Что такое бергамот в сказке черная курица

Сочинение по черная курица, или подземные жители а.погорельского черная курица, или подземные жители а. погорельского это волшебная сказка. в

Сочинение по «Черная курица, или Подземные жители» А.Погорельского

«Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельского – это волшебная сказка. В ней переплетается реальность и фантастика.

Главный герой произведения – мальчик Алеша. Ему не более девяти или десяти лет. Алеша в числе других детей учится в мужском пансионе в С.-Петербурге на Васильевском острове. Он послушный и прилежный мальчик. Алеше нравится учиться, «дни учения для него проходят быстро и приятно», но в выходные дни ему грустно и одиноко. В это время все разъезжаются домой, а Алешины родители живут далеко от Петербурга. «По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и единственным его утешением было чтение книг». Алеша рос романтиком и мечтателем. «Любимым его занятием было мысленно переноситься в старинные, давно прошедшие века». Еще Алеша любил кормить курочек. Особенно ему нравилась черная хохлатая Чернушка. Алеша заступился за нее, когда однажды к празднику кухарка Тринушка решила поймать и приготовить из Чернушки обед. Добрый и щедрый мальчик отдал кухарке за курочку империал – подарок бабушки.

Чернушка, которая оказалась министром подземных жителей, решила отблагодарить мальчика за свое спасение. Она открыла свою тайну, провела Алешу в закрытое королевство, где король подарил ему конопляное семечко, взяв клятву никогда никому не рассказывать о подземных жителях. Теперь Алеша мог не уча отвечать на любой заданный урок.

С этого времени характер мальчика начал портиться. Если сначала он стыдился незаслуженных похвал учителей, то потом он настолько возгордился своими успехами, что вообразил себя «гораздо лучше и умнее» своих товарищей. Из скромного мальчика он превратился в высокомерного, заносчивого и ленивого. Не имея необходимости тратить время на выполнение уроков, Алеша «занимался шалостями, и эта праздность еще более портила его нрав». Товарищи стали смотреть на него с презрением, перестали его любить.

Алеша настолько отвык заниматься, что, потеряв конопляное семечко, не смог сам выучить урок. Боясь наказания, он выдал тайну, предав подземных жителей, чем навлек беду не только на Чернушку, но и на весь подземный народ, который был вынужден покинуть свое место жительства.

Сказка поучительная. Она мне понравилась. Я понял, что нельзя ставить себя выше других людей, даже если ты много знаешь и умеешь. Если ты дал слово, то надо держать его до конца. Нельзя надеяться на хитрость и жульничество, правда всегда выйдет наружу.

Сочинение Черная курица, или Подземные жители по повести Погорельского

Чёрная курица это волшебная сказка Антония Погорельского, написанная им для своего племянника. В произведении рассказано про два мира. Это мир пансиона, в котором живёт главный герой и другие ученики, и учителя. Их мир наполнен учением, встречами с гостями пансиона. На выходные дни мальчик оставался в пансионе. Его любимым занятием стало ухаживание за курочками. Он очень к ним привязался. Всю свою любовь, которую он не мог выразить родителям он передавал своим подопечным. Он был настолько храбр и смел, что однажды даже спас свою любимую курочку, которую звали Чернушка, от кухарки, отдав за её спасение самое ценное, что у него было: золотую монету.

Это был добрый и честный мальчик. Его сердце было наполнено состраданием и любовью к окружающим, поэтому у него было много друзей.

Другим миром, показанном в сказке был мир подземного царства. Это был тайный мир, о котором никто ничего не знал. В нём жило много маленьких людей, у которых даже был свой король с министрами. Как мы узнаём из сказки это подземные жители, которые очень боялись, что тайна их существования будет раскрыта и им придётся уходить в неведомые земли в поисках нового пристанища.

Чернушка, спасённая им от кухарки, оказалась министром этого необыкновенного царства. Решив отблагодарить Алёшу за своё спасение она показала ему свой мир. Познакомила его с жителями и сводила на охоту. Чернушке хотелось, что бы мальчик не чувствовал себя одиноким, а знал, что, у него есть друзья, даже когда в пансионе нет других детей. Именно там он получил необычный подарок конопляное семечко. Благодаря этому подарку, Алёша может отвечать любой урок, даже не выучив его.

Мальчик берёт такой подарок с радостью, хотя уже ясно, что все похвалы, которые он будет получать, будут не заслуженными и он ничего не будет знать по своим урокам. Он встанет на путь лицемерия и лжи. В итоге, так оно и получилось.

Из доброго и милого мальчика он превратился в гордого и надменного. Сначала он стыдился незаслуженного расположения к себе всех учителей, но со временем, стыд прошёл. Он стал шалуном. Учителя уже не знали, что с ним делать.

И вот однажды всё изменилось. Семечко пропало. Алёша уже не мог выучить нужный урок. Всё его ликование сменилось отчаянием. Но что же он делает дальше? Он не садится учить уроки, он уже настолько обленился, что предпочитает лишь жалеть себя.

Кульминацией произведения становится момент предательства. Мальчик рассказал учителю о подземном царстве и его жителях. Конечно, Чернушка прощает мальчика. Она помнит всё добро, которое он сделал. Но его трусливый поступок приносит несчастье маленькому народу.

Сказка учит нас, что доброту и честность надо воспитывать в себе хорошими поступками.

