Проверочная
работа по сказу Н.С.Лескова «Левша»
Вариант
1
ФИО
_________________________________________ __ класс _____ дата ___
баллы
1. Как звали донского казака, с которым
император Александр Павлович ездил по Европе?
1)Матвей Платов
2)Николай Платонов
3)Александр Плоткин
4)Еремей Плугов
2. На каком предмете была сделана надпись
«Иван Москвин во граде Туле»?
1)на мече
2)на щите
3)на пистоле
4)на шпаге
3. Из чего выковали англичане блоху?
1)из золота
2)из меди
3)из стали
4)из олова
4. Что умеет делать блоха?
1)танцевать и прыгать
2)петь и шагать
3)шагать и усами водить
4)прыгать и петь
5. Из чего был сделан футляр?
1)из натуральной кожи
2)из цельного бриллиантового ореха
3)из золотой пластинки
4)из деревянной коробочки
6. Сколько заплатил император за блоху?
1)нисколько, блоху ему подарили
2)миллион серебряными пятачками
3)миллион мелкими ассигнациями
4) один золотой
7. Зачем новый император Николай Павлович
отправил Платова с блохой в Тулу?
1)чтоб тульские мастера придумали что-нибудь
еще более удивительное
2) чтоб тульские мастера научились делать
такую же блоху
3) чтоб тульские мастера исследовали блоху
4) чтоб Платов подарил тульским мастерам эту
блоху
8. Как долго работали мастера?
1) 2 недели
2) 2 дня
3) 2 месяца
4) 2 года
Задание с развернутым ответом
9. Каким изображён
государь в данном фрагменте?
Осмотрели керамиды и
всякие чучелы и выходят вон, а Платов думает себе:
«Вот, славу богу, всё
благополучно: государь ничему не удивляется».
Но только пришли в
самую последнюю комнату, а тут стоят их рабочие в тужурных жилетках и в
фартуках и держат поднос, на котором ничего нет.
Государь вдруг и
удивился, что ему подают пустой поднос.
— Что это такое
значит? — спрашивает; а аглицкие мастера отвечают:
— Это вашему
величеству наше покорное поднесение.
— Что же это?
— А вот, — говорят, —
изволите видеть сориночку?
Государь посмотрел и
видит: точно, лежит на серебряном подносе самая крошечная соринка.
Работники говорят:
— Извольте пальчик
послюнить и её на ладошку взять.
— На что же мне эта
соринка?
— Это, — отвечают, —
не соринка, а нимфозория.
— Живая она?
— Никак нет, —
отвечают, — не живая, а из чистой из аглицкой стали в изображении блохи нами
выкована, и в середине в ней завод и пружина. Извольте ключиком повернуть: она
сейчас начнёт дансе танцевать.
Государь
залюбопытствовал и спрашивает:
— А где же ключик?
А англичане говорят:
— Здесь и ключ перед
вашими очами.
— Отчего же, —
государь говорит, — я его не вижу?
— Потому, — отвечают,
— что это надо в мелкоскоп.
Подали мелкоскоп, и
государь увидел, что возле блохи действительно на подносе ключик лежит.
— Извольте, —
говорят, — взять её на ладошечку — у неё в пузичке заводная дырка, а ключ семь
поворотов имеет, и тогда она пойдёт дансе…
Насилу государь этот
ключик ухватил и насилу его в щепотке мог удержать, а в другую щепотку блошку
взял и только ключик вставил, как почувствовал, что она начинает усиками
водить, потом ножками стала перебирать, а наконец вдруг прыгнула и на одном
лету прямое дансе и две верояции в сторону, потом в другую, и так в три
верояции всю кадриль станцевала.
Государь сразу же
велел англичанам миллион дать, какими сами захотят деньгами, — хотят
серебряными пятачками, хотят мелкими ассигнациями.
Англичане попросили,
чтобы им серебром отпустили, потому что в бумажках они толку не знают; а потом
сейчас и другую свою хитрость показали: блоху в дар подали, а футляра на неё
не принесли: без футляра же ни её, ни ключика держать нельзя, потому что
затеряются и в сору их так и выбросят. А футляр на неё у них сделан из цельного
бриллиантового ореха — и ей местечко в середине выдавлено. Этого они не
подали, потому что футляр, говорят, будто казённый, а у них насчёт казённого
строго, хоть и для государя — нельзя жертвовать.
Проверочная
работа по сказу Н.С.Лескова «Левша»
Вариант
2
ФИО
_________________________________________ __ класс _____ дата ___
баллы
1. Что придумали мастера?
1)сшили блохе платье
2)подковали блоху
3)сделали блохе домик
4)сделали еще одну блоху
2. Почему мастер левша на подковинке свое имя
не выставил?
1)он гвоздики выковывал
2)ему подковинки не хватило
3)он не очень умелый мастер
4)потому что он левша
3. Куда повезли левшу?
1)в Киев
2)домой
3)в Париж
4)в Лондон
4. Чему более всего удивился левша в Англии?
1)содержанию рабочего
2)как делают новые ружья
3)как, в каком виде состоят старые ружья
4)угощению и гостеприимству
5. Чего не было среди подарков, данных левше
на прощанье?
1)золотые часы
2)байковое пальто
3)ветряная нахлобучка
4)хромовые сапожки
6. По какому морю они плыли, возвращаясь в
Россию?
1)по Черному
2)Средиземному
3)Азовскому
4)Красному
7. Что успел сказать левша перед смертью?
1)готовиться к войне
2)найти английскую блоху
3)похоронить его на родине
4)ружье кирпичом не чистить
8. О ком было сказано: «У него хоть шуба
овечкина, да душа человечкина»?
1)об императоре
2)о левше
3)о графе Чернышеве
4)о казаке Платове
Задание с развернутым ответом
9. Каким изображён
государь в данном фрагменте?
Осмотрели керамиды и
всякие чучелы и выходят вон, а Платов думает себе:
«Вот, славу богу, всё
благополучно: государь ничему не удивляется».
Но только пришли в
самую последнюю комнату, а тут стоят их рабочие в тужурных жилетках и в
фартуках и держат поднос, на котором ничего нет.
Государь вдруг и
удивился, что ему подают пустой поднос.
— Что это такое
значит? — спрашивает; а аглицкие мастера отвечают:
— Это вашему
величеству наше покорное поднесение.
— Что же это?
— А вот, — говорят, —
изволите видеть сориночку?
Государь посмотрел и
видит: точно, лежит на серебряном подносе самая крошечная соринка.
Работники говорят:
— Извольте пальчик
послюнить и её на ладошку взять.
— На что же мне эта
соринка?
— Это, — отвечают, —
не соринка, а нимфозория.
— Живая она?
— Никак нет, —
отвечают, — не живая, а из чистой из аглицкой стали в изображении блохи нами
выкована, и в середине в ней завод и пружина. Извольте ключиком повернуть: она
сейчас начнёт дансе танцевать.
Государь
залюбопытствовал и спрашивает:
— А где же ключик?
А англичане говорят:
— Здесь и ключ перед
вашими очами.
— Отчего же, —
государь говорит, — я его не вижу?
— Потому, — отвечают,
— что это надо в мелкоскоп.
Подали мелкоскоп, и
государь увидел, что возле блохи действительно на подносе ключик лежит.
— Извольте, —
говорят, — взять её на ладошечку — у неё в пузичке заводная дырка, а ключ семь
поворотов имеет, и тогда она пойдёт дансе…
Насилу государь этот
ключик ухватил и насилу его в щепотке мог удержать, а в другую щепотку блошку
взял и только ключик вставил, как почувствовал, что она начинает усиками
водить, потом ножками стала перебирать, а наконец вдруг прыгнула и на одном
лету прямое дансе и две верояции в сторону, потом в другую, и так в три
верояции всю кадриль станцевала.
Государь сразу же
велел англичанам миллион дать, какими сами захотят деньгами, — хотят
серебряными пятачками, хотят мелкими ассигнациями.
Англичане попросили,
чтобы им серебром отпустили, потому что в бумажках они толку не знают; а потом
сейчас и другую свою хитрость показали: блоху в дар подали, а футляра на неё
не принесли: без футляра же ни её, ни ключика держать нельзя, потому что
затеряются и в сору их так и выбросят. А футляр на неё у них сделан из
цельного бриллиантового ореха — и ей местечко в середине выдавлено. Этого они
не подали, потому что футляр, говорят, будто казённый, а у них насчёт
казённого строго, хоть и для государя — нельзя жертвовать.
Ответы:
Вариант 1
1. 1
2. 3
3. 3
4. 1
5. 2
6. 2
7. 1
8. 1
Вариант 2
1. 2
2. 1
3. 4
4. 3
5. 4
6. 2
7. 4
8. 2
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Блоху подковать
Блоху подковать
Первоисточник — русская народная присказка-прибаутка: «Англичане из стали блоху сделали, а наши тульские кузнецы ее подковали, да им назад отослали». Это присловье писатель Николай Семенович Лесков (1831 — 1895) положил в основу своего рассказа «Левша» (1881). После этого выражение стало популярным.
