Что такое царские палаты в сказке о рыбаке и рыбке 2 класс

1 lt;h2gt;2 класс сказка о рыбаке и рыбке. какие ответы на вопросы по литературному чтению?lt;/h2gt; 1 рассмотри иллюстрации. определи последовательность

Что такое царские палаты в сказке о рыбаке и рыбке 2 класс


1

<h2>2 класс «Сказка о рыбаке и рыбке». Какие ответы на вопросы по литературному чтению?</h2>

1 Рассмотри иллюстрации. Определи последовательность событий. Поставь нужные номера

"Сказка о рыбаке и рыбке" Ответы на вопросы по литературному чтению 2 класс рабочая тетрадь Бойкина

2 Каких эпизодов не хватает? Запиши всё в нужном порядке

3 Придумай рассказ на тему «Остаться у разбитого корыта»

4 Вспомни, как обычно заканчиваются народные сказки. Сравни их со сказками А.С. Пушкина. Сделай самостоятельно вывод, используя опорные слова:

Добро побеждает зло, и я там был, мёд, пиво пил, так и повелось с тех пор, стали жить-поживать да добра наживать, честным пирком да за свадебку.

Ответы на вопросы рабочей тетради литературное чтение Бойкина, Виноградская 2 класс. А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке» стр. 36 — 37

10 ответов:

Что такое царские палаты в сказке о рыбаке и рыбке 2 класс



8



0

1 Определяем последовательность предложенных в задании иллюстраций:

Под номером один выбираем картинку, где рыбак поймал в сети рыбку. Под вторым номером выбираем картинку, где золотая рыбка и рыбак разговаривают. Третьему номеру соответствует картинка со старухой в царской одежде. Четвёртый номер ставим под картинкой со бушующим штормом на море.

Краткая запись с нумерацией картинок будет выглядеть так:

Что такое царские палаты в сказке о рыбаке и рыбке 2 класс

Ещё смотрите нумерацию непосредственно на картинках в кружочках где цифры написаны красным цветом.

Что такое царские палаты в сказке о рыбаке и рыбке 2 класс

2 Вспомним другие эпизоды сказки которые не показаны картинками и запишем эти эпизоды. Эпизоды из первого пунка выделены жирным шрифтом, чтобы не путать с новыми эпизодами:

Что такое царские палаты в сказке о рыбаке и рыбке 2 класс

3 Придумаем рассказ о разбитом корыте:

Что такое царские палаты в сказке о рыбаке и рыбке 2 класс

4 Сделаем сравнение по народным сказкам и сказкам Пушкина

Что такое царские палаты в сказке о рыбаке и рыбке 2 класс

Что такое царские палаты в сказке о рыбаке и рыбке 2 класс



3



0

Отвечаем на вопросы к сказке Пушкина «Сказке о рыбаке и рыбке».

Правильно расставить картинки нужно так.

Что такое царские палаты в сказке о рыбаке и рыбке 2 класс

Первой картинкой должна следовать иллюстрация к сказке, когда старик закидывает невод в море.

Затем, старик общается с золотой рыбкой. Эта картинка под номером 2.

На третьей картинке изображена старуха царицей.

Четвертая картинка с бушующим морем. Старик забросил невод в последний раз в море. Взбунтовалось морская пучина.

<hr />

Хронология в сказке такова:

Что такое царские палаты в сказке о рыбаке и рыбке 2 класс

<hr />

Рассказ на тему «Остаться у разбитого корыта».

Жила-была девочка Оля. Была она очень требовательной и капризной, её всегда что-то не устраивало. Девочка была очень капризной. Мама старалась угодить девочке, постоянно исполняла её желания. Только Оле все было не по душе, она говорила, что теперь она этого уже не хочет, подавай ей что-то другое.

Устала мама плясать под Олину дудку и решила она, что теперь для того, чтобы Оля что-то получила, она должна это заслужить.

С тех пор мама Олю больше не баловала.

<hr />

Сказки очень часто заканчиваются словами

sRSABSObu1g9Pz2eZPhmyj2kCf9LnU.png

Но, в сказке «Сказка о рыбаке и рыбке» таких слов нет, автор не применил их, так сказка поучительная.

Сказка не содержит таких слов, ведь конец у нее для старухи не счастливый. Концовка в этой сказке поучительная.

У Пушкина есть другие сказки, которые заканчиваются такими фразами.

Что такое царские палаты в сказке о рыбаке и рыбке 2 класс

Что такое царские палаты в сказке о рыбаке и рыбке 2 класс



2



0

Ответим на вопросы по «Сказке о рыбаке и рыбке» Пушкина в рабочей тетради.

Рассмотрим картинки. На первой мы видим бурное море, это эпизод, когда старик отправился к рыбке в последний раз. Рядом картинка на которой старик забрасывает невод — это первый эпизод сказки. В нижнем ряду мы видим старуху в образе царицы, здесь он будет обозначен номером 3. И последняя картинка — разговор старика с пойманной золотой рыбкой, номер 2.

Расставим номера эпизодов на картинках:

Что такое царские палаты в сказке о рыбаке и рыбке 2 класс

Не хватает следующих эпизодов: Старуха получает новое корыто. Старуха получает новую избу. Старуха становится столбовой дворянкой.

Придумаем рассказ на тему «Остаться у разбитого корыта»

Получил Вася пятерку в школе и попросил маму подарить ему телефон. Купила мама ему телефон. На следующий день получил Вася еще пятерку и попросил папу купить ему компьютер. купил папа ему компьютер. А Вася весь день проиграл в компьютер и не сделал уроки. А потому получил на следующий день четыре двойки. И отобрали у него мама с папой телефон и компьютер, пока он двойки не исправит.

<hr />

Народные сказки обычно заканчиваются концовкой, особыми словами, которые подчеркивают благополучный финал сказки. Сказка Пушкина заканчивается несчастливым финалом, а потому обычные фразы вроде «Стали жить-поживать» здесь не годятся.

Что такое царские палаты в сказке о рыбаке и рыбке 2 класс



2



0

Ответим на вопросы:

  1. Расставить картинки нужно в таком порядке. Сначала старик закинул невод. Далее вытянул золотую рыбку. Далее у на старуха царица. И последняя картинка — бушующее море.

Что такое царские палаты в сказке о рыбаке и рыбке 2 класс

  1. Не хватает таких эпизодов: старуха с новым корытом, у старухи новая изба, старуха столбовая дворянка.
  2. Придумаем такую историю: жила одна девочка. Ее родители часто баловали, покупали новые вещи, игрушки и сладости. Но она ни с кем не делилась, а наоборот хвасталась перед своими подружками своими обновками и сладостями. А когда дети просили, чтобы она их угостила, девочка отвечала так: «Пускай вам ваши родители купят». Вскоре с девочкой никто не захотел дружить, она переживала, но все равно ничем не делилась. А потом родители девочки потеряли работу, они стали хуже жить. Обновок больше не было и хвастаться не было чем. Так и осталась девочка у разбитого корыта: ни друзей, ни обновок.
  3. К этой сказке не подходят данные опорные слова, поскольку все заканчивается печально.

Что такое царские палаты в сказке о рыбаке и рыбке 2 класс



2



0

Ответим на вопрос 1:

Что такое царские палаты в сказке о рыбаке и рыбке 2 класс

Ответим на вопрос 2:

Нужно дополнить такие эпизоды: У старухи новое корыто. У старухи есть новая изба. Старуха превратилась в столбовую дворянку.

Ответим на вопрос 3:

История о том, как Петя остался у разбитого корыта.

Петя учился неважно, но был веселым и сообразительным мальчиком, только вот свою сообразительность он направлял не туда куда нужно.

Однажды его одноклассник Степан принес в школу красивую авторучку. Пете авторучка понравилась и он предложил поменяться на мячик. Ребята поменялись.

Потом Пете Миша предложил выменять ручку на фантик. Петя согласился, фантик был красивым. Петя уже придумал, как предложит этот фантик Маше и попросит взамен, чтобы она написала за него сочинение.

Пришел домой, довольный своим приобретением и положил фантик на стол. Пошел обедать, а в это время котенок прыгнул на стол и разорвал фантик в клочья.

Остался Петя у разбитого корыта, а сочинение пришлось писать самому.

Ответ на вопрос 4: опорные слова не подходят к нашей сказке.

Что такое царские палаты в сказке о рыбаке и рыбке 2 класс



2



0

  1. Смотря на картинки, вспоминаешь сказку.

Пришел старик к морю, запустил невод. Картинка под номером один.

Поймал рыбку, и заговорила рыбка человеческим голосом – 2.

Стала старуха царицею, это видим на третьей картинке.

Разгневалось море. Бушует и шумит. Четвертая картинка.

Что такое царские палаты в сказке о рыбаке и рыбке 2 класс

*

Какие картинки еще можно дополнить: у старухи старое корыто, затем новое. Вначале за спиной у старухи покосившаяся изба. Затем картинка с новой избой. Старуха в костюме столбовой дворянки.

*

Жила была девочка Соня.

Любила она играть на площадке. Но вот делиться с другими детьми игрушками не любила.

Вот пришла она однажды на площадку.

Начал играть с Катей, но игрушек ей своих не дала. Поругалась и пошла на качели кататься. А там маленькая Иринка качалась. Прогнала она Иринку. Та расплакалась и ушла домой.

Соне стало скучно и она пошла на горку покататься, но и там со всеми поругалась.

Договорились дети, и не стали с ней дружить и играть.

Вот и осталась она, как старуха у разбитого корыта.

*

Из опорных слов можно было бы использовать только слова:

так и повелось с тех пор, и продолжить: кто многого запросит тот ни с чем останется. Но это уже из другой сказки. У Пушкина так сказки не заканчивались.

