Что такое чувство вины сочинение

Многомудрый литрекон рассуждает на тему: что такое справедливость?. аргументы, вступление, заключение, тезисы все это вы найдете в итоговом сочинении.

Многомудрый Литрекон рассуждает на тему: «Что такое справедливость?». Аргументы, вступление, заключение, тезисы — все это Вы найдете в итоговом сочинении. Приятного просвещения!

Вариант 1

(422 слова) Справедливость — это нравственный компас, который указывает человеку правильное направление в жизни. Люди, наделенные им, всегда поступают так, как велят им здравый смысл и моральный кодекс. Главный принцип справедливости: все должны получить по заслугам, ничто не остается без последствий. Его воплощение мы часто видим в литературе, а она отражает реальность.

Например, в произведении А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» наглядно показана вся суть понятия «справедливость». Старуха была злой и алчной женщиной, которой, тем не менее, повезло в жизни. Старик поймал золотую рыбку, которая в благодарность за спасение исполняла все желания героини. Она тут же забыла о муже и сконцентрировалась на власти и богатстве. Своим стариком она помыкала, не жалея грубости и унижений, а рыбку захотела видеть своей рабой. Вот до чего дошли тщеславие и властолюбие старухи! Но волшебница вернула ее с небес на землю. Героиня осталась у разбитого корыта. Это и есть ее честно заработанное место. Рыбка поступила справедливо, отняв награды у недостойной женщины, которая ее даже не спасала. Ее решение логически обоснованно: подарки судьбы развили только дурные наклонности героини и сделали несчастным старика. И вердикт рыбки имеет моральную основу: человек не должен получать то, чего не заслужил.

Более реалистичный пример описал Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Родион убил двух женщин, повинуясь желанию проверить свои способности. Он думал, что сможет вершить судьбы людей и идти к цели по трупам, однако ошибся и едва не сошел с ума от чувства вины. В чем состояло его заблуждение? Во-первых, он считал, что Алена Ивановна вредит бедным, поэтому ее нужно устранить. Это глупость, ведь никто, кроме ростовщицы, не мог спасти нищего от голодной смерти. Сам же Родион сводил концы с концами только благодаря ее услугам. Кроме того, не Раскольникову решать, кто нужен обществу и куда девать его деньги, это противоречит всем нормам морали. То есть его решение неразумно и безнравственно, а значит, несправедливо, что мы определили по этим двум важнейшим критериям. Во-вторых, никто не может достичь благих целей, убивая людей и грабя их. Цель не соответствует средствам, а значит, человек неизбежно уклонится на своем пути и пойдет по кривой дорожке. Налицо аморальность и неразумность поступка юноши, которые вновь доказывают его неправоту. Осознав все это, Раскольников признал вину и искупил ее раскаянием, получив тюремный срок. Это акт справедливости: за преступлением последовало столь же суровое наказание.

Таким образом, справедливость всегда определяется соответствием логике и морали. Если поступок правильный, его обоснует здравый смысл и поддержит нравственное чутье. А если он плохой, то ему не найти оправдания в этих аспектах. Всегда нужно тщательно продумывать свои действия и сверяться с совестью, которая не даст оступиться.

Вариант 2

(400 слов) «Справедливость — это истина в действии» — говорил Бенджамин Дизраэли. Данное определение полностью отражает природу явления. Когда мы совершаем то, что должно, мы выступаем в защиту правды и имеем всю ее силу. Разум всегда указывает на справедливое решение и обосновывает его, опираясь на моральные каноны. Чтобы составить наиболее полное представление о справедливости, обратимся к литературным примерам.

Вспомним сказку А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Гордая Наина отвергала любовь пастуха, а затем и предложение воина. Девушка была слишком высокомерна и тщеславна, поэтому ее сердце не было способно на любовь. Многие кавалеры пытались добиться ее руки, но она была непреклонна. Неизменно красавица любовалась собой и считала себя лучше всех остальных. Но, как известно, миловидность проходит с годами, и Наина превратилась в уродливую старуху. И тогда ее самый преданный воздыхатель отказался от нее, ведь от прелести возлюбленной не осталось и следа, пока он тщетно старался расположить ее к себе. Отказ стал ударом для героини. Одиночество и старость окончательно испортили ее характер. Но Наина получила по заслугам: одаривая всех безразличием и холодностью, она сама пострадала от этих негативных проявлений. Мир обращался к ней так же, как и она к нему. В этом равенстве положений раскрывается сущность справедливости: как ты относишься к людям, так и они отнесутся к тебе.

