Что такое доброта из рассказа уроки французского

Автор na5club на чтение 6 мин. опубликовано 25.02.2020 валентин григорьевич распутин писатель, творчество которого во многом автобиографично. выросший в

На чтение 6 мин. Опубликовано

Валентин Григорьевич Распутин — писатель, творчество которого во многом автобиографично. Выросший в Сибири в крестьянской семье, он хорошо знаком с жизнью русской глубинки. В своих книгах Распутин поднимает важные темы человечности, справедливости, милосердия, честности и других прекрасных качеств. В 6 классе ученики пишут сочинение о доброте по произведению «Уроки французского», написанному этим замечательным писателем.

Лидия Михайловна как пример доброты

«Уроки французского», как и другие книги Распутина, трогают меня до глубины души. В них автор раскрывает судьбы своих земляков, описывает тяготы и радости жизни простого человека. Вместе с тем произведения Распутина полны веры в человеческую доброту, любовь, милосердие. Его герои — воплощение возвышенных качеств человеческой души. Одним из таких примеров является учительница французского в произведении «Уроки французского».

Рассказ повествует о деревенском пареньке

Рассказ повествует о деревенском пареньке, которого мать отправила учиться в райцентр. Действие происходит в послевоенное время, когда в стране не хватало еды, поэтому людям приходилось довольно туго. Мальчик хорошо учится, но постоянно голодает. Мать высылает ему картошку и хлеб, но их хватает ненадолго. В отчаянии герой начинает играть со сверстниками на деньги. Поначалу все складывается удачно, но однажды его избивают и прогоняют.

Учительница французского замечает, что с мальчиком творится неладное, и пытается разными способами принять участие в его судьбе, помочь способному ученику. Постепенно у героя и учительницы завязывается дружба, они даже начинают играть на деньги, но однажды их застает директор, после чего Лидию Михайловну увольняют.

Лидия Михайловна — не просто учительница, а яркий пример доброты и милосердия. Молодая, еще не успевшая приобрести характерную для преподавателей жесткость, она всей душой сочувствует мальчику из бедной семьи.

Она не выдает ученика, узнав, что он играет на деньги, поскольку понимает, что пойти на это его заставили жизненные обстоятельства.

Под предлогом дополнительных занятий французским языком учительница приглашает героя к себе домой и каждый раз пытается накормить. Она передает мальчику посылку с макаронами, хотя сама живет небогато. Понимая, что гордый подросток не примет ее помощь, идет на хитрость и предлагает играть на деньги. Это срабатывает: мальчик выигрывает и начинает покупать себе еду. И даже после того, как ее выгнали из школы, Лидия Михайловна не забывает о пареньке и однажды присылает ему посылку с макаронами и яблоками.

Не секрет, что в рассказе Распутин описал самого себя и свою учительницу, сыгравшую важную роль в его жизни. На примере Лидии Михайловны автор показал, какую большую роль в нашем мире играет доброта, которая помогла простому, но способному мальчишке выжить и не потерять себя в тяжелое послевоенное время. Мы видим, что учитель способен дать ребенку не только знания по предмету, но и научить его куда более важным вещам — самоотверженности, милосердию, благородству, состраданию. Это уроки, которые запоминаются всю жизнь.

Добрые поступки в рассказе Распутина

«Уроки французского» — одно из моих любимых произведений. В трогательном рассказе писатель поведал о тяготах жизни простого деревенского мальчика и учительнице, оставившей неизгладимый след в его душе. Рассказ Распутина является автобиографичным — в нем он описал свою учительницу, которую запомнил на всю жизнь благодаря ее главному душевному качеству — доброте.

Подросток из бедной семьи, приехавший учиться в райцентр

Произведение повествует о подростке из бедной семьи, приехавшем учиться в райцентр. Вдали от дома мальчик страдает, но больше всего его мучает голод — в то сложное время страна еще не оправилась от последствий войны. Мать помогает сыну, но картошки и хлеба, присланных из деревни, хватает ненадолго. Мальчик начинает играть на деньги, чтобы заработать хоть немного на молоко. Он выигрывает, но другие мальчишки не в силах смириться со своими проигрышами, поэтому вскоре избивают и прогоняют его.

Добрая молодая учительница французского узнает, что ее ученик играет на деньги, но не выдает его директору. Она проникается к герою сочувствием и пытается помочь. Подросток из гордости отвергает ее заботу, но постепенно Лидия Михайловна находит способ помочь мальчику, предлагая сыграть с ней на деньги. Когда об этом узнает директор, молодая учительница берет вину на себя. Лидию Михайловну выгоняют из школы, она уезжает домой, но через некоторое время герой получает от нее посылку.

Как и во всех произведениях Распутина, женщине в «Уроках французского» отведено особое место. Не секрет, что именно с женщинами писатель связывал все прекрасное и человечное в нашем мире и видел в них спасение человечества.

