Что такое декабрьское сочинение в 11 классе

Уже в эту среду, 1 декабря, ученикам 11-х классов предстоит одно из основных школьных испытаний итоговое сочинение. оцениваться работы,

Уже в эту среду, 1 декабря, ученикам 11-х классов предстоит одно из основных школьных испытаний — итоговое сочинение. Оцениваться работы, как и прежде, будут по системе «зачёт-незачёт». Конечно, это не единственный день, когда можно получить допуск к ЕГЭ: дополнительные даты назначены на 2 февраля и 4 мая. Но, как говорится, зачем откладывать на завтра?

Темы итогового сочинения 2021/22 учебного года

  • Преступление и наказание: тема позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести.
  • Цивилизация и технологии: тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с её плодами.
  • Книга обо мне: в сочинении раскрываются читательские, зрительские или музыкальные предпочтения, выпускник делится собственными интерпретациями значимого для него произведения.
  • Кому на Руси жить хорошо: поставленный вопрос даёт возможность рассуждать о понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения.
  • Дорога в жизни человека: выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства.

Объём, структура, время

Рекомендуемое количество слов — от 350.

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачёт» за невыполнение требования №1 и «незачёт» за работу в целом.

Структура:

  • Вступление (50-70 слов). Во вступлении важно обозначить идею всего сочинения, отразить тезисы, которые ученик будет доказывать далее. В этом абзаце можно: 1) прокомментировать цитату или ключевые слова темы; 2) дать ответ на вопрос (в том случае, если тема сформулирована в виде вопроса); 3) дать определение главным понятиям темы; 4) рассуждать о значимости поднятой в теме проблемы.
  • Основная часть (200-250 слов)

Тезис 1.

  • Включает в себя доказательства, примеры (возможно несколько). Обращайтесь к литературным источникам, не забывайте указывать автора и название произведения.
  • Микровывод — обобщение написанного. Важно: микровывод завершает только одну микротему, а не всё сочинение.
  • Переход-связка к тезису 2.

Тезис 2.

  • Включает в себя доказательства, примеры (возможно несколько).
  • Микровывод.
  • Переход-связка к выводу.
  • Заключение (60-70 слов). В заключении следует сделать вывод, выразить собственное мнение к выдвинутой проблеме.

Время написания сочинения — 3 часа 55 минут. 

Как получить зачёт

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по нескольким критериям:

  1. Соответствие теме.
  2. Аргументация. Привлечение литературного материала.
  3. Композиция и логика рассуждения.
  4. Качество письменной речи.
  5. Грамотность.

Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям №1 и №2 (выставление «незачёта» по одному из этих критериев автоматически ведёт к «незачёту» за работу в целом), а также дополнительно «зачёт» по одному из других критериев.

Частые ошибки

По каким критериям ученики допускают больше всего ошибок? На самом деле, ошибки встречаются в каждом критерии, разберём все!

Соответствие теме

Одна из самых распространённых ошибок — непонимание формулировки проблемы / темы сочинения. Важно уметь не уходить от темы, а рассуждать только в рамках данной проблемы.

«Незачёт» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме, в нём нет ответа на вопрос, поставленный в теме, или в сочинении не прослеживается конкретной цели высказывания. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Аргументация. Привлечение литературного материала

По этому критерию школьники часто не в полной мере проявляют умение анализировать литературные произведения. Важно не пересказывать сюжет литературного источника, а проанализировать его, дать характеристику действиям героев.

«Незачёт» ставится при условии, если сочинение не содержит аргументации, написано без опоры на литературный материал, или в нём существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются). Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Композиция и логика рассуждения

В этом критерии «страдает» структура работы, ученики часто совершают логические ошибки или неверно выделяют смысловые центры сочинения. 

«Незачёт» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Качество письменной речи

Наиболее распространёнными речевыми ошибками итоговых сочинений являются:

  • речевые штампы и канцеляризмы;
  • употребление просторечной лексики;
  • нарушение лексической сочетаемости;
  • употребление плеоназмов;
  • речевые повторы;
  • избыточное употребление синонимов.

«Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Грамотность

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачёт» ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.

Лайфхак: редактируйте!

Чтобы хорошо отредактировать итоговое сочинение, нужно перечитать текст 3 раза. 

Первая вычитка — проверка орфографии. Необходимо обращать внимание на безударные гласные, гласные после шипящих, двойные и непроизносимые согласные. Если возникают сомнения в написании какого-либо слова, нужно определить, к какой части речи оно относится, разобрать его по составу и применить соответствующее правило. 

Вторая вычитка — проверка пунктуации. Чтобы проверить постановку знаков препинания, нужно определить структуру предложения. 

На что обращать внимание при постановке знаков препинания:

  1. Сложное / простое предложение.
  2. Однородные члены предложения.
  3. Обособленные члены предложения. 
  4. Уточняющие члены предложения.
  5. Обращение, прямая речь.
  6. Вводные слова.
  7. Тире между подлежащим и сказуемым.

Совет: если сомневаетесь в постановке знаков препинания, лучше перестроить предложение.

Третья вычитка — итоговая проверка. Проверить текст на лексические, синтаксические, грамматические ошибки, устранить неоправданные повторы. Перечитать начало и конец каждого абзаца, убедиться в том, что между ними плавные, логичные переходы.