Правильное решение всегда соответствует моральным канонам — это важно понимать, чтобы не упустить истину. Это доказывает поучительный пример Ермила Гирина из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?». Герой служил бургомистром и снискал народную любовь, потому что всегда поступал по совести и не злоупотреблял служебным положением. Для многих он был образцовым человеком, слову которого можно доверять, как своему. Но один соблазн все-таки проник в душу Гирина. Его брата забирали в рекруты. Ему было жаль родственника, и он заменил его имя другим. В армию пошел другой юноша. Ермила подвела привязанность к брату. Ради нее он пожертвовал истиной. Но ведь совесть безразлична к родословной, ее не обмануть. И герой всенародно покаялся в содеянном, он просто не мог больше жить с этим. Он понял, что не может подставлять другого человека даже ради спасения родственника, потому что этот подлог противоречит его нравственным принципам и общим законам морали. Справедливость всегда отвечает требованиям совести.

Таким образом, справедливость — это моральный ориентир, который всегда указывает на истину. Чтобы жить и поступать по совести, чтобы защищать правду, нужно всегда поступать так, как велит этот нравственный абсолют. Только так в мире будет комфортно и безопасно жить, ведь честность и справедливость — самые надежные провожатые в дебрях жизни.

Многомудрый Литрекон представляет итоговое сочинение на тему «Чувство вины — это хорошо или плохо?». Аргументы, тезисы, вступление, заключение — все это поможет Вам раскрепостить свою фантазию и составить свой вариант эссе. Приятного просвещения!

Вариант 1

(406 слов) Чувство вины хоть раз в жизни испытывал каждый из нас. Кому-то оно помогает осознать ошибку и исправить ее, а кого-то это ощущение обременяет настолько, что приводит к трагическим последствиям. Поэтому у данного явления есть и хорошие, и плохие стороны. Чтобы подробнее узнать о них, рассмотрим литературные примеры.

Вспомним повесть А.С. Пушкина «Метель». Главная героиня полюбила бедного армейского прапорщика и не получила благословения от обеспеченных родных. Но влюбленные состояли в переписке и виделись тайком. В конце концов, прапорщик предложил избраннице побег. Она долго колебалась, но не смогла устоять перед соблазном. И все же накануне тайного венчания Марья тяготилась чувством вины перед родными. Она понимала, какую боль им причинит ее решение. И в своей комнате Марья залилась слезами, ведь ложь родителям была для нее настоящим грехом. В церкви героиня пребывала уже в беспамятстве и обмороке. Ее совесть настолько взбунтовалась против нарушения родительских заветов, что девушка даже не заметила, кто с ней обвенчался, и только после обряда обнаружила подмену. После этого ужасного открытия она вернулась домой и уже больше не заговаривала о браке с прапорщиком. Она две недели лежала в лихорадке после нервного потрясения. Чувство вины в ее ситуации сыграло положительную роль. Марья больше не повторяла своей ошибки и не покидала родню ради сомнительных приключений. В финале она встретила мужчину, кандидатура которого всех устроила и не вносила раздора в семью.

Однако бывает и так, что чувство вины приводит человека к сильнейшему нервному напряжению и роковым последствиям. В пьесе А.Н. Островского «Гроза» Катерина стала жертвой своей совести. Она жила в атмосфере угнетения и злобы. Свекровь критиковала и упрекала ее без повода. Муж стремился сбежать из дома и во всем потакал деспотичной матери. Катерина была лишена любви, уважения и поддержки в семье. Вполне естественно, что она увлеклась другим мужчиной и захотела сбежать от постылой жизни. Однако верующая женщина очень стыдилась своего чувства, хотя оно было искренним и глубоким. Катерина мучалась от укора совести и во всем призналась мужу и свекрови. Кабаниха начала издеваться над ней еще сильнее, а Тихон по ее наущению избил жену. Катерина тоже не смогла себя простить. Она наложила на себя руки. На этот поступок ее натолкнуло именно чрезмерное чувство вины. Такие последствия обличают его вред для человека.

Таким образом, чувство вины помогает человеку работать над собой и избежать повторения ошибок. Но оно же может стать разрушительным явлением, способным нанести людям большой вред. Избыточная самокритика дестабилизирует самооценку личности и порой приводит ее к суициду. Во всем нужно знать меру, и чувство вины — не исключение.

Вариант 2

(409 слов) Чувство вины — это укор совести, который делает личность более нравственной и совершенной. Ошибаясь, он понимает, что не прав, и спешит решить созданную проблему. Но порой человек чрезмерно утрирует и искажает свое восприятие ситуации, возвеличивая свою вину до гигантских масштабов, что влечет за собой нервное потрясение или даже расстройство психики. Чтобы лучше разобраться в теме, вспомним примеры из литературы.

