но и придаёт торжественное звучание всему произведению.
Надо отметить, что устаревшие слова в сказке звучат в речи царя Салтана, князя Гвидона, царевны Лебедя и самого автора. Использование устаревших слов в речи автора стирает границы времени между Пушкиным и царем Султаном. Автор предстаёт перед читателем, как современник князя Гвидона и царя Салтана.
Проблема создания исторического колорита в произведении художественной литературы встала впервые, когда я обратилась к своей исследовательской работе.
Было интересно работать над этим вопросом, так как такой лингвистический анализ является актуальным для понимания современными школьниками художественной идеи произведения, написанного около 200 лет назад.
Устаревшие слова – архаизмы и историзмы, позволяют представить мир Древней Руси, почувствовать передаваемый поэтом дух того времени, понять характеры героев произведения А.С.Пушкина «Сказка о Царе Салтане», проникнуть в образ автора произведения.
Внимательная работа над образами и особенностями языка, над художественными деталями произведения помогла глубже понять «Сказку о Царе Салтане» А.С.Пушкина и убедиться в том, что писателю нужно иметь необыкновенный талант, чтобы создать произведение из истории далёкого прошлого, интересное современному читателю. Александр Сергеевич Пушкин замечательный поэт, которого знает весь мир. Он оставил потомкам интересные и поучительные произведения, которые мы до сих пор слушаем и читаем с замиранием сердца. Русские люди должны гордиться, что на их земле жил такой выдающийся поэт.
Список использованной литературы:
1. Литературное чтение. 3 класс, Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. – М.: «Просвещение», 2015.
2. Словарь русского языка/ А. П. Евгеньева – М: «Русский язык», 1986.
Интернет ресурсы:
1. Толковый словарь В.Даля –on-line. http://www.vidahl.agava.ru/;
2. Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова–on-line http://www.dict.t-mm.ru/ushakov;
3. Ожегов Сергей Иванович (1900-64) — российский языковед, лексиколог, лексикограф, исследователь норм русского литературного языка, доктор филологических наук;
4. Словарь русского языка (1949, 22-е издание, 1990; с 1992 – «Толковый словарь русского языка», совместно с Н. Ю. Шведовой). http://www.ozhegov.org/;
5. Малышева О.К., Жесткова Е.А. устаревшая лексика сказок А. С. Пушкина в системе лексической работы в начальной школе // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2.
© И.В. Щербакова, 2019