Что такое чародей в сказке о царе салтане определение

Ответы на вопросы учебника литературное чтение 3 класс, 1 часть, климанова, виноградская, страницы 94-95. раздел волшебная сказкаукм перспективамаленькие и большие

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страницы 94-95. 

Раздел «Волшебная сказка»

УКМ «Перспектива»

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1. Прочитайте ещё раз начало и конец каждой сказки. Запишите их в творческую тетрадь.

«Иван-царевич и серый волк»: «Жил-был царь Берендей… …стали жить-поживать, да горя не знать».

«Летучий корабль»: «Жили-были старик и старуха… …стал он в том царстве жить, всякие дела вершить».

«Морозко»: «Живало-бывало, жил дед да с другой женой… …заголосила старуха да поздно».

«Белая уточка»: «Один князь женился… …стали все жить-поживать, добра наживать».

«По щучьему веленью»: «Жил-был старик. Было у него три сына… …тут и сказке конец, а кто слушал — молодец».

2. Подумайте, есть ли какой-то смысл в том, что волшебные сказки начинаются и заканчиваются определёнными словами. Зачем в сказке нужна концовка?

В зачине сказки обычно даётся представление о героях, например, живут старик и три сына.

Концовка нужна чтобы показать, что дальше у героев всё будет хорошо. Они живут, горя не знают, добра наживают. Это убеждает нас в окончательной победе добра.

3. Вспомните, что такое присказка.

Присказка — это короткий рассказ, прибаутка перед началом сказки.

4. Выберите присказки из перечисленных предложений. Запишите их в творческую тетрадь.

Согласно определению, присказка является коротким рассказом. Из перечисленных примеров только один отвечает этом условию:

На море-окияне, на острове Буяне стоит дерево — золотые маковки…

5. Обсудите с друзьями, чтобы вы делали, если бы у вас появились волшебные предметы: волшебная палочка, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы. Составьте совместно небольшой рассказ о том, что могло бы случиться, если бы вы однажды нашли волшебную палочку.

Если бы я нашла скатерть-самобранку, я бы накормила всех голодных, никто бы больше не стал страдать от голода.

Если бы я нашла сапоги-скороходы, я бы никуда и никогда не опаздывала. Я бы посетила все страны мира, увидела бы все чудеса планеты.

Рассказ «Как мы нашли волшебную палочку» для 3 класса.

Однажды мы с Игорем нашли волшебную палочку.

Она просто лежала в траве, небольшая, очень красивая, со звездой на наконечнике.

Игорь сказал, что это просто игрушка, а я взмахнула палочкой и появилось мороженое. Тогда Игорь выхватил у меня палочку и стал размахивать ею, крича разные желания. Но у него палочка не работала.

Я сказала, что это потому, что он не верил в волшебство, и забрала палочку. Игорь стал просить загадать электросамокат или смартфон, но я вспомнила сказку «Цветик-семицветик». Я подумала о том, что нельзя использовать волшебную палочку на разные глупости или игрушки. Она нужна для добрых дел.

Я пожелала, чтобы люди стали добрыми и перестали завидовать друг другу, чтобы прекратились войны, чтобы учёные победили болезни, чтобы прилетели инопланетяне.

Теперь остаётся только ждать, что из этого получилось. Ну и играть с Шеном, он прилетел к нам из созвездия Гончих псов сразу, как я этого пожелала.

6. Подумайте, что общего в характерах и поступках главных героев сказок «Летучий корабль», «Иван Царевич и серый волк» и «По щучьему веленью».

Они все проявляют доброту и любовь к людям и окружающему живому миру.

7. Почему люди слагали сказки про Ивана-дурака? Выберите тот ответ, с которым вы согласны.

Чтобы показать, что тот человек умный, который живёт по совести, добр, честен, простодушен, любит родителей и окружающий мир.

8. Поразмышляйте над словами известного учёного Д. Лихачёва.

Учёный подтверждает сделанный мной вывод о том, что любят в народе не просто дураков, а людей добрых, немного наивных, которые никому не делают зла, любят родителей и животных. Только таким достаются награды в сказках, уважение и почёт.

9. Попробуйте провести исследование на тему «Добро побеждает зло». Побеседуйте об этом с родителями и друзьями. Совместно составьте небольшой текст. Подтвердите свои мысли примерами из прочитанных сказок.