О том, что чувство вины очищает душу, писал А.С. Пушкин в произведении «Станционный смотритель». Дуня сбежала из отчего дома с проезжим офицером, посулившим ей хорошую жизнь в столице. Отец был очень обеспокоен ее поступком и отправился искать беглянку. Он хотел спасти одураченную девушку от соблазнителя, но обнаружил, что Минский имеет более серьезные намерения. Однако это отца не утешило. Он нашел дочь, но она упала в обморок, и Самсона вытолкали за дверь. С тех пор от Дуни он не получал ни весточки. От горя Самсон запил и вскоре умер. Спустя несколько лет на его могилу приехала богато одетая женщина с двумя детьми. Она рыдала и раскаивалась в своем преступном равнодушии по отношению к отцу. Чувство вины проснулось в ее душе, когда она сама стала матерью. И укор совести послужил ее нравственному преображению: она все-таки приехала мириться с родителем, но было уже слишком поздно. 

Однако порой чувство вины порождает болезнь и крайнее истощение всех сил организма. Подтверждение этому мы находим в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». Наташа Ростова увлеклась Анатолем Курагиным и разорвала помолвку с Андреем Болконским. Понимая, что родители ее действия не одобрят, героиня согласилась на побег с возлюбленным. Однако план провалился: Марья Дмитриевна вовремя узнала об этом и заперла Наташу в комнате. Впоследствии беглянка узнала, что Анатоль хотел обмануть ее и воспользоваться ее наивностью. Он уже был женат на такой же несчастной девушке, которую он когда-то обесчестил. Наташа поняла, как сильно она ошиблась! Изменила жениху, опозорила себя и семью, чуть было не разрушила свое будущее. Под влиянием чувства вины героиня сильно заболела. Она перестала есть, впала в меланхолию, отказывалась от общения и веселого досуга. Доктора уже и не знали, как ее спасти, ведь силы убывали с каждым днем. Наташа с трудом смогла восстановиться и начать жизнь с чистого листа. Гипертрофированное чувство вины скорее навредило ей, чем помогло.

Таким образом, чувство вины помогает нам осознать свои недочеты и исправиться. Оно делает человека более ответственным. Однако раздувание укора совести до состояния нервного потрясения, которое ведет к образованию проблем со здоровьем, вредит людям, потому что может стать причиной болезни или даже смерти того, кто так утрирует свою вину. 

Довольно часто люди склонны испытывать чувство вины. Оно мешает нормально жить. Как же избавиться от тяжести вины?
Все мы люди, и ничто человеческое нам не чуждо. В том числе и совершение разного рода ошибок. Вот только реагируем на них мы все по-разному.
Некоторые склонны обвинять в совершенной ошибке или неблагоприятном для них событии внешнюю среду: обстоятельства, людей, в том числе и совершенно непричастных к ситуации.
Другие в каждой своей (и не только своей) ошибке готовы обвинять себя – за неспособность решить ту или иную задачу, за непонимание чего-то, за свое бессилие перед жизненными трудностями и т.д.
Какая же из этих двух позиций лучше? Сложно сказать, ведь обе они неконструктивны по своей природе. С одной стороны, обвинение окружающих не помогает исправить ситуацию.
С другой стороны, люди, склонные обвинять себя, тоже не всегда могут исправить ошибки и предотвратить их повторение в дальнейшем. И уж тем более они не в силах изменить то, что от них никак не зависит. Но при этом такие люди склонны испытывать мучительное чувство вины.

Что же такое – чувство вины?

Чувство вины – это чувство, возникающее тогда, когда человек вынужден поступать против своих моральных принципов и ценностей.
По сути, это негативная эмоция, переживание, которое загоняет человека в угол, не оставляя ему выбора. Многие психологи утверждают, что мучительное чувство вины является признаком незрелости человека.
В то же время, однозначный ответ на вопрос, что же такое чувство вины, получить нелегко. Одни специалисты придерживаются точки зрения, что это болезненный комплекс, другие – утверждают, что чувство вины – это социально полезный регулятор поведения.
Но важно понимать, что чувство вины не имеет ничего общего с анализом и трезвой критической оценкой своего поведения. В первую очередь, чувство вины – это обвинение себя как личности. Если такое обвинение входит в привычку, оно развивает чувство собственной ущербности и вызывает у человека отчаяние. А последнее, в свою очередь, мешает конструктивной деятельности.