Сочинение 2

Главным героем произведения «Черная курица или Подземные жители» является молодой парень по имени Алеша. Он учится в пансионате. У него было огромное количество друзей, которые всегда готовы прийти на помощь или выручить в трудной ситуации. Практически на каждые выходные всех ребят забирали родители домой, а вот нашего главного героя никто не забирал, а все, потому что у него нет родителей. Пока все ребята находились дома и радовали родителей, Алеша сидит в пансионате и очень много читает книг. А когда ему надоедало читать, то он отправлялся на улицу, где гулял и играл один. Больше всего на свете ему нравилось играть с курицами, которых выпускали также прогуляться. Он даже своей любимице дал прозвище Чернуха. Однажды повариха отловила несколько куриц для того чтобы приготовить из них обед и вместе с другими курицами туда же попала и Чернуха. И тогда парень готов был пожертвовать своей золотой монетой, которую он берег до этого времени. И после этого повариха согласилась оставить курицу в живых.

Ночью Алеша увидел сон, в котором главной героиней была курица. Она решила провести его по одной тропе, которая ведет в интересное место. Вот только куда именно она его вела и что это было за место, он так и не узнал, а все, потому что неожиданно проснулся. На следующую ночь он все-таки узнал про это самое место. И им оказалось царство, в котором Чернуха была главной. Здесь жили только человечки маленького роста. Кроме этого здесь она подарила ему одно золотое зернышко, при помощи которого парень может знать все занятия и все уроки даже не открыв при этом учебники. Вот только парень никому не должен рассказывать про то, где он был и что видел.

Шло время, и все были удивлены, почему же он вдруг стал учиться лучше всех и очень быстро учил уроки и знал ответ на любой вопрос. Они много раз пытали мальчика, но он обещал курице не рассказывать ничего и держал свое слово. Вот только это портило парня и постепенно ему не хотелось ни с кем, ни дружить, ни общаться, ведь он считает себя самым умным, а другие намного хуже его. Все больше и больше он стал обманывать не только своих друзей, но и взрослых. И в итоге рассказал всю правду, но никто ему не поверил. И этим он потерял своего единственного друга по имени Чернуха. Она ушла от него, а он обещал, что больше такого не повториться и все будет по-другому. Но изменить уже ничего было нельзя.

Также читают:

Картинка к сочинению Черная курица, или Подземные жители по повести Погорельского

Популярные сегодня темы

Данное произведение повествует о страшнейшей судьбе одного бойца по имени Андрей. Действие происходит во времена Великой Отечественной войны, в которой герой потерял всю семью.

Поначалу пьеса называлась «Гордым Бог противится». Эта комедия, состоящая из трех действий, была написана Островским в 1853 году, а опубликована — в начале 1854 года.

Что же понимается под словом «культура»? У этого слова есть несколько значений. В основном это понятие используется для обозначения всех аспектов самовыражения и самопознания человека.

Раннее утро у многих вызывает негативное восприятие и ассоциируется с необходимостью вставать в школу или на работу. Поспать подольше в теплой уютной постели кажется гораздо приятнее и важнее

Рождаясь, человек от родителей получает имя и фамилию. Они будут сопровождать его если не всю жизнь, то долгие годы. Но человека называют не только по имени, в течение жизни у него появляются различные прозвища.

Сочинение на тему «Черная курица» Погорельский

Мария Николаевна

Сказка А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» рассказывает нам о жизни маленького Алеши. Уже два года он учится в пансионе Петербурга. Он очень прилежный и добрый мальчик, многие любят за его характер.

В будни Алеша счастлив, а в выходные, когда все дети разъезжаются домой, к родителям, Алешу мучает жуткое одиночество, потому что своих родителей он давно не видел. На выходных Алеша кормит курочек, среди которых больше всех любит черную, которой дал имя Чернушка. Мальчик спасает ее от кухарки и выкупает ее, дав монетку. За это Чернушка благодарит Алешу.

Оказывается, что эта курица ‒ министр подземного короля, а под землей живет целый народ. Курочка водит в подземное царство Алешу. Алеша видит там дворцы, залы, рыцарей, волшебных попугаев. Король благодарит Алешу за спасение курицы волшебным семенем, которое позволяет не учить урок и знать его.

С той поры Алеша меняется. Теперь он знает, что он не одинок, и в подземном царстве его почитает сам подземный король, и он знает тайну, которая неизвестна никому. Он становится балованным, проказничает. Вероятнее всего, мальчик просто понимает, что теперь он лучше всех учеников, он зазнается.

Курочка приходит к Алеше и просит исправиться, иначе волшебное конопляное семя больше ему не дадут, и уроки придется учить самому. Но однажды, под страхом быть высеченным, мальчик проговаривается о подземном царстве.

Это влечет за собой плохие последствия ‒ курочка арестована, а все подземные жители вынуждены перебраться жить в другое место. На прощание Чернушка очень просит Алешу стать снова прилежным. И Алеша исправляется, и даже становится примером для товарищей.

Сказка учит нас, что в душе каждого человека есть добро и прилежность, каждый способен достичь цели своим трудом. Ничего в мире нельзя получить просто так, и пользоваться всем готовым не получится, нужно стараться, трудиться.

Усилия нужны и для того, чтобы заслужить любовь и уважение других. Нужно помнить, что те, кто нас любит, могут пострадать от наших слов и дел, и нужно уметь нести ответственность за свои поступки перед этими людьми.

На чтение 5 мин. Просмотров 2
Обновлено

Самобытность его писательской манеры была по достоинству оценена писателями пушкинского круга, способствовавшими успеху его произведений у современников.