2 декабря 2020 года ученики 11-х классов напишут обязательное итоговое сочинение. Свои рекомендации выпускникам дал разработчик тем итогового сочинения, доктор филологических наук Алексей Федоров в рамках серий онлайн-консультаций Рособрнадзора.

Зачем нужно итоговое сочинение?

«Изначально итоговое сочинение задумывалось как метапредметное испытание. Главная его цель — проверка вашей личностной зрелости, умения формулировать свою точку зрения, рассуждать на отвлеченные темы, предлагать свои ответы на философские вопросы, уметь высказывать и аргументировать свою точку зрения», — говорит Алексей Федоров.

Положительный результат, то есть «зачет», является допуском выпускников к ЕГЭ. Кроме того, сочинение могут оценить в вузе при поступлении.

«Если в вузе учитывается итоговое сочинение как индивидуальное достижение, абитуриенту могут добавить до 10 баллов по критериям учебного заведения», — отмечает разработчик.

На какую литературу можно опираться

Рассуждения на разработанные темы предполагают обязательно опору на литературный материал.

«Это важно. По опыту проверки сочинений прошлых лет убеждаешься, что для глубокого рассуждения на философские, общественно-политические, нравственно-этические темы у ребят не хватает собственного жизненного опыта. Поэтому им предлагается опереться на свой читательский опыт. Но они показывают свой читательский кругозор, умение подобрать литературные произведения, чтобы выразить свою точку зрения», — поясняет Алексей Федоров.

В школе изучают художественную литературу. Но можно использовать не только ее.

«Этот критерий получил специальное, расширяющее дополнение, — говорит разработчик. — Можно использовать произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров — то есть загадок, потешек, пословиц и поговорок), художественную литературу, документальную, мемуарную, публицистическую, научную, научно-популярную. В том числе философскую, психологическую, литературоведческую, искусствоведческую, дневники, очерки, литературную критику и другие произведения отечественной и мировой литературы. То есть так или иначе весь человеческий опыт. Никто не ограничивает, никто не нацеливает на обязательность школьной программы для доказательства своей мысли».

В более 90% случаев однако выпускники обращаются к школьной программе, но это не снижает отношения эксперта к работе. «Есть замечательные сочинения на основе казалось бы всем известных произведений», — отмечает разработчик.

Каковы требования к итоговым сочинениям, и за что ставят «незачет»

Есть два главных требования — так сказать, допуск к проверке. Первое — формальное — объем: рекомендовано 350 слов (включая служебные). Если меньше 250 слов — по первому требованию выставляется несоответствие и автоматически «незачет». Второе требование — самостоятельность написания.

«Это предполагает, что вы не используете неоправданные заимствования, — поясняет разработчик. — То есть не занимаетесь плагиатом, не выдаете чужой текст — списанный или заученный заранее — за свой. Если используете чужое мнение, необходимо сослаться на источник. Правильность оформления ссылки никто не требует, ссылка в свободной форме. Главное назвать автора».
Еще одно важное уточнение — объем цитирования текста, который приводите как чужой, не должен быть больше вашего собственного текста. То есть не более 50%.

Остальные пять критериев остались неизменны. Первое — соответствие теме. «Подразумевается, что у ученика верное представление о ключевых понятиях, их лексическом значении, смысловом поле. Незнание или произвольное толкование просто уведет в другую сторону», — говорит Андрей Федоров.

Второй главный критерий — аргументация и опора на литературный материал.

«Часто бывает так: вступление, в основной части пересказ какого-то произведения, и в качестве вывода в лучшем случае другими словами повтор вступления, — объясняет Федоров. — Аргументация предполагает, что у вас есть тезис (не обязательно один) и аргумент, почему он правилен. В качестве аргумента может быть приведен фрагмент произведения или проблемный анализ определенной ситуации.

Незачет по второму критерию выставляется, если нет опоры вообще на литературный материал; или он только называется; или автор называет произведение, не помня, о чем оно, и начинает импровизировать, искажая содержание.
«Эти два критерия ключевые. Если хотя бы по одному из них поставлен незачет, сочинение дальше не проверяется», — заявляет Алексей Федоров.

Есть еще три критерия. Это композиционная цельность и логичность высказывания. «Нужно понимать, что мысль развивается последовательно: сначала тезис, а потом доказательство. Можно от примера прийти к доказательству, — поясняет разработчик. — „Незачет“ — если сочинение очень сложно понять с точки зрения построения, когда нарушения логики не дают возможности определить коммуникативный замысел».

Следующий критерий — культура речи, под этим подразумевается речевая грамотность, языковое разнообразие, отсутствие речевых и лексических ошибок. Если из-за неверных сочетаний невозможно понять мысль, то также будет незачет. Кроме того, оценивается грамотность (пунктуация, орфография, грамматика). На 100 слов не должно быть больше 5-ти ошибок. Негрубые ошибки суммируются, не считаются отдельно.

«Таким образом, чтобы получить „зачет“ (у сочинения две оценки), нужно пройти допуск в качестве двух требований, обязательно получить зачет по первым двум критериям (соответствие теме и аргументация), и из оставшихся трех хотя бы по одному получить зачет», — резюмирует разработчик тем.

Направления тем для итогового сочинения в 2020 году

В этом году утверждено пять направлений. Публикуем все с пояснениями, чего ждут от выпускников.