Текст-исследование на тему «Добро побеждает зло» для 3 класса

Главным принципом, который всегда соблюдается в волшебных сказках, оказывается принцип торжества добра.

Как бы тяжело не приходилось доброму герою в начале, в конце он обязательно получает награду и повергает злого. В этом народ видит высшую справедливость.

Любая сказка подводит нас к убеждению в том, что добро должно победить, что оно сильнее зла. Это искренняя мечта народа, которую он воплотил в своих сказках.

Победа добра происходит во всех случаях, даже если доброму герою приходится погибнуть.

Возьмём Ивана-царевича, который искал жар-птицу и которому помогал серый волк. Он погиб, убитый братьями, но волшебная сказка не допускает победы зла. И волк оживляет Ивана, а братьев уничтожает.

Похоже развиваются события в сказке «Белая уточка». Добрая героиня не гибнет, но превращается колдовством в уточку. Её сыновья убиты злой ведьмой. Но добро побеждает и тут. Уточка становится человеком, сыновья оживают, а ведьму убивают.

И так происходит в каждой сказке. Ведь не зря народная мудрость говорит о том, что добро вечно в памяти живёт. Живёт оно и в сказках, за что мы их так любим.

1

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 258-259

Толстой Лев Николаевич «Кавказский пленник»

Читайте также: 

Размышляем о прочитанном

1. Какие события подсказали Толстому идею создания рассказа «Кавказский пленник»? Почему он назван «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»? Какова идея рассказа «Кавказский пленник»?

Идею этого рассказа писателю подсказали события войны с горцами, воспоминания Ф. Торнау и личные впечатления Толстого, который служил на Кавказе.

Несмотря на то, что в плен попали два русских офицера, автор назвал рассказ «Кавказский пленник». Ведь только один из офицеров, Жилин, повёл себя как герой, сохранил человеческие качества, и именно о его судьбе этот рассказ.

Идея, главная мысль этого рассказа в том, что нельзя сдаваться и опускать руки даже в самых безнадёжных ситуациях. Надо бороться до конца, ведь только к смелому приходит удача.

2. Как оказались Жилин и Костылин на опасной дороге?

Жилин выпросил отпуск и поехал домой вместе с обозом. Но обоз двигался медленно, а было жарко. Костылин предложил ехать вперед и Жилин согласился. Так они оказались одни на опасной дороге.

3. Какой представилась герою татарская деревня? Что увидел Жилин в доме? Какие обычаи татар он наблюдал? Расскажите об этом близко к тексту.

К татарскому аулу Жилина привезли к ночи. На него надели колодки и бросили в сарай. Сквозь щель Жилин наблюдал за жизнью аула.

Он видел саклю, дом в котором жили татары, видел коз и собак, наблюдал, как дети утром гнали лошадей на водопой, а женщина с ребёнком несла на голове кувшин с водой.

Сами татары ничего не делали, они ходили в богатой одежде и с оружием. Всю работу для них делали работники-ногайцы, женщины и дети. Пленных татары держали ради выкупа.

В татарском доме лежали дорогие ковры, на стенах висело оружие. Татары сидели на коврах и на коврах кушали. Ели они руками, а после еды мыли руки в лоханке и читали молитвы.

4. Как встретились Жилин и Костылин? Как они вели себя в плену? Почему Дина помогала Жилину? Что хочет сказать нам писатель, рассказывая об этой дружбе? Почему не удался первый побег? Как относились к Жилину татары? В чём смысл рассказа? Что осуждает писатель (бессмысленность вражды между народами, бессмысленность войны или что-то другое)?

Костылин и Жилин встретились в татарском доме. Жилин упрямо не хотел платить большой выкуп, а Костылин согласился заплатить пять тысяч рублей.

Жилин вёл себя смело, не боялся перечить татарам. Он сразу решил убежать и высматривал пути для побега. Костылин смирился с пленом, надеясь только на выкуп.

Жилин слепил для Дины куклу и девочка стала носить ему тайком молоко и лепёшки. Они подружились. Жилин по-доброму относился к девочке и этим завоевал её сердце. Она никогда не видела ласки от родителей, ей воспитывали в строгости.

Описанием этой дружбы писатель говорит нам о том, что дети оценивают человека по его поступкам, а не по национальному признаку. К добрым людям дети тянутся, злых сторонятся.