О чем сказка Черная курица

Эта сказка о мальчике, который жил и учился в пансионе для мальчиков. Его звали Алёша. Он был добрый, мечтательный и романтический ребенок. В свободное время он читал книжки про рыцарей, мечтал о встрече с родителями. Его, иногда, выпускали гулять во двор, где жили курицы, и одну из них — Чернушку, он очень любил. Он приносил птичкам крошки, наблюдал за ними. Однажды, кухарка решила зарезать Чернушку и приготовить из нее обед, но Алёша выкупил птичку за единственную свою золотую монету. Курица оказалась министром подземных жителей, и тайком ночью провела Алёшу к царю. В награду за спасение министра, царь выполнил желание ребенка — всегда знать урок на отлично, не прилагая усилий. Взамен с него взяли обещание, ни при каких обстоятельствах, не рассказывать про подземных жителей. Алёша стал лучшим учеником, загордился и обленился, а раньше он был старательным и ответственным. Однажды он потерял зёрнышко и не сдал урок, но Чернушка принесла ему его на следующий день и Алеша справился с заданием. Учитель посчитал, что Алёша специально не сдал урок в предыдущий раз, а ученики подтвердили, что он не занимался. Алёшу наказали и он рассказал про подземных жителей. После этого его стали считать обманщиком, а Чернушку наказал подземный царь и весь их народ переехал.

Список похожих конспектов

А. Погорельский Черная курица или Подземные жители Муниципальное автономное образовательное учреждение. . «Средняя общеобразовательная школа №1». Урок литературного чтения. А. Погорельский. … А. Погорельский «Черная курица, или подземные жители Тема: А. Погорельский  «Черная курица, или подземные жители». Цель:.  анализ сказки Погорельского через погружение в текст. Задачи:.  1. Формирование … Чёрная курица, или Подземные жители Урок 21. А. Погорельский. . «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. Цели урока:. познакомить учащихся с личностью А. … Уроки Чехова, или Смешное и грустное в рассказе «Хамелеон Технология проблемного обучения. . . Метод группового взаимодействия. Тема: «Уроки Чехова, или Смешное и грустное в рассказе «Хамелеон». Цель:. … Убийца или спаситель План-конспект урока литературы по теме «Убийца или спаситель». . (Урок-диспут по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»). Урок … Сказка мудростью богата или как стать сказочником? Защита проектов «Как стать сказочником?». Цели:. . раскрыть нравственный смысл сказок, рассмотреть категории добра и зла на примере прочитанных … Сборник притч или философские сказки . Сборник притч. или философские сказки. С О Д Е Р Ж А Н И Е. Введение……………………………………………………………………………..9. … Раскольников: страдалец за человечество или неудавшийся Наполеон? Утверждаю: директор школы № 28. Набалова «Раскольников: страдалец за человечество или неудавшийся Наполеон?». … Парадокс, или Человек создан для счастья, как птица для полета ГБОУ СОШ пос. Новый Кутулук. Урок литературы в 8 классе. . на тему:. «Парадокс,. или Человек создан для счастья, как птица для полета». … Не убивайте в себе ребёнка, или Философский взгляд на мир в романе «Пре-ступление и наказание 1001 идея интересного занятия с детьми. . «Не убивайте в себе ребёнка, или Философский взгляд на мир в романе «Преступление и … Майская ночь, или Утопленница Тема:. Заключительный урок по повести «Майская ночь, или Утопленница». Цель:. обобщение и систематизация изученного материала по творчеству … Кто прав:Настя или Митраша? Камилова Разина Вильсуровна. . МБОУ «Мари-Турекская средняя общеобразовательная школа». . Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, … История жизни Матрёны Васильевны, или Слово о спасении души русской… История жизни Матрёны Васильевны,. или Слово о спасении души русской…. . /урок по рассказу А. И. Солженицына. «Матрёнин двор»/. Цели и задачи:. … Домашние птицы: курица 8. . Урок развития речи в 3 классе. Тема:. Домашние птицы: курица. Цель. : Уточнение и расширение представлений о домашней птице-курице. Задачи:. … Дикая собака динго или Повесть о первой любви МОУ «Макуловская средняя общеобразовательная школа». Верхнеуслонского района Республики Татарстан. Книга о первой юношеской … Виновен ли Раскольников в совершённом им преступлении? или Суд над Раскольниковым Виновен ли Раскольников в совершённом им преступлении? или. Суд над Раскольниковым. Внеклассное мероприятие по литературе и обществознанию с …

Жанр произведения «Чёрная курица, или Подземные жители»

Произведение имеет подзаголовок «Волшебная повесть для детей», хотя оно больше соответствует жанру романтической сказки. Здесь есть характерное для романтизма двоемирие: мир реальный – пансион, где обучался главный герой Алёша, и мир волшебный – подземное царство. Причём эти два мира не изолированы друг от друга. Например, Чернушка в действительности обычная курица, а в волшебном мире – заслуженный министр.

С волшебной сказкой произведение роднит наличие героя, который должен пройти испытания, присутствие волшебных предметов (конопляное семечко), мотив троекратного повтора. Анализ рассказа «Чёрная курица» это явно показывает.

Основная идея

Из краткого содержания сказки можно сделать два вывода:

  1. Всего нужно добиваться упорным трудом, а не надеяться на чудо.
  2. Свято хранить доверенные тебе секреты друга, особенно когда знаешь, что раскрытие тайны может ему повредить.

Для ознакомления с повестью, потребуется всего два с половиной часа, поэтому рекомендуем читать эту увлекательную сказку в оригинальной авторской версии.

Эта загадочная история говорит нам и о том, что рядом с нами может быть волшебство. Но если мы хотим удержать его, стоит быть просто хорошими людьми. Не задаваться и не презирать других. Это главный урок, который стоит вынести из повести.


Издательство «Манн, Иванов и Фербер» представляет книгу Александры Барковой «Славянские мифы. От Велеса и Мокоши до птицы Сирин и Ивана Купалы».