Иносказа
высшая степень изобретательности, таланта, мастерства.
Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс»
.
Вадим Серов
.
2003
.
Блоху подковать
Выражение это в значении: Проявить необыкновенную выдумку в каком-нибудь деле, уменье, тонкое мастерство – получило крылатость после появления рассказа Н.С. Лескова «Левша» (1881), который создан на основе народной прибаутки: Англичане из стали блоху сделали, а наши туляки ее подковали да им назад отослали».
Словарь крылатых слов
.
Plutex
.
2004
.
Смотреть что такое «Блоху подковать» в других словарях:
Блоху подковать
— крыл. сл. Выражение это в значении: проявить необыкновенную выдумку в каком нибудь деле, уменье, тонкое мастерство получило крылатость после появления рассказа Н. С. Лескова «Левша» (1881), который создан на основе народной прибаутки: Англичане… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
блоху подковать
— Виртуозно справиться с очень тонкой и сложной работой … Словарь многих выражений
Разг. Обнаружить удивительную изобретательность, выдумку в каком л. деле. БТС, 85; ЗС 2001, 413. /i> Выражение возникло на основе рассказа Н. С. Лескова “Левша”. БМС 1998, 49 … Большой словарь русских поговорок
Крылатые слова
— устойчивые, афористические, обычно образные выражения, вошедшие во всеобщее употребление из определенного фольклорно литературного, публицистического или научного источника или на их основе (меткие изречения выдающихся общественных деятелей,… … Педагогическое речеведение
Герой рассказа Н.С.Лескова «Левша» (1881, первая публикация под названием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (цеховая легенда)»). Произведение, созданное в духе лубка, обычно называют гимном таланту русского народа, олицетворенного в … Литературные герои
Книги
- Левша , Н. С. Лесков. Рассказ «Левша» является одним из наиболее известных и ярких произведений писателя. Это история о тульском оружейнике Левше, сумевшем подковать стальную блоху работы английских мастеров.…
Русь славна своими умельцами, которые не заломят цену за мастерство. Даже могут подарить чудо, сделанное своими руками. Будут корпеть над работой, забыв обо всем. И поэтому только в нашей стране могло появиться это словосочетание.
Происхождение фразеологизма «блоху подковать»
Еще до того, как Н. С. Лесков в конце девятнадцатого столетия написал про своего Левшу, в народе ходило присловье. Оно было о том, как тульские умельцы смогли английскую стальную блоху подковать, чем утерли нос тамошним мастерам.
Пренебрежение к качеству работы отечественных умельцев вызывало справедливое возмущение у недворянской части народа. Поэтому слагались байки, как русский мужик (солдат, мастеровой или простой крестьянин) что-то сделал лучше заграничного специалиста.
Николай Семенович подхватил приговорку и создал на ее основе известный свой сказ о Левше. Он сам говорил, что родилась эта байка в среде оружейных дел мастеров. Неизвестно только, в каком городе — Туле или Сестрорецке, так как он записал ее в Сестрорецке от оружейника, выходца из Тулы.
После выхода в свет сказа о Левше выражение «блоху подковать» завоевало страну и стало употребляться в переносном значении. Например, о хорошем автослесаре могут сказать: «Он не только машину переберет, он блоху может подковать». Означает это, что ничего неподвластного в профессии для такого человека не существует.
Левша подковал блоху
В рассказе Лескова Левша советует государю взять мелкоскоп, который увеличивает в пять миллионов раз. Только так можно заметить имя мастера на подковках блохи. Сам Левша ковал гвоздики, которые ни в какой мелкоскоп не видны. На вопрос, как же они работали без мелкоскопа, он отвечал просто: «У нас так глаз пристрелявши».
Лесков называет это «артистическою удалью», признавая в двадцатой главе сказа, что взял сюжет из народного эпоса с «человечкиной душой». Грустно говорит он о машинах, которые стали повсеместно применяться на производстве и вытеснили изюминку народного умельца — сделать невозможное возможным.
Не случайно Левша умирает от невнимательного, халатного отношения после возвращения на родину. Произвол чиновников и слишком дешево ценимая жизнь простого люда — бич России. Не помог даже Платов, бывший государев помощник, который лично привез Левшу в Петербург.
Множество изобретений ушло из страны, воплотившись в патентах за границей. У учителей физики есть поговорка: «Если преподавать ребенку, он будет хорошо знать физику. А если помогать ему самому узнавать законы, получится гений». Это же можно сказать и о Левше.
Есть еще один, печальный смысл выражения «блоху подковать». Значение фразеологизма — делать что-то гениально, но не получать за это признания.
Уникальный русский электрослесарь
Родом из деревни Елкино, что под Свердловском, был мастер миниатюры Александр Матвеевич Сысолятин. Работал электрослесарем. Он изготавливал тончайшие хирургические микроинструменты.
Его миниатюры дарили сановитым заграничным гостям как подтверждение русского характера. Сам мастер ничего не получал от своего хобби, делал работу от души и дарил от всего сердца. Известно, что Михаилу Ботвиннику он подарил крошечный шахматный столик размером с копейку с настоящей шахматной доской и фигурами на ней.
Звание Левши он получил за блоху, которую сделал в натуральную величину с моторчиком внутри. Блоха могла 20 раз подскакивать. Он не дал выражению «блоху подковать» забыться, оно приобрело новое буквальное значение. А «левшами» вновь стало актуальным называть народных умельцев.
Андулин мог блоху подковать
Мастер Андулин, что тоже проживал в Туле, как и Левша, смог подковать блоху настоящую. Он ушел с работы, когда увлекся миниатюрными механизмами. Работал, используя микроскоп. Он делал удивительные вещи: множество маленьких верблюдов, которые идут на водопой к пальмам, он поместил в игольное ушко. На зернышках риса изображал портреты.
Но все знакомые приставали с одним-единственным вопросом: когда блоху подкуешь? И тогда Николай Сергеевич взялся за дело. Изготовил маленькие золотые подковки, малюсенькие гвоздики (их почти не видно, они только по блеску различимы) да и, как Левша, подковал блоху. И не только подковал, но и седло на нее надел.
Признание мастеров
Есть два памятника, которые увековечили Левшу. Конечно, один из них на Урале, а другой — в Туле. Но по России рассеяно бесчисленное множество неизвестных умельцев. О них слагают байки и по сей день. Известна одна из них: на буровой сломался зеркальный прибор в шахте. Он стоил уйму денег. Но был там один дядя Вася (настоящее имя кануло в Лету), он выпил два стакана, чтобы не тряслись руки, и запаял вручную металлическое зеркало.
Спускали его в шахту, почти ни на что не надеясь. А он выполнил такой шов, что его не отличить невооруженным глазом. Вот тебе и Левша! К сожалению, страна до сих пор не знает имена своих героев. Наверное, это в русском характере: да, я это сделал, а что? Будем же повнимательнее к нашим дорогим левшам.
В наше время произведение Н. С. Лескова «Левша»
не пользуется особой популярностью. А было время, когда им буквально зачитывались. Скажу вам больше, в мою юность эта книга была включена список для прочтения на летних каникулах.
Во всем виноват сюжет. Главный герой — обычный мастер Левша. Императору Николаю Первому англичане подарили блоху заводную. Она была из металла. Выполнена в натуральную величину. Таким образом они выказали некое превосходство своей страны на Россией.
Нужно было как-то отвечать на это. В данном случае это не только дело чести императора, но и престиж всего государства.
Левша и его товарищи смогли подковать лапки блохи.
При этом, у них не было каких-то специальных механизмов (того же микроскопа).
Это произвело неизгладимое впечатление на императора и его придворных. С блохой в Англию был отправлен Левша. Так сказать, чтобы он представлял интересы нашей страны. Англичанам Левша пришелся по душе. Они его даже приглашали остаться. Но он решил возвращаться на родину. По дороге, на корабле, он устроил соревнования с полшкипером — кто больше выпьет спиртного. От количества выпитого Левша скончался в больнице для нищих.
В советские времена во всем обвиняли царское правительство. Но не царь ведь заставлял Левшу пьянствовать…
«Блоху подковать» пошло именно из этого произведения.
Означает оно:
- ювелирная работа
- тонкая работа
- мастер высокого класса.
Главный герой демонстрирует такие качества, как прямота характера, простодушие и любовь к делу. Будучи искусным оружейником, герой вызывает восхищение мастерством в Петербурге и Лондоне. Однако чины и награды для персонажа не представляют интереса — искусного мастера интересует только профессиональная сфера. Это Левша демонстрирует, даже находясь на пороге смерти.