Такой и предстает в рассказе Лидия Михайловна — она стала воплощением доброты, сострадания, милосердия и самоотверженности. Она не просто педагог, а человек с большой буквы. Ее добросердечность не позволила равнодушно наблюдать за судьбой талантливого мальчика.

Учительница приняла участие в жизни паренька

Своими поступками учительница открыла герою путь в светлое будущее. Именно доброта спасла полуголодного ребенка из бедной деревенской семьи от беды. Не прими она такое участие в его судьбе, кто знает, как сложилась бы жизнь подростка. Возможно, он продолжал бы играть на деньги с ребятами и был изгнан из школы с позором, а может быть, сам бросил учебу и уехал в деревню, чтобы не умереть от голода.

В своем произведении Распутин хотел показать, как важно быть отзывчивым, добрым, сострадать ближнему, особенно в такое тяжелое время. Человек должен помогать окружающим, ведь только так можно изменить мир к лучшему.

Советы по написанию сочинения

Рассказ «Уроки французского» — один из ярчайших примеров доброты и милосердия в отечественной литературе. Чтобы написать хорошее сочинение, рекомендуется перед началом работы составить план:

  1. Краткое содержание рассказа.
  2. Примеры добрых поступков в произведении.
  3. Почему доброта важна в жизни человека?

Сочинение по «Урокам французского» Распутина пишется в форме небольшого эссе. Такой вид работ очень пригодится будущим выпускникам, так как тема доброты часто становится предметом итогового сочинения, являющегося допуском к ЕГЭ. Чтобы получить высокую оценку на экзамене, рекомендуется прочитать и другие произведения, в которых отражена эта тема:

Рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор»

  1. Рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор».
  2. Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
  3. Роман Л. Н. Толстого «Детство».
  4. Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».
  5. Рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека».
  6. Рассказ А. И. Солженицына «Матренин двор» и т. д.

Список можно продолжать бесконечно. Русская и зарубежная литература изобилует аргументами для написания сочинения на тему доброты. Кроме того, рекомендуется изучить цитаты великих людей — писателей, философов, поэтов.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №25 ст. Курской

Курского муниципального района Ставропольского края.

Уроки доброты в рассказе

В.Г. Распутина

« Уроки французского »

СЦЕНАРИЙ УРОКА ПОДГОТОВИЛА

ГРИГОРЯН КРИСТИНА САРКИСОВНА,

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

27.02.15 год

Урок русской словесности в 7 классе.

Уроки доброты в рассказе

В.Г. Распутина «Уроки французского»

Цель: раскрытие духовных ценностей, душевной доброты, нравственных законов, по которым живут герои рассказа В. Распутина «Уроки французского.

Задачи:

  • формировать умение анализировать художественное произведение;

  • развивать коммуникативные навыки и сценические умения учащихся;

  • продолжить работу по развитию культуры речи учащихся;

  • воспитывать у учащихся умение распределять роли, представлять свою точку зрения, писателя и собственные суждения;

  • способствовать воспитанию нравственных качеств, уважения к личности и творчеству В. Г. Распутина.

Оборудование: тексты повести В. Г. Распутина «Уроки французского», плакаты с высказываниями о добре и доброте, разноцветные бумажные смайлики, презентация

Тип урока: обобщающий.

Форма урока: групповая, ролевая игра.

I. Оргмомент.

Учащиеся занимают места по группам: «Педагоги», «Психологи», «Литераторы» (деление происходит в результате жеребьевки)

II. Вступительное слово учителя

Тема нашего урока «Уроки Доброты по рассказу В.Распутина «Уроки французского». Сегодня на уроке мы попытаемся раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои произведения. Посмотрите на доску и озвучьте эпиграф к уроку:

«Чем человек умнее и добрее, тем больше замечает он добра в людях».
Л. Н. Толстой

— Как понимаете смысл высказывания Л.Толстого?

— А что такое добро? Доброта? (работа с толковым словарем).

Итак, мы с вами пойдем дорогою Добра по страницам произведения.

Запись в тетрадь темы урока и эпиграфа.

III. Викторина.

1. Как называется произведение, в котором автор пишет о себе?(автобиографическое).
2. Назовите реку, на которой жил герой произведения?
(Ангара).
3. Что прислала учительница в первой посылке? (макароны, гематоген).
4. Сколько километров было до райцентра? (50)
5. Назовите главного игрока в деньги? (Вадик).
6. Что во второй посылке герой никогда не видел в реальной жизни?
(яблоки).
7. Что не давалось мальчику в изучении французского языка?
(произношение).
8. Во сколько лет началась самостоятельная жизнь мальчика? (в 11)
9. Сколько денег нужно было герою, чтобы купить молоко? (рубль)
10. Сколько примерно лет было Лидии Михайловне? (25)
11. Откуда приехала Лидия Михайловна в эту деревню? (С Кубани).

IV. Работа в группах (задания на карточках).

1.Психологи:

— Какие чувства мальчик переживает, оказавшись вдали от дома?

— Есть ли у него друзья? Почему?

— Легко ли ему живется?

— Какой выход он находит?