Древние славяне, в отличие от греков, египтян, кельтов и многих других народов, не оставили после себя мифологического эпоса. В результате мы не так уж много доподлинно знаем об их мифологии, и пробелы в знаниях стремительно заполняются домыслами и заблуждениями. Автор этой книги Александра Баркова рассказывает, что нам в действительности известно о славянском язычестве, развеивает популярные мифы и показывает, насколько интересными и удивительными были представления наших предков об окружающем мире, жизни и смерти.

Предлагаем прочитать начало одного из разделов книги.

Миф, эпос, сказка

Читатель, вероятно, удивлен: книга почти подошла к концу, а в ней до сих пор не было ни Бабы-яги, ни Змея Горыныча, ни Жар-птицы, ни прочих сказочных персонажей, знакомых с детства.

Прежде всего объясним: Змей Горыныч — не сказочный персонаж, а былинный. Современная культура разницу между сказками и былинами совершенно не осознаёт, но сто лет назад, когда былинная традиция умирала, приговором ей стали именно слова «Пожалуй, сказка всё это».

Так в чем же разница между мифом, эпосом (в частности, былинами) и сказкой?

В традиционном обществе сказка играет ту же роль, что фэнтези — в современном: это рассказ о чудесном, в который никто не верит. Он предназначен для развлечения. Конечно, в основе сказки лежат древние мифы, но они опираются на совершенно иной образ жизни, иную систему ценностей (когда убивать слабого — не просто нормально, а действительно гуманно). Сказка перестала быть предметом веры не потому, что древние мифы «забылись» (они не забыты, раз сказка существует до сих пор!), а потому, что радикально изменилось общество.

Эпос — это идеальное прошлое народа. Исторические реалии в нем, конечно, присутствуют, но в исправленном виде.

У нас есть полдюжины сюжетов о нашествии татар, и все они построены по общему принципу: в Киеве не осталось богатырей, кроме главного героя былины, приходят татары, и главный герой сразу (или не сразу) их разбивает. Никакого татарского ига в былинах нет и быть не может. Другой пример: былина «Илья и Идолище» начинается с того, что Идолище Поганое захватило Царьград. В основе — реальный исторический факт: 1453 год, взятие Константинополя войсками Мехмеда II. Но приходит Илья Муромец, побеждает Идолище — и Царьград снова становится православным городом. Степень волшебности врагов в былинах бывает разной: от Змея Горыныча (чудище в чистом виде) до полулюдей-получудищ (Идолище, Тугарин на крылатом коне) и вполне исторических татар.

Пока эпос жив, в него верят, но верят совершенно не так, как в миф. Верят в то, что все эти монстры и одержанные над ними победы реально были. Когда эта вера иссякает, эпос фактически превращается в сказку (пример чего мы видим в современных мультиках, легко смешивающих былинных и сказочных персонажей). Кстати, триады «Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович» в былинах нет, ее придумал Васнецов, воплотив на знаменитой картине «Богатыри».

В былинах действительно нередко говорится о том, как Илья Муромец стоит на заставе богатырской, и в перечне витязей, которые находятся там вместе с ним, иногда мелькает Алёша.

А вот Добрыня Никитич — дипломат; в трех из пяти сюжетов, связанных с ним, князь Владимир отправляет его с различными поручениями к иностранным дворам (в частности, именно он привозит Владимиру в жены Апраксию-королевичну); кроме того, в былинах подчеркивается молодость Добрыни, так что и сама триада, и портрет Добрыни — личное творчество Васнецова, не имеющее отношения к подлинным текстам.

 Что такое бергамот в сказке черная курица

Добрыня Никитич. Иллюстрация А. Рябушкина. 1885 г.

Говоря о Васнецове, нельзя не упомянуть его картину «Сирин и Алконост». На ней изображены черная и белая птица, однако кто из них кто? В древнерусской культуре Сирин — это греческая сирена, убивающая своим пением.

Если человек услышит ее голос, его разум будет пленен и забудет всё сегодняшнее, и до тех пор будет ходить вослед той птице, пока не падет мертвым, не переставая слышать ее голос.

В таком контексте отождествление сиринов с вилами добавляет мрачности в образ вил.

Алконост появился в древнерусских текстах как результат описки: существует греческий миф о деве Алкионе (что значит «зимородок»), и имя возникло из искажения фразы «алкионъ есть птица морская». По народным поверьям, Алконост поет о рае и радости, от касания ее крыльев яблоки превращаются в целительные плоды.

Что такое бергамот в сказке черная курица 

«Сирин и Алконост». Картина В. Васнецова, 1896 г.

Получается, Васнецов отразил традиционные представления: черная птица у него — Сирин, а белая — Алконост. Но во второй половине ХХ века представления сменились, что можно видеть, в частности, в песне В. Высоцкого «Купола»:

Птица Сирин мне радостно скалится —
Веселит, зазывает из гнезд,
А напротив — тоскует-печалится,
Травит душу чудной Алконост.

Вернемся к былинам. Рассуждая о матери сырой земле, мы отмечали эту удивительную особенность русского эпоса: обилие сверхмогучих персонажей, сила которых идет от земли. Змей Горыныч воплощает четыре дикие стихии (он хозяин реки, он дышит огнем, он летает, и его царство расположено в горах), а Добрыня повергает его в первом же бою, и не оружием, а «шапкой земли греческой». В этом справедливо видят метафору принятия христианства («шапка земли греческой» — монашеский клобук), и всё же слово «земля» обязательно присутствует в тексте, а некоторые сказители еще и добавляют, что Добрыня насыпает в шапку земли.

