Народное творчество и народный фольклор.
Существует множество жанров, форм устного народного творчества, народного фольклора. Былины, сказки, песни, загадки, потешки, небылицы, пословицы, поговорки и многое, многое другое.
Кажется, что на каждый случай жизни, на каждое событие в народе придумали свой жанр фольклора и это действительно так.
Многие ученые считают, что народный фольклор — это не просто развлекательное, забавное произведение, это своего рода первый учебник, который изучал в прошлом каждый человек, начиная с пеленок. Это сборник народной мудрости, в котором есть ответы на все вопросы.
Я предлагаю узнать о том, что такое докучная сказка, почитать примеры докучных сказок и даже самим попробовать сочинить докучную сказку.
Что такое докучная сказка.
Давайте сперва подумаем о том, что же означает само слово Докучная. Вряд ли, много найдется сейчас людей, которые знают значение слов Докучный, Докука и некоторых других. Все эти слова использовались в прошлом, но сейчас совершенно вышли из нашей речи.
И только одно слово мы точно могли слышать в детстве если не от родителей, то от бабушек и дедушек обязательно
Это глагол Докучать.
— Не докучай мне! — говорила бабушка, занимаясь любимым делом. И мы сразу понимали, что она просто просит не мешать, не отвлекать ее. Ведь у каждого взрослого есть целый ряд скучных, но обязательных занятий, помимо игр и развлечений с ребенком. Конечно детям это утверждение кажется странным, ведь что может быть интереснее игр с ними!, но тем не менее это правда.
И если глагол Докучать означает Мешать, Надоедать, то слово Докука означает Помеха. В словарях дается вариант Надоедливая просьба, и это тоже верно.
Тогда Докучная сказка — это история, которую придумывают взрослые, чтобы избавиться от помехи в лице ребенка. Заставить его заняться чем-то другим, а не отвлекать родителей докучливыми просьбами и требованиями.
Сюжет докучной сказки.
Докучная сказка может говорить о чем угодно, но в ее построении есть свои законы и закономерности. Они объясняются целью докучной сказки — избавится от назойливой докуки.
А потому докучная сказка всегда небольшая по объему, но может повторяться до бесконечности, пока язык не отсохнет.
Представьте себе ситуацию. Малыш хочет играть, а мама должна приготовить обед. Ребенок кричит, требует сказки, продолжения банкета, и что делать маме? Сейчас есть телевизор и мультики, а в прошлом она предлагала ребенку короткую сказку, которую можно повторять и повторять. И вот ребенок уже сам повторяет слова сказки, но не может добраться до ее конца.
У попа была собака, поп ее любил.
Она съела кусок мяса, поп ее убил
И в могилу закопал и на могиле написал
У попа была собака…
Концовка докучной сказки не просто неожиданная, фактически ее нет, и дойдя до конца слушатель оказывается в начале.
Но часто к докучным сказкам относят и истории, которые рассказчик резко обрывает на середине. То есть вообще истории без конца. Это не совсем верно, потому что такие истории скорее были призваны вызвать обиду у ребенка, подразнить его. Конечно обиженный ребенок тоже отставал от родителей, и главная цель сказки оказывалась достигнута. Но это скорее сказки-дразнилки.
Дело было встарь.
Жил ленивый царь.
Не любил царь труд.
У царя был пруд.
А в пруду был рак.
А кто слушал тот дурак!
Примеры докучных сказок.
Сказка про Попа и его собаку — одна из самых известных докучливых сказок. Наверняка каждый может привести и другие известные примеры.
Про ворону и мост:
Ехал как-то через мост, глянь — ворона мокнет
Положил ее на мост, пусть ворона сохнет.
Еду снова через мост, глянь — ворона сохнет.
Положил ее под мост, пусть ворона мокнет…
Журавль.
Жил-был журавль
Поставил стог сенца
Не начать ли нам с конца?
Рыба и гуси.
Жил-был карась — вот и сказка началась
Жили-были два налима — вот и сказки половина
Жили-были два гуся — вот и сказка вся!
Кол и мочала.
На дворе кол
На колу мочала
Начинай читать сначала.
Учимся придумывать докучные сказки.
Вы можете мне не поверить, но докучную сказку можно придумать про что угодно. Не обязательно она должна сразу получиться складной и интересной, но ведь это будет ваш первый опыт. А потому некоторая угловатость сказки, сочиненной ребенком вполне простительна.
Давайте вместе сочиним пару докучных сказок, чтобы понять принцип, последовательность действия.
Сказка с бесконечным концом.
Выбираем любой предмет или объект. Например дерево, которое растет за вашим окном. Не надо выдумывать что-то сложное. Используем уже придуманные народом приемы.
Сел голубь на ветку
Посмотрел на Светку
Смотрел, смотрел и упал
Поднялся, крыльями замахал
Сел голубь на ветку…
Мы использовали повторение одного действия — голубь садится на ветку. Но чтобы получилась сказка, нам пришлось придумать как он упал с ветки и взлетел обратно.
