Что такое душевная работа сочинение

Автор na5club на чтение 8 мин. опубликовано 30.03.2020 довольно часто ученикам российских школ приходится писать небольшие сочинения-рассуждения на различные темы.

На чтение 8 мин. Опубликовано

Довольно часто ученикам российских школ приходится писать небольшие сочинения-рассуждения на различные темы. Подобные задания в обязательном порядке включены в единый государственный экзамен. Готовиться к нему рекомендуется заранее, поэтому нелишним будет ознакомиться с некоторыми тематиками, например, «Любовь — трудная душевная работа». В сочинении для ЕГЭ желательно выразить свои мысли. Также следует привести примеры из произведений.

Тяжёлый труд

Отдельного внимания удостоено сочинение о любви по тексту Долининой. Этот автор сумел передать, какие трудности вызывает это чувство.

Рассуждения Долининой

Любовь — тяжёлая душевная работа. При этом она под силу далеко не каждому. Но трудно найти такого человека, который не мечтал бы испытать такие чувства. Что мы желаем получить от любви? Многие ищут в этом понятии спасение от одиночества, душевную опору. Человеку важно понимать, что рядом находится неравнодушная личность. С другой стороны, люди хотят ощущать заботу, помощь, взаимопонимание.

Любовь к друзьям

Говоря о светлом чувстве, следует упомянуть и друзей. Ведь любить можно не только какого-то конкретного человека. Разделять это чувство можно с теми, кто находится рядом, постоянно поддерживает.

Но когда любовь уже родилась, как правильно её вырастить? Что делать, чтобы она выжила? Чем удержать и как сохранить рядом человека, которого любишь? Сложно понять, как правильно себя вести, чтобы избранник никогда не разлюбил.

Много лет назад, когда я находилась в подростковом возрасте, одна пожилая женщина открыла мне секрет. Как оказалось, завоевать это чувство не так уж и сложно. Самой тяжелой задачей является его сохранение. В те годы я не понимала сути той житейской мудрости. Мне казалось, что слово «удержать» является каким-то постыдным. Я не раз перечитывала Пушкина «Кто в силах удержать любовь?», а также Блока «О да, любовь вольна, как птица».

В молодости многие не задумываются, как правильно вести себя с любимым человеком. Молодые жены, надев кольцо на палец, которое является символом абсолютной власти, вдруг начинают требовать от своих супругов всё больше и больше. Но они забывают, что в любовных отношениях ни один из партнеров никому ничего не должен. Главный закон этого чистого чувства заключается в добровольности. «Я хочу варить тебе обеды, гладить твои рубашки, только потому, что это мне доставляет радость». Именно это должна понимать каждая женщина. В этом и заключается суть настоящих любовных отношений.

То же самое относится и к мужчинам. «Я стою под этими окнами не потому, что ты так захотел, а потому что я желаю тебя видеть». К сожалению, многие мужчины тоже забывают об этом.

Своя точка зрения

Я тоже полагаю, что любовь — душевная работа, которая требует немало усилий. Хотя бы раз в жизни каждый испытывал это чувство. Но не любой готов дарить искреннюю любовь, принимая ответственность за свою половинку. Человек, испытывающий это чувство, готов разделять и горе, и радость с избранником.

Придется немало потрудиться. Каждые отношения подразумевают усилия обеих сторон. Не нужно обольщаться парами, которые на протяжении длительного времени находятся вместе. Ведь за такой гармонией стоит множество ссор, конфликтов, выяснений отношений и других тяжелых жизненных моментов.

Рядом с любимым человеком

Если человек готов полюбить другого, он должен подготовиться к тому, что ему придется кое-что отдавать. Сюда следует отнести время, внимание, заботу. Часто придется уступать своей второй половинке. Оба партнера должны четко понимать, что абсолютно невозможно удержать партнера силой. Но если дать необходимое количество свободы своему избраннику, можно сохранить чистое чувство.

Такая разная любовь

Любовь занимает важное место в жизни любого человека. Однако она может быть разной. Например, можно упомянуть в сочинении любовь к своей работе, друзьям, родственникам, второй половинке, питомцу. Но над каждой придется потрудиться, чтобы сохранить это чувство в целостности.

Общепринятые определения

Попробуем разобраться, что же такое любовь. Ответ на этот сложный вопрос будет многогранным. Для этого следует рассмотреть общепринятые определения, которые дают психологи:

Готовность любить всех людей и весь мир

  1. Физиологическая (биологическая) — низкоуровневое влечение к партнеру, основанное на гормональных и химических процессах в организме.
  2. Психологическая, платоническая — более возвышенное чувство, характеризуемое такими состояниями, как душевное волнение, страсть, эмоциональное притяжение.
  3. Любовь духовная — высшая форма. Человек просто без ума от своего партнера, объекта вожделения и не требует ничего взамен. Например, это готовность любить всех людей и весь мир, всю Вселенную, всей своей душой, всем своим сердцем!

Это самое прекрасное чувство, которое мы когда-либо могли испытывать. Любовь бывает разная. Иногда страстная и неудержимая, иногда нежная и спокойная, иногда волнует и радует, иногда приносит страдания и причиняет боль. Пылкой бывает к мужчине, который по неведомым никому причинам завоевал сердце женщины, и, наоборот. Нежная она по отношению к детям, родителям, братьям или сестрам. Но в каждом из этих случаев она требует усилий для сохранения.

Тяжкое бремя

Любовь — это тяжкий труд. И далеко не всегда её удается удержать. Например, это можно увидеть во многих литературных произведениях. К таким следует отнести:

Катерина и Борис в пьесе «Гроза»

  1. «Гранатовый браслет». Желтков, когда понимает бесперспективность своих чувств по отношению к замужней особе, кончает жизнь самоубийством. Главный герой был разумным и взрослым человеком, свободным. Если бы он стал морально сильнее, смог бы спрятать чувства поглубже. Хотя избавиться от безответной любви тяжело. Кто знает, может быть, переключив своё внимание на женщин, находящихся в окружении, Желтков обрёл бы семейное счастье.
  2. «Гроза». Здесь следует выделить главную героиню Катерину. Она хотела от своего мужа любви. Когда он не взял супругу с собой в командировку, то попросила хотя бы дать клятву верности. Но супруг этого не сделал. Катерина не выдержала время отъезда и изменила ему с другим, который проявил любовь. После раскрытия измены главная героиня прыгает со скалы. Таким образом, любовь стала настоящей трагедией. Кто знает, может быть, приложив героиня побольше усилий или выйдя замуж за другого человека, всё сложилось бы совершенно иначе.
  3. «Капитанская дочка». В этой повести Мария ради своего любимого человека решается просить о нём у самой императрицы. Парень не молил героиню об этом. Девушка самостоятельно приняла такое решение, рискнув помочь любимому.
  4. «Преступление и наказание». Соня долго терпела грубое отношение своего любимого и ждала, пока он придет в себя и исправится. Героиня помогла не только осознать свой поступок, но и отправилась со своим мужчиной на каторгу, всячески поддерживала его.