Первый побег не удался из-за Костылина. Он стёр ноги в кровь, устал и сдался. Жилин не бросил Костылина и попытался нести его на себе, но их догнали и вернули в аул.

Татары относились к Жилину с уважением. Он показал свою храбрость и мужество, волю, любовь к свободе. Эти качества ценят все народы. К тому же он был мастер на все руки и много чего делал для татар.

Писатель осуждает бессмысленность вражды между народами, которая ведёт к войнам и жестокости.

5. Проследите по статье Эйхенбаума о рассказе Толстого «Кавказский пленник», по воспоминаниям, на основе которых писателем и был создан рассказ: что взял писатель из этих воспоминаний, что является писательским вымыслом? Какие идеи, мысли и чувства хочет передать читателю автор рассказа? Что такое сюжет, рассказ?

Писатель взял для своего рассказа реальные события войны с горцами, реальный случай с Ф. Торнау, когда тот оказался в плену. Торнау тоже делал поделки и подружился с девочкой.

Писатель придумал историю побега Жилина из плена, историю Костылина.

Автор хочет донести до нас мысль о том, что только в борьбе человек может добиться счастья. Он рассказывает про ужасы войны и предостерегает человечество от этого. Он ратует за человечность и милосердие, за доброту и отзывчивость. Именно эти качества помогли Жилину обрести дружбу Дины и сбежать из плена.

Сюжет — это цепь событий, описанных в произведении.

Рассказ — это краткое повествование о каком-то случае, отдельном эпизоде жизни человека.

6. Назовите эпизоды из рассказа «Кавказский пленник», которые вызвали у вас страх, грусть, сочувствие.

Страх у меня вызвали описание схватки с татарами, после которой Жилин оказался в плену, и сцена после первого побега, когда пленников хотели убить.

Грусть у меня вызвали слабость Костылина и сломанная кукла.

Сочувствие вызвали пребывание Жилина в плену, его воля и стремление бежать.

7. Постарайтесь узнать у своих одноклассников их впечатления о поступках героев. Совпадают ли они с вашим мнением?

Мы с друзьями одинаково оцениваем поступки героев. Мы восторгаемся мужеством и добротой Жилина. Восхищаемся самоотверженностью Дины. Нам не нравится поведение Костылина, человека слабого и трусливого.

Литература и изобразительное искусство

Рассмотрите иллюстрации художников Петрова, Иткина, Родионова. Чьи иллюстрации показались вам наиболее удачными? Почему? Объясните свой выбор.

Иллюстрация Петрова показывает татарских детей возле огромного сарая.

Иллюстрация Родионова показывает, как Дина помогает Жилину снять колодку. Это очень красивая иллюстрация, но в ней не хватает динамики.

Мне больше понравилась иллюстрация Иткина, на которой изображена сцена побега Жилина из ямы с помощью Дины. Она самая динамичная и более полно отражает характеры героев. Мы видим решительность Жилина, безволие Костылина и напряжённое ожидание Дины. Эта иллюстрация переполнена чувствами.

AVvXsEi8DEIr9duXUkx8TzATG 2 ujN hB7hCg1OE5nujp7XevqpjJgXAI4lSnmru C0uiRvQf8xggluS9bdkfvKnzyevllKVA5E3st qJpp87K9ec9Ej6mLJYOYuTAQYOVcAk02rTOus tVlNmFQxAA0IZrT5yYtSvBthM7gnp9TisqT3VWS8i3Y7qxR0onpg=w400 h355

Кто подарил внешность Элли?

Ходили слухи, что прообразом для Элли послужила Эллен Пейдж, ведь они действительно похожи, но актриса и компания Sony опровергли эту информацию. Сама Эллен, дала свой образ для Джоди в Beyond: Two Souls, которая также являлась PS эксклюзивом.

Что такое Элли?

(Elli) — в северной мифологии под этим именем известна старая кормилица бога Тора; упоминается в рассказе о путешествии Тора к великану Утгардлоки. Э. представляет собой олицетворение глубокой старости.

Кто играл Элли?

Эшли Джонсон

Сколько Элли лет?

Ellie Williams) — одна из игровых персонажей и главная героиня игры The Last of Us, загружаемого дополнения Left Behind и комикса The Last of Us: American Dreams. На момент событий игры ей четырнадцать лет (в комиксе — тринадцать).