Сказка с неожиданным концом.
Также выбираем тему, все что придет в голову. И после пары предложений резко обрываем историю. Можно даже сперва придумать концовку, то как мы оборвем историю, а потом уже придумать ее начало.
В магазин пошел Иван
Чтоб купить себе диван.
А как купит он диван
Расскажу тебе финал.
Теперь вы знаете, как сочинять докучливые сказки и что они из себя представляют.
Примеры докучных сказок, придуманных детьми:
Бабка у речки
Жила-была бабка
Да у самой речки,
Захотелось бабке
Искупаться в речке.
Накупила она
Мыла да мочала.
Эта сказка хороша,
Начинай сначала…
46096
Лето
На улице лето, под окошком – лавка,
В лавке елец – сказке конец!
35694
Чучуло-Мяучело
Чучело-мяучело на трубе сидело,
Чучело-мяучело песенку запело.
Чучело-мяучело с пастью красной-красной,
Всех оно замучило песенкой ужасной.
Всем кругом от чучела горестно и тошно,
Потому что песенка у него про то, что
Чучело-мяучело на трубе сидело…
28783
У попа была собака
У попа была собака,
Он ее любил.
Она съела кусок мяса,
Он ее убил.
В яму закопал,
И надпись написал,
что:
У попа была собака,
и т.д.
25790
Гусь — версия 2
— Рассказать сказку про гуся ?
— Расскажи.
— А она уже уся.
— Рассказать сказку про утку?
— Расскажи.
— А она ушла в будку.
25364
Карась
Плавал и плавал у плотины карась…
Сказка моя уже началась.
Плавал и плавал карась у плотины…
Сказка рассказана до половины.
Поймал бы я Вам за хвост карася…
Да жаль, что сказка рассказана вся
18746
Медведь и вода
Встал медведь на колоду –
Бултых в воду!
Уж он в воде мок, мок,
Уж он в воде кис, кис,
Вымок, выкис,
Вылез, высох.
Встал медведь на колоду…
17151
Кот и Воркот
Жили-дружили
Кот и Воркот.
Ели они с одного стола,
В окошко глядели с одного угла,
Гулять уходили с одного крыльца. . .
Не послушать ли сказочку опять с конца?
14547
Додон
Был себе царь Додон.
Построил он костяной дом.
Набрал со всего царства костей.
Стали мочить – перемочили,
Стали сушить – кости пересохли.
Опять намочили.
Ну что же дальше было?
А когда намокнут – тогда доскажу!
13454
Два братца
Жили-были два братца, два братца — кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?
12358
Бурёнка
У бабушкиной избёнки
Жевала травку Бурёнка,
Жевала, жевала — молчала.
Увидала: на заборе—мочала.
Увидала мочалу — замычала…
Не сказать ли про Бурёнку сначала?
11837
Избушка
На горушке — избушка,
Живёт в ней старушка.
Сидит на печи,
Жуёт калачи.
Вот она встала,
Из-за печи мочалу достала. . .
Хороша у старушки мочала!
Не начать ли сказку с начала?
10745
Мокрая ворона
Шел я как-то через мост,
Глядь — ворона мокнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил её на мост —
Пусть ворона сохнет!
Шел опять я через мост,
Глядь — ворона сохнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил её под мост —
Пусть ворона мокнет!
Снова шел я через мост,
Глядь — ворона мокнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил её на мост —
Пусть ворона сохнет!
Я опять на мост,
Глядь — ворона сохнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил её под мост —
Пусть ворона мокнет!
Я пришел на тот же мост,
Глядь — ворона мокнет…
10438
Диво-дивное
В некотором царстве,
В незнакомом государстве,
Не в том, в котором мы живём,
Случилось диво дивное,
Явилось чудо чудное:
Выросла в огороде репа важная,
Хвалила старуха кажная:
Одним деньком
Не обойдёшь кругом.
Половину той репы вся деревня месяц ела,
Едва доела.
Соседи увидали —
Три недели другую половину доедали.
Остатки на телегу навалили,
Мимо лесу потащили,
Телегу обломили.
Пробегал медведь — удивился,
Со страху спать повалился…
Когда он проснётся —
Тогда и сказка дальше поведётся!
8141
Гусь
Летел гусь, сел на дорогу — упал в воду. Мок-мок, кис-кис — вымок, выкис, вылез — сел на дорогу и опять пал в воду. Мок-мок, кис-кис, выкис, вылез и т.д.
7838
Докучная сказка
— Рассказать ли тебе докучную сказочку?
— Расскажи.
— Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи; рассказать ли тебе докучную сказочку?
— Не надо.
— Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо; рассказать ли тебе докучную сказочку?.. и т.д.
7638
Кутырь-Мутырь
Жил Кутырь-Мутырь посреди польца,
Накосил себе стог сенца.