Что такое царские палаты в сказке о рыбаке и рыбке 2 класс



1



0

1.) Сначала давайте расставим правильно картинки, вернее, напишем цифры на них, означающие последовательность событий. Сначала старик закидывает, как мы помним, невод (рисунок с цифрой 1), затем разговаривает с Золотой рыбкой (рисунок с цифрой 2). После этого старуха начинает требовать все больших почестей и благ, и договаривается до того, чтобы стать царицей (рисунок с цифрой 3). А уже потом море становится бурным (на море черная буря), и туда уплывает разгневанная Золотая Рыбка (рисунок, на котором мы ставим цифру 4).

Что такое царские палаты в сказке о рыбаке и рыбке 2 класс

2.) Пропущено немало эпизодов, сначала старуха просит попросить у рыбки корыто новое, потом новую избу, а потом хочет, чтобы рыбка сделала ее столбовой дворянкой. После того, как рыбка сделала старуху Царицей, старухе даже этого мало, и она хочет стать Владычицей Морскою.

3.) Рассказ на тему разбитого корыта я написала в ответе на другой вопрос нашего сайта, вот здесь, но и в этом ответе я тоже приведу его в форме цитаты:

DfZzoxuz3zgaow1GdF9lU2JdJJSwZPoJ.png

4.) Опорные слова, приведенные в вопросе нам не подходят, потому что данная сказка заканчивается не как обычно заканчиваются сказки, она заканчивается невесело, старуха остается ни с чем, у разбитого корыта.

Что такое царские палаты в сказке о рыбаке и рыбке 2 класс



1



0

Первой картинкой будет, как старик закинул невод. Второй — поймал старик золотую рыбку.

Третьей — старуха стала царицей. Четвертый — бурное море, когда старик последний раз пришел.

Не хватает следующих эпизодов:

Старик отпускает рыбку. Старуха просит новое корыто. Старик идет к морю и просит корыто для старухи. У старухи новая изба. Старуха — вольная царица. Старуха требует сделать себя владычицей морскою.

Рассказ на тему «остаться у разбитого корыта» можно прочитать тут

9mEQ6Hp5M2Gb0kYLXAcc8WzQwQgd13.png

Что такое царские палаты в сказке о рыбаке и рыбке 2 класс

Ни одно из опорных слов не подходит к нашей «Сказке о рыбаке и рыбке».

Что такое царские палаты в сказке о рыбаке и рыбке 2 класс



1



0

На первый ответ последовательность картинок следующая:

Что такое царские палаты в сказке о рыбаке и рыбке 2 класс

2) Я бы включила следующие эпизоды:

  1. Старик закидывает невод.
  2. Старик поймал золотую рыбку — есть.
  3. Старик просит первое желание у золотой рыбки — есть
  4. Бабка с новым корытом.
  5. Бабка и рядом терем.
  6. Старуха стала столбовою дворянкой
  7. Старуха стала царицей — есть.
  8. Старик просит, чтобы старуха стала владычицой морской.
  9. Уплыла рыбка — есть
  10. Старуха и старое корыто.

3) Я придумала такой рассказ:

Была у Светы игрушка, которую ей подарили на день рождения. Очень берегла девочка свою игрушку, прятала ее от подруг, играла только дома. Света и не заметила, как перестала ходить с подругами гулять, все сидела и играла своей игрушкой.

А когда девочки приходили к ней в гости, Света придумывала разные истории, чтобы не пускать их к себе.

Однажды игрушка Светы сломалась. Она не стала так радовать девочку и та решила вернуться к подругам. Но когда Света нашла своих подруг, она увидела, что с ними уже играет Таня из соседнего подъезда. Так и осталась Света одна, без подруг и без игрушки.

4) В народных сказках присутствует концовка. В сказке Пушкина о рыбаке и рыбке эти сказки не подходят, так как сказка поучительная.

Что такое царские палаты в сказке о рыбаке и рыбке 2 класс



1



0

Для начала определим последовательность картинок:

Что такое царские палаты в сказке о рыбаке и рыбке 2 класс

Эпизоды из сказки, которые не были включены: старуха с новым корытом, новая изба со светелкой, старуха, стоящая на крыльце роскошного терема. И самый последний, где старуха остается с разбитым корытом.

Все эпизоды можно записать в той последовательности, в которой развивались события в сказке.

  1. Старик закидывает невод в море.
  2. Старик ловит золотую рыбку.
  3. Старуха с новым отличным корытом.
  4. Изба перед стариком.
  5. Новый терем, на крыльце гордая старуха.
  6. Жадная старуха становится царицей.
  7. Буря бушует на море.
  8. Старуха остается только с разбитым корытом.

Можно придумать рассказ на тему «Остаться у разбитого корыта».

Жили брат и сестра. Девочку звали Маша, а мальчика Антон. Они любили гулять на улице с друзьями. Мама и папа часто баловали своих любимых детей и покупали им сладости. Антон всегда делился сладостями с ребятами во дворе, а Маша совсем не хотела делиться. Когда получала подарки от родителей, уходила в свою комнату и ела все в одиночку. Однажды ребята решили устроить праздник. Они пригласили Антона, когда он вышел на улицу и стал делиться с ними конфетами. А Маша в это время сидела дома, ее не пригласили. Антон пошел на праздник, там было много веселых игр и вкусных угощений. А Маша так и просидела весь день дома одна. Потом она поняла, что осталась у разбитого корыта без друзей и угощений. С тех пор она стала всегда делиться с другими.

Многие сказки заканчиваются такими словами:

CHwUKm5lY2AKsqPyYqXJh9f4YKOLY3.png

Почему же эта сказка заканчивается иначе? Она очень поучительная и содержит важный урок. Но концовку сказки нельзя назвать счастливой и радостной. Старуха остается ни с чем из-за своей жадности. Она остается только с разбитым корытом. Из этого можно многому научиться. Во многих других сказках конец счастливый.

Читайте также

Что такое царские палаты в сказке о рыбаке и рыбке 2 класс

Золотая рыбка — главный герой сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке». Это волшебный персонаж, который может выполнять практически любые желания.

Совершенно случайно она попалась в сети к старику и тот по доброте отпустил рыбку, не взяв за нее никакого выкупа.

Совсем иначе повела себя старуха, и золотая рыбка долго и терпеливо выполняла ее капризы. Когда же запросы старухи перешли все границы, золотая рыбка рассердилась и наказала ее.

Мне кажется, что Золотую рыбку можно назвать Благодарной и Справедливой. А вот насчет Доброй не знаю. Все что она сделала доброго, она делала из благодарности, не по собственной доброте и инициативе, а только после просьбы. Поэтому нельзя уверенно утверждать, что Золотая рыбка была доброй.

Что такое царские палаты в сказке о рыбаке и рыбке 2 класс

В «Сказке о рыбаке и рыбки» Пушкин показывает как излишняя жадность одного человека может лишить его всего, что он мог получить.

Золотая рыбка из сказки была выпущена стариком обратно в мор и в благодарность хотела сделать для старика что-то полезное. Однако старуха была недовольна всем, что только не давала ей рыбка. И под конец пожелала стать владычицей морской, а этого уже рыбка стерпеть не смогла и остались старик ос старухой снова у разбитого корыта.

Мораль или основная мысль сказки в том, что любая благодарность имеет свои пределы и не следует ею злоупотреблять.

Эту мораль можно соотнести с пословицей:

n2J3ID432eLAxyqoqrORCOCVihjK0GH.png

Из этой сказки часто употребляются два выражения:

QwFCjGRfQJ7z1PyPVyBLKDwhL37rLnj.png

Что такое царские палаты в сказке о рыбаке и рыбке 2 класс

В сказке «О рыбаке и рыбке» Пушкин выводит два образа главных героев — это Старик и его Старуха.

Старик показан очень спокойным, добрым и бескорыстным. Он не стал ничего просить для себя у Золотой рыбки, просто отпустил ее.

dxj9eqldqk1O3IqVMPvUjCGxHAQ6yN.png

Старик стремится во всем угодит старухе и даже боится ее, он робкий , не способный отстаивать свое мнения, да и вообще кажется не имеющий своего мнения, рохля.

QbWJIupcRssQJ3HP5bJBRBFvJ4cfhuvD.png

Старуха напротив показана властной женщиной и при этом очень жадной. Как только она начинает получать дары Золотой рыбки, эта жадность в ней просыпается и она требует все большего и большего. При этом начинает вовсю гнобить старика, а как она обращается со слугами — она еще и жестокая.

YKkHALaS9pAG3uwpz5rQ2L112Au0T0.png

Что такое царские палаты в сказке о рыбаке и рыбке 2 класс

Я люблю небылицы — всегда их весело читать. Само слово, на мой взгляд, происходит от словосочетания «не было», т.е. в небылице рассказывается о том, чего на самом деле не происходило.

Небылица как разновидность устного народного творчества немного кажется похожей на сказку ( в ней тоже много волшебного, того, чего не бывает на самом деле), но отличается от нее абсурдностью и бессмысленностью. В сказке есть логика, воспитательный момент, сказка учит чему-то, воспитывает какие-то качества — все это на фоне сверхъестественных событий и персонажей. А небылица скорее носит увеселительный характер, нет в ней ничего прям обучающего.

Стих Энтина — это явная небылица.