Сколько лет Элли во второй части?

Элли уже 19 лет, в поселении у неё есть друзья Джесси и Дина (с которой у Элли близкие отношения). Зимой, во время одного из патрулей пропадают Джоэл и Томми, и Элли и Дина отправляются на их поиски.

Когда день рождения у Элли?

День рождения: 20 февраля 1967 г.

Какой рост у Элли The Last of Us?

(вкратце)Физическое описание – ВидЧеловека (заражена, обладает иммунитетом), Пол– ♀, Раса – Европеоидная, Рост – 160 см, Цвет волос – Тёмно-рыжий, Цвет глаз – Зелёный.

Сколько лет Элли из The Last of Us?

Элли (The Last of Us)

Элли
Озвучивание Эшли Джонсон
Живое исполнение Эшли Джонсон Белла Рамзи (сериал)
Дополнительная информация
Возраст 14 лет (The Last of Us) 19 лет (The Last of Us Part II)

Откуда родом Элли?

Сказка «Волшебник Изумрудного города» За избавление от власти Гингемы Жевуны прозвали Элли Феей Убивающего Домика. Но после разоблачения, мнимый волшебник согласился доставить Элли на воздушном шаре в Канзас, откуда и сам был родом.

Где жила семья Элли?

Посреди канзасской степи, в небольшом фургоне, снятом с колёс, проживает бедный фермер Джон с женой и дочерью Элли. В степях часто бывают ураганы, и семья прячется от них в погреб.

Куда унесло Элли?

Правильный ответ — ураган. Среди обширной канзасской степи жила девочка Элли. Её отец фермер Джон, целый день работал в поле, мать Анна хлопотала по хозяйству. Жили они в небольшом фургоне, снятом с колёс и поставленном на землю.

В каком штате жила Элли?

В каком штате жила девочка Элли? (В штате Канзас.) 4.

В каком порядке читать книги Волшебник изумрудного города?

Последовательность цикла книг А. «Волшебник Изумрудного города» (1939, 1959). «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» (1963). «Семь подземных королей» (1964). «Огненный бог Марранов» (1968).

Сколько частей в книге Волшебник изумрудного города?

В книгу Александра Мелентьевича Волкова «Волшебник Изумрудного города. Все шесть книг — в одной!» вошли все сказочные истории о Волшебной стране: «Волшебник Изумрудного города», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты», «Семь подземных королей», «Огненный бог Марранов», «Желтый туман» и «Тайна заброшенного замка».

Почему страна Оз так называется?

Страна Оз — вымышленная страна из серии книг американского писателя Лаймена Фрэнка Баума «Удивительный волшебник из страны Оз». В её честь названа Земля Оз (Oz Terra) на Хароне (название пока не утверждено Международным астрономическим союзом).

Что помогло писателю придумать название Оз?

Ответ: картотека. Когда кто-то из слушателей спросил, как называется волшебная страна, о которой он рассказывает, Баум, задумавшись, обвел взглядом комнату и остановил его на ящиках картотеки – на одном их них было написано: “O – Z”.

Как зовут ведьму из страны Оз?

Басти́нда

Откуда Дороти?

Дороти — сирота, племянница дяди Генри и тёти Эм. Кроме дяди и тёти, у Дороти Гейл есть и другие родственники: неизвестные родственники из Австралии, её кузен Зеб, и еще несколько. Можно предположить, что в первой книге Дороти шесть-семь лет, хотя возраст нигде точно не указан.

Сколько лет Дороти?

Описание Дороти — сирота, единственные живые родственники у неё — дядя Генри и тётя Эм. Можно предположить, что в первой книге Дороти шесть-семь лет, хотя возраст нигде точно не указан. Дороти четыре раза посещает Страну Оз при различных обстоятельствах, а на пятый раз остаётся там навсегда.

Кто написал сказку про страну Оз?

Человек, который придумал волшебную страну Оз | Папмамбук Фрэнк Баум – писатель, заново открытый в России.

Как звали собаку Дороти?

керн-терьер

Какая порода у тотошки?

В 1913 году порода была завезена в США. Кстати, Тотошка из «Страны Оз» был керн-терьером! Игры, развлечения, отдых: Керн-терьеры в особенности пригодны для занятий, сопряженных с рытьем. Они не только способны извлечь затаившегося грызуна, но также и добраться до специально закопанных предметов.