Пришли баран да овца,
Съели весь стог сенца…
Не сказать ли сказку опять с конца?
7531
Дуб над рекой
Стоит над рекой дуб.
На том дубу сидит сорока —
в реку смотрит.
А рак вылез из воды и ползёт.
Вот он лезет да ползёт, лезет да ползёт, а сорока смотрит.
Вот она смотрит, а рак лезет да ползёт
Вот он лезет да ползёт, лезет да ползёт. А сорока смотрит.
Вот она смотрит, да смотрит, да смотрит. А рак лезет да ползёт…
7437
Белый бычок
— Сказать ли тебе сказку про белого бычка?
— Скажи.
— Ты скажи, да я скажи, да сказать ли тебе сказку про белого бычка?
— Скажи.
— Ты скажи, да я скажи, да чего у нас будет, да доколь это будет! Сказать ли тебе сказку про белого бычка?
7339
Ворона на мосту
Едем дальше.
Видим мост,
На мосту ворона сохнет.
Хвать её за хвост,
Шасть под мост –
Пусть она помокнет!
Едем дальше.
Видим мост,
Под мостом ворона мокнет.
Хвать её за хвост,
Шасть её на мост –
Пусть она обсохнет!
Едем дальше…
7335
Презентация на тему: ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «ДОКУЧНЫЕ СКАЗКИ» 2 класс
Скачать эту презентацию
Скачать эту презентацию
№ слайда 1
Описание слайда:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №4 ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «ДОКУЧНЫЕ СКАЗКИ» Авторы: Старостина Анна Каменская Виктория 2 класс Руководитель: Пашкина Елена Валентиновна, Контактный телефон: 528-05-76
№ слайда 2
Описание слайда:
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ На уроках литературного чтения мы знакомились со сказками. Нам понравилась сказка «Про белого бычка» . Учитель рассказал нам , что такие сказки называются докучными. Нас заинтересовала эта тема и мы решили собрать по этим сказкам более полную информацию и провести исследовательскую работу.
№ слайда 3
Описание слайда:
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ проанализировать, как и когда появились докучные сказки; провести опрос учащихся; сочинить докучную сказку.
№ слайда 4
Описание слайда:
ЗАДАЧИ узнать из дополнительной литературы как появились докучные сказки; провести опрос по теме работы среди учащихся вторых классов; создать свои докучные сказки, привлечь учащихся 2 классов. Собрать сборник докучных сказок, которые учитель может использовать в дальнейшей работе по этой теме.
№ слайда 5
Описание слайда:
ГИПОТЕЗА Предположим, что докучные сказки были придуманы уставшими сказочниками, которые хотели отдохнуть от любознательных слушателей.
№ слайда 6
Описание слайда:
Результаты исследования Любите ли вы сказки?
№ слайда 7
Описание слайда:
Результаты исследования Знаете ли вы докучные сказки?
№ слайда 8
Описание слайда:
Результаты исследования Хотели бы вы познакомиться с докучными сказками?
№ слайда 9
Описание слайда:
История происхождения сказок. Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. А.С. Пушкин Сказки пришли к нам из глубины веков. Сочинённые народными сказителями, чудесные истории передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Потом пришло время, когда сказки стали собирать и записывать. Порой, сказки видоизменялись и дополнялись рассказчиками — ведь «возраст» многих сказок исчисляется тысячелетиями! Сказки — это занимательные рассказы о необыкновенных, вымышленных, волшебных историях, событиях, приключениях людей, зверей, предметов.
№ слайда 10
Описание слайда:
Бытование докучной сказки Докучная сказка ― сказка докучающая, доводящая до скуки, надоедливая. Докучная сказка сказывается любому слушателю, если есть соответственная предпосылка ― приставание слушателя к сказочнику и нежелание последнего говорить сказку. «Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?» Многие исследователи и разборчивые слушатели воспринимают докучные сказки, как «ненастоящие», как пародии на народную сказку.
№ слайда 11
Описание слайда:
Принцип построения сказки В докучной сказке много раз повторяется одна и та же часть текста, причем количество повторений одной и той же фразы может быть бесконечным. Это зависит только от желания рассказчика и от терпения слушателей. Пришёл медведь к броду, Бултых в воду! Уж он мок, мок, мок, Уж он кис, кис, кис, Вымок, выкис, вылез, высох. Встал на колоду – Бултых в воду! Уж он мок, мок, мок…
№ слайда 12
Описание слайда:
НАШИ СКАЗКИ Сказки сочинять непросто, но интересно. Можно сочинять их вообще не о чём. Этим и занимались люди во все времена. Когда было совсем нечего делать, придумывали сказки докучные. Это такие истории, в которых конец – это начало, а начало – это конец, поэтому их можно рассказывать бесконечно и тем самым докучать, т.е. надоедать кому-нибудь. А теперь послушайте докучные сказочки 2 «Б» класса.