История создания персонажа
В 1881 году на страницах журнала «Русь» вышла повесть под названием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе», главная мысль которой была автором изложена в предисловии. Николай Лесков писал, что в произведении изображает борьбу русских мастеров с английскими. В этом «сражении» русские умельцы показали свой талант и «англичан совершенно посрамили и унизили». Также в предисловии к повести писатель подчеркивает, что записал эту историю со слов старого сестрорецкого оружейника, некогда работавшего в Туле.
Впоследствии русскому классику пришлось убрать из текста вступительную часть. Критики и читатели буквально восприняли информацию о рассказе мастера из Сестрорецка и обвинили в простом пересказе забытой сказки. На самом деле повесть о Левше была написана Лесковым самостоятельно. Описание героя подчеркивает народные черты: «на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны». Характеристика мастера, образ заняли особое место в истории русской литературы.
Возможным прототипом главного героя послужил ремесленник Алексей Михайлович Сурнин. Мужчина прожил два года в Англии, где проходил обучение на заводе. После возвращения Сурнин обучал российских мастеров и разрабатывал новые инструменты для работы с металлами. Со временем имя главного героя приобрело нарицательное значение. Фразы действующих лиц повести стали популярными цитатами.
Биография и образ Левши
Действие разворачивается в 1815 году. Сообщается, что император посетил в рамках поездки по европейским странам Англию и увидел там множество удивительных вещей, созданных местными умельцами. Особенно правителю понравилась у англичан механическая блоха, выполненная из стали, которая умела «танцевать».
Левша, иллюстрация Виктора Бритвина | R-book.club
Через несколько лет после смерти Александра, когда на престол взошел , в вещах покойного обнаружили стальную вещицу. Придворные не могли понять, какова функция этой миниатюры, и пригласили для пояснения донского казака Платова, сопровождавшего Александра I в туре по Европе. Казак рассказал, что за удивительное устройство приобрел покойный император, указав, что это дело рук английских искусных механиков. И тут же отметил, что мастера в России не менее талантливы.
После этого рассказа государь Николай Павлович отправил Платова на Дон с дипломатическим визитом, а заодно поручил заехать в Тулу, познакомиться с местными оружейниками и дать им для ознакомления блоху -– чтобы те затем смогли придумать с вещицей что-то, что превзошло бы труд англичан. В Туле казак нашел трех опытных оружейников, среди которых был мастеровой по прозвищу Левша. Дав умельцам задание, Платов отбыл на Дон, а через 2 недели вернулся.
За это время 3 мастера съездили помолиться и приступили к обдумыванию работы. Увидев с прошествием срока, что с блохой не произошло разительных перемен, казак вспылил, посчитав, что тульские оружейники его обманули. Взяв с собой Левшу, дипломат отправился обратно в Петербург. Платов хотел, чтобы мастер перед самим императором отчитался о том, что ничего нового русские ремесленники придумать не смогли.
Иллюстрация Николая Кузьмина (Мастера несут Платову шкатулку) | Leskov.org.ru
На аудиенции у царя казак признался, что не выполнил поручения и привез из Тулы одного из обманщиков. Николай Павлович решил лично побеседовать с горе-мастером. Оказавшись в царских палатах, Левша, который не привык разговаривать со столь высокопоставленными лицами, в народных выражениях объяснил государю задумку мастеров. Только под микроскопом можно было увидеть, что придумали тульские умельцы.
Мужчины подковали блоху и выгравировали собственные имена на подковах. Имени Левши там не значилось. Герой сделал самую тонкую работу — ковал гвозди для подков. Российский двор единодушно признал, что у мастера — золотые руки. Чтобы утереть нос англичанам, государь решает отправить подкованную блоху обратно и вместе с необычным подарком послать за границу Левшу. Так в биографии простого тульского кузнеца происходит неожиданный поворот.
Отмыв сельского мужика и придав герою вид более приличный, Платов отправляет Левшу за рубеж. В Лондоне, куда вскоре прибыла российская делегация, искусного мастера рассматривали как небывалое чудо. Местные кузнецы и прочие ремесленники задавали смелому герою вопросы об образовании и опыте. Левша же без стеснения признавался, что не знает даже азов арифметики. Впечатленные талантами простого русского мужика, англичане попытались переманить мастера на свою сторону.
В 1986 году по мотивам повести Лескова снят фильм «Левша». Съемочный процесс занял много времени, и самые масштабные сцены снимались в Большом дворце Гатчины. Роль ремесленника исполнил Николай Стоцкий. В 2013 году повесть об искусном мастере послужила основой для оперного произведения. Автором музыки для «Левши» выступил . Партию главного героя писали специально для тенора .
Цитаты
А потому, — говорит, — что я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, — там уже никакой мелкоскоп взять не может.
Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши.
Библиография
- 1881 — «Левша»
Фильмография
- 1964 — «Левша»
- 1986 — «Левша»
В наши дни фразеологизм «блоху подковать» можно услышать довольно редко. К счастью, не было окончательно забыто это оригинальное устойчивое выражение, введенное в употребление с легкой руки писателя Лескова еще в конце 19-го столетия. В каких же случаях люди вспоминают яркий оборот речи, какой смысл в него традиционно вкладывается?
Фразеологизм «подковать блоху»: значение
Такой фразеологизм традиционно произносят, когда желают отметить уникальный талант, которым обладает человек, его способность решить самую сложную и даже невыполнимую задачу.
Предыстория
Возникновение речевого оборота «блоху подковать» непосредственно связано с ситуацией, которая сложилась в России на рубеже 19-20-го столетий. Представители высшей знати с пренебрежением относились ко всему, что производилось местными умельцами. Критике подвергались произведения искусства, бытовые товары. Считалось, что только за границей умеют качественно работать, а русские мастера способны лишь подражать зарубежным коллегам, производя низкокачественные подделки.
Конечно же, простому народу было не по душе такое отношение представителей высшего общества к местным товарам. Постоянно предпринимались попытки изменить ситуацию, продемонстрировать высокое качество российской продукции. Эта тема затрагивается во многих повестях и сказках, написанных в то время. В этих произведениях описываются сокрушительные победы русских мастеров, оставляющих в дураках иноземцев.
Рассказ Николая Лескова
Кто автор фразеологизма «подковать блоху», когда появилось оригинальное устойчивое выражение? Известно, что этот речевой оборот впервые был использован писателем Николаем Лесковым. В 1881 году на суд читателей был представлен его рассказ «Левша», который быстро приобрел популярность.
Центральный персонаж рассказа — народный умелец из Тулы, слава о мастерстве которого гуляла по всей Российской империи. Этот мастер был настолько талантлив, что сумел создать подковы для изготовленной на Западе железной блохи, обладающей микроскопическим размером. Более того, каждую подкову он украсил фирменным клеймом, которое использовалось им при производстве собственной продукции.
Читателям Лескова так понравилась придуманная автором история, что фраза «блоху подковать» стала использоваться повсеместно. Ее употребляли не только выходцы из народа, но и представители высшей знати.
Миф или реальность
Разумеется, мастер из Тулы, сумевший решить задачу, которая кажется невыполнимой, был выдуман Николаем Лесковым. Однако миниатюрная стальная блоха вовсе не является плодом авторской фантазии. Писатель в своем рассказе использовал событие, имевшее место в реальной истории.
Владельцем металлической блохи, обладающей микроскопическим размером, стал однажды российский император Александр Первый. Это произошло, когда самодержец совершил путешествие в Англию. У одного из местных умельцев царь приобрел стальную подделку, изображающую блоху, которая очень ему понравилась.
Смелый эксперимент
Выше раскрывается смысл речевого оборота «блоху подковать», значение и происхождение фразеологизма также раскрываются. Но удалось ли кому-то в реальной жизни справиться с этой непростой задачей? Этим человеком стал Николай Алдунин, опытный мастер микроминиатюр, проживавший в Туле.
Очевидно, что на пути мастера Алдунина возникли препятствия, которые могли показаться непреодолимыми. Главная проблема — волоски, которыми покрыты ноги у настоящего насекомого. Это препятствие Николай сумел устранить, удалив часть волосков и подрезав оставшиеся. Также умельцу пришлось изобрести миниатюрные инструменты, которые можно было использовать в работе. Одно только изготовление таких приспособлений потребовало двух лет работы. Известно также, что, колдуя над блохой, Алдунин применял сверхсильный микроскоп.
Победа мастера
Конечно же, интересно и то, какой металл был задействован талантливым мастером при изготовлении миниатюрных подков. Маленькие подковки, а также гвоздики к ним были созданы из золота. Интересно, что вес каждой подковки не превышает 0,00000004419 грамма, всего Алдунин изготовил их шесть штук.