Как звали собаку Элли из сказки?

Пёсик Тотошка (настоящее имя Тото́, англ. Toto) — персонаж сказочного цикла Лаймена Фрэнка Баума о стране Оз, а также написанных по их мотивам произведений Александра Волкова об Изумрудном городе.

Как звали верного пса семи богатырей?

Собаку, которая жила у семи богатырей в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина, звали Соколко.

Как звали сенную девушку?

Определение слова чернавка в словарях (разг. устар., нар. -поэт.).

Как звали собаку белая радуга?

Вывод — в рассказе Михаила Пришвина «Белая радуга» главным героем является собака Нерль.

Как звали белку у Пушкина?

Пушкин называет белку ЗАТЕЙНИЦЕЙ.

Какие есть сказки Пушкина?

Сказки Пушкина

  • Песнь о Вещем Олеге
  • Сказка о золотом петушке
  • Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
  • Сказка о попе и о работнике его Балде
  • Сказка о рыбаке и рыбке
  • Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди
  • У лукоморья дуб зелёный

Какие орехи грызет белка в сказке Пушкина?

Белка в сказке Александра Сергеевича Пушкина грызет волшебные орехи: скорлупа орешков из золота, а ядрышки изумрудные.

Как можно охарактеризовать царя Салтана?

Царь Салтан-добрый и простодушный. Легко верит сплетням,не проверяя правдивость. Любит красивое и диковинное,умеет ценить добро. Выполняет обязанности государя,воюет за страну,но недалёкий правитель,полагается на чужое мнение.

Патриотическое воспитание через русские народные сказки для детей дошкольного возраста. «Воспитание сказкой»

Ещё недавно наше поколение, вдохновлённое победой дедов над фашизмом, ставило интересы Родины и государства выше частных. Сейчас всё в корне изменилось. Чтобы избежать это, необходимо воспитывать патриотические чувства, нравственные устои и культуру поведения у детей уже в младшем возрасте.

Основная цель: Развитие нравственно – патриотического воспитания, путём изобразительного творчества дошкольников через сказку, сказочный образ.

Задачи: . Раскрыть возможности изобразительной деятельности в развитии творческого воображения у детей при помощи сказок; . Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке основные черты и характерные особенности персонажей сказки; . Воспитывать нравственно – патриотическое воспитание и любовь к произведениям народного творчества.

Средства для формирования у дошкольников нравственно-патриотических принципов множество, но я решила взять в помощь именно сказку, как могучее, действенное средство нравственного — патриотического воспитания детей. Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок. Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка — это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Слушая правильно подобранную сказку, ребенок проводит параллель между собой и сказочным героем, сравнивая себя с ним. Он начинает понимать, что такие же переживания как у него, бывают и у других. А пример сказочного героя подсказывает ему выход из сложившейся ситуации и то, как именно нужно бороться со своими страхами и проблемами. Дети активно познают окружающий мир и пытаются отображать его в своей естественной деятельности, в изобразительном творчестве. Изобразительная деятельность выступает как способ выражения различных эмоций, отрицательных, негативных, или положительных, позитивных. В сказке существуют две нравственные категории – добро и зло. Соблюдение нравственных норм ассоциируется с добром. Нарушение же нравственных норм и правил, отступление от них характеризуется, как зло. Понимание этого побуждает ребенка вести себя в соответствии с нравственными требованиями общества. Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как: Сказка «О рыбаке и рыбке» Самое сильное испытание для человека – это деньги и власть. Не все могут пройти это испытание. В сказке высмеивается жадность и зло, а зло не существует само по себе, а придумано в противовес добру. Если бы старуха была чуткой и благородной, то разве мы бы узнали, как щедра и благородна Золотая рыбка? Сказка «Репка». учит трудолюбию и взаимопомощи. Здесь заложена не только мораль о том, что совместными усилиями можно добиться большего результата и успеха. Маленькая мышка из русской народной сказки служит хорошим примером, что в «командной игре» важен каждый — как дед (глава семьи), так и внучка (подрастающее поколение, которое должно помогать старшим), и даже самый маленький зверек, традиционно считающийся вредителем. Объединенная и сплоченная семья — еще один важный вывод, который можно сделать, обсуждая с ребенком прочитанную сказку. Сказка «Гуси – Лебеди» Детей сказка учит слушать взрослых, уважать родителей, помогать младшим, выручать от беды и быть добрым — на добро отвечать добром. Сказка «Лиса и журавль» помогает понять хитрость и обман Сказка учит ценить дружбу, в отношениях думать о друге, а не только о себе. Из-за эгоизма лисицы она потеряла друга. Журавль «отблагодарил» ей тем же. Недаром сказка заканчивается пословицей: как аукнется, так и откликнется. Сказка «О царе Салтане» Милосердие — один из основных качеств героев сказки. Милосерден царь Салтан, царица, их сын князь Гвидон, Царевна Лебедь. Милосердие проходит непростое испытание в прощении к раскаявшимся грешницам — ткачихе, поварихе и сватье бабе Бабарихе: «Царь на радости такой отпустил всех трех домой». Именно милосердие персонажей сказки приводит их к счастливому финалу. Сказка «Под грибом» В. Сутеева Главную мысль сказки «Под грибом» можно раскрыть с помощью краткой поговорки «Друзья познаются в беде». Ведь в жизни каждому придется и на помощь друзей рассчитывать, и руку помощи друзьям протягивать. С каждым годом найти общий язык взрослому и ребёнку всё труднее, всё хуже они понимают друг друга. И сказка сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребёнка. Чтение сказок должно стать доброй традицией, которая поможет создать теплую семейную атмосферу и в доме и в детском саду. Завершить хотелось бы словами В.А. Сухомлинского «Сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать, а также формировать языковую культуру ребенка».