VwBLV2LbDZkcyXXKY0XXJPYLZPx3nl.png

говорящих котов не бывает.

lhXBMOMPFOIpfNEwe2x8rJz1UbDh9c27.png

мало того, что коты не поют так еще 33 часа подряд не может петь даже человек.

l6NC91mGW4oR9VokcmNbzfgP4vv8RE.png

Марсиане теоретически могут прилететь на Землю, но это лишь в будущем, а не в прошлом и уж тем более не станут звонить по телефону.

ck4JiBJvoPX6Z2zY45m4jwrZ8efAyPzR.png

Здесь вроде и небылица, но как раз эта часть про съемки в фильме хоть могла бы быть реальностью. Автор небылицы Юрий Энтин написал много песен к мультикам и фильмам и много сценариев, так что он и правда мог быт занят на киностудии. Кстати, «Крылатые качели» — это его текст песни.

nToaZs1fObOnK9CLNHAhqBr7lbw85vzM.png

А вот аппарат для сбора клюквы Юрий Энтин точно не изобретал. Ровно как и не мог он сидеть на краю неба. В этом стихотворении множество указаний на то, что это небылица. А вот и сам автор.

Что такое царские палаты в сказке о рыбаке и рыбке 2 класс

Что такое царские палаты в сказке о рыбаке и рыбке 2 класс

Проект «Детский журнал Мурзилка».

Я очень люблю читать журнал «Мурзилка», потому что он интересный и познавательный, у него яркая запоминающаяся обложка и необычный герой:

Что такое царские палаты в сказке о рыбаке и рыбке 2 класс

Трудно поверить, но этому детскому журналу скоро будет уже 100 лет, потому что он издается с 1924 года. Вот как выглядели первые страницы журнала:

Что такое царские палаты в сказке о рыбаке и рыбке 2 класс

Мурзилку придумал и нарисовал Аминадав Каневский в 1937 году.

<hr />

Журнал «Мурзилка» будет интересен для детей от 6 до 12 лет. В нем печатается много стихов и рассказов для детей, а также познавательные статьи из разных областей. В самом начале журнала можно найти основные рубрики и содержание:

Что такое царские палаты в сказке о рыбаке и рыбке 2 класс

Вот какие мне понравились больше всего:

Что такое царские палаты в сказке о рыбаке и рыбке 2 класс

Рубрика «Красна книга» — моя самая любимая, в не рассказывается о редких растениях и животных.

Что такое царские палаты в сказке о рыбаке и рыбке 2 класс

Что такое царские палаты в сказке о рыбаке и рыбке 2 класс

Кроме того, мне нравится читать стихи, они вызывают у меня улыбку.

Что такое царские палаты в сказке о рыбаке и рыбке 2 класс

Всем мальчикам и девочкам советую читать журнал «Мурзилка». Из него вы узнаете обязательно что-то новое.

Тема урока: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: знакомство со сказками А.С. Пушкина, изучение произведения «Сказка о рыбаке и рыбке».

Задачи урока:

Образовательные: учить детей внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы по содержанию произведения, называть отдельные фразы и слова из текста, описывать характеристику героев и мотивы их поступков.

Воспитательные: воспитание чувства любви к творчеству А.С. Пушкина, создать условия для воспитания непримиримого отношения к корысти, жадности, хитрости.

Развивающие: развить навыки выразительного чтения, устную речь, память мыслительные навыки, воображение, умение анализировать произведение, обогатить словарный запас.

Формы работы, используемые на уроке: фронтальная, в парах.

Оборудование: учебник, карточки с заданиями, карандаши/фломастеры, конверт.

Ресурсы: учебник «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова 2 класс 1 часть (стр.100-101)

Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте, меня зовут Елена Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Давайте проверим, все ли необходимое есть у вас на партах! Нам понадобится учебник. Итак, начнем наш урок.

2. Актуализация знаний

Цель: проверить усвоение материала предыдущего урока.

— На прошлом уроке вы познакомились с биографией и творчеством великого русского писателя и поэта Александра Сергеевича Пушкина. Давайте вспомним некоторые факты из его биографии:

1) Где родился А.С. Пушкин? (Москва), в каком году? (1799)

2) Кто ему рассказывал сказки в детстве? (Няня Арина Родионовна)

3) Любимое время года поэта? (Осень)

4) Какое первое слово в названиях всех сказок Пушкина? (Сказка)

5) Скажите, любите ли вы читать сказки? Почему? (Сказки любят читать дети и взрослые, в сказках есть волшебные герои, сказки учат мудрости, всегда добро побеждает зло)

5) Какие сказки А.С.Пушкина вам известны? (“Сказка о попе и работнике Балде”, “Сказка о золотом петушке”, “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”, “Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне…”, “Сказка о рыбаке и рыбке”)

6) Сколько их? (5)

7) Назовите сказку Пушкина, в которой он не дал имен своим главным героям. (“Сказка о рыбаке и рыбке” – старик и старуха.)

3. Вступительная беседа

Цель: подвести детей к формулированию темы урока

В мире много сказок —

грустных и смешных.

И прожить на свете

нам нельзя без них.

В сказке может всё случиться.

Наша сказка впереди.

Сказка в двери к нам стучится,

Скажем сказке: «Заходи!»

Сегодня мы будем работать с одной из сказок Пушкина. Угадайте, как она называется?

Он в землянке жил тридцать три года,

И рыбачить ходил в любую погоду.

Да бранила его жена-старуха открыто

За разбитое, негодное корыто.

Он с владычицей морскою вёл беседу,

И исполнила она три желания деда.

А когда рассердилась, взбунтовалась —

Море синее почернело, взволновалось.

Назови мне скорей с улыбкой!

— Это сказка о … .

(Рыбаке и рыбке)

4. Словарная работа

Цель: расширить словарный запас детей, разъяснить значение устаревших слов.

Давайте посмотрим, знаете ли вы значения этих слов:

  • ветхая землянка- старый дом, вырытый в земле;

  • корыто – большой продолговатый сосуд для стирки белья;

  • невод – большая рыболовная сеть;

  • кликать – звать;

  • тина – скопление водорослей в воде;

  • откуп – плата;

  • корысть — выгода, польза;

  • бранится – ругается;

  • чупрун – чуб;

  • душегрейка – верхняя женская одежда;

  • простофиля — глупый, несообразительный человек;

  • пуще- больше.

5. Первичное восприятие текста

Цель: познакомить с сюжетом и героями произведения.

Откройте учебник на странице 30. Я буду читать текст, а ваша задача- внимательно слушать. (учитель читает 1 часть сказки). Итак, ребята, ответьте мне на вопросы:

  1. -Где жили старик со старухой? (в землянке)

  2. -Чем занимался старик? (ловил неводом рыбу)

  3. — Что делала старуха? (пряла пряжу)

  4. — Сколько лет жил старик со старухой? (33 года)

  5. — Сколько раз закидывал старик невод в море? (3 раза)

  6. — Что происходило каждый раз? (не мог поймать рыбу)

  7. — Почему старик отпустил рыбку? (ему стало жалко рыбку)

Как вы думаете, что произошло дальше? (ответы детей)

Давайте продолжим читать и узнаем, оправдались ли ваши предположения!

(Продолжение чтения текста (части 2-7) учениками (по выбору учителя)).

6. Физкультминутка

Цель: обеспечить физическую и эмоциональную разгрузку

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова. (Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)

7. Вторичное восприятие текста

Цель: ознакомление с сюжетом и героями произведения.

А вот следующие части сказки мы прочитаем по ролям (Ч. 8-11). Давайте определимся, какая роль кому достанется! Выбираются дети для чтения по ролям, а все остальные следят по тексту.

8. Проверка

Цель: провести анализ прочитанного с целью проверки усвоения материала.

А сейчас проверим, внимательно ли вы слушали сказку.

Расскажите, в каком порядке старуха высказывала свои желания:

  1. Попросила избу.

  2. Захотела быть владычицей морскою.

  3. Попросила корыто.

  4. Желает быть столбовой дворянкой.

  5. Хочет быть царицей.

— Какой старик по характеру? (Мягкий, добрый, податливый, безответный, безвольный, смиренный, вежливый, трусливый.)

— Какой представляете рыбку?

— Почему рыбка выполняла все просьбы старика?

— Как меняется море в ходе сказки? (Море слегка разыгралось; помутилось синее море; неспокойное синее море; почернело синее море; на море черная буря.)

— Как была наказана старуха за свою жадность? (Она опять осталась у разбитого корыта, в своей ветхой землянке. Кстати сказать, выражение «остаться у разбитого корыта» до сих пор употребляется в речи.)

— Что оно означает? (Остаться ни с чем, потерять всё, что имел.)

— Почему же был наказан и старик, ведь он обладал мягким, податливым, добрым характером?

— Случается ли такое в жизни? (В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой характер, настойчивость, твёрдо сказать — нет. Например, если окружающие или знакомые просят тебя сделать то, что, по твоему мнению, является плохим поступком).

9. Итог урока

Цель: зафиксировать новое содержание урока.

  1. Кто автор произведения, которое мы прочитали на уроке? (А.С. Пушкин)

  2. Почему это произведение сказка? (Есть волшебство, золотая рыбка разговаривает, выполняет желания старухи)

  3. Понравилась ли вам сказка?

  4. Какая часть сказки показалась вам самой интересной?

  5. Как можно было по-другому назвать эту сказку? (Морская сказка, Золотая рыбка, Три желания)

  6. Чему нас научила эта сказка?

  7. Как могли бы развиваться события дальше? (предположения детей)

Если вам сегодня было интересно на уроке- хлопните в ладоши.

10. Творческая работа

Цель: развитие творческих способностей.

Задание 1. Восстанови цепочку:

1696971 1

Задание 2.

Задание. К каким персонажам сказки подходит каждая из пословиц? (Покажи с помощью стрелок) Выучи наизусть 2 пословицы.

СТАРИК СТАРУХА

Много хочешь, да мало получишь.

Не умел характер проявить, тебе и битому быть.

Ненасытному всё мало.

Кто жадный бывает, тот всё потеряет.

Кто не умеет за себя постоять, того все обижают.

Много желать – добра не видать.

Много захочешь – последнее потеряешь.