Что значит «подковать блоху»? Как уже было сказано, этот фразеологизм используется, когда люди хотят выразить свое восхищение талантом того или иного человека. Николая Алдунина можно назвать прекрасным примером мастера, способного «подковать блоху». Кстати, этот гений, сумевший надеть подковы на миниатюрное насекомое, не ограничился этим выдающимся достижением. Своим наследникам Алдунин оставил огромное количество интересных микроминиатюр. К примеру, им был создан традиционный тульский самовар, высота которого едва превышает миллиметр. Также он изготовил на рисовом зернышке портрет знаменитого писателя Пушкина.
Ушел из жизни этот талантливый человек в сентябре 2009 года.
Знаменитый подарок
Как следует из всего вышесказанного, выражение может иметь и прямое значение. «Блоху подковать» сумел не только Николай Алдунин из Тулы. Справился с этой непростой задачей и житель Омской области. Свое изделие Анатолий Коненко преподнес в дар Владимиру Путину, а для проведения выставок им была изготовлена точная копия.
Кстати, миниатюрная блоха с подковами — далеко не единственное достижение этого талантливого мастера. Анатолий является создателем иллюстрированных книжечек, имеющих миниатюрный формат. Сведения о его работах даже попали в знаменитую Книгу рекордов Гиннесса. Интересно, что этими книжечками можно не только любоваться, при наличии микроскопа они пригодны и для чтения, содержат произведения различных известных писателей. Созданы Коненко и другие выдающиеся произведения, принадлежащие к жанру миниатюр. Работы мастера в настоящий момент представлены во множестве музеев.
Блоху подковать
В верхушке русского общества в XX веке жило привычное пренебрежительное отношение ко всему отечественному, созданному в России, слепое преклонение перед наукой, искусством, культурой Запада. Считалось, что самое большее, на что русские способны, — это подражание чужеземным образцам.
Народ никогда не стоял на такой точке зрения и где можно протестовал против нее. В народе очень любили рассказы и побасенки, повествующие о соревновании «наших» людей с чужестранцами и о победах, которые нередко одерживали при этомруccкий ум, смеется, выдумка, находчивость.
Писатель Н.С.Лесков из одной такой прибаутки: «Англичане стальную блоху сделали, а наши туляки ее подковали да им назад отослали»- создал чудесную повесть «Левша» («Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе»); кузнец Левша умудрился не только изготовить для ножек заморской стальной блохи, видимой лишь в самый лучший «мелкоскоп», микроскопические подковы, но и поставить на каждой из них крошечными буквами тульское фабричное клеймо.
Благодаря этой повести выражение «блоху подковать» стало широко распространенной крылатой фразой, означающей: искусно выполнить самую замысловатую, особо тонкую работу.
Блоху подковать
Download.
Сказал как отрезал:
- Забубённая головушка
У слова «забубенный» есть прямая связь с древними актерами – скоморохами, которые распевали свои лихие песни и разыгрывали разные сценки сатирического характера (направленные против церкви, бояр и т.п.) под бубны, домры, сопели. Этих отчаянных людей и могли называть «забубенными головушками». Позднее это выражение могло ассоциироваться с картежниками (на старинных русских игральных картах бубновой масти были…
Блоху подковать
Блоху подковать
Первоисточник — русская народная присказка-прибаутка: «Англичане из стали блоху сделали, а наши тульские кузнецы ее подковали, да им назад отослали». Это присловье писатель Николай Семенович Лесков (1831 — 1895) положил в основу своего рассказа «Левша» (1881). После этого выражение стало популярным.
Иносказа
высшая степень изобретательности, таланта, мастерства.
Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс»
.
Вадим Серов
.
2003
.
Блоху подковать
Выражение это в значении: Проявить необыкновенную выдумку в каком-нибудь деле, уменье, тонкое мастерство – получило крылатость после появления рассказа Н.С. Лескова «Левша» (1881), который создан на основе народной прибаутки: Англичане из стали блоху сделали, а наши туляки ее подковали да им назад отослали».
Словарь крылатых слов
.
Plutex
.
2004
.
Смотреть что такое «Блоху подковать» в других словарях:
Блоху подковать
— крыл. сл. Выражение это в значении: проявить необыкновенную выдумку в каком нибудь деле, уменье, тонкое мастерство получило крылатость после появления рассказа Н. С. Лескова «Левша» (1881), который создан на основе народной прибаутки: Англичане… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
блоху подковать
— Виртуозно справиться с очень тонкой и сложной работой … Словарь многих выражений
Разг. Обнаружить удивительную изобретательность, выдумку в каком л. деле. БТС, 85; ЗС 2001, 413. /i> Выражение возникло на основе рассказа Н. С. Лескова “Левша”. БМС 1998, 49 … Большой словарь русских поговорок
Крылатые слова
— устойчивые, афористические, обычно образные выражения, вошедшие во всеобщее употребление из определенного фольклорно литературного, публицистического или научного источника или на их основе (меткие изречения выдающихся общественных деятелей,… … Педагогическое речеведение
Герой рассказа Н.С.Лескова «Левша» (1881, первая публикация под названием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (цеховая легенда)»). Произведение, созданное в духе лубка, обычно называют гимном таланту русского народа, олицетворенного в … Литературные герои
Книги
- Левша , Н. С. Лесков. Рассказ «Левша» является одним из наиболее известных и ярких произведений писателя. Это история о тульском оружейнике Левше, сумевшем подковать стальную блоху работы английских мастеров.…
Мало кто знает, что человека, который подковал блоху, уже нет в живых.
Информации в сети очень мало об этом художнике.
О его смерти несправедливо мало сказано.
Караван верблюдов
В игольном ушке
Высота 0,25-0,20 мм. Золото 999,9 пробы
Ирина, вдова художника: «Мой горячо любимый муж Николай Сергеевич Алдунин умер 09 сентября 2009 года по стечению обстоятельств, связанных, в основном, с непрофессионализмом и безалаберностью медицинских работников (не буду говорить каких и в каких учреждениях). Ему было всего 53 года, он мог бы создать еще немало удивительных работ. Но мне, помимо личного горя, очень обидно, что все те, кого он интересовал при жизни (журналисты, коллеги, друзья и др.), очень быстро забыли о нём, многие даже не знают, что его больше нет….»
Тульский самовар
Тульский самовар
Высота — 1,2 мм. Изготовлен из 12 деталей
Мастер микроминиатюры Алдунин Николай Сергеевич родился 1 сентября 1956 года в поселке Южная Ламоватка Ворошиловградской области. Из всех природных и искусственных материалов с детства полюбил металлы и металлические изделия.Работая слесарем, а потом токарем на промышленных предприятиях, постиг все секреты металлообработки. Каким-то внутренним чутьем сразу безошибочно подбирал режим резания металлов, это позволяло увеличивать количество изделий, повышая их качество.
А.С.Пушкин
Портрет на рисовом зерне
Высота 1 мм
Существующую «технологию металлов» Николай считал несовершенной. Около пятнадцати лет назад ему пришла идея подковать блоху. Хотелось доказать, что не зря Н. Лесков воспел и на весь мир прославил именно Тульских Мастеров. Два года готовился, а потом сел за микроскоп. Через три месяца, когда закончил работу, понял, что «нашел себя» в Существующую «технологию металлов» Николай считал несовершенной. Около пятнадцати лет назад ему пришла идея подковать блоху. Хотелось доказать, что не зря Н. Лесков воспел и на весь мир прославил именно Тульских Мастеров. Два года готовился, а потом сел за микроскоп. Через три месяца, когда закончил работу, понял, что «нашел себя» в Существующую «технологию металлов» Николай считал несовершенной. Около пятнадцати лет назад ему пришла идея подковать блоху. Хотелось доказать, что не зря Н. Лесков воспел и на весь мир прославил именно Тульских Мастеров. Два года готовился, а потом сел за микроскоп. Через три месяца, когда закончил работу, понял, что «нашел себя» в Существующую «технологию металлов» Николай считал несовершенной. Около пятнадцати лет назад ему пришла идея подковать блоху. Хотелось доказать, что не зря Н. Лесков воспел и на весь мир прославил именно Тульских Мастеров. Два года готовился, а потом сел за микроскоп. Через три месяца, когда закончил работу, понял, что «нашел себя» в микроминиатюре. Он уволился с работы и решил серьезно заняться этим очень трудным и интересным ремеслом. Николай считаел, что достижение человеком в жизни целей зависит от желания: чем выше цель, тем большим должно быть желание.
Российский рубль
Диаметр — 0,88 мм
Материал — золото 999,9 пробы
Работа над блохой началась с подготовки микрометрического инструмента. Один резец, толщиной в 2 микрона, затачивал по 6 — 7 часов кряду. Жена Ирина ложится спать, он сидит точит. Просыпается, он точит. На чем затачивал? Это уже секрет мастера. Алмазная паста в 3 — 5 микронов оказалась грубовата. Искал свои составы. Работал по ночам. Повязывал голову платком и надевал одежду из хлопка. Микроминиатюры очень чувствительны к статическому электричеству, которое накапливают искусственные ткани. Чуть дотронешься до них заряженным резцом — она, как живая, прыг куда-то в сторону. Облачившись, Алдунин садился на кухне и пару часов неподвижно ждал, пока осядет пыль. И лишь тогда начинал работать. Три месяца он точил подковки, ковал гвоздики и подковывал блошиные лапки. А когда забил последний гвоздик, отсыпался почти неделю.