Конспект урока литературного чтения в 3 классе

ТЕМА: И.А.Крылов «Мартышка и очки»

ЦЕЛЬ: формирование образовательных компетенций через работу над басней; выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

  • Формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегория, мораль, поучительность).

  • Учить видеть иносказательный смысл басен, находить мораль в произведении.

  • Формировать творческие способности детей: читать по ролям, навык выразительного и осознанного чтения.

Развивающие:

  • Развивать умение планировать и осуществлять учебную деятельности и организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками.

  • Развивать умения, выделять главное, обобщать полученные знания.

  • Развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения при работе над басней.

  • Развивать речь, эмоций, логическое мышление обучащиюхся.

Воспитательные:

  • Сформировать мотивацию учащихся к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

  • Воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе.

  • Воспитывать и развивать у учащихся ответственность при работе в коллективе и группе.

  • Воспитывать стремление к знаниям, критичность мышления.

Формируемые УУД

Личностные:

— проявлять интерес к новому жанру — басне;

— формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

— развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на примере изучаемых произведений;

Метапредметные:

регулятивные:

— понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

— определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

— отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

познавательные:

— находить в тексте ответы на вопросы;

— определять мораль басни;

коммуникативные:

— формулировать собственное мнение и позицию;

— умение работать в группе.

Предметные:

— понимание предметного содержания знания; умение применять знания, анализировать.

учиться средствам выразительности.

Оборудование: Учебник Л.Ф. Климанова «Литературн6ое чтение» 3 класс, карточки «Жанры», «Словарно-лексическая работа», аудиозапись.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

Организационный

Прозвенел для нас звонок.

Рот закрыли на замок.

Тихо сели,

Ноги вместе,

Книги, ручки – всё на месте.

Руки замерли у всех.

Будем думать, будем слушать –

И учиться лучше всех!

Учащиеся проверяют готовность к уроку.

Личностные УУД: самоопределение к деятельности; включение в учебную деятельность;

Регулятивные УУД: самоконтроль; самооценка;

Речевая разминка

Ваня — Ваня простота
Купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперед
И поехал в огород

Хором повторяют

Личностные УУД: включение в учебную деятельность;

Коммуникативные УУД: хоровое произношение

Проверка домашнего задания. (5 мин)

— Какой большой раздел мы изучали?

— С какой сказкой познакомились?

— Кто автор?

— На дом было задание выучить наизусть отрывок сказки и разыграть. Попробуем.

— Что сказочного в произведении А.С.Пушкина?

Великие русские писатели и поэты.

Сказка о царе Салтане

А. С. Пушкин

-Выучить наизусть отрывок из «Сказки о царе Салтане». Чтение отрывков наизусть.