Другая яркая черта былин — череда богатырок. Богатырку в тексте называют древним словом «поленица» (то есть та, которая сражается в поле). Настасья Микулишна, сажающая Добрыню себе в карман; Василиса Микулишна, вызволяющая мужа из темницы (история о том, как герой на пиру у правителя похвастался силой жены и она затем в испытаниях подтвердила правоту его слов, есть в ирландском эпосе, но там героиня проклинает короля и бросает мужа; русская богатырка много добрее); Настасья Литовская, более искусная в воинском мастерстве, чем ее муж Дунай; Латыгорка/Латымирка, побежденная Ильей Муромцем и родившая ему Сокольника… Для сравнения: германо-скандинавский эпос куда более жесток и свиреп, однако воительница там, строго говоря, только Брюнхильд/Брунгильда (Гудрун/Кримхильда яростна, но она не сражается).

Свидетельствует ли обилие богатырок о том, что такие русские валькирии реально существовали? Мы полагаем, что нет. Недаром ни для одной из них не нашлось места в Киеве: Настасья Микулишна в замужестве предстает обычной женщиной, русской Пенелопой, ждущей мужа десятилетиями; Василиса со Ставром уезжают из Киева; Настасья Литовская погибает, нечаянно сраженная мужем в воинском состязании, а Латыгорка, как и ее сын Сокольник, — враги Руси. Способность женщины сражаться воспринималась сказителями как сверхъестественная черта, и подобному нет места в мире людей.

 Что такое бергамот в сказке черная курица

Богатырка Настасья Королевична. Открытка С. Соломко. Начало XX в.

Богатырки известны не только по былинам. В сказке действует Марья Моревна (некоторые хотят в ней видеть богиню Марену) — она победила и держит в плену Кощея. Сложно сказать, был ли Кощей когда-либо персонажем собственно мифов, поскольку вне сказок он не встречается. Рыбаков приводит цитату о низверженном идоле Перуна, который плыл «из света во кошьное, сиречь во тму кромешную». На этом основании он предполагает, что «кощное» — название преисподней, царства Кощея (чье имя, вероятно, происходит от слова «кость» и означает «скелет»). Такое утверждение выглядит убедительным, но даже оно не делает Кощея неким русским Аидом: никаких следов его культа в историческое время не обнаружено.

Аналогичная ситуация с самым ярким сказочным персонажем — Бабой-ягой. Имя она, вероятнее всего, получила от татарского «бабай ага» («великий господин») — им пугали детей, и в итоге «бабай» перешло в «бабу» и закрепилось за универсальным, общемировым образом лесной ведьмы.

 Что такое бергамот в сказке черная курица

Баба-яга на иллюстрации И. Билибина. 1931 г.

Баба-яга блистательно проанализирована В. Я. Проппом в классической работе «Исторические корни волшебной сказки». Он показывает, что в основе волшебной сказки лежит обряд инициации, то есть посвящения юноши во взрослые члены охотничьего племени. В ходе этого ритуала юношей подвергали пыткам (в сказках Яга нередко вырезает полосу кожи со спины героя), слабые при этом погибали (изба Яги окружена частоколом, на котором висят черепа), а выжившие обучались как навыкам охоты, так и ее магическим ритуалам. Такое братство будущих охотников в сказках показано в виде дома разбойников в чаще леса, а самое известное его воплощение — у Пушкина, в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» (об этом мы говорили в самом начале в связи с волками).

С точки зрения мифологии обряд инициации представлял собой смерть мальчика и рождение мужчины (в традиционном мышлении нет понятия взросления). Посвящаемого необходимо было убедить в том, что он умер и воскрес. Этой цели в ритуале служили пытки, а в сказке этот момент сохранился в мотиве печи Яги, куда она хочет посадить героя, чтобы затем съесть его. Как мы знаем, в печи видели связующее звено между миром живых и мертвых, и проход через нее должен магически преобразить героя. Но, как уже говорилось, сказка возникает тогда, когда обряд забывается (с переходом общества от охотничьего образа жизни к земледельческому отпала необходимость в инициатических пытках и гибели слабых), поэтому сказочные сюжеты, в которых Яга хочет съесть героя, всегда заканчиваются ее неудачей. Более того, эти сюжеты устарели настолько давно, что ушли в детский фольклор (типа сказки «Гуси-лебеди»), в них не осталось никаких намеков на инициацию, а героя-подростка заменил почти младенец. Но мотив магической трансформации сохраняется — например, в «Сивке-Бурке», где герой чудесным образом пролезает через уши коня и превращается из заморыша в красавца; важно, что это не просто волшебный конь, а дар умершего отца, то есть трансформация проходит благодаря контакту с миром мертвых, причем с умершим предком.

Почему у избушки Бабы-яги курьи ножки? Они не петушиные, не куриные, тем паче не принадлежат какому-то другому животному или птице. Они всегда и неизменно «курьи». Эти ноги не имеют отношения к курице, это столбы, окуренные дымом. Речь идет о том самом способе «воздушного погребения», о котором мы уже говорили в связи с неупокоенными мертвецами. Помимо открытого трупоположения выдающихся личностей (мы обнаружили его описание в былине о женитьбе Святогора) существовало и «воздушное погребение» в колоде или специальном крохотном домике, куда помещался труп в скорченном состоянии.

 Что такое бергамот в сказке черная курица

«Домовины (Избы смерти)». Картина Н. Рериха. 1914 г.

Чтобы это погребение как можно дольше не рухнуло на землю, столбы, на которых оно стояло, окуривали дымом от гнили. Такой обычай у предков славян ушел в прошлое в доисторические времена, но еще Нестор отмечал сочетание «воздушного погребения» с кремацией: труп сжигали, прах ссыпали в «сосуд мал» и ставили «на столбе». Несомненно, и этот столб был окурен.