Подкованная блоха
С седлом и стременами
Вот что сказал сам мастер про свою блоху: «Лапки ведь у них пустые внутри, а снаружи волосатые. Сделал на лапках депиляцию, подстриг коготки, так сказать педикюр навел, а потом только приступил к подкове. Я подсчитал, что на одной спичечной головке этих подковок можно уместить две с половиной тысячи штук». На самых кончиках четырех из шести блошинных лапок сверкают золотые подковки. В каждой — по три гвоздика. Одна блошиная подковка Алдунина весит 0,00000004419 грамма. Из одного грамма золота получится 22 629 544 подковки. То есть можно подковать больше 5 миллионов блох. Ширина каждой подковы — 40 микрон, длина — 50, диаметр шляпок гвоздиков — и вовсе 5 (в 1 миллиметре 1000 микрон).
Совет да любовь
Рисовое зерно
Высота букв — 0,14 мм. Материал-золото 999,9 пробы.
«Это же ведь брэнд для Тульской области.-Рассказывает микроминиатюрист. — И я был первым тульским жителем, через 150 лет после выхода «Левши» Лескова, который блоху и подковал. Блоха должна была быть первой. Ведь если бы я занимался просто микроминиатюрой, туляки мне этого не простили. И все время спрашивали: «Когда блоху подкуешь?». А тут я решил все сразу. Чтоб не было вопросов. А сейчас у меня есть блоха с седлом и уздечкой, со стременем, все как положено.
Трехлинейная винтовка Мосина
На рисовом зерне
Длина — 3 мм. Материал-золото 999,9 пробы
Подкованная блоха Алдунина вместе с микроскопической винтовкой Мосина, расположенной на рисовом зернышке (длина вместе со штыком — менее 3 мм, имеется движущийся затвор!), включена в экспозицию Тульского музея оружия.
Танк Т34/85
Расположен на продольном срезе яблочного зерна
Длина корпуса — 2 мм. Количество деталей — 257. Материал — золото 999,9 пробы
Самой сложной своей работой, мастер-микроминиатюрист считает танк Т34/85. Длина корпуса — 2 мм. Расположена микроминиатюра на продольном срезе яблочного зерна. «Танк я делал полгода к 60-летию Победы. Почти не выходил из дома, только за едой в магазин. Я вообще во время серьезной работы стараюсь не появляться на улице, чтобы не набрать негативных эмоций. Я вообще люблю военную тематику, а этот танк я делал с дотошностью истинного фаната военной техники, — рассказывает Николай Сергеевич. — Собрал из 257 отдельных деталей!»
Останкинская телебашня
Расположена на яблочном зерне
Высота — 6,3 мм. Материал — золото 999,9 пробы
Накануне 40-летнего юбилея Останкинской телебашни умелец смастерил ее точную копию, только в 850 тысяч раз меньше. На ней через микроскоп отчетливо видны все антенны, спутниковые тарелки и даже ресторан «Седьмое небо».
По словам Николая, к нему часто обращались представители политических кругов и шоу-бизнеса — заказывали подарки, например, портрет известной певицы на рисовом зернышке или подкованную блоху для политика.
Н.В.Гоголь
Портрет на рисовом зерне
Умелец выполнил около сотни работ. Все шедевры Николай Алдунин исполнял из чистого золота 999,9 пробы. По его словам, это было продиктовано суровой необходимостью, ведь микроскопическая деталь, изготовленная из любого другого металла, на глазах могла бы покрыться ржавчиной.
Велосипед
Расположен на швейной игле
Длина — 2 мм.
Про мастера микроминиатюры Алдунина уже стали ходить легенды, вот что мы прочли в одном из блогов: чтобы достичь идеальных движений рук, Николай научился играть более чем на 20-ти струнных музыкальных инструментов. Благодаря этому он может создавать такие удивительные вещи.
Л.Н.Толстой
Портрет на рисовом зерне
1 сентября Николай Алдунин, талантливый мастер, отметил в больнице свой 53-ий день рождения. 2 месяца он пролежал в больнице при институте им.Вишневского с осложнениями после перенесенной операции. У него был хронический панкреатит. 9 сентября у Николая открылось сильное внутреннее кровотечение, которого он не смог перенести. Он ушел, как и жил, борясь и яростно вырывая у тяжелого недуга каждый свой новый день. «Я не молю, а только прошу Бога, чтобы он дал мне немного времени доделать то, чего не успел», — сказал он другу Александру Богатырёву, прощаясь, 19 мая в Москве. А планов и новых уникальных замыслов у микроминиатюриста было много…
Автомат АКМ-47
Расположен поперек спички
Длина-1,625 мм. Состоит из 34 детелей. Материал — золото 585 и 999,9 пробы. Время изготовления — 6 месяцев.
«В ближайшем будущем я собираюсь приступить к созданию новой работы — „Мерседеса“ длиной в 15 см из золота, серебра и платины, — планировал Николай Сергеевич. — Причем в нем будут детали реального автомобиля. Особое внимание я уделю приборной доске: все стрелочки, циферки, кнопочки…» Была задумка выковать блоху из металла. И чтобы она кадриль выкидывала наподобие лесковской под музыку «Тула веками оружие ковала». Жаль, что его планам не суждено было сбыться.
По его глубокому убеждению, философии и психологии мастерства исполнения миниатюрных шедевров научить невозможно. Он постоянно подчеркивал: «Я не художник!» При этом Николай Алдунин на первое место в своей работе ставил изящество и красоту исполнения задумки.Но, наверное, самым главным секретом Николая было то, что за работу он садился только в хорошем настроении, в состоянии гармонии и любви к себе и миру, к тому, что предстояло сделать.
Интервью с мастером микроминиатюры 2002 года, взят первый рубеж — подкована блоха…
В наше время произведение Н. С. Лескова «Левша»
не пользуется особой популярностью. А было время, когда им буквально зачитывались. Скажу вам больше, в мою юность эта книга была включена список для прочтения на летних каникулах.
Во всем виноват сюжет. Главный герой — обычный мастер Левша. Императору Николаю Первому англичане подарили блоху заводную. Она была из металла. Выполнена в натуральную величину. Таким образом они выказали некое превосходство своей страны на Россией.
Нужно было как-то отвечать на это. В данном случае это не только дело чести императора, но и престиж всего государства.
Левша и его товарищи смогли подковать лапки блохи.
При этом, у них не было каких-то специальных механизмов (того же микроскопа).
Это произвело неизгладимое впечатление на императора и его придворных. С блохой в Англию был отправлен Левша. Так сказать, чтобы он представлял интересы нашей страны. Англичанам Левша пришелся по душе. Они его даже приглашали остаться. Но он решил возвращаться на родину. По дороге, на корабле, он устроил соревнования с полшкипером — кто больше выпьет спиртного. От количества выпитого Левша скончался в больнице для нищих.
В советские времена во всем обвиняли царское правительство. Но не царь ведь заставлял Левшу пьянствовать…
«Блоху подковать» пошло именно из этого произведения.
Означает оно:
- ювелирная работа
- тонкая работа
- мастер высокого класса.
Русь славна своими умельцами, которые не заломят цену за мастерство. Даже могут подарить чудо, сделанное своими руками. Будут корпеть над работой, забыв обо всем. И поэтому только в нашей стране могло появиться это словосочетание.
Происхождение фразеологизма «блоху подковать»
Еще до того, как Н. С. Лесков в конце девятнадцатого столетия написал про своего Левшу, в народе ходило присловье. Оно было о том, как тульские умельцы смогли английскую стальную блоху подковать, чем утерли нос тамошним мастерам.
Пренебрежение к качеству работы отечественных умельцев вызывало справедливое возмущение у недворянской части народа. Поэтому слагались байки, как русский мужик (солдат, мастеровой или простой крестьянин) что-то сделал лучше заграничного специалиста.
Николай Семенович подхватил приговорку и создал на ее основе известный свой сказ о Левше. Он сам говорил, что родилась эта байка в среде оружейных дел мастеров. Неизвестно только, в каком городе — Туле или Сестрорецке, так как он записал ее в Сестрорецке от оружейника, выходца из Тулы.
После выхода в свет сказа о Левше выражение «блоху подковать» завоевало страну и стало употребляться в переносном значении. Например, о хорошем автослесаре могут сказать: «Он не только машину переберет, он блоху может подковать». Означает это, что ничего неподвластного в профессии для такого человека не существует.