№ слайда 13
Описание слайда:
Мы с тобой шли?- Мы с тобой шли? — Шли! -Шишку нашли? — Нашли ! — Я тебе её дала? — Дала! — А где же она? — Что? — Шишка! — Да какая? — Да такая! — Мы с тобой шли… (Николаева Ксения)
№ слайда 14
Описание слайда:
КОТЁНОК И ЩЕНОККак – то раз во дворе котёнок играл в мячик. Щенок увидел и тоже захотел с ним поиграть. Спрашивает щенок у котёнка: — Можно с тобой поиграть? А котёнок молчит и играет. Щенок снова спрашивает: А котёнок молчит да играет. А щенок всё спрашивает да спрашивает. А котёнок…
№ слайда 15
Описание слайда:
ДЕВОЧКА, ПАНАМА И СОБАКАДевочка, выходя гулять с собакой, всегда забывала одеть панамку. Она возвращалась домой, надевала панамку, оставляла собаку и выходила на улицу. Вспоминала про собаку, возвращалась домой, снимала панамку, брала собаку и шла гулять. На улице опять вспоминала про панамку, возвращалась домой…..
№ слайда 16
Описание слайда:
СКАЗКА ПРО СОБАКУ И КОШКУ Рассказать тебе сказку про собаку и кошку? Расскажи. Хорошо. Слушай, да не перебивай. Убегала кошка от собаки. Убегала, убегала Да на дерево и залезла. Сидит на дереве да мяукает Сидит себе да мяукает. А собака ждёт да ждёт под деревом. А кошка? А кошка сидит на дереве да мяукает Сидит себе да мяукает. А собака как же? А собака ждёт да ждёт под деревом. Ждёт да ждёт. А…..?
№ слайда 17
Описание слайда:
Медведь запнулся Жил- да был медведь. Как-то раз надумал он позвать к себе гостей на сказочку. Пришли все расселись и стали слушать. Начал медведь рассказывать сказочку и вдруг…. Что? Запнулся и начал с самого начала. А потом вдруг …. Ну вот . А дальше что? Запнулся и начал с самого начала и…. Что?…..
№ слайда 18
Описание слайда:
На окне сидит кот и песенку поёт, А на улице тепло и светит солнышко в окно А на окне сидит кот и песенку поёт.. На окне сидит кот и песенку поёт, А на улице тепло и светит солнышко в окно А на окне сидит кот и песенку поёт..
№ слайда 19
Описание слайда:
КУКУШКА И РАК Жили-были Кукушка и Рак. Вот решила Кукушка научиться петь. А рядом оказался Рак. Он услышал пение Кукушки и пополз назад. Кукушка сидит и поёт, а Рак пятится и пятится назад. А Кукушка поёт и поёт. Рак пятится назад, а Кукушка всё поёт и поёт…
№ слайда 20
Описание слайда:
Заключение В ходе самого исследования мы нашли ответы на многие вопросы. Используя, эти знания мы составили свои докучные сказки Мы привлекли к этой работе своих одноклассников . У нас получился сборник докучных сказок, которые учитель может использовать в дальнейшей работе по этой теме.
№ слайда 21
Описание слайда:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Короткие докучные сказки для детей младших классов
Докучные сказки можно поставить на одну ступеньку с потешками и прибаутками.Дети быстро запоминают такие сказки и с удовольствием повторяют их. Докучные сказки коротки и вместе с тем бесконечны: «… начинай читать сначала…».
Чучело-мяучело
Чучело-мяучело на трубе сидело,
Чучело-мяучело песенку запело.
Чучело-мяучело с пастью красной-красной,
Всех оно замучило песенкой ужасной.
Всем кругом от чучела горестно и тошно,
Потому что песенка у него про то, что
Чучело-мяучело на трубе сидело…
Белый бычок — короткая докучная сказка
— Сказать ли тебе сказку про белого бычка?
— Скажи.
— Ты скажи, да я скажи, да сказать ли тебе сказку про белого бычка?
— Скажи.
— Ты скажи, да я скажи, да чего у нас будет, да доколь это будет! Сказать ли тебе сказку про белого бычка?
Два братца
Жили-были два братца, два братца — кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?
Царь, двор и кол
Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?
Докучная сказка
— Рассказать ли тебе докучную сказочку?
— Расскажи.
— Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи; рассказать ли тебе докучную сказочку?
— Не надо.
— Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо; рассказать ли тебе докучную сказочку?.. и т.д.
Гусь
Летел гусь, сел на дорогу — упал в воду. Мок-мок, кис-кис — вымок, выкис, вылез — сел на дорогу и опять пал в воду. Мок-мок, кис-кис, выкис, вылез и т.д.
Царь
Жил был царь, у царя был двор,
На дворе был кол, на колу — мочало;
Не сказать ли сказку сначала?
Овечка на мосту
Протекает речка,
Через речку мост,
На мосту овечка,
У овечки хвост,
На хвосте мочало,
Рассказать сначала?..