— «Забвению не подлежит». Темы данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы.

— «Я и другие». Здесь целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.

— «Время перемен». Здесь можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники (художественные произведения, мемуаристику, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями

— «Разговор с собой». Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования. Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, дневникам и публицистике.

— «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения». Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.

Вот как звучали реальные темы: Как вы понимаете мысль автора романа «Война и мир» о том, что главная победа над врагом — это «победа нравственная»? Может ли книга помочь в минуту отчаяния? Почему доброе дело благотворно для того, кто его совершает? Всегда ли легко различить добро и зло? Должен ли человек смирять свою гордость? Как победить в себе гордыню? Согласны ли вы с тем, что безвыходных ситуаций не существует? В чём заключается рыцарское отношение к женщине?

График написания итогового сочинения в 2020 году

Повторимся, что основной период назначен на 2 декабря. Глава Рособрнадзора Анзор Музаев сообщил, что эти сроки в связи с эпидобстановкой менять не собираются.

Итоговое сочинение начнется в 10 часов по местному времени. Темы будут известны не раньше, чем за 15 минут до написания.

Если выпускник получит «незачет» на итоговом сочинении, не явится на его написание или не завершит работу по уважительным причинам, он сможет написать сочинение в дополнительные сроки — 3 февраля и 5 мая 2021 года.

Фото: obrnadzor.gov.ru.

2 декабря учащиеся 11-х классов будут писать итоговое сочинение (изложение), необходимое для допуска к ЕГЭ – Единому госэкзамену государственной итоговой аттестации (ГИА).

В прошлом году с этим испытанием успешно справились свыше 90% будущих выпускников школ. Писали сочинение (изложение) более 680 тысяч выпускников из 85 субъектов Российской Федерации, а также образовательных организаций, расположенных за пределами России.

Достаточно получить «зачет»

В прошлом году сочинение снова стало обязательным испытанием, призванным выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, зрелость и умение рассуждать на избранную тему, опираясь при этом на литературный материал.

Для успешного преодоления этого барьера на пути к аттестации школьникам достаточно получить «зачет». Баллы в оценке итогового сочинения не подсчитываются. Изложение вместо сочинения могут писать дети-инвалиды, ребята, находящиеся на длительном лечении и реабилитации, а также старшеклассники, проходящие обучение в учреждениях закрытого типа.

Для участия в итоговом сочинении (изложении) участники подают заявление вместе с согласием на обработку персональных данных не позднее чем за две недели до проведения испытания. А на само испытание приходят с паспортом (документом, удостоверяющим личность) и черной гелевой ручкой. Разрешается брать с собой необходимые лекарственные средства.

С начала года в общеобразовательных школах одиннадцатиклассники пишут пробные сочинения на разные темы. Согласно интерактивному опросу на официальном портале ЕГЭ, в котором приняло участие около 1200 человек, пробные сочинения пишут примерно 30% учащихся, читают произведения по выбранным темам 21%, дополнительно готовятся 13% и никак не готовятся к итоговому сочинению более 36%.

Темы сочинений

Информация о том, какие именно темы будут предложены в этом году на экзамене, появится лишь за 15 минут до официального «старта», который состоится 2 декабря в 10 часов по местному времени. В этот момент конкретные темы сочинений будут доступны на федеральных образовательных интернет-ресурсах ege.edu.ru (topic.ege.edu.ru) и fipi.ru (topic.fipi.ru).

Однако уже сейчас известно, что все темы привяжут к пяти крупным тематическим блокам — «Время», «Дом», «Любовь», «Путь», «Год литературы». Необходимый методический материал, актуальный в этом году, разослан родителям школьников.

Темы, в свою очередь, разработаны Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Натальи Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына.

Опираясь на литературные произведения, не обязательно из школьной программы, школьникам предстоит изложить свои рассуждения о времени как об исторической и философской категории, взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. О доме как о важнейшей ценности бытия, о том, с чего начинается Родина. О многогранности любви – неисчерпаемой теме литературных произведений всех времен и народов: любви детей и родителей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Диапазон размышлений на тему «пути» не менее широк: от судьбы человека до истории народов мира.

Чиновники говорят, что темы сочинений не будут привязаны к каким-то определенным литературным произведениям и позволят экзаменуемым произвольно выбирать литературный материал.

Критерии оценки и типичные ошибки

Главное, что необходимо соблюсти при написании текста и что будет оцениваться экспертами, — соответствие выбранной теме, адекватная аргументация с опорой на литературный материал, композиция и логика рассуждения, качество письменной речи и грамотность.

Рекомендуемый объем повествования – 350 слов. Чтобы получить за сочинение «зачет», нужно хорошо справиться хотя бы с тремя критериями (причем первые два критерия – обязательны) и с одним из оставшихся трех критериев.

Какие ошибки чаще всего портят «произведение» выпускника? По словам педагогов, это наивность суждений, фактические неточности и грамматические ошибки.

В реальных сочинениях выпускников 11 класса Анна Ахматова становилась женой декабриста, Федор Достоевский ездил воевать на Кавказ, а Лев Толстой был свидетелем войны с Наполеоном, поэтому так детально и достоверно описал ее в «Войне и мире».