Быть виноватым или чувствовать себя им?

Между понятиями «быть виноватым» и «чувствовать себя виноватым» существует огромная разница.
Если человек знает заранее, что может каким-то действием причинить вред кому-то, или себе, и все равно это делает, то он виновен. Но с такими людьми уже разбираются другие специалисты, и речь сейчас не о них.
Есть и другая группа людей – те, которые склонны считать себя виноватыми, хотя при этом реально нанесенного вреда не было. Они сами решают признать себя виноватыми, часто на основании так называемого «внутреннего голоса», осуждающего их.
Чувство вины – непродуктивная реакция человека на самоосуждение и самообвинение. По сути, это агрессия, направленная на самого себя. Люди, испытывающие чувство вины, склонны к самобичеванию, самоедству, стремятся каким-либо способом понести самонаказание.
При этом, намного реже человек испытывает чувство вины за то, что сделал, чем за то, что не сделал, или не мог изменить.

Разница между виной и совестью

Ранее мы уже говорили о том, что некоторые люди склонны считать чувство вины в отдельных случаях полезным и даже необходимым. Но тут, видимо, нужно провести грань между чувством вины и совестью.
Различие между совестью и сопряженной с ней ответственностью, с одной стороны, и чувством вины с другой – очень большое. Но, в то же время, это не мешает людям путать их между собой. В чем же разница?
Совесть – это внутренний механизм, который осуществляет нравственный самоконтроль и оценку собственных чувств, взглядов, поступков, их соответствия своим жизненным ценностям и целям.
Проявляется совесть как внутренний, часто неосознаваемый, запрет на какие-то действия, отнесенные к разряду неодобряемых. Совесть также может вызывать внутреннюю боль, сигнализирующую о протесте против содеянного действия, противоречащего собственной системе ценностей и самоидентичности. В таких случаях возникают так называемые угрызения совести, призванные удержать человека от повторения ошибки в дальнейшем.
Именно совесть побуждает человека к выполнению норм морали, а также норм ответственности.
Переживания, вызываемые совестью и чувством вины, тоже различны. Чувства, вызванные совестью, направлены на состояние другого человека, на сопереживание его боли. А чувство вины направлено на самого себя, на собственное самонаказание и самобичевание. Такой человек говорит себе: «Я плохой, мне нет прощения, я заслуживаю наказания».
При этом человек, погруженный в чувство вины, не в состоянии анализировать свои проступки, искать варианты улучшения положения, совершать какие-то реальные действия по исправлению ситуации. Он смотрит в прошлое и там застревает. Человек же управляемый совестью и чувством ответственности смотрит в будущее, двигается вперед.
Чувство вины наносит людям необычайный вред. В отличие от ответственности, оно размыто, неконкретно, жестоко, снижает самооценку и лишает человека уверенности в себе. Чувство вины вызывает постоянное напряжение, дискомфорт, ощущение боли и тяжести, тоску, разочарование, пессимизм, отнимает энергию и силы.
Когда чувство вины становится хроническим, оно изменяет даже тело человека. В первую очередь страдает осанка. Такие люди «носят» опущенные плечи, ходят в понурой позе. Им нередко бывает трудно смотреть человеку в глаза, они опускают взгляд и низко склоняют голову. Также, по утверждению специалистов, заболевания позвоночника в районе седьмого шейного позвонка часто связаны с хроническим чувством вины.
Переживания же, связанные с совестью и ответственностью, хроническими не становятся. Они прекращаются после устранения причины, которая их вызвала. При этом человек не ощущает себя плохим – он исправляет ошибку и идет дальше, а, если исправить ее невозможно, берет урок на дальнейшее.

В чем причина чувства вины?

Конечно, причины возникновения чувства вины разные. Но в целом можно выделить основные, наиболее часто встречающиеся, ситуации.
1. Жажда к самодовольству. Она часто мотивирует нас совершать действия, о которых потом придется пожалеть. Сюда можно отнести вредные привычки – курение, употребление алкоголя, и даже удовольствие от съедения вредной (по вашим субъективным критериям) пищи.
2. Ложь. По общепринятым нормам морали, человек должен быть честным. Поэтому, обманывая других, люди склонны чувствовать себя виноватыми. Если же эти ситуации повторяются, «порочный круг» замыкается, и человек может испытывать навязчивое чувство вины.
3. Собственное бездействие. Современное общество подталкивает нас к активности. Поэтому, позволяя себе иногда бездельничать, человек начинает испытывать чувство вины. Порой люди могут мучиться даже из-за того, что работают не так много, как сами считают нужным.
4. Гнев и другие негативные эмоции. У многих чувство вины появляется из-за явного проявления эмоций, которое может причинить страдания другим людям.
5. Иллюзия контроля. Нам очень хочется думать, что события, происходящие в нашей жизни, являются следствием наших действий, и мы все можем контролировать.