Кто же (и что же) — Баба-яга? Прежде всего, она слепая — она вынюхивает героя, говоря: «Фу-фу-фу, русским духом пахнет». Как пишет Пропп, живые не видят мертвых, а мертвые не видят живых. В тех сказках, где избушка стоит на краю леса, Баба-яга готова помочь герою, потому что, согласно логике уже забытого обряда, герой — ее дальний потомок. При этом о Яге известно, что она «положила зубы на полку» (так говорят об умерших от голода), «а нос в потолок врос» (неэстетично, но приходится признать: Яга — это полуразложившийся труп).

В обряде инициации посвящаемый был уверен, что его проглатывает мифический предок рода (поэтому реальные хижины для посвящения делались в виде пасти), и в сказке мотив еды у Яги непременно сохранен.

Если Яга предстает врагом — то она хочет съесть героя, если Яга предстает помощником — то она «накормила-напоила, спать уложила», отчего герой получает магические силы, необходимые для следующего этапа его приключений. «Спать уложила», несомненно, знак временной смерти посвящаемого и того забытья, в которое впадали из-за пыток реальные подростки охотничьей эпохи.

 Что такое бергамот в сказке черная курица

Иллюстрация И. Билибина к сказке «Василиса Прекрасная». 1902 г.

Когда обряд инициации был забыт окончательно, в параллель к мужским сказкам стали возникать и женские: в них к Яге попадает не юноша, а девушка. Наиболее известным вариантом является «Василиса Прекрасная», где героиня, отправленная к Яге злой мачехой, в итоге получает череп с горящими глазами — знак ее волшебной силы. Прохождение инициации радикально повышало социальный статус человека, что и отражает сказка: от восстановления справедливости в семье (горящие глаза черепа сжигают врагов героини) до превращения крестьянского сына в царя.

Героиню сказки нередко зовут Василисой (Прекрасной или Премудрой) — это имя в переводе с греческого означает «царица», так что Иван-царевич с Василисой оказываются по сути тезками. Почему в центре внимания сказки всегда есть цари либо она заканчивается воцарением героя?

Потому что традиционное общество верит: благополучие зависит исключительно от магических качеств царя, и править должен тот, кто обладает ими в полной мере. Эти качества персонифицируются в сказке в виде магических помощников. Самый известный пример — «Конек-горбунок» Ершова (это литературная сказка, написанная на фольклорной основе): фактически всё за Ивана делает его чудесный скакун, однако это не ставится Ивану в укор, ведь Горбунок и есть его магия, которая затем будет оберегать страну.

Страшно представить, что будет дальше. Такой смертности и бедности у нас еще не было

Иллюстрация с сайта

Нашей стране есть чем похвастаться перед другими странами мира. Денег у государства «куры не клюют». В золотовалютных резервах накоплены несметные сокровища, бюджет на зависть другим странам ежегодно верстается с огромным профицитом.

Чиновники не бедствуют, получая запредельные даже по мировым меркам зарплаты. Количество российских долларовых миллиардеров с каждым годом увеличивается, в арифметической прогрессии растут и их огромные состояния.

Вот только основная масса населения ежегодно отмечает только ухудшение своей жизни. И в последнее время те, кто были у нас бедными, становятся нищими, средний класс постепенно исчезает, плавно перетекая в класс бедняков.

Все эти процессы фиксируют не только многочисленные независимые опросы населения, но и даже сама официальная статистика.

Только у 15% россиян есть сбережения, на которые они смогут продержаться более 6 месяцев

Исследовательский центр портала Superjob.ru 13 декабря провел свой очередной опрос (Подробнее ➤) среди 1600 представителей экономически активного населения из всех округов страны, в результате которого выяснилось, что за последние годы резко выросло число россиян, не имеющих вообще никаких сбережений.

На конец 2021 года 43% наших соотечественников имели нулевой запас денег на «черный день». По сравнению с 2008 годом доля таких людей возросла более чем в 1,5 раза.

Из опроса также следует, что в группу людей, которые не имеют ни копейки за душой, перешли и те, кто в прошлом имел накопления.

Страшно представить, что будет дальше. Такой смертности и бедности у нас еще не былоИсточник

Основная же доля тех, кто имеет «подушку безопасности», то есть накопления, на которые можно прожить как минимум полгода, составляет всего 15% всех опрошенных.

Таким образом, основная масса населения (85%) не имеет никакого запаса прочности и не сможет продержаться за счет своих сбережений более 6 месяцев.

На мой взгляд, ничего удивительного в этом нет. Все деньги, которые когда-то и были в распоряжении наших граждан, съели девальвация и самое продолжительное с девяностых годов падение уровня реальных доходов населения. Ситуацию усугубила пандемия и связанные с ней ограничения. Людям пришлось очень непросто, многие были ограничены в получении дохода и потратили имеющеюся у них ранее «подушку безопасности».

Масло в огонь добавила и инфляция, сделав накопления в России практически бессмысленным занятием. Даже те, кто и мог бы откладывать со своих доходов какую-то копейку, понимают, что все эти деньги на глазах обесцениваются и лучше их потратить прямо сейчас, нежели копить.

С чего откладывать, если большинство живет «от зарплаты до зарплаты»?

Результаты опроса Superjob.ru легко сопоставляются с официальными данными самого Росстата.

Обычно нам из данных официальной статистики любят показывать цифры роста средней заработной платы, которая в России сейчас уже составляет 54 687 рублей (Подробнее ➤). Еще нам любят говорить о рекордах по сокращению показателей бедности, которую у нас уменьшают, постоянно меняя методику подсчета (Подробнее ➤). Но все эти показатели, на мой взгляд, совершенно не отражают реальную картину жизни населения.