Левша подковал блоху
В рассказе Лескова Левша советует государю взять мелкоскоп, который увеличивает в пять миллионов раз. Только так можно заметить имя мастера на подковках блохи. Сам Левша ковал гвоздики, которые ни в какой мелкоскоп не видны. На вопрос, как же они работали без мелкоскопа, он отвечал просто: «У нас так глаз пристрелявши».
Лесков называет это «артистическою удалью», признавая в двадцатой главе сказа, что взял сюжет из народного эпоса с «человечкиной душой». Грустно говорит он о машинах, которые стали повсеместно применяться на производстве и вытеснили изюминку народного умельца — сделать невозможное возможным.
Не случайно Левша умирает от невнимательного, халатного отношения после возвращения на родину. Произвол чиновников и слишком дешево ценимая жизнь простого люда — бич России. Не помог даже Платов, бывший государев помощник, который лично привез Левшу в Петербург.
Множество изобретений ушло из страны, воплотившись в патентах за границей. У учителей физики есть поговорка: «Если преподавать ребенку, он будет хорошо знать физику. А если помогать ему самому узнавать законы, получится гений». Это же можно сказать и о Левше.
Есть еще один, печальный смысл выражения «блоху подковать». Значение фразеологизма — делать что-то гениально, но не получать за это признания.
Уникальный русский электрослесарь
Родом из деревни Елкино, что под Свердловском, был мастер миниатюры Александр Матвеевич Сысолятин. Работал электрослесарем. Он изготавливал тончайшие хирургические микроинструменты.
Его миниатюры дарили сановитым заграничным гостям как подтверждение русского характера. Сам мастер ничего не получал от своего хобби, делал работу от души и дарил от всего сердца. Известно, что Михаилу Ботвиннику он подарил крошечный шахматный столик размером с копейку с настоящей шахматной доской и фигурами на ней.
Звание Левши он получил за блоху, которую сделал в натуральную величину с моторчиком внутри. Блоха могла 20 раз подскакивать. Он не дал выражению «блоху подковать» забыться, оно приобрело новое буквальное значение. А «левшами» вновь стало актуальным называть народных умельцев.
Андулин мог блоху подковать
Мастер Андулин, что тоже проживал в Туле, как и Левша, смог подковать блоху настоящую. Он ушел с работы, когда увлекся миниатюрными механизмами. Работал, используя микроскоп. Он делал удивительные вещи: множество маленьких верблюдов, которые идут на водопой к пальмам, он поместил в игольное ушко. На зернышках риса изображал портреты.
Но все знакомые приставали с одним-единственным вопросом: когда блоху подкуешь? И тогда Николай Сергеевич взялся за дело. Изготовил маленькие золотые подковки, малюсенькие гвоздики (их почти не видно, они только по блеску различимы) да и, как Левша, подковал блоху. И не только подковал, но и седло на нее надел.
Признание мастеров
Есть два памятника, которые увековечили Левшу. Конечно, один из них на Урале, а другой — в Туле. Но по России рассеяно бесчисленное множество неизвестных умельцев. О них слагают байки и по сей день. Известна одна из них: на буровой сломался зеркальный прибор в шахте. Он стоил уйму денег. Но был там один дядя Вася (настоящее имя кануло в Лету), он выпил два стакана, чтобы не тряслись руки, и запаял вручную металлическое зеркало.
Спускали его в шахту, почти ни на что не надеясь. А он выполнил такой шов, что его не отличить невооруженным глазом. Вот тебе и Левша! К сожалению, страна до сих пор не знает имена своих героев. Наверное, это в русском характере: да, я это сделал, а что? Будем же повнимательнее к нашим дорогим левшам.
Образ и характеристика левши — героя сказа Н. С. Лескова «Левша»
Левша — главный герой одноимённой повести Н. С. Лескова. Это произведение имеет подзаголовок: «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе». Герой сказа — талантливый мастер-оружейник, всё делавший левой рукой. Автор впоследствии писал, что «там, где стоит „левша“, надо читать „русский народ“ ». Как звали этого героя неизвестно, потому что в его образе автор отразил собирательный образ народа.
Описание внешности и речевая характеристика
Как выглядел левша, читатель узнаёт из 6 главы сказа: он косой, «на шее пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны». Одет он в казакин, обут в сапоги.
Когда левше пришлось разговаривать с государем, он не робел и толково объяснил, что работу тульских оружейников нужно рассматривать через «мелкоскоп» (микроскоп).
Отношение к работе
Донской казак Платов по поручению государя Николая Павловича доставил тульским оружейникам металлическую блоху, сделанную англичанами и умеющую танцевать, если её завести ключиком. Он передал наказ царя, чтобы они что-нибудь с ней сделали, чтобы превзойти англичан.
Три самых искусных оружейника взялись за эту работу. Сидели они несколько дней, запершись, держали своё дело в страшном секрете. Левша и его товарищи были так самозабвенно захвачены этой работой, что их нельзя было от неё оторвать, пока она была не закончена. Когда попробовали их обмануть и закричали, что горит соседний дом, левша высунулся из окна и крикнул: «Горите себе, а нам некогда», — и снова, захлопнув ставню, принялся за своё дело.
Когда оружейники представили готовую блоху Платову, тот подумал, что они ничего с ней не сделали, да ещё, наверно, её испортили. Стал он ругаться и угрожать мастерам. За то, что Платов усомнился в их искусстве, левша с товарищами держали от него в секрете выполненную работу. Сказали они, чтобы он отвёз блоху царю, и тот увидит «каковы мы у него люди и есть ли ему за нас постыжение».
Левша был самым искусным и талантливым среди мастеров, он выковывал блохе гвоздики для подковок, причём, не пользуясь микроскопом, который был ему не по карману из-за бедности.
Характер левши
Главному герою сказа присущи следующие черты характера:
- Увлечённость работой, творчеством, усердие в труде, одарённость.
- Сметливость. В Англии он понял, что англичане ружья не чистят кирпичом, поэтому пули в них не болтаются, и ружья хорошо стреляют.
- Патриотизм. Про то, чтобы ружья не чистить кирпичом, левша решил рассказать государю. Узнав этот секрет, он сразу заторопился домой. Никому он не рассказал, какой секрет повёз в Россию из Англии. До этого англичане уговаривали его жить у них, но левша не остался в Англии, так как стал очень скучать по Родине и родителям.
- Скромность. На корабле, идущем в Россию, его поместили, как барина, но он с другими господами сидеть стеснялся, уходил на палубу и смотрел в ту сторону, где была Россия.
- Религиозность. Перед тем, как приступить к работе, пошли оружейники в Мценск поклониться иконе св. Николая.
Как относятся к левше другие герои
Товарищи по работе уважали этого мастера за трудолюбие и талантливость, поэтому доверили ему самую тонкую работу — выковывание гвоздиков для подковок блохе.
Донской казак Платов, узнав, что блоха не может сейчас танцевать, посчитал, что оружейники испортили её, и побил за это левшу, которого привёз в Петербург.
Государь Николай Павлович, когда увидел, что тульские оружейники подковали блоху, обнял левшу и поцеловал. Тогда придворные тоже стали его целовать, а Платов дал ему 100 рублей и извинился за то, что его «за волосья отодрал».
Англичане удивились, что этот человек делает такую тонкую работу левой рукой. Они сожалели, что он не обучен наукам, поэтому не смог сообразить, что в каждом механизме есть «расчёт силы» и что блоха не может танцевать из-за тяжести подковок. Они хотели, чтобы левша остался у них, считали, что обучившись наукам, он станет удивительным мастером. Относились англичане к нему очень уважительно.
Отношение на Родине его ожидало другое. Когда корабль достиг Петербурга, мастера, ослабевшего от болезни, от «долгого колтыханья» и от алкоголя (он пил, держа пари с английским «полшкипером») привезли в квартальное отделение полиции. Там хорошую одежду с него сняли, часы и деньги забрали и отправили на извозчике в больницу. Пока ждали извозчика, левша замёрз. Долго его возили из больницы в больницу — нигде не принимали без документа. Наконец привезли в простонародную больницу и посадили в коридоре на пол. Там левша умер от того, что, когда его повезли в больницы и пересаживали из одних саней в другие, его роняли, «он весь избился», и затылок у него был расколот. Перед смертью левша успел сказать доктору, чтобы он передал государю, что англичане ружья кирпичом не чистят, и нам нужно делать так же. Но эти предсмертные слова левши не передали государю, так как его приближённый граф Чернышев посчитал, что доктор суётся не в своё дело.
Автор пишет, что если бы довели слова до государя, «в Крыму на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был».
Заключение
Автор показал, что в страшной судьбе левши виноваты нелепые российские порядки того времени. Тогда русский талант был нужен для того, чтобы пустить иностранцам пыль в глаза, но никто не берёг талантливого человека, не видел в нём национального богатства.
Характеристика образа левши, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.