Родом из детства

Если же копнуть поглубже, то местом рождения чувства вины является, конечно же, семья. А именно ценности, правила и установки, привитые ребенку с детства.
Закладка чувства вины происходит в раннем детстве, в возрасте 3-5 лет. Психологи называют этот период «Творческая инициатива или вина». При этом чувство вины используется как негативный внутренний регулятор поведения.
В этот период малыш переживает крах ощущения своего всемогущества. Он чувствует, что не все может, и из-за этого испытывает страшное чувство беспомощности и стыда. Чтобы укрыться от этого чувства, он подсознательно выбирает вину.
Если родители понимают и поддерживают своего ребенка, он постепенно принимает себя не всесильного и преодолевает чувство вины, развивается в творчестве.
В противном же случае, если родители склонны к прямым обвинениям и порицаниям, у ребенка на многие годы, а то и на всю жизнь остается склонность чувствовать себя виноватым, и это мешает ему проявляться в творчестве, общаться с людьми и вообще полноценно жить.
Маленький ребенок не может критически оценить все происходящее вокруг него. Поэтому все поступки мамы и папы он принимает за эталон и послушно подчиняется их манипуляциям.
В итоге он начинает верить, что он виноват, даже в несуществующих грехах, и ощущать себя должником перед всеми.
Во взрослом возрасте, вместо того, чтобы принять свою беспомощность и стыд в моменты слабости и невозможности изменить ситуацию, такие люди выбирают чувство вины – ведь оно создает иллюзию, что все еще можно исправить.

Бессознательное чувство вины

Человек не всегда может осознавать испытываемое им чувство вины. Вылезать «на поверхность» оно может через желание защищаться, оправдываться, говоря о своих поступках.
Другой способ проявления этого чувства – проекция – обвинение другого в том, что связано с нашими собственными поступками.
Бессознательное чувство вины приводит к разрушительным установкам по отношению к себе – «Я виноват, и должен понести наказание».

Как же избавиться от чувства вины?

От деструктивного чувства вины можно и нужно избавляться. Универсального рецепта по терапии вины, конечно, не бывает. Все мы разные, и каждому подходит что-то свое. Но все же есть определенные советы, направленные на помощь в лечении чувства вины:
Постарайтесь принять и осознать, что вы чувствуете себя виноватым. Это первый и очень важный шаг.
Прислушайтесь к себе, к своим чувствам и ощущениям, определите их как можно четче.
Задайте себе вопрос: «Логична ли моя вина? Сделал ли я все, что мог в этой ситуации?». Такие вопросы позволяют посмотреть на свои действия и вытекающее из них чувство вины под совершенно другим углом.
Постарайтесь изучить свои стереотипы и стандарты, когда они противоречат вашему поведению. Возможно, ваши установки уже устарели, и их пора менять на более подходящие к вашей нынешней жизни? Или ваши стандарты для вас необоснованно высоки? Меняя свое поведение, можете задать себе вопрос: «Что я потеряю или обрету, если изменю свое привычное поведение в этой ситуации?».
Перестаньте ассоциировать себя с прошлым. Вы уже не тот человек, которым были вчера. Соответственно, ваши жизненные установки тоже могут меняться, и это нормально.
Избавьтесь от желания оценивать все вокруг как «правильное» или «неправильное». Пока вы не навесите ярлык на то или иное обстоятельство, оно является нейтральным. Поэтому вы можете игнорировать мысли, призывающие вас снова почувствовать себя виноватым.
Научитесь себя прощать. Возможно, это звучит громко и вычурно. Но, по сути, большое число наших действий обусловлено бессознательными инстинктами. То есть, мы не можем их не только проконтролировать, но и даже осознать. Так, возможно, стоит простить себе эту слабость?
Учитесь на своих ошибках. Любой опыт, даже самый печальный, можно использовать для того, чтобы стать лучше, найти возможность для личностного роста.
Если вы хотите уберечь вашего ребенка от чувства вины, помните, что для воспитания ответственности и совести необходимо не порицание, несправедливая критика и осуждение, а терпеливое объяснение. Рассказывайте ему, какими могут быть последствия его неправильных поступков для него и окружающих его людей. Пробуждайте в нем не вину, а сопереживание и сочувствие.
Справиться с чувством вины не всегда так просто. Часто для этого нужно время, силы и желание прорабатывать ее вновь и вновь. Но результат вас обязательно порадует, как радует заключенного в душной темнице узника глоток свежего воздуха.
Ведь, по сути, ум человека – это своеобразный компьютер, работающий по какой-то программе. Перепишите эту программу так, как вам это нужно, убирая оттуда то, что разрушает. В том числе и чувство вины.
И не стоит забывать, что мы с вами просто люди, и нам свойственно ошибаться. Как бы мы ни стремились предусмотреть и проконтролировать все то, что с нами происходит, это вряд ли получится.
Стоит ли винить себя за это? Как обычно, выбор за вами. Кто знает, может, именно неожиданные повороты судьбы приготовят вам новые радужные перспективы?
Доверяйте миру, радуйтесь жизни и будьте счастливы!
Анна Кутявина для сайта f-Journal.ru