Сохранить любовь можно, если приложить максимум усилий. Однако не нужно требовать от своего избранника чего-то невозможного.

Сохранить и удержать

Очень сложно сохранить и удержать любовные чувства, которые возникают в начале отношений. Важно, чтобы всё было взаимно. Только работая вместе, можно создать не просто отличную пару, но и крепкую семью. Чтобы открыть двери для любви, психологи дают некоторые советы:

Искренность в отношениях

  1. Прежде всего, человек должен испытывать желание заботиться о своем партнере. Любовь подразумевает переживания и уход за своей второй половинкой. Взаимные чувства представляют собой тяжёлую работу двух партнеров. Важно исключить все негативные эмоции. Если кто-то будет испытывать ревность или желание манипулировать партнером, это чревато разрывом, поэтому необходимо научиться развивать в себе только лучшие качества.
  2. Весьма важно обращать внимание на слова, которые обладают особой силой. С их помощью любой человек в состоянии притянуть в свою жизнь любое благо. Именно поэтому в любовных отношениях должны быть исключены брань и упрёки. Негативные выражения будут отрицательно сказываться на построении гармоничного союза.
  3. Люди, которые находятся в отношениях, должны научиться доверять друг другу. Если человек станет испытывать ревность по отношению к своему избраннику, союз обречен на разрыв.
  4. Следует одаривать друг друга взаимными чувствами. Чем больше человек станет отдавать своему партнеру, тем больше он получит взамен. Любовь всегда будет возвращаться. Следует помнить, что потерять это чувство довольно легко. Для этого достаточно ничего не отдавать взамен своей второй половинке, поэтому стоит быть взаимным, если вы желаете сохранить отношения.
  5. Искренность — это еще один момент, который играет важную роль. Это незаменимый элемент любви. Каждый день необходимо давать своей второй половинке понять, насколько вы любите и доверяете ей.

Таким образом, можно сделать вывод, что для сохранения любви надо приложить много усилий. Чтобы в отношениях не возникало проблем, важно соблюдать все эти правила.

Собственное мнение

Я полагаю, что любовь представляет собой тяжёлую душевную работу. Чтобы сохранить это теплое чувство, необходимо воспитать в себе ответственность перед своей половинкой. Также следует помнить, что только доверие и искренние отношения способны удержать любовь. А если и возникают какие-то трудности между двумя людьми, не стоит винить одного. Конфликты и ссоры всегда будут возникать по причине обоих партнеров. Но если между людьми на самом деле зародилась настоящая любовь, все эти неурядицы не способны её разрушить.

Ученица пишет сочинение

Ученикам старших классов российских школ приходится сдавать итоговый экзамен. Как правило, одним из заданий является написание работу с выражением своих мыслей. Например, это может быть сочинение «Как удержать любовь», «Любовь — трудная душевная работа». Тема довольно непростая, вызывает большое количество различных мыслей. При написании рекомендуется выражать не только свою точку зрения, но и привести некоторые примеры из литературных произведений.

Сочинение на тему что такое забота

Основа для отношений

Для начала следует разобраться, что такое забота. Конечно, люди по-разному воспринимают этот термин. Для кого-то это поддержка во всех начинаниях, комплименты и приятные слова. Кто-то воспринимает поступки и действия по отношению к человеку проявлением заботы. В общепринятом смысле, объединяя различные трактовки этого термина, можно сказать, что забота — это проявление внимательного отношения к чему-то или кому-то. Заботиться можно о человеке, животном, предмете и т. д.

Что такое забота

Выражение своей любви можно осуществлять различными способами. Нежность, доброта, поддержка — это основополагающие факторы для развития здоровых отношений. Желание облегчить жизнь кому-то, оказать необходимую помощь вне зависимости от собственной выгоды и удобства всегда ценилось человечеством.

Заботливость является хорошим, а иногда и необходимым качеством. Людей, обладающих им, часто называют чистосердечными, сострадательными, чёткими, эмпатичными и сопереживающими. Одни выражают заботу легко, не задумываясь о том, что их могут высмеять или осудить за подобные поступки, а для других это является сложной или даже непосильной задачей. Равнодушие считается защитной оболочкой внутреннего психологического состояния человека, разрушить которую иногда бывает нереально.

Эгоистам сложно сопереживать другим людям. Им неведомо счастье, которое чувствует человек, когда дарит радость окружающим. Но у каждой монеты есть вторая сторона. В мире нет ничего, что не могло бы иметь негативных последствий. Ещё с детства все слышали выражение про золотую середину — недостаток или избыток чего-то приводит к конфликтам, раздражению и злобе.

Гиперопека — распространенное явление в современном мире. Родители, убеждённые, что их чадо во всём лучше остальных детей, стараются его окружить собственной любовью, защитить от всех угроз и опасностей, тем самым делая хуже для самого́ ребёнка.

Гиперопека

Человеческая природа делает людей отличными хамелеонами. Личность развивается в условиях адаптации к изменяющимся событиям и стрессовым ситуациям. Знания и мудрость строятся на опыте, который малыши получают в результате неудач и промахов. Падение с велосипеда научит осторожности, первая ссора с друзьями — переоценке своих поступков и анализу поведения.

Чрезмерная опека над ребенком не сталкивает его с неудачами, вследствие чего необходимого опыта он не получает. Таких детей в обществе называют избалованными, непоседливыми и эгоистичными. Их вины в этом нет, они не привыкли думать о других, когда в собственной семье их превозносили на первое место и позволяли всё, что только захочется. Они капризны в своих желаниях по той же причине, не могут переживать стрессовые ситуации без истерик и слёз.