Однако есть и другие официальные данные, которые обычно не афишируются. Именно они, по сути, и подтверждают все независимые опросы населения, которое отмечает ухудшение своей жизни.

Я говорю о показателе Росстата «Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов».

Страшно представить, что будет дальше. Такой смертности и бедности у нас еще не былоИсточник

Как видим, согласно этим данным, большинство граждан страны (почти 85%) имеет доходы менее 60 000 рублей в месяц.

Кстати сказать, такой же процент и был получен в результате опроса Superjob.ru. Именно все эти люди и не могут отложить на «черный день», живя от заплаты до заплаты.

Причем одна треть населения (30%), согласно вышеприведенной таблице Росстата, имеет доход менее 19 000 рублей, 18% – менее 27 000, 26% — менее 45 000, и только 11% – от 45 000 до 60 000 рублей.

Независимый опрос, проведенный недавно «Почта-банком», показал, что именно 1/3 населения не хватает денег от зарплаты до заплаты (Подробнее ➤), и они вынуждены постоянно занимать, чтобы как-то жить. Скорее всего, это именно те 30%, которые имеют доходы менее 19 000.

На мой взгляд, все эти цифры довольно пугающие. Они отражают реальную картину.

Треть населения страны живут в глубокой нищете, практически все остальные влачат жалкое существование и даже не могут сделать хоть какие-то накопления. И только 15% имеют доходы, на которые можно хоть как-то жить и откладывать на «черный день».

Все эти печальные цифры — результат экономической политики, проводимой нашими финансовыми властями последние годы. Именно эти цифры объясняют и тот факт, что Россия стала одним из лидеров по избыточной смертности населения. За год мы с вами потеряли более 2,5 миллионов человек, и заняли 9 место в топ-10 анти рейтинга среди 112 стран мира (Подробнее ➤). И причина, здесь, конечно же не только в пандемии.

Смертность в России в первую очередь связана с бедностью и нищетой наших людей, социальным расслоением в обществе, снижением расходов государства на социальную сферу и здравоохранение. И самое главное – в нежелании самого государства признавать и решать все эти проблемы.

Что будет дальше? Даже страшно представить….

Дорогие читатели, мне очень важно ваше мнение по поводу прочитанной публикации.

Если публикация вам понравилась, прошу поддержать ее и поставить лайк, если не понравилась – дизлайк.

Любая оценка для меня важна!

Сказка – ложь, да в ней намёк.
Добрым молодцам урок.

А.С.Пушкин.

Цели урока:

  • раскрыть идейное содержание сказки через
    анализ текста;
  • углубление знаний о литературной сказке;
  • развитие монологической и диалогической речи
    учащихся;
  • развитие мыслительной деятельности учащихся,
    то есть умение анализировать, синтезировать,
    обобщать;
  • развитие навыков выразительного чтения;
  • расширение словарного запаса;
  • формирование нравственных ориентаций на
    распознавание истинных и ложных ценностей;
  • выявление актуальности произведения для
    современных школьников;
  • создание на уроке психолого- педагогических
    условий для личностного роста каждого ученика.

Оборудование:

  • презентация,
  • видеофильм “Чёрная курица”.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Вступительное слово учителя.

(0бъявление темы урока, запись в тетрадь).

— Что вы знаете об этом писателе? (слайд
1 – портрет А. Погорельского)

(ответы учащихся)

— Что привлекло ваше внимание, когда вы
знакомились с биографией писателя?

(Произведение написано для племянника,
будущего писателя Алексея Константиновича
Толстого).

— Вы прочитали это произведение. Чем оно
показалось вам необычным? На какие прочитанные в
этом году произведения похожа “Чёрная курица”?

(Необычный герой, волшебное зёрнышко. Похоже на
сказку.)

— Докажите, что это сказка.

(есть сказочный зачин “жил-был”

волшебное число “3” – три сна

волшебный предмет – конопляное зёрнышко

чудесные превращения

курица разговаривает с Алёшей.

— А есть ли отличие?

У нашей сказки есть автор, а у народной его нет.

Это первая литературная сказка. Ещё есть
отличия?

(Отражены реалии того времени: точная география

Имя, возраст мальчика.)

– В какое время происходят события? С тех
прошло много лет. Скажите, а русский язык
изменился с тех пор? Все ли слова были понятны?
Дома вы должны были поработать с незнакомыми
словами.

Словарная работа (слайд 2).
Объяснение непонятных слов.

— А зачем нам надо понимать значения этих слов?

(Чтобы понять прочитанное, ведь сказка написана
более ста лет назад).

— В чём состоит главная особенность русских
народных сказок? Вспомните слова А.С.Пушкина:
“Сказка – ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам
урок”. Каковы уроки русских народных сказок?

(Добро всегда побеждает зло. Зло всегда
наказано).

— А вот следует ли А.Погорельский этому
принципу, мы и посмотрим в конце нашего занятия.

Анализ образа главного героя.

— Поговорим о главном герое. Кто он?

(Мальчик Алёша. Ему 9-10 лет. Он почти наш
ровесник)

— Разделите страничку на две части. В левую
часть мы выпишем каким знали Алёшу в пансионе, за
что его любили. (Работа на доске и в тетрадях).

Умненький

Миленький

Все любили

Начитанный

Романтик

Мечтатель

Верит в волшебство

Остро чувствует своё одиночество

 

— За что полюбил Алёша Чернушку? В чём это
проявилось?

(Она была тихого нрава. Мальчик подкармливал
ее).

— Что предпринял Алёша для спасения Чернушки?