Жадность всякому горю начало.

Задание 3.

Помните в начале урока я вам говорила о сюрпризе от одного из наших главных героев. Так вот какой сюрприз вам приготовила золотая рыбка

— А вы бы выпустили рыбку или загадали желание?

-Как вы думаете, любое ли желание может исполнить золотая рыбка?

— Ребята, у каждого из вас на парте лежит картинка с изображением золотой рыбки я предлагаю вам на обратной стороне написать ваше желание.

(все желания кладутся в конверт и передаются золотой рыбке).

11. Домашнее задание

Ответить на вопросы к сказке в учебнике. По желанию к любому отрывку из сказки нарисовать рисунок.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • Анализ сказки Пушкина О рыбаке и рыбке

В произведении Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» рассказывается о том, что упорный труд и благородные поступки всегда могут вознаграждаться. А жадность и эгоизм – заслуживают наказания.

Старик много лет зарабатывал на жизнь тем что ловил рыбу неводом. Старуха пряжу пряла и их вполне устраивала такая жизнь. Но однажды старик поймал говорящую золотую рыбку. Рыбка стала умолять рыбака отпустить ее обратно в море пообещав выполнить любое желание. Он послушал просьбу рыбки и отпустил ее обратно в море без всяких пожеланий.

Дома он рассказал о рыбке своей жене. Старухе, которой приелась нищета, не понравился его поступок, и она заставила деда вернутся к рыбке и попросить вначале просто новое корыто. Но ее жадность становилась все больше и больше. После корыта она захотела новую избу. Видя, что все ее желания легко исполняются, потребовала стать столбовой дворянкой, вольной царицей и потом владычицей, у которой золотая рыбка будет в слугах. Старуха после каждого исполненного желания становилась все более злой и привередливой. Она кричала на мужа требуя каждый раз бежать к рыбке за новым желанием. Унижала его тем что считала его недостойным ее, когда получала что все желала. Рыбка выполняла все пожелания злой старухи, жалея доброго старика.

Даже природа реагирует на настроение героев. Море тоже начинало штормить от ненасытных желаний жестокой женщины. Но рыбка рассердилась на последнее желание старухи и вернула все в то же состояние что и раньше. Остались старик ос старухой у разбитого корыта и в старой избе. Если бы не была старуха такой жестокой и жадной, то могла бы прожить со стариком еще много-много лет, но уже в богатстве. Рыбка показала, что нельзя быть чересчур ненасытным. Во всем нужно знать меру и быть благодарным за то, что получаешь от жизни в качестве подарка. Жить нужно на то что заработано честным трудом и соответственно образу жизни.

В этой детской сказке показано что нужно уметь ценить то, чем обладаешь и требовать в подарок то чего не заслуживаешь. А золотая рыбка стала символом исполнительницы любого, даже самого чудного и нереального желания.

Анализ 2

«Сказка о рыбаке и рыбке» — одно из самых известных произведений А. С. Пушкина. Его можно читать не только детям, но и людям старшего возраста, так как в нем поднято очень много серьёзных проблем. Впечатляет также сам слог Пушкина, его стихотворная ирония, с которой он подходит к описанию извечных русских проблем.

Интересно обратить внимание на композицию сказки. Её можно назвать кольцевой. Главная героиня, старуха, решила воспользоваться щедростью рыбки и попросила новое корыто. С этого то и началось ненасытное пользование добротой рыбки. Старуха хотела большего, при этом просила не сама, а использовала своего мужа. Ей показалось мало даже положения царицы, которой все прислуживали. В итоге, она оказалась ни с чем. В финале мы снова видим бедную, обиженную жизнью женщину. Причём, осталась она всё с тем же корытом, как символом её бедности и душевной пустоты. Таким образом, сама композиция текста «Сказки о рыбаке и золотой рыбке» подводит нас к очень важному выводу: жадность – большой порок общества. Он может сгубить любого человека: как молодого, так и пожилого. Ненасытная старуха тому пример: она хотела большего, её не устраивало то, что она имела. В итоге, она получила вполне заслуженное наказание за свою жадность.

В данной сказке А. С. Пушкин также поднимает проблему семьи, взаимоотношений мужа и жены. Часто в русской культуре жена не уважает мужа, ставит себя на его место, руководя всем в доме. Именно так и поступает старуха. Она ругает старика, в буквальном смысле слова заставляет ходить к рыбке и передавать ей просьбы. Старуха даже позволяет себе бить мужа, что вдвойне безнравственно. Печально, что старика, по всей видимости, устраивает такое поведение жены. Он терпит это обращение, как мы читаем, по меньшей мере, тридцать три года и не ставит жену на место. Пушкин осмеивает такие уклады жизни в сказке, с остротой изобличая столь неблагородное поведение.

Мне очень понравилась эта сказка. Как видно, она не просто развлекает, но и поднимает глубокие жизненные проблемы: жадность, алчность, отношение жены к мужу. И мы в очередной раз убеждаемся в безграничном мастерстве А. С. Пушкина, сумевшего в оригинальной сказочной форме преподать важные уроки своим читателям.

LiveInternetLiveInternet

Все мы выросли на сказках Пушкина. Всегда ли мы понимали смысл этих сказок?

Сказку о рыбаке и рыбке Пушкин пишет, когда ему уже было 34 года. Это уже зрелый возраст. Многое он уже переосмыслил. Уже написаны важнейшие его произведения. Он подбирается к главному из них – «Капитанской дочке».

Почему он решил написать несколько сказок? С одной стороны, это предание старины глубокой, рассказы его любимой няни, с другой, это литературные сказки братьев Гримм, в частности, сюжет о золотой рыбке он взял и померанской сказки братьев Гримм, правда значительно переделав её содержание, поскольку для Пушкина было очень важно показать нравственный выбор человека «сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок».

О чём же повествует сказка о рыбке и рыбке?

«Жил старик со старухой у самого синего моря. Жили в ветхой землянке ровно 30 лет и три года». На что следует сразу обратить внимание. «Жил старик со старухой» — со своею старухой, т.е. со своей женой. Она замужем, т.е. она за своим мужем пребывает. Муж – главный, жена за ним следует. Пушкин писал эту сказку, когда был уже женат. Поэтому семейные отношения для него весьма важны.

«Жил старик со старухой у самого синего моря». Здесь, очевидно, есть образ мироздания. Есть суша и море. Значит это не просто старик со старухой. Это прародители.

«Жили он ровно 30 лет и три года», жили в землянке. Самое удивительное, что они находились в состоянии покоя. Для них было вполне достаточно: и землянка и разбитое корыто. Они, в общем-то, ничего не желали более. Самое главное, что было – состояние гармонии, покоя. В этом покое они и пребывали.

А почему им больше ничего и не дано? Не является ли это своеобразным испытанием для этих старика и старухи.

Важно ещё отметить, что каждый из них занимался своим делом: старик ловил рыбу, а старуха пряла пряжу. Они не пребывали в праздности. По результатам своего труда они должны были иметь прибыток какой-то.

Как-то однажды забросил старик невод, но в первый раз невод пришёл только с тиной морскою. Второй раз забросил — пришла вода морская. И вот когда в третий раз он забросил невод, поймал золотую рыбку – не простую, а золотую. Золото, золотистый цвет — символ вечности.

Значит, эта рыбка не совсем обыкновенная. Вопрос в том, что в стихии морской пребывает эта рыбка и рыбка говорит человеческим голосом – тоже уже чудо. Однако, самое заметное – это реакция старика на голос рыбки, точнее на то, что она говорит:

«Отпусти ты меня, старче, в море. Дорогой за себя дам тебе откуп, откуплюсь, чем только пожелаешь».

«Удивился старик, испугался. Он рыбачил 30 лет и три года, но никогда не ловил такой рыбки». Здесь и возникает вопрос. Почему старик сначала удивился, а потом испугался? Чего он испугался? То ли того, что рыбка говорит человеческим голосом, то ли того, что она обещает дать ему дорогой откуп, т.е. выкуп.

Самое сильное испытаниедля человека – это деньги и власть. Не все могут пройти это испытание. Вот Пушкин и обращает в своей сказке, прежде всего, внимание на это.

Старик жил в состоянии покоя. Ему деньги не нужны, потому что они выведут из состояния покоя, да и вообще ему ничего не нужно. Однако, когда он рассказал обо всём старухе, то старухина реакция была совсем противоположная.

«Я сегодня поймал было рыбку, золотую рыбку, не простую. По-нашему говорила рыбка. Домой в синее море просилась, дорогой ценой откупалась, откупалась, чем только пожелаю. Не посмел я взять с неё выкуп, так пустил её в синее море».

Вот это слово «НЕ ПОСМЕЛ». А почему не посмел? Потому что рыбка необычная или что-то здесь есть другое? Как-то совершенно по-другому воспринимает рыбку старик и совершенно по-иному воспринимает эту рыбку старуха.

«Старика старуха забранила: дурачина ты, простофиля, не умел ты взять выкупа с рыбки». Что здесь сразу бросается в глаза? То, что старуха набросилась на старика. Стала бранить его, т.е. нарушается субординация.

В чине венчания совершенно чётко обозначено положение мужа и жены. Священник говорит жениху: «муж да возлюбит жену свою», а жене будущей он говорит: «жена да убоится мужа своего». Мы видим, что здесь происходит профанация того, что было при венчании. Старуха играет главную роль в этой семье. Сразу же нарушается гармония взаимоотношений. Она управляет стариком: вместо того, чтобы убоятся мужа своего, она начинает им командовать.

Что она захотела попросить у рыбки? Здесь очень важно, как Пушкин об этом говорит: «хоть бы взял ты с неё корыто». «Хоть бы» — то есть взял бы что-нибудь, лишь бы взял.