В любовных отношениях между людьми явление гиперзаботы тоже часто встречается. Но работает оно по другому принципу: постоянное переживание о своём партнёре приводит к накоплению раздражительности. Люди ощущают себя использованными, так как бо́льшую часть сил тратят на опеку своей половинки.

С другой стороны, партнёр может не замечать эту заботу или же воспринимать её как навязчивость и недоверие. По этой причине даже такие благие поступки, как забота и переживание о ближнем, могут привести к новым конфликтам и негативным последствиям. В нынешнее время можно встретить несколько видов опеки:

  • материальная;
  • духовная.

Что такое забота о любимом человеке

Первый вид включает в себя оказание финансовой поддержки. Родителям важно, чтобы их чадо всегда было накормлено, одето в тёплую одежду и не испытывало физического дискомфорта. Покупая новую ценную для себя вещь, люди стараются ухаживать за ней должным образом, что тоже можно рассматривать как оказание материальной заботы.

Второй вид распространяется на личностные отношения. Общение, поддержка, помощь в решении проблем — примеры духовной заботы. Так как человечество развивается в условиях социальных связей, каждый человек зависит от одобрения и ласки окружающих.

Проявлять заботу не стыдно. Более того, это необходимо для поддержания хороших отношений с близкими людьми. Несложно позвонить родственникам и поинтересоваться их состоянием здоровья, сделать приятный маленький подарок друзьям или лишний раз напомнить избраннику, за что его ценят.

Короткие сочинения

Иногда не стоит быть многословным. Образцы коротких сочинений о том, что такое забота, позволят детям узнать кое-что новое об этом понятии, а взрослым убедиться в своем правильном поведении по отношению к окружающим.

Благородный поступок Альберта Швейцера

Заботливость — это желание помочь близкому человеку, сделать всё, чтобы он чувствовал себя лучше. Это один из самых важных аспектов человеческого взаимодействия, так как без внимательного отношения к близким не будут выстраиваться приятные и комфортные отношения.

Что такое забота в отношениях

В начале XX века в Африке врач, ученый и философ Альберт Швейцер построил больницу. Его поступок помог большому количеству людей, которые не имели возможности преодолевать много километров, чтобы попасть к врачу, принимающему в другом городе. Под этой крышей были сотни пациентов. Кроме того, в этой больнице могли найти себе место и животные.

Альберт Швейцер показал ярчайший пример человеческой заботы о других. В своих личных письмах он говорил, что не мог остаться в стороне, когда видел страдания и несчастье нуждающихся.

Философские рассуждения о заботе

На протяжении жизни мы задаемся философскими вопросами, которые ведут к пониманию какой-либо истины или появлению более сложных вопросов. Одной из тем для рассуждений, с которой многие из нас хоть раз сталкивались, является забота. Что же это такое? Почему она так нужна для человечества?

Интересным фактом является то, что в разном возрасте слово «забота» несёт в себе разный смысл. Это можно объяснить только опытом — с его приобретением взгляды на старые вещи становятся иными. Нет смысла отрицать, что для заботы необходимо обладать некоторыми моральными качествами:

Что такое забота сочинение

  • щедростью;
  • альтруизмом;
  • переживанием;
  • чистосердечностью;
  • эмпатией.

В раннем детстве заботу принято воспринимать и ассоциировать с семьёй. Малыши проводят бо́льшую часть времени с родителями и другими родственниками, ощущают на себе их ласку и переживания.

С возрастом, когда подросток заводит новых друзей, он уже может самостоятельно оценивать окружающий мир с точки зрения своего опыта и мировоззрения. В этот период у заботы появляются новые синонимы. Она ассоциируется не только с семьёй, но и с состраданием, умением помочь нуждающемуся и посочувствовать в сложной ситуации. Повзрослев, человек начинает уже думать о своей семье и заботиться о собственных детях.

Можно ли назвать заботливость отдельной чертой характера? На эту тему можно долго спорить, потому что кто-то будет воспринимать ее как характеристику, описывающую личность, а для кого-то она станет только одним из необходимых качеств. Можно согласиться, что заботливый человек всегда будет внимательно относиться к своему окружению. Ему захочется сделать мир комфортнее, приятнее и проще. Примером может стать благотворительность, возникающая в результате сострадания, или помощь пострадавшему незнакомцу на улице.

Сочинение про заботу

Такие, казалось бы, мелочи, как общение с другом после тяжелого дня или приготовление ужина для любимого человека, могут улучшить настроение и стать настоящим спасением.

Переживание о близких и родных, беспокойство о настроении окружающих нас людей, комфорт семьи и друзей делают мир прекрасней. Заботясь о других, человек получает в ответ кое-что лучше и ценнее — благодарность, улыбку и радость. В этом мире работает принцип «относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Будучи заботливым человеком, можно рассчитывать на ответный поступок. Это своего рода замкнутый круг: делая кого-то счастливым, человек получает счастье взамен.

В сочинениях про заботу главной мыслью является то, что при совершении хороших поступков можно раскрасить жизнь новыми красками. Давно уже было подтверждено, что мозг благоприятно реагирует на подобные всплески эмоций: хорошее дело вызывает состояние удовлетворённости и радости. К сожалению, в нынешние дни редко можно встретить людей, следующих этим принципам. Равнодушие и апатия заставляют человечество думать только о своих нуждах.

5 готовых сочинений по новым направлениям 2021/22 учебного года.

→ Направления ИС.
→ Примерные темы.

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).

Что лучше: тернистый путь или проторённая дорога?

Существуют люди, которые довольствуются малым и предпочитают оставаться на одном месте, потому что так комфортнее и удобнее. О таких личностях говорят, что они следуют проторённой дорогой, то есть всегда и во всём используют привычные, хорошо известные способы. Однако есть и такие люди, которые находятся в постоянном поиске. Они готовы к изменениям и риску, пытаясь достичь высот. На мой взгляд, подобный тернистый путь, полный сомнений и трудностей, намного лучше проторённой дороги. Чтобы доказать свою позицию, обращусь к произведениям художественной литературы.