Характеристика и образ Левши в рассказе Левша Лескова сочинение
Образ Левшы — это прототип обычного русского человека, который имеет широкую душу и богатый внутренний мир. Он обычный мастер, который любит свое дело. Работал он левой рукой, из-за этого и стал называться левшой, но этот дефект нисколько не мешал ему быть лучшим из лучших.
Главный герой произведения – человек, которого обходят стороной, так как он, по их мнению, немного странный, не от мира сего.
Внешность его не впечатляет. Он имеет косоглазие, выдраны волосы на висках. Одежда давно уже отжила свое время, так как затерта до дыр. Но его это, в принципе, мало беспокоит, как и мнение народа. Левша – человек простой, так сказать, из народа. По своему характеру он смелый и прямолинейный, не боится говорить правду в лицо.
Но не все так красочно в этом персонаже. Левша имеет вредную привычку выпивать. Можно сказать, что он болен, у него душевное расстройство, которое он пытается залечить алкоголем. Это расстройство появилось из-за того, что никто не ценит его талан, и он не может реализовать себя, как творческого человека.
То, что переживает главный герой – это реальность и не вымысел. Многие люди того времени вынуждены были оставить свои идеи творческой реализации в прошлом. Создается двоякое мнение, что государству того времени, было необходимо и выгодно, чтобы люди оставались глупыми и необразованными. Чтобы никто не смог занять высшие должности государства. Глубоко в душе герой Лескова весьма духовен и патриотичен. Он не смог долго прожить в Англии и скорее рвался домой, на Родину.
Левша не образован, как и большинство крестьян государства, но самое главное, что он смог раскрыть в себе талант, заложенный с детства.
В Англии он поразил всех своим мастерством, изготовив гвоздики для подков блохи. Но он, как простой человек, не жаждет славы и признания, он делает то, что любит. В произведении левшу мы видим как старательного работника.
Одна из главных проблем Левши заключается в том, что он топчется на месте, не развивается и не двигается вперед. Его, к сожалению, все устраивает, хотя для многих людей такая жизнь была бы невыносимой.
Левша – это не простой главный герой и прототип русского человека, он олицетворяет весь русской народ, который силен духом и имеет множество талантов. У него, как и у всего русского народа, есть воля к победе. Такими мастерами в то время гордились и ценили, но не все, к сожалению. Умер Левша случайной смертью.
Сочинение про Левшу
Левша является главным героем одноименной повести Николая Семеновича Лескова, написанной им в 1881 году. На примере жизни Левши автор раскрывает проблему судьбы по-настоящему талантливого человека в России в те времена. В какой-то степени, данное произведение и проблема, раскрытая в нем, актуальны и в настоящее время.
По внешности, описанной в повести, можно понять, что Левша был абсолютно непримечательным и непривлекательным человеком, обычным русским юродивым. Левша был бедным крестьянином, малообразованным, забитым и верующим человеком, который скромно одевался, любил старых родителей и жил в маленьком домике. А вот его умения в мастерстве были просто поразительными. Он являлся тульским мастером, настоящим умельцем в своем деле. Вместе с двумя другими иностранными мастерами его выбирают для создания более удивительного изделия, чем английская блоха.
В обязанности Левши входила самая сложная задача – создание гвоздиков для подков. Несмотря на свое косоглазие, он успешно справляется с задачей и даже оставляет свое имя на подкове. Такой результат был просто поразительным, никто не мог поверить в сделанное им дело. Как ни странно, англичане желают иметь у себя такого искусного мастера и приглашают Левшу к себе. С его стороны поступает непонятный другим отказ. Безусловно, причиной данного отказа был патриотизм и желание прославить Россию, но и не только это. Левша считал себя недостойным и непримечательным человеком, который не верил в себя, свои способности и предпочитал жить без известности. Он просто не мог представить себя, живущим в человеческих условиях, в которых он смог бы жить обеспеченно и чувствовать себя комфортнее.
Лесков раскрывает действительно важную проблему в своей повести: несчастная жизнь настоящих талантов в России. Левша являлся непревзойденным мастером, который смог совершить фантастическую работу. Но как при этом складывается его жизнь? Он, человек с золотыми руками, серьезно заболевает и умирает, но никому даже нет до этого дела. В этом присутствует вина самого героя и общества. Поэтому образ Левши не только положительный, но и по-негативному ироничный.
Вариант 3
Сказ автора отличается от других авторов сказочными мотивами, в котором содержатся элементы трагизма.
В «Левше» есть центральный герой, живущий в городе Туле. Он — искусный мастер.
Левша – типично сказочный персонаж. Автор показал в нем мастера, который отличался высоким мастерством, но в науках не был силен.
Левша принимал участие в подковке блохи, что подтверждает талантливость русского мастера. Автор не стал называть Левшу никаким именем, тем самым подчеркнул его характер. Левша привык к тому, что ему постоянно кто-то угрожает. Одежда его небрежна: одна штанина заправлена в сапог, другая нет. Одежка застегнута на крючках, половина крючков потеряна. Так и ходит Левша в подобном виде. Образ Левши представлен в виде грязного и неухоженного мастера, не следившего за собой, ведь он постоянно работает.
Автор выразил в образе Левши маленького мужичка. Левша отвечает за качество выполнения своего мастерства. Левша уезжает в страну Англию, чтобы доказать иностранцам умение творческого мастерства. У него нет денег на еду. Он постоянно голодный. В таком состоянии он добирается до другой страны.
У многих читателей Левша вызывает уважение в том, что он отказывается от выгодных предложений и уезжает домой на родину. У него отсутствует желание оставаться в этой стране. Левша – трудолюбивый и честный человек. Левша — бескорыстный.
Автор характеризует Левшу с положительной стороны. Он показывает своим читателям, что Левша – русский патриот. У него душа простого русского человека. Он верит в религию и нравы русского народа. Мастер проходит через испытания судьбы, но даже перед смертью понимает всю важность военного секрета англичан, которое негативно может отразиться на русской армии.
После возвращения на родину, Левша неожиданно заболевает. Он умирает в полном одиночестве. Его бросили умирать в больнице на полу. В этом выражается отрицательные элементы России – неблагодарность, отсутствие гуманности, в чем заключаются истинные причины неустроенности нашей жизни в России, как подчеркнул писатель.
Читатель замечает, что автор проявляет сочувствие к Левше. Можно заметить жалость к нему, авторские комментарии говорят о прискорбии и горечи утраты. Талант не ценится, о чем подтверждает данное произведение.
Образ Левши можно охарактеризовать, как типичного литературного героя, который вызывает сочувствие, жалость, уважение, гордость за такого человека, ведь он патриот своей родины, не продавшийся буржуям. Без денег и документов он добрался до чужой страны, пытаясь доказать, что и в России есть настоящие искусные мастера своего дела!
Левша охарактеризован автором, как положительный герой.
Также читают:
Картинка к сочинению Характеристика и образ Левши в рассказе Левша
Популярные сегодня темы
Вере отведена одна из второстепенных ролей в рассказе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Как хорошо, что в нашем городе построили аквапарк. Это райское место. Недавно мои родители решили на выходные отдохнуть вместе со мной в каком-нибудь интересном общественном и развлекательном месте. Их выбор выпал на аквапарк.
На протяжении всего существования человечества, несмотря на поколение, существовала проблема отцов и детей. И столько же времени идет спор о том, возможна ли вообще гармония в отношениях между поколениями
Николай Иванович был добрым, скромным, кротким человеком. Во время государственной службы никому никогда не перечил. И вообще считал, что человек его звания, личного мнения иметь не должен.
Первые понятие о войне мы узнаем, в детстве особенно с картинок многих книг и учебников. Для нас она в то время представляла собой картины сражений, где прямые и стройные шеренги смешивались в однообразную и страшную кучу
Левша — образ и характеристика героя сказа Н. С. Лескова «Левша»
Лесков использовал в названии слово «сказ» и первое издание повести снабдил подзаголовком «Цеховая легенда», чтобы подчеркнуть фольклорное происхождение своего героя. Действительно, этот образ берёт начало с пословицы о туляках, подковавших сделанную в Англии блоху. О народности персонажа свидетельствует и отсутствие у мастера имени. Левша — только прозвище. Безымянность показывает, что герой такой же, как большинство русских людей, что таких, как он, много. Лесков не зря говорил: «Там, где стоит «левша», надо читать «русский народ».
Отношение к своему мастерству
Левша — один из группы тульских мастеров-оружейников, которым донской казак Платов поручает дело государственного значения – сотворить что-то, что превзойдёт изделие англичан, продемонстрирует превосходство русских умельцев. Поначалу персонаж ничем не выделяется среди других. Ему свойственна та же набожность: он вместе со всеми идёт поклониться «мценскому Николе», получить благословение на работу. Такая же в нём безусловная преданность своему делу. Самоотдача, с которой туляки относятся к платовскому поручению, проиллюстрирована автором весьма образно: в запертом доме с закрытым окнами они стучат молоточками день и ночь, не допуская к себе никого. Даже угроза пожара не может их выманить. Такое поведение говорит о бережном отношении к своему мастерству, стремлении уберечь незавершённую работу от праздного любопытства, от сглаза.