Сочинение.
Тема вины и возмездия в драме А. Н. Островского «Гроза»

Действие драмы происходит в вымышленном провинциальном городе Калинове. Его жители знать не знают других земель и стран. Даже о своем прошлом они сохранили смутные, утратившие смысл воспоминания: Литва к ним “с неба упала”. Среди действующих лиц пьесы почти нет тех, кто не принадлежал бы калиновскому миру. Бойкие и кроткие, властные и забитые, купцы и конторщики, странницы и даже старая сумасшедшая барыня, пророчащая всем адские муки, — все они вращаются в замкнутой патриархальной сфере. Лишь один человек не принадлежит калиновскому миру по рождению и воспитанию. Он не похож на других жителей города обликом и манерами — это Борис, молодой человек, приехавший к дяде, чтобы получить свою долю наследства. Эта новизна и привлекла внимание главной героини — Катерины — к Борису. Она, уставшая от подавления собственной свободы и независимости, не видящая любви от мужа и свекрови, вдруг открывает в себе новое отношение к миру, новое чувство, неясное еще самой героине: “Ох, девушка, что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то! Никогда со мной этого не было. Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю или…уж и не знаю”. Это чувство, которое Катерина не может объяснить, — просыпающееся чувство личности. Но Островский, следуя своей манере выражать социальные вопросы через нравственные проблемы, не придает “чуду” формы общественного протеста, а наделяет героиню чувством влюбленности. В Катерине рождается и растет страсть, но эта страсть одухотворенная, далекая от бездумного стремления к тайным радостям. Она пытается бороться с ней, потому что это проснувшееся и заговорившее со всей силой чувство любви воспринимается героиней как страшный, несмываемый грех, так как любовь к чужому человеку для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга. Моральные заповеди патриархального мира для Катерины полны своего высокого смысла. Она всей душой хочет быть чистой и безупречной, ее нравственная требовательность к себе безгранична, бескомпромиссна. Осознав свою любовь к Борису, героиня изо всех сил стремится ей противостоять, но не находит опоры в этой борьбе: “А вот что, Варя, быть греху какому-нибудь! Такой на меня страх, такой-то на меня страх! Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что”. И действительно, вокруг нее все уже рушится. Призыв Катерины к Тихону, последняя надежда опереться на любовь мужа остаются невостребованными. Он оставляет ее, стремясь вырваться из-под тягостной опеки матери. Изнемогая в борьбе со страстью к Борису, в отчаянии от приближающегося и неминуемого поражения в этой борьбе, она просит Тихона взять ее с собой в поездку. Но Тихон совершенно не понимает, что происходит в душе жены: ему кажется, что это пустые женские страхи, и мысль связать себя семейной поездкой представляется ему совершенной нелепостью. Только что глубоко обиженная наказом, который ей дал Тихон под диктовку матери, Катерина хватается за последнее средство — обряд и принуждение. Она просит взять с нее страшную клятву: “Чтоб не видать мне ни отца, ни матери! Умереть мне без покаяния, если я…” Но он не дает ей договорить и тем самым лишает ее последнего шанса защититься от вспыхнувшего чувства. Осознав в себе грешную страсть, но оставаясь очень религиозной, Катерина не может молиться, как прежде: слишком далека она от неискренности перед Богом. Это тоже подрывает в ней способность к противостоянию завладевшему ею чувству. Подхваченная вихрем страсти, сливающейся для нее с понятием воли, она становится смела до дерзости, решившись не отступать, не жалеть себя, она ничего не хочет скрывать. “Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда!” — говорит она Борису. Но это как раз и предвещает дальнейшее развитие драмы — гибель Катерины. Сознание греха живет в ней и в счастье, которое с огромной силой овладевает ею, и тогда, когда счастье кончилось. Она не боится людского суда, ей страшен Божий суд. Во время грозы, увидев “геенну огненную”, Катерина 216 прилюдно кается, так как ее внутренние переживания дошли до такого накала, что она уже не могла скрывать свою неверность. Покаяние ее отвергнуто. Полное отсутствие надежды на прощение толкает ее на самоубийство — грех еще более тяжкий с точки зрения христианской морали. Смерть героини является кульминацией ее внутренних волнений. Смерть — это конец ее внутреннему возмездию и… успокоение. Катерина хотела жить по чувству, не подчиняясь общему правилу: любовь и брак — вещи несовместимые. Ей не позволили. Катерина не может больше терпеть нападок свекрови, муж ей “постыл, ласка-то его мне хуже побоев”, и она уходит из дома. Но куда она пойдет? Она же “мужняя жена”. У нее остаются только два выхода: вернуться домой и покориться или уйти из жизни. Она выбрала последнее, тем самым бросив вызов деспотизму и невежеству “самодуров”. Катерина своим поведением отвергает принципы домостроевской нравственности, рвется к новой жизни и предпочитает смерть жизни в неволе. Благодаря этому, по словам Добролюбова, “самодурство, как мы видим, потеряло свою самоуверенность, лишилось и твердости в действиях, утратило и значительную долю той силы, которая заключалась для него в наведении страха на всех”.
Поэтому смерть Катерины, по-моему, является виной калиновского мира — мира без милосердия, где присутствует только пустая оболочка Закона. И еще, мне кажется, что гибель героини является не только виной, но и возмездием самодурам: в финале, вслед за признанием Катерины, следует опять-таки открытый, при людях, бунт сына Кабанихи, то есть вместе со смертью Катерины приходит и крушение Кабановой. “Протест против них не заглушается уже”, — сказал Добролюбов.