Человек должен стремиться к нравственному совершенствованию и духовному развитию. Однако герой сатирической сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» больше всего на свете боится смерти и поэтому всю свою жизнь проводит в норе. Одиночество не слишком тревожит героя, ведь любое живое существо может представлять для него опасность. Он не живёт, а большую часть времени дрожит от всепоглощающего страха, не пытаясь найти друзей и обрести семейное счастье. В конечном счёте герой понимает, что если бы все пескари следовали его примеру, то вывелся бы весь его род. Само название сказки иронично: слово «премудрый» приобретает противоположное значение. Салтыков-Щедрин размышляет о людях, которые привыкли жить точно так же, как и его герой. Их существование никому не приносит пользы, потому что они лишают себя права на полноценную жизнь. Такие люди боятся тернистого пути и всегда выбирают проторённую дорогу.

Любимые герои Л.Н. Толстого, наоборот, находятся в постоянном движении, стремясь к духовному обогащению. Автор романа-эпопеи «Война и мир» проводит персонажей через множество тяжёлых испытаний, ведь только так можно стать настоящей личностью, заслуживающей достойной жизни. В начале произведения Андрей Болконский находится в состоянии смятения и, желая найти свой путь, уходит на войну. Изначально князь Андрей, не лишённый тщеславия, мечтает пойти по стопам своего кумира Наполеона и жаждет стать таким же авторитетным и влиятельным человеком. Однако во время Аустерлицкого сражения герой разочаровывается в своих честолюбивых помыслах и понимает, насколько мелочными были его прежние стремления. Ещё одним испытанием на тернистом пути Болконского можно считать его знакомство с Наташей Ростовой. Сначала ему кажется, что он никогда не сможет простить девушку за её симпатию к Анатолю Курагину. Однако перед лицом смерти князь Андрей испытывает совершенно необыкновенное чувство: «сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам». Он видит страдание человека, которого больше всего на свете презирал, и прощает его. Именно тернистый путь учит человека душевности и гуманности.

В заключение хочется отметить, что следовать проторённой дорогой – это значит останавливаться в своём развитии. Испытания закаляют человека и дают ему силы двигаться вперёд. Иногда приходится рискнуть всем, чтобы пройти путь через тернии к звёздам, бросить жребий и перейти Рубикон. Разве не в постоянной борьбе и преодолении трудностей заключается смысл человеческого существования?

2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).

Могут ли технологические новшества окончательно вытеснить духовные ценности?

Мир не стоит на месте и постоянно изменяется: появляются новые технологии, изобретения, совершаются открытия, которые значительно облегчают нашу жизнь. Конечно, прогресс – это замечательно, но во всём нужно знать меру и стараться

придерживаться золотой середины. В конце концов может возникнуть опасность вытеснения духовных ценностей технологическими новшествами. В этом случае люди перестанут прислушиваться друг к другу, будут конфликтовать, проявлять жестокость и забудут о гуманности. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к произведениям художественной литературы.

Проблема столкновения материального и духовного поднимается в произведении XIX века – романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Автор создаёт характер разночинца-нигилиста, увлечённого медициной. Он отрицает красоту природы, считая её не храмом, а мастерской, умаляет роль искусства – поэзии и музыки. Ему кажется, что играть на виолончели или читать Пушкина – это пережиток прошлого, поэтому герой считает поведение поэтичного Николая Петровича нелепым и глупым. По мнению Базарова, не подлежат сомнению только абсолютные истины – то есть те теории и факты, которые доказаны наукой. Евгений хочет выглядеть смелым и независимым, однако два главных испытания – смерть и любовь – подвергают его нигилизм серьёзной критике. Наука не может занять в сердце человека такое же место, как чувство привязанности и любви к близким. Так, автор подчёркивает, что пренебрежение духовными ценностями – это путь в пустоту, ведь без душевности невозможно выжить.

Такая же проблема продолжает волновать писателей и в XX веке. Герой повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» пытается узнать секрет омоложения человеческого организма и решает провести антигуманный эксперимент. Профессор Преображенский пересаживает гипофиз человека бездомной собаке, не задумываясь о последствиях. Так, обычный пёс Шарик постепенно превращается в невежественного, грубого, безнравственного Полиграфа Шарикова. Новоиспечённый гражданин употребляет алкоголь, ругается, ворует вещи, а однажды даже пишет донос на самого профессора. Всё выходит из-под контроля, и Преображенский осознаёт, какую страшную ошибку совершил. Шариков становится человеком, лишённым каких-либо моральных устоев. Именно такое будущее грозит людям, перестающим заботиться о своём духовном развитии. Так, писатель подчёркивает, что не все плоды научно-технического прогресса идут на пользу человечеству. Каждый учёный должен нести ответственность за свою деятельность. Народ, который обесценивает нравственность, обречён на вырождение.

В заключение хочется отметить, что в настоящее время ускоренное развитие науки заставляет опасаться за судьбу вечных ценностей: любви и доброты, сострадания и взаимоподдержки. Новые научные достижения упрощают жизнь и помогают сэкономить время, но они не должны становиться важнее моральных норм. В конце концов стремление к духовному обогащению – это именно то, что отличает человека от животного.

3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).

Почему люди становятся преступниками?

Почему некоторые люди переступают моральные нормы и совершают преступления? Иногда человек верит, что любое деяние можно оправдать благой целью. Он находится в плену распространённого заблуждения, согласно которому для достижения цели хороши любые средства. Некоторые люди совершают преступления непреднамеренно, не вполне отдавая себе отчёт в том, что они делают. Конечно, всегда случаются ситуации, когда человек сознательно становится отступником и даже не испытывает угрызений совести. Причин может быть достаточно много. Рассмотрим некоторые из них на примере произведений художественной литературы.

Главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» желает ценой одной жизни сделать как можно больше благородных дел. На самом деле Родион Раскольников обманывает самого себя: после совершения преступления он так и не смог

воспользоваться деньгами старухи-процентщицы. В первую очередь герой хотел проверить собственную теорию, позволяющую делить людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Раскольников считал, что сильным личностям позволено распоряжаться чужими судьбами. Однако ни одно преступление не должно оставаться безнаказанным, и герой начинает понимать, как сильно заблуждался. Его теория не проходит проверку реальностью, и в эпилоге романа мы видим человека, готового вступить на новый путь. Раскольников осознаёт, как важно брать на себя ответственность за каждый сделанный выбор.