Разве говорится в сказке, что у старика и старухи есть домашнее хозяйство, какая-то живность: птица или скот? У них ничего нет. Значит, корыто, в принципе, им абсолютно не нужно, т.е. упрекает старуха своего старика в том, что он вообще ничего не взял. Но ведь ему ничего не нужно. Для старика самое главное быть в состоянии покоя, т.е. в гармонии с природой, со всем внешним миром.

Вот пошёл он к синему морю и видит, что море немножко волнуется, потому что то, что он делает противоестественно, уже нарушена гармония в природе. Об этом стихия и свидетельствует. Стал он кликать золотую рыбку. Приплыла золотая рыбка: «что тебенадобно страче?»

Обратите внимание: здесь смысловое слово «ТЕБЕ»: что тебе нужно. Старику-то, собственно, ничего не нужно, но он любит свою старуху, и пришёл-то просить ради своей старухи: «смилуйся, государыня рыбка, возбранила меня моя старуха».

Существенно «МОЯ старуха не даёт старику мне покоя». Значит, старику нужен покой, а старухе – корыто? «Понадобилось ей новое корыто. Наше-то совсем раскололось». Можно предположить, что если бы давно понадобилось корыто для старухи, то старик его давно бы уже сделал. Стало быть, вопрос не в корыте, а в просьбе, любой просьбе – лишь бы выполнила золотая рыбка эту просьбу.

«Не печалься, ступай себе с Богом, будет вамновое корыто». Будет ВАМ корыто и НЕ ПЕЧАЛЬСЯ, ступай себе с Богом, — значит с покоем.

Возвращается старик ко старухе, а у неё новое корыто, но ещё пуще прежнего забранила старуха: «Дурачина ты, простофиля, выпросил у рыбки корыто, много ли корысти в этом корыте…». Ключевое слово здесь «КОРЫСТИ». Значит, она преследует какую-то свою цель – земную цель, естественно: «попроси уж избу». Конечно, изба лучше, чем корыто.

Смотрите, просьба идёт по нарастающей. Может ли человек когда-нибудь остановиться в накопительстве земных богатств. Для Пушкина ведь очень важен этот вопрос с духовной точки зрения: «не собирайте земных богатств, а собирайте духовные богатства — небесные». Пушкин об этом очень хорошо знает. Поэтому пытается отразить это и в своей сказке.

Покорный старик опять идёт к синему морю. Здесь очень важно обратить внимание на покорность старика. Ведь он должен был поставить свою жену на место. Он прекрасно понимает, что не должно просить у рыбки то, чего они в общем-то не заслуживают.

А почему прежде Господь им ничего не давал? А потому, что и прежде они не прошли бы это испытание. Уже на старости, казалось бы, опыта побольше и можно легче разобраться в их сплетениях жизни и нравственных поступках своих.

И вот покорный старик идёт опять к синему морю, чтобы выпросить избу. Понятно, что этим не закончиться просьба и что старуха по нарастающей будет просить больше и больше, но старик хочет угодить своей старухе. Почему? Потому что он хочет получить покой.

«Смилуйся, Государыня рыбка. Ещё пуще старуха бранится, не даёт старику мне покоя: избу просит сварливая баба». Сколько характеристик сразу старухе: и сварливая баба и не даёт покоя и браниться…

Конечно, вот здесь и должно было проявиться его первенство, т.е. он должен был наставить свою старуху, свою жену соответствующим образом, но старик этого не делает.

Поскольку золотая рыбка обещала выполнить любую просьбу старика, она выполняет и эту. Но море всё больше и больше волнуется. Значит, оно не приветствует и эти просьбы, и поведение старика и старухи.

Воротился старик ко старухе. Видит – изба стоит. Старуха сидит и уже новое корыто, но ещё больше распыляется желание у старухи. Она теперь уже хочет быть дворянкой столбовою. «Вопросил, простофиля, избу. Воротись, поклонись рыбке – не хочу быть чёрною крестьянкой, хочу быть столбовою дворянкой»

Может ли старуха по своему происхождению быть столбовою дворянкой? Конечно же, нет.

Мы видим, как только усиливается страсть. Потаканием, собственно, потворствует этому старик. Старуха не потрудилась, не она поймала рыбку, но, тем не менее, она себе требует награду.

Что же он видит: «высокий терем, на крыльце стоит его старуха в дорогой собольей душегрейке, парчовая на маковке кичка. Жемчуга огрузили шею, на руках золотые перстни, на ногах красные сапожки, перед ней усердные слуги. Она бьёт их, за чупрун таскает». Вот поведение, которое так жаждала старуха. Представление крестьянки такое, что столбовая дворянка только за чупрун, за чубы, должна таскать свою челядь и наказывать всячески её.

Как меняется отношение старухи к старику? Теперь она его не замечает, т.е. законного своего супруга. «Здравствуй барыня-сударыня дворянка, чай теперь твоя душенька довольна?»; «на него прикрикнула старуха, на конюшню служить его послала». Вот вам, пожалуйста, отношение жены к мужу. Он теперь должен служить ей на конюшне. А страсть у старухи ещё больше разгорается.

Через неделю, другую захотелось ей уже теперь быть царицею.

«Ещё пуще старуха вздурилась», — замечает Пушкин, т.е. совсем уже лишилась разума потому, что не даёт отчёт своим желаниям и не ограничивает их. Не хочет уже старуха быть дворянкой, хочет быть вольной царицей.

ИСПУГАЛСЯ старик, взмолился: «что ты баба, белены объелась?» Обращается он к ней не как к столбовой дворянке: «что ты баба, белены объелась?» Может этот момент уже самый решительный момент. Видите, он и испугался её очередной просьбы и пытается, правда, запоздало, поставить её на место: «что ты баба, белены объелась?»

Тем не менее, старуха уже вошла в роль столбовой дворянки: накричала на старика и сказала, что если он не пойдёт по своей воле, то его силой туда доставят. Субординация не просто нарушена – теперь она обрела власть над стариком.

Может ли обуздать старик эту страсть старухину. Конечно же, — нет. Теперь только вмешательство другой силы может способствовать этому. Старик покорно идёт к синему морю. Оно уже вздыбилось, оно потемнело. Должен был старик обратить на это внимание? Да, он видит, но ничего не может сделать со сварливой своей старухой.

Просит золотую рыбку, чтобы она сделала старуху вольной царицей. Возвращается старик к своей старухе и что ж: «перед ним – царские палаты, в палатах видит свою старуху. За столом она сидит царицей. Наливают ей заморские вина, заедает она пряником печатным. Вкруг неё стоит стража грозная, на плечах топорики держат. Как увидел старик – испугался. В ноги он старухе поклонился». Здесь наблюдается удивительная игра понятий.

Кого испугался старик? Царицы. Кому в ноги поклонился? Старухе. Иными словам, он за образами царицы не видит старухи?

«Здравствуй грозная царица, ну теперь твоя душенька довольна!» Всё стариком делается будто бы для того, чтобы её душенька была довольна.

Но нужны ли эти богатства душе? Вот в чём вопрос?

«На него старуха не взглянула, лишь с очей его прогнать велела». Набежала стража грозная, вытолкала его с крыльца, а народ смеётся, насмехается над стариком: «поделом тебе, старый невежа, впредь тебе, невежа, наука: не садись не в свои сани».

Здесь сразу же возникает вопрос: в чьи сани пытался сесть старик? Старуха ведь — жена старика, хоть она и носит царские одежды. Другое дело, что старик не может быть царём. В этом-то весь вопрос.

«Вот неделя другая проходит, ещё пуще старуха вздурилсь. Царедворцев за мужем посылает». Интересная деталь: посылает всё-таки за МУЖЕМ, командует МУЖЕМ.

Теперь у неё уже новая, самая фантастическая идея возникла: «воротись, поклонись рыбке — не хочу я быть вольной царицей, а хочу быть владычицею морскою, чтобы жить мне в океане море и служила мне рыбка золотая, и была б у меня на посылках».

Эта необузданная фантазия, это необузданная страсть диктует желание. Старуха теперь хочет, чтобы сама рыбка теперь служила. До этого служил старик, выполнял её любую просьбу, а теперь она хочет, чтобы сама золотая рыбка ей служила. Что-то возразил муж своей жене? Наставил её? Нет.

Вот эта покорность во многом и способствовала потаканию и разрастанию страсти старухиной. «Старик не осмелился ей перечить, не дерзнул поперёк слово молвить. Вот идёт он к синему морю, видит на море чёрная буря, так и вздулись сердитые волны». Стихия выражает в очередной раз своё отношение к происходящему. Старик это понимает, но у него нет выбора. Проще попросить у рыбки, чем перечить своей старухе. Стал он кликать золотую рыбку, приплыла к нему рыбка золотая: «чего тебе надобно, старче?»

Удивительно обращение рыбки к старику: «СТАРЧЕ». Это не столько указание на возраст, но это уважительное отношение, может быть, даже на духовное состояние человека. Ведь он смиловался, отпустил её в синее море. Рыбка пытается отблагодарить его, но её благодарность приносит ли пользу старику?

«Смилуйся государыня-рыбка: что мне делать с проклятою бабой? Уж не хочет она быть царицей, хочет быть владычицей морской»

Очень интересно поставлен вопрос: «что мне делать с проклятою бабой?» В этот раз речь идёт не о том, чтобы выполнить очередную просьбу старухи. Речь идёт о том, что нужно что-то делать с проклятой бабой. Её остановить невозможно. Во всяком случае, старик не может остановить свою жену. Он уже упустил эту возможность.

Ничего не сказала рыбка, только хвостом вильнула и уплыла в синее море.