Как написать студенческую работу, чтобы её 100% приняли?

Возникают ситуации, когда очень сложно сделать работу, когда совершенно не понятно каков должен быть конечный результат. В таких случаях лучше не тратить лишние время и нервы, а обращаться к знающим людям.

Помощь в написании учебных работ

Многомудрый Литрекон все еще разговаривает с собой и предлагает Вам итоговое сочинение на тему:  Как Вы понимаете выражение «муки совести»? Аргументы он взял из книг «Мастер и Маргарита», «Преступление и наказание», «Тихий Дон», «Борис Годунов».

Вариант 1

(480 слов) Муки совести — это нравственные страдания человека, осознавшего свою неправоту. Такое состояние стало предметом интереса многих литераторов, стремившихся показать его глубину и силу, а также главное назначение — очищение души. Рассмотрим характерные примеры из книг, чтобы точнее описать данный феномен.

Муки совести демонстрируются наиболее детально в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой, угнетенный бедностью, увлекается теорией, разделяющей всех людей на право имеющих и тех, кто лишь безропотно подчиняется силе и власти. Первую категорию, к которой так хотел принадлежать Родион, отличает способность к убийству. Чтобы проверить себя, Раскольников убивает ростовщицу и случайную свидетельницу его деяния — сестру жертвы. Казалось бы, самый ответственный этап проверки позади, и можно влиться в общество тех, кому все дозволено, но Родион вдруг заболевает нервным расстройством и тяжело переносит мысли о случившемся. Ему не дает покоя ощущение разобщенности со всеми остальными людьми, даже со своей семьей. Он стыдится видеться с матерью и сестрой, ведь боится, что потом они будут думать, будто он обманом выкрал у них ласку и любовь. Он, недостойный заботы и внимания, отягощенный осознанием собственной греховности, страдает от одиночества и непонимания, как дальше жить. С грузом вины на сердце он обращается к такой же «преступнице» — Соне, вынужденной торговать собой, чтобы обеспечить семью. Только она дает Родиону совет, как избавиться от мучений. Лишь признание и раскаяние могли помочь Раскольникову начать жить в ладу со своей совестью. На каторге он переживает последний этап очищения и возвращается на путь добра. В данном примере нравственные страдания героя выражались не только в самобичевании, тоске и душевной боли, но и в физическом ощущении болезни, как будто даже его организм испытывал боль от укора совести.