— Как даются ему выигрыши?

— Как другие ребята относятся к Вадику и Птахе, и как относится к ним герой?

— Какие правила для себя установил мальчик в игре на деньги? Почему?

— Почему Вадик и Птаха избили его?

— Какие качества характера своего героя подчеркивает автор? (запись их в тетрадь)

Вывод о жизни и душевном состоянии мальчика:

Одиннадцатилетний мальчик впервые волею судьбы оторван от семьи, вырван из привычного окружения. Однако маленький герой понимает, что на него возложены надежды не только родных, но и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению односельчан, призван быть «учёным человеком». Герой прилагает все усилия, преодолевая голод и тоску по дому, чтобы не подвести земляков.

2. Литераторы:

Найдите по тексту пейзажные зарисовки со слов:

— Осень стояла тёплая и сухая….(перед началом игры)

— Минут пять я стоял….. (после драки)

— Какие события происходят в жизни героя в это время?

— Чем и почему отличаются эти картины природы между собой?

— Как они связаны с настроением и состоянием рассказчика

Дневник двойной записи

Пейзаж

Состояние мальчика

Засияло солнце по-летнему.

Выиграл.

Посмотрите, как автор описывает героя, как описывает Вадика?

После драки на страницах рассказа появляется Лидия Михайловна.

Проследите за тем, какие два портрета приводит нам здесь автор (Л.М. и её ученик)

Какой художественный приём использует автор, рисуя портреты своих героев? (Антитеза)

3. Видеоразминка. Просмотр отрывка из фильма по рассказу (Лидия Михайловна и мальчик играют в деньги. Заходит директор школы…) из фильма по рассказу Распутина.

4. Педагоги:

— Лидия Михайловна. В чем заключалось её преступление, по словам директора?

— Почему так непедагогично поступает учительница?

— Для неё это был обычный ученик? Чем он отличался от других? Что она в нём разглядела?

Хотела помочь мальчику выдержать испытание голодом. Она понимала, что в другой форме этот необычный ученик помощи от неё не примет. Учительница очень тонко чувствовала своих учеников, в отличие от директора школы, который детей не любит (доказывают примерами из текста). Когда мальчик не принял посылку, она выбрала игру.

— Какие качества героя проявляются в общении с Лидией Михайловной? (гордость, непреклонность, благородство)

Выводы, которые делают ребята по образу Лидии Михайловны.

Учительница идёт на рискованный шаг, играя с учеником на деньги. Но она поступает так из человеческого сострадания: мальчик истощён, а от помощи отказывается. Кроме того, Лидия Михайловна рассмотрела в ученике недюжинные способности и готова любыми способами помочь ребёнку поверить в свои силы.

Дискуссионная карта

Легко ли было делать добро Лидии Михайловне?

Да

(почему?)

Нет

(почему?)

Потому что она была доброй.

Доброту отвергал герой.

Когда играла с ним, она рисковала…

V. Обобщение материала:

— Ребята, почему рассказ называется «Уроки французского»?

— Какой главный урок преподала учительница?

— А какие нам В. Распутин? Чем интересен его рассказ? (обращение к эпиграфу).

Вывод: «Уроки французского» — уроки жизни, мужества, доброты.

Писатель рассказывает о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего бестрепетно и отважно, как солдат, свои обязанности и свои синяки. Мальчик привлекает ясностью, цельностью, неустрашимостью души. Приобщаясь к нелёгкой судьбе мальчика, мы сопереживаем вместе с ним, размышляем о добре и зле, испытываем «чувства добрые».Назовите ещё раз душевные качества героев. Дети повторяют то, что записали.

Эти качества — доброта, любовь, сочувствие, милосердие , гордость, внимание и т. д.- составляют духовные ценности человечества . А те, у кого они есть,- люди с духовной красотой.

Духовную красоту человек получает от других. Так герой рассказа на всю жизнь запомнил то, что молодая учительница спасла его от голода и позора. Только духовная память делает человека внутренне красивым.

А итог нашему занятию подведут Законы доброты, о которых нам говорит Распутин.

Записываем в тетрадь:

Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает.
Добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила.
Добро возвращается добром. В. Г. Распутин

VI. Домашнее задание.

Психологи: написать письмо герою рассказа;

Педагоги: написать письмо Лидии Михайловне;

Литераторы: письмо героя рассказа Лидии Михайловне;

VII. Подведение итогов урока

— Вы сегодня потрудились на славу, проявили друг к другу уважение, чуткость, взаимовыручку — одним словом, доброту.

VIII. Рефлексия

— Что удивило вас? О чём вы расскажете своим родителям, друзьям, уйдя с сегодняшнего урока?

— Поделитесь своими впечатлениями об уроке.

  • Что такое добросовестное отношение сочинение
  • Что такое доброта сочинение 9 класс кратко
  • Что такое добро сочинение рассуждение с аргументами
  • Что такое держать слово сочинение
  • Что такое добро и зло почему этот нравственный вопрос волновал создателей народных сказок