У попа была собака
У попа была собака,
Он ее любил.
Она съела кусок мяса,
Он ее убил.
В яму закопал,
И надпись написал,
что:
У попа была собака,
и т.д.
Царь Ватута
Жил-был царь Ватута и вся сказка тута.
Стоит домишка пряничный,
Изюмом разукрашенный,
Блестит при свете месяца.
Дверь из леденца, Не сказать ли с конца?..
Ворона на мосту
Едем дальше.
Видим мост,
На мосту ворона сохнет.
Хвать её за хвост,
Шасть под мост –
Пусть она помокнет!
Едем дальше.
Видим мост,
Под мостом ворона мокнет.
Хвать её за хвост,
Шасть её на мост –
Пусть она обсохнет!
Едем дальше…
Мы с тобой шли?
Мы с тобой шли?
— Шли!
— Сапог нашли?
— Нашли!
— Я тебе его дал?
— Дал!
— Ты его взял?
— Взял!
— А где же он?
— Кто?
— Да не кто, а что!
— Что?
— Сапог!
— Какой?
— Ну такой! Мы с тобой шли?
— Шли!
— Сапог нашли?
— Нашли
Про сову
— Рассказать тебе сказочку про сову?
— Расскажи!
— Хорошо! Слушай, да не перебивай!
Летела сова —
Весёлая голова.
Вот она летела, летела,
На берёзку села,
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела.
Вот она летела, летела,
На берёзку села
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела…
Сказывать ли дальше?..
Еще небольшая коллекция докучных сказок
Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?
***
— Рассказать ли тебе сказочку про белого гуся?
— Расскажи.
— Вот она и вся.
***
— Рассказать ли тебе докучную сказочку?
— Расскажи.
— Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи; рассказать ли тебе докучную сказочку?
— Не надо.
— Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо; рассказать ли тебе докучную сказочку?
***
Жил-был старик, у старика был колодец, а в колодце-то елец, тут и сказке конец.
***
— Мы с тобой шли?
— Шли.
— Кожух нашли?
— Нашли.
— И где он?
— Что?
— Кожух.
— Какой?
— Как это какой? Мы с тобой шли?
***
Жили-были баран да овца. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?
***
Шел я как-то через мост, глядь — ворона сохнет, взял ворону я за хвост, положил ее под мост, пусть ворона мокнет.
Я опять пришел на мост, глядь — ворона мокнет, взял ворону я за хвост, положил ее на мост, пусть ворона сохнет…
***
— В бане был? — Был. -Тело мыл? — Мыл. — А где мочала? Начинай сначала…
— Жил-был старичок. Поехал на мельницу намолоть муки…
— Ну, вот поманил, а не рассказываешь!
— Кабы доехал, рассказал, а он, может, неделю проедет!
***
Летел гусь, сел на дорогу — упал в воду. Мок-мок, кис-кис — вымок, выкис, вылез — сел на дорогу и опять пал в воду. Мок-мок, кис-кис, выкис, вылез и т.д.
***
Слушайте, послушайте! Расскажу вам сказочку – хорошую-прехорошую, длинную-предлинную, интересную-преинтересную!
Жил-был журавль. Задумал он жениться на прекрасной на девице, на цапле. Пошел свататься. Вот идет он по болоту – ноги вязнут. Станет ноги из болота вытаскивать – хвост увязнет; хвост вытащит – ноги увязнут; ноги вытащит – хвост увязнет; хвост вытащит – ноги увязнут; ноги вытащит – хвост увязнет…
Хороша ли моя сказочка?
***
Пришел медведь к броду,
Бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис,
Вымок, выкис, вылез, высох.
Встал на колоду — Бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок….
***
Жил-был Яшка,
У него была красная рубашка,
На поясе пряжка,
На голове шапка,
На шее тряпка,
В руках – лыка связка.
Хороша ли моя сказка?
***
«Сказать ли тебе сказку про белого бычка?» — «Скажи». — «Ты скажи, да я скажи, да сказать ли тебе сказку про белого бычка?» — «Скажи». — «Ты скажи, да я скажи, да чего у нас будет, да докуль это будет! Сказать ли тебе сказку про белого бычка?»
***
Стоит над рекой дуб. На том дубу сидит сорока – в реку смотрит. А рак вылез из воды и лезет.
Вот он лезет да ползет, лезет да ползет, а сорока смотрит.
Вот она смотрит, а рак лезет да ползет.
Вот он лезет да ползет, ползет да ползет. А сорока смотрит.
Вот она смотрит, да смотрит, да смотрит. А рак лезет да ползет…
Сказкотерапия для детей
- Докучная сказка — сказка, в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста. Такая сказка похожа на цепь с большим количеством повторяющихся звеньев, количество которых зависит только от воли исполнителя или слушателя. Звенья могут скрепляться при помощи специальной фразы «не начать ли сказочку сначала», после которой фрагмент повторяется вновь и вновь. В некоторых из докучных сказок рассказчик задаёт вопрос, на который слушатель обязательно должен дать ответ, который и используется для очередного повтора сказочки. Сюжет сказочки не развивается, связующий вопрос вызывает у слушателя только недоумение и досаду.