Малочитающим подросткам остается лишь прислушаться к совету преподавателя подготовительных курсов одного из ведущих московских вузов. В личном разговоре с корреспондентом Федерального агентства новостей педагог высказал мнение, что при написании итогового сочинения легко можно обойтись одним-единственным литературным произведением, что называется, на все времена.

Догадываетесь, каким? Правильно, «Войной и миром». Этот эпический роман Льва Толстого прекрасно подходит в качестве опорного литературного материала к любому из выбранных тематических блоков.

Но за пятое направление («Год литературы») в этом случае лучше не браться, так как именно оно требует широкого литературного кругозора. Как рассказал преподаватель, одна из самых распространенных фактических ошибок в аргументации при написании сочинения-рассуждения у одиннадцатиклассников – путаница в героях и авторах, вплоть до того, что они иногда меняются местами.

С прицелом на ЕГЭ

Удачно написанное сочинение вполне пригодится на ЕГЭ по русскому языку при написании заключительного задания – эссе.

Педагоги и эксперты, которым предстоит оценивать работы выпускников, настоятельно просят учащихся пользоваться черновиками, и лишь при полной уверенности, что текст сочинения готов, переносить его на экзаменационный бланк. Бланк сочинения состоит из регистрационной части и бланка записи текста, обе части заполняются черной гелевой ручкой.

На написание отводится 3 часа 55 минут. Предваряет начало отсчета инструктаж заполнения бланка. Экзаменуемым предоставляется возможность воспользоваться орфографическим словарем.

Свои результаты выпускники смогут узнать в течение недели. В случае неудовлетворительного результата, а также в случае неявки или невозможности дописать сочинение по уважительным причинам, ученики смогут написать сочинение повторно 3 февраля или 4 мая 2016 года.

Итоговое сочинение – это часть аттестации выпускников. Его одиннадцатиклассники традиционно пишут в первую среду декабря. От результатов этого испытания зависит допуск либо недопуск к ЕГЭ по всем предметам. Поэтому переоценить важность сочинения сложно. Рассказываем, на что следует обратить внимание, чтобы выполнить задание успешно.

Направления и темы итогового сочинения

Ежегодно в преддверии нового учебного года объявляют пять направлений для итоговых сочинений. В этом году они такие:

  • «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
  • «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»
  • «Преступление и Наказание — вечная тема»
  • «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»
  • «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»

Каждое направление включает несколько тем. Выглядеть они могут по-разному. Например, как утверждение, с которым нужно согласиться либо опровергнуть его, цитата или вопрос, требующий ответа.

Список тем по каждому из направлений разрабатывает Рособрнадзор. Объявляют их ученикам уже в аудитории непосредственно во время испытания. Выбрать можно из пяти предложенных вариантов.

067f627c2cc3441382755eeab9ecad89

Как проходит итоговое сочинение?

Во-первых, установлен лимит времени – на все про все 3 часа 55 минут. Во-вторых, определён минимум по объёму: 250 слов. Если нижний порог участником не пройден, он получает «незачет». Верхней границы нет — каждый сам решает, насколько объёмным должно быть сочинение.

Оценка

Сочинение оценивают по системе «зачёт/незачёт». В процессе проверки эксперты опираются на пять критериев: соответствие теме, аргументация с привлечением литературного материала, композиция и логика рассуждения, качество письменной речи, грамотность.

Два первых критерия (соответствие теме и аргументация с привлечением литературного материала) обязательны. Если по ним и хотя бы одному из оставшихся ученик получает «зачёт», то в целом сочинение считается успешным.

59ccfeea31d545379d5a18aaea02be22

ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) опубликовал методические рекомендации для проверяющих итоговое сочинение. Вот что написано о каждом из критериев оценки.

Соответствие теме

«Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия».

То есть для положительной оценки сочинения ученик должен писать строго по выбранной теме. Посторонние рассуждения лучше оставить при себе.

Аргументация с привлечением литературного материала

«Участник должен строить рассуждение по теме, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала».

Каждое высказывание должно быть строго подтверждено примерами из произведений. Додумывать образы персонажей нельзя. Субъективное мнение о поступках или мотивах симпатичного вам героя произведения здесь может сыграть с вами злую шутку и привести к незачёту.

Помните, что литературные примеры – это иллюстрация вашего аргумента, а не аргумент. Примеры обязательно должны сопровождаться рассуждениями, в которых вы подчеркнёте связь иллюстрации с выбранной вами темой сочинения.

Композиция и логика рассуждения

«Участник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами».

Текст должен делиться по смыслу на абзацы. Мысль должна излагаться последовательно и логично, а выдвигаемые тезисы должны быть конструктивно доказаны.

Качество письменной речи

«Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов».

Грамотность

Ученик рискует провалить итоговое сочинение, если допустил более 5 ошибок на каждую сотню слов. Но при подсчете ошибок есть нюансы. В некоторых случаях несколько ошибок приравниваются проверяющими к одной. Например:

  • Две негрубые ошибки. К ним относятся написание имен собственных и заглавных/строчных букв, а также дефисное-раздельное написание.
  • Первые три однотипные ошибки (то есть на одно правило русского языка) равны одной. На последующих «тариф» меняется, и каждая ошибка учитывается уже по отдельности.
  • Две и больше ошибок в словарных словах.

Важно! Такие правила подсчета не распространяются на пунктуационные ошибки.

d6678341ac0345eb9a3406863dab4251

Как работать над сочинением?