— Присутствие волшебных героев: царевна- лебедь, тридцать три богатыря, белочка-затейница, чародей-коршун; волшебные превращения.

Личностные УУД: умение воспринимать задание; сравнивать, оценивать результат своей деятельности и признавать ошибочность результата.

Познавательные УУД:

сравнивать литературную сказку с народной.

Актуализация знаний

— На доске зашифрованы названия литературных жанров.

ЛИНАЫБ, КЗАСАК,

ХОТИСВОРТЕЕНИ, АСНЯБ, ГАЗАДАК

— Расшифруйте их и определите, с каким из них мы ещё не встречались в этом году?
Сегодня мы обратимся к жанру басни.
— Мы должны выяснить, какие характерные признаки есть у басни?

— Расшифруйте и вы отгадаете ФИО автора

3,4; 3,5; 1,5; 2,3

1,5; 2,3; 5,5; 5,3; 6,5; 6,5: 3,5; 3,4; 6,2

5,4; 5,3; 3,1; 6,4; 3,3; 3,5

-Былина, сказка, стихотворение, басня, загадка

1

2

3

4

5

6

5

А

Б

В

Г

Д

Е

4

Ж

З

И

Й

К

Л

3

М

Н

О

П

Р

С

2

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

1

Ш

Щ

Ы

Э

Ю

Я

Познавательные УУД:

знакомство с новым жанром басней.

Мотивационно-целевой

— Сегодня мы познакомимся ещё с одной басней И.А.Крылова
— А чтобы узнать о ком она, найдите лишнее животное в этой группе.
— Сегодня мы с вами познакомимся с басней И.А.Крылова «Мартышка и очки», а познакомиться с басней Крылова – значит стать умнее, узнать что – то новое, важное о себе и людях.

На доске опорная запись:

1) Узнать, …

2) Учиться понимать …

Ответить на вопрос: для чего мы читаем басни И. А. Крылова?

Собака, кошка, мартышка, корова, овца, коза.

— Учащиеся ставят цель, опираясь на запись.

узнать, что такое басня, учиться понимать мораль басни, то есть её смысл.

Предметные УУД: понимание предметного содержания знания; умение применять знания, анализировать.

Регулятивные УУД:

понимание учебной задачи урока.

Коммуникативные УУД: формулирование собственного мнения.

Организационно — деятельный

Прежде всего познакомимся с творчеством замечательного баснописца И. А. Крылова. Биография Крылова — доп. лит-ра

И. А. Крылов родился в 1769 году, А. С. Пушкин – в 1799году. Значит, был современником И. А. Крылова, очень любил его басни и назвал его «истинно народным поэтом». Рассмотрите на развороте учебника репродукцию портрета И. А. Крылова работы Карла Брюллова. Каким он вам представляется по характеру?

У.Да, мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека. Таким же мудрым и проницательным запечатлён баснописец в бронзе. На каждой стороне высокого постамента, на котором размещён памятник, барельефные изображения животных – персонажей его басен. Памятник был сооружён на деньги, которые собирали по всей России и построен в С.-П. в Летнем саду. Почему народ так высоко чтит память о великом баснописце, поговорим об этом, когда будем подводить итог урока.

Что узнали о детстве баснописца?

Чем он занимался?

— В чём его успех?

      • — Что такое басня?
        Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются недостатки людей;

      • В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей;

      • Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

— Почему слова «Очки» и «Мартышка» написаны с большой буквы? Можно ли по названию определить, о чём будет произведение?

— Так кто главные герои басен?
— Чьи поступки высмеивает автор?

-Значит, все недостатки людей автор переносит на
-А это обидно для человека?
-Как вы думаете, указывал ли автор в баснях на недостатки конкретного человека?
И.А Крылов, высмеивая людские пороки, использует довольно необычный приём: переносит их на животных, а это для человека не обидно и наказать за это – нельзя, хотя каждый может увидеть в этом свои пороки

Добрый, умный.

-Ищут пояснение в словарях, кто не может ответить на вопрос, читают ответ.

Это герои басни.

— Животные.

— Людей.

— Животных.

— Нет.

— Нет, он просто высмеивал плохие поступки всех людей.

Предметные УУД: выделение особенностей нового жанра басни;

Личностные УУД: проявление интереса к новому жанру.