Казалось бы, последнюю просьбу она не выполнила. Она нарушила обещание, данное ей в самом начале? Ничего подобного. Последнее обращение старика к рыбке – это обращение за помощью: что ему сделать со своею сварливою бабой? Рыбка и выполняет последнюю просьбу старика. Возвратился старик ко старухе. Видит: сидит она у своей старой землянки, а перед ней разбитое корыто.

С чего начиналась сказка, тем и завершается. Получается так, что старуха наказана, а старик? Старик не урезонил старуху, т.е. свою жену. По сути дела, он стал потакальщиком её прихотей, а жена не убоялась мужа своего, да и почему его бояться, если он потерял контроль над нею. Получается так, что только золотая рыбка и могла наставить или направить старуху со стариком. Собственно, она это и делает.

В финале сказки они опять вместе. У них старая землянка, перед ней разбитое корыто.

Старик со старухой не прошли испытание. Не только старуха в этом виновата, но и сам старик, который много попускал своей жене.

Эта сказка во многом похожа на русскую сказку о «Курочке рябе», когда курочка Ряба снесла старику и старухе золотое яйцо. Яйцо как символ мироздания, золотое как символ вечности. Старик со старухой пытаются разбить яйцо. Что, они хотят заглянуть вовнутрь, т.е. это процесс познания добра и зла?

Точно так же, как в раю Адам и Ева пытались познать с помощью плодов от древа познания, что такое добро и зло. Вот также с небрежением отнеслись к добру старик со старухой к этому золотому яйцу: мышка бежала, хвостиком вильнула, яйцо упало и разбилось.

Мышка – представительница потусторонних сил. Если с небрежением относились к яйцу-раю, то и потеряли его. Теперь вот старик и старуха плачут, а курочка кудахчет и говорит им: не плачьте старик со старухой, я вам снесу новое яйцо. Это уже будет яйцо не золотое, а простое. Иными словами, Адаму и Еве будет дан уже другой — земной мир, в котором они должны пребывать. Райское золотое яйцо у них уже отобрано.

По сути дела, в этих двух сказках – Пушкина и русской народной сказке — говорится об одном и том же: человек испытывается благами земными и очень важно, как он относится к тому, что он имеет. Для человека самое главное – это духовное становление, а не материальное стяжание. Об этом Пушкин будет говорить и в своих других повестях.

Смысл сказки «Курочка Ряба»

Православная психология

Все мы выросли на сказках Пушкина. Всегда ли мы понимали смысл этих сказок?

Сказку о рыбаке и рыбке Пушкин пишет, когда ему уже было 34 года. Это уже зрелый возраст. Многое он уже переосмыслил. Уже написаны важнейшие его произведения. Он подбирается к главному из них – «Капитанской дочке».

Почему он решил написать несколько сказок? С одной стороны, это предание старины глубокой, рассказы его любимой няни, с другой, это литературные сказки братьев Гримм, в частности, сюжет о золотой рыбке он взял и померанской сказки братьев Гримм, правда значительно переделав её содержание, поскольку для Пушкина было очень важно показать нравственный выбор человека «сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок».

О чём же повествует сказка о рыбке и рыбке?

«Жил старик со старухой у самого синего моря. Жили в ветхой землянке ровно 30 лет и три года». На что следует сразу обратить внимание. «Жил старик со старухой» — со своею старухой, т.е. со своей женой. Она замужем, т.е. она за своим мужем пребывает. Муж – главный, жена за ним следует. Пушкин писал эту сказку, когда был уже женат. Поэтому семейные отношения для него весьма важны.

«Жил старик со старухой у самого синего моря». Здесь, очевидно, есть образ мироздания. Есть суша и море. Значит это не просто старик со старухой. Это прародители.

«Жили он ровно 30 лет и три года», жили в землянке. Самое удивительное, что они находились в состоянии покоя. Для них было вполне достаточно: и землянка и разбитое корыто. Они, в общем-то, ничего не желали более. Самое главное, что было – состояние гармонии, покоя. В этом покое они и пребывали.

А почему им больше ничего и не дано? Не является ли это своеобразным испытанием для этих старика и старухи.

Важно ещё отметить, что каждый из них занимался своим делом: старик ловил рыбу, а старуха пряла пряжу. Они не пребывали в праздности. По результатам своего труда они должны были иметь прибыток какой-то.

Как-то однажды забросил старик невод, но в первый раз невод пришёл только с тиной морскою. Второй раз забросил — пришла вода морская. И вот когда в третий раз он забросил невод, поймал золотую рыбку – не простую, а золотую. Золото, золотистый цвет — символ вечности.

Значит, эта рыбка не совсем обыкновенная. Вопрос в том, что в стихии морской пребывает эта рыбка и рыбка говорит человеческим голосом – тоже уже чудо. Однако, самое заметное – это реакция старика на голос рыбки, точнее на то, что она говорит:

«Отпусти ты меня, старче, в море. Дорогой за себя дам тебе откуп, откуплюсь, чем только пожелаешь».

«Удивился старик, испугался. Он рыбачил 30 лет и три года, но никогда не ловил такой рыбки». Здесь и возникает вопрос. Почему старик сначала удивился, а потом испугался? Чего он испугался? То ли того, что рыбка говорит человеческим голосом, то ли того, что она обещает дать ему дорогой откуп, т.е. выкуп.

Самое сильное испытаниедля человека – это деньги и власть. Не все могут пройти это испытание. Вот Пушкин и обращает в своей сказке, прежде всего, внимание на это.

Старик жил в состоянии покоя. Ему деньги не нужны, потому что они выведут из состояния покоя, да и вообще ему ничего не нужно. Однако, когда он рассказал обо всём старухе, то старухина реакция была совсем противоположная.

«Я сегодня поймал было рыбку, золотую рыбку, не простую. По-нашему говорила рыбка. Домой в синее море просилась, дорогой ценой откупалась, откупалась, чем только пожелаю. Не посмел я взять с неё выкуп, так пустил её в синее море».

Вот это слово «НЕ ПОСМЕЛ». А почему не посмел? Потому что рыбка необычная или что-то здесь есть другое? Как-то совершенно по-другому воспринимает рыбку старик и совершенно по-иному воспринимает эту рыбку старуха.

«Старика старуха забранила: дурачина ты, простофиля, не умел ты взять выкупа с рыбки». Что здесь сразу бросается в глаза? То, что старуха набросилась на старика. Стала бранить его, т.е. нарушается субординация.

В чине венчания совершенно чётко обозначено положение мужа и жены. Священник говорит жениху: «муж да возлюбит жену свою», а жене будущей он говорит: «жена да убоится мужа своего». Мы видим, что здесь происходит профанация того, что было при венчании. Старуха играет главную роль в этой семье. Сразу же нарушается гармония взаимоотношений. Она управляет стариком: вместо того, чтобы убоятся мужа своего, она начинает им командовать.

Что она захотела попросить у рыбки? Здесь очень важно, как Пушкин об этом говорит: «хоть бы взял ты с неё корыто». «Хоть бы» — то есть взял бы что-нибудь, лишь бы взял.

Разве говорится в сказке, что у старика и старухи есть домашнее хозяйство, какая-то живность: птица или скот? У них ничего нет. Значит, корыто, в принципе, им абсолютно не нужно, т.е. упрекает старуха своего старика в том, что он вообще ничего не взял. Но ведь ему ничего не нужно. Для старика самое главное быть в состоянии покоя, т.е. в гармонии с природой, со всем внешним миром.

Вот пошёл он к синему морю и видит, что море немножко волнуется, потому что то, что он делает противоестественно, уже нарушена гармония в природе. Об этом стихия и свидетельствует. Стал он кликать золотую рыбку. Приплыла золотая рыбка: «что тебенадобно страче?»

Обратите внимание: здесь смысловое слово «ТЕБЕ»: что тебе нужно. Старику-то, собственно, ничего не нужно, но он любит свою старуху, и пришёл-то просить ради своей старухи: «смилуйся, государыня рыбка, возбранила меня моя старуха».

Существенно «МОЯ старуха не даёт старику мне покоя». Значит, старику нужен покой, а старухе – корыто? «Понадобилось ей новое корыто. Наше-то совсем раскололось». Можно предположить, что если бы давно понадобилось корыто для старухи, то старик его давно бы уже сделал. Стало быть, вопрос не в корыте, а в просьбе, любой просьбе – лишь бы выполнила золотая рыбка эту просьбу.

«Не печалься, ступай себе с Богом, будет вамновое корыто». Будет ВАМ корыто и НЕ ПЕЧАЛЬСЯ, ступай себе с Богом, — значит с покоем.

Возвращается старик ко старухе, а у неё новое корыто, но ещё пуще прежнего забранила старуха: «Дурачина ты, простофиля, выпросил у рыбки корыто, много ли корысти в этом корыте…». Ключевое слово здесь «КОРЫСТИ». Значит, она преследует какую-то свою цель – земную цель, естественно: «попроси уж избу». Конечно, изба лучше, чем корыто.

Смотрите, просьба идёт по нарастающей. Может ли человек когда-нибудь остановиться в накопительстве земных богатств. Для Пушкина ведь очень важен этот вопрос с духовной точки зрения: «не собирайте земных богатств, а собирайте духовные богатства — небесные». Пушкин об этом очень хорошо знает. Поэтому пытается отразить это и в своей сказке.

Покорный старик опять идёт к синему морю. Здесь очень важно обратить внимание на покорность старика. Ведь он должен был поставить свою жену на место. Он прекрасно понимает, что не должно просить у рыбки то, чего они в общем-то не заслуживают.

А почему прежде Господь им ничего не давал? А потому, что и прежде они не прошли бы это испытание. Уже на старости, казалось бы, опыта побольше и можно легче разобраться в их сплетениях жизни и нравственных поступках своих.