По словам Андрея Синявского, докучные сказки, как и небывальщины, представляют собою пародию на подлинную волшебную сказку. Различие между ними состоит в том, что в небывальщине «доведено до абсурда само содержание сказки с её тяготением к чудесному и сверхъестественному»; докучная же сказка доводит до бессмыслицы принцип связанности и протяжённости сказки: «от сказки остается лишь пустая форма: цепочка слов, свернутая кольцом, растянутая в дурную бесконечность».
Источник: Википедия
Связанные понятия
«Сладкая каша» (нем. Der süße Brei) — сказка о волшебном горшочке, который был способен сам сварить кашу. По системе классификации сказочных сюжетов Aарне-Томпсона, имеет номер 565: «волшебная мельница».
«Старый Султан» — (нем. Der alte Sultan) сказка братьев Гримм, которая была опубликована в первом томе первого издания их сборника в 1812 году (KHM том 1, № 48).
«Волк и семеро козлят» (нем. Der Wolf und die sieben jungen Geißlein) — сказка братьев Гримм, опубликованная в составе цикла сказок в 1812—1815 году. По системе классификации сказочных сюжетов Аарне-Томпсона имеет номер 123.
Ма́лые жа́нры фолькло́ра — это небольшие по объёму фольклорные произведения. Такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.
«Храбрый портняжка» (нем. Das tapfere Schneiderlein) — сказка братьев Гримм, включённая ещё в первое издание 1812 года. Повествует о портняжке, убившем за раз семь мух и возомнившем себя героем. В итоге, благодаря сообразительности, он выходит победителем из любых опасностей и женится на королевской дочери, получая полцарства в придачу.
Небыли́ца или небыва́льщина — жанр устного народного творчества, прозаическое или стихотворное повествование небольшого объёма, как правило, комического содержания, в основе сюжета которого лежит изображение нарочито искажённой действительности.
Дед Пихто (дед Пыхто́) — персонаж русского диалогического фразеологизма (присловия, ответной фразеореплики), постепенно проникающий в массовую культуру.
Анекдо́т (фр. anecdote — краткий рассказ об интересном случае; от греч. τὸ ἀνέκδοτоν — не опубликовано, букв. «не изданное») — фольклорный жанр, короткая смешная история, обычно передаваемая из уст в уста. Чаще всего анекдоту свойственно неожиданное смысловое разрешение в самом конце, которое и рождает смех. Это может быть игра слов или ассоциации, требующие дополнительных знаний: социальных, литературных, исторических, географических и т. д. Тематика анекдотов охватывает практически все сферы человеческой…
Быва́льщина (быль) — в русском народном творчестве краткий устный рассказ о происшествии, случае, имевшем место в действительности, без упора на личное свидетельство рассказчика. Перекликается с термином «городская легенда» (калька с англ. urban legend).
Ляпалиссиа́да — один из видов речевой избыточности, утверждение заведомо очевидных фактов, граничащее с абсурдностью.
«Сердце обезьяны» — сказка, распространённая у некоторых народов Восточной Африки, в устной традиции передающаяся на языке суахили. Была включена в сборник Swahili Tales (рус. «Сказки на суахили»), составленный Эдвардом Стиром. Была включена Эндрю Лэнгом в «Сиреневую книгу сказок»; в Указатели сюжетов фольклорной сказки Аарне—Томпсона значится под номером 91.
«Нау́ка уме́ет мно́го ги́тик» — крылатая фраза, поговорка, изначально предназначенная для демонстрации фокуса с двадцатью игральными картами. Первое документально подтвержденное употребление фразы относится к 1891 году. Иногда слово «умеет» ошибочно заменяют на «имеет». Рассматривая это выражение как псевдовысказывание, Б. Ю. Норман подчёркивает его мнемоническую функцию…
Румпельштильцхен (нем. Rumpelstilzchen) — сказка братьев Гримм о злом карлике, способном создавать золото из соломы, спрядая её. По классификации Аарне-Томпсона этот сюжет имеет номер 500: «Имя помощника».
Олорифма (панторифма, панторим; от др.-греч. ὅλος — полный, целый + рифма) — разновидность рифмы, в которой созвучие присуще не отдельной части слов, а сразу всему слову либо фразе, например, «for I scream, for ice-cream». Олорифма может быть представлена двустишием (все слоги из одной строки рифмуются со всеми слогами из другой) или коротким стихотворением, полностью состоящим из созвучных стихов. Каждое отдельное слово в этих стихах повторяется в следующей строчке в виде другого слова или слов…
«Три медведя» (также «Златовласка и три медведя» в английском варианте и «Маша и три медведя» в русском) — популярная английская детская сказка, переведённая на многие языки мира. На русском языке широкое распространение получила в пересказе Льва Толстого. В наиболее распространённой английской версии девочку зовут Златовласка (англ. Goldilocks, дословно Златокудрая). У Толстого героиня изначально не имела имени и называлась просто «одна девочка». Позднее в русском варианте сказки за девочкой закрепилось…
Страши́лки — жанр современного детского фольклора: короткие рассказы, цель которых — испугать слушателя.