  • Ознакомьтесь с предложенными темами. Выберите одну и выделите в ней ключевые слова. Можно даже подчеркнуть или обвести их.
  • Продумайте вашу позицию и подберите примеры, которые будут подтверждать ее. Постоянно сверяйтесь с темой и ключевыми словами, чтобы не уйти от них.
  • Если вы выбрали тему-цитату, во вступлении формулируйте главный вопрос, на который будете искать ответ в вашем сочинении.
  • Объясните ключевые понятия по теме и сформулируйте ответ, который будет содержать ваше мнение.
  • Подберите аргументы, которые подтверждают ваше мнение, и к каждому из них сформулируйте выводы.
  • Сделайте общий вывод по предложенной теме на основе того, что вы написали. Вывод логически связан со вступлением. Он как бы «закольцовывает» сочинение и возвращает к поставленному вопросу, на который теперь есть ответ.
  • Проверьте ваше сочинение на наличие ошибок. Обращайте внимание и на возможность фактологических ошибок!
  • Напишите чистовой вариант вашего сочинения.

ФИПИ разработал также рекомендации по композиции итогового сочинения и регламентировал объем каждой составной части:

  • Вступление (2-3 предложения);
  • Комментарий вступления (4–6 предложений).
  • Аргумент из литературы № 1 (100 слов. 6–8 предложений).
  • Аргумент из литературы № 2 (100 слов. 6–8 предложений).
  • Заключение (75 слов. 3–5 предложений).

Что еще поможет успешно написать сочинение?

Чтение

Чем больше литературных произведений вы прочтете, тем легче вам будет подобрать примеры для аргументации. В этом году, к тому же, одно из направлений – «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня». Чем не повод найти то самое произведение, о котором стоит написать, и заодно узнать себя получше?

Читая литературу, анализируйте поступки персонажей и ситуации, в которые они попадают. Обсуждайте прочитанное с семьёй и друзьями.

b93991ab41064e9bad869b2a8b668436

Тренировки

Полезно будет периодически давать себе задание написать сочинение. Попросите друзей или родных придумать для вас интересные темы. Поразмышляйте на них, следуя всем требованиям по написанию итогового сочинения. Таким образом вы научитесь правильно выстраивать ваш текст.

Практика поможет выявить ваши сильные и слабые стороны и покажет, над чем нужно поработать и какие правила, возможно, освежить в памяти. 

8f8d9748d6924d6eb127d205d1266bae

Сайт ФИПИ

Разбор типичных ошибок, методические рекомендации и подробные разъяснения – всё можно найти там. Изучите как можно больше информации об итоговом сочинении, чтобы четко понимать, что вы должны делать.

Забота о себе

Правильный режим дня, здоровое питание и отдых – немаловажный фактор вашего успеха. Не забывайте об этом!

Удачи!

© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

2 декабря все российские выпускники напишут итоговое сочинение, которое впервые было проведено в прошлом учебном году. Это испытание станет не только допуском к сдаче ЕГЭ и получению аттестата, но и важным критерием при поступлении в вуз: в зависимости от института каждый абитуриент сможет получить за него до 10 дополнительных баллов. По словам представителей ФИПИ, цель сочинения — «выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанности, личностной зрелости и умения рассуждать».

Минимальный объем сочинения — 350 слов, время написания — 3 часа 55 минут. В сочинении школьник должен опираться на произведения русской и мировой литературы. Критериев оценки всего пять: соответствие теме, аргументация, привлечение литературного материала, композиция, качество речи, грамотность. Сочинения проверяются Комиссией образовательных организаций или экспертными комиссиями, созданными на муниципальном или региональном уровне. Работы будут оцениваться по системе «зачет/незачет». К сдаче ЕГЭ будут допущены только ученики, получившие «зачет». Однако, несмотря на такую систему оценки, школьникам стоит постараться при написании сочинения: при поступлении в вузы оно может обеспечить им дополнительные баллы (до 10 баллов). Тем не менее, каждому выпускнику стоит узнать заранее, какое максимальное количество баллов за сочинение готов добавить выбранный им вуз. Так, МГУ и ВШЭ обещают оценивать сочинение от 0 до 10 баллов, МГТУ имени Баумана — от 1 до 3, а Физтех — от 1 до 2 баллов. МГИМО же готов учитывать сочинение только как дополнительное преимущество при всех прочих равных преимуществах поступающих.

Тематических направлений сочинений всего пять. ФИПИ обозначает их ключевыми словами: «время», «дом», «любовь», «путь» и «Год литературы». Последнее направление, выбивающееся из общего списка, подразумевает чествование литературы как «величайшего культурного феномена» и обращение к читателям, в жизни которых книги занимают особое место. Не стоит, однако, путать тематические направления с темами сочинений. Последние станут известны школьникам за 15 минут до начала экзамена. ФИПИ уточняет, что темы будут сформированы по часовым поясам.