И вот покорный старик идёт опять к синему морю, чтобы выпросить избу. Понятно, что этим не закончиться просьба и что старуха по нарастающей будет просить больше и больше, но старик хочет угодить своей старухе. Почему? Потому что он хочет получить покой.

«Смилуйся, Государыня рыбка. Ещё пуще старуха бранится, не даёт старику мне покоя: избу просит сварливая баба». Сколько характеристик сразу старухе: и сварливая баба и не даёт покоя и браниться…

Конечно, вот здесь и должно было проявиться его первенство, т.е. он должен был наставить свою старуху, свою жену соответствующим образом, но старик этого не делает.

Поскольку золотая рыбка обещала выполнить любую просьбу старика, она выполняет и эту. Но море всё больше и больше волнуется. Значит, оно не приветствует и эти просьбы, и поведение старика и старухи.

Воротился старик ко старухе. Видит – изба стоит. Старуха сидит и уже новое корыто, но ещё больше распыляется желание у старухи. Она теперь уже хочет быть дворянкой столбовою. «Вопросил, простофиля, избу. Воротись, поклонись рыбке – не хочу быть чёрною крестьянкой, хочу быть столбовою дворянкой»

Может ли старуха по своему происхождению быть столбовою дворянкой? Конечно же, нет.

Мы видим, как только усиливается страсть. Потаканием, собственно, потворствует этому старик. Старуха не потрудилась, не она поймала рыбку, но, тем не менее, она себе требует награду.

Что же он видит: «высокий терем, на крыльце стоит его старуха в дорогой собольей душегрейке, парчовая на маковке кичка. Жемчуга огрузили шею, на руках золотые перстни, на ногах красные сапожки, перед ней усердные слуги. Она бьёт их, за чупрун таскает». Вот поведение, которое так жаждала старуха. Представление крестьянки такое, что столбовая дворянка только за чупрун, за чубы, должна таскать свою челядь и наказывать всячески её.

Как меняется отношение старухи к старику? Теперь она его не замечает, т.е. законного своего супруга. «Здравствуй барыня-сударыня дворянка, чай теперь твоя душенька довольна?»; «на него прикрикнула старуха, на конюшню служить его послала». Вот вам, пожалуйста, отношение жены к мужу. Он теперь должен служить ей на конюшне. А страсть у старухи ещё больше разгорается.

Через неделю, другую захотелось ей уже теперь быть царицею.

«Ещё пуще старуха вздурилась», — замечает Пушкин, т.е. совсем уже лишилась разума потому, что не даёт отчёт своим желаниям и не ограничивает их. Не хочет уже старуха быть дворянкой, хочет быть вольной царицей.

ИСПУГАЛСЯ старик, взмолился: «что ты баба, белены объелась?» Обращается он к ней не как к столбовой дворянке: «что ты баба, белены объелась?» Может этот момент уже самый решительный момент. Видите, он и испугался её очередной просьбы и пытается, правда, запоздало, поставить её на место: «что ты баба, белены объелась?»

Тем не менее, старуха уже вошла в роль столбовой дворянки: накричала на старика и сказала, что если он не пойдёт по своей воле, то его силой туда доставят. Субординация не просто нарушена – теперь она обрела власть над стариком.

Может ли обуздать старик эту страсть старухину. Конечно же, — нет. Теперь только вмешательство другой силы может способствовать этому. Старик покорно идёт к синему морю. Оно уже вздыбилось, оно потемнело. Должен был старик обратить на это внимание? Да, он видит, но ничего не может сделать со сварливой своей старухой.

Просит золотую рыбку, чтобы она сделала старуху вольной царицей. Возвращается старик к своей старухе и что ж: «перед ним – царские палаты, в палатах видит свою старуху. За столом она сидит царицей. Наливают ей заморские вина, заедает она пряником печатным. Вкруг неё стоит стража грозная, на плечах топорики держат. Как увидел старик – испугался. В ноги он старухе поклонился». Здесь наблюдается удивительная игра понятий.

Кого испугался старик? Царицы. Кому в ноги поклонился? Старухе. Иными словам, он за образами царицы не видит старухи?

«Здравствуй грозная царица, ну теперь твоя душенька довольна!» Всё стариком делается будто бы для того, чтобы её душенька была довольна.

Но нужны ли эти богатства душе? Вот в чём вопрос?

«На него старуха не взглянула, лишь с очей его прогнать велела». Набежала стража грозная, вытолкала его с крыльца, а народ смеётся, насмехается над стариком: «поделом тебе, старый невежа, впредь тебе, невежа, наука: не садись не в свои сани».

Здесь сразу же возникает вопрос: в чьи сани пытался сесть старик? Старуха ведь — жена старика, хоть она и носит царские одежды. Другое дело, что старик не может быть царём. В этом-то весь вопрос.

«Вот неделя другая проходит, ещё пуще старуха вздурилсь. Царедворцев за мужем посылает». Интересная деталь: посылает всё-таки за МУЖЕМ, командует МУЖЕМ.

Теперь у неё уже новая, самая фантастическая идея возникла: «воротись, поклонись рыбке — не хочу я быть вольной царицей, а хочу быть владычицею морскою, чтобы жить мне в океане море и служила мне рыбка золотая, и была б у меня на посылках».

Эта необузданная фантазия, это необузданная страсть диктует желание. Старуха теперь хочет, чтобы сама рыбка теперь служила. До этого служил старик, выполнял её любую просьбу, а теперь она хочет, чтобы сама золотая рыбка ей служила. Что-то возразил муж своей жене? Наставил её? Нет.

Вот эта покорность во многом и способствовала потаканию и разрастанию страсти старухиной. «Старик не осмелился ей перечить, не дерзнул поперёк слово молвить. Вот идёт он к синему морю, видит на море чёрная буря, так и вздулись сердитые волны». Стихия выражает в очередной раз своё отношение к происходящему. Старик это понимает, но у него нет выбора. Проще попросить у рыбки, чем перечить своей старухе. Стал он кликать золотую рыбку, приплыла к нему рыбка золотая: «чего тебе надобно, старче?»

Удивительно обращение рыбки к старику: «СТАРЧЕ». Это не столько указание на возраст, но это уважительное отношение, может быть, даже на духовное состояние человека. Ведь он смиловался, отпустил её в синее море. Рыбка пытается отблагодарить его, но её благодарность приносит ли пользу старику?

«Смилуйся государыня-рыбка: что мне делать с проклятою бабой? Уж не хочет она быть царицей, хочет быть владычицей морской»

Очень интересно поставлен вопрос: «что мне делать с проклятою бабой?» В этот раз речь идёт не о том, чтобы выполнить очередную просьбу старухи. Речь идёт о том, что нужно что-то делать с проклятой бабой. Её остановить невозможно. Во всяком случае, старик не может остановить свою жену. Он уже упустил эту возможность.

Ничего не сказала рыбка, только хвостом вильнула и уплыла в синее море.

Казалось бы, последнюю просьбу она не выполнила. Она нарушила обещание, данное ей в самом начале? Ничего подобного. Последнее обращение старика к рыбке – это обращение за помощью: что ему сделать со своею сварливою бабой? Рыбка и выполняет последнюю просьбу старика. Возвратился старик ко старухе. Видит: сидит она у своей старой землянки, а перед ней разбитое корыто.

С чего начиналась сказка, тем и завершается. Получается так, что старуха наказана, а старик? Старик не урезонил старуху, т.е. свою жену. По сути дела, он стал потакальщиком её прихотей, а жена не убоялась мужа своего, да и почему его бояться, если он потерял контроль над нею. Получается так, что только золотая рыбка и могла наставить или направить старуху со стариком. Собственно, она это и делает.

В финале сказки они опять вместе. У них старая землянка, перед ней разбитое корыто.

Старик со старухой не прошли испытание. Не только старуха в этом виновата, но и сам старик, который много попускал своей жене.

Эта сказка во многом похожа на русскую сказку о «Курочке рябе», когда курочка Ряба снесла старику и старухе золотое яйцо. Яйцо как символ мироздания, золотое как символ вечности. Старик со старухой пытаются разбить яйцо. Что, они хотят заглянуть вовнутрь, т.е. это процесс познания добра и зла?

Точно так же, как в раю Адам и Ева пытались познать с помощью плодов от древа познания, что такое добро и зло. Вот также с небрежением отнеслись к добру старик со старухой к этому золотому яйцу: мышка бежала, хвостиком вильнула, яйцо упало и разбилось.

Мышка – представительница потусторонних сил. Если с небрежением относились к яйцу-раю, то и потеряли его. Теперь вот старик и старуха плачут, а курочка кудахчет и говорит им: не плачьте старик со старухой, я вам снесу новое яйцо. Это уже будет яйцо не золотое, а простое. Иными словами, Адаму и Еве будет дан уже другой — земной мир, в котором они должны пребывать. Райское золотое яйцо у них уже отобрано.

По сути дела, в этих двух сказках – Пушкина и русской народной сказке — говорится об одном и том же: человек испытывается благами земными и очень важно, как он относится к тому, что он имеет. Для человека самое главное – это духовное становление, а не материальное стяжание. Об этом Пушкин будет говорить и в своих других повестях.

Смысл сказки о рыбаке и рыбке

«Сказка о рыбаке и рыбке» родом из детства. Ведь многим знакома эта история еще с младенческих лет. Сказка учит добру, показывает, к чему может привести неуемная жадность.

Любимая сказка

По мотивам этой истории созданы мультипликационные фильмы, сделаны театральные и радиопостановки. Знаменитое стихотворное произведение А. С. Пушкина до сих пор вызывает восхищение.

Эта сказка любима многими. Ведь недаром ребятишки, только ознакомившись с ней, пытаются нарисовать старика, старуху, золотую рыбку, воссоздать на бумаге сцены из этой волшебной истории.