Порой человеком управляют чувства, и он перестаёт себя контролировать. Так, главный герой повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната» в порыве ревности убивает свою жену. После свадьбы надежды Позднышева на семейное счастье не оправдались, а свою избранницу он едва ли мог назвать родственной душой. Герой всё чаще замечал на лице жены выражение какой-то враждебности и даже презрения. Рождение детей не сблизило супругов, они постоянно ссорились и в конечном счёте отдалились друг от друга так, что стали разговаривать лишь о бытовых проблемах. Нельзя сказать, что Позднышев испытывал к этой женщине какую-либо симпатию, но, узнав об измене, не смог совладать со своими чувствами. Им руководили ненависть и досада, разочарование из-за разрушенных надежд. Герой с хладнокровием совершает преступление, но впоследствии не может избавиться от угрызений совести. Есть поступки, которые легче предупредить, чем исправить. Отняв у другого жизнь, человек теряет себя и уже никогда не сможет ничего изменить.

Таким образом, люди, совершающие противоправные деяния, забывают о христианских заповедях и теряют самое важное, человеческое, чем наделён каждый из нас от рождения. Есть множество причин, которые толкают людей на преступление, но всё же ни один такой поступок нельзя оправдать. Именно поэтому так важно задумываться о последствиях, контролировать свои эмоции и знать, что всегда есть такая грань, которую ни в коем случае не следует переступать.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).

Какого героя литературного произведения или фильма вы бы могли назвать родственной душой?

Есть ли будущее у мира, в котором нет места искусству? На мой взгляд, это приведёт к деградации и вырождению человечества. Именно произведения искусства делают нас более гуманными, милосердными, учат нас сопереживать другим людям. Например, книги называют «детьми разума», потому что они действительно возвышают человека и очищают его душу. Особенно приятно читать литературное произведение, на героя которого хочется равняться. Каких персонажей я могла бы назвать родственной душой?

В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» одна из главных героинь – Марья Болконская, честная и душевная девушка, которая восхищает своей природной чистотой и естественностью. Княжна Марья не отличается внешней красотой, скорее, наоборот, автор постоянно акцентирует внимание на её недостатках. Лицо девушки было «некрасивым и болезненным», отец не раз называет её «дурной» или «неловкой», а Анатоль Курагин отзывается о ней следующим образом: «Бедняга! Чертовски дурна!» Почему же эта героиня вызывает у читателей такую симпатию? У княжны Марьи большие, лучистые глаза, которые, как известно, являются зеркалом человеческой души. Действительно, эта робкая девушка обладает богатым внутренним миром, она всегда доброжелательна, искренне переживает за своих близких и умеет по-настоящему любить. Марья Болконская религиозна, живёт по христианским заповедям, согласно которым все люди равны и никому не следует желать зла. Героиня Толстого помогает «божьим людям», даёт образок брату,

провожая его на войну, и отличается поразительным смирением и кротостью. Я думаю, что княжна Марья – идеал женщины, она заботлива и милосердна.

Ещё одной родственной душой я бы назвала заглавную героиню романа Ш. Бронте «Джен Эйр». Так же, как и княжна Марья, Джен некрасива и на первый взгляд кажется абсолютно посредственной и ничем не примечательной девушкой. Однако на самом деле героиня Бронте оказывается сильной, решительной личностью, всегда готовой постоять за себя и свои права. Её независимость, сила воли и чувство собственного достоинства не могут не вызывать восхищения. С детства Джен приходилось противостоять грубой и властной тёте, а затем выживать в тяжёлых условиях пансиона для сирот. Героиня преодолевает все препятствия и с честью выдерживает выпавшие на её долю испытания. При этом она сохраняет лучшие человеческие качества: способность к сочувствию, кристальную честность, искренность и бесстрашие. Так, она, не опасаясь за собственную жизнь, проводит последние минуты рядом с умирающей от чахотки подруги. Джен – достаточно гордая девушка, но эта гордость не имеет ничего общего с гордыней или эгоизмом. Она возвращается к любимому человеку, когда ему требуется её помощь и поддержка, заботится о нём до конца своих дней.

Действительно, герои художественных произведений могут стать для читателя лучшими друзьями и родственными душами. Сила духа, целеустремлённость, милосердие и внутренняя красота – вот те качества, которые позволяют мне назвать героинь Л.Н. Толстого и Ш. Бронте примерами для подражания. Конечно, у каждого читателя может появиться свой идеал. Те люди, которые ничего не читают, многое упускают и лишают себя эстетического наслаждения.

5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).

Каким должен быть человек с активной гражданской позицией?

Гражданин – это достойный сын своего Отечества. Таких людей называют патриотами, потому что они готовы пожертвовать самым ценным, что у них есть, ради общего блага. Человек с активной гражданской позицией не может быть равнодушен к судьбе своего народа и в трудную минуту будет его защищать, потому что считает это своим долгом. Ещё Н.А. Некрасов отмечал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Настоящий гражданин всегда чувствует себя ответственным за всё происходящее на его Родине. Обратимся к произведениям художественной литературы, героев которых можно назвать людьми с активной гражданской позицией.

Патриот – это волевой и решительный человек, умеющий вдохновить и объединить других людей в тяжёлое для Отечества время. Именно таким является заглавный герой повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Бульба – старый козак, который с глубокой преданностью защищает Запорожскую Сечь, рискуя собственной жизнью. Он упрям, горд и бесстрашен, отличается удивительной силой воли и превыше всего ставит интересы козачества. Товарищи с уважением относятся к Тарасу Бульбе, считают его одним из самых авторитетных людей, всегда прислушиваются к его мнению. Именно Тарас сумел воодушевить козаков перед битвой, не позволил им опускать руки и падать духом. Он призывает товарищей объединиться и защищать родную землю до последней капли крови. Бульба не боится смерти, трусость ему вообще не свойственна: по его мнению, даже умирать надо уметь с честью и достоинством. Таким образом, героя Н.В. Гоголя действительно можно назвать человеком с активной гражданской позицией. Это прирождённый лидер, готовый делать всё возможное ради спасения своего народа и сохранения его традиций.

Патриотом можно назвать человека, который в первую очередь живёт не для себя, а для других. Так, например, герой поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» Григорий Добросклонов – настоящий альтруист и народный заступник. Своё

предназначение он видит в совершении добрых поступков, способных изменить жизни людей к лучшему. Он становится на защиту нуждающихся, выступает против угнетателей, а в своих песнях прославляет русский народ и Родину. Гриша Добросклонов мечтает о светлом будущем освобождённых от крепостничества крестьян, называя их ратью, в которой скрывается несокрушимая сила. Н.А. Некрасов, не успевший закончить поэму, именно в этом герое видел того самого счастливого человека, которого так долго искали крестьяне. Поэт подчёркивал взаимосвязь личного и народного счастья, а для Гриши Добросклонова смысл жизни и заключается в служении Отечеству.