Что такое декабрьское сочинение в 11 классе

Максим Кронгауз

лингвист, заведующий лабораторией
лингвистической конфликтологии НИУ ВШЭ

Мне кажется, что сегодня достигнуто некое согласие между обществом — родителями и учениками, с одной стороны, и преподавательской структурой, с другой. Сочинения по заранее объявленной тематике — совершенно разумная и правильная вещь. Это говорит о том, что образовательные структуры доверяют ученикам и сотрудничают с ними, предоставляя информацию о направлениях тематики. Единственная претензия, которую можно предъявить, — это претензия к языку формулировок: он слишком официальный и не вполне понятный для школьника. Можно было сделать его чуть более простым. В целом, то, что сейчас делается в школьном образовании, — совершенно разумная и корректная по отношению к ученикам практика. В свое время, в 90-е годы, я боролся с сочинением как с экзаменом. Мне казалось, что содержание сочинения в этом случае абсолютно выхолащивается. Школьники берут стереотипные сочинения, которые публикуются в разных брошюрах (типа «100 лучших сочинений») и стараются написать усредненные тексты. Сегодня же применяется более мягкий подход к оценке, который в большей степени стимулирует самостоятельное мышление. Главное, чтобы мы снова не пришли к тому, когда создаются стереотипы, которые школьники будут выдавать в качестве своих размышлений для того, чтобы просто избавиться от этого экзамена. Мне кажется, современный подход стимулирует школьников действовать самостоятельно, а не обращаться к растиражированным клише.

Что такое декабрьское сочинение в 11 классе

Елена Вигдорова

учитель русской литературы, филолог,
преподаватель русской литературы в Центре довузовского
образования РГГУ, автор книги «Грибоедов в школе»

Обычно я рассказываю ученикам довольно известную байку Сергея Довлатова о том, как профессор Макогоненко, посмотрев темы сочинений для абитуриентов, сказал, что для того, чтобы раскрыть любую из них, ему потребуется три года. Это звучит смешно, но Макогоненко за три года написал бы монографию, а дети за 3-4 часа должны написать сочинение на двух листах А4. На каждую из тем, которые предлагаются школьникам, можно написать монографию, научную статью, диплом, курсовую. И сочинение тоже можно написать по-разному.

Когда Максим Кронгауз говорит, что сейчас они менее формализованы, чем были раньше, это не совсем так. Детям предлагается писать разные сочинения, и когда их к чему-то готовишь (например, к поступлению на филфак), то подразумеваешь эти разные жанры: три типа сочинений для ЕГЭ по литературе, совсем другой тип текста — в ЕГЭ по русскому языку, а есть ведь еще олимпиады. И сочинения, которые предлагается писать детям на ЕГЭ, не просто формализованные: хочется сказать, что они заформализованные. В задании, которое дается на ЕГЭ по русскому языку, приводится статья, и школьники должны написать текст объемом 150-200 слов, не больше (что, может, даже и хорошо). Им нужно сформулировать проблему, позицию автора, указать, согласны ли они с этой позицией, привести два примера (из художественной литературы, а один можно из жизни или даже из кино, указав режиссера). Там 6 или 7 пунктов, которые очень четко сформулированы. В ЕГЭ по литературе в четырех мини-сочинениях должно быть по два тезиса и к каждому из них по два аргумента. Кроме того, есть еще некие ключи, по которым эти сочинения проверяют, и в них указаны примеры, которые желательны. Школьник должен коротко, ясно и, что называется, «без выпендрёжа» ответить на все заданные вопросы. Как только дети начинают писать эти сочинения чуть более свободно, они получают более низкие баллы. Я наблюдала случаи, когда простые и скучные сочинения оценивались высоко (95-98 баллов). В прошлом или позапрошлом году в одном из сочинений ребенок говорил про Набокова — про ту дорожку, которую Мартын видит на картинке. Этой дорожке он посвятил два абзаца, и в результате получил меньше баллов, чем те, кто обошелся без такого изысканного примера.

Конечно, все дети знают, что Достоевский — великий русский писатель, и с Буниным согласиться не осмелились.

Этот же мальчик на олимпиаде «Высшая проба» стал победителем, там это было уместно. «Высшая проба», «Всероссийская олимпиада», «Покори Воробьевы горы», «Ломоносов», «ТурЛом» — каждая олимпиада требует сочинений в разных жанрах и дает детям больше возможностей проявить талант, нестандартность мышления, умение свободно анализировать текст. Однако и здесь можно подойти к проверке слишком формально. Недавно прошел муниципальный тур Всероссийской олимпиады, где было так называемое творческое задание. Там была цитата Бунина, где он довольно нелицеприятно говорит о Достоевском. И дети должны были согласиться с Буниным или не согласиться, привести свои аргументы и ответить на вопрос. В критериях оценки было сказано, что желательно не согласиться. Конечно, все дети знают, что Достоевский — великий русский писатель, и с Буниным согласиться не осмелились. Но вот ребенок, хоть и не поддержал Бунина во всем, но отметил, что тот очень точно определил особенности творчества Достоевского. Казалось бы, интересное соображение, говорит о том, что человек готов мыслить шире, вообще что-то там думает про творчество писателя. Но эта работа была оценена ниже, потому что в ключе было написано, что лучше не согласиться совсем. Кроме того, в этом ключе были указаны писатели, которые также говорили о Достоевском. Среди них были Бахтин, Мережковский, Набоков. Но когда этот же старшеклассник сослался на мнение автора не из списка, тоже вполне известного писателя, этот аргумент не был засчитан.