Как развивались события

Первые строки сказки Пушкина знакомят нас со стариком и старухой. Это старые люди, живущие в ветхой лачуге, у которых даже нет хорошего корыта, чтобы мыться и стирать. А имеется только старый потрескавшийся предмет гигиены.

После такого описания становится искренне жаль эту пожилую пару. Ведь им приходилось в буквальном смысле слова выживать. Но они находили выход из положения. Старуха пряла пряжу, из которой затем, наверное, вязала тёплые вещи, чтобы не замерзнуть в холода.

А старик ловил рыбу, чтобы хоть как-то прокормить свою немногочисленную семью. Денег у пожилых людей не было, так как-то в те времена беднякам пенсия не полагалась.

Смысл сказки на этом этапе сводится к печальной картине жизни бедных людей в царской России того времени. Не секрет, что А. С. Пушкин в своих произведениях не раз протестовал против такого уклада жизни, когда люди из низших сословий практически нищенствовали.

Как мы видим из сказки, у этой пожилой семейной пары не было детей, поэтому некому было им помочь. В силу возраста старик со старухой не могли заниматься приусадебным хозяйством, которое было бы подспорьем в их нелегкой жизни.

Но затем счастье улыбнулось старику. В свои сети он поймал золотую рыбку. Но пожилой мужчина был добрым человеком. Несмотря на то, что они со старухой жили впроголодь, он пожалел золотую рыбку и отпустил её.

Но жительница морских глубин решил отблагодарить своего спасителя. Так раскрывается следующий смысл «Сказки о рыбаке и рыбке». Она учит и тому, что на добро нужно отвечать добром.

Характер старухи

Старик был бескорыстным человеком. Он отпустил рыбку в морские просторы, ничего не попросив взамен.

Когда старик рассказывал эту историю жене, та была полна негодования. Она отругала мужа, сказав, чтобы он попросил у рыбки хотя бы новое корыто.

На этом этапе сказки отношение читателя к старухе начинает меняться. Ведь она показывает свой властный характер, приказывает супругу, даёт ему неприятные прозвища.

В дальнейших эпизодах всё больше проявляется и ее алчная сущность. Ведь то старуха хочет новый дом, то желает быть дворянкой, а затем и царицей. При этом её отношение к людям ниже по статусу тоже не вызывает уважения.

Ожидаемый финал

А старик безропотно подчиняется своей избраннице. Он слушается её и всякий раз ходит к рыбке, чтобы исполнять прихоти жены. Хотя видно, как ему неудобно перед этой обитательницей морских глубин.

Рыбка тоже была очень терпеливой и выполняла желания своего спасителя, которые диктовала ему жена. Но всему есть предел.

Здесь стоит отметить, что, скорее всего, Александр Сергеевич Пушкин ассоциировал с местом жительства рыбки. Поэт интересовался древнерусским язычеством, а в верованиях людей того времени море-океан ассоциируется с океаном мироздания.

Поэтому смысл сказки словами старухи перерастает в её желание стать выше бога, сотворившего Мироздание.

Конечно, такого даже терпеливая рыбка не смогла вынести. Старуха наказана по заслугам. Когда старик под конец истории пришел к жене, она вновь сидела около старой избушки, рядом было разбитое корыто.

Поэтому не стоит алчно желать богатства, необходимо ценить то, что есть. Ещё смысл сказки в том, что нужно быть благодарным человеком, а если добился высот, то не задирать нос, не становиться высокомерным.

Многим читателям не нравится, как старуха обращается со своим мужем. Поэтому смысл сказки и в том, что нельзя унижать и обижать близких людей, а нужно ценить их. А старику необходимо было проявлять характер, обуздать растущие потребности жены. Надо вовремя остановиться, чтобы, как в сказке, не остаться у разбитого корыта.

Недаром эту сказку читают детям с ранних лет. Она написана легким языком, поэтому стихотворные строчки быстро остаются в памяти у ребятишек. Но ещё они начинают понимать, что хорошо, а что плохо. Поэтому такое произведение рекомендовано для молодых родителей, которые будут читать сказку своим малышам, тем самым учить их быть добрыми, справедливыми, ценить то, что имеешь.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 100-101. 

УКМ «Школа России»

1. Каким в сказке показан старик, а какой — старуха? Опиши их. Найди строки, которые подтверждают твой ответ.

Старик добрый, отзывчивый, лишённый корысти: «твоего откупа мне не надо». Он безотказный, во всём подчиняется старухе. Он боязливый и пришибленный, в сказке часто говориться, что он «испугался».

Старуха жадная, любит ругаться: «старика старуха забранила». Она злобная: «по щеке ударила мужа». Она ненасытная, много раз посылала старика к рыбке.

2. Подумай на чьей стороне симпатии автора. Как мы можем это понять?

Мне кажется, что симпатии автора на стороне золотой рыбки. Он показывает её терпение, стремление быть благодарной, она выполняет все просьбы старика, хотя видно, что каждая новая её всё сильнее неприятна.

Симпатии автора не могут быть на стороне старухи, ведь он называет её злобной.

Симпатии автора не могут быть на стороне старика, который слишком тихий, пугливый, робкий. Таким не должен быть человек и всё случившееся также и на его совести.

3. Можно ли рыбку назвать благодарной, справедливой, доброй?

Рыбка несомненно очень добрая и терпеливая. Из чувства благодарности она исполняла самые дикие капризы старухи. Но она и справедливая, и когда старуха в конец обнаглела, рыбка наказала её за жадность.

4. Сравни начало и конец сказки.

Начало и конец сказки похожи. В них старики живут в землянке у старого корыта. 

5. Какова основная (главная) мысль сказки? Соотнеси её с пословицами. Какое выражение из сказки часто употребляется?

Главная мысль сказки: Надо уметь довольствоваться малым, не требуя большего.

Эту же мысль доказывают пословицы: Много захочешь — последнее потеряешь. Много желать — добра не видать. Ненасытному всё мало. Кто малым не доволен, тот большого не достоин.

Часто употребляется выражение: остаться у разбитого корыта.

6. Проследи, как постепенно менялось море: слегка разыгралось, помутилось, не спокойно, почернело, на море чёрная буря. Почему так происходило?

Перемены на море отражают настроение золотой рыбки. С каждой новой просьбой старухи, рыбка всё больше гневалась, а море начинало чернеть.

7. Что было в сказке сначала, что потом? Составь план, перескажи.

План пересказа сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке»

  1. Старики и землянка.
  2. Спасение рыбки.
  3. Новое корыто.
  4. Новая изба
  5. Столбовая дворянка.
  6. Вольная царица.
  7. Последняя просьба.
  8. Опять землянка.

Пересказ сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке» для 2 класса

Старик и старуха жили у моря. У них была землянка и старое корыто.

Однажды старик ловил рыбу и поймал золотую рыбку. Рыбка человеческим голосом попросила отпустить её, обещая различные блага. Старик просто отпустил рыбку, не требуя выкуп.

Старуха поругала старика и отправила его просить новое корыто. Рыбка исполнила просьбу и старик увидел у землянки новое корыто.

Но старуха снова стала ругаться и требовать новый дом. Старик вновь пошёл к рыбке и попросил избу. Рыбка исполнила и эту просьбу. Вернувшись, старик увидел новый дом.

Но старуха не унималась и стала требовать сделать себя столбовой дворянкой. Старик отправился к рыбке и та выполнила эту просьбу. Старуха стала важной и била слуг. Она отправила старика на конюшню.

Но вскоре старуха захотела стать вольной царицей. Старик пошёл к рыбке и та исполнила и эту просьбу. Вернувшись, старик увидел дворец и грозную старуху. Его выгнали взашей со двора.

Но старухе и этого было мало. Она стала требовать сделать себя морской владычицей. Старик высказал эту просьбу рыбке, но рыбка ничего не ответила и уплыла.

Вернувшись, старик увидел свою старую землянку и разбитое корыто.

8. Вспомни, как обычно заканчиваются народные сказки. Что общего у них со сказками Пушкина? Составь ответ по опорным словам.

Народные сказки обычно заканчиваются словами: стали жить поживать; и я там был; и некоторыми другими.

В народных сказках, как и в сказках Пушкина, добро побеждает зло. Например, в этой сказке добрая золотая рыбка наказала зло в лице старухи.

Но сказки Пушкина могут заканчиваться иначе, чем народные. В этой сказке в концовке старуха сидела у разбитого корыта. А вот другой пример: сказка «О мёртвой царевне и семи богатырях» заканчивается народной концовкой «Я там был, мёд, пиво пил».

9. Придумай небольшой рассказ смысл которого можно было бы выразить словами «Жадность всякому горю начало».

Рассказ «Жадность всякому горю начало» для 2 класса

Однажды мы с Игорем отдыхали у бабушки в деревне.

На грядках созревала клубника и мы рвали первые спелые ягодки. Правда было их пока очень мало, а Игорю хотелось больше.

Но бабушка не давала рвать неспелые ягодки, у которых краснел лишь один бочок.

И тогда Игорь решил схитрить. Дождавшись, когда бабушка уйдет в магазин, он забрался на грядку и стал запихивать в рот ягодки, одну за другой. Он ел даже совсем неспелые, а я смеялась, глядя на его чудачества.

Уже вечером у Игоря заболел живот и он всю ночь бегал в туалет. Утром он был помятый и грустный. Ему всё еще было плохо.

А я подумала, что если бы он не жадничал, то получил бы удовольствие, а не больной живот.

1

  • Что такое хлестаковщина сочинение огэ
  • Что такое художественный и познавательный рассказ 3 класс
  • Что такое художественные рассказы
  • Что такое хороший учитель сочинение
  • Что такое хорунжий в сказке спящая царевна