У Никиты было индивидуально задание –
пересказать от лица мальчика это спасение. И от
того, как Никита справится с заданием, зависит
наше представление о характере героя.

Пересказ от лица Алёши эпизода “Спасение
Чернушки”.

(работа со слайдом 3)

— Как художнику удалось показать напряжённость
момента? Насколько точно художник воспроизводит
этот эпизод?

— Какие качества главного героя проявились
здесь?

(твёрдость, щедрость).

— Как назвал Алёшу автор?

(избавитель)

— Давайте подберём синонимы к слову
“избавитель”

(спаситель, освободитель, заступник)

— Как бы вы оценили поступок героя?

(мальчик совершил благородный поступок)

— Как Чернушка его отблагодарила?

(повела в подземное царство) –

Кадры в/фильма

— Как вы считаете, посещение этого царства –
реальное событие?

(это сон, видение, обморок)

— А как ведёт себя Алёша? В чём смысл первого сна?

(Чуть ослушался, не выполнил требования – чуть
не поплатился жизнью)

— Можем ли мы вынести какой – то урок из этого?

— Обратимся к следующему эпизоду.

Чтение по ролям диалога короля и Алёши (слайд 4).

— Алёше дана награда заслуженная, но что он
попросил? Почему именно с такой просьбой он
обратился к королю?

(Чтобы труда не знать, ищет лёгкой жизни)

— Итак, у Алёши оказалось волшебное зёрнышко. Но,
как обычно бывает в сказках, есть одно условие,
при котором волшебство перестаёт действовать.
Какое это условие?

(Алёша не должен быть нескромным).

— Почему вдруг такое условие? Что значит быть
скромным или нескромным?

(выслушиваем ответы учащихся).

— Давайте посмотрим, как же толкуют это слово
словари.

(слайд 5)

— От чего же предостерегает король Алёшу?

(работаем со словарными статьями, подчёркиваем
слова)

2 урок.

— Мы продолжаем работу по сказке
А.Погорельского “Чёрная курица”. И теперь нам
предстоит с вами дать окончательный ответ на
вопросы: “Каковы главные уроки сказки? Следует
ли автор принципу русских народных сказок
заканчивать произведение победой добра над
злом”.

— Конопляное семечко освободило Алёшу от труда.
Многие из вас, наверняка, мечтали о таком
волшебном предмете. Но всегда ли это хорошо?

Давайте вернёмся к нашей табличке и запишем в
правом столбике, что изменилось в жизни Алёши,
когда он стал обладателем волшебного зёрнышка.

(работа в парах, обсуждение, выписывание на
доску).

  Не прикладывает труда, чтобы учить
уроки

Отлично отвечает учителю

Товарищи перестали его любить

Шалил много, надоел товарищам

“страшный шалун”

Стал непослушным

Несчастный

— Почему похвала за отличные ответы не
доставляла Алёше удовольствия?

(не заслужил. Урок не стоил никакого труда. Мы не
ценим того, что нам легко достаётся)

— Почему изменилось отношение детей к Алёше?

(стал гордым, высокомерным, заносчивым)

— А вы помните условие, при котором перестаёт
действовать волшебство? Если нарушается договор,
то неминуема расплата, наказание. Как же наказан
Алёша?

(он потерял волшебное зёрнышко)

Выразительное чтение эпизода “Потеря
конопляного зёрнышка”.

— Для главного героя это катастрофа. Почему
теперь Алёша не смог выучить урок?

(навык утрачен, он разучился трудиться,
добывать знания)

— А для нас это с вами урок?

— Но неслучайно мы говорили о признаках
волшебной сказки. Цифра “3” – волшебная цифра.
Использует ли автор это число?

— Для чего автор вводит третий сон Алёши? Каков
его смысл? Чему учит Чернушка мальчика?

(хранить тайну. Держать честное слово. Не быть
неблагодарным)

— Почему Чернушка называет неблагодарность
“худшим свойством”?

К чему привела неблагодарность Алёшу?

(Он предал маленьких жителей)

— Как вы понимаете слова Чернушки: “Пороки
обыкновенно входят в дверь, а выходят в щёлочку”?

(легко приобрести дурные привычки, но трудно от
них избавиться).

8. Чтение по ролям диалога Алёши и учителя.

– Какие слова учителя могут пригодиться нам?
Какие уроки мы можем извлечь из этого эпизода?
Можем ли мы эти слова взять в качестве второго
эпиграфа?

(“Не для того нам дан ум, чтобы мы употребили
его во зло”.

Надо развивать таланты, данные нам.

Особое внимание автор обращает на поведение
товарищей Алёши.).

— Почему Алёша боится увидеть Чернушку в
четвёртый раз?

(Совесть мучает, поэтому мы верим, что он
непотерянный человек, он может исправиться).

кадры в/фильма “Алёша прощается с
Чернушкой”.

— Если так трагично заканчивается сказка

— жители подземного королёвства ушли

— Алёша наказан

— предательство,

то можно ли говорить, что конец традиционен для
волшебной сказки? Побеждает ли добро над злом?

(Да, побеждает. Потому что Алёша стал прежним
добрым и послушным, скромным и прилежным
мальчиком).

— В течение двух часов мы говорили с вами об
уроках, которые получил Алёша. В дома вы напишите
ответ на вопрос: “Какие уроки извлёк я из сказки
А.Погорельского “Чёрная курица”

  • Что такое баллада сочинение
  • Что такое барки из сказки черная курица или подземные жители
  • Что такое безответственность сочинение огэ
  • Что такое авторитет определение для сочинения
  • Что такое аннотация к рассказу 4 класс литературное чтение