Присловье — особый элемент фольклора. Вот как определяет присловье Владимир Иванович Даль…
Ганс в счастье, также Счастливый Ганс (нем. Hans im Glück) — немецкая сказка из второго издания-сборника братьев Гримм, вышедшего в 1820 году (KHM 83). По литературному жанру представляет собой средневековый шванк (ATU 1415). Источником для братьев Гримм послужила публикация Августа Вернике в одном из литературных журналов в 1819 году.
«Ге́нзель и Гре́тель» («Пряничный домик») (нем. Hänsel und Gretel; уменьшительные немецкие имена от Иоганнес и Маргарет) — сказка братьев Гримм. История о юных брате и сестре, которым угрожает ведьма-людоедка, живущая глубоко в лесу, в доме, построенном из хлеба и сладостей. Эти дети, попав к ведьме, спасают свои жизни благодаря находчивости. По системе классификации сказочных сюжетов Aарне-Томпсона «Гензель и Гретель» имеет номер 327А, цикл «Дети и Людоед».
Исла́ндские ска́зки (исл. Íslensk þjóðsögur) — прозаические устные рассказы о вымышленных персонажах исландского фольклора, главные черты которых — историзм и правдивость. Несмотря на то, что текст исландских сказок опирается на вымысел, однако он претендует на достоверность, а сказки рассказываются так, как будто сам рассказчик верит в их правдивость. Большинство исландских сказок — сказки-бывальщины или сказки-былинки, в которых рассказывается о конкретных событиях и людях (или сказочных персонажах…
«Золотой гусь» (нем. Die goldene Gans) — сказка братьев Гримм о «глупом» младшем сыне, который сумел жениться на королевне при помощи лесного человечка и его золотого гуся. В сборнике сказок братьев Гримм находится под номером 64, по системе классификации сказочных сюжетов Aарне-Томпсона, имеет номера 571, 559, 513B.
Фанки Фунги — роман-комикс, созданный писателем Андреем Темниковым и художником Сергеем Рутиновым в период с 2000 по 2014 год.
Порочный круг (лат. circulus vitiosus), логический круг — логическая ошибка или уловка, при которой утверждение выводится из самого себя, обычно через несколько промежуточных утверждений. Порочный круг часто используется сознательно как демагогический приём. В этом значении выражение получило распространение как фразеологизм.
Спорить о тени осла (лат. De asini umbra disceptare) — фразеологизм, означающий нелепый спор, который не заслуживает внимания.
«Звёздные талеры» (нем. Die Sterntaler) — сказка братьев Гримм, представляющая собой короткую легенду о бедной девочке-сироте, которая за свою доброту и богобоязненность получила награду с небес. По системе классификации сказочных сюжетов Aарне-Томпсона, имеет номер 779: «Божественные поощрения и наказания».
«Прекра́сное далёко» — крылатое выражение русского языка. Впервые употреблено Н. В. Гоголем в поэме «Мёртвые души» (1842). Выражение используется в качестве шутливого, иногда ироничного указания места благоденствия, где человек, не обременённый рутиной, отдыхает, ведёт беззаботный, беспечный, праздный образ жизни.
Каменный суп (Суп из камня, Похлёбка из камней, Каша из горшка, Каша из топора) — европейская народная сказка, в которой голодные странники убеждают каждого из жителей города поделиться небольшим количеством продуктов и после готовят еду на всех. Сказка отражает мораль ценности совместных действий. У различных народов камень заменяется на другие бытовые несъедобные предметы, поэтому данная басня также известна как «каша из топора», «суп из пуговицы», «суп из гвоздя» и «суп из полена».
Русская народная сказка (до XVII века баснь, байка) — произведение устного творчества русского народа, один из видов фольклорной прозы.
«Вор в терновнике» (нем. Der Jude im Dorn) — сказка братьев Гримм о тяжбе парня с чудесной скрипкой с неправедным богачом (в лице еврея). В сборнике сказок братьев Гримм находится под номером 110, по системе классификации сказочных сюжетов Aарне-Томпсона имеет номер 592.
Снарк (англ. Snark) — вымышленное существо, герой поэмы Льюиса Кэрролла «Охота на Снарка», существо, на которое в течение всего произведения охотится группа людей. Название является характерным для Кэрролла «словом-бумажником» и образовано склейкой слов «snake» — змея и «shark» — акула.