Таким образом, человек с активной гражданской позицией – это патриот, вдохновитель, который никогда не останется в стороне, если его народ нуждается в защите и помощи. Это смелый, мужественный человек, который не боится пойти на риск. В трудное для всей страны время он может воодушевить и повести за собой других людей.

СОЧИНЕНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

  1. Действие: написать вступление:

— объяснение ключевых слов темы

— общие рассуждения о значимости предложенных понятий темы в жизни человека

— выход на тезис сочинения (тезис – основная мысль сочинения, которую вы будете в основной части аргументированно доказывать. ФОРМУЛИРОВКА ТЕЗИСА НАПРЯМУЮ СВЯЗАНА С ТЕМОЙ)

  • Если тема звучит в форме ВОПРОСА:  тезис – это ответ на поставленный вопрос
  • Если тема звучит в форме ЦИТАТЫ:  поясняете (комментируете) значение, раскрываете смысл высказывания через анализ ключевых слов  и формулируете тезис (можно задать вопрос по цитате и самим же на него ответить. Ответ станет вашим тезисом)
  • Если тема звучит в форме УТВЕРЖДЕНИЯ:  начните с размышления: поясняем ключевые слова – общие рассуждения по ЛЗ ключевых слов – тезис (можно пойти через вопрос – и самим ответить на этот вопрос – т.е. дать тезис)
  1. Действие: написать основную часть (аргументация вашего тезиса): 2 аргумента из художественного произведения.

Структура аргумента

  1. Обращение к литературному произведению: называем автора и произведение.
  2. Даем интерпретацию произведения с т.зр. темы и тезиса (анализ)

АНАЛИЗ произведения:

  • проблемы произведения;
  • характеристика героев, которые вам подходят для иллюстрации тезиса;
  • можно сравнить (сопоставить, противопоставить) двух героев – носителей разной  жизненной философии;
  • можно проанализировать как в ходе сюжета произведения меняется герой (в лучшую или в худшую сторону; развитие его лучших качеств или ,наоборот, деградация героя (т.е. победа слабых сторон личности героя)

Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише: «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т.п.

  1. Микровывод (он завершает один аргумент, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы формулируем основную мысль своего аргумента. Используем клише: «писатель приходит к выводу…» и т.п.
  1. Действие: написать заключение

Вывод. Обычно принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного. Иногда бывает очень сложно написать вывод, так как нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов. В любом случае мысль одна и та же, просто выражена она другими словами!

Вывод должен быть связан с содержанием всего сочинения!!!

Клише для оформления сочинения по литературе

Вступление: Оформление тезиса:

— С давних времён люди задумывались над вопросом …

— Каждый из нас хоть раз в жизни размышлял о ….

— Как следует относиться к …?

— (ФИО автора высказывания) когда-то сказал …. (далее следует цитата или её основная мысль).

— Передо мной тема сочинения «…», которая заинтересовала меня тем, что…

— Могу предположить, что …(тезис)

— Позволю себе высказать свою точку зрения


Основная часть: Переход к основной части:

— В правильности такой точки зрения нас убеждает художественная литература.

— Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема …

— Правильность этой точки зрения можно доказать, обратившись к …

— Обратимся к произведениям художественной литературы

— За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы

— Размышляя о …, нельзя не обратиться к произведению (название) (автор), в котором…

— Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из художественной литературы.

— Яркие примеры, доказывающие мою точку зрения, можно найти в произведениях художественной литературы.

— В доказательство моей точки зрения могу обратиться к примерам из произведений художественной литературы.

— Многие писатели рассуждали об этих вопросах  в своих произведениях. Например, …

— Тема (чего? любви, дружбы …) затрагивается в произведениях художественной литературы.

— Не случайно многие писатели обращались к теме ( взаимоотношений между друзьями и т.п.) …

— Во-первых, доказательство моей мысли можно найти в произведении (название и ФИО автора) …

— Вспомним произведение (название и ФИО автора) .

— Например, в рассказе (повести, романе, произведении, название и ФИО автора) …

Интерпретация эпизода:

— Автор повествует

— Автор описывает

— Писатель размышляет

— Писатель обращает наше внимание

— Писатель заостряет наше внимание

— Писатель акцентирует внимание читателя на

— Автор подчеркивает

— Писатель утверждает


Переход от аргумента к аргументу:

— Можно вспомнить и другое произведение, в котором тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что…

— Можно привести и другой пример.

— В качестве второго аргумента обратимся к произведению…

— Эта же тема рассматривается и в произведении…

— Во-вторых, хочу привести пример из произведения (название и ФИО автора)

— Можно обратиться и к другому примеру, доказывающему мою точку зрения.

— Также к теме (чего?) обращается (ФИО автора) в произведении (название произведения).

Заключение: Вывод:

— И в заключение мне хотелось бы сказать, что…

— Все приведенные аргументы убеждают нас в том, что…

— Приведенных аргументов, как мне кажется, уже достаточно для того, чтобы утверждать:

— Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…

— Обобщая сказанное, хочется сказать, что…

— Таким образом, можно сделать вывод: …

— Подводя итог рассуждениям, мне хотелось бы сказать…

— Итак, обобщая сказанное, можно сказать, что…

— В заключение хочется отметить…

— В заключение хочу вспомнить слова (ФИО автора и цитата)

— На мой взгляд, именно …

— Мне бы хотелось верить, что…

— Хотелось бы, чтобы люди задумались…

5 готовых сочинений по новым направлениям 2020/21 учебного года. Забвению не подлежит 

«Беспамятный» человек – неблагодарный или невежественный?

Как следует относиться к утрате памяти и «беспамятным» людям? Есть индивиды, которые не знают историю своего народа в силу невежества. Но можно ли их оправдать, или это проявление неблагодарности со стороны тех, кто не стремится к изучению своего прошлого? Я считаю, что такие люди сознательно не хотят повышать уровень интеллекта, они предпочитают ничего не помнить и не знать того, что происходит в мире. Такое невнимание к своим корням и предкам может привести к повторению ошибок прошлых лет. На мой взгляд, подобное «беспамятство» – это равнодушие по отношению к культурному наследию нашей Родины.

Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из художественной литературы. Герой произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Алексей Швабрин – воплощение бездуховности и нравственной черствости. Он всегда из всего стремится извлечь выгоду, поэтому в удобный момент присягает Пугачеву и переходит на сторону яицких казаков. Изменник легко забывает о своих корнях, не дорожит честью и, не испытывая никаких мук совести, становится начальником Белогорской крепости. Швабрин предает русскую армию, и один такой проступок влечет за собой целую цепочку безнравственных деяний. Так, например, он похищает Машу Миронову и доносит на Петрушу Гринева как на сообщника Пугачева. Таким образом, «беспамятство» в случае Швабрина – это безразличие к традициям, Отечеству, оказавшемуся в опасности, это акт подлости и неблагодарности.

Пренебрежение к исторической памяти приводит к утрате нравственных ориентиров. Андрий, герой повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», также с легкостью отказывается от родной Запорожской Сечи. Любовь к панночке заставила юношу перейти на сторону врагов и тем самым разорвать «святые» узы товарищества. Возможно, что его поступок частично можно оправдать, но отречение от семьи выглядит кощунственным и продиктовано неблагодарностью. Андрий называет возлюбленную Отчизной и говорит о готовности «все продать, отдать, и погубить» ради этой девушки. За забвением последовало наказание, и это закономерно: отец тоже отказывается от сына-предателя, а Гоголь в лирическом отступлении отмечает, что подобные поступки никогда не прощаются. Таким образом, Андрий – пример «беспамятного» человека, и его участь мало кому покажется завидной.

В заключение я хотела бы сказать, что благодарный и образованный человек всегда внимателен к прошлому своего Отечества. Именно способность помнить определяет уровень культуры личности. Забвение может привести к духовной деградации и нравственной гибели. «Беспамятство» – это прежде всего неблагодарность, которая намного страшнее невежества, ведь пробелы в знаниях всегда можно ликвидировать, а уважительному отношению к предкам нужно учиться всю жизнь.

 Я и другие Что важно изменить в себе, чтобы лучше понимать других?

Как научиться понимать другого человека? Над этим вопросом люди задумывались с давних времен. Действительно, взаимопонимание – это настоящее искусство, требующее немалых усилий, потому что обеим сторонам важно быть готовым пересмотреть собственные ценности и принципы. К сожалению, многие люди в наше время сосредоточены на себе, они излишне самоуверенны и ставят личные интересы превыше всего. Эгоисту невозможно добиться успехов в отношениях с другими. Для того чтобы процесс общения был эффективен, необходимо прислушиваться к мнению собеседника, быть внимательным и терпимым.

Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к примерам из художественной литературы. В романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов создаёт портрет пороков всего поколения 1830-х годов. Таких персонажей, как Григорий Александрович Печорин, в литературоведении принято называть «лишними людьми», или «умными ненужностями». Главный герой не верит в существование истинной дружбы, так как убеждён, что один человек всегда становится рабом другого. Печорин ухаживает за княжной Мери только для того, чтобы вызвать раздражение у приятеля Грушницкого. Лермонтовский «герой нашего времени» заведомо знает, что обязательно «столкнется на узкой дороге» с этим молодым офицером. Предчувствие становится реальностью: «лишний человек» действительно убивает Грушницкого на дуэли. Главный герой страдает потому, что становится «топором в руках судьбы». Он превращает собственное существование в череду экспериментов, из-за чего не может сблизиться с людьми. Таким образом, неумение видеть личность в другом, неспособность к изменениям обрекают Печорина на одиночество и бесплодные поиски места в жизни.

В романе-эпопее «Война и мир» один из самых любимых героев Л.Н. Толстого Пьер Безухов – «ищущий» человек. Ещё в начале произведения он совершает множество ошибок, предается праздному времяпрепровождению. Однако Пьер чувствует неудовлетворенность такой жизнью, поэтому не может оставаться на одном месте. В плену ему открывается простая истина: «Надо жить, надо любить, надо верить!» Граф Безухов духовно преображается и совершенно другим взглядом смотрит на людей вокруг, приходя к выводу, что источник всего живого на земле – это любовь. Таким образом, изменения, произошедшие в сознании Пьера, повлияли на его взаимоотношения с близкими и наполнили жизнь смыслом.

В заключение хочется сказать, что каждый человек должен стремиться к самосовершенствованию, потому что, как отмечал Л.Н. Толстой, «спокойствие – это душевная подлость». Невозможно стать счастливым и получать удовольствие от взаимодействия с людьми, не будучи готовым меняться в лучшую сторону. Путь к пониманию других людей начинается с уважения к себе.

Между прошлым и будущим: портрет моего поколения 

Можно ли утверждать, что современная молодежь в чем-то ориентируется на поколения прошлых лет?

Наша жизнь предполагает постоянную смену поколений. Очень важно передавать опыт потомкам, ведь без этого невозможно их комфортное, благополучное существование. Конечно, неизбежны конфликты между «отцами» и «детьми». Совершенно естественно, что им бывает сложно понять друг друга. Но в то же время нельзя утверждать, что эта пропасть, их отделяющая, непреодолима.

На мой взгляд, каждое поколение тесно связано с предыдущим, потому что молодые люди не всегда только отвергают ценности предков, но и многое у них заимствуют. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к примерам из художественной литературы. В произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» главный герой живет согласно принципу: «Береги честь смолоду». Этому научили Петрушу Гринёва родители, поэтому он не может позволить себе поступиться совестью ни при каких обстоятельствах. Юноша не проходит мимо бродяги, который оказывается предводителем крестьянского восстания Е.И. Пугачёвым, жалует ему заячий тулуп и называет «братом». Но это не значит, что Гринёв готов отступить от своих нравственных принципов, ведь он не соглашается присягнуть донскому казаку. Пушкинский герой не принимает методы, которые выбирает Пугачёв, для преобразования государственного устройства, потому что для Петруши убивать – это то же самое, что питаться мертвечиной. Таким образом, мы видим, что многое зависит от воспитания: главный герой «Капитанской дочки» уважает ценности своих родителей и потому становится достойным человеком.