Муки совести способствуют не только признанию вины, но и попыткам человека ее искупить. Так, в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Понтий Пилат приговаривает невиновного человека к казни и, осознавая это, тщится исправить свою ошибку. Иешуа был лишь добрым и не лишенным таланта проповедником, совершенно безобидным и непорочным. Но одна лишь неосторожная фраза о политике Рима поставила его в один ряд с ворами и убийцами. Пилат, прокуратор Иудеи, завоеванной римской провинции, не мог допустить, чтобы в подведомственном ему городе, прославленном склонностью к бунтам, начались идейные брожения и формирование революционных настроений. На кону стояли карьера и репутация, заслуженные тяжелым трудом. Но после приговора Пилат почувствовал себя предателем тех принципов верховенства закона, которые он защищал. И он начал действовать: попросил первосвященника отменить приговор в честь праздника, а после провала поспособствовал смягчению казни и быстрой смерти философа на кресте. Он же решил убить Иуду, виновника ареста Иешуа. Муки совести, проявившиеся в остром недовольстве собой, вынудили героя постараться исправить свою ошибку и минимизировать ее последствия. Эти нравственные страдания действительно способствуют очищению души.

Таким образом, муки совести выражаются в самобичевании, болезненном ощущении собственной неправоты и боли от осознания последствий неправильных действий. Они способствуют признанию вины и решению возникшей проблемы. Работа над ошибками очищает душу и делает человека более опытным и ответственным. Так что это явление можно назвать благоприятным, хоть и болезненным.

Вариант 2

(451 слово) Что такое «муки совести»? Это острое чувство недовольства собой. Оно возникает тогда, когда человек осознает ошибочность своих поступков и трагические последствия заблуждения. Нравственные страдания проявляются в самобичевании, тревожности, ощущении собственной порочности, что доказывают многочисленные примеры из литературы.

Так, Михаил Шолохов в романе-эпопее «Тихий Дон» изобразил героя, который был склонен к нравственной оценке своего поведения. Григорий Мелехов, как и многие его сверстники, отправился на Первую мировую войну и слепо повиновался приказам вышестоящих господ. Казаков, думающих только о посевных работах и своем хозяйстве, принудительно направили в бой. Но, в отличие от многих своих товарищей, Мелехов тяжело переживал свое боевое крещение. «Муть свинцом налила темя», когда Григорий в пылу схватки рубанул шашкой молодого австрийского солдата, который просил пощады и не имел в руках оружия. Эта смерть повисла бременем на душе героя. «Путано-тяжел был шаг его, будто нес за плечами непосильную кладь; гнусь и недоумение комкали душу» — так описывает автор состояние Мелехова. Долго еще Григорий будет думать и вспоминать о том ужасном дне, когда ему пришлось осквернить руки кровью. Муки совести проявились у него в нравственных терзаниях, заторможенности поведения, нерешительности и чувстве вины за гибель человека.

Но иногда люди могут свести все муки совести к минимуму и жить с чувством вины долгие годы, не подавая вида и привыкнув к своим тайным думам. Они убеждают себя в собственной невиновности и всячески стараются оправдаться. Так, главный герой пьесы А.С. Пушкина «Борис Годунов» в течение тринадцати лет скрывал от окружения свою причастность к гибели наследника. Он убил царевича Дмитрия, чтобы захватить престол и обеспечить своему роду право передавать его из поколения в поколение. Но хитрый боярин Шуйский, знавший тайну фаворита царя, не стал ее обнародовать, чтобы не рисковать своим положением при дворе. Однако самому Годунову каждую ночь снился убитый. При упоминании о нем он краснел и терял контроль над собой. Имя Дмитрия стала ахиллесовой пятой Бориса, когда он надел на себя шапку Мономаха, к которой он так стремился. Он знал, что этот грех не оставит его в покое, и нес крест нравственных страданий, не облегчая его признанием. Борис хотел передать власть сыну, поэтому не мог раскаяться и принять избавление. Лишь на смертном одре он намекает Федору о том, чем он пожертвовал ради его престола: «Я, я за все один отвечу богу». В данном примере герой всячески скрывает муки совести, но они все равно дают о себе знать во снах и тайных думах Бориса. Наедине с собой он страдает от чувства вины за смерть Дмитрия.

Таким образом, муки совести могут проявиться в поведении и словах человека: он станет нервным, тревожным, будет копаться в себе и критиковать себя. Но люди в силах контролировать эмоции и никак не показывать свои страдания. В этом случае чувство вины будет выражаться у них наедине с собой: в сновидениях, раздумьях, внутренних диалогах.

  • Что такое чужбина сочинение
  • Что такое холят в сказке о царе салтане
  • Что такое хадерилиаз в сказке ашик кериб
  • Что такое характеристика рассказа
  • Что такое цель в жизни определение для сочинения