Познавательные УУД:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Коммуникативные УУД: умение договариваться в совместной деятельности.

Физминутка.

Ребята, прежде чем начнем читать басню, давайте поиграем: представьте себе, что все мы мартышки. Какие у нее повадки?

Что такое чародей в сказке о царе салтане определение

Словарно-лексическая работа

Чтобы текст басни был понятен, поработаем над лексическим значением слов:

Работа в группах (пользуются словарями):

Дюжина— 12;

Полдюжины— 6;

Темя — верхняя часть головы;

Нанижет — оденет подряд на нитку, проволоку;

Нет проку — нет толку;

Невежда— необразованный, несведущий человек;

К худу клонит — к плохому клонит;

Познатней— знать — в буржуазно — дворянском обществе: высший слой привилегированного класса;

Невежа-грубый, невоспитанный человек.

Познавательные УУД:

словарно-лексическая работа.

Коммуникативные УУД: умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

Анализ басни

— Послушайте басню в исполнении актёра, постарайтесь представить себе те лица, о которых идёт речь.

— Понравилось ли вам исполнение басни?

Чтение басни учащимися.

— Ответьте на вопросы в учебнике № 2,3,4,5.

— Найдите в тексте мораль этой басни.

— С каким человеческим пороком боролся Крылов, создавая эту басню?

— Что же автор хотел сказать нам, читателям?

Да, ребята, Крылов помогает увидеть в себе недостатки и подсказывает, как можно избавиться от них. Его басни высмеивают не людей, а их пороки: жадность, глупость, бахвальство, лень, невежество, ложь и т.п.

Слушают аудиозапись.

Очень понравилось, хотелось читать вместе с актёром, очень ярко представилась мартышка, когда она вертела очки и так, и сяк.

Отвечают на вопросы, приводят примеры из текста.

— Читают мораль.

— С необразованностью.

Надо учиться, чтобы быть образованными, стыдно быть невеждами.

Познавательные УУД:

построение логической цепи рассуждений; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера, определение морали басни.

Регулятивные УУД:

овладение навыками смыслового чтения, осознанного построения речевого высказывания в устной форме.

Работа над выразительным чтением басни.

— Как читаем первые строчки?

— Прочитайте выразительно, как Мартышка примеряла очки.

Как реагирует Мартышка на то, что очки не действуют? С какой интонацией нужно читать эти строки? С радостью, огорчением, досадой, недовольством?

Как понимаете выражение «это зло ещё не так большой руки», «тьфу, пропасть!», «проку на волос нет в них» (нет пользы), «о камень так хватила их, что только брызги засверкали»

Чтение по ролям

— Спокойно.

— С досадой, недовольством.

— Высказывают свое мнение.

Личностные УУД: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Познавательные УУД:

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза.

Подведение итогов

Вернемся к нашим целям, которые поставили в начале урока. Что узнали нового? Что научились понимать?

— Для чего люди читают басни И. А. Крылова?

— Чтение басен Крылова обогащает нас знанием жизни, родного языка. Басни учат нас мудрости жизни. Познакомиться с новой басней, значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и о людях. Вот почему народ высоко чтит память о великом баснописце.

— Хотели бы вы быть похожими на героиню басни?

Узнали, что такое басня, научились понимать мораль.

— Чтобы стать умнее, лучше, не совершать подобных ошибок.

Регулятивные УУД:

ответы на итоговые вопросы урока и оценивание своих достижений.

Рефлекторно-оценочный

— Закончите предложение, выбрав слова, которые соответствуют вашему настроению.

Урок был для меня:

интересный, сложный, увлекательный, непонятный, познавательный, трудный

Коммуникативные УУД: аргументировать свои высказывания.

Регулятивные УУД:

саморегуляция; самооценка.

Домашнее задание

Домашнее задание

— читать басню выразительно

— изобразить характер героев с помощью мимики, жестов

— выучить наизусть басню.

Учащиеся записывают домашнее задание

Что такое чародей в сказке о царе салтане определение

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/469249-konspekt-urok-po-literaturnomu-chteniju-3-kla

  • Что такое чародей в сказке о царе салтане 3 класс
  • Что такое цивилизация определение для сочинения
  • Что такое чувство вины сочинение
  • Что такое чупрун в сказке о рыбаке и рыбке
  • Что такое чужбина сочинение