Уважением к своему мастерству объясняется и странное, на первый взгляд, упрямство мастеров, отказавшихся объяснить суть проделанной работы Платову. Их покоробило недоверие генерала. Он предположил, что умельцы обманули доверие царя, смошенничали. В этом эпизоде Левша выдвигается на первый план, индивидуализируется и становится центральным образом сказа. Платов делает его ответственным за предполагаемый провал оружейников.
Характер
Образ Левши не идеален. Больше всего вопросов вызывает его пьянство в компании с английским шкипером. Вынужденный бездельничать герой в алкогольном пари со шкипером находит способ занять время. Но почему автор вообще поднимает эту тему? Зачем наделяет этим пороком Левшу, воплощение талантливости русского народа?
Лесков объяснил алкоголизм героя не только тем, что не хотел создавать образ, далёкий от реальности, но и более важным побуждением. Милосердие, человечный подход к человеку — вот что отстаивает автор. Английский корабль покинули два пьяных человека: русский и англичанин. Английский подданный сразу поступает под наблюдение врача, а русский умелец попадает в полицейский участок. Всю ночь его возят по городу, пока, избитого и закоченевшего, не оставляют на полу «в простонародной Обухвинской больнице». Там и нашёл Левшу англичанин-собутыльник и возмутился, что его лежит в коридоре на полу. «Хоть и шуба овечкина, так душа человечкина», — гуманистическая мысль, пусть и довольно неказисто изложенная, стала своеобразным девизом сказа. Беречь и ценить человека вне зависимости от его вида и поведения, просто за то, что он человек, отчизна Левши ещё не умеет, но должна научиться.
Другой очевидный парадокс образа был отмечен ещё литераторами XIX века. Человек совершил необыкновенное: подковал невидными даже в «мелкоскоп» гвоздиками механическую блоху. Но хитрое изделие англичан после этого лишилось способности танцевать. Неудивительно, ведь гениальный мастеровой не знает ни «расчёта сил», ни даже арифметики. Безмерная одарённость народа, к сожалению, не находит себе иного применения, чем лишённое практической цели, даже навредившее технической стороне дела, утверждение своего превосходства над иноземцами. Но эти важные для тематики произведения мысли больше относятся к размышлениям автора о России, чем к созданному им персонажу.
Вывод
Характеристика образа левши может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.
Повесть Николая Лескова «Левша» в жанре сказа написана и опубликована в 1881 году.
Описание книги для читательского дневника
Автор: Лесков Николай Семенович
Название произведения: Левша
Число страниц: 48.
Издательство: «Азбука».
Год издания: 2016 год
Жанр: Сказ
Год написания: 1881 год
Время и место сюжета
Действие происходит в России (Санкт-Петербург и Тула) и Англии, вскоре после войны с Наполеоном в 1812 году.
В данном произведении вымышленное и действительное переплетены в единое целое. В основу сюжета положены реальные события и лица. Так, поездка Александра I и Платова в Лондон – исторический факт.
Главные герои и их краткая характеристика
Левша – тульский мастер, невероятно талантливый, настоящий самородок.
Александр I – император, любознательный, впечатлительный, большой любитель всего заграничного.
Платов – донской казак, мужественный, простой, прямолинейный.
Николай I – император, который не собирался ни в чем уступать иностранцам.
Краткое содержание и сюжет
Как-то раз император Александр I решил отправиться в поездку по Европе, чтобы посмотреть на разные заморские чудеса. Его сопровождал верный слуга Платов – отважный донской казак, на которого иностранные диковины не производили никакого впечатления.
В Англии Александру I продемонстрировали крошечную механическую блоху, способную танцевать. Император, восхищенный столь тонкой необычной работой, приобрел ее и привез на родину. Вскоре после возвращения он скончался, и престол занял Николай I.
Спустя время на глаза новому императору попалась та самая стальная блоха, привезенная из заграничной поездки Александром I. Николай I не сомневался в превосходстве русских, и приказал казаку Платову отыскать ловкого мастера, способного выдумать нечто такое, чтобы превзойти английскую танцующую блоху.
В Туле Платову удалось отыскать мастера по прозвищу Левша. Он согласился взяться за работу и, немного поразмыслив, решил подковать стальную блоху. Взяв себе в помощники еще трех умельцев, Левша закрылся в своем домишке, и приступил к работе. Спустя положенный срок Платов получил английскую блоху, но так и не понял, что же с ней сотворил Левша, который не хотел открывать казаку секрет своего мастерства.
В результате тульский мастер оказался во дворце у императора, где предложил ему внимательно рассмотреть ножки блохи через микроскоп. С большим удивлением Николай I увидел на лапках подковы, на которых были вырезаны имена мастеров. Среди них не было имени Левши, поскольку он выполнил самую сложную работу – выковал гвозди, и подковал ими блоху.
За свою работу Левша был награжден орденом и отправлен в Англию представлять свое изобретение. Англичане были поражены его мастерством, и предложили остаться. Однако Левша отказался, и вернулся на родину.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Англичане подарили императору Александру Павловичу металлическую блоху. Платов отвозит блоху тульским мастерам и приказывает сделать что-нибудь лучше. Левшу везут к Николая Павловичу и он показывает подкованную блоху. Левшу с почетом принимают в Лондоне, но он отказывается поменять страну и веру. Левша плывет обратно и заболевает, его бросают в больнице для бедных. Умирая Левша рассказывает о ружьях, которые нельзя чистить кирпичом.
План пересказа
- Александр Павлович и Платов в Англии
- Русский пистоль
- Английская блоха
- Жадные англичане
- Николай Павлович находит блоху
- Совет Платова
- Заказ тульским мастерам
- Секретная работа
- Левшу везут в Петербург
- Подкованная блоха
- Левшу везут в Лондон
- Чужая страна
- Уговоры англичан
- Левша осматривает ружья
- На корабле
- Пьянка
- Левша в больнице
- Последние слова
- Смерть Левши.
Вывод и свое мнение
Поведение Левши, его искренняя любовь к родине вызывает одно лишь уважение. Будучи бедным, неграмотным мужиком, ему удалось доказать превосходство русских мастеров над заграничными, и тем самым принести славу своему Отечеству. Он отказался от обеспеченной жизни в Лондоне, и до последнего своего часа думал лишь о том, как принести пользу России. Неудивительно, что после публикации данного произведения в быту стала популярной фраза «блоху подковать» – то есть мастерски выполнить тончайшую, филигранную работу.
Основная мысль
Любовь к родной земле и желание ее прославить способны творить чудеса и заставить поверить в невозможное.
Чему учит
Сказ учит любить Родину, быть патриотом своей страны, не поддаваться на щедрые посулы иностранцев. Учит быть честным, работящим, ответственным. Учит гордится своей работой, учит не преклоняться перед иностранным, а ценить свое, родное, русское.
Что понравилось
Мне очень понравился этот сказ. Левша в нем действительно показан легендарной личностью, с твердым характером и сильной волей. Он был верен своей Родине до смертного часа и даже умирая, думал не о себе, а о том, чтобы принести пользу своей стране. Левша был настоящим патриотом, каким должен быть каждый человек.
Цитаты из текста
«…Он нас до того часу живьем съест и на помин души не оставит…»
«…Мы в науках не задались, но только своему отечеству верно преданные…»
«…Наша наука простая: по Псалтирю да по Полусоннику, а арифметики мы нимало не знаем. У нас это так повсеместно…»
«…Идет в чем был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится…»
«…Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши…»
Толкование непонятных слов
Мелкоскоп — вместо «микроскоп»; соединение слов «микроскоп» и «мелкий».
Буреметр — вместо «барометра»; соединение слов «мерить бурю».
Грандеву — вместо «рандеву» (франц. rendez-vous — любовное свидание); объединение со словом «грандиозный».
Озямчик— «азям», крестьянская верхняя долгополая одежда.
Складень — складная икона, писанная на двух или трех створках (от «складывать»).
Новые слова
Кунсткамера — собрание редкостей, музей.
Кизлярка — виноградная водка невысокого качества, вырабатывавшаяся в городе Кизляре на Кавказе.
Плис — хлопчатобумажная ткань, похожая на бархат.
Цейгауз – правильно «цейхгауз» – военная кладовая для оружия или амуниции.
Пословицы
- Невидное ремесло, а славу приносит.
- Хоть руки черны,да работа бела.
- Нет земли краше, чем страна наша.
- Человек без Родины, что соловей без песни.
- У кузнеца руки золотые, а у поэта язык.