Иногда преемственность поколений оборачивается негативными последствиями. К примеру, в комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизина один из персонажей также следует родительским заветам. Даже его имя – Митрофанушка – переводится как «матерью данный». Это избалованный, инфантильный мальчишка, привыкший к тому, что все его желания исполняются. Однако такое поведение госпожи Простаковой по отношению к сыну не принесло никакой пользы. В конце пьесы мы видим, как юноша отказывается от гиперопеки матери. Какой бы ни была мать «недоросля», его поступок все равно выглядит жестоким. Простакова со своей слепой любовью к сыну получила в ответ неблагодарное «отвяжись, матушка, как навязалась». Таким образом, неправильное воспитание может способствовать духовной деградации человека.

Народная мудрость гласит: «Все новое – это хорошо забытое старое». Действительно, современная молодежь иногда даже бессознательно перенимает опыт у поколений прошлых лет. Каждый из нас – звено в цепи, и, если убрать одно из них, всё разрушится, утратит смысл. Можно сделать вывод, что преемственность необходима, чтобы история человечества не прерывалась. Однако не всегда удается с первого взгляда отличить положительные явления от безнравственных и антигуманных, и этому приходится учиться всю жизнь.

Разговор с собой 

Бывают ли обстоятельства, когда человеку можно пойти против совести?

Совестливый человек – это тот, кто всегда прислушивается к голосу своего сердца. Он делает добрые поступки, потому что не может жить по-другому, и мучается, когда ненароком задевает чужие чувства. Некоторые оправдывают проступки и даже преступления тем, что действовали с благими целями, например, ради чьего-то спасения.

На мой взгляд, не бывает обстоятельств, когда человеку дозволено поступиться совестью. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к примерам из художественной литературы. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Раскольников проверяет собственную теорию о «тварях дрожащих» и «право имеющих». Герой задается вопросом: можно ли убить абсолютно никому не нужную старуху-процентщицу и сделать много добрых дел, воспользовавшись ее деньгами? Однако первоначальный план так и остается нереализованным, и Раскольников, совершив преступление, понимает, что на самом деле слаб духом и не может быть беспристрастным властелином мира, как ранее мечтал. Страшнее всего, когда человек начинает равнодушно относиться к добру и злу, не видя между ними принципиальной разницы, как другой персонаж произведения – Свидригайлов. Раскольникова пугает мировоззрение и поведение этого человека, что во многом и подталкивает преступника к явке с повинной. Таким образом, никакие благие намерения не оправдывают безнравственные поступки, поэтому за каждое противоправное деяние человек должен понести наказание.

В рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор» главная героиня – настоящая праведница, бескорыстный человек, всегда готовый прийти на помощь другим людям в трудной ситуации. Остальные принимают ее доброе отношение как данность и считают странной, потому что за долгую жизнь она не нажила богатства, да и вообще никогда не заботилась о материальных ценностях. Эта женщина ни разу не позволила себе пойти против совести, а за то, что вышла замуж, не дождавшись возлюбленного с войны, наверное, укоряла себя до конца жизни. Героиня Солженицына – пример духовной красоты и воплощение нравственности, она была альтруистом, несмотря на то что жизнь практически не оставила ей поводов для счастья. Возможно, если бы она не была праведницей, то ее существование не было бы таким безотрадным? Можно сделать вывод, что такие люди, как Матрёна, никогда не поступятся совестью ни при каких обстоятельствах, даже если от этого будет зависеть их благополучие.

В заключение хочется сказать, что любое нарушение норм морали – это проявление бессовестности. Если человек начинает оправдывать свой безнравственный поступок, это значит, что он не хочет признать вину и не готов искренне раскаяться в содеянном. Нет причин, позволяющих человеку поступать не по совести, в противном случае он утрачивает душевное равновесие.

Время перемен 

Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?

 Мы живем в эпоху инноваций, и, конечно, современные технологии оказывают значительное влияние на наше мышление. Кажется, что само слово «прогресс» подразумевает изменения к лучшему, но это не всегда так, зачастую последствия оказываются негативными. Нельзя не согласиться с тем, что стремительное развитие мира во многом упрощает нашу жизнь. Но в то же время мы становимся настоящими потребителями, и материальные ценности могут вытеснить духовные.

На мой взгляд, технический прогресс не всегда приносит пользу, и я докажу свою позицию примерами из художественной литературы. В повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» рассказывается о совершенно необыкновенной операции по пересадке гипофиза человека бродячей собаке. Главный герой профессор Преображенский добился больших успехов на профессиональном поприще и решился на эксперимент с бездомным животным, который должен был перевернуть прежние представления о нашей природе. В повести идет речь о 20-30-х годах, когда в научной и культурной жизни Москвы происходят значительные перемены. Наверное, было бы удобно создавать человека искусственным путем и лепить из него, как из куска пластилина, все, что захочется. Об этом задумывались многим раньше Булгакова, ведь еще герой греческих мифов Пигмалион желал оживить статую, а ученик Фауста сотворил гомункула. Но эксперимент булгаковского профессора закончился трагически: новоиспеченный Шариков оказался абсолютно неуправляемым человеком, чья грубость и наглость не знала границ. Таким образом, любому ученому и создателю новых технологий необходимо брать ответственность за плоды своей деятельности, потому что некоторые перемены могут нанести серьезный вред всему миру.

В антиутопии Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» описывается страшное общество будущего с электрическими псами и телевизионными «родственниками», заменяющими человеку нормальное общение. Казалось бы, технический прогресс достиг апогея, появилось много изобретений, облегчающих человеческое существование, но почему же новое поколение выглядит настолько пугающим? Модернизация в таких масштабах безжалостно искореняет традиции, и в роботизированном мире не осталось места для духовности. Главный герой Гай Монтэг работает пожарным, поэтому вынужден сжигать книги, которые находятся под запретом. Однако такое общество недолговечно, о чем и говорит финал произведения. Таким образом, технический прогресс только тогда оказывает положительное влияние на общество, когда не противоречит нормам морали.         

В заключение хочется сказать, что любые перемены хороши, если они ничего не разрушают и не дискредитируют духовные ценности. Какими бы прекрасными ни были новые технологии, важно помнить, что всегда есть то, что обладает большей, высшей силой. Если знать меру и не забывать о нравственности, то можно свести к минимуму негативные последствия технического прогресса.

  • Что такое дружба сочинение аргументы из литературы
  • Что такое дружба сочинение пример из жизни
  • Что такое дорога определение для сочинения
  • Что такое дружба для детей сочинение
  • Что такое добро определение для сочинения