Шу́тка — это фраза или небольшой текст юмористического содержания. Она может быть в различных формах, таких, как вопрос/ответ или короткая байка. Для достижения своей юмористической цели шутка может использовать иронию, сарказм, игру слов и другие методы. Шутка, как правило, имеет концовку (кульминацию), которая заканчивает повествование и делает его смешным.
Жив курилка! — выражение, с давних времён употребляемое по отношению к людям, которые, по общему мнению, прекратили свою деятельность, куда-то пропали, исчезли, умерли, а на самом деле живы и заняты прежним делом.
«День рождения мира» (англ. The Birthday of the World) — сборник фантастических рассказов американской писательницы Урсулы Ле Гуин, изданный в 2002-м году. Состоит из восьми историй и авторского предисловия, связанных общей темой отношений полов, семьи, брака и сексуальности. Все рассказы, кроме «Растерянного рая» публиковались ранее. Действие первых шести происходит в мире Экумены, что дает основания отнести весь сборник к Хайнскому циклу.
«Абырва́лг» — первое слово, сказанное героем повести Михаила Булгакова «Собачье сердце» Шариковым после его «оживления» в человеческом облике. Слово прозвучало также в одноимённом фильме, снятом режиссёром Владимиром Бортко (1988).
«Девушка-безручка» (нем. Das Mädchen ohne Hände) — сказка братьев Гримм о девушке с отрубленными руками, которая обрела их вновь. В сборнике сказок братьев Гримм находится под номером 31, по системе классификации сказочных сюжетов Aарне-Томпсона имеет номер 706. Восходит к итальянской народной сказке, возникшей в середине XVII века и позднее переделанной в христианскую легенду…
«Белосне́жка» (нем. Schneewittchen от первоначального нижненемецкого Sneewittchen: Snee — «снег», witt — «белый») — сказка братьев Гримм, опубликованная в 1812 и дополненная в 1854 годах, о прекрасной дочери короля, которую приютили в лесу гномы, спасая от гнева злой мачехи, владеющей волшебным зеркалом. Повествует о зачарованном сне главной героини и её пробуждении благодаря вмешательству королевича. В системе классификации сказочных сюжетов Аарне-Томпсона имеет номер 709.
Японские городские легенды (яп. 都市伝説 Тоси Дэнсэцу — букв. Городская Легенда) — пласт городских легенд, свойственных сугубо Японии, а также основанных на японской мифологии и культуре. Традиционно, японские городские легенды посвящены страшным паранормальным существам, которые из мести или просто злых побуждений, вредят живым людям. Обычно в качестве главных героев в японских городских легендах выступают духи онрё, которые также стали широко известны на Западе, благодаря популяризации японских фильмов…
Матаня (этимология неясна; по другим данным происходит от мордовского языка и означает «милый», «ухажёр») — старое местное название частушки или её внутри жанровая разновидность.
Гипе́рбола (из древнегреческого: «переход; чрезмерность, избыток; преувеличение») — стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления…
Срочно требуется волшебник — телеспектакль Детской редакции Центрального телевидения, снятый в первой половине 1970-х. .
Геркулес на распутье, Геракл на распутье, Геракл на перепутье, Выбор Геркулеса, Выбор Геракла (итал. Ercole al bivio, Scelta di Ercole) — аллегорический сюжет, изображающий колебания античного героя Геракла между двумя жизненными судьбами — Добродетелью (греч. αρετε, κακια, лат. virtus), путём трудным, но ведущим к славе, и Пороком (греч. ηδονή, лат. voluptas), путём, на первый взгляд лёгким и полным привлекательности.
Смех: Эссе о значимости комичного (Le Rire. Essai sur la signification du comique) — философское эссе, опубликованное французским философом Анри Бергсоном в 1900 году. Эссе представляет собой сборник из трех статей о смехе, которые были опубликованы в журнале «Revue de Paris». Автор пишет о комическом вообще, комическом в речи и комическом в характере.
Ска́зка — один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. Сказку характеризует отсутствие претензий на историчность повествования, нескрываемая вымышленность сюжета.
Роя́ль в куста́х — русское идиоматическое выражение, означающее явно заранее подготовленный экспромт, либо ненатуральный, искусственный поворот сюжета художественного произведения, представляемый автором как случайность.
Башня из чёрного дерева (англ. The Ebony Tower) — книга британского писателя Джона Фаулза, состоящая из пяти повестей, объединённых пересекающимися мотивами, и изданная в 1974 году.
Выражение «Гора родилá мышь» употребляется, когда говорят о больших надеждах, но малых результатах, о том, кто обещает многое, но даёт очень малое.
Фантазийная реальность — это один из приёмов создания художественного произведения, основанный на совмещении элементов бытовой реальности и выдуманного мира, фантазии. В основном фантазийная реальность присутствует в произведениях жанра фэнтези, так как в этом жанре чаще всего описывается вымышленная реальность, порой совершенно не сочетающаяся с нашим мироустройством.