Само по себе декабрьское сочинение, которое пишут все, а не только дети, выбравшие гуманитарное направление образования, — это очень неплохая идея. Ведь именно сочинение учит детей выражать свои мысли письменно, структурировать их, все это очень важно. Но меня беспокоит ажитация, которая вокруг него происходит. Да, декабрьское сочинение дает, казалось бы, достаточную степень свободы и в выборе тем (их пять), и в выборе произведений. Учителям и детям заранее обозначили направления, по которым будут формулироваться темы, и все они хорошие и интересные. Главный вопрос в том, кто и как будет эти сочинения проверять. Здесь мне хочется вспомнить Фонвизина, у которого Стародум говорит, что, когда крепостной учитель обучает барского ребенка, он может воспитать только раба. Если мы будем проверять эти сочинения с «холопским» взглядом, то и результат будет соответствующим. Я знаю, что, как и в прошлом году, учителям давали указания, как правильно писать это декабрьское сочинение. И потом, они, например, говорили детям: «Когда будете писать, не нужно в одном сочинении рассматривать эпическое произведение и лирическое». А почему? Я не понимаю, почему нельзя писать про роман Толстого «Анна Каренина» и вспоминать при этом стихотворения Тютчева. Декабрьское сочинение — тот самый случай, когда уместная в иных ситуациях некоторая формализация, может только навредить.

Свобода не в том, что дети будут писать что бог на душу положит и добавлять перед этим «мне кажется». Тем более что обычно за этими «я думаю» и «мне кажется» следует новая мысль о том, что «Пушкин — это наше всё». Свобода и самостоятельность мышления проявляются по-другому: когда ребенок не боится приводить самые разные примеры, смело анализирует материал, ссылается на любые произведения и может рассчитывать на то, что проверяющий будет не только смотреть в ключи «холопским» взглядом, но и оценит широту и оригинальность (да и просто наличие) мысли.

Что такое декабрьское сочинение в 11 классе

Мариэтта Чудакова

литературовед, историк, доктор филологических наук,
критик, писатель, общественный деятель

Возвращение жанра сочинений — поддерживаю. Но вчитавшись в то, чем он сегодня обставлен, вынуждена сказать много нелицеприятного. «Тематические направления…» Мне это выражение кажется малоудачным, ну уж ладно. «Совет по вопросам проведения итогового сочинения…» Cамих-то неужели не коробит от бюрократического языка? Опять-таки — ладно… Но следующее слово в той фразе уже недопустимо, — ведь мы школьников учим по-русски писать! «Озвучил открытые тематические направления сочинений…» Вышел на площадь — и громко, через рупор? Думаю, что нет. Поэтому вместо глагола «озвучил» (нет сейчас такого бюрократического текста, где это слово бы не встретилось, чем эта неграмотность так людей покорила?) нужно попросту написать — «объявил». А если уж и правда громко читалось на каком-то собрании, то для этой нужды есть хороший русский глагол «огласил».

Загляните в лучшие словари — там будет ясно сказано, что такое «озвучить»: «записать звуковое сопровождение (фильма) отдельно от съемки» — то есть сделать фильм звуковым. А в «Словаре трудностей русского языка» внятно назван источник этой «приблизительности в выражении мысли, неточности в обозначении тех предметов, действий, о которых идет речь», — конечно же, речь «политиков, парламентариев». Троечники (я троечника за десять минут определю — и, уверяю вас, безошибочно), заполняя телеэкран, вдалбливают всей стране небрежные обороты речи. Так было еще в конце 80-х, когда без бумажки с телеэкрана заговорили люди, привыкшие говорить по бумажке, да еще кем-то отредактированной. Я завела тогда картотеку под названием «Депутатский язык». Те троечники полстраны заставили говорить «более оптимальный», «самый оптимальный»…

Так вот — школьников, разъясняя им про экзамены по русскому языку и литературе, мы должны в обязательном порядке защитить от неграмотных оборотов речи. Ведь если в критерии оценки сочинения включено «качество речи», то взрослые дяди-тети, занимающиеся вроде бы образованием школьника, должны подавать ему пример?

По этой же причине я считаю совершено недопустимым там, где речь идет о русском языке и литературе (хоть это и относится к ЕГЭ, а не к сочинению), внедрение всех этих «демоверсий», «спецификаций», «кодификаторов» и «КИМов». Еще успеют столкнуться с этим волапюком — пусть хотя бы не в школе. Уверена, что ни один чиновник, занятый образованием, меня не поддержит, — а между тем я права.

«Самостоятельной мысли
от тебя не ждут!»

Что до сочинений, то общие темы — вполне удачны. Неудачно их обрамление. Я вообще не понимаю, как можно подсказывать семнадцатилетнему «Цитаты для начала и окончания сочинения». Если он знает общую тему — «Время», почему бы ему самому не поискать? Для моего ума это вкладывание цитат в рот юноши-акселерата, у которого уже усы пробиваются, — непостижимо. Для меня здесь — некий опасный звук камертона: «Самостоятельной мысли от тебя не ждут!» А между тем сегодня возвращать сочинение нужно ради трех, на мой взгляд, целей:

— дать повод припомнить русскую классику;

— проверить (и потренировать) владение родной письменной речью;

— дать проявить самостоятельность мышления — с гарантией, что власть имущие не будут за это преследовать.

Я думаю, что многие старшеклассники в такие гарантии — без специального их подтверждения — не верят. А между тем у нас нет другого случая что-то противопоставить сентенциям, которые они часто (если не ежедневно) слышат в родительском доме: «От нас ничего не зависит…», «И ты на его месте делал бы то же самое…» и т. д.

Сочинение — это, если хотите, единственный момент в уходящей школьной жизни подростка, когда мы еще можем попробовать повлиять на него, остановить то растление, которому он ежедневно подвергается, наблюдая безнаказанность коррупции и проч. Не говорю уже о том, когда я буквально глазам своим не поверила, увидев раздел «Фразы для построения сочинения». Хотелось громко закричать: вы что, с ума сошли, дяди и тети!

Что касается афоризмов умных людей — они свалены в кучу, нередко выдернуты из контекста, и слова Черчилля звучат так, что ими может оперировать активный сталинист, а есть и сложные не по возрасту, глубоко философские фрагменты, тогда как именно в сегодняшней России надо учить юных не философствованию, а самостоянию — самой трудной задаче. Я бы оставила из каскада мудростей только Сантаяну и Дарвина и добавила бы Коржавина, дав длинную цитату, чтобы она хотя бы напоследок вошла в юные головы, как входила когда-то в наши:

Время?
Время дано.
Это не подлежит обсужденью.
Подлежишь обсуждению ты,
разместившийся в нем.
Ты не верь, что грядущее вскрикнет,
всплеснувши руками:
«Вон какой тогда жил,
да, бедняга, от века зачах».
Нету легких времен.
И в людскую врезается память
Только тот,
кто пронес эту тяжесть
на смертных плечах.

Что такое декабрьское сочинение в 11 классе

Елена Нечаева

учитель русского языка и литературы

Сейчас любые школьные нововведения вызывают в обществе бурю эмоций. Как правило, отрицательных. Вот и возвращенное в школьную экзаменационную практику сочинение было встречено без энтузиазма. Не буду говорить о высших сферах: попробую рассказать о своей реакции на это событие, реакции обычного учителя совершенно обычной школы.

Начало моей учительской карьеры пришлось на середину 90-х (как потом выяснилось, достаточно чудесное время для школы). Сочинение в 11 классе писали все. Это была данность. Оставалось только одно — готовиться и готовить. Причем с 5 класса. У традиционного сочинения было немало недостатков (размытые критерии оценки, излишняя академичность, требование единой точки зрения). А чего стоили медальные сочинения! Но отдадим должное: все писали, лучше, хуже, но писали.

Кстати, всем умирающим от перегрузки и несправедливости хочу напомнить: со временем сочинение исчезло только из экзаменационной практики, но никоим образом не оставило школьные будни. Не скажу за современную начальную школу, но уже в 5 классе ученикам предлагается написать несколько сочинений-описаний картины, сочинения-описания внешности и характера и т.п. В дальнейшем диапазон сочинений только расширяется: это и традиционные «Как я провел…», и сочинения-рассуждения, постепенно к сочинениям по русскому языку добавляются и работы по литературе. Каждый учитель, открывая свое поурочное планирование, найдет там немало подобных работ. Они бывают не только контрольными (написанными учениками самостоятельно, без помощи педагога, их-то как раз в течение года немного — обычно пара-тройка), но и самое главное — обучающими. В школьной практике обычно на это мероприятие отводится два урока: на одном учитель (в зависимости от целей, задач, уровня подготовки своих воспитанников) обучает написанию сочинения, на втором — учащиеся творят сами. Как правило, существует еще и урок анализа допущенных ошибок. Это значит только одно: в течение 7 лет (без учета начальной школы) мы на уроках с завидной регулярностью учим писать сочинения. Неужели все эти годы работы не позволят нашим ученикам написать сочинение в середине 11 класса? Тогда это очень грустная история. И дело не только не в читающих детях, дело еще и нашем профессионализме.

Причем требования к нынешней работе представляются весьма мягкими (объем от 350 слов, пять критериев оценки, для положительного результата достаточно получить зачет по трем из них, зачетная система). Темы, предлагаемые выпускникам, тоже являются достаточно интересными. Выбор литературного произведения совершенно свободный, он не ограничен школьным курсом.

Почему же вновь введенное сочинение вызывает такую бурю отрицательных эмоций? Думаю, дело в следующем:

  1. Перегрузка учителя-словесника, который готовит весь класс к сдаче экзамена по русскому языку, во-первых, и некоторых учащихся к сдаче экзамена по литературе, во-вторых.
  2. Уход сочинения как вида работы на периферию нашей деятельности. В основном отрабатывается навык написания сочинения-рассуждения, что требуется при сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Написание сочинения требует системной подготовки течение многих лет.
  3. Излишняя клишированность сочинения-рассуждения в ЕГЭ по русскому языку. В данном случае несоблюдение правил чревато потерей баллов, поэтому обучение идет по жесткой схеме. Эту же схему ребята переносят и на любое другое сочинение.

Что же нам остается делать? Остается только одно: готовиться и готовить. Обсуждать в наших профессиональных сообществах изменения, искать пути совершенствования экзаменационных материалов. Но как бы нам ни было тяжело, наш ученик должен заканчивать школу умеющим строить связные высказывания. Ведь если мы его не научили…

  • Что такое деньги сочинение
  • Что такое добро 3 класс рассказ по литературе
  • Что такое гражданская война интервенция народное ополчение используя эти термины составьте рассказ
  • Что такое гребелька в сказке коза дереза
  • Что такое гурт в рассказе бежин луг ответ